Пaльтo

Взаимосвязь методов анализа и синтеза. Аналитико-синтетическая деятельность в научном исследовании: сущность, виды анализа и синтеза

Эмпирический уровень познания - это процесс мыслительной - языковой - переработки чувственных данных, вообще информации, полученной с помощью органов чувств. Такая переработка может состоять в анализе, классификации, обобщения материала, получаемого посредством наблюдения. Здесь образуются понятия, обобщающие наблюдаемые предметы и явления. Таким образом формируются эмпирический базис тех или иных теорий.

Для теоретического уровня познания характерно то, что "здесь включается деятельность мышления как другого источника знания: происходит построение теорий, объясняющих наблюдаемые явления, открывающих законы области действительности, которая является предметом изучения той или иной теории".

Общенаучными методами, применяемыми как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания являются такие методы как: анализ и синтез, аналогия и моделирование.

Анализ - это прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки.

Он занимает важное место в изучении объектов материального мира. Но он составляет лишь первоначальный этап процесса познания.

Метод анализа применяют для изучения составных частей предмета. Будучи необходимым приемом мышления, анализ является лишь одним из моментов процесса познания.

Средством анализа является манипулирование абстракциями в сознании, т.е. мышление.

Для постижения объекта как единого целого нельзя ограничиваться изучением лишь его составных частей. В процессе познания необходимо вскрывать объективно существующие связи между ними, рассматривать их в совокупности, в единстве. Осуществить этот второй этап в процессе познания - перейти от изучения отдельных составных частей объекта к изучению его как единого связанного целого - возможно только в том случае, если метод анализа дополняется другим методом - синтезом.

В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т.п.) изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого.

Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез раскрывает место и роль каждого элемента в системе целого, устанавливает их взаимосвязь, то есть позволяет понять то общее, что связывает части воедино.

Анализ и синтез находятся в единстве. По своему существу они - "две стороны единого аналитико-синтетического метода познания". "Анализ, предусматривающий осуществление синтеза, имеет своим ядром выделение существенного".

Анализ и синтез берут свое начало в практической деятельности. Постоянно расчленяя в своей практической деятельности различные предметы на их составные части, человек постепенно научался разделять предметы и мысленно. Практическая деятельность складывалась не только из расчленения предметов, но и из воссоединения частей в единое целое. На этой основе возникал и мыслительный процесс.

Анализ и синтез являются основными приемами мышления, имеющими свое объективное основание и в практике, и в логике вещей: процессы соединения и разъединения, создания и разрушения составляют основу всех процессов мира.

На эмпирическом уровне познания применяют прямой анализ и синтез, для первого поверхностного ознакомления с объектом исследования. Они обобщают наблюдаемые предметы и явления.

На теоретическом уровне познания применяют возвратный анализ и синтез, которые осуществляются путем многократного возврата от синтеза к повторному анализу. Раскрывают наиболее глубокие, существенные стороны, связи, закономерности, присущие изучаемым объектам, явлениям.

Эти два взаимосвязанных приема исследования получают в каждой отрасли науки свою конкретизацию. Из общего приема они могут превращаться в специальный метод, так существуют конкретные методы математического, химического и социального анализа. Аналитический метод получил свое развитие и в некоторых философских школах и направлениях. То же можно сказать и о синтезе.

Аналогия - это "правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках". Аналогия лежит в природе самого понимания фактов, связывающая нити неизвестного с известным. Новое может быть осмысленно, понято только через образы и понятия старого, известного. Первые самолеты были созданы по аналогии с тем, как ведут себя в полете птицы, воздушные змеи и планеры.

Несмотря на то, что аналогии позволяют делать лишь вероятные заключения, они играют огромную роль в познании, так как ведут к образованию гипотез, т.е. научных догадок и предположений, которые в ходе дополнительного исследования и доказательства могут превратиться в научные теории. Аналогия с тем, что известно, помогает понять то, что неизвестно. Аналогия с тем, что является относительно простым, помогает понять то, что является более сложным. Так, по аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч. Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире. Наиболее развитой областью, где часто используют аналогию как метод, является так называемая теория подобия, которая широко применяется при моделировании.

Одной из характерных черт современного научного познания является возрастание роли метода моделирования.

Моделирование основано на подобии, аналогии, общности свойств различных объектов, на относительной самостоятельности формы.

Моделирование - это "метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту". Первый объект называется оригиналом, а второй - моделью. В дальнейшем знания, полученные при изучении модели, переносятся на оригинал на основании аналогии и теории подобия. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднительно и связанно с большими расходами и риском. Типичным приемом моделирования является изучение свойств новых конструкций самолетов на их уменьшенных моделях, помещенных в аэродинамическую трубу. Моделирование может быть предметным, физическим, математическим, логическим, знаковым. Все зависит от выбора характера модели.

Модель представляет собой средство и способ выражения черт и соотношений объекта, принятого за оригинал. Модель - это объективированная в реальности или мысленно представляемая система, заменяющая объект познания.

Моделирование всегда и неизбежно связано с некоторым упрощением моделируемого объекта. Вместе с тем оно играет огромную роль, являясь предпосылкой новой теории.

В основании такого ныне очень широко распространенного в науке приема исследования, как моделирование лежит умозаключения по аналогии. Вообще моделирование в силу своего сложного комплексного характера скорее может быть отнесено к классу методов исследования или приемов.



И анализ и синтез относятся к категории общенаучных методов, которые изучает в том числе методология экономической теории. Собственно, посредством анализа, как процесса логического деления объекта на составные части для их изучения, и синтеза, как изучения объекта в целом, обеспечивается системный поход к осмыслению исследуемого явления. При этом, при анализе происходит движение от конкретного к абстрактному, т.к. объект разделяется на абстрактные составляющие, что помогает понять их специфические отличительные характеристики. При синтезе происходит мыслительное обратное движение от абстрактного к конкретному, что позволяет исследовать объект как единое целое в процессе взаимодействия. Это помогает понять и объяснить те противоречия, которые объекту или явлению присущи.

Анализ и синтез в экономике

Примером проведения экономического анализа может служить процесс исследования себестоимости товара по составным частям, т.е. себестоимости сырья, стоимости процессов маркетинга и администрирования, цены затраченных на производство энергоресурсов и т.д. Примером синтеза – себестоимости этого же товара как суммы всех затрат в целом. С применением методов анализа и синтеза логически связано подразделение общей экономической теории на микро- и макроэкономику.

Анализ и синтез товарных отношений

Примером использования анализа и синтеза может также служить процесс изучения товарооборота в обществе, а именно, исследование вопроса о том, почему, вообще, происходит товарооборот, что движет этим процессом и каковы его закономерности. При этом каждый отдельный товар исследуется как отдельный объект и методом анализа определяются присущие ему свойства. Аналитически легко установить, что любой товар удовлетворяет некую человеческую потребность, иными словами, представляет собой абстрактную полезность для потребителя, поэтому имеет некую потребительскую стоимость. Более того, очевидно, что товарам присуща еще и обменная стоимость, т.е. способность обмениваться в пропорциях между собой. Таким образом, на основе применения анализа выявляются две категории – и обменная стоимость. Далее, для того чтобы понять, какова взаимосвязь между этими категориями применяется синтез. Синтетическое осмысление приводит к выводу, что такую взаимосвязь определяют общественная ценность и рыночная стоимость. Т.е. общественная ценность определяет полезность для общества, а рыночная стоимость – оценку в денежном выражении или относительно других товаров и услуг на рынке.

Следует отметить, что изучение и обоснование экономических явлений методами анализа и синтеза может сопровождаться ошибками. В частности, такими распространенными, как ошибки ложного довода (или софизм), ошибки деления и ошибки композиции. В этой связи, применение упомянутых методов требует определенной квалификации и опыта тех специалистов, которым предстоит применять их в своей работе.

Арендный блок

Анализ - логический метод расчленения целого на отдельные элементы с рассмотрением каждого из них в отдельности.

Синтез - объединение всех данных, полученных в результате анализа. Синтез не простое суммирование результатов анализа. Его задача состоит в мысленном воспроизведении основных связей между элементами анализируемого целого

Методы анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям - это анализ (от греческого analysis - разложение, расчленение), так и в целом - синтез (от греческого synthesis - соединение, сочетание, составление). Например, сопоставление показателей работы отдельных подразделений - это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей промышленности – синтез.

Анализ как метод познания представляет мысленное или практическое (материальное) расчленение целостного предмета на составляющие элементы (признаки, свойства, отношения) и их последующее исследование, реализуемое относительно независимо от целого. Анализ дает возможность выделить существенные и несущественные стороны и связи явления, определить каждое из качеств (свойств) с точки зрения значения и роли в рассматриваемом едином целом, таким образом отделить общее от единичного, необходимое от случайного, главное от второстепенного.

Анализ – лишь начало процесса познания, поскольку знание о предмете в целом не является простой суммой знаний об отдельных ее частях. Отдельные части в предмете взаимообусловлены, и пролить свет на эту взаимообусловленность дает противоположный анализу диалектический метод познания – синтез. При синтезе мысленно или практически соединяют ранее выделенные элементы (признаки, свойства, отношения) предмета в единое целое с учетом знания, полученного в процессе их исследования относительно независимо от целого.

Методы анализа и синтеза в научном исследовании являются взаимосвязанными. Глубина изучения объектов исследования с их помощью зависит от поставленных задач. В практике принято выделять два направления их использования: прямой (или эмпирический) и возвратный (или элементарно-теоретический). Первый вид применяется на стадии предварительного ознакомления с объектом исследования, а второй - как инструмент для формулирования новых научных положений или обобщения конечных результатов. Очевидно, что в первом случае представление об объекте получается поверхностным, а во втором – глубинным, проникающим в суть явлений и закономерностей. С помощью анализа устанавливаются новые истины, отыскиваются новые идеи, тогда как с помощью синтеза реализуется обоснование этих истин, идей.

На практике выделяют разновидность этого метода - структурно-генетического анализа и синтеза, позволяющего установить причинно-следственные связи между отдельными характеристиками объекта. Он используется при изучении сложных по составу объектов. Суть его состоит в том, что объект исследований расчленяется на отдельные элементы, выделяют главные из них, изучают их и устанавливают связи с другими менее значимыми.

Получение новых знаний, независимо от того, опытным или теоретическим путем оно осуществляется, невозможно без различных типов умозаключений.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Методы научного исследования

Принципы научной деятельности. Научное исследование, предмет исследования. Методология науки, Специфика развития. Основная задача методологии науки.

Типовые элементы корпусов сосудов и аппаратов. Элементы и детали внутренних устройств аппаратов

Обечайки, крышки и днища. Люки и лазы. Основные требования, предъявляемые к конструкциям машин и аппаратов, и факторы определяющие конструкцию основных деталей и сборочных единиц. Расчет толщин днищ и крышек, их виды. Типы опор аппаратов, особенности расчета опор аппаратов. Типы опор аппаратов, особенности расчета опор аппаратов.

Работа формирований МСГО при ведении спасательных работ

Формирование древнеегипетской культуры,основные этапы её развития,их связь с историческими судьбами страны

Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. Что определяло развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень? Прежде всего особенности социально-экономического строя Древнего Египта.

Энергосбережение

Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологиях. Актуальность энергосбережения в России и мире. Энергоаудит. Увеличение эффективности генерации тепла.

Первообразная функции

Функцию называют первообразной для функции на заданном промежутке Х, если для всех выполняется равенство: .

При решении задач самого широкого круга, в том числе и экономических, применяются методы логического познания, среди которых выделяются анализ и синтез. В совокупности всех методов логического исследования эти два характеризуются тем, что применяются практически без ограничений, могут использоваться как на закономерностей, так и при обыденном осмыслении фактов, явлений, событий.

Анализ представляет собой такой логический прием, при котором исследователь производит мысленное расчленение объекта или предмета исследования на условные составные части, а затем изучает каждую из выделенных частей отдельно. В повседневной жизни мы часто употребляем это слово, порой, не придавая особого значения тем условиям, которые выдвигаются использованием данного метода в познании. Одним из важнейших таких условий является то, что и анализ, и синтез, используемые при изучении какого-либо предмета, должны мыслительно делиться только и исключительно на те составляющие, которые в совокупности образуют предмет исследования. Замена их аналогами и однотипными компонентами не допускается, эта замена уже означает переход к другому методу логического познания - моделированию.

Синтез - это такой при котором отдельные элементы предмета познания объединятся в целое и исследуются в составе этого целого. Как видно из содержания, оба метода - анализ и синтез - представляют собой диалектическую целостность, а потому в практике, как правило, используются (или должны использоваться) совместно, обеспечивая, таким образом, более высокую достоверность результатов.

Применение этих методов настолько распространено, что напрямую связывается вообще с умением человека осмысливать рационально окружающий мир и явления, которые в нем происходят. Тем не менее, их использование имеет ряд особенностей, которые обусловлены сферой применения и свойствами изучаемого объекта или предмета. Так, например, анализ и синтез в экономике понимается как движение мысли в "обратном направлении", такое, при котором рассуждение строится от неизвестного экономического феномена к известному, и наоборот. Следует также учитывать, что и анализ, и синтез, сами по себе не выступают доказательством либо решением какой-либо проблемы, они - только средство поиска этого решения.

Прикладное назначение данных логических приемов именно в экономике состоит в том, что с их помощью выявляются сущностные стороны происходящих экономических процессов, исследуются важнейшие тенденции развития хозяйственной деятельности на макро- и микроэкономическом уровнях, глобальные, общегосударственные и локально-региональные экономические проблемы.

Помимо этого, анализ и синтез систем управления, например, выступает в качестве начальной точки при проведении планирования и прогнозирования экономической ситуации, независимо от того, какого масштаба объект мы изучаем, или к какой форме собственности он принадлежит. Использование данных логических приемов, как самостоятельно, так и в составе системного анализа, позволяет аргументировано обосновать, опираясь на данные науки, всю экономическую политику того объекта, который изучается.

К синтез и анализ в своем применении охватывают и мировую, и общегосударственную экономические сферы. То же самое на микроэкономическом уровне ограничивается рассмотрением вопросов развития отдельной отрасли, предприятия и даже индивидуального предпринимателя. Здесь имеет место выделение в качестве предмета анализа или синтеза изучение таких показателей, как объемы производства величины издержек и прибыльности предприятия или фирмы.

Как синтез, так и анализ в экономической сфере имеет несколько разновидностей, обусловленных интересами и целями самого исследования. Так, если нам необходимо узнать о прошлых тенденциях развития предприятия, применяется ретроспективный вариант, а если мы хотим «заглянуть» в будущее - перспективный.

Наиболее продуктивным считается правильное сочетание данных методов в составе комбинированной методики, например, при к изучению объекта. Это обеспечивает сохранение всех преимуществ методов, при нивелировке их недостатков, за счет использования других методов познания.

Анализ и синтез, подобно индукции и дедукции, представляют собой противоположные, но в то же время тесно связанные методы познания. В простейшем своем виде анализ есть мысленное расчленение целого на части и отдельное познание этих частей как элементов сложного целого. Задача анализа – найти, увидеть в целом – части, в сложном – простое, в едином – многое, в следствии – причину и т.п.

Синтез являет собой противоположный процесс – соединение частей в целое, рассмотрение целого как сложного, состоящего из множества элементов. Восхождение от причины к следствию есть синтетический, конструктивный путь.

Поскольку изучаемое явление предстает всегда как сложное образование, его познание (после предварительного общего ознакомления) обычно начинается с анализа, а не с синтеза. Чтобы объединить части в целое, необходимо сначала иметь эти части перед собой. Поэтому анализ предшествует синтезу.

Как осуществлять анализ?

Логика выработала ряд правил аналитического исследования, к числу которых относятся следующие.

1. Перед анализом исследуемого предмета (явления) необходимо четко выделить его из другой системы, в которую он входит как составной элемент. Это тоже осуществляется с помощью анализа (предшествующего).

2. Далее устанавливается основание, по которому будет производиться анализ. Основанием называется тот признак анализируемого предмета, который отличает одни компоненты от других. На каждой ступени анализа должно выбираться одно основание расчленения, а не несколько сразу. Выделяемые в результате анализа элементы должны исключать друг друга, а не входить один в другой.

3. После этого осуществляется анализ, причем аналитические знания приобретаются в основном выводным путем, т.е. на основе действий, совершаемых по правилам формальной логики.

Синтез как способ построения невыводного знания заключается в объединении и переработке нескольких систем знаний, в объединении различных теоретических утверждений, в результате чего осуществляется межсистемный перенос знаний и рождается новое знание.

На основе синтеза в научном исследовании решаются следующие важные теоретические вопросы:

1. Изучаемый предмет представляется как система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных сторон и связей.

2. Выясняется, существует ли единая природа, общие существенные элементы у явлений, которые изучаются как различные, но у которых замечено нечто общее.

3. Устанавливается, существует ли связь между законами и зависимостями, относящимися к одному объекту.

Синтез, таким образом, не простое сложение частей, а логически – конструктивная операция, позволяющая намечать движение познания (выдвигать идей, гипотезы, развивать их) и осуществлять его движение. Результаты синтетической деятельности должна быть целостная картина, адекватно отражающая действительность.

Достоинство синтетического метода исследования – его соответствие, адекватность процессу движения, развития.

Процедуры системного анализа и синтеза в экономических исследованиях:

1. Выявление и формулирование научной проблемы. Определение объекта и предмета исследования, цели и задачи.

2. Целенаправленный сбор информации, структуризация проблем, описание исследуемой системы. Содержание: цели системы, степень зависимости от среды. Элементы системы. Структура. Связи и отношения. Поведение системы. Управление.

3. Построение гипотез о механизмах интеграции и путях развития. Построение модели (синтез).

4. Исследование объекта с помощью системы методов. Корректировка планов исследования.

5. Прогноз развития системы. Объяснения. Оформления.

Тема 6. Методы экспертной оценки в исследовании систем управления

6.1. Характеристика методов экспертных оценок

При наличии в процессе исследования систем управления интуитивной информацией, преобразуемой воображением используют экспертные методы исследования. Эти методы особенно часто применяются в предшествующих прогнозных и плановых исследованиях систем управления. Экспертные исследования могут иметь как самостоятель­ное значение, так и использоваться при проверке истинности (верификации) логических исследований и моделирования.

Прогнозные экспертные оценки отражают индивидуаль­ность суждения специалистов относительно эффективности, расхода ресурсов, безопасности, а также перспектив развития объекта и основаны на мобилизации профессионального опыта и интуиции.

Экспертные методы исследований используют для анализа, диагностики состояния, последующего прогнозирования вариантов развития: объектов, развитие которых либо полностью, либо частично не поддается предметному описанию или математи­ческой формализации; в условиях отсутствия достаточно представительной и достоверной статистики по характеристикам объекта; в условиях большой неопределенности среды функционирования объекта, рыночной среды; при средне- и долгосрочном прогнозировании новых рынков, объектов новых областей промышленности, подвер­женных сильному влиянию открытий в фундаментальных науках; в случаях, когда или время или средства, выделяемые на прогнозирование и принятие решений, не позволяют иссле­довать проблему с применением формальных моделей; отсутствуют необходимые технические средства моде­лирования, например, вычислительная техника с соответствую­щими характеристиками; в экстремальных ситуациях.

В настоящее время разработано значительное количество ме­тодов экспертных оценок, а также существуют различные подходы к их классификации. Мы будем придерживаться следующего подхода к классификации.

Методы экспертных оценок можно разделить на две группы: методы коллективной работы экспертной группы и методы получе­ния индивидуального мнения членов экспертной группы (рис.18).

Методы коллективной работы экспертной группы предполагают получение общего мнения в ходе совместного обсуждения решаемой проблемы. Иногда эти методы называют методами прямого получения коллективного мнения. Основное преимущество этих методов заключается в возможности разностороннего анализа проблем. Недостатками методов является сложность процедуры получения информации, сложность формирования группового мнения по индивидуальным суждениям экспертов, возможность давления авторитетов в группе. Методы коллективной работы включают методы "мозговой атаки", сценариев, деловых игр, совещаний и "суда".


Рис.18. Методы экспертных оценок

Метод "мозговой атаки". Методы этого типа извест­ны также под названием коллективной генерации идей, мозгового штурма, дискуссионные методы. Все эти методы основаны на сво­бодном выдвижении идей, направленных на решение проблемы. За­тем из этих идей отбираются наиболее ценные.

Возможны различные варианты реализации этих методов. Наи­более распространенным является следующий.

Создаются две группы: генераторов идей и аналитиков. В состав первой группы включаются люди с богатым воображением, как правило, специалисты из смежных областей. Организуется собрание группы, которым руководит ведущий. Основной задачей ведущего является всемерное поощрение инициативы и творчества, свободы выдвижения новых идей, даже на первый взгляд сомни­тельных или абсурдных, недопущение критики. Все выдвинутые идеи фиксируются и передаются группе аналитиков. Группа анали­тиков включает в основном специалистов по данной проблеме, анализирующих предложения и выбирающих среди них наиболее цен­ные.

Достоинством метода "мозговой атаки" является высокая оперативность получения требуемого решения. Основным недостат­ком его - сложность организации экспертизы, так как иногда не­возможно собрать вместе требуемых специалистов, создать непри­нужденную атмосферу и исключить влияние должностных взаимоот­ношений.

Метод сценариев представляет собой совокупность правил по изложению в письменном виде предложений специалистов по решае­мой проблеме. Сценарий представляет собой документ, содержащий анализ проблемы и предложения по ее реализации. Предложения вначале пишут эксперты индивидуально, а затем они согласуются и излагаются в форме единого документа.

Обычно сценарии разрабатываются для прогнозирования раз­вития различных систем, предварительной оценки эффективности и возможного хода выполнения сложной операции и включают описа­ние всех этапов жизненного цикла системы или операции. В даль­нейшем такое описание является основой для разработки формали­зованных моделей различных этапов развития системы. Иначе говоря, сценарий является своеобразной описательной моделью, с которой начинается исследование любой системы в соответствии с этапами моделирования.

Основным преимуществом сценария является комплексный ох­ват решаемой проблемы в доступной для восприятия форме. К не­достаткам можно отнести возможные неоднозначность, нечеткость излагаемых вопросов и недостаточную обоснованность отдельных решений.

Деловые игры основаны на моделировании функционирования социальной системы управления при выполнения операций, нап­равленных на достижение поставленной цели. В отличие от преды­дущих методов, где экспертные оценки формируются в ходе кол­лективного обсуждения, деловые игры предполагают активную дея­тельность экспертной группы, за каждым членом которой закреп­лена определенная обязанность в соответствии с заранее состав­ленными правилами и программой.

Деловые игры широко используются для принятия решений при управлении промышленными предприятиями и другими организациями и направлены также на исследование поведения и обучение специалистов в заданной обс­тановке.

Основным достоинством деловых игр является возможность выработки решения в динамике с учетом всех этапов исследуемого процесса при взаимодействии всех элементов общественной систе­мы управления. Недостаток заключается в сложности организации деловой игры в условиях, приближенных к реальной проблемной ситуации.

Метод совещаний (комиссий, круглого стола) - самый простой и традицион­ный. Он предполагает проведение совещания или дискуссии с целью выработки единого коллективного мнения по решаемой проб­леме. В отличие от метода "мозговой атаки" каждый эксперт мо­жет не только высказывать свое мнение, но и критиковать пред­ложения других. В результате такого тщательного обсуждения уменьшается возможность ошибок при выработке решения.

Достоинством метода является простота его реализации. Од­нако на совещании может быть принято ошибочное мнение одного из участников в силу его авторитета, служебного положения, настойчивости или ораторских способностей.

Метод "суда" является разновидностью метода совещаний и реализуется по аналогии с ведением судебного процесса. В роли "подсудимых" выступают выбираемые варианты решения; в роли "судей" - лица, принимающие решение; в роли "прокуроров" и "защитников" - члены экспертной группы. Роль "свидетелей" вы­полняют различные условия выбора и доводы экспертов. При веде­нии такого "судебного процесса" отклоняются или принимаются те или иные решения.

Метод "суда" целесообразно использовать при наличии нес­кольких групп экспертов, придерживающихся различных вариантов решения.

Методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы основаны на предварительном сборе информации от экспер­тов, опрашиваемых независимо друг от друга, с последующей об­работкой полученных данных. К этим методам можно отнести мето­ды анкетного опроса, интервью и методы Дельфи. Основные преимущества метода индивидуального экспертного оценивания состоят в их оперативности, возможности в полной мере использовать индивидуальные способности эксперта, отсутствие давления авторитетов и в низких затратах на экспертизу. Главным их недостатком является высокая степень субъективности получаемых оценок из-за ограниченности знаний одного эксперта.

Метод анкетного опроса предполагает разработку специаль­ных анкет, содержащих перечень вопросов по решаемой задаче. Анкеты размножаются по количеству экспертов и направляются по соответствующим адресам. В процессе заполнения анкет необходи­мо выполнить следующие требования: обеспечить взаимную незави­симость суждений экспертов; при необходимости проверить одноз­начное понимание экспертами вопросов анкеты; не допускать за­полнение одной анкеты несколькими экспертами; анкету заполнять и отправлять в заданные сроки.

Анкеты собирает руководитель экспертизы; обрабатываются они с использованием статистических методов обработки эксперт­ной информации.

Основными достоинствами метода анкетного опроса являются возможность сбора большого объема информации за достаточно ко­роткий срок и независимость суждений экспертов. К недостаткам следует отнести сложность разработки эффективной анкеты, со­держащей обоснованный перечень вопросов.

Метод интервью предполагает беседу руководителя эксперти­зы с экспертом, в ходе которой перед ним по заранее разрабо­танной программе ставятся сформулированные вопросы. Особен­ностью метода интервью является то, что руководитель и эксперт находятся в непосредственном контакте.

Условно выделяют три формы интервью: свободная беседа, когда дополнительные вопросы формируются в ходе интервью; бе­седа по типу "вопрос - ответ", когда определен ограниченный круг вопросов и на них необходимо дать чёткий ответ; перекрестный опрос, когда эксперта спрашивают несколько исследователей.

Достоинством метода интервью является возможность получить сведения, малодоступные анкетному опросу. Однако на результаты опроса может оказать влияние личность руководителя, способность эксперта к контакту, быстрота его мышления и другие факторы.

Метод Дельфи, или метод дельфийского оракула, представляет собой итеративную процедуру анкетного опроса. При этом соблюдается требование отсутствия личных контактов между экспертами и обеспечения их полной информацией по всем результатам оценок после каждого тура опроса с сохранением анонимности оценок, аргументации и критики.

Процедура метода включает несколько последовательных этапов (туров) опроса. На первом этапе производится индивидуальный опрос экспертов, обычно в форме анкет. Эксперты дают ответы, не аргументируя их. Затем результаты опроса обрабатываются и формируется коллективное мнение группы экспертов, выявляются и обобщаются аргументации и пользу различных суждений. Навтором - вся информации сообщается экспертам и, их просят пересмотреть оценки и объяснить причины своего несогласия с коллективным суждением. Новые оценки вновь обрабатываются и. осуществляется переход к следующему этапу. Практика показывает, что после трех-четырёх этапов ответы экспертов стабилизируются и необходимо прекращать процедуру.

Достоинством метода Дельфи является использование обратной связи в ходе опроса, что значительно повышает объективность экспертных оценок. Однако данный метод требует значительного времени на реализацию всей многоэтапной процедуры.