Платья

Поговорки на тему труда для школьников. Пословицы и поговорки о труде, работе, деле для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ: сборник лучших пословиц с объяснением смысла

Римма Николаевна Одинцова
Занятие по трудовому воспитанию для младших школьников «Маленькое дело лучше большого безделья»

Ход занятия.

1. Организационный момент :

Добрый день! Мы начинаем наше занятие , а начнём мы его с определения нашего настроения. Для этого у меня есть смайлики разного цвета и с разным выражением лица. Я попрошу вас прикрепить на доску картинку с тем выражением лица, которое соответствует вашему настроению.

Молодцы. Я желаю вам на занятии быть активными , внимательными и надеюсь, что занятие будет вам интересно и вы узнаете много нового.

2. Сообщение темы :

Как вы считаете, о чём будет наше занятие ? (Ответы детей)

Наше занятие о труде и называется : «» , как говорится в народной пословице.

Как вы думаете почему, я так назвала занятие ? (ответы детей)

Вы ещё маленькие только учитесь трудиться , для того, чтобы став взрослыми могли многое уметь и делать, и тогда вам легче будет в большом мире .

Целеполагание :

Ребята, а что бы вы хотели узнать и чем заниматься на нашем занятии ?

(ПОДВЕСТИ ДЕТЕЙ К ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ : 1. НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ НОВЫЕ ПОДЕЛКИ

2. ДОДЕЛАТЬ ПОДЕЛКУ «Колокольчик»

3. ЗАНИМАТЬСЯ РАЗНЫМИ ВИДАМИ ТРУДА )

Запомните свои желания, а в конце занятия мне скажите , - всё ли мы выполнили.

3. Актуализация опорных знаний :

Подумайте и скажите, что такое труд . (Ответы детей)

Да, конечно, труд – это работа , дело .

Ребята, а какие пословицы о труде вы знаете ? (ответы детей)

Посмотрите на экран прочитайте пословицы и скажите, как вы их понимаете.

(рассуждения детей)

Какие труды , такие и плоды.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто трудиться .

Не начавши дело - думай , а начавши дело - делай .

Давайте вспомним, о чём были наши последние занятия .

Посмотрите на экран и вспомните, чем мы занимались на этих занятиях и расскажите . (рассказы детей об изготовлении поделок , ремонте книг, посадка комнатных растений)

ФИЗМИНУТКА

На разминку становись!

Вправо-влево покрутись

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)

Начинаем приседать - (Приседание)

Раз-два-три-четыре-пять.

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)

И на место снова сели,

Принимаемся за дело . (Дети садятся.)

4. Приобретение нового материала

Ребята, скажите мне, какие виды труда вы знаете ? (Ответы детей)

Труд бывает физический и умственный. Что такое физический труд ? (Ответы детей)

Физический труд – это вид трудовой деятельности , связанный с приложением физических усилий человека.

Ребята, а что вы делаете физическим трудом ? (Ответы детей)

-Конечно же : вы убираете территорию, дежурите в столовой, ухаживаете за комнатными растениями, вытираете пыль и т. д.

И что такое умственный труд ? (Ответы детей)

Умственный труд – это интеллектуальная деятельность, при осуществлении которого рабочим органом является мозг.

Что такое интеллект?

Интеллект - мыслительная способность человека

А что вы делаете умственным трудом ? (уроки, читаете книги, учим стихи, придумываем поделки, рисунки)

Скажите мне, пожалуйста, при выполнении одного дела, мы можем мы заниматься физическим и умственным трудом ? (ответы детей) Молодцы! Конечно, мы вначале придумываем, а потом делаем.

Умственный и Физический труд - это две взаимосвязанные стороны человеческой деятельности.

Мне очень нравится высказывание одного учёного о труде , прочитайте его на экране :

«Как в самой природе голова и руки принадлежат одному и тому же организму, так и в процессе труда соединяется умственный и физический труд »

Как, вы это высказывание понимаете? Молодцы. Что труд тренирует ? (Ответы детей)

Да, труд тренирует интеллект , укрепляет здоровье.

Сейчас я вам предлагаю решить задачу. Каким видом труда вы будите заниматься решая их? Правильно, умственным трудом .

У нас три стола, а вас 10 человек, по сколько человек должны сесть за каждый стол. (Ответы детей)

Молодцы! За два стола сядет по три человека, а за один четыре.

Прежде, чем мы присядем за столы, скажите мне, что у меня в руках? А зачем нам колокольчик? Ёлочная игрушка у нас готова? Нет, нам нужно её доделать.

Как, вы считаете, какой вид труда вы будете выполнять ? Умницы! Конечно же, вы будите доделывать поделку умственным и физическим трудом . Что не достаёт нашему колокольчику? Умницы, недостаёт того, на что мы будем вешать наш колокольчик на ёлочку. Сейчас вы и будите этим заниматься.

Каждое место подписано и вам нужно найти свою фамилию и сесть возле неё.

Пожалуйста, присаживайтесь.

Творческая работа «Колокольчик»

У вас на столах всё, что необходимо вам для того, чтобы доделать поделку. Приступайте к работе. (Доделывание ёлочной игрушки)

Молодцы! Замечательные получились у вас колокольчики. Теперь мы их аккуратно положим в коробочку, а потом повесим на ёлочку.

А сейчас я попрошу вас выполнить физический труд . Уберите за собой рабочее место.

Присаживайтесь на стульчики.

Посмотрите, у меня в руках шенилловая проволока.

Шенилл (в переводе с французского языка «гусеница» )

Это пушистая ткань намотанная на основу Шенилл используется при обивке мягкой мебели.

Если за основу взять проволоку, то получится шенилловая проволока.

Какая она на ощупь? Из этой проволоки можно сделать разные поделки. У меня в руках снежинка из проволоки шенилл, с которой мы будем проводить опыт.

Опыт со снежинкой

Я попрошу вас встать и подойти к столу. Что вы видите? Да, на столе вода и соль.

Сейчас я вас научу делать искусственный «снег» из воды и соли.

Налейте воду из бутылки в банку и насыпьте соль и перемешайте всё. Что у нас получилось? (ответы детей) Да, у нас получилась солёная вода.

Как вы считаете, что со снежинкой произойдёт, если мы её опустим в солёную воду? Сколько времени должна пролежать снежинка в соли, чтобы получилась в «снегу» ? «Снега» в банке мы почти не видим, но если мы опустим в солёную воду снежинку из проволоки шенилл и оставим на некоторое время. Снежинка обрастёт соленым налетом, и она у нас получится в «снегу» . Я, держала снежинку в солёной воде несколько дней и посмотрите, что у меня получилось. Какая она теперь на ощупь? У меня получилась снежинка в «снегу» ? Нашу снежинку мы оставим в солёной воде на неделю и посмотрим, что у нас получится.

Садитесь на стульчики.

5. Заключительная часть

Наше занятие подходить к концу . Давайте вспомним, как называется наше занятие .

«Маленькое дело лучше большого безделья »

Подходит эта пословица к нашему занятию ? Почему, вы так считаете? Да, конечно вы делаете маленькие дела , которые приучают вас к труду и к большой самостоятельной жизни, в которой нет места безделью .

Что нового вы узнали и чем занимались сегодня на занятии ? А вспомните, что вы хотели узнать на занятии ? Мы всё выполнили?

Сейчас, я попрошу вас прикрепить смайлики с выражением того лица, которое соответствует вашему настроению. Посмотрите и скажите, изменилось ваше настроение? Молодцы. Вы все на занятии работали всеми видами труда , были активны и старались отвечать полными ответами, сделали замечательный колокольчик. Спасибо вам за великолепную работу на занятии .

6. Итог. Ну вот, наше занятие подошло к концу , но это не последнее занятие о труде , мы будем делать ёлочные игрушки и поделки, познакомимся с трудом взрослых .

7. Труд

Я попрошу вас перед уходом взять материал, который мы использовали на занятии и унести в группу . Построились. Всем спасибо!

Спасибо! До новых встреч!

В русском народном творчестве есть немало пословиц, которые не потеряли своей актуальности до наших времен. Мудрость народа помогает человеку определить, что для него хорошо, а что - приносит только вред. Одним из самых тяжелых пороков на Руси считалась леность, или попросту безделье. Эту проблему освещают немало пословиц и других элементов фольклора.

Актуальность пословицы

«Маленькое дело лучше большого безделья» - вот одна из самых главных идей, которую доносит до нас народная мудрость через глубину веков. Почему же леность считалась таким серьезным недостатком? Ответ прост: чтобы выжить, человеку всегда нужно было упорно трудиться. Без этого невозможно было вовремя выполнить все сельскохозяйственные работы весной или собрать хороший урожай осенью. Всем приходилось несладко, и потому нахлебники были никому не нужны.

Трудиться должны даже самые маленькие

Даже дети обязаны были трудиться, уже начиная с возраста 6 лет. Ведь даже самый небольшой труд был полезен в доме. Для начала детям нужно было собирать ягоды, позднее - пасти скот. В семье ни один человек не был бесполезным. В настоящее время возраст, когда подростки начинают работать, приходится приблизительно на 16 лет. При этом далеко не каждый начинает трудовую деятельность в такие годы.

Можно ли жить без труда?

Но пословица «Маленькое дело лучше большого безделья» актуальна и в настоящее время. Человек при определенных условиях может существовать и без труда. Например, если он получил богатое наследство или же ему удалось добыть средства к существованию другим способом. Однако совершать хотя бы самые мизерные усилия - это лучше, чем бездельничать день-деньской. Даже из самых небольших шагов со временем сложится какой-нибудь результат. Кроме того, безделье может привести к самым пагубным последствиям, начиная от элементарного безденежья и заканчивая личностной деградацией и проблемами со здоровьем.

Постепенный прогресс

Почему же принцип «Маленькое дело лучше большого безделья» так актуален в настоящее время? Психологи утверждают: небольшие шаги к достижению цели - это тот маршрут, при помощи которого человек имеет возможность перенестись из одной точки в другую. Например, сегодня он не умел говорить по-французски, а через месяц уже знает базовую лексику. Вчера он был отъявленным бездельником и грязнулей, но, приложив некоторые усилия, стал демонстрировать успехи в работе над собой и через полгода полностью преобразил свою жизнь.

Губительный порок

Маленькое дело лучше большого безделья еще и потому, что, начиная работать, человек постепенно втягивается в этот процесс. Если он ничем не занят, то у него и не возникает желания сделать полезное дело. Лень может быть губительной еще и в том отношении, что она имеет свойство увеличиваться. Сначала человек ленится помыть за собой посуду, затем - вовремя проснуться. Если процесс не остановить, лентяй может до такой степени предаться безделью, что у него не останется ни копейки, чтобы себя прокормить.

Главное - начать

Когда же человек приступает к работе, через некоторое время у него появляется желание продолжать трудиться дальше. Этот факт известен всем - и сотрудникам различных предприятий, и спортсменам, и домохозяйкам.

Например, заставив себя выйти на пробежку, через некоторое время человек сам захочет сделать еще несколько дополнительных кругов. Такое желание нередко возникает даже в том случае, когда изначально не было никакой охоты одеваться, выходить из дому и заставлять тело двигаться. То же самое могут сказать и домохозяйки. Сделав небольшое дело - к примеру, вымыв пол - хозяйка может обнаружить в себе желание помыть еще и плиту, выстирать вещи, протереть пыль. Так небольшое дело начинает приносить ощутимую пользу. Нужно уметь вовремя улавливать момент, когда начинает одолевать желание побездельничать. Леность, как и большинство других пороков, гораздо проще зарубить на корню, чем потом бороться с ее устрашающими последствиями.

Проблема лености

Идея о том, что маленькое дело лучше большого безделья, будет полезна каждому, кто страдает от постоянной привычки откладывать дела на потом. Современный человек склонен давать себе поблажки и отсрочки, не оценивая тех последствий, которые может вызвать такое небольшое попущение. Пагубная привычка откладывать дела на потом свойственна тем людям, которые внутри так и не сумели окончательно повзрослеть. Многие интересуются, как же заставить себя делать эти небольшие шаги, чтобы избавиться от «большого безделья»? Существует мнение, что в действительности такой проблемы и нет.

Психологи подчеркивают, что люди, склонные постоянно лениться, попросту не имеют никаких обязательств - у них нет необходимости по-настоящему трудиться. Если бы вдруг в их жизни возникли непредвиденные обстоятельства, то под их влиянием каждый лентяй встал бы с дивана. Вероятно, именно поэтому принцип «Маленькое дело лучше большого безделья» был так актуален у наших предков. Ведь без трудолюбия выжить было невозможно - силы природы восторжествовали бы над человеком, он бы остался без еды и крова над головой.

Бесконечные отговорки

Нередко те, кто не хочет выполнять маленькие, но нужные дела, изобретают для себя и окружающих различные предлоги. Безделье может скрываться под красивыми фразами: «По утрам делают зарядку только ненормальные», «Я сейчас слишком занят для этого», «Да, вы, конечно же, правы, я начну это делать прямо с понедельника», «Начиная с Нового года у меня будет совершенно другая жизнь». При помощи любых отговорок человек стремится прикрыть то, что он не сделает никогда.

«Маленькое дело лучше большого безделья»: смысл

Итак, мы разобрались, что даже небольшой труд - это гораздо лучше, чем тотальная лень. Когда человек предается безделью полностью, он просто лежит на диване. Ему неохота даже думать о чем-либо. Лентяю может быть даже скучно, но у него нет желания каким-то образом себя развлечь. Все это приводит к самым плачевным последствиям. Но даже самый маленький шаг уже поможет бездельнику продвинуться в положительном направлении. Хотя бы встав с дивана и помыв посуду, он тем самым убережет себя от дальнейшего погружения в этот опасный порок. Смысл пословицы «Маленькое дело лучше большого безделья» понятен каждому, кто сталкивался с проблемой нежелания трудиться.

Сочинение по русскому языку

Прививать любовь к труду нужно с детства. Главным образом, это задача родителей и учителей. Без трудолюбия человек не вырастет полноценным членом общества и сам будет чувствовать себя несчастным. Иногда школьники получают задание написать рассказ «Маленькое дело лучше большого безделья». Работа учащегося может быть выдуманной, а может содержать материалы из собственного опыта. Например, школьник может написать сочинение о том, как двоечник не хотел учиться.

Главный герой решил, что учеба ему не нужна и что лучше всего тратить свободное время на развлечения. Пока все его товарищи готовились к экзаменам, он проводил время на улице или за компьютерными играми. Лентяю говорили, чтобы он одумался, но это вызывало только смех. Ведь у него богатые родители, и работать ему не придется ни одного дня. Так прошло несколько лет. Школьники стали выпускниками, каждый нашел свой жизненный путь. А родители главного героя разорились. Оставшись без профессии, лентяй узнал, что такое настоящая бедность. С той поры он научился трудиться.

Истина, которую должен понимать каждый

Не существует ни одного человека, который не был бы знаком с ленью. Склонность к безделью - это порок, которому может быть подвержен каждый. Не только дети и подростки могут лениться. Эта проблема нередко возникает и у вполне взрослых людей. Они могут иметь хорошее образование и связи, но при этом никакие их жизненные планы не находят своего воплощения. Причина заключается в том, что они постоянно предаются безделью, их одолевает полнейшее нежелание что-либо делать для достижения своей цели.

Каждому из нас гораздо приятнее бить баклуши, чем напрягать себя, занимаясь чем-либо действительно полезным. Когда одолевает нежелание трудиться, стоит вспомнить о значении пословицы «Маленькое дело лучше большого безделья». Ведь неспроста народ обозначил идею о том, что небольшой шаг ценится выше, чем тотальная лень. Чем дольше бездельничать, тем выше шансы окончательно погрязнуть в болоте ничегонеделания. «Маленькое дело лучше большого безделья» - значение этих слов должен сейчас понимать каждый серьезный человек. Конечно, современные люди привыкли к удобствам цивилизации - телевизору, бытовой технике, компьютерам. Но вместо бесплодного времяпрепровождения за играми или просмотром сериалов можно заняться массой полезных вещей.

Пословицы и поговорки о труде, трудолюбии

Пословицы и поговорки воспитывают в человеке трудолюбие, усидчивость. Они восхваляют тружеников и высмеивают лентяев. Человека сделал труд, без труда человек не сможет существовать. Труд занимает важную роль в жизни человека. Родители приучают детей к труду, объясняя на примере пословиц, что без труда не будет результатов. Пословицы и поговорки рассказывают, что лень - плохое и гнетущее занятие, труд - хорошее и полезное для человека.

Мне нравится 987
  1. Без труда и отдых не сладок.
  2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  3. Без труда нет совершенства.
  4. Без труда ничего не дается.
  5. Бог труды любит.
  6. Была бы охота - заладится всякая работа.
  7. Весело живется - работа спорится.
  8. Взялся за гуж - не говори, что не дюж.
  9. Всяк мастер на свой лад.
  10. Всякая работа мастера хвалит.
  11. Всяко ремесло честно, кроме воровства.
  12. Всякое уменье трудом дается.
  13. Где хотенье, там и уменье.
  14. Глаза страшатся, а руки делают.
  15. Дела словами не заменишь.
  16. Делать как-нибудь, так и никак не будет.
  17. Дело мастера боится.
  18. Дело учит, мучит и кормит.
  19. Делу - время, потехе - час.
  20. Его ремесло по воде пошло, по воде пошло - водой сплыло.
  21. Железо в работе не ржавеет.
  22. За все берется, да не все удается.
  23. За все браться - ничего не сделать.
  24. И то ремесло, кто умеет делать весло.
  25. И швец, и жнец, и на дуде игрец.
  26. Каждому - по делам его.
  27. Как сказано, так и сделано.
  28. Каков мастер, такова и работа.
  29. Катучий камень мохнат не будет.
  30. Кому до чего, а кузнецу до наковальни.
  31. Кому работа в тягость, тот не знает радости.
  32. Кончил дело - гуляй смело.
  33. Копнешь, так и найдешь.
  34. Кто бежит, тот и догоняет.
  35. Кто не работает, тот не ест.
  36. Кто рано встает, тому Бог дает.
  37. Лежебоке и солнце не в пору встает.
  38. Ленивый - к обеду, ретивый - к работе.
  39. Лес сечь - не жалеть плеч.
  40. Любишь кататься, люби и саночки возить.
  41. Люди работают, а лодырь потеет.
  42. Маленькое дело лучше большого безделья.
  43. Мешай дело с бездельем - с ума не сойдешь.
  44. Муравей не велик, а горы копает.
  45. На острую косу много сенокосу.
  46. Не боги горшки обжигают.
  47. Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
  48. Не игла шьет, а руки.
  49. Не испортив дела, мастером не будешь.
  50. Не котел варит, а стряпуха.
  51. Не натопишь - не погреешься.
  52. Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
  53. Не потрудиться, так и хлеб не родится.
  54. Не работа дорога - умение.
  55. Не разгрызть ореха - не съесть ядра.
  56. Не спеши языком, спеши делом.
  57. Не столько роса с неба, сколько пот с лица.
  58. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что мастера доброго.
  59. Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет.
  60. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.
  61. Не умел шить золотом, так бей молотом.
  62. Не учи безделью, а учи рукоделью.
  63. Нетрудно сделать, да трудно придумать.
  64. Никому не мило, когда дело хило.
  65. Ноги носят, а руки кормят.
  66. От скуки на все руки.
  67. От труда здоровеют, а от лени болеют.
  68. Откладывай безделье, а не откладывай дела.
  69. Пашню пашут, так руками не машут.
  70. По работе и плата.
  71. По работе и работника знать.
  72. По службе - ни друга, ни недруга.
  73. Работа да руки - надежные в людях поруки.
  74. Работа - с зубами, а лень - с языком.
  75. Работай боле - тебя и помнить будут доле.
  76. Работай до поту, так и поешь в охоту.
  77. Работай-ка, не зевай-ка: лето - гость, зима - хозяйка.
  78. Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.
  79. Ремесло - золотой кормилец.
  80. Рукам работа, душе - праздник.
  81. Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.
  82. С Богом начинай, руками кончай.
  83. С плохими косцами плох и укос.
  84. С ремеслом не пропадешь.
  85. Сегодняшней работы на завтра не откладывай!
  86. Сказано - не доказано, надо сделать.
  87. Слесарь, плотник - на все руки работник.
  88. Совет хорошо, а дело лучше.
  89. Страшно дело до зачину.
  90. Терпенье и труд все перетрут.
  91. Топор острее, так и дело спорее.
  92. Труд кормит, а лень портит.
  93. Труд создал человека.
  94. Умей дело делать, умей и позабавиться.
  95. Уменье везде найдет примененье.
  96. Хорошая работа не один век живет.
  97. Хорошего быка под ярмом узнают.
  98. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
  99. Человек трудится - земля не ленится; человек ленится - земля не трудится.
  100. Человек худеет от заботы, а не от работы.
  101. Чем труднее дело, тем выше честь.
  102. Что посеешь, то и пожнешь.
  103. Что потопаешь, то и полопаешь.
  104. Что потрудимся, то и поедим.
  105. Что сказано, то и сделано.
  106. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Маленькое дело лучше большого безделья

Классный час

2 « A » Смирнова Т.П. ГОУ СОШ № 156

Тема. "Маленькое дело лучше большого безделья".

Цель. Воспитание трудолюбия, желания приносить людям радость и счастье своим трудом.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии. Как вы понимаете смысл этого слова?

Дети. Трудолюбие – это любовь к труду.

У. О ком говорят, что он трудолюбивый человек?

Д. О человеке, который любит и умеет трудиться.

III. Вступительная беседа

У. Как вы думаете, в нашем классе есть трудолюбивые ребята?

Д. Да.

У. А как вы об этом узнали?

Д. По тем действиям, которые они совершают.

У. Вспомним, какие добрые, хорошие дела сумели вы сделать за истекший год. Есть хорошая пословица: "Маленькое дело лучше большого безделья". Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Выслушиваются ответы детей.

Конечно, даже маленькое дело требует трудолюбия, выдумки, интереса к своей работе, творческого отношения.

ЧТД – чередование традиционных (творческих) дел.

Поручения даются группам ребят на определенный срок (1 – 2 недели).

Какие же поручения и конкретные обязанности чередуются у нас сегодня?

На доске:

Группа 1: "Умники и умницы" – хозяева класса (ХК).

Группа 2: "Веселые ребята" – дружина порядка (ДП).

Группа 3: "Лучики" – санитары (С).

Группа 4: "Румяные щечки" – физкультурники (Ф).

Группа 5: "Звездочки" – цветоводы (Ц).

IV. Работа по теме

У. Первой выступит группа "Умники и умницы" – хозяева класса. Наводить чистоту на лестницах и в коридорах школы нашим хозяевам еще рановато, но сохранять чистоту, поддерживать порядок в собственном классе, они, безусловно, могут.

Выходят "хозяева класса".

Ученик 1. Я дежурю по классу, слежу за чистотой парт.

Ученик 2. Я слежу за чистотой подоконников.

Ученик 3. Я слежу за чистотой мебели.

Ученик 4. Я слежу за чистотой доски и пола.

Все ( хором ). А все вместе мы раздаем проверенные тетради.

У. Давайте поиграем в игру "Подскажи словечко". Я буду говорить начало фразы, а вы – ее конец.

    Очищайте обувь от грязи, снега при входе в... ( помещение ).

    Не сорите на... ( пол ) , на... ( парте ).

    Держите в порядке все... ( вещи ).

    Стирайте мел с доски влажной... ( тряпкой ).

    Пол подметайте влажным... ( веником ).

    Почаще проветривайте... ( помещение ).

У. Следующей выступает группа "Веселые ребята". Слушаем дружину порядка.
Ребята этой группы следят за тем, как ученики нашего класса выполняют правила поведения в школе, соблюдают правила вежливости и культуры речи.
Хочу проверить, как вы знаете правила поведения в школе.
Предлагаю вам игру "И я". Если я назову правильный поступок, скажите: "И я". Если нет – молчите. Готовы?

    Я в школу прихожу аккуратно одетой.

    Я редко беру в руки расческу.

    Я все школьные вещи содержу в порядке.

    Я в школу прихожу вовремя.

    Я, войдя в школу, толкаюсь, спешу опередить всех.

    Я всегда здороваюсь, когда вхожу в класс.

    Я никогда не здороваюсь со взрослыми в школе.

    Я всегда здороваюсь со взрослыми при встрече.

    Я всегда благодарю за помощь.

    Я всегда поднимаю упавшую вещь.

    Я всегда отнимаю игрушку у товарища.

    Я всегда перебиваю говорящего.

    Я всегда навожу порядок на столе.

Я вижу, что вы знаете правила поведения в школе и научились их хорошо выполнять. Давайте вспомним правила поведения на уроке. О них вам расскажут ребята из группы "Веселые ребята".

Ученик 1. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения учителя.

Ученик 2. Если в класс входит взрослый, все дружно встают, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения учителя.

Ученик 3. Во время урока сидеть полагается прямо. Руки лежат на парте. Если оглядываться, смотреть по сторонам и разговаривать на уроке, то не услышишь что-то важное и интересное.

Ученик 4. Если учитель задает вопрос классу, а ты хочешь ответить, подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь спросить что-либо у учителя.

У. Перемена нужна всем: и детям, и учителю. Что такое перемена? Для чего она нужна? Чем может заниматься ученик во время перемены?

Выслушиваются ответы детей.

Давайте послушаем стихотворение Бориса Заходера "Перемена". О чем оно?

Перемена, перемена –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,
С ним – большая перемена.
Не угонишься за Вовой!
Но, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому – то сдачи,
Попросил списать задачи, –
Словом, сделал все, что мог!

Ну а тут – опять звонок...
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
– Ничего, – вздыхает Вова, –
На уроке отдохнем!

А теперь слово группе "Лучики". Они санитары.
Санитары следят за внешним видом ребят, проверяют сменную обувь, чистоту рук перед едой, смотрят за порядком в столовой, за уборкой посуды после завтрака, заботятся о том, чтобы школьные принадлежности имели опрятный вид.

У. Сейчас мы узнаем, какими предметами пользуются наши дети, чтобы быть здоровыми. Для этого надо отгадать загадки.

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.

Д. Мыло.

У. Зубов много, а ничего не ест.

Д. Расческа.

У. Я не сахар, не мука,
Но похож на них слегка.
По утрам всегда я
На зубы попадаю.

Д. Зубной порошок.

У. Говорит дорожка –
Два витых конца:
"Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица.
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня".

Д. Полотенце.

У. Хвостик из кости,
А на спинке – щетинка.
Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит –
Одежда станет чище.

Д. Щетка одежная.

У. Хохотун Егорка взялся за уборку.
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся – чистый пол.

Д. Веник.

У. Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без...

Д. Воды.

Звучит песня о спорте.

У. А сейчас приглашаются "Румяные щечки" – физкультурники. О своих делах они расскажут сами.

Все ребята ( хором ). Мы проводим:

Ученик 1. Гимнастику до занятий.

Ученик 2. Физкультминутки в классе на уроках.

Ученик 3. Настольные игры, спортивные соревнования.

Ученик 4. Подвижные игры на переменках.

Все ребята ( хором ). Желание у нас одно:
Хотим стать настоящими спортсменами!

Ученик читает стихотворение Анатолия Костецкого "Перильные состязания".

Звонок...
Переменка...
Вниманье!
Вниманье!
Сегодня соревнованье!
Борьба не для робких,
Борьба не для хилых.
Вид спорта –
Новейший:
Бобслей
на перилах.
Кто съедет,
ни разу не спрыгнувши
вниз,
тому – чемпионское званье
и ПРИЗ!
Вот к старту выходит
вихрастенький Гена,
"трибуны"
приветствуют шумно спортсмена.
А он
на перила
взбирается первым –
и мчит!
Да так лихо,
что холодно нервам.
Весь класс его замер.
Пролет...
Разворот...
Ура! Ай да Генка!
Уж финиш вот-вот!

У. Ребята, как вы думаете, опасны такие соревнования? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

Ребята, назовите игры, в которые можно поиграть на переменах.

Д. Шахматы, шашки.
– Игрушечные машинки.
– Настольные игры.
– "Ручеек".

Молодцы! Правильно!

У. Ребята нашего класса особенно радуются собственному зеленому "садику".
Слово переходит к группе "Звездочки". Они цветоводы.

Ученик 1. Комнатные растения украшают жилые и служебные помещения. Особенно они радуют нас своей зеленью, а иногда и яркими цветами зимой, когда в природе все покрыто снегом.

Ученик 2. Творения мудрой и щедрой природы учат нас понимать и беречь прекрасное. Чудесные, полные жизни, наши зеленые друзья вносят уют и незаменимое тепло в класс, где мы учимся.

Ученик 3. По мнению врачей, ничто не действует так благотворно и целительно на состояние и настроение людей, как комнатные растения. Зеленый цвет листьев очень благотворно влияет на зрение, снимает переутомление.

Ученик 4. Многие растения оздоравливают воздух и даже убивают вредных микробов, создают в помещениях целебный микроклимат.

Дети ( хором ). Комнатные растения – наши друзья! И за это мы должны быть им только благодарны.

У. Цветоводы предлагают следующие задания:

1. Составить картинку, назвать растение и рассказать, что вы о нем знаете.

Каждой группе учеников раздается разрезанная картинка с изображением растения.

2. С закрытыми глазами нарисовать цветок.

Каждой группе учеников раздаются чистый лист бумаги и фломастер.

Дети выполняют задания. Итог обсуждается.

V. Итог работы

У. Комфортно ли работать вам в группах? Есть ли затруднения в общении?

Выслушиваются ответы детей.

Ребята, в труде, как и в игре, очень важно, чтобы вы умели работать дружно, сообща.

Существуют "Правила коллективной работы". Давайте с ними познакомимся.

Ученики читают памятку "Правила коллективной работы".

1. Договоритесь с товарищами об общем плане работы и ее результатах. Выслушайте предложения всех ребят и выберите то, что интересно и важно для всех.
2. Распределите работу между собой по-справедливости. Это значит поровну разделите интересное и не очень интересное, легкое и трудное, приятное и не очень приятное.
3. Каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше, при этом все время имеет в виду не только свою часть работы, но и общую.
4. По ходу работы спрашивайте, как идет работа у других.
5. Помогите тому, у кого не ладится работа.
6. Учитесь у других тому, чего не умеете, охотно принимайте советы ребят, их помощь и поддержку, если она необходима.

Как вы понимаете смысл пословиц, написанных на доске?

На доске:

Аккуратность человека красит.

Всякий человек в деле познается.

Всяк свою работу делай, на другую – не кивай.

Без дела жить – только небо коптить.

Выслушиваются ответы детей.

Что сегодня вы узнали нового? Что захотелось изменить в своей жизни?

Дети отвечают.

Маленькое дело лучше большого безделья

Классный час

Тема. "Маленькое дело лучше большого безделья".

Цель. Воспитание трудолюбия, желания приносить людям радость и счастье своим трудом.

Оборудование. Костюмы для инсценировок; магнитофон; аудиозапись с песнями о спорте; разрезные карточки с изображением растений; описания комнатных растений; листы бумаги; фломастеры; памятка "Правила коллективной работы".

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии. Как вы понимаете смысл этого слова?

Дети. Трудолюбие – это любовь к труду.

У. О ком говорят, что он трудолюбивый человек?

Д. О человеке, который любит и умеет трудиться.

III. Вступительная беседа

У. Как вы думаете, в нашем классе есть трудолюбивые ребята?

Д. Да.

У. А как вы об этом узнали?

Д. По тем действиям, которые они совершают.

У. Вспомним, какие добрые, хорошие дела сумели вы сделать за истекший год. Есть хорошая пословица: "Маленькое дело лучше большого безделья". Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Выслушиваются ответы детей.

– Конечно, даже маленькое дело требует трудолюбия, выдумки, интереса к своей работе, творческого отношения.

В нашем классе распространен опыт коллективных поручений – ЧТД – чередование традиционных (творческих) дел. Поручения даются группам ребят на определенный срок (1 – 2 недели).

Какие же поручения и конкретные обязанности чередуются у нас сегодня?

На доске:

– Давайте сейчас попробуем показать нашим гостям результаты своего дела. Создадим все вместе живую картину, добрую, веселую, которая бы порадовала нас и напомнила о совместном труде.

IV. Работа по теме

У. Первой выступит группа "Умники и умницы" – хозяева класса. Наводить чистоту на лестницах и в коридорах школы нашим хозяевам еще рановато, но сохранять чистоту, поддерживать порядок в собственном классе, они, безусловно, могут.

Выходят "хозяева класса".

Ученик 1. Я дежурю по классу, слежу за чистотой парт.

Ученик 2. Я слежу за чистотой подоконников.

Ученик 3. Я слежу за чистотой мебели.

Ученик 4. Я слежу за чистотой доски и пола.

Все (хором ). А все вместе мы раздаем проверенные тетради.

Ученик 1. Ребята! Давайте наведем в классе полный порядок!

Разыгрывается сценка.

Озираясь, крадутся Мусор и Беспорядок.
У Мусора одежда из каких-то лоскутков, приклеенных бумажек, погоны из кусков палок, на груди висят "награды" – огрызок яблока, обломок карандаша и т.п. Беспорядок с всклокоченными волосами, грязный, с одной порванной штаниной, в вылезшей из брюк рубашке, с неправильно застегнутыми пуговицами.

Мусор. Привет, ученики! Как поживаете? Да, я вижу, вы следите за чистотой! Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Я так ненавижу чистоту! Вы бы насорили. Это нетрудно. Ах да, я забыл представиться. Меня зовут его величество разбойник Мусор XI!

Дети. Что-то не слыхали о таком.

Мусор (гордо ). Мой папочка Мусор X был могущественным правителем Грязьландии. Пока его не свергли... А это мой подающий надежды сынок – Беспорядок.

Беспорядок. Бросай работу!

Мусор. Вступайте в "Общество грязнуль"!

Ученик 2. А как в него вступить, что для этого нужно сделать?

Мусор. Купайтесь в мусоре. Бросайте бумагу под ноги, оставляйте огрызки яблок, куски бутербродов под партами, никогда не мойте руки, а тем более перед едой, никогда не убирайте свой, а тем более чужой мусор, разводите пыль, паутину.

Беспорядок. Да здравствуют болезнетворные микробы!

Мусор. Замусорим весь класс! Да здравствуют грязнули и неряхи!

Беспорядок. Бросай работу! Гулять!

Ученик 3. Нет, ребята, за работу! Долой "Общество грязнуль" и разбойника Мусора! Долой Беспорядок! А вот и наша подруга Чистота.

Чистота. Я рада встрече с вами. Будем же друзьями! Запомните, что для поддержания чистоты требуется большой и упорный труд. Каждый мальчик, каждая девочка должны ценить и уважать этот благородный труд, который идет на пользу всем взрослым и детям. Нельзя самим сорить, надо требовать, чтобы и другие дети этого не делали. Надо помогать в уборке класса и в поддержании чистоты во всей школе. Когда в классе и школе чисто прибрано, на душе весело. И тогда хочется играть в умные игры.

У. Давайте поиграем в игру "Подскажи словечко". Я буду говорить начало фразы, а вы – ее конец.

    Очищайте обувь от грязи, снега при входе в... (помещение ).

    Не сорите на... (пол ), на... (парте ).

    Держите в порядке все... (вещи ).

    Стирайте мел с доски влажной... (тряпкой ).

    Пол подметайте влажным... (веником ).

    Почаще проветривайте... (помещение ).

Чистота. Молодцы!

У. Следующей выступает группа "Веселые ребята". Слушаем дружину порядка.
Ребята этой группы следят за тем, как ученики нашего класса выполняют правила поведения в школе, соблюдают правила вежливости и культуры речи.
Хочу проверить, как вы знаете правила поведения в школе.
Предлагаю вам игру "И я". Если я назову правильный поступок, скажите: "И я". Если нет – молчите. Готовы?

    Я в школу прихожу аккуратно одетой.

    Я редко беру в руки расческу.

    Я все школьные вещи содержу в порядке.

    Я в школу прихожу вовремя.

    Я, войдя в школу, толкаюсь, спешу опередить всех.

    Я всегда здороваюсь, когда вхожу в класс.

    Я никогда не здороваюсь со взрослыми в школе.

    Я всегда здороваюсь со взрослыми при встрече.

    Я всегда благодарю за помощь.

    Я всегда поднимаю упавшую вещь.

    Я всегда отнимаю игрушку у товарища.

    Я всегда перебиваю говорящего.

    Я всегда навожу порядок на столе.

– Я вижу, что вы знаете правила поведения в школе и научились их хорошо выполнять. Давайте вспомним правила поведения на уроке. О них вам расскажут ребята из группы "Веселые ребята".

Ученик 1. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения учителя.

Ученик 2. Если в класс входит взрослый, все дружно встают, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения учителя.

Ученик 3. Во время урока сидеть полагается прямо. Руки лежат на парте. Если оглядываться, смотреть по сторонам и разговаривать на уроке, то не услышишь что-то важное и интересное.

Ученик 4. Если учитель задает вопрос классу, а ты хочешь ответить, подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь спросить что-либо у учителя.

У. Перемену нужна всем: и детям, и учителю. Что такое перемена? Для чего она нужна? Чем может заниматься ученик во время перемены?

Выслушиваются ответы детей.

– Давайте послушаем стихотворение Бориса Заходера "Перемена". О чем оно?

Ученик 1.

Перемена, перемена –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?

Ученик 2.

Если он, то, несомненно,
С ним – большая перемена.
Не угонишься за Вовой!
Но, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому – то сдачи,
Попросил списать задачи, –
Словом, сделал все, что мог!

Ученик 3.

Ну а тут – опять звонок...
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
– Ничего, – вздыхает Вова, –
На уроке отдохнем!

У. А вот что может случиться с человеком, попавшим на перемену в школе.

Ученик читает стихотворение Юрия Макарова "Карабас и третий класс".

В жизни всякое случается
Подчас,
Мне навстречу ковыляет
Карабас.
И хромает, и рыдает
Барабас –
Не узнать его ни в профиль,
Ни анфас.
– Где вы были,
Карабас Барабас?
Почему у Вас подбит
Правый глаз?
Бороды как не бывало
У Вас,
Что случилось,
Карабас Барабас?
Чешет сбитое колено Карабас:
– Я попал на перемену
В третий класс!

У. Кто себя узнал, прослушав эти стихотворения? На кого из наших ребят похож Вова?
Ребята, давайте не называть имен этих детей вслух. Я думаю, мы постараемся, чтобы такого больше в нашем классе не было.
А теперь слово группе "Лучики". Они санитары.
Санитары следят за внешним видом ребят, проверяют сменную обувь, чистоту рук перед едой, смотрят за порядком в столовой, за уборкой посуды после завтрака, заботятся о том, чтобы школьные принадлежности имели опрятный вид.

Ученик 1. Жил-был 1-й "Б" класс и были у него друзья – Чистота и Порядок. Все дети приходили в школу опрятными, чисто вымытыми, в аккуратной форме.

Под легкую музыку начинается демонстрация одежды мальчиков.

Ученик 2. В нашем классе вошли в моду: у мальчиков отутюженные брючки, накрахмаленные белые рубашки; у девочек аккуратные пиджаки, сверкающие белизной блузки, начищенная до зеркального блеска обувь – и у мальчиков, и у девочек.

Ученик 3. Какой наряд будет красив без аккуратной и продуманной прически? Смотрите, какое разнообразие причесок у наших девочек: волосы заплетены в две, три, даже четыре косички, уложены "корзинкой"! А каким украшением являются бантики!

Ученик 4. Я хочу выразить восхищение внешним видом ребят и обратить внимание на их походку, манеру держаться. Смотрите, как легко они двигаются, прямо держат спину, не сутулятся, у каждого – гордо поднятая голова, приветливое лицо. К красивой одежде очень подходит такая манера держаться.

Ученик 5. Учеников нашего класса медицинские работники называют здоровячками, потому что они занимаются физкультурой, соблюдают правила гигиены, правильно питаются, вовремя обращаются к врачам, делятся своими проблемами со взрослыми.

У. Сейчас мы узнаем, какими предметами пользуются наши дети, чтобы быть здоровыми. Для этого надо отгадать загадки.

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.

Д. Мыло.

У. Зубов много, а ничего не ест.

Д. Расческа.

У. Я не сахар, не мука,
Но похож на них слегка.
По утрам всегда я
На зубы попадаю.

Д. Зубной порошок.

У. Говорит дорожка –
Два витых конца:
"Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица.
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня".

Д. Полотенце.

У. Хвостик из кости,
А на спинке – щетинка.
Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит –
Одежда станет чище.

Д. Щетка одежная.

У. Хохотун Егорка взялся за уборку.
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся – чистый пол.

Д. Веник.

У. Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без...

Д. Воды.

У. Зубную щетку знали еще до нашей эры. Долгое время она была только у богатых людей. Вместо зубного порошка пользовались золой сожженных оленьих рогов. Простые люди протирали зубы мелом и настоем мяты. У разных народов были разные щетки. Французские изобретатели придумали зубную щетку с музыкой. Это для того, чтобы детям было приятно чистить зубы. А румынские специалисты создали совсем необыкновенную щетку. В ней нет обычной щетины, а зубы чистятся тоненькими струйками воды, водяным душем.
Человек всегда должен быть опрятным, аккуратным. Вода есть везде, следовательно, неопрятность непростительна. Будьте опрятны, это нужно как для вашего здоровья, так и для тех людей, рядом с которыми вы находитесь.

Звучит песня о спорте.

У. А сейчас приглашаются "Румяные щечки" – физкультурники. О своих делах они расскажут сами.

Все ребята (хором ). Мы проводим:

Ученик 1. Гимнастику до занятий.

Ученик 2. Физкультминутки в классе на уроках.

Ученик 3. Настольные игры, спортивные соревнования.

Ученик 4. Подвижные игры на переменках.

Все ребята (хором ). Желание у нас одно:
Хотим стать настоящими спортсменами!

Разыгрывается сценка.

Выходит Будильник.

Будильник. Внимание! Внимание! К утренней зарядке приготовиться!
Пять раз – попрыгать;
Три раза – наклониться. (Будильник чихает, кашляет .)
Что такое? Простудился!

Д. Что будем делать? Надо вызывать врача – доктора Айболита.

Звонят по телефону.
Появляется Айболит. Он подходит к Будильнику, который чихает, кашляет.

У. Смотрите, как кашляет Будильник. Он так может всех заразить. Доктор, что надо делать?

Айболит. Закрываться носовым платком.

У. А что надо делать, чтобы не болеть?

Айболит. Делать зарядку, закаляться, любить воду и чистоту, есть полезную пищу, ежедневно употреблять витамины.

Физкультурники под музыку проводят физкультминутку.

Айболит. А со спортом вы дружите?

Дети (хором ). Да!

Выступают дети, занимающиеся гимнастикой.
Ученик читает стихотворение Юрия Макарова "Кто кого?"

Похвалялся как-то Федька:
– Я любого сокрушу!
Потому, что Федька Редькин
Занимается УШУ.
Вдруг как рыкнет пес Полкан –
Острозубый великан:
– Если с Редькиным сражусь я,
Всех на свете рассмешу.
Потому что я давненько
Занимаюсь у-ку-шу.

Ученик читает стихотворение Анатолия Костецкого "Перильные состязания".

Звонок...
Переменка...
Вниманье!
Вниманье!
Сегодня соревнованье!
Борьба не для робких,
Борьба не для хилых.
Вид спорта –
Новейший:
Бобслей
на перилах.
Кто съедет,
ни разу не спрыгнувши
вниз,
тому – чемпионское званье
и ПРИЗ!
Вот к старту выходит
вихрастенький Гена,
"трибуны"
приветствуют шумно спортсмена.
А он
на перила
взбирается первым –
и мчит!
Да так лихо,
что холодно нервам.
Весь класс его замер.
Пролет...
Разворот...
Ура! Ай да Генка!
Уж финиш вот-вот!

У. Ребята, как вы думаете, опасны такие соревнования? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

Айболит. Ребята, назовите игры, в которые можно поиграть на переменах.

Д. Шахматы, шашки.
– Игрушечные машинки.
– Настольные игры.
– "Ручеек".

Айболит. Молодцы! Правильно!

Айболит прощается и уходит.

У. Ребята нашего класса особенно радуются собственному зеленому "садику".
Слово переходит к группе "Звездочки". Они цветоводы.

Ученик 1. Комнатные растения украшают жилые и служебные помещения. Особенно они радуют нас своей зеленью, а иногда и яркими цветами зимой, когда в природе все покрыто снегом.

Ученик 2. Творения мудрой и щедрой природы учат нас понимать и беречь прекрасное. Чудесные, полные жизни, наши зеленые друзья вносят уют и незаменимое тепло в класс, где мы учимся.

Ученик 3. По мнению врачей, ничто не действует так благотворно и целительно на состояние и настроение людей, как комнатные растения. Зеленый цвет листьев очень благотворно влияет на зрение, снимает переутомление.

Ученик 4. Многие растения оздоравливают воздух и даже убивают вредных микробов, создают в помещениях целебный микроклимат.

Дети (хором ). Комнатные растения – наши друзья! И за это мы должны быть им только благодарны.

У. Цветоводы предлагают следующие задания:

1. Составить картинку, назвать растение и рассказать, что вы о нем знаете.

Каждой группе учеников раздается разрезанная картинка с изображением растения.

2. Узнать по описанию комнатные растения.

Каждой группе учеников раздается карточка с описанием комнатного растения.

3. С закрытыми глазами нарисовать цветок.

Каждой группе учеников раздаются чистый лист бумаги и фломастер.

Дети выполняют задания. Итог обсуждается.

V. Итог работы

У. Комфортно ли работать вам в группах? Есть ли затруднения в общении?

Выслушиваются ответы детей.

– Ребята, в труде, как и в игре, очень важно, чтобы вы умели работать дружно, сообща.

Существуют "Правила коллективной работы". Давайте с ними познакомимся.

Ученики читают памятку "Правила коллективной работы".

1. Договоритесь с товарищами об общем плане работы и ее результатах. Выслушайте предложения всех ребят и выберите то, что интересно и важно для всех.
2. Распределите работу между собой по-справедливости. Это значит поровну разделите интересное и не очень интересное, легкое и трудное, приятное и не очень приятное.
3. Каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше, при этом все время имеет в виду не только свою часть работы, но и общую.
4. По ходу работы спрашивайте, как идет работа у других.
5. Помогите тому, у кого не ладится работа.
6. Учитесь у других тому, чего не умеете, охотно принимайте советы ребят, их помощь и поддержку, если она необходима.

– Как вы понимаете смысл пословиц, написанных на доске?

На доске:

Выслушиваются ответы детей.

– Что сегодня вы узнали нового? Что захотелось изменить в своей жизни?

Дети отвечают.