Мoдный низ

Христианские святыни сербии. Сербия

Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год рождения святого - 1169 - древний монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам.) Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с Ростислава. Во время вечернего Богослужения, когда упоенные вином воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г.) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного (память преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, 13 февраля) вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители. На Афоне они обновили сербский Хилендарский монастырь, и эта обитель получила звание царской ставропигии. В Хилендарском монастыре преподобный Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера. В Солуни за свои иноческие подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана архимандрита. В 1219 году в Никее на праздник Успения Пресвятой Богородицы Вселенский Патриарх Герман рукоположил архимандрита Савву в сан Архиепископа всей Сербии. При этом преподобный Савва испросил у греческого императора право ищущему достоинства архиепископа быть посвящаемым в Сербии собором епископов, что было очень важно для того времени частых войн между восточными и западными властителями. Прибыв из Никеи на Святую Гору, святитель в последний раз обошел все монастыри, поклонился всем церквам и, вспоминая блаженное житие пустынных отцов, в глубоком сокрушении простился с подвижниками, «исходя из Святой Горы, как бы из некоего Божественного рая». По пути с Афона, удрученный тяжестью разлуки со Святой Горой, святитель едва шел. Только слова явившейся святому во сне Пресвятой Богородицы - «имея Меня Споручницею к Царю всех, Сыну и Богу Моему, о сих ли еще скорбишь?» - вызволили его из уныния, переменив печаль на радость. В память об этом явлении святитель заказал в Солуни две большие иконы Спасителя и Божией Матери, поставленные им в церкви Филокалии. В Сербии деятельность Первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время Литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро. Ведя переговоры с венгерским королем Владиславом, объявившим войну Сербии, прославленный небесными знамениями святитель не только доставил желанный мир своему отечеству, но и привел в Православие венгерского монарха. Положив начало историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви, святитель Савва способствовал также утверждению сербской государственности. Чтобы укрепить независимое государство сербов, святой архиепископ Савва венчал на царство державного брата Стефана. По преставлении Стефана, венчая на царство его старшего сына Радослава, святитель Савва отправился в Святую Землю «со слезами облобызать святой Гроб Христов и страшную Голгофу». Вернувшись на родину, святитель благословил и венчал на царство Владислава и, для большего утверждения престола сербского, обручил его с дочерью болгарского князя Асана. Святой Первосвятитель обошел всю землю Сербскую, исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, построил и освятил множество церквей, утверждая православных в вере. Завершив свой подвиг на родине, святитель, назначив своим преемником иеромонаха Арсения, рукоположив его во епископа и преподав всем благословение, отправился в невозвратный путь, желая «окончить дни свои странником в земле чужой». Пройдя всю Палестину, Сирию и Персию, Вавилон, Египет и Анатолию, повсюду посещая святые места, беседуя с великими подвижниками, собирая священные останки святых, святитель окончил свое странствие в Тырнове, в Болгарии, в доме родственника царя Асана, где с духовной радостью предал свою душу Господу († 1237). При перенесении святых мощей святителя Саввы в Сербию в 1237 году исцеления были столь многочисленны, что болгары стали роптать на Асана, «зачем он уступает такое сокровище». На родине святителя его честные мощи были положены в церкви Милешево, даруя исцеление всем приходящим с верою. Жители Тырнова продолжали получать исцеления от остатков гроба святителя, которые благочестивый Асан приказал собрать вместе и положить во вновь сооруженную гробницу. Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих - Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия.

Тропарь святителю Савве Сербскому, глас 3

Пути, вводящаго в жизнь, / наставник, и первопрестольник, и учитель был еси: / первее бо пришед, святителю Савво, / отечество твое просветил есй / и, породив тое Духом Святым, / яко древа маслинная, / в мысленнем рай насадил есй всеосвященная твоя чада. / Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна / чтуще тя, молим: / моли Христа Бога // даровати нам велию милость.

Ин тропарь святителю Савве Сербскому, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / архиереов Богодухновенное удобрение, / Савво премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, / цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь в честь перенесения мощей святителя Саввы Сербского, глас 3

Пути, вводящего в жизнь, / наставник, и первопрестольник, и учитель был еси: / первее бо пришед, святителю Савво, / отечество твое просветил еси / и, породив тое Духом Святым, / яко древа маслинная, / в мысленнем раи насадил еси всеосвященная твоя чада. / Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна / чтуще тя, молим: / моли Христа Бога // даровати нам велию милость.

Кондак святителю Савве Сербскому, глас 8

Яко первосвятителя великаго и апостолов сообщника, / Церковь прославляет тя людей твоих, преподобне, / но яко имея дерзновение ко Христу Богу, / молитвами твоими от всяких нас бед спасай, да зовем ти: // радуйся, отче Савво Богомудре.

Ин кондак святителю Савве Сербскому, глас 2

Струями слез твоих, Богоносне Савво, / церковь телесную очистив, / слуга бысть Святыя Троицы, / сохраняй отечество свое непобедимо, // тому бо ты еси утверждение.

Здравствуйте, читатели блога! Меня зовут Елизавета. Так уж получилось, я живу в Сербии последние 2 года. На новом месте не жалуюсь, даже наоборот - свой новый дом, Белград, я полюбила. Если в Греции просто «все есть», то здесь есть все, что может сделать человека счастливым. Красивый город, доброжелательное отношение к иностранцам, традиции и праздники. На один из них я хочу вас пригласить. Приезжайте зимой, 27 января проходит Слава Святого Савы (Slava Sveti Sava). Одевайтесь парадно - пойдем в гости. С собой возьмите красное вино в подарок.

Пару слов о Сербии и Белграде

Белград или Београд (Beograd), по-сербски значит «Белый Город». Так его назвали путешественники, ведь перед ними предстал город из белого песчаника. Его историческое название отличается. Белград основали кельтские племена, назвав по-своему Сингидунум. Белград впервые стал столицей Сербского Королевства с 1403 года.

После много чего происходило - образовалась и распалась Югославия, отделилась Черногория. Но, Белград прочно держал свое место главного города. Хотя, его здания уже не ослепительно белые, а в центре все еще остаются развалины после НАТОвской бомбежки в 1999 году, этот город продолжает улыбаться всему миру.

Религия в жизни Сербии

Большая часть сербов - православные христиане. Религия играет важную роль, а религиозные праздники ценятся тут больше Нового Года, или дня рождения. Все экскурсии по Белграду начинаются из центра, а это Храм Святого Савы. Я, например, вижу его из окна с 4го этажа нашего дома. Ночью он «парит» над городом. Такой эффект получается из-за того, что храм ярко освещен на фоне ночного неба.

У каждой семьи есть Святой Покровитель. Традиция изначально языческая, но перешла в христианство. Святой Никола, Святой Архангел, Святой Сава, Святой Георгий являются самими распространенными Покровителями семей. Есть еще несколько святых, которых славят отдельные семьи. У каждого из них есть свой праздничный день - Слава. На работе вас спросят: «Кого славишь?». В тот день вы имеете полное право на отгул, чтобы провести его с родными.

Вы получаете приглашение на Славу, а это значит, будет много вкусной еды, душевные разговоры и просто хорошая атмосфера. На улице холод, а ваши друзья или родные подготовили для вас все лучшее в теплом доме. Квартиры района центра Старого города - это вообще отдельная история. Они огромные, планировка необычная, везде деревянный паркет по которому сербки бодро цокают высокими каблуками.

Святой Сава Сербский

27 января - это день любимейшего Святого всего сербского народа. В России его имя принято писать так: Савва. Возможно, Растко Неманич (мирское имя Савы) мог бы быть просто отмечен где-то в учебнике истории, как младший брат первого сербского короля Стефана Первовенчанного. Растко решается стать монахом, получает церковное имя Сава. Он прошел пешком по всем святым местам Сербии, побывал на Афоне. Он увидел, как живут простые крестьяне, понял их проблемы, тяготы. Сава вернулся к королевскому двору с идеей кардинальных перемен.

Святой Савва Сербский. Два изображения

Первое, своей мудростью и дипломатией Савва остановил страшную войну за власть между старшими братьями. Ему удалось дать Сербской Церкви независимость (автокефальность). В 1219 году он становится архиепископом. Сербы очень чтут этого святого. Он много чего еще сделал для народа, никогда не проходил мимо, если человек нуждался в помощи. Реформировал систему образования, давая всем деткам возможность посещать школы. Есть даже несколько забавных историй о том, как Святой Сава самого дьявола перехитрил, да не один раз.

Савиндан: приготовления к празднику

Прежде всего, Слава - семейный праздник. В Храме будет проходить вечерняя служба для всех желающих, но каких-то особенных развлечений в городе в честь Славы не будет. Скорее даже, некоторые магазины, кафе закроются раньше, или вообще не работают.

Гостей приглашают на вечер. Приготовления проходят целый день. Хозяйка печет особый хлеб из белой муки - Славский колач. Хозяйка старается украсить его как можно богаче. Из кукурузного теста делаются фигурки, хитрый орнамент. Это искусство, — так вам скажу. Славский колач даже есть жалко. И еще одно важное блюдо - коливо или жито. Пшеничные зернышки размалываются, варятся, заправляются орехами и медом. Кто-то добавляет сухофрукты или цукаты. Получается такая крепкая сладкая масса.

Заранее покупается в Храме очень толстая свеча. В Храм идет глава семьи (дедушка, отец). Он просит священника благословить Славский колач и свечу. Когда благословение получено, он возвращается домой и начинаются приготовления. Свеча большая, так что, будет целый день гореть на столе.

Славский ритуал

Он простой, но, чтобы допустили к столу со вкусняшками - необходимо выполнить все правильно. Не успели вы еще снять куртку, к вам спешит хозяйка дома с серебряным подносом и ложечкой. Тут же нужно зачерпнуть побольше жита и съесть. Хотите угодить хозяйке? Зачерпните два раза - похвалите блюдо. После этого трижды крестятся, желают счастливой славы (Srećna slava!). Вы едва успеваете освободиться от куртки, но тут появляется хозяин с вином. Вина нужно выпить, хотя бы чуть-чуть.

Теперь можно проходить в комнату - присоединяйтесь к веселью. На столе обязательно будет стоять Славский Колач, Свеча и Икона Святого Савы. Вас ждет приятный вечер. Часто бывает так, что вы знаете только хозяина дома. Он вас не бросит, а начнет знакомить со всеми гостями. Скоро народ разбивается на группы по интересам - вас доброжелательные сербы с радостью возьмут с собой. Особенно, если вы иностранец.

Я была на нескольких Славах, каждый раз жду новые приглашения. При том, что это были семьи друзей, мы всегда чувствовали себя прямо частью праздника. От вас не ждут подарков или «конвертов счастья», семья радуется, что вы пришли. Чем больше людей - тем большим они могут подарить своего тепла и внимания. Это следование заветам Святого Савы: чтобы стать действительно счастливым - поделись с ближним.

Где находится Храм Святого Савы (серб. Храм светог Саве)

Он находится в Старом городе по адресу Krusedolska, 2а. Проще всего добраться на трамваях 9,10,14 до станции Караджорджев Парк (Карађорђев парк), или автобусах 33, 78, 48, 47 до станции Бульвар Освобождения (Bulevar Oslobođenja). Конечно, любой таксист тут же поймет куда вам, если скажете: «Храм Святого Савы». Удачного путешествия!

С уважением, Елизавета Раубе

(перенесение мощей из Тырново в Милешево в 1238 году; Серб. ), 27 апреля (воспоминание сожжения мощей на Врачаре в 1594 году; Серб. ), 30 августа (Серб. ), в Соборах Сербских святителей , Афонских преподобных , Ватопедских святых и преподобных русских Святогорцев

В миру Ростислав Растко, родился в году в семье самодержца Сербии Стефана Немани и Анны , дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам.

В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон , Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Афонский Пантелеимонов монастырь .

Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с Ростислава. Во время вечернего богослужения, когда упоенные вином воины уснули, Ростислав принял постриг с наречением в честь преподобного Саввы Освященного и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Это случилось в году.

Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители . На Афоне они обновили сербский Хилендарский монастырь , и эта обитель получила звание царской ставропигии .

В Хилендарском монастыре преподобный Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера . В Солуни за свои иноческие подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана архимандрита .

Вернувшись затем на родину, святой Савва вместе со своим державным братом святым Стефаном заложили Жичский монастырь в честь Вознесения Господня , призванный стать центром Сербской Церкви .

Святой Первосвятитель обошел всю землю Сербскую, исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, построил и освятил множество церквей, утверждая православных в вере. Завершив свой подвиг на родине, святитель, назначив своим преемником иеромонаха Арсения , рукоположив его во епископа и преподав всем благословение, отправился в невозвратный путь, желая "окончить дни свои странником в земле чужой". Пройдя всю Палестину , Сирию и Персию , Вавилон , Египет и Анатолию , повсюду посещая святые места, беседуя с великими подвижниками, собирая священные останки святых, святитель окончил свое странствие в Тырнове , в Болгарии , в доме родственника царя Иоанна Асена, где с духовной радостью предал свою душу Господу в году.

Мощи и почитание

Высокочтимый уже при жизни, архиепископ Савва сразу стал почитаться святым по преставлении. Так как его мощи упокоились в Болгарии , святые Сербские король Владислав и архиепископ Арсений приложили много усилий, чтобы перенести мощи в Сербию . Болгарский царь Иоанн Асен II , тесть и союзник святого Владислава, сначала не хотел отдавать мощи прославленного архиепископа. Однако король Владислав лично отправился в Болгарию упрашивать своего родича, а тому было ниспослано свыше ночное видение чтобы он позволил мощам вернуться в Сербию. При перенесении святых мощей святителя Саввы в году исцеления были столь многочисленны, что болгары стали роптать на Асена, "зачем он уступает такое сокровище". Однако, сербы чтили святого не менее болгар - их торжественно сопровождал их Тырнова сам король, а архиепископ святитель Арсений собрал духовенство и знать на их торжественную встречу. Мощи были положены в монастыре Милешево , в честь чего установлено празднество 6 мая . Вначале их положил во гроб, но вскоре святой Савва явился одному из своих учеников и велел положить его тело открыто в церкви, после чего мощи были положены в деревянном ковчеге в монастырском храме. Тем временем жители Тырнова продолжали получать исцеления от остатков гроба святителя, которые благочестивый Асен приказал собрать вместе и положить во вновь сооруженную гробницу.

Мощи почивали в Милешевской обители до года, когда Синан-паша взял эту величайшую святыню сербского народа, увёз их в Белград и там 27 апреля сжёг на холме Врачар.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Пути́, вводя́щаго в жизнь, / наста́вник, и первопресто́льник, и учи́тель бы́л еси́: / пе́рвее бо прише́д, святи́телю Са́вво, / оте́чество твое́ просвети́л еси́ / и, породи́в то́е Ду́хом Святы́м, / я́ко древа́ ма́слинная, / в мы́сленном раи́ насади́л еси́ всеосвяще́нная твоя́ ча́да. / Те́м, я́ко апо́столом и святи́телем сопресто́льна чту́ще тя́, мо́лим: / моли́ Христа́ Бо́га / дарова́ти на́м ве́лию ми́лость .

Тропарь свв. Стефану Мироточивому и Савве I, архиеп. Сербскому, глас 1

Оби́тели Хиланда́рския свяще́нных строи́телей / и Афо́на свети́льники, / Се́р­бии похвалу́, / Симео́на велича́йшаго, преподо́бных ле́поту, / и ро́д его́ чу́дный, святи́теля, - глаго́лю, - Са́вву, / прииди́те согла́сно почти́м, глаго́ля: / моли́те Христа́ Бо́га о па́стве ва́шей, бла́женнии, // и о е́же Це́ркви свобо́дней бы́ти от обстоя́ний .

Кондак, глас 8

Я́ко первосвяти́теля вели́каго / и апо́столов соо́бщника, / Це́рковь прославляе́т тя́ люде́й твои́х, преподо́бне, / но я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу, / моли́твами твои́ми от вся́ких на́с бе́д спаса́й, да зове́м ти́: // ра́дуйся, о́тче Са́вво Богому́дре.

Ин кондак, на перенесение мощей, глас 6

Засту́пниче скорбя́щим, / в напа́стех помо́щниче, / ко Влады́це моле́бниче, / не пре́зри на́с, смире́нных, обремене́нных грехи́, / но предвари́ и исхити́ от му́к ве́чных / с ве́рою моля́щихтися, / ускори́ на заступле́ние и потщи́ся на по́мощь, // заступи́, святи́телю Христо́в Са́вво, пою́щия тя́.

Труды

Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне . Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В году митрополиту Кириллу Киевскому был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих - Рязанская Кормчая года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви.

Использованные материалы

  • Страницы портала Православие.Ru :
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life199.htm - житие из календаря

«Вот, боголюбивые мои, догмат Православных Святоотеческих Преданий. Следуя ему, и мы также веруем и так исповедуем, а всех еретиков и всякую ересь проклинаем» –

свт. Савва Сербский, Жичская
проповедь о правой вере

«Святой Савва Сербский – первый архиепископ Сербской Православной Церкви, законодатель и устроитель независимого государства, просветитель и учитель Сербского народа родился от Стефана Немани и его жены Анны между 1170 и 1175 годами в городе Расе (недалеко от нынешнего Нового Пазара), в прежней столице Сербской державы. Житие Святого Саввы Сербского известно многим боголюбивым русским православным христианам и день памяти этого Святого в Русской Православной Церкви приходится на 12 января (по ст. ст.), хотя в Сербии память этого Святого празднуется 14 января. Приходилось спрашивать об этом у самих сербов и выяснилось, что, действительно, Святой Савва почил 12 января в болгарском городе Тырново, весть же о его смерти дошла до Сербии только 14 числа. Тогда все храмы огласили округу скорбным поминальным звоном. Этим объясняется разница в днях празднования.

Вклад Святого Саввы Сербского в утверждение Вселенского Православия весьма велик. Благодаря отцу Стефану Немани (в будущем св. Симеона Мироточивого) четкое определение принадлежности Восточной Церкви после раскола в 1054 году наполнило смыслом всю жизнь и неутомимую деятельность Святого Саввы на благо утверждения истины. Надо отметить, что его отец Стефан Неманя, а после и брат Стефан, находились в вассальной зависимости от папы Римского. С 1062 года главным пастырем Сербской Церкви был архиепископ Антиварийский, получавший паллиум из Рима и ему подчинены были епископии Сербии и Албании. Отец Саввы Стефан Неманя видел, что латинство, чем далее, тем более становится враждебным и чистой вере и свободному развитию народа. В младенчестве своем, рожденный в Зете, Стефан Неманя был крещен латинским священником. В 1143 году он торжественно снова принял крещение от православного Рашского епископа Леонтия, как повествуют об этом в его житии его сыновья, свт. Савва и св. Стефан. Без этого шага отец свт. Саввы Стефан Неманя не только бы не достиг могущества великого жупана всей Сербии, но и не уцелел бы в своей маленькой области Рашской. Ему пришлось воевать со всеми отдельными жупанами Сербии. Дело доходило до того, что он был заключен родными братьями в подземную пещеру в монастыре Джурджевы Ступови. Но Сербский народ встал на сторону православного Стефана. Он любил свободу мыслей и не мог не тяготиться гнетом латинства; вера чистая восточная было по душе народу; приняв ее на своем родном языке во время свв. Кирилла и Мефодия, он свято хранил ее, невзирая на противодействие латинства.

На Святой горе по одобрению византийского царя Алексия Третьего Ангела свт. Савва и отец его (в монашестве Симеон) откупили старый разрушенный монастырь Циг и к 1199 году возвели Хиланадар. После смерти отца, почившего на руках своего сына, Савва был склонен к уединению, потому он поселился в Карее, в построенной им самим отшельнической келии. Ради строгости жизни им был составлен краткий Карейский типик (устав отшельнической жизни). Строжайший пост (пища один раз в день, в понедельник, среду и пятницу без елея и вина), непрестанная молитва, ежедневно прочитывалась вся Псалтирь, в субботу и воскресение на утрене перед Литургией прочитывался целый Евангелист. Во время безмолвия в Карее свт. Савва написал житие своего отца, преподобного Симеона Мироточивого. Позднее свт. Саввой был написан Хиландарский типик, более полный, (для братии), которого монахи этого монастыря придерживаются до сих пор. По этому уставу монахам не позволялось иметь никакой собственности, даже одной медной монеты, пищею должны были пользоваться в общей трапезе и по келиям ничего не держать съестного, одежду также полагалось получать от монастыря. Каждый день братия должны были исповедовать грехи игумену, если он есть (позднее игуменьей Хиландара стала икона Богородицы Троеручица), или духовнику, игумен должен был учить всех и каждого пути спасения. Те, которые чувствовали себя свободными от нечистых помыслов, гнева, ропота, памятозлобия, могли приобщаться Святых Тайн три раза в неделю; иначе только раз в неделю; в прочем это решал духовник. Празднословие запрещалось, сидит ли брат в келии или работает, он должен был иметь в устах молитву или церковное песнопение. Подле монастыря Савва устроил гостиницу для принятия странных, нищих и больных: им обитель должна была доставлять пищу и одежду. Несмотря на склонность свт. Саввы к уединенным подвигам, Господь иначе распорядился его жизнью. Из любви к истине и своему народу ему вскоре пришлось оставить Святую Афонскую Гору.

Кровавые Крестовые походы на Восток в 1203 году ради освобождения гроба Господня от мусульман окончательно погубили Православную Византию, просуществовавшую почти 7 веков. Тогда было образовано Латинское Царство, что увеличило влияние папы Римского на Балканах и в Европе. На Востоке было образовано Никейское Царство в Малой Азии и Епирская деспотия на Балканах. Сербия тогда оказалась в плотном враждебном кольце: от Венеции с запада до Венгрии на севере, от Болгар, Латинян и Епира на востоке и с юга. Кроме того внутри Сербии большой вред происходил от еретиков богомилов и внутренних распрей между братьями Вуканом и Стефаном. Чтобы примирить братьев и ради ограждения Сербии от влияния латинян, свт. Савва решается в 1208 году перенести мощи своего отца преподобного Симеона на Родину. Мощи были положены в монастыре Студеница – со временем этот монастырь стал очагом Православия и средневековым центром просвещения и культуры. Равносильным по значению монастырю Студеница, позднее становится монастырь Жича, возведенный свт. Саввой. Великой заслугой свт. Саввы перед Богом и сербским народом было обретение независимости Сербской Православной Церкви от папского престола. После усердной молитвы и глубоких размышлений во время непродолжительного пребывания на Святой Горе Афон в 1219 году Савва отправился в Никею к патриарху и царю Феодору Ласкару, чтобы испросить независимость от Охридской архиепископии и устроить Поместную Сербскую Православную Церковь. Никейский патриарх Мануил рукоположил Савву в первого архиепископа Сербского, тогда же вновь рукоположенный архиепископ Савва испросил позволения независимо и самостоятельно рукополагать Сербских епископов на поместном соборе без участия Никейского патриарха. Обретя формальную независимость, архиепископ Савва вернулся в Сербию для рукоположения епископов и устроения Поместной Церкви. Чтобы определить взаимоотношения между Церковью и государством в 1219 году свт. Савва составил «Номоканон» (Законоправило) или «Кормчую Книгу», которая позднее, принесла большую пользу и России. «Кормчая Книга» святителя Саввы представляет собой свод правил, в котором каноны находятся в усеченном виде (из Синопсиса Стефана Эфесского), снабженные толкованиями известного византийского канониста XII в. Номофилакса Алексия Аристина. К ряду канонов помещены были толкования великого друнгария императорского трибунала и государственного секретаря Византии Иоанна Зонары, канониста ХII в. «Кормчая Книга» Святого Саввы включала в себя не только Соборные Постановления и Правила Святых Отцов Церкви, но и такие дополнительные части, как статьи по истории Вселенских Соборов, истолкования молитвы „Отче наш“, Символа веры, произведений преподобного Иоанна Дамаскина. Древнейший русский список этой «Кормчей Книги» – Рязанский 1284 г. «Кормчая Книга» – это первый сербский, болгарский и русский гражданский и церковный кодекс. Надо отметить, что первоначальный краткий перевод этой книги на Славянский язык был сделан св. Равноапостольным Мефодием Моравским, просветителем славян. Основное издание «Кормчей Книги» в России совершилось только в 1650 году, по благословению Московского Патриарха Иосифа. Кормчая Книга стала основой прав в Российской империи и оставалась таковой до 1917 года. В «Кормчей Книге» отразилось духовно-правовое наследие Византийской государственности, пришедшей в Москву-Третий Рим через Святого Савву Сербского. Именно в этой Книге, написанной на славянском языке, отражалась идея симфонии духовной и светской власти. Первым примером среди славянских народов применения в управлении государством ее евангельского значения стало Сербское королевство. Архиепископ Савва находил взаимопонимание и поддержку во всех своих начинаниях со стороны родного брата, им коронованного короля Стефана. Сербская Православная держава по евангельскому примеру Марфы и Марии в государственной симфонии просуществовала до 1389 года, то есть до Косовской битвы.

В России глубоко почитались на протяжении многих веков Сербские Святые Савва и его отец преподобный Симеон Мироточивый. Так в Архангельском соборе Кремля сохранились до наших дней фрески этих Святых. В центре Москвы на улице Солянке до революции находился храм Святого Саввы Сербского. Это был центр славянофильства, здесь организовывались сборы пожертвований для освободительной войны на Балканах от турецкого ига. Отсюда в конце 19 века отправлялись в Сербию тысячи добровольцев в помощь православным братьям-сербам. Из жития свт. Саввы мы знаем, что юный Растко (мирское имя свт. Саввы) тайно ушел на Святую Гору Афон вместе с русским монахом. Тайна братского единства наших православных народов непостижима умом человеческим, но является Промыслом Божиим ради спасения славянских народов. Любовь к евангельской истине и презрение ложных латинских учений стало главной осью в русско-сербских взаимоотношениях на протяжении полутора веков»

День святого Саввы в Сербии отмечается 27 января, и у сербов он называется Савиндан. В русском церковном календаре есть праздник с похожим названием – Савин день, но он относится к памяти Саввы Освященного, другому святому, родившемуся на территории современной Турции и создавшему Иерусалимский устав, который до сих пор используется Русской православной церковью. Он отмечается 18 декабря. День памяти же святого Саввы Сербского Русской православной церковью отмечается на два дня раньше, 25 января по новому стилю.


Оказавшись в Сербии, имя святого Саввы можно встретить или услышать довольно часто: крупнейший в стране конгресс-холл называется Сава-центр, самый большой православный храм в юго-восточной Европе – это Храм святого Саввы, построенный именно там, где, по одной из версий, османские завоеватели сожгли мощи святого. А в булочных продаётся хлеб «Сава» (названный, как кто-то считает не в честь одноимённой реки, протекающей через Белград, а тоже по имени святого). Школы, общественные организации, больницы, заводы, корабли, фирмы – везде можно встретить имя «Сава».

Тут уже можно заметить и второе отличие – в русском языке имя Савва пишется с двумя «в», а в сербском – с одной, поэтому составные слова и непереводимые названия тоже пишутся с одной «в» – Сава.

Кто же был святой Савва?

Савва был младшим сыном Стефана Немани и Анны Неманич – венценосной семьи Княжества Сербского, основателей династии Неманичей. Он родился в 1169 году и имя ему было Растко. И библейский слог тут как раз уместен, но об этом ниже…

Он стал третьим и самым долгожданным ребёнком в семье, а потому – и самым любимым. О ранних годах Растко мало что известно, но когда ему исполнилось 15, отец отдал ему в управление одну из областей своего княжества. Известно, что Растко не часто её посещал. Он был образованным юношей, знакомым с раннехристианской, византийской и старославянской литературой. Пришло время, и он сбежал на Афон. В то время ему было где-то 17 лет.

На Святой горе он нашёл пристанище в русском Монастыре святого Пантелеимона, где и принял монашество, получив имя Савва (по другой версии – это был греческий монастырь Ватопед, в котором он прожил семь последующих лет, но это менее вероятно).

Удивительно, но через некоторое время его отец, уступив престол своему среднему сыну, тоже Стефану, принял монашеский постриг, а ещё позже он отозвался на предложение Саввы приехать на Афон, где сын стал его духовным наставником. Уход в монахи мирского правителя – событие незаурядное, оно вызвало небывалый интерес не только к Стефану Немане, ставшему Симеоном, но и к самому Савве.

Хиландар и СПЦ

Хиландар – это сербский монастырь, который стоит в одном ряду с такими сербскими святынями как Высокие Дечаны в Косово и Острог в Черногории, но Хиландар находится на Афоне, и основали его Савва и Симеон. Хиландар стал первым и остался единственным сербским православным монастырём на Святой Горе.


Монастырь Хиландар — Афон

Впрочем, тогда он был просто «сербским», а «сербским православным» он стал, когда Савва добился от византийского царя Феодора I Ласкариса и патриарха Константинопольского Мануила I Харитопула Сарантина автокефалии для Сербской православной церкви. Монастырь при этом остался в подчинении Константинопольского патриархата. Но это не главное, главное – новая, независимая Сербская православная церковь.

Случилось это после падения Царьграда в 1204 году, когда Мануил I рукоположил Савву в «архиепископа сербских и приморских земель».

В 1234 году Святой Савва предпринял повторное паломничество в Иерусалим. Возвращаясь, проезжал через Болгарию. Там и умер 14 января 1236 года и был похоронен в болгарской столице Тырново. Племянник св. Саввы сербский король Владислав (зять болгарского царя Ивана II Асеня), через год перенёс его мощи из Тырнова в монастырь Милешева. Через триста лет после смерти святителя, турки, поработившие страну, сожгли мощи святого Саввы, чтобы унизить народ и его святыни. Сейчас на этом месте выстроен один из крупнейших православных храмов.

Вернувшись в Сербию, Савва начал основывать монастыри и лавры, писать законодательные тексты. Его «Симеоново житие» сейчас считается образцом сербской средневековой литературы. Являясь игуменом важнейшего в то время в Сербии монастыря Студеница, Савва участвовал и в дипломатических миссиях правителей из своего рода, а именно – брата Стефана Неманича.

Монастырь Студеница, по мнению многих, является одним из самых красивых сербских и мировых монастырей, не только из-за изящной архитектуры византийско-рашской школы, но также из-за прекрасного пейзажа, в котором был построен монастырь. Стефан Неманя строил Студеницу с 1183 до 1196 гг., когда на государственном соборе он отрекся от престола в пользу своего среднего сына Стефана, а потом принал монашеский постриг с именем Симеон.


Благодаря ктиторству его сына, святого Саввы, монастырь Студеница стал культурным, духовным и медицинским центром средневековой Сербии. Наряду с другими своими произведениями святой Савва написал Студеницкий устав, старое сербское литературное произведение.

„Заповедуем всем вам от Господа Бога Вседержителя, чтобы этот святой монастырь был независим от всех здешних властей и чтобы он не был ни под чьим управлением, но был управляем единой всепетой Богородицей Благодетельницей и молитвой преподобного отца нашего и ктитора, который игуменствует в нем.“

Святой Савва Студеницкий устав, глава 12


«Святосавство»

В сербском языке есть такое понятие – «светосавле» («святосавство» по-русски). Это что-то между православием и святым Саввой – верхняя степень почитания православного сподвижника Саввы Сербского. Да, а когда же Савва стал святым? Он был канонизирован в 1237 году, когда его посмертные останки перевезли из Болгарии в родную Сербию. В сербском самосознании святой Савва остался символом любознательности, смирения, достоинства и чести, крепости духа, духовной связи христианских Востока и Запада, в общем – символом сербской нации.

Поэтому-то сербские монументальные сооружения, старейшие объединения, учебные и оздоровительные заведения, амбициозные проекты и фирмы, часто носят имя святого Саввы. Поскольку святой Савва являлся и просветителем сербского народа, то современные сербские школы отмечают 27 января как своего рода День школы. Но что особенно показательно, так это то, что матери до сих пор дают своим чадам мужские и женские имена Сава.


В современной же России интерес к личности святого Саввы Сербского совпал с новой волной интереса к самой Сербии – самой братской стране на Балканах. Духовное родство русского и сербского народов во многом строится на единстве православной веры. Поэтому, не удивительно, что личность именно Саввы Сербского, явившегося основателем Сербской православной церкви, вызвала особый интерес, а со временем и почитание у российских верующих. Отдельная заслуга в деле просвещения россиян о роли и значении святого Саввы в сербской истории принадлежит подворью Сербской православной церкви в Москве. В стенах храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот верующие могли узнать о вкладе, который внес святой Сава Сербский в дело становления сербского самосознания и государственности, об усилиях святого, направленных на укрепление Православия на Балканах, о значении для всего христианского мира оставленного святым духовного наследия.

Многочисленные русско-сербские организации и объединения граждан, общества русско-сербской дружбы из года в год проводят в России различного рода мероприятия в честь или во имя святого Саввы Сербского.
Икона святого Саввы стала одним из самых ценных подарков, который можно привести из Сербии.