Мoдный низ

Составление модульных образовательных программ с учетом профстандартов. Положение по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов

На сегодняшний день различными организациями и инициативными группами разработано достаточно большое количество стандартов, имеющих отношение к проектному менеджменту. Некоторые наиболее известные стандарты международного и национального уровня представлены на рис. 3.1. По основным областям применения стандарты могут быть разделены на следующие группы:

1) применимые к отдельным объектам управления (проект, программа, портфель проектов) и регламентирующие соответствующие процессы управления;

2) применимые к субъектам управления (менеджеры проектов, участники команд УП) и определяющие требования к знаниям и квалификации соответствующих специалистов и процессу оценки квалификации;

3) применимые к системе УП и организации в целом и позволяющие оценить уровень зрелости организационной системы менеджмента.

На рис. 3.1 представлены наиболее популярные стандарты в области проектного менеджмента, включая следующие:

ISO 10006. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по менеджменту качества проектов ;

PMBOK Guide. А Guide to the Project Management Body of Knowledge. Руководство к своду знаний по управлению проектами, PMI ;

Рис. 3.1. Наиболее известные стандарты в области проектного менеджмента

PMBOK Guide Government Extension. Руководство к своду знаний по управлению проектами для правительственных организаций, PMI ;

WBS. Руководство по разработке иерархической структуры работ проекта, PMI ;

Earned Value. Руководство по применению методики освоенного объема, PMI ;

PRINCE2. Стандарт управления проектами, OGC (Office of Government Commerce), Великобритания ;

The Standard for Portfolio Management, PMI. Стандарт управления портфелем проектов, PMI ;

The Standard for Program Management, PMI. Стандарт управления программой, PMI ;

Managing Successful Programmes, OGC UK. Стандарт управления программой, OGC (Office of Government Commerce), Великобритания ;

P2M Japan. Стандарт управления проектами и программами в организации, Япония ;

OPM3. Модель зрелости организации в области проектного менеджмента, PMI ;

IPMA Competence Baseline (ICB). Международные требования к компетенции менеджеров проектов, IPMA ;

НТК Россия. Основы профессиональных знаний и Национальные требования к компетентности (НТК) специалистов по управлению проектами, СОВНЕТ ;

PMCDF PMI. Структура развития компетенций в проектном менеджменте (Project Management Competence Development Framework), PMI ;

GPBSPM. Общий стандарт оценки проектного персонала на основе опыта (Global Performance Based Standards for Project Management Personnel), GPBSPM Initiative.

Разработчиками стандартов в основном являются профессиональные организации или группы специалистов международного или национального уровня (см. п. 1.7).

Основной стандарт, разработанный IPMA, - ICB (IPMA Competence Baseline, 3-я версия выпущена в 2006 г.). Этот стандарт определяет требования к квалификации специалистов в области УП и является основой для международной сертификации. В соответствии с правилами и требованиями IPMA в России разработаны национальные требования к компетенции менеджера проекта и программа сертификации специалистов по управлению проектами. Специалисты, прошедшие сертификацию по этой системе, получают сертификаты международного образца, которые признаются во всем мире.

Другая авторитетная организация в области проектного менеджмента - Институт управления проектами, США (PMI) с индивидуальной системой членства: насчитывается более 200 тыс. человек в 125 странах мира. PMI имеет наиболее активную и широкую стратегию в области разработки стандартов.

Кроме того, разработано множество национальных стандартов УП, представленных национальными ассоциациями менеджеров проектов: АРМ (Великобритания), VZPM (Швейцария), GPM (Германия), AFITEP (Франция), CEPM (Индия), PROMAT (Южная Корея) и др.

Рассмотрим основные стандарты по группам.

3.1.1. Группа стандартов, применимых к отдельным объектам управления (проект, программа, портфель проектов)

Наиболее проработанными по структуре и содержанию и распространенными являются стандарты, регламентирующие процессы управления отдельными проектами. В данной группе стандартов можно выделить:

ISO 10006:2003. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по менеджменту качества проектов;

PMI. А Guide to the Project Management Body of Knowledge. (РМВОК Guide). Руководство к своду знаний по управлению проектами. Третье издание.

ISO 10006:2003. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по менеджменту качества проектов.

Данный международный стандарт сам по себе не является руководством по УП. В нем приведены руководящие указания по качеству процессов УП.

В стандарте приводятся основные принципы и практические методики, которые влияют на качество разработки и реализации проектов. В нем процессы по проекту сгруппированы в две категории: процессы УП и процессы, связанные с продуктом проекта (т.е. такие, как проектирование, производство, проверка). Руководящие указания по качеству процессов, относящихся к продукту проекта, рассматриваются в стандарте ISO 9004-1.

Стандарт применим к проектам различной степени сложности, небольшим или большим, краткосрочным или долгосрочным, выполняемым в различных окружающих условиях безотносительно к виду продукта или процесса. Представленные рамочные требования требуют последующей адаптации данного руководства к конкретным условиям разработки и реализации отдельного проекта.

В стандарте разделяются понятия процессов управления и фаз реализации проекта. Проект может быть разделен на различные взаимозависимые процессы и фазы в качестве средств планирования и контроля за реализацией целей и оценкой связанных с этим рисков.

Фазы делят жизненный цикл проекта на управляемые стадии, такие как разработка концепции и проектной документации, реализация, сдача в эксплуатацию.

Процессы проекта - это процессы, необходимые для управления им, а также для реализации продукта проекта.

Процессы сгруппированы в соответствии с принципом родственности (например, все процессы, связанные с управлением по временным параметрам, включены в одну группу). Всего в стандарте выделено 11 групп процессов:

Стратегические (определение направления проекта);

Относящиеся к ресурсам и персоналу;

Касающиеся взаимосвязей;

Касающиеся области применения;

Касающиеся времени;

Связанные с затратами;

Связанные с передачей информации;

Касающиеся рисков;

Связанные с закупками.

Отдельно рассматриваются процессы, касающиеся измерений и анализа и постоянного совершенствования. В стандарте содержится описание каждого процесса, а также руководящие указания по менеджменту качества конкретного процесса.

В основе руководящих указаний по менеджменту качества при проектировании, содержащихся в данном международном стандарте, лежат восемь принципов менеджмента качества (см. ISO 9000:2000, 0.2):

1) ориентация на потребителя;

2) лидерство руководителя;

3) вовлечение работников;

4) процессный подход;

5) системный подход к менеджменту;

6) постоянное улучшение;

7) принятие решений, основанное на фактах;

8) взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Эти общие принципы образуют основу системы менеджмента качества для организации - инициатора и организации - исполнителя проекта.

РМВОК Guide. Руководство к своду знаний по управлению проектами. Институт управления проектами, США.

PMBOK Guide является американским национальным стандартом УП и широко используется в мире. В основу стандарта положена процессная модель описания деятельности по УП.

В качестве основных целей разработки Руководства называют унификацию терминологического пространства и использование данного документа в качестве базового справочного пособия для сертификации профессионалов по управлению проектами (РМР).

В Руководстве определяются:

Структура УП (часть 1). В данной части содержатся основные сведения об УП, определены основные термины и общий обзор глав Руководства. Особое внимание уделяется понятиям жизненного цикла проекта, организационным структурам и окружению проектов;

Стандарт УП (часть 2) включает описание пяти групп управленческих процессов: 1) инициация, 2) планирование, 3) организация исполнения, 4) контроль и 5) завершение. В рамках данных групп процессов описываются 44 базовых управленческих процесса и взаимосвязи между ними;

Области знаний по УП (часть 3) состоят из девяти областей знаний: управление 1) интеграцией, 2) содержанием, 3) сроками,

4)стоимостью, 5) качеством, 6) человеческими ресурсами, 7)коммуникациями, 8) рисками, 9) поставками проекта. В данной части приводится детальное описание для каждого из 44 управленческих процессов, включая общее описание процесса, входной и выходной информации, а также перечисление рекомендуемых методов и инструментов.

В PMBОK Guide включено описание перечисленных ниже управленческих процессов.

Управление интеграцией проекта - наиболее важная из областей знаний, включающая в рамках групп процессов различные элементы УП. К этой области относятся следующие процессы:

Разработка устава проекта;

Разработка предварительного описания содержания проекта;

Разработка плана УП;

Руководство и управление исполнением проекта;

Мониторинг и управление работами проекта;

Общее управление изменениями;

Закрытие проекта.

Управление содержанием проекта играет скорее вспомогательную роль ввиду того, что план проекта детализирован здесь по составу работ в объеме, необходимом и достаточном для успешного выполнения проекта. В данную область входят следующие процессы:

Планирование содержания;

Определение содержания;

Создание иерархической структуры работ (ИСР);

Подтверждение содержания;

Управление содержанием.

Управление сроками проекта включает процессы управления по временным параметрам для формирования календарного плана проекта в целях соблюдения сроков:

Определение состава операций;

Определение взаимосвязей операций;

Оценку ресурсов операций;

Оценку длительности операций;

Разработку календарного плана;

Управление календарным планом.

Управление стоимостью проекта нацелено на успешное освоение его бюджета, последовательно реализующее процессы планирования, разработки и контроля затрат. Включает следующие процессы: - стоимостную оценку;

Разработку бюджета расходов;

Управление стоимостью.

Управление рисками проекта охватывает идентификацию рисков, разработку карт рисков и составление плана реагирования на них, а также содержит следующие процессы управления:

Планирование управления рисками;

Идентификацию рисков;

Качественный анализ рисков;

Количественный анализ рисков;

Планирование реагирования на риски;

Мониторинг и управление рисками.

Управление качеством направлено на удовлетворение требований по качеству как продукта, так и проекта. Учитывает требования Международной организации по стандартизации (1БО), а также авторские и общие модели. Область включает следующие процессы:

Планирование качества;

Процесс обеспечения качества;

Процесс контроля качества.

Управление человеческими ресурсами в практике УП играет одну из ключевых ролей, и от того, насколько профессионально будут реализованы перечисленные ниже процессы, зависит полнота достижения целей и в целом обеспечен успех проекта:

Планирование человеческих ресурсов;

Набор команды проекта;

Развитие команды проекта;

Управление командой проекта.

Управление коммуникациями проекта состоит в своевременном и достоверном сборе, распределении, хранении и использования инфор-

Рис. 3.2. Структура процессов РМВОК Guide

мации для всех участников, входящих в команду в соответствии с их ролями в проекте. Выделяются следующие процессы:

Планирование коммуникаций;

Распространение информации;

Отчетность по исполнению;

Управление участниками проекта.

Управление поставками проекта описывает процессы приобретения и получения продуктов, услуг и результатов, а также процессы управления контрактами. В данную область знаний входят следующие процессы:

Планирование покупок и приобретений;

Планирование контрактов;

Запрос информации у продавцов;

Выбор продавцов;

Администрирование контрактов;

Закрытие контрактов.

Одним из направлений развития стандарта PMBOK Guide стала его адаптация к отраслевой специфике. В настоящее время выпущены расширения стандарта для правительственных и строительных проектов (Government Extension to the PMBOK Guide, Construction Extension to the PMBOK Guide).

Кроме того, PMI разрабатывает стандарты, связанные с отдельными методиками УП. На сегодняшний день выпущены стандарты, регламентирующие методы разработки иерархической структуры работ проекта и контроля по методу освоенного объема (Practice Standard for Work Breakdown Structures, Practice Standard for Earned Value Management).

Еще один интересный стандарт, регламентирующий управление отдельными проектами, разработан в Государственном департаменте коммерции в Великобритании - PRINCE2 (Projects in Controlled Environments). Данный стандарт регламентирует также процессы управления и параметры контроля на уровне отдельного проекта. В стандарте хорошо прописана связь управленческих процессов с требованиями к структуре и характеристиками создаваемого в рамках проекта продукта. Стандарт широко используется в государственном и частном секторе в Великобритании и все чаще применяется на международном уровне.

Относительно новая область стандартизации - процессы управления такими объектами, как программа и портфель проектов.

Пионерами в данной области являются стандарты, выпущенные в Великобритании Государственным департаментом коммерции. На протяжении уже почти десяти лет эти стандарты используются в правительственных программах, а также для сертификации менеджеров программ.

Однако стандартов международного уровня в данной области до последнего времени не существовало. На роль общепризнанных могут претендовать стандарты, выпущенные PMI в 2006 г.: The Standard for Program Management и The Standard for Portfolio Management. Данные стандарты также построены по процессному принципу.

The Standard for Portfolio Management. Стандарт управления портфелем проектов. Институт управления проектами, США.

Основные цели разработки стандарта - формулирование понятийного пространства управления портфелем проектов, определение типовых процессов и их результатов без привязки к отраслевым особенностям бизнеса, а также описание ключевых ролей управления портфелем, зон ответственности и полномочий. Важное значение придается стратегии организации, возможности отслеживания достижения целей через процессы интегрированного управления портфелями проектов, программами и отдельными проектами. Раскрывается взаимосвязь с функциональными областями управления: финансами, маркетингом, корпоративными коммуникациями, управлением персоналом.

Связь управления портфелем с управлением программами и проектами устанавливается через реализацию следующих функций менеджера портфеля:

Выравнивание компонентов в соответствии со стратегией;

Обеспечение сбалансированности и устойчивости компонентов как частей портфеля, основанных на ключевых индикаторах;

Оценка стоимости и взаимосвязей компонентов портфеля;

Определение доступности ресурсов и расстановка приоритетов;

Включение и исключение портфельных компонентов.

Система управления портфелем для эффективной поддержки выполнения представленных функций предусматривает вовлечение в управление следующих ключевых ролей и подразделений: наблюдательного совета управления портфелем, клиентов, спонсоров, исполнительных директоров, управления операционной деятельностью, менеджеров программ, офиса управления программами и проектами, менеджеров проектов, функциональных менеджеров, финансовых менеджеров, участников команды проекта.

При идентификации ключевой роли стандарта - менеджера портфеля - выявлены следующие дополнительные функции, определяющие отличительные признаки портфельного управления:

Расстановка приоритетов и выравнивание компонентов управления портфелем в соответствии со стратегическими целями;

Обеспечение ключевых акционеров своевременными результатами оценки, ранней идентификации воздействий на выполнение работ;

Измерение стоимости организации с помощью инвестиционных инструментов, таких как ROI, NPV, PP.

Процессы управления портфелем представлены двумя группами:

1) группа процессов формирования портфеля включает процессы управления им, обеспечивающие достижение сбалансированности портфеля проектов со стратегическими целями организации. Группа включает следующие процессы: идентификация проектов, категоризация, оценка, отбор, расстановка приоритетов, балансировка портфеля, авторизация;

2) группа процессов мониторинга и контроля основана на индикаторах деятельности, с помощью которых периодически выравниваются компоненты портфеля относительно стратегических целей. Включает процессы сбора периодической отчетности, анализа состояния портфеля проектов и управления изменениями.

3.1.2. Группа стандартов, определяющих требования к квалификации участников управления проектами (менеджеры проектов, участники команд управления проектами)

Среди стандартов, определяющих требования к компетенции менеджера проекта, можно выделить Международные требования к компетенции специалистов по УП (ICB), разработанные Международной ассоциацией управления проектами IPMA (Швейцария), и Руководство по развитию компетенций менеджера проекта (Project Manager Competency Development Framework), разработанное PMI на базе структуры и процессов PMBOK Guide.

В настоящее время международной инициативной группой профессионалов в области проектного менеджмента завершается разработка еще одного стандарта оценки квалификации менеджеров проектов на основании достигнутых результатов - Global Performance Based Standards for Project Management Personnel.

Международные требования к компетенции менеджеров проектов. IPMA Competence Baseline. Международные требования к компетенции менеджеров проектов, а также основанный на них российский национальный стандарт, выпущенный Российской ассоциацией УП СОВНЕТ, определяют требования к знаниям и квалификации специалистов, а также к процессу их сертификации по четырем уровням квалификации в области проектного менеджмента:

1) специалист по проектному менеджменту;

2) менеджер проекта;

3) ведущий менеджер проекта;

4) директор программы.

Международные требования к компетенции специалистов по УП (ICB) содержат три группы взаимосвязанных элементов знаний, включающие:

1) 20 технических элементов знаний, относящихся к содержанию проектного менеджмента;

2) 15 поведенческих элементов знаний, относящихся к межличностным отношениям между индивидуумами и группами, участвующими в проектах, программах и портфелях;

3) 11 контекстуальных элементов знаний, относящихся к вопросу взаимодействия проектной команды в контексте проекта и организаций, инициировавших и участвующих в проекте.

В разделы требований входят перечисленные ниже элементы знаний и компетенций.

Элементы технической компетенции:

Успешность УП;

Заинтересованные стороны;

Требования и задачи проекта;

Проектный риск и возможности;

Качество;

Проектная организация;

Работа команды;

Разрешение проблем;

Структура проекта;

Замысел и итоговый продукт проекта;

Время и фазы проекта;

Ресурсы;

Затраты и финансы;

Закупки и контракты;

Изменения;

Контроль и отчетность;

Информация и документация;

Коммуникация;

Старт проекта;

Закрытие проекта.

Элементы поведенческой компетенции:

Лидерство;

Участие и мотивация;

Самоконтроль;

Уверенность в себе;

Разрядка;

Открытость;

Творчество;

Ориентация на результат;

Продуктивность;

Согласование;

Переговоры;

Конфликты и кризисы;

Надежность;

Понимание ценностей;

Элементы контекстуальной компетенции:

Проектно-ориентированное управление;

Программно-ориентированное управление;

Портфельно-ориентированное управление;

Осуществление проектов, программ и портфелей (ППП);

Постоянная организация;

Предпринимательская деятельность;

Системы, продукты и технология;

Управление персоналом;

Здоровье, безопасность, охрана труда и окружающая среда;

Финансы;

Юридические аспекты.

3.1.3. Стандарты, применимые к системе управления проектами организации в целом и позволяющие оценить уровень зрелости организационной системы проектного менеджмента

В последнее время ведутся разработка и совершенствование стандартов, направленных на комплексное представление о системе УП в масштабах всей организации.

Пионером в этой области является стандарт, разработанный Ассоциацией инновационного развития и управления проектами Японии, - P2M (Program and Project Management for Innovation of Enterprises).

Наибольшую же популярность в мире сегодня приобретает стандарт OPM3® (Organizational Project Management Maturity Model), разработанный PMI.

P2M. Program and Project Management for Innovation of Enterprises. P2M - один из наиболее авторитетных современных стандартов в области управления проектами и программами, рекомендованный специалистами в качестве международного. Его положениями руководствуются в управленческой практике множество национальных и интернациональных корпораций.

Исходная идея концепции стандарта P2M заключается в представлении проектов и программ в качестве основополагающих элементов стратегического управления организацией.

Стандарт включает как разделы, детально описывающие общие концепции и терминологию управления проектами и программами, так и одиннадцать основных сегментов (областей) управления.

В разделе, посвященном управлению программами, приводятся определения и система взаимосвязей основных понятий. Процессы управления программами включают управление интеграцией проектов в программе, направленное на их оптимизацию. Базовый аппарат управления программами состоит:

Из методологии управления отдельными проектами;

Интегрального менеджмента (интеграция проектов и программ друг с другом и с окружением);

Управления по сегментам;

Общей методологии управления программами (разработка миссии, определение ценности, формирование команды исполнителей, участников и заинтересованных сторон программы, разработка системы показателей для отслеживания хода выполнения программы, создание ее архитектуры и платформы).

УП по сегментам включает следующие области управления:

Стратегическое;

Финансами;

Системами;

Организационной структурой;

Достижением целей и показателей;

Ресурсами;

Рисками;

Информационными технологиями;

Взаимоотношениями участников проекта;

Коммуникациями;

А также управление проектом, направленное на совершенствование.

OPM3® Organizational Project Management Maturity Model. В конце 2003 г. PMI выпустил модель зрелости организационного управления проектами OPM3 (Organizational Project Management Maturity Model), которая изначально позиционировалась как международный стандарт в данной области.

По определению PMI, организационное УП - это систематичное управление проектами, программами и портфелями проектов, направленное на достижение стратегических целей компании. Это использование знаний, навыков, инструментов и техник в проектной деятельности организации для достижения стратегических целей через реализацию проектов.

Понятие «зрелость организационного УП» описывает способ - ность организации отбирать проекты и управлять ими таким образом, чтобы максимально эффективно поддерживать достижение стратегических целей компании.

Основное назначение OPM 3:

Обеспечивать стандарт для корпоративного УП, определяющий основные элементы корпоративной системы УП на всех уровнях - от стратегии и портфеля проектов до отдельных проектов;

Служить инструментом, позволяющим любой организации определить собственную зрелость в УП, а также выработать направление и конкретные шаги развития корпоративной системы УП.

Стандарт OPM3 состоит из свода знаний (в привычном формате книги), а также базы данных и инструментария в электронном виде. Доступ к базе данных и инструментарию в настоящее время обеспечивается через Интернет (в первых версиях система поставлялась на CD).

Свод знаний, поставляемый в виде книги, включает описание ключевых концепций и структуры стандарта, структуры модели, положенной в основу стандарта, и процедуры использования модели.

Инструментальная составляющая стандарта состоит из трех взаимосвязанных элементов:

1) элемент знание (Knowledge) представляет базу лучших практик по УП (около 600 практик, относящихся к разным объектам управления: портфель проектов, программа и проект, и к разной степени зрелости описания процессов);

2) элемент оценка (Assessment) - инструмент, помогающий пользователям, ответив на опросный лист (более 150 вопросов), самостоятельно оценить текущую зрелость УП в организации, определить основные области компетенций и существующих практик;

3) если организация принимает решение развивать практики УП и переходить на новые, более высокие, уровни зрелости по УП, то в дело вступает элемент улучшение (Improvement), который помогает компаниям выбрать стратегию и определить последовательность развития системы УП.

База лучших практик структурирована по трем доменам (объектам управления) - портфель проектов, программа, проект - и четырем уровням формализации процессов (процессы стандартизированы, измеряемы, управляемы, оптимизируемы). Кроме того, лучшие практики в основном соответствуют одному из процессов управления проектами (в соответствии с PMBOK): инициация, планирование, организация исполнения, контроль, завершение.

Новый стандарт PMI предусматривает комплексный подход к описанию системы УП в организации на разных уровнях управления - от отдельного проекта и программы до портфеля проектов. Была предложена удобная и наглядная структура описания элементов системы в виде иерархии взаимосвязанных элементов (лучшие практики, способности, результаты и показатели). Уже сегодня стандарт занял свое место в профессиональном УП, хотя для массового его использования потребуется серьезное пополнение базы знаний.

О соответствии ФГОС профессионального образования и основных профессиональных образовательных программ требованиям профессиональных стандартов

С первого июля 2016 года вступил в силу (далее - Федеральный закон), который внес изменения в Трудовой кодекс РФ и (статьи 11 и 73) касаемо требований к применению профессиональных стандартов.

Задача актуализации ФГОС и образовательных программ с учётом профессиональных стандартов сформулирована в поручениях Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9.12.2013 года.

В соответствии с :

  • основные профессиональные образовательные программы разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) или образовательными стандартами (далее - ОС) и с учетом соответствующих примерных образовательных программ (часть 7 статьи 12);
  • программы профессионального обучения разрабатывается на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) (часть 8 статьи 73);
  • содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (часть 9 статьи 76), при этом программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (часть 10 статьи 76).

Таким образом, содержание программ профессионального обучения и содержание дополнительных профессиональных программ должно быть приведено в соответствие с профессиональными стандартами.

В Трудовом Кодексе РФ указано, что профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Описание требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер, так как в них используется конструкция в виде сочетания требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы. Эта особенность стандартов делает их основными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования.

На современном этапе работа по созданию национальной системы квалификаций идет достаточно активно.

Характеристика квалификации в профессиональном стандарте включает в себя описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, требования к образованию и обучению, опыту практической работы, особые условия допуска к работе, трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания, другие характеристики.

Однако в настоящее время наблюдается рассогласование требований к квалификации образовательных стандартов ФГОС профессионального образования (а значит и основных профессиональных образовательных программ) и профессиональных стандартов.

Тем не менее, имеется ряд документов, в которых описано обязательность устранения противоречий в требованиях к квалификации ФГОС профессионального образования и профессиональных стандартов.

Так, например, в постановлении Правительства РФ сказано, что профессиональные стандарты применяются:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

В указано, что ФГОС профессионального образования подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными частью 7 статьи 11.Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 июля 2016 года. Э то значит, что к 1 июля 2017 году все ФГОСы должны быть приведены в соответствие с требованиями профессиональных стандартов к квалификации специалистов, рабочих, служащих.

Согласно использование профессиональных стандартов при разработке программ профессиональных модулей является обязательным условием разработки программ (модулей, частей программ), обеспечивающих готовность к выполнению того или иного вида (видов) профессиональной деятельности.

В данном документе указан алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, который должен осуществляться пошагово.

Например, для разработки программ среднего профессионального образования, указан следующий алгоритм:

ШАГ 1 . Создание рабочей группы.

Для повышения качества разработки образовательной программы с учетом требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации (структурного подразделения) рекомендуется включить представителей работодателей и (или) объединений работодателей.

ШАГ 2 . Выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет разработана профессиональная образовательная программа.

При поиске профессионального стандарта для разработки программы необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального образования или профессионального обучения может соответствовать:

  • один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой или синонимичное название;
  • часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);
  • несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.

ШАГ 3 . Сопоставление ФГОС и профессиональных стандартов (выполняется при разработке или обновлении основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ - программ профессиональной переподготовки).

ШАГ 4 . Формирование результатов освоения программы с учетом профессионального стандарта.

ШАГ 5 . Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе.

ШАГ 6 . Формирование структуры и содержания программы.

ШАГ 7 . Разработка учебного плана и календарного графика.

ШАГ 8. Экспертиза образовательной программы.

Таким образом, к 2017 году все ФГОСы профессионального образования должны быть приведены в соответствие с требованиями профессиональных стандартов к квалификации специалистов, рабочих, служащих.Соответственно и основные профессиональные образовательные программы также должны соответствовать их требованиям.

Возможность и целесообразность освоения деятельности того или иного уровня квалификации в рамках разрабатываемой образовательной программы необходимо оценить независимо от использованного варианта поиска. Для этого в предварительно отобранном профессиональном стандарте надо проанализировать функциональную карту вида профессиональной деятельности (раздел 2) и выбрать соответствующие направленности (профилю) программы трудовые функции, уровень квалификации которых не превышает возможности программы. Правильность выбора можно уточнить на основе требований к знаниям и умениям, определенным профессиональным стандартом для каждой трудовой функции в разделе 3. Целесообразно также обратиться к подразделу "Дополнительные характеристики", в котором указаны коды и направления подготовки, специальности, профессии по ОКНПО и (или) ОКСО или ОКСВНК *(4)).

Результаты анализа можно оформить в виде таблицы 1 .

Таблица 1. Связь образовательной программы с профессиональными стандартами

Наименование программы

Наименование выбранного профессионального стандарта (одного или нескольких)

Уровень квалификации

Связь образовательной программы с профессиональными стандартами может быть отражена в разделе "Общая характеристика образовательной программы"*(5) или иных документах, входящих в ее состав - паспорте образовательной программы, пояснительной записке и т.п.

Шаг 3. Сопоставление федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов (выполняется при разработке или обновлении основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ - программ профессиональной переподготовки)

В то же время для разработки требований к результатам освоения программ СПО в ФГОС применялась та же методика, что и при разработке профессиональных стандартов: проводилась последовательная декомпозиция предмета описания на основе правил относительной автономности элементов, описания на языке действий и т.п. Это делает возможным проведение сопоставления с использованием таблицы 2 .

Таблица 2. Сопоставление единиц ФГОС СПО и профессиональных стандартов

Профессиональный стандарт

Виды деятельности (ВД)

Обобщенные трудовые функции (ОТФ) или трудовые функции (ТФ) соответствующего уровня квалификации

Профессиональные компетенции по каждому ВД

Практический опыт по каждому ВД

Для анализа из профессиональных стандартов нужно выбрать те обобщенные трудовые функции (ОТФ) и трудовые функции (ТФ), которые соответствуют направленности (профилю) программы и относятся к выбранному на предыдущем шаге данного алгоритма уровню квалификации. Формулировки требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов могут формально не совпадать, при сопоставлении необходимо обращать внимание на их смысл, чтобы определить объективную дельту изменений.

На основании сравнения можно сделать следующие выводы:

о необходимости углубленного или ознакомительного изучения того или иного профессионального модуля (освоения вида деятельности);

о необходимости конкретизации, расширения и (или) углубления знаний и умений, предусмотренных ФГОС;

о необходимости введения в программу СПО дополнительного по отношению к предусмотренным ФГОС вида деятельности (профессионального модуля) и соответствующих профессиональных компетенций;

о необходимости дополнения перечня профессиональных компетенций по видам деятельности, предусмотренным ФГОС и расширении практического опыта, обеспечивающего их освоение;

о выделении приоритетов в формировании общих компетенций, предусмотренных ФГОС, и (или) необходимости дополнения перечня с учетом требований профессиональных стандартов (это может касаться, например, вопросов промышленной, экологической безопасности, трудовой дисциплины, культуры труда, владения иностранными языками).

Сделанные выводы рекомендуется согласовать с работодателями. Внесенные в программу изменения, дополнения и их обоснование могут быть описаны в разделе "Общая характеристика образовательной программы" или иных документах, входящих в ее состав - паспорте образовательной программе, пояснительной записке и т.п.

Сопоставление ФГОС и профессиональных стандартов при разработке программ профессиональной переподготовки.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (часть 5 статьи 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). Для их определения и может использоваться профессиональный стандарт. При этом необходимо учесть различия терминологии, используемой в образовании, и в профессиональных стандартах, о которых говорилось выше. Вид профессиональной деятельности, квалификация, упоминаемые в цитируемой статье закона, в профессиональном стандарте в большинстве случаев соответствуют обобщенной трудовой функции, иногда - трудовой функции.

Как правило, в рамках программы профессиональной переподготовки может быть освоена одна обобщенная трудовая функция (трудовая функция). Решение о разработке соответствующей программы целесообразно принимать с учетом актуальной и перспективной востребованности той или иной профессии (специальности) на рынке труда, а также наличия в организации необходимого ресурсного обеспечения или возможности его развития.

При разработке программ профессиональной переподготовки для лиц, имеющих или получающих СПО, используется методика, аналогичная описанной для основных программ СПО (см. п. 3.1 данных рекомендаций). Сопоставление проводится с использованием таблицы 3 .

Таблица 3. Сопоставление описания квалификации в профессиональном стандарте с требованиями к результатам подготовки по ФГОС СПО

Профессиональный стандарт

Вид деятельности (ВД)

Трудовые функции по каждой ОТФ или трудовые действия

Профессиональные компетенции по ВД

Трудовые функции или трудовые действия

Практический опыт по ВД

Общие компетенции (ОК)

Кроме профессиональных компетенций по видам деятельности в качестве результата образования ФГОС СПО фиксируют общие компетенции. Соответствующий им элемент в профессиональных стандартах отсутствует, поскольку в них изначально зафиксирован уровень образования, необходимый для выполнения ОТФ и ТФ, что, в свою очередь, подразумевает наличие у выпускника общих компетенций, соответствующих этому уровню. В то же время по каждой трудовой функции в профессиональном стандарте, кроме трудовых действий, умений и знаний, могут быть приведены дополнительные характеристики, которые в ряде случаев можно использовать для дополнения перечня общих компетенций. Полезным для этого также может оказаться анализ умений, поскольку именно они в профессиональном стандарте, как правило, содержат требования к соблюдению промышленной, экологической безопасности, трудовой дисциплины, культуры труда, профессиональной этики, владения иностранными языками и т.д.

При разработке программ профессиональной переподготовки для лиц, имеющих или получающих ВО, содержание таблицы несколько меняется (таблица 4).

Таблица 4. Сопоставление описания квалификации в профессиональном стандарте с требованиями к результатам подготовки по ФГОС ВО

Профессиональный стандарт

Обобщенная трудовая функция (ОТФ) или трудовая функция (ТФ) соответствующего уровня квалификации

Виды профессиональной деятельности (ВПД)

Трудовые функции или трудовые действия

Профессиональные задачи, профессиональные компетенции (ПК) и (или) профессионально-специализированные компетенции (ПСК)

Умения, другие характеристики трудовых функций

Общепрофессиональные компетенции (ОПК)

Виды профессиональной деятельности, освоение которых предусмотрено ФГОС высшего образования (научно-исследовательская, проектная, производственная, организационно-управленческая и др.) являются "сквозными", поэтому при сопоставлении необходимо выбрать те из них, которые служат основой овладения выбранной квалификацией (обобщенной трудовой функцией или трудовой функцией).

С учетом различия подходов, использованных при составлении характеристики профессиональной деятельности и определении требований к результатам освоения образовательной программы в ФГОС ВО и описании квалификации в профессиональных стандартах, в каждом конкретном случае разработчики должны самостоятельно определить, какие единицы профессионального стандарта и как корреспондируют с единицами ФГОС.

Выводы, которые можно сделать на основе сравнения, могут содержать формулировки требований к результатам освоения программы с использованием терминологии, принятой в образовании, и должны обеспечивать их соответствие как ФГОС, так и профессиональным стандартам.

Шаг 4. Формирование результатов освоения программы с учетом профессионального стандарта

Сопоставление, проведенное на предыдущем шаге, позволяет составить перечень результатов освоения образовательной программы.

В профессиональном обучении это профессиональные компетенции (ПК), в том числе необходимые для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами.

В среднем профессиональном образовании это общие компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), сгруппированные по видам деятельности.

В высшем образовании в зависимости от уровня программы это общекультурные (OК) или универсальные (УК) компетенции, общепрофессиональные компетенции (ОПК), а также сгруппированные по видам профессиональной деятельности профессиональные компетенции (ПК) и (или) профессионально-специализированные компетенции (ПСК).

В дополнительном профессиональном образовании для программ профессиональной переподготовки это новая квалификация и связанные с ней виды профессиональной деятельности, трудовые функции или компетенции, подлежащие совершенствованию, и (или) новые компетенции; для программ повышения квалификации это профессиональные компетенции в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Формирование результатов освоения программ профессионального обучения и СПО.

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы СПО, соответствующие ФГОС и учитывающие требования профессионального стандарта (стандартов), удобно представить в формате таблицы (таблица 5).

Таблица 5. Результаты освоения программы СПО

Виды деятельности

Профессиональные компетенции

Общие компетенции (ОК): _________________________________________________

Аналогичная таблица может быть составлена для основных программ профессионального обучения. В силу их меньшей наукоемкости и сложности таблица может быть дополнена столбцами "Практический опыт" (столбец 3), "Умения" (столбец 4), "Знания" (столбец 5). При определении результатов освоения программ профессионального обучения целесообразно ориентироваться на следующие единицы профессионального стандарта (таблица 6).

Таблица 6. Определение результатов освоения программ профессионального обучения на основе профессионального стандарта

Профессиональный стандарт

Программа профессионального обучения

Вид профессиональной деятельности (ВПД)

освоение ВПД, как правило, связано с рядом преемственных программ профессионального обучения

Обобщенная трудовая функция

как правило, соответствует профессии в целом или виду деятельности, входящему в ее состав

Трудовая функция

как правило, соответствует профессиональной компетенции

Трудовое действие

основа описания практического опыта

основа определения перечня умений

основа определения перечня знаний

При формировании результатов освоения программ профессионального обучения - программ переподготовки и программ повышения квалификации рабочих, служащих важно учесть уже имеющуюся у них квалификацию и составляющие ее профессиональные компетенции, умения и знания.

Формирование результатов освоения дополнительных профессиональных программ.

В таблице результатов освоения программы профессиональной переподготовки в соответствии с требованиями к таким программам*(8) необходимо представить характеристику новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций или характеристику компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения ДПП (таблица 7).

Таблица 7. Результаты освоения программы профессиональной переподготовки

Виды деятельности

Профессиональные компетенции или трудовые функции*(9)

Практический опыт

Общепрофессиональные компетенции (ОПК) и (или) общие (общекультурные) компетенции (ОК) или универсальные компетенции (УК)*(10) ______________

Программы повышения квалификации обеспечивают ее актуализацию (соответствие требованиям профессиональных стандартов) в условиях изменения целей, содержания, технологий, нормативно-правового обеспечения профессиональной деятельности в той или иной сфере.

В таблице результатов освоения программы повышения квалификации в соответствии с требованиями к таким программам*(11) необходимо представить перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. Кроме этого, рекомендуется также отразить изменения, происходящие на уровне практического опыта, умений и знаний (таблица 8).

Таблица 8. Результаты освоения программы повышения квалификации

Имеющаяся квалификация (требования к слушателям): ______________________

Виды деятельности

Профессиональные компетенции

Практический опыт

Общие компетенции (при наличии) _________________________________________

Шаг 5. Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе

Основным результатом освоения образовательных программ, разработанных с учетом профессиональных стандартов, является профессиональная квалификация. Ее оценка имеет специфику в сравнении с оценкой умений и знаний. Существующий опыт оценки квалификаций не является массовым. В связи с этим в данном разделе будут рассмотрены именно вопросы оценки профессиональной квалификации, а не освоения отдельных дисциплин и иных компонентов образовательной программы.

Существуют следующие особенности оценки квалификации:

оценка квалификации имеет интегративный (целостный) характер: сумма результатов оценивания знаний и умений не дает возможности судить о готовности их применять и не может привести к выводу о наличии квалификации. Квалификацию необходимо оценивать в целом, при выполнении деятельности в реальных условиях или максимально приближенных к ним;

оценка квалификации, как правило, осуществляется в несколько этапов: любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс, и оценить квалификацию одномоментно и за короткий период времени чаще всего невозможно.

Объективность оценки квалификации может быть достигнута за счет ее проведения независимыми экспертами на основании четко сформулированных (диагностичных) показателей и критериев, значимых для качества выполнения профессиональной деятельности, а также стандартизации условий и процедуры оценки.

Организация оценки квалификации при освоении образовательных программ.

Оценка квалификации (квалификационный экзамен) может проводиться единовременно или по накопительной схеме, в несколько этапов, следующих друг за другом с различными временными промежутками.

При освоении профессиональных образовательных программ оценка квалификации может проводиться в рамках промежуточной и (или) итоговой аттестации.

Организация оценки квалификации при освоении программ профессионального обучения.

Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена (часть 1 статьи 74). Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений (часть 3 статьи 74).

Организация оценки квалификации при освоении программ СПО.

При освоении программ СПО оценка профессиональной квалификации проводится на экзаменах по каждому из осваиваемых профессиональных модулей (промежуточная аттестация) и при защите выпускной квалификационной работы (итоговая аттестация).

ФГОС СПО обеспечивают оценку профессиональной квалификации с учетом требований профессиональных стандартов путем предъявления следующих требований:

фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации разрабатываются и должны утверждаться образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей;

тематика выпускной квалификационной работы для программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей и предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии, предусмотренного ФГОС. Выпускная квалификационная работа должна включать практическую квалификационную работу и письменную экзаменационную работу.

тематика выпускной квалификационной работы (дипломной работы, дипломного проекта) для программ подготовки специалистов среднего звена должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Организация оценки квалификации при освоении дополнительных профессиональных программ.

Этап 2. Выбор объекта оценивания . На этом этапе необходимо определить объект(ы) оценивания для каждой компетенции или группы компетенций. Объектами оценки могут служить: продукт деятельности, процесс деятельности, продукт и процесс одновременно.

Процесс оценивается когда:

необходимо проверить и оценить правильность применения инструментов, оборудования, соблюдение правил техники безопасности и т.д.;

значим временной фактор (необходим хронометраж);

продукт (результаты) выполнения трудовых функций имеют отсроченный характер и/или оцениваются сложней, чем процесс.

Продукт деятельности оценивается когда:

не важно, каким образом получен продукт, какие использованы методы (технологии);

сложно обеспечить процедуру наблюдения за процессом (например, выполняется умственная деятельность или процесс выполняется длительное время).

Продукт деятельности может представляться готовым или создаваться "здесь и сейчас". Последнее обеспечивает самостоятельность выполнения работы, но невозможно, если она занимает длительное время. В этом случае при необходимости оценка продукта деятельности может быть дополнена защитой (обоснованием).

Решение об оценке квалификации на основе оценки только продуктов деятельности, только процесса деятельности или необходимости оценки и продуктов, и процесса деятельности необходимо принимать с учетом специфики той или иной профессиональной деятельности, описанной в профессиональных стандартах преимущественно на уровне умений.

Конкретными объектами оценки могут выступать: изготовленные продукты и (или) процесс деятельности, а также документированные подтверждения результатов выполнения соответствующей деятельности (портфолио документов). Портфолио документов чаще всего не может быть единственной формой доказательства освоения квалификации, использоваться для оценки освоения всех компетенций. Обычно портфолио дополняется выполнением какого-либо задания на экзамене.

Этап 3. Определение ресурсного обеспечения оценивания .

На этом этапе необходимо определить:

какое время необходимо для выполнения деятельности,

где она должна выполняться (можно ли/целесообразно ли продемонстрировать деятельность в модельных, имитационных условиях или необходимы реальные условия);

в каких условиях (на каком оборудовании, какими материалами и т.д.) должен/может пользоваться экзаменуемый.

Этап 4. Выбор методов и разработка процедуры оценивания .

Методы оценивания достаточно разнообразны:

выполнение практического задания на экзамене, в том числе разработка и защита проекта (модели, подхода, решения и т.п.);

анализ случая (кейс-стади) на экзамене;

анализ портфолио документов, в том числе резюме (CV) и/или собеседование по документам;

анализ видеозаписи выполнения работ (фрагментов работ) и/или собеседование по работам, защита проекта.

Методы оценивания необходимо выбирать так, чтобы их совокупность обеспечивала соответствие процедуры принципам оценивания (см. п. 6.1). Также важно обеспечить оптимальную ресурсоемкость процедуры (см. этап 3).

Таким образом, на данном этапе необходимо:

продумать организацию экзамена: наличие этапов и их длительность, состав и последовательность выполнения заданий и их составляющих (подготовка/выполнение задания, ответ/защита/собеседование и т.д.);

определить требования к количеству и квалификации экспертов (экзаменаторов);

определить степень публичности процедуры оценки: от присутствия только экспертов (экзаменаторов) до открытой процедуры защиты (презентации, собеседования, выполнения практической работы и т.п).

Этап 5. Определение показателей и критериев оценки .

Показатели отвечают на вопрос, что является свидетельством качества объекта оценивания.

Критерии - признаки, на основании которых проводится оценка показателя. Критерии позволяют дать бинарную оценку этому показателю, однозначно ответить: "да - нет", "выполнено - не выполнено".

Показатели и критерии оценки результата:

должны позволять давать достоверную (валидную, надежную) и объективную (независимую от частного мнения или отдельных суждений) оценку;

показателей и критериев не должно быть много;

формулировки показателей и критериев должны быть понятными не только для экзаменаторов (экспертов), но и для наблюдателей и испытуемых.

Для формулировки показателей и критериев оценки процесса и (или) результатов деятельности может оказаться полезным анализ соответствующих умений и знаний, перечисленных в профессиональном стандарте. Кроме этого, если объектом оценки выступает процесс деятельности, то одним из показателей его оценки, как правило, выступает соблюдение технологии, предусмотренных ею этапов деятельности. В этом случае критерии оценки могут быть сформулированы на основе перечня трудовых действий, описанных в профессиональном стандарте и обеспечивающих выполнение трудовой функции.

Этап 6. Формирование типового задания .

Задание для проверки овладения профессиональной квалификацией обычно представляет собой фрагмент профессиональной деятельности. Задания могут выполняться в реальной или моделируемой производственной (трудовой) среде. В любом случае важно определить ее обязательные элементы, то есть назвать необходимое оборудование, условия его применения и т.д.

Этап 7. Формирование фонда оценочных средств .

Типовое задание представляет собой обобщенную формулировку, на базе которой путем конкретизации разрабатываются варианты задания за счет видоизменения предмета, материалов, технологий и прочих условий задачи.

Шаг 6. Формирование структуры и содержания программы

Определение структуры программы зависит от ее вида. Так, структура программ СПО в целом определяется соответствующими ФГОС.

ФГОС СПО фиксируют структуру программы подробно, с детализацией до модулей, дисциплин, междисциплинарных курсов. Вариативная составляющая программ СПО составляет около 20% общего объема времени для программ подготовки квалифицированных рабочих и около 30% для программ подготовки специалистов среднего звена. Для программ СПО определена модульная структура профессионального цикла: каждый вид деятельности, освоение которого предусмотрено программой, изучается в рамках профессионального модуля, интегрирующего теоретическое и практическое обучение. Таким образом, в данном случае реализуется модульно-компетентностный подход.

Таблица 9. Формирование содержания практики

Виды работ на практике

Объем практики/стажировки (в неделях/часах и (или) зачетных единицах) ____

Вид деятельности _________________________

Объем практики/стажировки (в неделях/часах и (или) зачетных единицах) _____

При необходимости содержание практики может быть структурировано на производственную и учебную практики.

ДПП может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Формирование структуры "теоретической части" программы и разработка программ учебных дисциплин, модулей, курсов.

После и с учетом результатов разработки программы практики, а для основных образовательных программ также на основе ФГОС и с учетом примерных программ определяется структура "теоретической части" программы. При этом удобно использовать следующую таблицу.

Таблица 10. Определение структуры "теоретической части" программы

Результаты обучения (компетенции)

Умения и знания

Учебные курсы, дисциплины, модули, программы

Должен уметь __________________________

Должен знать __________________________

В первом столбце перечисляются все компетенции, освоение которых предусмотрено программой (общепрофессиональные и (или) профессиональные и (или) профессионально-специализированные и (или) общие (общекультурные, универсальные). Компетенции группируются в соответствии с осваиваемыми видами (профессиональной) деятельности с учетом того, что общие (общекультурные, универсальные) компетенции развиваются при освоении любого вида (профессиональной) деятельности.

Умения и знания, являющиеся основой формирования (совершенствования) компетенций, определяются на основе ФГОС (для программ СПО) и примерных программ (для основных программ), а также профессиональных стандартов.

Для основных программ среднего профессионального образования профессиональные стандарты служат основой дополнения, конкретизации умений и знаний, освоение которых предусмотрено ФГОС и (или) примерными программами.

Умения и знания, осваиваемые в рамках программ профессиональной переподготовки, определяются на основе соответствующих разделов профессиональных стандартов и могут быть дополнены с учетом принципа дидактической целесообразности на основе ФГОС.

Умения и знания, осваиваемые в рамках программ профессионального обучения и программ повышения квалификации, определяются на основе соответствующих разделов профессиональных стандартов и могут быть дополнены с учетом принципа дидактической целесообразности.

В структуру теоретической части программы будут входить дисциплины, модули, курсы прикладного характера (ориентированные на овладение умениями и знаниями, применяемыми непосредственно в профессиональной деятельности) и фундаментального (создающие основу для понимания закономерностей профессиональной деятельности, развития общей культуры и т.п.).

Таблица 11. Формирование программ учебных курсов, дисциплин, модулей

Результаты (освоенные компетенции)

Должен уметь

Темы лабораторных работ, практических занятий

Должен знать

Темы теоретической части обучения

Шаг 7. Разработка учебного плана и календарного графика

На этом шаге по результатам проведенной работы составляется учебный план и календарный график, проводится корректировка часов по всем элементам образовательной программы, определяется их последовательность. С точки зрения соответствия программы требованиям профессионального стандарта этот этап важен, так как позволяет закрепить приоритеты в освоении того или иного вида деятельности, определяющего направленность (профиль) программы путем перераспределения объемов времени (зачетных единиц), отводимых на освоение различных элементов программы.

Шаг 8. Экспертиза образовательной программы

Данный шаг позволяет обеспечить качество образовательной программы за счет ее оценки всеми участниками образовательного процесса. К экспертизе целесообразно привлечь:

представителей работодателей и объединений работодателей, поскольку именно они лучше других могут оценить соответствие заявленных результатов освоения программы требованиям профессиональных стандартов;

представителей обучающихся (студентов, аспирантов (адъюнктов), ординаторов, ассистентов-стажеров старших курсов, слушателей, осваивающих дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения) или выпускников, поскольку они отражают мнение непосредственных потребителей образовательных услуг;

педагогов, принимающих участие в реализации образовательной программы, поскольку именно они могут оценить ее дидактическую целесообразность.

Молчанова Е.Д. 1 , Полынская М.М. 2

1 Кандидат технических наук, 2 Кандидат экономических наук, Иркутский государственный университет путей сообщения

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Аннотация

Статья посвящена анализу проблем внедрения профессиональных стандартов в основные образовательные стандарты на примере направления 27.03.02 Управление качеством (уровень бакалавриата). В статье представлены результаты, полученные в результате анализа на основе методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ, посредством сопоставления следующих единиц ФГОС ВО и проф. стандартов: виды деятельности и обобщенные трудовые функции, профессиональные компетенции и трудовые функции, практический опыт и трудовые действия, а также по отношению к разделам умений и знаний.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, образовательная программа, конкуренция, квалификация, трудовая функция, профессиональные компетенции.

Molchanova Е.D. 1 , Polinskya М. М . 2

1 PhD in Engineering, 2 PhD in Economics, Irkutsk state University of railway engineering

QUALITY ASSURANCE EDUCATIONAL PROGRAMS ON THE BASIS PROFESSIONAL STANDARDS

Abstract

The article analyzes the problems of the introduction of professional standards in basic educational standards on 27.03.02 quality Management (undergraduate level). The article presents the results of the analysis on the basis of methodical recommendations of the Ministry of education and science of the Russian Federation, by comparing the following units IN FSES and professional standards: the activities and summarized work performance, professional competence and work performance, practical experience and labor actions, as well as in relation to sections skills and knowledge.

Keywords: professional standard, educational program, competition, qualification, employment function, professional competence.

В настоящее время система российского образования претерпевает реструктуризацию. Изменения касаются уровней обучения, методик преподавания и, конечно, области материала, который обеспечивает определенный процент знаний выпускников. Специальность «Управление качеством» впервые была введена в перечень направлений, реализуемых вузами в нашей стране в 2000 году и была воспринята представителями организаций достаточно неоднозначно. Многие относили ее к экономическим специальностям и воспринимали ее как нечто неопределенное. Специалист в сфере управления качеством имел своеобразную квалификацию: инженер-менеджер. Во-первых, инженер – это специалист в области техники и технологий, который на достаточно высоком уровне мог обеспечить производственный процесс, во-вторых, менеджер, который наравне с инженерным подходом мог спроектировать и организовать систему ведения дел в организации по отношению к руководству и его взаимоотношению между сотрудниками в организации.

Совместно с новым направлением специальности, среди руководителей крупных производственных организаций, развивалось и понимание внедрять требования международных стандартов на системы менеджмента качества. Первые попытки реализации этих требований имели незначительный положительный опыт за счет самообучения некоторых индивидов в организации, которым вменялось адаптировать новые требования в деятельность организаций. Именно в начале 2000-х годов университеты начали взаимодействовать с предприятиями и организациями в рамках обучения специалистов высшего и среднего звена нововведениям в области систем менеджмента качества.

Сегодня ни одно уважающее себя предприятие не обходится без системы менеджмента качества и востребованность специалистов, теперь уже бакалавров, в области управления качеством достаточно определена. Еще на стадии обучения студенты в рамках научно-исследовательских работ приносят много полезного в организации или на производстве. На специалистов, имеющих соответствующее образование, накладывают определенную ответственность, потому что обеспечивать качество продукции, процессов или услуг, в том числе в сфере железнодорожного транспорта, является необходимым и важным условием.

Тем не менее, в своих требованиях к формированию специалистов представители производств формулируют свои предпочтения и на сегодня эти предпочтения отражены в профессиональных стандартах (ПС), разрабатываемых сообществом работодателей.

В Российской Федерации, согласно части 8 статьи 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ профессиональное обучение с 01.06.2016 г., будет определяться конкретной программой профессионального обучения, спроектированной и согласованной на основе ПС.

Для подготовки к реализации вышеуказанных требований необходимым является проведение анализа основных образовательных программ (ООП) на предмет соответствия ПС, имеющим прямое отношение в части установления квалификационных требований .

Применение профессиональных стандартов при разработке образовательных программ также предусмотрено Правилами разработки, утверждения и применения ПС . Соответственно, их использование – обязательное условие разработки программ (модулей, частей программ), обеспечивающих готовность к выполнению того или иного вида профессиональной деятельности. В связи с этим далее в статье будут рассматриваться вопросы учета требований ПС при разработке основной образовательной программы по направлению 27.03.02 – Управление качеством (уровень бакалавриата).

Алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) высшего образования с учетом соответствующих ПС проводился на основе методических рекомендаций по разработке ОПОП и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих ПС, утвержденных Министерством образования в 2015 г. .

Пошаговая инструкция предусматривает создание рабочей группы по разработке комплекта документов ООП, сформированной с привлечением профессорско-преподавательского состава кафедры, специалистов предприятий, в частности служб, связанных с деятельностью в области управления качеством и выпускников данного направления.

Задачей рабочей группы является разработка согласованных подходов к разработке ОПОП с точки зрения обеспечения учета требований, соответствующих ПС, либо иных квалификационных требований, закрепленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Рабочая группа выполняет следующие виды работ:

– разработка подходящей системы оценки и обеспечения качества образовательной услуги, направленной на обеспечении логичности всей учебной программы и функционирования элементов обратной связи;

Выбор ПС осуществлялся с учетом наименования направления высшего образования: несколько ПС, каждый из которых отражает специфику деятельности в области управления качеством и описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.

Поиск ПС проводился на сайте Минтруда России, где размещен Национальный реестр, включающий утвержденные нормативные документы.

В настоящее время, в рамках реализации направления 27.03.02. – Управление качеством, применимыми являются два ПС:

1) «Специалист по качеству продукции», рег. номер 250, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 856н от 31.10.2014;

2) «Внутренний аудитор», рег. номер 441, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 398н от 24.06.2015 г.

На следующем этапе был проведен анализ на предмет соответствия требований ПС требованиям ФГОС и направленности программы с целью формирования модели компетенций выпускника, максимально подготовленного к профессиональной деятельности и обладающего необходимым объемом знаний в области управления качеством.

В результате сопоставления вышеперечисленных документов были выявлены трудовые функции, приобретение которых требует ПС, но не отражены в профессиональных компетенциях. В результате проведенного анализа была выявлена необходимость совершенствования ООП в части формирования дополнительного вида деятельности, например, «Производственно-эксплуатационная деятельность» и соответствующих профессионально-специализированных компетенций (ПСК), например, способность выявлять и анализировать требования потребителей к продукции (услуге) – ПСК-1; способность проводить работы по обеспечению удовлетворенности потребителей – ПСК-2.

На следующем этапе работы рабочей группы была сформирована модель компетенций выпускника, представленная на рисунке 1.

Рис. 1 – Компетентностная модель выпускника по направлению 27.03.02 – Управление качеством

Таким образом, на данном этапе выполнения научно-методической работы, была выполнена первая задача: разработка модели компетенций выпускника с учетом ПС, в результате которой были сформулированы дополнительный вид деятельности и профессионально-специальные компетенции, в результате чего была сформирована модель компетенций выпускника по направлению 27.03.02 – Управление качеством.

Л итература

  1. Прокопов Ф.Т. Анализ применения профессиональных стандартов, 2014. – URL: https://www.hse.ru/org/projects/123845229 (дата обращения 18.04.2016);
  2. Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23 “О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов” (с изменениями и дополнениями).
  3. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, утверждены Министерством образования 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн. URL: http://www.fgosvo.ru/news/21/612 (дата обращения 18.04.2016)

References

  1. Prokopov, F. T. analysis of the application of professional standards, 2014. – URL: https://www.hse.ru/org/projects/123845229 (accessed 18.04.2016);
  2. The RF Government decree of January 22, 2013 No. 23 “On Rules of development, approval and application of professional standards” (with changes and additions).
  3. Guidelines for the development of the basic professional educational programs and additional professional programs with professional standards, approved on approved by the Ministry of education 22.01.2015 No. DL-1/05vn. URL: http://www.fgosvo.ru/news/21/612 (accessed 18.04.2016)

ПОЛОЖЕНИЕ

ПО РАЗРАБОТКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

1. Общие положения

1.1. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 01.01.01 г. «Об образовании в Российской Федерации», «в Российской Федерации по уровням общего и , по профессиональному обучению реализуются основные , по – дополнительные образовательные программы.

К дополнительным образовательным программам относятся:

Документационное обеспечение работы с персоналом. Деятельность по поиску и отбору персонала. Деятельность по оценке, аттестации и развитию персонала.

4. Сопоставление ФГОСов и ПС, с учетом которых

разрабатывается ДПП

4.1. ФЗ № 000 установлено, что ДПП разрабатываются на основании ПС и требований соответствующих ФГОС СПО и ФГОС ВО к результатам освоения образовательных программ. Таким образом, при разработке программ возникает необходимость сопоставить соответствующие ФГОС и ПС.

4.2. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (часть 5 статьи 76 ФЗ № 000). Для их определения может использоваться ПС. При этом необходимо учесть различия терминологии, используемой во ФГОСах и ПС. Вид профессиональной деятельности, квалификация, упоминаемые в цитируемой статье закона, в ПС в большинстве случаев соответствуют ОТФ, иногда – ТФ.

4.3. Как правило, в рамках программы профессиональной переподготовки слушатель может быть подготовлен к выполнению одной ОТФ, отвечающей присваиваемой квалификации, или освоить соответствующие ей компетенции. Далее необходимо найти ФГОС, соответствующий направленности программы, и сопоставить зафиксированные в нем требования к результатам подготовки с описанием квалификации в ПС.

4.4. В силу разной степени обобщенности формулировок ОТФ и ТФ в ПС в одних случаях ФГОС СПО в ПС соответствует ОТФ (одна или несколько), а в других – ПФ (одна или несколько). Профессиональным компетенциям могут соответствовать ОТФ или ТФ, а также трудовые действия. Порой для определения необходимости коррекции профессиональной компетенции (ПК) бывает необходимо проанализировать и перечни умений.

4.5. Кроме профессиональных компетенций по видам деятельности, в качестве результата образования ФГОС СПО фиксируют общие компетенции (ОК). При их определении необходимо учитывать, что слушатели программ профессиональной переподготовки уже освоили или осваивают основную профессиональную образовательную программу, в том числе общие компетенции соответствующего уровня профессионального образования.


4.6. С учетом различия подходов, использованных при составлении характеристики профессиональной деятельности и определения требований к результатам освоения образовательной программы в ФГОС ВО и описании квалификации в ПС, в каждом конкретном случае разработчики должны самостоятельно определить, какие единицы ПС и как корреспондируют с единицами ФГОС.

4.7. Кроме ПК и (или) ПСК, в качестве результата образования ФГОС ВО фиксируют ОПК. При их определении используется подход, аналогичный описанному выше для ОК. При их определении необходимо учитывать, что слушатели программ профессиональной переподготовки уже освоили или осваивают основную профессиональную образовательную программу, в том числе общекультурные, а иногда и общепрофессиональные компетенции соответствующего уровня профессионального образования.

5. Оценка профессиональной квалификации при освоении ДПП

5.1. В соответствии с частью 14 ФЗ № 000, освоение ДПП завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно. Таким образом, для ДПП ФЗ № 000 не предусматривает никаких ограничений на разработку содержания и организации итоговой аттестации.

5.2. Оценка квалификации (квалификационный экзамен) может проводиться единовременно или по накопительной схеме, в несколько этапов, следующих друг за другом с различными временными промежутками.

6. Практики и стажировки

6.1. Если обучение предполагает овладение видом деятельности (совершенствование его выполнения) или профессиональными компетенциями, а не отдельными умениями и знаниями, то в структуре программы присутствует практика (стажировка).

6.2. При необходимости содержание практики может быть структурировано на производственную и учебную практики.

6.3. ДПП может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

6.5. Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Лист регистрации изменений