Брюки

Что такое биологические отходы животноводства. Простыми словами: Обращение с отходами животноводства

Отходы от деятельности животноводства, как и бытовые, и промышленные виды мусора, нуждаются в утилизации. Навоз и помет – это не только неприятно пахнущие экскременты животных, но еще и ценное сырье. Поэтому сегодня существует множество способов переработки таких отходов, которые позволяют получать нужные для жизнедеятельности человека продукты.

Отходы животноводства – это многокомпонентная смесь, включающая в себя твердые и жидкие продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных (экскременты), технологическую и смывную воду, кормовые остатки и газы. По сути, данный вид отходов представляет собой полидисперсную суспензию, которая состоит из органических компонентов и минеральных веществ.

Классификация продуктов жизнедеятельности птицы и скота не включает множество наименований и содержит главным образом два вида:

  • навоз (крупного и мелкого рогатого скота, верблюдов, лошадей и пр.), который рассматривается в двух формах – свежей и перепревшей;
  • помет (куриный, гусиный и т.д.), так же различающийся по степени свежести.

Навоз и птичий помет относят к нестабильным органическим загрязнениям, характеристика которых определяется возможным присутствием лекарственных препаратов, разных химических соединений и тяжелых металлов.

Обратите внимание! В соответствии с данными ВОЗ указанные виды «продукции» животноводства, а также навозопометные стоки – это потенциальные источники около 100 разновидностей человеческих и животных заболеваний.

Обращение с отходами животноводства

Обращение с отходами животноводческих ферм связано с определенной проблемой. Вопрос заключается в том, чем являются навоз и помет. Если экскременты птицы и скота классифицировать как отходы, то на них распространяются все требования закона. А в случае, когда навоз и помет рассматриваются в качестве ценного сырья для получения удобрений, применение закона об обращении с отходами становится неправомерным.

Согласно сведениям ФККО экскременты от разных видов животных в зависимости от свежести относятся к 3-5 классам опасности. В связи с этим обращение с животными продуктами жизнедеятельности регулируется законами №89-ФЗ и №99-ФЗ РФ. Последний предусматривает обязательное получение лицензии для совершения всех видов работ с опасными отходами 1-4 классов.

Фермеры рассматривают навоз и птичий помет все-таки как важнейший сырьевой ресурс. Жидкие экскременты направляются в специальные хранилища, где перепревают в течение определенного времени. Полученный высушенный навоз (или помет) может вноситься как удобрение.

Утилизация отходов животноводства

Отходы животноводческих и птицеводческих комплексов являются очередными источниками загрязнения природной среды. По этой причине навоз и помет нужно перерабатывать.

Основные способы утилизации (переработки) отходов животноводства:


Существуют и другие способы хранения и переработки навоза и помета, однако в нашей стране большинство из них направлено на получение удобрений органических на основе отходов животноводства.

Видео о том, как в России получают биогаз и концентрированное комплексное органическое удобрение из навоза в биогазовой установке.

Государственная поддержка переработки отходов животноводства

Государственные программы поддержки переработки отходов животноводства в нашей стране развиты недостаточно хорошо. Однако опыт реализации таких проектов есть. Например, государством была осуществлена поддержка (на 2010-2014 гг.) в Удмуртии, направленная на создание и развитие систем переработки разных видов отходов, в том числе помета и навоза. Цель данной программы касательно фекальной продукции сельскохозяйственных животных – снижение негативного воздействия на окружающую среду навоза и помета путем сокращения площадок для их складирования и применения современных способов утилизации.

Государственное субсидирование производится в Красноярском крае и других регионах Сибири, подразумевающее компенсацию части денежных средств, потраченных на постройку или модернизацию предприятий по переработке отходов животноводства.

Кто контролирует обращение с отходами животноводства

В нашей стране контролирующими органами в сфере обращения с отходами животноводческих комплексов являются Роспотреб-, Россельхоз- и Росприроднадзор. В их полномочия входят регулирование всех видов деятельности (сбор, транспортировка, переработка и т.д.), осуществляемых с пометом и навозом, и контроль над отходами.

В 2017 г. Министерством природных ресурсов РФ было выдвинуто предложение по установлению административной ответственности за отходы, т.е. за несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил при работе с экскрементами птицы и скота. Проект предполагает следующие размеры штрафов: для физических лиц (граждан) – 1,5-2 тыс. руб., для должностных и юридических лиц – 25-35 тыс. и 150-300 тыс. руб. соответственно.

Обратите внимание! Взаимодействие с государственными органами необходимо, однако вопрос обращения с навозом и пометом сегодня – это камень преткновения между контролирующими службами и фермерами.

Отходы животноводства не должны без дела лежать «на задах» фермерских хозяйств. Ведь из навоза и птичьего помета можно получать качественные органические удобрения, кормовые добавки, топливо. Чтобы экскременты стали активнее перерабатываться предприятиями, нужно развивать субсидирование и другие государственные программы поддержки.

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Отходы животноводства и птицеводства становятся источниками загрязнения окружающей среды. На российских предприятиях по животноводству для содержания скота используется современное оборудование, но хозяйств, оснащенных современной техникой для обработки навоза и помета, крайне мало.

Состав отходов животноводства

Твердые и жидкие экскременты домашней скотины и птицы, которые включают себя воду, остатки корма и газы, называются отходами животноводства.

Продукты жизнедеятельности животных делят на два вида: навоз и помет.

Оба вида экскрементов различают по степени свежести. Они могут быть либо свежими, либо перепревшими.

Из-за возможного присутствия металлических соединений, лекарств и различных химических загрязнений в составе навоза и помета, их относят к нестабильным органическим загрязнениям.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения фекалии животных и стоки для них - рассадники приблизительно ста видов заболеваний, которым подвержены как животные, так и люди.

Обращение с отходами животноводства

Животноводческие отходы относят к 3-5 классам опасности, в зависимости от степени их свежести. Обращение с ними регулируется двумя законами: «Об отходах производства и потребления» и «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Для фермеров навоз и помет – не экологическая угроза, а ценное сырье для производства органических удобрений. Свежие экскременты отправляют в хранилища, где они перепревают, сушатся, и становятся готовыми для удобрения почвы сельскохозяйственных полей.

Однако по последним подсчетам, в России больше половины этой «продукции», не используется и не обезвреживается, поэтому более двух миллионов гектаров земли занято одним хранением навоза. Таким количеством животноводческих отходов можно покрыть почти половину площади Московской области.

Контроль обращения

В России контроль осуществляется тремя органами власти: Роспотребнадзором, Россельхознадзором и Росприроднадзором. Они уполномочены заниматься сбором, транспортировкой, обезвреживанием и переработкой отходов животноводства и птицеводства.

В начале 2017 года было предложено введение административной ответственности и взыскание штрафов за нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил.

К отходам животноводства, как к производственным, можно применить следующие требования законодательства РФ:

  1. Согласно статье № 11 Федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 28.12.2017), требуется проведение государственной экологической экспертизы документации мест, которые используются для размещения и утилизации отходов.
  2. Получение лицензии на все виды деятельности обращения с отходами животноводства предписывает закон о лицензировании № 99-ФЗ.
  3. Утвержденный Минприроды приказ о кадастровом учете отходов предполагает внесение хранилищ навоза и помета в государственный реестр объектов размещения отходов.
  4. Оплата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Также необходима разработка паспортов классов отходов и введение лимита на их размещение.

Сейчас вопрос утилизации экскрементов - источник конфликта между контролирующими органами и фермерами. Однако только при взаимодействии с органами власти возможно создание структурированной системы переработки отходов животноводства.

Способы утилизации

Существует четыре основных технологии утилизации отходов животноводства, в которые входит:

  • Переработка экскрементов в компост.
  • Повторное использование отходов животноводства как корма для скота и птицы.
  • Биоэнергетический метод утилизации.
  • Вывоз на поля.

Вывоз - традиционный способ переработки животных экскрементов, который был удобен при малом содержании скотины на земельном участке. Навоз складывался в одну кучу, где он постепенно превращался в перегной, пригодный для удобрения почвы.

Сейчас этот способ утилизации вызывает большое количество проблем не только финансовых, но и экологических. Для перевозки крупных масс отходов необходимы большие затраты, а хранение бесподстилочного навоза редко осуществляется по правилам, что приводит к загрязнению биосферы.

Техника компостирования предполагает наличие спецплощадок, разной техники и большого количества материалов (например, солома, торф), которые понижают уровень влаги в отходах птице- и животноводства.

На примере куриного помета можно разобрать систему компостирования.

  1. Толстый слой торфяной крошки величиной до 40 сантиметров высыпается на площадку. Сверху на нее закладывается помет.
  2. С помощью бульдозера торф смешивается с пометом.
  3. Получившийся бурт укрывают торфом.
  4. В таком виде компост хранится два месяца зимой, один месяц - летом.

Если соблюдать все технологические правила, то на конечном этапе компостирования получают высококачественное удобрение.

При компостировании до 40% полезных веществ, которые содержатся в отходах животноводства, испаряются.

Большое количество полезных веществ, содержащихся в кормах для птицы и домашней скотины, не перевариваются и остаются в экскрементах. Поэтому обработанные отходы птицеводства и животноводства применяют для повторного кормления скота.

Например, для кормовой добавки бычкам используют обработанный куриный помет. Его перерабатывают и обеззараживают при очень высоких температурах.

Из помета убираются все лишние и опасные для животных компоненты, которые не переварились: семена, перья и пух. В готовом продукте содержится до тридцати процентов протеина, что, в смеси с комбикормом обеспечивает хороший суточный привес.

Биоэнергетический способ утилизации

Биоэнергетический способ помогает решить несколько основных задач, которых требует переработка:

  1. Сбор и утилизация.
  2. Обезвреживание опасных газообразных веществ.
  3. Получение очищенного удобрения для почвы.
  4. Получение топлива.

Новые способы утилизации

Все вышеперечисленные способы используются на сегодняшний день, однако с расширением технологических возможностей, появляются новые, более продуктивные способы утилизации навоза и помета.

Среди них можно выделить вермикультуру и рыбоводно-биологические пруды.

Вермикультура - биотехнология, которая превращает отходы в натуральный белок.

Выращивание червей преследует две цели:

  1. Максимальная переработка отходов в удобрение.
  2. Наращивание биомассы червей.

Процесс происходит следующим образом: черви в несколько раз ускоряют распад биоотходов, и в достаточно короткие сроки превращают экскременты в очищенное удобрение.

Благодаря активной переработке наращивается биомасса самих червей, которые идут в корм свиньям и птице.

Рыбоводно-биологические пруды

Природная система самоочистки водоемов, из-за серьезного антропогенного воздействия на экологию, не справляется с выводом загрязняющих компонентов.

В рыбоводно-биологических прудах отходы служат кормом для водорослей и зоопланктонов, которые, в свою очередь, постепенно их очищают и перерабатывают.

Так происходит добыча органических удобрений на основе отходов животноводства и нового корма для скота (например, излишков ряски).

Время на чтение: 14 мин

5 / 5 ( 1 vote )

5 / 5 ( 1 vote )

С 17.06.2019 в Кодекс об Административных правонарушениях РФ добавлена новая статья - 8.2.3 "Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства". Штрафы за отходы животноводства - рассмотрим в этой статье.

Раньше административное наказание, связанное с нарушениями в области обращения с отходами животноводства, применяли по статье 8.2. КоАП РФ, минимальная сумма штрафа на юридическое лицо составляло 100,0 тысяч рублей.

Отныне минимальная сумма штрафа на юридическое лицо составляет от 250,0 тысяч рублей....


Что относится к отходам животноводства?

Ни в ФЗ "Об отходах производства и потребления", в ФЗ "Об охране окружающей среды" термина "отходы животноводства" нет. Поэтому обратимся к Федеральному классификационному каталогу отходов, согласно которого к отходам животноводства относятся:

1 12 000 00 00 0 Отходы животноводства (включая деятельность по содержанию животных)
1 12 100 00 00 0 - Отходы разведения крупного рогатого скота
1 12 110 00 00 0 - Навоз крупного рогатого скота
1 12 110 01 33 4 - навоз крупного рогатого скота свежий
1 12 110 02 29 5 - навоз крупного рогатого скота перепревший
1 12 121 11 20 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании крупного рогатого скота
1 12 200 00 00 0 - Отходы разведения и содержания лошадей и прочих животных семейства лошадиных отряда непарнокопытных
1 12 210 00 00 0 - Навоз конский
1 12 210 01 33 4 - навоз конский свежий
1 12 210 02 29 5 - навоз конский перепревший
1 12 221 11 40 5 - отходы подстилки из древесных опилок и стружки при содержании лошадей практически неопасные
1 12 300 00 00 0 - Отходы разведения верблюдов и прочих животных семейства верблюжьих
1 12 310 00 00 0 - Навоз верблюжий
1 12 310 01 33 4 - навоз верблюжий свежий
1 12 310 02 29 5 - навоз верблюжий перепревший
1 12 400 00 00 0 - Отходы разведения овец и коз
1 12 410 00 00 0 - Навоз мелкого рогатого скота
1 12 410 01 29 4 - навоз мелкого рогатого скота свежий
1 12 410 02 29 5 - навоз мелкого рогатого скота перепревший
1 12 500 00 00 0 - Отходы разведения свиней
1 12 510 00 00 0 - Навоз свиней
1 12 510 01 33 3 - навоз свиней свежий
1 12 510 02 29 4 - навоз свиней перепревший
1 12 520 01 39 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании свиней
1 12 551 11 32 4 - жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления
1 12 551 12 39 4 - твердая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления
1 12 551 21 32 4 - жидкая фракция сепарации свиного навоза при смывной системе навозоудаления
1 12 551 22 39 4 - твердая фракция сепарации свиного навоза при смывной системе навозоудаления
1 12 552 11 32 4 - навозосодержащие стоки при гидроудалении навоза свиней
1 12 552 12 32 3 - стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней
1 12 553 11 33 4 - осадок навозных стоков от свинарников при отстаивании в навозонакопителях
1 12 700 00 00 0 - Отходы разведения сельскохозяйственной птицы
1 12 710 00 00 0 - Помет птичий
1 12 711 01 33 3 - помет куриный свежий
1 12 711 02 29 4 - помет куриный перепревший
1 12 711 12 29 4 - помет куриный, выдержанный в пометохранилище, обеззараженный
1 12 712 01 33 3 - помет утиный, гусиный свежий
1 12 712 02 29 4 - помет утиный, гусиный перепревший
1 12 713 01 33 3 - помет прочих птиц свежий
1 12 713 02 29 4 - помет прочих птиц перепревший
1 12 720 00 00 0 - Отходы инкубаторов для птицеводства
1 12 721 11 29 4 - скорлупа куриных яиц при инкубации цыплят бройлеров
1 12 790 00 00 0 - Прочие отходы разведения сельскохозяйственной птицы
1 12 791 01 33 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании птиц
1 12 791 02 39 4 - отходы подстилки из соломы при содержании птиц
1 12 796 11 41 5 - мука яичной скорлупы
1 12 798 00 00 0 - Отходы при очистке сточных вод на локальных очистных сооружениях при разведении сельскохозяйственной птицы
1 12 798 91 39 4 - осадок механической очистки сточных вод, образующихся при разведении сельскохозяйственной птицы
1 12 798 92 39 4 - смесь осадков биологической и флотационной очистки сточных вод, образующихся при разведении сельскохозяйственной птицы
1 12 900 00 00 0 - Отходы разведения и содержания животных прочие
1 12 910 00 00 0 - Отходы разведения животных в звероводческих хозяйствах и питомниках
1 12 911 00 00 0 - Навоз пушных зверей
1 12 911 01 33 4 - навоз пушных зверей свежий
1 12 911 02 29 5 - навоз пушных зверей перепревший
1 12 912 11 40 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании пушных зверей
1 12 970 00 00 0 - Отходы разведения и содержания собак
1 12 971 01 33 4 - экскременты собак свежие
1 12 971 11 40 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании собак
1 12 971 21 20 4 - отходы подстилки из сена при содержании собак
1 12 975 11 32 4 - жидкие отходы смыва нечистот при уборке вольеров
1 12 980 00 00 0 - Отходы разведения сельскохозяйственных животных и птиц в смеси
1 12 981 11 33 4 - смесь навоза сельскохозяйственных животных и птичьего помета свежих малоопасная
1 12 990 00 00 0 - Отходы содержания диких животных в неволе
1 12 991 11 33 4 - навоз диких животных, содержащихся в неволе, свежий
1 12 992 11 30 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании диких животных в неволе.

Таким образом, в отношении всех вышеперечисленных отходов может быть применена статья 8.2.3 КоАП РФ.

Часть 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Что относится к несоблюдению требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании отходов производства?

На самом деле - конкретных экологических требований по обращению с отходами животноводства нет, есть требования, прописанные в санитарно-эпидемиологическом законодательстве.



Согласно вышеуказанных санитарных правил:

5.4. Способы и средства удаления отходов из помещений должны обеспечивать своевременное их удаление. Для гидросмывов должна использоваться непитьевая вода.
5.5. Жидкий навоз и навозные стоки должны подвергаться очистке: механической, искусственной и естественной биологической очистке или физико-химической обработке. Выбор очистки диктуется местными условиями.
5.6. Твердая фракция жидкого навоза подлежит биотермическому обеззараживанию в буртах с последующей утилизацией на полях, жидкая - в накопителях с дальнейшим использованием на сельхозугодьях. В составе очистных сооружений следует предусматривать гидроизолированные накопители для активного ила и сырого осадка.
5.7. При возникновении зоонозных инфекционных заболеваний навоз должен обеззараживаться физическим, химическим или биологическим методами. В каждом неблагополучном животноводческом хозяйстве должны быть предусмотрены технические средства для обеззараживания навоза и его фракций (жидкой и твердой), а также фугата, активного избыточного ила в соответствии с общесоюзными нормами технологического проектирования систем удаления и подготовки к использованию навоза.
5.8. Обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного выдерживания - в течение 12 мес. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов КРС - 6 мес., свиноводческих предприятий - 12 мес., а полужидкого навоза КРС в подпольных навозохранилищах - 5 мес.
5.9. Твердую фракцию навоза свиноводческих хозяйств и комплексов крупного рогатого скота, подстилочный навоз, а также компост следует обеззараживать биотермическим способом на водонепроницаемых площадках с твердым покрытием в специально устроенных буртах (высота их - до 2 м, ширина - до 2,5 м, длина - произвольная, укрытие сверху по периметру слоем земли толщиной 15 - 20 см). Время выдерживания отходов в буртах при достижении температуры 60 °C во всех частях компоста должно быть не менее 1 мес. в теплый период года и не менее 2 мес. - в холодный период года. Навоз, инфицированный возбудителями особо опасных инфекций, следует обеззараживать в соответствии с действующими ветеринарными правилами.
5.10. Навоз и навозные стоки, отвечающие мелиоративным, агрономическим, ветеринарным, водоохранным и санитарно-гигиеническим требованиям, должны использоваться на сельскохозяйственных полях в качестве удобрений. Ливневые и талые воды с выгульных площадок и территории комплекса подлежат сбору, карантированию, очистке и утилизации.
5.11. Ввод в эксплуатацию производственных помещений животноводческих предприятий должен осуществляться одновременно с системой обработки и использования навоза и навозных стоков.
5.12. Участки, предназначенные для внесения отходов, должны быть обвалованы вдоль открытых водостоков. Дренажный сток следует направлять в пруды-накопители или повторно использовать для орошения. Для полей орошения пригодны все виды почв, кроме щебенистых, гравийных, а также сильно засоленных.
5.13. Распределение неинфицированной жидкой фракции навоза на полях орошения следует осуществлять поверхностными способами, мобильными средствами.
5.14. Системы обработки и транспортировки отходов на сельскохозяйственные поля должны включать обязательное использование специальных расходомерных устройств.
5.15. В проектах земледельческих полей орошения и полей удобрительного полива необходимо предусматривать инженерные сооружения по сбору поверхностного стока с орошаемых участков. При необходимости они оборудуются нагорными канавами по перехвату поверхностного стока с вышележащих по рельефу территорий.
5.16. Не допускается использование жидкого навоза и навозных стоков в качестве удобрения в тех случаях, когда сельскохозяйственные угодья расположены:
а) в пределах округа санитарной охраны курортов;
б) на территории 1-го и 2-го поясов зон санитарной охраны подземных источников хозяйственного водоснабжения;
в) в радиусе 1 км от водозабора из поверхностного водоисточника;
г) в районе залегания незащищенных подземных вод, пригодных для питьевых целей.

Требования по сбору, накоплению, обработке, утилизации отходов животноводства, могут быть частично прописаны в регламенте на производство удобрения, в технических условиях на удобрения.

При несоблюдении ТУ и регламента в части отходов животноводства, требований, содержащихся в санитарно-эпидемиологических правилах, предприятие может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ.

Часть 2 статьи 8.2.3. КоАП РФ

КоАП РФ Статья 8.2.3. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Я думаю, здесь комментарии не нужны.

Часть 3 статьи 8.2.3. КоАП РФ

3.Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от восьмидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Указанная часть может быть применена только при в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Часть 4 статьи 8.2.3. КоАП РФ

4.Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов животноводства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Размещение отходов - это их хранение и захоронение.

хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

По части 4 статьи 8.2.3. КоАП РФ будут привлекаться предприятия скорее за хранение отходов. Чтобы уйти от этой части статьи необходимо не осуществлять складирование отходов животноводства на срок более 11 месяцев.

Часть 5 статьи 8.2.3 КоАП РФ

5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семи тысяч до восьми тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от восьмидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от семисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов
(утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469)

С изменениями и дополнениями от:

1. Общие положения

1.1. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (именуемые в дальнейшем "Правила") являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.

1.2. Биологическими отходами являются:

Трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;

Абортированные и мертворожденные плоды;

Ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;

Другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

1.3. Владельцы животных, в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода, обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте, по результатам осмотра, определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов.

1.4. Обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации).

1.5. Биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.

1.6. Места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям.

1.7. С введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.

1.7.1. В зоне, обслуживаемой ветеринарно-санитарным утилизационным заводом, все биологические отходы, кроме указанных в п.1.9. настоящих Правил, перерабатывают на мясокостную муку.

1.7.2. В исключительных случаях, при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, допускается захоронение трупов в землю только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации.

1.7.3. В зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников, допускается захоронение биологических отходов в земляные ямы. Для этого на пастбищах и на пути кочевий стад отводятся специальные участки, по возможности на сухих возвышенных местах, не посещаемых оленями.

Запрещается сброс биологических отходов в водоемы, реки и болота.

1.9. Биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями:

Сибирской язвы, эмфизематозного карбункула, чумы крупного рогатого скота, чумы верблюдов, бешенства, туляремии, столбняка, злокачественного отека, катаральной лихорадки крупного рогатого скота и овец, африканской чумы свиней, ботулизма, сапа, эпизоотического лимфангоита, мелиоидоза (ложного сапа), миксоматоза, геморрагической болезни кроликов, чумы птиц сжигают на месте, а также в трупосжигательных печах или на специально отведенных площадках;

Энцефалопатии, скрепи, аденоматоза, виснамаэди перерабатывают на мясо-костную муку. В случае невозможности переработки они подлежат сжиганию;

Болезней, ранее не регистрировавшихся на территории России, сжигают.

1.10. При радиоактивном загрязнении биологических отходов в дозе 1х10-6 Кю/кг и выше они подлежат захоронению в специальных хранилищах в соответствии с требованиями, предъявляемыми к радиоактивным отходам.

1.11. Настоящие Правила определяют условия:

Сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции;

Нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных;

Предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями;

Охраны окружающей среды от загрязнения.

2. Уборка и перевозка

2.1. Ветеринарный специалист при осмотре трупа животного, мертворожденного, абортированного плода и других биологических отходов дает заключение об их уборке, утилизации или уничтожении.

С утверждением настоящих Правил не действуют на территории Российской Федерации "Ветеринарно-санитарные правила при утилизации, уборке и уничтожении трупов животных и отходов, получаемых при переработке сырых животных продуктов", утвержденные Министерством сельского хозяйства СССР 6 апреля 1951 года и согласованные со Всесоюзной государственной санитарной инспекцией 14 марта 1951 года.

Утверждаю

Согласовано

Регистрационный N 1005

Приложение
к Ветеринарно-санитарным Правилам сбора,
утилизации и уничтожения биологических отходов
от 04 декабря 1995 г. N 13-7-2/469

Ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник (биотермическую яму) N _______ 1. Местонахождение__________________________________________________ (республика в составе Российской Федерации, край, _________________________________________________________________________ область, автономная область, автономный округ, район, _________________________________________________________________________ населенный пункт) 2. Расположение скотомогильника (биотермической ямы) на местности (прилагается выкопировка из карты землепользования в масштабе не менее 1:5000 (в 1 см 50 м), с привязкой к постоянному ориентиру (тригонометри- ческая вышка, дорога с твердым покрытием, линия электропередачи и т.д.). 3. Удаление от ближайшего населенного пункта и его наименование _______________________________________________________________________м; -.-.-.-.-.- фермы (комплекса)__________________________________________м; -.-.-.-.-.- пастбища___________________________________________________м; -.-.-.-.-.- водоема____________________________________________________м; -.-.-.-.-.- дороги_______________________________________________________ (между какими _________________________________________________________________________ населенными пунктами и ее характеристика) 4. Описание местности: характеристика окружающей территории _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ почва_________________глубина залегания грунтовых вод__________________м, направление стока осадков_______________________________________________. 5. Какие населенные пункты, животноводческие фермы (комплексы), фер- мерские хозяйства, организации пользуются скотомогильником (биотермичес- кой ямой) _______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 6. Площадь скотомогильника______________________________________кв.м 7. Ограждение скотомогильника_______________________________________ 8. Санитарная характеристика скотомогильника: а) первое захоронение биологических отходов было в 19_____ г. б) животные, павшие от сибирской язвы, были захоронены в_______ гг.; в) животные, павшие от эмкара и других болезней, вызываемых спорооб- разующими микроорганизмами, перечисленными в п.1.9 настоящих Правил, бы- ли захоронены в_______________________________________________________гг. Оборотная сторона карточки _________________________________________________________________________ Дата Выявленные Указания по устранению Контроль Исполнение. про- недостатки (перечень работ, что выполнения Дата проверки, верки нужно сделать). Срок работ ФИО, должность исполнения. Исполнитель. проверяющего _________________________________________________________________________ Главный государственный ветеринарный инспектор района (города) ________________________ Фамилия И О (подпись) Ветеринарно-санитарную карточку получил _______________________ ________________________ _________________ (Должность) (Фамилия Имя Отчество) (Подпись) Ветеринарно-санитарная карточка составлена в 3 экземплярах и передана по экземпляру: 1._______________________________________________________________________ (организация, хозяйство) 2._______________________________________________________________________ (государственная ветеринарная организация) 3._______________________________________________________________________ (орган государственного санитарного надзора)

Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по вопросам обращения с отходами животноводства. Об этом сообщает пресс-служба Кремля.

В соответствии с поручениями, правительству Российской Федерации к 1 марта 2017 г. необходимо представить предложения по стимулированию использования сельскохозяйственными товаропроизводителями современных технологий утилизации отходов животноводства. Кроме того, кабмин должен к 1 июня 2017 г. обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих усиление административной ответственности за нарушение требований законодательства РФ об экологической экспертизе и несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами животноводства.

В свою очередь, Генеральной прокуратуре РФ поручено систематически осуществлять проверку исполнения законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (в части, касающейся обращения с отходами животноводства), а также законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе в указанной области. Доложить необходимо до 1 декабря 2017 г., далее - ежегодно.

Перечень некоторых нормативно-правовых актов содержащих требования к отходам животноводства

1) п. п. 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469 (с изменениями от 16 августа 2007 г.);
2) ст. 18 Закона РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии", согласно которой владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
3) ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.