Обувь

Расходы по вывозу тбо. Расходы на вывоз мусора со стройплощадки Спорные вопросы составления отчетности по УСН

Строительная организация ООО "Строй-Инвест" заключила договора с заказчиками на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, а именно ремонт кровли. В период проведения и окончания работ подрядчик обязуется вывезти строительный мусор (отходы). Мы оплачиваем услуги по перевозке строительного мусора с площадки до санкционированной свалки индивидуальному предпринимателю.Может ли организация на УСН учесть данную оплату в расходах? Прочитали много разной информации, но хотели бы получить конкретный ответ. Мы сомневаемся в том, что в соответствии с пп.36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ "упрощенцы" вправе учесть в расходах вывоз твердых бытовых отходов. Судя по определению ТБО по ГОСТ 30772-2001 касается только расходов на вывоз отходов потребления, возникающих от домовладений. Если же говорить о вывозе мусора и отходов производства, то нет однозначного ответа, есть ссылки на решения судов. Решения судов есть и в пользу налогоплательщиков и в пользу налоговой инспекции.

Ответ

Организация на УСН вправе учесть затраты по вывозу мусора как материальные расходы.

Перечень расходов при УСН изменился. Мы . Подробности читайте в журнале

Обоснование

Когда работы и услуги можно отнести на материальные расходы

Ситуация №1 Утилизация отходов

Отходы либо мусор возникают при любой работе. Их надо куда-то вывозить. И часто для этого нанимают специализированную фирму. Можно ли считать услуги по вывозу мусора и прочих отходов производственными? Да, несомненно.

Важное обстоятельство

Услуги по вывозу твердых бытовых отходов «упрощенцы» вправе учесть как материальные расходы, а также на основании пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

Они хоть и не направлены непосредственно на производство продукции, но также являются частью технологического процесса. Тем более что плату за вывоз твердых бытовых отходов «упрощенцы» могут учитывать в налоговой базе не только как материальные расходы, но еще и на основании пункта 1 статьи 346.16 НКРФ, где непосредственно указаны именно эти расходы. Но бывают еще и жидкие производственные отходы, и их также нужно утилизировать. Отметим, что обязанность по сбору, вывозу и обезвреживанию производственных отходов всех видов предусмотрена в Федерального закона от 30.03.99 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Поэтому вывоз жидких отходов можно отнести к услугам производственного характера. И плату за него учесть как материальные расходы.

Как отразить расходы на вывоз отходов

При спецрежимах
У организаций, применяющих специальные налоговые режимы, возникают дополнительные сложности. Ведь для них установлены закрытые перечни разрешенных трат. И к сожалению, расходы, связанные с размещением и утилизацией отходов (включая плату за размещение отходов производства), в них напрямую не упомянуты.

Однако в этих перечнях присутствуют материальные расходы ( Налогового кодекса РФ для плательщиков ЕСХН, Налогового кодекса РФ для субъектов «упрощенки»), признавать которые следует с учетом норм, установленных в Налогового кодекса РФ (то есть как по налогу на прибыль).

А как мы уже отметили, при общем режиме расходы, связанные с размещением и утилизацией отходов, включая плату за их размещение в пределах установленных нормативов, признаются именно как материальные ().

Значит, такие затраты можно учесть и при спецрежимах.

Об этом, в частности, говорится в (правда, в нем речь идет о расходах по вывозу мусора, однако приведенные рассуждения справедливы и в отношении вывоза отходов).

Важно запомнить

Расходы по размещению и утилизации отходов организация может признать в целях налогообложения и при общем режиме, и при «упрощенке», и при уплате единого сельхозналога.

ККТ и ТБО, или Сложности в учете новых видов затрат

Расходы на вывоз твердых бытовых отходов

Как уже упоминалось, с 2008 года в пункт 1 статьи 346.16 НК РФ введен подпункт 36, на основании которого налогоплательщики, применяющие упрощенную систему, вправе признавать расходы на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО). Казалось, вопрос полностью закрыт. Так ли это?

Вначале разберемся с терминологией. Известно, что отходы бывают двух видов — от производства и от потребления. Что считать теми или другими, указано в ГОСТ 30772—2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения».

К отходам производства (п. 3.11 ГОСТ 30772—2001) относятся остатки сырья, материалов, веществ, предметов, образовавшиеся при производстве продукции, выполнении работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

Отходы потребления (п. 3.12 ГОСТ 30772—2001) — это вещества, материалы, предметы, частично или полностью потерявшие свои первоначальные потребительские свойства и непригодные по прямому или косвенному назначению из-за физического или морального износа в процессе общественного или личного потребления (жизнедеятельности). Они в основном твердые, порошковые и пастообразные (стеклобой, лом, макулатура, пищевые продукты, тряпье и др.) и характерны для населенных пунктов. В последнее время к отходам потребления относят мусор не только из домовладений (именно его и называют ТБО), но и из офисов, торговых и мелких промышленных предприятий, школ, больниц и других учреждений (здесь употребляется термин «муниципальные отходы»).

Судя по определениям, подпункт 36 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ:

  1. не касается производственных и муниципальных отходов, так как они не являются бытовыми;
  2. служит только для учета расходов на вывоз отходов потребления, возникающих от домовладений.

Выходит, воспользоваться новой нормой смогут только организации, обслуживающие домовладения (к примеру, ЖКХ). Почему бы законодателям вместо «твердые бытовые отходы» не записать «отходы производства и потребления» (ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ)? Тогда можно было бы списать расходы на вывоз любых отходов!

Согласно ГОСТ 30772—2001 мусором называются мелкие неоднородные сухие или влажные отходы, поэтому он может быть как бытовым, так и производственным

Теперь многое зависит от позиции Минфина России, от того, как чиновники станут толковать эту норму. Может быть, смилостивятся? Ведь в договорах на вывоз отходов указывается «мусор и твердые бытовые отходы» и речь идет просто об очистке территории, а домовладения совсем ни при чем. Такие договоры заключают, к примеру, коммерческие организации.

Выход все-таки уже есть. Независимый от мнения Минфина. Вспомним: долгое время он вообще не хотел соглашаться с включением в налоговую базу при упрощенной системе затрат на вывоз мусора, производственных и бытовых отходов, уверяя, что ни статьей 346.16, ни статьей 254 НК РФ они не предусмотрены (см. письма от 09.04.2007 № 03-11-04/2/95, от 10.01.2006 № 03-11-04/2/1 и от 16.08.2005 № 03-11-04/2/49).

Конечно, это не устраивало налогоплательщиков. Трудно понять, чем «запрещенный» расход хуже «разрешенного», например на дезинфекцию. Поэтому многие шли в суд, который вставал на их сторону. Доводы суда строились на том, что отходы производства и потребления хорошо бы ликвидировать хотя бы на основании статьи 22 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Издержки же на эту цель являются производственными, так как приходится прибегать к транспортным услугам третьих лиц, и могут быть учтены как материальные расходы (подп. 6 п. 1 ст. 254, подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

См., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.01.2007 № А19-14377/06-40-Ф02-7162/06-C1, Северо-Западного округа от 29.07.2005 № А56-23975/04, Поволжского округа от 17.10.2006 № А65-2926/2006-СА2-9 и Уральского округа от 11.01.2007 № Ф09-11283/06-С3

В общем, не стоит отчаиваться — в конце концов при желании расходы на вывоз любых отходов можно учесть. Если не по подпункту 36, так по подпункту 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ (как материальные). Правда, без суда тут вряд ли обойдется.

Мы на ОСНО по договору к нам приезжает машина один раз в неделю и очищает контейнер от мусора. Вывоз мусора сторонними организациями можно отнести на расходы? Сумма 2000 без НДС в месяц. Вот эту сумму можно отнести на расходы при налоговом учете? И на какие прочие или материальные?

Расходы по вывозу мусора являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99).

Для целей налогообложения прибыли данные расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (п.1 ст.252, подп.49 п.1 ст.264 НК РФ).

Такой вывод следует из Главы 26.2 НК РФ, где в перечне расходов по УСН поименованы затраты по вывозу твердых отходов. Поскольку перечни материальных затрат при УСН и ОСНО одинаковые (ст. 254 НК РФ) можно сделать вывод о том, что при расчете налога на прибыль такие затраты признаются прочими.

Обоснование данной позиции приведено ниже в статье журнала «Учет в сфере образования», которую Вы можете найти в закладке «Журналы»

Статья: Затраты на вывоз мусора можно учесть в составе расходов

Образовательная организация работает на «упрощенке». Она заключила со сторонней фирмой договор на вывоз мусора с территории организации. Может ли бухгалтер признать в налоговом учете эти затраты?

Да, такие траты учесть в составе налоговых расходов можно.

Такое право организациям дают положения подпункта 36 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Согласно ему расходы по вывозу твердых бытовых отходов принимаются при исчислении облагаемой базы по единому налогу.*

Отвечала Е.Л. ОРЛОВА,
руководитель департамента
налогов и права
ЗАО «АФ “АудитСибМаш”»
КГ «Лекс»

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ», № 4, IV КВАРТАЛ 2008

Перечень расходов, которые можно учесть на УСН, установлен п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ. Согласно пп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить налоговую базу на стоимость вывоза твердых бытовых отходов. Данный подпункт был введен Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Таким образом, с 1 января 2008 г. расходы по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) правомерно учесть в составе расходов по пп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.


{Вопрос: Организация применяет УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Правомерно ли при определении налоговой базы по УСН учитывать в расходах затраты на вывоз жидких бытовых отходов? (Консультация эксперта, 2011) {КонсультантПлюс}}

Названные расходы учитываются для целей налогообложения на дату оплаты услуг поставщикам (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). При применении УСН признаются расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, если они удовлетворяют критериям, которые указаны в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Расходы должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода. Для документального подтверждения расходов необходимы первичные документы (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Поэтому если Вы вывозите мусор, принадлежащий арендатору, то, по нашему мнению, такие расходы не должны уменьшать налогооблагаемую базу, т.к. не будут соответствовать критериям ст. 252 НК РФ (экономически не обоснованы).

Если же Вы вывозите собственный мусор, то Вы вправе включить данные расходы при исчислении налога при УСН.

Минфин России разъяснил, что расходы организации на оплату выполненных сторонней организацией работ по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, ведению учета движения отходов, заполнению формы по отходам и составлению и сдаче отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, необходимых для уплаты платежей по загрязнению окружающей среды, учитываются в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН ).

Напомним, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, уменьшают полученные доходы на материальные расходы, которые принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ( ,

В каком случае можно подавать бумажную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, узнайте из материала "Годовой отчет 2016. Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН " в "Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

К материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или ИП, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика ().

При этом к работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

В то же время расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком ().

В свою очередь под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. А под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Сложно представить себе компанию, в результате деятельности которой не образуется никаких отходов. И если об организации процесса вывоза мусора, как ни крути, придется позаботиться, то, судя по недавнему решению Президиума Высшего Арбитражного Суда, про уплату «грязных» платежей» в некоторых случаях все же можно забыть.

Перефразировав известную песенку, можно сказать, что фирмы бывают разные, соответственно и отходы у них различаются. Однако не играет роли, сбрасывает ли компания в окружающую среду вредные и опасные вещества, или весь ее мусор составляют несколько вполне безобидных бумажек, – за «избавление» от отходов своей деятельности ей придется заплатить.

Как правило все затраты организации, связанные с ликвидацией собственного мусора, состоят из двух частей. Во-первых, это расходы непосредственно на вывоз и утилизацию отходов. Причем здесь необходимо отметить, что некоторые компании занимаются этим самостоятельно, большинство же других заключают соответствующий договор со специализированной организацией. Во-вторых, за «каждую соринку», выброшенную фирмой, придется заплатить взносы за негативное воздействие на окружающую среду. Безусловно, все компании желают сократить свои «мусорные» расходы таким образом, чтобы они, с одной стороны, были минимальны, а с другой – не «испортили отношения» с контролирующими органами.

Эти «вредные-вредные» взносы

Размещение отходов, образовавшихся в результате деятельности предприятия, является платным видом негативного воздействия на окружающую среду. Об этом сказано в пункте 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением правительства от 28 августа 1992 года № 632.

Вносить в бюджет плату за их размещение должен собственник этих отходов. Таковым в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (далее – Закон № 89-ФЗ) признается лицо, в результате деятельности которого этот мусор образовался. Причем рассчитать размер взноса за «вредное» воздействие на окружающую среду он должен самостоятельно, руководствуясь положениями Порядка заполнения раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления», утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 года № 204 (далее – Порядок).

Для этого компаниям придется вести учет образовавшегося, использованного, обезвреженного, переданного другим лицам или полученного от других лиц, а также размещенного мусора (п. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ). На основании указанных данных фирмы проводят расчет фактической массы отходов, размещенных в . Он определяется по следующей формуле (п. 17 Порядка):

ФМРР = МОО + МПОЛУЧ – МИО – МПО – МПРО,

ФМРР –

МОО – масса образованных отходов;

МПОЛУЧ – масса отходов, полученных от иных лиц с переходом права собственности;

МИО – масса отходов использованных, утилизированных, обезвреженных;

МПО – масса отходов, переданных иным лицам с переходом права собственности;

МПРО – масса отходов, переданных для конечного размещения сторонним организациям.

Полученную величину в соответствии с установленными для конкретного предприятия лимитами следует разделить на отходы, размещенные в пределах лимитов и сверх их. Указанные лимиты рассчитываются каждой компанией самостоятельно и утверждаются в органах Ростехнадзора. Там должны рассмотреть в течение 30 рабочих дней полученные от заявителя документы и принять решение об утверждении этих предельных величин либо об отказе в таковом. При втором варианте развития событий представители Ростехнадзора обязаны мотивированно обосновать свое решение.

Следует отметить, что необходимость утверждать такие лимиты для всех предприятий действует лишь до 1 июля 2009 года. С указанной даты такая обязанность перестанет распространяться на предприятия малого и среднего бизнеса (подп. «в» п. 16 ст. 33 Закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ). Они лишь будут представлять в уполномоченные органы отчетность о фактически образованных, использованных, обезвреженных и размещенных отходах в уведомительном порядке.

Вернемся к определению размера платы за негативное воздействие на окружающую среду. Она будет состоять из двух слагаемых: платы за размещение отходов в пределах лимита и платы за сверхлимитный выброс мусора. Отметим, что если объем размещенных организацией отходов не превышает установленного предела, то второе слагаемое для нее равно нулю, иными словами, величина ее «вредных» платежей будет равна плате за размещение расходов в пределах лимита.

Рассчитываются эти слагаемые по следующим формулам (п. 4 и 5 Порядка):

ППЛ = СПЛ х ОРПЛ,

ППЛ – плата за размещение отходов в пределах лимита;

СПЛ –

ОРПЛ – объем размещенных отходов (в пределах лимита).

ПСЛ = СПЛ х (ФМРР – МПЛ) х 5,

ПСЛ – плата за размещение отходов сверх установленного лимита;

СПЛ – ставка платы за размещение отходов в пределах лимита;

ФМРР – фактическая масса размещенных отходов;

МПЛ – масса отходов в пределах установленных лимитов.

Когда уплаты взносов можно избежать?

Однако не всегда организации, успевшие «обзавестись» в результате своей деятельности мусором, будут плательщиками «вредных» взносов. Таких расходов вполне можно избежать, причем, как это сделать законным путем, компаниям подсказали сами представители Ростехнадзора. Итак, подобные платежи в бюджет можно не перечислять в следующих случаях:

– если в договоре на вывоз мусора предусмотрен переход права собственности на отходы от их собственника к организации – перевозчику или приемщику отходов (письмо Ростехнадзора от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455);

– когда в отношении этих отходов заключен на их размещение, и оно осуществляется от лица комиссионера, который и является плательщиком за весь объем размещаемого мусора (письмо Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145);

– если арендатор с согласия арендодателя сбрасывает отходы в мусорный контейнер арендодателя, и они в силу закона становятся собственностью последнего. Кроме того, можно предусмотреть в договоре аренды переход права собственности на мусор от арендатора к арендодателю (письмо Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169). Вполне естественно, что последний согласится на подобный ход лишь при условии компенсации ему арендатором расходов на вывоз отходов и уплату «вредных» взносов.

Кроме того, представители Президиума ВАС считают, что перечислять в бюджет такие платежи не нужно и в том случае, если компания выбрасывает на помойку лишь обрезки бумаги, использованные картриджи и иные канцелярские отходы, возникающие в ходе эксплуатации оргтехники и оформления документации. При условии, конечно, что подобный выброс мусора не носит специализированный характер, а лишь является «побочным эффектом» от осуществления организацией ее основной деятельности (постановление Президиума ВАС от 17 марта 2009 г. № 14561/08).

Во всех остальных случаях платить за свой мусор фирме придется самостоятельно.

Налоговый учет «мусорных» затрат

Как уже говорилось выше, затраты на вывоз мусора состоят чаще всего из двух составляющих: это расходы на вывоз (самостоятельный или с привлечением сторонних организаций) и на утилизацию мусора, а также плата за негативное воздействие на окружающую среду (при условии, что она взимается непосредственно с «производителя» отходов). Соответственно, обе статьи расходов следует отразить в налоговом учете.

Плата за размещение отходов компании в пределах установленных лимитов будет уменьшать налогооблагаемую прибыль в составе материальных расходов (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК). Уменьшить же базу по данному налогу на сумму платы за сверхлимитное размещение мусора фирмам не удастся. Об этом свидетельствуют положения пункта 4 статьи 270 Налогового кодекса.

Что же касается средств, потраченных на оплату услуг сторонней организации по вывозу мусора, то они могут быть учтены при налогообложении прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК). Однако при этом не следует забывать о положениях пункта 1 статьи 252 Кодекса, которые требуют соответствующего экономического обоснования и документального подтверждения данных затрат.