Обувь

"жемчужина северных лесов" презентация к уроку на тему. Деревья Лесные культуры в борах и суборях

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Жемчужина северных лесов Выполнили: Степанова Эльза Валерьевна, Герман Маргарита Витальевна ученицы 4 «А» класс, Руководитель: Васильева Марина Николаевна, учитель начальных классов МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВИДЯЕВО»

Цель исследования: определить значение сосны в природе и в жизни человека

проанализировать научную информацию по данной теме; описать влияние сосны на здоровье и жизнь человека; составить викторину о сосне Задачи исследования:

Гипотеза Предполагаем, что если на Земле не станет сосен, то это отрицательно скажется на жизни и здоровье человека.

Эти настоящие живые ископаемые заселили на Земле огромные пространства в Северном полушарии. Распространение сосны В Америке, в штате Невада, нашли сосну, которой около 4900 лет, то есть она старше египетской пирамиды Хеопса. Сосны достигают высоты 80 м.

Сосна выполняет важную роль в экологической цепи питания. ? Корм для животных Почти на протяжении всего года сосновой хвоей питается глухарь. Для лося лучший зимний корм - сосновые побеги и их кора.

Корм для животных

Уникальность сосны О прочности, жизнестойкости сосны люди знали давно. Сосна может расти и на каменистых почвах, и на песчаных. Она не боится ни морозов, ни жары, ни «голода». Сосна боится только темноты. Ей надо много света и солнца. Мало пищи в почве? У сосны очень длинные корни, которые добывают ей питательные вещества.

в 3 раза меньше, чем дуб в 5 раза меньше, чем ель Сухо? Сосна будет меньше испарять воды.

В 1535 году на корабле мореплавателя Ж. Картье 25 человек команды умерло, а 100 человек заболели цингой. От местных жителей - индейцев - моряки узнали, надо пить настой сосновой хвои. Лекарство индейцев помогло - моряки вылечились от цинги.

1сосна 10 кг хвои годичная норма каротина и витамина С на 1 человека

Сосна и здоровье человека

Сосна и здоровье человека

Докторами всего мира ценятся фитонциды, которые выделяют сосны. Сочетание сосновых лесов и морского воздуха считаются идеальными для аллергиков, людей, которые страдают бронхиальной астмой, туберкулезом. Поэтому многие санатории находятся в сосновых лесах. Сосна и здоровье человека

Эфирное масло сосны применяют для лечения нервных расстройств и психотерапии. Запах сосны помогает успокоиться капризным, гиперактивным деткам, он приводит в порядок нервную систему. Сосна и здоровье человека

Витамин К Витамин В1 Витамин В2 Аскорбиновая кислота Каротин Дубильные вещества Состав сосны

Сосна и красота человека Сосна популярна в косметологии, ведь препараты на основе эфирных масел сосновых деревьев помогают активной регенерации кожи, ее омоложению, укрепляют волосы, помогают избавляться от перхоти.

Использование сосны

Использование сосны

парфюмерия медицина хвойно-витаминная мука искусственный шёлк Использование сосны

Канифоль для производства бумаги для получения мыла для приготовления лака и краски для производства линолеума

Скипидар как растворитель для красок для протравливания ситцевых тканей в медицине

Янтарная красота

Янтарная комната

1. Как определить возраст дерева по спилу пня? 2. Сколько лет живёт иголка? 3. Почему сосну называют «пионером леса»? 4. Какой музыкальный инструмент делают из сосны? 5. Почему годичные слои древесины в разные годы не одинаковы, имеют разную толщину? 6. Почему под соснами можно увидеть молодые ели, а под елями сосенок нет? 7. Как можно определить стороны горизонта? 8. Как деревья сами залечивают нанесённые им раны? 9. Почему хвоя в лесной подстилке долго не истлевает, а лист берёзы гниёт быстро? Викторина

1 человек 400 деревьев 70 отраслей промышленности

В результате данной работы мы - смогли описать влияние сосны на здоровье и жизнь человека - составили вопросы для викторины «Почемучек» Вывод: Гипотеза: если не будет сосен на Земле –это отрицательно скажется на здоровье и жизнь человека – подтвердилась.

Атлас мира справочный. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА – 2008 – 280 с. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 4кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч.1 – 5-е изд. – М.: - Просвещение – 2013. Елизарова Е.М. Такие незнакомые знакомые растения. Кружок по предмету «Окружающий мир». – Волгоград: Издательство «Панорама», 2006. – 128 с. Терра – Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА – 2004 – 672 с. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т.3 – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 2004. – 336 с.: ил. Шалеева Г. П. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 9. – М.: Филологическое общество «СЛОВО» - 2001. – 248 с. http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-48/4.htm http://www.greenmama.ru/nid/2917020 Литература


Праздник Леса

Цель: Выявление юных умельцев и развитие творческой активности ребят.

(На вывешенных стендах четверостишья великих поэтов)

Пред ними лес; недвижны сосны

В своей нахмуренной красе

Отягчены их ветви все

Клоками снега

А.С.Пушкин

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она

М.Ю.Лермонтов

Не шелохнётся ель и берёза;

Лишь снег под ногами скрипит от мороза.

Лишь ворон порою, вспорхнув, прошумит

И дятел дуплистую сосну долбит

И.С. Никитин

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязался сосна

С. Есенин

Вот сосны.

Прямоствольны и упруги,

Колючие – ветрам не разорвать,

Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,

Спокойные, как Игорева рать

Вс. Рождественский

В тайны лесные учась проникать,

Встань и послушай, как выйдешь за город

Ветреный лепет березняка

Вдумчивый шорох соснового бора.

Е.Березницкий

А если вам это знакомо и дорого

То, значит, вы знаете, как хороши

И сказка, и песня средь хвойного шороха

В местах, где, казалось бы, нет ни души

А.Коваленков

ЛЕСНАЯ ВИКТОРИНА

1. Как определяется возраст дерева по спилу пня? (по числу годичных колец)

6.Чем отличается сосна,растущая на опушке леса,от сосны – в чаще леса? (у сосны, растущей на опушке,раскидистая крона,спущена она низко,ствол дерева конический.У деревьев в чаще леса нижние сучья отмирают,крона поднята высоко,ствол цилиндрический) 7.Какие приспособления имеет сосна для жизни на песках? (соснаимеет мощную корневую систему.Главный корень уходит глубоко в землю,боковые корни сильно разветвлены и расположены близко от поверхности земли.При помощи корней сосна достаёт воду из глубоких слоёв почвы и собирает влагу даже после слабого дождя) 8.Почему под соснами можно увидеть молодые ёлочки, а под елями сосёнок нет? (ель – теневыносливое растение, может жить под соснами, а сосна под тенистой елью неможет, ибо она светолюбива) 9.Почему в сосновом лесу мы видим так много отмерших сучьев,а у деревьев зеленеют только верхушки?(сосна светолюбивое сучья,не получают в лесу достаточного света, отмирают и отпадают)

10.Ребенок заблудился в лесу в облачный день. На растущих вокруг соснах он заметил, что мхи и лишайники особенно хорошо развились на одной стороне стволов. Как он может определить стороны горизонта? Мхи и лишайники на коре дерева лучше развиты на стволе, обращенной к северу:здесь больше влаги)

12.Почему хвоя в лесной подстилке долго не истлевает, а лист березы гнёт быстро?(хвоя содержит смолистые вещества, а в листве березы этих веществ нет)

13.Как приготовить из хвои сосны витаминный напиток против цинги?(хвою промывают, растирают в ступе, кладут сосуд на 1/3 его объёма и заливают кипяченой водой. Через 2 часа настой процеживают и добавляют для вкуса сахар, лимонную кислоту или сок)

14.Дышит,растет,а ходить не может(растение)

15.Лекарственная трава, растет вблизи водоемов, имеет приятный запах (мята)

16.Какой цветок лечит сердце? (ландыш)

17.Какой растение богато витаминам “С” (шиповник)

18.Какое лекарственное растение используют для лечения ссадин и ран? (подорожник)

19.Какое лекарственное растение определяют даже слепые? (крапива)

20.Какие лекарственные растения используют для лечения простуды? (малину, липу, мать и мачеху)

21.Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу? (шум пугает птиц и лесных обитателей, и они могут покинуть насиженные места)

22.Почему у сосны нижние ветки отмирают? (сосна светолюбивое растение, а ель любит тень)

Конкурсы «На лесной опушке»

    подготовить песню, танец, стихотворение(оценивается качество исполнения)

    игры:

«Сбор шишек».

Играют две команды. На площадке рассыпают 15 шишек. Сначала 1-ым номерам играющих, потом 2-ым и т.д. закрывают глаза слепой маской. Выигрывает та команда, которая соберёт большее количество шишек.

«Схвати шишку».

На полянке выбирают пенёк. На расстоянии 10-ти шагов в разные стороны от него проводят две линии. За ними по порядку номеров располагаются две команды. На пенёк кладётся шишка. Руководитель игры наугад называет какой-нибудь номер. Игроки обеих команд, имеющие этот номер, бегут каждый к противоположной линии, наступив на неё ногой, делают быстрый поворот, и на обратном пути каждый из них старается 1-ым схватить с пенька шишку. Тот, кому это удаётся, получает одно очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

«Самый меткий».

На земле чертят три концентрических круга радиусом 50 см,1 м, 1,5 м. В 6-ти шагах от внешней линии круга проводят черту. Участникам вручают по три шишки. Если играющий попадает в центральный круг, ему даётся 10 очков, во 2-ой – 8 очков, во внешней 5 очков.

конкурсы «Лесные диковинки»

(Самые оригинальные работы становятся экспонатами выставки)

    лучшая самоделка из сосновой коры

    лучшая игрушка из шишек

    лучшая скульптура из корней и веток

    лучший гербарий соснового леса

состязание «Юных сказителей»

    на территории отыскать причудливые сосны и сочинить о них легенды

    конкурс плакатов «Правила поведения в лесу»

(Оценивается правильность ответа за написание фразы на плакате)

    не рубите живые деревья и кустарники

    не разводить костры под деревьями

    не оставлять мусор

    не рвать цветы

    не разорять гнёзда птиц

    не брать домой детёнышей зверей

    не включать громко музыку и не шуметь

    конкурс «Берегите природу»

(Выразить своё отношение к природе через стихи, плакаты, рисунки)

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом

Любопытные сообщения для раздела

«А знаешь ли ты, что…»

Древние римляне называли сосну за её стойкость и прочность «Палас», т.е. «Скала».

У финского народа сосна является символом жизни.

Самый редкостный вид сосны встречается на острове Мияшима в Японии.

Это так называемая «борода дракона» высотой всего лишь 60 см, зато ветки дерева густо стелятся по земле, достигая в длину 30-ти м.

Известна сосна, возраст которой 584 года.

Протяжённость хвои только одной старой сосны составляет 200 км.

На нужды человека в течении его жизни расходуется 400 деревьев.

Из одного м 3 сосновой древесины получают угля 120 кг, смолы – 63 кг, уксусной кислоты – 11 кг, древесного спирта – 2,6 кг.

При химической переработке кубометр хвойной древесины даёт 65 костюмов и 2,5 тыс. пар чулок, 680 м ткани.

Завершение праздника

(Праздник заканчивается выходом из леса старика-лесника в сопровождении свиты.)

    Исполняется музыкальная инсценировка «Приключение в сосновом бору»

    Праздничное чаепитие с пирогами

Естественное возобновление на вырубках не всегда идет удовлетворительно. Довольно часты случаи, когда подроста главных пород бывает недостаточно для образования лесного насаждения, а вырубки заселяются порослью или самосевом второстепенных древесных пород и кустарников, зарастают травами и превращаются в пустыри. Иногда наблюдается так называемая смена пород. После рубки сосны в условиях свежих боров и суборей вырубки часто возобновляются березой. Береза растет в сосновых насаждениях как примесь в количестве 20- 30 %; ее семена очень мелкие, далеко разносятся ветром и обсеменяют вырубку. После рубки дуба в условиях влажной дубравы вырубки иногда возобновляются осиной, которая растет с дубом, составляя 10 - 20 % насаждения; ее семена легко переносятся ветром и обсеменяют вырубки.

Береза и осина считаются пионерами леса. Они первыми осваивают открытые пространства в лесной зоне, так как хорошо приспособлены к этому. Их семена легко переносятся ветром на большие расстояния, всходы не боятся заморозков и солнцепека. В лесной зоне при восстановлении леса на гарях и на концентрированных вырубках часто происходит смена пород. Под пологом березы и осины в дальнейшем поселяется сосна или ель. После отмирания пионеров леса коренные типы леса из сосны и ели восстанавливаются, но для этого требуется много времени.

Насаждения осины и березы по качеству древесины являются малоценными. Поэтому смена пород для лесного хозяйства - явление нежелательное. Вот почему, если естественное возобновление на вырубках идет неудовлетворительно или со сменой пород, применяют искусственное возобновление леса, то есть создают .

Лесные культуры в дубравах

Лесосеки в дубравах после вырубки довольно хорошо возобновляются порослью и самосевом кустарников и пород второго яруса, но дуба в них бывает очень мало. Поэтому главной задачей возобновления вырубок является искусственное введение дуба.

Молодые растения дуба подвергаются опасности заглушения порослью кустарников и других древесных пород или травянистой растительностью. В то же время дуб хорошо растет при боковом затенении, как говорят, в шубе, но с открытой головой.

Коридорный способ возобновления дуба

На основании этих наблюдений был разработан коридорный способ лесной культуры дуба. Спустя 2 - 3 года после рубки лесосеки она покрывается порослью кустарников и древесных пород. В этих зарослях по короткой стороне лесосеки прорубают коридоры шириной 1,5 - 2 м, с расстоянием между ними 5 - 6 м. В коридорах почву вскапывают лопатой полосами шириной 0,5 - 0,7 м и сажают дуб. Боковое затенение стен коридора не способствует росту светолюбивых трав и не препятствует росту дуба. Через 2 - 3 года, когда порослевые деревья и кустарники начинают затенять дуб в коридорах сверху, проводят рубки осветления дуба. Через 5 - 6 лет рекомендуется применять сплошное «омоложение» - вырубку стен коридора с одновременным осветлением семенного дуба естественного возобновления в промежутках между коридорами. Этот способ позволяет вырастить хорошие дубовые насаждения, но требует много затрат труда на осветление дуба. Кроме того, теряется 2 - 3 года, пока появится поросль на вырубках.

Еще на рубеже XIX и XX вв. возник другой способ возобновления дуба - «густая культура местами», разработанная лесничим В. Д. Огиевским. На свежей вырубке (то есть сразу после рубки леса) по короткой его стороне нарезают ряды на расстоянии 5 - 6 м один от другого. Почву готовят площадками размером 2 м 3 (2×1 м) через 3 - 5 м в ряду, то есть около 300 - 600 на 1 га. На бедных почвах (солонцы, супеси) площадок делают больше, чем на плодородных. На каждой площадке сеют по 25 - 50 желудей или сажают по 12 - 15 сеянцев дуба. В первые 1 - 2 года на площадках удаляют траву и рыхлят почву. Затем дубки смыкаются кронами, затеняют площадку и успешно противостоят натиску травянистой и древесной растительности (особенно осины). К этому времени лесосека покрывается порослью кустарников и сопутствующих древесных пород.

Посадка желудей (шпиговка)

Коридорная и густая культура дуба местами (площадками) нашла широкое применение в дубравах. В качестве вариантов эти способы можно применять при предварительной культуре, когда высевают под пологом леса за 2 - 3 года до рубки лесосек. Желуди сеют так называемым способом их шпиговки в необработанную почву рядами по два желудя в посадочное место через 0,5 м в ряду или площадками. При шпиговке желудей лопатой или мотыгой в почве делают наклонную щель глубиной 6 - 8 см и в нее, не вынимая лопаты, бросают желуди. Затем лопату вынимают, наклонный пласт земли под, собственной тяжестью опускается и закрывает щель. Для лучшего соприкосновения желудей с почвой на пласт надавливают ногой.

Коридорные лесные культуры дуба на вырубках стали прообразом коридорного способа выращивания дуба в лесных полосах, а густая культура дуба местами - гнездового (группового) способа. На дубовых вырубках можно вместо дуба вводить лиственницу сибирскую. Культуры лиственницы в 1,5 - 2 раза продуктивнее (по массе древесины) дубовых культур, а по качеству древесины не уступают дубу.

Лесные культуры в борах и суборях

Возобновление вырубок в сосновых лесах проводится посевом семян и посадкой сеянцев сосны. Почву готовят площадками и полосами по нераскорчеванным лесосекам. В сухих борах и суборях по короткой стороне вырубок намечают ряды с расстоянием между ними 3 м. По этим рядам готовят почву полосами шириной 0,5 - 0,7 м или площадками размером 0,5×0,5 м на расстоянии 2 м одна от другой. На каждой площадке делают 3 - 5 посадочных места, а в полосах - через 0,5 м. Для посадки используют сеянцы сосны из расчета 5 - 7 тыс. штук на 1 га. При необходимости, если естественного возобновления лиственных пород нет, вводят березу, липу, серую ольху не более 20 % числа посадочных мест, обычно каждый девятый и десятый ряды.

В свежих борах и суборях ряды намечают через 5 м, почву готовят более крупными площадками размером 1×1, размещая их через 3 м центр от центра или полосами шириной 1 - 1,5 м, так как здесь создается большая опасность заглушения культур сосны травянистой растительностью или лиственными породами (в суборях). В площадки высаживают 9 - 12 сеянцев; на полосах применяют одно- и двухрядные (ленточные) посадки с расстоянием в ряду и между рядами 0,5 м. На 1 га высаживают 5 - 7 тыс. штук сеянцев сосны. В этих условиях можно высевать по 15 - 20 семян в лунку (посадочное место), заделывая их на глубину 1,5 - 2 см.

Создание лесных культур

За лесными культурами до их смыкания проводится агротехнический уход, а после смыкания - рубки ухода. На вырубках естественного возобновления применяют только рубки ухода. Особенно важное значение они имеют в молодняках. Запоздание с рубками ухода может привести к обесцениванию молодняков - заглушению и выпадению главной породы. В молодняках, лишенных главной породы, нужно проводить их реконструкцию введением главной породы коридорным способом.

Познавательная викторина о лесе

(для учащихся 5-6 классов)

Цель : Расширение знаний детей об уральском лесе, воспитание бережного отношения к природе.

Библиотекарь: Ребята мы живем с вами в удивительном краю, в краю лесов. Многие поэты воспевали красоту леса.(1-4 слайды)

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна. (С.Есенин)

А если вам это знакомо и дорого,

То значит, вы знаете, как хороши

И сказка, и песня средь хвойного шороха

В местах, где казалось бы нет и души.

Давайте вспомним, какие деревья растут в лесу?(береза, осина, ель, лиственница, пихта, кедр, сосна и др.)А сейчас я вам расскажу немного о сосне.(5 слайд). Сосны - это наши чудные земные друзья, посмотрите внимательно вокруг себя и подумайте о роли сосны в жизни человека.

Пол, потолок, а может и весь дом, в котором вы живете может быть сделан из сосны;(6 слайд)

Бумага, на которой вы пишите и рисуете, книги, которые читаете, карандаши из чего получены, задумывались ли вы над этим?(6 слайд)

Из чего изготовлена кинолента, почему такие чистые звуки у рояля и скрипки?(слайд6)

И наконец, от чего зависит чистота воздуха, которым вы постоянно дышите?

Ваши ответы говорят об исключительной роли сосны

.А теперь небольшая викторина про сосну.

1. Как можно определить возраст дерева по спилу пня?(по числу годичных колец)

2. Сколько лет живет иголка сосны? (2 года)

3. Почему сосну называют пионером леса.(она первая занимает новые площади, поселяясь в горах, на вырубках, она не требовательна к условиям жизни и вынослива)

4. Какой музыкальный инструмент делают из сосны? (скрипка)

5. Чем отличается сосна, растущая на опушке леса, от сосны - в чаще леса?(у сосны, растущей на опушке раскидистая крона спущена низко, ствол дерева канонический; у деревьев в чаще леса нижние сучья отмирают, крона поднята высоко, ствол цилиндрический)

6. Почему под соснами можно увидеть молодые елочки, а под елями сосенок - нет. (ель теневынослива, сосна- любит светлые места)

Библиотекарь : А теперь проведем конкурс. « Угадай, какое дерево, чем полезно.»

Береза – лечебные почки, сок, листья, березовые веники (слайд 7)

Кедр - шишки, орехи, смола (слайд8)

Ель - иголки, шишки, древесина(Слайд9)

Дуб - желуди, кора, дубильные вещества (слайд 10)

Осина-бумага, спички, зайцы едят кору, дятлы строят гнезда (слайд 11)

Библиотекарь: Продолжим викторину

7. Вы заблудились в лесу. Как определить где север? (мхи и лишайники особенно хорошо развиты на стороне, обращенной к северу, здесь больше влаги)

9. Почему хвоя в лесной подстилке долго не истлевает, а лист березы гнеет быстрее?.(хвоя содержит смолистые вещества,задерживающие процесс гниения)

10. Как приготовить из хвои сосны витаминный напиток?(хвою промывают, растирают в ступе, кладут в сосуд на 1/3 объема и заливают кипяченной водой)

Библиотекарь: А еще ребята, помимо деревьев в лесу растут ягоды и грибы. Вот сейчас мы с вами их еще раз вспомним,обратимся к экрану.(Природа России. мультимедийный компакт- диск)

Библиотекарь:

Продолжим нашу викторину. Угадай, кто это?

1.Белка: У нее стройное тело, пушистый длинный хвост, длинные уши с кисточками, мех рыжий, питается- семенами хвойных деревьев; ест также грибы, ягоды, насекомых. Живет в дуплах или в гнездах на деревьях.

2.Лиса: имеет ярко-рыжий мех, питается мышевидными грызунами, а также птицами, насекомыми, лягушками; живет в норах или занимает чужие норки. Живет до 7 лет.

3.Волк- хищник, питается дикими и домашними животными, в поисках пищи передвигается на большие расстояния.

4.Куница- стройный, гибкий зверек с заостренной мордой. Крупными ушами, пушистый хвост больше половины длины тела. Живет в дуплах, под корнями в старых беличьих гнездах, питается мелкими грызунами.

5. Какие два зверька самые мелкие в наших лесах? (землеройка и мышка)

6. У каких уральских зверей самый дорогой мех? (у соболя, бобра, выдры, норки, куницы)

7. Назовите белых зверей и белых птиц? (белый медведь, песец, горностай, ласка, заяц-беляк, белая куропатка, лебеди)

8. Какая птица самая маленькая на Урале? (королек)

9. Какие птицы лучше всех охраняют лес? (синицы, дятлы, поползни, корольки)

А сейчас поговорим еще об одних жителях леса- о муравьях. (слайд 12) Наверно, когда вы бывали в лесу вы видели там муравейники.Муравьи- самые трудолюбивые жители леса. В доме, построенном их силами живут до 25 тыс. муравьев. Муравьи бывают разные по величине. От1 мм до 6 см, а на земле до 10 тыс. видов муравьев.Жители одного муравейника уничтожают от 5 до 8 млн. вредных насекомых. Один древесный муравей может доставить за лето в муравейник 5 литров сладкого молока от тли. Муравейник- это дружная семья, где у каждого свои обязанности. В ней есть разные муравьи- строители, рабочие, воины и даже царица.

10. Дятел спасает лес от древоточцев и короедов. Синицы истребляют жуков-листогрызов. А что вы знаете о кукушке? Мама кукушка за своими птенцами не ухаживает, а только твердит: «ку-ку- кому помочь» Эта ленивая птица не хочет вить себе гнездо. А подбрасывает свои яйца в чужие гнезда и их высиживают другие птицы, поэтому кукушат зовут подкидышами.

11. Ребята угадайте, чьи это следы? (слайд 13)

В заключении предлагается обзор книг у книжной выставки «В гостях у лесного друга» Подводятся итоги викторины. (слайд 14)

Цель:

Расширять знания детей о растительном мире Республики Марий Эл.

Задачи:

1. Формировать уважительное отношение к природе, умение видеть и ценить красоту родного края.

2. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Викторина о растениях с ответами

1. Главная роль растений на Земле? Ответ: обогащение воздуха кислородом.

2. Какое значение имеют растения в жизни природы? Ответ: служат пищей для диких животных, защищают реки, озера от высыхания, очищают воздух от пыли, смягчают климат.

3. Как определить возраст дерева по спилу пня? Ответ: по числу годичных колец.

4. Сколько лет живет иголка сосны? Ответ: сосна меняет иглы через два года.

6. Почему годичные слои древесины в разные года имеют неодинаковую толщину? Ответ: на толщину годичного кольца влияет питание, засухи, болезни, затененности.

7. Почему сосну называют пионером леса? Ответ: потому что она первая занимает новые площади на вырубках, гарях.

8. Чем отличается сосна, растущая на опушке, от сосны в чаще леса? Ответ: у сосны, растущей на опушке, раскидистая крона, спущена она низко, у деревьев в чаще леса нижние сучья отмирают, крона поднята высоко, ствол прямой.

9.Мальчик заблудился в лесу облачный день. На растущих деревьях он заметил, что мхи и лишайники особенно хорошо развились на одной стороне стволов. Как он сможет определить стороны горизонта? Ответ: мхи и лишайники на коре дерева лучше развиты на стороне, обращенной к северу: здесь больше влаги.

10.Когда и какие съедобные грибы появляются первыми в Республике Марий Эл? Ответ: в начале мая в лесах появляются сморчки и строчки.

11. Какие грибы растут на стволах деревьев? Ответ: трутовики.

12. Назовите дикорастущие ягодные растения лесов Республики Марий Эл? Ответ: малина, черника, голубика, костяника, брусника, клюква.

13.Какие леса встречаются на территории Республики Марий Эл?

Ответ: хвойные, лиственные, смешанные.

14. Почему нельзя вырубать леса вдоль рек? Ответ: лес охраняет реки от высыхания.

15. Почему санатории и дома отдыха строят в лесу? Ответ: воздух в лесу чистый и благодаря содержанию особых веществ убивает болезнетворные бактерии.

16. Как лучше брать грибы: вырывать их с почвой или срезать ножом?

Ответ: вырывать грибы с грибницей не следует, при помощи грибницы происходит размножение съедобных грибов.

17. Почему лесную подстилку нельзя уносить в сады, домой? Ответ: она предохраняет корни лесных растений от жары и холода.

18. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? Ответ: фотоохота.

19. Дерево - символ нашей Родины. Ответ: береза.

20. Чем больше колец, тем старше жилец. Ответ: дерево.