Стильный верх

Легкие гаубицы. Становой хребет артиллерии вермахта

Версальский договор поставил крест на военном могуществе Германии. Особое место внимание страны-победители уделили уничтожению немецкой артиллерии. Германии запретили иметь тяжелую артиллерию, из орудий полевой артиллерии оставили только два типа орудий – 105-мм легкие гаубицы leFH 16 , и 77-мм легкие пушки FH 16 . Причем число легких гаубиц не могло превышать 84 штуки, по двенадцать орудий для каждой из существующих семи дивизий. Боезапас не более восемь тысяч снарядов на орудие.

Рождение 10,5 cm leFH 18.

Подобное ограничение противоречило военному опыту Германии и послевоенным взглядам на развитие артиллерии. Опыт подсказывал необходимость увеличения доли гаубиц в общем числе орудий полевой артиллерии, гаубизацию артиллерии вообще. В Германии раньше всех поняли преимущества навесной траектории и могущественного гаубичного снаряда в современной войне и стали вооружать полевую артиллерию, делая упор, прежде всего на гаубицы.

Если вначале ПМВ соотношение пушек к гаубицам немецкой артиллерии составляло примерно три к одному, то в конце войны только полтора к одному. Версальский же договор отбрасывал немецкую артиллерию назад. Данная ситуация никак не могла устроить военных. Уже в середине двадцатых годов пришло понимание необходимости пусть не количественного роста, то качественного улучшения артиллерийского парка. Тем более что существующая гаубица leFH16 далеко не полностью взглядам на орудие будущей войны.

Версальский договор предусматривал производство артиллерийских орудий только для восполнения естественного износа. Применительно к гаубицам, производство их не могло превышать четырнадцать орудий в течении года. Хотя важным было даже не количество орудий, а сохранение производства. Также удалось сохранить конструкторские бюро при заводах «Рейнметалл» и «Крупп», хотя их деятельность контролировали инспекторы контрольной комиссии.

Деятельность данной комиссии продолжалась вплоть до 28.02.1927г. Таким образом, Германия получила возможность, создавать новые артиллерийские системы. Чем не преминули воспользоваться уже в июне текущего года, когда Отдел вооружений (Нeerswaffenamt) решил начать работы по совершенствованию leFH 16. Все работы по модернизации гаубицы вел концерн «Рейнметалл».

Вскоре стало понятно чтобы получить орудие соответствующее современным требованием, простой модернизацией обойтись невозможно. Принципиальным требованием со стороны военных было:

  • увеличение угла горизонтального наведения;
  • увеличение дальнобойности.

Для увеличения дальнобойности ствол гаубицы, решено было удлинить до 25 калибров, позднее его заменили столом еще большего удлинения – 28 калибров. Задача увеличения угла горизонтального наведения успешно решена использованием лафета с раздвижными станинами от опытной 75-мм пушки.

Задача проектирования новой гаубицы была решена в тясяча девтьсот тридцатом году году, и орудие поступило на испытания. Разработка и испытания проходили в обстановке полной секретности. Для маскировки факта разработки нового орудия ему присвоили наименование 10,5 cm leichte Feldhaubitze 18 т.е легкая полевая гаубица восемнадцатого года. Хотя принято на вооружение 28.07.1935г.

Первый вариант.

Серийное производство новой гаубицы начато заводом «Рейнметалл» в г. Дюссельдорфе в 1935 г. Позднее к нему присоединились предприятия в Магдебурге, Доргмунде и Борсигвальде. К началу мировой войны в Вермахт поступило более четырех тысяч le FH 18. при этом максимум выпуска 105-гаубиц не превысил 115 штук.

Как видим, 10,5 cm leFH 18 значительно экономичнее не только своих более тяжелых собратьев, но и превосходит и старую полевую пушку. Ствол 10,5 cm leFH 18 на шесть калибров превосходил le FH 16 и составлял 28 калибров. Благодаря этому баллистика гаубицы значительно улучшилась.

Балистические данные ОФ снарда весом 14,81 кг обр.18

№ заряда 1 2 3 4 5 6
Вес заряда, кг. 210 282 362 499 715 1090
Начальная скорость, м/с. 200 232 264 317 391 470
Дальность, м. 3575 4624 5750 7600 9150 10675

Лафет немецкой 105-мм гаубицы обр. 18 имел раздвижные станины, благодаря этому удалось значительно увелисить УГН, с 4 град до 56. УВН изменился незначительно с 40 до 42, что в считалось вполне удовлетворительным. Лафет орудия подрессорен.

Вначале 10,5 cm leFH 18 выпускали с деревянными колесами, но вскоре их сменили металлические легкосплавные колеса. В зависимости от тяги – конная либо механическая, колеса имели либо стальную шину, на которую иногда надевали резиновую полосу, либо сплошную резиновую. Скорость буксировки мехтягой без передка достигала сорока километров в час, тогда как дистанция дневного перехода на конной тяге редко превышала сорок километров.

Кроме варианта для Вермахта, немецкая промышленность предлагала 10,5 cm leFH 18 на экспорт. Экспортный вариант гаубицы отличался большими углами наведения. В частности такие орудия производили для Голландии, для чего их приспособили для ведения огня голландскими боеприпасами. После захвата Голландии около восьмидесяти таких орудий использовались Вермахтом как 10,5 cm leFH 18/39.

10,5 cm leFH 18М

Опыт, полученный артиллерией Вермахта в начале мировой войны, показал что 105- мм гаубицы обр. 18 являются достаточно эффективным оружием, хотя и не лишенным недостатков. Одними из них была недостаточная дальнобойность leFH 18. Самым простым путем преодоления проблемы было увеличение массы порохового заряда, что повлекло увеличение начальной скорости гаубичного снаряда. Для компенсации возросшей отдачи ствол снабдили двухкамерным дульным тормозом. В 1940 г гаубица поступила в производство, как 10,5 cm leFH 18М.



Длина ствола 105-мм гаубицы при модернизации возросла с 2941 до 3308 мм, соответственно выросла и масс стола, которая составила 55 кг. Для стрельбы на предельную дистанцию существовал специальный снаряд 10,5 FH Gr Fern, который обеспечивал дальность стрельбы в 12325м.

10,5 cm leFH 18/40.

Война в условиях бездорожья на Восточном фронте, а также ухудшение качества средств тяги привело к необходимости облегчения гаубицы. Для этого в марте сорок второго года утвердили ТТХ на проектирование легкого лафета для 10,5 cm leFH 18/40. Создание нового лафета и освоение его в производстве требовало определенный временных затрат. В этой ситуации посчитали более оптимальным наложить ствол le FH 18 на лафет орудия 7,5 cm Рak 40 . Полученной гаубице был присвоен индекс 10,5 cm leFH 18/40.

Новая 105-мм легкая гаубица стала существенно легче le FH 18М. Для обеспечения ведения огня при максимальных в возможных углах возвышения пришлось отказаться от колес малого диаметра в пользу гаубичных колес большего диаметра. Изменения коснулись также дульного тормоза. При стрельбе подкалиберным снарядом, дульный тормоз от le FH 18М получал повреждения.




Трудности, возникшие при конструировании, отодвинули начало производства 10,5 cm leFH 18/40 вплоть до марта сорок третьего года. Если в марте выпустили только десять гаубиц такого типа, то уже к июлю Вермахт располагал 418 гаубицами такого типа. Производством leFH 18/40, занимались предприятия «Шихау» в городе Эльбинг, «Крупп» в Маркштадте и «Менк унд Хамброк» город Гамбург.

Баллистические данные стрельбы осколочно-фугасным снарядом гаубиц обр.18М и 18/40

Боевое применение.

Поставки 10,5 cm leFH 18 в Вермахт начались в 1935г. Этот же году принято решение о выведении из дивизионной артиллерии легких пушек. Дивизионные артполки должны были комплектоваться исключительно гаубицами. Решение тогда было отнюдь не бесспорным, но соответствовало мировым тенденциям. Данное решение позволяло не только унифицировать артиллерийское вооружение, но и получить преимущество над артиллерией соседей, в большинстве вооруженной пушками трехдюймового калибра.

В довоенный период, пехотная дивизия, располагала двумя артпролками: легкий полк, из трех дивизионов 105-мм гаубиц; тяжелый полк 150-мм гаубиц, в составе моторизованного и дивизиона на конной тяге.

Согласно штатам военного времени, тяжелый артполк из ее состава изымался. В военное время, по большей части дивизия располагала только одним полком трех дивизионного состава.
В каждом дивизионе три батареи, в батарее – по четыре орудия. По штату артполк насчитывал тридцать шесть 105-мм гаубиц, тогда как на практике часть гаубиц либо заменяли трофейными орудиями, либо был некомплект. В некоторых случаях несколько гаубичных батарей, могли быть заменены 150-мм реактивными минометами. Как следствие, невзирая на массовое производство гаубиц обр.18, гаубицы leFH 16 продолжали использовать конца войны.

В танковых и моторизованных дивизиях, артиллерийские орудия имели механическую тягу, что значительно сокращало личный состав. В довоенное время артполк соответствовал таковому пехотной дивизии. Позденее количество гаубиц уменьшили до двадцати четырех в составе 2 дивизионов. Артполк ТД состоял из 3 дивизионов. Двух дивизионов легких гаубиц, а также тяжелый дивизион 150-мм гаубиц и 100-мм пушек . С сорок второго года, дивизион легких гаубиц мог быть заменен самоходным артиллерийским дивизионом гаубиц «Веспе».

К сентябрю 1939г, Вермахт располагал 4845 легкими гаубицами. В основном 10,5 cm leFH 18, но имелось и некоторое количество le FH 16 . Помимо этих гаубиц имелись также чешские и австрийские е образцы. На апрель 1940 г количество к гаубиц возросло до 5381. К 1.06. 1941 г – 7076 шт. К концу войны, невзирая на потери, число гаубиц в Вермахте составило 4372 шт, включая самоходные гаубицы «Веспе».

Кроме Вермахта 10,5 cm leFH 18 поставлялись в другие страны. Среди них была Испания, куда их поставляли в ходе гражданской войны. Венгрия, которая получила их еще в довоенное время, Финляндия и Словакия. В послевоенное время leFH 18/40 и le FH 18М стояли на вооружении Югославии, Венгрии, Чехословакии и Албании вплоть до начала шестидесятых годов.

Оценка 105-мм легкой немецкой гаубицы.

Легкие 105-мм гаубицы являлись основным оружием немецкой полевой артиллерии в мировой войне. 10,5 cm leFH 18, а также ее модификации показали себя надежным и простым оружием, с хорошей живучестью.
В начале войны баллистические и ТТХ leFH.18 были вполне удовлетворительны. Впоследствии, при изменившихся условиях боевого применения, гаубицы прошли модернизацию, недостатки в значительной мере удалось исправить, наладив выпуск leFH 18М и leFH 18/40.

  • Видео 1.
  • Видео 2.
  • Видео 3.

Комплектация боеприпасов легких гаубиц







Производство и наличие легких 105-мм гаубиц обр.18г.

Производство 105-мм легких гаубиц во время Второй мировой войны.

Гаубица 1939г 1940г 1941г 1942г 1943г 1944г 1945г
10,5 cm leFH 18 м 18 M 483 1380 1160 1237 1661 1009 56
10,5 cm leFH 18/40 1872 7827 566

Наличие 105-мм легких гаубиц.

Производство снарядов для 105-мм легких гаубиц обр.18г.

Производство снарядов для 105-мм легких гаубиц(тыс.шт).

Снаряды 1939г 1940г 1941г 1942г 1943г 1944г 1945г
10,5 cm leFH 18 м 18/40 2112,1 19484,7 3551,7 18459,8 29440,6 38055,7 3226,6

ТТХ 105-мм легких гаубиц.

у дула 12 8 8 Число нарезов 32 32 32 Глубина нарезов, мм. 12,5 12,5 12,5 Ширина нареза, мм. 5,6 5,6 5,6 Ширина поля, мм. 4,7 4,7 4,7 Вес затвора, кг. 50 50 50 Вес затвора, кг. 535 552 552 Лафет УВН от -5 0 до + 42 0 от -5 0 до + 42 0 от -5 0 до + 42 0 УГН 56 0 56 0 56 0 Высота линии огня, мм. 1175 1175 1175 Длина отката, мм. нормальная 1000-1120 1000-1170 предельная 1190 1190 Габариты в походном положении, мм: длина 6100 6150 ширина 1977 2110 высота 1880 1830 Ширина хода,мм. 1520 1520 1580 Клиренс, мм. 400 400 350 Диаметр колеса орудия, мм. 1300 1300 1080 Вес системы в боевом положении, кг. для конной тяги 1940 1915 для мехтяги 1985 2040 1800 Вес системы в походном положении, кг. для конной тяги 3265 для мехтяги 3490 3540 2900 Вес передка с расчетом, кг. 1350 1350 1350 Скорострельность, выстр/мин. 6-8 6-8 6-8 Время перехода из походного положения в боевое, мин. 1,5-2 1,5-2 1,5-2

Hawkeye представляет собой легкую, модульную, высокопроизводительную гаубицу калибра 105 мм, предназначенную для установки на различные типы боевых машин. Благодаря использованию новейших технологий, она устанавливает новый стандарт для легкой артиллерии в таких областях как огневая мощь, тактическая мобильность, стратегическая развертываемость, управление и командование.

Компания Mandus, находящаяся в Рок-Айленде (штат Иллинойс), тесно связана с государственным Рок-Айлендским арсеналом (RIA), создала Hawkeye в качестве частной инициативы. Части орудия изготавливаются RIA в соответствии с соглашением о частно-государственном партнерстве, по которому оба предприятия осуществляют совместный маркетинг готового продукта, а Mandus получает доступ к наработкам RIA по пониженной отдаче.

Технология пониженной отдачи (soft recoil) используется для уменьшения силы отдачи гаубицы, придавая встречное ускорение откатывающимся частям орудия непосредственно перед самым воспламенением заряда. При этом сила отдачи уменьшается на 50 процентов, что сокращает нагрузку на несущую конструкцию, снижает вес орудия по сравнению с обычной гаубицей с полным откатом, а также снижает требования к транспортирующей орудие платформе.

При начале цикла отдачи откатывающиеся части такого орудия находятся в позиции на середине длины ствола, под давлением застопоренного заполненного азотом рекуператора. В момент выстрела стопор рекуператора высвобождается, и масса откатывающихся частей вместе со стволом начинает перемещаться вперед. Воспламенение заряда производится по сигналу датчика, который следит за скоростью подвижных частей. Произведенная во время выстрела энергия расходуется на то, чтобы сначала затормозить движение, а затем вернуть откатные части в исходное положение, подготовив пушку к новому выстрелу. При этом общее усилие отдачи снижается в два раза.

С данной реальным воплощением данной технологии связано большое количество проблем. Инициация заряда должна точно управляться, чтобы выстрел начинался при строго определенной скорости движения ствола. Соответствующий датчик скорости должен быть очень точным и надежным. Большой точности необходимо добииться и от системы воспламенения заряда - интервал более 40 милисекунд от сигнала датчика до воспламенения заряда может привести к недопустимому рассеянию по дальности. Если происходит осечка, система отката должна быть способна остановить движение ствола и откатных устройств вперед без схода орудия с огневой позиции. Есть и другие проблемы, которые выдвигают повышенные требования к надежности системы.

Во Франции подобную технологию разрабатывали в начале двадцатого века. Тогда ее называли «fire-out-of-battery» - FOOB. Однако впервые полностью пригодную к эксплуатации гаубицу M101, работающую по описанной технологии, создали в США. Ее испытания прошли в 1957 году. Позже, в 1965 году была испытана гаубица, а в 1978 году полностью отработана 105 мм пушка с пониженной отдачей М204. Однако широкого распространения они не получили.

Параллельно с 1975 г велась разработка образца системы крупного калибра 155 мм с пониженной отдачей (Large-Calibre Soft-Recoil - LCSR). При ее испытаниях обнаружились проблемы с задержкой воспламенения заряда. В девяностые годы данный проект перерос в Viper - 155/39 гаубицу с пониженной отдачей, которая была предложена на объединенный тендер JLW155 армии и корпуса морской пехоты США, которые собирались заказать 155-мм легкую гаубицу. Однако Viper, опытный образец которой приступил к испытаниям в 1995 г., не была допущена к участию в тендере на JLW155, так как была еще не отработанной. Вместо нее на вооружение была принята М777А2.

Со своим новым проектом 105-мм гаубицы с пониженной отдачей Hawkeye, компания Mandus до сих пор избегала продвижения на американский рынок 105-мм орудий, предпочитая вместо этого позиционировать свой проект в нише самоходных минометов калибра 120 мм, популярность который на рынке артиллерийских систем последнее время растет.

И только в 2011 году на выставке AUSA (США) Hawkeye была представлена как легкая гаубица на шасси легкого грузовика. Гаубица Hawkeye по сравнению с другими обеспечивает больший диапазон максимальной и минимальной дальности стрельбы, объединяя возможность стрельбы с закрытых позиций на дальность до 11,5 км и способность вести огонь прямой наводкой по близкорасположенным целям (минимальная дальность стрельбы ограничивается только дистанцией взведения взрывателя снаряда). Она также предлагает наименьшее время готовности к первому выстрелу и более высокую скорость снаряда. По сравнению с обычными гаубицами Hawkeye имеет меньшее время цикла выстрела с потенциально более высокой скорострельностью.

Hawkeye является не «чистой» системой с пониженной отдачей. В ней такая система только уменьшает отдачу на две трети, а оставшаяся энергия поглощается обычными откатными устройствами.

Для предотвращения сбоев при воспламенении заряда или затяжных выстрелов имеется предохранительный механизм, который поглощает остаточную отдачу обычным способом. Поэтому Hawkeye не нуждается в сложных системах контроля отдачи.

Для управления огнем Hawkeye может быть оснащена электронным либо оптическим прицелом, либо обоими вариантами. На опытном образце установлена система позиционирования Selex Galileo LINAPS, включающая в себя лазерный инерциальный гироскоп FIN3110 и встроенный приемник GPS. Аналогичная система используется на пушках L118, принятых на вооружение британской армии.

В опытном образце открытие затвора и заряжание осуществляются полностью вручную, но разработчики рассматривают также возможность полностью автоматизированного заряжания. Приводы вертикального и горизонтального наведения имеют цифровое управление, что делает возможным полную стабилизацию гаубицы. В перспективе возможно обеспечение возможности вести огонь в движении.

В случае большого спроса на рынке на данную систему, производитель планирует разработать ее вариант с калибром 155 мм.

Самоходные варианты 105-мм легкой полевой гаубицы leFH 18

Танковые дивизии вермахта начали войну, располагая лишь артиллерией на мехтяге. Но кампания в Польше в сентябре 1939 г., а в особенности - наступление на Западе в мае-июне 1940 г. со всей очевидностью показали необходимость поддержки танков столь же подвижными самоходными артиллерийскими установками, имеющими к тому же, хотя бы частичную броневую защиту. Но, хотя немцы обычно самым тщательным образом изучали уроки предыдущих сражений, делая выводы на будущее, в этом случае вопросы создания САУ для танковых частей остались вне внимания военных специалистов. Лишь война против СССР с высокими темпами наступления, характерными для её начального периода и намечавшейся уже в то время тенденцией использования танковых дивизий в качестве «пожарных команд», перебрасываемых с одного участка фронта на другой, вновь сделала актуальным вопрос повышения подвижности дивизионной артиллерии. Поначалу основной упор делался на использование трофейных шасси, но, безусловно, предпочтительнее было создание самоходки на шасси одного из стандартных танков вермахта. Поэтому в начале 1942 г. Гитлер отдал распоряжение о начале проектирования 105-мм самоходной гаубицы с использованием артиллерийской части leFH 18 на шасси Sd.Kfz.121, или же попросту - легкого танка Pz.Kpfw. II. Выбор именно этого шасси диктовался, прежде всего, тем, что танк Pz.II уже был устаревшим и не мог использоваться в линейных частях. Поэтому выпуск САУ можно было наладить без ущерба для производства более современных танков. В то же время, он был освоен в производстве, а строевые части и ремонтные органы имели большой опыт его эксплуатации и обслуживания.

Проектирование новой САУ и постройку прототипа осуществляла фирма «Алкетт» на своем предприятии в Берлине-Борсигвальде. Изделие получило внутрифирменный индекс Ger?t 803.

При создании самоходки в шасси танка Pz.Kpfw.II Ausf. F внесли существенные изменения, касавшиеся, прежде всего, компоновки машины. Двигатель перенесли из кормовой части машины в среднюю, что повлекло за собой и необходимость перекомпоновки трансмиссии. Вентиляционные решетки двигателя перенесли с крыши корпуса на борта. Рабочее место механика-водителя сместили несколько вперед. Изменили бронирование передней части корпуса - лобовой лист брони стал наклонным, а для механика-водителя сделали небольшой эркер. В ходовой части уменьшили с четырех до трех на борт количество поддерживающих роликов. Подвеску усилили за счет введения резиновых упоров, ограничивающих прогиб рессор. И, наконец, самое главное - в кормовой части оборудовали просторную открытую сверху рубку для орудия, экипажа и боекомплекта.

Уже в ходе производства шасси самоходки удлинили примерно на 220 мм. Визуально это определяется по несколько увеличенному расстоянию между задним опорным катком и ленивцем. Именно такая самоходка находится в музее в Кубинке.

Выбор подрядчика для серийного производства был вполне логичен - им стала фирма FAMO, ранее производившая танки Pz.II. Поначалу предполагалось организовать выпуск орудий, получивших обозначение 10,5 cm leFH 18/2 (Sf) auf Gesh?tzwagen Pz.Kpfw.II (Sd. Kfz.124), на предприятии в Бреслау. Но вскоре решили перенести производство на завод «Урсус» в предместье Варшавы Чеховицах - это предприятие было оккупационными властями передано немецкому концерну и получило название «FAMO-Warschau». На варшавский завод из Бреслау перевезли оборудование производственной линии по выпуску Pz.II.

Внедрение самоходной гаубицы в производство продвигалось медленно - более приоритетными были признаны истребители танков «Мардер II», строившиеся на том же шасси. Выпуск Sd.Kfz.124 начался в феврале 1943 г. Первоначальный заказ составил 1000 единиц, но осенью 1943 г. его уменьшили до 835, включив в это количество и транспортеры боеприпасов Munitions Sf auf Fgst. Pz.KpfW.II. В общей же сложности к августу 1944 г. завод «FAMO-Warschau» выпустило 682 гаубицы и 158 транспортеров боеприпасов (по другим данным - 676 и 159 соответственно). При этом более 3/4 выпуска пришлось на 1943 г. В августе 1944 г. оборудование предприятия эвакуировали и в дальнейшем производство Sd.Kfz.124 не возобновляли.

Название «Веспе» («Оса») появилось не сразу, а было введено по приказу Гитлера год спустя после начала производства - 27 февраля 1944 г.

Самоходка отличалась рациональной компоновкой, простой в изготовлении конструкцией, но при этом - довольно большой высотой, создававшей угрозу опрокидывания при движении с креном.

Отделение управления находится в передней части машины и несколько смещено влево от продольной оси. Механик-водитель имеет в своем распоряжении стандартный набор контрольно-измерительных приборов. На свое рабочее место он попадал через двустворчатый люк. Прибор наблюдения со стеклоблоком триплекс находится в передней стенке эркера, две смотровые щели - в боковых. При движении вне поля боя передняя стенка эркера для улучшения обзора поднималась вверх. Отделение управления отделено от боевого бронированной стенкой с лючком за сиденьем механика-водителя.

Боевое отделение находится за двигателем и частично - над ним. Оно представляет собой бронированную рубку, открытую сверху. Верхняя часть задней стенки выполнена откидной для облегчения загрузки боеприпасов. Внутри боевого отделения находится гаубица le.F.H.18/2 и боекомплект к ней. Снаряды уложены в два контейнера по левому борту, а заряды - в два контейнера по правому. По левому борту рубки на специальной раме-стеллаже, снабженной резиновыми амортизаторами, смонтирована радиостанция. На внутренних стенках рубки с обоих бортов находятся держатели для пистолетов-пулеметов МР38 либо МР40 и (с правого борта) - для огнетушителя. Слева на полу боевого отделения расположены две заливные горловины топливных баков, дополнительно закрытые защитными колпаками.

Гаубица смонтирована на лафете, установленном на полу боевого отделения. Под гаубицей находится дополнительный воздухозаборник. Маховичок вертикальной наводки расположен справа от затвора, а горизонтальной - слева. В отличие от некоторых САУ на французских шасси, противооткатные устройства не защищены броней.

Двигатель «Майбах» HL62TRM - шестицилиндровый карбюраторный, четырехтактный, верхнеклапанный. Мощность 140 л.с. (104 кВт). Диаметр цилиндра 105 мм, ход поршня 130 мм. Рабочий объем двигателя - 6234 куб. см, степень сжатия 6,5, максимальное число оборотов - 2600 об/мин. Охлаждение жидкостное.

Главное вооружение - 105-мм гаубица leFH 18/2, отличающаяся от стандартной наличием дульного тормоза SP18. Длина ствола 28 калибров. Максимальная начальная скорость снаряда 470 м/с, дальность стрельбы - 10 600 м. Вес орудия - 726 кг. Угол горизонтальной наводки составляет по 17° в обе стороны, вертикальной - от -2° до +48°. Прицел - Rbfl 36.

Возимый боекомплект - 32 выстрела.

Вспомогательное вооружение - пулемет MG34 (реально им комплектовались не все самоходки) и два пистолета-пулемета МР38 либо МР40, перевозимые внутри боевого отделения. Пулемет мог устанавливаться на вертлюге для зенитной стрельбы.

Гаубица le.F.H.18, захваченная британцами в Северной Африке

В общем же «Веспе» следует признать довольно удачной самоходной артиллерийской установкой. Будучи примером целесообразного использования шасси морально устаревшего танка, она стала наиболее распространенной спецмашиной, построенной на шасси Pz.KpfW.II.

Наряду с «Веспе», вермахт эксплуатировал ещё несколько типов 105-мм САУ на шасси трофейной бронетехники - правда, построили их гораздо меньше. Наиболее широко применялись шасси французского производства. В частности, немецкими трофеями стали 161 танк B1bis. Эти машины приняли на вооружение вермахта под обозначением Panzerkampfwagen B2(f). 28 марта 1941 г. Отдел вооружений сухопутных войск выдал фирме «Рейнметалл-Борзиг» заказ на разработку 105-мм САУ на шасси B2(f). Объем работ по переоборудованию был сведен к минимуму. Прежде всего, демонтировалось все прежнее вооружение. На месте башни устанавливалась просторная открытая сверху рубка из 20-мм брони, а в ней монтировалась гаубица leFH 18/3. Углы обстрела были довольно ограниченны - по 15° влево и вправо в горизонтальной плоскости и от -4° до +20° - в вертикальной. Возимый боекомплект составлял 42 выстрела. Орудие комплектовалось панорамным прицелом Rblf 36 и телескопическим (для стрельбы прямой наводкой) Z.E.34. Стационарного пулеметного вооружения не имелось, но в боевом отделении перевозился пулемет MG34 и два пистолета-пулемета МР40. Двигатель оставили прежний - 6-цилиндровый карбюраторный «Рено 307» мощностью 300 л.с.

Созданная САУ была принята на вооружение под обозначением 10,5 cm leFH 18/3 (Sf) auf Gestatzwagen B2(f), или же сокращенно - leFH 18/3 (Sf). Новая артустановка отличалась довольно большими габаритами (высота достигала 3 м) и чрезмерной массой (32,5 т).

При этом броневая защита была довольно слабой - лишь механик-водитель был защищен противоснарядной броней (60 мм). Бронирование рубки было в три раза тоньше.

Прототип с рубкой из мягкой стали был изготовлен довольно быстро и в начале июня 1941 г. его передали на испытания. Но переоборудование серийных установок было отложено по двум причинам. Во-первых, накануне нападения на СССР было признано нецелесообразным чрезмерно ослаблять танковые части изъятием боевых машин для переоборудования. Во-вторых, приоритетом пользовалась программа переоборудования танков B2(f) в огнеметные. В конечном итоге, на Восточный фронт попали лишь огнеметные Flammenwerferpanzer B2(f).

Производство партии leFH 18/3 (Sf) было осуществлено лишь в начале 1942 г. - в январе-марте поставили 16 таких гаубиц. Все они вошли в состав 1-го дивизиона 93-го артиллерийского полка формируемой с сентября 1942 г. во Франции 26-й танковой дивизии. Согласно приказу от 22 сентября, в состав дивизиона вошли три четырехорудийные батареи, остальные же САУ числились как сверхштатные. По состоянию на 31 мая 1943 г. в дивизионе имелось 15 leFH 18/3 (Sf), из них 14 - исправных. Но летом того же года его перевооружили самоходными гаубицами «Веспе». Дальнейшая судьба САУ leFH18/3 (Sf) точно не установлена. После изъятия из 26-й ТД предполагалось передать эти системы в дислоцированную на Сардинии 90-ю панцергренадерскую дивизию. Но вот был ли реализован этот план - доподлинно неизвестно. Вероятно, если гаубицы и попали на Сардинию, то не все, поскольку есть сообщения об участии leFH 18/3 (Sf) в боях в Нормандии летом 1944 г. в составе 200-го дивизиона штурмовых орудий.

Наряду с тяжелыми танками, вермахт довольно широко использовал более легкие французские танки. В частности, среди них были около 600 т. н. «кавалерийских» танков «Гочкисс» Н39 и более ранних Н35. В вермахте они были стандартизированы как Panzerkampfwagen 38H(f). Применение этих танков по прямому назначению затруднялось малочисленностью экипажа - всего два человека. Но вот в качестве спецмашин «Гочкиссы» применялись очень широко. В частности, несколько десятков таких танков переоборудовали в артиллерийские тягачи. На шасси 38H(f) построили 48 75-мм противотанковых САУ и 24 машины передовых артиллерийских наблюдателей. Наконец, ещё 48 шасси послужили для создания 105-мм САУ.

В отличие от B2(f)работы по переоборудованию танков «Гочкисс» проводила не частная фирма, а т. н. «Баукоммандо Беккер» - расположенное в Париже танкоремонтное предприятие Отдела вооружений сухопутных войск. При переоборудовании с танков снимались не только башни, но и вся верхняя часть корпуса. Вместо этого монтировалась открытая сверху рубка, сварной конструкции из листов толщиной 20 мм (10 мм для задней стенки). Она почти не отличалась от рубки истребителя танков 7,5 cm Pak40(Sf) auf Gesh?tzwagen 38H(f).

Установленное в рубке орудие leFH 18/4 имело гораздо лучший, чем на предыдущем образце, угол горизонтальной наводки - по 30° вправо и влево. Угол вертикальной наводки составлял от -5° до +22°. Также, в отличие от leFH 18/3, у этой системы было бронировано противооткатное устройство. К тому же, вес САУ не превышал 12,5 т - в 2,5 раза меньше, чем у leFH 18/3 (Sf) auf Gestatzwagen B2(f). Возимый боекомплект уменьшился несущественно и составлял 36 выстрелов. Расчет состоял, как и у предыдущей системы, из пяти человек - командира, наводчика, двух заряжающих и механика-водителя. Внутри боевого отделения укладывался пулемет MG34 и пистолет-пулемет МР40. Силовая установка - 6-цилиндровый карбюраторный мотор «Гочкисс 6L6» мощностью 120 л.с.

Орудия, получившие обозначение 10,5 cm leFH 18/4 (Sf) auf Gesh?tzwagen 38H(f), были изготовлены в течение второй половины 1943 г. Практически все они были поставлены в части 21-й танковой дивизии, вновь формируемой с июля 1943 г. В частности, 200-й дивизион штурмовых орудий получил 12 таких установок в сентябре 1943-го и ещё 12 - в феврале 1944 г. Остальные САУ поступили в 155-й артиллерийский полк. В составе этих частей самоходки принимали участие в боях в Нормандии, где и закончили свою боевую карьеру в августе 1944-го в «котле» под Фалез.

В рапорте, датированном 21 октября 1944 г., упоминается факт привлечения военнослужащих 200-го дивизиона штурмовых орудий для монтажа семи

105-мм гаубиц на шасси танков «Гочкисс» на заводе «Дойче Айзенверке» в г. Дуйсбург. Но отсутствие каких бы то ни было дальнейших упоминаний об этих системах позволяет предположить, что работы так и не были завершены. Во всяком случае, 200-й дивизион, переформированный 30 ноября 1944 г. в бригаду, вооружили стандартными установками StuG40 и StuH42.

Гаубица 37М (le.F.H.18) венгерской армии на мехтяге, Будапешт, 1941

Самой маленькой французской машиной, послужившей шасси для самоходки со 105-мм гаубицей, стал бронированный гусеничный тягач «Лоррэн 37L». В 1937-40 гг. было построено 387 таких тягачей. Большинство из них - около 300 единиц - стало трофеями вермахта. Поначалу «Лоррэны» использовались немцами по прямому назначению - в качестве арттягачей и транспортеров боеприпасов. Но в мае 1942 г. Гитлер отдал приказ о переоборудовании 160 таких тягачей в самоходные установки с 75-мм противотанковой пушкой (впоследствии получивших обозначение «Мардер I»), 150-мм тяжелой гаубицей sFH 13 и 105-мм легкой гаубицей leFH 18.

Работы производила фирма «Алкетт» в Берлине. В сентябре 1942 г. здесь в самоходные установки 10,5 cm leFH 18/4 (Sf) auf Gesh?tzwagen Lr.S.(f) переоборудовали 12 «Лоррэнов», хотя первоначально планировалось переоборудовать 60 - приоритет был отдан истребителям танков и тяжелым гаубицам. При переоборудовании в кормовой части тягача на месте грузовой платформы установили открытую сверху легкобронированную рубку (толщина брони 7-10 мм), по конструкции аналогичную примененной на противотанковой САУ «Мардер I». Как и в САУ на шасси 38Н, эта установка имела бронезащиту противооткатных устройств. Двигатель - штатный для тягача 6-цилиндровый карбюраторный «Де ла Хайе 135» мощностью 70 л.с.

Но дюжиной построенных в Берлине самоходок дело не ограничилось. В том же 1942 г. ещё 12 105-мм гаубиц на шасси «Лоррэнов» оборудовало уже упомянутое предприятие «Баукоммандо Беккер». Машины этой партии отличались несколько другими очертаниями броневой рубки. Но главной особенностью стала установка в кормовой части САУ сошника, опускаемого при стрельбе. Он был совсем нелишним для обеспечения устойчивости легкой установки - масса 10,5 cm leFH 18/4 (Sf) auf Gestatzwagen Lr.S.(f) едва достигала 8,5 т. Углы горизонтальной наводки составляли по 14° вправо и влево, вертикальной - от -6° до +40°. Возимый боекомплект САУ - 20 выстрелов.

Первая дюжина 10,5 cm leFH 18/4 (Sf) auf Gestatzwagen Lr. S. (f) поступила в войска в октябре 1942 г. Они были распределены по шесть единиц между шестыми батареями 1-го и 2-го самоходно-артиллерийских полков. В декабре начались поставки САУ производства «Баукоммандо Беккер». Первые две такие установки получила 15-я батарея 227-го артполка. В 1943 г. все 105-мм гаубицы на шасси «Лоррэн» передали в 155-й артполк 21-й танковой дивизии (12 САУ поступило в июле, 6 - сентябре и 6 - в октябре). В этом полку применялись также другие машины, созданные на шасси «Лоррэн» - подвижные командные пункты батарей и машины передовых артиллерийских наблюдателей. А уже год спустя все самоходки 155-го полка установки были потеряны в боях в Нормандии.

Наряду с самоходками, вооруженными артиллерийской частью гаубицы leFH 18, вермахт применял и ограниченное количество САУ с артчастью более старого типа - гаубицы leFH 16. В частности, в феврале 1943 г. было принято решение об использовании 48 шасси французских танков FCM-36 для самоходных установок - 24 истребителей танков с 75-мм пушкой и такого количества 105-мм гаубиц.

При переоборудовании в САУ вместо башни монтировалась открытая сверху сварная бронированная рубка. Существенным изменениям подвергся лобовой лист корпуса - в нем ликвидировали входной люк механика-водителя, заменив его значительно меньшим смотровым люком (теперь механик-водитель попадал на свое рабочее место через рубку). Двигатель - 4-цилиндровый дизель «Берлие MDP» мощностью 91 л.с.

Артиллерийская часть гаубицы leFH 16 при установке в САУ подверглась изменениям - был введен двухкамерный дульный тормоз. В качестве средства самообороны в самоходке перевозился пулемет MG34.

Точное количество построенных 10,5 cm leFH 16 (Sf) auf Gesh?tzwagen FCM(f) неизвестно - можно лишь утверждать, что их было меньше, чем истребителей танков на том же шасси. Различные источники называют цифры от 5 до 13 единиц, хотя, вероятно, ближе к истине последняя. Известно, что в первой половине 1943 г. в составе т. н. Schnellen Brigade West - «Быстрой бригады Запад» - сформировали дивизион штурмовых орудий verst. StuG. Abt. В каждой из трех его батарей было по семь САУ на шасси FCM - четыре с 75-мм пушками и три со 105-мм гаубицами. В дальнейшем бригада «Запад» послужила основой для формирования 21-й танковой дивизии. Касательно дальнейшей судьбы 10,5 cm leFH 16 (Sf) auf Gesh?tzwagen FCM(f) существуют две версии. Согласно одной из них, эти орудия поступили в 155-й артполк. Согласно другой, по три САУ поступили в роты тяжелого оружия первых батальонов 125-го и 192-го панцергренадерских полков вместо полагавшихся по штату бронетранспортеров Sd.Kfz. 251/9 с 75-мм орудием.

История ещё одной импровизированной системы тесно связана с именем капитана Альфреда Беккера - инициативного офицера, командовавшего во время кампании 1940 г. на Западе 12-й батареей 227-го артполка 227-й пехотной дивизии. При продвижении своей батареи территорией Бельгии, он перевел её с конной на механическую тягу, применив трофейные бельгийские колесные тягачи «Броссель» TAL. После окончания кампании 227-я дивизия была дислоцирована в районе Гавра, где в её расположении оказалось несколько десятков брошенных английских легких танков Mk.VI. По инициативе Беккера в 1941 г. шесть танков переоборудовали в самоходки с использованием артиллерийской части гаубицы leFH 16. При этом в отличие от САУ на шасси FCM-36 дульный тормоз не устанавливался. Шасси Mk.VI хорошо подходило для создания САУ - двигатель у этого танка находился впереди, поэтому в корме без особых затруднений удалось оборудовать рубку для артсистемы и расчета. Правда, небольшие размеры не позволили разместить нормальный орудийный расчет из четырех человек, ограничившись тремя. Броневые листы для рубки толщиной 20 мм поставила фирма «Эденштальверке» из Крефельда. Двигатель «Медоус» (6-цилиндровый карбюраторный мощностью 88 л.с.) и трансмиссия унаследованы без каких-либо изменений от танка Mk.VI. Углы вертикальной наводки орудия составили от -8° до +41°Гаубицы на шасси Mk.VI, получившие обозначение 10,5 cm leFH 16 (Sf) auf GeshMzwagen Mk.VI(e), поступили на вооружение сверхштатной 15-й батареи 227-го артполка. Вместе со своей дивизией они были направлены на Восточный фронт и приняли участие в боях в районе Ленинграда, где, в конечном итоге, и были потеряны.

Кроме САУ, 227-й артполк использовал ещё две модификации машин на шасси Mk.VI: изготовленный в единственном числе подвижный наблюдательный пункт Funk und Beobachtungswagen auf Pz.Kpfw. Mk.VI(e), и транспортер боеприпасов Munitionspanzer Pz.Kpfw.Mk.VI(e) (12 единиц).

Судьба же самого Альфреда Беккера оказалась тесно связанной с самоходками на трофейных шасси - повышенный в звании до майора, он возглавил «Баукоммандо Беккер», о котором мы уже не раз упоминали, а впоследствии командовал 200-м дивизионом штурмовых орудий, применявшим такие САУ в боях.

ТТХ 105-мм самоходных гаубиц см. приложение

Из книги Техника и вооружение 1997 03 автора Журнал «Техника и вооружение»

Гаубицы в береговой обороне И в XIX, а тем более в XX веке мортиры и гаубицы в береговой обороне могли быть успешно применены лишь в исключительных случаях – на узких фарватерах, шхерах и т.д. При навесной стрельбе по кораблю, свободно маневрирующему в открытом море,

Из книги Артиллерия и минометы XX века автора Исмагилов Р. С.

105-мм гаубица LeFH 18 В отличие от большинства других стран в Германии перед началом Второй мировой войны из состава пехотных дивизий были исключены полевые пушки. Более высокой эффективностью при наступлении обладали гаубицы, и к тому же они были гораздо проще и дешевле в

Из книги Элементы обороны: заметки о российском оружии автора Коновалов Иван Павлович

БМП - мировой тренд легкой бронетехники ФОТО: БМП-3В то время как многие современные армии захватила повальная мода массового перехода на легкую колесную бронетехнику и избавления от гусеничных платформ, ряд мировых держав продолжает поддерживать относительно

Из книги Элементы обороны автора Коновалов Иван Павлович

БМП - мировой тренд легкой бронетехники В то время как многие современные армии захватила повальная мода массового перехода на легкую колесную бронетехнику и избавления от гусеничных платформ, ряд мировых держав продолжает поддерживать относительно сбалансированный

Из книги Артиллерия Вермахта автора Харук Андрей Иванович

Дивизионная артиллерия 105-мм легкая полевая гаубица leFH 18 1 июня 1927 г. Отдел вооружений сухопутных войск (Heerswaffenamt) принял решение о начале разработки усовершенствованного варианта стандартной 105-мм гаубицы leFH 16. Работы над гаубицей велись концерном «Рейнметалл». Уже в

Из книги Техника и вооружение 2013 12 автора

Легкие гаубицы Так же, как и среди дивизионных пушек, среди трофейных гаубиц были очень широко представлены гаубицы чешской фирмы «Шкода».10 cm leFH 14(ц) - 100-мм гаубицы обр. 1914 г. Получены в результате аншлюса Австрии.10 cm leFH 315(i) - те же гаубицы обр. 1914 г., захваченные в 1918 г.

Из книги Техника и вооружение 2014 01 автора

Тяжелые гаубицы Снова перечень начнем с изделий фирмы «Шкода».15 cm sFH 15(t) - 150-мм гаубица времен Первой мировой войны. Вермахту досталось 42 такие системы, применявшиеся в учебных частях.15 cm sFH 25(t) - 150-мм гаубица, выпускавшаяся с 1925 по 1933 гг. Вес в боевом положении 3740 кг, вес

Из книги На изломе автора Мигулин Андрей

Гаубицы и мортиры 210-мм мортира Mrs 18 С 1910 г. на вооружение кайзеровской армии поступала 210-мм мортира разработки фирмы «Крупп». К началу Первой мировой войны имелось уже 256 таких орудий - 112 в строевых частях, 112 в резерве и 32 в крепостях. В 1916 г. на вооружение приняли

Из книги Россия в Первой мировой войне автора Головин Николай Николаевич

Самоходные варианты 150-мм тяжелого пехотного орудия sIG 33 Бои начального периода Второй мировой войны показали целесообразность повышения мобильности sIG 33 путем создания самоходного варианта.Первой попыткой стало создание самоходки на шасси легкого танка Pz.KpfW. I Ausf. B.

Из книги Петербург – столица русской гвардии. История гвардейских подразделений. Структура войск. Боевые действия. Выдающиеся личности автора Алмазов Борис Александрович

Из книги От Балаклавы к Инкерману автора Ченнык Сергей Викторович

152-мм гаубицы М-10 и Д-1. Часть 2 Анатолий Сорокин Боевые машины, вооруженные 152-мм гаубицей обр. 1938 г.В ходе Советско-финской (Зимней) войны 1939–1940 гг. у РККА возникла надобность в боевой машине с мощным вооружением и бронированием для разрушения вражеских железобетонных

Из книги С удостоверением Правды (Из блокнота военкора) автора Полевой Борис

Военно-полевой роман Справедливо утверждение: всякая любовь – счастье, даже несчастливая. Справедливость этого выражения можно признать полностью, без всякой сентиментальности: понимая это как счастье любви в самом себе, которая в присущем ей праздничном волнении

Из книги автора

3. Потребность в полевой тяжелой артиллерии «Требования на 4,2-дм скорострельные пушки и на 6-дм полевые гаубицы, - пишет генерал Маниковский{150}, - определились планомерно лишь ко времени созыва Междусоюзнической конференции. До тех пор все та же неопределенность и

Из книги автора

Гвардейский полевой жандармский эскадрон 28 апреля 1827 г. издан Указ императора Николая I об учреждении Корпуса жандармов.Он имел чисто военную организацию и в административном, строевом и хозяйственном отношении первоначально подчинялся Военному министерству. В 1880 г.

Из книги автора

Возвращение легкой бригады Пока французские африканские егеря «разбирались» с русской батареей, над полем сражения царила драма. Возвращение остатков Легкой бригады из боя 25 октября 1854 г. было зрелищем, скорее, жалким. Эпическим оно станет много позже.Некоторые на грани

Из книги автора

Борис ПОЛЕВОЙ. Журналисты в шинелях В «Правду» я прибыл в конце октября 1941 года. Прибыл прямо из окопов, что опоясывали в те дни с севера мой родной город, где в ту пору хозяйничали гитлеровцы. Прибыл после того, как первые трагические месяцы войны провел в частях,

Легкие гаубицы

Так же, как и среди дивизионных пушек, среди трофейных гаубиц были очень широко представлены гаубицы чешской фирмы «Шкода».

10 cm leFH 14(ц) - 100-мм гаубицы обр. 1914 г. Получены в результате аншлюса Австрии.

10 cm leFH 315(i) - те же гаубицы обр. 1914 г., захваченные в 1918 г. у Австро-Венгрии Италией, а в 1943-м ставшие германскими трофеями (порядка 150 единиц).

10 cm leFH 14/19(t), leFH 14/19(p), leFH 316(j) и leFH 14/19(g) - гаубицы обр. 1914/19 г. Взяты соответственно в Чехии (382 единицы), Польше (676, из них 72 в конце 1940 г. проданы Румынии), Югославии (около полусотни) и Греции. Вес орудия в боевом/ походном положении 1505/2025 кг, вес снаряда 14 кг. Длина ствола 24 калибра. Угол вертикальной наводки - от -7° до +48°, горизонтальной - 5°. Максимальная дальность стрельбы - 9970 м.

10 cm leFH 316(j) - 100-мм гаубица М 28, поставлявшаяся в очень ограниченном количестве (порядка

20 единиц) Югославии и захваченная вермахтом в апреле 1941 г. Отличалась универсальным лафетом с углом возвышения 80°, что позволяло применять орудие для зенитной стрельбы.

10 cm leFH 30(t) - усовершенствованный вариант «универсальной» гаубицы. Вес системы в боевом/походном положении 1766/3077 кг, вес снаряда 16 кг. Длина ствола 25 калибров. Угол вертикальной наводки - от -8° до +80°, горизонтальной - 8°. Максимальная дальность стрельбы - 16 000 м. Взято около 150 единиц, большинство из которых (127) поступило в войска СС.

Вермахт эксплуатировал некоторое количество французских 105-мм гаубиц двух образцов.

10.5 cm leFH 324(f) - гаубица обр. 1934 г. Разработка фирмы «Шнейдер». Вес орудия в боевом положении 1722 кг, вес снаряда 15,7 кг. Длина ствола 20 калибров. Угол вертикальной наводки - от -8° до +43°, горизонтальной - 45°. Максимальная дальность стрельбы - 10 700 м.

10.5 cm leFH 325(f) - гаубица обр. 1935 г. Разработка арсенала в Бурже. Вес орудия в боевом положении 1627 кг, вес снаряда 15,7 кг. Длина ствола 16,7 калибров. Угол вертикальной наводки - от -6° до +50°, горизонтальной - 58°. Максимальная дальность стрельбы -

10 300 м. На 1 марта 1944 г. в вермахте насчитывалось 50 гаубиц leFH 324(f) и 62 - leFH 325(f). Подавляющее большинство их использовалось в системе береговой обороны во Франции.

Менее распространенными были полевые гаубицы ещё нескольких западноевропейских образцов.

10.5 cm leFH 326(i) - 105-мм гаубица итальянской фирмы «Ансальдо». Отличалась довольно архаичной конструкцией и имела относительно низкие баллистические характеристики.

10.5 cm leFH 325(d) - 105-мм гаубица шведской фирмы «Бофорс». Поставлялась в Данию, где принята на вооружение под обозначением М 35.

12 cm leFH 373(h) - устаревшая 120-мм гаубица шведской фирмы «Бофорс». Поставлялась в Голландию, где вермахтом захвачено 40 единиц. Применялись в береговой артиллерии.

12 cm leFH 375(n) - 120-мм гаубица, поставлявшаяся фирмой «Рейнметалл» в 1908 г. в Норвегию. Захвачено 24 единицы, применявшиеся в береговой артиллерии.

Наконец, очень широко применялись трофейные советские гаубицы калибра 122 мм.

12.2 cm leFH 386(r) - гаубица обр. 1909/37 г.

12.2 cm leFH 388(r) - гаубица обр. 1910/30 г.

12.2 cm leFH 396(r) - гаубица М-30 обр. 1938 г.

О масштабах применения 122-мм гаубиц может свидетельствовать тот факт, что германская промышленность наладила выпуск снарядов к ним, а объем производства исчислялся сотнями тысяч в год (1943 г. - 424 тыс. снарядов, 1944 - 696,7 тыс., 1945 - 133 тыс.).

Из книги Техника и вооружение 1997 03 автора

Гаубицы в береговой обороне И в XIX, а тем более в XX веке мортиры и гаубицы в береговой обороне могли быть успешно применены лишь в исключительных случаях – на узких фарватерах, шхерах и т.д. При навесной стрельбе по кораблю, свободно маневрирующему в открытом море,

Из книги Техника и вооружение 2012 09 автора Журнал «Техника и вооружение»

Легкие штурмовые Семен Федосеев Статья подготовлена на основе материалов, предоставленных корпорацией «Защита».Принятие на снабжение Российской армии новых семейств автомобилей типа 4x4,6x6 и 8x8 – «Уральских» «Мотовозов» и КамАЗ-овских «Мустангов» – отнюдь не решило

Из книги Артиллерия Вермахта автора Харук Андрей Иванович

Самоходные варианты 105-мм легкой полевой гаубицы leFH 18 Танковые дивизии вермахта начали войну, располагая лишь артиллерией на мехтяге. Но кампания в Польше в сентябре 1939 г., а в особенности - наступление на Западе в мае-июне 1940 г. со всей очевидностью показали

Из книги Техника и вооружение 2013 12 автора

Тяжелые гаубицы Снова перечень начнем с изделий фирмы «Шкода».15 cm sFH 15(t) - 150-мм гаубица времен Первой мировой войны. Вермахту досталось 42 такие системы, применявшиеся в учебных частях.15 cm sFH 25(t) - 150-мм гаубица, выпускавшаяся с 1925 по 1933 гг. Вес в боевом положении 3740 кг, вес

Из книги Техника и вооружение 2014 01 автора

Гаубицы и мортиры 210-мм мортира Mrs 18 С 1910 г. на вооружение кайзеровской армии поступала 210-мм мортира разработки фирмы «Крупп». К началу Первой мировой войны имелось уже 256 таких орудий - 112 в строевых частях, 112 в резерве и 32 в крепостях. В 1916 г. на вооружение приняли

Из книги Техника и вооружение 2014 03 автора

Трофейные гаубицы и мортиры Значительно большим, по сравнению с германскими системами, было разнообразие трофейных орудий большой мощности. Также, как и среди более легких орудий, среди тяжелых артсистем вермахта встречалось несколько образцов производства фирмы

Из книги Техника и вооружение 2014 04 автора

Из книги Боги войны [«Артиллеристы, Сталин дал приказ!»] автора Широкорад Александр Борисович

152-мм гаубицы М-10 и Д-1. Часть 2 Анатолий Сорокин Боевые машины, вооруженные 152-мм гаубицей обр. 1938 г.В ходе Советско-финской (Зимней) войны 1939–1940 гг. у РККА возникла надобность в боевой машине с мощным вооружением и бронированием для разрушения вражеских железобетонных

Из книги Бронеколлекция 1995 № 03 Бронетанковая техника Японии 1939-1945 автора Федосеев С.

152-мм гаубицы М-10 и Д-1. Эндшпиль, «девятки» В истории как военной, так и гражданской техники нечасто встречаются случаи, когда появившаяся на свет в условиях серьезных ограничений конструкция-«гибрид» оказывается достаточно удачной. Чаще всего она заменяется

Из книги Бронетанковая техника СССР 1939 - 1945 автора Барятинский Михаил

152-мм гаубицы М-10 м Д-1 Часть 4 Эндшпиль "девятки" Боевые машины, вооруженные 152-мм гаубицей обр. 1943 г.В отличие от других артиллерийских систем, которые в адаптированном виде устанавливались на серийных и опытных боевых машинах различных типов, гаубица Д-1 почти не

Из книги Бронетанковая техника Франции и Италии 1939-1945 автора Коломиец М.

Глава 3 Дивизионные гаубицы В наследство от царской армии Красная Армия получила две 122-мм гаубицы – обр. 1909 г. и 1910 г. с почти одинаковыми тактико-техническими характеристиками. А вот конструкции обеих систем имели принципиальные отличия, начиная с клинового затвора у

Из книги Техника и вооружение 2016 01 автора

Легкие танки «2592» В 1931 году был построен 3,2-тонный прототип «кавалерийской боевой машины». По массе эта «боевая машина», согласно классификации того времени, находилась на границе между легкими и малыми танками (танкетками), но по назначению была ближе к легким.

Из книги автора

Легкие танки Малый танк сопровождения МС-1(Т-18)Первый советский танк, запущенный в массовое производство. Разработан в 1925 - 1926 годах в конструкторском бюро Орудийно-арсенального треста. Предназначался для непосредственного сопровождения пехоты (МС-1 - «малый

Журнал "Jane"s International Defence Review" опубликовал интересную статью Rupert Pengelley "The Hawkeye soft-recoil howitzer: US cannoneers follow "the Rock Island line"" ("Гаубица с пониженной отдачей Hawkeye: развитие «рок-айлендской линии» американской артиллерии"). Статья посвящена созданию американской компанией Mandus новой 105-мм легкой гаубицы Hawkeye, использующей длительно время отрабатываемую в Рок-Айлендском арсенале американской армии технологию так назывемой пониженной отдачи (по американской терминологии, "soft recoil" - "мягкая отдача") для систем полевой артилерии. В статье кратко характеризуются принципы технологии пониженной отдачи, и дается краткий очерк американских работ в данном направлении, включая создание гаубицы Hawkeye в качестве последней итерации подобных артсистем.
Мы предлагаем перевод данной любопытной статьи.

Прототип 105-мм гаубицы с пониженной отдачей Hawkeye, установленный на шасси французского автомобиля Renault Sherpa Light, и выкаченный фирмой Mandus 1 сентября 2011 года (с) Mandus/Jane"s International Defence Review

Гаубица с пониженной отдачей Hawkeye: развитие «рок-айлендской линии» американской артиллерии

Rupert Pengelley

В октябре 2011 года на ежегодной выставке Ассоциации армии США (Association of the US Army - AUSA) общественности должна быть впервые продемонстрирована система Mandus Hawkeye - современное возрождение технологии гаубицы с пониженной отдачей, испытанной и одобренной армией США в семидесятые годы, но так и не пошедшей в производство.

Пониженная отдача («мягкая отдача» - ‘soft recoil’) используется для уменьшения силы отдачи гаубицы, придавая встречное ускорение откатывающимся частям орудия непосредственно перед самым воспламенением заряда. Тем самым сила отдачи уменьшается на 50 процентов. Это, в свою очередь, сокращает нагрузку на лафет через цапфы, позволяя значительно уменьшить вес орудийной платформы по сравнению с обычной гаубицей с полным откатом ствола.

При начале цикла пониженной отдачи, откатывающиеся части орудия находятся в позиции на середине длины ствола, под давлением застопоренного заполненного азотом рекуператора. Когда спущена ручка спуска (производства выстрела), стопор рекуператора высвобождается, и масса откатывающихся частей, включая ствол, начинает двигаться вперед. Датчик контролирует движение и скорость этой массы, и как только последняя достигает определенной скорости, производит воспламенение заряда.

Произведенная выстрелом сила отдачи должна сперва остановить, а затем двинуть в обратном направлении массу откатных устройств и ствола. Таким образом, энергия отдачи сокращается на 70 процентов. Остаток энергии используется, чтобы вернуть ствол и откатные устройства в исходное положение для следующего цикла выстрела.

Французские инженереы экспериментировали с пониженной отдачей (также именуемой техникой "fire-out-of-battery" - FOOB) еще в начале ХХ века. Однако первым эксплуатационным образцом концепции FOOB в США cтала модифицированная буксируемая гаубица М101, испытанная в 1957 году, которая была развита в прошедшем испытания в 1965 году полностью новом орудии FOOB, и в создании и успешной отработке в 1971-1978 годах 105-мм пушки с пониженной отдачей М204 (весившей 1814 кг, или 4000 фунтов).

Тем временем армия США приняла на вооружение 105-мм гаубицу М102 весом 1470 кг с обычной системой отката, использовавшуюся в войне во Вьетнаме наряду с заслуженной 2220-кг гаубицей М101А1.

Обнако облегченная по конструкции М102 (с отношением силы отдачи к весу 0,64, по сравнению с 0,39 у ее предшественницы) оказалась не слишком успешной в эксплуатации, и с конца 1989 года она наряду с М101 были постепенно заменены более совершенной М119А1. Эта 1936-кг гаубица (с отношением силы отдачи к весу 0,66) является американской лицензионной версией испытанной британской 105-мм легкой пушки BAE Systems L118, приспособленной для стрельбы стандартными американскими боеприпасами М1.

Параллельно велась разработка образца с пониженной отдачей в калибре 155 мм, воплощенного в программе системы Large-Calibre Soft-Recoil (LCSR), начатой в 1975-1976 годах. При этом обнаружились проблемы с задержкой воспламенения заряда. Однако два десятилетия спустя данный проект был трансформирован в модифицированную 155-мм/39 гаубицу с пониженной отдачей Viper, разработанную Lewis Tool and Machine Company совместно с Рок-Айлендским арсеналом (Rock Island Arsenal - RIA) в качестве неофициального предложения на совместный конкурс армии США и корпуса морской пехоты на 155-мм легкую гаубицу Joint Lightweight (JLW155).

Программа JLW155 была организована в начале девяностых годов с целью замены американской 155-мм буксируемой гаубицы М198. Однако Viper, начавшая испытания в единственном опытном образце в 1995-1996 годах, не была допущена к участию в JLW155 ввиду ее явной технологической неотработанности. Вместо этого в конкурсе в 1997 году победил другой британский проект - легкая гаубица BAE Systems/Vickers Ultra-lightweight Field Howitzer (UFH), которая в настоящее время служит в армии США и корпусе морской пехоты как М777А2 (отношение силы отдачи к весу 1,39).

Поиск замены

Однако на конкурс армии США на перспективное буксируемое орудие Future Direct-Support Weapon System (FDSWS) были начаты другие официальные американские проекты 155-мм орудий с пониженной отдачей, включая гаубицу Advanced Technology Light Artillery System (ATLAS) совместной разработки арсеналов Пикатинни и Рок-Айленда и Исследовательской лаборатории армии (Picatinny Arsenal/Army Research Laboratory/RIA) в вариантах 155-мм/33 Test Bed One (TB1) и 155-мм/26 (ТВ2). Программа FDSWS была начата в 1997 году для создания 155-мм артсистемы для возможной замены 105-мм М119А1. Но тема была закрыта в 1999 году ввиду начала разработки визионерской, но злополучной программы Future Combat Systems (FCS). В последней центр внимания армии США переключился с буксируемых на самоходные системы, создаваемые на базе общего гусеничного шасси FCS. Ответственным за артиллерийский компонент FCS была избрана United Defense (ныне BAE Systems) с проектом Non Line-Of-Sight Cannon (NLOS-C), первоначально основанном на 155-мм/39 качающейся части гаубицы М777. NLOS-C была в итоге аннулирована в 2009 году вместе со всей прочей программой FCS, и американская армия тем временем была вынуждена заказывать дополнительные количества буксируемых М119 и М777.

Со своим новым проектом 105-мм гаубицы с пониженной отдачей Hawkeye, компания Mandus до сих пор избегала продвижения на американский рынок 105-мм орудий, предпочитая вместо этого позиционировать свой проект в нише самоходных минометов калибра 120 мм, ныне завоевавших прочное место на мировом рынке артсистем поля боя. Тпичными образцами последних являются International Golden Group Agrab, GDLS Stryker Mortar Carrier и KADDB VM3.

Как гаубица, Hawkeye предлагает лучшие возможности по максимальной и минимальной дальности стрельбы, чем любая из этих систем, в нынешнем виде объединяя возможность стрельбы с закрытых позиций на дальность до 11,5 км со способностью ведения огня прямой наводкой по близкорасположенным целям (минимальная дальность стрельбы ограничивается только дистанцией взведения взрывателя снаряда). Она также предлагает лучшую скорость реакции благодаря более высокой скорости снаряда. Снаряды содержат меньшее количество взрывчатого вещества, чем 120-мм мины, однако это может быть компенсировано за счет методики стрельбы multiple-round simultaneous impact (MRSI) и использования новых типов 105-мм тонкостенных осколочных снарядов нового поколения. По сравнению с обычными гаубицами, Hawkeye имеет меньшее время цикла выстрела с потенциально более высокой скорострельностью.

Компания Mandus, находящаяся в Рок-Айленде (штат Иллинойс), тесно связана с государственным Рок-Айлендским арсеналом, но финансирует Hawkeye как собственную частную разработку. Части орудия изготавливаются RIA в соответствии с соглашением о частно-государственном партнерстве, по которому оба предприятия осуществляют совместный маркетинг готового продукта, а Mandus получает доступ к наработкам RIA по пониженной отдаче.

Большое количество проблем связано с безопасностью работы систем с пониженной отдачей. Типично, предполагается, что инициация заряда должна точно управляться, с производством выстрела при строго предписанной скорости движения ствола. Соответствующий датчик скорости должен быть очень точным и надежным, и система воспламенения заряда должна быть также очень точна (интервал более 40 мсек между реакцией датчика и воспламенением заряда может привести к недопустимому рассеянию по дальности). Если по любой причине заряд не инициируется (происходит осечка), система отката должна быть способна остановить движение ствола и откатных устройств вперед без схода орудия с огневой позиции. Если произошел затяжной выстрел, и снаряд был выстрелен, когда ствол находился в полностью «выкаченном» положении, система отката должна быть способна справиться с полной отдачей.

Главными конструкторами Hawkeye на Mandus являются Кен Уайнс (Ken Wynes) и Джером Натан (Jerome Nathan), ветераны программ создания систем с пониженной отдачей на RIA. Когда Jane’s попросил разъяснить разницу между Hawkeye и подобными ранними проектами, Кен Уайнс сказал, что М204 и LCSR были «подлинными» системами с пониженной отдачей, тогда как Hawkeye, подобно Viper, который использовал FOOB, чтобы уменьшить отдачу - нет. Hawkeye уменьшает отдачу на две трети с использованием циклов FOOB, а остальная часть поглощается обычными откатными устройствами.

Во избежание сбоев воспламенения заряда или затяжных выстрелов введен предохранительный механизм, который поглощает остаточную отдачу обычным способом. Поэтому система не нуждается в магнеторхеологических жидкостях или комплексных компьютерных технологиях контроля отдачи, которые использовались в ТВ2, настаивает Кен Уайнс.

Меры безопасности

Отработанные в Viper меры безопасности были эффективно внедрены в проекте Hawkeye, как и последующие разработки конца девяностых годов для ATLAS TB1. Джером Натан утверждает, что технологии, развитые с того времени, представляют «еще один уровень безопасности». Одно из этих достижений связано с упрощением производства, поскольку конструкция Hawkeye имеет меньше частей, нуждающихся в изготовлении и обслуживании (200 чертежей, по сравнению с 1100 для аналогичных частей М119А1).

По опыту Уайнса, проблемы задержки воспламенения представляли большую угрозу для 155-мм систем FOOB, чем для 105-мм: 105-мм системы «показывают лучшую сходимость результатов, и мы используем обычную ударную систему инициации заряда», а не лазерную систему инициации.

Установка LCSR использовалась для исследования эффектов задержек инициации заряда на точность стрельбы, и, вопреки ранним заявлениям, Уайнс утверждает об отсутствии фактических проблем с рассеянием, даже с такими большими средними задержками инициаиции, как 100 мсек. Рассеяние Hawkeye при стрельбе поэтому ожидается «таким же, как у любой другой 105-мм гаубицы» - то есть 0,2 процента по дальности и углу места.

Когда Jane’s общался с командой разработчиков Mandus в середине августа, проектные работы были уже закончены, и изготовление частей орудия шло полным ходом. Была начата сборка, и прототип гаубицы должен был быть готов в третью неделю августа с началом огневых испытаний в первые дни сентября.

Планировалось установить Hawkeye на платформу автомобиля Renault Sherpa 4x4, создав тем самым легкую высокоподвижную огневую систему, предназначенную для действий на поле боя. Готовое изделие должно быть продемонстрировано на выставке AUSA в Вашингтоне в октябре.

Оценочный вес Hawkeye, включая качающуюся часть, приводы, колесный лафет и буксировочное устройство, составляет 998 кг. Mandus также разрабатывает облегченный вариант для авиационного применения на «ганшипах», без лафета и с цапфами переднего расположения, что позволит размещать его на бортовой установке. Длина любого варианта составляет 3,3 м и ширина 0,96 м, а высота при буксировке за транспортным средством - 0,99 м.

Опытный образец

Прототип Hawkeye должен иметь стандартный 105-мм ствол М102 (качающаяся часть М137А1 с длиной ствола 26,6 калибра), хотя, согласно Mandus, длина ствола может быть изменена по желанию заказчика. Оценочная дальность стрельбы опытного образца стандартными снарядами М67 с зарядом №7 составляет 11,5 км, а активно-реактивными снарядами М927 с тем же зарядом - 16,7 км.

Для управления огнем Hawkeye может быть оснащена электронным либо оптическим прицелом, либо обеими. Прототип оснащен артиллерийской системой позиционирования Selex Galileo LINAPS, включающей лазерный инерциальный гироскоп FIN3110 и встроенный приемник GPS, используемой также на пушках L118 британской армии. В дополнение к используемому в LINAPS простому индикатору стрельбы с закрытых позиций, Hawkeye должна иметь телескопический прицел для стрельбы прямой наводкой, с компьютеризированной прицельной маркой, налагаемой баллистическим вычислителем.

Для отработки концепции, открытие затвора и заряжание Hawkeye должны осуществляться полностью вручную, но разработчики рассматривают также возможность полностью автоматизированного «цифрового» варианта, с автоматическими приводами и заряжанием. Стоит отметить, что приводы вертикального и горизонтального наведения имеют цифровое управление, что делает возможным полную стабилизацию гаубицы на ее установке - вплоть до способности вести огонь в движении. Уайнс отмечает: «это - модульная система, так что Вы можете сделать все, что Вы хотите: автоматическое заряжание, автоматическая подача, огонь прямой наводкой, стрельба в движении, и так далее». Если на рынке будет запрос, Mandus также имеет планы разработать Hawkeye в калибре 155 мм.

В то время как могут быть еще беспокойства по поводу отработанности системы пониженной отдачи, Mandus стремится использовать новейшие технологии для внедрения в Hawkeye. Характеристики системы в нынешней конфигурации должны быть способными обеспечить превосходство по отношению к конкурирующим самоходным минометам.

Mandus верит в потенциал возможности развития системы, и выгоды от системы пониженной отдачи в Hawkeye могут быть более полно осознаны при ее использовании в орудиях более высокой баллистики - например, легкой пушки L118 с длиной ствола 37 калибров и дальностью стрельбы 17,2 км, или даже 105-мм/57 гаубицы Denel LEO, имеющей дальность стрельбы активно-реактивными снарядами более 30 км.

Завершение изготовления прототипа 105-мм гаубицы с пониженной отдачей Hawkeye на шасси французского автомобиля Renault Sherpa Light на фирме Mandus. Самоходная установка имеет полный боевой вес 10,9 тонны. Используется 105-мм качающаяся часть М137А1 c длиной ствола 26,6 калибра (с) Mandus/Jane"s International Defence Review

Изображение 105-мм гаубицы с пониженной отдачей Hawkeye в варианте для установки на шасси французского автомобиля Renault Sherpa Light (с) Mandus/Jane"s International Defence Review

Изображение варианта 105-мм гаубицы с пониженной отдачей Hawkeye для установки на самолеты-"ганшипы" АС-130 (с) Mandus/Jane"s International Defence Review

Американская 105-мм буксируемая гаубица с пониженной отдачей М204 разработки семидесятых годов. Система успешно прошла испытания и была формально принята на вооружение американской армии, но в серийное производство так и не поступила. Было изготовлено лишь шесть орудий (с) Армия США/Jane"s International Defence Review

Опытный образец американской 155-мм/33 буксируемой гаубицы с пониженной отдачей ATLAS TB1. Cнимок 1998 года (с) Rupert Pengelley/Jane"s International Defence Review