Нижнее белье

Проект на тему что дает людям лес. Что дает нам лес? Роль в жизни аборигенных народов

В экономике

Наши далекие предки жили в лесах, используя их дары в качестве пищи. Современный человек также продолжает пользоваться природными ресурсами. Что дает нам лес? Очень многое:

  • материалы для строительства;
  • бумагу;
  • древесное топливо;
  • мебель.

Конечно, в целях экономии люди научились создавать искусственные материалы, но все равно натуральная древесина ценится очень высоко.

Лекарства

Работая над проектом «Что дает людям лес», следует обязательно раскрыть еще один аспект - лекарственные растения. Столетия назад народные знахари использовали мать-и-мачеху, василек, ромашку, аир и других представителей флоры для лечения многочисленных недугов. Сейчас же лечебные свойства этих и многих других растений научно доказаны, поэтому их экстракты и масла широко применяются не только в фармакологии, но и в косметологии.

Так, черника является отличным средством, позволяющим предотвратить заболевания сердца и сосудов.

Пища

В лесах растет большое количество грибов, которые очень вкусны, их можно пожарить, замариновать, засолить. Особой любовью пользуется наваристый грибной суп. Без лесов люди никогда бы не узнали этого необычного вкуса!

В лесных чащобах имеются деревья, кустарники и травянистые растения:

  • черника;
  • рябина;
  • малина;
  • голубика;
  • земляника.

Их ягоды отличаются целым набором полезных свойств, любимы детьми и взрослыми.

Наконец, дикие звери, которые нашли свое жилище среди деревьев - источник пищи для людей с незапамятных времен, наши предки использовали в пищу их мясо, из шкур делали одежду и обувь, из костей, клыков и бивней - орудия и оружие. Именно возможность создавать их и является ключевым отличием человека от животных. Поэтому, изучая в 3 классе, что дает людям лес, необходимо озвучить детям идею о том, что без леса и его обитателей стало бы невозможным само существование человека. Но и это еще не все, лесные ресурсы поистине огромны.

Полезные свойства ягод

Рассматривая, что дает нам лес, следует отметить, что большая часть лесных ягод обладает большим количеством полезных свойств. Так, брусника, предпочитающая произрастать в сосняках, содержит много сахара, поэтому активно используется для приготовления варенья. Кроме того, в медицинских целях используются и листья растения, они обладают дезинфицирующим эффектом.

Черника - замечательный дар леса. Ее вкусные ягоды помогают улучшить зрение, используются в борьбе с цингой, являются отличным способом профилактики раковых заболеваний. Само растение предпочитает влажные леса.

Лесная малина - натуральное жаропонижающее.

Также ягоды, выращенные в лесах, обладают большим числом преимуществ:

  • Благодаря произрастанию в удалении от цивилизации они экологически чисты и полностью безопасны для здоровья.
  • За счет содержания большого числа антиоксидантов эти дары леса являются замечательным средством профилактики старения.
  • Они богаты витаминами, при этом не накапливают в своем составе вредных веществ и тяжелых металлов.

Все это позволяет ответить на вопрос, что дает нам лес: полезную для здоровья продукцию, большое число витаминов.

Роль в жизни аборигенных народов

Есть некоторые народности, которые до сих пор выживают только за счет лесов: они охотятся, собирают ягоды и грибы, нередко именно такие виды деятельности являются основными способами добычи пищи.

Такая зависимость от природы присуща прежде всего коренным аборигенным народностям, которые проживают вдали от цивилизации и не имеют возможности существовать каким-то иным способом. Иногда такие народности контактируют с внешним миром, обменивая добытые ими в лесах растения или животных на блага цивилизации: одежду, обувь, технику.

Другие полезные свойства

Завершая рассмотрение вопроса, что дает нам лес, отметим еще несколько моментов:

  • Большое количество деревьев является препятствием для рек, не давая воде возможности разливаться на большие расстояния.
  • Корни деревьев и кустов защищают почвенный покров от вымывания.
  • В лесной глуши находит себе дом большое количество живых существ: зверей, птиц, насекомых, многие виды относятся к числу редких или вымирающих. Поэтому именно за счет лесов удается сохранить видовое многообразие растений и животных. Активная вырубка деревьев приводит к тому, что животным становится негде жить.
  • Рекреационный туризм. Возможность уехать на время в лес, поставить палатку - отличный вариант для оздоровительного отдыха, который подарит массу положительных эмоций.
  • Использование для обустройства жилья в популярном сейчас эко-стиле.

Все это доказывает, что лесные массивы имеют огромную важность для человека, вот почему к богатству, дарованному самой природой, следует относиться бережно, сознательно и рационально использовать данный ресурс.

Ответ на вопрос, что дает нам лес, не может быть однозначным. Без деревьев и кустарников, трав и диких животных не представляется возможной сама жизнь на планете.

С детских лет каждый человек знает, что такое лес - из сказок, экскурсий, путешествий. Каждому приходилось бывать в лесу. Поговорим о том, чем полезен лес .

Фабрика воздуха

Не всегда люди замечают, ценят и задумываются над тем, чем их одарила природа. Это можно сказать о воздухе . Человек дышит воздухом. Что тут особенного? Иначе ведь и быть не может. Как жить без воздуха? Чистый воздух, насыщенный кислородом, - богатство, достояние всего человечества, всей планеты .
Но откуда же берется чистый воздух? Человечество давно, казалось бы, должно было израсходовать его, отравиться углекислотой, которая выделяется при дыхании и при гниении органических веществ. А ведь надо еще учесть углекислоту, выброшенную в атмосферу фабриками, заводами, транспортом. Но воздух по-прежнему относительно чист и вполне пригоден для дыхания . Почему? Потому что зеленое вещество в листьях растений планеты - хлорофилл на свету поглощает избыток углекислоты и выделяет чистый кислород. Этот чудодейственный процесс называется фотосинтезом. И одна из выдающихся ролей в этом огромном по масштабу и значению процессе принадлежит деревьям. Лес полезен тем, что один гектар его в год очищает восемнадцать миллионов кубических метров воздуха ! А лесная площадь, по данным ООН, составляет 4,1 миллиарда гектаров! В настоящее время, когда на нашей планете некоторые города и промышленные центры отравляют себя вредными газами и углекислотой, только леса и парки в состоянии «проветрить» их. Никакие другие кондиционеры с этой задачей так результативно не справятся. Значит, лес по-праву можно назвать фабрикой воздуха . Даже если бы лес выполнял только санитарно-гигиеническую роль, то за одно это человечество было бы ему благодарно. неоценимо. Но у него есть еще и другие, не менее важные роли.

Хранитель источников

Источник - символ чистоты. В самая чистая вода . Кто же веками сохраняет для нас ее свежесть и хрустальную чистоту? И здесь главная роль принадлежит лесу . Вот еще одна его глобальная польза леса на планете Земля. Не говоря уже о нуждах промышленности, человек просто дня не может прожить без глотка воды. С младенческих лет и до глубокой старости мы пользуемся водой. Ежедневно и еженощно загрязняем ее, а лес неутомимо и безвозмездно очищает, превращая мутную жижу, которая когда-то была водой, в хрустальные родники. Можно сказать, заново рождает воду. (Кстати, наземные растения, с учетом леса, тратят на испарение 16 000 000 000 000 тонн воды в год. Или другими словами - 160 Аральских морей выпивают они до дна).
Всякий видел после грозы мутные грязные потоки, несущиеся в овраг или в ближайший ручей. Но видел ли кто-нибудь подобную картину в лесу? Вряд ли. Лес не допускает поверхностного движения воды, а вынуждает ее просачиваться сквозь грунт и почву, образуя запасы чистых . Профильтрованная сквозь мельчайшие капилляры грунта и почвы, вода снова выходит на поверхность - свежая, прохладная, родниковая.

Лес служит человеку

Лес бескорыстно служит человеку . Началось это очень давно, с тех пор, когда наш предок впервые поднялся с четверенек, разогнул спину и взял в руки суковатую дубинку. Дубинка оказалась прочной, крепкой и очень полезной в суровых первобытных лесах. Да еще и до дубинки человеку не раз приходилось пользоваться услугами деревьев. Он спасался на них от хищных животных, ночевал в густых кронах, если не было подходящей пещеры. Потом человек научился добывать огонь, соорудил примитивный очаг и, наконец, смог сварить себе мясо, которое оказалась намного вкуснее сырого. В ненастную погоду он согревался у огня. Прошло немало времени, прежде чем люди научились добывать и сжигать каменный уголь, нефть. Открытие , не уменьшило спрос на дерево , впрочем, как и расщепление атомного ядра в двадцатом веке. Дерево! На каждом шагу дерево! Легко обрабатывается, прочно, удобно, красиво, безвредно ! всегда актуально. Трудно назвать какую-то отрасль народного хозяйства, где не употребляются лесные материалы. Изделия и продукты, полученные из них, окружают нас со всех сторон. И несмотря на довольно успешные попытки заменить древесину другими материалами, потребность в ней из года в год все увеличивается.
Дерево дает бесконечное множество продуктов, без которых мы не можем представить себе современную жизнь. Простое их перечисление создает внушительную картину: бумага, искусственный шелк, искусственная шерсть, скипидар, аспирин, тимол, креозот, уксусная кислота, метиловый и этиловый спирты, ацетон, формалин, камфора, древесный уголь, эфирные масла, канифоли, латекс ... А дерево как строительный материал? Столы, стулья, мебельные шкафы, паркет, телеграфные столбы, фанера. Ну и обыкновенная, ничем не заменимая доска. Список полезных вещей из дерева не имеет конца.

Чем еще полезен лес

Так уж повелось, что мы привыкли разделять все вокруг на полезное, бесполезное и вредное, то есть судить о вещах с точки зрения практической. И такой взгляд как будто оправдал себя. Хотя порой некоторые вещи переходят у нас из разряда полезных в бесполезные, и наоборот. Хотя леса никогда не попадали в разряд бесполезных , но человеку необходимы были поля для земледелия - и могучие деревья отступали под натиском железного топора и беспощадного огня. Почвы полей, добытые таким способом, надолго оставались плодородными, земледелец бросал их и снова жег вырубал, распахивал. Покинутые поля подвергались ветровой и водной эрозии образовывались глубокие овраги. Теперь мы знаем,что лес предотвращает разрушительные паводки, смывы почвы и образование оврагов, пыльные бури и задерживает суховеи, тем самым повышая в целом урожай сельскохозяйственных культур. Лес еще полезен тем , что он увеличивает влагооборот, очищает воду, задерживает холодные арктические массы воздуха на севере, а на юге - жаркие ветры среднеазиатских пустынь. Лес -- регулятор и хранитель влаги в почве и воздухе. А кому не приходилось ходить за



Домик в деревне… В воскресенье вместе с бабушкой я была в гостях у ее старшей сестры, которая живет в небольшой дере- веньке, расположенной в лесу. Весь день вместе с деревенскими ребята- ми мы бегали по лесу, купались. Ког- да мы возвращались домой я чувст- вовала себя воздушным шариком, наполненным ароматами деревни.


Мои впечатления… Когда мы приехали обратно в город, я сразу же побежала во двор делиться впечатлениями со своими друзьями. Укладываясь спать, я поймала себя на мысли, что день был таким длин- ным и интересным, а я совсем не по- чувствовала усталости. Когда мы приехали обратно в город, я сразу же побежала во двор делиться впечатлениями со своими друзьями. Укладываясь спать, я поймала себя на мысли, что день был таким длин- ным и интересным, а я совсем не по- чувствовала усталости. Утром я поделилась своими мыслями с мамой, а она мне ответила вопросом на вопрос: где легче дышится в горо- де или в лесу и почему? Утром я поделилась своими мыслями с мамой, а она мне ответила вопросом на вопрос: где легче дышится в горо- де или в лесу и почему?


Я засела за книги. Вот что я узнала: Удивительно красивы и богаты широколиственные леса, кото- рые растут на Дальнем Востоке! Леса называют «легкими плане- ты» за то, что они являются источниками кислоро- Удивительно красивы и богаты широколиственные леса, кото- рые растут на Дальнем Востоке! Леса называют «легкими плане- ты» за то, что они являются источниками кислоро- да на земле. да на земле.






Зеленая аптека Когда ты входишь в лес, Когда ты входишь в лес, Где все нам с детства мило, Где все нам с детства мило, Где чистым воздухом приятно так дышать, Где чистым воздухом приятно так дышать, Есть в травах и цветах целительная сила. Есть в травах и цветах целительная сила.


Зеленая аптека Загадки Стоит в лесу кудряшка – Белая рубашка, В середине золотая, Кто она такая? (Ромашка) Тонкий стебель у дорожки. На конце его сережки. На земле лежат листки- Маленькие лопушки. Нам он,как хороший друг, Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)


Значение зеленых растений Без зеленых растений на земле не было бы пищи, необходимой для жизни всех живых существ. Без зеленых растений на земле не было бы пищи, необходимой для жизни всех живых существ. Зеленые насаждения обогащают ат- мосферу кислородом, необходимым для дыхания, очищают воздух, пог- лощая из него углекислый газ. Зеленые насаждения обогащают ат- мосферу кислородом, необходимым для дыхания, очищают воздух, пог- лощая из него углекислый газ.


Вывод Теперь я поняла, что в деревне воздух чистый, дышится легко, поэтому я чувствовала себя воз- душным шариком. Теперь я поняла, что в деревне воздух чистый, дышится легко, поэтому я чувствовала себя воз- душным шариком. Я советую всем ребятам прово- дить свои выходные дни в дерев- не. Я советую всем ребятам прово- дить свои выходные дни в дерев- не.

МОУ «Вохтомская основная общеобразовательная школа»

Водоем" href="/text/category/vodoem/" rel="bookmark">водоемы , землю и воздух от оскудения, а животный мир от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать и законы, и истинную ценность. Мало только любоваться розовым закатом или пейзажем, надо уметь « видеть», т. е. получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородства и душевной щедрости. А такому общению, несомненно, поможет знание природы.

Но одних только знаний тоже недостаточно, чтобы оградить наше природное окружение от разрушительного натиска экологически неграмотных людей. Нужны действия. Поэтому так важно с детских лет овладевать умением, закалять свою волю, чтобы стать активным борцом по защите одной из основных ценностей человека - природной среды.

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современной социально-культурной ситуации. Важная составная часть экологической культуры школьника является формирование осознанного экологического поведения.

Одна из первых задач - помочь детям осознать, что они - часть природы. Разумная часть природы обязана сохранить планету. Основа нашей работы - это большая любовь к природе, каждому человеку, ко всему живому, что нас окружает.

Проект предназначен для учащихся начальной школы с ориентацией на экологическую направленность. Содержание направлено на развитие экологической культуры обучающихся, ответственного отношения к природе.

Актуальность проекта обусловлена значимостью рассматриваемых экологических проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.

Общими принципами отбора содержания материала является:

Системность

Единство сознания и деятельности

Наглядность

Личная ориентация

Объективность

Научность

Доступность для обучающихся начальных классов.

Практическая направленность.

Проект включает и раскрывает основные содержательные линии: экологию ближайшего природного и социального окружения (своей школы, своего дома, квартиры, окружающих животных, растений).

2.Выполнение практического задания («экспериментаторы»)

3.Оформление задания («иллюстраторы»)

4.Формулирование выводов («аналитики»)

5.Применение результатов («исследователи»)

Третья группа реализует блок «Лекарственные растения нашей местности».

Цель:

Задачи:

1. Обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;

2.Выяснить значение лекарственных растений для человека;

3.Воспитывать бережное отношение к природе;

4.Развивать навыки исследовательской работы;

Он состоял из ряда заданий:

1.Анкетирование детей.

2.Анкетирование взрослых.

3.Проведение исследовательских наблюдений.

4.Работа с компьютером, в библиотеке.

3 этап.

Практически – деятельностный.

Каждая группа выполняет задания, которые определены путем совместного обсуждения.

1.«Братья наши меньшие».

« Поисковая»

Ведет поисковую работу по подборке материала о животных нашего края в Интернете, используя учебную и научно - популярную литературу, проводит опрос населения поселка, берет интервью у населения, фотографии. Знакомит ребят с детскими книгами о животном и растительном мире. Организуют экскурсии в природу «Чьи это следы», «Птицы прилетели».

«Журналисты»

Готовят сообщения о зимовке различных животных. Подготовили доклады: «Жизнь зверей весной»; «Птицы прилетели» «Насекомые весной». Организуют конкурсные программы, игры, соревнования:

Познавательная игра «В лес за загадками»

Игры «Чье это перо?», «Чей нос?»

Обрабатывают и печатают на компьютере материал по теме. Организуют выставки книг: «Как зимуют дикие животные», «Перелетные птицы».

Группа опрашивала ребят об изменениях природы весной.

Журналисты сочинили мини рассказы природоведческого и экологического содержания.

«Художники - оформители».

Рисуют рисунки по теме.

Оформляют книгу «Сюрпризы лесной полянки»

На уроках труда сделали кормушки для птиц. Повесили их вокруг школы и около своих домов. Дети не забывали кормить птиц. Им было очень интересно наблюдать за птицами. О своих наблюдениях ребята рассказывали на уроках «Окружающего мира», а еще ребятам из детского сада.

Начали делать скворечники для перелетных птиц. Планируем завести журнал, где будем записывать свои наблюдения за птицами:

Какие птицы прилетели первыми;

Какие последними;

Где они гнездятся;

2. «Лес – наш друг».

1.Раздел «Виды леса».

Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением веточек и плодов различных деревьев.

«Экспериментаторы» раскладывают карточки на 2 группы.

«Аналитики» делают выводы о существовании хвойных и лиственных лесов.

«Иллюстраторы» оформляют карточки «В лес за загадками. Растительный мир»

2.Раздел «Животный мир».

Дети получают задание оформить карточки «Животный мир нашей местности»

«Испытатели» готовят рассказ по этому разделу.

3.Раздел «Птицы нашей местности».

4.Раздел «Угадай, чьи это следы?».

Поисковая работа в природе. Дети наблюдают за следами животных на снегу.

Определяют, чьи это следы, записывают в записных книжках. Находят

материал о следах, которые видели в природе.

5.Раздел «Значение леса в жизни человека».

Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, А также набор предметных картинок из серии «Что нам дает лес?».

«Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение.

«Иллюстраторы» ищут картинки в Интернете.

«Испытатели» составляют текст сообщения «Значение леса в жизни человека».

3. «Лекарственные растения нашей местности».

Цель: изучение лекарственных растений нашей местности.

Задачи: обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;

выяснить значение лекарственных растений для человека;

воспитывать бережное отношение к природе;

развивать навыки исследовательской работы;

Каждый из детей выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать.

Дети проводят исследование.

1 задание.

Анкетирование детей.

Вопросы анкеты:

1. Какие лекарственные растения нашей местности ты знаешь?

2. Какую пользу они приносят?

3. Что делать, чтобы эти растения не исчезли?

В опросе участвовало 12 человек. Сделали вывод, что дети знают лекарственные растения нашей местности, какую пользу они приносят и как их сохранить.

2.Составили презентацию «Лекарственные растения нашей местности».

Возможные препятствия в ходе реализации проекта и возможные пути их преодоления

Возможное препятствие

Пути преодоления

Не все с желанием участвовали в проекте.

Затруднения при выполнении поставленной задачи.

Незначительные навыки работы с компьютером.

Беседы, экскурсии, работа в группах по интересам.

Консультации ребят с руководителями проекта.

Посещения кружка по информатики.

Вывод:

В ходе проектной работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Тогда природа предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.

Отзывы:

Данный проект нашел значительный эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.

Было интересно работать в проекте. Для нас эта работа очень увлекательная. Я работала в группе художников-оформителей. Рисовала рисунки, оформляла выставку книг, посвященную зимующим животным.

Миколаец Валерия

Сначала мне не совсем было понятно, что надо делать. А потом, когда мы наметили план работы и начали все делать, стало просто интересно.

Быстров Леша

Участвуя в проекте, мы уже самостоятельно печатали на компьютере и работали с Интернетом.

Петухов Виталий.

Мне понравилось делать кормушки и наблюдать за птицами. А еще я печатал текст книги «Сюрпризы лесной полянки» об ужах, которые живут в нашей местности.

Смирнов Саша.

После завершения работы над проектом дети поделились своими впечатлениями с одноклассниками и учителями. Свой проект ребята представили на конференции «Искатель» по проектно- исследовательской деятельности учащихся.

Материально – техническое обеспечение мероприятия:

Интернет, фотоаппарат, компьютер.

Литература:

Журнал «Начальная школа» № 6, 2003 год.

В. Бианки «Лесная газета».

«Зеленые страницы».

Атлас-определитель «От земли до неба».

Поиск информации в Интернете.

Приложение к проекту «Лес – наше богатство»

МОУ Вохтомская основная общеобразовательная школа Парфеньевского района Костромской области.

Сценарий экскурсии в лес для детей 7-11 лет

Подготовила и провела:

п. Вохтома

2009 год

Цель:

Формирование экологической культуры.

Задачи:

Прививать любовь к родному краю;

- формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе.

Ход экскурсии.

Ведущий:

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие за загадками. А куда – догадайтесь сами.

Ученик:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем. (лес)

Ведущий:

Парфеньевский район находится в лесной полосе. Леса занимают 84 % общей площади района или 209425 гектар.

А знаете ли вы, что из леса получают продукцию более 20 тысяч наименований: пищевые продукты, витамины , строительные материалы , сырье для химии, корм для скота, лечебный воздух…

Ученик:

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту – в высоту (Сосна)

Ведущий:

Каждое пятое дерево наших лесов – сосна. Вместе с кислородом дерево обогащает воздух летучими веществами – фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей туберкулеза.

А какие еще деревья относятся к хвойным деревьям?

Ученик:

Колкую, зеленую,
Срубили топором.
Колкая, зеленая,
К нам приходит в дом (ель)

Ученица:

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки,

Опадают те иголки (лиственница)

Ведущий:

А как называются иголки у сосны и елки? (хвоя)

Мы уже в лиственном лесу. И вот первая встреча.

Ведущий:

Один гектар березняка испаряет 47 тысяч литров воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие дожди. Береза – это лекарственное дерево. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 литров сока. О березе поют песни.

Какие песни и стихи о березе вы знаете?

Ученик:

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гром, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок (дуб)

Ведущий:

Дубы встречаются в нашей местности. Они достигают 20-30 метров в высоту, Живут лет.

А это какое дерево?

Ученица:

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают (липа)

Ведущий:

Липа приносит большую пользу человеку. Это липовый мед. Это дерево живет 300-400 лет.

Отгадайте, что это за дерево?

Ученик:

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы (рябина)

Ведущий:

Зимой рябина кормит птиц. Полезны ее плоды и для человека. В них не меньше каротина, чем в моркови, петрушке, облепихе.

Ученик:

Будто снежный шар бела.

По весне она цвела.

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна (черемуха)

Ведущий:

Эта лесная красавица с давних времен лечит людей.

Но лес – это не только деревья, но и ягоды, цветы, грибы. Все мы любуемся лесными цветами. А что вы знаете о них?

Ученица:

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу я в карманчик

Бывший… (одуванчик)

Ученик:

Первым вышел из земли

На проталинке

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (подснежник)

Ученица:

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит (колокольчик)

Ведущий:

В Красную книгу занесены колокольчики, подснежники, некоторые виды тюльпанов и пионов, первоцветы.

Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.

Какие же ягоды кладет лес в наши корзинки?

Ученик:

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки (земляника)

Ученица:

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Созревала под снежком,

Ну– ко, кто со мной знаком (клюква)

Ученик:

Сладкая, душистая,

Выросла в лесу тенистом.

Я могу расти в саду,

Летом в гости к вам приду.

Состою из долек малых,

Очень сочных, вкусных, алых (малина)

Ученица:

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая,

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки, под листочки

Кто-то бусы бросил,-

Все поляны в синих точках

У зеленых сосен (черника)

Ведущий:

Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники, но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик с плодами появится только через 7-8 лет. Отгадайте загадку.

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся (гриб)

А кто же из нас не собирал в лесу грибы?

Из истории.

«Парфеньевцы сделали главным источником своего существования сбор и продажу грибов. С течением десятилетий посад превратился в грибную столицу России: отсюда шли несметные тысячи кадок с груздями, рыжиками, сушеные грибы всех видов и достоинств.

В начале 50 годов 19 века известный в то время публицист Корнилов писал в журнале «Москвитянин»: «Парфеньев – центр грибной промышленности. Лучшие грибы доставляются из Парфеньева, который славится своими белыми грибами, как Царицын – арбузами и Кизляр – виноградом »

Ученица:

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту-

Зовусь я…(подосиновик)

Ученик:

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай

Это…(сыроежка)

Ученица:

Лета первая примета:

Под березой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке (подосиновик)

Ученик:

На поляне лесной,

Под могучей сосной

Стоит старичок,

На нем белый колпачок.

Кто в бору бывает-

Тот его и узнает (боровик)

Ученица:

Он выглянул несмело

Из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой

Поднял над головой (моховик)

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Белый гриб)

Ведущий:

А какие грибы нельзя собирать? Почему? А как нужно правильно собирать грибы?

Разве можно представить лесную полянку без насекомых и птиц?

Ученица:

Он прилетает каждый год-
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет (скворец)

Ученик:

Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?.. (ворона)

Ученица:

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
(Воробей)

Ученик:

Плотник острым долотом-
Строит дом с одним окном.
(Дятел)

Ведущий:

Дятлы – лесные санитары. Они не портят здоровые деревья, а долбят кору тех, которые поражены внутри короедами.

Ученица:

Прыгает пружинка -
Зелёная спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку (муравей)

Ученик:

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком (пчела)

Ведущий:

Пчелы опыляют более 50 видов сельскохозяйственных культур. Одна пчела опыляет от 4 до 16 тысяч цветов за сутки.

Ученик:

Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)

Ведущий:

Трудно представить лес без больших и малых зверей.

Ученица:

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят (ежик)

Ученик:

Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (белка)

Ученица:

Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая… (лиса)

Ученик:

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы? (заяц)

Ведущий:

Вот и окончилось наше путешествие. Но мы разгадали еще не все лесные загадки. Узнать о лесе что-то новое помогут книги, новые путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу. Берегите лес. Его обитателей, и вы сохраните красоту земли.

Ученица читает отрывок из стихотворения Ольги Коловой «Парфеньево»

На ветру рябины гордо рдеют,

Сосны величавые шумят…

Здесь века, как царство Берендея,

Глушь лесов хранила наш посад.

Литература:

Журналы «Начальная школа», «Лесные загадки» Юрий Дмитриев, журнал «Губернский дом».


Цели: Формировать знания об особенностях деревьев разных пород; Формировать знания об особенностях деревьев разных пород; Понять, в чем заключается красота и ценность каждого дерева; Понять, в чем заключается красота и ценность каждого дерева; Показать неразрывную связь и значение леса в жизни человека; Показать неразрывную связь и значение леса в жизни человека; Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.


Русский лес Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. А будет жажда мучить, То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану – Присяду на пенек. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою Как вечность, лес шумит.




















Они необходимы для питания животным и человеку: ОСИНА – заяц зимой гложет осину, так как в ее коре содержится 10 % жира. КЕДР – кедровые орехи- любимый корм медведя, белки, кабана и соболя. БЕРЕЗА – березовый сок полезен для здоровья человека. ДУБ – плоды дуба поедают птицы, рогатый скот. ЛИПА – царица уссурийских медоносов, главная ценность – липовый мед, липовое масло.


ЛЕС – наше богатство! ЛЕС – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес – всегда чистый воздух. ЛЕС – это дом для зверей и птиц. ЛЕС – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды. ЛЕС – это мебель, бумага, промышленность. ЛЕС – это «зеленая аптека». Чтобы человек получал ценности от леса, он должен беречь его и охранять!