Стильный верх

Основные направления международного экологического права. Международное экологическое право: понятие, источники

В результате освоения данной главы студенты должны:

знать

  • понятие и источники экологического права;
  • охрану различных сфер окружающей среды;
  • международные экологические организации;
  • международные конференции по проблемам охраны окружающей среды;

уметь

  • ориентироваться в источниках международного экологического права;
  • оценивать эффективность международных механизмов защиты окружающей среды;
  • давать оценку эффективности деятельности международных экологических организаций;
  • оценивать целесообразность применения к нарушителю международного экологического права тех или иных видов и форм международно-правовой ответственности;

владеть навыками

  • оперирования основными международно-правовыми понятиями (дефинициями), применяемые в данной отрасли;
  • работы с источниками экологического права;
  • анализа решений международных судебных органов по делам, касающихся международных экологических споров.

Понятие международного экологического права и его источники

Международное экологическое право – отрасль современного международного права, объединяющая принципы и нормы международного права, регулирующие отношения его субъектов в области охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов .

В наше время проблемы защиты окружающей среды выдвигаются на первый план. Последствия недостаточного внимания к ним могут быть катастрофическими, так как деградация природной среды может оказаться необратимой, поставив вопрос о выживании человечества.

Загрязнение воды и воздуха наносит ущерб здоровью человека и природе. Деградация сельхозугодий приводит к засухе и эрозии почв. Массовое уничтожение лесов отрицательно сказывается на климате и сокращает биоразнообразие. Серьезной угрозой здоровью является истощение озонового слоя, защищающего от вредных излучений Солнца. К катастрофическим изменениям в климате Земли ведет "парниковый эффект", т.е. глобальное потепление в результате растущих выбросов углекислого газа в атмосферу. Нерациональное использование минеральных и живых ресурсов ведет к их истощению. Аварии на предприятиях, связанных с радиоактивными и ядовитыми веществами, не говоря уже об испытаниях ядерного оружия, причиняют огромный ущерб здоровью людей и природе.

Эти и другие проблемы окружающей среды носят глобальный характер. Они не могут быть решены усилиями одного государства, и, следовательно, требуют совместных усилий всего мирового сообщества, так как защита окружающей среды касается всех аспектов его развития и является жизненно важной для всех стран, независимо от уровня их развития. Государства-участники проходившей в 1972 г. под эгидой ООН первой Всемирной конференцией по окружающей среде, в принятой Декларации по окружающей человека среде, заявили: "Человек обладает правом на свободу, равенство и должные условия жизни, на окружающую среду такого качества, которое дает возможность жить достойно и благополучно". Обеспечение этого права должно быть возложено на государства и лишь при их эффективном сотрудничестве можно достичь реальных результатов. Направления такого сотрудничества в дальнейшем были определены в последующих резолюциях ООП. В частности, в резолюции Генеральной Ассамблеей ООН 1831 (XVII) от 18 декабря 1962 г. "Экономическое развитие и охрана природы", в которой была предпринята попытка ориентировать международное сообщество на поиск сочетания экологических и экономических интересов общества, разработку комплекса мероприятий по охране конкретных природных ресурсов.

В Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды 1972 г. были сформулированы 26 принципов, которыми государства должны руководствоваться как при осуществлении международного сотрудничества, так и при разработке национальных программ в этой сфере.

Принятая 30 октября 1980 г. резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 35/8 "Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущего поколений" вновь призвала все народы разработать мероприятия по охране окружающей природной среды.

  • 28 октября 1982 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 37/7 на была утверждена Всемирная хартия природы. В этом важнейшем международном документе была в очередной раз подчеркнута важность защиты окружающей среды. В частности в указанной резолюции отмечалось:
    • – человечество является частью природы и жизнь зависит от непрерывного функционирования природных систем, которые являются источником энергии и питательных веществ;
    • – цивилизация уходит своими корнями в природу, которая наложила отпечаток на человеческую культуру и оказала влияние на все творения искусства и научные свершения, и именно жизнь в гармоничном согласии с природой предоставляет человеку наилучшие возможности для развития его творческих начал, отдыха и организации досуга;
    • – любая форма жизни является уникальной и заслуживает уважения, какой бы ни была ее полезность для человека. Для признания этой неотъемлемой ценности других живых существ человек должен руководствоваться моральным кодексом поведения;
    • – человек может своими действиями или их последствиями видоизменять природу и исчерпать ее ресурсы, и поэтому он должен в полной мере сознавать насущную необходимость сохранения равновесия и качества природы и ее ресурсов;
    • – долгосрочные выгоды, которые могут быть получены от природы, зависят от сохранения экологических процессов и систем, существенно важных для поддержания жизни, а также от разнообразия органических форм, которые человек подвергает опасности в результате чрезмерной эксплуатации или разрушения природной среды обитания;
    • – деградация природных систем в результате чрезмерного потребления природных ресурсов и злоупотребления ими, а также неспособность установить надлежащий экономический порядок между народами и государствами ведет к разрушению экономических, социальных и политических структур цивилизации;
    • – погоня за редкими ресурсами является причиной конфликтов, а сохранение природы и ее ресурсов способствует установлению справедливости и поддержанию мира. Невозможно сохранить природу и природные ресурсы, пока человечество не научится жить в мире и не откажется от войны и производства оружия. Человек должен приобретать знания, необходимые для сохранения и расширения его возможностей по использованию природных ресурсов, сохраняя при этом виды и экосистемы на благо нынешнего и будущих поколений.

Принимая Всемирную хартию природы, государства подтвердили, необходимость расширения международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась вторая Конференция ООН по окружающей среде , в которой участвовало 178 государств. Конференция приняла Декларацию под названием "Повестка дня на XXI век", а также специальную резолюцию о принципах сотрудничества государств в этой области.

Согласно этим принципам:

  • – природные ресурсы земли, включая воздух, воды, поверхность, флору и фауну, должны охраняться в интересах нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления;
  • – окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием человечества и не подлежит национальному присвоению путем провозглашения в отношении ее суверенитета либо посредством практического использования, оккупации и т.д.;
  • – использование окружающей среды, воспроизводство и возобновление природных ресурсов должно осуществляться рационально;
  • – исследования по использованию окружающей среды должны осуществляться на основе равноправия и взаимной выгоды;
  • – охрана окружающей среды должна осуществляться во взаимозависимости с соблюдением прав человека и фундаментальных свобод;
  • – предотвращение вреда означает обязанность государств идентифицировать и оценивать вещества, технологии, производство и категории активности, которые влияют или могут влиять на окружающую среду;
  • – предотвращение загрязнения окружающей среды означает обязанность государства предпринимать индивидуально или коллективно все меры, необходимые для предотвращения загрязнения окружающей среды как в целом, так и отдельных ее компонентов;
  • – любое государство несет политическую или материальную ответственность в рамках своих обязательств, предусмотренных договорными или другими нормами международного права в области охраны окружающей среды.

В ходе Конференции состоялось также подписание двух универсальных конвенций:

  • – Конвенции по биологическому разнообразию и
  • – Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

В соответствии с рекомендациями Конференции была создана международная экологическая организация Комиссия по устойчивому развитию (КУР), главной задачей которой является содействие осуществлению "Повестки дня на XXI век" на национальном, региональном и глобальном уровнях.

По замыслу Конференция в Рио должна была положить начало тесному сотрудничеству между государственной властью, бизнесом и общественностью в реализации идей устойчивого развития. Однако достичь этой цели помешали проявившиеся уже в ходе конференции разногласия между промышленно развитыми и развивающимися странами. Так, из-за противодействия стран "третьего мира" участникам форума не удалось выработать соглашение но одной из самых животрепещущих проблем – тотальному уничтожению тропических лесов. Определенный раскол наметился и в рядах развитых стран, вследствие чего в Конвенцию об изменении климата не вошли конкретные обязательства государств по объемам и темпам сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов.

Малоэффективными оказались мероприятия по выполнению решений конференции, что выяснилось на состоявшейся в июне 1997 г. специальной сессии Генеральной Ассамблее ООН под названием "Рио плюс 5" (после проведения Конференции прошло пять лет). В ходе обсуждений выяснилось, что человечество по-прежнему идет но пути экологической катастрофы.

В 2002 г. прошла Конференция ООН по устойчивому развитию – Рио+20. Участвующие в ней лидеры стран мира, совместно с тысячами представителей частного сектора, НПО и других групп, совместными усилиями разработали стратегию обеспечения реальных мер по охране окружающей среды.

В 2012 г. в Йоханнесбурге состоялся Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию, в работе которого приняли участие представители 195 стран, включая президентов и премьер-министров. В ходе Саммита его участниками была принята Политическая декларация форума, призывающая все страны к работе на благо всеобщего процветания и мира. Также был принят План действий по борьбе с бедностью и охране земной экологии который предусматривает ряд широкомасштабных акций, обеспечивающих доступ сотням миллионов человек к чистой воде и электрической энергии. Планом оговорены комплексные природоохранные программы, замедляющие вырубку лесов и истощение рыбных ресурсов мирового океана. План также предусматривает глобальное снижение субсидий на добычу ископаемых энергоносителей, переход на возобновляемые источники энергии. Саммит в Йоханнесбурге своими решениями и наложенными на страны обязательствами еще раз подчеркнул огромное значение всемирных договоренностей по краеугольным проблемам жизнеобеспечения населения планеты, роли в этом обеспечении развитых стран и международных организаций, которые в являются единственным инструментом, способным обеспечить договоренности и принятие решений на уровне всей планеты. Саммит еще раз доказал, что наиболее важной в этом смысле организацией является ООН, роль и значение которой со временем будут постоянно возрастать, что потребует осуществления соответствующих преобразований этой организации, необходимых для того, чтобы отвечать требованиям времени.

Несмотря на то что резолюции международных экологических конференций по своей природе являются рекомендациями, закрепленные в них положения в определенной степени содействуют большему единообразию практики в сфере международной экологической деятельности, готовят почву для последующей разработки соглашений по этим вопросам, определяют принципиальные основы для выработки государствами юридически обязательных международных соглашений – источников международного экологического права.

  • В отечественной литературе также распространено понятие "международное право окружающей среды". Термин "экологическое право" представляется предпочтительным лишь в силу его интернационального употребления.

Международное экологическое право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения по поводу охраны ОС от вредных воздействий, рационального использования ее отдельных элементов с целью обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности отдельных индивидов, а также существования всего человечества в целом.

Становление международного права ОС:

1. конец 19-начало 20 века. В этот период отсутствовала система международно-правовых договоров, комплексно регулирующих охрану ОС, но уже осуществлялись отдельные мероприятия, заключались договоры по охране отдельных природных объектов. (1890 - Соглашение об охране морских котиков)

2. 1913-1948. В Берне была проведена первая международная конференция, посвященная защите природы.

3. 1948-1972. Создание первой международной природоохранительной организации - Международного союза охраны природы.

4. 1972-1992. Конференция в Стокгольме. Стокгольмская декларация. Закреплены первые экологические права человека.

5. 1992-наши дни. Декларация Рио (=Бразильская декларация), СБСЕ, ОБСЕ.

Международно-правовая охрана

Объекты МПО: природные объекты, по поводу которых у субъектов международного права.

Виды:

Воздействие на которые происходит с территории государств (воздушная среда, внутренние воды, флора и фауна)

Воздействие на которые происходит с международной территории ли с территории со смешанным режимом (космос, околоземное космическое пространство, мировой океан, объекты общего достояния человечества (территории, не находящиеся под суверенитетом какого-либо государства и обладающие экологическим иммунитетом (Антарктида, Луна)), использование природы в военных целях)

Субъекты международного права:

Международные правительственные и межправительственные организации

Государства

ООН, UNET (программа ООН по окружающей среде), UNESCO (Организация объединенный наций по культуре, науке и образованию) МагАтЭ (Международное Агентство по Атомной энергии) ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), FAO (Сельско-хозяйственная и продовольственная организация), ВМО (Всемирная метеорологическая организация ООН)

Организация европейского экономического сотрудничества (Экологический директорат)

Неправительственные организации (Международный союз охраны природы, Гринпис, WWF)

Принципы международного экологического права:

Общие (закрепляются в уставе ООН)

1. принцип суверенного равенства государств

2. принцип сотрудничества

3. принцип добросовестного выполнения обязательств международного права

4. принцип мирного урегулирования спора и неприменения силы

Специальные

a. Принцип суверенного права государства на природные ресурсы и обязанности не причинять экологический вред за пределами национальной юрисдикции

b. принцип …

c. принцип «загрязнитель платит»

d. принцип общей, но различной ответственности

e. принцип равного права граждан на благоприятную ОС

Источники:

1. международные нормы

2. правовые обычаи

3. общие принципы права

4. судебные решения и доктрины

6. заявления

7. международные договоры, ожидающие вступления в силу

8. обязательные решения международных организаций, международных судов и трибуналов

Международные договоры:

Охрана атмосферного воздуха (Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года, Венская Конвенция об охране озонового слоя 1985 года, Рамочная конвенция ООН по изменению климата 1992 года, Киотский протокол)

Охрана живой природы (Конвенция о биологическом разнообразии 1992 года, Картохенский протокол, Корсарская конвенция о водном болоте?!)

Международно-правовая охрана прав граждан.

Орпусская Конвенция о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по экологическим вопросам 1998 года. (Россия не участвует)

Экологическое право Европейского союза

правовые нормы, регулирующие общественные отношения между государствами-участниками ЕС и гражданами этих государств образуют систему Экологического права ЕС.

Предмет регулирования.

Общественные отношения по охране ОС ЕС

Отношения, связанные с использованием различных экологически-опасных веществ

Субъекты: государства, граждане, ЮЛ государств-участников.

Цели и направления экологической политики впервые закреплены в программе действий в 1972 году.

Источники:

1. источники первичного права:

1. договор о европейском сообществе 1992 года

2. договор о европейском союзе 1992 года

3. конституция ЕС

2. источники вторичного права (НПА, нормативные договоры, декларации, и прочий бред)

1. НПА (регламенты, директивы (определяют цель или результат, которые необходимо достичь, за государствами сохраняется право выбора мер, способов и процедур), решения (принимаются Советом или Комиссией ЕС и адресованы конкретным лицам))

2. нормативные договоры

4. судебный прецедент

Особенностью системы законодательства ЕС является отсутствие подзаконных актов.

Экологические вопросы входят в компетенцию комиссии Европарламента по вопросам окружающей среды, здравоохранения и …

Разработка и внесение законопроектов в Совет Европарламента возложена на Европейскую Комиссию.

Судебная система представлена двумя судебными органами: Суд европейских сообществ и Трибунал первой инстанции.

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, Швейцария, 1989). Участники - 71 государство (РФ с 1990 г.) и ЕЭС.
Основные положения: запрет на вывоз и ввоз опасных отходов, координация действий правительственных организаций, промышленных предприятий, научных учреждений и др., создание национальных компетентных органов, внедрение системы письменных уведомлений на право трансграничного переноса опасных и других отходов.

Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, Австрия, 1985). Участники - 120 государств (РФ с 1988 г.) и ЕЭС.
Основные положения: сотрудничество в области исследования веществ и процессов, которые влияют на изменения в озоновом слое; создание альтернативных веществ и технологий; наблюдение за состоянием озонового слоя; сотрудничество в области разработки и применения мер, контролирующих деятельность, которая приводит к неблагоприятным последствиям в озоновом слое; обмен научной, технической, социально-экономической, коммерческой и юридической информацией; сотрудничество в области разработки и передачи технологий и научных знаний.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, Франция, 1972). Участники - 124 государства (РФ с 1988 г.).
Основные положения: ответственность за выявление, защиту, охрану и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия; включение охраны наследия в программы развития, создание служб, развитие научно-технических исследований, принятие необходимых мер по правовой, научно-административной и финансовой защите наследия; поддержка в проведении исследований, обучении персонала, обеспечение оборудованием; предоставление займов и субсидий.

Конвенция ООН по морскому праву (Монтего Бей, Ямайка, 1982). Участники - 157 государств и ЕЭС.
Основные положения: определение границ территориальной морской и смежной зон; использование проливов для международного судоходства; определение границ исключительной экономической зоны; освоение континентального шельфа; предотвращение, снижение и контроль за загрязнением морской среды; проведение научных исследований.

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, Швейцария, 1979). Участники -33 государства (РФ с 1983 г.) и ЕЭС.
Основные положения: обмен информацией, консультациями, результатами научных исследований и мониторинга, политики и стратегических решений; сотрудничество в проведении научных исследований.

Конвенция по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, Финляндия, 1991). Участники - 27 государств и ЕЭС.
Основные положения: принятие стратегических, юридических и административных мер по контролю за негативным воздействием; введение системы уведомлений о негативных воздействиях; проведение исследований по улучшению методов оценки воздействия на окружающую среду.

Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (Вашингтон, США, 1946). Участники - 44 государства (РФ с 1948 г.).
Основные положения: создание международной Комиссии по китовому промыслу; проведение научных исследований, сбор и анализ статистических данных, оценка и распределение информации о китовом промысле и запасах; принятие правил, регулирующих охрану и использование запасов.

Рамочная конвенция ООН об изменении климата (Нью-Йорк, США, 1992). Участники - 59 государств (РФ с 1994 г.).
Основные положения: защита системы формирования климата, составление национальных списков по выбросам и мерам по их устранению; разработка и реализация программ по контролю за изменением климата; сотрудничество в области создания и развития сетей и программ научных исследований по изменению климата; принятие финансового механизма реализации Конвенции.

Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, Иран, 1971). Участники -61 государство (РФ с 1977 г.).
Основные положения: выявление национальных участков для включения в список водно-болотных угодий международного значения; определение международной ответственности за охрану, управление и рациональное использование ресурсов мигрирующих водоплавающих; создание охраняемых водно-болотных угодий, обмен информацией, обучение персонала по управлению водно-болотными угодьями; сбор и распространение информации.

СИТЕС: Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, США, 1973). Участники - 119 государств.
Основные положения: осуществление лицензирования торговых операций; проведение исследований состояния популяций охраняемых видов; создание сети национальных контрольных органов; взаимодействие правоохранных органов, таможенных служб, неправительственных организаций и частных лиц; контроль за выполнением Конвенции, классификация видов, разработка процедурных правил.

Соглашение об охране белых медведей (Осло, Норвегия, 1973). Участники - 5 государств (РФ с 1976 г.).
Основные положения: запрет на добычу белого медведя, за исключением научных и охранных целей; препятствие нарушению управления другими живыми ресурсами; сохранение арктических экосистем; проведение, координация и обмен информацией по управлению ресурсами и охране вида.

Соглашение по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинки, Финляндия, 1992). Участники - 24 государства.
Основные положения: обязательства участников в отношении предупреждения, контроля и сокращения загрязнения трансграничных вод; соблюдение принципа справедливости в их использовании; ограничение распространения загрязнения; использование принципа «загрязняющий платит» в качестве меры для предупреждения загрязнения; сотрудничество в области исследований и развития; ведение системы мониторинга.

ХЕЛКОМ: Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинки, Финляндия, 1974). Участники - 8 государств (РФ с 1980 г.).
Основные положения: ограничение и контроль за проникновением в регион опасных и вредных веществ, включая загрязнение от наземных источников; предотвращение загрязнения от морских судов, отходов и хозяйственного использования морского дна; борьба с морским загрязнением; составление списков веществ, использование которых подлежит контролю; учреждение Комиссии по охране морской среды Балтики.

Международное экологическое право –это совокупность норм и принципов, регулирующих отношения его субъектов в области охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов.

Объектоммежгосударственных отношений является окружающая средакак комплексное материальное благо, основа производных от нее материальных и нематериальных благ, условий, гарантирующих здоровье и процветание нынешнего и будущих поколений людей. Международно-правовой охране подлежат, прежде всего, те элементы, от которых зависит существование человечества, и состояние которых, в свою очередь, обусловлено поведением государств. К таким элементам относятся Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, уникальные природные комплексы, околоземное космическое пространство.

Основными источниками международного экологическогоправа являются международный договор и международный обычай. На этапе становления данной отрасли широко применялись обычные нормы. Так, широкое распространение получил принцип, запрещающий причинять ущерб территории соседнего государства в результате использования собственной территории, который генетически связан с максимой римского права «так используй свое, чтобы не причинить ущерб чужому». Обычные нормы послужили основой наиболее известных решений международных трибуналов по спорам относительно ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды.

Современное международно-правовое регулирование охраны окружающей среды складывается главным образом как договорное. В настоящее время насчитывается около 500 общих, региональных, двусторонних международных соглашений, непосредственно затрагивающих проблемы охраны окружающей среды.

Среди общих (универсальных) договоров можно назвать Венскую Конвенцию об охране озонового слоя 1985 г., Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г.

Необходимо упомянуть также региональные договоры по охране окружающей среды: Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г., Конвенция о защите реки Рейн от загрязнения химическими веществами 1976 г.

Двусторонние договоры чаще всего регламентируют совместное использование международных пресноводных бассейнов, морских акваторий, флоры, фауны. Эти документы определяют согласованные принципы деятельности и правила поведения государств в отношении окружающей среды в целом или ее конкретных объектов (например, договоры о сотрудничестве по охране окружающей среды, подписанные Россией в 1992 г. с Финляндией, Германией, Норвегией, Данией; Соглашение между правительством России и правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере 1992 г.; Соглашение о пограничных реках между Финляндией и Швецией 1971 г. и др.).


Особенностью международного экологического права является заметная роль различных деклараций, стратегий, называемые нередко «мягким» правом. Наиболее важными среди таких документов являются Декларация ООН по проблемам окружающей 1992 г., Декларация Рио-де-Жанейро 1992 г., которые, формально не обладая обязательной юридической силой, оказывают существенное влияние на нормотворческий процесс.

В общей системе норм международного экологического права важное место занимают резолюции международных организаций и конференций, которые прокладывают путь позитивному праву. В качестве примера: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1980 г. «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущих поколений» и Всемирная хартия природы 1982 г.

Окончательному завершению формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права в значительной степени способствовала бы его кодификация. Этот вопрос неоднократно выдвигался в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЭП). Универсальный кодификационный акт по аналогии с другими отраслями международного права позволил бы систематизировать сложившиеся в данной отрасли принципы и нормы, закрепив тем самым правовую основу равноправноправия.

4. Государственное управление в сфере охраны окружающей среды. Понятие, виды, функции;

Основам управления в области охраны окружающей среды посвящена одноименная гл. II Федерального закона «Об охране окружающей среды». Законодатель выделяет полномочия: для органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, а также основы управления в области охраны окружающей среды, осуществляемые органами местного самоуправления.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции РФ).

Встречается также термин «экологическое управление». Выделяется несколько видов экологического управления: государственное; ведомственное; производственное; общественное.

Каждый из перечисленных видов экологического управления осуществляется разными субъектами: государством и его уполномоченными органами; специальными ведомствами; хозяйствующими субъектами; общественными объединениями юридических лиц и граждан.

Государственное управление в области охраны окружающей среды выражается в следующих функциях:

1) установление правовых норм, регламентирующих вопросы в области охраны окружающей среды, природоохранительного, природоресурсного законодательства, законодательства об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования, уголовного законодательства в области экологических преступлений;

2) принятие основ государственной политики в области охраны окружающей среды, экологической безопасности;

3) осуществление контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля);

4) установление нормативов, государственных стандартов в области охраны окружающей среды;

5) государственный учет природных ресурсов и объектов, организация ведения государственных кадастров и мониторинга объектов окружающей среды;

6) экологическая оценка состояния окружающей среды.

5.Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

определение порядка организации и осуществления федерального государственного экологического надзора;

установление порядка создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее также - государственный фонд данных), перечня видов включаемой в него информации, порядка и условий ее представления, а также порядка обмена такой информацией;

создание и эксплуатация государственного фонда данных;

установление порядка подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

установление порядка обращения с радиоактивными отходами, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним;

организация и проведение государственной экологической экспертизы;

взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, формирование Перечня объектов природного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;

ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;

установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

осуществление федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

установление для целей государственного экологического надзора категорий хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, исходя из критериев и (или) показателей негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также определение показателей высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды;

государственное регулирование обращения озоноразрушающих веществ;

осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий;

установление перечня загрязняющих веществ;

установление перечня областей применения наилучших доступных технологий;

установление порядка разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;

установление порядка выдачи комплексных экологических разрешений, внесения в них изменений, их переоформления и отзыва;

установление критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I - IV категорий.

6.Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;

участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);

установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;

обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.

Государственное регулирование в сфере охраны окружающей среды и природопользования: принципы, задачи, соотношение гражданско-правовых и административно-правовых методов управления.

Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды - это определенная нормативно-правовыми актами деятельность компетентных органов, направленная на сохранение естественных экологических систем и рациональное использование природных ресурсов с целью обеспечения благоприятных условий жизни человека.

К основным задачам государственного регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды относятся: формирование и совершенствование нормативной правовой базы; использование экономических регуляторов природопользования (нормирование, лицензирование и др.); организация и проведение государственной экологической экспертизы; осуществление государственного контроля и надзора в области охраны окружающей среды и природопользования; осуществление государственного управления и государственного контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведение Красной книги; разработка и осуществление программ и проектов в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха; обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды, экологическое воспитание и просвещение.

Содержание института регулирования экологопользования характеризуют принципы :
1. Принцип законности в государственном регулировании экологопользования и охраны окружающей среды. Государственные и общественные организации, должностные лица, государство и его органы действуют на основе законности. Это требование касается и всех граждан.Законность в регулировании экологопользования имеет две основные стороны: точное и неуклонное соблюдение в деятельности по регулированию всех нормативно-правовых актов и принятие правильного решения в случае коллизии применяемого законодательства.
2. Принцип приоритета охраны окружающей природной среды предполагает также наличие двух основных сторон: требований охраны экологических систем решение должно приниматься, исходя из интересов сохранности экологических систем и использование одних природных объектов должно осуществляться не во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом.

3. Принцип комплексного (всестороннего) подхода в процессе государственного
управления природопользованием и охраной окружающей среды обусловлен объективным законом единства природы, всеобщей взаимосвязью происходящих в природе явлений. Он проявляется в том, что в рамках данного вида управления реализуются все вытекающие из законодательства функции, в сфере государственного управления оказываются все природопользователи, призванные выполнять экологические требования, при принятии административных решений принимаются во внимание все виды вредных воздействий на состояние природы, ведется их учет.

4. Принцип плановости государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды заключается в следующем: важнейшие мероприятия по регулированию экологопользования закрепляются в планах, которые после их утверждения обретают обязательную силу, а за результатами реализации в жизнь разработанных планов и программ должен осуществляться постоянный контроль.

5. Принцип сочетания государственного регулирования с местным самоуправлением выражается в следующем: максимальное вовлечение граждан в дело регулирования экологопользования и расширение демократических начал в регулировании экологопользования должно сопровождаться установлением точно определенной индивидуальной ответственности каждого за вверенный участок работы.

6. Принцип разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций в организации государственного управления природопользованием и охраной природы как принцип проявляется в том, что органы, наделенные контрольно-надзорными функциями управления, использованием и охраной природных ресурсов не могут выполнять функций по хозяйственному использованию соответствующих ресурсов. Этот принцип должен быть применим к специально уполномоченным государственным органам в области природопользования и охраны окружающей среды.

Принципы разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды.

Охрана окружающей среды и законодательство об этой деятельности отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Соответственно, федеральные законы и законы субъектов Федерации должны разграничить полномочия всех субъектов природоохранной деятельности, в том числе органов местного самоуправления, установить правовые основы этой деятельности.

Правовыми способами разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации являются конституционный и договорный.

Разграничение полномочий федеральных и региональных государственных органов осуществляется по двум направлениям: во-первых, посредством детального перечисления в федеральных законах и договорах (соглашениях) полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, и, во-вторых, посредством разграничения полномочий по территориальному признаку.

Большинство федеральных законов содержат непосредственный перечень предметов ведения субъектов Российской Федерации, а также устанавливает, что к их ведению относятся иные вопросы, не отнесенные к ведению Российской Федерации или федеральных органов государственной власти (ст. 6 Закона об экологической экспертизе, ст. 47 ЛК РФ, ст. 66 ВК РФ). Определенные полномочия в конкретной сфере общественных отношений применительно к органам субъекта Российской Федерации федеральные законы установить не могут в силу того, что систему таких органов субъект РФ устанавливает самостоятельно. Полномочия органов власти субъекта РФ "выводятся" из списка предметов ведения.

В течение ряда лет разграничение полномочий федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ осуществлялось не только федеральными законами, но и соответствующими договорами и соглашениями. Договором между органами государственной власти РФ и субъектов РФ конкретизировались предметы совместного ведения с учетом особенностей каждого субъекта Российской Федерации. Договоры содержали ряд позитивных положений, предусмотренных в связи с необходимостью усиления охраны окружающей среды соответствующего региона.

В настоящий момент подобная договорная практика прекращена, и преобладает законодательное разграничение полномочий федеральных и региональных органов власти.

Согласно п. 2 статьи 9 ФЗ «Об охране окружающей среды» соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, заключаются в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Конституция РФ регулирует этот вопрос в п.п. 2 и 3 ст. 78 , согласно которым федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов РФ в свою очередь по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" также закрепляется обязательная информация, которая должна содержатся в таких соглашениях, - это условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

Конкретный порядок подготовки и согласования соглашений, а также порядок их утверждения Правительством России, внесения в них изменений и (или) дополнений закреплены в Правилах заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 924).

Ст. 72 Конституции (совместное ведение РФ и Субъектов)

Ст. 5 ФЗ «Об охране окр. среды» (полномочия органов гос. власти РФ с области охраны окр. среды)

Понятие и предмет международного экологического права

Международное экологическое право - это совокупность норм в области регулирования отношений по охране окружающей среды, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов. Активное развитие международного экологического права отмечается с XIX века в связи с резким ухудшением состояния природы на Земле.

Объект отрасли составляет комплекс мер по поддержанию достойного уровня экологической безопасности на земле для сохранения здоровья каждого человека и населения в целом. На международном уровне подлежит контролю состояние Мирового океана, атмосферы, природных заповедников, парков и других комплексов, представителей растительной флоры и фауны, животного мира.

Принципы международного экологического права

Международная деятельность в области охране окружающей среды основана на следующих принципах:

  • Природа является достоянием и объектом защиты для всего человечества. Данное положение реализуется в том, что нормы международного права должны исполняться на всех уровнях, как интернациональном, так и в отдельном государствах.
  • Гарантия суверенитета страны по использованию ресурсов, находящихся на их территории. Каждое правительство вправе устанавливать собственный режим добычи, разработки месторождений, а также применение конкретных мер по защите окружающей среды.
  • Объекты окружающей среды, находящиеся в совместном пользовании, на которую не распространяется власть определенного государства и они находятся за пределами государственных границ, находится в распоряжении всего человечества. Это положение закреплено в ряде международных документов, например, Договоре о космосе (1967 г.) и Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.).
  • Свобода на научные исследования. Принцип подразумевает, что дискриминация по проведению научной деятельности в мирных целях запрещена.
  • Рациональное использование природных ресурсов. Этот принцип закрепляет необходимость рационального управления природными источниками с учетом сохранения безопасной экологической обстановки.
  • Предотвращение причинения вреда окружающей среде.
  • Запрет на применение любыми государствами оружия, способного причинить существенный вред природе и здоровью людей.
  • Принцип ответственности за нанесение вреда окружающей среде на международном уровне путем привлечения к компенсации материального ущерба и восстановлению состояния экологии. Ответственность предусмотрена за нерациональное использование природных ресурсов, к примеру, в Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде опасными веществами (1993 г.).

Источники международного экологического права

Документальную основу международного регулирования в сфере охраны окружающей среды составляют: обычаи, сложившиеся на международном уровне, и договоры между несколькими странами. Также, существуют в мировой практике обычные нормы, возникшие в связи с применением решений международными трибуналами по делам о возмещении экологического ущерба.

Международные соглашения бывают следующих видов:

  • универсальные - в них принимает участие большинство стран мира или значительная их часть;
  • двух- и трехсторонние - регламентируют вопросы, затрагивающие интересы двух или трех стран;
  • региональные - характерны для определенных территорий, объединений или союзов, к примеру, стран ЕС.

Наибольшую значимость в международном экологическом праве приобрели:

  • Венская конвенции об охране озонового слоя (1985 г.);
  • Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.);
  • Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.).

Законотворчество ряда государств, ограниченного международными соглашениями, определяется организациями на мировом уровне. На конференциях, в которых участвуют большинство стран, принимаются решения по использованию объектов окружающей среды с целью недопущения негативного воздействия человечества на окружающую среду.

Результатом созыва подобных совещаний и конференций становится принятие деклараций. Важное значение для сохранения мировых природных источников имеют:

  • Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.)
  • Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (1992 г.)
  • Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию (2002 г.).

В общей системе норм международного экологического права важное место занимают резолюции международных организаций и конференций, которые прокладывают путь позитивному праву. В качестве примера: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1980 г. «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущих поколений» и Всемирная хартия природы 1982 г.

На региональном уровне действуют:

  • Конвенция о защите Черного моря от загрязнений (1992 г.);
  • Конвенция о защите реки Рейн от загрязнения химическими веществами (1976 г.).

Двухсторонние акты обычно регламентируют порядок пользования и осуществления мониторинга состояния природных ресурсов, находящихся в совместном владении. К примеру, это могут быть бассейны пресноводной воды, морские акватории и др. К ним относятся:

  • Соглашение о пограничных реках между Финляндией и Швецией 1971 г. и др.);
  • Соглашение между правительством России и правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере (1992 г.).

С целью единообразного применения норм международного экологического права во всем мире предлагается упорядочить законодательство в этой сфере. Подобные предложения неоднократно поступали в рамках выполнения Программы ООН по окружающей среде. Объединенный документ позволил бы систематизировать действующие акты, регулирующие отношения государств, создать базу для принятия решений на национальном уровне, закрепить принципы защиты природы от пагубного воздействия человека, использующего ресурсы для удовлетворения жизненных потребностей.

Соотношение международного экологического права и национального права России

Согласно Конституции РФ международные нормы имеют приоритетное значение при реализации законных решений на территории России. Это положение реализуется следующим образом:

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ содержит норму об осуществлении международного сотрудничества в регулируемой области.

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" включает ссылки на международные источники. В законе установлен приоритет сохранения среды обитания для популяций и особое внимание уделяется охране указанных мест на территориях свободной экономической зоны.

Решения, принятые представителями мирового сообщества, реализуются на местном уровне. В частности, принимаются федеральные законы о введении в действие и применении норм международного права. В постановлениях Правительства РФ прописываются условия использования природных ресурсов, находящихся под международной защитой, порядок выдачи разрешении на их использование, перевозку, хранение, продажу и др. К примеру, в целях исполнения Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике установлены требования по ограничению порядка ведения деятельности гражданами и коммерческими организациями в районе распространения действия международного соглашения.