Стильный верх

Примерная программа по биологии спо и нпо. Рабочая программа по биологии для спо рабочая программа на тему

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Г АОУ СПО СО «УРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рабочая программа учебной дисциплины

ОДБ.07 «Биология »

для специальностей

Рабочая программа рассмотрена и одобрена цикловой комиссией естественнонаучного цикла

Председатель цикловой комиссии

И.С.Чинёнова

Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» для специальностей СПО, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 и в соответствии с требованиями ФГОС СПО для специальностей 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

09.02.03 Программирование в компьютерных системах

15.02.08 Технология машиностроения

22.02.05 Обработка металлов давлением

13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по УР ГАОУ СПО СО «Уральский политехнический колледж

И.Н.Федорова

«____» ____________ 2014 г.

Разработчик: Даниленко Л.П. , преподаватель общеобразовательных дисциплин ГАОУ СПО СО «Уральского политехнического колледжа

Техническая экспертиза рабочей программы учебной дисциплины «Биология» пройдена.

Эксперты:

Методист дневного отделения

ГАОУ СПО СО «Уральского политехнического колледжа _______________О.А.Голубева

Председатель цикловой комиссии ___________________И.С.Чинёнова

«___»_______________2014.

Рабочая примерная программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисными учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Биология» предназначенной для изучения биологии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования для специальностей технического профиля., при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Мордовия

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Темниковский сельскохозяйственный колледж»

Рабочая программа учебной дисциплины «биология»

(базовый уровень среднего профессионального образования)

Специальность 21.02.04 «Землеустройство» 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»

Темников 2014

Обсуждена и одобрена на Составлена в соответствии с

заседании предметной государственными требованиями к

(цикловой) комиссии минимуму содержания и уровню

общеопрофессиональных и подготовки выпускников по

специальных дисциплин специальностей 21.02.04«Землеустройство»,

протокол № 1 от «___»_____20___г. 21.02.05 «Земельно-имущественные

Председатель ________ Е.Н.Гришина отношения» Зам. директора по учебной работе

Л.В.Щербакова

«___» __________ 20 ____г.

Составитель: преподаватель ГБОУ РМ СПО (ССУЗ)

Сергеева Л.Ю.

Рецензенты: преподаватель ГБОУ РМ СПО (ССУЗ)

«Темниковский сельскохозяйственный колледж» -

Дунин И.А.

учитель МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа № 2» - Макеева Н.В.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС)

по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 21.02.04 «Землеустройство», 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения».

Рецензия

на рабочую программу профессионального модуля дисциплины «Биология» по специальности 21.02.04 « Землеустройство»

и 21.02.05 «Земельно – имущественные отношения»

Рабочая программа профессионального модуля по дисциплине «Биология» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Она ориентирована на формирование у студентов представления о едином целом окружающего мира, механизмах происходящих в нём явлений, о сочетании простоты и сложности, изменчивости и стабильности биологических процессов. Овладение знаниями и умениями по дисциплине необходимы каждому жителю нашей планеты, для того чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью единой биосферы и научиться жить и действовать в соответствии с её законами.

Программа включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, содержание учебной дисциплины, литературу

Рабочая программа модуля рассчитана на 78 часов. Разделы делятся на темы, на изучение каждой темы отводится определённое количество часов, в зависимости от важности изучаемых вопросов. В каждой теме отражены требования к знаниям, умениям; дан перечень литературы, указаны средства обучения и виды самостоятельной работы студента.

В программе приводятся требования к результатам обучения.

Данная рабочая программа модуля по дисциплине «Биология» может быть использована для подготовки специалистов технического профиля.

Рецензент: преподаватель ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Темниковский

сельскохозяйственный колледж» _____________Дунин И.А.

Программа написана для специальностей:

35.02.07 – «Механизация сельского хозяйства»

35.02.12. – «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

23.02.03 – «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

21.02.05. – «Земельно-имущественные отношения»

В объёме максимальной нагрузки 54 часа. Разработана автором с учётом требований ФГОС СПО и примерной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Костромской области

ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум

Костромской области»

Рабочая программа

Дисциплины Биология

Для специальностей:

35.02.07 – «Механизация сельского хозяйства»

23.02.03 – «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

21.02.05. – «Земельно-имущественные отношения»

2015 г

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

комиссией________________________

Председатель______________________

«__»_________________________2015г

Утверждено:

Приказ №_____от____________20 г.

Заместитель директора по учебной работе _______________Лисина И.М.

разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 – «Механизация сельского хозяйства».

35.02.12. – «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Рецензенты:_____________________________________________________

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)

35.02.07 – «Механизация сельского хозяйства».

35.02.12. – «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

23.02.03 – «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

21.02.05. – «Земельно-имущественные отношения».

Разработчики:

Казарина Н.И., преподаватель ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»

Рецензия:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.07 – «Механизация сельского хозяйства».

35.02.12. – «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

23.02.03 – «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

21.02.05. – «Земельно-имущественные отношения».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных :

−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям

отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-

научной картине мира;

−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

−− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности

информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору

путей ее достижения в профессиональной сфере;

−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

−− способность использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных :

−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

1 Экзамен проводится по решению профессиональной образовательной организации либо по желанию

студентов при изучении учебной дисциплины «Биология» как профильной учебной дисциплины.

− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических

явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных

технологий;

−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

−− способность применять биологические и экологические знания для анализа

прикладных проблем хозяйственной деятельности;

−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных :

−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

−− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных

изменений в природе;

−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим

проблемам и путям их решения.

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа;

самостоятельной работы обучающегося 8 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

лабораторные работы

практические работы

контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

Написание реферата /изготовление электронной презентации/ по заданной теме

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины « БИОЛОГИЯ»

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Введение. Биология как наука. Методы научного познания. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса.

Демонстрации

Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера.

Царства живой природы.

Раздел 1 Клетка – единица живого.

Тема 1.1. Строение клетки.

Строение клетки. Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом.

Деление клеток - митоз.

Лабораторная работа 1

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

Демонстрации

Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных.

Строение вируса.

Фотографии схем строения хромосом.

Схема строения гена.

Митоз.

Тема 1.2. Химический состав живой клетки.

Химическая организация клетки . Элементарный состав живого вещества: макроэлементы, биоэлементы и микроэлементы; содержание и роль воды и минеральных солей в клетке.

Органические вещества клетки: углеводы, жиры, белки, РНК, ДНК АТФ .

Строение и биологическое значение углево дов, липидов и витаминов.

РНК, АТФ, генетический код. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген.

Пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Демонстрации

Строение и структура белка.

Строение молекул ДНК и РНК.

Репликация ДНК.

Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.

Раздел 2. Организм.

Тема 2.1. Организм - единое целое

Размножение организмов. Организм - единое целое. Многообразие организмов. Размножение - важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Многообразие организмов.

Оплодотворение у растений.

Демонстрации

Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Фотосинтез.

Деление клетки.

Митоз.

Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез . Постэмбриональное развитие . Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие

человека.

Демонстрации

Бесполое размножение организмов.

Образование половых клеток.

Мейоз.

Оплодотворение у растений.

Индивидуальное развитие организма.

Типы постэмбрионального развития животных

Контроль по теме: Работа по карточкам

Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Написание реферата по темам 2.1.- 2.2.

РАЗДЕЛ 3 Основы генетики и селекции.

Тема 3.1. Основные понятия генетики и слекции.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Г. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Опыты Менделя по скрещиванию гороха.

Демонстрации

Моногибридное и дигибридное скрещивание.

Перекрест хромосом.

Сцепленное наследование.

Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций

Демонстрации

Мутации.

Наследственные болезни человека.

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Контроль по теме в форме тестирования.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты

некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека ).

Демонстрации

Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных.

Гибридизация.

Искусственный отбор.

Практическое занятие 1.

Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание. Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач ; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Контроль

Самостоятельная работа Составление презентаций по теме 3.6.

РАЗДЕЛ 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.

Тема 4.1. Возникновение биологии в додарвиновский период.

Возникновение биологии в додарвиновский период. Понятие об эволюции, система органической природы К.Линнея, эволюционная теория Ж.Б.Ламарка, вклад в теорию эволюции Ж.Кювье и К.Бера. История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина.

Возникновение жизни на Земле . Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотеза А.И. Опарина, опыты С. Миллера и С. Фокса. Панспермия-гипотеза вечной жизни, гипотеза самопроизвольного зарождения жизни.

Начало развития жизни на Земле.

Развитие органического мира в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры. Развитие органического мира в поздний период. Мезозойская и кайнозойская эры.

Тема 4.2. Учение Дарвина об эволюции.

Учение Дарвина об эволюции. История создания и основные положения теории Ч.Дарвина. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Демострации

Эволюционное древо растительного мира.

Эволюционное древо животного мира.

Представители редких и исчезающих видов растений и животных.

Тема 4.3. Вид, его критерии и структура.

Вид, его критерии и структура. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Причины борьбы за существование. Макроэволюция , переходные формы организмов, филогенетические ряды. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Демострации

Критерии вида.

Структура популяции.

Практическое занятие 2. Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды. Приспособленность: защитная окраска и защитное поведение, другие формы приспособленности.

Демострации

Критерии вида.

Структура популяции.

Адаптивные особенности организмов, их относительный характер.

Контроль по теме в форме тестирования

РАЗДЕЛ 5. Происхождение человека

Тема 5.1. Происхождение человека.

Происхождение человека. Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.

Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.

Демонстрации

Черты сходства и различия человека и животных.

Черты сходства человека и приматов.

Происхождение человека.

Человеческие расы.

Самостоятельная работа Работа с дополнительной литературой.

РАЗДЕЛ 6. Основы экологии

Тема 6.1. Основы экологии.

Основы экологии. Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы.

Ярусность растительного сообщества.

Пищевые цепи и сети в биоценозе.

Экологические пирамиды.

Схема экосистемы.

Контроль по теме в виде индивидуальной работы по карточкам.

Тема 6.2. Биосфера и биомасса. Функции живого вещества в биосфере.

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Эволюция биосферы. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Правила поведения в природной среде.

Демонстрации

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.

Контроль

Тема 6.3. Среда обитания живых организмов. Взаимосвязи организмов в сообществах.

Основы охраны природы.

Практическое занятие 3

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например,

леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной

экосистеме и в агроценозе .

Контроль по теме в форме проверочной работы.

Тема 6.4. Бионика. Генная инженерия.

Самостоятельное изучение

Бионика. Генная инженерия как одно из направлений биологии и кибернетики. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Самостоятельная работа:

Составление презентаций

МИНИСТЕРСТВО образования и науки пермского края

КРАЕВОЕ государственное АВТОНОМНОЕ профессиональное

образовательное учреждение

«западно – уральский технологический техникум»

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на методическом объединении Зам.директора по УМР

Председатель МО ___________ Е.Н.Коротких

Шестакова М.Н__________

«___» _____________ 2015 г. «___» _____________ 2015 г.

рабочая программа

учебной дисциплины

БИОЛОГИЯ

Специальность 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

Краснокамск, 2015

Рабочая программа учебной дисциплины Биология разработана для общеобразовательной подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования естественнонаучного профиля 19.02.10 Технология продукции общественного питания по программе базовой подготовки среднего общего образования в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), примерными программами учебных общеобразовательных дисциплин для профессий НПО и специальностей СПО, одобренными и рекомендованными для использования на практике в учреждениях НПО/СПО Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

Организация-разработчик :

КГАПОУ «Западно-Уральский технологический техникум» г. Краснокамск

Разработчик:

Вязникова Екатерина Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. условия реализации учебной дисциплины

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

  1. Способы КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ общих компетенций при изучении БИОЛОГИИ

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО естественнонаучного профиля 19.02.10 Технология продукции общественного питания.

Программа учебной дисциплины может быть использована как программа для элективных курсов по отдельным темам в дополнительном образовании.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общеобразовательный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных :

−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влия-

ния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную

и этическую сферы деятельности человека;

−− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

−− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других

заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных :

−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

−− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том

числе с использованием современных информационно-коммуникационных

технологий;

−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой

природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способ-

ность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов

состояния окружающей среды и рационального использования природных

ресурсов;

−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической

деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые

объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их опи-

сания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и

анализировать информацию о живых объектах;

−− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке

естественно-научного эксперимента, использованию информационных тех-

нологий для решения научных и профессиональных задач;

−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных :

−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

−− владение основными методами научного познания, используемыми при

биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, из-

мерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных

изменений в природе;

−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим

проблемам и путям их решения.

    1. При изучении дисциплины формируются общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски, принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, коллегами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 221 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 147 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 74 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

221

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

147

в том числе:

лабораторные работы

-

практические занятия

43

контрольные работы

11

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

74

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Работа над рефератами

Выполнение иллюстраций по темам

Проектная деятельность

30

30

14

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины БИОЛОГИЯ

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

1. Введение

1. Введение в общую биологию

2. Биологические науки

3. Роль биологии в формировании ЕНК мира и практической деятельности людей

4. Значение биологии при освоении профессии

Лабораторные занятия:

Практические занятия:

Контрольные работы

Самостоятельные работы: Эссе «Биология в моей профессии»

2. Живая природа

1. Методы познания живой природы

2. Признаки живой природы

3. Многообразие живой природы

4. Царства живой природы

Лабораторные занятия:

Практические занятия: «Составление схемы царства живой природы»

Контрольные работы:

Самостоятельные работы: работа над рефератами: «Царства живой природы»

3. Уровни организации живой природы

1. Уровневая организация живой природы

Лабораторные занятия:

Практические занятия: «Уровни организации живой природы и эволюция», «Признаки и свойства человека на различных уровнях организации», «История становления биологии»

Контрольные работы

Самостоятельные работы: Подготовка презентаций по теме «Уровни организации жизни»

4. Учение о клетке

1. Цитология – наука о клетке

2. История становления цитологии

3. Основные положения клеточной теории

4. Химический состав клетки

5. Макроэлементы

6. Микроэлементы. Ультромикроэлементы.

7. Вода и минеральные соли

8. Строение белков

9. Функции и свойства белков в живых организмах.

10.Функции, строение и свойства углеводов в живых организмах.

11.Функции, строение и свойства липидов в живых организмах.

12. Виды нуклеиновых кислот.

16. Клетки прокариот и эукариот

17. Вирусы как неклеточная форма жизни.

18. «СПИД – чума ХХI века»

19. Основные органоиды клетки.

20. Ядро, хромосомы.

21. Органоиды клетки.

22. Пластический обмен веществ.

23. Энергетический обмен.

24. Ген. Генетический код.

25. Биосинтез белка

Лабораторные занятия:

Практические занятия: «Морфология клетки», «Химический состав клетки», «Функции белков», «Аминокислоты», «Растительные и животные клетки», «Профилактика вирусных заболеваний», «Роль органоидов клетки», «Деление клетки. Митоз», «Цитокинез»

Контрольные работы

Самостоятельные работы: Подготовка презентаций по теме «Морфология клетки», Составление аннотации к фильму «Тайны ДНК», подготовка плакатов по профилактике СПИДа, Подготовка рефератов по теме «Вредные и полезные бактерии». Составление схем митоза и мейоза

5. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

1. Организм – единое целое

2. Органы. Системы органов

3. Опорно-двигательная система организма человека

4. Пищеварительная система организма человека

5. Мочевыделительная система организма человека

6. Кровеносная система организма человека

7. Нервная система организма человека

8. Органы чувств

9. Половая система организма человека

10. Половое и бесполое размножение.

11. Онтогенез человека

12. Эмбриональный этап развития человека

13. Постэмбриональное развитие.

14. Биогенетический закон

15. Причины нарушений в развитии человека.

16. Репродуктивное здоровье

Лабораторные занятия:

Практические занятия: «Системы органов», «Ротовая полость человека», «Кишечный тракт человека», «Барьерная роль печени», «Вегетативное размножение», «Последствия влияния алкоголя», «Влияние среды на здоровье человека», «Образование половых клеток»

Контрольные работы

Самостоятельные работы: Работа над проектами «Вред алкоголя», «Вред никотина», «Профилактика ПАВ»; подготовка презентаций «Профилактика употребления ПАВ». Составление коллажа «Способы размножения организмов»

6. Основы генетики и селекции

1. Генетика – наука о наследственности.

2. История становления генетики.

3. Азбука генетики

4. Законы генетики, установленные Менделем.

5. Моногибридное скрещивание.

6. Дигибридное скрещивание.

7. Хромосомная теория наследственности

8. Взаимное влияние генов

9. Генетика пола

10. Сцепленное с полом наследование.

11. Наследственные болезни человека

12.Изменчивость. Закономерности и виды

13. Модификационная наследственность

14. Мутационная наследственность

15. Генетика человека.

16. Генетика и медицина.

17. Основы селекции.

18. Центры происхождения культурных растений.

19. Методы селекции.

20. Достижения селекции.

Лабораторные занятия:

Практические занятия: «Терминология генетики», «Решение задач на моногибридное скрещивание», «Составление схем дигибридного скрещивания», «Решение генетических задач», «Анализ фенотипической изменчивости», «Учение Вавилова Н.И.», «Искусственный отбор»

Контрольные работы:

Самостоятельные работы: Работа над рефератами «Генетика и медицина», «Г.Мендель», «Вавилов Н.И.»;. Составление коллажа «Сорта растений и породы животных», решение генетических задач.

7. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.

1. Гипотезы происхождения жизни.

2. Этапы развития жизни на Земле.

3. Становление эволюционного учения.

4. Эволюционное учение Ч. Дарвина

5. Естественный отбор

6. Концепция вида.

7. Критерии вида.

8. Популяция- структурная единица вида и эволюции.

9. Движущие силы эволюции.

10. Микро- и макроэволюция.

11. Доказательства эволюции.

12. Биологический прогресс и биологический регресс.

Лабораторные занятия:

Практические занятия: «Описание особей одного вида по морфологическому критерию», «Приспособленность организмов», «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни», «Развитие жизни на Земле», «Хронологическая таблица развития жизни на Земле»

Контрольные работы:

Самостоятельные работы: Составление конспектов «Современные представления о видообразовании С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена», презентация: «Синтетическая теория эволюции»

8. Происхождение человека.

1. Антропогенез.

2. Современные гипотезы о происхождении человека.

3. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

4. Этапы эволюции человека.

5. Человеческие расы.

Лабораторные занятия:

Практические занятия: «Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека», «Атавизмы и рудименты»

Контрольные работы:

Самостоятельные работы: Эссе «Что я думаю о расизме»

9. Основы экологии

1. Экология как наука

2. Биосфера и человек

Лабораторные занятия:

Практические занятия: Экскурсии: «Экология города», «Многообразие видов», «Сезонные изменения в природе», «Многообразие сортов», «Искусственные экосистемы города», «Естественные экосистемы города»

Контрольные работы:

Самостоятельные работы: составления отчета по экскурсии«Экология города»

10. Бионика

1. Бионика – направление биологии

2. Технические системы-аналоги живых систем

Лабораторные занятия:

Практические занятия:

Контрольные работы:

Самостоятельные работы: подготовка к зачету и защите проектов.

ИТОГО:

      1. Тематический план учебной дисциплины БИОЛОГИЯ

темы

Название темы

Максимальное количество часов

Самостоятельная работа

Введение

Живая природа

Уровни организации живой природы

Учение о клетке

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Основы генетики и селекции

Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.

Происхождение человека.

Основы экологии

ИТОГО

221

147

74

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биологии».

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения:

    ПК «Celeron Intel Inside »

    Ксерокс «Canon Laser Base MF 3228»

    Мультимедийный проектор «TAXAN »

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Учебники:

Для обучающихся

Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. -М., 2014.

Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. - М., 2014.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл. – М., 2001.

Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2002.

Лукаткин А. С., Ручин А. Б., Силаева Т. Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. - М., 2014.

Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. Учреждений высш. образования (бакалавриат). - М., 2014.

Никитинская Т. В. Биология: карманный справочник. - М., 2015.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.

Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. Базовый уровень. Учебник для 10-11 кл. – М. : Дрофа,2014

Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10-11 класс. - М., 2014.

Тупикин Е.Н. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. Учеб. Пособие для нач. проф. образования. М.: Академия, 2000

Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.

Для преподавателей

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государ-

ственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверж-

дении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего

образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и

ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе-

ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего

профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований

федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или

специальности среднего профессионального образования».

Биология: в 2 т. / под ред. Н. В. Ярыгина. - М., 2010.

Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. - М., 2010.

Дарвин Ч. Сочинения. - Т. 3. - М., 1939.

Дарвин Ч. Происхождение видов. - М., 2006.

Кобылянский В. А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. - М.,

2010.

Орлова Э. А. История антропологических учений: учебник для вузов. - М., 2010.

Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. - М., 2010.Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2006.

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.

    УМК:

Сивоглазов В.И. Рабочая тетрадь по биологии 10 кл. /В.И.Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2010

Сивоглазов В.И. Рабочая тетрадь по биологии 11 кл. /В.И.Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2010

    Информационной обеспечение:

Учебные электронные мультимедиаиздания на компакт-дисках, предназначенные для использования в преподавании конкретного курса биологии: «Биология. 10-11 класс»

Учебные электронные мультимедиаиздания, предназначенные для поддержки прикладного программного обеспечения общего назначения, уже установленного на персональном компьютере: комплект компакт-диск +методическое пособие «Использование Microsoft Offi сe в школе» на примере уроков биологии (разработчики – Московское представительство Microsof и Республиканский мультимедиацентр МО РФ);

Библиотека электронных наглядных пособий по биологии. 10-11 классы (разработчик - Республиканский мультимедиацентр МО РФ).

www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии -экологии на сервере Воронежского университета).

www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).

www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России - проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,биологии, химии, другим предметам).

www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).

www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).

  1. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка освоения предметных результатов учебной дисциплины (на уровне учебных действий) осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(на уровне учебных действий)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Объясняет роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; зависимости и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов

Решает элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию

Находит и анализирует информацию о живых объектах;

Выявляет приспособления организмов в среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности

Сравнивает биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа

Анализирует и оценивает различные гипотезы о сущности и происхождении жизни человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде

Находит информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивает

Использует приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде

Использует приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравления пищевыми продуктами

использует приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

Понимает основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского в биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности

объясняет строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем

объясняет сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО)

Дисциплина: Биология

Специальность: 260807 Технология продукции общественного питания

Организация-разработчик: ГАОУ СПО «Чистопольский политехнический колледж»

Разработчики: Милицкова Н.Е.- преподаватель химии/биологии __

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. условия реализации учебной дисциплины

13-14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины (вопросы для самоконтроля, практические и лабораторные работы, контольной работы, тесты, билеты для зачета.)

15-16

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН

Биология

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной

профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС

по специальностям СПО / профессии

260807 Технология продукции общественного питания

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

уметь:

    объяснять основные свойства живых организмов;

    объяснять рисунки и схемы учебника, работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;

    объяснять процессы митоза и мейоза, характеризовать сущность полового и бесполого размножения;

    решать генетические задачи, строить вариационные кривые, работать с учебной литературой;

    понимать необходимость практической селекции и теоретической генетики для повышения эффективности с/х производства;

    объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленности к условиям окружающей среды.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

    особенности жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах;

    положения клеточной теории, основные функции органоидов, цитоплазмы, сущность и значение клеточной теории, особенности строения прокариот, эукариот;

    сущность онтогенеза, значение митоза и мейоза в осуществлении преемственности между поколениями, закономерности индивидуального развития, использование знаний о них в хозяйстве;

    сущность процессов наследственности и изменчивости, типы скрещива­ний, генетическую терминологию, хромосомную теорию наследственности, значение генетики для селекции и медицины.

    методы селекции растений и животных;

    центры происхождения культурных растений. Успехи селекционеров, направления биотехнологии.

    об основной теории биологии - эволюционной, причины эволюции, ее закономерности, движущие силы.

    основные гипотезы возникновения жизни на Земле.

    Основные этапы эволюции человека и человеческих рас.

максимальной учебной нагрузки обучающегося___117__ часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __78___ часов;

самостоятельной работы обучающегося___ 39__ часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

Лабораторные работы

8

практические работы

4

контрольные работы

7

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

реферат, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.).

26

Итоговая аттестация в форме: экзамен

2.2 . Т ематический план и содержание учебной дисциплины «Биология »

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, контрольная работа

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1

4

Тема 1.1 Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи

1. Общая биология как наука, методы исследования связи с другими науками, ее достижения. 2. Уровни организации живой природы. Царства живой природы

3. Многообразие организмов. Лаб/работа. №1 4. Особенности жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах. Входная контрольная работа №1 урок 4

Раздел 2.

Учение о клетке

22+10 с/р

Тема 2.1. Краткие сведения из истории изучения клетки. Цитология-наука о клетке.

5. История учения о клетке. Цитология-наука о клетке. Основные положения клеточной теории. Особенности строения и жизнедеятельности клеток прокариот, эукариот 6. Клеточная теория

2

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой по теме «Краткие сведения из истории изучения клетки. Цитология-наука о клетке.»

1час.

Тема 2.2 . Содержание химических элементов в клетке,

7. Химический состав клетки Содержание химических элементов в клетке: вода и другие неорганические вещества, их роль. 8. Органические вещества клетки. Углеводы, липиды.

2

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой по теме «Содержание химических элементов в клетке, их роль. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства.»

2 час.

Тема 2.3. Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты, АТФ. Биосинтез белков.

9. Строение и функции молекул белков, Структура белков. 10. Синтез белка, роль гена в биосинтезе белка. Генетический код ДНК. Реакции матричного синтеза.

2

11-12. Нуклеиновые кислот; ДНК, типы РНК. Л/ р №2 «Качественные реакции на белки»

2

Самостоятельная работа обучающихся: составление рефератов но теме «Структура белков, функции белков в клетке, АТФ, самоудвоение ДНК, типы РНК.

1 час

Тема 2.4 . Строение клетки.Вирусы, профилактика СПИДа.

13. Обмен веществ и энергии, этапы обмена. 14. Стадии обмена веществ. Пластический и энергетический обмен.

2

Самостоятельная работа обучающихся: составление рефератов по теме « Строение микроскопа; основные органоиды клетки. Вирусы, профилактика СПИДа»

2 час.


Тема 2.5.. Обмен веществ и энергии.Фотосинтез, его фазы.

15. Фотосинтез. Фазы фотосинтезы. 16. Световая и теневая фаза фотосинтеза. Результаты фотосинтеза.

2

17. Органоиды клетки Строение клетки, основные органоиды клетки, структурные компоненты клетки.18. Различие клеток растений и животных. Вирусы. Л/ р №3 «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»

2

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой по теме «Ген и его роль в биосинтезе. Генетический код ДНК»

1 час.

Тема 2.6. Деление клетки эукариот.

19. Деление клетки Изучить жизненный цикл клетки. Подготовка клетки к делению. Интерфаза, редупликация ДНК. 20. Митоз, его фазы. Гаплоидный, диплоидный набор хромосом. 21. Мейоз-деление половых клеток. Значение митоза и мейоза. 22.Вегетативное размножение организмов. Формы размножения организмов: бесполое и половое.

4

Самостоятельная работа обучающихся: по теме «Формы размножения организмов»

1час.

Тема 2.7. Онтогенез и его этапы.

23. Онтогенез. дать понятие онтогенеза, строение и состав хромосом; Образование тканей, органов в процессе онтогенеза. 24. Этапы онтогенеза. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов различных организмов

2

25-26. Обобщение. Контрольные работы по теме «Учение о клетке» №2

2

Самостоятельная работа обучающихся: составление рефератов по теме «Вредное влияние никотина и алкоголя на онтогенез человека. Мутагенные свойства вредных веществ, накапливающихся в атмосфере. Наследственные заболевания и профилактика, предупреждение формирования у студентов вредных привычек.»

2 час.

РАЗДЕЛ 3.

Основы генетики

12+8 час.

Тема 3.1. Предмет, задачи и методы генетики. I закон Менделя

27. Генетика, основные понятия генетики; терминология и символика; особенности методов изучения генетики; генотип и фенотип; наследственность и изменчивость. 28. I закон Менделя - Моногибридное скрещивание. Л/ р №4 «Выявление фенотипов растений».

2

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой по теме «Наследственность, изменчивость, генотип, фенотип. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание, I закон Менделя.

1 час.

Тема 3.2. Дигибридное скрещивание.

29. II закон Менделя; ход расщепления при дигибридном скрещивании; закон сцепленного наследования. Хромосомная теория наследственности Закон Моргана. Значение генетики в медицине и здравоохранении. 30. Пр/ р №1 . «Решение генетических задач и составление родословных». 31. Сцепленное наследование. 32. Закон Моргана.

4

Самостоятельная работа по теме «Дигибридное скрещивание, закон независимого наследования и его цитологические основы. Хромосомная теория наследственности, Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на наследственность.»

3 час.

Тема 3.3. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Вариационный рад, комбинированная изменчивость.

33. Мутации, их причины. Измечивость и ее виды. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Вариационный ряд. Л/ р №5 «Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой .» 34. Причины и последствия изменчивости. Определение мутационной изменчивости.

2

Самостоятельная работа со специальной литературой по теме: « Определение модификационной изменчивости; норму реакции, вариационный ряд».

2 час.

Тема 3.4. Наследственная изменчивость. Мутации, их причины.

35. Виды мутаций у растений растений. Лабораторные работы «Изменчивость у растений и животных».

36 Влияние загрязнения природной среды мутагенами на здоровье человека; полезное и вредное влияние мутаций на организм.

37-38. Генетика-обобщение. Тестовая работа.

4

Самостоятельная работа по теме: составление рефератов «Мутации, их причины и значение. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций в селекции для выведения новых форм растений.»

2 час.

Раздел 4.

Основы селекции

6+4с/р

Тема 4.1. Задачи и методы селекции.

39. Селекции растений, определение селекции; значение генетики для селекции; генетика как научная основа селекции организмов, порода, сорт, штамм. Роль искусственного отбора. 40. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных учение Вавилова, закон гомологических рядов. Пр/р №2 «Составление схем скрещивания».

2

Самостоятельная работа со специальной литературой по теме «Методы селекции, генетика как научная основа селекции организмов, порода, сорт, штамм. Биография Н.И.Вавилова, В.В.Мичурина.»

2 час

Тема 4.2. Селекция растений, искусственный отбор в селекции растений.

41. Селекция животных: отбор, гибридизация, индуцированный мутагенез, полиплоидия, полиплоидию, явление гетерозиса; достижения и основные направления современной селекции. 42 Методы селекции. Л/р. № 6“Изучение результатов искусственного отбора на примере сортов растений или пород домашних животных”

2

43 -44. Селекция микроорганизмов. Основные направления биотехнологии. значение селекции для развития с/х производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Тестовая работа.

2

Самостоятельная работа со специальной литературой по теме «Селекция растений, искусственный отбор в селекции растений. Полиплоидия. Индуцированный мутагенез. Клеточная инженерия. Достижения селекции растений. Селекция животных. Гетерозис, использование его в животноводстве. Достижения селекции животных. Селекция микроорганизмов. Основные направления биотехнологии.»

2 час.

Раздел 5.

Эволюционное учение

16+10с/р

Тема 5. 1. Метафизический период в истории биологии. К. Линней.

45. Эволюционное учение. Определение метафизического мировоззрения; значение трудов Линнея и Ламарка; движущие силы эволюции по Ламарку;

46. История становления. Первое эволюционное учение Ж.Б.Ламарка. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

2

Самостоятельная работа : составление рефератов по теме «Метафизический период в истории биологии. К. Линней. Первое эволюционное учение Ж.Б.Ламарка.

1 час.

Тема 5.2. Учение Ч.Дарвинд об эволюции, искусственном отборе, его роли в создании новых форм.

47. Эволюционная теория Дарвина. Основные положения учения Ч.Дарвина; определение движущих сил эволюции; историю возникновения дарвинизма. 48. Доказательства эволюции.

2

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой по теме «Метафизический период в истории биологии. К. Линней. Первое эволюционное учение Ж.Б.Ламарка. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.»

1 час.

Тема 5.3. Вид, его критерии Борьба за существование и естественный отбор - движущие силы эволюции.

49.Вид. Популяция. Микроэволюция. Определение микроэволюци.Современные представления о видообразовании (С.СЛетверинов, И. И. Шмальгаузен). 50. Критерии вида. Л/ р №7 «Изучение морфологического критерия вида». 51 -52. Борьба за существование и естественный отбор - движущие силы эволюции. 53-54. Творческая роль естественного отбора - движущий и стабилизирующий.

6

Самостоятельная работа обучающихся со специальной литературой по теме «Борьба за существование и естественный отбор - движущие силы эволюции. Творческая роль естественного отбора - движущий и стабилизирующий»

2 час .

Тема 5.4. Приспособленность организмов.

55-56 Приспособленность организмов. Л/ р №8 «Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора».

2

Самостоятельная работа обучающихся по теме «Приспособленность организмов естественного отбора. Относительный характер приспособленности.»

2 час.


Тема 5. 5 . Макроэволюция. Главные направления эволюции .

57. - 58. Макроэволюция. Главные направления органической эволюции; пути достижения биологического прогресса и биологический регресс (А.И.Северцов). Пути достижения биологического прогресса.

2

59-60. Направления эволюции. Обобщение. Контрольная работа № 4по теме«Эволюция»

2

Самостоятельная работа: составление рефератов по теме «Макроэволюция. Главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс»

2 час.

Раздел 6.

Происхождение жизни

8+2с/р

Тема 6.1. Донаучные представлении о самозарождении жизни.

61. Возникновение жизни. Донаучные теории о самозарождении жизни; 62. Работы Л.Пастера, значение их для стерилизации и пастеризации. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни.

2

Самостоятельная работа по теме «Донаучные представлении о самозарождении жизни. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф.Реди и эксперименты Л.Пастера.»

2 час.

Тема 6.2. Гипотеза возникновения жизни на земле . Краткая

история развития органического мира.

63-64 Работы Л.И.Опарина о возникновении жизни на Земле; краткую историю развития органического мира. Пр/ р№ 3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни». 65-66. Развитие жизни на Земле до мезозоя . Геохронологическая таблица.

4

67-68 Развитие жизни на Земле в мезозой и кайнозой»

2

Раздел 7.

Происхождение человека

5+2с/р

Тема 7.1. Доказательство происхождении человека от животных.

69. Доказательства происхождения человека от животных. Теорию Ч.Дарвина о происхождении человека; рудименты, атавизмы; признаки сходств человека и человекообразной обезьяны. 70. Движущие силы антропогенеза. Социальные, биологические. Роль законов общественной жизни и ее закономерностей в социальном прогрессе человечества.

2

Самостоятельная работа со специальной литературой по теме «Ч. Дарвин о происхождении человека от животных. Роль законов общественной жизни и ее закономерностей в социальном прогрессе человечества.»

1час.

Тема 7.2. Основные этапы эволюции человека.

71.Социальные и биологические предпосылки

72 . Этапы эволюции антропогенеза: древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа.

73 . Человеческие расы, их происхождение и единство; сущность и несостоятельность расизма.

3

Самостоятельная работа обучающихся: ответы на контрольные вопросы по теме «Основные этапы эволюции человека: древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Человеческие расы, их происхождение и единство.»

1час.

Раздел 8

Биосфера и человек.

3 +3с/р

Тема 8.1. Экология.

74. Экология. Факторы среды. Среда обитания, виды сред Типы взаимоотношений организмов, пищевые связи. Пищевые цепи. Пирамида биомассы.

Тема 8.2. Биосфера Взаимосвязь природы и общества.

75. Биосфера, Круговорот в-в в Биосфере Границы жизни. Пр/ р №4 «Решение экологических задач».

Самостоятельная работа по теме: «Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.»

Тема 8.3. Биология охраны природы. Бионика

76. Биогеоценоз, виды, многообразие. Биосфера- учение о биосфере как глобальной оболочки земли. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

Самостоятельная работа по теме: Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.»

77-78. Итоговая контрольная работа.

Всего:

78+39 с/р

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

    1. Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

      Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

      Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета _____1________; лабораторий_____1_____.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно-наглядных пособий по предмету «Биология»

Технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, принтер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

      1. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень)». «Вестник образования России», 2004.

        «Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень)». «Вестник образования России», 2004.

        Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. «Биология». М.: «Школа-Пресс», 1996,

        «Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по биологии», М.: «Дрофа», 2002.

        Качанова Л.В. «Модульная программа по биологии». Колледж «Интеграл», 2007.

        Качанова Л.В. «Тематическое планирование по биологии». Колледж «Интеграл», 2008.

        Качанова Л.В. «Тестовые задания различного уровня». Колледж «Интеграл», 2008.

        Качанова Л.В. «Лабораторные работы по биологии». Колледж «Интеграл», 2009.

Дополнительные источники:

        1. Айла Ф., Кайгер Дж. «Современная генетика». «Мир», 1999.

          Беляев д. К. «Общая биология», 1998.

          Биологический энциклопедический словарь, М., 1999.

          Грин Н. «Биология». М., 1999.

          Дарвин Ч. «Происхождение путем естественного отбора».

          Дегтярев В. В. «Охрана природы», 2002,

          Соломина С. ^«Взаимодействие общества и природы». М.: «Мысль», 2000.

          Яблоков А. В. «Эволюционное учение». М.: «Высшая школа», 200 L

9. Яненко И. Н. «Внеклассная работа но общей биологии с профнаправленностью». М.: «высшая школа», 1999.

10. Яненко И. Н. «Современные направления развития биотехнологии». М.: «высшая школа», 2002.

1 1. Большая энциклопедия знаний «Жизнь на Земле». М: РОСМЭН, 2008.

          1. «Большая энциклопедия животного мира». М.: РОСМЭН, 2007.

            Энциклопедия для детей «Биология». М.: «Аванта», 2005.

            Гиннес «Мировые рекорды». Изд. ACT , 2005.

            Кириленко А. А., Колесников С. И. «Биология ЕГЭ - 2007, 2008, 2009».
            Ростов-на-Дону: «Легион», 2008.

            Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

            Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

            Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

            Умения:

            Ориентироваться в универсальных и специальных информационных ресурсах (поиск, отбор и использование информации);

            Самостоятельная

            работа

            обучающихся

            Характеризовать химический состав клетки, обмен веществ в клетке;

            Практические

            занятия

            Показать отличия в строении ДНК и РНК;

            Практические

            занятия

            Объяснять процессы митоза и мейоза, характеризовать сущность полового и бесполого размножения;

            Практические

            занятия

            Объяснять законы наследственности;

            Практические

            занятия

            Решать генетические задачи, строить вариационные кривые, работать с учебной литературой;

            Практические

            занятия

            Понимать необходимость практической селекции и теоретической генетики для повышения эффективности с/х производства;

            Практические

            занятия

            Объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленности к условиям окружающей среды;

            Практические

            занятия

            Объяснять процесс возникновения жизни на Земле, использовать текст учебника для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни;

            Практические

            занятия

            Объяснять рисунки и схемы учебника, работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;

            Лабораторная

            работа

            Составлять таблицы, отражающие этапы становления человека, давать критику расизма;

            Лабораторная

            работа

            Узнавать на таблицах, рисунках, основные части, и органоиды клетки;

            Лабораторная

            работа

            Применять знания о строении, химическом составе клетки, коде ДНК, клеточном метаболизме для доказательства материального единства живой природы.

            Практические

            занятия


            Знания:

            Особенности жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах.

            Практические

            занятия

            Положения клеточной теории, основные функции органем, цитоплазмы, сущность и значение клеточной теории, особенности строения прокариот, эукариот.

            Практические

            занятия

            Сущность процессов наследственности и изменчивости, типы скрещиваний, генетическую терминологию, хромосомную теорию наследственности значение генетики для селекции и медицины.

            Практические

            занятия

            Методы селекции растений и животных, центры происхождения культурных растений. Успехи селекционеров, направления биотехнологии.

            Лабораторная

            работа

            Об основной теории биологии - эволюционной, причины эволюции, ее закономерности, движущие силы.

            Практ ические

            занятия

            Основные гипотезы возникновения жизни на Земле.

            Лабораторная

            работа

            Основные этапы эволюции человека, человеческих рас.

            Самостоятельная

            работа

            обучающихся


            Разработчики: ГАОУ СПО ЧПК_преподаватель химии/биологии_ _Милицкова Н.Е.____

            (место работы) (занимаемая должность)