Свитера

Устройство иностранных граждан в году. Принимаем на работу иностранца

КонсультантПлюс: примечание.

Национальный порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ не применяется (Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4).

Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации

1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

2. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню , утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия научно-исследовательской и (или) педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2) прибывших в Российскую Федерацию не более чем на тридцать суток для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании гражданско-правовых договоров на возмездной и (или) безвозмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества) либо для осуществления по приглашению и в интересах государственных учреждений культуры и искусства творческой, просветительской, научно-исследовательской и (или) педагогической деятельности;

(см. текст в предыдущей редакции)

8.3) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;

8.4) прибывших в Российскую Федерацию с гостевым визитом либо для осуществления научных или культурных связей и контактов и привлекаемых помимо этого государственными учреждениями культуры и искусства для осуществления деятельности, указанной в подпункте 8.2 настоящего пункта, в течение срока, не превышающего тридцати суток;

9) являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

11) признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;

12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).

(см. текст в предыдущей редакции)

4.3. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.4. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году в городе Владивостоке определяются Федеральным законом "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.5. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2

3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

4) обучаются в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;

5) привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.5

4.6. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу или патента подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке , определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с последующим внесением полученных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, создаваемый в соответствии со статьей 18.2 настоящего Федерального закона. Действие настоящего положения не распространяется на высококвалифицированных специалистов, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, а также на иностранных граждан, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.7. Организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок представления уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина на территории Российской Федерации и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.8. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории инновационного центра "Сколково" устанавливаются Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".

4.9. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливаются указанным Федеральным законом .

(см. текст в предыдущей редакции)

4.9-1. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территориях опережающего социально-экономического развития определяются Трудовым кодексом Российской Федерации.

4.10. Установленные подпунктами 6 и 7 пункта 4 настоящей статьи правила не применяются в отношении иностранных граждан, совмещающих в Российской Федерации осуществление трудовой деятельности с обучением, в случае, если данные иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности либо на основании обыкновенной рабочей визы.

4.11. Особенности осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранными гражданами, являющимися членами жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского, определяются Федеральным законом "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением в Российской Федерации Международного конкурса имени П.И. Чайковского, и внесении изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

(см. текст в предыдущей редакции)

4.12. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории международного медицинского кластера устанавливаются Федеральным законом "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.13. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территориях инновационных научно-технологических центров устанавливаются Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

5. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

6. С учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности:

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а в случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в порядке, установленном статьей 13.4 настоящего Федерального закона, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин обучается;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) иностранным гражданином, временно проживающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

7. После принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган проверяет факт постановки на учет в налоговом органе данного иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отсутствия указанных сведений федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган не позднее дня, следующего за днем принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента, направляет сведения о постановке данного иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания в налоговый орган по месту своего нахождения. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем постановки на учет иностранного гражданина, направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

(см. текст в предыдущей редакции)

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. На основании соглашения о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и субъектом Российской Федерации уполномоченная данным субъектом Российской Федерации организация участвует в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказывает содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании. Указанные участие и содействие осуществляются без привлечения средств федерального бюджета.

11. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в случае изменения в течение срока действия разрешения на работу фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) иностранного гражданина либо реквизитов документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, данный иностранный гражданин в течение семи рабочих дней со дня въезда в Российскую Федерацию (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, за пределами Российской Федерации) либо со дня изменения его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, на территории Российской Федерации), обязан обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавший разрешение на работу, для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в таком разрешении.

(см. текст в предыдущей редакции)

Приём на вакантные рабочие места граждан других государств является вполне законной процедурой при условии, что эти лица находятся в России легально. Но некоторые сложности с официальным оформлением приводят к попыткам со стороны работодателей обойти законы РФ, что создаёт поток нелегалов, пытающихся получить низкооплачиваемую и вполне доступную работу.

Следует напомнить, что подобные недобросовестные действия могут обернуться для работодателя большими и вредом для его бизнеса. Поэтому следует не забывать о правовом положении иностранцев и законных правилах их приёма на рабочие места с учётом последних изменений, внесённых в законодательные нормы.


До начала 2015 года устройство на работу мигрантов, а именно они чаще всего ищут работу на территории нашей страны, регулировалось президентским указом об использовании иностранцев в качестве рабочей силы. Затем был принят отдельный Закон, определяющий права иностранцев в РФ, и некоторые положения президентского указа утратили своё значение.

Изменения касались порядка въезда иностранных граждан, их учёта и приёма на вакантные рабочие места.

В настоящее время все вопросы в указанных сферах регулируются согласно упомянутому Закону.

Изменения 2016 года связаны с упразднением службы, занимавшейся учётом мигрантов. В настоящее время все полномочия ФМС переданы Министерству внутренних дел. А патенты, выдающиеся лицам без визы, оформляются на срок от одного до двенадцати месяцев. Форма этого документа осталась прежней (утверждена приказом миграционной службы под номером 638 в декабре 2014 года).

Порядок приёма

Перед работодателю необходимо разобраться со статусом гражданина. Различают три основные категории иностранцев:

  • лица, живущие на территории РФ постоянно и имеющие вид на жительство;
  • лица, получившие разрешение на временное проживание, в том числе и на работу;
  • лица, оформившие визу или могущие работать по миграционной карте.

То есть фактически различают временно и постоянно проживающих на территории РФ иностранцев.

Для всех перечисленных категорий существует общее правило. Работодатель обязан уведомить Министерство внутренних дел (раньше уведомлялась ФМС) о заключении согласно 13-й статье Закона о правовом положении иностранных граждан. Исключений из этого правила не предусмотрено! Оно действует как для временно, так и для постоянно проживающих в РФ иностранцев.

Уведомление отправляется работодателями в трёхдневный срок.

Дальнейшее оформление работника зависит от его статуса.

Лиц, получивших временное разрешение

Лица, получившие временное разрешение на работу и проживание, оформляются точно так же, как и граждане, оформившие вид на жительство и проживающие в РФ постоянно. Единственное отличие заключается в необходимости подтверждения своего статуса временно проживающего. Порядок для этой категории зависит от наличия или отсутствия визы.

Если у будущего работника есть виза либо предполагается её выдача, работодатель обязан:

  1. Обратиться в местную службу занятости с заявкой на привлечение к работе иностранца. Этот орган рассмотрит целесообразность такого привлечения и выразит своё письменное согласие либо несогласие.
  2. Подать заявку также и в Министерство внутренних дел (его местное отделение) с целью получения разрешения на использование иностранной рабочей силы.
  3. Внести в государственную казну пошлину за каждого работника в размере 10 000 рублей.
  4. Подать о выдаче соответствующего приглашения на въезд (сейчас подаётся в местный орган МВД).

Приглашение оформляется в течение двадцати дней. При его получении также вносится пошлина в размере 800 рублей. Затем подаётся пакет (обычно в него входит фотография работника, копия его паспорта и заявление работодателя). После рассмотрения заявления МВД выдаётся разрешение, за которое дополнительно уплачивается в казну 3 500 рублей. Затем приглашение отправляется иностранному работнику.

После его прибытия в трёхдневный срок отправляется соответствующее уведомление в МВД и заключается трудовой контракт.

Работников, у которых отсутствует виза

Если у будущего работника отсутствует виза, работодателям не требуется получать разрешение на его приглашение. Но при этом иностранцу придётся оформить специальный патент.

С 2016 года этот документ необходимо получать всем без исключения лицам, прибывшим на территорию РФ без визы, но при этом желающим найти подходящее рабочее место. Стоимость такого разрешения целиком зависит от срока пребывания иностранца и региона, в котором он желает осуществлять трудовую деятельность. Фиксированный платёж составляет 1 568 рублей, но по факту для каждого региона он свой.

Работодателям необходимо учитывать, что в настоящее время максимальная продолжительность действия патента составляет один год . А период его продления не может превышать одного месяца. По истечении этого срока работник обязан покинуть территорию РФ, а затем официально на неё въехать и обратиться повторно за получением патента в качестве вновь прибывшего лица.

Патенты в настоящее время выдаются Министерством внутренних дел. За их получением может обращаться как сам иностранец, так и его доверенное лицо. При себе необходимо иметь пакет документов. составляется по месту обращения.

Для продления действия документа на один месяц необходимо обратиться в МВД минимум за десять дней до окончания его действия. По факту просрочки производится расторжение трудового контракта и отстранение работника от исполнения трудовых обязанностей.

Обратиться за получением патента необходимо в течение тридцати дней с момента пересечения государственной границы. В пакет документов кроме заявления включается:

  • паспорт, удостоверяющий личность просителя;
  • миграционная карта с уточнением цели приезда;
  • медицинский страховой полис;
  • квитанция, подтверждающая факт внесения в казну соответствующей пошлины;
    медицинские справки, подтверждающие отсутствие инфекционных заболеваний и наркотической зависимости;
  • документ, подтверждающий знание русского языка, а также истории РФ.

Следует отметить, что получить иностранца в качестве сотрудника с визой, могут только компании и предприятия, имеющие права (разрешение) на трудоустройства мигрантов. На самостоятельный поиск работы гостям без визы отводится ровно 90 дней.

И если этот поиск окончился неудачей, иностранцу придётся покинуть территорию РФ.

Приём лиц, приравненных к гражданам РФ

Льготное трудоустройство предусмотрено для лиц, приехавших из Казахстана, Армении и Беларуси. На них не распространяются ограничения, связанные с защитой российского рынка труда. Работодатель не обязан уведомлять о приёме на работу таких граждан. И получать соответствующее разрешение на работу им не нужно.

Также льготное оформление на рабочее место предусмотрено для других иностранцев, получивших вид на жительство. Его оформляют в течение семи дней с момента пересечения границы. Либо эта обязанность ложится на работодателя.

Пакет документов формируется:

  • из иностранного паспорта;
  • из (при её отсутствии оформлением занимается кадровый отдел по месту новой работы);
  • из медицинского страхового полиса;
  • из документов о полученном образовании;
  • из вида на жительство (белорусам, армянам и казахам этот документ предъявлять не нужно!).

Следует отметить, что в случае заключения трудового контракта с иностранным гражданином, работодатель обязан внести в него информацию согласно требованиям 57-й статьи ТК. Для временно проживающих на территории РФ лиц вносится информация по патенту или визе, а также оговариваются условия оказания медицинской помощи.

Для постоянно проживающих лиц указываются сведения о виде на жительство. Кроме того, вносится информация по оплате расходов на переезд работника и членов его семьи, включая возвращение на родину.

Государственные взносы

Обязательные взносы рассчитываются в процентном отношении к окладу на основании статуса работника. Страховые отчисления вносятся в Пенсионный (ПФР) и страховой фонд (ФСС), а также Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

При временном проживании в страховой фонд вносится 1,8% от размеров , а в ПФ выплаты осуществляются по тарифу.

Лица, имеющие гражданство Армении, Беларуси и Казахстана, оплачивают все взносы по общему тарифу, установленному для конкретной организации или предприятия.

Что касается налога на доход физических лиц, его размеры также устанавливаются в зависимости от статуса работника:

  • 13% для резидентов, находящихся на территории страны более 183 дней;
  • 30% для нерезидентов, находящихся на территории страны меньше 183 дней;
  • 13% для граждан Армении, Беларуси и Казахстана (отчисления производятся с первых дней трудовой деятельности).

Ответственность работодателей за нарушение законодательства

С 2016 года ужесточился контроль и надзор государства за приёмом на работу иностранцев. Те же правила действуют и для 2019 года.

Административное взыскание, налагаемое на предприятие или компанию, нарушившую установленные правила и допустившую на работу нелегалов, может достигать 1 000 000 рублей.

Такие меры приняты государством с целью сокращения потока нелегальных работников. Как известно, Россия занимает 2-е место в мире по наплыву мигрантов согласно докладу ООН, что требует более жёсткого контроля российского рынка труда.

Трудоустройство гражданина РФ и иностранца

Основные отличия для указанных выше категорий следующие:

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, по сравнению с гражданами РФ, действуют специальные нормы, регулируемые различными законодательными актами. Но и сами по себе иностранцы друг от друга отличаются: порядком въезда в РФ (визовый/безвизовый), правовым статусом, наличием международных соглашений между Россией и страной въезда.

Наглядно представить картину поможет схема 1.

Таблица 1

Что нужно для трудоустройства

Срок пребывания в РФ

Миграционный учет

Постоянно проживающие (обычные) На срок действия вида на жительство с последующим продлением Самостоятельно регистрируются по месту проживания в РФ. Срок 7 рабочих дней с момента получения ВНЖ
Временно проживающие (обычные) Разрешительные документы не нужны, но работать можно только в том регионе, где разрешено проживание На срок действия разрешения на временное проживание, не продлевается Самостоятельно регистрируются по месту проживания в РФ. Срок 7 рабочих дней с момента получения РВП
Высококвалифицированные Разрешение на работу (по ходатайству работодателя). Визовым - приглашение на въезд и рабочая виза.

Работник:

Зарплата не менее 167 тыс. в месяц, кроме некоторых категорий у которых меньше

На срок действия разрешения на работу (3года) с последующим продлением Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 90 дней с даты пересечения границы или в течение 30 дней после прибытия в другой субъект РФ
Временно пребывающие:
Визовые Работодатель:

пройти квотирование, получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а также приглашение на въезд, рабочую визу и разрешение на работу.

Работник:

Пройти мед.освидетельствование, подтвердить знание русского языка, основ права и истории РФ, приобрести полис ДМС

На период действия рабочей визы Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 7 рабочих дней с даты прибытия
Безвизовые Работник:

Получить патент, пройти мед.освидетельствование, подтвердить знание русского языка, основ права и истории РФ, приобрести полис ДМС

До получения патента : не более 90 суток суммарно в течение 180 дней с даты въезда в РФ

После получения патента : на период действия патента

Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 7 рабочих дней с даты прибытия

гр-не Таджикистана - 15 дней с даты въезда в РФ

гр-не Украины - 90 дней с даты въезда в РФ

Граждане из ЕАЭС Разрешительные документы не нужны

Полис ДМС

На срок действия трудового или гражданско-правового договора Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 30 дней с даты прибытия
Беженцы Разрешительные документы не нужны
Временное убежище Разрешительные документы не нужны На период действия статуса с последующим продлением Регистрируются сами по месту проживания или принимающей стороной в течение 7 рабочих дней

Что ждать от проверок ГИТ?

Работодателям, использующим труд иностранных граждан и лиц без гражданства, следует ознакомиться с результатами проверок ГИТ по Санкт-Петербургу за I полугодие 2016 года. Это позволит подготовиться к проверкам и исключить возможные штрафные санкции. За указанный период было проведено 37 проверок по соблюдению трудового законодательства при найме иностранных работников. В результате инспекторы выявили 457 нарушений, из которых 112 (24%) касаются охраны труда, 150 (33%) - оплаты и нормирования труда и 195 (43%) - оформления трудового договора.

Диаграмма 1

По проведенным проверкам было выдано 43 предписания и наложено 226 административных наказаний. Общая сумма штрафов по административным правонарушениям составила 15 358 000 рублей, поэтому работодателям следует уделить особое внимание трудовым договорам с иностранцами, охране труда и оплате труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

При заключении трудовых договоров с такими лицами следует помнить, что на них распространяются не только нормы российского законодательства, но и нормы международных соглашений. В первую очередь, нужно обратить внимание на статьи:

  • ст. 57 ТК РФ: регламентирует содержание трудового договора;
  • ст. 327.2 ТК РФ: раскрывает особенности заключения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства
  • ст. 327.3 ТК РФ: содержит перечень документов, которые обязаны предоставить иностранцы при приеме на работу.
При заключении или расторжении договора (трудового или гражданско-правового) с иностранным гражданином, не зависимо от его статуса и категории, работодатель (заказчик) обязан уведомить ФМС (а после завершения организационно-штатных мероприятий по упразднению ФМС и передаче полномочий - МВД России). Сделать это нужно не позднее 3-х рабочих дней с даты заключения или прекращения соответствующего договора.

Сотрудник на патенте

Если организация заключает договор с иностранцем-патентником - желательно заглянуть на сайт https://гувм.мвд.рф/ и проверить, действителен ли патент соискателя. Тем самым вы проявите должную осмотрительность.

Следующий шаг: одновременно с уведомлением о заключении договора желательно направить в территориальный орган ФМС копию трудового (гражданско-правового) договора. Следует отметить, что законодательно данная обязанность возложена на иностранца, но для того, чтобы исключить вероятность аннулирования патента - лучше выполнить эту обязанность вместо него.

Обязательно отслеживайте оплату авансовых платежей по НДФЛ, т.к. в случае пропуска срока оплаты патент становится недействительным, в случае проверки - работодателя могут привлечь к ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ (максимальный размер штрафа должностному лицу - 70 000 руб., организации - до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток (если они находятся в СПб или ЛО)).

Ситуация: Как определить крайний срок оплаты авансового платежа? Следует посмотреть на дату выдачи патента (допустим, это 06.02.2016). Значит, крайний срок для оплаты за следующий месяц - 05.03.2016. Если иностранец не приносит квитанции об оплате авансового платежа по НДФЛ, то 06.03.2016 следует отстранить его от работы на срок до 1 месяца. Если документ об оплате так и не появится - трудовые отношения с ним придется прекратить по статье 327.6 ТК РФ.

Не нужно забывать об ограничениях по профессии и территории для патентных иностранцев. Они могут работать только по той профессии и только на той территории, которые указаны в патенте. Действующим законодательством, кроме того, не предусмотрено направление патентников в командировки.

Итог проверок ФМС - административное правонарушение

Итог проверок ФМС - административное правонарушение

Приводим диаграмму, которая показывает количество случаев привлечения к административной ответственности по результатам проверок ФМС России по состоянию на 16.05.2016 г.

Следует отметить, что всего было проведено 238 811 проверок, по результатам которых вынесены решения о привлечении к ответственности за 527 449 административных правонарушений.

Диаграмма 2

Размер административной ответственности за наиболее часто встречающиеся нарушения, приведен в таблице 2. Причем работодателю (заказчику) следует помнить о том, что ответственность возникает за каждого иностранца и по каждому основанию отдельно.

Таблица 2

Административная ответственность за нарушение законодательства при привлечении к труду иностранцев

Норма

КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

организаций

ч. 3 ст. 5.27 Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора 10 000 - 5000 - 10000 руб. 50 000 - 100 000 руб.
ч. 1 ст. 5.27 Иные нарушения законодательства и нормативных актов о труде Предупреждение или 1 000 - 5000 руб. Предупреждение или 30 000 - 50 000 руб.
ч. 3 ст. 5.27.1 Допуск к труду работника, не прошедшего:

· обучение требованиям охраны труда и проверку знаний по ним;

· обязательный предварительный либо периодический медосмотр;

· обязательный медосмотр в начале рабочего дня (смены);

· обязательное психиатрическое освидетельствование

15 000 - 25 000 руб.

110 000 - 130 000 руб.
Допуск к труду работника при наличии у него медицинских противопоказаний
ч. 4 ст. 5.27.1 Не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

20 000 - 30 000 руб.

130 000 - 150 000 руб.

ч.4 ст. 18.15 Привлечение к трудовой деятельности без разрешения на работу или патента, не в том субъекте РФ, где выдано разрешение или патент, либо разрешено временное проживание. За не уведомление или несвоевременное уведомление ФМС о заключении/расторжении договора, а также привлечение иностранцев без получения разрешения на привлечение иностранцев в городе Санкт-Петербург или ЛО

35 000 - 70 000 руб.

400 000 - 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток
ч.5 ст. 18.15 Не уведомление о выплате заработной платы ВКС

35 000 - 70 000 руб.

400 000 - 1 000 000 руб.
ч.3 ст. 18.16 Нарушение правил привлечения иностранных граждан на торговых объектах в Спб и ЛО

45 000 - 70 000 руб.

350 000 - 800 000 руб. 450 000 - 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток
ч.1 ст. 18.17 Не соблюдение требований по ограничению кол-ва иностранных работников в определенных отраслях

45 000 - 50 000 руб.

800 000 - 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток

Прием на работу граждан иных государств регулируется ФЗ №115 от 25-07-02 г. Стоит заметить, что указанный документ уже с момента своего принятия вызывал большое количество вопросов, неоднократно изменялся и дополнялся. Кроме ФЗ №115, права иностранных работников защищает и ТК РФ, наравне с российскими гражданами.

Процесс трудовых отношений с иностранными гражданами находится под усиленным контролем государственных структур, и соблюдение законодательства в этой области выходит для работодателя на первый план. В противном случае компания рискует получить не экономическую выгоду, а целый ряд неприятных последствий. Наиболее распространенные риски работодателя, ошибки при оформлении трудовых отношений с гражданами других государств рассматриваются в настоящей статье.

«Подводные камни» и особенности трудовых отношений с иностранными гражданами

Иностранные граждане как работники, подразделяются на категории в зависимости от статуса. В каждом случае есть свои положительные моменты, равно как и риски для работодателя.

Постоянно проживающие в нашей стране иностранные граждане, имеющие вид на жительство

Документ выдается раз в 5 лет и может продлеваться. Их прием на работу не отличается от аналогичной процедуры в отношении российского работника.

Риски здесь минимальные, но они есть:

  • вид на жительство иностранного работника просрочен;
  • работодатель проигнорировал требование ст. 13-8 ФЗ №115 и не сообщил в органы миграционного контроля о заключении с иностранцем трудового договора в 3-дневный срок.

Временно проживающие в нашей стране иностранные граждане на основании соответствующего разрешения

Его максимальный срок – 3 года. Процедура приема на работу такая же, как в первом случае. Работник обязан каждый год подтверждать свое разрешение в миграционной службе. Работодатель, как сторона, ответственная за соблюдение законодательства, обязан контролировать этот процесс, поскольку в первую очередь несет ответственность перед законом за каждое нарушение.

Иностранцы, не имеющие визы, работающие на основании выданного им патента

Прежде чем нанимать на работу таких сотрудников, российский работодатель обращается в службу занятости и получает квоту, т.е. документ, указывающий, сколько иностранных граждан может иметь в штате именно его фирма. За квотами имеет смысл обращаться уже в начале года, иначе велика вероятность отказа.

Решение комиссии по квоте зависит от многих факторов:

  • отрасли, в которой работает фирма;
  • ее величины и т.д.

На заметку! Квотирование иностранной рабочей силы устанавливается на государственном уровне. Лимиты ежегодно обновляются (в 2018 году применяются квоты согласно пост. Правительства. №1467 от 4.12.17 г).

Патент выдается иностранцу при обращении в миграционную службу. Полный пакет документов, необходимый для патентирования, указан в ст. 13.3 ФЗ №115.

Особое внимание уделяется службой вопросу законности пребывания указанного лица на территории РФ. Не исключена ситуация, при которой сотрудника ждут на рабочем месте, в то время как он решает проблемы с миграционной службой.

Патент выдается на срок от месяца до года. Если работник не обратился заранее, чтобы продлить документ (минимум за 10 дней до окончания срока действия), и патент просрочен, организация обязана расторгнуть трудовой договор с ним. У руководства компании возникает необходимость отслеживать эти сроки, что означает дополнительные трудозатраты и постоянный риск нарушить миграционное законодательство.

На заметку. Патент продлевается только на основании ходатайства работодателя.

Иностранцы, получающие рабочую визу

Если в предыдущем случае основные расходы в процессе трудоустройства несет сам иностранный гражданин, здесь придется раскошелиться работодателю. Расходы весьма существенны, так за каждого привлеченного к работе сотрудника уплачивается госпошлина 10 тыс. рублей. Приглашение-разрешение на работу для иностранца также оформляет фирма из своего бюджета (полный список и величину госпошлин содержит ст. 333.28 НК РФ).

Чтобы получить иностранного гражданина в штат, работодатель:

  • пишет заявку в службу занятости на квоту;
  • пишет в миграционную службу с целью получить разрешение на привлечение иностранных сотрудников;
  • уплачивает за каждого из них госпошлину;
  • обращается в миграционную службу с ходатайством выдать будущему сотруднику приглашение;
  • в течение 3-х недель получает приглашение и уплачивает за него госпошлину;
  • обращается за разрешением на работу для будущего сотрудника с полным пакетом документов (копия паспорта, фото, заявление и т.д.);
  • уплачивает госпошлину;
  • в срок не более 3-х дней уведомляет чиновников миграционной службы о том, что сотрудник прибыл;
  • оформляет с ним трудовые отношения договором.

Как видно из перечисленного, процесс весьма непростой и длительный, а полной гарантии, что трудовые отношения устроят обе стороны, дать нельзя.

На заметку! Без дополнительного оформления принимаются на работу граждане стран ЕАЭС (Киргизия, Казахстан, Беларусь, Армения).

Особый статус граждан ЛНР и ДНР

Согласно указу Президента №74 от 18-02-17 г. такие лица имеют статус беженцев. Их паспорта признаются на территории РФ без необходимости получения визы. Их принимают на работу по нормам ст. 13.3 ФЗ №115, т.е. на основании миграционной карты. Однако следует иметь в виду, что указ действует до окончания периода нестабильности на территории этих республик. После завершения действия документа правовой статус таких работников окажется неопределенным. Решать возникшую проблему придется так или иначе работодателю.

Высококвалифицированные специалисты

Кроме работников-иностранцев, не обладающих высокой квалификацией, в Россию пребывают специалисты, имеющие особые трудовые навыки, достижения, умения, опыт. Права таких работников защищает ст. 13.2 ФЗ №115. Главное, о чем должен помнить работодатель, – установленные лимиты, ниже которых тем или иным специалистам-иностранцам оплачивать труд нельзя, иначе это будет считаться нарушением.

В общем случае в зависимости от категории заработная плата устанавливается от 57500 до 167000 рублей. Труд специалистов, работающих по особым госпрограммам, оплачиваются еще выше.

Высококвалифицированного специалиста из-за рубежа целесообразно приглашать на работу лишь проведения тщательного экономического анализа затрат и вероятных выгод сотрудничества.

Административная ответственность и контроль

Трудовые отношения с иностранцами подвержены жесткому административному контролю. Прежде всего, следует ждать проверок миграционной службы. По результатам таких мероприятий составляется акт, один экземпляр которого вручается представителю фирмы.

Штрафы за нарушения весьма крупные. Так, согласно ст. 18.15 КоАП за привлечение к работе без патента и другой разрешительной документации может быть наложен штраф:

  • на организацию — 250-800 тыс. руб.;
  • на ее должностных лиц — 25-50 тыс. руб.;
  • на граждан 2-5 тыс. руб.

Аналогичные нарушения миграционного законодательства наказываются столь же строго. В отдельных случаях штраф может возрасти до 1 млн руб. Кроме того, деятельность фирмы по итогам проверки могут приостановить на период от 14 до 90 дней. Судебная практика в большинстве случаев складывается не в пользу работодателя.

Главное

  1. Миграционное законодательство РФ предусматривает различные процедуры заключения трудовых договоров с иностранцами в зависимости от категории последних. Положения ФЗ №115, других законодательных актов РФ весьма жестко регламентируют наем иностранцев российскими компаниями.
  2. Желание нанять на работу такого сотрудника может вылиться в целый ряд рисков: потери времени, финансов, усиления административного контроля со стороны ФМС, крупных штрафов за выявленные нарушения.
  3. Решение о заключении трудового договора с иностранным сотрудником целесообразно принимать после тщательного финансового анализа расходной части сделки и ее прогнозируемых выгод. В большей мере это касается высококвалифицированных специалистов из-за рубежа.