Мoдныe детки

Почему сосну называют пионером леса. "жемчужина северных лесов" презентация к уроку на тему

Познавательная викторина о лесе

(для учащихся 5-6 классов)

Цель : Расширение знаний детей об уральском лесе, воспитание бережного отношения к природе.

Библиотекарь: Ребята мы живем с вами в удивительном краю, в краю лесов. Многие поэты воспевали красоту леса.(1-4 слайды)

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна. (С.Есенин)

А если вам это знакомо и дорого,

То значит, вы знаете, как хороши

И сказка, и песня средь хвойного шороха

В местах, где казалось бы нет и души.

Давайте вспомним, какие деревья растут в лесу?(береза, осина, ель, лиственница, пихта, кедр, сосна и др.)А сейчас я вам расскажу немного о сосне.(5 слайд). Сосны - это наши чудные земные друзья, посмотрите внимательно вокруг себя и подумайте о роли сосны в жизни человека.

Пол, потолок, а может и весь дом, в котором вы живете может быть сделан из сосны;(6 слайд)

Бумага, на которой вы пишите и рисуете, книги, которые читаете, карандаши из чего получены, задумывались ли вы над этим?(6 слайд)

Из чего изготовлена кинолента, почему такие чистые звуки у рояля и скрипки?(слайд6)

И наконец, от чего зависит чистота воздуха, которым вы постоянно дышите?

Ваши ответы говорят об исключительной роли сосны

.А теперь небольшая викторина про сосну.

1. Как можно определить возраст дерева по спилу пня?(по числу годичных колец)

2. Сколько лет живет иголка сосны? (2 года)

3. Почему сосну называют пионером леса.(она первая занимает новые площади, поселяясь в горах, на вырубках, она не требовательна к условиям жизни и вынослива)

4. Какой музыкальный инструмент делают из сосны? (скрипка)

5. Чем отличается сосна, растущая на опушке леса, от сосны - в чаще леса?(у сосны, растущей на опушке раскидистая крона спущена низко, ствол дерева канонический; у деревьев в чаще леса нижние сучья отмирают, крона поднята высоко, ствол цилиндрический)

6. Почему под соснами можно увидеть молодые елочки, а под елями сосенок - нет. (ель теневынослива, сосна- любит светлые места)

Библиотекарь : А теперь проведем конкурс. « Угадай, какое дерево, чем полезно.»

Береза – лечебные почки, сок, листья, березовые веники (слайд 7)

Кедр - шишки, орехи, смола (слайд8)

Ель - иголки, шишки, древесина(Слайд9)

Дуб - желуди, кора, дубильные вещества (слайд 10)

Осина-бумага, спички, зайцы едят кору, дятлы строят гнезда (слайд 11)

Библиотекарь: Продолжим викторину

7. Вы заблудились в лесу. Как определить где север? (мхи и лишайники особенно хорошо развиты на стороне, обращенной к северу, здесь больше влаги)

9. Почему хвоя в лесной подстилке долго не истлевает, а лист березы гнеет быстрее?.(хвоя содержит смолистые вещества,задерживающие процесс гниения)

10. Как приготовить из хвои сосны витаминный напиток?(хвою промывают, растирают в ступе, кладут в сосуд на 1/3 объема и заливают кипяченной водой)

Библиотекарь: А еще ребята, помимо деревьев в лесу растут ягоды и грибы. Вот сейчас мы с вами их еще раз вспомним,обратимся к экрану.(Природа России. мультимедийный компакт- диск)

Библиотекарь:

Продолжим нашу викторину. Угадай, кто это?

1.Белка: У нее стройное тело, пушистый длинный хвост, длинные уши с кисточками, мех рыжий, питается- семенами хвойных деревьев; ест также грибы, ягоды, насекомых. Живет в дуплах или в гнездах на деревьях.

2.Лиса: имеет ярко-рыжий мех, питается мышевидными грызунами, а также птицами, насекомыми, лягушками; живет в норах или занимает чужие норки. Живет до 7 лет.

3.Волк- хищник, питается дикими и домашними животными, в поисках пищи передвигается на большие расстояния.

4.Куница- стройный, гибкий зверек с заостренной мордой. Крупными ушами, пушистый хвост больше половины длины тела. Живет в дуплах, под корнями в старых беличьих гнездах, питается мелкими грызунами.

5. Какие два зверька самые мелкие в наших лесах? (землеройка и мышка)

6. У каких уральских зверей самый дорогой мех? (у соболя, бобра, выдры, норки, куницы)

7. Назовите белых зверей и белых птиц? (белый медведь, песец, горностай, ласка, заяц-беляк, белая куропатка, лебеди)

8. Какая птица самая маленькая на Урале? (королек)

9. Какие птицы лучше всех охраняют лес? (синицы, дятлы, поползни, корольки)

А сейчас поговорим еще об одних жителях леса- о муравьях. (слайд 12) Наверно, когда вы бывали в лесу вы видели там муравейники.Муравьи- самые трудолюбивые жители леса. В доме, построенном их силами живут до 25 тыс. муравьев. Муравьи бывают разные по величине. От1 мм до 6 см, а на земле до 10 тыс. видов муравьев.Жители одного муравейника уничтожают от 5 до 8 млн. вредных насекомых. Один древесный муравей может доставить за лето в муравейник 5 литров сладкого молока от тли. Муравейник- это дружная семья, где у каждого свои обязанности. В ней есть разные муравьи- строители, рабочие, воины и даже царица.

10. Дятел спасает лес от древоточцев и короедов. Синицы истребляют жуков-листогрызов. А что вы знаете о кукушке? Мама кукушка за своими птенцами не ухаживает, а только твердит: «ку-ку- кому помочь» Эта ленивая птица не хочет вить себе гнездо. А подбрасывает свои яйца в чужие гнезда и их высиживают другие птицы, поэтому кукушат зовут подкидышами.

11. Ребята угадайте, чьи это следы? (слайд 13)

В заключении предлагается обзор книг у книжной выставки «В гостях у лесного друга» Подводятся итоги викторины. (слайд 14)

  1. повышение познавательного интереса к предметам естественно – научного цикла,
  2. расширение кругозора и развитие логического мышления учащихся,
  3. привлечение подрастающего поколения к изучению и охране леса,
  4. воспитание любви к родной природе.

Формы проведения игры: биологический турнир, экологический КВН, брейн-ринг.

Правила игры: интеллектуальная игра «Растения леса» проводится в рамках предметной декады между параллелями 6-7 классов. О проведении данной игры сообщается заранее. От каждого класса выдвигается команда (или группа учащихся в состав сборной 6-7классов). Играют 2-3 команды одновременно. Право на ответ получает та команда, которая первой подала сигнал готовности (для этого можно использовать сигнальные карточки, звонок или светоустановки разного цвета на каждом столе). Для оценки работы команд выбирают независимое жюри, призванное следить за соблюдением правил игры и учетом набранных баллов за правильные ответы на вопросы. На обдумывание каждого вопроса дается одна минута. В ходе игры можно устраивать музыкальные паузы.

Реквизиты: два (три) игровых стола; сигнальные карточки, звонок или светоустановки разного цвета на каждом столе; компьютер, мультимедийный проектор; репродукции картин И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, А.И. Куинджи, И.И. Левитана; гербарии или листья деревьев; музыкальные композиции.

Оформление:

  1. Плакат с высказыванием К. Паустовского: «Природу нужно беречь, как мы бережем человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву».
  2. Пословица:
    «Нет леса – посади,
    Мало леса – не руби,
    Много леса – береги».
  3. Картины о лесе И.И. Шишкина, И.И. Левитана, В.Д. Поленова, А.И. Куинджи.
  4. Тематическая компьютерная презентация.
  5. Музыкальное оформление (подборка классической инструментальной музыки, песни современной эстрады на заданную тематику и др.)

З А Г А Д К И:

1. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?
(рябина, калина).
2. Синий пиджак,
Желтая подкладка,
В середине – сладко.
(слива).
3. Не страшна ей стужа,
Не страшна метель,
Острая вершина,
А зовется… (ель).
4. Живет лет 300 или больше,
Светолюбивая она,
Совсем неприхотлива к почве,
Иголки по 2, то - … (сосна).
5. Цветет позднее всех деревьев,
Лекарственны ее цветы,
Коль их заваришь – то простудой
Болеть не будешь больше ты.
(липа).
6. Этот кустарник в лесу взор ласкает,
Лист сложный, перистый,
Плод – небольшой,
В нем витаминов великое множество
Вы догадались? Кто же такой?
(шиповник).
7. И лист и почки – все врачует,
И сок – целебное сырье.
Шумит от ветра, если дует,
Краса России – ствол ее.
(береза).
8. Для бани веничек готовят,
Листочки прочно так сидят,
Его плоды – зверей накормят,
Если ты крепок – с ним сравнят.
(дуб).
9. Он газ и пыль - все поглощает,
Нелегок летом этот труд.
За это его очень ценят,
«Воздушный санитар» зовут.
(тополь).
(Информация к размышлению:
за лето одно дерево тополя
может поглотить более 1 кг пыли и 45 кг CO 2).
10. Как зовут ее, кто знает?
Ветра нет, а лист дрожит,
Нечисть, скверну отгоняет,
Если кол ее забит.
(осина).
11. Она весну встречает –
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
А платьице – в полоску.
Ты узнаешь…
(березка).
12. Чей пух по городу летает?
Среди июля – снегопад.
Прохожие его ругают,
А это ветер виноват.
(тополь).

В О П Р О С Ы:

  1. Почему у ели всегда острая вершина? (Потому что ель, пока она жива, все время непрерывно растет в высоту, а другие лесные деревья, достигшие определенного возраста, перестают расти в высоту, зато стволы их начинают раздаваться вширь. Закругленная вершина кроны – первый признак прекращения роста в высоту).
  2. Древесина какого хвойного дерева очень прочна и устойчива против гниения? (Лиственницы. Известны постройки из нее, просуществовавшие 300-500 лет и более (в Сибири, в Литве, Швейцарии, Польше). В 1958 г. на Дунае во время засухи, когда уровень воды упал, были обнаружены лиственничные сваи моста, построенного римлянами в начале II века. Древесина оказалась неразрушенной).
  3. Какое хвойное дерево, растущее на Кавказе, достигает возраста 2000-3000 и более лет и на что используется его древесина? (Тисс. Это могучее, в несколько обхватов, до 35 метров высотой дерево с густой темно-зеленой кроной. Тисс называют красным деревом или негноем, что соответствует прочности и буровато-красному цвету его древесины, которая не поддается разрушительному действию воздуха и не гниет в воде, а только приобретает в ней ярко-рубиновую окраску. Хвоя, кора и древесина ядовиты. Тисс используется для изготовления фанеры, в подводных сооружениях и на различные поделки, конкурирующие с изделиями из дорогого бразильского красного дерева).
  4. Что такое годичные кольца прироста, и что по ним можно определить? (Годичное кольцо прироста – это все слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью. По годичным кольцам можно определить возраст дерева. По толщине годичных колец можно узнать, в каких условиях росло дерево в разные годы жизни. Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, о затенении дерева и о его плохом питании. По годичным кольцам можно определить и страны света. Годичные кольца обычно шире с той стороны дерева, которая обращена к югу, и уже с той, которая обращена к северу).
  5. У всех ли деревьев и кустарников по годичным кольцам можно определить возраст? (Нет, не у всех. Например, у саксаула в одном году образуется несколько годичных колец (во время выпадения дождей), что не позволяет по ним определить возраст дерева).
  6. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, клена, осины, черемухи и др.)
  7. Древесина каких деревьев настолько тверда, что способна заменить кость и даже металл? (1 - Самшит. Вечнозеленое, очень медленно растущее дерево или кустарник из семейства самшитовых, с густой кроной, с раздельнополыми однодомными цветками, теневыносливое, теплолюбивое. Распространен в лесах Черноморского побережья на Кавказе. Горцы называют его «железным деревом» за прочность и «кавказской пальмой» за красоту. Высоко ценится как материал для изготовления подшипников, музыкальных инструментов, шахмат и др. изделий.
    2 – На юге Приморского края растет « железная береза», древесина которой по прочности приближается к железу, она в 3,5 раза прочнее чугуна, ее не берет ни самый острый топор, ни пуля, древесина ее тонет в воде).
  8. Названия каких деревьев совпадают с названиями цветов? (1 – Гвоздичное дерево – на островах Малайского архипелага. По цвету и форме они напоминают маленькие гвозди, отсюда, видимо, и произошло название растения.
    2 – Тюльпанное дерево. Родина – Китай, Северная Америка. В СНГ – в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии. Высокое дерево с густой пирамидальной кроной. Цветки крупные, колокольчатые, оранжево-красные, напоминают тюльпаны. Хороший медонос. Древесина используется в мебельном производстве. Из коры готовят некоторые лекарства).
  9. Какой самый страшный враг леса? (Лесной пожар).
  10. Какую пользу приносят птицы для леса? (Совы уничтожают вредных грызунов и насекомых. Одна сова съедает 12-14 мышей в день. Кукушки в большом количестве истребляют мохнатых гусениц шелкопрядов – наиболее опасных вредителей леса и других насекомых. Дятлы уничтожают личинок вредных насекомых. Жаворонки, ласточки, стрижи, мухоловки, трясогузки, синицы, корольки, пеночки, горихвостки, малиновки, поползни, пищухи, дрозды, соловьи и др. приносят своим птенцам пищу от 300 до 600 раз в день, скармливая им при этом огромное количество вредных насекомых и их личинок).
  11. Что называют природными заповедниками? Какой заповедник находится на территории Архаринского района Амурской области? (Заповедники – это специально выделенные участки территории, где изучается и сохраняется в неприкосновенности растительность и животный мир, типичный для данного географического района, увеличивается численность животных, наиболее ценных в хозяйственном и научном отношении. В настоящее время общее число заповедников, национальных парков и охраняемых участков во всем мире составляет около 800. В СНГ – более 150 заповедников и заповедных территорий. На территории Архаринского района Амурской области находится Хинганский государственный природный заповедник).
  12. Назовите охраняемые деревья Амурской области? (Абрикос сибирский, бархат амурский, сосна корейская (кедр корейский), груша уссурийская).
  13. Назовите сильно ядовитые растения леса? (Тисс – хвойное дерево, ядовиты все части; Волчье лыко – кустарник, очень ядовит, особенно ягоды; Бересклет – кустарник, ядовиты кора, листья, плоды; Вех ядовитый или цикута – травянистое растение, ядовито все растение, особенно корневище, ядом цикуты был отравлен древнегреческий философ Сократ; Белладонна (бешенная вишня, сонная одурь) – травянистое растение, ядовиты все части, особенно плоды. Сок этого растения раньше использовали модницы для увеличения своих зрачков.)
  14. Отчего образуются морозобойные трещины на стволах деревьев в лесах и парках? В каком месяце чаще? (Морозобоины появляются от резких колебаний температуры дня и ночи, когда стволы днем сильно нагреваются, а ночью охлаждаются. Обычно холод раскалывает деревья в морозные февральские ночи. Чаще страдают деревья с твердой древесиной: дуб, клен, ясень, сосна).
  15. Когда, из чего и где (в каком государстве) была получена первая бумага? (Первый лист бумаги получен из луба тутового дерева во II веке китайским ученым Цай-Лунем. Способ изготовления бумаги китайцы хранили в секрете почти тысячу лет. В начале XIX века ученый Шефер изобрел способ изготовления бумаги из дерева. После смерти ученого его изобретение было забыто. В то время бумагу делали из тряпок. Через 50 лет другой ученый Келлер снова изготовил бумагу из дерева. В настоящее время бумагу получают из клетчатки древисины (целлюлозы). Основным сырьем для производства бумаги в РФ является древесина ели, а также осины и др. лиственных пород).
  16. Какое из известных лекарственных растений традиционно использовали для стерилизации родильных помещений, сжигая его ветви? (Можжевельник).
  17. Древесина какого дерева обладает наилучшей звукопроводимостью и идет на изготовление резонансных дек музыкальных инструментов? (Ель).
  18. Древесина какого дерева легче всего обрабатывается при сложной резьбе? (Липа).
  19. Какое дерево из хвойных нельзя транспортировать по воде самосплавом и почему? (Лиственницу. Ее древесина тяжелая и в воде быстро тонет).
  20. Почему березку называют пионером леса, а березовый лес – временным? (Береза первой осваивает открытые пространства, вырубки, гари. Она не боится яркого солнца и заморозков. Под ее кроной поселяются молодые елочки. Когда ель подрастает, она вытесняет березу).
  21. Почему гибнет лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев жили птицы, летучие мыши. Они истребляли вредных насекомых леса. Не стало гнезд – не стало птиц. Молодой лес гибнет от вредных насекомых).
  22. Назовите основные правила поведения на природе. (Никогда нельзя пробовать незнакомое растение, оно может быть ядовито. Нельзя шуметь, т.к. можно нарушить нормальную жизнь обитателей леса. Нельзя рвать цветы, зная, что никогда не поставишь их в вазу (ведь домой еще не скоро). Нельзя ходить с непокрытой головой на солнце, может случиться солнечный удар. Нельзя купаться, если водоем незнаком, там могут быть воронки и глубокие места, обрывы, стекла, камни и коряги на дне. Нельзя пить не кипяченую воду из открытого водоема. Нельзя ломать кустарники, маленькие деревья, ветки. Нельзя ловить бабочек, жучков и других мелких обитателей леса).
  23. В названиях каких деревьев заключены названия пищевых продуктов, плодов? (1-Земляничное дерево – в Крыму, западном Закавказье. Относится к семейству вересковых. Вечнозеленое, декоративное. Плоды – съедобные красные ягоды, похожие на землянику.
    2 - Конфетное дерево – в субтропиках. Плодовое и декоративное растение. В пищу употребляют мясистые утолщенные плодоножки. Они содержат много сахара и применяются для начинок в кондитерской промышленности.
    3 - Хлебное дерево – Индонезия, Цейлон. Похоже на дуб. Плоды, достигающие величины тыквы, имеют вес до 20 кг. Плоды богаты крахмалом, сходны по вкусу с картофелем. Употребляют в вареном и жареном виде. Плоды, подвергнутые брожению, превращаются в тестообразную массу, из которой пекут лепешки, отсюда название – «хлебное дерево».
    4 – Шоколадное дерево – Мексика. Еще ацтеки умели готовить из его семян - тонизирующий напиток (какао).
    5 – Чайное дерево – чай – в Китае около 5 тыс. лет назад.
    6 – Кофейное дерево – Африка).

Ж И В О П И С Ь:

Назовите художников и названия данных картин:

  1. И.И. Шишкин «Лесные дали» - 1884 г.
  2. И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» - 1889 г.
  3. В.Д. Поленов «Заросший пруд» - 1879 г.
  4. А.И. Куинджи «Березовая роща» - 1879 г.
  5. И.И. Левитан «Золотая осень» - 1895 г.
  1. Я пришел к тебе с приветом, рассказать,
    Что солнце встало, что оно горячим светом
    По листам затрепетало,
    Рассказать, что лес проснулся, весь проснулся,
    Веткой каждой, каждой птицей встрепенулся
    И весенней полон жаждой.
    (Фет).
  2. Белая береза под моим окном
    Принакрылась снегом, точно серебром.
    На пушистых ветках с нежною каймой
    Распустились кисти белой бахромой.
    И стоит береза в сонной тишине,
    И горят снежинки в золотом огне.
    А заря, лениво обходя кругом,
    Обсыпает ветки новым серебром.
    (С. Есенин).
  3. Дрогнули листочки, закачались клены,
    С золотистых веток полетела пыль…
    Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
    Зашептался с эхом высохший ковыль…
    (С. Есенин).
  4. Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком…
    (С. Есенин).
  5. Леса уходят.
    Жалко мне леса.
    Уходят ели, сосны и березы,
    Рябины гасят пламенные гроздья.
    Осинников смолкают голоса.
    Когда-то жили в тех лесах дубы,
    И ясени, и золотые клены.
    Куда им деться от такой судьбы?
    Лес вырубают - океан зеленый.
    (С. Орлов.)
  6. Нам жить в одной семье.
    Нам петь в одном кругу,
    Идти в одном строю,
    Лететь в одном полете.
    Давайте сохраним
    Ромашку на лугу,
    Кувшинку на реке
    И клюкву на болоте.
    О, как, природа - мать
    Терпима и добра!
    Но чтоб ее лихая
    Участь не постигла
    Давайте сохраним
    На стрежнях - осетра,
    Касатку в небесах,
    В таежных дебрях - тигра,
    Коль суждено дышать
    Нам воздухом одним,
    Давайте-ка мы все
    Навек объединимся,
    Давайте наши души
    Вместе сохраним,
    Тогда мы на земле
    И сами сохранимся!!!
    (Н. Старшинов>).
  7. Здесь некогда, могучий и прекрасный,
    Шумел и зеленел волшебный лес,
    Не лес, а целый мир разнообразный,
    Исполненный видений и чудес.
    Лучи сквозили, трепетали тени,
    Не умолкал в деревьях птичий гам,
    Мелькали в чаще быстрые олени,
    И ловчий рог взывал по временам…
    Но где же он? Кто опустил завесу?
    Спустил ее от неба до земли –
    Что это? Призрак, чары ли какие?
    Где мы? И верить ли глазам своим?
    Здесь дым один, как пятая стихия,
    Ленивый, вялый бесконечный дым.
    Кой-где насквозь торчат по обнаженным
    Пожарищам уродливые пни,
    И бегают по сучьям обожженным
    С зловещим треском белые огни…
    (Тютчев).
  8. …И в ближний лес вхожу.
    Там покрасневший клен,
    Еще зеленый дуб и желтые березы
    Печально на меня стряхают слезы;
    Но дале я иду, в мечтанья погружен,
    И виснут надо мной полунагие сучья,
    А мысли между тем слагаются в созвучья,
    Свободные слова теснятся в мерный строй,
    И на душе легко, и сладостно, и странно,
    И тихо все кругом, и под моей ногой
    Так мягко лист шуршит благоуханный…
    (А.К. Толстой).

(Некоторые из этих отрывков можно использовать на начальном и заключительном этапах мероприятия по усмотрению учителя).

Г Е Р Б А Р И И:

Угадайте, с какого дерева упал этот лист? (Учащимся демонстрируются гербарии).

  1. Клен.
  2. Липа.
  3. Береза.
  4. Черемуха.

П Е Р Е С Т А В Ь Б У К В Ы:

Переставьте буквы так, чтобы получить название растения:

  1. СЕЯНЬ (ясень)
  2. РЕЗАБЁ (берёза)
  3. АНСИО (осина)
  4. ДЫШЛАН (ландыш)
  5. НАСОС (сосна)

Б У Р И М Е:

Используя предложенные рифмы, составьте четверостишие:

  • Птицы – границы, леса – небеса.
  • Клены – зеленый, леса – голоса.
  • Почки – листочки, стебель – мебель.

Кто больше знает песен о деревьях, кустарниках, травах, цветах? (Командам предстоит по очереди пропеть по одному куплету песни на заданную тематику, или продолжить песню, начатую ведущим программы).

  1. Что стоишь качаясь, тонкая рябина …
  2. Тополиный пух, жара, июль …
  3. Тополя, тополя все в пуху …
  4. Распустилась черемуха, нарядилась невестою …
  5. Ландыши, ландыши …
  6. Травы, травы, травы не успели …
  7. Цветет черемуха к похолоданию …
  8. В лесу родилась елочка …
  9. Ой, цветет калина …
  10. Миллион, миллион, миллион алых роз …

П О Д В Е Д Е Н И Е И Т О Г О В.

Литература:

  1. Загадки. Скороговорки: Любимые стихи. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
  2. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М.: Лесная промышленность, 1967.
  3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального комплекта для 9-11 классов общеобразовательной школы. М.: АО МДС, 1996.

Цель:

Расширять знания детей о растительном мире Республики Марий Эл.

Задачи:

1. Формировать уважительное отношение к природе, умение видеть и ценить красоту родного края.

2. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Викторина о растениях с ответами

1. Главная роль растений на Земле? Ответ: обогащение воздуха кислородом.

2. Какое значение имеют растения в жизни природы? Ответ: служат пищей для диких животных, защищают реки, озера от высыхания, очищают воздух от пыли, смягчают климат.

3. Как определить возраст дерева по спилу пня? Ответ: по числу годичных колец.

4. Сколько лет живет иголка сосны? Ответ: сосна меняет иглы через два года.

6. Почему годичные слои древесины в разные года имеют неодинаковую толщину? Ответ: на толщину годичного кольца влияет питание, засухи, болезни, затененности.

7. Почему сосну называют пионером леса? Ответ: потому что она первая занимает новые площади на вырубках, гарях.

8. Чем отличается сосна, растущая на опушке, от сосны в чаще леса? Ответ: у сосны, растущей на опушке, раскидистая крона, спущена она низко, у деревьев в чаще леса нижние сучья отмирают, крона поднята высоко, ствол прямой.

9.Мальчик заблудился в лесу облачный день. На растущих деревьях он заметил, что мхи и лишайники особенно хорошо развились на одной стороне стволов. Как он сможет определить стороны горизонта? Ответ: мхи и лишайники на коре дерева лучше развиты на стороне, обращенной к северу: здесь больше влаги.

10.Когда и какие съедобные грибы появляются первыми в Республике Марий Эл? Ответ: в начале мая в лесах появляются сморчки и строчки.

11. Какие грибы растут на стволах деревьев? Ответ: трутовики.

12. Назовите дикорастущие ягодные растения лесов Республики Марий Эл? Ответ: малина, черника, голубика, костяника, брусника, клюква.

13.Какие леса встречаются на территории Республики Марий Эл?

Ответ: хвойные, лиственные, смешанные.

14. Почему нельзя вырубать леса вдоль рек? Ответ: лес охраняет реки от высыхания.

15. Почему санатории и дома отдыха строят в лесу? Ответ: воздух в лесу чистый и благодаря содержанию особых веществ убивает болезнетворные бактерии.

16. Как лучше брать грибы: вырывать их с почвой или срезать ножом?

Ответ: вырывать грибы с грибницей не следует, при помощи грибницы происходит размножение съедобных грибов.

17. Почему лесную подстилку нельзя уносить в сады, домой? Ответ: она предохраняет корни лесных растений от жары и холода.

18. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? Ответ: фотоохота.

19. Дерево - символ нашей Родины. Ответ: береза.

20. Чем больше колец, тем старше жилец. Ответ: дерево.

Если бы кто-то из людей обладал способностью жить несколько веков подряд, то он бы своими глазами смог проследить, как происходит смена пород деревьев , как изменяется облик наших лесов, меняются почвы, подстилка, живой покров. Но оказывается, нет нужды соревноваться с долгожителями-деревьями в долголетии, чтобы увидеть эту смену пород. Существует много признаков, по которым опытный лесовод в несколько минут сообразит, как проходила вековая баталия между породами, кто сдался и кто победил. Все эти наши красавицы - и , которыми мы любуемся в своих путешествиях загород, есть результат кипучей деятельности человека. Когда-то, относительно недавно, на их месте шумели могучие и светлые дубравы. А раз их нет, значит тут побывал человек с топором. Почти в любом еловом лесу мы можем обнаружить разные стадии борьбы ели и лиственных пород. Как это происходит?

Ельник


Допустим, мы взяли и вырубили какую-то площадку в ельнике . Или случился пожар или каким-то другим способом освободилось значительное место. И вот начинают тут происходить коренные изменения. Прежде под елями царил полумрак, стояла влажная атмосфера, затишье; царство зеленых мхов и тенелюбивой растительности, особая .

Условия сменились

Теперь все не так, условия сменились . Поляну стало заливать щедрое солнце, почвенное испарение усилилось , в то же время осадки стали беспрепятственно проникать в почву . Тенелюбам из растительного покрова стало туго, им невмоготу яркое солнце, заморозки, ветер. Они отказываются плодоносить, чахнут и, наконец, гибнут. Если и остался кое-где еловый подрост, то он обречен на тяжелое существование. Пихта, например, страдает не только от заморозков и недостатка влаги, но и от солнечной радиации. Взамен тенелюбивой травянистой растительности появляются светолюбивые пришельцы.

Деревья-пионеры

Но вот поляна начинает бурно заселяться представителями древесных пород. Кем же? Деревьями-пионерами . Березой, осиной, ольхой . Плодовитая береза (подробнее: ) швырнула свои семена на ветер, их принесло на поляну, и вся она покрылась налетом березы. Семена ее и раньше могли достигать этого места. Но в ту пору ель не давала им никаких шансов на жизнь. Теперь совсем другое дело. Всходы ее растут быстро, не боятся заморозков, легко конкурируют с травяной растительностью, - перегоняют ее в росте. А обилие света березе только на пользу, так как порода эта .


Ну, а допустим, на поляну в это же самое время попали семена ели одновременно с березой. Какова же их судьба? Семена ели или не взойдут, так как почва уже не та, все забито травой, а если и взойдут, то участь всходов плачевна. Первые же заморозки погубят деревцо; кроме того, растет ель медленно, и ее может заглушить трава. И множество других обстоятельств, которыми береза воспользуется для своего блага, ель погубят.

Молодые березки и осинки

И вот вы видите, наша поляна густо покрылась молодыми березками и осинками . По мере своего роста они начинают смыкаться кронами. Конечно, происходит это не вдруг, не за один год.

Снова перемены

Под пологом молодняка снова начинают свершаться перемены . Гибнет, чахнет то, что некогда бурно заселяло поляну - светолюбивая растительность. Ее место занимают тенелюбы , образуется обычный для леса мертвый покров - подстилка , которая защищает почву от сильного испарения. Мы видим, что обстановка под пологом стала очень напоминать ту, которая когда-то была при прежних хозяевах - елях. Воздух помягче и повлажнее, солнце уже не так жарит, свет неяркий, рассеянный. Ель, между прочим, продолжала забрасывать свои семена на поляну в течение всего этого времени. Иногда говорят, здесь, мол, ель боится селиться. Это не так. Просто семена ели, не найдя подходящих условий, не прорастали, а если им и удалось взойти, то они тотчас же гибли. Но вот кроны берез и осин сомкнулись, исчезла светолюбивая трава, и под пологом восторжествовала привычная для ели мягкая атмосфера. Семена ели перестали умирать, и на всей территории нашей поляны появились молодые елочки, чтобы восстановить для себя свое законное местожительство. Правда, это еще произойдет не скоро.

Процесс восстановления ельника

Впрочем, жизнь деревьев никак нельзя измерять человеческими мерками. Процесс восстановления ельника очень длительный. Кстати, он может пойти и быстрее, но при одном условии. Для этого надо, чтобы на вырубке находились кроме елей березы или осины. Тогда эти породы деревьев могут появиться не от семян, а от корневых отпрысков или от пневой поросли. Известно свойство любой поросли. Она растет гораздо быстрее, чем семянной лес. Значит, и смыкание крон произойдет раньше, раньше возникнут и условия для поселения ели. Итак, ель поселилась. Что же происходит дальше? Заполонив поляну, ели тоже смыкаются кронами, и начинается своя борьба. Выделяются деревья лучшего роста и худшего. Тут начинает сказываться и наследственность и условия произрастания. Но все ели пока что под лиственным пологом и испытывают двустороннее его воздействие: и гнет и защиту, которая играет главную роль в существовании ели. Но вот наступает момент, когда ель уже не нуждается в опеке березы. Она окрепла, привыкла, у нее свой полог, свой микроклимат. Как говорят, сама себя кормит и сама себя защищает.

Борьба ели с березой

Присутствие белостволой соседки только вредит ели. И ель начинает борьбу березу . Условия для ее роста все время улучшаются, а для березы соответственно ухудшаются - она порода светолюбивая. Береза начинает сильно изреживаться или, попросту говоря, умирать и все меньше мешает ели. Наконец, ель понемногу проникает сквозь березовый полог, и тогда береза, прежде чем сдаться на милость победителя, применяет в борьбе за существование последнее свое оружие. Она начинает сечь своими гибкими ветвями крону ели или, как говорят лесоводы, «охлестывать». Ведь достаточно небольшого ветерка, чтобы чуткие березовые ветви пришли в движение. Чувствительная хвоя не выдерживает такого охлестывания и умирает. Крона у ели часто делается однобокой и уродливой. Вот цена победы - ради жизни потерять красоту. Ель растет медленно, но уверенно, и догоняет березу, бывшую свою защитницу и потом притеснителя. Вместо двухъярусного насаждения возникает одноярусное елово-березовое , которое скоро вновь переходит в двухъярусное. И вы уже догадались, кто занимает верхний ярус. Ель! Светолюбы береза и осина очутились под густым пологом теневыносливой ели. Понятно, какова участь березы. Пройдя все стадии угнетения в ускоренном темпе, она вынуждена сдаться. Круг замкнулся. Вырубили ель, поселилась береза на ее месте, березу вытеснила ель. Но на это потребовалось ни много ни мало - сто лет ! Итак, ель в силу своих биологических свойств способна отвоевывать захваченную у нее территорию. Но сплошь и рядом мы видим одни только березняки да осинники и очень редко ельники. Почему? Ель ведь должна взять свои владения обратно? Но ели не могут осеменить все громадное пространство, береза и осина могут. Но вот и другой вопрос: может быть, тут никогда и не было ельника, а всегда были березы и осины? Как это узнать? Лесоводы могут ответить легко и с большой точностью, был ли тут хвойный лес, когда уступил место лиственному и каким образом. Если в результате пожара, то в почве всегда можно обнаружить кусочки угля. Ну, а если был вырублен, то об этом скажет наличие порослевых деревьев. Стоит лишь срубить порослевую березу и сосчитать годовые кольца, чтобы узнать, когда взят ельник и началась смена пород. Ель может сменяться деревьями-пионерами не только после пожара или вырубки, но и после ветровала и бурелома. Настойчивость, с какой ель возвращается на свое старое место и вытесняет березу и осину, позволила отнести ее к основным породам . Завершился круг. Произошла смена пород деревьев. Порода основного типа - ель восстановила свою территорию. Наступление березы и осины прошло успешно, так же как и отступление. И то и другое принесло пользу ели. Вновь восстановилось устойчивое равновесие.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Жемчужина северных лесов Выполнили: Степанова Эльза Валерьевна, Герман Маргарита Витальевна ученицы 4 «А» класс, Руководитель: Васильева Марина Николаевна, учитель начальных классов МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВИДЯЕВО»

Цель исследования: определить значение сосны в природе и в жизни человека

проанализировать научную информацию по данной теме; описать влияние сосны на здоровье и жизнь человека; составить викторину о сосне Задачи исследования:

Гипотеза Предполагаем, что если на Земле не станет сосен, то это отрицательно скажется на жизни и здоровье человека.

Эти настоящие живые ископаемые заселили на Земле огромные пространства в Северном полушарии. Распространение сосны В Америке, в штате Невада, нашли сосну, которой около 4900 лет, то есть она старше египетской пирамиды Хеопса. Сосны достигают высоты 80 м.

Сосна выполняет важную роль в экологической цепи питания. ? Корм для животных Почти на протяжении всего года сосновой хвоей питается глухарь. Для лося лучший зимний корм - сосновые побеги и их кора.

Корм для животных

Уникальность сосны О прочности, жизнестойкости сосны люди знали давно. Сосна может расти и на каменистых почвах, и на песчаных. Она не боится ни морозов, ни жары, ни «голода». Сосна боится только темноты. Ей надо много света и солнца. Мало пищи в почве? У сосны очень длинные корни, которые добывают ей питательные вещества.

в 3 раза меньше, чем дуб в 5 раза меньше, чем ель Сухо? Сосна будет меньше испарять воды.

В 1535 году на корабле мореплавателя Ж. Картье 25 человек команды умерло, а 100 человек заболели цингой. От местных жителей - индейцев - моряки узнали, надо пить настой сосновой хвои. Лекарство индейцев помогло - моряки вылечились от цинги.

1сосна 10 кг хвои годичная норма каротина и витамина С на 1 человека

Сосна и здоровье человека

Сосна и здоровье человека

Докторами всего мира ценятся фитонциды, которые выделяют сосны. Сочетание сосновых лесов и морского воздуха считаются идеальными для аллергиков, людей, которые страдают бронхиальной астмой, туберкулезом. Поэтому многие санатории находятся в сосновых лесах. Сосна и здоровье человека

Эфирное масло сосны применяют для лечения нервных расстройств и психотерапии. Запах сосны помогает успокоиться капризным, гиперактивным деткам, он приводит в порядок нервную систему. Сосна и здоровье человека

Витамин К Витамин В1 Витамин В2 Аскорбиновая кислота Каротин Дубильные вещества Состав сосны

Сосна и красота человека Сосна популярна в косметологии, ведь препараты на основе эфирных масел сосновых деревьев помогают активной регенерации кожи, ее омоложению, укрепляют волосы, помогают избавляться от перхоти.

Использование сосны

Использование сосны

парфюмерия медицина хвойно-витаминная мука искусственный шёлк Использование сосны

Канифоль для производства бумаги для получения мыла для приготовления лака и краски для производства линолеума

Скипидар как растворитель для красок для протравливания ситцевых тканей в медицине

Янтарная красота

Янтарная комната

1. Как определить возраст дерева по спилу пня? 2. Сколько лет живёт иголка? 3. Почему сосну называют «пионером леса»? 4. Какой музыкальный инструмент делают из сосны? 5. Почему годичные слои древесины в разные годы не одинаковы, имеют разную толщину? 6. Почему под соснами можно увидеть молодые ели, а под елями сосенок нет? 7. Как можно определить стороны горизонта? 8. Как деревья сами залечивают нанесённые им раны? 9. Почему хвоя в лесной подстилке долго не истлевает, а лист берёзы гниёт быстро? Викторина

1 человек 400 деревьев 70 отраслей промышленности

В результате данной работы мы - смогли описать влияние сосны на здоровье и жизнь человека - составили вопросы для викторины «Почемучек» Вывод: Гипотеза: если не будет сосен на Земле –это отрицательно скажется на здоровье и жизнь человека – подтвердилась.

Атлас мира справочный. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА – 2008 – 280 с. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 4кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч.1 – 5-е изд. – М.: - Просвещение – 2013. Елизарова Е.М. Такие незнакомые знакомые растения. Кружок по предмету «Окружающий мир». – Волгоград: Издательство «Панорама», 2006. – 128 с. Терра – Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА – 2004 – 672 с. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т.3 – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 2004. – 336 с.: ил. Шалеева Г. П. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 9. – М.: Филологическое общество «СЛОВО» - 2001. – 248 с. http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-48/4.htm http://www.greenmama.ru/nid/2917020 Литература