Нижнее белье

60 международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Международное взаимодействие и сотрудничество в сфере борьбы с преступностью

Учрежден новый консультативный орган – Совещание министров внутренних дел независимых государств, участие в котором принимают руководители органов внутренних дел практически всех республик, входивших в состав Союза ССР. Именно на таких Совещаниях были приняты многосторонние, принципиально важные документы: соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в борьбе с преступностью, о сотрудничестве в области обеспечения материально-техническими средствами и специальной техникой, об обмене информацией, о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Важнейшим шагом к созданию общего правового пространства стало подписание 22 января 1993 г. в Минске главами государств – членов СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Сегодня подписанные документы необходимо наполнить конкретным практическим содержанием, обеспечить четкую работу созданных правовых механизмов.

Некоторые проблемы требуют решения на межправительственном уровне. Так, в настоящее время разрабатывается совместная программа борьбы с организованной преступностью. Утверждать ее будет совет глав правительств стран Содружества. Совещание министров внутренних дел рассмотрит порядок провоза огнестрельного оружия , конвоирования и этапирования задержанных и осужденных и др.

Развивается международное сотрудничество российских органов внутренних дел с партнерами из дальнего зарубежья по основным направлениям. К ним относятся:

  • договорно-правовая сфера;
  • борьба с организованной, в том числе экономической, преступностью, наркобизнесом, с контрабандой и фальшивомонетничеством;
  • подготовка кадров и сотрудничество в научно-технической области.

Особое внимание уделяется расширению правовой базы, обеспечивающей возможности реального сотрудничества с органами полиции зарубежных стран в конкретных вопросах. К уже существовавшим и неплохо, надо сказать, «работавшим» соглашениям о сотрудничестве с МВД Германии, Венгрии, Австрии, Франции, Кипра добавились новые. МВД России были подписаны соглашения с соответствующими ведомствами Польши, Румынии, Турции, Китая, Монголии. В целом МВД России на сегодняшний день имеет 12 двусторонних соглашений о сотрудничестве с полицейскими органами зарубежных государств. В процессе разработки также находятся соглашения с Индией, северными странами.

В настоящее время для интеграции России в мировой процесс борьбы с преступностью сделано уже немало. Активно работает Национальное бюро Интерпола, которое ведет оперативный обмен информацией более чем с 80 государствами. Можно привести немало примеров высокой результативности международного сотрудничества в проведении оперативно-розыскных и других мероприятий.

Вместе с тем сегодня ощущается немало пробелов в деятельности как российских правоохранительных органов, так и наших партнеров за рубежом. В частности, отсутствует оперативность в предоставлении необходимой информации, что зачастую не позволяет предупреждать совершение преступлений.

Активизация международного сотрудничества России в правоохранительной сфере потребует в перспективе и принятия некоторых новых законов (например, по оказанию правовой помощи, экстрадиции, передаче осужденных, продолжению расследования, начатого на территории другого государства).

При подходе к этой теме сразу же возникает вопрос, правомерно ли говорить о международной борьбе с преступностью в то время, когда преступления совершаются на территории определенного государства и подпадают под юрисдикцию этого государства.

В самом деле, борьба с преступностью в каком-либо государстве не является международной в буквальном смысле этого слова. Действует юрисдикция данного государства, компетенция его правоохранительных органов. Точно так же под юрисдикцию государства подпадают преступления, совершенные вне его территории, например в открытом море на морских судах, плавающих под флагом этого государства.

С учетом того, что во всех случаях в отношении преступления действует принцип юрисдикции того или иного государства, под международной борьбой с преступностью подразумевается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных индивидами.

Развитие сотрудничества государств в этой области прошло длительный путь. Вначале использовались самые простые формы, например достижение договоренности о выдаче лица, совершившего преступление, либо о каких-либо других действиях, связанных с тем или иным преступлением.

Затем возникла необходимость обмениваться информацией, причем объем этой информации постоянно расширялся. Если раньше она касалась отдельных преступников и преступлений, то постепенно она наполняется новым содержанием, затрагивает практически все сферы борьбы с преступностью, включая статистику и научные данные о причинах, тенденциях, прогнозах преступности и т. п.

На определенном этапе возникает необходимость обмениваться опытом. По мере развития научно-технического прогресса сотрудничество в этой сфере также видоизменяется и играет все более существенную роль в отношениях между государствами. То же самое происходит и с оказанием правовой помощи по уголовным делам, включая розыск преступников, вручение документов, допрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и другие следственные действия.

В последнее время заметное место в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие государства испытывают острую нужду в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью. Например, для обнаружения взрывчатых веществ в багаже авиапассажиров требуется весьма сложная и дорогостоящая аппаратура, обзавестись которой в состоянии далеко не все государства.

Особое значение имеют совместные действия или их координация, без чего правоохранительные органы различных государств не могут успешно бороться с отдельными видами преступлений и прежде всего с организованной преступностью. Хотя борьба с преступностью международного характера остается задачей первостепенной важности, все больше внимания уделяется проблеме предупреждения преступности, обращения с правонарушителями, функционирования пенитенциарной системы и т. п.

Сотрудничество государств развивается на трех уровнях. Прежде всего это сотрудничество на двустороннем уровне, которое уходит своими корнями в далекое прошлое. В настоящее время оно не только не утратило своего значения, но играет постоянно возрастающую роль.

Двусторонние соглашения позволяют более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой конкретной проблеме. Наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются.

В договорной практике России насчитывается несколько десятков таких соглашений. В основном это договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам.

В части, касающейся уголовной сферы, в этих соглашениях регулируется порядок взаимодействия судебно-следственных органов двух стран при осуществлении уголовного преследования лиц, находящихся за пределами того государства, где ими совершены преступления. Большинство этих договоров было заключено Советским Союзом, и они перешли к России как государству -- продолжателю СССР. Но ряд соглашений подписан уже Россией: с Китаем, Азербайджаном, Кыргызстаном, Литвой. Межгосударственные и межправительственные двусторонние договоры, как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ведомств, например МВД, Таможенного комитета, более детально определяются их задачи, порядок решения вопросов, входящих в их компетенцию.

Помимо двустороннего сотрудничество государств осуществляется также на региональном уровне, что обусловлено совпадением интересов и характером отношений стран определенного региона. В его осуществлении существенную роль играют такие региональные организации, как ОАГ, ЛАГ, ОАЕ и др. В 1971 году 14 государств -- членов ОАГ подписали в Вашингтоне Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за их совершение.

Большая работа в этом отношении проводится в Совете Европы. О высоком уровне сотрудничества в европейском регионе свидетельствуют конвенции: о выдаче преступников; о правовой помощи по уголовным делам; о признании приговоров по уголовным делам; о передаче судопроизводства по уголовным делам; о правонарушениях в отношении культурных ценностей; об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности.

Представляет интерес Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Она была подписана в 1978 году в Берлине в основном странами Центральной и Восточной Европы и является в настоящее время действующей.

Быстро развивается сотрудничество в этой области и в рамках СНГ. Его актуальность особенно очевидна как в связи с ростом преступности в странах СНГ, так и по причине открытости границ, что лишает государства возможности успешно бороться с преступностью в одиночку.

В августе 1992 года все государства -- члены СНГ, а также Грузия подписали Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией. В январе 1993 года в Минске страны Содружества (кроме Азербайджана) подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Многие статьи этой Конвенции посвящены оказанию правовой помощи по уголовным делам. Они регламентируют сотрудничество по таким вопросам, как выдача преступников, осуществление уголовного преследования, рассмотрение дел, подсудных судам двух или нескольких государств, передача предметов, использованных при совершении преступления, обмен информацией об обвинительных приговорах и о судимости и т. п.

В ходе развития сотрудничества между государствами довольно быстро обнаружилось, что нельзя ограничиться двусторонними и региональными соглашениями. Стало ясно, что некоторые виды преступлений затрагивают интересы всего мирового сообщества, что создало предпосылки для выхода сотрудничества государств в данной области на универсальный уровень.

Начался процесс заключения многосторонних договоров, и если во времена Лиги Наций в них участвовали десятки государств, то в период деятельности ООН их количество превысило сотню.

С развитием общества и тенденций к глобализации возник феномен транснациональной и международной преступности.

Территориальная (глобальная) распространенность этого вида преступности существенно повышает общественную опасность криминальных посягательств, совершаемых международными преступными сообществами, одновременно ослабляя и понижая эффективность социального контроля. Криминологи отмечают, что в последние десятилетия количественные и качественные характеристики преступности в отдельной стране прямо (по отдельным видам преступлений) или косвенно зависят от совокупности внешних факторов. В этой связи приоритетное значение должно отводиться вопросам координации предупредительной работы на межгосударственном и международном уровнях.

В условиях глобализации экономики, культуры, политики и иных сфер жизни общества транснациональная преступность стала представлять серьезную угрозу не только для отдельных государств, но и для всего мирового сообщества. Ее общественная опасность стала выражаться в рассредоточенности преступных деяний и субъектов одновременно на территории нескольких государств, при этом социальные последствия таких деяний нередко проявляются за пределами государств, на территории которых они были совершены, и представляют опасность для интересов более чем одной страны.

К числу транснациональных международное сообщество относит 17 групп преступлений (согласно классификации ООН):

  • 1) отмывание денег;
  • 2) терроризм;
  • 3) кражи произведений искусства и предметов культуры;
  • 4) кража интеллектуальной собственности;
  • 5) незаконная торговля оружием;
  • 6) угон самолетов;
  • 7) морское пиратство;
  • 8) захват наземного транспорта;
  • 9) мошенничество со страховкой;
  • 10) компьютерная преступность;
  • 11) экологическая преступность;
  • 12) торговля людьми;
  • 13) торговля человеческими органами;
  • 14) незаконная торговля наркотиками;
  • 15) ложное банкротство;
  • 16) проникновение в легальный бизнес;
  • 17) коррупция и подкуп общественных и партийных деятелей, выборных лиц.

Следует отметить, что не все страны на сегодняшний день криминализовали в своих национальных законодательствах подкуп должностных лиц, хотя отдельные виды взяточничества все же уголовно запрещены. Представленная классификация наглядно демонстрирует, насколько сильно и одновременно опасно влияние преступности на жизнь отдельных граждан, отдельные отрасли и мировую инфраструктуру.

В подобных условиях межгосударственное, межправительственное и иные формы взаимодействия приобретают приоритетное значение.

Формы межгосударственного взаимодействия в вопросах борьбы с преступностью

Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью осуществляется в рамках, установленных отдельными странами, на основе существующих международных соглашений, национальных законодательств, технических возможностей и, наконец, доброй воли всех заинтересованных сторон .

К наиболее распространенным формам межгосударственного взаимодействия в вопросах борьбы с преступностью, детерминированных правовыми, экономическими, организационными и техническими возможностями большинства стран, можно отнести:

  • заключение и реализацию международных соглашений по вопросам борьбы с преступностью, предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями;
  • оказание помощи по уголовным, гражданским и семейным делам;
  • исполнение решений иностранных правоохранительных органов по уголовным и гражданским делам;
  • регламентацию уголовно-юридических вопросов и прав личности в области обеспечения правопорядка;
  • обмен информацией, представляющей взаимный интерес для правоохранительных органов разных государств;
  • проведение совместных научных исследований и разработок в области борьбы с преступностью;
  • обмен опытом правоохранительной работы;
  • оказание содействия в подготовке и переподготовке кадров;
  • предоставление материально-технической и консультативной помощи.

Координатором международного сотрудничества в борьбе с преступностью выступает ООН и входящие в ее состав специализированные органы. Функции ООН по борьбе с преступностью закреплены в ее уставе.

В соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН (1950 г.) эта организация каждые пять лет проводит конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Они направлены на координацию деятельности государственных и общественных организаций, обеспечивающую обмен опытом по проблемам предупреждения преступности, деятельности законодательных органов и органов уголовной юстиции (наша страна – постоянный участник таких конгрессов с 1960 г.).

Среди документов, касающихся вопросов международной борьбы с преступностью, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, можно назвать минимальные стандартные правила обращения с заключенными, кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, меры борьбы против коррупции, международный кодекс поведения государственных должностных лиц, основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, основные принципы, касающиеся роли адвокатов, программа по контролю над наркотиками и др.

Российская Федерация как член ООН является участницей практически всех международных конвенций и соглашений по борьбе с преступностью. В настоящее время в нашей стране активное участие в борьбе с преступностью и защите жертв преступлений принимают такие органы ООН, как Управление Верховного комиссара по правам человека, Управление Верховного комиссара по делам беженцев, Управление по наркотикам и преступности, Детский фонд (ЮНИСЕФ) и др.

Активными субъектами международного сотрудничества в данной сфере выступают межправительственные организации, среди которых особенно выделяются Международная группа по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), Совет таможенного сотрудничества (СТС), Международная организация уголовной полиции (Интерпол), Международная организация по миграции (МОМ), Международная федерация обществ Красного креста и Красного полумесяца и др.

Отдельное внимание среди названных межправительственных организаций следует уделить созданной в 1923 г. Международной организации уголовной полиции (с 1956 г. называемой Интерполом). Из неправительственной организации Интерпол превратился в межправительственную. В настоящее время он объединяет 190 государств. Высшим органом Интерпола является Генеральная ассамблея, сессии которой проходят ежегодно. Существенным отличием Интерпола от других международных организаций выступает наличие в каждой стране национального центрального бюро (НЦБ).

Основными задачами Интерпола, закрепленными в ее уставе, являются: обеспечение и развитие взаимного сотрудничества органов уголовной полиции в рамках действующих в конкретной стране законов; создание и развитие учреждений, которые могут способствовать предупреждению уголовной преступности. Поставленные задачи решаются путем организации сотрудничества по конкретным уголовным делам.

НЦБ Интерпола обменивается информацией между правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации, осуществляющими борьбу с преступностью, правоохранительными органами иностранных государств– членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола. Структурные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола действуют в 78 субъектах РФ.

Кроме того, наряду со специализированными органами ООН и межправительственными организациями по вопросам координации деятельности и сотрудничества в борьбе с преступностью в нашей стране активно действуют: Международная ассоциация уголовного права, Международное криминологическое общество, Международное общество социальной защиты и Международный уголовный и пенитенциарный фонд.

Правовую базу для обеспечения национальных режимов в рамках международного сотрудничества составляют:

  • 1) Конвенции ООН:
    • О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. (Венская конвенция);
    • Против коррупции от 9 декабря 2003 г. (Меридская конвенция);
    • О борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. (Нью-Йоркская конвенция);
    • Против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (Палермская конвенция);
  • 2) Конвенции Совета Европы:
    • Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. (Страсбургская конвенция);
    • Об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.;
    • Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 г. (Варшавская конвенция);
  • 3) Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г.

Важную роль в вопросах международного сотрудничества по борьбе с преступностью также играют соглашения в рамках СНГ (около 80 международно-правовых актов, в том числе 25 договоров и соглашений).

Среди них: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.), Декларация о принципах установления и поддержания режима внешних границ государств – участников СНГ (1997 г.), Межгосударственная программа борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств –участников СНГ (1996 г.), Соглашение о защите участников уголовного судопроизводства (2006 г.), Межгосударственная программа совместных мер по борьбе с преступностью на 2011–2013 гг., программы сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2011– 2013 гг., в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2011–2013 гг., в противодействии незаконной миграции на 2012–2014 гг. и др.

На сегодняшний день решения Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ по вопросам безопасности реализуют:

  • Совет министров внутренних дел (СМ ВД);
  • Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ);
  • Совет министров юстиции (СМ Ю);
  • Координационный совет генеральных прокуроров (КГСП);
  • Совет руководителей органов безопасности и спецслужб (СОРБ);
  • Совет руководителей таможенных служб государств – участников СНГ (СРТС);
  • Совместная комиссия государств – участников Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией (СКБНМ);
  • Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований (КСОНР);
  • Антитеррористический центр (АТЦ);
  • Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами преступлений на территории государств – участников СНГ (БКБОП).

В систему обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам на пространстве СНГ включены практически все государства Содружества.

  • См.: Криминология: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. М.: Юристъ, 2006. С. 625.

Международное уголовное право - совокупность принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств по предупреждению преступности, оказанию правовой помощи по уголовным делам и наказанию за преступления, предусмотренные международными договорами.

Уголовная ответственность в международном праве. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью

По своей юридической природе преступления международного характера являются общеуголовными, но они отягощены "иностранным элементом". Сотрудничество в области борьбы с преступлениями международного характера охватывают такую категорию общеуголовных преступлений, которые:

Концепция уголовной ответственности за нарушения прав человека. выдвинутая сразу после второй мировой войны, была закреплена в Нюрнбергских принципах, специальных международных договорах и кодификационной деятельности Комиссии международного права. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г. относит к категории международных преступлений геноцид, который, согласно ст. 1 Конвенции является преступлением, нарушающим нормы международного права.

Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества рассматривает в качестве международных преступлений военные преступления, преступления против человечества «изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации и бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также преступления геноцида» (ст.1).

Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него также квалифицирует апартеид как преступление, «нарушающее принципы международного права». Конвенция относит к преступлениям политику и практику расовой сегрегации и дискриминации, которые сходны с апартеидом (ст. 1 и 2).

Основные группы международных уголовных преступлений:

1. Преступления против стабильности международных отношений Международный терроризм, захват заложников, преступления на воздушном транспорте, хищения ядерных материалов, наемничество, пропаганда войны
2. Преступления наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств Фальшивомонетничество, легализация незаконных доходов, незаконный оборот наркотиков, контрабанда, нелегальная эмиграция, нарушение правового режима исключительной экономической зоны и континентального шельфа, хищение культурных ценостей
3. Преступные посягательства на личные права человека Рабство, работорговля, торговля женщинами и детьми, эксплуатация проституции третьими лицами, распространение порнографии, пытки, систематические и массовые нарушения прав человека
4. Преступления совершаемые в открытом море Пиратство, разрыв и повреждение кабеля или трубопровода, несанкционированное вещание из открытого моря, столкновение судов, неоказание помощи на море, загрязнение моря и т.д.
5. Военные преступления международного характера Применение отдельными лицами запрещенных средств и методов ведения военных действий, насилие над населением, злоупотребление знаками Красного Креста, мародерство, дурное обращение с военнопленными


В самом общем виде международное сотрудничество в борьбе с преступностью это объединение усилий государств и других участников международных отношений в целях повышения эффективности правоохранительной деятельности, включая предупреждение, пресечение и расследование преступлений а также исправление правонарушителей.

Объем и характер международно-правовой регламентации сотрудничества в сфере борьбы с правонарушениями свидетельствует о том, что в современном международном праве сформировалась самостоятельная отрасль «право международного сотрудничества в борьбе с преступностью».

Источниками этой отрасли являются многосторонние конвенции о борьбе с преступлениями международного характера (с захватом заложников, угоном воздушных судов и т.п.); договоры о правовой помощи по уголовным делам; договоры, регулирующие деятельность соответствующих международных организаций. Обязательства государств по этим договорам заключаются прежде всего в определении международных уголовно-правовых деяний, установлении правил юрисдикции, регламентации правовой помощи по уголовным делам и действий организаций. Более подробная классификация у Ю.М.Колосова.

Можно выделить два вида сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью: договорно-правовой или конвенционный (путем заключения специальных соглашений) и институционный (в рамках международных организаций, органов, особенно всеобщего и регионального характера).

В рамках международного сообщества борьба с преступностью ведется не только с помощью применения национальных уголовных других законов, но с помощью целого комплекса межгосударственных соглашений, составляющих в своей совокупности международное уголовное законодательство.

Для государства в качестве правовой основы борьбы с международной преступностью могут служить прецеденты и некоторые обычные нормы.

Широкое признание получила обычная норма, согласно которой индивидуальной ответственности за международные преступления подлежат лица, независимо от того, участвуют ли государства, гражданами которых они являются, в соответствующих конвенциях по борьбе с данными преступлениями. В таких случаях юридическим основанием ответственности служит то, что преступность и наказуемость таких деяний признана международным сообществом, а обязанность борьбы с ними является императивной нормой международного права.

Анализ международной практики позволяет выделить следующие основные направления сотрудничества государств в сфере охраны правопорядка :

1. оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу (экстрадицию);"

2. заключение и реализация договоров о борьбе с преступлениями, представляющими международную опасность;

3. разработка международных норм и стандартов (обязательного и рекомендательного характера), обеспечивающих защиту прав человека в сфере охраны правопорядка.;

4. признание и исполнение решений иностранных органов по административным и уголовным делам;

5. регламентация вопросов национальной и международной юрисдикции;

6. совместное изучение проблем охраны правопорядка, обмен опытом их решения;

7. оказание материально-технической помощи (подготовка кадров, предоставление экспертных услуг, поставка специальных средств, техники;

8. обмен информацией, в том числе оперативной, криминалистической, о нормативно-правовом регулировании).


Преступность как социальное явление имеет во многом межнациональный характер и в равной степени причиняет ущерб различным государствам и обществам независимо от их социально-политического устройства.

Борьба с национальной преступностью в настоящее время существенно осложняется в связи с ростом таких преступлений, которые представляют опасность не только для отдельных государств, но и для всего человечества. Поэтому требуются совместные усилия и повседневное сотрудничество государств.

Чем больше взаимопонимания между государствами и осознания существования преступлений, затрагивающих интересы международного сообщества, тем больше усилий должны прилагать все государства вместе и каждое в отдельности для охраны международного правопорядка. Следовательно, координация усилий различных государств по борьбе с общеуголовными преступлениями и с преступлениями, наносящими ущерб мирному существованию различных государств, способствует взаимопониманию, укреплению мирных отношений и сотрудничеству между странами и народами.

Необходимость расширения и углубления международного сотрудничества в борьбе с преступностью обусловлена еще и качественными и количественными изменениями самой преступности, ростом «иностранных вложений» в общую массу преступлений отдельных государств.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью - это объединение усилий государств и других участников международных отношений с целью повышения эффективности предупреждения преступлений, борьбы с ними и исправления правонарушителей.

Вместе с тем международную борьбу с преступностью нельзя воспринимать в буквальном смысле, поскольку преступления совершаются на территории определенного государства и подпадают под его юрисдикцию. С учетом этого в отношении совершенного или подготавливаемого преступления действует принцип (юрисдикция) определенного государства и, следовательно, под международной борьбой следует понимать сотрудничество государств в борьбе с отдельными видами преступности или преступлений, совершаемых индивидами.

Понятия отдельных видов преступности или преступлений, относящихся к разряду международных, по сути однозначного определения не имеют. Существует множество определений международной преступности: «международные преступления - посягательства на свободу народов мира либо как посягательства на интересы всего прогрессивного человечества», «международные преступления - посягательства на коренные основы международного общения, на права и интересы всех государств», «международные преступления - преступления, посягающие на независимость каждого народа и мирные отношения между народами», «международные преступления - посягательство на само существование государства и нации» и т. д. и т. п.

В этом проявляется многоликость международной преступности, которая является отражением прежде всего противоречивости общественных отношений в определенном государстве.

В теории сложилось общепризнанное разграничение преступлений, затрагивающих интересы государств и всего международного сообщества, по нескольким группам.

Первая группа - собственно международные преступления: преступления против мира, включающие планирование, подготовку, развязывание или ведение войны в нарушение международных договоров и соглашений, и преступления против человечности (включающие убийства), совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны:

  • геноцид (уничтожение рода) - истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или региональным признакам;
  • апартеид - крайняя форма расовой дискриминации и сегрегации (политика отделения «цветного» населения от белого), проводимая в отношении отдельных национальных и расовых групп населения, выражающаяся в лишении или существенном ограничении политических, социально-экономических и гражданских прав, территориальной изоляции и т. п.;
  • экоцид - разрушение окружающей человека природной среды, нарушение экологического равновесия;
  • биоцид (уничтожение жизни);
  • рабство;
  • терроризм - политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами;
  • наемничество.

Вторая группа преступлений - это преступления международного характера. Одни могут быть определены в международных соглашениях, другие - нет, но рассматриваются государствами как преступления, наносящие вред международному общению. Конечно, эти преступления неоднозначны как по характеру, так и по степени опасности. Их можно разделить на следующие подгруппы:

Преступления, наносящие ущерб мирному сотрудничеству и нормальному осуществлению межгосударственных отношений. Как раз к ним можно причислить (но этого пока не сделано) терроризм и близкие к этому преступлению составы: угон самолетов, захваты заложников, хищения ядерного оружия, посягательства на дипломатических представителей, а также незаконное радиовещание.

Преступления, наносящие ущерб экономическому и социально- культурному развитию государств и народов. Это преступные посягательства на окружающую среду, преступления против национально- культурного наследия народов (кражи произведений искусства, уничтожения и разграбления раскопок и пр.), собственно контрабанда, незаконные операции с наркотическими и психотропными веществами, фальшивомонетничество, нелегальная иммиграция.

Преступления, наносящие ущерб личности, личному (частному), государственному имуществу и моральным ценностям. К ним относятся: торговля людьми, пиратство, распространение порнографии, пытки.

Иные преступления международного характера. Сюда входят: преступления, совершенные на борту воздушного судна, разрыв и повреждение подводного кабеля, столкновение морских судов, неоказание помощи на море, загрязнение моря вредными веществами, преступления на морском шельфе, нарушение правил морских промыслов.

Международная преступность представляет собой специфическую разновидность общей преступности того или иного государства. В целом есть основания говорить о ее повышенной опасности. Прежде всего речь идет о так называемых индексных (наиболее опасных, тяжких) преступлениях, к которым относятся терроризм, наркобизнес, легализация преступных доходов, угон самолетов и др.

Наиболее распространенным среди международных уголовных преступлений являются незаконные операции с наркотическими средствами. Все попытки государств в одиночку вести борьбу с этим видом преступности окончились провалом. В связи с этим в 1909 г. была создана первая международная организация по борьбе с наркоманией - Шанхайская комиссия. Эта организация была призвана координировать сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, признав данный вид преступления международным уголовным преступлением.

Следует заметить, что наркобизнес приносит международным преступникам огромную прибыль. В США он составляет 275% чистой прибыли. Кроме того, дельцы наркобизнеса все активнее вмешиваются во внутреннюю политику государств. Судебно-следственная практика по таким делам свидетельствует о высокой степени организации преступных сообществ, дисциплине, прочности международных связей в этой области. Жесткая дисциплина обеспечивается жестокостью руководителей, запугиванием, пытками, казнями представителей конкурирующих группировок и «своих нарушителей порядка».

Гаагская Международная конвенция по опиуму 1912 года является первым многосторонним соглашением о контроле над наркотиками. Она ввела в качестве предмета регулирования три основные категории наркотических веществ: опиум-сырец; приготовленный опиум; медицинский опиум.

В течение последующих двадцати лет в рамках Лиги Наций был разработан и принят ряд международно-правовых актов, дополняющих положения Гаагской конференции: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, содержащимися в Протоколе 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года; Конвенция о психотропных веществах 1971 года; Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

Общей целью этих конвенций является обеспечение доступа к наркотическим средствам и психотропным веществам в медицинских и научных целях, ограничении их использования этими целями и борьбе с их незаконным оборотом, спросом и потреблением.

Главная цель Единой конвенции 1961 года, вступившей в силу в 1964 г., заключалась в том, чтобы подтвердить, кодифицировать, упростить, обновить и дополнить ранее заключенные договоры по данному вопросу. Она ограничивает производство, изготовление, торговлю, импорт, экспорт, распределение и использование наркотических средств исключительно медицинскими и научными целями и направлена на борьбу с наркоманией.

Конвенция 1971 года возлагает на государства-участники обязательства осуществлять национальный и международный контроль над психотропными веществами, которые являются предметом злоупотребления или могут стать предметом злоупотребления в будущем. Данная конвенция предусматривает четыре различные категории психотропных веществ в зависимости от риска и вероятности злоупотребления ими, устанавливает различные требования в отношении объемов производства, ведения документации, ограничения распределения и уведомления об экспорте.

Основные положения Конвенции 1988 года по борьбе с незаконным оборотом наркотиков:

  • создание относительно единообразной классификации правонарушений и санкций за действия, связанные с незаконным оборотом наркотиков, а также установление юрисдикции в их отношении;
  • принятие мер, позволяющих определить, выявить, заморозить, арестовать или конфисковать доходы, полученные от незаконного оборота наркотиков;
  • оказание взаимной юридической помощи при расследовании, разбирательстве и судопроизводстве в отношении некоторых видов правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
  • международное сотрудничество между правоохранительными органами;
  • меры по искоренению незаконного культивирования наркотикосодержащих растений и производства наркотиков.

К числу правонарушений данная конвенция относит; распространение наркотических средств и психотропных веществ; конверсия или перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате оборота наркотических средств и психотропных веществ; участие, причастность или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения и т. д.

Надо отметить, что Россия как правопреемник бывшего СССР является участником Единой Конвенции 1961 года о наркотических средствах, Конвенции 1971 года о психотропных веществах, а также Конвенции 1988 года о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Активно ведется работа по установлению двустороннего и многостороннего сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и злоупотреблением ими.

Международное сотрудничество МВД России в этой области ведется по трем направлениям:

  • в рамках заключения межправительственных соглашений;
  • участие наших представителей в работе международных организаций;
  • непосредственное установление межведомственных контактов со специальными подразделениями других стран.

Следует сказать о той части международной преступности, которую в России сейчас принято называть транснациональной или интернациональной, т. е. выходящей за рамки национальных границ. Наиболее сложной является ситуация на границах со странами СНГ и Балтии. Не нужны никакие оперативные данные, чтобы констатировать экспансию российских территорий, особенно на Дальнем Востоке, незаконный вывоз за границу рыбы и морепродуктов, леса и пиломатериалов, масштабный вывоз из России сырья и материалов.

Сравнительные тенденции преступности в государствах, образованных на территории бывшего СССР, имеют особую криминологическую значимость.

Уровень преступности в бывших союзных республиках всегда существенно различался, несмотря на то, что они находились в едином государстве с однотипным экономическим, социальным и политическим строем, жестко унифицированным уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, единым централизованным учетом преступлений, централизованной системой уголовной юстиции и т. д.

Интенсивный рост преступности в большинстве постсоветских стран обусловлен главным образом увеличением корыстных и корыстно-насильственных преступлений, краж, грабежей, разбоев. Удельный вес краж в странах с высокой преступностью доходит до 80% и более, а с низкой - до 40-45%. А разница между коэффициентами краж, рассчитанными на население, достигает 18-кратного размера.

Высокой криминальной активностью отличаются жители Азербайджана, Грузии, Армении, Узбекистана, Казахстана, Молдавии и Чечни. По структуре иногородней преступности на их долю приходится каждое второе разбойное нападение, вымогательство, преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков, треть грабежей, пятая часть умышленных убийств и изнасилований. Как правило, преступления совершаются с применением оружия и отличаются дерзостью и жестокостью.

Для преступной деятельности характерны так называемые челночные рейсы для совершения заказных убийств, мошенничества, рэкета в других странах.

Контрабанда оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ особенно характерна для северо-западных рубежей Российской Федерации (Псковская, Ленинградская области). Оружие иностранных марок «всплывает» затем по всей стране.

Поданным Интерпола, незаконные операции в России выстраиваются в следующей последовательности: нарко- и оружейный бизнес, а затем нелегальная торговля антиквариатом. В Западной Европе зарегистрировано более 40 преступных групп, занимающихся этим бизнесом. За период с 1996 по 2000 г. эти преступления выросли в 30 раз!

Стоит сказать и о криминогенности миграционных процессов, особенно нелегальных. Здесь «отличаются» представители стран Закавказья, Китая, Вьетнама и Монголии (за три года рост преступности вырос в 3-5 раз). «Гости» из Вьетнама, Ирана, Афганистана, Сомали, Шри-Ланки, имеющие опыт боевых действий, в том числе и партизанско-диверсионного характера, объединяются на нашей территории в этнические и религиозные группировки. Действия таких образований сильно беспокоят и правоохранительные органы, и законопослушных граждан.

Экономические, политические и социальные процессы сближения высокоразвитых стран в 90-е годы не привели к существенному выравниванию уровня преступности в этих государствах. Вклад каждой из стран «Семерки» в так называемый общемировой показатель преступности неодинаков. Так, число преступлений, ежегодно совершаемых в США, больше, чем в Германии, Англии, Франции, Японии, вместе взятых.

Ежегодные темпы роста или снижения преступности в высокоразвитых государствах, как правило, не превышают 2-4%. Западные криминологи расценивают этот показатель положительно, поскольку незначительные колебания уровня преступности позволяют без принятия разного рода чрезвычайных мер планомерно реализовывать долгосрочные и текущие профилактические программы.

В каждой стране преступность различается по уровню, структуре, динамике и другим криминологическим характеристикам. Например, уровень преступности в Японии в расчете на 100 тыс. населения почти на порядок ниже, чем в США (если взять всю преступность) или в Швеции. А зарегистрированная преступность в благополучной Швеции, где двести лет не было ни войн, ни революций, в расчете на население в 7-8 раз выше, чем учтенная преступность в кризисной России.

Из последнего сопоставления нельзя делать вывод о том, что правопорядок в России, где фактическая преступность достигла угрожающего уровня, гораздо выше, чем в Швеции. В этой скандинавской стране действительно высокая учтенная преступность, но шире сфера действия уголовного права, меньше латентная преступность, объективнее учет деяний, эффективнее работает полиция, а учтенная преступность структурно сдвинута к менее опасным преступлениям, тогда как в России - к тяжким.

В Швеции, например, в последние годы регистрировалось 8 умышленных убийств на 100 тыс. населения, а в России - около 22, т. е. почти в 3 раза больше. Удельный вес этих деяний в структуре учтенной преступности в Швеции составляет 0,06%, а в России - 1,2, т. е. в 20 раз выше. Многие противоправные деяния в нашей стране считаются административными правонарушениями, а в Швеции - преступлениями.

Аналогичная несопоставимость наблюдается между большинством стран, Во Франции все уголовно наказуемые деяния делятся на преступления, проступки и нарушения. В других странах - на преступления и правонарушения.

В третьих, как, например, в России, преступления и административные правонарушения являются разными категориями противоправной деятельности. Несопоставимость имеется и в числе индексных (публично отслеживаемых) видов преступлений. В США их 8, во Франции - 22, в Германии - 24, в Англии и Уэльсе - 70 и т. д. Поэтому при сравнительных исследованиях следует исходить не только из количественных, но и из качественных характеристик, законодательных, организационных и иных.

Общие криминологические характеристики преступности разных стран и мира в целом:

  • преступность существует во всех государствах;
  • ее доминирующая мотивация всюду схожа;
  • ее уровень в мире и в абсолютном большинстве стран неуклонно увеличивается;
  • темпы ее прироста, как правило, в несколько раз превышают темпы прироста населения;
  • в ее структуре преобладают посягательства на собственность, прирост которых интенсивнее посягательств наличность;
  • основные субъекты преступлений - мужчины, особенно молодые (вместе с тем давно наблюдается процесс феминизации преступности);
  • экономическое развитие стран не сопровождается, как предполагалось, снижением преступности;
  • уголовно-правовая борьба с преступностью переживает глубокий кризис;
  • тюрьма практически не перевоспитывают;
  • смертная казнь не сдерживает рост преступности и т. д.

Если на основе этих общих для всех проблем вновь вернуться к криминологическому сопоставлению Швеции и России, то видно, что за последние 40 лет преступность в этих странах, различаясь по уровню почти на порядок, увеличилась практически одинаково - в 6 раз.

В настоящее время идет процесс унификации, транснационализации и интернационализации преступности. Этому способствуют как позитивные процессы расширения международных связей, улучшения международных отношений, интенсификация миграции населения, рост международной торговли и финансовых операций, беспрепятственного распространения информации, увеличение обмена культурными ценностями, так и негативные процессы обмена «антиценностями» (наркотики, алкоголь, оружие, порнография, проституция и т. д.).

При всех существенных расхождениях в уровне преступности в, разных странах первой и определяющей тенденцией в мире является ее абсолютный и относительный рост по сравнению с ростом населения, экономическим и культурным развитием и т. д. Это не означает, что преступность в любой стране всегда только растет.

Есть страны, где она в какие-то периоды сокращается или стабилизируется. Например, в США некоторое снижение преступности наблюдалось в 1982-1984 гг., во Франции - в 1985-1988 гг., в ФРГ - в 1984-1988 гг., в СССР - в 1986-1987 гг. Каждое снижение имеет свои причины.

Коэффициент преступности на 100 тыс. жителей в 1995 г. превышал в развитых странах 8000, а в развирающихся - 1500. Такое соотношение кажется нелогичным. Но этот факт определяется многими причинами, в том числе правовыми, статистическими, организационными, социально-экономическими и т. д.

Экономическое, социальное, демократическое развитие стран не только не ведет к автоматическому снижению преступности, но обычно сопровождается противоположными процессами-, связанными, в частности, с утратой вековых традиционных форм социального контроля. Вместе с тем отмечается медленный процесс специфической «гуманизации» преступности, т. е. сдвиг от тяжких преступлений против личности к посягательствам на собственность.

Американский криминолог Г. Ньюмен в связи с этим полагает, то развитые и богатые страны, несмотря на явно более высокое число имущественных преступлений, на практике могут чувствовать влияние этих деяний гораздо слабее, чем бедные страны, где борьба за ограниченные средства существования доходит до истреблений людей.

Он приводит оригинальное сравнение: если уронить кирпич (низкая преступность) в небольшую лужу (слабая экономика), то она вся выплеснется, но если в большой пруд (развитая экономика) бросить несколько кирпичей (высокая имущественная преступность), то влияние таких бросков едва ли будет заметно.

Самый высокий уровень преступности и относительно высокие темпы ее прироста регистрируются в наиболее развитых демократических странах. В 60-90-х годах преступность в США увеличилась более чем в 7 раз, в Англии и Уэльсе - в 6, во Франции - в 5, в СССР - в 3,7, в ФРГ - в 3 и лишь в Японии - в 1,5 раза. Число преступлений на 100 тыс. населения в США по восьми видам индексной преступности составило 6 тыс. деяний, а по всей - около 15 тыс., в Великобритании, Франции, Германии - 8-10 тыс. и в Японии 1,5 тыс.

Японский криминологический феномен является исключительным. Япония не только сумела перейти к демократии и интенсивному индустриальному развитию без разрушения традиционной культуры, надежного семейного, общинного и производственного социального контроля, но и усовершенствовала и осовременила его.

Относительно низкая преступность регистрируется в странах с жестким социальным контролем.

Американский криминолог Ф. Адлер на основе данных Первого Обзора ООН выбрала 10 стран, разных по уровню экономического и демократического развития, но с относительно низким уровнем преступности (Алжир, Болгарию, ГДР, Ирландию, Коста-Рику, Непал, Перу, Саудовскую Аравию, Швейцарию, Японию). Общим у них было только одно - жесткий социальный контроль за противоправным поведением: партийный, полицейский, религиозный, клановый, общинный, производственный, семейный.

Самая низкая преступность наблюдается в странах с тоталитарными (фашистскими, религиозно-фундаменталистскими, коммунистическими и другими авторитарными) режимами, где борьба с преступностью ведется нередко ее же Методами. Но такой «эффективный» контроль является не чем иным, как нарушением прав человека или некриминализированным злоупотреблением властей против своего народа. Жертвы таких злоупотреблений по международным документам приравниваются к жертвам преступлений.

Их наличие многократно компенсирует низкий уровень уголовной преступности.

Оптимальным является жесткий правовой демократический контроль преступности, реализуемый при строгом соблюдении прав человека.

На общей неблагоприятной динамике преступности в мире традиционно сказываются разные тенденции основных групп преступлений - насильственных и корыстных.

Доля насильственных преступлений в структуре всей преступности в мире и отдельных странах невелика. В разных странах она колеблется в пределах 5-10% и более. При этом надо иметь в виду большую несопоставимость данных о насильственных деяниях. В США учитывается четыре вида насильственных преступлений: умышленное убийство, изнасилование, нападение и грабеж (разбой). Последний является не чисто насильственным, а корыстно-насильственным деянием. В России учитывается около 50 видов насильственных преступлений.

Но даже такое «древнее» деяние, как умышленное убийство, статистически понимается неодинаково: в США оно учитывается по жертвам, а в России и в некоторых других странах - по событиям. В России убийства учитываются с покушениями, а в США покушения квалифицируются как обычное нападение. И в названных странах, и в других есть множество иных особенностей, которые следует учитывать при сравнительных исследованиях. Но при всех имеющихся различиях насильственные, как, впрочем, и другие виды преступного поведения, имеют общие закономерности.

Динамика насильственной преступности, как правило, «консервативна». Она медленно и слабо реагирует на ситуативные изменения жизни, темпы прироста ее небольшие, а в некоторых странах, особенно развитых, отмечаются тенденции к стабилизации и даже к снижению.

Высокий уровень убийств и в развитых, и в развивающихся странах отмечается в крупных городах.

В развитых странах доминируют корыстные или имущественные преступления. Удельный вес их в структуре преступности достигает 95% и более. Именно эти деяния определяют основную тенденцию интенсивного роста преступности вообще, а в развитых странах особенно. Темпы прироста корыстной преступности, как правило, в 2-3 раза выше, чем насильственной.

Кроме корыстных деяний в число составляющих общего роста преступности в мире включены также преступность несовершеннолетних и молодежи; возрастание общественной опасности совершаемых деяний и причиняемого ущерба; интеллектуализация преступной деятельности, повышение ее организованности, технической оснащенности, вооруженности и самозащиты преступников от задержания и разоблачения.

Другой основной тенденцией в области преступности является постепенное отставание социального контроля за преступностью. Причины могут быть негативными (ослабление борьбы с преступностью) и позитивными (гуманизация, демократизация и легитимация этой борьбы).

В системе «преступность - борьба с ней» преступность первична. Борьба с ней является всего лишь ответом общества и государства на ее вызов. Ответом не всегда своевременным, адекватным, целенаправленным и эффективным.

Преступность активна, инициативна, у нее рыночный «характер». Она мгновенно заполняет все появляющиеся и доступные ей ниши неконтролируемые или слабо контролируемые обществом, непрерывно изобретает новые изощренные способы совершения преступлений и не связывает себя никакими правилами.

Правоохранительная деятельность вырабатывается коллективно, в рамках демократических и гуманистических институтов и принципов, оформляется в нотариально-правовых, управленческих, оперативных и процессуальных решениях и только потом претворяется на практике.

Индивидуальная превенция допустима лишь в рамках социальной, материальной, Психологической и педагогической помощи субъекту, который в ней нуждается. Но она неприемлема в плане какой-либо ответственности. Ответственность может быть узаконенной реакцией государства на конкретное противоправное поведение субъекта. Но в силу этого контроль общества над преступностью объективно отстает от темпов и масштабов ее роста.

Сравнительная оценка количественных и качественных характеристик преступности, ее причин и средств профилактики в разных странах показывает, что здесь много общего. Все это позволяет считать, что предупреждение преступности, устранение причин и условий, ее порождающих, становится проблемой общей, интернациональной.

В такой ситуации целесообразно во всех отношениях, в том числе и в экономическом, объединять усилия специалистов-криминологов, шире практиковать международное разделение труда в предупредительной деятельности, в исследованиях криминологических проблем, одинаково значимых в рамках международного сообщества.

Решение совместных профилактических программ реализуется поэтапно. Среди факторов, которые учитываются при определении очередности разработки тех или иных аспектов этой комплексной проблемы, следует назвать количественные и качественные показатели. Они характеризуют состояние, структуру, динамику отдельных видов преступлений в сотрудничающих странах; обстоятельства, способствующие этим преступлениям; признаки сходства и различия национальных систем профилактики; экономическую целесообразность и возможность проведения совместных профилактических мероприятий.

Интерес представляет механизм международного сотрудничества в борьбе с преступностью (его направления и формы), получивший отражение в созданной в Америке комплексной стратегии борьбы с международной преступностью. И хотя такая стратегия сформулирована впервые, она основывается на уже существующих документах, таких, как национальная стратегия по борьбе с наркотиками и президентские директивы по борьбе с незаконным ввозом иностранцев, борьбе с терроризмом и повышению безопасности и надежности хранения ядерных материалов.

Новая стратегия является важной инициативой, в том числе и с точки зрения повышения возможностей сотрудников правоохранительных органов США в эффективном сотрудничестве со своими зарубежными коллегами, в частности при расследовании преступлений международного характера и привлечении к ответственности их организаторов и исполнителей.

Предполагается заключение новых международных соглашений о создании эффективной системы быстрого обнаружения, ареста и выдачи находящихся в розыске международных преступников и принятие более жестких иммиграционных законов.

Американское руководство обещает пересмотреть свое отношение к борьбе с международными финансовыми преступлениями. А именно: не допускать легализации незаконно добытых средств; повышать уровень двустороннего и многостороннего сотрудничества в борьбе со всеми видами финансовых преступлений; выявлять оффшорные центры международного мошенничества, изготовления фальшивых денег, взлома компьютерных сетей и других финансовых преступлений.

Новым в деятельности правоохранительных органов станет предупреждение эксплуатации преступными элементами системы международной торговли. Особое внимание будет уделяться перехвату нелегально экспортируемых технологий, защите прав интеллектуальной собственности, борьбе с экономическим шпионажем, установлению ограничений на импорт некоторых вредных веществ, опасных организмов, а также растений и животных, находящихся под защитой «Красной книги».

Гибкость системы борьбы с международными синдикатами будет обеспечена за счет активной реакций на новые, непредвиденные угрозы с их стороны. Для этого потребуются: усиление разведывательной деятельности в отношении преступных предприятий и организаций; активизация мер в отношении преступлений, связанных с высокими технологиями и компьютерами; продолжение аналитической работы для выявления и ликвидации уязвимых мест в важнейших объектах инфраструктуры и в новых технологиях высокого уровня.

Кроме непосредственного сотрудничества с представителями органов правопорядка за рубежом, американская программа ставит своей целью активизацию совместной деятельности различных государств в противостоянии международным преступникам. Необходимо установить общепринятые нормы, цели и задачи для борьбы с ними и проведения активной работы по обеспечению их соблюдения и выполнения.

Позитивными сторонами системы предупреждения преступности в экономически развитых государствах являются, во-первых, их активное участие в международном антикриминальном сотрудничестве, во-вторых, разработка национальных (государственных) и локальных программ предупреждения преступности, в-третьих, эффективные формы вовлечения населения в борьбу с правонарушениями.

Обобщение опыта сотрудничества правоохранительных органов и научных учреждений стран Центральной и Восточной Европы, США, Японии в борьбе с преступностью позволяет назвать в качестве наиболее эффективных и практически реализуемых в современных условиях следующие формы сотрудничества: взаимные консультации с целью выработки в каждой из сотрудничающих стран национальной и интернациональной стратегий в сфере профилактики правонарушений; планирование совместных программ борьбы с наиболее опасными видами преступлений, имеющих международный характер; разработка текущих и долгосрочных программ сотрудничества в области предупреждения преступлений; обмен опытом в организации и проведении профилактических мероприятий.

Здесь, как показывает практика, наиболее достижимыми формами обмена могут быть: обмен специальной литературой; обмен информацией о способах совершения, сокрытия и выявления правонарушений; обмен информацией о средствах нейтрализации обстоятельств, способствующих правонарушениям; обмен результатами научных исследований; обмен делегациями практических и научных работников, проведение международных конгрессов, семинаров, симпозиумов, коллоквиумов и т. п.

Обмену опытом способствуют и такие практикуемые меры, как: расширение международной специализации и кооперирования при разработке мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих правонарушениям; развитие непосредственных связей между правоохранительными органами, научными организациями; развитие существующих и создание новых международных правовых, экономических и других организаций, решающих задачи по общему и специальному предупреждению преступлений; обмен специалистами; совместная подготовка учебников, монографий, методических пособий, сборников научных трудов и т. п.; совместная подготовка информации, предложений, проектов законодательных актов; взаимопомощь в подготовке кадров; координация текущих и перспективных планов борьбы с правонарушениями; совместное проведение научных исследований и внедрение их в практику.

Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью и охраны правопорядка, обеспечения защиты прав и свобод человека в настоящее время Происходит на трех уровнях.

Сотрудничество на двустороннем уровне. Это позволяет более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой проблеме. На данном уровне наибольшее распространение получило оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц, для отбывания наказания в государство, гражданами которого они являются.

Сотрудничество государств на региональном уровне. Это обусловлено интересами и характером отношений этих стран (например, среди стран - членов Совета Европы, СНГ).

Сотрудничество государств в рамках многосторонних соглашений (договоров). Основным содержанием многосторонних соглашений (договоров) о совместной борьбе с отдельными преступлениями является признание сторонами этих деяний на своей территории преступными и обеспечение неотвратимости их наказания.

Основные направления международного сотрудничества в борьбе с преступностью:

  • заключение и реализация договоров о борьбе с преступлениями, представляющими международную опасность;
  • оказание правовой помощи по уголовным делам, включая экстрадицию;
  • разработка международных норм и стандартов, обеспечивающих защиту прав человека в сфере охраны правопорядка;
  • регламентирование вопросов национальной и международной юрисдикции
  • признание и использование решений иностранных органов по административным и уголовным делам;
  • взаимодействие в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии преступлений.

Здесь речь прежде всего идет о:

  • насильственных преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, а также против собственности;
  • террористических актах;
  • коррупции и деятельности организованной преступности;
  • незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а также радиоактивных материалов;
  • незаконном производстве и обороте наркотических средств и психотропных веществ, а также веществ, используемых в процессе их изготовления;
  • преступлениях в сфере экономики, в том числе легализации доходов, полученных от преступной деятельности;
  • изготовлении и сбыте поддельных денежных знаков, документов, ценных бумаг и средств безналичных платежей;
  • преступных посягательствах на культурные и исторические ценности;
  • преступлениях на транспорте;
  • охране общественного порядка;
  • материально-техническом обеспечении деятельности сторон;
  • подготовке и повышении квалификации кадров.

Реализация основных положений международного сотрудничества

в борьбе с преступностью происходит в следующих формах:

  • обмен информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах;
  • исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;
  • розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или исполнения приговора, а также лиц, пропавших без вести;
  • обмен информацией о новых видах наркотических средств и психотропных веществ, появившихся в незаконном обороте, о технологиях их изготовления и используемых при этом веществах, а также о новых методах исследования и идентификации наркотических средств и психотропных веществ;
  • обмен опытом работы, в том числе Проведение стажировок, консультаций и семинаров;
  • обмен законодательными и иными нормативно-правовыми актами;
  • обмен на взаимовыгодной основе научно-технической литературой и информацией по вопросам деятельности сторон.

Этот же Совет координирует сотрудничество государств в предупреждении преступности. Проблемы борьбы с преступностью многократно обсуждались на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, на заседаниях Экономического и Социального Совета ООН, в Комитете по предупреждению преступности и борьбе с ней. Государства - члены ООН ежегодно представляют Генеральному секретарю доклады о состоянии преступности в их странах, о системе борьбы с отдельными видами преступлений.

В свою очередь, ООН издает специальные статистические сборники о состоянии, структуре, динамике преступности в мире, уголовной политике, особенностях национального законодательства. Генеральная Ассамблея ООН выступает инициатором разработки международных и национальных программ борьбы с наиболее опасными и распространенными видами преступлений.

В поле ее зрения, в частности, были вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи, экономической преступностью, проблемы наркобизнеса, отмывания денег, нажитых преступным путем, и др.

Комиссия (комитет) представляет ЭКОСОС рекомендации и предложения, направленные на более эффективную борьбу с преступностью и гуманное обращение с правонарушителями. Генеральная Ассамблея, кроме того, возложила на этот орган функции подготовки один раз в 5 лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Конгрессы ООН играют основную роль в выработке международных правил, стандартов и рекомендаций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. К настоящему времени было проведено 9 конгрессов, решения которых существенно продвинули вопросы международного сотрудничества на надежной научной и правовой базе.

В 1971 г. создан и поныне действует Комитет (в составе которого - 27 экспертов) по предотвращению преступности и контролю над ней.

Он входит в Совет ООН по экономическим и социальным проблемам. В функции Комитета входит: разработка политики ООН в области контроля над Преступностью, разработка целевых программ, оказание советнической помощи Генеральному секретарю и органам ООН, подготовка международных конгрессов и региональных совещаний, разработка информационных материалов и проектов резолюций по предупреждению преступности.

Комитет взаимодействует с добровольными обществами, неправительственными- организациями по профилактике преступности ООН, периодически издает обзоры о тенденциях в области преступности и мерах по предупреждению преступности. Дабы избежать искажающего Воздействия на статистику различий в национальном уголовном законодательстве, выделяются такие виды преступлений, как умышленное убийство, неосторожное убийство, нападение, похищение людей, преступления, связанные с наркотиками, взяточничество и коррупция.

В числе субъектов работы по сотрудничеству в борьбе с преступностью выделяются неправительственные организации, имеющие консультативный статус при ООН: Международная ассоциация уголовного права (МАУП), Международное криминологическое общество (МКО), Международное общество социальной защиты (МОСЗ) и Международный уголовный и пенитенциарный фонд (МУПФ).

Их работу координирует Международный комитет по координации (МКК). Он обычно называется «Комитет четырех» и синтезирует все основные исследования и работает в контакте с Венским центром ООН. Фактически он действует с 1960 г., а юридически - с 1982 г.

Совместные акции четырех международных организаций серьезно влияют на международную политику ООН в области борьбы с преступностью. Деятельность «Комитета четырех» связана прежде всего с функционированием международного сообщества по подготовке к конгрессам ООН. Он имеет консультативный статус при ЭКОСОС, а также готовит коллоквиумы, координирует работу ассоциаций, совместно с центрами ООН приглашает к сотрудничеству другие международные организации, консультирует Фонд ООН по борьбе с злоупотреблением наркотиков, сотрудничаете Всемирным обществом виктимологии и Всемирной федерацией психического здоровья.

Одной из самых влиятельных международных организаций, занимающейся вопросами обеспечения сотрудничества в борьбе с преступностью, является МКО. Это объединение национальных институтов и специалистов. Главная цель МКО, согласно Уставу организации, - содействовать изучению преступности на международном уровне, объединяя для этого усилия ученых и практиков-специалистов в области криминологии, криминалистики, психологии, социологии и других дисциплин.

В рамках своей деятельности МКО организует международные конгрессы, семинары, коллоквиумы, публикует их материалы; оказывает содействие в научном обмене между национальными научными и учебными центрами; организует международные криминологические курсы повышения квалификации научных кадров; организует совместно с другими международными организациями и национальными научными учреждениями региональные международные криминологические центры; учреждает и назначает стипендии и премии для стимулирования развития криминологической науки.

Особое место в международном сотрудничестве занимает Международная организация уголовной полиции (Интерпол). Она была создана в 1923 г. в Вене вначале как международная комиссия уголовной полиции. Ее возродили после второй мировой войны, в 1946 г., в Париже, а с 1989 г. ее местопребыванием является Лион.

Из неправительственной организации Интерпол превратился в межправительственную и в настоящее время объединяет более 170 государств (включая Россию), уступая по представительности только ООН, членами которой являются около 180 государств.

В отличие от других международных организаций Интерпол имеет национальные центральные бюро (НЦБ) в каждой стране. Согласно уставу Интерпол обеспечивает и развивает взаимное сотрудничество органов уголовной полиции в рамках действующих в их странах законов, создает и развивает учреждения, которые могут способствовать предупреждению уголовной преступности. Основная его работа - организация сотрудничества по конкретным уголовным делам, т. е. прием, анализ и передача информации от НЦБ и для них.

Основным направлением деятельности Интерпола является борьба с:

  • организованной преступностью;
  • международным терроризмом;
  • хищениями собственности;
  • тяжкими преступлениями против личности;
  • фальшивомонетничеством и подлогами;
  • наркобизнесом.

Обмен информацией, опытом, содействие в розыске и задержании преступников разработка и реализация профилактических программ Интерпола становятся все более актуальны по мере интернационализации преступности. Создание единой Европы, открытие границ и безвизовое передвижение в рамках европейского сообщества потребуют дополнительных усилий международных подразделений по борьбе с преступностью. В рамках Интерпола создан отдел «Европол» для борьбы с захватом заложников, фальшивомонетничеством, скупкой краденого, пересылкой золота, продажей оружия и банковских чеков.

ООН и другие международные межправительственные и неправительственные организации прилагают большие усилия для организации и воплощения эффективного международного сотрудничества по предупреждению преступности и борьбе с ней.

Они владеют колоссальными банками данных, нормативными материалами, данными криминологических и уголовно-правовых, уголовно-политических исследований, которые могут быть использованы каждой страной в целях более эффективной борьбы с национальной и транснациональной преступностью.