Нижнее белье

 УМ это что такое УМ: определение — Философия.НЭС. Что такое Ум

Из цикла «Человек и люди».

Если эти два понятия, «ум» и «разум» отображают одну и ту же суть: это познавательные и аналитические способности людей, то зачем используются оба, а не одно из них? С точки зрения словообразования в русском языке слово «разум» состоит как бы из двух слов: «раз» - древняя единица счёта, что соответствует современной единице счёта «один» и слова «ум». В этой словесной лирике, есть нечто, которое свойственно только русскому языку.

Возможно, сознание людей, пользующееся русским языком как средством выражения мысли, нашло в определении «разум», как часть принадлежащая отдельному индивидууму, от некоего общего ума. Поскольку это есть только часть, а не в весь ум, то иногда, при решении сложного вопроса говорят, что один ум хорошо, а два лучше, что тождественно более точному выражению: - Одна голова – хорошо, а две лучше.

Принцип коллективного обсуждения возникающих проблем заложен в основу всех государственных, общественных и семейных советов – структур предназначенных для выработки и принятия решений по возникающим вопросам. Вопрос только в том как этот принцип используется тем же разумом людей. В этом элементарном вопросе участвуют две составляющие разума: знание и сила. Когда не достает ума при достижении разумного решения, самосознание применяет силу в самых разных вариантах для достижения поставленной цели. Обсуждение проблемы разными людьми позволяет найти оптимальное её решение. Следовательно, один ум не может дать объективный ответ на возникшую проблему. В науке, прежде чем сделать открытие ученые идут длинным путем обсуждений проблемы с коллегами. Коллективный ум это интегральная переменная, стремится к пределу соответствия разуму.

Разум есть тот объём информации, которым пользуется индивидуум. У каждого индивидуума свой информационный объём разума.

В конце 20 века понятие разума привлекает особое внимание учёных многих стран мира. Прошли те времена, когда наука понятие разума относила только к людям. Элементы разумного поведения стали наблюдать не только в животном мире, но и в растениях. Достаточно примеров можно найти в соответствующих научных работах. Вопрос лишь в том, что считать разумом. Разум это прежде объективно существующее энергетическое состояние информации, которая воспринимается умом и реализуется самосознанием в адекватных решениях для сохранения жизни. Потребность в питании для сохранения жизни это главная функция воздействия разума на ум живых систем. Всё остальное это продукт самосознания, которое использует возможности информационную энергию разума. Ум и самосознание есть производные разума и сознания представляют функции социальной среды.

Наука не имеет достоверных данных о работе как самосознания, так и ума. Изучая только головной мозг получить однозначный ответ не представляется возможным. Можно с помощью различных технических устройств наблюдать биоэлектрические импульсы и зоны в головном мозге, где они проявляются в зависимости от поставленных задач в эксперименте.

Но как объяснить работу ума мухи, при отсутствии у неё мозга в нашем понимании, которая быстро находит мясные и рыбные продукты, даже в том случае когда находится вне пределов помещения. Стоит открыть окошко и она уже на продукте, и это в том случае, когда в ближайшем окружении её не было заметно. Каким умом должна обладать муха, чтобы сесть на потолок, не повредив крылышки при перевороте. Но исходя из научного представления, у мухи нет ума, у неё инстинкт.

Инстинкт – черная дыра в самосознании людей. Когда оно не может объяснить разумные действия в животном мире, оно находит объяснение в инстинкте. Инстинкт это научное Божество. У природы много необъяснимых явлений разумного поведения. Наш ум приводит нас к убеждению, что инстинктов существует бесконечное множество.

У людей, в отличие от всех других животных, ум используется в неразумных действиях, которые выражаются в братоубийствах. Ни один вид живых существ не уничтожает своих собратьев, за исключением людей. Иногда возникает вопрос: - А не атрофировался ли ум у людей или он был заложен с дефектом в алгоритм самосознания? Ведь убийства происходили и в далёких - далёких пращуров, тому свидетельствуют исторические материалы.

Ведь первое убийство по информации из Библии произошло в первой земной семье, в семье Адама и Евы. Старший сын Каин убивает своего брата Авеля (см. Библию в кн. Бытие: гл. 4, 1-16, 25; 5, 3-5). Убийство брата, родственника по крови, говорит о том, что убийство не родственника может произойти по незначительным для этого поводам. Причин для убийства быть не может. А поводов бесконечное множество, тому свидетельства из повседневной жизни людей.

Напрашивается страшный вывод, что все живые существа живут согласно уму, который у людей связывают с Образом Человека, доступному в том объёме, который обеспечивает их существование. Парадоксально, но только люди получив индивидуальный ум, лишены возможности умного существования.

Такой вывод заставляет более внимательно исследовать, что же такое ум, а что такое разум.

Уместно спросить: убийство себе подобных, это тоже инстинкт или целенаправленное действие выработано самосознанием отдельных людей не зависим от социального положения. Чем выше социальное положение тем большую трагедию приносит инстинкт дикаря, или спланированная самосознанием – умом акция в отсутствии информационной энергетики разума.

Этот случай говорит о том, что с самосознанием людей Бог допустил ошибку, или «умышленно» заложил возможности борьбы за выживание, где все методы хороши.
А ведь авторы Библии не зря приводят заповеди для людей, а не для животных.

Уже в те древние времена самосознание людей осознавало, что для сохранения жизни много ума не надо. Достаточно того объёма разума, которым ум может оперативно пользоваться. Это происходит и сейчас. Всем известна поговорка: «Если ты такой умный, то почему такой бедный»? Следовательно, ум не является критерием богатства. Но зачем тогда существует такое понятие как ум?

Чтобы определить, что такое ум, то можно воспользоваться словарями и энциклопедиями. Но вряд ли они дадут полное удовлетворение на поставленный вопрос. Они, всего лишь, выражают смысл понятия, которое вложили предыдущие поколения людей.

Если с понятиями ума или рассудка всё как будто понятно нашему самосознанию, что это есть способность индивидуума приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, как и все животные. Но в отличие от животных ум людей способен накапливать и применять знания (у животных это слабо выражено и только лишь в вопросах ориентации на местности и в проблеме питания), а также на основании знаний, воздействовать на окружающую среду, учитывая опыт предыдущих поколений. Что тоже часто бывает не всегда по уму, а по разуму авторитетов.

Понятие интеллект (от лат. Intellectus) есть синоним понятий разум, рассудок или умственные способности познания и понимания внешнего мира.

Понятие ум воплощает в себе объём информации в форме доступной для обработки самосознанием индивидуума с помощью логических операций. Самосознание и ум это не одно и тоже. Самосознание - это программа, которая управляет умом под воздействием информационной энергии разума.

С точки зрения современной теории моноцентризма (новая научная теория Роберта Ланца), пространство и время – это "простые инструменты нашего ума". Как вам нравится такой наш ум? Автор прав в том, что ум это не просто способность людей мыслить, а нечто большее хранящий в себя всё то, что ещё не доступно познанию современных людей, а принадлежит Человеку, например, так называемые параллельные миры, о которых говорит наука на уровне понимания самосознанием.
Возражений против того, что разум связан с головным мозгом никто не имеет. Потому, что это истина. А как быть тогда с умом? Где он прячется этот умник?

Существующий в природе ум имеет свое воплощение в понятии Человек. Когда говоря о умном Человеке, имеют в виду конкретное лицо. Это не означает, что это лицо есть кладезь ума. Просто, люди оценивают его поступки, которые соответствуют нравственным понятиям принятым в социальной среде (в самосознании людей). Поступать по умному, значит делать по справедливости. Но люди поступают по своему усмотрению.

Даже одного критерия справедливости достаточно, чтобы дать оценку социальной среды, состоящую из разумных обитателей. Там, где ум, места злу не может быть.
Понятию «ум» самосознание людей приобщает всё, что связано с мыслительной деятельностью. В литературных источниках можно встретить выражение, что «ум - это врождённое качество человека». И многие с этим согласны. Но как объяснить имевшие в истории факты, когда дети вырастали в обществе зверей. Их умственные возможности усваивали информацию той среды которая окружала их и никаких врожденных качеств Человека не проявлялось, за исключением формы тела.

Сколько в мире людей столько и умов, можно сделать вывод из тех миллионных ответов заполнивших интернет в определении ума. Но это заблуждение, потому как ум существует в единственном числе в конкретного индивидуума. А разум - это единственное информационное начало для всех живых систем.

Есть работы в которых пытаются указать место, где находится ум. Существует две альтернативы по уму, что ум это Господне творение и он принадлежит всем и вторая гипотеза, что ум это свойство Человека, его головного мозга. Вероятно, а это подтверждается практикой, что иногда истина непостижима от «недостатка» ума, а от недостаточного объёма информации, доступного для логического умозаключения самосознанием людей. «Недостаток ума» это и есть недостаток информации.

Во Вселенной всё гармонично просто. Существует бесконечно большой объём информации о ней самой и об устройстве и процессах происходящих в ней. Вся эта информация и представляет то, что разум людей назвал умом. Эта информация существовала до появления ума, которым обладают люди. И этот ум, который является так же результатом воплощения существующей информации о его происхождении, пытается осмыслить сам себя.

Информация обладает не только содержанием, но и энергетической возможностью, которая проявляется через ум людей.

Попытка найти место нахождения ума, это вечная игра в прядки. Информацию ищут в её носителях. Книгу называют источником знаний, но это всего лишь архив информации, которую ум превращает в чувственные знания.

Все понимают, что существует разум, как структура головного мозга, но оказывается, что существует в головном мозге ещё такое понятие как самосознание, которое квалифицируют как «одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях» (Вставка из БСЭ).

Когда говорят, что «разум - это заинтересованное восприятие внешнего мира, данного в ощущениях», это всего лишь одно из многих свойств разума, выраженное самосознанием.

В итоге можно предположить вывод, что разум это бесконечный объём информации составляющий Вселенную (инфониккри), а ум это индивидуальный инструмент для работы с этой информацией, который является её же частью.

Все люди разные. Эта набившая оскомину банальность объясняет наши мысли и поступки. Что определяет ум человека? От чего зависит наш интеллект?

Психологическая литература на данную тему сложна для восприятия неподготовленного к терминам читателя. Но данная статья посвящена не личностным коррелятам интеллекта и не анализу причин когнитивной ригидности. Мы будем рассуждать о том, какие факторы влияют на умственное развитие и мышление.

1. Врождённые индивидуальные генетические данные

Это ключевой фактор, именно от него в наибольшей степени зависит потенциал умственного развития индивида. Уникальность каждого человека определяется той комбинацией генов, которая формируется в результате слияния конкретной яйцеклетки с единственным из нескольких сотен миллионов сперматозоидов, выделившихся при семяизвержении.

2. Наследственность

Наши родители, помимо внешней схожести, передают нам свои способности и задатки. Причём эти свойства могут проявиться и спустя несколько поколений. И если проследить передачу характерных фамильных черт довольно просто, то наследование интеллектуальных данных выражено менее ярко. Поэтому обычно человек знает о недюжинном уме своего предка по генеалогическому древу только в том случае, если тот стал известной, выдающейся личностью.

3. Протекание беременности

Общеизвестно, что серьёзные заболевания будущей матери (например, диабет, краснуха, сифилис) пагубно отражаются на развитии ребёнка. Так, заражение краснухой в первом триместре беременности приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и особенно интеллектуальных функций плода. Употребление некоторых лекарственных веществ и больших доз алкоголя также приводит к задержке умственного развития будущего ребёнка.

3. Образование, в том числе музыкальное

Процесс получения знаний сопряжён с психической стимуляцией интеллектуальной активности ребёнка со стороны взрослых. При отсутствии такого взаимодействия умственное развитие затормаживается, что можно наблюдать по детям, живущим в детских домах.

Многолетние исследования учёных доказали, что на вероятность развития болезни Альцгеймера влияет уровень образования человека. У людей, занимающихся интеллектуальным трудом в зрелом и пожилом возрасте, риск деменции (старческого слабоумия) существенно ниже.

4. Воспитание и пребывание в адекватной социальной среде

Благожелательность и здоровая психологическая атмосфера в семье способствует гармоничному развитию ребёнка. При этом фактор многодетности играет отрицательную роль: чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта.

5. Материальное благополучие

Безусловно, материальное благополучие семьи, в которой он растёт, положительно скажется на его будущем. Речь идёт о возможности реализовать заложенные природой способности, получить высшее образование, престижную профессию, интересную работу.

6. Раса и национальность

Самый высокий средний национальный показатель IQ в мире принадлежит представителям монголоидной расы - японцам - 111 баллов. У 10-ти процентов японцев этот коэффициент выше 130. Среди европейцев, по данным ирландского профессора Ричарда Линна, 1-ое место со 107 баллами делят немцы и голландцы. Далее следуют поляки (106 баллов), шведы (104 балла) и итальянцы (102 балла). Россияне демонстрируют уровень IQ в 96 «интеллектуальных баллов», что соответствует 17-му месту. Замыкают список сербы, набрав лишь 89 пунктов.

7. Пол

Большинствол статистических исследований, опирающихся на тесты, свидетельствуют о том, что в среднем мужчины немного умнее женщин. Тем не менее, самым умным человеком в мире является женщина. По данным Википедии, это американская писательница, драматург и журналист Мэрилин вос Савант. Другие источники утверждают, что самой умной на планете является болгарка Даниэла Симидчиева: она имеет 5 степеней магистра, IQ 192 и 3 детей. Кстати говоря, последняя, несмотря на высочайший интеллект, длительное время была безработной и никогда не зарабатывала более 150 долларов в месяц.

Как пишет в своём исследовании профессор новозеландского Университета Отаго Джеймс Флинн, если 100 лет назад в большинстве стран женщины отставали от мужчин по общему интеллекту в среднем на 5 единиц, то постепенно разрыв уменьшался, и сегодня во многих странах по показателю ума женщины уже обгоняют мужчин. Другой учёный, изучавший этот вопрос, - доктор наук в области социальной психологии англичанин Джон Филипп Раштон, проведя тесты среди 100 тысяч студентов в возрасте 17-18 лет, пришёл к выводу, что у сильного пола IQ в среднем на 3,63 пункта выше, чем у девушек.

8. Возраст

Сложно вычислить средний возраст, в котором человек находится на пике своих когнитивных способностей. Это физические возможности оценивать просто: пик карьеры большинства спортсменов приходится на 20 лет. Что касается апогея умственного развития, тут всё очень индивидуально. Даже в одной и той же сфере, скажем, писательской деятельности, одни люди обнаруживают в себе талант ещё в юности, в то время как другие раскрывают этот дар лишь на склоне лет. Например, известный баснописец Иван Андреевич Крылов начал создавать свои гениальные произведения уже будучи в зрелом возрасте.

Различные умственные способности достигают пика активности в очень разное время. По данным недавнего исследования, некоторые составляющие нашего интеллекта находятся на вершине развития, когда мы еще учимся в средней школе или университете, тогда как другие продолжают совершенствоваться, когда нам за 40, 50 лет и выше. Если же говорить обобщённо, уровень интеллекта достигает максимума в возрасте от 20 до 34 лет, затем последовательно снижается до возраста 60 лет, после чего резко падает. Но так происходит не со всеми, причём исключений немало.

9. Образ жизни и вкусовые предпочтения.

Общеизвестно, что правильный образ жизни и соблюдение принципов здорового питания положительным образом влияют на организм человека в целом и функционирование его головного мозга в частности. С другой стороны, умные люди склонны ценить своё здоровье и не иметь вредных привычек. Несмотря на очевидную связь, определить, что является первопричиной, а что - следствием, весьма затруднительно.

10. Вес (в большей степени касается женщин)

Точно не известна причина такого результата, однако обнаружена статистически достоверная корреляция между весом женщины и коэффициентом её интеллекта. Установлено, что сообразительные и рассудительные представительницы слабого пола чаще имеют . Отсюда не следует, что увеличение избыточной массы тела женщины сопряжено с пропорциональным увеличением её ума. Когда вес начинает превышать возрастную норму индекса массы тела более чем на 30 %, наблюдается обратная тенденция - снижение интеллектуального уровня.

Кстати, цвет волос не оказывает определяющего влияния на ум человека. Так что распространённое представление о весьма скромных умственных способностях блондинок является всего лишь мифом. К тому же подавляющее большинство обладательниц светлой шевелюры - лжеблондинки, имеющие тёмный натуральный цвет волос.

11. Сфера деятельности (профессия, работа)

Доказано, что представители профессий, связанных с интеллектуальным трудом, умнее своих работающих физически сверстников. Более того, они гораздо дольше сохраняют здравомыслие и хорошую память. В этом смысле наш мозг сродни мышцам, которые нуждаются в постоянной тренировке. Поэтому те люди, которые регулярно «тренируют голову» умственными нагрузками, часто в зрелом и даже пожилом возрасте демонстрируют стабильно высокие показатели интеллекта.

12. Жизненный опыт

Развитие мозга происходит не только во время интеллектуального труда - на его работу благотворно влияет и разнообразие впечатлений. Чтение новых книг, освоение новых видов спорта, путешествия по новым местам, самообучение в любой сфере значительно стимулируют умственное развитие.

Каждый человек должен стремиться к постоянному интеллектуальному росту, хотя бы потому, что, как доказали ученые из Лондонского университетского колледжа, среди людей умных гораздо больше людей счастливых. А разве не в достижении счастья заключается ?

Вторник, 21 Окт. 2014

Разум и ум не одно и тоже. Ум всегда разуму мешает заниматься самоконтролем, потому, что чувства и ум всегда забирают эту способность и возможность у разума – контролировать ситуацию. Чувства - это грабители. Они грабят у человека его счастье, его судьбу. Чувства всегда привязывают нас к каким-то негативным эмоциям, каким-то проблемам. И они как грабители грабят у разума способность контролировать ситуацию. А ум – это раб чувств. Он идёт на поводу у чувств. Разум – это единственный, кто должен совладать с ситуацией. А знание – это главный атрибут разума, ради которого разум существует и живёт. То есть обретение знания означает наполнение разума. Если человек наполняет разум знаниями, значит, он становится разумным. Но знания бывают разными...

"Ум есть способность понимать и соображать жизненные, мирские условия, разум же есть божественная сила души, открывающая ей ее отношение к миру и к Богу.

Разум не только не одно и то же, что ум, но противоположен ему: разум освобождает человека от тех соблазнов (обманов), которые накладывает на человека ум.

В этом главная деятельность разума: - уничтожая соблазны, разум освобождает сущность человеческой души"(1-68,с.161)

Л.Н Толстой.

"Разум дан человеку на то, чтобы указать ему, что ложь, и что истина.

Стоит человеку откинуть ложь, и он научится всему тому, что ему нужно."

В чем отличие ума от разума, каковы их функции и как контролировать чувства? Разобравшись с этими явлениями, их функциями и особенностями, мы можем научиться ими управлять, чтобы внести в свою жизнь больше гармонии и счастья.

Иерархия ума, разума и чувств

Функция чувств

В данном случае чувства и эмоции - это не одно и то же, так как здесь идет речь о пяти чувственных восприятиях - слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Через пять органов чувств мы получаем информацию о внешнем мире - в этом и состоит функция чувств.

Органы чувств контролируются умом, который направляет их на тот или иной объект, и передают уму получаемую информацию.

Функция ума

Что касается ума, то помимо анализа и контроля тела и чувств, его основная функция - принятие и отвержение.

Функции ума это находить объекты удовлетворения чувств, принимать то, что приятно и отвергать то что неприятно.

Ум тянется к приятному и отвергает неприятное. Мы хотим комфорта, различных приятных ощущений, наслаждений, и делаем все, чтобы получить желаемое - это происходит благодаря работе ума. Ум через органы чувств старается получить как можно больше наслаждений.

В Чайтанья-чаритамрите говорится также, что функция ума - размышлять, чувствовать и желать.

Функция разума

В чем отличие ума от разума и что такое разум вообще? Разум, как утверждают Веды, находится выше ума, это более тонкая субстанция, чем ум и чувства. Основной функцией разума является принятие полезного (благоприятного) и отвержение вредного (опасного, неблагоприятного). Он различает что хорошо, что плохо и способен принимать в расчет последствия действий.

Мы можем видеть, что функции ума и разума весьма схожи - принятие и отвержение, но отличие состоит в том, что ум руководствуется идеей «получать приятное и отвергать неприятное», в то время как разум более дальновиден, определяя, что полезно и что вредно.

Ум говорит либо «хочу» , либо «не хочу» , а разум оценивает так: «это принесет благо» или «это принесет проблемы и неприятности» .

Если человек разумен, то есть обладает сильным развитым разумом, он не идет на поводу ума и чувств, а рассматривает свои желания с позиции «это принесет мне пользу или вред?»

Вот молодой человек идет по улице жарко, лето, жара, пекло, и он хочет охладиться и пить. Зрение блуждает по улице и находит мороженное - холодное, вкусное. Ум говорит «помнишь вкус?» - да, помню вкус, берем, команда от ума - ноги идти вперед, руки - доставайте деньги, отсчитывай, покупаем 10 порций. Очень жарко, очень хочу, берём 10 порций! Поскольку ум находится под влиянием чувств - он такой неуёмный, неумеренный. Но еще есть разум, у которого просто экран такой, он находится над умом и чувствами и говорит «Стоп!». Разум говорит «если ты съешь 10 порций мороженного у тебя простудится горло. У тебя могут потрескаться зубы из-за злоупотребления, ты испортишь желудок, если будешь постоянно так есть, нет, две порции достаточно. Хватит!»

Если разум сильный, ум скажет - «Понял, всё. Две порции». Но если разум слабый, ум скажет - "пошел вон, без тебя знаю, что делать, что ты меня учишь, вообще?"

Родители помнят, как начинают себя вести детии, когда подрастают. Именно так, чувства сильны, ум силен, разум - еще нет. Вы им говорите - «без тебя знаю, не мешай, хочу наслаждаться». Но сила желания очень могущественная.

Неразумный человек руководствуется только желаниями ума, который стремится получить максимум приятных ощущений, и не особо задумывается о том, к чему приведут такие удовольствия.

Уму может быть приятным ощущение опьянения, быстрой езды, или любые другие удовольствия (это индивидуально), в то время как разум смотрит на возможные последствия таких действий и удовольствий, и вносит коррективы, заставляя человека одуматься и вовремя остановится.

Homo sapiens потому и называется разумным, что ему дан разум, это отличительное свойство человека, но разум не всегда сильнее ума, особенно в наше время: мы можем видеть множество неразумных человеческих действий и поступков, которые приводят к нежелательным и негативным последствиям.

Одного ума недостаточно для нормальной жизни; человек может быть умным, образованным, сообразительным, признанным специалистом в какой-то сфере деятельности и даже гением, но это не гарантирует его разумность.

Оценивая ситуации с позиции разума, мы можем избежать множества ошибок и неприятных последствий своих действий. Человек с сильно развитым разумом может в общих чертах предсказать ваше будущее по вашему нынешнему поведению. Это одна из причин, почему нужно слушать умудренных жизнью стариков - они знают, какие действия к каким последствиям приводят.

Контроль чувств

Нужно ли контролировать свои чувства, и если да, то как это делать?

Да, чувства нужно контролировать, потому что они ненасытны, и если дать им волю, ни к чему хорошему это не приведет.

Например, получая приятные ощущения от алкоголя или наркотиков, человек может постепенно спиться или стать наркоманом; потакая своим сексуальным желаниям и гуляя «налево-направо», можно подцепить венерическую болезнь; в погоне за большими деньгами можно потерять рассудок и оказаться за решеткой. И так далее.

Наши чувства ненасытны по природе своей: чем больше им даешь, тем больше хочется, поэтому, однозначно, чувства нуждаются в контроле. Когда чувства «разгулялись», контролировать их гораздо сложнее, поэтому важно не запускать ситуацию.

Но как контролировать свои чувства?

Здесь нужно понять, что ум не может правильно контролировать свои чувства, так как он, по сути, и направляет их на получение удовольствия (получение приятного), не заботясь о последствиях. Ум сам по себе нуждается в контроле и правильном руководстве «сверху».

Поэтому правильный контроль чувств возможен только с помощью сильного разума, который предвидит последствия, а потому может дать правильную оценку нашим желаниям и поступкам.

У по-настоящему разумного человека разум сильнее ума , поэтому его ум и чувства находятся под контролем разума, что исключает массу неприятностей из его жизни.

Теперь вы понимаете отсюда в чем недостаток современного мира? Не потому существуют такие проблемы, как алкоголизм, наркомания, проституция и многие другие, а потому что у современных людей неразвитый разум в достаточной степени .

способность понимать, умение схватывать отношения. Понимание может быть более или менее быстрым и более или менее глубоким: как правило, быстрое понимание будет поверхностным, а неспешное - глубоким. Одним словом, существует не некий единый ум, а различные формы ума. Задача «профессиональной ориентации» - раскрыть умственные способности каждого, дать им возможность преуспеть в выбранной специальности. Успешность, как правило, является доказательством ума (Spearmann). С практической точки зрения, ум можно определить как способность к адаптации (Клапаред); умение быстро приспособиться к новым ситуациям или проблемам. Умственные способности определяются при помощи тестов (направленных, например, на механические сочетания, элементарный счет, решение головоломок за определенный промежуток времени). Ум животного ограничивается его способностью к уверткам («поведение уверток») ради достижения определенного результата (например, обезьяна иногда способна достать фрукты при помощи палки). У ребенка развитие умственных способностей связано с развитием языка: в 10 месяцев его ум соответствует умственному развитию макаки, но затем он быстро превышает данную степень развития. Не следует путать человеческий ум с памятью или судить о нем в связи с развитостью или мощью страстей индивида, или с силой его воли. Каждый может развивать свой ум путем самообразования, а также учась рассуждать и судить.

Развернутый ответ на вопрос, что такое ум, может дать далеко не каждый, даже образованный, человек. К тому же определений ума столько, и они так отличаются друг от друга, что без специальной статьи не обойтись. Именно поэтому мы решили собрать в этой статье все основные определения понятия "ум".

Лингвистические определения ума

В этой главе мы приведём словарные определения данного феномена. Толковый словарь Ожегова-Шведовой определяет ум как «способность человека мыслить, основу сознательной, разумной жизни».

Похожее описание и в словаре Даля: ум — это «общее названье познавательной и заключительной способности человека, способность мыслить».

Наконец, в толковом словаре Ушакова определение ума практически слово в слово совпадает с вышеуказанными: «мыслительная способность, лежащая в основе сознательной, разумной деятельности».

Что такое ум с точки зрения науки

Теперь обратимся к другим наукам; в частности, предложим определения ума с точки зрения психологии, нейрофизиологии и философии.

Определение ума в психологии

Ум или интеллект с точки зрения современной психологии представляет собой некую устойчивую структуру мыслительных способностей человека и его уровень возможностей познания окружающего мира. Кроме того, под умом также понимается механизм психической адаптации человека к различным жизненными ситуациям, то есть адекватная оценка взаимосвязей и законов действительности, а также вовлечённость того или иного человека в культурный опыт социума.

Если говорить проще, то наш интеллект — это механизм, который позволяет нам вести деятельность в условиях окружающей среды и взаимодействовать с окружающими определённым образом. Современная психология отошла от понимания интеллекта как совокупности исключительно познавательных процессов. Таким образом, ум с точки зрения психологии — это не только умственные способности, но и умение адаптироваться к возникающим ситуациям.

Ум с точки зрения нейрофизиологии

Собственно говоря, в нейрофизиологии нет такого понятия, как ум, а есть понятие мышления. Мышление — это основная функция головного мозга, способность воспринимать и анализировать поступающую в головной мозг информацию через пять органов чувств: глаза, уши, нос, язык и кожу.

Согласно физиологической теории, мышление (ум) — это рефлекторная деятельность, то есть, по сути, реакция мозга на внешние раздражители. Впрочем, несмотря на то, что физиологи сходятся во мнении относительно рефлекторной деятельности мышления, они признают, что физиологические основы (то есть причины возникновения мышления) изучены очень слабо. Не вдаваясь в подробности, отметим, что пока не доказано, что определённый мыслительный процесс (например, принятие решения) возникает за счёт действия группы нейронов (нервных клеток) головного мозга.

Понятие ума в философии

Философские определения ума ещё более размыты, нежели в психологии и нейрофизиологии. О природе ума задумывались ещё античные философы, однако античный «нус» (именно так произносилось по-древнегречески слово «ум») - это не столько интеллект конкретного человека, сколько всеобщая сущность, разумная часть бессмертной души. Раннехристианские мыслители считали ум средством познания Бога, понимая под Богом разум абсолютный, а под интеллектом — ограниченный разум, который направлен на постижение божественного.

Далее, уже в эпоху Нового времени и эпохи Возрождения произошло разделение ума (разума, интеллекта) и рассудка. Надо сказать, что современные научные трактовки ума больше относятся именно к рассудку, как его понимали в те времена (средневековый рассудок — способность человека рассуждать и исследовать), а не к уму (средневековый ум — способность проникать в истинную суть вещей).

Рационалисты определяли интеллект (ум), как инструмент познания и формирования умозаключений, а великий философ и мыслитель Иммануил Кант определил ум как высшую познавательную способность и основу рассудочной деятельности.

В веке двадцатом, когда страсть к измерению всего и вся проявила себя в наивысшей мере, понятие ума также не осталось в стороне. Сегодня мало кто не знает, что такое IQ - количественное измерение интеллектуальной деятельности индивида, что, пожалуй, уже выходит за рамки философской науки и относится больше к области экспериментальной психологии.

Ум с точки зрения буддизма и индийской философии

Последнее определение ума, которое мы рассмотрим здесь, связано с некоторыми восточными религиозными течениями, а именно буддизмом и индуизмом. Согласно трактовке буддистов и последователей учения недвойственности, адвайты (одно из ответвлений индуизма), наш ум — это наша память. И действительно: попробуйте лишить человека памяти, и он не будет способен не то, что говорить, но даже и совершать множество действий (например, использовать вилку и ложку для еды и даже просто правильно выбирать себе еду). Таким образом, без памяти, то есть без ума, человеку всему придётся учиться заново.

А что такое память? Память — это, по сути, наш прошлый опыт. Именно наличие долговременной памяти выделяет человека среди остальных живых существ. Хотя надо сказать, что у многих животных память развита также очень хорошо. Однако они не могут мыслить на таком уровне, как человек, то есть анализировать происходящее в соответствии с уже имеющимся опытом. Получается, что именно аналитические способности вместе с памятью, по сути, и составляют то, что мы называем умом.