Теплые вещи

Анализ басни Дмитриева «Летучая рыба.

Иван Дмитриев, русский деятель 18-19 века, внес большой вклад в басенный жанр. Будучи приверженцем сентиментализма, он создал сентиментальную басню. Она отличалась от традиционного варианта элегическим типом повествования, лирическими отступлениями. Иван Дмитриев полагал, что произведения всех направлений в литературе могут быть написаны единым нормативным языком. Поэтому в своих баснях поэт не допускал ничего «низкого» и грубого. Приятный слог, изящность стиля – вот отличительные черты творчества Дмитриева.

Басни этого русского автора хоть и напоминают во многом элегию, все же сохраняют традиционный стержень – сатирическое изображение нравственных проблем общества. Баснописец указывает на такие пороки, как: зависть, гордыня, глупость, ограниченность, хвастовство и т.д. Вместе с этим автор восхищается величием дружбы, любви и преданности.

Особый интерес вызывают басни, написанные Дмитриевым в период с 1800 по 1820 год. К ним относится басня «Летучая рыба», в которой звучит идея тщетности ропота на судьбу.

Название «Летучая рыба» можно толковать, как в прямом, так и переносном смысле. Как известно, существуют рыбы, которые умеют парить над гладью воды при помощи своих чрезвычайно развитых плавников – «крыльев». Из-за этой особенности их прозвали летучими рыбами. Но в басне идет речь все же о переносном значении летучей рыбы.

В начале басни автор успокаивает читателей, что не будет цитировать Плиния и его «Естественную историю». Цель здесь другая – показать, что и у рыб бывают мудрецы и трусы, как и у людей. То есть, значение «летать» теперь стоит понимать как высокие порывы человека.

В основе повествовательной части лежит диалог двух рыб: молодой и старой. Первая спрашивает у второй, почему ей нигде не удается уйти от злобы: на глубине моря ее подстерегают волки, а в воздухе – орлы. Молодая рыба еще не опытна и сетует на свою судьбу. Вторая рыба уже имеет опыт и отвечает, что «таков стал ныне свет». Это обобщение выдает одновременно разочарование и смирение с таким порядком вещей в обществе. Старая рыба дает совет молодой держаться «своей тропинки тихомолком». Для того, чтобы не напали волки, летучей рыбе стоит плавать около поверхности воды, а чтобы не клевали орлы – летать близ воды.

Первая молодая рыба олицетворяет тип человека, который сетует на судьбу, но еще надеется что-то изменить. А вторая старая рыба олицетворяет собой опытного, но трусливого человека, который предлагает ничего не менять в жизни, а просто послушно держаться своего пути. Старая рыба высказывает идею тщетности ропота на судьбу.

Басни Ивана Дмитриева популярны во многих странах.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Иван Иванович Дмитриев родился 10 (21) сентября 1760 года в с.Богородское Казанской (позднее Симбирской) губернии в семье помещика, умер - 3 (15) октября 1837 года в Москве.

В 1796-1814 занимал посты обер-прокурора Сената, министра юстиции и др. Выступил в печати в 1777.

Поэзия Дмитриева - типичный образец русского дворянского сентиментализма.

Как сатирик Дмитриев разрабатывал светские и нравоучительные темы (шутливо-сатирические сказки , 1792; «Причудница» , 1794).

Это было злободневное произведение, в котором Дмитриев, поэт нового направления, обрушился на господствовавшую в русской классической литературе риторическую оду. С этого времени в представлении читающей публики оды становятся архаическим жанром.

В написанном в том же году стихотворении Дмитриев даёт описание подвигов Ермака при покорении Сибири уже не в жанре оды, а в жанре романтической баллады. Об этом стихотворении Белинский писал:

«…Это было решительное нововведение, и Дмитриев потому только не был прозван романтиком, что тогда ещё не существовало этого слова». Но «романтизм» дальнейшего развития в творчестве Дмитриева не получил. В основном оно шло по линии изящной, изысканной салонной поэзии. Огромным успехом пользовались сентиментальные песни Дмитриева, а также его мадригалы, эпиграммы, надписи в альбомы, к портретам и другие «поэтические мелочи».

Дмитриевым создано множество басен. Они написаны правильными стихами и изящным литературным языком; но, как и вся салонная поэзия Дмитриева, они далеки от народности, и это дало Пушкину право заявить, что все они «не стоят одной хорошей басни Крылова ».

В 1803-1805 годах вышло издание «Сочинений и переводов» Дмитриева. Оно было, по существу, итогом его поэтической деятельности, в последующие годы он уже почти не писал.

Дмитриев умер в один год с Пушкиным , но он остался поэтом «Екатеринина века».

В. Г. Белинский так определил историческое значение Дмитриева: «…Его басни и сказки были превосходными и истинно поэтическими произведениями для того времени. Песни Дмитриева нежны до приторности, - но таков был тогда всеобщий вкус… Вообще в стихотворениях Дмитриева, по их форме и направлению, русская поэзия сделала значительный шаг к сближению с простотою и естественностью, словом - с жизнью и действительностью: ибо в нежно-вздыхательной сентиментальности всё же больше жизни и натуры, чем в книжном педантизме».

Вл. Муравьёв

Лиры и трубы. Русская поэзия XVIII века. М., Детская литература, 1973

ДМИТРИЕВ, Иван Иванович - русский поэт. Родился в семье помещика. В 14 лет начал военную службу рядовым, в 1796 - вышел в отставку полковником. В 1796-1814 занимал различные посты - оберпрокурора Сената, министра юстиции и др. Выступил в печати в 1777. Наиболее интенсивный период творчества - 1794-1805, когда Дмитриев издал два сборника («И мои безделки», 1795, «Карманный песенник, или Собрание лучших светских и простонародных песен», 1796) и Сочинения (ч. 1-3, 1803-1805); в дальнейшем почти не писал. Был дружен с Г. Р. Державиным и особенно с Н. М. Карамзиным . Поэзия Дмитриева - типичный образец русского дворянского сентиментализма. Отвергая присущую классицизму иерархию жанров и стилей, Дмитриев стремился выработать единый для различных жанров литературный язык на основе светской разговорной речи. Однако язык Дмитриева сохранял условность и книжность. Дмитриев - по преимуществу сатирик, разрабатывавший светские и нравоучительные темы (, «Причудница» ). Его сатира , высмеивавшая риторическую оду, стала одним из программных произведений карамзинизма. Многочисленные басни Дмитриева поэтичны и изящны, стиль их отмечен салонной сглаженностью. Большой известностью пользовались перелагавшиеся на музыку песни Дмитриева, в которых фольклорная традиция перерабатывалась в духе камерной сентиментальности ( и др.). Драматическая поэма - первый в русской поэзии опыт романтической трактовки национально-исторического сюжета. Значительное место в творчестве Дмитриева занимают переводы и переложения французских поэтов (Лафонтена, Флориана и др.) и поэтические «мелочи» (мадригалы, эпиграммы). Дмитриев оказал влияние на поэтов «Арзамаса», П. А. Вяземского , В. А. Жуковского , К. Н. Батюшкова . Его записки «Взгляд на мою жизнь» (1866) содержат ценные общественно-литературные сведения. А. С. Пушкин относился к поэзии Дмитриева отрицательно; в письмах 1824 он полемизировал с П. А. Вяземским , автором апологетической статьи о Дмитриеве: «Все его басни не стоят одной хорошей басни Крылова…», «…Дмитриев, несмотря на всё старое своё влияние, не имеет, не должен иметь более весу, чем Херасков…». Отмечая ограниченность творчества Дмитриева, В. Г. Белинский указывал и на его историческое значение, как этап на «пути сближения с простотою и естественностью, словом - с жизнью и действительностью…».

Соч.: Сочинения, ред. и прим. А. А. Флоридова, т. 1-2, СПБ, 1895; Письма Н. М. Карамзина к И. И. Дмитриеву, с прим. и указателем Я. Грота и П. Пекарского, СПБ, 1866; Карамзин Н. и Дмитриев И., Избр. стихотворения. Вступ. ст., прим. А. Я. Кучерова, Л., 1953.

Лит.: Купреянова Е. Н., Дмитриев и поэты карамзинской школы, в кн.: История рус. лит-ры, т. 5, ч. 1, М. - Л., 1941; Виноградов В. В., Из наблюдений над языком и стилем И. И. Дмитриева, в кн.: Материалы и исследования по истории рус. лит. языка, т. 1, М. - Л., 1949; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. - Л., 1962.

И. М. Семенко

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1964

ДМИТРИЕВ Иван Иванович - поэт и баснописец. Служил при дворе; при Павле I был обер-прокурором сената, при Александре I - министром юстиции.

Литературная деятельность Дмитриева не имеет особого значения, хотя в своё время он пользовался большой популярностью. Помимо лирических стихотворений и обычных для того времени придворных од и посланий (, , и т. п.), Дмитриев написал четыре книги басен (68 басен), которыми первоначально и обратил на себя внимание. В них он является одним из последних представителей той дидактической струи в русской дворянской литературе, которая определилась ещё при Сумарокове . Кроме того он один из первых пытался привить литературе элементы народной поэзии и написал ряд песен в «народном духе», из которых одна была очень популярна («, стонет он и день и ночь; миленький его дружочек отлетел надолго прочь» и т. д.). Наконец Дмитриев был известен и как сатирик и юморист, чрезвычайно поверхностный. Помимо эпиграмм особенно ценилась его сатира , направленная против тогдашних напыщенных одописцев, цель которых: «…награда перстеньком, нередко сто рублей, иль дружество с князьком» [что впрочем не мешало Дмитриеву самому писать такие же оды, как например написанные в один год с сатирой (1794) - «Стихи на победу графа Суворова-Рымникского, одержанную над польскими войсками, когда он в три дня перешёл семьсот вёрст» ], и сказка (о «моднице», обманывающей мужа). Поэзия Дмитриева питается психологическими переживаниями среднепоместного дворянства (мотивы созерцательности и меланхолии, отчуждённости от света и тяги к патриархальному укладу). «Итак, ещё имел я в жизни утешенье внимать журчанию домашнего ручья, вкусить покойный сон под кровом, где родился, и быть в объятиях родителей моих» (). Эта настроенность, равно как и участие Дмитриева в реформе стиха и литературного языка, сближает Дмитриева с вождём поместного сентиментализма, Карамзиным . Однако интимная лирика часто заглушается в творчестве Дмитриева перепевами придворной оды () и аристократической поэзии (). Смешение стилей объясняется неспособностью Дмитриева противостоять этим чуждым литературным традициям. Гораздо более уверенно прошёл по этому пути десятилетием позднее Жуковский .

Библиография: I. Лучшее издание: Сочин. Ив. Ив. Дмитриева, 2 тт., ред. и примеч. А. А. Флоридова, СПБ., 1893 (приложение к журналу «Север» за 1893). Кроме этого изд., сочин. и переводы Дмитриева выдержали раньше 6 изданий. Позднее были опубликованы письма Дмитриева к Вяземскому (СПБ., 1898) и другие («Русская старина», 1903, XII).

II. Пыпин А. Н., История русской литературы, т. IV, СПБ., 1899; изд. 4-е, СПБ., 1913.

III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ., 1902.

Л. Т.

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.