Аксессуары

Почему толстой обратился к петровской эпохе. Русская история в творчестве А.Н

Тема Петра в творчестве А. Толстого. Петровская эпоха вол­новала писателя более тридцати лет. «На Петра Первого я наце­ливался давно… – говорил Толстой. – Я видел все пятна на его камзоле, – но Петр все же торчал загадкой в историческом ту­мане».

Стремление разгадать эту тайну было вызвано не только ин­тересом к историческому прошлому России. Не случайно Тол­стой впервые обратился к теме Петра в период Февральской революции, а над романом работал с 1929 по 1945 гг., т.е. до конца своей жизни. События революции и первых пятилеток, усиление централизованной власти, война активизировали раз­мышления об уроках истории, о роли личности и народа, вели к художественному исследованию «трагических и творческих эпох» в жизни России. Углубление в петровскую эпоху помога­ло писателю осмысливать современную ему действительность, которая была в его представлении созвучной крутым реформам Петра по своему размаху, противоречиям, потерям. Сам А. Тол­стой не раз говорил о тесной связи работы над петровской те­мой и раздумий о современности: «Должно быть, скорее ин­стинктом художника, чем сознательно, я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности».

Взгляд писателя на роль Петра в истории России менялся. В рассказе «День Петра» (1917) А. Толстой, следуя традиции сим­волистов Д. Мережковского и А. Белого, изображавших Петра царем-антихристом, утверждал бесплодность петровских преоб­разований, невозможность путем резкого перелома изменить ход исторических событий. Это видно на примере одного из от­рывков: «Лихое, невеселое житье было в Питербурхе. Вздувша­яся река била в бревенчатые набережные; снег и косой дождь наплюхивал целые озера на площадях и улицах… На черном по­жарище выгоревшего в прошлый четверг гостиного двора… тор­чали четыре виселицы… В грязи, в желтом тумане… возникали каждый день все новые амбары, длинные бараки, гошпитали, частные дома переселяемых бояр…

Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки еще новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами, – народ не знал».

Сравните приведенное описание строительства Петербурга в рассказе и романе «Петр Первый» (конец кн. 2- со слов «кровавыми усилиями проход из Ладоги в открытое море был открыт»; кн. 3, гл. 2, подгл. 4 – со слов «желанное, возлюблен­ное здесь было место»). Сделайте вывод об авторской позиции и средствах ее выражения в приведенных отрывках (обратите осо­бое внимание на эпитеты).

В пьесе «На дыбе» (1928), Петр, по собственному призна­нию автора, еще «сильно попахивал Мережковским». Автор подчеркивал трагическое одиночество Петра, передавал мысль об обреченности его дела. Подумайте, как оценивает Толстой итоги деятельности царя в романе «Петр Первый». Одинок ли Петр в этом произведении? Докажите свою точку зрения.

Начиная со второй половины 20-х годов искусство все чаще обращалось к образам сильных личностей, царей, укреплявших государство, прежде всего Ивана Грозного и Петра. Известно, что этот интерес поощрялся, более того, усиленно направлял­ся Сталиным, заботившимся о привлекательности образа вож­дя, самой идеи государственной власти. Отдал дань образу Ива­на Грозного и А. Толстой, создав драматическую дилогию об этом царе.

«Социальный заказ» на образ сильной личности, усиление государственной власти воздействовали на сознание художника. Были в творчестве А. Толстого и прямые компромиссы с влас­тью (например, повесть «Хлеб» (1937), где преувеличена роль Сталина). Но вряд ли справедливо, как это делает исследователь Е. Добренко, видеть в романе А. Толстого «Петр Первый» сле­пое следование официальной доктрине и воспринимать произ­ведение как некую декорацию, где за «историческим антура­жем» скрывается расстановка сил в сталинском окружении.

Выше мы уже говорили о том, что интерес А. Толстого к личности Петра появился отнюдь не в 20-х – 30-х годах, что ху­дожественная концепция петровской эпохи складывалась в твор­честве писателя на протяжении многих лет. «Петр Первый» – это не простая иллюстрация к конкретным политическим явле­ниям, а художественное произведение, которое внесло весомый вклад в развитие исторической прозы и до сих пор не утратило своего эстетического обаяния. В то же время в романе отчетливо проявилось изменение представлений автора об истории, опре­деленное им как «вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистки».

1. Как эволюционировала "петровская" тема в творчестве А. Толстого?

В первых рассказах о петровском времени: "Наваждение", "День Петра", "Марта Рабе" - А. Толстой (частично под влиянием трактовки Петра как антихриста Д. Мережковским) создал отрицательный образ царя-ирода, фанатичного и жестокого правителя, силой насаждающего свои реформы. Главным его противником был народ. В романе личность Петра представлена противоречивой, но исторически правой.

2. Почему А. Толстой обратился к петровской эпохе?

А. Толстой в 1930-е годы увидел в современной ему действительности много общего с эпохой Петра. 1930-е годы - это время укрепления авторитарной власти, время репрессий, реформ, осуществлявшихся путем насилия над личностью. Для оправдания такой политики необходимо было найти исторические аналогии. Время петровских преобразований соответствовало политическим требованиям сталинской эпохи.

3. В чем особенность романа А. Толстого "Петр Первый"?

Роман (бессмертное произведение) А. Толстого "Петр Первый" - это исторический роман, в котором документальные факты оживлены воображением писателя, дополнены вымыслом. Здесь действуют и реальные исторические личности, и вымышленные писателем. Вместе с тем А. Толстой сохраняет правдивость деталей быта, одежды, обычаев.

4. Какие средства использует А. Толстой для воссоздания колорита петровской эпохи?

Для передачи колорита эпохи А. Толстой исторически и этнографически точно воспроизводит предметные реалии: архитектуру, одежду, еду, хозяйство. Речь персонажей основана на современном языке, если употребляются архаизмы и историзмы, то они тут же разъясняются. Приводятся архаизированные стилизованные письменные документы, которые должны подтвердить историческую достоверность.

5. В чем состоял пафос деятельности Петра (по роману А. Толстого "Петр Первый")?

Деятельность Петра направлена на реформирование России, чтобы превратить ее из отсталой страны в передовую европейскую. Реформы Петра связаны не только с разрушением старого, но в большей степени с созиданием нового. Идея созидательного труда руководит всеми поступками царя. Царь-труженик - это новая трактовка образа царя в историческом романе.

6. Как отражены отношения народа и власти в романе А. Толстого "Петр Первый"?

Отношения народа и власти в романе А. Толстого "Петр Первый" лишены идилличности. Народ выступает как косная сила, сопротивляющаяся новому, бунтующая, бегущая в леса и раскольничьи скиты. Власть жестоко усмиряет народ, использует его в своих целях. Петр приближает к себе талантливых людей из народа, позволяет им выбиться в знать. Формируется семья "птенцов гнезда Петрова" - его единомышленников и сподвижников. Но противостояние народа и власти - более обычное и постоянное явление. Это противостояние снимается только на время войн, когда патриотизм охватывает все слои населения.

7. В чем состоит противоречивость личности Петра (роман А. Толстого "Петр Первый")?

А. Толстой создал образ Петра Первого как личности выдающейся, но противоречивой не менее чем его эпоха. Это труженик, созидатель, но вместе с тем жестокий самодержец, страшный в гневе. Реформы он осуществляет, не заботясь о положении народа: давит народ непомерными податями, сгоняет на строительство заводов, города, бросает в рудники. Он подвержен многим порокам - пьянству, чрезмерной страсти, разгулу. В то же время он может быть отзывчивым на добро, справедливым, нетерпимым к злу, воровству, лжи. А. Толстой следует словам А. Пушкина, считавшего, что "разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами" огромна.

Одной переломных для российской истории эпох было время Петра. Свыше четверти века Алексея Толстого интересовала личность царя-преобразователя и его эпоха. Первое знакомство будущего писателя с детищем Петра — Петербургом — произошло в студенческие годы.

Изначально этот город воспринимался Толстым как чужой по духу, культурным традициям. Кроме того, знакомство с Петербургом происходило в период увлечения начинающего автора символизмом, и столица империи была воспринята в контексте символистского мифа Петербурга, что нашло отражение в первых произведениях Толстого.

Рано проявившийся интерес писателя к истории усилила Первая мировая война и события революции. Именно в этот период Толстой остро почувствовал актуальность петровской темы, созвучной, по его восприятию, драматически напряжённой и противоречивой революционной эпохе. «Должно быть, скорее инстинктом художника, чем сознательно, я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности», — писал Толстой, подчёркивая связь
современного материала с проблемами, волновавшими его на протяжении всего творческого пути. Как справедливо отмечал А.Серафимович, «Пётр Первый» — это и есть «прежде всего книга о русском характере», к постижению которого Алексей Толстой стремился всю жизнь.

Одним из первых произведений Толстого на тему Петра стал рассказ с подчёркнуто нейтральным названием — «День Петра» (1918). На самом же деле день Петра — это метафора его жизни, наполненной государственными делами. Но какова цель всего, что делает Пётр, как оцениваются его преобразования? В изображении Толстого царь-реформатор одинок, он «одной своей страшной волей» перестраивает государство, идя наперекор всем, разрушая вековые устои русской жизни. «Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и ревностью: как это — двор его и скот, батраки и всё хозяйство хуже, глупее соседского?»

Каждая деталь пейзажа говорит об обречённости задуманного самодержцем: «Лихое, невесёлое было житьё в Петербурге. Вздувшаяся река била в бревенчатые набережные; качались, трещали крутобокие барки; снег и косой
дождь наплюхивал целые озёра на площадях и улицах. < … > На чёрном пожарище выгоревшего в прошлый четверг гостиного двора … торчали четыре виселицы. < … > В грязи, в жёлтом тумане, на забиваемых в болотный ил сваях возникали каждый день всё новые амбары, длинные бараки, гошпитали, частные
дома переселяемых бояр. < … > Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки ещё новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами, — народ не знал».

Характеристика дела Петра в авторской речи совпадает с мнением народа: «Но всё же случилось не то, чего хотел гордый Пётр; Россия не вошла, нарядная и сильная, на пир великих держав. А подтянутая им за волосы, окровавленная и обезумевшая от ужаса и отчаяния, предстала новым родственникам в жалком и неравном виде».
Пот, кровь, жестокость петровских преобразований будут позже показаны и в романе «Пётр Первый», но авторское неприятие сменится на признание объективной необходимости реформ, что скажется в выборе конфликтов, расстановке персонажей, подборе средств изобразительности.

Почти через десять лет после рассказа появится пьеса «На дыбе» (1928). По-прежнему Толстой подчёркивает трагическое одиночество Петра, воплощает мысль об обречённости его дела, страшных последствиях реформ. Но дело было не только во влиянии Мережковского, о котором неоднократно говорил сам Толстой. Нельзя не обратить внимание на название пьесы, написанной уже после того, как были созданы первые главы нового романа, посвящённые детству Петра.

Историческая аналогия позволила Толстому выразить отношение не только к прошлому, но и к современным событиям. Вызвавшая резкую критику пьеса была в 1930-е годы дважды переработана Толстым и поставлена на сцене под новым названием «Петр Первый». Переработка шла прежде всего по линии исторической концепции произведения: менялась оценка дела Петра.

Это было, по определению Толстого, «вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистски». В чём это выражалось? На первый план выдвинулось изображение народа как активного деятеля истории. По-новому решалась проблема исторической личности, усиливалась идея её зависимости от исторических событий, связь с ведущими тенденциями эпохи. Основополагающим становился принцип изображения жизни в развитии, борьбе противоречий, острых столкновениях нового со старым. «Человека, — писал А.Н.Толстой, — равно как исторический отрезок времени — можно понять только диалектически — в движении, в борьбе, в противоречии». Расставлялись акценты в изображении духовенства, купечества.

Тема урока: "Личность Петра и петровская эпоха". Урок обобщения рассчитан на 2 часа. В начале урока ставятся проблемные вопросы: 1. Почему личность Петра привлекает внимание, и споры о нём не утихают? 2. Какие уроки можно извлечь из деятельности Петра? Вопросы рассматриваются с точки зрения Толстого и с исторической точки зрения. Выступают историки, архивариусы, используются фрагменты фильмов о Петре Первом, инсценирование, выступления учеников с сообщениями.

Открытый урок по этой теме был проведён на семинаре директоров, прошёл очень интересно. Материалы этого урока можно использовать по своему усмотрению для изучения романа "Пётр Первый"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шугаепова Р.З., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №6» г.Тында

Интегрированный урок литературы по роману А.Н.Толстого «Пётр Первый» и истории в 11кл.

Тема: «Личность Петра и петровская эпоха»

Оборудование: портрет Петра Первого, плакаты с эпиграфами, презентация, фильм о Петре 1

Эпиграфы: Что за Россия, заклятая страна,-

Когда же ты с места сдвинешься?

А.Толстой «Пётр Первый»

Наполеон – это ещё не есть Франция. Но Пётр

Первый – это Россия, её плоть и дух, её

Характер, воплощение всех её добродетелей

И пороков.

Ученик:

На берегу пустынных волн

Стоял он дум высоких полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный чёлн

По ней стремился одиноко,

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море,

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Учитель:

Яркая, колоритная фигура Петра Великого и его эпоха волновали и волнуют воображение многих поколений, от Ломоносова до наших дней. Вас, вступающих в жизнь, личность Петра и его эпоха, наверное, особенно заинтересовала и заставила задуматься о многом, тем более что мы живём в очень сложное и трудное время. И вам, нашим сегодняшним выпускникам, придётся решать судьбу страны. А сегодня нам предстоит определить:

  1. Почему личность Петра привлекает внимание, и споры о нём не утихают?
  2. Какие уроки можно извлечь из деятельности Петра?

Обратимся к книге А.Н.Толстого «Пётр Первый». Начало книги рисует допетровскую Русь. Какая же она была? Книга 1, гл.1, подглавок 2,3,10.

Ученики:

С первых страниц романа возникает образ России. Чувством гордости проникнуты слова о полноводных реках, о мощи лесов, земля российская богата уральской рудой, лучше которой «быть невозможно и во всём мире не бывало» Писатель с болью отмечает, что природные богатства России, на которые с завистью поглядывают иностранцы, остаются неиспользованными.

Мужикам живётся очень тяжело. Стоя на дворе, Ивашка и Цыган рассуждают: «Хорошего ждать неоткуда. Прежде легче было: не понравилось, ушёл к другому помещику. Ныне это заказано, - где велено, там и живи. Велено кормить Василия Волкова,- как хочешь, так и корми. Все стали холопами. И ждать надо: ещё труднее будет».

А Данило Меньшиков рассказывал: «Казна за два с половиной года жалованье задолжала стрелецким полкам. А поди, пошуми, - сажают за караул. Все обнищали. Такая тягота от даней, оброков, пошлин,- беги без оглядки. Посадские от беспощадного тягла бегут кто в уезды, кто в дикую степь».

Допетровская Русь была нищая, тёмная, разорённая бунтами, грабежами, воровством и налогами. Тяжко жилось, скудно. НЕ только холопам, стрельцам, но и боярам и бедным дворянам, таким, как Василий Волков и Михайло Тыртов. «Ни ремёсел, ни войска, ни флота… Одно – три шкуры драть, да и те худые…»

Ощущалась необходимость коренных изменений жизни.

Учитель истории:

Как нужно было изменить положение России, что подсказывала жизнь?

Ученик:

Нужен был реформатор: человек умный, чтобы смог понять необходимость преобразований, и деятельный, чтобы смог их исполнить.

Учитель литературы:

Как А.Н.Толстой решает эту проблему? Обратимся к книге «Пётр Первый».

Ученики:

Голицын не может стать реформатором, потому что он безвольный и нерешительный идеалист и мечтатель, конечно, он мыслит о преобразовании государства, о необходимости реформ.

(глава 2, подглавок 5, книга 1) Голицын написал «О гражданском житии или поправлении всех дел, яже надлежит обще народу»..

«Надобно завести академии и науки, населим трудолюбивым крестьянством пустыни наши. Дикий народ превратим в грамотеев и т.д. Автор убеждает нас, что не Голицыну вести Россию вперёд по пути преобразований: он оторван от жизни, далёк от народа, ему не хватает энергии, воли, решимости, настойчивости в достижении цели, т.е. всего того, что нужно настоящему преобразователю.

А когда он повёл войска на Крым, в тяжёлом положении находится его войско, но он думает лишь о славе, старается отмахнуться от реальной действительности. При первом же столкновении с трудностями его охватывает отчаяние, его бездействие губит войско- к практической деятельности он не способен.

Рассказ ученика о походе Голицына на Крым. Книга 1, глава 3, подглавок 1

Только Пётр способен был изменить судьбу России, так как он был умным и сумел понять, что плохо на Руси, без ханжеской гордости признал, что иностранцы правы и что надо учиться у Европы торговать; плавать по морям. Пётр, правда, не сразу принялся за преобразования. Вначале он «кукуйский кутилка», любитель вина, потех, был далёк от политики. Но когда увидел большие торговые корабли в Архангельске, рядом с которыми смешно выглядели домодельные каркасы, вот здесь он почувствовал необходимость больших дел.

Фрагменты фильма о Петре.

Учитель литературы:

Покажите, что учителем Петра была жизнь.

Ученики:

Без преклонения и самоуничижения, но просто и по-доброму учился Пётр сам, знал многие ремёсла и учил своих, русских, нанимая для этого в Европе лучших специалистов. Государь совершил поездку в европейские страны, в том числе в Голландию, где работал в качестве простого мастерового. Книга 1, глава 7, подглавок 8.

Вынужденное отступление русской армии, без славы завершившей первый азовский поход, не пошатнуло веры Петра в возможность взятия Азова, не вселило в него пессимизма, неверия в силы русских солдат. У него не опустились руки, как у Голицына, наоборот,- неудача бешеными удилами взнуздала его.

Не о себе он думает, когда покидает армию под Нарвой, хотя знает, что все от него «морды отворотят», а лишь о спасении государства, ради которого он жертвует «своим стыдом и позором». Из каждой неудачи Пётр умеет извлекать необходимые уроки. «Конфузия – урок добрый, - говорит он. – Славы не ищем. И ещё десять раз разобьют, потом уже мы одолеем».

Пётр учится и у простого народа. Эпизод из книги 2, глава1, подглавок 10. Доказывает это. Здесь кузнец Жёмов обучает мастерству Петра.

«Пётр в грязной рубахе, в парусиновом фартуке, с мазками копоти на осунувшемся лице, сжав рот в куриную гузку, осторожно длинными клещами поворачивал в том же горне якорную лапу.»

Также Пётр учился у людей. Например, Алексашка Меньшиков и Алёшка Бровкин были помощниками Петра. Меньшиков был наделён от природы красивым лицом и статью, обладал хитрым, изворотливым умом, смелостью, сметливостью, бойкостью. Первый раз он встречается с царём на реке Яузе, ещё будучи подростком. Уже тогда сумел он удивить Петра и выманить у него рубль, деньги по тем временам очень немалые. Через несколько лет они встречаются вновь, и Александр прочно занимает место около государя, становится для него незаменимым другом и советчиком, а когда надо – верным слугой.

В Азовском походе Меньшиков удивлял всех храбростью. «Только пришедший с царём Меньшиков геройски подбоченивался,- голова обвязана тряпкой, шпага опять в крови: был на стенах… Его, дьявола, смерть не брала» И так всю жизнь: Алексашка ездит в Европу с царём, рубит с ним головы мятежникам. Он строит заводы и флот, ведёт переговоры и добывает деньги.

Рассказ ученика об Алёшке Бровкине.

Инсценирование эпизода из главы 5, подгл. 15, книга 1

Пётр (сидя):

Сам буду плотничать, бояр моих заставлю гвозди вбивать. Смешно… Стыдно… Какой была,- сонной, нищей, неповоротливой,- такой и лежит Россия. Какой там стыд! Стыд у богатых,

у сильных. А тут непонятно, какими силами растолкать людей, продрать им глаза. Люди вы, или за тысячу лет, истеча слезами, кровью, отчаявшись в правде и счастье,- подгнили, как дерево, склонившееся на мхи?

Чёрт привёл родиться царём в такой стране!

А что сделано за эти годы – ни дьявола: баловался! Васька Голицын каменные дома строил, хотя и бесславно, но ходил воевать, мир приговорил с Польшей. Будто ногтями схватывает сердце,- так терзает раскаяние, и злоба на своих русских, и зависть к самодовольным купцам,- распустят вольные паруса, поплывут домой в дивные страны. А ты в московское убожество. Указ, что ли, какой-нибудь дать страшный? Перевешать, перепороть… Но кого? Кого?

Франц? Иди-ка…(Лефорт присел к Петру)

Тебе плохо, Петер?

Нет, Франц, хочу купить два корабля в Голландии.

Что ж это хорошо.

Да ещё тут построим… Самим товары возить…

Весьма хорошо.

А ещё что мне посоветуешь?

Я давно этого ждал, Петер. Ты в возрасте больших дел.

Каких?

Герои римские, с коих и поныне берём пример. Герои полагали славу свою в войне…

С кем? Опять в Крым лезть?

Без Чёрного с Азовским морем тебе не быть, Петер. Давеча Пельтенбург на ухо меня спрашивал, неужто русские всё ещё дань платят крымскому хану. И не быть тебе, Петер, бе Балтийского моря… Не сам – голландцы заставят. В десять раз, они говорят, против прежнего стали бы вывозить товару, учини ты гавани в Балтийском море.

Со шведами воевать? С ума сошёл. Смеёшься, что ли? Никто в свете их одолеть не может, а ты.

Так ведь не завтра же, Петер… Ты спросил меня, отвечаю: замахивайся на большее, а по малому – только кулак отшибёшь.

Рассказ ученика о Лефорте.

Особое место среди близких царю людей занимал Франц Лефорт. С раннего юношества тянулся Пётр к иноземцам, потому что видел, что у них наиболее высокая культура, они живут богаче и легче, лучше, чем русские. И царь-преобразователь хотел перенять у них всё, что ему нравилось, стремился научиться всему. Лефорт стал ему необходим.

«За время троицкого сиденья Лефорт стал нужен Петру, как умная мать ребёнку: Лефорт с полуслова понимал его желания, стерёг от опасностей, учил видеть выгоды и невыгоды и, казалось, сам горячо его полюбил…»

Писатель очень верно выделил, что «Пётр любил в Лефорте свои сладкие думы о заморских землях, прекрасных городах и гаванях с кораблями и отважными капитанами… - всё, что с детства мерещилось из-за границы». Много потакал слабостям и забавам молодого государя Лефорт, но и очень многому научил он его. И поэтому когда Франц умирает, то Пётр чувствует, что словно осиротел. Зато недоброжелатели и недруги царя ликуют, считая, что конец теперь «иноземной власти»… «Сдох проклятый советчик».

Учитель истории : Что история рассказывает об отношениях Петра с народом?

Расскажите о подушной подати, о государственных налогах.

Демонстрация фрагмента фильма о Петре (кадры о реформах Петра)

Учитель литературы: Как проявляется личность Петра в поступках? Расскажите о его реформах.

4 архивариуса читают указы Петра о реформах.

Ученики:

Бояр заставлял чистить зубы, брить бороды, носить европейскую одежду. Дворянам велено было одеваться в иноземное короткое платье, парик, собираться на ассамблеи, знать политес, учиться танцевать, кланяться, вести разговор, понимать языки.

Развивалась культура. Были основаны обсерватория, Кунсткамера (музей естественных наук и древностей), библиотека, Ботанический сад, Академия наук с университетом и гимназией при ней. Правда, во всех школах к обучению не допускалась основная масса населения – крепостное крестьянство. Тем не менее реформы Петра были прогрессивны. Это был его ответ: «Погодите, дайте срок, вы увидите, какая Россия азиатская страна».

Учитель литературы :

Как народ сопротивляется реформам?

Ученики:

Бояре были против новых налогов царя, протестовали против иноземного влияния. Народ бежал к раскольникам. От царских указов спасались самосожжением. Церковь требовала прекратить новшества, иноземцев выбить из России. Призывы Петра укрепить военное положение страны встречали отпор. «Упиралась вся Россия»- пишет Толстой. Силой кнута закладывались первые верфи. И всё-таки подымались мачты петровской флотилии, которая принесла славу России.

Книга 1, глава 7, подгл.2

Раскрылся заговор среди донских казаков, во главе обнаружился полковник Цыклер. Цыклер говорил: «А убьёте его,- вам, казакам, никто мешать не станет, сделаете, как делал Стенька Разин… А сделаете так, потом царём хоть меня выбирайте: я – за старую веру, и простых, непородных люблю»

По приказу Софьи восстали стрельцы против Петра. Кровавую расправу учинил царь всем виновникам этого бунта.

Учитель истории: назовите варварские средства борьбы против варварства.

Учитель литературы : А теперь обратимся к книге. Как Толстой раскрыл варварство Петра?

Ученики:

Пётр был беспощаден в борьбе со старым. Особенно жестоко расправлялся с теми, кто сначала пытался свергнуть его с престола и посадить Софью, а затем настраивал против него сына и наследника Алексея. Жестокость же вообще характерна для этого времени, тем более что царь обладал вспыльчивым, бешеным нравом и огромной физической силой. Толстой неоднократно рисует сцены то кровавых расправ, то диких забав и шуток царя. В борьбе за свои реформы Петру был необходим и такой сподвижник на Москве, князь-кесарь Фёдор Ромадановский, ведавший расправами над всеми, кто умышлял против царя и государства. «Дел у него было чрезмерно много больших, государских» (конец 1 книги, подгл.21)

Закованных стрельцов отовсюду отвозили в Преображенскую слободу, сажали под караул по избам и подвалам. Костры горели всю ночь в слободе перед избами, где происходили пытки. В 14 застенках стрельцов поднимали на дыбу, били кнутом, сняв, волочили на двор и держали над горящей соломой.

Давали пить водку, чтобы человек ожил, и опять вздёргивали на вывороченных руках, выпытывая имена главных заводчиков.

Книга 1, глава 7, подгл. 21

30 виселиц, на коих 230 стрельцов повешены. Казнь попов, участников мятежа 27 октября.

930 человек обагрили кровью Красную площадь. Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по тёмным углам. Кончилась византийская Русь.

Учитель литературы:

Из всего сказанного возникает вопрос: почему же личность Петра привлекает внимание, и споры о нём не утихают?

Ученики:

Я думаю, личность Петра привлекает внимание многих писателей, художников, так как он, Пётр Великий, сделал очень много для России. Если бы не было его преобразований, то неизвестно, что было бы с нами. Но споры не утихают, так как слишком велики были жертвы. Известно, что идею романа о Петре подсказал Толстому Сталин во время встречи в начале 30-х годов в доме М.Горького. Изображение Петра в романе как бы оправдывает деятельность Сталина. Хотел этого или не хотел талантливый писатель, он прославил тирана, а в самом романе проходит мысль о том, что великая цель оправдывает любые средства. В романе царь рисуется как прогрессивный деятель, а ведь на самом деле он максимально укрепил крепостное право в России, ликвидировав возможность развития страны по образцу европейской цивилизации. Преобразования Петра осуществлялись за счёт крепостного труда.

С человеческой точки зрения мы ценим Петра (его положительные качества), но не можем оправдать его жестокость, деспотизм, грубость, насилие, самодурство, необузданность, безжалостность, диктат.

Учитель истории:

Какие уроки можно извлечь из деятельности этого великого человека?

В России Петра ценились умы. У нас разбазариваются.

Пётр сформировал армию, уделял ей особенное внимание. А где сегодня забота о солдатах?

Почему сегодня «цари» наши много говорят о России, много обещают, но Россия не становится мощнее?

Нужен России реформатор, похожий на Петра, чтобы думал в первую очередь не о себе, а о России.

Учитель истории: Ребята, на выборах кандидатом в президенты прошёл бы Пётр? Как вы думаете? Почему?

Один из классиков сказал: «Наполеон – это ещё не есть Франция. Но Пётр Первый – это Россия, её плоть и дух, её характер, воплощение всех её добродетелей и пороков»

Ученик читает стихотворение А.Блока «Россия».

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,-

Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты.

Ну что ж? одной заботой боле-

Одной слезой река шумней,

А ты всё та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика.

Выставление отметок.

Д/з: написать сочинение на одну из тем:

  1. О чём заставляет задуматься роман А.Н.Толстого «Пётр Первый»?
  2. Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».

Другие материалы к изучению романа «Пётр Первый»

Посещение Архангельска 1694 г. глава 5, п.15, п.20

Неудачный первый Азовский поход Петра 1 книга, 6 глава

Разгром под Нарвой. Пётр по собственному выбору проходит через стыд ради страны

Уроки. Заграничные поездки Петра глава 7, п.1,2

На корабле «Святой Георгий» глава 7, п.4

Пётр у курфюрстин глава 7, п. 8,9,10

Приезд в Москву. Реформы Петра глава 7, п.18

Казнь стрельцов, бывших за Софью глава 7, п.21

Ужасом была охвачена вся страна. Кончилась византийская Русь

1 книга

Постепенное обогащение личности Петра, духовное развитие Петра, изменение его привычек, его внешнего облика.

Дикие необузданные страсти, неумение владеть собой, самодурство. В его внешних чертах заметны неуклюжесть, диковатость, смущение, застенчивость, часто переходящие в порывы бешенства.

Софья ничем не уступает Петру в необузданности своего нрава, в тёмных страстях.

2 книга

Толстой указывал на «большую психологичность» 2 книги.

Любовь Петра сначала к Анне Монс, потом к Екатерине. Пётр способен на большое чувство.

3 книга (1943 – 1944)

Взятие Нарвы и Юрьева

Автор хотел завершить роман Полтавской битвой. Толстой показывает органическую связь первых военных неудач Петра в Азовском походе и в Северной войне с общей и военной отсталостью допетровской Руси.