Аксессуары

Поведение птиц зимой в городе. Наблюдение за птицами зимой на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Поведение зимующих птиц,

прилетающих на кормушки

Летом и на зимних каникулах я живу у дедушки и бабушкив красивом поселке «Раздолье». С ранней весны до поздней осени поселок утопает в зелени. Дедушкин дом расположен на окраине. Вокруг него растут березы, сосны, черемуха, рябина, сирень, калина, жимолость, малина, смородина. Летом здесь всюду много разных птиц, они выводят и вскармливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьшается, и многие птицы улетают в теплые края. Этих птиц называют перелетными. А часть птиц не улетает. Это зимующие птицы. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека.

И все же птицы зимой нередко голодают. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тяжело приходиться птицам, когда деревья покрыты изморозью, так как почти невозможно добраться до спрятавшихся насекомых и почек.

В такую погоду очень много птиц погибает от голода, не дожив до весны. Так, из каждых десяти синичек до весны доживают только две. Без помощи людей не смогут пережить длительные снегопады и морозы нашей суровой зимы.

Вот поэтому я решила помочь птицам.

Спасенья птицы ждут от нас.

Попросила дедушку помочь мне из бумажных пакетов из-под молока, сока сделать первые кормушки. Сделали и подвесили на куст сирени, который растет перед окном. Так зимой легче будет даже из окна наблюдать за птицами. Когда все было готово, насыпала в кормушку семечек – подсолнечных, арбузных, дынных, кому, что понравится.

Ну вот, повесили кормушки, насыпали корма, я любуюсь, птиц приглашаю: «Где вы, птицы? Столовая открыта!». А они тут как тут: сначала прилетела одна синичка, потом – другая, увидели кормушку и давай туда нырять. Вскоре их набралось уже четыре или пять. Не заставили себя ждать и воробышки – прилетели, подбирают оброненные синичками зернышки. В зимние каникулы я каждый день записывала, какие птицы и сколько их прилетает покормиться, а затем данные наблюдений занесла в таблицу.

Названия птиц

1-ый день

2-ый день

3-ый день

4-ый день

5-ый день

6-ый день

7-ый день

1

Синички

4

8

10

11

12

14

15

2.

Воробей

6

7

9

10

12

10

12

3.

Поползень

-

-

2

2

3

4

4

4.

Буроголовые синички (пухляки)

-

-

-

1

2

2

2

5.

Снегири

1

2

2

2

4

5

6

За этими птичками я наблюдала каждый день. Как они правильно называются, и описать их мне помогла бабушка и книга «Юный натуралист».

Вот они…

Большая синица.

Большая синица – голова, горло, продольная полоса на груди и брюшке – черные, спина – зеленоватая, грудь и брюшко – белые с желтым, щеки – белые.


Поползень обыкновенный.

Поползень – птица с коротким хвостом, сильными лапками и острым клювом. Он ловко лазает по стволу и веткам деревьев и дажеможет спускаться по стволу вниз головой, чего не умеют делать другие птицы. У него однотонные голубовато-серые голова и спинка, белая нижняя сторона, черная полоска от глаза к уху.


Воробей полевой (деревенский).

У воробья на темени шапочка коричневая, на крыльях две светлые полоски, на щечках расположены черные скобочки на светлом фоне, а вокруг шеи имеется белый ошейник. Получил свое название, что он обитает в сельской местности.

Снегири.

У снегирей красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья, которые хорошо заметны на фоне белого снега. Они прилетают к нам только зимой. И называются они «Снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Самки окрашены так же, лишь грудь буровато-серого цвета.


Буроголовая гаичка (пухляк).

Пухляки относятся к синичкам. Это – небольшая птичка с серой спинкой, черно-бурой шапочкой на голове,черным пятном под клювом и яркими белыми щечками. Клюв у нее похож на шило.


Меню для птиц.

Наблюдая за прилетающими в птичью столовую птицами, я узнала, какой корм они охотнее поедают и как часто прилетают к кормушке. Для корма я брала самые разнообразные зерна и семена: семечки подсолнечника, высушенные арбузные и тыквенные семечки, комбикорм, пшено, семена сорняков, например, крапивы, репейника, крошки белого хлеба. Подвешивала кусочки несоленого сала, мяса. Наблюдая за прилетающими в птичью столовую птицами, я сделала такие выводы.

Поползень ухватит самое крупное семечко – и полетит с ним на березу или штакетник. Затем начинает кружить по стволу в низ головой, найдет трещину, воткнет в нее семечко и начнет колоть скорлупу, высоко замахиваясь головкой и раскидывая крылья, а когда подлетает к салу, то все синички уступают ему место.

Синички и пухляки ни секунды не сидят на месте. Деловито осматривают кустики сирени, повисают внизголовой, затем слетают за семечкой, взлетают на ветку повыше, зажимают добычу между лапками и начинают стучать клювиком по семечку, вытаскивая зернышко. Любят клевать и кусочки мяса, сала.

Снегири прилетали ежедневно, но на кормушку первое время не садились, а кормились семенами сирени, клевали и ягоды рябины.

Воробьи прилетают целыми стаями. Чтобы часть корма не съедалась ими, для них отдельно на столике насыпала комбикорм (размолотые семена овса, пшеницы), пшено и труху от сена, где много семян сорняков.

Затем я стала класть в кормушки корм в определенные часы дня (завтрак в 10 00 часов, обед в 2 00 часа, в 5 00 часов ужин). И птицы собираться около кормушек в эти часы дня. По их поведению видно, что они ждут корма.

Так же я заметила, что клювы у птиц разные. У синичек тоненькие, длинные, похожие на шило. У поползней клювик посильнее, похожий на кинжальчик.У снегирей коротенький и потолще.

Вести наблюдения за птицами очень интересно, эту работу я

· Укрепляя кормушку, не обламывай ветки, не повреждай стволы деревьев.

· Следи, чтобы корм в кормушке был посто­янно.

· Не бросай возле кормушки пакеты и банки, в которых приносишь корм.

· Следи,чтобывкормушкенебылоснега.

· Не клади в кормушку куски хлеба, мака­роны, корочки апельсинов и прочее. Этот корм птицы не съедят. Помни, что птицам нужны се­мечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки бе­лого хлеба.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

Кононова Анастасия (7 лет)

Цель:

  • дать детям представления о кормушках для птиц;
  • расширять представления о птицах, встречающихся в нашей местности и остающихся зимовать: воробьи, синицы;
  • развивать умение узнавать птиц по внешнему виду, желание наблюдать за птицами; развивать познавательный интерес к природе; память, внимание, речевую активность;
  • воспитывать любовь и доброе отношение к птицам, желание помогать им в зимний период.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами; чтение рассказов и стихов о птицах; рисование на тему «Корм для птиц»; подвижные игры «Птички летают», «Птички в гнездышках» и др.; беседы о птицах.

Приоритетная ОО: «Познание»

Интеграция ОО: «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

Оборудование: Конверт с письмом, посылка, кормушка для птиц, корм для птиц, маски птиц.

Ход НОД:

Воспитатель. — Ребята, я сегодня шла на работу и увидела в почтовом ящике нашего детского сада письмо. Оно адресовано нашей группе, здесь так и написано, группе № 3 «Гномики». Давайте его откроем и прочитаем, от кого же это письмо.

«Здравствуйте, милые дети. Когда я был у вас на празднике Елки, вы мне очень понравились. Вы веселые, добрые, знаете много стихов и песен, и я решил сделать вам подарок. А какой, вы узнаете, когда выйдете на прогулку. Подарок ждет вас на вашем игровом участке. Когда вы пойдете гулять, то обязательно его найдете. Всего вам самого хорошего, до свидания. Ваш … , а подписи нет, есть загадка. Отгадаем загадку, ребята, и узнаем, кто же нам сделал подарок?

Кто на праздник, Новый год

Нам подарки раздает?

У него есть красный нос,

Дети. — Дедушка Мороз.

Воспитатель. — Верно, ребята, это Дедушка Мороз решил нам преподнести подарок, вы ему очень понравились. Ну что, хотите увидеть подарок? (ответы детей)

— Тогда давайте быстренько одеваться и на прогулку, на улицу, искать подарок, который где-то спрятал Дедушка Мороз.

(Дети одеваются и выходят на улицу)

Воспитатель. — Вот мы и пришли на свою площадку. Давайте внимательно посмотрим вокруг и поищем наш сюрприз, наш подарок от Деда Мороза.

(Дети вместе с воспитателем ходят по участку и, вдруг, находят кормушку, которая висит на дереве. Воспитатель хвалит детей, которые первыми ее заметили, за внимание. Снимает кормушку с дерева).

Воспитатель. — Ребята, а что же это за предмет такой интересный? (ответы детей)

— Верно, это кормушка. А для кого она? (ответы детей)

— Правильно, это кормушка для птиц. А зачем птицам нужна зимой кормушка? (ответы детей, если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет)

— Ребята, зимой, когда очень холодно и много снега, птицам трудно найти себе корм, поэтому люди помогают птицам, развешивают для них кормушки в разных местах, в парках, лесах, во дворах, в детских садах, просто за окнами домов и насыпают в эти кормушки корм для птиц. Птицы прилетают к кормушкам и питаются. Поэтому часто кормушки называют еще столовыми для птиц. А как вы думаете, чем можно кормить птиц? (ответы детей)

— Верно, можно насыпать хлебных крошек, семечек, ягод рябины и калины, а для синичек можно положить в кормушку еще и сало, они его очень любят.

— Ребята, а из чего сделана наша кормушка? (ответы детей)

— Да, наша кормушка из дерева, ну ее можно сделать из любого материала. У кормушки есть дно или пол, куда насыпается корм и есть крыша, чтобы снег или дождь не намочил птичий корм. Ребята, а зачем нужно вешать кормушку высоко на дерево? (ответы детей)

— Птички летают высоко, садятся на деревья и вверху им легче увидеть корм. А еще, на дереве им никто не помешает клевать зернышки, ни кошка, ни собака птичек не достанет.

Давайте насыплем корм, который я взяла, в нашу кормушку – это семечки — и повесим ее на дерево. Вот так. (Дети берут семечки и насыпают в кормушку)

— Теперь давайте отойдем и будем играть. Пока мы будем играть, может быть, к нашей столовой прилетят птички и мы понаблюдаем за тем, как они лакомятся нашим кормом. А завтра, когда мы снова выйдем на прогулку, проверим, склевали ли птички наше угощение и насыплем им еще. Большое спасибо Дедушке Морозу за такой подарок, теперь и мы можем заботиться зимой о птицах, верно, ребята? (ответы детей)

Подвижная игра «Воробушки и кот».

(Воспитатель с детьми отходят от кормушки и играют, продолжают прогулку. Если во время прогулки на кормушку прилетят птицы, воспитатель обращает внимание детей на это и все вместе наблюдают за птицами).

Наблюдение.

Воспитатель.- Ребята, посмотрите, к нашей кормушке прилетела птичка. А кто мне скажет, как она называется? (ответы детей)

— Это синичка. У нее желтое брюшко.

— Посмотрите, ребята, а это кто прилетел? (ответы детей)

— Это воробей, маленький мальчишка, в сером армячишке. Вы ведете себя тихо, молодцы, и птички не боятся подлетать к кормушке. Сейчас птички, которые первыми прилетели к нам на кормушку, полетят и расскажут другим птичкам о своей новой столовой и уже прилетит много, много птичек.

— Ребята, обратите внимание, как птички клюют корм. Синичка прилетит, клюнет, возьмет в клюв зернышко и улетит, а воробышек сидит на месте и клюет, клюет. Давайте тихонько постоим в сторонке и понаблюдаем за птицами.

(Если у детей возникнут какие-либо вопросы, воспитатель отвечает на них и хвалит детей за наблюдательность)

— Ребята, когда вы придете домой, обязательно расскажите мамам и папам о подарке от Деда Мороза и попросите пап, чтобы они тоже сделали столовые для птиц. Вы их принесете в детский сад и мы развесим кормушки по всей территории. Птички нам будут очень благодарны и весной подарят нам свое веселое громкое пение.

Среди родителей детей был проведен конкурс на изготовление кормушек для птиц.

Предлагаю посмотреть наши работы.


Межвидовое взаимодействие. В течение марта и апреля, я наблюдала кормушку каждую неделю по 2 дня, примерно полтора часа. В ходе моих наблюдений, мною были замечены воробьи и галки, сидящие на ветвях деревьев находящихся вблизи, голуби же не подлетали непосредственно к кормушке, а подбирали остатки пищи уже с земли. Погода была хорошей, солнечной. Воробьев было больше всех остальных птиц, они активно подлетали по нескольку раз каждый к корму и долго сидели внутри кормушки. При этом воробьи сообщались друг с другом посредством чириканья и писка, некоторые особи пытались отталкивать и выбивать из кормушки своих собратьев. Другие же, более терпеливые, миролюбиво сидели на ветках кустов и деревьев и ожидали своей очереди к кормушке. В это время они сообщались друг с другом определенным звуковыми сигналами, состоящими из писка и частого чириканья. Также во время ожидания вспыхивали драки за ветки, на которых собиралось много птиц, и более сильные пытались прогнать остальных сидящих и остаться на ветках, находящихся близко к пище в одиночестве. Остальные особи чистили себе перья, окунались в близлежащие неглубокие лужи, при этом громко выражая восторг. Вновь прибывшие воробьи вначале начинали кружить вокруг деревьев и кормушки, затем постепенно опускались ниже, потом начинали перелетать с ветки на ветку, постепенно приближаясь к кормушке. Но им не давали подлетать те птицы, которые еще ждали своей очереди дольше. Опять-таки, вспыхивали кратковременные драки. Когда поднимался сильный ветер со стороны реки, кормушка начинала раскачиваться, и птицы покидали ее, улетая на ветви деревьев, находящиеся высоко. Корм был представлен зернами пшена и мелко накрошенным белым хлебом. Мною было отмечено, что именно воробьи предпочитают из представленной пищи пшено и больше всего хлеб. Влетая в кормушку, некоторые из воробьев быстро хватали себе корм (зерна, но больше хлеб в клюв) и улетали в сторону от объекта наблюдения.

По прошествии сорока минут, мною были замечены появляющиеся у кормушки галки и голуби. Воробьи, господствующие там, поначалу пытались вести себя так, будто ничего не изменилось. Будто бы и было посторонних птиц. Но мною изменения в поведении были замечены сразу же. А именно: воробья сидящие на дальних от кормушки ветках стали улетать по 2-3 особи. Но в эпицентре скопления воробьев пока ничего не менялось, на пришельцев не обращали внимания. Места улетевших воробьев начали занимать галки. Голуби же не садились на деревья и кусты, а начали расхаживать по земле, издавая характерные для них горловые звуки. Галки, начиная чувствовать себя более уверенно, стали делать попытки приблизится к кормушке на более близкое расстояние, а именно стали пытаться согнать воробьев, сидящих на ближних ветвях. Вначале это не увенчалось успехом, так как воробьи смогли дать кратковременный отпор галкам. Особи воробьев, занимающие доминантные позиции, как в самой кормушке, так и на ветках деревьев делали вид, что хотят напасть на галок. Две особи воробьев налетели на особу наглую галку, пытавшуюся прорваться в кормушку и стали бить ее крыльями и лапами. Галка вначале улетела, но потом был замечен факт скопления галок в районе происшествия. Воробьев уже стало меньше, но кормушка была не пуста, и птицы по-прежнему сидели на ветвях. Но галки стали чувствовать себя увереннее, поскольку увеличилось их число, и начали активно подлатать к кормушке и брать в клюв пшено. Хлеб они брали меньше. Поскольку галки крупнее воробьев, то они не задерживались непосредственно в кормушке, как те, а сразу после того как брали корм, или слетали на землю, или улетали на деревья. Хоть количество воробьев и уменьшилось, они по-прежнему сидели в кормушке, но не пытались уже согнать галок, так-так те не сидели там долго. Поведение галок заключалось в быстром принятии корма и слета вниз. Но так повторялось по несколько раз у их особей.

Голуби. Поведение голубей было самым миролюбивым из всех. Хотя прилетели они вместе с галками, но не пытались даже влетать в кормушку или садиться на край и брать корм сразу из нее. Голуби спокойно расхаживали под кормушкой, но поскольку она раскачивалась, то и им доставалась часть корма. Также стоит взять во внимание, что некоторые частицы пшена падали к ним от галок. Галки же тоже иногда опускались на землю под кормушкой, тогда самые смелые особи голубей пытались отнять и съесть первыми то, что удалось добыть галкам. Галки защищали свою еду и налетали на голубей, растопоршивая свои крылья, пытаясь казаться больше. Некоторые голуби поступали хитрее и пытались просто красть у собратьев и галок добычу, вспыхивали кратковременные стычки между голубями и галками. Еще я заметила, что некоторые воробьи также слетали на землю и пытались есть там. Некоторые из них тоже пытались также красть пищу, мгновенно взлетая после этого. Голуби вели себя медлительнее всех, поскольку, когда крошки пшена или хлеба падали вниз, то на них мгновенно слетались птицы всех трех замеченных видов. Воробьи реагировали быстрее всех, галки пытались действовать более скрытно, ворую пищу у других, если не получалось взять с края кормушки. Голуби же подходили к столпотворению птиц медленно и пытались вклиниться в толпу, но их отталкивали и не давали подойти ближе.

Время прилета.

Мои наблюдения проходили в основном в выходные дни. Тогда для птиц наступало оптимальное время, поскольку их не беспокоили своим появлением люди, выходившие из дверей факультета. Но, каждый день, идя на пары, мне приходилось замечать, что птицы чаще всего находятся у кормушки во второй половине утра. Примерно с 11 до 12 часов, и потом - в течение дня. В один из будних дней, мне довелось побыть у кормушки чуть дольше. И мною были сделаны следующие выводы. Первыми у кормушки появлялись воробьи, потом прилетали голуби, затем - галки. В выходные дни птицы были смелее, и в течение всего дня у кормушки могло находиться разное количество птиц. Я наблюдала их по 2 часа, чаще всего с 12 до 14. Время могло варьироваться. За это время у птиц происходило то, что я описывала выше.

Частота появления у кормушки. В ходе наших наблюдений, мною было выявлена зависимость появления птиц около кормушки от различных явлений. В первую очередь оказывала влияние погода. Мы предполагаем, что если имели место быть сильный ветер, либо снегопад, либо же дождь, то у кормушки было бы пусто. Мне довелось провести небольшое наблюдение за птицами во время дождя и сильного ветра. Как у кормушки, так и на соседних деревьях и кустах мною не было замечено ни одной птицы. Однако на следующий день, выпавший днем моего привычного наблюдения, бывший солнечным с достаточно приемлемым климатом, птиц было уже достаточно много, в привычном для меня составе наблюдений. Разумеется, влияли на присутствие у кормушки птиц и люди, изредка проходившие мимо меня. Но, я заметила, что если длительное время находится подле кормушки с птицами и не проявлять к ним враждебности, то они начинают подлетать к ней, когда я стояла не так далеко от объекта наблюдения. То есть птицы, спустя время, переставали видеть во мне объект угроз и привыкли к моему присутствию у кормушки. Благодаря этому мне удалось провести ряд экспериментов с кормушкой, о коих будет более подробно описано далее.

Открытая образовательная деятельность

Тема: Прогулка "Наблюдение за птицами"

Цель:

- формировать первичное представления детей о зимующих птицах;

- научить детей самостоятельно проводить наблюдения за птицами.

Задачи:

Расширить знания детей о птицах, зимующих в нашем городе;

Формировать исследовательские умения (сбор необходимой информации, обобщение полученных знаний);

Развивать у детей наблюдательность, мышление, внимание;

Воспитывать бережное отношение и чувство сострадания к птицам.

Материал и оборудование : кормушки для птиц, хлебные крошки, семечки.

Предварительная работа : беседы, наблюдения за птицами на прогулке, подкормка птиц, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, изготовление родителями кормушек.

Ход прогулки

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, чтобы провести свои наблюдения за ---- . За кем, вы узнаете, отгадав загадку.

Кто два раза родится:

в первый раз гладкий,

а второй раз - мягкий. (Птица)

Так за кем мы с Вами будем наблюдать? (ответы детей).

Правильно, на экскурсии мы будем наблюдать за птицами и учиться приёмам наблюдения за ними.

Воспитатель: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя.

Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает внимание на погоду, что осенью и зимой холодно и голодно маленьким птичкам.

Обращая внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают).

Воспитатель : Дети, скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов). Только люди могут помочь – покормить их.

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

На скуку сижу,

«Кар! Кар!»- кричу.

Чик-чирик!

С ветки прыг.

Клюй не робей!

Кто это… (Воробей)

Дети хором отвечают. Правильно!

Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их.

Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).

Чем мы можем подкармливать птиц? (Ответы детей : пшено, просо, овёс, пшеница, семена подсолнечника, ягоды рябины, боярышника, семена клёна, ясеня, орехи, хлеб, хлебные крошки).

Воспитатель: Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола (крошки хлеба, семечки и др.).

А на участке у нас есть кормушка?

Воспитатель предлагает детям спасти птиц от голода и поиграть в игру.

Игра "Спасатели". Воспитатель предлагает детям повесить кормушки для птиц.

Воспитатель предлагает покормить птиц, и задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают.

Рассказывает детям, что птицы очень пугливые и наблюдать можно только из далека.

На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички.

Работа с наглядностью.

Воспитатель:

Посмотрите и скажите, кого вы здесь на ветке видите? (Птиц).

По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья) .

Скажите, что делают птицы?

Назовите птиц, которых вы узнали?

Какие это птицы. (Зимующие).

Почему мы их так называем?

Поют ли птицы зимой? (Да, но нет такого многоголосья).

Кто из птиц чирикает? (Воробей).

Кто из птиц трещит (стрекочет)? (Сорока).

Кто из птиц каркает? (Ворона)

Какие птицы зимуют в нашем городе? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Ворон и воробей».

Один из детей выбирается вороном, а остальные дети воробушки. Дети имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм.

Когда прилетает ворон, воробушки улетают в гнездышки.

Воспитатель :

Чем мы с вами сегодня занимались?

Каких птиц Вы встретили на экскурсии? Чем они были заняты?

Много ли птиц зимой в нашем городе?

Поют ли птицы зимой?

Чем питаются птицы зимой?

Каких птиц Вы узнали, по каким признакам?

Чем вам понравилась наша прогулка?


Птиц зимой обязательно нужно подкармливать. Об этом мы знаем с детства, но даже не представляем себе, как много пернатых погибает зимой от голода. В снежную и морозную зиму они обречены.

Голодная птица

Орнитологи приводят такие данные: из каждых десяти синичек девять погибают. Главным образом, от голода. Птичья система терморегуляции устроена таким образом, что если нет пищи, то она функционирует плохо. Поэтому много птиц погибает морозными ночами, когда крошечное тельце не в состоянии согреться и замерзает. Сытая птица сохраняет тепло до утра. Она ночует, нахохлившись, а на рассвете отправляется на поиски пропитания. На активную жизнь тратится много энергии, а восполнить ее может только еда, которую нужно успеть найти под снегом и льдом за короткий зимний день. Именно поэтому перелетные птицы отправляются на юг. Они очень рискуют, совершая дальние перелеты. Кочующие птицы тоже нередко зимуют там, где проще выжить. Оседлые пернатые остаются на зиму в местах гнездования. Если они обнаруживают кормушку, в которой всегда есть еда, то у птицы появляется реальный шанс дожить до весны.

Покупные и самодельные кормушки

Кормушки можно купить или сделать своими руками. Хорошо, если птичья столовая будет установлена так, чтобы за птицами можно было наблюдать. Плохой вариант — кормушка, прикрепленная вплотную к окну. Основная причина — заболевания, которые передаются птицами. Дерево или куст, которые растут рядом с кормушкой, дают птицам возможность спрятаться при любой опасности. Пернатые быстро привыкают к людям и слетаются, когда человек насыпает корм в кормушку. Иногда они даже реагируют на самого человека, оказавшегося поблизости.

Покупные кормушки обычно делаются из толстой фанеры и деревянных реек. Они напоминают домики с широкими окнами или арками. Для того, чтобы такая кормушка служила дольше, ее нужно покрасить краской для наружных работ. После этого «домик» подвешивается к ветке или укрепляется на опоре. У нас покупная фанерная кормушка держится на бруске метровой высоты. Мы ее ежегодно подкрашиваем, поэтому она все еще в хорошем состоянии, хотя была куплена много лет назад.

Многие изготовляют самодельные кормушки из фанеры, дерева или пластика. Можно легко и быстро сделать кормушки из молочных пакетов и пластиковых бутылок. Они больше подходят для мелких птиц: воробьев и синиц. Для того, чтобы кормушка не оказалась западней, все отверстия должны быть сквозными и расположенными ближе к дну. Очень удобны автоматические кормушки. Это могут быть бутылки, перевернутые вниз горлышком, или иные конструкции. Открытая кормушка, которая представляет собой дощечку с кормом, должна иметь навес, прикрывающий ее от снега.

Синица

С конца осени около кормушек появляются синицы. Среди них есть и оседлые, и прилетевшие с Крайнего Севера. В Подмосковье чаще встречается беспокойная и непоседливая большая синица. Ее народное название — «синица-кузнечик». Эта птица становится весьма агрессивной, когда отбирает корм у других более мелких и слабых синиц. Кроме того, она частенько пользуется чужими запасами. Самка большой синицы, высиживающая яйца, способна не только постоять за себя, но и отпугнуть врага грозным шипением. Большую синицу можно узнать по блестящей черной шапочке, черной полоске на горле и грудке, белым щечкам, желтым бокам и грудке, зеленоватой спинке, серовато-голубоватому хвосту и крыльям. Эта синица даже зимой ищет вредителей в трещинах коры деревьев. Она отнюдь не вегетарианка, поэтому ест не только разные семечки, но и кусочки мяса. Лучшим угощением для синицы является кусок замороженного сала, который подвешивают к ветке или кладут в кормушку. Реже на кормушку прилетает хохлатая синица. Ее легко отличить по острому хохолку. К мелким синицам относятся: лазоревка (с голубоватыми шапочкой, крыльями и хвостом); сероватая московка (с белым пятном на затылке) и гаичка (с буроватой спинкой, светлой грудкой и черной шапочкой). Все они с удовольствием едят тот же корм, что и большая синица.

Воробей

У нас рядом с кормушкой всегда много полевых (деревенских) воробьев. Их легко узнать и не спутать с домовыми (городскими) воробьями по черным пятнам на щеках и каштановой шапочке на голове. Издали пятнышки можно принять за глаза, поэтому деревенские «глазастые» воробьи выглядят очень симпатично. В нашей кормушке зимой и ранней весной всегда есть еда для птиц. Гарантированное питание привело к тому, что уже несколько лет возле дома живет одна большая стая разновозрастных воробьев, которая отчаянно бьется за «место под солнцем» со всеми другими птицами. Этим «аборигенам» удается прогонять не только других воробьев, но и более крупных птиц. Нужно отметить, что воробьи — скандалисты и драчуны отменные.

Полевой воробей, сидящий на кормушке для птиц

Домовые воробьи (с серой шапочкой и черной верхней частью груди) слетаются к более крупным городским и сельским жилым застройкам. Это они селятся возле многоэтажных домов. В еде все воробьи неприхотливы, охотно едят крошки белого хлеба и любые зерна. Люди могут оставлять в кормушке батон белого хлеба, который воробьи будут с радостью склевывать. В мороз его лучше разрезать вдоль на две части и положить «крошками» кверху. Эти птицы очень страдают в холодные зимы и даже остаются бесхвостыми, потеряв отмороженные хвосты.

Дятел

В Подмосковье много дятлов. Есть и черный дятел (желна), он размером с хорошую ворону. Днем птица ищет насекомых в древесине и под корой сухих деревьев. Больше шансов увидеть на кормушке большого пестрого дятла. Одну зиму такая птица проводила весь световой день на сливе рядом с кормушкой. В ветреную погоду дятел прижимался к стволу, чтобы удержаться на дереве. Этот яркий дятел крупнее скворца. У него черный верх головы (затылок самца красный), белые лоб и щеки, палевые горло, грудка и брюшко; красное подхвостье и броские полосы на крыльях и хвосте. У нас на участке обитала самка дятла с мерзким характером. Она не только не подпускала других птиц на кормушку, но и не разрешала им есть ту пищу, которую сама не употребляла (крупу, хлебные крошки и др.). Если птицы начинали пировать в то время, когда дятлиха дремала, то она мгновенно просыпалась и совершала низкий облет кормушки. Что он означал, не знаю, но все птицы в испуге разлетались. Любимой пищей дятла был подсушенный батон белого хлеба. На ночь дятлиха улетала на ночевку. Все кончилось тем, что эта птица стала выдалбливать толстую ветку сливы. Нам совсем не хотелось потерять это дерево, поэтому пришлось сгонять дятла со сливы. Птица стала прилетать на участок все реже, а потом и вовсе пропала. Я слышала несколько историй, рассказанных знакомыми садоводами, у которых дятлы производили разрушительные действия на даче. Они повреждали не только деревья, но и в одном доме сумели продолбить деревянную входную дверь.

На кормушках можно встретить не менее прожорливых малых пестрых дятлов, которые прилетают вместе с синичками. У малых пестрых дятлов несколько иная окраска: красное темя (у самки светлое), черная спинка с поперечными полосами и грязно-белое брюшко со штрихами.

Свиристели

Огромные стаи свиристелей часто прилетают в Московскую область в начале зимы, иногда к Рождеству. Это птицы чуть меньше скворца, с большими розовыми хохолками и розовато-серым оперением. На кормушках их интересуют семена и сушеные ягоды. Свиристели прилетают к нам из лесотундры и тайги. Летом там много еды: комары, стрекозы, бабочки и другие насекомые. С наступлением зимы свиристели ищут еду в других краях. По пути они питаются плодами рябины, барбариса, шиповника и можжевельника. Птицы прожорливы. Их организм не успевает усваивать всю пищу, поэтому на снегу остается много полупереваренных остатков. Такое обжорство продолжается несколько недель. Потом свиристели перелетают на новые места. В конце зимы – начале весны эти красивые птицы снова появляются в Подмосковье. А так как ягод к этому времени остается немного, то свиристели насыщаются набухшими почками осины и тополя.

Иногда красивых свиристелей держат в клетках. Но в неволе сытые птицы ведут малоподвижный образ жизни. Их естественные отходы накапливаются под жердочкой столь стремительно, что требуется частая уборка клеток. Не всем это нравится, поэтому свиристелей, посаженных в клетку, часто выпускают на волю.

Другие оседлые и прилетевшие с севера птицы

Обыкновенный поползень встречается в Московской области все реже. Эту птицу можно определить по длинному прямому клюву, широким черным полосам сбоку на голове, серовато-голубоватому оперенью сверху, светлой грудке, бурым бокам, красноватому надхвостью и белым пятнам на хвосте. Поползень умело передвигается по стволам деревьев даже вниз головой. Он делает солидные запасы и прячет отдельные семена. Меню поползня состоит из насекомых, их личинок, желудей, орехов и семян клена. Птице для пищеварения нужен крупный песок. На кормушки поползень обычно прилетает вместе с синицами.

Иногда возле кормушек можно увидеть зеленушку с оливково-зеленой или серовато-зеленоватой окраской тельца, черными кончиками крыльев и хвоста. В сильные холода птичка перемещается к югу, при потеплении возвращается на прежние места.

А как хорош яркий щегол с черной верхушкой головы, черными крыльями и хвостом; белыми щеками, лбом, брюшком и надхвостьем; красным кольцом вокруг клюва и желтой поперечной полосой на крыльях. Он быстро съедает семечки подсолнечника, пшено, овес, пшеницу и другие злаки.

Этой же диеты придерживается и обыкновенная овсянка (желтые голова, горло, грудь, брюшко; бурые хвост и крылья; белые полоски по бокам хвоста).

Изредка можно увидеть чечетку . Это мелкая птица с серовато-бурой спинкой, малиново-красным теменем, грудью и зобом; черным пятнышком на груди; беловатым брюшком. Ей нравятся пшено, овес и пшеница.

Снегири — одна из самых красивых птиц Подмосковья. Они чаще залетают за оставшимися ягодами рябины. У снегиря черная шапочка, кольцо у клюва; белое надхвостье, пепельно-серая спина, розово-красное брюшко. У самок брюшная сторона серая. Зимой снегири хорошо едят сушеную рябину и боярышник, семена клена, ясеня и трав.

Дрозд-рябинник тоже любит сушеные ягоды рябины и боярышника. Это крупный дрозд с серой верхушкой головы и серым надхвостьем, бурой спинкой, белым брюшком, темными штрихами на грудке и боках. В теплые зимы он иногда остается в Подмосковье, а не улетает в более южные места.

У кормушки можно увидеть и редких птиц. Так, к нашей знакомой из Ростова-на-Дону прилетела пустельга , которая съела зазевавшегося воробья.

Подкармливать пернатых нужно при любой возможности, даже во время пеших и лыжных прогулок в лесу и в парках. В некоторых подмосковных лесах и лесопарках есть стационарные кормушки, которые обычно пустые. Прихватите с собою пакетик еды для птиц: крупы, подсолнечника, семян тыквы, кабачков, арбузов, дынь или винограда. Положите в кормушку кусочки хлеба. В птичье меню еще входят молотые сухари, толченая скорлупа, тертая морковь, мелко нарезанный сыр, творог и многие другие продукты. Некоторые птицы (глухари, рябчики и тетерева) зимой нуждаются в крупном песке и в мелкой речной гальке. Она спрятана подо льдом, а без такой добавки в птичьих желудках хуже перетирается еда: хвоя, почки, березовые и ольховые сережки.

© "Подмосковье", 2012-2018. Копирование текстов и фотографий с сайта pоdmoskоvje.cоm запрещено. Все права защищены.