Аксессуары

Проповедь о исцелении гадаринского бесноватого. Можайское благочиние

Слава Иисусу Христу, дорогие братья и сестры!

Поздравляю вас со святым воскресеньем, святым причастием.

Сегодняшняя Евангелия от Луки (Лк., VIII: 26-39) об исцелении Иисусом бесноватого на земле Гадаринской действительно дает нам повод для размышлений. Хотя нам неприятно говорить о бесах, об этих темных силах, но, чтобы с ними бороться, мы должны знать их суть.

А суть их в том, что они сами по себе не могут существовать. Их суть в том, чтобы делать все плохое на Земле. Их цель - уничтожить человека, уничтожить общество, государство, уничтожить Церковь. И это их суть. А работают они только через людей. Они сами по себе не могут работать, потому что они находятся там, куда их Иисус хотел отправить - в бездну Когда они не делают какого-то зла, когда не находятся в теле человека, они страдают. Они находятся как бы в аду. И суть их в том, чтобы творить зло. Они уничтожают всякое творение Божие - все, что Господь сотворил на Земле.

Нам далеко ходить не надо, чтобы увидеть это. Мы знаем много примеров, как действительно эта злая сила работает и в нашей стране, и по всему миру. Она раз за разом показывает свои зубы острые, уничтожает людей. Мы видим, как в нашей стране она сделала так, что народ пошел на народ. Один единый народ, а люди уничтожают друг друга. И в этом суть бесовская. И это случилось так, потому что люди отошли от Бога - и с одной, и с другой стороны. Они не захотели жить с Богом. Господь попускает такие вещи, как войны, чтобы люди осознали, что они делают и для чего это действительно происходит в мире.

Мы видим как работает злая сила не только на примере Украины, но и других стран в мире. Мы совсем свежие данные знаем - видите, что натворила злая сила руками террористов в Париже, во Франции. Какова их цель была - уничтожить людей, которые ни в чем не виноваты. Люди отдыхают, веселятся. Они даже не думают, что такое может случиться. Они наслаждаются этой жизнью. И тут такое случается - гибнут люди.

Поэтому мы должны знать, что каждый человек на свете одержим злыми духами. Возможно, кому-то покажется, что такого не может быть. Но действительно, это так в той или в иной степени. А что такое одержимость злым духом? Это грех, который в человеке есть. В одном человеке он больше, в другой - меньше, но он в каждом человеке есть, и одержимость эта есть.

И чтобы вы знали, избавиться от этого злого духа самому очень тяжело. Мы допускаем маленький грешок, он как бы незначительный, но мы впускаем его в душу. Затем все больше и больше он разрастается. И мы замечаем, что действительно все больше и больше одержимы. Бывает так, как с этим человеком из Евангелии - он тоже допускал грехи в своей жизни. И видите, он впустил в душу вплоть до легиона бесов, которые, что самое страшнное, разрушали не только его тело, но и душу. Это самая большая опасность от этих злых сил - разрушается наша душа.

И мы видим, что Господь дает нам и другие примеры из Евангелия о том, как надо выгонять этих бесов. Они изгоняются только постом и молитвой. Поэтому мы должны все время молиться, поститься, и это очищает нашу душу, очищает наше тело.

Я желаю всем нам бороться с этими бесами в этой жизни. И это не легкий труд, но если мы не будем ничего делать, то они действительно завладеют нами.

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В 24-ю Неделю по Пятидесятнице святая Церковь предлагает нам отрывок из Евангелия, в котором повествуется о чуде исцеления гадаринского бесноватого, из которого Господь наш Иисус Христос изгнал легионы бесов.

Святитель Лука (Войно-Ясенеский) произнес проповедь, в которой дал пояснения великому чуду, сотворенному Христом.

архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

П лыл Господь Иисус Христос с учениками Своими по морю Тивериадскому, плыл на восточный берег этого озера.

По дороге сотворил Он великое чудо укрощения бури одним повелением Своим: повелел ветру и волнам утихнуть – и утихли.

Вышли на берег в стране Гадаринской, и смотрите, что там случилось.

«И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями… он разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему…»(Мк. 5, 1-6).

Из гробов… Из каких? Конечно, не из тех дощатых, в которых хороним мы своих мертвецов. Древние иудеи хоронили тела усопших в скалах, в пещерах, высеченных в скалистых горах.

И в этих гробах обитал несчастный человек, одержимый целым легионом бесов.

А что такое легион? Легион – это составная часть римского войска – около 6000 человек.

И целый легион бесов вселился в душу этого несчастного человека.

Как, спросят, может быть, неверующие, как могут нечистые духи входить в душу и сердце человека; как может легион бесов поместиться в одном человеке?

Могут, могут входить, могут поместиться в бесчисленном количестве, ибо это духи бесплотные, места не занимающие, могут они в малейшем пространстве поместиться в огромном количестве.

Так был этот несчастный человек одержим целым легионом бесов. Он так страшно буйствовал, был так неистов, что люди боялись проходить мимо того места, где жил он в гробах. Пробовали укротить его, сковывали цепями железными, но он с непредставляемой для нас силой разрывал железные оковы. Он жил нагим, одеждами не одевался; нагим и выбежал он навстречу Господу Иисусу. Этот несчастный дни и ночи кричал неистово, бился о камни и был гоним бесами в пустыню. А тут, когда увидел он Иисуса, он, как кроткий агнец, подбежал и поклонился Ему в землю.

Он разве кому-нибудь кланялся? Он на всех набрасывался, и все убегали от него в страхе, а тут прибежал к Иисусу и поклонился, «и вскричав громким голо-сом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!» (Мк. 5, 7).

Кто это говорил? Мог ли он, будучи человеком, говорить такие слова? Мог ли он назвать Иисуса, Которого впервые видел, Сыном Бога Всевышнего? Мог ли просить: не мучь меня? Разве не хотел он освободиться от своих мучений?

Кто же это говорил его языком? И кто побудил его поклониться Иисусу? Это говорили бесы, вселившиеся в него, они просили Христа: «не мучь, не мучь до времени!»

Они знали, что придет для них время вечных мучений, а теперь просили: оставь, оставь! Не мучь нас, не мучь до времени!

Господь Иисус Христос, конечно, знал, кто это говорил: Он знал, что говорили это бесы. И он повелел им выйти из этого несчастного человека. Вот почему бесы и просили Его: не мучь, не мучь нас прежде времени!

Что было их мучением? Мучением для них было оставить в покое душу этого несчастного человека, мученье для них, – когда они не могут творить зла, а зло для них, что воздух для нас. Мучением для них бывает то, когда они не могут мучить человека, а мучают они всех нас; запомните – всех нас.

Неверующие смеются над нашей верой в бесов. А как же нам не верить, когда о бесах говорил Сам Господь наш Иисус Христос, когда изгонял Он их повелением Своим, когда исцелял Он бесноватых – не этого одного, а и многих других.

Да и что мешает нам верить? Ведь душа наша создана подобной духам бесплотным, а потому именно и может она иметь непосредственное общение с ними, ибо сама подобна им по своей духовности.

Знаете вы по собственному опыту, что нередко воспринимаем мы сердцем своим, душой своей мысли и желания людей, которых любим, которые живут с нами одной душой.

Таким именно образом можем мы воспринимать внушения ангелов и бесов.

Почему же отвергать возможность того, что духи бесплотные могут вселяться в души наши?

Очень, очень вселяются! Вселяются, ибо нередко беснуемся мы, нередко бываем одержимы тягчайшей духовной скверной, а это и есть одержимость.

Я думаю, нечего вас убеждать в существовании бесов и возможности их нападения на вас.

Бесы, зная, что Христос изгонит их из этого несчастного человека, просили не мучить их, просили разрешить им по выходе из бесноватого войти в стадо свиное, тут же на берегу пасшееся. Господь разрешил. И вошли бесы в стадо свиное. А стадо это было огромно – около двух тысяч голов. И взбесились свиньи, и ринулись к берегу, и все попрыгали в озеро глубокое, и все утонули.

Зачем Господь наш Иисус Христос разрешил бесам войти в свиней? Некоторым дерзким мыслию это не нравится, и осуждают они: зачем, зачем погибли бедные животные?

Отвечу не своими словами, приведу ответ великого святителя Иоанна Златоуста.

Это было нужно, во-первых, для того, чтобы явить всемогущество Божие, ибо это было одно из великих чудес Христовых.

Он имел целью Своей показать людям – а зрителей было немало, – как велика, как безмерна злоба бесовская, показать на деле, что бесы не могут не творить зла.

Третья причина была в том, чтобы показать, что бесы без позволения Божия, без попущения Божия не смеют творить людям зла.

Только когда Сам Бог найдет нужным воспользоваться ими, как палачами, когда нужно наказать, тяжко наказать кого-нибудь безнадежного для правды, для добра, могут они творить свои гибельные дела.

Так покарал Он египетского фараона, весь народ египетский, за то, что фараон проявил неповиновение требованиям Моисея, ибо вот что говорит об этом пророк Давид: «Он… послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов…» (Пс. 77, 49).

Послал Сам Он, это было Его посольство: Он пользовался здесь злыми ангелами – бесами, как палачами.

Читаем и в другом месте Священного Писания о том же: был упорен во грехах царь израильский Ахав. Надо было наказать его, как и египтян. Надо было покарать его за его упрямство, за его непокорство.

«…и сказал Господь стоявшему при нем воинству небесному: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым во устах всех пророков его, – Это был дух бесовский, ибо лживым не мог сделаться ангел света. – Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так» (3 Цар. 22, 20-22).

Видите, опять это посольство духа нечистого, чтобы вовлечь в погибель полного грехов Ахава.

Для того, чтобы научить нас и показать, что духи бесплотные могут чинить зло, так как Господь разрешает это, Иисус и позволил бесам войти в свиное стадо.

Он показал их злобу, показал и зависимость их действий от позволения Божьего.

Не думайте, что бесы имеют равную силу над всеми нами. Они имеют огромную, безмерную силу над людьми, которые по духу своему, по делам своим подобны свиньям. Этих губят бесы так легко, как погубили стадо свиное в гадаринской стране.

Но к святым приблизиться они не смеют: они боятся святых, боятся креста Христова, боятся молитвенных заклинаний их.

Был в III веке священномученик Вавила, епископ Антиохийский. Через много лет после его мучениче-ской кончины императором Констанцием святые мощи его были перенесены в небольшой храм, специально построенный вблизи храма языческого бога Аполлона, в котором идол его бесовской силой прорицал будущее чрез жрецов своих. И что же? Вблизи святых мощей Вавилы бесы не смели обитать, и вещания идола прекратились.

Так боятся бесы святых, так будут бояться и вас, если будете святы и непорочны пред Богом, если крестом и постоянной молитвой будете ограждать себя от власти их.

Вот чему учит нас это событие в стране Гадаринской.

«Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их» (Мк. 5, 14-17).

Это кажется странным, почему просили Его: уйди, уйди!

Почему не просили напротив: пройди, пройди, чтобы освятить их Своим пришествием?

Не думайте, что сделали это потому, что были нечестивы, потому, что были опечалены гибелью свиней.

Не так, не так! Они этого осуждения не заслужили, ибо св. Лука, повествуя об этом, говорит: «…потому что они объяты были великим страхом» (Лк. 8,37).

Они были потрясены, трепетали от страха, видя необычайное чудо, трепетали пред Тем, Кто бесов изгонял.

Трепет их был так велик, что не могли они перенести присутствия Иисуса, и просили Его: уйди, уйди! Мы недостойны, не можем перенести Твое присутствие.

А мы не будем так просить, мы будем просить: не уходи от нас, не покидай нас никогда. Не уходи, Господи, Господи!

15.11.2015г. ИСЦЕЛЕНИЕ ГАДАРИНСКОГО БЕСНОВАТОГО.

Во имя Отца и Сына и Святаго Дух а

Дорогие братия и сестры. В сегодняшний воскресный день наше преимущественное внимание обращено к тому наставлению, которое исходит из евангельского чтения, которое повествует о чуде исцеления гадаринского бесноватого. Вообще, об этом чуде, которое совершил Христос, рассказывают три евангелиста: Матфей, Марк и Лука. Разница в описании этого чуда состоит только в том, что Матфей говорит о двух гадаринских бесноватых, а Марк и Лука говорят об одном. Критики Священного Писания обращали внимание на это противоречие, в котором видели основание для усомнения в подлинности, достоверности текста евангелистов. Но объясняется это противоречие очень и очень просто. Было бесноватых двое, только один настолько сильно, в ярко выраженной форме страдал этим беснованием, что второй на его фоне был просто кротким агнцем, с которым можно было абсолютно легко справиться, и он не представлял такой угрозы для окружающих людей.

Таким образом, евангелист Лука, повествование которого читалось сегодня, рассказывает об одном этом гадаринском бесноватом. Господь, проплыв в лодке по Галилейскому озеру, прибыл в страну Гадаринскую, где было десять городов, в которых преимущественно жили язычники: Гадары, Гергесы и другие города. И как только Он ступил на берег, этот бесноватый человек вышел навстречу Ему. Этот больной человек представлял собой ужасное зрелище: он не мог носить никакой одежды, его сковывали кузнецы цепями, и он разрывал их как гнилые нитки; весь обросший, страшный. Бесы, которые во множестве обитали в нём, мучили его страшно, так, что он бился о камни, весь был изранен. Жил он в гробах, или в пещерах, в которых евреи хоронили своих усопших, вдали от человеческого общества, потому что рядом с ним находиться было просто опасно для жизни.

Этот человек подошёл ко Христу и вскричал неимоверным, страшным голосом: «что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю тебя, не мучь меня» (Лк.8;28). И у другого евангелиста говорится: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас?» (Мф.8;29).

Что это за упоминание: «прежде времени»? Это упоминание о том, что после Страшного Суда, о котором бесы знают, будет окончательное разделение на праведных и грешников. И ад окончательно и бесповоротно заключит в себе всё демоническое царство и всех людей, которые были подобны им, в жизни творили их волю. Но пока этого нет, мир продолжает своё бытие по милости Божией, злые духи имеют относительную свободу и могут быть не заключаемы окончательно в адской бездне. Поэтому это вопрошание, этот крик бесноватого человека говорит очень о многом. Он говорит о том, что бесы сами страшатся адского огня, не хотят туда идти. «Зачем Ты прежде времени пришёл? ещё нет Твоего страшного Второго пришествия, ещё жизнь продолжается». И не хотят они туда идти.

Мы можем сделать достаточно достоверное, убедительное предположение, как же страшно там, в этих адских глубинах, в адском огне, что даже бесы не хотят там находиться, даже для них эти мучения страшны и чудовищны. Поэтому, обращая внимание на это восклицание злых духов, убоимся, чтобы не попасть туда, в адские мучения.

Продолжая разговор, Господь задаёт вопрос этому человеку: «Как тебе имя?» (Лк.8;30). И этот человек то ли забыл своё имя, то ли настолько был погружён в это тяжкое страдание, в свою болезнь, то ли бесы его опередили и, используя сознание и голосовые связки человека, ответили: «Легион», - потому что много бесов вошло в него» (Лк.8;30).

Что же такое легион? Это числительное, основная организационная единица в армии Римской империи. Легион в римском войске состоял из шести тысяч человек - огромная армия, экипированных по последнему, так сказать, слову техники воинов, бесстрашных римских легионеров. И в этом несчастном обитало порядка шести тысяч злых духов. И поэтому, сила их была неимоверна. Никакими железными цепями невозможно было сковать - он разрывал их, как тонкие гнилые верёвки.

Дорогие братия и сестры. Серафим Саровский на вопрос о силе бесов говорил простому народу, что самый нижайший, малейших из них, из этого демонического царства, может один уничтожить весь мир, причём, без малейшего усилия, одним коготком своим может уничтожить и перевернуть весь мир.

Если один самый ничтожный бесёночек обладает такой колоссальной силой, способной погубить мир, то какой же силой обладали эти шесть тысяч бесов, великое множество, которые обладали этим несчастным человеком?

Конечно, дорогие братия и сестры, есть особые причины беснования, и есть разные формы этого беснования. В той или иной степени мы все с вами бесноватые, потому что все находимся под воздействием злых сил. Они везде вокруг нас, как воздух, окружают и воздействуют на нашу жизнь, влагают в наше сознание свои страшные мысли, маскируясь под естественные мыслительные способности самого человека. Если эти мысли соединены с грехом, если они ужасны, мерзки, нечисты, кощунственны - то это бесы авторы этих мыслей, которые они влагают в наше сознание как приманку, чтобы мы заглотили её и согласились с этой мыслью. И тогда она становится уже греховным произволением, помыслом уже, который вменяется человеку в грех. Мы на эти свои мерзкие мысли вообще не обращаем ни малейшего внимания. К исповеди мы приносим, в лучшем случае, лишь одни грехи, проступки, действия, а о мыслях и не думаем. А святые отцы говорят, что с того момента, когда хоть на краткое мгновение ты вошёл в беседу с этой мыслью, она уже становится твоей. Ты уже на секунду задержал её в твоём сознании, вошёл в диалог с этой мыслью, и бесы радуются и торжествуют, уже человек согрешил в своих мыслях. И этот грех ведом только им и Богу, но абсолютно он ещё не совершён никоим образом, и людям неизвестен в этой жизни. Любые страшные грехи, которые далее перерастают в преступления, тоже начинаются с греховных мыслей.

Беснование бывает разным. Бывают страшные формы этого беснования, когда бесы по особому произволению Божию вселяются в самого человека, то есть не извне только искушают его, но вселяются в его тело и могут пребывать в любом месте, в любой точке, в любом органе нашего тела. Обычно пребывают в тех местах нашего тела, которые могут быть особо связаны с совершением греха.

Это беснование, это неотлучное пребывание бесов в человеке происходит по-разному. Иногда человек долгие годы сам не осознаёт, что он подвержен такой страшной духовной болезни. Бывает неожиданным ужасным открытием для человека, когда он приедет в тот или иной монастырь и при соприкосновении с какой-либо святыней, с мощами, во время причащения Святых Христовых Таин что-то страшное ему открывается: либо он не может прикоснуться к святыне, либо начинает кричать страшным, нечеловеческим голосом, либо обретается какая-то страшная сила, которая отводит человека от святыни, либо начинаются конвульсии какие-то, которые маскируются под эпилепсию. И так далее...

Многие из Вас видели эти признаки открытого беснования. Мы с вами посещали многие монастыри: Почаевскую и Киево-Печерскую лавры, Псково-Печерский монастырь в прежние годы, когда там отчитывал бесноватых отец Адриан; в Троице-Сергиевой лавре отец Герман многие десятки лет несёт это ответственное послушание. Если приходилось вам быть на этих отчитках, то зрелище это страшное. Человек не понимает, то ли в зоопарк попал, то ли куда ещё - мороз по коже. И бесы интересно ведут себя. Иногда они начинают обличать грехи рядом стоящих. И ты оказываешься как на Страшном Суде: думаешь, такой беленький и пушистый, такой хорошенький, вписываешься в рамки морали ХХI-го века. А бесы говорят о всём тайном, да на весь народ, что ты творил - ты там изменял, ты блудил, ты воровал, ты хотел это сделать, да время и часу Господь не дал и так далее...

Это особенно интересно было, именно такое обличение бесами рядом стоящих людей при жизни отца Валентина Мордасова, когда он служил ещё до Камно в Старом Изборске. Бедные бабушки колхозные даже ходить туда боялись, потому что, как придут, а бесы всю их жизнь открывают: как с колхозных полей воровали, с кем жили и так далее. Поёт, например, бабуля на клиросе Херувимскую песнь, а после таких обличений хоть стой, хоть падай, хоть выбегай от стыда. А там факты с именами, да с годами, да с фамилиями, да со всеми действующими лицами. Не дай Бог.

Но лучше, дорогие братия и сестры, чтобы всё-таки здесь грехи наши обличались, лишь бы Господь на том свете помиловал.

Это вселение бесов в человека, ещё раз хотелось бы отметить, чаще всего бывает наказанием Божиим за грехи: грехи долгие, страсти, в которых на долгие годы погрязает человек. Святые отцы свидетельствуют, что бесы особенно любят блудные грехи и блудников. Когда человек творит эти грехи, есть все основания для того, что бесы имеют абсолютно свободный доступ и в душу, и сердце, и в тело этого человека. Поэтому очень страшно и опасно намеренно и осознанно грешить и пребывать в этих нераскаянных грехах.

А это исповедание Божества Христа очень интересно. Оно было необходимо для наставления в вере апостолов. Однажды, когда Господь остался помолиться на берегу, апостолы ночью переплывали в лодке Галилейское озеро и попали в страшную бурю. Лодку било волнами, ветер был противный, и апостолы испугались. И Господь пошёл, желая спасти их, по водам, ночью, по бушующему озеру Галилейскому. И тогда именно Пётр вскричал: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф.14;28). И Господь сказал: «иди». И когда взор Петра был устремлён на Христа, он шёл по воде, как по суше. А потом, отведя свой взор от Господа, Источника жизни, он стал тонуть и услышал упрёк Христа: «маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф.14;31).

Когда апостолы не могли признать во Христе Бога-Вседержителя, то бесы исповедовали, бесы подсказывали апостолам, что Сын Божий пришёл, и бесы знают во Христе Бога, и трепещут Его силы и власти. Поэтому они просили Его: «если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней» (Мф.8;30). Это стадо, голов около двух тысяч, паслось рядом. Не каждая современная свиноферма в наших пределах может похвалиться таким великим множеством свиней. И Господь позволил им: «Идите». И всё это свиное стадо взбесилось мгновенно, бросилось с крутизны в озеро, и все свиньи потонули. Бесов-то было более шести тысяч, а свиней всего-навсего две тысячи. Так может, разодрались «бедные» злые духи? Для них же великое счастье прибывать в ком-то, в каком-то организме; если в человеке нельзя, так хотя бы в скотине, чтобы хоть кого-то мучить. Это их реализация зла.

Эту погибель свиней Господь допустил намеренно. Для чего? Чтобы показать, какое разрушающее, страшное воздействие они оказывают, к чему стремятся злые духи: погубить, уничтожить. Чтобы мы с Вами, вспоминая об этом чуде, ужасались и боялись идти на компромисс, на союз, на контакт с дьяволом. А когда мы идём с Вами на этот контакт? Идём намеренно, когда совершаем те или иные грехи; когда ведём своих детей к бабкам: то грыжу заговорить, то, чтобы спал хорошо, то ещё при каких то болезнях; то, когда муж ушёл, а вернуть хочется - всё-таки богатенький был; то загулял кто-то, или жена, или муж; то денежек не хватает, на удачу, на деньги и так далее...

Человек идёт и думает, что это вещи малозначимые, безразличные - заплатил, и всё состоится. А бесы через это получают возможность, получают право владеть душой этого человека. И очень страшные бывают последствия. Никогда бесы не способны сотворить никакое добро, никакую болезнь исцелить - ничего они не способны и никогда не будут этого делать. Потому что у них задачи другие: физически, нравственно уничтожить и до ада низвести, и чтобы люди погибли в этих адских глубинах.

Поэтому, дорогие братия и сестры, будем очень осторожно и трепетно относиться к возможному столкновению с этими злыми духами по собственному произволению, потому что бесследно это никогда не проходит. И душу потом надо вымолить снова, чтобы Господь, Божественная благодать могла касаться этой души, предавшей Бога.

Грехи обращения к бабкам могут иметь страшные последствия. Характерным из них является абсолютное безволие человека. Например, младенчика отвели к бабке грыжу заговорить, или ещё что-нибудь. А потом смотришь - спустя сорок или пятьдесят лет вырастает пьяница или наркоман. Спрашиваешь: «А что, в детстве к бабке водили»? - «Да». Происходит парализация воли человеческой, когда ничему не может противостоять человек. Это является одним из характерных последствий продажи души дьяволу. Несмотря на то, что грех-то мамочкин или бабушкин, что она ведёт ребёночка, а воздействие оказывается на самого ребёнка или на любого человека, который по доброй воле туда приходит.

Будем бояться даже этих мыслей, как огня геенского.

Дорогие братия и сестры. Это Евангелие об исцелении гадаринского бесноватого сегодня для нашего назидания предлагается Церковью, чтобы мы боялись злых духов, чтобы жили с Господом. А кто с Богом - для того ничего не страшно в этом мире. Бесы действуют над теми, кто сам этого хочет, а над теми, кто с Господом живёт и кто Его всесильную помощь призывает, они ничего не могут сделать. Даже, чтобы войти в свиней, они просили позволение у Господа. Они сами-то не могут ничего сделать без Божиего допущения.

Поэтому будем укоренять жизнь свою в Боге, веру укреплять, чтобы нам не быть подверженным этому страшному, демоническому влиянию, от которого да избавит всех нас Господь.

Аминь.

После кончины митрополита Антония Сурожского среди его вещей была обнаружена кассета с беседами на избранные фрагменты Евангелия от Марка. Представляем вашему вниманию одну из таких бесед, посвященную исцелению гадаринского бесноватого. Текст публикуется с любезного разрешения издательства «Никея», выпустившего книгу владыки Антония «Пробуждение к новой жизни. Беседы на Евангелие от Марка» с этими неизданными ранее его беседами.

Вступая в пятую главу Евангелия от Марка, я хочу вам прочесть первые семнадцать стихов, и затем мы остановимся на их значении.

И пришли на другой берег моря, в . И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями; потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы; и никто не в силах был укротить его. Всегда ночью и днем в горах и гробах кричал он и бился о камни. Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему. И, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом: не мучь меня. Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, вышедши, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел Он от пределов их (Мк. 5: 1-17).

Этот рассказ многогранен, к нему можно подойти со множества сторон. Я хочу остановиться именно на разных сторонах и раньше всего обратить ваше внимание на одно обстоятельство, связанное с Господом Иисусом Христом. Спаситель Иисус Христос есть Бог, ставший человеком. Он — Слово Божие, сотворившее вселенную, Он управляет всем миром премудростью Своей. И вдруг здесь, как в целом ряде других случаев, Он, казалось бы, забывает обо всем, потому что перед Ним одна конкретная нужда, один конкретный страдалец: этого достаточно, чтобы Он обратил на него все Свое божественное и человеческое внимание. Это замечательная черта во Христе, это замечательная черта в Боге. Мы часто думаем, что есть вещи великие и сто ящие, и есть малые и мало сто ящие внимания. Не так с Богом. Нет такого страдания, нет такой боли, нет такой нужды, нет такой радости, которой не мог бы приобщиться Бог всецело, всем Своим Существом и внести иногда в безвыходное положение новый элемент, открыть как бы дверь, которая сделает это положение небезвыходным.

Вот и здесь Христос, Бог вселенной, будто забывая все на свете, все Свое внимание обращает на этого человека, потому что этот человек страдает, потому что ему нужна помощь, потому что он в горе. Нам стоит задуматься над этим, потому что не так поступаем мы с людьми, которые в нужде. Когда нужда охватывает сотни, тысячи людей, мы вдруг просыпаемся и начинаем действовать, но, когда перед нами один-единственный страдалец, а вокруг житейские заботы, собственные нужды, все то, что составляет нашу личную и общественную жизнь, мы проходим мимо. Ну да, он страдает, но это же маленькое, частное дело, разве можно это сравнить со всемирной историей, с событиями вселенной? И мы забываем, что каждый человек бесконечно драгоценен, что второго такого человека не существует и никогда не будет существовать, что он — единственный во всей вселенной и во все века. И обратить на него внимание надо в любой момент, всецело, даже когда нас призывают обстоятельства, жизнь к другому, к тому, что кажется нам более широким, более глубоким.

Я когда-то был врачом и пережил это очень сильно, когда, будучи военным хирургом, видел, как разверзается, страшно развивается война, и вместе с тем единственной моей заботой должен быть тот человек, который передо мной лежит на операционном столе. Ничего другого на свете нет, если даже обстреливают больницу или санитарный пункт, где мы находимся, мне до этого нет дела. Только один человек существует: этот человек, другого нет.

И мне кажется, что здесь Христос нам дает пример, потому что если мы так относились бы, с таким вниманием, с такой зрячестью ко всем людям вокруг нас, то жизнь была бы совершенно иная. Мы не жертвовали бы всем ради какого-то дела, мы не жертвовали бы и делом, потому что при верном подходе к делу перед нами раскрывались бы возможности, которых иначе бы не было.

Мне вспоминается сейчас один священник. Он ко мне пришел и сказал, что жена его попросила со мной поговорить. Их жизнь стала безрадостной, с тех пор как его священническая деятельность расширилась, он занят только другими людьми, а жену, детей своих он едва видит. И в результате жена несчастна, а дети — без отца. Я ему тогда сказал: «Ты знаешь что сделай — уменьши наполовину свою пастырскую деятельность». — «Как же я могу, ведь это — мой долг перед Богом и людьми?!» — «Нет, первая твоя паства — это жена и дети». — «Но я отвечу за всех тех, кого оставлю без внимания за это время. Я в ад за это могу пойти!» Я тогда ему сказал: «Знаешь, если ты это сделаешь по послушанию, то в ад пойду я, а не ты». Он просиял и говорит: «О, тогда все хорошо!» (Я не совсем так чувствовал, но был рад, что он так отозвался.) «И что же мне делать?» — «Половину времени, которое ты посвящал своим пасомым, отдай жене и детям, позаботься о них всецело, и увидишь, что будет».

Прошло несколько месяцев, и жена ко мне пришла и говорит: «Знаете, я просто не понимаю, что у нас случилось: мой муж половину своей пастырской работы оставил, все это время он отдает нам. А пастырская работа совершенно преобразилась. Вместо того чтобы он бегал по домам, к нам приходит несметное число прихожан и говорят: «Мы пришли к вам в дом, потому что мы хотим увидеть, что Бог может совершить над семьей, если семья всецело Ему предана. Ваша семейная жизнь является светочем в нашем приходе. Нам не нужно, чтобы отец В. нас посещал постоянно, нам довольно прийти и увидеть, что Бог совершает в вашей среде и, уверившись в этом, спокойно идти домой и жить так же».

Разве это не замечательно? Разве это не пример, разве это не притча в действии и в реальности?

После того как я говорил о самом Христе, теперь хочу остановиться на бесноватом. — это человек, который одержим, который над собой власти не имеет, является как бы посмешищем и игрушкой иных сил. Эти иные силы — я в этом глубоко убежден, так учит нас и Священное Писание, и жизнь и учение Святых Отцов Церкви — могут быть действительно бесовские, но не всегда действуют в таком размере и с такой яркостью, с которой они описаны здесь. Это может быть «чертовщина» в нашем русском смысле слова. Человек может быть одержим страстью к питью, быть пьяницей, страдать запоем, человек может быть сладострастником. Это может быть человек, неспособный удержаться от гнева, это может быть человек, который неудержимо влечется к воровству, это может быть человек, который пылает ненавистью, завистью, ревностью, мало ли чем. Всмотритесь, будто в зеркало, в свою собственную душу, и вы увидите, сколько в ней страстей, может быть, мелких, может быть, не таких трагических, как явное беснование, сколько таких страстей в каждом из нас, которые не дают нам свободу быть полностью достойными самих себя. Помните слова Некрасова: «Хоть и злоба во мне велика и дика, а до дела дойдет — замирает рука» . Замените слово «злоба», словом «вдохновение», «желание» и вы увидите: сколько раз бывало, что — о да, как бы хотелось!.. о да, я с такой готовностью!.. А когда дойдет до дела — ни с места. Поэтому мы должны трезво относиться не только к драматическим беснованиям, которые находим в Священном Писании и в нашей жизни, среди людей вокруг нас (хотя реже, чем иногда это представляется), и подумать над теми мелкими бесами, которые делают нас такими же мелкими и чуждыми правде Божией и правде человеческой, как и этого бесноватого.

Но замечательно в этом человеке то, что он не только беснуется. Как только бесноватый оказывается перед лицом Христа, даже когда еще издали Его видит, он во Христе видит покой, видит в Нем гармонию, он в Нем видит цельность истинного Человека, и одновременно в этой цельности прозревает Бога, таящегося в Нем. И он падает к ногам Христа и поклоняется Ему, потому что даже для бесов Бог есть Тот, Который владеет всем, Который Хозяин вселенной, видимого и невидимого мира.

Но эти бесы остаются бесами. Одержимый падает к ногам Христа, но нечистота, нечистые силы, нечистые влечения в нем кричат Христу: «Зачем Ты пришел? Оставь нас, уйди!» И Спаситель спрашивает: «А как вас звать?» — «Нам имя легион», т. е. целое полчище сидит в этом человеке, как в гнезде. А в нас что сидит? Сколько мелких чертенят, сколько мелких бесов нами владеют: зависть, и ревность, и сладострастие, и трусость, и ложь, и жадность, и сребролюбие, и ненависть, и злоба, и отказ простить чужую обиду и т. д. и т. д. В нас тоже, можно сказать, легион сидит.

И Христос повелевает им уйти, но для этих бесов уйти — значит вернуться в бездну. Они хотят как-то удержаться в видимом мире, чтобы не идти во тьму кромешную, уготованную дьяволу и служителям его, и просят Христа: «Пусти нас в это стадо свиней». Часто задается вопрос: почему, чем эти им приглянулись? Дело в том, что среди евреев, так же как и среди мусульман, свинья является символом нечистоты, и из всех животных, которые вокруг были, бесы увидели то существо, которое всем провозгласит, кто они такие. Они ушли — куда? В область ритуальной нечистоты.

Еще дальше образно показано, что бывает, когда эта нечистота получает власть: все стадо бежит и кидается в море, погибает. Из этого наглядно видно, что бывает, если злу, даже бесенятам, даже мелкой мерзости, дана полная свобода: она нас приведет к погибели, к разрушению, к смерти.

А дальше? Дальше происходит что-то очень страшное. Пастухи убегают поднимать весь народ в деревнях, в городе, рассказывают, что случилось, и люди спешат посмотреть, что же там совершилось, посмотреть на бесноватого — и видят, что он теперь в здравом уме, одет. А свиньи где? Потоплены. И тут происходит ужасная вещь: что этот человек исцелен — им все равно, а что их свиньи погибли, это — да, ужас. Второго такого случая они не хотят видеть. Они обращаются ко Христу и говорят: «Уйди из наших пределов. Спасение одного человека такой ценой, таким ударом по нашему карману — нет, на это мы не согласны». Мы с ужасом читаем такой рассказ, мы думаем: как это возможно? А на самом деле, разве мы готовы в каждом отдельном случае пожертвовать своим благополучием, своим добром для того, чтобы один человек выздоровел, вошел в жизнь, очнулся? Не всегда. И потому не будем очень укорять этих , а подумаем о себе. Как отвечу я? Если вдруг все мое имущество, все то, на что я надеялся, чтобы разбогатеть и жить благополучно, у меня будет отнято ради того только, чтобы один человек стал нормальным, здоровым, начал новую жизнь, — что бы я на это сказал? Задумаемся над этим, потому что мы не во всем лучше этих людей.

А дальше? Христос уходит, и бывший бесноватый хочет за Ним последовать: «Пойду с Тобой». Он не хочет разлучиться с тем Человеком, Который ему дал новую жизнь. И Христос ему говорит: «Нет, иди к своим, расскажи им, что случилось». «Свои» — это те же самые жители, гадаринцы, они, может быть, тоже свиней потеряли. Как они его примут?.. Кроме того, мы все знаем, что свидетельствовать перед чужими не так трудно, потому что они нас не знают, а свидетельствовать о чем-то великом, что с нами случилось лично, перед своими близкими гораздо трудней. Ответ очень часто бывает: «Ну, рассказывай! С тобой? Такое чудо случилось? Такое не бывает с людьми, подобными тебе!» И вот на что посылает Христос этого бесноватого и каждого из нас, кто силой Христа, силой веры во Христа отречется от всей своей бесноватости, начнет новую жизнь оздоровленным, исцеленным, т. е. ставшим целым, вот на что нас зовет Господь: «Пойди к своим, пусть они посмотрят, какое чудо может совершить Бог даже над одним из их собственной семьи».

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Братья и сестры, Церковь сегодня дает нам в назидание и напоминание совершенно странного человека, который не был святым, чистым, не был сильно верующим. Он был одержим силами злобы поднебесной. Да так сильно, что не мог даже жить в обычной ограде города. Жил он далеко от всех людей, и цепи даже не могли его удержать. Вот какова была сила бесовская.

Однако эта сила распространяется до определенной черты, которую Бог проводит. И, конечно, не бесы хотели, чтобы этот человек пал пред ногами Иисуса Христа. Но это случилось. Самое важное в жизни этого человека: он пал пред Христом Спасителем, Который в этот момент проходил мимо. И вот произошло то, зачем Христос и пришел в этот мир: Он освободил этого человека от рабства силам злобы поднебесной, от рабства греху и страстям.

И вот, братья и сестры, случилось то, что и должно случаться с каждым грешником, которому Господь прощает грехи: этот человек пришел снова ко Христу Спасителю, прося остаться около Него. Но Христос дает ему послушание, чтобы он шел и рассказывал о том, что сделал ему Бог. И этот человек, ничтоже сумняшеся, идет и рассказывает. Идет в свой город, рассказывает встречным людям о том, какое благодеяние с ним случилось.

Вот это и наше с вами послушание, о котором мы совершенно забываем в своей жизни. Неужели Бог не сделал нам ничего благого? А ведь настоящий сердечный любвеобильный человек всегда будет помнить своего благодетеля. Как мы помним своих земных благодетелей, которые помогают нам в жизни, и как мы забываем Бога, Который постоянно благодетельствует нам! Наша с вами задача по-настоящему помнить благодеяния Божии.

Тогда, конечно, сердце никогда не будет отрываться от Него, мы всегда будем с Ним составлять одно единое целое, потому что будем стремиться к Нему каждую секунду своей жизни. Потому что будем понимать тогда, что наша жизнь без Него – ничто. Христос говорит совершенно точно, без всякого сомнения, что Он и Отец – одно. Также и мы должны сказать в своем сердце, но не можем, потому что этого нет. Нет в нас настоящей любви к Богу.

А когда мы говорим, что любим Бога, то говорим о том, чего не понимаем. Нет у нас никакой любви к Богу совершенно, потому что нет единства. Была бы любовь, мы бы составляли с Ним одно целое. Но любви нет, и потому нет единства, а потому так часто мы в своей жизни думаем и устремляемся к совершенно иному, что нам не полезно, что нас не приведет ко спасению.

Сегодня, я думаю, тот день, когда мы должны не просто перевернуть всю свою жизнь, все свое понимание жизни. Мы должны перекроить свое сердце, чтобы по-настоящему внимательно вглядываться в свою жизнь и видеть, что каждый ее момент – это величайшее благодеяние Божие и быть при этом благодарными. Потому что нужно не просто усмотреть, что Бог дает нам, но и, конечно, нужно иметь благодарение Ему в своем сердце. Нужно иметь устремление к Нему, чтобы соединиться с Тем, Кто дает нам такие благодеяния.

Вот так должна строиться наша жизнь, а мы знаем, что она строится по-другому. Разумный человек, конечно, сразу же будет все переделывать. Но в том-то и дело, что мы с вами совершенно неразумные. Поэтому нам всегда нужна помощь Божия, напоминание. Но все-таки, как мне думается, есть в нас силы природные, данные нам от Бога, благодаря которым мы можем взбодриться, отстать от этого мира, отвергнуть его, изъять из своего сердца и впустить туда благодать Святаго Духа.

Вот потому Церковь и Сам Христос никак не теряют надежду на то, что сам человек вернется в лоно Божие. Есть такая надежда, и давайте мы с вами оправдаем ее. Будем стремиться к тому, чтобы отвергнуть этот мир и по-настоящему принять в себя Царствие нашего Спасителя. Аминь.

Иерей Олег Шабалин