Аксессуары

Юрий Филиппов: “Отец был очень замкнутым человеком”. Почему известный актёр Сергей Филиппов долгие годы отказывался от общения с родным сыном Уход из жизни

"Он был странным человеком, со своеобразной манерой общения. Думаю, такие неординарные личности рождаются раз в сто лет. Будучи уже немощным стариком, Сергей Филиппов все чаще вспоминал свое балетное прошлое и очень жалел, что не стал звездой балета, а пошел в кино. Балет он бросил не по своей воле - врачи обнаружили у него опухоль мозга, провели серию операций и запретили танцевать" - рассказала старейшая сотрудница "Ленфильма" Любовь Тищенко в интервью МК.

C первой женой Сергей Николаевич расстался после того, как она эмигрировала в Америку.



"Он до мозга костей был коммунистом, поэтому такой поступок жены расценил как предательство. Это заметно отразилось на его психике. В то время у него буквально "поехала" крыша. Ему казалось, что за ним следят органы КГБ, постоянно мерещились какие-то люди. Позже он говорил: "Конечно, я был дураком. У меня были совсем иные взгляды на жизнь, меня так воспитали. Спустя годы он осознал, что поступил неправильно. Однажды Филиппов мне признался, что никогда не бросил бы жену, если бы она не уехала в Штаты" - вспоминает она.

С сыном Сергей Филлипов не общался, жена увезла мальчика с собой.

"Помню, Сергей Николаевич достал из-под кровати целую пачку нераспечатанных писем от сына. "Хочешь, читай, а мне неинтересно", - сказал он мне. Но самое интересное, что ни одного письма он не выбросил. Видимо, чего-то выжидал. Надеялся, что сын вернется. Сын приехал только пять лет назад, когда Сергея Филиппова уже давно не было в живых".

Второй женой актера стала некая Антонина Голубева, которая была старше Филиппова на двадцать лет. В актерской среде эта женщина на тот момент вызвала бурю негативных эмоций.

"Я не знаю, чем вызвано такое отношение к этой трогательной и любящей женщине. Филиппов называл ее Барабулькой и сильно привязался к ней. Голубева была писательницей, правда, написала всего одну книжку. Это была странная, абсолютно неприспособленная к жизни семья. Cо своей дочерью и внучкой Барабулька совсем не общалась. Однажды она предложила Филиппову встретиться с ними, но он наотрез отказался. Зато они объявились после смерти актера. Буквально за два дня вывезли из квартиры Филиппова всю мебель и дорогой сервиз, остальные вещи сдали в комиссионку" - поведала Тищенко.

"Филиппов был очень расточительным человеком, поэтому ничего не скопил себе на старость. А по молодости он даже не знал ценность тем или иным вещам. В советское время он мог достать любой дефицит и постоянно баловал своих знакомых, - говорит Любовь Тищенко. - У Филиппова в доме была очень богатая библиотека. Когда я в очередной раз пришла к нему домой, то не обнаружила ни одной книги. Оказывается, когда у Филиппова были проблемы с деньгами, Голубева продала всю библиотеку за какие-то смешные деньги. Самое ужасное, что в одном из томов Сергей Николаевич хранил приличную заначку".

Лучшие дня

"Как это ни банально звучит, Филиппова сгубила слава! В период его бешеной популярности с ним все хотели выпить. Когда организм у Филиппова был молодой и крепкий, он никому не отказывал. А потом актер уже без этого не мог. Каждый день ему обязательно надо было принять коньячку или водочки. В последнее время Филиппов совсем бросил пить. Во-первых, ему не на что было покупать спиртное, а в долг он никогда ни у кого не просил. Во-вторых, он был уже тяжело больной человек" - вспоминает сотрудница "Ленфильма".

Любовь Григорьевна Тищенко ухаживала за Филипповым в последние годы его жизни.

"Он мне всегда нравился как человек. Этот нелюдимый грубый актер на самом деле был трогательным и ранимым человеком. Хотя посторонним людям он казался жестоким. Ведь он мог запросто обидеть совершенно незнакомого человека - нахамить и даже послать матом. Но это был не настоящий Филиппов, таким образом он защищался. Он крайне негативно относился к собственной популярности. Он искренне ненавидел своих поклонников. После выхода фильма "Двенадцать стульев" он не мог спокойно пройти по улице - людям хотелось его потрогать, поговорить с ним. Филиппова это страшно раздражало. Зачастую дело доходило до драк" - говорит она.

Тищенко рассказала о том, что Филиппов был одиноким человеком. Он сам выбрал такой образ жизни - он никого не впускал в свой дом, отключил телефон. Коллеги по "Ленфильму", зная его суровый нрав, попросту вычеркнули его из своей жизни.По ее словам, он даже врачей не вызывал на дом вероятно, ему было очень стыдно за свой внешний вид, за беспорядок, творившийся в квартире. Любовь Николаевна приходила раз в неделю, и занималась уборкой. С годами Филиппов становился озлобленным.

Питерские актеры всегда были обделены, но Филиппов на фоне других буквально бедствовал.

"Квартплату не платил месяцами. Вы не поверите, но он буквально голодал. Я помогала чем могла - покупала крупу, лимончик, кусочек сыра. А в последнее время он вообще стал отказываться от еды", - вспоминает сотрудница "Ленфильма". - Он никогда ни у кого ничего не просил. Под конец жизни у Сергея Николаевича даже не осталось вещей. То ли продал все, то ли износились. За месяц до смерти мы положили его в больницу. Так у него не было тапочек, в которых он мог бы выйти из дома. Нам пришлось бегать по всему городу в поисках обуви 47-го размера. Вот так и госпитализировали его - в одних тапочках и какой-то рваной рубахе".

По ее словам, Филиппов за месяц до смерти был уже другим человеком. Он страдал от головных болей, у него ломило все тело, с психикой у него тоже было не все в порядке. Когда Тищенко приходила к нему домой, он встречал ее в чем мать родила.

Сергея Филиппова не стало 19 апреля 1990 года. Его похоронили рядом с Голубевой. За несколько дней до смерти актер рассказал Любови Тищенко о своей мечте.

"Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы, - вздыхал Филиппов. - Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме "Когда деревья были большие" досталась Юрию Никулину".

Сергей Филиппов родился в 1912 году в одном из поселений в Саратовской области. Семья с трудом зарабатывала на хлеб, а грянувшая вскоре революция еще сильнее ударила по семейному благосостоянию. Отец покинул дом, и будущего актера воспитывали мать и отчим. В школе он учился плохо, подработка на производствах также совершенно не давалась. Единственное, что хорошо получалось у Сергея – танцы, и он с удовольствием посещал хореографический кружок.

Юноша подумывал пойти в балетное училище, но опоздал на прием. Тогда он поступил в цирковой техникум и, окончив его, все же сумел занять свое место в балетной труппе. Танцевальной карьере помешал неожиданный инфаркт, который начинающий артист перенес прямо на сцене. Тогда в 1935 году он устроился в Ленинградский театр комедии, где проработал без малого 30 лет. В то время горожане часто посещали театральные представления, поэтому Филиппов быстро обрел известность как талантливый актер.

В 1937 году состоялся дебют Сергея Филиппова в кино. Это была небольшая роль в фильме «Падение Кимас-озера». Через некоторое время он снялся в лентах «Золушка», «Член правительства», а знаменитая фраза «Масик хочет водочки!» из картины «Девушка без адреса» надолго ушла в народ. Сергей прославился как блистательный комедийный актер, его начали узнавать на улицах и часто просили автограф.

В 40-е года Филиппову посчастливилось сыграть в знаменитой комедии «Карнавальная ночь», а в 1965 году он блистательно исполнил роль Кисы Воробьянинова в экранизации легендарного романа «12 стульев». Оба фильма не обошлись без ставших популярными среди зрителей крылатых фраз. В последующие годы актер уже реже появлялся на экране из-за ухудшения здоровья и запомнился лишь эпизодической ролью в фильме «Собачье сердце».

Личная жизнь

Сергей Филиппов был дважды женат. Свою первую супругу Алевтину Горинович он встретил в училище. В браке родился сын Юрий, однако прочный изначально союз дал слабину и распался через несколько лет. После этого бывшая жена и сын актера иммигрировали в США. Сергей надолго впал в депрессию и все никак не мог простить родных ему людей.

Второй женой Филиппова стала женщина по имени Антонина Голубева, которая оказалась старше его на 13 лет. Они не были идеальной парой и нередко ссорились: Антонина старалась во всем контролировать мужа. Супруга актера скончалась в 1989 году. Это сильно пошатнуло и без того слабое здоровье Сергея. У него начал быстро прогрессировать рак, и уже в 1990 году любимого советского артиста не стало. Его похоронили на Северном кладбище в Санкт-Петербурге.

Он её всегда так и называл: “Моя Барабулька, самая обыкновенная, Барабулька моя единственная”. Она его называла: “Мой любимый Долгоносик”.
-- Долгоносик, не пей больше, слышишь! У тебя завтра съёмка!
Они прожили вместе сорок лет. И все сорок – на канале Грибоедова,9 в городе Ленинграде. В этом доме с “писательской” надстройкой проживали Михаил Зощенко, Евгений Шварц, Вениамин Каверин…
Поселился Долгоносик у Барабульки в конце сороковых годов прошлого века. Пройти от дома проживания до Театра комедии, где он работал, было не так просто: на него все оборачивались, подходили с просьбой автографа, а то и просто поболтать…
Барабулька очень любила Долгоносика, а тот трогательно относился в Барабульке. Конечно, он её любил, и, несмотря на грубость своего характера, забота о Барабульке проявлялась постоянно…
-- А почему вы её зовёте Барабулькой? – интересовались у него.
-- А потому что она маленького роста. Есть такая рыбка в Чёрном море. Маленькая и обыкновенная. Вот так и зову её Барабулькой.
-- А почему вы называете мужа Долгоносиком? – спрашивали у неё.
-- А он такой красивый, такой у него нос симпатичный. Его все узнают по носу. В общем, мой Долгоносик…

Когда он приезжал на собственный концерт и выходил на сцену, гремели долгие аплодисменты. Потом следовал монолог:
-- Моя фамилия Филиппов. Пишется через два “п”. Почему – не знаю! (Пауза). Зовут меня Сергей Николаевич. (Пауза). Есть ли жизнь на Марсе? Нет ли жизни на Марсе? Науке пока неизвестно. Но она торжествует. Асса! Асса! (И он начинал лихо танцевать по сцене). Родился я в 19… эннадцатом году на берегу… могучей русской реки, которая имеет тенденцию впадать в Каспийское море…

Да! Это был он – Сергей Филиппов . Замечательный комический артист, мегазвезда своего времени. И проживал он вторым браком с Антониной Георгиевной Голубевой, которая стоически терпела все закидоны своего супруга, так как была старше его и мудрее…
Филиппов, входя в дом, хватал первую попавшуюся под руки ёмкость, и громко требовал:
-- Барабулька! Рюмочку водки!
Если жена медлила или протестовала, он начинал грозным голосом считать:
-- Рраз! Д-ва…
На счёт “три” предмет, который находился в руке, мог запросто вылететь в окно. Чаще всего вылетали кофейные чашечки…
Сергею Николаевичу ужасно не нравилось трепетное отношение Барабульки к представителям партии и правительства. Сам он никогда не прогибался перед властью, и Барабулька порой находила в самых неожиданных местах записки следующего крамольного содержания:
“Кто спи*дил трюльник??? Партийные бл*ди!!!”
Это происходило после того, как он не мог обнаружить книгу, в которой спрятал заначку. А книга эта давно уже была сдана Барабулькой в букинистический магазин…
Было много подобных весёлых писем и записок, которые давали возможность отвлечься от быта и работы…
А ещё были придуманные постоянные ритуалы: возвращаясь со съёмок, они ехали не домой, а подъезжали к Медному всаднику. Выходили из такси, молча стояли, думали, после чего возвращались домой. И так много лет подряд…
А потом Барабулька вЫходила своего Долгоносика после операции на головном мозге. И его даже стали активно приглашать сниматься в кино…

А затем… Затем сорок лет совместной жизни истекли. В конце 1989 года Барабулька ушла в мир иной, и Долгоносик остался один. Не приспособленный к жизни, он завял, как цветок без воды. Первая жена и сын были напрочь вычеркнуты из его жизни, так как уехали из страны в США под его проклятья…
Через полгода и Долгоносика не стало…
Печальный финал этой истории подвёл Евгений Моргунов:

“Ленинградская общественность бессердечно отнеслась к артисту, который смешил всех, которого боготворили все. Он умер один в своей квартире и лежал две недели. Соседи обратились на “Ленфильм”, и там приняли решение: он пенсионер, вот собес пусть его и хоронит. А, может, хоть некролог дать в “Ленинградскую правду”? Зачем? Маленький был артист. И только Сашенька Демьяненко, замечательный наш Шурик, собрал по копейкам деньги у актёров, которые были уже на пенсии, у актёров, которые знали Филиппова, сделали гробик и закопали. И слова совершенно гениальные написали на могиле: И НЕ БУДЕТ В ДЕНЬ ПОГРЕБЕНИЯ НИ СВЕЧЕЙ, НИ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ

Сегодня Сергею Николаевичу Филиппову исполнилось бы 98 лет…

Пьяница, алкоголик, дебошир, грубиян, но какой талантище! - так говорили в Питере про актера Сергея Филиппова, сыгравшего роль Кисы Воробьянинова в картине “Двенадцать стульев”.

Одно время казалось, что в Северной столице не осталось человека, который бы при жизни Филиппова не опрокинул с ним рюмочку-другую, не пожал ему руки при встрече, не перекинулся парой слов. Поначалу актеру льстила бешеная популярность. “Да, я великий, гениальный...” - не уставал он повторять эти слова толпе поклонников. Но через какое-то время собственная слава стала давить ему на горло. “Отстаньте от меня, пошли к черту”, - не стеснялся в выражениях актер, когда у него в тысячный раз просили автограф.

А в последние годы, поговаривают, Филиппов якобы окончательно лишился рассудка. Женился на женщине старше его на двадцать лет, все дни проводил в старой захламленной квартире, отказывался от любых съемок. Иногда его видели во дворе собственного дома в компании бомжей. Все эти досужие разговоры расползались по Питеру с невероятной скоростью.

Репортеру “МК” удалось встретиться с человеком, которая находилась рядом с Сергеем Филипповым последние годы его жизни. Чем жил популярный актер в те трудные времена, поделилась с нами старейшая сотрудница “Ленфильма” Любовь Тищенко.


Он был странным человеком, со своеобразной манерой общения. Думаю, такие неординарные личности рождаются раз в сто лет, - начала свой рассказ Любовь Григорьевна. - Будучи уже немощным стариком, Сергей Филиппов все чаще вспоминал свое балетное прошлое и очень жалел, что не стал звездой балета, а пошел в кино. Он закончил балетную школу и, по словам педагогов, имел неплохие перспективы. Балет он бросил не по своей воле - врачи обнаружили у него опухоль мозга, провели серию операций и запретили танцевать. Также Филиппов часто вспоминал свои театральные работы, конфликты с худруком Театра комедии Акимовым, который не давал Филиппову играть те роли, которые ему хотелось...

- Известно, что с первой женой Сергей Николаевич расстался после того, как она эмигрировала в Америку?

Он до мозга костей был коммунистом, поэтому такой поступок жены расценил как предательство. Это заметно отразилось на его психике. В то время у него буквально “поехала” крыша. Ему казалось, что за ним следят органы КГБ, постоянно мерещились какие-то люди. Позже он говорил: “Конечно, я был дураком. У меня были совсем иные взгляды на жизнь, меня так воспитали...”. Спустя годы он осознал, что поступил неправильно. Однажды Филиппов мне признался, что никогда не бросил бы жену, если бы она не уехала в Штаты.

- С сыном он тоже не общался?

Жена увезла сына, когда мальчик заканчивал школу. Сергей Николаевич умер, так и не увидев своего ребенка. Причем у меня был адрес его сына. Как-то я намекнула Филиппову: не пора ли начать переписку с ним? Он как закричит: “Не хочу, не буду!”. Но через это “не хочу” в глазах проглядывала такая печаль! Ведь когда его семья эмигрировала, он отказался не только от жены, но и от сына. В итоге мальчику пришлось сменить фамилию и отчество. Кстати, поэтому Филиппов никогда не любил детей. Когда я заговаривала о детстве, он кричал, что это самая ужасная пора в жизни человека.

- Сам сын пробовал связаться с отцом?

Помню, Сергей Николаевич достал из-под кровати целую пачку нераспечатанных писем от сына. “Хочешь, читай, а мне неинтересно”, - сказал он мне. Но самое интересное, что ни одного письма он не выбросил. Видимо, чего-то выжидал. Надеялся, что сын вернется. Честно говоря, и я думала, что рано или поздно он объявится, поможет деньгами. Но сын приехал только пять лет назад, когда Сергея Филиппова уже давно не было в живых. Про смерть отца ему никто не сообщил. Мне тогда было не до того - я занималась поиском места на кладбище, а приемная дочь и внучка Филиппова от второго брака в это время вывозили узлы из квартиры актера.

“Актер равнодушно относился к смерти близких людей”

Второй женой актера стала некая Антонина Голубева, которая была старше Филиппова на двадцать лет. В актерской среде эта женщина на тот момент вызвала бурю негативных эмоций?

Я не знаю, чем вызвано такое отношение к этой трогательной и любящей женщине. Филиппов называл ее Барабулькой и сильно привязался к ней. Голубева была писательницей, правда, написала всего одну книжку. Познакомились они на каком-то фестивале. Она ездила за Филипповым на все гастроли, постоянно следила за ним и очень ревновала. Несмотря на такую слежку, Филиппов все равно умудрился закрутить несколько романов на стороне. Правда, Барабулька об этом так и не узнала. А еще он часто повторял: “Да, я люблю хороших девочек...”.

- Говорят, в квартире, где жил Филиппов с Барабулькой, царил полный хаос?

Это была странная, абсолютно неприспособленная к жизни семья. У них дома творился жуткий беспорядок! Сам Филиппов никогда не убирался, он даже не мог приготовить себе яичницу. Барабулька тоже не вела домашнее хозяйство. Я даже не знаю, чем они питались. В холодильнике всегда было шаром покати. Странно, что со своей дочерью и внучкой Барабулька совсем не общалась. Однажды она предложила Филиппову встретиться с ними, но он наотрез отказался. Зато они объявились после смерти актера. Буквально за два дня вывезли из квартиры Филиппова всю мебель и дорогой сервиз, остальные вещи сдали в комиссионку.

- Про Сергея Филиппова действительно ходила слава как о самом жадном актере на “Ленфильме”?

Напротив, он был очень расточительный человек, поэтому ничего не скопил себе на старость. А по молодости он даже не знал ценность тем или иным вещам. В советское время он мог достать любой дефицит и постоянно баловал своих знакомых. У Филиппова в доме была очень богатая библиотека. Когда я в очередной раз пришла к нему домой, то не обнаружила ни одной книги. Оказывается, когда у Филиппова были проблемы с деньгами, Голубева продала всю библиотеку за какие-то смешные деньги. Самое ужасное, что в одном из томов Сергей Николаевич хранил приличную заначку.

- Вы сказали, что Барабулька была трогательной, в чем проявлялась эта черта характера?

Однажды Сергей Николаевич привез ей из экспедиции дорогую шубу. Когда наступила зима, Голубева отрезала низ шикарного манто. Филиппов тогда возмутился: “Барабулька, в чем дело?”. “Коротенький полушубок мне больше идет, да и потом сейчас все так носят”, - улыбнулась супруга. Позже выяснилось, что Барабульке пришлось укоротить шубу, так как ее нижнюю часть объела моль. Но она так боялась огорчить Сергея Николаевича, что придумала такую легенду. Подобная история случилась и со свитером Филиппова. Барабулька на юбилей подарила ему красивый шотландский свитер. Но Сергей Николаевич даже не успел его надеть, как моль сделала свое дело. В итоге пуловер был весь в мелкую дырочку. Но и здесь Барабулька успокоила мужа: “Сейчас все так носят, это модно”. Так Сергей Николаевич и носил этот свитер.

- Говорят, Филиппов сильно пил. Почему это случилось?

Как это ни банально звучит, его сгубила слава! В период его бешеной популярности с ним все хотели выпить. Когда организм у Филиппова был молодой и крепкий, он никому не отказывал. А потом актер уже без этого не мог. Каждый день ему обязательно надо было принять коньячку или водочки. Барабульке это не нравилось. Когда они приходили в Дом кино, Сергей Николаевич тут же отлучался в буфет. Тогда Барабулька подбегала к нему и вырывала из его рук очередную рюмку. А вот в последнее время Филиппов совсем бросил пить. Во-первых, ему не на что было покупать спиртное, а в долг он никогда ни у кого не просил. Во-вторых, он был уже тяжело больной человек.

- Сергей Николаевич сильно переживал смерть Барабульки?

Она умерла за два года до его смерти. Как ни странно, он совсем не переживал. Дело в том, что у пожилых людей наступает момент, когда к смерти даже очень близкого человека они относятся спокойно. Так случилось и с Филипповым. Я помню, когда мы прощались с Антониной Григорьевной на кладбище, он стоял с абсолютно равнодушным лицом, не проронил ни слезинки.

“Филиппов стеснялся своего внешнего вида”

- Любовь Григорьевна, почему вы взялись ухаживать за больным актером?

Он мне всегда нравился как человек. Этот нелюдимый грубый актер на самом деле был трогательным и ранимым человеком. Хотя посторонним людям он казался жестоким. Ведь он мог запросто обидеть совершенно незнакомого человека - нахамить и даже послать матом. Но это был не настоящий Филиппов, таким образом он защищался. Вы не поверите, но он крайне негативно относился к собственной популярности. Он искренне ненавидел своих поклонников. После выхода фильма “Двенадцать стульев” он не мог спокойно пройти по улице - людям хотелось его потрогать, поговорить с ним. Филиппова это страшно раздражало. Зачастую дело доходило до драк.

- Когда он остался один, кто хозяйничал в его доме?

Филиппов был одиноким человеком. Он сам выбрал такой образ жизни - он никого не впускал в свой дом, отключил телефон. Коллеги по “Ленфильму”, зная его суровый нрав, попросту вычеркнули его из своей жизни. Когда он тяжело заболел и практически не мог самостоятельно передвигаться, я навестила его. Он накричал на меня и захлопнул дверь перед моим носом. Я силой ворвалась к нему в квартиру, убралась, накормила его. “Больше не приходи”, - пробурчал он на прощание. Но я все равно приходила, так постепенно он ко мне привык. В последний год его жизни рядом с ним находились только два человека - я и его старый друг по балетной школе Константин Николаевич.

- Неужели нельзя было нанять сиделку?

Да вы что?! Он даже врачей не вызывал на дом. Я думаю, ему было очень стыдно за свой внешний вид, за беспорядок, творившийся в квартире. Вся его ванна была забита грязным бельем, раковина на кухне заставлена посудой. Я приходила раз в неделю и все перестирывала, перемывала. С годами Филиппов становился озлобленным. Часто кричал на меня матом. Но при этом оставался очень благодарным. Он ничего не говорил, но эту благодарность я чувствовала в его взгляде. Я до сих пор помню его улыбку, когда постирала его любимую белую кепочку, которой он прикрывал шрам на голове, и рубашечку.

- На какие деньги он жил?

Он получал какую-ту жалкую пенсию. Питерские актеры всегда были обделены, а особенно в то время. Но Филиппов на фоне других буквально бедствовал. Квартплату не платил месяцами. Вы не поверите, но он буквально голодал. Я помогала чем могла - покупала крупу, лимончик, кусочек сыра. А в последнее время он вообще стал отказываться от еды.

- Неужели гильдия киноактеров не помогала Филиппову?

Он никогда ни у кого ничего не просил. Под конец жизни у Сергея Николаевича даже не осталось вещей. То ли продал все, то ли износились. За месяц до смерти мы положили его в больницу. Так у него не было тапочек, в которых он мог бы выйти из дома. Нам пришлось бегать по всему городу в поисках обуви 47-го размера. Вот так и госпитализировали его - в одних тапочках и какой-то рваной рубахе.

- Никто из режиссеров не вспоминал известного актера, не предлагал сниматься?

Вспоминали, но редко. Его приглашали сниматься в эпизодах, но он уже плохо запоминал слова, поэтому вынужден был отказываться. Вообще, он не любил вспоминать свои работы в кино.

- Как он выглядел?

Перед тем как его забрали в больницу, он был очень плох. Никому не пожелаешь такой старости. Он понимал, что выглядит неважно, и очень стеснялся этого. Поэтому старался лишний раз не светиться на людях. За год до смерти он все-таки пришел на “Ленфильм”. Он был в изношенном сером костюме, а в руках держал авоську, с которой никогда не расставался. Но на киностудии к нему даже никто не подошел - то ли не узнали, то ли побрезговали подать руку. А однажды он не удержался и пожаловался мне: “Ты посмотри, какие у меня страшные ногти...”. На следующий день я принесла щипчики, попробовала подстричь ногти. Так он стал орать от дикой боли: “Ты понимаешь, у меня все нервы здесь”. И попросил оставить щипчики: “Я, может, сам что-нибудь попробую сделать...”.

- Он делился с вами чем-то сокровенным?

Он разоткровенничался в больнице, за месяц до смерти. Он рассказал мне всю историю своей жизни - про первую жену, про Барабульку, про блокаду. Есть известный снимок из серии “Блокада Ленинграда” - на нем изображен человек с куском хлеба, так это Филиппов...

- Говорят, Филиппов лишился рассудка за месяц до смерти?

Конечно, это был уже другой человек. Он страшно страдал от головных болей, у него ломило все тело. Думаю, с психикой у него тоже было не все в порядке. Когда я приходила к нему домой, он встречал меня в чем мать родила, я кидала ему полотенце, заставляла прикрыться.

- Он говорил о смерти?

Иногда он мог как бы невзначай бросить фразу: “Скоро уже все...”. Но он не боялся смерти. Это я поняла, когда он хоронил Барабульку.

Сергея Филиппова не стало 19 апреля 1990 года. Его похоронили рядом с Голубевой. За несколько дней до смерти актер рассказал Любови Тищенко о своей мечте.

Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы, - вздыхал Филиппов. - Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме “Когда деревья были большие” досталась Юрию Никулину.

Сергей Филиппов редко смеялся. Говорят, в архиве “Ленфильма” не сохранилось ни одной фотографии, на которых комедийный актер улыбался.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Филиппова Сергея Николаевича

24.06.1912, Саратов - 19.04.1990, Москва.

Начало - «хулиганское»

Сергей Филиппов родился 24 июня 1912 года в Саратове в простой рабочей семье. Отец его был слесарем, мать – портнихой. В школе учился неважно, а в старших классах и вовсе прослыл хулиганом. Лишь два предмета давались мальчику особенно хорошо –литература и химия, последний из которых его однажды очень сильно подвел. Как-то в отсутствии учителя он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару реактивов… создав тем самым по всей школе ужасно резкий запах. Занятия были сорваны, и горе-химика исключили из школы.

Учеба

Сергей Филиппов особенно не расстроился: пошел учеником пекаря в частную пекарню. Потом он перепробовал еще несколько профессий, от токаря до плотника, пока случай не привел его в балетную студию. И тут перед Филипповым открывалось блестящее будущее: через несколько недель он уже считался лучшим учеником. И юное дарование по совету преподавателей в 1929 году отправился поступать в Москву. Опоздав на приемные экзамены в балетное училище при Большом театре, а заодно и в хореографическое училище в Ленинграде, Сергей Филиппов, не растерявшись, подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят.

Одаренному студенту все пророчили успех на многие годы. Окончив техникум, в 1933 году, Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета. Но карьера балетного танцора, к сожалению, оказалась слишком короткой - во время очередного спектакля ему стало плохо, сердечный приступ. Из балета пришлось уйти.

Сергей Филиппов поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актеру перейти в Театр комедии. У легендарного режиссера Филиппов играл в основном комедийные роли. Да и в амплуа комика он чувствовал себя как рыба в воде. Актер был безмерно счастлив, что сказав всего одну реплику, он может заставить смеяться целый зал.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Кино

В кино впервые актер начал сниматься в начале 1937 года. И дебют стал судьбоносным в творчестве Сергея Филиппова. Его пригласили на бессловесную и, как казалась, в тот момент, легкую роль финна-шюцкоровца в фильме о гражданской войне в Карелии режиссеров Музыкантов «За Советскую Родину», но книге Геннадия Фиша «Падение Кимас-озера». Нужны были только ловкость, сноровка, смелость, что Филиппову не надо было занимать.

Герою актера надо было выскочить из засады, пробежать по бревну, переброшенному через незамерзающий каток между двумя озерами, и выстрелить в красноармейца. Почувствовав, что у его ног разорвалась граната, он должен тут же рухнуть в воду. Одного плохо: съемки проходили зимой и падать приходилось в ледяную воду.

Постановщики фильма жестоко обошлись с дебютантом. Приходилось повторять эпизод еще, и еще, и еще. Четыре раза Филиппов падал в воду, четыре раза, совершенно закоченевшего, парня извлекали из воды, растирали спиртом и переодевали. Казалось бы, все эти мытарства способны были отбить у кого угодно охоту сниматься в кино. Но Сергей Филиппов держался стойко, и желание сниматься росло с каждым дублем!

После «ледяного дебюта» актера заметили, и режиссеры охотно стали приглашать на съемки. Роль следовала за ролью.

Первый брак

К тому времени устроилась и личная жизнь актера. Он женился на Алевтине Ивановне Григорович, которая вместе с ним училась в эстрадно-цирковом техникуме. Рисковали они оба. Филиппов тем, что женился на дочери дворянина, а это ни как не поощрялось в те годы. Алевтина вполне могла навлечь на себя гнев бабушки, воспитывающей в строгости свою внучку (родители Алевтины погибли). Ведь у ее будущего мужа не было, как говорится, «ни кола, ни двора».

Бабушку, что говорится, просто поставили перед фактом, показав ей свидетельство о браке, и семья зажила. А в 1938 году у них родился сын Юрий.

Тридцатые годы

В 1939 году актер появился на экране сразу в трех фильмах. В картине «Член правительства» режиссеров Зархи и Хейфица в роли наглого и жестокого человека, лодыря и саботажника. Одного из тех, кто скоро начнет убивать из-за угла строителей новой колхозной жизни. С такими врагами Сергею Филиппову пришлось в свое время познакомиться. Будучи комсомольцем, он принимал участие в отрядах, отбиравших излишки зерна у кулаков. Хорошо запомнил он звериную ненависть этих врагов Советской власти и ярко перенес увиденное в жизни на экран.

Сергей Филиппов сыграл также эпизодическую роль погромщика в фильме «Выборгская сторона» Козинцева и Трауберга, где молодой артист выделился резкостью и точностью характера своего героя, и старого железнодорожника в картине «Аринка» Кошеверовой и Музыканта.

Сергей Филиппов переживал пору подъема. Талантливый режиссер Сергей Юткевич пригласил его в картину «Яков Свердлов» на роль матроса-анархиста и эта удачная работа как бы окончательно закрепила за молодым артистом право появляться на экране.

Своеобразие дарования актера, его легкая эмоциональная возбудимость, яркость и острота комедийных приемов, удивительно органическое существование в образе привлекало режиссеров. Артист поражал своей богатой мимикой и пластичностью. Его лицо могло передавать сложные психологические состояния, мимические реплики. Обращала на себя внимание и его невероятная физическая выносливость. Его трудно было удержать от опасных трюков и экспериментов.

«Приключение Корзинкиной»

Развитие советской эксцентрической кинокомедии проходило в сложных условиях. Этот жанр был отнесен к разряду «формалистических». Но первая картина - «Приключения Корзинкиной», режиссера Климентия Минца, с чудесной актрисой редкого комедийного дарования и огромного обаяния в главной роли, прошла с успехом. Сергей Филиппов сыграл в этом фильме роль мастера художественного слова, выступающего с чтением стихотворения на эстрадном конкурсе.

Герой актера, чтец вышел на сцену с мышкой, которая проскользнула за ворот фрака, читать «Умирающего гладиатора». Трагический смысл стихов Лермонтова и поведение самого исполнителя, хихикающего от того, что мышь его щекотала, находились в резком противоречии. Сергей Филиппов выдавал каскад мимических трюков, прибегал к самым острым приемам игры - гротеску и буффонаде - и достигал необыкновенного комического эффекта, роль удалась необыкновенно.

В таком же ключе сатирического преувеличения и буффонады актер сыграл следующую роль - ефрейтора Шпукке, в фильме «Новые похождения Швейка». В одной из своих статей режиссер этого фильма Сергей Юткевич, высоко оценивая творчество Сергея Филиппова, назвал его «великолепным буффоном».

«Ночной патруль»

Длинная вереница комедийных образов, созданных Сергеем Николаевичем в последующие годы, позволяет понять особенность его творчества. Он действительно ни на кого не был похож. У него были любимые комики, но, восхищаясь ими, их работой, он никогда не стремился повторять их приемы, не копировал их маски. Сергея Николаевича зрители узнавали сразу, да он и не пытается спрятаться под какой-либо маской. В каждой, даже самой маленькой роли он искал, прежде всего, характер.

«Чаще всего, - говорил Сергей Николаевич, - мне приходится играть роли советских людей, наших современников, а потому я и стараюсь найти в каждой из них общественный смысл» . Таким престал перед зрителями Сергей Филиппов в картине «Ночной патруль» в роли завмага Ползикова. Актер присутствовал на допросах проворовавшихся дельцов, подобных Ползикову. Ему казалось, что он нашел эту особенность и показал ее не просто как черту характера данного завмага, а как явление, обусловленное тем социальным строем. Это постоянный, панический страх Ползикова перед советским правосудием и неизбежным разоблачением его жульнических операций.

Личная жизнь

Слава, обрушившаяся на Сергея Филиппова, по сути, разрушила его семью. Актер пользовался огромной популярностью у женщин, чем с удовольствием и пользовался. Бесчисленные романы с первыми красавицами Москвы и Ленинграда, постоянные выпивки, все это привело к тому, что через полтора десятка лет Алевтина Ивановна забрала сына и ушла. Официально развод они так и не оформили…

Сергей Филиппов не долго оставался один. Очень скоро он сошелся с писательницей Антониной Георгиевной Голубевой, которая, кстати, была почти на двадцать лет его старше. Они зажили, как сегодня говорят, гражданским браком.

Филиппов очень любил свою супругу и одновременно очень ее боялся. Голубева, будучи женщиной весьма ревнивой, сразу же взяла его в руки. Она контролировала каждый шаг мужа и даже запрещала ему видеться с сыном и бывшей женой. Пыталась Антонина Георгиевна бороться и с его пристрастием к алкоголю, но все попытки оказались безрезультатными. Филиппов продолжал пить, превращаясь в настоящего алкоголика…

1950–е годы

С середины 50-х последовал новый взлет популярности Сергея Филиппова. Все началось с его Казимира Алмазова в «Укротительнице тигров». Несмотря на резкие сатирические краски, его персонаж не изображен злодеем, не превращен в символ или карикатуру. Филиппов создал живого человека, наделенного жизненными чертами. Наглый, самовлюбленный, дурак Алмазов на каждом шагу подчеркивает свое превосходство над другими. Но его, как и каждого, кто возомнит себя незаменимым в этой жизни, ждал бесславный конец.

Вторая половина 50-х – это время когда Филиппов безраздельно господствовал на комедийной сцене и пользовался огромной популярностью у зрителей: в те годы настоящих комиков было немного. Одна из самых ярких удач Сергея Николаевича - лектор «из Общества» в картине «Карнавальная ночь» . Несколько мгновений присутствовал на экране лектор «из Общества» - Сергей Филиппов, а перед зрителем возникал незабываемый образ живого человека с ясной и подробной биографией, человека, далекого от современности, от науки, жалкого невежды, превратившего свою интересную профессию в унылое ремесло. Он произносил очень мало слов. Но с помощью тонко разработанной мимики и жестов Филиппов передал неизмеримо больше того, что было отпущено актеру по тексту.

Невозможно не вспомнить еще одну работу артиста. В фильме «Девушка без адреса» он сыграл начальника конторы Василия Никодимыча Комаринского. Перед нами очередной «пустобрех», уверенный в своей необходимости и незаменимости и рассуждающий о «своевременности оборачиваемости поступающих директив своевременно и точно в свое время» в его конторе. Зато в домашнем кругу он превращается в подкаблучника Масика. Помните его фразу, обращенную к жене: «Масик хочет водочки» .

Последние роли

Судьба комедийного артиста зависит от развития комедийной драматургии. У Филиппова были годы, когда он не сыграл ни одной роли в кино. На репертуаре Филиппова, не пренебрегающего короткими сценками и эпизодами, отразилось и потребительское отношение к его творчеству иных кинематографистов, которые использовали его дарование как «острую приправу к пресному блюду».

Так возникали на экране многочисленные варианты шоферов, разновидности милиционеров, швейцаров, жуликоватых администраторов, подвыпивших граждан. Но и каждому из этих персонажей гениальный актер стремился придать живые человеческие черты. И ему всегда это блестяще удавалось. А если при этом еще актера не стесняли узкие рамки роли, то все убеждались в его широких возможностях.

В 1965 году Сергей Николаевич Филиппов перенес тяжелую операцию по удалению опухоли мозга. Но болезнь, казалось, не повлияла на его работоспособность - он продолжал много сниматься в кино. Чего стоит только Киса Воробьянинов в комедии «Двенадцать стульев». Именно после этой работы актеру вскоре было присуждено звание народного артиста РСФСР.

70-е годы подарили нам также незабываемого шведского посла в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», требующего у царя «Кемску волость». Запомнились и роли Филиппова фильмах: «Не может быть!» и «Табачный капитан».

В 1980-е годы актер из-за проблем со здоровьем практически перестал сниматься. Однако достойны упоминания такие его работы, как роль Хювяринена в комедии