Блузки и рубашки

Человечность есть цель человеческой природы. Гуманность природы общественного человека

Духовно-нравственным завершением понимания человека в качестве социального существа логично стало представление о нем как гуманном существе, представление о гуманности как характернейшей черте человеческого рода, что недвусмысленно следует из патетического вопрошания императора Юлиана: «Сколько рассуждений было посвящено в древности раскрытию того, что человек - общественное животное.

И вот, говоря и утверждая это, мы будем по отношению к своим ближним вести себя антиобщественно?!» [Юл. Пис., 45,292d]. Документально подтвердить связь общественности человека с его гуманностью можно, наверное, Аристотелевым определением основной формы человеческой общественности - оіхіа: оікіа Ьївті rts piXia . Из этого следует, что pvsis человека-это j>i\ia.

Кроме того, определенное отделение человека от объективных структур космоса, сосредоточенность на нем самом обусловили большее внимание философов к субъективной стороне человеческого существования, к чувствам и переживаниям человека, вообще ко всему «человеческому» (res humanae), что составляет непреложный аспект гуманистического понимания человека. Античный гуманизм признавал ценность человека, возвышал его, требовал уважительного отношения к нему и любви, сочувствия его слабостям и страданиям - словом, включал в себя все то, что входит и в современные гуманистические воззрения. Например, по мнению К. Ламонта, главной целью гуманистической этики является содействие посюсторонним человеческим интересам во имя большого счастья и славы человека. Гуманизм утверждает возможность и желательность альтруизма (см.: ). Правда, в современной литературе в отношении гуманизма высказывается много всяких разных точек зрения. Так, П. Тротиньон считает Аристотеля «антигуманистом», а именно - реалистическим исследователем человека, рассматривающим его исторически, с точки зрения практики греческого мира, в отличие от традиционных гуманистов литературного толка, которые создавали образ абстрактного и неисторического человека (см.: ). Есть и другие исследователи, подчеркивающие эту особенность подхода Аристотеля к изучению человека. Я. Верхаге, например, отмечает, что Аристотель относительно человеческого действия в контексте политики не говорит о человеке вообще, но рассуждает о свободном гражданине, о богатом собственнике, воспитанном гражданине, обладающем досугом, рабочем, поденщике, мелком торговце, женщине, рабе (см.: ; см. также: ).

Гуманные качества людей греки называли рі\а\\т)\іа - дружелюбием (Демокрит) или (piAavS-pooxia - человеколюбим (Аристотель), а римляне именовали humanitas - человечностью (Цицерон). Качества эти считались природными. Человека наделяли врожденными чувствами сострадания к людям, совестливого отношения к ним, солидарности, любви и т. п. В одном из писем Цицерона «всякая человечность» раскрывается как «чувствительность» [Циц. Пис., DCVII, 1]. Природной считали филантропию Аристотель и стоики (см.: ). Соболезновать - прирождено человеку. Он оказывает благодеяния нуждающимся по велению своего духа.

Конечным и потенциальным источником нравственно-гуманных качеств человека Цицерон считал его природу.

Он пишет, что благородство, любовь к отечеству, чувство долга, желание служить ближнему и проявление ему благодарности - все это «рождается от того, что мы, по природе своей, склонны любить людей» [Цицерон, 1966, I, XV, 43]. Здесь надо отметить один принципиальный момент понимания природной любви «преформистами». Природная любовь для них - это естественная половая любовь, ведущая к браку и семье, к дому, к появлению фундамента общества. Так рассматривает ее Аристотель, об этом же говорит Цицерон. Су- пружество - это выражение и источник любви между людьми, так как «от натуры всеяно, чтоб родившие любили своих рожденных». От супружества «произошла взаимная любовь в сродствах (семьях. -

В. 3. ; тут переводчик передает Цицерона прямо-таки греческим, Аристотелевым языком: вспомним о evvy у к ve га)» [Цицерон, 1793, IV,

VII]. Впрочем, надо напомнить и о том, что у Лукреция, коего мы отнесли к «эпигенетикам», брак и семья также являются причиной появления у человека гуманных чувств.

Что касается разработки гуманистической концепции человека, то у греческих философов мы встречаем только отдельные разрозненные высказывания на темы гуманизма. Самые первые из них свя заны с древним институтом гостеприимства (затем покровительства, патроната). Так, в «Одиссее» читаем: «Всякий, просящий защиты и странник является братом / Мужу, который хотя бы чуть-чуть прикоснулся к рассудку» [Од., VIII, 546-547]. Призыв проявлять гуманизм в политических отношениях можно найти у пифагорейцев (свидетельство и лексика позднеантичного автора Стобея): правители должны быть человеколюбивыми (xovs), а управляемые, в свою очередь, - начальстволюбивыми (рikapjiovras) (см.: [Мак.; Diels, 45D, 4]). Вот и получается ріЛаЛЛуХіа - любовь друг к другу, взаимная любовь. В схолиях Цеца - источнике по философии Демокрита - людям древнейшего периода приписывается взаимно дружелюбная жизнь (fiiov pilaMrjXov) и исключительное взаимное дружелюбие (pi\a\Xi)\iav jiovov) без войн, насилий и хищений, что, впрочем, не соответствует воззрениям самого Демокрита, а, скорее всего, описывает мифологические представления о золотом веке (см.: [Лурье, 1970, 558, коммент.]). В качестве.квинтэссенции гуманистических воззрений софистов обычно приводят знаменитое изречение Протагора: «Человек есть мера...» (см.: ). Диоген Лаэртский приписывает понятие «филантропия» Платону, который разделял его на три аспекта: приветливость, помощь, гостеприимство [Диог. Лаэрт., III, 98]29.

От философов эллинистическо-римской эпохи до Цицерона также не дошло сколько-нибудь значительных высказываний по проблемам гуманизма. Можно указать на стоиков, которые требовали от господ уважительного отношения к рабам как к членам фамилии или как к свободным наемным рабочим; от богатых-великодушия к бедным (см.: ). Предтечами римского гуманизма считают поэтов Энния и Теренция30. Энний писал о дружеском обхождении, основанном на comitas, urbanitas и humanitas, чем затем руководствовался известный Сципионовский кружок (см.: ). И только на долю Цицерона выпало стать подлинным классиком гуманистической антропологии в Античности. Именно с его именем связывают античный гуманизм31.

Цицерону принадлежит если не изобретение, то широкое распространение и внедрение в этико-социологические воззрения самого термина «гуманность», «гуманизм» - humanitas. Это понятие - humanitas (человечность) он применяет при характеристике существенных свойств человека, даже его сущности, и таким образом придает ему антропологический смысл. Humanitas - понятие крайне многозначное. Совокупность его значений охватывает всю сферу духовных и социальных связей человека. Для нашей темы нужна та область значений humanitas, которая в языке Цицерона связана с представлением о человеколюбии, дружелюбии и т. п. Согласно свидетельству Авла Геллия, в просторечии (а значит - наиболее широко) слово humanitas употреблялось наряду с греческим piXavSpooxia (см.: [Немилов, с. 6]). В литературе все это достаточно подробно описано, поэтому приведем просто пару примеров. Понимание humanitas в смысле мягкосердечия определенно можно видеть в противопоставлении mansuetndo и inhumanitas [Цицерон, 1962, т. 1. Речь против Г. Верреса* «О казнях», XLIV, 115]. Об этом же свидетельствует обращение Цицерона к судьям «по праву обыкновенной человечности (communis humanitatis) и согласно милосердию» . О себе он говорит, что в политической борьбе руководствуется «не чувством жестокости... но исключительной... добротой (humanitate) и состраданием» [Циц. Кат., VI, II].

Цицерон не считал гуманность этической нормой и нравственным императивом. Он полагал ее реальным качеством конкретных людей, ее носителей. Она была для него реальностью, проявляющейся в человеческих отношениях. Основанием такого заключения могут служить его рассуждения о гуманном государственном деятеле. Впервые Цицерон высказывает свои взгляды о гуманизме государственного деятеля, по-видимому, в связи с разоблачением злоупотреблений Верреса. Он противопоставляет ему выдающихся полководцев прошлого М. Марцелла (3-й в. до н. э.) и П. Сципиона (2-й в. до н. э.), которых наделяет чертами гуманности [Циц. Верр. «О предметах искусства», XXXVII, 81; LV, 121]. Эти полководцы руководствовались в своих поступках humanitas и обратили mi- sericordia к пользе римского государства. Из своих современников Цицерон делает примером гуманного военачальника Гн. Помпея [Там же, «О казнях», LVIII, 153]. «Величайшей человечностью (humanitate)» наделяет он М. Лепида, который благодаря ей повернул к миру и согласию опаснейшую гражданскую войну . Наконец, и самого себя Цицерон без ложной скромности считал гуманным человеком. И, надо сказать, для этого были немалые основания, так что его оценка в этом отношении достаточно объективна. Он сам следовал гуманистическим принципам, жил по ним, что характерно для философов, придерживающихся стоических убеждений, каковым он и был. Цицерон исповедовал гуманизм как в своей общественной деятельности, так и в личной жизни. Свою общественную деятельность он начал с адвокатуры, чему, впрочем, не изменял на протяжении всей своей жизни, а функции защитника в суде гуманны сами по себе. Гуманизм его правосознания требовал давать отпор несправедливости в любом судебном деле [Цицерон, 1962, т. 1. Речь в защиту С. Росция из Америи, 1,1]. Если humanitas перестает играть роль сдерживающего начала в поведении человека, как это было в случае с Верресом, то суд должен бьггь средством принуждения там, где отсутствие humanitas порождает бесправие (см.: ).

Восхождение по лестнице государственных должностей Цицерон начал с исполнения обязанностей квестора в Сицилии и уже там показал себя гуманным администратором в сравнении с римскими магистратами, отличавшимися беспардонным поведением . Так же он вел себя в период проконсульства в Киликии, когда, как он пишет, своей справедливостью и мягкостью в отношении союзников добился того, «чего не мог бы достигнуть никакими легионами»: колеблющихся сделал более лояльными, враждебных-дружественными [Циц. Пис., CCXI, С С XXXVIII]. Как политический деятель Цицерон объявил себя сторонником свободы и гражданского мира, противником насилия (в частности - во время гражданских войн), выражая характер своего консульства фразой «Cedant arma togae» . Во время междоусобия Цезаря и Помпея он стремился предотвратить вооруженное столкновение между ними, надеялся на мирное разрешение противоречий [Циц. Пис., CCCLX] и высказывался за решение споров путем обсуждения, а не силой, как это свойственно людям, а не диким зверям [Цицерон, 1974в, I, XI, 34]. Все это отвечает положениям о том, что humanitas взращивает мир (см.: ). Если же войны было не избежать, то Цицерон требовал, чтобы и в этом случае люди соблюдали право и законы, не позволяли себе жестокости, проявляли к врагам гуманность [Цицерон, 1974e, I, XI, 34-XIII, 40]. Бесчеловечным (inhumanum) является добивать лежащих и поверженных . О Долабелле, который проявил ненасытную жестокость и терзал мертвого врага, Цицерон осуждающе говорит: «Immemor humanitatis» («Забывший о человечности») .

Указание на гуманность почти всегда присутствует в Цице- роновых характеристиках высоконравственного человека, будь то идеальный правитель или реальный полководец, судья, просто человек, в том числе вполне конкретное лицо . Среди личных качеств образцового наместника называются такие: умеренность, справедливость, готовность защитить обиженных и ненависть к бесчестным, мягкость, человечность. Указывая на достоинства одного из своих друзей, Цицерон перечисляет такие: благожелательность, благочестие, дружелюбие (humanitatem), добросовестность . Следует признать, что гуманность (человечность) является свойством, выполняющим интегративную функцию по отношению к другим духовно-нравственным качествам, является главным свойством, и его одного достаточно, чтобы указать на «общественность» человека во всем ее объеме, указать на его сущность. О том, что понятие humanitas является центральным в учении об идеальном наместнике, говорят Хр. Роте и X. Д. Майер (см.: ). He вдаваясь в глубокую детализацию, следует отметить, что интегративность понятия «человечность» проявляется в том, что помимо своего основного значения (милосердие, мягкость и т. п.) оно выступает в значении справедливости, благодеяния, щедрости и т. д. В трактате «Об обязанностях» есть такое примечательное рассуждение: если человек чужд справедливости (iustitia) и борется не за всеобщее благополучие, а ради своей выгоды, то здесь будет иметь место не доблесть, а «дикость», отвергающая какую бы то ни было человечность (omnem humanitatem) [Цицерон, 1974e; Cicero, 1971,1,

По большей части Цицерон описывает проявления гуманности в разного рода межличностных отношениях, когда он размышляет о людях и их связях. Это и есть этико-антропологическая сфера применения понятия humanitas. В книге М. Шнайдевина есть большой раздел (третий) «Античная гуманность в отношении человека к человеку», написанный преимущественно на материале Цицерона, которого автор, кстати, называет главным представителем античной гуманности. Чтобы дать читателю представление о содержании этого раздела и соответственно о понимании М. Шнай- девином гуманности в межличностном общении, назовем кое-какие темы, освещающиеся во входящих в него параграфах: достоинство жизни, галантность, скромность, искренность, уважение, дружба, соседи, женщины, рабы. Отношения между людьми М. Шнайдевин разделяет на два рода: деловые и свободные. Деловые отношения регулируются по законам взаимных интересов, и гуманность не является здесь решающим фактором. В свободном общении человек наслаждается духовной связью с другим человеком. Это свободное общение людей между собой и было пронизано гуманностью (см.: ). Вполне можно согласиться с М. Шнайдевином, что античная гуманность требует прежде всего высоконравственной жизни и видит в действии ради другого, в альтруизме пробный камень действительно нравственного поступка (см.: ). И сам Цицерон говорит об этом: ведь даже «те, кто утверждает, что всяк сам себе милее», не признают справедливым, «чтобы отнимать что-либо у другого и то присвоять себе» [Цицерон, 1973, III, XXI].

В качестве модели описания того, что Цицерон сам говорил о гуманности в отношениях между людьми, возьмем то место из трактата «Об обязанностях», где рассказывается о различных уровнях связи людей и высказано положение о том, что «лучше всего человеческое общество и союз между людьми будут сохранены в том случае, если мы будем относиться к каждому с тем большим расположением, чем теснее он с нами связан» [Цицерон, 1974e, I, XVI, 50-XVIII, 59]. Конкретно здесь представлены следующие степени связи человека по мере их расширения в направлении от самых тесных: с родителями, детьми, родственниками, близкими, друзьями и далее вплоть до связи со всем человеческим родом, с незнакомшпгкам ЛЮДБМЙ. В «Ораторских подразделениях» среди «божественных» (а значит, угодных богам) дел названы: уважение к родителям, приятелям (amicis), гостям . Большой материал о гуманизме в личной жизни, прежде всего в семейных отношениях, дает переписка Цицерона. Особенностью гуманных отношений между супругами, детьми, братьями, всеми связанными семейственностью он считал именно любовь и указывал, что хота эти связи поддерживаются и благодаря уважению (caritate), но больше всего они сохраняются благодаря любви (amore) . Кроме того, и само слово humanitas употребляется при описании отношений супругов друг к другу (см.: ).

Стоит обратить внимание на отношение к женщинам и старикам, так как это немаловажный показатель гуманности общества и отдельного человека. В своей переписке Цицерон призывает проявлять уважение к женщине, а проблемам старости он посвятил даже особое сочинение «О старости». В нем порицается бытующее пренебрежение к старикам и высказывается пожелание облегчать их участь [Цицерон, 1974а, III, 7; IX, 34; XVIII, 63-64]. Среди проявлений гуманизма - также дружба, о которой Цицерон тоже написал трактат [Цицерон, 19746]. Не случайно humanitas включает представление о дружбе и ее доказательствах словом и делом (см.: ). Признаками дружбы (amicitia) являются уважение (сагі- tas) и приязнь (amor) . К этому типу отношений, но менее тесных, относятся связи между патроном и клиентом, между соседями, а также гостеприимство. М. Шнайдевин относит клиентелу в разряд «гуманных устремлений» . Характерно, что среди недостатков осуждаемого им римского магистрата П. Ватиния Цицерон отмечает его неуживчивость с соседями, свойственниками, соплеменниками . Сам же он считает добрососедство (vicinitas), сохраняющее старинное понимание обязанностей, достойным похвалы и даже любви . Humanitas, основывающаяся на exempla maiorum, имеет характер нравственной обязанности защищать гостя - друга от несправедливости (см.: ). Губить гостя перед ликом богов-пенатов-это большое злодейство, увещевает Цицерон Цезаря .

Наконец, в самом широком круге общения гуманность проявляется ко всем людям. Человечность наместника Цицерон понимает как заботу о жителях любой провинции, которой ему предстоит управлять, а также как заботу о всех слоях общества, следовательно, как любовь ко всем людям. Он поучает брата Квинта: «Если бы судьба поручила тебе управлять африканцами или испанцами, или галлами, народами дикими и варварскими, все же тебе, по твоей человечности, надлежало бы позаботиться об их благополучии и действовать на пользу и во благо им» [Циц. Пис., XXX]. Гуманность распространяется даже на рабов, которым Цицерон не отказывал в принадлежности к человеческому роду. Ф. Кауелл признает, что Цицерон был одним из немногих, кто требовал гуманного обращения с рабами, в то время как его друг Варрон воспроизводил ходячее представление о рабах как орудиях, наделенных речью (см.: ). В трактате «Об обязанностях» Цицерон ставит вопрос об уравнивании рабов со свободными наемными рабочими [Цицерон, 1974e, I, XIII, 41]. Здесь же приводятся антиномии нравственного сознания, касающиеся отношения к рабам, которые возникают в экстремальных ситуациях [Там же, III, XXIII, 89]. Цицерон призывает во взаимоотношениях с рабами руководствоваться не пользой и выгодой, а человечностью. Он выводит гуманизм даже за пределы человечества и распространяет на отношение человека к природе, животному миру и не одобряет обычая своих сограждан убивать животных во время праздничных представлений.

В этом единении отдельного человека со всем родом людей и даже животным миром заключается вершина цицероновского и всего античного гуманизма. О его сущностно человеческом характере говорят слова Юлиана о помощи даже «враждебным людям»: «Ведь мы даем потому, что он-человек, а не за то, какой он человек» [Юл. Пис., 4S, 291]. Неоплатоники восприняли мысли о равенстве рабов и свободных, о их человеческом достоинстве и величии духа, чему посвящена речь Претекетата у Макробия (см.: [Звиревич, 1987, с. 130-136; Glover, р. 180-181, not.]). Р. Райтценштайн замечает, что humanitas становится общей благосклонностью к любому человеку, гостеприимством, благодарностью и т. п. (см.: ). «Все то, что мы можем предоставить другим людям без ущерба для себя, надо отдать даже неизвестному нам человеку», - писал Цицерон [Цицерон, 1974e, XVI, 51]. Цитатой из Еврипида ему вторит Юлиан: «Добрый человек, если он даже живет в отдаленной земле, и я его никогда не видел, друг для меня» [Юл. Пис., 390Ь (20, 34)]. Вот это доброжелательное отношение к себе подобному отличает человека от животных, делает его собственно человеком. Цицерон заявляет: «Я сам не буду считать себя человеком, если не окажу ближнему расположения и всяческие услуги» [Циц. Пис., DCCLXIII, 2]. Он не считает признаком (proprium) человека все то, что не отмечено знаком благодеяния (beneficio) и благоволением (benevolentia) . Поэтому вполне можно принять замечание М. Шнайдевина о том, что humanitas - это такая особенность человека, которая делает его S&ov xokninov (см.: ). Словами М. Шнайдевина мы замкнули круг характеристик человека в качестве общественного и гуманного существа: его общественность и гуманность оказались взаимообусловленными. Выводя гуманность из общественности, мы пришли к ней как основанию последней.

Изложенные воззрения Цицерона, подводящие итог исканиям его предшественников как среди римлян, так и среди греков, а также воззрения следующих за ним мыслителей, в частности не раз упомянутого императора - философа-неоплатоника Юлиана, который неоднократно по-своему высказывался в гуманистическом духе и призывал «больше всего... проявлять человеколюбие, ибо из него исходит много и других благ» [Юл. Пис., 45, 289Ь]32, позволяют говорить о гуманизме как о родовой черте социокультурной антропологии Античности, считая ее античным вариантом европейского гуманизма или гуманистически окрашенной антропологией, а также как о видовой черте ее «преформистской» ветви, поскольку гуманные качества признаются врожденными. 3.5.3.

Артур Шопенгауэр

Человеческая природа загадочна, интересна, величественна и как мне кажется до конца не постижима. Она говорит нам о том, кем мы, люди, являемся по задумке природы, и показывает нам, какими мы можем стать, если будем использовать весь свой потенциал. А потенциал развития у человека поистине огромный. Поэтому чем больше мы о себе узнаем, тем шире становится область наших возможностей. Зная природу человека, мы можем понять многие свои и чужие потребности, мотивы, желания, чувства, интересы, возможности и цели. А благодаря этому пониманию мы способны грамотно управлять своим и чужими поведением, с помощью продуманных действий. Что, согласитесь, для нашей жизни является очень полезным умением. Предлагаю вам, друзья, с помощью этой статьи ознакомиться с самыми, на мой взгляд, важными для нас проявлениями человеческой природы, понимание которых поможет вам разобраться в себе и других.

Для начала я хотел бы вам дать краткое определение того, что мы называем природой человека, или человеческой природой, как вам больше нравится. Так вот, человеческая природа – это сумма всех его генетически обусловленных способностей и предрасположенностей, которые составляют его личность, а точнее, характеризуют его, как вид. Проще говоря, природа человека – это все то, что мы все имеем с рождения и что делает нас такими, какими мы есть. Так что же дала нам природа, или, если хотите, Бог? Давайте посмотрим.

Инстинкты

А дала она нам в первую очередь инстинкты, которые нами движут. Надеюсь, уважаемые читатели, вы не относитесь к числу тех людей, которые отрицают наличие у человека врожденных инстинктов, поскольку даже с помощью невооруженного глаза и не отягощенного излишками знаний ума видно, что с рождения мы имеем генетически заданный набор стремлений и тенденций, которые выражаются в нашем, относительно сложном поведении, целью которого является удовлетворение ряда жизненно важных потребностей. Таким образом, о каком бы человеке ни шла речь, в какой бы части света он не родился и о чем бы не мечтал, он неизбежно будет стремиться в первую очередь к удовлетворению, сначала своих базовых, то есть, первичных потребностей, а затем, по мере их удовлетворения, к более возвышенным, вторичных потребностям, обусловленных его инстинктами. Мы все испытываем потребность в пище, воде, кислороде, тепле, безопасности, а также потребность спать и потребность в сексе и прочие потребности, которые мы начинаем испытывать по мере удовлетворения своих основных потребностей. Все эти потребности определяются нашими врожденными инстинктами, то есть, они заложены в нас природой и поэтому являются частью нашей человеческой природы. Таким образом, друзья, когда вы будете изучать, анализировать, оценивать поведение того или иного человека, обязательно задайтесь вопросом – стремлением удовлетворить какие из своих инстинктивных потребностей объясняется поведение этого человека? Это поможет вам понять мотивы его поведения.

Вообще, разум человека, который мы развиваем в течение всей своей жизни, когда учимся и получаем жизненный опыт, занимается ничем иным, как обслуживанием наших инстинктов, то есть, поиском возможностей удовлетворения наших потребностей. Поэтому изучение психологии человека я рекомендую начинать с изучения инстинктов человека, то есть, с его биологической сущности. Инстинкты необходимы, в первую очередь для выживания человека и продолжения им своего рода, это что касается основных инстинктов. А вот инстинкты высшего порядка позволяют нам, во-первых, достойно реализовать себя в этой жизни, пробуждая в нас желание что-то после себя оставить в этом мире [или как-то иначе себя проявить], а во-вторых, побуждают человека жертвовать своими интересами и при необходимости даже жизнью ради других людей и общего блага. Например, мать может пожертвовать собой ради своего ребенка. Или, человек может пожертвовать своими интересами или своей жизнью ради любимых и дорогих ему людей – ради своей семьи, своей общины, своего народа. На такое, согласитесь, не каждый человек способен. Вернее, мы все на это способны от природы, но не всем к такому состоянию души и разума удается прийти в своей жизни. Ведь для проявления инстинктов высшего порядка, человеку необходимо научиться удовлетворять свои основные инстинкты, или он должен научиться контролировать их с помощью своего разума. Впрочем, некоторые люди поступают так, как поступают, следуя зову сердца, под которым мы можем понимать интуитивное понимание ими того, что нужно делать и как следует поступить, ради всеобщего блага. Так что в этом смысле, человеческая природа не всегда предсказуема.

Обучаемость

Обучаемость, а правильнее будет сказать – стремление к познанию окружающего мира, а на еще более примитивном уровне любопытство – это тоже врожденное качество человека, присущее его человеческой природе. Именно любопытство, а в более сложной форме – рефлексия и осмысление, дают возможность человеку задаваться вопросом о смысле жизни. Вопрос о смысле жизни, я считаю, говорит о разумности человека. Только разумное существо, делая что-то, может задуматься над тем, почему, зачем и для чего оно это делает. Поэтому вопрос о смысле жизни – это очень умный вопрос. Им задаются многие, но не многие, к сожалению, основательно задумываются над этим вопросом, поэтому и ответ на него находят не все. Мы с вами его как-нибудь обсудим. Но обучаемость человека, как вы понимаете – это не один и даже не тысяча, а миллионы вопросов, которые мы с вами начинаем задавать себе и другим [сначала другим, а потом себе] с момента своего рождения, когда, изучая окружающий нас мир, мы хотим узнать о том, как в нем все устроено и почему в нем устроено все именно так, а ни иначе. Склонность человека к обучению необходимо поддерживать и развивать, ибо природа, наделив нас стремлением к познанию окружающего мира, за нас ничего в этом направлении делать не собирается. Мы или пользуемся своими возможностями и развиваем их, или они нами будут просто не использованы, что равносильно тому, что у нас их вообще нет. Ведь законы человеческой природы таковы, что в нас развивается все то, что мы используем, а что мы не используем – атрофируется и перестает работать. Поэтому данные нам природой возможности нужно развивать, чтобы ими пользоваться. Мы с вами постоянно должны учиться, чтобы становиться умнее и лучше, этого хочет от нас природа [Бог], раз она наделила нас такой возможностью. Так что все, что нам нужно, природа нам дала, и наша задача заключается только в том, чтобы воспользоваться этим. Помните, друзья, что талант и гениальность – это не врожденные, а приобретенные качества. А вот наша врожденная склонность к обучению, вкупе с трудолюбием и упорством, помогают нам эти качества в себе развить.

Творчество

Творчество – это не просто часть человеческой природы, открывающая перед ним безграничные возможности, это, я бы сказал, частичка Бога, то есть, создателя, творца, в нас. Кто бы и как бы не создал этот мир, он частично, а может и полностью, наделил и нас возможностью создавать, возможностью преображать материю и энергию таким образом, чтобы создавать что-то принципиально новое, чего нет в природе. Вы только вдумайтесь в смысл этого качества – оно позволяет нам, сначала воображать, а потом, по возможности, и создавать то, чего никогда не было и нет в мире. То есть, мы с вами можем создать свой собственный мир, что мы и сделали, тем самым делая свою жизнь лучше, интереснее, качественнее. Мы с вами наделены способностью представлять то, чего нет, и это я считаю, просто сказочная возможность, благодаря которой мы можем изменять и преображать окружающую нас действительность в соответствии с нашими желаниями. При этом мы даже не знаем до конца, на что мы способны. По мере изучения нами законов этого мира, мы получаем все больше и больше возможностей для материализации своих творческих способностей. Мы с вами можем творить – достаточно лишь осознать эту мысль, чтобы понять и почувствовать, насколько нам повезло родиться и жить в этом удивительном мире.

Глупость

К сожалению, я вынужден признать тот факт, что глупость человеческая, которая, как говорил Альберт Эйнштейн – бесконечна, тоже является врожденным качеством человека. У этого, правда, есть свое объяснение, которое я сейчас развернуто давать не стану, чтобы потом более подробно вам его изложить, для лучшего понимания. Скажу лишь то, что глупость связана с ленью – с ленью думать, которая в свою очередь позволяет человеку, во-первых, сохранить энергию, а во-вторых сэкономить время при принятии решений. Ведь мозг человека, для более быстрой работы и экономии энергии, стремиться принимать готовые [шаблонные] решения, которые не всегда уместны, от того и выглядят глупыми. То есть, нежелание думать приводит к глупости и это нежелание напрягать свой мозг является у человека врожденным, которое потом приводит к приобретенной неспособности думать, когда это необходимо. Но в тоже время, учитывая вышеописанную врожденную способность человека к обучению, а значит и его желание напрягать свои мозги, мы можем смело сказать, что быть или не быть глупым – это не вопрос, это выбор, который дан каждому из нас.

Вера и доверчивость

Вера и доверчивость также являются частью нашей природы. Кто-то называет их разными проявлениями глупости, кто-то находит в вере спасение, а в доверчивости видит слабость. Я думаю, что и то, и другое, для некоторых людей в определенной ситуации является необходимостью. В детстве мы все доверчивы и верим практически во все, что нам говорят. Своего у нас ничего нет, мы учимся жизни у окружающего нас мира, поэтому вынуждены ему доверять. Но затем, по мере взросления, у нас развивается критическое мышление, и мы начинаем понимать, что далеко не все, что говорят другие люди, является правдой. Поскольку критическое мышление приобретается, а точнее говоря, развивается у нас по мере обретения нами опыта и знаний, то зрелый ум от незрелого отличается склонностью все ставить под сомнение, а не безрассудно верить всему и вся. Но в этом мире мы вынуждены доверять другим людям, даже если не хотим этого, потому что во многих вопросах мы сами не способны разобраться достаточно основательно и нам приходится полагаться на других людей, приходится им верить.

Что касается веры во что-то, чего нет, которая успокаивает нас и придает нам сил, позволяя также переложить ответственность за свою жизнь на кого-то другого, например, на высшие силы, то человеку сложно жить без такой веры, так как, во-первых, он не может всего знать, чтобы просто знать и понимать, а не верить во что-то, а во-вторых, не может все сам проверить, чтобы оправдать свое неверие или логически объяснить то или иное явление. А в-третьих, в тяжелых жизненных ситуациях, когда человеку больно и страшно, когда у него ничего не остается, кроме веры – она является для него единственным спасением. А это лучше, чем ничего. Вера спасла немало судеб. Хотя, как человек, который занимается наукой, я все же считаю, что слепо во что-то верить и полностью полагаться на эту веру не стоит, лучше постараться узнать об этом чем-то побольше, чтобы понять, как это устроено, и таким образом спасать себя силой разума, а не только и даже не столько силой веры. Впрочем, каждый человек сам для себя решает, как ему легче жить – веря в кого-то, кто поможет, оградит, направит, подскажет, спасет, убережет, вознаградит, придаст сил, или вместо этого – исследуя, изучая, открывая, познавая окружающий мир и происходящие в нем явления и процессы, которые объяснят, что и как нужно делать. И то, и другое не лишено смысла, поэтому лично я сам, повзрослев и став мудрее, осознал, что в этой жизни нужно и верить, и изучать, чтобы быть полностью открытым этому миру и иметь больше возможностей для решения самых разных проблем и задач.

Духовность

Духовность, а правильнее будет сказано – склонность человека к духовным ценностям, также является частью, причем очень важной, его природы. Сама духовность, как состояние души человека, как большая ценность для него, является приобретенной чертой, или лучше сказать, силой [духовной силой], которую он обретает, посредством развития своего разума, поскольку духовные ценности осознаются человеком лишь на определенном уровне его развития и ценятся им тем выше, чем более удовлетворенными являются его первичные потребности. Но я, тем не менее, считаю, что врожденная склонность человека к созданию, защите и возвеличиванию таких ценностей, какими являются духовные ценности, заслуживает нашего внимания. Животное, как его не учи, не сможет понять духовных ценностей, как в силу менее развитого интеллекта, так и в силу отсутствия у него необходимости в таких ценностях. Человек же – это совсем другое дело, он может быть не только материалистом, он может подняться на более высшую ступень, на которой духовные ценности определяют всю его жизнь и при этом служат для него надежной опорой в борьбе за материальные блага. То есть духовные и материальные ценности – не должны друг другу противопоставляться, они должны друг друга дополнять и таким образом усиливать друг друга. Духовность и духовные ценности – это явления и ценности очень высокого порядка. До таких ценностей, что называется, нужно дорасти. И человеческая природа позволяет нам это сделать.

Любовь

Несмотря на то, что любовь является врожденным качеством нашей души, я все же считаю, что настоящая любовь приходит к человеку лишь после того, как он в полной мере осознает такие человеческие ценности как: свобода, жизнь, счастье – под которым я понимаю умение человека получать от жизни удовольствие, какой бы она не была, духовные ценности, которые делают человека человеком, и дети, которые являются смыслом нашей жизни. Только ради всего этого, а также ради того, кого человек любит, он может пожертвовать не только своими интересами, но и своей жизнью. Совершенно очевидно, что первое, ради кого мы должны быть готовы пожертвовать собой – это наши дети, которые являются нашим будущим, ради которого мы живем и выживаем. Без будущего наше настоящее бессмысленно. А для будущего мы можем воспитать достойных людей, как из своих, так и из чужих детей, а также сделать великие дела, которые улучшат жизнь всего человечества. И вот когда человек готов к таким жертвам, когда он начинает думать не только о себе и даже не столько о себе, но и о других людях, он обретает и способность любить по-настоящему. Ведь под настоящей любовью, помимо всего прочего, я понимаю готовность человека пожертвовать всем в своей жизни, включая саму эту жизнь, ради того, кого он любит. Никакого эгоизма, никакого чувства собственности в настоящей любви быть не должно, и даже сексуальное влечение к человеку не является для нее существенным моментом, ибо настоящая любовь – это жертвенность. Вот почему любить по-настоящему могут не многие, ведь до такой любви, опять-таки, нужно дорасти, как умственно, так и духовно. Но человеческой природе свойственно так любить, поэтому нам всегда нужно помнить об этом данном нам природой великом чувстве, чтобы стремиться в полной мере его испытать.

Вот, друзья, мы с вами рассмотрели наиболее важные особенности и способности человеческой природы, понимание которых поможет вам понять, почему люди ведут себя определенным образом в тех или иных ситуациях. Также, и это особенно важно, понимая человеческую природу, вы можете видеть, какие у человека с рождения имеются возможности для развития, пользуясь которыми мы можем постоянно делать свою жизнь лучше, в зависимости от наших потребностей и желаний. В будущем я еще вернусь к этой теме, так как она очень важна для нас, и ее нужно изучать самым тщательным образом. Чем больше мы будем знать о своей природе, тем лучше сможем понять свое и чужое поведение и тем больше уникальных способностей мы в себе откроем. Так что природу человека мы с вами обязательно еще обсудим в будущем, обещаю.

Урок обществознания.Тема: «Человек и человечность»(1 ур)

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни

Задачи урока:

Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания

Развивающая: продолжение работы с глоссарием

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование урока: Рисунок атомного взрыва, эпиграф: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак

Этапы урока:

Организационный момент

Учитель:

Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.

Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия!

Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь. Что является главным объектом изучения обществознания?

Ответ: Человек.

Учитель: Сегодняшний урок тоже о человеке. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времен, является сам человек. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса, нельзя ответить на другой вопрос: что значит быть человеком, как стать человеком?

Экспресс-опрос

Опрос: Ответьте «да» или «нет». (Игра « крестики – нолики»)

1. Человек – это биосоциальное существо (да)

2. В человеке преобладает биологическое начало (нет)

3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество. (Нет)

5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих людях (да)

6.Необходимость общения относится к социальным признакам человека (да)

7.Настроение человека в тот или иной момент определяет суждение (нет) эмоции

8.Неповторимость, уникальность человека – это индивидуальность? (да)

9 Социально и духовно развитый человек – это подросток? (нет, личность)

Учитель: Что такое человек? Чем отличается человек от живых существ? Что такое добро? Какие поступки принято называть добрыми? А как человек относится к тому, что его окружает?

Ученики отвечают.

Учитель:

Получается, что человек по-разному относится к окружающему его миру и положительно и отрицательно, проявляя различные свои качества. Приведите примеры.

Ученики приводят примеры.

Учитель:

Что же мешает людям всегда совершать добрые поступки?

Ответ: Жизненные обстоятельства.

На добро отвечать добром дело каждого, а на зло - добром - дело отважного .

Изучение нового материала

Рассказ учителя: США в 1945 году применили новое оружие – ядерные бомбы огромной разрушительной силы, чтобы принудить Японию, которая воевала на стороне Германии, к капитуляции. Японские города Хиросима и Нагасаки, в которых проживало мирное население, были полностью разрушены в результате взрывов 6 и 9 августа 1945 года. Правительство США тем самым продемонстрировало всему миру, каким новым видом грозного оружия оно располагает.

Взрывы ядерных бомб уничтожили десятки тысяч мирных жителей японских городов, оставшиеся в живых подверглись облучению и были обречены. В их генах произошли необратимые изменения, которые унаследовали их дети. Лучевая болезнь (лейкемия) – следствие облучения при ядерном взрыве.

Крупные мировые державы подписали ряд соглашений о запрещении применении ядерного оружия.

Что вы почувствовали, услышав об этом?

Ответ: Страх.

Как вы оцениваете действия правительства США?

Ответы учеников.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?

Ответ: О ценности человеческой жизни. О человечности.

Мозговой штурм:

ассоциации со словом Человечность

Запись на доске:

уважение к людям доброта милосердие гуманность

Сострадание человеколюбие

Работа со словарем (задания даются по рядам)

СОСТРАДАНИЕ - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь

Несчастьем, горем.

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление

Делать добро другим.

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-

Нибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ - человеколюбие, уважение к людям, к человеческому

Достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение

К людям.

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ - любовь к людям, гуманность.

МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь людям или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия.

Человечность – каждодневное проявление гуманизма ( Запись в тетрадь )

Каждый из вас дома подготовил материал, который у него ассоциируется с человечностью - это стихи, высказывания, рисунки

Абугалиев Дидар рассказывает о японской девочке Садако, которая стала символом неприятия ядерной войны. Во многих городах ей были поставлены памятники – девочка с журавликом в руках, которой так хотелось жить.

«Журавлики» Александр Дерксен – читает Муканова Руфина.

Она хочет жить до весны,

Отпуская журавликов в небо,

Но сжигают тело костры,

Словно жар уходящего лета.

Ей всего ничего отродясь,

Но вы мудрость познаете взгляда,

Но боль убивает смеясь,

Не боясь пропитавшего яда.

Верит птицам бумажным в руках,

Что спасают нетронутой душу,

Светлый мир посещает во снах,

Близость смерти покой не нарушит…

Учитель: Для чего нужно быть человечным?

Ответ: Чтобы не было войны, чтобы был мир, чтобы люди были счастливы.

Человечность - это моральное качество. Оно означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей и включает в себя ряд таких качеств, как благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность.

Гуманизм от латинского- человеческий, человечный.
Это исторически изменяющая система взглядов, признающая ценность человека, как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающее благо человека к критериям оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми.
Человечность, гуманизм, гуманность, человечное отношение к окружающим.
В общем смысле это система нравственных и социальных установок, предполагающее необходимость проявления сочувствия к людям, оказание помощи, не причинение страданий .
Гуманным человеком называют доброго, благородного, великодушного, отзывчивого человека. Я считаю, что нужно воспринимать человеческую личность как высшую ценность.
"У человека не может быть иной цели, кроме как быть настоящим человеком", считает Л.Шефер.

Из курса истории вы знаете, что гуманистами называли мыслителей эпохи Возрождения за их интерес к человеку, веру в его возможности и дарования.

Вспомните и назовите фамилии гуманистов.

Эразм Ротердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти .

Обогащаем следующими аспектами сегодня на уроке .

- Гуманизм рассматривается как определенная система взглядов , для которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права.

- Гуманизм понимается как принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности.

Работа с учебником – фрагмент рассказа Вересаева « Легенда» (стр.101)

Кратко сформулируй принцип отношения к жизни , описанный в этом рассказе.

Если затрудняешься в выполнении задания, выбери одну из предложенных формулировок, точнее отражающий принцип, описанный во фрагменте рассказа « Легенда».

    Живи так, как тебе хочется.

    Живи так, чтобы другим рядом с тобой было хорошо.

    Живи так, чтобы не навредить другим людям.

    Живи так, чтобы приносить пользу окружающему миру.

    Живи так, как тебе нравится, лишь бы никто тебе не мешал.

Придумайте свое продолжение истории, поведанной В.В. Вересаевым, в котором бы проявилось гуманное поведение героев рассказа.

Рассказ может быть таким: гуманное поведение моряков проявится в исправлении ими того, что они совершили на острове в течении всей своей жизни.

Какой смысл заложен в истории, рассказанной В.В. Вересаевым?

Смысл: ответственность человека за то, что он совершает в своей жизни.

У каждого человека есть право выбора : протянуть руку помощи или оказаться равнодушным. Что вас насторожило?

Ответы учащихся : А вдруг это обман?

Учитель : Да, вы правы, нечистые на руку люди могут воспользоваться нашим доверием и обмануть.

Ответы учащихся : Это бесчеловечно наживаться на чужой беде. Такой обман порождает недоверие. У больных людей теряется возможность получить реальную помощь.

Учитель: Могут социальные сети оказать реальную помощь?

Ответы учащихся : Да, могут. С их помощью можно быстро распространить информацию, собрать средства, например, канал НТВ.

Вспомним, золотое правило нравственности.

Гуманным или негуманным может быть не только человек, но и общество. Принято считать, что в гуманном обществе не могут страдать слабые - дети и старики. Но это мы будем рассматривать на следующем уроке.

Рефлексия.

Объясните слова эпиграфа: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак

Ответ ученика.

Обсудить высказывания выдающихся людей о гуманном (человечном) отношении людей друг к другу.

(Эти высказывания ученики подготовили дома)

Кто из вас читал произведение « Маленький принц» ?

В этой сказке есть такие слова: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Объясните.

«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».

Л.Н.Толстой сказал: « Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже».

Можно пройти мимо, можно жить только для себя и в свое удовольствие, а можно проявлять сострадание, уважать людей вокруг себя и помогать им, если можешь это сделать. Прислушивайтесь к своему сердцу!

И хочу, чтобы каждый из вас научился делать правильный выбор !

На память я дарю вам журавликов – символ человечности и доброты, выполненных из бумаги в технике оригами, напишите на них свои пожелания и передайте мне. Пусть человечность торжествует на Земле!

Домашнее задание: находим примеры человечности (история войны, современное время), параграф 12.

Что такое человечность - внутренний мир человека, характеризующий состояние души, невидимое обличье. Приятная внешность не всегда характеризует доброжелательность и к окружающим обстоятельствам. Порядочность и отзывчивость к чужим заботам переходит в современном мире в разряд чувств, атрофирующихся с развитием цивилизации.

Человечность - что это?

Внутренняя гармония, порождающая комфортные отношения между людьми, в результате которых они получают моральное удовлетворение – это человечность. Это духовное состояние индивида, при котором он имеет набор высоких людских качеств, основное из которых - сердечная доброта. Характерные признаки человечности, которую замечают окружающие:

  • душевная теплота;
  • отзывчивость;
  • приятная манера поведения;
  • уважение;
  • доброжелательность;
  • высокий уровень внутренней культуры,
  • приятное воспитание;
  • сочувствие;
  • терпение;
  • гуманность;
  • готовность к безвозмездной помощи;
  • искренность.

Что такое человечность - философия

В понимании философов, человечный - это гуманный. Латинский термин «humanus» стал основой, на которой возникло понятие гуманизм – мировоззренческое восприятие, признающее свободу личности, многогранное развитие, состояние счастья. Цицерон называл человечность результатом воспитания, степенью образованности, возвышающие человеческую сущность.

Проявить гуманное отношение - оказать помощь и проявить сочувствие, в котором нуждается личность, не делая ущерба собственным интересам. Сделать счастливым другого против его воли – не гуманно. Самые искренние проявления доброты, навязанные человеку без его желания, не относятся к человечности. Сделать доброе дело без призыва к помощи – значит навязать собственную волю.


Что такое бесчеловечность?

Безразличие к проблемам и обстоятельствам другого человека – черствость души, душевная апатия. Человечность и бесчеловечность – две противоположные грани. Проявляя одну из них, личность вызывает у окружающих уважение или отрицательную критику. Бесчеловечное поведение может быть направлено по отношению к другим людям, животным, природе, оно причиняет страдания. Синонимы характеризующие бесчеловечность:

  • жестокость;
  • озлобленность;
  • беспощадность;
  • варварство;
  • вандализм;
  • немилосердие;
  • кровожадность;
  • злорадство;
  • бескультурье;
  • недоброжелательность;
  • корыстность;
  • бессовестность;
  • аморальность.

Для чего нужна человечность?

Доброта и человечность - два схожих чувства. Проявляя их, человек изменяет мир, показывает заботу и понимание к окружающим – приносит гармонию, дает обрести , тренирует . Человечность – акт любви и милосердия нуждающемуся в помощи человеку. Она дает веру, помогает побороть трудности, показывает «истинное» лицо человека в трудную минуту.

Проявлять человечность по отношению к людям в настоящее время стало «не модно». Человеческая природа устроена таким образом, что только проявляя и отдавая доброту, можно обрести душевный комфорт. Без элементарной помощи к окружающим человек превращается в бездушного робота, исполняющего определенные функции, зацикленного на благосостоянии личности.


В чем проявляется человечность?

Наличие способности сопереживать важно для нескольких профессий – медиков, спасателей, учителей, воспитателей. В понятие человечность относят поступки, проявив которые кто-то получил поддержку - материальную, моральную, физическую. Чужая проблема и забота стала близкой, человек её разделил – помог решить доступным способом. Бескорыстность поступка – главное правило человечности. Самыми распространенными актами доброй воли являются – отдача личных средств на благотворительные цели, волонтерские труды, забота о немощных, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях:

  • старики;
  • дети;
  • сироты;
  • инвалиды;
  • бездомные;
  • животные.

Этические нормы не всех стимулируют проявить человечный поступок – спасти жизнь и здоровье, невзирая на угрозу собственной жизни и личные проблемы. Самая большая степень добродушия – проявленная отвага в непредсказуемых ситуациях, ставшая геройским поступком. Она показывает личность, как высокоморального заступника и спасателя, ущемившего свои интересы во благо других.

Развитие человечности

Человечность позволяет замечать хорошее, не зациклившись на негативном, дарить надежду в будущее для себя и близких. Развивать гуманизм помогают три основных чувства – любовь, доброта и интеллигентное отношение. Неравнодушная реакция на проблему случайного человека, участие в благотворительных акциях – признаки душевной доброты и духовного равновесия.


Как отключить человечность?

Если отключить человечность, теряются рад качеств, а их отсутствие провоцирует развитие социопатии. Человеку, мотивируясь личными интересами, становится трудно находить общий язык с окружающими, радоваться приятным жизненным мелочам, что влечет дисгармонию в душевном развитии. Если на первых этапах такая позиция будет приятной, то с течением времени она начнет угнетать. Искреннюю поддержку и доброе дело может сделать каждый, но проявить такое желание способны единицы.

Проблема человечности

Человечность в современном мире преднамеренно спутывают со слабостью. Гонка за ценностями для личной выгоды диктует жесткие правила общественного поведения. На таком фоне контрастными красками выделяется душевная доброта - великодушие. Что такое человечность на конкретных примерах - учитель, занимающийся с ребенком после уроков без дополнительной оплаты, медсестра, усердно присматривающая за тяжелобольным. Проявить заботу в силу возможностей не трудно, самое ужасное – не получить поддержки, когда тебе могут, но не хотят помочь.

Вопрос о том, что такое человек, - это вечный философский вопрос, на который дается много разных ответов. Их нельзя свести к одному, поскольку это вопрос мировоззренческий и притом - центральный. От того, каким хочет видеть и видит себя человек, зависит, каким будет для него мир, то есть его мир , и как он будет себя чувствовать в этом мире.

Несомненно, что человек занимает в мире особое место. Но в чем именно заключается его принципиальное отличие от всех других существ? Ответ на этот вопрос и позволит определить нечто существенное в человеке.

Традиционное философское понимание сущности (essentia) исходит из ее противопоставления существованию (existentia), явлениям. Соответствующий философский вопрос связан с выяснением того, могут ли сущности (универсалии, идеи, понятия) существовать самостоятельно, независимо от вещей либо только в вещах. Вне зависимости от ответа на этот вопрос само наличие сущностивещей не подвергали сомнению. Однако с сущностьючеловека дело обстоит сложнее. Если жизнь животного можно представить как реализацию определенной программы, присущей всему роду, или его сущности, то можно ли о человеке сказать то же самое - что его существование есть реализация какой-то изначально заданной сущности? Есть ли «человек вообще»? По-другому говоря, есть ли нечто такое, что можно было бы определить как общую для всех людей сущность либо общую природу (чаще всего в подобном контексте понятия «сущность человека» и «природа человека» считают синонимичными, хотя иногда и пытаются выявить их различия)?

Философский вопрос о том, существует ли человеческая природа, подразумевает выяснение возможности говорить о человечестве в более широком плане, нежели анатомический или физиологический. Он интересен не просто как чисто академический вопрос, но скорее как проблема возможности и границ человеческого взаимопонимания. Заметим, что эмпирически обнаруживаемая возможность понимания других культур, казалось бы, неопровержимо свидетельствует о наличии некой общей основы для всех людей: «Как бы мы могли понять «чужака», если бы он в принципе отличался от нас? Как бы мы могли понять искусство совершенно иных культур, их мифы, их драму, их скульптуру; не свидетельствует ли это о том, что все мы обладаем одной и той же человеческой природой? Вся концепция человечности и гуманизма основывается на идее человеческой природы, присущей всем людям. Это - исходное положение как буддизма, так и иудео-христианской традиции» 5 . Однако хотя взаимопонимание - это достаточно весомый аргумент в пользу существования единой для всех людей сущности, он все же не может считаться доказательством. Так, философия экзистенциализма, исходящая из утверждения, что у человека, в отличие от изготовленных ремесленником вещей, нет никакой сущности, предшествующей его существованию, что, наоборот, существование предшествует сущности (Ж. П. Сартр), никоим образом не отрицает возможности взаимопонимания людей разных культур. Справедливости ради надо, однако, заметить, что приведенная точка зрения не может считаться наиболее распространенной, да к тому же и среди экзистенциалистов столь категорично ее высказывает лишь Сартр. Подавляющее же большинство философов не возражают против представления о сущности человека.

«Начиная с древнегреческих философов, было принято думать, что в человеке есть нечто такое, что составляет его сущность ; это «нечто» и называли всегда «человеческой природой ». Высказывались различные мнения о том, что входит в этусущность , но ни у кого не возникало сомнения в том, что она есть, т.е. что есть нечто, делающее человека человеком. Так появилось определение: человек - это разумное существо (animalrationale), общественное животное (zoonpoliticon), животное существо, производящее орудия труда (homofaber), а также способное к созданию символов. Совсем недавно эти традиционные воззрения были поставлены под сомнение» 6 .

Признание существования человеческой природы (сущности) влечет за собой необходимость ее определения - является ли она биологической, социальной, трансцендентной либо «синтетической». Однако, как замечает Э. Кассирер, «если и существует какое-то определение природы или «сущности» человека, то это определение может быть понято только как функциональное, а не субстанциональное. Мы не можем определить человека с помощью какого бы то ни было внутреннего принципа, который устанавливал бы метафизическую сущность человека… Самая главная характеристика человека, его отличительный признак - это не метафизическая или физическая природа, а его деятельность. Именно труд, система видов деятельности определяет область «человечности». Язык, миф, религия, искусство, наука, история суть составные части, различные секторы этого круга» 7 .

«Философия человека», следовательно, должна быть такой философией, которая раскроет фундаментальную структуру многообразной человеческой деятельности и которая в то же время даст возможность понять это многообразие как органическое целое.

Вряд ли возможно учесть в истории европейской философии все попытки дать определение человека, да этого и не требуется, поскольку наиболее значимые из них сохранил до наших дней «исторический отбор». Руководствуясь подобными соображениями и желая свести «господствующие сегодня в нашем западноевропейском культурном круге идеи о человеке и его месте в многообразии сущего к ярчайшим и понятнейшим идеальным типам», М. Шелер выделяет пять основных типов самопонимания человека, или «пять основных линий », или пять основных идей о сущности человека 8 . Эти идеи, появившиеся в разные эпохи, объединяет прежде всего то, что все они находят сторонников и в настоящее время. Кроме того, каждая из этих идей выражает попытку выделитьсущественный признак, который определяет человека как целое и дает критерий отличия человека от других существ. Вместе с тем каждая из этих идей, акцентируя ту или иную сторону человека как главную, существенную, неизбежно определяет тем самым и собственную ограниченность, односторонность и столь же неизбежно поэтому предполагает наличие иных точек зрения.

1. Идея религиозной веры . В данном случае имеется в виду христианская концепция человека как образа и подобия Божия. Эта идея важна уже хотя бы потому, что «христианство - единственная религия в мировой истории, в которой непосредственно данная человеческая судьба делается символом и средоточием всего творения» 9 .

Согласно христианским представлениям, человек – это единственное живое существо, наделенное духом , который и определяет внутреннюю связь человека с Богом, устремленность человека к трансцендентному, в противоположность земному. Человек, по христианским представлениям, - это венец творения: «творения, за исключением человека, сотворены в соответствии с прообразом и подобием «чего-то, сущего в Боге» или «принадлежащего Богу», человек же - по образу и подобию Божественной сущности в целом. А посему человек должен быть глубоко благодарен Богу и должен в готовности своего сердца сызнова к нему обратиться» 10 ; «дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12, 7).

Ссылаясь на Августина, Майстер Экхарт писал: «Здесь ты должен знать, что говорят учителя, что в каждом человеке живут два человека. Один называется внешним человеком, это – чувственность. Сему человеку служат пять чувств, но сам внешний человек действует силой души. Другой человек именуется внутренним человеком, это - сокровенное человека». Другими словами, «люди имеют в себе двойную природу: тело и дух», причем «дух человека и его плоть во всякое время друг против друга сражаются. Плоть тянет к пороку и злу, дух зовет к Божией любви, к радости, миру и ко всяческой добродетели» 11 .

Цель и смысл жизни христианина - спасение от мира, преисполненного зла, и обретение вечной жизни в царстве Божием. Это возможно благодаря вочеловечению Логоса (Бога-Сына). На основе уникальной христианской концепции Богочеловека спасение понимают как обожение человека, то есть воцарение Бога в душе человека; путь спасения - это приближение к нравственному идеалу, каковым является Иисус Христос. Таким путем восстанавливается утраченное в грехопадении единство человека с Богом, причем как грехопадение, так и спасение происходят в результате свободного волеизъявления человека.

2. Идея «homo sapiens» , возникшая в античной философии и связанная с именами Анаксагора, Платона, Аристотеля. Эта традиция объективного идеализма сохраняется в антропологии в течение многих веков; в Новое время она наиболее ярко была выражена в немецкой классической философии.

Полагают, что в основе мира лежит некоторое абсолютное разумное начало (идея, разум, Логос), причем лишь человек из всех природных существ не только порожден, но и наделен таким началом. Нередко человеческий разум понимают как частичную функцию божественного (универсального) Разума (космический Логос и индивидуальный логос совпадают). Поэтому человеческий разум оказывается тождественным разумной основе природы, что выражается в способности человека познавать идеальную основу вещей и себя самого. Таким образом, существенное различие между человеком и животными определяется наличием Логоса , ratio (разума), благодаря которому человек способен познавать сущее не так, как оно лишь является (чувствам), то есть на уровне явлений, но так, как оно есть само по себе, то есть на уровне сущностей.

Односторонность подобных концепций заключается в преувеличенном культивировании интеллекта, понимаемого как мышление в понятиях; при этом неявно проводится неправомерное отождествление интеллекта и сознания. Сознание в целом гораздо сложнее и многообразнее; понятийное мышление, интеллект – это лишь одна сторона сознания. Понятие сознания объемлет как логическое, дискурсивное, понятийное, аналитическое мышление (мышление ученого), так и противоположное - эстетическое, интуитивное, образное, синтетическое - восприятие (восприятие художника); научное и художественное постижение сущего дополняются нравственными представлениями о должном.

Кроме того, объявляя разум основополагающим началом, его противопоставляют природе как истину, силу, власть; это учение, как замечает М. Шелер, приобрело для Европы опасный характер. Считаясь чем-то само собой разумеющимся, эта идея составила основу европейского рационализма в философии и соответственно вызвала ощущение непреодолимой мощи разумного начала, воплощенного в науке и технике.

3. Натуралистические идеи о сущности человека.

(Согласно М. Шелеру, большой круг учений о человеке - натуралистические (механистические и виталистические), позитивистские и прагматические - охватывает формула «homo faber»; представляется, однако, что правомерность и целесообразность этого обобщения неочевидны, а потому требуется специальное их обоснование.)

Общая натурфилософская позиция - понимание человека как части природы. Соответственно различия между человеком и животным полагают не существенными (качественными), а лишь количественными - по степени проявления той или иной способности. При этом духовно-душевное в человеке считают чем-то производным от чувственного (от ощущений), а человек оказывается существом, определяемым влечениями. При этом духовное нередко понимают лишь как определенный уровень развития интеллекта, причем интеллекта преимущественно технического (у животных же признают наличие элементарного интеллекта). «То, что называется духом, разумом, не имеет самостоятельного, обособленного метафизического происхождения и не обладает элементарной автономной закономерностью, сообразной самим законам бытия: оно – лишь дальнейшее развитие высших психических способностей, которые мы находим уже у человекообразных обезьян …Этому «техническому интеллекту» приписывают совершенно однозначные корреляты в функциях нервной системы, так же как и любому другому психическому процессу и другим психическим взаимосвязям. Ибо «дух» здесь лишь часть «псюхе» - внутренней стороны жизненного процесса» 12 .

Человек в натурфилософском понимании оказывается все-таки несколько особым живым существом:

во -первых , это живое существо наделено мозгом, который потребляет значительно больше энергии, чем мозг животного; человека поэтому называют «рабом коры головного мозга»: значительная часть ассимилированной человеком энергии потребляется не всем организмом в целом, а идет односторонне на обеспечение деятельности головного мозга;

во-вторых , это такое живое существо, которое создает и использует орудия - как практической, так и мыслительной деятельности (знаки - это «утонченные» орудия);

в -третьих , основу для отношения этого существа к миру составляют влечения (три основных вида влечений в их иерархической последовательности – это влечение к продолжению рода, влечения роста и власти, влечение к пище).

Связь натуралистических представлений о человеке (существо, определяемое влечениями) и идеи homofaber(человек, производящий орудия труда) объясняют тем, что орудия труда требуются для производства материальных благ, то есть для обеспечения жизни организма, а это, в свою очередь, рассматривается как необходимое условие и основа духовного существования. Тем самым дух попадает в явную зависимость от телесного благополучия, которое обеспечивается удовлетворением влечений. Одновременно оказывается «удобным» вывести производство «духовных орудий» - знаков и символов - из производства орудий труда.

4. Идея неизбежного декаданса человека в ходе всей его истории.

Эта идея исходит из факта биологической неприспособленности человека к миру, его неспособности жить так, как природное существо. Поскольку человек приспособлен к миру хуже животных, постольку он ищет какие-то обходные пути к сохранению вида, которое становится все более трудным. Такими обходными путями выживания объявляется все созданное человеком (культура). Так, например, человек создает орудия, чтобы передать часть функций им, а следовательно, сам он постепенно лишается все большего числа функций и, соответственно, необходимых для их выполнения органов, то есть все более деградирует. Вся культура тем самым оказывается лишь суррогатом жизни, созданным человеком из-за его биологической слабости и лишенным ценности перед лицом «жизни», а человеческая история оказывается процессом вымирания заведомо обреченного на смерть вида. При этом не принимается во внимание, что отказ от ряда практических функций сопровождается, во-первых, появлением новых, не присущих животным, а во-вторых, развитием духовных способностей - познавательных, эстетических, нравственных.

Подобные представления о разуме (и духе вообще) как о болезни жизни приводят к образу дионисического человека, который желает только лишь отключения своего духа и разума (опьянение, танцы, наркотики) для того, чтобы почувствовать единство, слиться с творящей природой. Если деградация человека понимается как его «уход от природы», то отсюда неизбежно следует известный лозунг «Назад к природе». Дионисический человек - это человек влечений; он стремится слиться с жизненным порывом, несущим в себе «образы мира».

5. Идея сверхчеловека Ф. Ницше.

Сущность человека, согласно учению Ф. Ницше, выражена не во всей людях. Заратустра так говорил: «Человек есть нечто, что до лжно превзойти», «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью» 13 .

Ф. Ницше стремился возвысить тип человека, предлагая идеал сверхчеловека. Сверхчеловек - это «личность, у которой максимум ответственной воли, цельности, чистоты, ума и могущества» 14 . Этодуховно одаренный человек, выдающаяся личность, представитель творческого меньшинства, главный субъект истории, ответственный за судьбы общества и культуры; сверхчеловеку противостоит пассивная и в большой мере обезличенная масса, толпа.

Концепция сверхчеловека – это и есть ответ на поставленный самим же Ницше вопрос об оправдании человека. Идея сверхчеловека, по словам М. Шелера, «позволяет самосознанию человека подняться на такую ступень, взлететь на такую головокружительную, гордую высоту, какой не сулило ему ни одно другое из известных учений». Он называет эту концепцию «постулаторным атеизмом серьезности и ответственности», когда Бог отвергается «во имя ответственности, свободы, предназначения, во имя смысла бытия человека» 15 .

Тезис «Бог умер» встречается не только у Ницше. Как известно, он обсуждается, например, Ф. М. Достоевским в романе «Братья Карамазовы». Все дело, однако, не в этом тезисе самом по себе, а в тех выводах, которые из него делают. Ницше, в отличие от вывода Ивана Карамазова «все дозволено», приходит к противоположному – «ничего не дозволено». Он переносит всю ответственность с Бога на сверхчеловека. А. Камю писал, что «в философии Ницше бунт ведет к аскезе. И более глубокая логика рассуждений Ницше заменяет карамазовское “если нет ничего истинного, то все дозволено” формулой “если нет ничего истинного, то ничего не дозволено”» 16 .

Идея сверхчеловека - это атеистическая идея, которая связана с отрицанием существования Бога ради ответственности, свободы, предназначения и смысла жизни человека. Здесь ответственность и суверенитет человека повышаются до самого предела.

Итак , выделенные М. Шелером пять основных идей о человеке связывают его либо с трансцендентным (христианская идея человека как образа и подобия Бога), либо с идеальным (человек разумный,homosapiens), либо с материальным (человек, производящий орудия,homofaber) началами; при этом человека то возвышают, понимая как «венец творения» либо как «сверхчеловека», то низводят его до «части природы» либо даже до «неудачи» природы, «ошибки жизни». Несомненно, что все это отражает реально существующие проблемы и формы человеческого существования как проявленияединого человека. Поэтому и возникают попытки «синтетического» осмысления человека как существенно двойственной целостности.

Издавна известно представление о человеке как «гражданине двух миров» , восходящее по крайней мере к философии Платона и имевшее дальнейшие вариации в истории философии. (Так, например, человек как «гражданин двух миров» одновременно принадлежит «миру идей» и «миру вещей» - в терминологии Платона, «миру феноменов» и «миру ноуменов» - в терминологии немецкой классической философии.)

Такой подход в определенной мере позволяет преодолеть ограниченность рассмотренных идей о человеке. В основе его лежит парадоксальная, на первый взгляд, идея, что человек - это живое существо, предельно противоположное живому вообще. Человек как витальное (живое) существо – это тупик, как духовное – это выход из тупика. Одновременно понимание человека как «гражданина двух миров» может служить метафорой для обозначения принципиальной внутренней противоречивости человека; фундаментом всех многочисленных противоречий будет противоречие витального (относящегося к жизни организма) и духовного.

Современная наука при рассмотрении человека с точки зрения биологической организации выявляет ряд его значительных отличий от животных. Во-первых, это касается его нервной системы и в особенности - головного мозга, которые «устроены» намного сложнее, причем мозг имеет отделы, не встречающиеся у животных. Все это уже само по себе создает объективное основание для гораздо более сложной психики. Во-вторых, способность человека к инстинктивной адаптации минимальна по сравнению со всеми живыми существами. Это позволяет предположить наличие какого-то иного, нежели инстинктивный, способа приспособления к миру, и искать его следует, очевидно, в области психического, которая у человека имеет новые возможности по сравнению с животными. «Человек - самое беспомощное из всех животных, но именно эта его биологическая беспомощность - основа его силы, главная причина развития его специфически человеческих качеств» 17 . Человек противостоит природе вообще как существо, которое в своем центре свободно от природных движущих сил.

То, что управляет отношением человека к миру, - это внеприродный, стоящий «над» биологическим существованием дух, разум, сознание. Это и лежит в основе данного М. Шелером определения человека: «Человек есть существо возвышенное и возвысившееся в самом себе над всей жизнью и ее ценностями (да и над всей природой в целом), - существо, в котором психическое освободилось от служения жизни и облагородилось, преобразовавшись в «дух», в тот самый дух, которому теперь и в объективном, и в субъективно-психическом смысле служит сама “жизнь”». Он выделяет три основные подлинно человеческие функции (духовные и разумные), которые и определяют сознательное отношение к миру:

1) способность человека быть определенным только вещью, а не влечением (предметное отношение к миру);

2) «свободная от вожделения любовь к миру как нечто возвышающееся над всяким отношением к вещам, определенным влечением»;

3) способность отличать сущность от наличного бытия, от случайного 18 .