Блузки и рубашки

Дивизион плохой погоды. ракетные корветы вмф ссср

С самого рождения в 1967 году проект 1234 оказался крайне противоречивым и возводящим в абсолют советское стремление к специализированным кораблям – недаром специально для него был создан отдельный класс. Невиданные ранее «охотники на корабли» сразу привлекли к себе внимание военных экспертов всего мира, бурно обсуждавших вопрос: что же представляет собой советский «зубастый малыш» на самом деле – «пистолет у виска капитализма» или легкую мишень? Споры эти не утихают и поныне, когда отечественный флот стоит на распутье: продолжать ли советскую традицию или перейти к западной парадигме многофункциональных кораблей ?

В наследство от Советского Союза нашему флоту досталось 15 малых ракетных кораблей (МРК): 13 МРК проекта 12341 и два МРК на воздушной подушке проекта 1239. Распределение корпусов по флотам выглядит так: три – на СФ, четыре – на ТОФ, четыре – на БФ и четыре – на ЧФ (два корабля проекта 12341 и два проекта 1239). В итоге на сегодня этот класс кораблей – один из самых многочисленных на флоте. Примечательно, что все до одного находятся в строю.

Тем не менее, необходимость наличия этих кораблей является предметом многочисленных споров и разногласий. Многие считают, что в современной концепции флота такие узкоспециализированные корабли должны заменяться на многоцелевые корветы. Сомнениям подвергается и боевая эффективность МРК в условиях мощного радиоэлектронного противодействия и наличия у противника штурмовой авиации. Кроме того, сегодня задачи МРК точно так же могут выполнять истребительно-бомбардировочная авиация и береговые ракетные комплексы. Насколько оправданны эти сомнения и действительно ли век МРК подошел к концу?

Достоинства и недостатки

Для начала следует разобраться в достоинствах и недостатках малых ракетных кораблей, применяя их к современным реалиям.

Первое и самое основное достоинство – мощное ракетное вооружение . Главный калибр МРК проекта 1234 – шесть ракет П-120 «Малахит» достигают скорости М=1 и имеют предельную дальность до 150 км, система наведения активная радиолокационная с «подстраховочным» ИК-датчиком. Имея мощную боевую часть (БЧ) и внушительную скорость, эти ракеты способны вывести из строя достаточно крупные корабли, такие как эсминец (ЭМ) и при нескольких попаданиях даже ракетный крейсер (РКР).

Например, в ходе учений «Крым-76» двух ракет оказалось достаточно, чтобы потопить списанный эсминец проекта 30 бис водоизмещением 2300 тонн, тем самым продемонстрировав и отменную точность наведения. Важным достоинством является относительно большой боекомплект, позволяющий производить массированные залпы.

Однако у ракет П-120 есть и существенные недочёты . Первым делом можно отметить недостаточную по сравнению с некоторыми одноклассниками дальность пуска, например у ближайших конкурентов – ракет Exocet и Harpoon она составляет 180 и 315 км соответственно. Кроме того, значительные ограничения накладывает немалый размер самой ракеты: на экспериментальном МРК «Накат» проекта 1234.7, вооруженном сравнительно небольшими ракетами П-800 «Оникс», удалось разместить вдвое больше пусковых установок.

Далее, сама возможность применять вооружение на максимальной дальности зависит от надежного целеуказания (ЦУ). Возможности бортовой РЛС не позволяют дать четкое ЦУ на предельных дальностях, поэтому изначально предполагалось, что МРК будет получать более точную информацию от самолетов-разведчиков Ту-95РЦ и других кораблей.

Следующее неоспоримое достоинство проекта 1234 – это его превосходная скорость и мобильность . Относительно небольшое водоизмещение и мощный двигатель позволяют ему достигать максимальной скорости в 35 узлов наравне с хорошей поворотливостью. В сочетании с относительно большой автономностью плавания (10 суток) это дает МРК преимущества как на оперативном уровне – можно быстро перебрасывать боевые единицы на нужные направления, так и в бою, где хорошая маневренность позволяет, к примеру, уклониться от торпеды или первым занять позицию для пуска ракет. Однако эти унаследованные от катера качества оборачиваются весьма посредственной мореходностью. Тем не менее, для действий в прибрежной и ближней океанской зоне она вполне достаточна.

И еще один немаловажный фактор – производственный . Корабли проекта 1234 относительно недороги, могут строиться практически на любой военной верфи, способной выпускать корабль водоизмещением до тысячи тонн, а срок постройки при чрезвычайных обстоятельствах и напряжении всех возможностей уложится в три-четыре месяца. Такое сочетание выгодно отличает МРК от всех других классов, исключая только катера.

Но наряду с этими достоинствами МРК не лишены весьма значительных недостатков:

— первый и самый главный – практически полная беззащитность такого корабля от атак с воздуха . Из зенитного артиллерийского вооружения на нем присутствует только одна шестиствольная 30-мм установка АК-630 и одна 76-мм АК-176 (весьма условная в качестве средства ПВО), а из ракетного – ЗРК «Оса-М», имеющий дальность стрельбы не более 10 км. Как показывает опыт, в том числе и реальный боевой, вероятность перехвата вражеской противокорабельной ракеты (ПКР) этими средствами невелика, не говоря уже о возможности борьбы непосредственно с ударной авиацией.

— Второй недостаток – малая живучесть МРК : как показал трагичный опыт «Муссона», погибшего на учениях при попадании ракеты П-15 с инертной БЧ, корабль является очень пожароопасным из-за материала корпуса – алюминиево-магниевого сплава. Малые же размеры обусловливают недостаточную плавучесть и запас прочности. В итоге многие считают МРК «одноразовыми» кораблями – на один залп.

Возможности применения

Как ни парадоксально, при всей своей узкой специализированности малый ракетный корабль проекта 1234 относительно универсальный. В условиях крупномасштабного конфликта на океанском ТВД возможны несколько вариантов применения МРК:

— в силу своего мощного вооружения эти корабли способны поддерживать преодоление ПВО крупного корабельного соединения противника, внося значимый вклад пуском шести ракет П-120;

— используя свою скорость и мобильность, МРК могут действовать в рамках тактики «ударил и убежал», производя внезапные атаки на транспортные конвои, десантные суда и эсминцы ПЛО и ПРО;

— сопровождение и защита собственных конвоев.

Все эти три варианта упираются в уже обозначенный недостаток: дальность стрельбы. Сложно предположить, что МРК сможет подойти, например, к авианосной ударной группе на расстояние 120 км и выжить: еще на подходах он будет гарантированно обнаружен и уничтожен палубной авиацией в отличие от носителей крупных ПКР типа П-500 и П-700, способных открывать огонь за 500 км.

Вторая тактика также имеет уязвимые места. Первым из них может стать ответный огонь более дальнобойными ПКР (например, широко используемой на кораблях НАТО «Harpoon»). На борту эсминцев и фрегатов сопровождения возможно присутствие вертолета, вооруженного ПКР малой дальности (ракеты Penguin и Sea Skua могут быть запущены на дальность 28 и 25 км соответственно). Как уже отмечалось выше, противовоздушных возможностей малого ракетного корабля не хватает для гарантированного отражения такой атаки.

Аналогичная ситуация складывается и при использовании МРК в обороне: в современных условиях атака на конвой будет произведена с большой вероятностью с помощью ударной авиации. Эффективно бороться с этой угрозой могут только собственные истребители-перехватчики.

Но главным фактором, ограничивающим использование малого ракетного корабля в описанных условиях, является необходимость точного целеуказания , а следовательно, активного взаимодействия с другими частями флота, в том числе в условиях мощного радиоэлектронного подавления. Для полноценной работы необходимо обеспечение ДРЛО либо поддержка более крупного надводного корабля, имеющего на вооружении вертолёт-целеуказатель.

Другой логичной ролью для МРК может стать прибрежная оборона . Во многом корабли этого типа хорошо вписываются в требования для сторожевика: неплохое артиллерийское вооружение, приличная скорость, автономность. Однако как отмечают моряки, для подобных задач МРК со своим ракетным вооружением «избыточен» – для охраны морской границы вполне хватает ракетных катеров и малых артиллерийских кораблей.

Все эти концепции берут начало в 70-х годах прошлого века, когда и создавались малые ракетные корабли. Сегодня все вышеперечисленные задачи могут выполнять и ВВС. Для ударных миссий созданы легкие крылатые ракеты Х-31 и Х-35, которые подвешиваются даже на легкие истребители. Более того, изделие Х-31 превосходит П-120 как по скорости (М=2), так и по дальнобойности (160 километров). Ракета Х-35 «Уран» способна выходить на цель по комбинированной траектории, обладает меньшими размерами, что позволяет увеличить боезапас и производить более массовые залпы, а также обеспечивает меньшую эффективную поверхность рассеивания (ЭПР).

Береговую оборону против серьезного противника, который окажется не по зубам ракетному катеру (РКА) и малому артиллерийскому кораблю (МАК), могут производить береговые ракетные комплексы и та же авиация. На стороне воздушных сил находятся сразу несколько факторов :
— меньшая уязвимость перед встречным огнем противника (напомним, что дальность авиационных ПКР позволяет не входить в зону поражения ПВО противника);
— большая скорость и мобильность;
— отсутствие необходимости проводить длительное время в угрожаемой зоне;
— гибкость и многофункциональность.

Многие считают, что недостатков МРК лишены современные проекты многофункциональных корветов, совмещающие ударную мощь проекта 1234 с развитой системой ПВО, возможностями по ведению ПЛО, наличием вертолета, лучшей живучестью и мореходностью. Таким путем пошли почти все страны, имевшие на вооружении аналоги МРК: Швеция, Дания, Норвегия, Германия вывели за 90-е годы из состава ВМС 25, 20, 15 и 20 единиц ракетных катеров соответственно. Вместо них в строй вводятся именно корветы увеличенного водоизмещения.

Более того, и для отечественных реалий более предпочтителен корвет с противолодочным уклоном, поскольку в наших огромных территориальных водах большую потенциальную угрозу несут именно подлодки противника . Действуя вместе с авиацией, такие корветы (будучи построены в достаточном количестве, разумеется) смогут значительно снизить опасность.

В итоге получается, что малые ракетные корабли действительно остаются не у дел: сегодня созданы более совершенные средства поражения вражеских кораблей, способные атаковать быстрее и эффективнее. Однако все не так однозначно, как кажется на первый взгляд.

Начнем с того, что МРК – очень неприхотливый корабль . Для обустройства временного пункта базирования достаточно нескольких плавучих пирсов, склада ГСМ и электросети. Современному же ударному самолету нужна гораздо более развитая инфраструктура, не говоря уже о том, что аэродром представляет собой первоочередную цель для атаки, а следовательно, при ведении боевых действий с большой вероятностью будет требовать частого ремонта.

Далее, самолет не может подобно кораблю вести длительное пассивное слежение за целью в период обостренного противостояния или при вторжении корабля потенциального противника в территориальные воды (вспомним инцидент с американским крейсером «Йорктаун» в 1988 году). Главным при этом является возможность немедленно нанести удар по цели при поступлении такого приказа, и заранее вышедший на огневой рубеж МРК будет иметь преимущество перед только взлетевшим с базы самолетом.

Но решающим фактором становится то, что на сегодня по сравнению с новыми проектами корветов и в меньшей степени истребителями-бомбардировщиками малые ракетные корабли имеют полностью отработанный оружейный комплекс, отработанные тактические приемы, существуют подготовленные штаты, обеспечивающие структуры и полноценные корабельные соединения.

Иначе говоря, МРК проекта 1234 – очень надежный и проверенный корабль, гарантированно способный выполнить свои задачи с максимальной эффективностью . Совсем другое дело – , которые до сих пор являются новинкой – как сам класс корабля, не существовавший в советской военно-морской доктрине, так и с точки зрения установленного вооружения, еще не обкатанного на учениях.

Ни в коей мере не отрицая необходимость движения вперед и строительства кораблей нового поколения, надо признать, что сейчас России нужнее боеготовый и обеспеченный всем необходимым МРК, чем совершенно новый, но неосвоенный на флоте и в производстве корвет . Разумеется, продолжать строить старые советские проекты бессмысленно, однако просто так оставлять за бортом накопленный богатый опыт тоже нельзя. Наилучшим выходом видится значительное увеличение потенциала уже существующих корпусов посредством модернизации с установкой, например, ракет «Оникс» в варианте 2х9, ЗРАК «Каштан» и нового радиоэлектронного оборудования. Моряки не отказались бы и от беспилотного летательного аппарата для разведки и целеуказания.

Предпочтительной мерой было бы наращивание группировки МРК путем производства модернизированного варианта. Например, мощностями Восточной верфи и судостроительной фирмы «Алмаз» можно производить до четырех МРК в год. Эта мера поможет заткнуть значительные бреши в морской обороне, в том числе и в средней морской зоне, которая не покрывается более легкими кораблями. В дальнейшем при должной модернизации судостроительных верфей и отработке производства МРК по окончании срока службы должны заменяться на корветы при условии, что количество новых кораблей будет, как минимум, не уступать выводимым в отстой.

Разумеется, нельзя умолчать об относительно новом , представляющем собой развитие речного МАК проекта 21630 «Буян». Вооруженный УВП для восьми ракет «Калибр» или «Оникс», а также 100-мм АУ А-190М и 30-мм , он тем не менее не является альтернативой более тяжелому проекту 1234, поскольку может действовать исключительно в ближней морской зоне. Но именно во взаимодействии эти два типа МРК могут обеспечить приемлемый уровень защищенности наших границ и экономических зон.

Подводя итог, скажем, что сегодня нашему флоту нужна в первую очередь совершенно четкая и продуманная концепция ведения боевых действий, обеспечивающая постановку задач и требований к каждому классу кораблей. И хотя системы взаимодействия старых специализированных кораблей с новыми, построенными по западной модели применения, не выработано, пренебрегать оставшимися от СССР МРК по меньшей мере неразумно.

Не стоит забывать, что боевая эффективность этих кораблей была подтверждена в ходе «пятидневной войны» в Южной Осетии. В сложившихся условиях, когда судьба флота по-прежнему неясна, опираться лучше только на проверенные и надежные решения и в итоге несколько старых МРК могут оказаться предпочтительнее мифического перспективного эсминца.

Современная концепция развития военно-морского флота России предполагает строительство кораблей самых разных классов, однако в некоторых деталях Россия является законодательницей мод в нынешнем кораблестроении. Именно российский ВМФ с началом нового тысячелетия годов стал получать новейшие корабли любопытной конструкции. Небольшие по водоизмещению и по размерам корабли обладали огромной огневой мощью. Первым пробным шаром стало строительство кораблей проекта 21631 типа «Буян», которые на Западе были причислены к классу корветов. Продолжением успешного проекта стали корабли проекта 22800, в конструкции которых удалось реализовать все самые последние разработки.

Российские крылатые ракеты морского базирования «Калибр» дали реальный толчок для возрождения забытого класса кораблей – малых ракетных кораблей. Маленькие, хорошо вооруженные корабли, способные действовать одновременно на реках и на море, представляют эффективный инструмент сдерживания военной угрозы. Нынешние российские корветы типа «Каракурт», небольшие и могучие корабли, во многом схожи со своими предшественницами — канонерскими лодками. Не отличаясь большими размерами, вооруженные мощной артиллерией – эти корабли были эффективными боевыми средствами во многих флотах.

Малые ракетные корабли — российское ноу-хау

Сегодня концепция строительства малых ракетных кораблей для отечественного флота реализуется уже на основании полученных реальных результатов и фактов. Идея в том, что корабль класса «река-море», имеющий небольшое водоизмещение может нести средства вооружения огромной мощности. Благодаря появлению крылатой ракеты «Калибр-НК» это стало возможным. К тому же опыт строительства небольших кораблей класса – корвет у отечественных кораблестроителей был. Сначала были малые артиллерийские корабли проекта 21630 типа «Буян», строившиеся для нужд Каспийской военной флотилии. Далее проект получил развитие по пути усиления боевых возможностей кораблей. Улучшенный проект 21631 типа «Буян-М» уже предполагал строительство боевых кораблей не с обычной артиллерией, а вооруженных ударным ракетным комплексом.

Последующее успешное боевое применение малых ракетных кораблей в качестве ударной силы только утвердило руководство флота в правильности выбранного пути развития малых сил флота. С малых ракетных кораблей Каспийской военной флотилии «Углич», «Великий Устюг» и «Град Свияжск» 7 октября 2015 года были совершены пуски крылатых ракет «Калибр-НК» по целям Исламского Государства на территории Сирии. Ракеты, пролетев 1,5 тыс. км, поразили заданные цели. Эта операция прекрасно показала, что небольшие корабли в нынешних условиях могут представлять собой внушительную боевую силу. И это несмотря на то, что данный тип кораблей строился преимущество для действия во внутренних и в прибрежных акваториях.

Стало ясно, что при внесении некоторых изменений в конструкцию МРК, эти небольшие и грозные суда смогут действовать и на удаленных морских театрах. В данном случае брались во внимание сразу три весомых аргумента:

  • корабли такого класса могут быть построены на небольших судостроительных заводах;
  • высокие темпы строительства боевых судов;
  • сравнительно невысокая стоимость строительства в сравнении с постройкой более крупных океанских кораблей.

Тем более, что за счет малых ракетных кораблей Россия могла за короткий период существенно нарастить свою военно-морскую мощь на южном фланге. Техническим решением поставленной задачи стал корвет проекта 22800. Эти небольшие военные корабли, обладающие хорошей мореходностью и огромной огневой мощью, могут стать серьезной ударной силой отечественного флота на данный период. Новый проект получил и соответствующее название – «Каракурт». Небольших размеров, малозаметный корабль может нанести смертельный удар любому противнику как на море, так и на суше.

Каракурт – это ядовитый паук, обитающий в засушливых регионах. Несмотря на небольшие размеры, насекомое может нанести смертельный укус. Яд паука поражает центральную нервную систему, приводя к параличу сердечной мышцы и органов дыхания.

Рождение проекта и строительство судов

Проект 22800 можно смело назвать одной из самых смелых и удачных отечественных разработок в области военного кораблестроения. Основная идея проекта — создание корабля ближней морской зоны небольшого водоизмещения с развитым вооружением, которое включает оборонительные и ударные системы. Отталкиваясь от предыдущего проекта МРК типа «Буян», конструкторами было предложено ограничить водоизмещение новых кораблей 800 тоннами. Корабли должны стать универсальными боевыми единицами, способными решать широкий спектр боевых задач, как в составе флотского соединения, так и самостоятельно.

Как и прежде, разработкой проекта занималось Санкт-Петербургское ЦКБ «Алмаз». Это предприятие имеет огромный опыт создания военных кораблей всех классов и типов. Конструкторы старались использовать имеющиеся инженерно-технологические наработки по предыдущим аналогичным проектам. За образец брались ракетные катера проекта 12300 и малые ракетные корабли проект 21631 типа «Буян-М». Планировалось, используя конструктив уже имеющихся кораблей, повысить мореходность нового корабля. Предполагалось строить корабли нового проекта в трех модификациях: патрульно-сторожевой вариант, противолодочный и ударный вариант.

Впервые о новой разработке отечественного оборонпрома широкая публика узнала летом 2015 года, когда впервые был продемонстрирован макет нового корабля. Спустя пять месяцев, в декабре того же года были заложены первые две единицы МРК «Ураган» и «Тайфун». Головной корабль получил название в память о первом сторожевом корабле отечественной постройки «Ураган». Заказ на строительство новых боевых судов для отечественного флота получил Петербургский судостроительный завод «Пелла». В планах флотского командования постройка 18 судов этого класса, которые будут строиться сразу на нескольких судостроительных заводах. Для судоверфи «Пелла» в планах на ближайшие годы определено строительство 7 боевых кораблей проекта 22800, которые должны использовать производственные мощности других судостроительных предприятий. Если первые суда были заложены в Санкт-Петербурге на производственной площадке в Отрадном, то два последующих серийных корабля уже строятся на производственных мощностях судостроительного завода «Море». Строительство остальных корабли в соответствии с Госзаказом было распределено следующим образом:

  • ССЗ «Море» г. Феодосия»;
  • ССЗ «Залив» г. Керчь;
  • Зеленодольский судостроительный завод г. Зеленодольск Республика Татарстан;
  • Амурский судостроительный завод г. Комсомольск на Амуре.

Распределение госзаказа на постройку малых ракетных кораблей сделано не случайно. В каждом отдельном случае можно говорить о том, что постройка судов ведется в рамках программы пополнения Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Следом за первыми двумя судами, которыми должен пополниться Балтийский флот, на верфях в Отрадном заложили уже два следующих МРК «Шквал» и МРК «Буря», место службы которых еще не определено. Первыми кораблями, которыми может пополниться Черноморский флот должны стать корабли в ударном варианте исполнения «Шторм» и «Охотск», заложенные в Феодосии в 2016-17 гг.

Производственные мощности Зеленодольского судостроительного завода уже загружены строительством двух «каракуртов», МРК «Муссон» и «Пассат». Готовы к началу строительства и три других корабля, контракты на постройку которых, уже подписаны. Прорабатываются технологические возможности Амурского судостроительного завода для начала постройки судов нового поколения, которые, по планам военного флотского командования, в количестве 6 единицы будут переданы Тихоокеанскому флоту РФ.

Строительство новых ракетных кораблей ведется активными темпами. В июле-декабре 2017 года планируется сдача приемной комиссии первых двух кораблей проекта 22800 «Ураган» и его аналог, ракетный корабль «Тайфун». В данном случае прослеживается преемственность поколений военных кораблей. Практически 88 лет назад на Николаевской верфи в Ленинграде было начато строительство сторожевых кораблей типа «Ураган», которые стали на тот период основным ядром молодого советского флота. Сегодня новые ракетные корабли проекта 22800 продолжают славную традицию своих предшественников.

Особенности кораблей проекта 22800

Все суда проекта, которые сегодня строятся в рамках Государственного заказа, должны быть переданы флотам до 2020 года. Корабли, которые будут строиться на Дальнем Востоке должны быть готовы к 2022 году.

По мнению военных экспертов, МРК типа «Каракурт» — это суда класса «река-море», которые усовершенствованы в соответствии с новой оперативно-тактической обстановкой, сложившейся на флангах. В целом, новые суда являются универсальными боевыми единицами и должны стать важным компонентом для укрепления обороноспособности РФ на море.

Строительство мореходных небольших платформ с комплексом ударных вооружений может нейтрализовать создавшуюся угрозу военно-морским силами РФ в Европейской части и на Дальнем Востоке. Ракетная компонента, которая является основным коньком данного проекта, позволяет накрывать любые цели в радиусе 1500-2000 км. В зону действия ракетных комплексов «Калибр» морского базирования входят практически все сухопутные и морские объекты в Западной Европе и на тихоокеанском побережье. Из района Каспийского моря малые ракетные корабли способны накрывать цели в районе Персидского залива. Другими словами, обладая многочисленной группировкой кораблей подобного класса, Российский Военно-Морской флот становится способным ответить на любые внешние угрозы.

Основное новшество, которым отличается этот проект, — улучшенные мореходные качества судов. Корабли, несмотря на принадлежность к классу судов «река-море», тяготеют больше к корветам — судам, способным свободно действовать в акваториях прибрежных морей. При сравнительно скромных размерах: длина судна 67 метров и ширина 11 метров, корабли могут выдерживать волнение силой до 6-7 баллов. Этому способствовало увеличение осадки кораблей до 4 метров. Дальность действия малых ракетных кораблей проекта 22800 осталась такой же, как и у корветов проекта 21631 и составила 2500 миль. Зато увеличилась автономность плавания, которая выросла до 15 суток.

Интересным выглядит и корпус корабля. Геометрия палубных надстроек и обводы корпуса разработаны с учетом малой заметности. В качестве основного конструктивного материала использованы специальные сплавы, способные снизить радиолокационную заметность корабля на экранах радаров. Наличие на корветах типа «Каракурт» нового и совершенного радиолокационного и навигационного оборудования делает эти корабли зрячими и скрытными.

Что касается систем вооружения, то новые корабли флота имеют комбинированную систему вооружений. Основной акцент делается на ударный противокорабельный ракетный комплекс «Оникс» и на крылатые ракеты «Калибр-НК», которыми оснащаются суда. Установки вертикального пуска располагаются в корпусе основной настройки, сразу за боевой рубкой. Такое расположение пусковых установок ракетных комплексов позволяет выгодно использовать остальные палубные пространства корабля. В комплексе с ударными средствами вооружений, новые строящиеся корабли будут оснащаться противовоздушным комплексом «Панцирь-М». В его задачи входит создание мощной и эффективной противовоздушной обороны корабля от воздушного нападения любого вида. На первых двух судах МРК «Ураган» и «Тайфун» функции ПВО выполняют артиллерийские установки Ак-630М и переносные ПЗРК «Игла».

В заключение

Строительство новых малых ракетных кораблей типа «Каракурт» выводит Российский военно-Морской Флот в ряды наиболее боеспособных флотов мира. Несмотря на малый тоннаж новых боевых единиц, огневая мощь флота заметно вырастет. Это касается в первую очередь регионов, где постоянно наблюдается внешнеполитическая напряженность. Акватория Черного моря и Восточное средиземноморье на сегодняшний день для России являются ключевыми зонами действия флота. Сирийский кризис, ситуация на Украине заставляют российское командование постоянно работать над усилением своей военно-морской группировки на южном фланге.

Не стоит забывать и о Дальнем Востоке, где ракетно-ядерные амбиции Северной Кореи угрожают всему региону. Растущая мощь китайских ВМС также становится причиной роста напряженности в Японском и в Восточно-Китайском море.

Благодаря проекту 22800 российский флот может в течение 4-5 лет в разы увеличить свою огневую мощь, создав реальный противовес военно-морским силами других стран на основных оперативно-тактических направлениях.

ТТД:
Водоизмещение: 730 т.
Размеры: длина - 59,3 м, ширина - 11,8 м, осадка - 2,9 м.
Скорость полного хода: 34 узла.
Дальность плавания: 3500 миль при 18 узлах.
Силовая установка: дизельная, 3 дизеля М-507А, 30000 л.с., 3 вала.
Вооружение: 2х3 пусковых установки ПКР "Малахит" (6 ракет П-120), 1х2 57-мм артустановка АК-725, 1 ПУ ЗРК "Оса-М" (20 ракет)
Экипаж: 60 чел.

История корабля:
Малый ракетный корабль пр.1234

В развитие класса ракетных катеров в ЦКБ "Алмаз" был разработан малый ракетный корабль проекта 1234. Корабль, в отличие от ракетных катеров, оснащен более мощным ракетным комплексом "Малахит" и ЗРК "Оса-М".

В 1965 году ТТЗ на проектирование нового ракетного катера было выдано в ЦМКБ "Алмаз". Главным конструктором корабля, получившего шифр "Овод" и номер проекта 1234, был назначен И.П.Пегов, а главным наблюдающим от ВМФ капитан 1 ранга В.В.Дмитриев. Проектирование нового РКА проходило в очень сложной обстановке. Размещение 6 противокорабельных ракет типа "Малахит" с новым радиолокационным комплексом выдачи целеуказания УРО "Титанит", одного ЗРК СО "Оса-М" и 1x2 57-мм артустановки АК-725 с РЛС управления "Барс" привело к резкому возрастанию водоизмещения до 600 тонн. Следует также отметить, что впервые для ракетных катеорв было предусмотрено и размещение средств радиоэлектронной борьбы.

Для обеспечения заданной первоначально скорости надо было уже использовать не дизельную, а газотурбинную энергетическую установку. Однако имеемые в тот момент турбины типа МЗ обладали очень большими размерами и в конечном итоге снова вели к увеличению водоизмещения, что было конечно неприемлемо. Расчеты показывали, что даже для обеспечения 35 узловой скорости требовалась такая мощность, которая могла бы быть обеспечена как минимум 6-ю двигателями типа М-504, что также было нереально. Время на разработку главной энергетической установки было ограничено и разработать новый двигатель (дизель или турбину) было невозможно. Поэтому было принято решение использовать в ГЭУ три вала с работой на каждый вал по 2 двигателя М-504. Однако такая установка была более или менее приемлемой только в случае отсутствия сложных редукторов. Поэтому завод "Звезда" в срочном порядке в конце 60-х годов создал сочлененный двигатель М-507 (состоящий из двух двигателей М-504, валы которых соединялись через редуктор), имеющий 112 цилиндров и развивающий мощность в 10 000 л.с.

По результатам рассмотрения проекта Главкомом было принято решение о переводе "Овода" из класса ракетных катеров (РКА) в специальный класс малых ракетных кораблей (МРК). Следует отметить, что в тот период каких-то иностранных аналогов, равных по боевым возможностям этим кораблям, не существовало.

Головной МРК, получивший наименование "Буря", был построен в 1970 году на Приморском заводе в Ленинграде. Строительство кораблей этого проекта было развернуто еще и на Владивостокском судостроительном заводе. Всего до 1981 года по этому проекту было построено 17 МРК (14 в Ленинграде и 3 во Владивостоке).

Корабли проекта 1234 ("Nanuchka-I class" по классификации NATO) предназначены для защиты морских коммуникаций, охраны конвоев, борьбы с надводными кораблями в прибрежных районах. Для борьбы с надводными целями на кораблях установлены шесть ПУ ракет "Малахит". Для выдачи целеуказаний ракетному комплексу на корабле установлена система пассивного загоризонтного обнаружения надводных целей. Корабли вооружены ПУ ЗУР "Оса-М" с боекомплектом 20 ракет. Силовая установка корабля состоит из трех дизелей общей мощностью 30000 л.с., которые вращают три винта. Максимальная скорость составляет 34 узла.

Малый ракетный корабль "Гром" был заложен на стапеле Ленинградского Приморского судостроительного завода 01.10.1969 г. (заводской № 57) и 20.10.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 29.10.1972 г., вступил в строй 28.12.1972 г. и 31.01.1973 г. включен в состав Балтийского флота. Летом 1973 г. переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное и 04.09.1973 г. перечислен в состав Черноморского флота.

Малый ракетный корабль "Гром" проекта 1234 находился в составе 349-го дивизиона малых ракетных кораблей 41-й бригады ракетных катеров.

01.09.1988 г. был выведен из боевого состава, законсервирован и в бухте Карантинная в Севастополе поставлен на отстой, но 01.06.1991 г. расконсервирован и вновь введен в строй. В 1978 и 1992 гг. завоевывал приз Главкома ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

Спуск на воду и прием в боевой состав Российского Флота нового корабля - это всегда событие. Чем больше водоизмещение, разнообразнее системы вооружений и внушительнее мореходные качества, тем ярче освещается торжественная церемония средствами массовой информации. В 2014 году к празднованию Дня Военно-Морского Флота была приурочена сдача оборонному ведомству двух новых единиц, усиливающих Каспийскую флотилию. Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М», получившие в название имена старинных русских городов «Углич» и «Град Свияжск», на первый взгляд, не внушают такого почтения, как атомные крейсера и подводные ракетоносцы. Но их роль в обороноспособности России еще предстоит оценить по достоинству.

Корабль для закрытых морей

Проект «Буян-М» изначально задумывался как тип корабля, предназначенного не для океанских просторов, а для действий в закрытом море. Об этом сегодня известно из открытых источников, но специалисту по судам и так ясно, что водоизмещение в 950 тонн при довольно низких бортах и небольшой осадке не предполагает плаванья в водах с возможным волнением свыше пяти баллов. Закрытых морей, омывающих берега Российской Федерации, всего три: Каспийское, Черное и Азовское. Последние два водных объекта, кстати, совсем недавно представляли в аспекте национальной безопасности довольно небольшой интерес. Рост активности флотов стран НАТО в черноморском бассейне наблюдается лишь в последнее время, после начала известных событий в Украине.

Обстановка на Каспии

Что касается то флотилия, отвечающая за стабильность морской обстановки в регионе, безусловно, нуждалась в обновлении и усилении. Именно для этого оперативного сектора и предназначались корабли проекта 21631 «Буян-М». При этом в качестве вероятного противника рассматривались отнюдь не Республика Казахстан - стратегический партнер России и проводит дружественную внешнюю политику. На настоящий момент Азербайджан (тоже не враждебный) практически не имеет военно-морского потенциала. Туркмения закупает технику в Российской Федерации и, проводя независимую внешнеполитическую линию, заинтересована во взаимовыгодных торгово-экономических отношениях и сотрудничестве в оборонной сфере. Эти страны, бывшие в исторически недавнем прошлом республиками Советского Союза, угрозы безопасности нашим границам не представляют. Остается только Иран. Это находится в экономической изоляции, и заподозрить его в агрессивных поползновениях по отношению к великому северному соседу тоже очень трудно. Что называется, своих забот хватает.

Можно было бы сделать вывод об отсутствии региональных угроз для России в прикаспийском пространстве. Так зачем же нужен здесь малый ракетный корабль проекта 21631? Для ответа на этот вопрос следует изучить характеристики его систем вооружений, мореходные данные и особенности конструкции.

Река-море

Создавался проект и строился корабль в Татарстане. Завод им. А. М. Горького находится в славном волжском городе Зеленодольске. Уже сам по себе этот факт говорит о многом. Корпус судна позволяет ему ходить не только по морям, но и запросто путешествовать по голубым артериям рек, пронизывающим всю страну с Севера на Юг и с Запада на Восток. Значение для обороны теоретически имеют и речные флотилии, им довелось повоевать в годы Великой Отечественной, но с тех пор военная доктрина претерпела серьезные изменения. МРК проекта 21631 «Буян-М» не годится для использования в качестве монитора (класс кораблей, предназначенный для поддержки пехоты, - фактически плавучая артиллерийская батарея). Об этом говорит и довольно скромное пушечное вооружение: всего два стомиллиметровых орудия. К тому же для действий в речных протоках среди островов не требуются столь серьезные меры по поддержанию скрытности, да и скорость великовата (25 узлов). А еще в пользу преимущественно морского характера красноречиво говорит состав ракетного вооружения. Способность к речному плавания кораблей «Буян-М» проекта 21631 предполагает широкие возможности переброски этих боевых единиц практически на любой вероятный театр военных действий. В случае надобности, конечно.

Артиллерия и ПВО

Радиус боевого применения относительно невелик. Автономность составляет десять суток. Малый ракетный корабль проекта 21631 может осуществлять плавание в не более, чем на две с половиной тысячи миль. Помимо уже упомянутых 100-мм орудий «Универсал» (А-190М), бортовая артиллерия представлена спаренной установкой «Дуэт» на корме, двумя тумбовыми пулеметными установками МТПУ калибра 14,5 мм и еще тремя скорострельными 7,62-мм стволами.

Средствами корабельной ПВО служат две установки «Гибка», в основе которой - распространенные в сухопутных войсках и эффективные зенитно-ракетные комплексы «Игла». Для отражения массированной воздушной атаки этого оружия может не хватить, оно предназначено для борьбы со штурмовой авиацией и ударными вертолетами. Главная ставка сделана на другие приемы, позволяющие избежать авиаудара, но об этом несколько позже.

Главный калибр

МРК проекта 21631 «Буян-М» создавался для ведения ракетного огня по кораблям и береговым базам вероятного противника. Для этого и предназначено его основное вооружение, составляющее в совокупности УКСК (универсальный корабельный стрельбовой комплекс). В корпусе размещены восемь шахт, из которых может осуществляться вертикальный пуск ракет, как дозвуковых (противокорабельных 3М54, класса «поверхность - суша» 3М14, противолодочных 91РТ), так и сверхзвуковых («Оникс» 3М55). Таким образом, при очень скромных размерах и малочисленном экипаже (примерно 35 человек) малые ракетные крейсеры «Буян-М» проекта 21631 могут оказаться очень опасным противникам для морских целей намного большего тоннажа.

Стратегический корвет

Комплекс «Калибр», платформой для которого могут стать ракетные корабли проекта 21631, оснащен крылатыми ракетами с дальностью боевого применения, равной 2600 км. С географической точки зрения, это означает, что «Оникс», запущенный из точек, расположенных в акваториях Каспийского и Черного морей, теоретически может достигнуть целей, находящихся в Персидском заливе, Красном и Средиземном морях и в других метах, очерченных на карте Евразии окружностью указанного радиуса, включая и стратегически важный Суэцкий канал.

Традиционно корветы, к классу которых относится проект 21631 (шифр «Буян-М»), считаются боевыми единицами тактического звена. Характеристики вооружений «Града Свияжска» и «Углича», состоящих в настоящее время на вооружении Каспийской флотилии, ненавязчиво намекают на их стратегическую природу.

Корабль-невидимка

Очертания современного малого ракетного корабля в сочетании с его высокой скоростью, водометом и относительно небольшими размерами (74 метра), дают основания рассчитывать на то, что обнаружить его в водах, насыщенных самыми разными судами, будет непросто. На экране радара отличить «Буян-М» проекта 21631 от рыболовецкого сейнера или даже крупной яхты трудно. К тому же он, как и все строившиеся в России боевые корабли, снабжен всем комплексом электронного противодействия, способным вывести из строя системы связи и РЛС средств поражения вероятного противника. Поглощающие высокочастотные излучения покрытия и наклонные плоскости силуэта еще более уменьшают вероятность обнаружения этого быстрого и маневренного корабля с мощным ракетным вооружением.

Ситуация на Черном море

В процессе постройки или ходовых испытаний сейчас пребывают пять кораблей «Буян-М» проекта 21631. Это «Великий Устюг», «Вышний Волочек», «Серпухов», «Орехово-Зуево» и «Зеленый Дол». Первоначально все они предназначались для службы на Каспии, но стремительно изменившаяся в последний год геополитическая картина в районе черноморского бассейна побудило командование Российского флота пересмотреть эти намерения. «Серпухов» и «Зеленый Дол» будут направлены в Севастополь. Морские силы ЧФ нуждаются в пополнении новейшими единицами, способными оказывать противодействие так называемой «минно-тральной группе НАТО», составляющей немалую силу. Разумеется, в случае военного конфликта Крым не остался бы беззащитным, и при нынешнем положении дел его прикрытие могли бы обеспечить комплексы «Бал» и «Бастион», способные контролировать всю акваторию вплоть до Босфорского пролива, но для надежного обеспечения мира требуется постоянное присутствие боевых единиц и демонстрация их возможностей. Основная нагрузка выполнения этой задачи ляжет на фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и РК «Москва», но и «Буянам» работы хватит.

Прибрежные корабли с дальним прицелом

Из истории флотов и морских сражения вдумчивый политик может сделать вывод о том, что не бывает универсального оружия, годящегося на все случаи и способного успешно действовать при любых сценариях развития конфликта. В некоторых ситуациях нужны мощные крейсера и линкоры больших размеров, в других не обойтись без авианосных соединений, в третьих наиболее эффективным средством могут стать только подводные лодки. В наш неспокойный век мобильные ракетные корабли «Буян-М» проекта 21631 также занимают свое место во флотском строю, защищающим интересы России в непосредственной близости от ее берегов, но с дальним прицелом.

Заказно еще пять кораблей этого типа.

Малые ракетные корабли.

Корабли проекта 1234 ("Nanuchka-I class" по классификации NATO) предназначены для защиты морских коммуникаций, охраны конвоев, борьбы с надводными кораблями в прибрежных районах. Силовая установка корабля состоит из трех дизелей общей мощностью 30000 л.с., которые вращают три винта. Максимальная скорость составляет 34 узла.

Первые два малых ракетных корабля проекта 1234 носили до 25 апреля 1970г. только цифровое тактическое наименование: головной «МРК-3», первый серийный корпус — «МРК-7». Последующим кораблям присваивались «погодные» наименования, традиционные для советских сторожевых кораблей времён Великой Отечественной войны, за свои «погодные» названия именовавшихся «дивизионом плохой погоды». Головной корабль проекта «Буря».

Фоторгафии кораблей взяты с сайта www.forums.airbase.ru

Малый ракетный корабль Буря.



Малый ракетный корабль МРК-3 - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 18 октября 1968г., 25 апреля 1970г. переименован в «Буря ». Вступил в строй 30 сентября 1970г., и уже 09 февраля 1971г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского Флота (КЧФ). 5 июля 1971г. было сформировано управление 166-го Новороссийского Краснознаменного дивизиона малых ракетных кораблей, а 14 августа 1971г. малые ракетные корабли МРК «Буря» и «Бриз» подчинены командиру 166-го ДНМРК. 11 марта 1980г. 295-й Сулинский Краснознаменный дивизион торпедных катеров расформирован и на его основе создан 295-й Сулинский Краснознаменный дивизион малых ракетных кораблей в составе:

МРК «Буря»;

МРК «Гроза»;

МРК-5;

ПД-26;

ПД-19.

Приказом ГК ВМФ от 24 декабря 76г. МРК "Зарница" и МРК "Буря" объявлены по результатам инспекторской проверки МО СССР лучшей тактической группой МРК.

15.04 по 16.06.1982г. Совместно с МРК «Гром» и ПРТБ-33 - БС в Средиземном море.

Бортовые номера: 540, 354, 961, 964(1977), 604(1978), 601, 603, 602(1982), 609(1984), 605(1986), 608(1990), 624(1.05.1990). Списан: 1991г.

Малый ракетный корабль Бриз.



Малый ракетный корабль МРК-7 - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 10 октября 1969г., 25 апреля 1970г. переименован в «Бриз ». Вступил в строй 31 декабря 1970г., и уже 09 февраля 1971г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского Флота (КЧФ). С декабря 1970г. начались испытание РК “Малахит” - Первый пуск состоялся 29 декабря 1970г.

5 июля 1971г. было сформировано управление 166-го Новороссийского Краснознаменного дивизиона малых ракетных кораблей, а 14 августа 1971г. малые ракетные корабли МРК «Буря» и «Бриз» подчинены командиру 166-го ДНМРК.

30 октября 1973г. Совместно с МРК «Гроза», ПРТБ-13 (КУГ) - БС в Средиземном море. Во время несения службы, в октябре, было проведено учение «Нанесение ракетного удара ТГ МРК по АУГ из положения слежения по данным собственных средств» .

С 01.11 по 17.11.1974г. Совместно с МРК «Вихрь» и ПРТБ-33 (КУГ) - БС в Средиземном море. При выполнении задач осуществляли слежение оружием за КР УРО «Литтел Рок » и провели учение по нанесению ракетного удара по АВУ «Форрестол» и КРА УРО «Лонг бич».

С 25.06 по 01.08.1977г. Совместно с МРК «Зарница» и ПРТБ-13 (КУГ) - БС в Средиземном море. При выполнении задач осуществляли слежение оружием за КРА УРО «Лонг бич» за кораблём комплексного снабжения ВМС США.

С 17.06 по 08.08.1978г. Совместно с МРК «Гром» и ПРТБ-33 (КУГ) - БС в Средиземном море. Выполняли задачу слежения оружием за АВУ «Кити хок ». 22-27 июня МРК «Бриз» в составе группы кораблей РКР «Адмирал Головко», БПК «Очаков» совершили официальный визит в порт Латакия, САР.

С 23.07 по 3.09.1979г. Совместно с МРК «Гром» и ПРТБ-33 (КУГ) - БС в Средиземном море. В ходе боевой службы осуществляли длительное слежение оружием АУГ АВУ «Форрестол» КР УРО «Ярнел», ФР УРО «Келш» .

С 19.09 по 20.10.1980г. Совместно с МРК «Зыбь» и ПРТБ - БС в Средиземном море. В ходе учения «Уничтожение АУГ силами 5 ОПЭСК во взаимодействии с МРА флота» осуществляли слежение оружием за АУГ АВУ «Америка», КР УРО «Литл Рок», ФР УРО «Водж», корабль комплексного снабжения ВМС США, с последующим нанесением условного ракетного удара.

С 15.08 по 2.09.1981г. вышел на БС для усиления (на месте уже несли БС МРК «Зыбь», МРК «Зарница» и ПРТБ-13) в связи с обострившейся обстановкой в Ливане 15 августа. Корабли осуществляли слежение оружием за АУГ АВУ «Интерпрайз» КРА УРО «Лонг бич» в последующем за ТДК «Гвадалканал» южнее острова Кипр.

В 1981г. тактическая группа в составе МРК "Бриз" и "Зарница" объявлена лучшей по ракетной подготовке в стрельбе по морской цели и получила переходящий приз ВМФ СССР.

С 25.05 по 05.08.1983г. Совместно с МРК «Комсомолец Мордовии» МРК «Зарница» и ПРТБ-33 (КУГ) - БС в Средиземном море.

с 20.11.1983г. по 20.02.1984г. Совместно с МРК «Комсомолец Мордовии» и ПРТБ-33 несли БС в Средиземном море.

С 10.05.1987г. по 20.05.1988г. заступил на БС в Камрань.

Бортовые номера: 356, 966, 962(1977), 963, 967, 611, 602(1980), 623, 617(1982), 606(1984), 612(1984), 618(1986), 403(05.1987), 430(05.1990). Списан: 1992г .

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Вихрь - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 22 июля 1970г., и вступил в строй 30 сентября 1971г., и уже 1 ноября 1971г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского Флота (КЧФ).

С 01.11 по 17.11.1974г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-33 - БС в Средиземном море. При выполнении задач осуществляли слежение оружием за КР УРО «Литтел Рок » и провели учение по нанесению ракетного удара по АВУ «Форрестол» и КРА УРО «Лонг бич».

01.08.1977г. перешел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ).

26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 978(1975), 351(1976), 955, 966, 425(1985), 438(05.1990), 432(1994).

Списан: 1994г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Град - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 30 апреля 1972г., и вступил в строй 30 сентября 1972г., и уже 31 октября 1972г.. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ). В 1983, 1985 и 1987 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

26.7.1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский

Бортовые номера: 941(1973), 506, 567, 552(1987), 582(1990). Списан: 1993г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Гром - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 29 октября 1972г., и вступил в строй 28 декабря 1972г., и уже 31 января 1973г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ). 4 сентября 1973г. перечислен в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). В 1978 и 1992гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

С 3.06 по 8.09.1975г. Совместно с МРК «Зарница» и ПРТБ-33 (КУГ) БС в Средиземном море. 11 июля КУГу поставлена задача осуществить разведку, слежение и нанесение условного ракетного удара по АВУ «Форрестол» с проходом им меридиана 22 градуса. Задача успешно решена 12 июля.

С 17.06 по 8.08.1978г Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-33 (КУГ) БС в Средиземном море. Выполняли задачу слежения оружием за АВУ «Кити хок».

С 23.07 по 3.09.1979г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-33 - БС в Средиземном море. В ходе боевой службы осуществляли длительное слежение оружием АУГ АВУ «Форрестол» КР УРО «Ярнел», ФР УРО «Келш» .

15.04 по 16.06.1982г. Совместно с МРК «Буря» и ПРТБ-33 (КУГ) БС в Средиземном море.

26.7.1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 361(1976), 976(1977), 818(1979), 608, 604(1982), 605(1984), 607(1986), 622(1.05.1990). Списан: 1995г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Гроза - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 26 июля 1972г., и вступил в строй 28 декабря 1972г., и уже 31 января 1973г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ). 4 сентября 1973г. перешел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 11 марта 1980 года 295-й Сулинский Краснознаменный дивизион торпедных катеров расформирован и на его основе создан 295-й Сулинский Краснознаменный дивизион малых ракетных кораблей в составе:

МРК «Буря»;

МРК «Гроза»;

МРК-5;

ПД-26;

ПД-19.

30 октября 1973г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-13 (КУГ) - БС в Средиземном море. Во время несения службы, в октябре, было проведено учение «Нанесение ракетного удара ТГ МРК по АУГ из положения слежения по данным собственных средств» .

С 2.06 по 12.07.1976г. Совместно с МРК «Зарница» и ПРТБ-13 - БС в Средиземном море. С 19 июня осуществляли слежение оружием за АВУ «Америка».КР УРО «Ярнел», ФР «Водж». Участие в учениях «Крым-76».

Бортовые номера: 363, 358, 977(1973), 970, 611, 604(1980), 613(1982), 614(1984), 604(1986), 619(1.05.1990). Списан: 1992г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Зарница - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 28 апреля 1973г., и вступил в строй 18 сентября 1973г., и уже 26 октября 1973г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского Флота (КЧФ). В 1978, 1981, 1984, 1988, 1993, 1994 и 1998 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

С 3.06 по 8.09.1975г. Совместно с МРК «Гром» и ПРТБ-33 (КУГ) БС в Средиземном море. 11 июля КУГу поставлена задача осуществить разведку, слежение и нанесение условного ракетного удара по АВУ «Форрестол» с проходом им меридиана 22 градуса. Задача успешно решена 12 июля.

С 2.06 по 12.07.1976г. Совместно с МРК «Гроза» и ПРТБ-13 - БС в Средиземном море. С 19 июня осуществляли слежение оружием за АВУ «Америка».КР УРО «Ярнел», ФР «Водж». Участие в учениях «Крым-76».

Приказом ГК ВМФ от 24.12.76 г. МРК "Зарница" и МРК "Буря" объявлены по результатам инспекторской проверки МО СССР лучшей тактической группой МРК.

С 25.06 по 01.08.1977г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-13 (КУГ) - БС в Средиземном море. При выполнении задач осуществляли слежение оружием за КРА УРО «Лонг бич» за кораблём комплексного снабжения ВМС США.

С 15.07 по 2.09.1981г. Совместно с МРК «Зыбь» и ПРТБ-13 - БС в Средиземном море. Корабли осуществляли слежение оружием за АУГ АВУ «Интерпрайз» КРА УРО «Лонг бич» в последующем за ТДК «Гвадалканал» южнее острова Кипр.

В 1981г. тактическая группа в составе МРК "Бриз" и "Зарница" объявлена лучшей по ракетной подготовке в стрельбе по морской цели и получила переходящий приз ВМФ СССР.

В 1984г. тактическая группа в составе МРК "Зарница" и МРК "Комсомолец Мордовии" получили переходящий приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу по МЦ.

С 15.05 по 15.06.1984г. Совместно с «Комсомолец Мордовии» - БС в Средиземном море. В период с 27 мая по 29 мая ТГ МРК в составе КУГ-2 принимала участие в оперативно-тактическом учении 5 ОПЭСК «Уничтожение АМГ противника ОС РУС во взаимодействии с МРА флота»

24.09.93г. - тактическая группа в составе МРК "Зарница" и МРК "Мираж" получили переходящий приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу по МЦ.

22.09.94г. тактическая группа в составе МРК "Зарница" и МРК "Штиль" получили переходящий приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу по МЦ.

12.06.1997 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 363(1976), 973, 972, 607, 618, 606(1990), 621(1.05.1990). Списан: 2005г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Шквал - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 28 декабря 1973г., и вступил в строй 14 июня 1974г., и уже 16 июля 1974г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ) в составе 106-го дивизиона МРК 76-й БЭМ, базировавшегося на Зимнюю гавань Лиепайской ВМБ. После 1992г. дивизион был передан 36-й бригаде ракетных катеров 12-й дивизии надводных кораблей.

Бортовые номера: 915(1976), 551(1985), 567, 565. Списан: 1994г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Малый ракетный корабль Метель.

Малый ракетный корабль Метель - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 10 августа 1974г., и вступил в строй 8 декабря 1974г., и уже 23 января 1975г. вошел в состав Краснознаменного Северного Флота (КСФ). В 1982г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

Бортовые номера: 923(1977), 534(1979), 542. Списан: 1998г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Малый ракетный корабль Шторм.

Малый ракетный корабль Шторм - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 3 марта 1975г., и вступил в строй 15 июня 1975г., и уже 21 июля 1975г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ). В 1983, 1985 и 1987 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский

Бортовые номера: 953, 587(1978), 567, 577(1990). Списан: 1998г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Циклон - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 24 мая 1977г., и вступил в строй 31 декабря 1977г., и уже 17 февраля 1978г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ).

С мая 1985г. по май 1986г. Совместно с МРК «Тайфун» - БС в Вьетнам, Южно-Китайское море, бухта Камрань.

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 430, 438, 425(1984), 435(1985), 412(05.1987), 444(05.1990). Списан: 1995г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Малый ракетный корабль Муссон - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 1 июля 1981г., и вступил в строй 30 декабря 1981г., и уже 9 февраля 1982г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ - 165 БрРКА ТОФ). 16 апреля 1987г. погиб в Японском море из-за самопроизвольного перенацеливания ракеты при отработке задач боевой подготовки.

Бортовые номера: 427(1982), 414(1984).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Логическим продолжением данной серии малых ракетных кораблей явился проект 1234.1 ("Nanuchka-III class" по классификации NATO). Основные отличия данного проекта - это увеличение главного калибра артиллерии с 57-мм до 76-мм, дополнительная установка на корабль одного 30-мм арткомплекса АК-630, а так же нового радиолокационного и радиоэлектронного оборудования. Несмотря на относительно небольшое водоизмещение, корабль данного проекта обладает высокими мореходными качествами и способностью использовать оружие при состоянии моря 5 баллов и скорости 24 уз.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............


Малый ракетный корабль Бурун - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду в июле 1977г., и вступил в строй 30 декабря 1977г., и уже 17 февраля 1978г. вошел в состав Краснознаменного Северного Флота (КСФ). 21 апреля 1978г. перечислен в состав ДКБФ.

В 1978 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 570, 559(1986), 566(1990). Списан: 2002г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Малый ракетный корабль Ветер.

Малый ракетный корабль Ветер - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 21 апреля 1978г., и вступил в строй 30 сентября 1978г., и уже 23 ноября 1978г. вошел в состав Краснознаменного Северного Флота (КСФ). В 1980г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 572(1978), 527, 523, 524(1995). Списан: 1995г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Зыбь - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 23 октября 1978г., и вступил в строй 31 декабря 1978г., и уже 16 февраля 1979г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского Флота (КЧФ). 13 апреля 1982 переименован в «Комсомолец Мордовии », а 15 февраля 1992г. в «Штиль ».

С 19.09 по 20.10.1980г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ -13(КУГ) - БС в Средиземном море. В ходе учения «Уничтожение АУГ силами 5 ОПЭСК во взаимодествии с МРА флота» осуществляли слежение оружием за АУГ АВУ «Америка», КР УРО «Литл Рок», ФР УРО «Водж», корабль комплексного снабжения ВМС США, с последующим нанесением условного ракетного удара.

С 15.07 по 02.09.1981г. Совместно с МРК «Зарница» и ПРТБ-13 - БС в Средиземном море. Корабли осуществляли слежение оружием за АУГ АВУ «Интерпрайз» КРА УРО «Лонг бич» в последующем за ТДК «Гвадалканал» южнее острова Кипр.

С 25.05 по 5.08.1983г. Совместно с МРК «Бриз», МРК «Зарница» и ПРТБ-33 (КУГ) - БС в Средиземном море.

С 20.11.1983г по 20.02.1984г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-33 (КУГ) - БС в Средиземном море.

С 15.05 по 15.06.1984г. Совместно с МРК «Зарница» и ПРТБ-33 - БС в Средиземном море. В период с 27 мая по 29 мая ТГ МРК в составе КУГ-2 принимала участие в оперативно-тактическом учении 5 ОПЭСК «Уничтожение АМГ противника ОС РУС во взаимодействии с МРА флота»

В 1984, 1989, 1990, 1991, 1993 и 1998 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

12.06.1997г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

В настоящее время малый ракетный корабль "Штиль" проекта 1234.1 находится в составе 166-го Новороссийского Краснознаменного малых ракетных кораблей 41-й бригады ракетных катеров.

Бортовые номера: 608(1982), 609(1984), 605(1986), 620(1.05.1990).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Мороз - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 23 сентября 1989г., и вступил в строй 30 декабря 1989г., и уже 28 февраля 1990г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ). 26.07.1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1999г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ)

Бортовые номера: 434, 450, 402(05.1990), 409(2000).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Разлив - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 24 августа 1991г., и вступил в строй 31 декабря 1991г., и уже 11 февраля 1992г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ). 26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1999 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

Бортовые номера: 450(2000).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Ливень - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 5 октября 1986г., и 14 апреля 1987г. переименован «XX съезд ВЛКСМ ». Вступил в строй 25 декабря 1987г., и уже 19 февраля 1988г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ). 15 февраля 1992г. переименован -« Иней».

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

В 1999 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

Бортовые номера: 422(05.1987), 415(05.1990), 418(2000).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Туча - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 29 апреля 1980г., и вступил в строй 31 июля 1980г., и уже 24 октября 1980г. вошел в состав Краснознаменного Северного Флота (КСФ).

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

В 1995г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

Бортовые номера: 527(1987), 524(1988), 505(1997). Списан: 2005г.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Смерч - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 16 ноября 1984г., и вступил в строй 30 декабря 1984г., и уже 4 марта 1985г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ).

С апреля 1986г. по июль 1987г. выполняет задачи боевой службы в Вьетнам, Южно-Китайское море, бухта Камрань.

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 415, 418, 450(1987), 405(1990), 423(2000).

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............