Блузки и рубашки

Общественно профессиональная оценка качества образования. Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Система управления качеством образования и повышение эффективности ее развития является неотъемлемой частью национальной политики во всех развивающихся странах. Для имиджевой конкурентоспособности и престижности современным образовательным организациям высшего образования необходимо быть инновационными, преактивными постоянно держать руку на пульсе современным требованиям рынка труда соответственно и удовлетворять потребностям различных заинтересованных социальных групп. Это говорит о том, что помимо преподавания вузы непосредственно должны участвовать в социальном и экономическом развитии региона и страны, а также учитывать международный запрос к современному образованию и следить за тенденцией развития существующих стандартов, предъявляемых к качеству высшего образования. Благодаря анализу международной практики у нас появилась возможность перечислить основные направления развития системы экспертной оценки программ зарубежом. К ним можно отнести непосредственно: возможность принятия решений, благодаря полномочиям переданным от центрального уровня местному; формирование непрерывной национальной системы образования; повышение эффективности функционирования всех ее звеньев через координацию и кооперацию их усилий; введение многоуровневого обучения и модернизация содержания образования; внедрение современных ИК-технологий в образовательный процесс; формирование механизмов контроля качества предоставляемых образовательных услуг.

Наблюдая в последнее время повышенную международную активность в высшем образовании можно сказать, что данный спектр образовательной области является экономически привлекательным и стремительно набирающим развивающиеся обороты. Можно сказать, что главная идея концепции качества образования становится все более вовлеченной в межинституциональную конкуренцию. Однако национальный характер и процедурный регламент обеспечения качества образования приводит к запутывающей совокупности предъявляемых стандартов и критериев к ним. B большой степени системы оценки качества высшего образования, в том числе и механизм оформления проводимой оценочной процедуры качества и содержание национальной структуры оценки качества, значительно отличаются своей не прозрачностью и не удобочитаемостью в других странах. В момент, когда интернационализация высшего образования требует большей прозрачности рынка труда, имеется серьезная нехватка процедур экспертной оценки в отношении реализуемых образовательными организациями высшего образования программ, являющимися универсальными для определения стандартов в международном масштабе.

B этой связи возникла необходимость обобщения существующего некоторого опыта общественно-профессиональной экспертной оценки качества программ высшего образования в странах европейского союза, у которых понимание «общественно-профессиональный институт оценки качества» существует порядка пятидесяти лет, и соответственно здесь уже накоплен значительный опыт, являющийся приоритетом в формировании доверия к европейскому образовательному пространству высшего образования .

B развитии национальных и международных систем гарантии качества в европейском пространстве и на международном уровне Европейские стандарты гарантии качества высшего образования (далее - ESG) играли и продолжают играть важную роль.

Eвропейская система гарантии качества и ее совершенствование строится на определенных стандартах, которые в свою очередь связаны с контекстом, областью, целями и принципами их применения.

Eвропейское сообщество активно закрепляет свою направленность к созданию прочного фундамента знаний в целях повышения социально - экономического, культурного развития и глобальной конкуренции на рынке образовательных услуг, соответственно в данном случае высшее образование выступает главным его компонентом.

В условиях оптимизации требований, повышается необходимость в специальных умениях и профессиональных компетенциях, предъявляемых к высшему образованию. С целью повышения эффективности в ответ на возрастающие ожидания высшее образование должно внести коренные изменения в преподавание и внедрять процессы студентоцентрированного обучения в свои образовательные программы.

Основной целью европейских стандартов гарантии качества высшего образования является внесение вклада в общее понимание гарантии качества обучения и преподавания в высшем образовании, включая образовательную среду и необходимую связь с научными исследованиями и инновациями (управления) во всех странах и среди всех заинтересованных субъектов образовательных отношений .

Для описания всех включенных внутри цикла постоянного совершенствования видов деятельности в Стандартах применяется термин

«Гарантия качества». В своей деятельности гарантия качества высшего образования опирается на две основополагающие цели - это «отчетность» и «совершенствование». Именно достижение этих двух целей и способствует формированию доверительных отношений к деятельности образовательной организации высшего образования. Гарантия качества и совершенствование качества являются взаимосвязанными и взаимодополняющими.

Европейский стандарт качества относится ко всей сфере высшего образования, которое реализуется на европейском пространстве, вне зависимости от вида, места или способа обучения, включая трансграничное и транснациональное обучение по программам высшего образования . Названные стандарты носят рекомендательный характер и затрагивают жизненно важные аспекты гарантии качества и образовательной среды высшего образования. Безусловно, стандарты имеют свои цели и принципы, которые образуют структуру, внутри которой стандарты могут быть использоваться и применяться заинтересованными сторонами различными путями и способами.

Цели ESG определяют общую структуру, способствуют гарантии и совершенствованию качества высшего образования, поддерживают взаимное доверие, содействуя тем самым признанию и мобильности за рамками национальных границ, а также информационное обеспечение по вопросам гарантии качества высшего образования на территории Европейского союза. Европейское образовательное пространство основано на четырех принципах гарантии качества:

1. Установление ответственности образовательной организации высшего образования за качество и гарантию предоставляемого образования.

2. Обеспечение гарантии качества, отвечающего потребностям разнообразных систем высшего образования, вузов и студентов.

4. Учет потребностей и ожиданий всех заинтересованных субъектов образовательных отношений как обеспечение гарантии качества .

В действующих европейских стандартах гарантии качества внимание особо акцентируется на «инструментах прозрачности»: Европейская структура квалификаций» (EQF), Европейская система зачета периодов обучения (ECTS), Результаты обучения (LO), которые раньше рассматривались как самостоятельные направления деятельности образовательных организаций в рамках Болонского процесса и не учитывались в первом варианте европейских стандартов качества (ESG).

Стоит отметить, что в мировой практике существуют различные подходы к оценке качества работы вузов. Основными из них являются репутационный, результативный и общий подходы. Для оценки качества профессиональных образовательных программ и учебных заведений в целом используется экспертный механизм репутационного подхода. Количественные показатели деятельности вуза основаны на измерении результативного подхода. Принципы «всеобщего управления качеством» (Total Quality Management, TQМ) и требования к системам менеджмента качества Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) основываются благодаря общему подходу.

Независимая оценка качества образовательных программ высшего образования в своей истории выделяет несколько типов моделей: «английская модель», центральное место в которой отведено внутренней самооценке академического сообщества университета; «французская модель», которая основана на оценке вуза с внешней стороны с точки зрения его ответственности перед обществом и государством; «американская модель» для оценки качества деятельности образовательных организаций и качества образовательных программ, которая отражает в своей методике симбиоз двух моделей «английской» и «французской» .

В результате процесса формирования обеспечивающих национальных систем качества высшего образования около 75% вузов подвергаются процедуре внешней экспертной оценки качества реализуемых ими программ. Необходимо подчеркнуть тот факт, что в основном данную процедуру практикуют вузы, реализующие программы в сфере бизнеса, экономики, инновационной деятельности и инженерных технологий. Акцент делается на соответствии при проведении внешней оценки нововведенных квалификаций, новых типов образовательных организаций высшего образования и частных заведений, реализующих образовательные программы .Переход от «оценки соответствия» к стратегиям совершенствования наблюдается по мере развития оценки качества. Непосредственными целями внешнего оценивания являются соответственно: подотчетность вузов; обеспечение информационной прозрачности; повышение качества высшего образования; достижение национальной и международной сопоставимости; ранжирование образовательных организаций высшего образования. Контроль качества и оценивания программ высшего образования можно разделить на следующие типы: институциональная аккредитация; институциональный аудит; программная аккредитация; оценивание реализуемых вузом программ (программы); оценивание преподаваемой дисциплины (предмета); эталонное сравнение предмета; эталонное сравнение программы.

Европейские стандарты гарантии качества высшего образования включают в себя 10 стандартов и рекомендации к каждому стандарту, описывающие важность стандарта и путь его реализации, результаты которых могут быть различными в зависимости от различающихся контекстов . Ниже приведено описание всех десяти стандартов ESG.

(утверждены заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалко 1 апреля 2015 г.)

Настоящие Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

1. Общие положения

Независимая оценка качества образования (далее - НОКО) - оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций через:

  • привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;
  • координацию действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;
  • совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
  • мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.

Результаты НОКО могут быть востребованы различными группами пользователей для решения актуальных профессиональных и личных задач, в том числе:

1. Обучающимися и их родителями (законными представителями):

  • в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей;
  • для выявления текущего уровня освоения образовательных программ и корректировки индивидуальных учебных планов;
  • для оценки собственных возможностей продолжения обучения по тем или иным образовательным программам;

2. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в целях:

  • оценки уровня подготовки обучающихся и факторов, на него влияющих;
  • оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и/или иных заинтересованных организаций;
  • определения перечня мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных услуг;

3. Заинтересованными организациями:

  • для выработки совместных с образовательной организацией действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и др.

4. Коллегиальными органами управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность:

  • в качестве механизма вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач ее развития и т.д.

5. Федеральными и региональными органами исполнительной власти:

  • в целях принятия управленческих решений, в том числе при кадровых перестановках, разработке программ по развитию системы образования, проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, и др.;

2. Проведение независимой оценки качества подготовки обучающихся (НОК ПО)

1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательных программ или их частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся, в том числе:

  • определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых программ;
  • выявление факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся (в том числе применяемых образовательных технологий, методик, приемов обучения, учебно-методических комплексов);
  • выявление уровня образовательных достижений различных групп обучающихся;
  • выявление динамики изменения качества подготовки обучающихся;
  • определение степени эффективности принимаемых управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации);
  • создание необходимой базы информационно-аналитических материалов для принятия управленческих решений на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации), направленных на повышение качества подготовки обучающихся.

2. Участниками отношений в сфере образования могут выступать:

  • обучающиеся;
  • родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
  • педагогические работники и их представители;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность;
  • работодатели и их объединения;
  • федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

3. Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и/или образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся.

В качестве оператора, ответственного за проведение НОК ПО, могут привлекаться различные организации, такие как:

  • организации, подведомственные органу управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в субъекте Российской Федерации (муниципалитете). Например, центры оценки качества образования и/или подведомственные региональным органам управления образованием организации дополнительного профессионального образования, осуществляющие, кроме прочего, функции по проведению процедур независимой оценки качества образования (далее - организации ОКО, организации-операторы);
  • коммерческие организации, имеющие опыт в проведении процедур НОК ПО;
  • иные организации, обладающие необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования.

При проведении ведомственной независимой оценки качества образования привлечение организаций на роль организации-оператора может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение деятельности организаций-операторов осуществляется со стороны заказчика.

  • разработка методики и инструментария проведения НОК ПО;
  • разработка инструктивных и методических материалов;
  • разработка программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;
  • обработка и анализ информации, получаемой в ходе НОК ПО;
  • проведение апробации разработанного инструментария для оценки качества подготовки обучающихся;
  • подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей);

НОК ПО осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций.

4. В целях осуществления НОК ПО органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления:

  • создают условия для развития организаций ОКО;
  • создают условия для формирования и развития кадрового потенциала для осуществления НОК ПО на региональном уровне;
  • координируют работу субъектов НОК ПО на региональном уровне;
  • организуют разработку рекомендаций по проведению НОК ПО на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;
  • организуют разработку методических рекомендаций по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся.

5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

  • сбор необходимой информации и ее представление организации, осуществляющей НОК ПО, в соответствии с требованиями оценочной процедуры;
  • необходимые условия для проведения оценочной процедуры в соответствии с инструктивными методическими материалами, которые разрабатывает организация ОКО;
  • по результатам участия в процедурах независимой оценки разрабатывает план мероприятий по улучшению качества подготовки обучающихся;
  • использует результаты НОК ПО для решения задач, отраженных в образовательной программе (программах) организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
  • обеспечивает открытость и доступ к информации об осуществлении НОК ПО на всех ее этапах.

6. Организации-операторы.

Функционал организаций-операторов определяется рамками соответствующего технического задания, заказа. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ПО организациям-операторам могут быть переданы следующие функции:

  • установление видов образования, групп обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится НОК ПО;
  • определение условий, форм и методов проведения НОК ПО;
  • определение размеров выборки и периодичность проведения НОК ПО;
  • разработка методики и инструментария проведения НОК ПО, в том числе анкет для сбора контекстной информации;
  • разработка инструктивных методических материалов;
  • сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ПО, формирование баз данных;
  • разработка (при необходимости) соответствующего программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;
  • обработка, анализ и интерпретация результатов процедур НОК ПО;
  • подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей).

7. Процедуры НОК ПО осуществляются в целях:

  • повышения эффективности управления образованием;
  • повышения качества подготовки обучающихся;
  • корректировки подходов к подготовке и повышению квалификации педагогических и руководящих работников;
  • популяризации подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
  • развития разнообразия образовательных программ при сохранении единого образовательного пространства.

8. При подготовке управленческих решений на уровне региона, муниципального образования на основе результатов НОК ПО органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают:

  • информационное сопровождение процедур НОК ПО, открытость методик, на основе которых они проводятся;
  • условия для предоставления образовательными организациями в открытом доступе в сети "Интернет" достоверных данных, полученных в ходе НОК ПО.

Значительному повышению качества принимаемых решений на основании НОК ПО способствует всестороннее обсуждение не только результатов, но и основных характеристик процедуры оценки с экспертным и профессиональным сообществами, работодателями и их объединениями, общественными советами, а также самими участниками образовательных отношений и заинтересованными гражданами.

Результаты НОК ПО могут быть использованы при формировании рейтингов и других форм представления результатов оценочных процедур.

3. Проведение независимой оценки качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (НОК ОД)

1. Функции НОК ОД:

  • определение соответствия предоставляемого организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образования потребностям физических и юридических лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;
  • ориентирование потребителей образовательных услуг при выборе образовательной организации (программы) для получения образования, соответствующего их интересам, потребностям и возможностям;
  • обеспечение открытости и доступности информации о деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • обеспечение различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей) достоверной информацией, охватывающей различные аспекты деятельности образовательных организаций, для обоснованного принятия управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) и разработки программ и мер повышения качества образовательных услуг;
  • повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ.

2. Для выполнения работ (оказания услуг) по проведению НОК ОД могут привлекаться организации-операторы, в том числе:

  • федеральные организации, осуществляющие функции по оценке качества образования;
  • организации, подведомственные федеральным и региональным органам управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в данном субъекте Российской Федерации (в соответствующем муниципалитете);
  • иные организации, которые обладают необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования, социологических исследований, рейтингования организаций социальной сферы.

К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут быть привлечены:

  • некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
  • коммерческие рейтинговые агентства (при условии наличия в регионе (муниципалитете) достаточных финансовых ресурсов для проведения рейтингования образовательных организаций), имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы.

Привлечение организаций на роль оператора НОК ОД может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.

Виды работ, услуг, которые могут входить в техническое задание для организаций-операторов:

  • разработка методики и инструментария проведения оценки;
  • сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ДО, формирование баз данных;
  • обработка и анализ информации, полученной в ходе НОК ДО;
  • распространение (публикация, организация обсуждения и др.) результатов проведенной оценки;
  • иные виды работ, услуг, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ОД органы управления образованием реализуют следующие функции:

  • формируют общественные советы по проведению НОК ОД. Формирование таких общественных советов осуществляется с обязательным участием общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) (далее - общественные организации). В случае если при органе управления образованием уже существует действующий общественный совет, функции и полномочия по проведению НОК ОД могут быть возложены на него. Делегирование полномочий по проведению НОК ОД действующему общественному совету может осуществляться только при условии согласования с соответствующим общественным советом;
  • утверждают Положение об общественном совете по проведению НОК ОД. В случае делегирования полномочий по проведению НОК ОД уже существующему общественному совету орган управления образованием должен утвердить внесение изменений и дополнений в Положение соответствующего общественного совета;
  • разрабатывают с учетом предложений общественного совета по проведению НОК ОД техническое задание для организации ОКО (организации-оператора);
  • размещают информацию о результатах НОК ОД на своих официальных сайтах и официальном сайте Минобрнауки России;
  • рассматривают и учитывают в своей управленческой деятельности результаты НОК ОД, рекомендации по совершенствованию системы образования, предоставленные общественным советом по проведению НОК ОД;
  • обеспечивают на своих официальных сайтах в сети "Интернет" техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Для этого могут быть использованы сервисы интерактивного голосования, электронное анкетирование, обсуждение на открытых коммуникативных площадках (форумах).

Заключение государственных, муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг по сбору, обобщению и анализу информации о качестве образовательной деятельности организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления по результатам заключения государственных, муниципальных контрактов оформляют решение об определении организации-оператора, ответственного за проведение НОК ОД, а также при необходимости предоставляют организации-оператору общедоступную информацию о деятельности данных организаций, формируемую в соответствии с государственной и ведомственной статистической отчетностью (в случае, если она не размещена на официальном сайте организации).

4. Общественные советы по проведению НОК ОД:

  • определяют перечни организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проводится НОК ОД;
  • формируют предложения для разработки технического задания для организации-оператора, принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупках работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов, заключаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления с организацией оператором;
  • устанавливают при необходимости критерии НОК ОД (дополнительно к установленным пунктом 4 статьи 95.2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" критериям);
  • проводят НОК ОД с учетом информации, представленной организацией-оператором;
  • представляют соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления результаты НОК ОД, а также предложения об улучшении их деятельности.

Общественный совет по НОК ОД организаций, осуществляющих образовательную деятельность, формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов. Состав указанного общественного совета формируется из числа представителей общественных организаций. Число членов общественного совета не может быть менее чем пять человек. Члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. Информация о деятельности общественного совета размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления, при которых он создан, на своем официальном сайте в сети "Интернет".

5. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ОД организации, осуществляющие образовательную деятельность, выполняют следующие функции:

  • предоставляют в открытом доступе в сети "Интернет" отчет о результатах самообследования, а также информацию о своей деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
  • по результатам участия в процедурах НОКО разрабатывают, согласовывают с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления и утверждают планы мероприятий по улучшению качества работы образовательных организаций;
  • используют результаты НОКО для решения задач, отраженных в образовательной программе (программах) организации, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
  • могут принимать участие в общероссийских, международных сопоставительных мониторинговых исследованиях.

6. Основные критерии и соответствующие параметры оценки деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, регламентируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В качестве основных критериев НОК ОД выступают:

  • открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
  • удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Данные критерии являются обязательными при проведении НОК ОД. Дополнительно к ним органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут включить в проведение НОК ОД иные критерии, отражающие характеристики образовательных организаций и программ, важные для соответствующей системы образования.

Введение (при необходимости) дополнительных критериев НОК ОД осуществляется общественным советом по проведению НОК ОД.

7. НОК ОД организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года.

Каждая процедура НОК ОД может охватывать различные группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Группы участников таких процедур могут формироваться следующим образом:

  • полный охват всех организаций определенного типа;
  • выборочный охват организаций определенного типа.

При выборочном охвате необходимо точно определить характеристики организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на основании которых будет проводиться отбор участников НОК ОД.

В частности, это могут быть:

  • характеристики контингента обучающихся (например, школы, работающие в сложном социальном контексте);
  • территориальная отнесенность (например, дошкольные образовательные организации, расположенные в сельской местности);
  • ведомственная принадлежность;
  • объемные показатели организации, осуществляющей образовательную деятельность (например, малокомплектные школы);
  • специализация образовательных программ;
  • иные характеристики.

8. Процедуры НОК ОД осуществляются с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Они призваны способствовать:

  • развитию конкурентной среды в системе образования;
  • популяризация подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
  • сохранению и развитию при сохранении единого образовательного пространства разнообразия образовательных программ.

Информация о результатах НОК ОД размещается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет".

Результаты оценки являются значимыми для широкого круга заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и других заинтересованных групп пользователей. Необходимо обеспечивать свободный доступ к полученным результатам НОКО.

9. Подробная информация об осуществляемых в субъекте Российской Федерации процедурах НОК ОД должна размещаться в открытом доступе и содержать:

  • описание методов и индикаторов, используемых при формировании Форм образовательных организаций;
  • сведения о баллах для каждого отдельного индикатора, используемых для расчета итогового/комплексного индикатора;
  • анализ и интерпретацию полученных в ходе оценочных процедур результатов.

При формировании Форм организаций, осуществляющих образовательную деятельность, или реализуемых ими образовательных программ необходимо учитывать специфику факторов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг (территориальное расположение, направленность образовательных программ, особенности контингента обучающихся и др.).

Все информационные источники, используемые для построения Форм, должны быть открытыми, а также предусматривать возможность уточнения и/или проверки представляемых данных (данные ведомственной статистики, базы данных, мнения обучающихся, учителей и родителей (законных представителей) и т.п.).

Формы, представленные в открытом доступе, должны содержать механизмы обратной связи, по которым отдельные пользователи или образовательные организации, включенные в Формы, могут получить разъяснения о методологии, направить свои комментарии.

При построении Форм в сфере общего и дополнительного образования детей целесообразно опираться на "Принципы рейтингования в образовании Российской Федерации", утвержденные Общественной Палатой Российской Федерации в марте 2014 года.

3. Результаты независимой оценки качества образования могут быть представлены в различных формах (далее - Формы):

Рейтинг - это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники оценки (организации, осуществляющие образовательную деятельность, образовательные программы или системы образования) сравниваются между собой и размещаются в итоговом списке в определенной последовательности в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. Как правило, размещение осуществляется по принципу "от лучших - к худшим".

Рэнкинг - это форма представления результатов оценки качества образования, при которой участников можно упорядочить по любому из имеющихся показателей. В отличие от рейтинга, это не зафиксированная форма, а база данных для получения всех интересующих вариантов ранжирований исходного списка.

Таблица лиг - это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники разбиваются на некоторое количество групп (лиг) в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. В одну лигу входят участники, получившие сопоставимые оценки по выбранным показателям. Все участники, вошедшие в одну группу (лигу), считаются примерно равными по данным показателям.

Топ лучших - это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой выделяются только те участники, которые попали в список "лучших". Количество "лучших" для топа определяют организаторы (заказчики) оценки. Для этого используют, как правило, круглые числа: Топ-100. Список "лучших" может также определяться самими оценками, полученными участниками при проведении оценочной процедуры. В этом случае "лучшие" - это те, кто получил оценку не ниже заданного порога.

Аналитические материалы - это форма обобщенного представления результатов оценки качества образования, при которой индивидуальные оценки участников могут вообще не упоминаться, либо использоваться в качестве единичных отдельных примеров. Аналитические материалы могут быть оформлены как инфографика либо как текстовый документ. Примерами текстовых аналитических материалов являются публичные доклады, отчеты о результатах и перспективах деятельности образовательных организаций и систем.

4. Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития независимой оценки качества образования

  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации";
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 487-р о плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 - 2015 годы;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 95 "Независимая оценка качества образования");
  • Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной Палате Российской Федерации";
  • Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295;
  • Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 462 "Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации";
  • Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
  • Приказ Минобрнауки России от 13 августа 2013 г. N 951 "О создании рабочей группы по реализации плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 - 2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 487-р";
  • Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
  • "Принципы рейтингования в образовании Российской Федерации", утвержденные Общественной Палатой Российской Федерации в марте 2014 г. http://www.oprf.ru/files/2014dok/reyting_obrazovanie01122014.pdf ;

В качестве инструктивно-методической базы в части подготовки информации о результатах работы образовательной организации рекомендуется использовать письмо Минобрнауки России от 28 октября 2010 г. N 13-312 "О подготовке публичных докладов".

Процедура государственной аккредитации образовательной деятельности нашла достаточно подробное отражение в действующем законодательстве. Все же действующая система аккредитации сегодня представляется не совсем эффективной в смысле обеспечения и контроля качества образования. При существующей системе аккредитации оценку качества подготовки студентов производит академическое сообщество и при этом никак не участвует профессиональное сообщество. В этом смысле российская модель государственной аккредитации близка континентальной модели, основанной на наделении государственной власти функцией контроля за качеством образования. Как верно отмечает ректор Тверского государственного университета А.В. Белоцерковский, «…если целью обучения является подготовка к профессиональной деятельности, то кто, кроме уважаемых и признанных представителей профессии, может лучше оценить качество подготовки…». Надо отметить, что государственный, а не общественно-государственный характер аккредитации выступает одним из самых главных недостатков российской модели аккредитации. В настоящее время многие вузы стремятся получить общественную аккредитацию.

Отсутствие взаимодействия между профессиональным образованием и работодателями выступает серьезной проблемой на всех стадиях организации профессионального обучения. Этой проблемой озадачены многие. Так, первый заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы прежнего созыва Ю Карабасов, отметил, что «отсутствие отраслевого управления в стране подрывает систему профессионального образования. Отраслевые вузы недобирают абитуриентов, сокращаются научно-педагогические школы…, а отрасль, для которой в учебных заведениях готовятся кадры, за этим не следит. Сообщества производителей не интересует, например, сколько осталось «отраслевых» профессоров по направлениям подготовки в России….» - совершенно точно отмечает Ю. Карабасов. Эта проблема проявляется при разработке образовательных стандартов профессионального образования, при установлении контрольных цифр приема, при непосредственной организации учебного процесса и, наконец, при оценке качества подготовки выпускника образовательного учреждения.

Несомненно, российским законодателем проделана огромная работа по внедрению и совершенствованию системы государственной аккредитации образования. С момента принятия Закона РФ «Об образовании» прошло чуть более 20 лет, и мы уже начали понимать необходимость широкого привлечения общественности к столь важной социальной сфере, как образование (для сравнения в США система общественной аккредитации действует на протяжении 150 лет). Сложившаяся система государственной аккредитации получила признание, как в России, так и за рубежом. Так система государственной аккредитации получила признание Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании. Однако, как отмечает Г.Н. Мотова, «государственная аккредитация из механизма отбора достойных вузов стала массовым и обязательным явлением. И перестала быть механизмом мотивации для вузов страны….». Несмотря на широкое признание российской системы аккредитации, руководство страны серьезно задумалось о необходимости «широко привлекать к аккредитации общественные организации, профессиональные объединения, работодателей….». В условиях реформирования всей системы образования, главной целью которого выступает обеспечение качественного образования, механизмы обеспечения качества образования должны претерпевать самые серьезные изменения.

Федеральный закон об образовании предлагает несколько инструментов по привлечению общественности к качеству образования. Это такие инструменты, как проведение педагогической экспертизы, независимая оценка качества образования, общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.

1. Педагогическая экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися. Проведение педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, организуется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. К проведению педагогической экспертизы на общественных началах привлекаются физические и юридические лица, имеющие необходимую квалификацию. Заключение, составленное по результатам проведения педагогической экспертизы, подлежит обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект нормативного правового акта или принявшим нормативный правовой акт, являвшийся объектом педагогической экспертизы, в тридцатидневный срок со дня получения этого заключения. Результаты рассмотрения этого заключения размещаются на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети Интернет. Порядок проведения педагогической экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Независимая оценка качества образования проводитсяв отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.

Независимая оценка качества образования осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – организация, осуществляющая оценку качества). Организация, осуществляющая оценку качества, устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.

Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах. Независимая оценка качества образования осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования.

Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Федеральное законодательство предусматривает целый ряд инструментов, которые обеспечивают эффективное государственно-общественное взаимодействие в сфере образования. Они появились сравнительно недавно, и нельзя говорить о каком-то существенном опыте их использования, накопленной практике. Однако тот факт, что в правовые нормы, регламентирующие указанные вопросы, регулярно вносятся изменения, свидетельствует о стремительном развитии данных инструментов.

В первую очередь ст. 95 Закона об образовании закрепляются нормы, регламентирующие такой институт, как независимая оценка качества образования. Исходя из положений статьи, независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

Независимая оценка качества образования включает в себя:

  • 1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;
  • 2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В целом проведение такой оценки не было запрещено (и выполнялось) и до принятия указанного Закона. Однако с формализацией требований к независимой оценке были введены отдельные нормы, которые имеют существенное значение.

В частности, ч. 4 указанной статьи предусмотрена обязанность организаций, осуществляющих независимую оценку качества образования, размещать в сети Интернет информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования. Тем самым принципы открытости и информационной прозрачности распространяются на эту деятельность в полной мере.

Кроме того, впервые закрепляется положение о том, что поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности.

До недавнего времени органы государственной и муниципальной власти не были никаким образом связаны в своих решениях позицией третьих лиц. В данный момент они также принимают решения по собственному усмотрению, однако если им была направлена информация о результатах независимой оценки, она в обязательном порядке должна быть рассмотрена и должна учитываться при выработке мер но совершенствованию образовательной деятельности. Это весьма важная норма, и независимая оценка приобретает новую значимость.

Вместе с тем результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ. Место в таком рейтинге зачастую важно как результат оценки деятельности образовательной организации - такие результаты предлагается использовать учредителям исходя из существующих политических решений.

При этом когда речь идет о независимой оценке качества подготовки обучающихся, такая оценка должна проводиться лишь по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся. Подобная оценка не может быть выполнена третьим лицом по своей инициативе (что выглядит логично, поскольку без согласия участников образовательных отношений выполнить такую оценку крайне сложно либо невозможно).

Впервые в законодательство включено упоминание о том, что оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в том числе в рамках международных сопоставительных исследований.

Независимая оценка качества образовательной деятельности проводится в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации. Координация деятельности и общее методическое обеспечение проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере образования проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в порядке, установленном Правительством РФ.

Статьей 95.2 Закона об образовании в целях создания условий для проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций предусмотрен специфический механизм. В частности, предусматривается, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, с участием общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) формирует общественный совет по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций и утверждает положение о нем. Аналогичные общественные советы формируются на уровне регионов и могут быть сформированы на уровне муниципальных образований. В случае если при органах управления образованием уже существуют общественные советы, функции совета по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций могут быть возложены на них.

В качестве критериев для независимой оценки качества образовательной деятельности организаций названы:

  • открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
  • удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций.

При этом показатели, характеризующие данные критерии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим

функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, с предварительным обсуждением на общественном совете. Такое решение делает роль государственных органов весьма значимой при проведении подобной оценки.

Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года. Фактически предполагается регулярная процедура с весьма значимыми для образовательной организации результатами.

При этом предусмотрена публикация результатов оценки в сети Интернет, что делает ее общедоступной информацией. Состав информации и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети Интернет определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Государственные же и муниципальные органы обязаны обеспечить на своих официальных сайтах в сети Интернет техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве образовательной деятельности организаций.

Закрепленные нормы, таким образом, создают предпосылки для того, чтобы независимая оценка качества приобрела ключевую роль в оценке деятельности образовательных организаций.

Статьей 96 Закона об образовании регламентированы такие институты, как общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.

Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций.

Общественная аккредитация может быть получена в различных организациях. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

при проведении указанной аккредитации, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные профессиональные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией, которые проводят указанную аккредитацию.

Организации, которые проводят общественную аккредитацию и профессионально-общественную аккредитацию, обязаны обеспечить открытость и доступность информации о порядке проведения соответствующей аккредитации.

Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе и не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства. Однако сведения о такой аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.

Таким образом, законодательно закреплена возможность проведения общественной аккредитации и профессионально-общественной аккредитации, а также содержится указание о том, как могут быть использованы ее результаты - в частности, в рамках процедуры государственной аккредитации.

Немаловажным институтом, предусмотренным Законом об образовании, является педагогическая экспертиза. Ей посвящена ст. 94 Закона.

Педагогическая экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания. Целями ее проведения является выявить и предотвратить установление положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися. Организуется проведение экспертизы уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Минобрнауки России). Порядок проведения педагогической экспертизы устанавливается Правительством РФ.

В настоящий момент правила проведения педагогической экспертизы утверждены постановлением Правительства РФ от 17.02.2014 № 120. Именно в этом документе дается понимание негативного воздействия на качество обучения. В частности, это:

  • введение не соответствующих возрастным, психофизическим особенностям и потребностям обучающихся форм, средств и методов обучения и воспитания;
  • установление педагогически необоснованных требований, влияющих на объем и содержание образования, а также на планируемые результаты при организации и осуществлении образовательной деятельности.

К проведению педагогической экспертизы на общественных началах привлекаются физические и юридические лица, имеющие необходимую квалификацию. Для обеспечения этой квалификации указанными правилами предусматривается формирование перечня экспертов (формируется по предложениям государственных и муниципальных органов, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, ведущих образовательных и научных организаций, научно-педагогических сообществ, учебно-методических объединений, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием).

К имеющим необходимую квалификацию относятся физические лица, имеющие высшее образование и стаж педагогической или научно-педаго- гической работы не менее пяти лет, и юридические лица, имеющие в своем штате не менее трех работников, отвечающих требованиям, предъявляемым к физическим лицам, привлекаемым к проведению педагогической экспертизы.

Согласно ч. 3 ст. 94 Закона об образовании заключение, составленное по результатам проведения педагогической экспертизы, подлежит обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект нормативного правового акта или принявшим нормативный правовой акт, являвшийся объектом педагогической экспертизы, в 30-дневный срок со дня получения этого заключения. Результаты рассмотрения этого заключения размещаются па официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети Интернет. Данная норма обеспечивает значимость результатов педагогической экспертизы.

Обобщая сказанное, в настоящее время в законодательстве об образовании появились новые инструменты государственно-общественного взаимодействия. Однако практика их работы на данный момент невелика, поэтому, представляется, что выработка эффективных механизмов реализации правового регулирования в этой сфере является актуальной задачей для системы образования в целом.

- 162.00 Кб

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»

по образовательной программе дополнительного профессионального

образования «Современный образовательный менеджмент.

Принцип государственно-общественного управления в образовании»

«Общественная оценка качества образования в образовательном учреждении»

ВЫПОЛНИЛА: Воскресенская Людмила Александровна

НОМЕР ГРУППЫ: 116ф

РЕЦЕНЗЕНТ: (не заполнять)

Челябинск – 2014

  1. Введение………………………………………………………… … ……... 3
  2. Общественное участие в управлении образованием

2.2.Управляющий Совет – гражданское участие в управлении образованием……………………………………………… …………..10

2. 3.Общественное участие в оценке качества образования: социологический анализ………………………………………………15

III.Заключение …………………………………………………………….. ..26

IY.Список литературы…………………………………………………… ….27

  1. Введение

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности) .

При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

  • обеспечение инновационного характера базового образования;
  • модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;
  • создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
  • формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (далее – Программа) является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Задачами Программы являются:

Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг .

В рамках мероприятия «Создание и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования»:

  • разрабатывается новая модель общероссийской системы оценки качества общего образования, охватывающая федеральный, региональный, муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения, а также создан инструментарий ее реализации с обеспечением комплексного электронного мониторинга качества образования;
  • создаются механизмы комплексной оценки академических достижений обучающегося, его компетенций и способностей. Для ступеней и уровней образования, обучение на которых не заканчивается выдачей документа государственного образца, указанные выше механизмы будут носить мониторинговый характер;
  • отрабатываются механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.

Проблемы оценки качества образования являются приоритетными для современной образовательной политики. За последние годы в целях реализации названного приоритета разработано и реализуется значительное количество федеральных проектов общесистемного характера, это и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», и Федеральная целевая программа развития образования до 2015 года, и новые федеральные государственные образовательные стандарты.

В последнее десятилетие разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга качества образования, в рамках введения единого государственного экзамена, а также посредством научно-практических разработок, осуществляемых как на федеральном, так и на региональном уровнях. В работах последних лет находит отражение мировой опыт разработки инструментария оценивания результатов обучения, в том числе тестирования и обработки результатов, на основе современных теорий педагогических измерений.

В частности, в настоящее время введена модель новой независимой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. Завершился эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в XI классе. Ведётся работа по стандартизации банка измерительных и диагностических материалов; разработке технологического обеспечения аттестационных процедур общеобразовательных учреждений, технологии оценки готовности детей к обучению в начальной и основной школе.

В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Такие структуры, как родительские комитеты, школьные советы, попечительские советы, советы работодателей и др. существуют сегодня как проводники образовательной политики государства, как помощники органов управления образования, администрации учебных заведений.

Вопрос участия общественности в управлении образованием, вызван необходимостью роли и значения общественности для повышения эффективности управления образовательными системами, условий повышения роли общественности в усилении образовательного потенциала школ. Важным является привлечение к экспертизе широкого круга социальных и педагогических партнёров, в том числе и родителей. Перед школой встаёт вопрос решения социального заказа общества с помощью постановки и решения определённых задач.

Специалистами изучен огромный опыт общественного участия в управлении образовательными организациями в зарубежных странах, а так же их участия в оценке качества образования.

  1. Основная часть. Вовлечение общественности в оценку качества образования
    1. Опыт зарубежных стран по вопросу общественного участия в управлении образованием

Задачей государственно-общественного управления в сфере общего образования является вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики на всех уровнях, достижение консенсуса по поводу принимаемых решений и совместная деятельность по их реализации.

Тенденция расширения участия общества в функционировании института образования реализуется, как отмечается в литературе, в следующих направлениях :

  • определение предмета деятельности общественных и государственно-общественных структур в области управления образованием;
  • наличие у общественных (школьных и попечительских советов) и государственно-общественных структур не только прав и полномочий, но и адекватных им обязанностей в области управления образованием;
  • наличие общественных и государственно-общественных органов и структур на всех ступенях управления образованием, от учебного заведения до национального уровня.

Интересным опытом создания таких форм участия общества в развитии института образования может служить создание школьных советов. В частности в Англии с 70-х годов началась практика создания представительного органа на местном уровне – школьного совета, в котором родители были бы равными партнерами. Сходные процессы проходили и в других странах – считается, что вовлечение родителей обычно является частью процесса децентрализации образовательной системы. Школы, управляемые с помощью школьных советов, принимают решения относительно учебных планов и программ, о наборе учителей и о других важных аспектах. Среди стран, в которых родители в тех или иных формах все шире привлекаются к участию в работе школ, можно назвать США, Австралию, Норвегию, Израиль, Новую Зеландию. Ответственность за обучение детей передается от центральных ведомств школьным советам, в которых большую роль играют родители .

Родителей привлекают в основном к участию в административных мероприятиях, оставляя сам процесс обучения профессионалам. Однако постепенно участие родителей в работе школ приобретает все новые формы. Одна из таких форм – привлечение родителей к отчетности школы – имеет форму как отчетов школы в целом перед родителями, так и по отдельным учащимся. Например, родители в таких странах, как Англия и Уэльс, Австралия, участвуют в инспектировании школ. Предполагается, что школьные советы, и родители в их составе, должны быть в курсе всей работы школы.

Формы участия родителей становятся все более сложными. Можно выделить пять основных направлений привлечения родителей на уровне школы к участию в обучении своих детей: выбор школы, принятие решений в формальных структурах, учение и обучение, воздействие на физическое и материальное окружение, коммуникация.

В рамках названных направлений возникает множество практических вопросов относительно участия «групп интересов», представленных в образовательном процессе. Во многих странах правительства используют выбор школы родителями как средство совершенствования качества работы школ – согласно законам рынка, родители выбирают лучшие школы. Однако возникает целый ряд вопросов: В какой мере существующая общественная политика и практика позволяют родителям осуществить выбор? Насколько информированы родители при выборе школы? Какова взаимосвязь между выбором школы и тем, как учится ученик?

Обычно родители привлекаются для поддержки и совершенствования окружающей среды и привлечения дополнительных ресурсов – человеческих и материальных. Тут также возникают вопросы о мере их привлечения к этому аспекту школьной жизни: В какой мере родители привлечены к поддержанию школьных зданий? В какой мере родители привлечены к обеспечению учебными ресурсами?

Коммуникация между родителями и школой может рассматриваться как интегральный компонент процесса участия родителей в работе школы. Именно процесс обмена информацией между школой и домом является важной частью их взаимодействия, направленного на улучшение качества учебной деятельности учащихся. В какой мере родители участвуют в создании школьных советов? В какой мере родители принимают участие в планировании развития школы? В какой мере родители участвуют в работе по оценке деятельности школы? В какой мере родителей привлекают к принятию решений о способах измерения и оценки достижений, используемых в классе? В какой мере ценности школы поддерживаются в домашней обстановке? Каким образом родителей информируют о предстоящих событиях в жизни школы? Каким образом родители информируют школу о благополучии своих детей?

Можно заметить, что для большинства развитых зарубежных стран характерна тенденция поиска различных форм участия родителей в образовательной деятельности школы, вовлечение их в процесс оценки качества обучения в роли полноправных субъектов образовательного процесса, привлечение родителей к отчетности школы.

    1. Управляющий Совет - гражданское участие в управлении образованием

В Советском Союзе общественность была исключена из управления образованием. Деятельность школ была «за занавесом» для родителей и общественности. В последнее же время Совету школы, Попечительскому Совету, Управляющему Совету отводится значительная роль. Особыми полномочиями наделен именно Управляющий Совет .

Управляющий совет - коллегиальный представительный орган реального совместного управления школой в целом со стороны учредителя, директора, представителей учителей, других работников школы, учащихся и их родителей (законных представителей), представителей «внешкольной», но заинтересованной в делах школы, активной общественности.
Автором (и «двигателем» на федеральном уровне) идеи управляющего совета школы являлся А.А. Пинский, который выбрал термин «управляющий совет» именно для того, чтобы подчеркнуть обязательность наличия у этого органа управленческих полномочий (прав на принятие управленческих решений по ряду значимых вопросов функционирования и развития общеобразовательного учреждения в целом) .

Краткое описание

При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
обеспечение инновационного характера базового образования;
модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

Содержание

Введение…………………………………………………………… ……... 3
Общественное участие в управлении образованием
2.1.Из опыта зарубежных стран……………………………………….7
2.2.Управляющий Совет – гражданское участие в управлении образованием…………………………………………………………..10
2. 3.Общественное участие в оценке качества образования: социологический анализ………………………………………………15
III.Заключение …………………………………………………………….. ..26
IY.Список литературы……………………………………………………….27