Блузки и рубашки

Владыка иннокентий. Обретение мощей святителя иннокентия, епископа иркутского

Архиепископ Херсонский и Таврический
ИННОКЕНТИЙ

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника.

В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму.

В 1819 году Иван Борисов окончил курс семинарского учения с отличным успехом и поступил в Киевскую Духовную Академию.

В 1823 году Иван Алексеевич окончил полный курс академического учения первым магистром и был определён в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию на должность инспектора и профессора Церковной истории, но не прошло и трёх месяцев, как он занял и должность ректора Санкт-Петербургского Александро-Невского Духовного училища. Здесь же он принял пострижение в монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха. В декабре 1824 года отец Иннокентий назначается бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через несколько месяцев её инспектором и экстраординарным профессором. В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита.

Особую славу отца Иннокентия составляет необыкновенный проповеднический талант. Впоследствии Владыку Иннокентия назовут «Русским Златоустам». Как проповедник он отличался тем, что действовал по преимуществу на сердца слушателей и увлекал их ясностью и простотою слова, тонкими и остроумными сближениями предметов, искусством открывать в них новые и занимательные стороны и умением принять, как можно ближе, свои поучения к различным случаям и обстоятельствам. Таким образом, Владыка Иннокентий создал новую русскую школу проповедничества, далёкую всякой внешней эффектности и сухой учёности. Проповеди его были переведены в своё время на греческий, немецкий, французский и польский языки.

Кроме проповедей, Владыка оставил много замечательных научных произведений и переводов, таких как: «Жизнь св. Киприана», «Памятник веры», «История Соборов Вселенских», перевод «Кормчей Книги» и многое другое.

В 1836 году 21 ноября в Казанском соборе Санкт-Петербурга в день Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялась хиротония архимандрита Иннокентия во епископа Чигиринского.

В марте 1840 года он назначается на кафедру епископа Вологодской епархии. Здесь он оставался 9 месяцев и затем был перемещён в Харьковскую епархию. Служение его в Харькове продолжалось около семи лет. За этот срок он восстановил Ахтырский и Святогорский монастыри, открыл Никольскую женскую обитель.

В 1845 году Владыка возводится в сан архиепископа. И через 3 года назначается в Херсоно-Таврическую епархию, где разноплеменная православная паства непрестанно подвергалась тлетворному влиянию татар, евреев и немецких колонистов.

Восстановить в Крыму древние христианские памятники, разрушенные татарами, и основать свой «Русский Афон», - вот главное, чего хотел достичь архипастырь во время своего управления Херсоно-Таврической епархией.

Во время своего путешествия по Крыму Владыка обычно оставлял спутников у подножия гор, а сам поднимался на их вершину для молитвы на местах подвигов древних подвижников.

В последние годы своего святительства преосвященный Иннокентий принимал самое живое архипастырское участие в бедствиях Крымской войны и имел в высшей степени благотворное влияние на воинов.

В коронацию Императора Александра II, архиепископ Иннокентий назначен был членом Святейшего Синода.

Усиленные труды и тревоги надломили здоровье славного архипастыря. Владыка заболел, находясь в Севастополе во время битвы русских войск с неприятелем, и на обратном пути в Одессу скончался в Херсоне 25 мая 1857 года в светлый праздник Живоначальной Троицы.

Канонизован Русской Православной Церковью в 1997 году.

22 февраля Церковь чтит память Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, прославленного во святых, дивного в чудесах.

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, в миру Иоанн, происходил из дворянского рода Кульчицких. Точная дата рождения его неизвестна, это 1680 или 1682 год. Начальное образование дома Иоанн получил дома, затем продолжил обучение в Киевской духовной академии. Учился Иоанн с большим успехом. Ко времени окончания академии был пострижен в монахи с именем Иннокентий.

По окончании академии, примерно в 1706-1708 годах, благочестивый инок был вызван в Москву на должность учителя и префекта в Славяно-греко-латинскую академию, а отсюда взят в Санкт-Петербург, где в то время только основывался Невский монастырь, будущая Лавра, чтобы послужить здесь примером доброго иноческого жития.

Образованного монаха заметил император Петр I, желавший образовать в Пекине Русскую православную духовную миссию, которую, по плану императора, должен был возглавить епископ.

14 февраля 1721 года иеромонах Иннокентий был посвящен в сан епископа и назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай.

Сразу по Пасхе владыка Иннокентий в сопровождении нескольких служителей выехал из Санкт-Петербурга. Год без малого добирались они до Иркутска, оттуда двинулись дальше, за Байкал, и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске. Здесь миссии предстояло дожидаться решения пекинских чиновников о праве на въезд.

Но китайское правительство отказало в визе "духовной особе, великому господину", как его неосторожно охарактеризовала сенатская комиссия по иностранным делам. У китайцев обращение «великий» было принято только к императору, и потому двум великим особам быть одновременно в Китае невозможно.

Три года вынужден был провести святитель в Селенгинске у китайской границы, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения. Чтобы не умереть с голоду Миссия занималась рыболовством, нанималась на работу к местным жителям. Утешение находил епископ в молитвах и Богослужениях.

Не без Промысла Божия отказали китайцы во въезде владыке. Вынужденное его нахождение в Селенгинске оказалось очень важным для проповеди Слова Божия среди местных монгольских племен. Используя свое архиерейское право рукополагать в священный сан, святитель тем самым восполнял недостаток духовенства за Байкалом и избавлял ставленников от далекой поездки для принятия сана в столицу Сибири — Тобольск.

Дипломатические промахи русского посла в Китае графа Рагузинского и интриги Иркутского архимандрита Антония Платковского привели к тому, что в Китай был назначен архимандрит Антоний, а святитель Иннокентий указом Святейшего Синода в 1727 году был наименован епископом Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообразованной епархией.

Близость китайской границы, обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность - все это делало пастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений. По странному недосмотру Сената он не получал жалования до самой смерти и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудных условиях на скудные средства иркутского Вознесенского монастыря еще содержались две открытые при нем школы - монгольская и русская. Неустанные заботы святителя были обращены на их устройство - подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием.

Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания и предписания. В трудах и лишениях святитель Иннокентий обретал духовную твердость, смирение, прозорливость.

Немногим более четырех лет окормлял он иркутскую паству, но и это короткое время употребил он с великой пользой для спасения. Владыка Иннокентий не отличался крепостью здоровья, особенно страдал головными болями, но подвигов своих, ни молитвенного, ни смирения плоти, не оставлял. Молиться святитель любил в пещере за монастырской оградой, которую выкопал основатель Вознесенской обители старец Герасим. Еще был у святителя обычай обходить по ночам Вознесенский храм и молиться на него с четырех сторон.

Очень любил святитель Иннокентий служить Божественную литургию. До последних дней своей жизни старался он не упускать возможности здесь, на земле, соединиться со Христом.

В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году. По благословению святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен. "Моления, - говорил святитель, - должны окончиться в Ильин день". 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено, - засуха прекратилась.

Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи.

Святитель, не отличавшийся крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод рано отошел ко Господу. Он преставился утром 27 ноября 1731 года.

О кончине владыки было доложено вице-губернатору Жолобову. Этот непомерно корыстный и алчный человек отобрал не только все имущество владыки, но и часть монастырского достояния. Таким образом, он лишил братию не только возможности похоронить святителя Иннокентия, но даже и литургию невозможно было совершать за неимением вина. И только после настойчивой просьбы Жолобов выделил на погребение святителя триста рублей, запретив при этом впредь обращаться к нему.

Вскоре после кончины святителя Господь явил суд над обидчиками владыки. Архимандрит Антоний (Платковский), до последней степени обесчещенный в Пекине иноверцем Лангом, который публично и жестоко избил его, в узах был провезен мимо Вознесенской обители в Петербург. Там ожидало несчастного лишение сана и заточение. Вице-губернатору Жолобову по приговору уголовного суда в Петербурге была отрублена голова. Оба эти события поразили промыслительностью всех, даже самых закоснелых в неверии.

В 1764 году тело святителя обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви. Множество чудес совершилось не только в Иркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении к святителю. Это побудило Святейший Синод к открытию мощей и прославлению святителя в 1800 году. С 1804 года установлено празднование его памяти по всей России.

И ныне, уповая на заступничество явленного нам угодника Божия святителя Иннокентия, мы обращаемся к нему с молитвами.

По материалам сайтов:

Четвертая часть земной жизни архиепископа Иннокентия (Тихонова) прошла в тюрьмах, лагерях и ссылках. В возрасте 48 лет, будучи правящим архиереем Винницкой епархии, владыка принял мученическую кончину – 29 ноября 1937 года он был расстрелян по приговору НКВД.

Архиепископ Иннокентий прославлен в 1993 году в числе новомучеников и исповедников Слободского края как местночтимый святой Харьковской епархии (память 1 июня по новому стилю). Через пять лет, в 1998 году, посмертно реабилитирован.

Теперь же, согласно решениям Священного Синода УПЦ от 1 апреля сего года, священномученик Иннокентий (Тихонов) вошел в состав Собора Винницких святых с титулом архиепископа Винницкого. День памяти владыки установлен 29 ноября по новому стилю.

Борьба с раскольниками, «Русская Голгофа» и другие лагеря

Священномученик Иннокентий (Тихонов) принял монашеский постриг в 23 года в Александро-Невской Лавре. С началом Первой мировой войны был духовником больных и раненных, позже – полковым священником Терского казачьего полка. Закончив духовную академию со степенью кандидата богословия и Петроградский археологический институт, занимался изучением церковной истории. Стал основателем Александро-Невского братства и сподвижником священномученика Вениамина, митрополита Петроградского.

Во годы Первой мировой войны

Владыка Иннокентий активно выступал против раскольников-обновленцев, именовавших себя «прогрессивным духовенством», и ратовавших за т.н. «демократизацию управления Церкви» и «модернизацию богослужения». Обновленчество возникло на волне Февральской революции 1917 года, и несколько лет было единственной православной церковной организацией, официально признаваемой советской властью.

Иеромонах Иннокентий слева

В годы гонений на Церковь архиепископ Иннокентий был правящим архиереем четырех епархий и членом епископского совета Русской Православной Церкви.

С 1922 года владыка по нескольку лет находился в ссылке в Архангельской губернии, Туркестане, отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения, который в народе прозвали «Русская Голгофа», а также в Беломорско-Балтийском ИТЛ.

Обвинение в контрреволюционной деятельности, тюрьма, расстрел

В 1937 году архиепископ Иннокентий получил назначение на Харьковскую кафедру, чуть позже стал архиепископом Винницким. На территории Винницкой области тогда действовало около 120 церквей, принадлежавших канонической Церкви. Несколько месяцев владыка защищал вверенную ему паству от посягательств раскольников, стараясь сохранить в единстве Православную Церковь.

«Особо тяжелым ударом по всему священству Украины стал приказ народного комиссара внутренних дел УССР Израиля Моисеевича Леплевского на проведение в сжатые сроки широкой операции с целью «решительного разгрома церковно-сектантских контрреволюционных кадров» , – пишет церковный историк Ростислав Моцпан. – «28 октября 1937 года владыку Иннокентия с большей частью винницкого духовенства арестовали».

Архиепископ обвинялся в контрреволюционной деятельности, и «13 ноября в отношении него был проведен первый и единственный допрос. Архиепископ не назвал ни одной фамилии, отрицал обвинения, не соглашался со свидетельствами и ни в какие переговоры со следователем не вступал» .

По приговору Винницкого НКВД архиепископ Иннокентий был расстрелян 29 ноября 1937 года в полночь. В центре Винницы, во дворе НКВД, людей тогда расстреливали тысячами и хоронили тайно в братских могилах.

Епископ Иннокентий (Ладожский)

«Тело владыки опознано по протоколу обыска и выписке найденных вещей»


– В 1943 году в Виннице проходили раскопки могил жертв репрессий, в которых принимала участие международная комиссия. Было найдено 9432 тела, из которых 679 человек смогли идентифицировать по документам, обнаруженных при телах, и каким-то вещам и приметам, которые узнавали их родные и близкие
, – рассказывает руководитель исторического отдела Винницкой епархии иерей Назарий Давидовский. – В отчете международной комиссии 1944 года представлен список опознанных людей. Номер 599 – Тихонов Борис Дмитриевич – мирское имя владыки Иннокентия. И указан г. Хмельник, где проживал владыка, потому что в Виннице тогда не было возможности совершать служения. Тело владыки опознано по протоколу обыска и выписке найденных вещей.

Как рассказал о. Назарий, немецкие оккупанты тела найденных людей перезахоронили на территории центрального кладбища и создали там мемориал:

– Тело владыки Иннокентия почивает в братской могиле. Согласно архивным данным, это семь больших и длинных могил, которые теперь нельзя найти, потому что после окончания войны советская власть все это уничтожила.

Молитвенные ночи в память владыки, крестный ход и «Чин моления о святых иконах»

Храм Вознесения Господнего, где служит о. Назарий Давидовский, расположен возле того самого центрального винницкого кладбища, где были перезахоронены тела репрессированных. В 2013 году, в ночь расстрела владыки Иннокентия, в Вознесенском храме впервые совершалась Божественная Литургия в память священномученика.

– В 2014 году молитвенная ночь и память владыки Иннокентия, по благословению владыки Симеона, совершалась в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Винницы, где Литургию служило духовенство епархии, – рассказывает о. Назарий. – После этого мы крестным ходом пошли ко всем трем местам расстрелов и первых захоронений жертв репрессий. Там установлены кресты, и на каждом из них мы совершили заупокойные богослужения. А на месте братской могилы, где покоится тело архиепископа Иннокентия, мы спели Величание владыке как святому.

А 1 марта 2015 года, в Неделю Торжества Православия, по благословению митрополита Винницкого и Барского Симеона, впервые в Украине в ряде храмов Винницкой епархии был совершен особый «Чин моления о святых иконах», написанный в 1922 году священномучеником Иннокентием (Тихоновым) в Петрограде. Владыка составил этот особый чин священнодействия, чтобы обновить в сердцах и сознании людей благоговейное и почтительное отношение к иконам, которые находятся у них дома.

Молитвенная ночь в винницком храме Вознесения

Винницкое духовенство и православные винничане с большим воодушевлением восприняли совершение «Чина моления о святых иконах» - многие плакали и говорили, что чувства у них – как на Пасху.

Чин моления о святых иконах

Фотографии, письма и очевидец из Австралии

А о. Назарию Давидовскому понадобилось шесть лет, чтобы собрать документы по пребыванию владыки Иннокентия на Винницкой кафедре, его духовному наследию и мученической кончине на винницкой земле. Как рассказал о. Назарий, география его поисков расширилась от Санкт-Петербурга и Москвы до США и Австралии.

Например, удалось найти свидетеля раскопок в 1943 году – он был сыном винницкого священника. Сейчас Георгию Кишковскому 88 лет, он проживает в Австралии, и ко дню освобождения Винницы даже участвовал в конференции по скайпу, которую о. Назарий проводил в педагогическом колледже.

В результате многолетних трудов о. Назария и всего исторического отдела Винницкая епархия подала прошение на рассмотрение Священным Синодом УПЦ возможности установления отдельного дня памяти владыки Иннокентия как архиепископа Винницкого.

– В прошении на Синод мы указали, что найдены документы, подтверждающие служение владыки Иннокентия в Винницкой епархии, его расстрел и перезахоронение. Говорят, есть фотография с винницким духовенством, но пока что не удалось ее найти. Еще сохранились письма из Хмельника, которые владыка писал своим духовным детям, – говорит о. Назарий Давидовский. – Теперь, когда Церковь установила отдельный день памяти священномученика Иннокентия (Тихонова), архиепископа Винницкого, у нас есть в полной мере свой святой – покровитель Винницы, нашей епархии и области в целом.

Архиепископ Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился в городе Ельце в 1800 году в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму.

В 1819 году Иван Борисов окончил курс семинарского учения с отличным успехом и поступил в Киевскую Духовную Академию. Здесь он предался изучению наук с таким жаром, что иногда целые ночи проводил за книгой. Повинуясь внутреннему призванию, более всего занимался он составлением и обработкой проповедей.

В 1823 году 23-летний Иван Алексеевич окончил полный курс академического учения первым магистром и был определён в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию на должность инспектора и профессора Церковной истории, но не прошло и трёх месяцев, как он занял и должность ректора Санкт-Петербургского Александро-Невского Духовного училища. Здесь же он принял пострижение в монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха.

В декабре 1824 года отец Иннокентий назначается бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через несколько месяцев её инспектором и экстраординарным профессором.

В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита. В 1836 году 21 ноября в Казанском соборе Санкт-Петербурга в день Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялась хиротония архимандрита Иннокентия во епископа Чигиринского.

В марте 1840 года он назначается на кафедру епископа Вологодской епархии. Здесь он оставался 9 месяцев и затем был перемещён в Харьковскую епархию. Служение его в Харькове продолжалось около семи лет. За этот срок он восстановил Ахтырский и Святогорский монастыри, открыл Никольскую женскую обитель. Владыке принадлежит идея учреждения торжественного крестного хода в Харькове по случаю перенесения в город из Куряжского монастыря чудотворной иконы Божией Матери.

В 1845 году Владыка возводится в сан архиепископа. И через 3 года назначается в Херсоно-Таврическую епархию, где разноплеменная православная паства непрестанно подвергалась тлетворному влиянию татар, евреев и немецких колонистов.

В последние годы своего святительства преосвященный Иннокентий принимал самое живое архипастырское участие в бедствиях Крымской войны и имел в высшей степени благотворное влияние на воинов.

Величие духа Святителя Иннокентия обнаружилось и в посещении им страдальцев-воинов в лазаретах, свирепствовал заразительный тиф и где можно было видеть всю тяжкую скорбь, все страдания, порождаемые войной. В сражениях он обходил ряды войск, ободряя героев. И здесь мужественный пастырь-отец являлся ангелом-утешителем страждущих.

В коронацию Императора Александра II, архиепископ Иннокентий назначен был членом Святейшего Синода.

Усиленные труды и тревоги надломили здоровье славного архипастыря. Владыка заболел, находясь в Севастополе во время битвы русских войск с неприятелем, и на обратном пути в Одессу скончался в Херсоне 25 мая 1857 года в светлый праздник Живоначальной Троицы.

Канонизован Русской Православной в 1997 году.

Тропарь святителю святителю Иннокентию Херсонскому , глас 4

От юных лет прилежа учению благочестия и страху Божию, во благодати Христовой преуспевая, стяжал еси словесная дарования и явился еси неутомимый проповедник спасения, души верных озаряя спасительными смыслы и приводя всех ко исправлению. Святителю отче Иннокентие, моли Христа Бога дати нам оставление грехов и велию милость.

Ин тропарь святителю святителю Иннокентию Херсонскому , глас 4

Днесь град Херсонский радуется, веселится земля Таврическая, имуще молитвенника святителя Христова Иннокентия, пастыря добра и праведника изряднаго, иже Божия Матери образ Касперовский прославил еси, в крае Новороссийстем веру правую утвердил еси. Темже, святителю отче Иннокентие, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святителю святителю Иннокентию Херсонскому , глас 1

Избранный от Господа благий рабе и верный, Церкви Русския украшение, новый Златоусте, Христова стада пастырю предобрый, святителю Иннокентие, от любве душевныя ублажаем тя заступника и покровителя града нашего. Теплыми твоими молитвами у Престола Пресвятыя Троицы укрепляеми, благодарно зовем ти: Радуйся, богомудре отче Иннокентие, святителю преславный.