Пaльтo

Когда будет 9 дней после смерти. Девять дней после смерти - значение для покойного

Поминать умерших людей, согласно христианским канонам, принято на 3,9 и 40 день после смерти. Кроме того, в церковном календаре указаны специальные дни поминовения усопших. Особое ритуальное значение придается девятому дню после кончины. По традиции в этот день собираются родные и близкие покойного, вспоминают его жизненный путь и говорят о нем добрые слова.

Вычисление точной даты поминок

Чтобы не ошибиться, нужно отсчитать с момента кончины человека ровно 9 дней, включая и сам день смерти. Это относится и к тем случаям, когда смерть наступила поздно вечером или даже ночью, до полуночи. К примеру, смерть наступила 2 марта. Девятый день в данном случае – не 11 марта, как вышло бы при арифметическом сложении (то есть 2+9=11), а 10 марта, включая день кончины.

Примеры:

Что делать на девятый день после смерти?

Поминальный стол

На поминальном столе в 9 день традиционно присутствуют пироги, блины, булочки и вообще печеные изделия. Не следует забывать и о кутье. А вот от спиртных напитков в 9 день вполне можно отказаться. Лучше уделить особое внимание поминальным речам. Чем больше будет сказано добрых слов о покойном, о его благих делах при жизни, тем лучше будет его душе. Православные учения трактуют посмертное состояние души как подготовку к загробной жизни в течение 40 дней после смерти. 9 день, согласно канонам, является последним днем пребывания души в райских кущах, а остальное время до истечения 40 дней душа будет находиться в аду. Поэтому все сказанные за поминальным столом добрые слова в адрес покойного будут ему зачтены и облегчат тяжесть пребывания в месте страданий грешников.

Посещение церкви и кладбища

С утра, до поминок, полагается поставить свечу в церкви и прочесть заупокойную молитву об усопшем рабе Божьем (имя). Нищим в этот день раздают милостыню, дают просфоры, печенье или булочки, прося помянуть имя ушедшего человека в молитвах. После посещения церкви нужно побывать и на могиле, оставив угощение и там. Можно оставлять на кладбище печенье, конфеты, насыпать кутьи или пшена для птиц.

Что еще можно сделать в 9 день?

Завешивание зеркал в доме усопшего не является предписанным православным обрядом. Тем не менее, эта традиция исстари укоренилась. Если зеркала были завешаны в момент кончины, в 9 день завесы можно снять во всех помещениях, кроме комнаты покойного, где их нужно оставить до окончания 40 дней.

Православные поминают умерших близких на третий, девятый и сороковой день с времени кончины. Помимо этих специальных дат верующие придерживаются традиций вспоминать умерших по определенных церковным праздникам. Родные обязательно должны учесть 3, 9 и 40 дни – они важны для достойного перехода души. Если вы не уверены в подсчетах, обратитесь в агентство ритуальных услуг или к батюшке.

Как посчитать 3 дня

Православие придерживается канона необходимости предать тело земле на третий день после смерти. Точкой отсчета является дата смерти, время считается до полуночи. Если человек скончался в 23.55, а на календаре было 1 октября, то заказать похороны необходимо 3 октября.

Организация погребения именно на третьи сутки связана с традицией православия и символическим соотношением к Святой Троице – Отцу и Духу, и Его Сыну. Согласно православного писания, где изложено повествование о беседе Макария Египетского с явившимся к нему ангелом. Именно в нем рассказывается о том, что первые три дня после того, как умерло тело, душа находится среди родных, на земле.

Близкие в соответствии с православными традициями должны:

  • молиться о душе усопшего;
  • посетить церковь, заказать сорокоуст, попросить об отпевании;
  • омыть тело. В наши дни эту функцию выполняют сотрудники морга. Эта услуга бесплатна. Если человек умер дома, помыть его может любой человек, не связанный узами родства;
  • собрать все необходимые ритуальные принадлежности для похорон – гроб, крест, покрывало и подушку, одеяние для покойника;
  • организовать выкопку могилы на кладбище.

На третий день после того, как православный верующий скончался, следует провести предание тела земле. Если на этот день выпадает большой церковный праздник – Пасха, Троица или Рождество, похороны проводят на следующий день.

Как посчитать 9 дней

На четвертый день душа отправляется в рай, где она пребывает до девятого дня. 9 суток отсчитывают с даты смерти, включая этот день. То есть, если человек почил 1 октября в 23.55, то это 9 октября. Если близкий скончался в 2 часа ночи 14 июня, то 9-й день, это 22 июня.

В этот день следует поминать покойного добрыми словами, молиться о его душ, собрать поминальный обед . На поминки у православных верующих принято посещать могильное захоронение, оставлять гостинцы зайти в храм. Следует подать милостыню нуждающимся, оставить пожертвование, поставить свечу за упокой.

Дома собираются все близкие и вспоминают покойника и его добрые дела. Трапеза должна включать обычные простые блюда – пироги, блины, уху. Церковь не приветствует употребление спиртного.

Как посчитать 40 дней

С десятого по сороковой день душа пребывает в аду, а затем решается ее участь Божьим судом. Все молитвы и добрый помин, которые будет произнесен за усопшего в этот период, будут зачтены на небе. Необходимо молиться и просить прощения у Бога за грехи почившего.

Начиная с утра, необходимо пойти на утреннюю церковную службу, помолиться, поставить свечу за упокой. Затем следует сходить на могилу, где требуется оставить угощение – конфеты, выпечку, печенье, крупу.

Дома организуют поминальную трапезу, которая также не должна включать спиртного, быть скромной и простой. Все собравшиеся говорят об умершем, вспоминают его поступки, произносят добрые речи.

Существует старая традиция занавешивания зеркал после смерти в доме. Это не является обязательным ритуалом. Но если все зеркальные поверхности были застланы, то на 9-й день покрывала всюду убирают и лишь оставляют закрытым зеркало в комнате покойного. Там ткань убирают по истечении 40 дней.

Инструкция

Отсчитайте девять дней, начиная со дня смерти человека включительно. Даже если он поздно вечером (до 12 часов ночи), поминальный девятый день рассчитывается, включая . Например: человек умер 2 января. В этом случае девятый день выпадает на 10 января, а не на 11-е, как получилось бы при математическом сложении (2 + 9 = 11).

На девятый день устройте скромные с пирогами. Постарайтесь обойтись без спиртного. В застольной беседе обязательно вспомните все добрые поступки и благие дела умершего. Традиционно считается, что душа усопшего на протяжение сорока дней готовится к загробной жизни. Девятый день - последний, когда душе показывают райские кущи, после чего вплоть до сорокового дня она пребывает в аду, наблюдая страдания грешников и надеясь избежать этой участи. Поэтому каждое доброе слово о будет ему зачтено.

Сходите в церковь, поставьте свечку, помолитесь за души раба Божьего (имя). Раздайте нищим милостыню и (их можно заменить печеньем) с просьбой помянуть в молитвах имя усопшего. После съездите , оставьте милостыню и там. Многие прямо на могилах сыпят пшено и раскрошенные яйца (для птиц), на оградку кладут кулечки с печеньем и карамельками.

Снимите завесы с зеркал во всех комнатах, кроме комнаты усопшего, если придерживаетесь этой традиции. Учтите, что ничего не сказано о том, что человека зеркала в доме нужно накрывать, этот обычай идет от старинного русского поверия, что в зеркалах душа может заблудиться и не найти выхода на тот свет.

Связанная статья

Источники:

  • Дни поминок: 3, 9, 40 день.
  • сороковой день после смерти как считать

Согласно традициям христианства, основные поминки по усопшему проводятся в день похорон, на 9 и на 40 дней. Чаще всего поминки сводятся к поминальной трапезе, однако не стоит думать, что люди собираются просто для того чтобы поесть, это мероприятие имеет цель отдать дань памяти усопшему, помолится за упокоение его души.

Инструкция

Христианские подразумевают, что во время поминальной трапезы собравшиеся молятся души умершего. Абсолютно все во время имеет значение, в том числе и меню. Приблизительный план проведения поминок таков.
Прежде чем сесть за стол прочтите молитву «Отче наш». На протяжении всех поминок вспоминайте усопшего, однако воспоминания о каких-то плохих поступках усопшего не приемлемы. За столом не допустимы смех, веселые песни или сквернословие.

Первым блюдом подавайте кутью (каша из риса или пшеницы с медом и изюмом). Лучше всего осветить ее во время панихиды или по крайней мере окропите ее святой водой. Данное блюдо есть символ вечной жизни, так как человек, как зерно, прорастет (возродится) во Христе.
Не надо опираться на правило: чем больше еды на столе - тем лучше, это не верно. Совсем наоборот, еда должна быть без изысков, скромной. Важно то, что люди собираются вместе помянуть усопшего, еда - лишь символ.

Обратите внимание, если день поминок пришелся на будний день Великого поста, перенесите мероприятие на выходные. Также помните, что мужчины должны быть с непокрытой головой, женщины же, напротив, с подобранными волосами в платках.

Если в день похорон приглашают всех, кто был на кладбище, то на 9 дней на зовут лишь родственников и самых близких друзей усопшего.
Помните, что употреблять спиртные напитки во время трапезы нельзя, даже вино не рекомендуется ставить на стол. Также не ставьте на стол фотографию покойного с рюмкой водкой, покрытой хлебом, все эти обычаи просто пережитки прошлого и православной верой не поддерживаются.

Также в дни поминок очень хорошо подать нищим, для того чтобы люди, которые нуждаются в пище и находятся ближе к Богу, помолились об упокоении души усопшего.

Помимо трапезы заказывают молебен об упокоении усопшего, для этого просто подайте записку с именем покойного (в родительном падеже) в киоск.
Поминать можно не только на 3, 9 и 40 день, существует обычай покойного на , в день его рождения и в день Ангела, в эти дни люди также ездят на кладбище и ходят в церковь.

Связанная статья

Источники:

  • что нужно делать на 9 дней

Есть целый ряд устойчивых традиций, связанных со смертью и похоронами. Поминки на 9 и 40 день входят в их число. Эту традицию строго соблюдают даже люди, не имеющие отношения к религии и не вдающиеся в смысл обычая.

Поминки на девятый день

Согласно поверьям, первые три дня душа находится рядом с телом и еще не может покинуть его. Но на четвертый день, как правило, она отправляется в короткое путешествие. С 4 по 9 день после душа посещает дома своих родных и близких, находится возле и самых близких друзей. Именно поэтому через 9 люди, лучше всего знавшие умершего и более всего дорожившие им, устраивают , чтобы проститься , которая отныне покидает их.

Согласно христианским догматам, с 3 по 9 день после смерти ангелы показывают душе умершего чертоги Бога, позволяют ему войти в рай и увидеть наслаждения, уготованные для тех, кто жил праведной жизнью. К девятому дню человек либо забывает всю скорбь и боль, которую он испытал, живя в земном теле, либо понимает, что прожил свою жизнь неверно, и не может после смерти насладиться красотой рая и покоем. Собираясь в это время, самые близкие друзья и родственники усопшего вспоминают его добрыми словами, молятся за него, просят о том, чтобы его душа попала в рай, и ангелы видят это.

Зачем проводят сороковины

После 9 дня, согласно некоторым представлениям, душа отправляется путешествовать и посещает дальних родственников, приятелей, знакомых, те места, которые были важны для человека при жизни. Так она путешествует вплоть до 40 дня, стремясь все успеть, после чего уходит из мира. На сороковины, т.е. поминки на 40 день, приходят все, кто хочет проститься с , в том числе и те, кто его знал не слишком долго или не слишком близко. В это время душу провожают навсегда, прощаются с ней, а сделать это нужно благочестиво и спокойно, чтобы умерший мог отправиться в иной, возможно, более счастливый мир.

Согласно христианским воззрениям, с 9 по 40 день душа умершего и замаливает все совершенные грехи. Кроме того, именно в это время ангелы проводят ее по аду, чтобы показать, что происходит с нераскаявшимися. После этого всего, в 40-й день, душа предстает перед Господом, и тогда определяется ее дальнейшая судьба – быть ей в раю или в аду. Именно поэтому для христиан поминки-сороковины необыкновенно важны: в этот день все, кто знал покойного, вспоминают его, говорят о том, каким хорошим человеком он был, стараются замолить его грехи. Согласно поверью, увидев это и поняв, как много людей скорбит , Господь смилуется над душой и будет судить ее не слишком строго, после чего позволит ей войти в рай.

Постигнуть то, что происходит за гранью жизни и смерти, согласно православным представлениям, человеку не дано. Однако Церковь всегда хранила и хранит разного рода символы и некоторые факты, по которым, пусть и косвенно, но о загробном путешествии душ людей судить все же можно. Так, к примеру, не все знают, что означают 9 и 40 день после смерти, и почему в это время нужно проводить соответствующие поминальные обряды.

Согласно представлениям православных христиан, при жизни человек пребывает в материальном мире. После смерти же его душа переходит в другой, более возвышенный, непознаваемый духовный мир. Здесь можно встретить, к примеру, своего ангела-хранителя, души уже ушедших ранее родственников и друзей и т.д.

Что происходит на третий день

Традиционно считается, что в первые три дня после смерти, еще не привыкшая к своему новому состоянию душа пребывает рядом с телом. Помимо этого, она посещает те места, которые были дороги человеку при жизни, а также тех людей, к которым умерший был привязан. После третьего же дня душа человека от бренного материального мира постепенно начинает отдаляться.

Именно поэтому хоронить умерших положено только на третий день после смерти, но не раньше. Правило это, конечно же, не жесткое. Однако соблюдать его, как считают православные верующие, все же стоит.

С самого момента смерти душу сопровождает ангел-хранитель умершего. До девятого дня он показывает ушедшему человеку райские чертоги.

Что означает 9 дней после смерти

На девятый день начинается новый, ответственный этап в посмертной истории умершего. В это время его душа начинает свое восхождение в Рай. Однако на пути туда она, согласно церковным представлениям, встречает множество препятствий, преодолеть которые без поддержки очень сложно. Как считают православные христиане, по дороге в рай душу встречают разного рода темные силы, напоминающие ей о ее грехах. При этом главной их задачей является задержать душу ушедшего на пути к блаженству. Считается, что через такое испытание проходят абсолютно все умершие. Ведь, согласно церковной традиции, безгрешных людей попросту не бывает.

Помочь душе преодолеть все препятствия и достичь блаженства должны молитвы родственников и друзей. Именно по этой причине и проводятся поминки на девятый день после смерти. В данном случае обряд как бы призван проводить душу, дать ей силы на долгий и нелегкий путь мытарств.

Что происходит на сороковой день

Итак, мы выяснили, что означает 9 дней после смерти. Но почему поминки проводят еще и на сороковые сутки? Связана такая традиция, конечно же, также с традиционными православными представлениями. На 40-е сутки преодолевшая все препятствия душа, как учит Церковь, предстает перед Господом. Этот важный момент в церковной литературе называется Частным судом. Умерший должен сам решить для себя сможет ли он жить в раю с Богом или нет. А поэтому именно в этот день его душа нуждается в особенной поддержке оставшихся в материальном мире друзей и родственников.

На 40-ой день, согласно церковным православным традициям, человека в последний раз поминают как новопреставленного. С этого дня умерший целиком и полностью становится частью духовного мира. Восхождение его к богу заканчивается.

3, 9 и 40 дней после смерти: легенда о Христе

Таким образом, по церковным представлениям, на третий день душа человека начинает отдаляться от материального мира. На 9 начинаются ее мытарства и путь к Господу. На 40-ой она предстает перед Богом и становится частью духовного мира. Именно такое объяснение и дает Церковь традиции проводить поминки на 9 и 40 день официально.

Однако существует и еще одна причина, по которой умершего поминают именно в эти дни. Согласно легенде, Христос воскрес после распятья именно на третий день. На 40-ой же он вознесся на небо, последний раз представ перед своими учениками.

Смерть это то, что объединяет абсолютно все живые существа на земле. Ещё в древности Платон говорил о том, что после смерти тела "внутренняя часть живого существа", так он называл душу, покидает свою физическую оболочку. Различные религиозные конфессии и традиции с особым трепетом относились к прощанию с умершими. Это событие всегда было наполнено особым символическим содержанием и ритуальными таинствами. В этой статье будет рассказано о пути человеческой души после смерти, через призму христианского мировоззрения.

Смерть как начало жизни души в загробном мире

Чтобы ответить на вопрос, указанный в теме статьи, необходимо кратко рассказать о христианской концепции загробной жизни и ответить на вопрос: что происходит с душой в первые 40 дней после смерти. Христиане верят, что после смерти душа отлетает от тела и в первые 3 дня посещает всех людей, которые были дороги усопшему. На 3-й день душа отправляется к престолу Божию, чтобы представь пред Судом. В зависимости от того, какую человек прожил жизнь: честную или не честную, его душа будет отправлена либо в рай, либо в ад. Это тот срок, когда важно с особым вниманием и трепетом молиться за душу усопшего, чтобы его путь "по ту сторону жизни" был менее суров.

В период с 3-го до 9-го дня душа человека поднимается в Царство небесное вместе с Ангелами, где у Райских врат он пребывает в блаженстве, забывая всю боль и тревогу земной жизни. На 9-й день, Ангелы приводят душу усопшего вновь к престолу Божию, где он абсолютно один впервые предстаёт перед лицом Всевышнего.

Последним этапом путешествия души в загробном мире является период с 9-го по 40-й день. Это время мытарства души, когда Ангелы небесные приводят усопшего к бездне ада и он наблюдает за страданиями грешников. Все вытесненные страхи прорываются в этот момент из глубин души и оживают в этом проклятом небесами мире. Душа человека встречается со своими теневыми сторонами, во имя искупления грехов.

И в самый последний день, 40-й, душа человека в последний раз возносится к престолу Божиему и уже слышит окончательное решение по поводу своей дальнейшей судьбы. В православной Традиции у души есть 2 пути: либо пребывать в огненной гиене ада, искупая свои земные прегрешения, либо вознестись к престолу Божию, чтобы попасть в Царство Небесное и пройти сквозь райские врата в жизнь вечную.

Почему важно отмечать 9-й день после смерти человека вовремя?

Становится очевидно, что 9-й день после смерти человека является переломным в его пути. Это то время, когда его душа встречается с настоящими духовными испытаниями, которые должны либо отчистить его от грехов, либо ещё более очернить. Именно в этот день внимание и молитва близких и родственников за душу усопшего является для него серьёзной поддержкой в том недосягаемом мире. В связи с этим перенос события на более ранний или поздний срок недопустим.

В последнее время на нашем портале все чаще стали читать о поминальных традициях, а статьи о поминках на 40вой день прочло уже более ста тысяч человек, поэтому мы не смогли обойти вниманием и поминальные обряды, и верования девятого дня поминок, тем более все эти даты и традиции довольно сильно связаны между собой.

Почему поминки проводят на 9 дней

Соответственно, именно эти даты постепенно перешли из языческих обрядов поминания, называемых «тризнами», в христианскую традицию без особого изменения и многие люди уже забыли, что конкретно они означали и означают.

Хотя естественно у этого дня есть и свое религиозное, а не только календарное обоснование. Считается что поминальное застолье девятого дня, должно быть посвящено девяти «ангельских чинам», то есть ангелам, которые должны в свою очередь просить у Бога о помиловании и снисхождении над грешной душей.

Что делает душа покойного на девятый день

Дело в том, что на третий день (день похорон) душа покойного должна попасть к ангелам, которые её проводят в рай и показывают ей райскую красоту загробного мира. И показывают её все 6 дней, пока не наступает самый ответственный 9тый. День, когда душа предстает перед всевышним в сопровождении ангелов. И чтобы придать ей уверенности и максимально облегчить прохождение этого процесса, и проводятся поминки.

Далее считается, что с 9того по сороковой день душа должна скитаться по «мытарствам» (различные препятствия в виде грехов, через которые должна пройти душа в сопровождении двух ангелов, где добрые поступки человека должны перевесить злые) и тогда пройдя все испытания, душа снова предстает перед Богом, уже для вынесения окончательного «вердикта».

Поминальный обряд на 9 день (девятины)

Христиане чаще всего сводят этот поминальный обряд на 9 дней, который иногда называется «девятины» к поминальному обеду в честь умершего. И чаще всего на девять дней поминок не приглашаются все желающие, а присутствуют только самые близкие друзья и родственники.

Естественно это не просто обед, а целый ритуал, цель которого собрать людей знавших ушедшего и вспомнить его добрые дела, оказав тем самым дань уважения и помогая сопроводить его бессмертную душу в другой мир этими «хорошими воспоминаниями» и своими молитвами.

Также на девятый день можно посетить ещё раз могилу усопшего, навести там порядок, прибраться, поправить цветы, и попрощаться, отпустив и даже возможно «направив» его душу к Богу.

Иногда раздают на девятый день и различные угощения и милостыню на кладбище или в церкви, прося помянуть за это усопшего. На самом деле, раньше поминки как угощения проводились в основном именно для нищих, а не для своей семьи или чтобы просто накормить голодных родственников.

Ведь молитва людей, которые нуждаться в пище и которые находятся очень близко к Богу, стоит очень многого. А если просто к вам на ужин придут родственники, покушают и пойдут домой, то это напротив, совершенно не будет значить, что они помянули почившего.

Кстати, церковью наоборот считается, что чем богаче пища на поминальном столе, тем больше она отвлекает собравшихся от нужных мыслей, поэтому поминальные трапезы лучше составлять не из невероятных деликатесов, а из простой пищи, которая как раз и дает соответствующий «нужный настрой».

А сэкономленные деньги можно раздать милостыней. И естественно, то, что вы всех пригласили, потратили много денег, целый день готовили еду, также не может заменить молитвы и добрых слов.

Ходить ли в церковь на 9тый день со дня смерти

Поэтому на поминки в девятый день со дня смерти, можно ходить в церковь молиться. Самой сильной молитвой во все поминальные дни считается молитва с соблюдением церковных таинств. То есть, в идеале вы должны исповедаться и причаститься перед молитвой за усопшего.

Более сильной молитвы трудно представить, ведь после примирения с Богом и отпущения своих личных грехов мы становиться близки к Богу как никогда. Считается что именно такая молитва может помочь душе больше всего и принести ей максимальную радость.

Также можно заказывать церковную панихиду или самостоятельно ставить свечи и молиться, иногда это просто делают дома в кругу семьи или даже приглашают священника на дом.

Как проводить поминки девятого дня

Ну и самое главное то, что, как и во все поминальные дни, на девятый день не стоит грустить, страдать и пребывать в поникшем состоянии духа.

Более того, скорбь и печаль являются одним из смертных грехов и полным отрицанием христианской веры, ведь душа, погибшего отправляется в «лучший мир» и её необходимо проводить в «последний путь» с чистым сердцем, хорошим настроением и улыбкой. Как минимум для того, чтобы душа умершего сама не страдала из-за того факта, что из-за нее страдают близкие и любимые люди.

Естественно чрез чур радоваться и проводить всякие необычные увеселительные мероприятия, ярмарки и соревнования по этому поводу, или напиваться, как делали это славяне язычники в своих обрядах. По мнению представителей христианства и церкви также не стоит, но и скорбь тоже неуместна.

Поминальное настроение, одежда и благие дела

Тут скорее надо соблюсти золотую середину, показав одновременно и уважение к душе, отпустив её с миром, и не затевая пышных гулянок для себя. Ведь главный смысл поминок на 9 дней, да и на любую другу дату, это не гулянка с питием и обжорством, а именно молитвенное поминание.

Более того, многие священники считают, что родственникам в честь этого дня, лучше хотя бы на 40 дней воздержаться от какого-нибудь греха. Сделать, как говориться. Благое дело в пользу души шедшего, например, перестать, пить или курить и подобное. Тогда подобное деяние может засчитываться за молитву.

А еще лучше, даже перестать смотреть телевизор, ведь он точно будет отвлекать вас от нужного молитвенного настроя. А также, не одевать слишком пышных, ярких и красивых нарядов, которые также будут выводить вас из этого «правильного состояния» духовной связи с усопшим.

Также естественно, что на поминках нельзя вспоминать «не лестными словами» умершего, более того по ритуале за поминальным столом не стоит даже начинать общаться на отвлеченные и бытовые темы. Ведь этот день посвящен провожанию души этого человека, и не стоит отвлекаться на различные «мирские дискуссии» забывая о самом главном, о том, зачем все собрались.

В странах, где исторически сложились давние и сильные христианские традиции, всем известно, что после смерти человека особое значение имеют третий день после печального события, девятый день и сороковой день. Знают-то практически все, но вот многие не могут сказать, по каким именно причинам эти даты - 3 дня, 9 дней и 40 дней - настолько важны. Что же происходит, согласно традиционным представлениям, с душой человека до девятого дня после его ухода из земной жизни?

Путь души

Христианские представления о посмертном пути человеческой души могут различаться в зависимости от той или иной конфессии. И если в православной и католической картине загробного мира и участи в ней души отличий всё-таки немного, то вот в различных протестантских течениях разброс мнений очень велик - от почти полной идентичности с католичеством до ухода далеко от традиции, вплоть до полного отрицания существования ада как места вечных мучений душ грешников. Поэтому более интересна православная версия того, что же происходит с душой в первые девять дней после начала иной, загробной жизни.

Святоотеческое предание (то есть признаваемый корпус трудов Отцов Церкви) гласит, что после смерти человека в течение почти трёх дней его душа имеет практически полную свободу. Она не только обладает всем «багажом» из земной жизни, то есть надеждами, привязанностями, полнотой памяти, страхами, стыдом, стремлением завершить какие-то неоконченные дела и так далее, но и способна находиться где угодно. Принято считать, что в эти три дня душа либо находится рядом с телом, либо, если человек умер вдали от дома и семьи, рядом со своими близкими людьми, либо в тех местах, которые по каким-то причинам были особенно дороги или примечательны для данного человека. На третий же дань душа теряет полную свободу своего поведения и забирается ангелами на Небеса, чтобы там поклониться Господу. Именно поэтому на третий день, по традиции, нужно провести панихиду и таким образом окончательно попрощаться с душой покойного.

Поклонившись Богу, душа отправляется в своего рода «экскурсию» по раю: ей показывается Царствие Небесное, она получает представление, что такое рай, видит то единение праведных душ с Господом, которое и есть цель человеческого существования, встречается с душами святых и тому подобное. Это «обзорное» путешествие души по раю длится шесть дней. И здесь, если верить Отцам Церкви, начинаются первые терзания души: видя райское наслаждение святых, она понимает, что по своим грехам недостойна разделить их участь и мучается сомнениями и страхом, что не попадёт в рай. На девятый день ангелы снова относят душу к Богу, чтобы та могла восславить Его Любовь к святым, которую она только что могла наблюдать самолично.

Что важно в эти дни для живых

Однако, согласно православному мировоззрению, не стоит воспринимать девять дней после смерти как исключительно потустороннее дело, которое вроде как оставшихся в живых близких покойного и не касается. Напротив, именно сорок дней после смерти человека являются для его родных и друзей временем наибольшего сближения мира земного и Царствия Небесного. Потому что как раз в этот период живые могут и должны приложить все усилия для того, чтобы способствовать лучшей возможной участи души умершего, то есть её спасению. Для этого нужно постоянно молиться, надеясь на Божью милость и прощение душе её грехов. Это важно с точки зрения определения судьбы души человека, то есть где она будет ожидать Страшного Суда, в раю или в аду. На Страшном Суде участь каждой души будет решена окончательно, так что у тех из них, кто был помещён в ад, есть надежда на то, что молитвы за неё будут услышаны, она будет прощена (если за человека молятся, даже несмотря на то, что он совершил много грехов, значит, в нём было и что-то хорошее) и удостоится места в раю.

Девятый день после смерти человека является в православии, как бы это ни звучало странно, почти праздничным. Люди верят, что последние шесть дней душа покойного пребывала в раю, пусть и в качестве гостя, и теперь может достойно восхвалить Творца. Более того - считается, что если человек вёл праведную жизнь и своими добрыми делами, любовью к ближним и раскаянием в собственных грехах снискал расположение Господа, то его посмертная участь может решиться уже после девяти дней. Поэтому близкие человека должны в этот день, во-первых, особенно усердно молиться о его душе, во-вторых, провести поминальную трапезу. Поминки на девятый день, с точки зрения традиции, должны быть «незваными» - то есть на них не нужно никого специально приглашать. Должны сами помнить об этом ответственном дне и придти без напоминаний те, кто желает душе умершего всего наилучшего.

Однако в реальности на поминки практически всегда специальным образом приглашают, и, если людей ожидается больше, чем способно вместить жилище, то они проводятся в ресторанах или подобных заведениях. Поминки на девятый день это спокойное воспоминание о покойном, которое не должно превратиться ни в обычную гулянку, ни в траурные посиделки. Примечательно, что христианскую концепцию об особом значении трёх, девяти и сорока дней после смерти человека взяли на вооружение современные оккультные учения. Но они придали этим датам иной смысл: согласно одной версии, девятый день обозначен тем, что в это срок якобы разлагается тело; согласно другой, на этом рубеже, умирает то из тел, после физического, ментального и астрального, которое может являться в качестве привидения.40 дней после смерти: последний рубеж

В православной традиции третий, девятый и сороковой дни после смерти человека имеют определенное значение для его души. Но именно сороковой день имеет особенное значение: для верующих это тот рубеж, который окончательно отделяет земную жизнь от жизни вечной. Поэтому 40 дней после смерти с религиозной точки зрения дата даже более трагическая, чем сам факт физической кончины.

Борьба за душу между адом и раем

Согласно православным представлениям, которые происходят из описанных в Житиях святых случаев, из богословских трудов Отцов Церкви и из канонических богослужений, душа человека с девятого по сороковой дней проходит через ряд препятствий, называемых воздушными мытарствами. С момента смерти до третьего дня душа человека пребывает на земле и может быть рядом со своими близкими или путешествовать куда угодно. С третьего же по девятый дни она пребывает в раю, где ей предоставляется возможность оценить те блага, которые Господь в награду за праведную или святую жизнь воздаёт душам в Царствии Небесном.

Мытарства же начинаются с девятого дня и представляют собой такие препятствия, в которых от самой человеческой души уже ничего не зависит. Человек изменяет соотношение своих добрых и злых мыслей, слов и поступков лишь в земной жизни, после смерти он уже не в состоянии ничего добавить или убавить. Мытарства это, по сути, «судебные состязания» между представителями ада (бесами) и рая (ангелами), имеющими аналогию в прениях между прокурором и адвокатом. Всего мытарств насчитывается двадцать, и они представляют собой те или иные греховные страсти, которым подвержены все люди. Во время каждого из мытарств бесы представляют список грехов человека, связанные с данной страстью, а ангелы оглашают список его добрых дел. Принято считать, что, если список грехов по каждому мытарству окажется солиднее списка добрых дел, то душа человека отправляется в ад, если по Божьему милосердию добрые дела не умножаются. Если добрых дел больше, душа переходит к следующему мытарству, как и в том случае, если грехов и добрых дел оказывается поровну.

Окончательное решение участи

Учение о воздушных мытарствах не является каноническим, то есть оно не входит в основной вероучительный свод Православия. Однако авторитет святоотеческой литературы привёл к тому, что вот уже на протяжении многих столетий подобные представления о посмертном пути души являются фактически единственными в рамках этой религиозной конфессии. Период с девятого по сороковой день после смерти человека считается наиболее важным, а сам сороковой день едва ли не наиболее трагической датой даже по сравнению с самой смертью. Дело в том, что, по православным представлениям, на сороковой день, после прохождения мытарств и лицезрения всех ужасов и мучений, которые ждут грешников в аду, душа человека в третий раз предстаёт непосредственно перед Богом (в первый раз - на третий день, второй раз - на девятый день). И именно в этот момент решается судьба души - где её пребывать до момента Страшного Суда, в аду или в Царствии Небесном.

Считается, что к тому моменту душа уже прошла все возможные испытания, которые и должны были определить, смог ли человек своей земной жизнью заслужить спасение. Душа уже видела рай и могла почувствовать, насколько она достойна или недостойна разделить участь праведников и святых. Она уже прошла через мытарства и представляет, насколько многочисленны и тяжки её грехи. К этому моменту она должна полностью раскаяться и уповать лишь на Божью милость. Именно поэтому сороковой день после смерти воспринимается Церковью и близкими покойного как ключевой рубеж, после которого душа отправляется либо в рай, либо в ад. Необходимо усердно молиться о душе умершего, исходя как минимум из трёх мотивов. Во-первых, молитва способна повлиять на решение Господа относительно участи души: обращается внимание как на сам факт неравнодушия близких к человеку, так и на возможное заступничество перед Богом святых, которым молятся. Во-вторых, если душа всё-таки отправлена в ад, это ещё не означает для неё конечную гибель: окончательно судьба всех людей решится во время Страшного Суда, а значит, ещё есть возможность молитвами изменить решение. В-третьих, если душа человека обрела Царствие Небесное, необходимо достойно возблагодарить Бога за оказанную Им милость.