Шyбы

Воздух в земле почему объяснение для детей. «Что такое воздух» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Сообщение про воздух для детей расскажет что такое воздух, какие свойства воздуха и какая роль воздуха. Рассказ о воздухе для детей может быть дополнен интересными фактами.

Доклад про воздух

Без воздуха на Земле не было бы жизни. Воздух необходим для дыхания всему живому: и растениям, и животным, и человеку . Воздух - это смесь газов . В состав воздуха входят азот, углекислый газ, кислород.

Воздух заполняет все свободные места, и даже самые маленькие щели. Прозрачный стакан только кажется пустым. Попробуйте, медленно наклоняя его, погружать в воду. По мере заполнения стакана водой, из него крупными пузырями будет выходить воздух.

Значение воздуха в природе и жизни человека

1) Воздух необходим человеку для дыхания
2) Воздух необходим растениям для фотосинтеза
3) Воздух необходим животным для дыхания
4) Воздух необходим для дыхания обитателей водной среды
5) Воздух используют в промышленности для сжигания топлива
6) Воздух используют в быту для сжигания топлива
7) Под действием воздуха и бактерий отжившие органические вещества превращаются в минеральные соединения.
8) Воздух необходим для выветривания горных пород и для почвообразования

Также благодаря воздуху летают самолёты, вертолёты, птицы. Подъёмная сила, удерживающая их в полёте, возникает за счёт обтекания воздухом изогнутых поверхностей их крыльев.

Воздушный океан, окружающий нашу планету, удерживается силами земного тяготения. Если бы Земля потеряла свою воздушную оболочку, то превратилась бы в безжизненную, лишенную растительности, пустыню.

Из чего состоит воздух?

Воздух - это смесь газов. Представьте, что круг - это весь воздух вашей планеты. Разделим его условно на 4 части. Большую часть вашего воздуха, ¾ (три четверти), составляет газ, который называется «азот». Но для дыхания вам нужен другой газ - кислород. Его в составе воздуха чуть-чуть меньше ¼ части. Остальную часть воздуха составляют другие газы, среди которых значительную часть занимает углекислый газ. Углекислый газ вы выделяете при дыхании.

Каковы свойства воздуха?

  • Воздух невидимый и бесцветный.
  • Чистый воздух запаха не имеет.
  • Воздух не имеет вкуса
  • Воздух не имеет форму.
  • Воздух упругий
  • Воздух легче воды, то есть менее плотный, чем вода.
  • Воздух - плохо проводит тепло.
  • При нагревании воздухрасширяется, а при охлаждении сжимается.

Где самый чистый и полезный воздух?
Для нашего дыхания нужен чистый воздух с достаточным содержанием кислорода. Но в городах, где все дороги забиты автомобилями, воздух загрязнен их выхлопными газами. Добавляют загрязнения и выбросы из заводов и фабрик.
Зато в лесах и парках дышится очень легко, потому что наши зелёные помощники поглощают вредный углекислый газ, а выделяют кислород. Вырабатывают кислород и морские водоросли, поэтому воздух на морском побережье так целебен.
Но сейчас люди стараются уменьшить вредные выбросы в атмосферу. Создаются автомобильные двигатели, работающие на электрической и даже солнечной энергии. Вместо дымящих труб тепловых строят атомные и солнечные электростанции.

В группу заходят дети из раздевального помещения, воспитатель заход сопровождает словами:

Воспитатель: - Ребята, Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем…

Воспитатель обращает внимание на коробку стоящую в центре группы, предлагает посмотреть, что в ней находиться. Открывают, находят полиэтиленовые пакеты, воспитатель удивляется, ищет, что ещё спрятано и находит записку, читает загадку

Он прозрачный невидимка, лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой, он окутывает нас.

Мы его не замечаем, мы о нём не говорим,

Много мы о нём не знаем, но он всем необходим! (Воздух)

Воспитатель: - Правильно, ребята, это – воздух. Хотите о нём всё-всё узнать? (Да)

Давайте для начала с ним поиграем:

Все вдыхаем носом воздух,

Выдыхаем через рот

А теперь с тобой мы вместе

Сделаем наоборот.

Воспитатель: - Скажите, что мы вдыхали и выдыхали носом и ртом? (Ответы детей).

Воспитатель: - Правильно, это был воздух. Давайте попробуем его увидеть.

Вправо смотрим – ничего,

Влево смотрим – ничего. (переводят взгляд вправо-влево)

Раз-два, раз-два – посмотри (моргают)

Глазки шире распахни (широко открыть глаза)

Вверх глаза ты подними (посмотреть наверх)

Вниз скорее посмотри (опустить взгляд вниз)

Воздух в комнате найди (круговые движения глаз)

Воспитатель: - Ну, что, увидели воздух? (Нет). Значит, что можно сказать про воздух, какой он? (Воздух прозрачный)

Воспитатель: - Правильно, воздух прозрачный, он не видим, но он находится везде, даже сейчас вокруг нас. Хотите, в этом убедиться? Тогда я предлагаю взять в руки по пакету, которые были в этой коробке и сжать их. Вот так.

Дети берут пакет в руку, сжимают в ладони.

Что в нём? (Ничего)

Правильно, в нём сейчас нет ничего, он пустой, поэтому мы его легко сжали. А теперь давайте раскроем пакет, и взмахнём сверху-вниз и быстрее его закрутим. Что произошло с пакетом? Как он изменился? (Он надулся, стал плотным)

Как вы думаете, что в пакете? Почему он надулся? Чем он сейчас заполнен? (Он с воздухом)

Действительно, пакет изменил форму, потому что он стал полон воздуха. На что стал похож пакет? (На воздушный шар).

А теперь откройте пакет и выпустите из него воздух. Что произошло с пакетом? Как вы думаете, почему? (Вышел воздух)

Мы с вами уже узнали, что воздух прозрачен, а что после игры с пакетами мы узнали?

Дети: - Воздух есть вокруг нас, он заполняет любое пространство.

Воспитатель: - Молодцы, мы узнали уже 2 свойства воздуха: он прозрачен, и он есть везде. А как вы думаете, как ещё мы можем узнать про воздух?

Дети: - Из книг, из телевизора, спросить у взрослых, у учёных.

Воспитатель: - Молодцы, назвали всё правильно. А напомните мне, как наша группа называется? (Незнайка). А кто из друзей Незнайки был самым умным? У кого была своя лаборатория? (У Знайки). Предлагаю обратиться к нему за помощью, может он нас познакомит ещё с какими-нибудь свойствами воздуха. Согласны? Тогда давайте его позовём. (Знайка, Знайка)

Входит взрослый, одетый в белый халат и очки в руках книга «Энциклопедия Почемучек»

Знайка: - Здравствуйте, ребята, я услышал, что вы меня зовёте, и поспешил к вам на помощь. Как вы думаете, почему меня зовут Знайка? (Ответы детей: много знаешь, много читаешь)

Дети: - Мы хотим узнать о свойствах воздуха.

Знайка: - А что вы о нём уже знаете?

Дети: - Он прозрачный, невидимый, он вокруг нас.

Знайка: - Ну что же, чтобы узнать ещё про свойства воздуха, я приглашаю вас в свою лабораторию.

Дети проходят к столам, усаживаются.

Знайка: - Вы мне сказали, что узнали, что воздух есть вокруг вас, а я вам покажу, как можно его почувствовать. Предлагаю с помощью воздуха устроить ветер! Возьмите веера с подноса, помашите сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (Ветер) Да, веер движется и подгоняет воздух, воздух начинает тоже двигаться, поэтому в лицо дует лёгкий ветерок.

Воспитатель: - Знайка, а я знаю интересную игру с веером, хочешь, я тебя и ребят научу? (Конечно, хочу)

Движения выполняются по тексту сначала одной рукой, затем веер перекладывается в другую руку и движения повторяются.

Ветер дует на меня, (машут веером на себя)

Ветер дует от меня. (машут от себя, вытянув руку вперёд)

Ветер дует высоко, (встают на носки, машут над головой)

Ветер дует низко. (наклониться, помахать внизу)

Ветер дует далеко, (руку вытянуть в сторону и помахать)

Ветер дует близко (машут опять на себя)

Знайка: - Интересная игра с веером, когда у меня будет свободная минутка от опытов, я с удовольствием со своими коротышками её повторю. Ребята, прошу положить веера на поднос и скажите, что вы узнали про воздух, с помощью вееров?

Дети: - Он может двигаться, когда движется, получается ветер.

Знайка: - Ребята, как вы думаете, можно воздух услышать?

(Ответы детей)

Знайка: - Я вам сейчас докажу, что воздух можно услышать, возьмите по шарику и надуйте. (Дети выполняют). Где теперь воздух? (Он внутри шариков). Чтобы его услышать, растяните немного шарик и спустите воздух. Что происходит? (Воздух выходит из шарика, слышно его шипение). Молодцы, так какой можно сделать вывод про звук воздуха?

Дети: - Звук можно услышать, если есть сильное давление

Знайка: - Ребята, как выдумаете, воздух пахнет? Может ли он чем-нибудь пахнуть? (Ответы и предположения детей) Хотите это узнать? На ваших столах стоят контейнеры, предлагаю их открыть, понюхать, определить, пахнут или нет, что это за запах, найти соответствующую картинку и её показать

Дети открывают контейнер (банку), нюхают, определяют, чем пахнет, на столах у каждого 4 картинки с изображением апельсина, лука, духов и карточка без изображения, по 2 контейнера с запахом.

Знайка: - Что вы узнали, пахнет воздух или нет? (Ответы детей)

Если дети затрудняются, то Знайка делает вывод сам:

Знайка: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие вещества. Воздух может пахнуть свежестью после дождя, едой, которую готовит мама, дымом от костра, духами и другими веществами

Воспитатель: - Знайка, а в нас есть воздух?

Знайка: - А вы, правда, хотите это узнать? (Да) Тогда сделайте губы трубочкой и выдохните воздух на ладонь. Какой воздух вы почувствовали? (Холодный) А теперь откройте рот широко и выдохните воздух. Какой вы почувствовали? (Тёплый). А теперь закройте рот и нос, проверим, как долго мы сможем не дышать. (Дети выполняют). А хотите увидеть воздух, который выходит из вас? Перед вами стакан с водой и трубочка, вдохните через нос, а выдыхать надо через трубочку в стакан с водой. Воздух выходит из лёгких, проходит в рот, а изо рта мы его выдыхаем в трубочки в стакан с водой, и мы видим его в виде воздушных пузырьков. Какой можно сделать вывод?

Дети: - Воздух лёгкий, легче воды. Человек не может без воздуха.

Знайка: - Но я хочу вам сказать, чтобы быть здоровым, необходимо дышать только свежим воздухом. К сожалению, ежедневно заводы, фабрики, машины выбрасывают огромное количество вредных веществ, которые загрязняют воздух. И люди ставят огромные очистительные фильтры. Хотите посмотреть? (Да)

Просмотр мультфильма «Чистый воздух»

Знайка: - Интересный мультфильм? Так что вы интересного узнали про воздух? (Ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, а вам понравилось в лаборатории у Знайки?

Давайте все вместе повторим, что же мы узнали про воздух:

Раз, два, три, четыре, (загибают поочерёдно пальцы)

Мы про воздух говорили

Легче он простой воды, (волнообразные движения кистями рук)

Не увидишь его ты. (махи кистями из стороны в сторону – «нет»)

Запахом не наделён, (потрогать кончик носа)

Человеку нужен он. (хлопают ладонями)

Воздух есть вокруг всех нас (круговые движения руками)

Может двигаться на нас, (махи кистями рук на себя)

Звук его услышать можем, (отгибают поочерёдно уши)

Ещё раз повторим то же?

………

Чтоб здоровыми нам быть, (ходьба на месте)

Надо воздух защитить! (круговые движения руками над головой)

Знайка: - Молодцы, мне очень понравилось, как вы работали со мной в лаборатории, но на сегодня она закрывается. Оставляю вам «Энциклопедию Почемучки», она ответит на все ваши вопросы, но если не найдёте какой-либо ответ, то я с удовольствием буду ждать вас в своей лаборатории, и тогда найдём ответы вместе через опыты и эксперименты. До новых встреч!

Воздухом называется смесь природных газов - азота, кислорода, аргона, углекислого газа, воды и водорода. Он является первоисточником энергии всех организмов и залогом здорового роста и долгой жизни. Благодаря воздуху в организмах происходит процесс метаболизма и развития.

Воздух в жизни растений и животных

Воздух играет огромную роль в жизни растений. Основополагающими компонентами необходимыми для роста и жизни растений являются кислород, углекислый газ, водные пары и почвенный воздух. Кислород необходим для дыхания, а углекислый газ для углеродного питания.

Кислород жизненно необходим для всего живого. Растения не могут прорастать без насыщения кислородом. В этом элементе нуждаются и корни и листья, и стебли растений.

Углекислый газ проникает в растение путем внедрения через его устьица в среду листа, попадая в клетки. Чем выше концентрация углекислого газа, тем лучше становится жизнь растений.

Воздух способствует осуществлению микробиологических процессов, происходящих в почве. Благодаря этим процессам в почве образуются элементы, необходимые для питания, роста и жизни растений - азот, фосфор, калий и другие.

Также воздух играет особую роль в формировании механических тканей у наземных растений. Он служит им окружающей средой, защищая от воздействия ультрафиолетовых лучей.

Движение воздуха немаловажно для благоприятного роста растений. Горизонтальное движение воздуха иссушает растения. А вертикальное способствует распространению пальцы, семян, а также регулирует тепловой режим на различных территориях.

Животные, как и растения, нуждаются в воздухе. Возраст, пол, размер и физическая активность напрямую связаны с потребляемым количеством воздуха.

Организм животных очень чувствителен к недостатку кислорода. Из-за пониженной кислородной концентрации у животных перестают окисляться потребляемые белки, жиры и углеводы. Это приводит к накоплению вредных токсических веществ в организме.

Кислород необходим для насыщения крови и тканей живого существа. Поэтому при нехватке этого элемента у животных учащается дыхание, ускоряется ток крови, снижаются окислительные процессы в организме, животное становится беспокойным. Длительное отсутствие кислородного насыщения вызывает: мышечную утомляемость, отсутствие болевого фактора, понижение температуры тела и смерть.

Воздух в жизни человека

Воздух является жизненно необходимым фактором для человека. Он разносится кровью по телу, насыщая каждый орган и каждую клетку организма.

Именно в воздухе происходит тепловой обмен человеческого организма с окружающей средой. Суть этого обмена заключается в конвекционной отдаче тепла и испарении влаги их легких человека.

Также воздух выполняет защитную для организма функцию: разбавляет химические загрязнители до безопасной концентрации. Это способствует снижению риска отравления организма химикатами.

С помощью дыхания человек насыщает организм энергией. Атмосферный воздух состоит из множества элементов, но его состав может меняться. Причиной этому служит производственная и техногенная деятельность человека.

Во время выдоха человек возвращает на четверть меньше вдыхаемого кислорода и в сто раз больше углекислого газа. Человеку необходимо ежедневно вдыхать 13-14 м3 воздуха. Содержание кислорода в организме здорового человека практически не меняется. Но если этого элемента не хватает, то в организме происходят сбои, учащается пульс.

Углекислый газ также важен для организма, но в определенных количествах. Повышение концентрации газа вызывает головную боль или шум в ушах.

Кислород способствует избавлению человеческого организма от углекислоты, в которой накоплены яды и токсины. Если человек редко выходит на свежий воздух, поверхностно дышит, или в воздухе содержится малая концентрация кислорода, человеческий организм переносит отравление, приводящее к различным заболеваниям.

Загрязнение окружающей среды атмосферы

В мире существует огромное количество веществ, загрязняющих атмосферу. Эти вещества вырабатываются как человеком, так и самой природой. Источниками, загрязнения атмосферы являются: тепловые электростанции и теплоцентрали, автотранспорт, цветная и черная металлургия, химической производство и другие.

Деятельность человека способствует выбросу золы, сажи, пыли. Также в атмосферу попадают минеральные кислоты, органические растворители.

Природные катаклизмы также выбрасывают в атмосферу различные вещества. При извержениях вулканов, пылевых бурях и лесных пожарах выделяются: пыль, диоксид серы, оксиды азота и углерода.

О том, как они влияют на чистоту воздуха. Воспитывать отрицательное отношение к причинам, загрязняющим воздух, и способах борьбы с ними.

Материал: две картины (на одной изображён город — дымят фабрики, движущиеся автомобили, на другой – красивый пейзаж с изображением опушки леса).

Ход занятия по экологии

Раздаётся стук в дверь и воспитатель вносит посылку.

Воспитатель. Дети, к нам пришла посылка от художника. Посмотрим, что в ней (достаёт картины). Летом художник много путешествовал. Он побывал в разных городах и на лоне природы. Ребята, как вы думаете, можно ли по изображённым сюжетам догадаться, где художнику лучше отдыхалось?

Предполагаемые ответы детей. В лесу, на природе было лучше, там тихо, красиво; в городе хуже – там шумно и много машин.

Воспитатель: А где чище воздух и легче дышится?

Ответы детей. В лесу, у реки, на лоне природы…

Воспитатель. Да, ребята, вы правы. В городе воздух загрязнён. Радиационный фон образуется из-за большого количества машин, фабрик, заводов, которые выбрасывают в воздух ядовитые отходы – маленькие вредные частицы, которые называются радионуклидами. Мы их не видим глазами и не ощущаем носом, но они очень вредны для нашего здоровья. Ребята, что бы вы посоветовали сделать, чтобы воздух в городе стал чище?

Предполагаемые ответы детей. Нужно закрывать заводы и фабрики, нужно все машины отремонтировать и т.д.

Воспитатель. Однако вот какая ситуация. Заводы и фабрики закрывать нельзя – на них изготавливают то, что необходимо людям: металл, мебель, строительные материалы, одежду, обувь, игрушки и т.д. Однако есть один выход, на фабриках и заводах нужно устанавливать очистительные фильтры, которые будут задерживать загрязняющие воздух вещества и охранять жителей города от вредных радионуклидов. Дети, как вы думаете, почему на природе в лесу, на лугу, у реки) легче дышится?

Ответы детей. Там свежий, чистый воздух, потому что нет рядом машин, фабрик и заводов.

Воспитатель. Правильно, в лесу больше кислорода. Это . Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему?

Ответы детей. Да, дерево — живо существо. Оно дышит, питается, растёт.

Воспитатель. А вы знаете, что дерево дышит листьями? Оно вбирают в себя грязный, заражённый воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдаёт обратно кислород – чистый воздух, необходимый для жизни людей и всех живых существ. Чем больше деревьев, тем больше кислорода. Как можно назвать растения?

Предполагаемые ответы детей. Наши помощники, спасатели, защитники, друзья.

Воспитатель. Ребята, попробуйте догадаться, что нужно сделать, чтобы помочь городу очистить воздух?

Ответы детей. Посадить побольше деревьев, кустарников, трав, цветов; не ломать и не губить деревья и другие зелёные насаждения.

Воспитатель. А как вы думаете, что происходит с человеком, который долго не бывает на свежем воздухе?

Ответы детей. Он плохо себя чувствует, у него болит голова, плохое настроение.

Воспитатель. Правильно. Прогулки на свежем воздухе укрепляют наше здоровье. Но не везде на улице одинаково чистый воздух. Лучше гулять в лесной зоне, в парках, скверах, подальше от автомобильных дорог и заводов. А ещё нужно есть побольше продуктов, в которых содержится йод (например, морскую капусту, рыбу), потому что его боятся радионуклиды.

После длительных прогулок и игр на свежем воздухе необходимо принимать душ, протирать свою обувь влажной тряпочкой, проветривать одежду и тогда вредные частицы радионуклиды вам будут не страшны.

В конце занятия можно организовать подвижную игру «Радионуклиды и люди» в процессе которой дети разбиваются на две группы: одна – «люди»; вторая – «радионуклиды». Люди по сигналу догоняют «радионуклидов» и запирают в «реактор». Чем больше будет поймано «радионуклидов», тем выше результат игры.

Конспект занятия в старшей группе по теме: Воздух и его свойства

Золоторева Тамара Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада №17 "Ладушки" города Новоалтайска.
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование:
Использование ИКТ
Раздаточный материал : стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты,полиэтеленовые мешочки,бумага,таз с водой.
Ход наблюдения:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Тамара Александровна. Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки,так мы поздоровались и улыбнемся,что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
Ребята,сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями.Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории.Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям.Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта,давайте вдохнем глубоко,а затем выдохнем.
Как вы думаете что вы вздохнули?
Дети: Воздух
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети :Нет не видим.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети: Невидимый.
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
Опыт №2 (Воздух занимает место)
Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
ОПЫТ № 4(воздух легче чем вода)
Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Воздух легче,чем вода.

ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята,а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты,которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат.Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента.Воздух дрожит,получаются звуки) .Звуки распространяются по воздуху.Например,на Луне,где нет воздуха,ничего не слышно,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них.Что мы услышали? (звук)Почему возник звук?(когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
ОПЫТ №6 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух?(растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики.(обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
А сейчас я предлагаю вам построить свой город,в котором вы хотели бы жить.Перед вами макет город,посмотрите внимательно и подумайте,чего в нем не хватает,что бы вы добавили? Перед вами различные картинки,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему?(картинки с деревьями,цветами,птицами,машинами,заводами,велосипедами,гужевой транспорт)
Давайте пройдем на стульчика,не забываем о том,как правильно нужно сидеть.
ОПЫТ №7 (воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас.Что вы чувствуете?(ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них.Что почувствовали?(теплый ветер)
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто? Послушайте загадку: Если вы узнали о чем идем речь,выкрикивать не нужно,дослушайте до конца,а потом ответите.Хорошо?
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.
Слайд с изображением урагана,смерчи
Сильный ветер- это ураган, смерч, бури, торнадо.
Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
Предложить детям посмотреть фильм влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)
Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
Воспитатель: И так,мы с вами выяснили,что ветер -это и есть воздух.Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Слайд с изображением природы
Вот наше занятие подошло к концу.Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пройдем в группу.