Мoдный низ

Договорные отношения в области образования. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений Закон об образовании договор родителями

Договаривающимися являются отношения, урегулированы сторонами с помощью договора. Договоры имеют достаточно широкую сферу применения в области образовательной деятельности, однако, по нашему мнению, случаи их применения можно условно разделить на три группы: 1) использование договоров для оформления основного вида деятельности учебного заведения - сюда можно отнести договоры об обучении, подготовке, переподготовке, повышении квалификации или о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями; 2) другие сферы применения договоров в области высшего образования (научная и научно-исследовательская деятельность, инновационная деятельность учебных заведений); 3) закупка товаров, работ и услуг для обеспечения хозяйственных нужд учебных заведений. При рассмотрении данной темы студентам следует обратить внимание, прежде всего, на первую из вышеуказанных групп договоров.

Договорные отношения с участием учебных заведений регулируются нормами гражданского и хозяйственного права в зависимости от их направленности и субъектного состава (например в первом случае сторонами договора могут быть учебное заведение и студент, во втором - учебное заведение и субъект хозяйствования). В своей фундаментальной работе, посвященной исследованию правового регулирования услуг (в том числе образовательных), российская исследовательница Л. В. Санникова довольно убедительно обосновывает в целом гражданско-правовую природу договора о предоставлении образовательных услуг, поскольку он основан на равенстве, автономии воли, имущественной самостоятельности сторон .

Соглашаясь с предыдущими исследователями, В частности. И. Шкатуллою, Г. Г. Валеев, определяет договор о предоставлении образовательных услуг как центральный институт педагогических отношений и образовательного права . В учебном пособии указанного автора довольно значительное внимание уделяется рассмотрению мнений разных ученых относительно правовой характеристики договора о предоставлении образовательных услуг, анализируются юридические особенности образовательных услуг .

Вместе с тем, необходимо учитывать, что не всегда образовательные правоотношения возникают на основании договора. Отношения между учебным заведением, учеником и его родителями могут быть двух видов: командно-административными и договорными (в которых стороны выступают равноправными партнерами) . Например, ст. 18 Закона Украины "Об общем среднем образовании" предусматривает, что зачисление учеников в общеобразовательное учебное заведение проводится приказом директора, который издается на основании заявления . Так же не содержит указания на обязательные договорные основания зачисления Закон Украины "О высшем образовании" , Закон Украины "О дошкольном образовании" . Закон Украины "Об образовании" вспоминает о подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров согласно заключенным договорам в контексте дополнительных источников финансирования учебных заведений (ч. 4 ст. 61) . В связи с этим существует мнение, что договор о предоставлении платных услуг может применяться в сфере образования лишь за пределами отношений бесплатного образования . Однако Порядок трудоустройства выпускников профессионально-технических учебных заведений, подготовка которых проводилась по государственному заказу, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 27 августа 2010 г. № 784 содержит Приложение 2 - Договор о предоставлении образовательных услуг в сфере профессионально-технического образования между заказчиком рабочих кадров, физическим лицом и профессионально-техническим учебным заведением, заключается именно в случае подготовки физического лица за государственным заказом . Постановлением Кабинета Министров Украины от 22 августа 1996 г. № 992 "О Порядке трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу" утверждено Типовое соглашение о подготовке специалистов с высшим образованием . Таким образом, можем сделать вывод, что договорный порядок предоставления образовательных услуг может быть применен в случае их предоставления негосударственными образовательными учреждениями (дошкольными и общеобразовательными), и, как правило, всегда при получении высших уровней образования.

В случае оказания образовательных услуг без договора такие отношения регулируются в основном административными методами.

Необходимо рассмотреть образовательную услугу как предмет договора о предоставлении образовательных услуг. Для этого, прежде всего, стоит ознакомиться с общими положениями договоров об оказании услуг, определены главой 63 ГК Украины. Согласно ст. 901 ГК Украины, по договору о предоставлении услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию второй стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязывается оплатить исполнителю отмеченную услугу, если другое не установлено договором.

Главные особенности услуг заключаются в их направленности на человека, на удовлетворение его потребностей, в отсутствии определенного вещевого их результата. При услугах продается не сам результат, а действия, которые к нему привели (или должны привести).

Сущность образовательной услуги Л. В. Санникова раскрывает как деятельность по обучению и воспитанию, состоящая в передаче знаний, умений и навыков, направленную на развитие духовного состояния личности ученика/студента .

Следует подробно остановиться на характеристике формы и содержания договоров о предоставлении образовательных услуг, порядка формирования их условий. При этом следует учитывать, что приказом Министерства образования и науки Украины от 11 марта 2002 г. № 183 утвержден Типовой договор об обучении, подготовке, переподготовке, повышении квалификации или о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями . Таким образом, все договоры в исследуемой сфере должны заключаться исключительно с учетом положений типового договора. В случае отклонения от его требований к таким правоотношениям все равно могут быть применены положения типового договора как обычаи делового оборота. Однако это касается только правоотношений, которые возникают в связи с предоставлением образовательных услуг на платной основе. Поскольку со студентами, которые учатся в ВУЗАХ и ПТУ по государственному заказу заключаются договоры на других условиях и с немного иным обязательствам таких студентов. Постановления Кабинета Министров Украины, которыми утверждены типовые формы таких договоров, было приведено выше (№ 784, № 992). Для всех типовых договоров обязательна письменная форма их заключения (в двух или трех экземплярах). При заключении договоров о предоставлении образовательных услуг может использоваться правовая конструкция договора в пользу третьих лиц.

Содержание договора составляют условия, определяемые по усмотрению сторон и согласованные ими, и условия, которые являются обязательными согласно актам гражданского законодательства. Собственно, это те условия, на которых стороны согласились выполнять договор . Различают несколько видов условий договора - важные (без согласования которых договор не может считаться заключенным), обычные (которые получили такое название ввиду того, что урегулированы законодательством, поэтому прописывать их не обязательно, однако в некоторых случаях могут быть изменены договором) и случайные. Договором может быть установлено, что его отдельные условия определяются согласно типовым условиям договоров определенного вида, обнародованных в установленном порядке.

Согласно ст. 638 ГК Украины договор считается заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли согласия из всех существенных условий договора. Существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, определенные законом как существенные или являются необходимыми для договоров данного вида, а также условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Существенные условия договора о предоставлении образовательных услуг можно определить, ознакомившись с положениями гражданского законодательства и условиями соответствующих типовых договоров. Основным существенным условием гражданско-правового договора является его предмет. Раздел 1 Типового договора об обучении, подготовке, переподготовке, повышении квалификации или о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями, утвержденного приказом МОН Украины от 11 марта 2002 г. № 183 предусматривает определение предмета договора, под которым понимается, фактически, образовательная услуга. В связи с этим обязательно в договоре должна быть указана форма обучения, образовательно-квалификационный уровень, название специальности подготовки, или по какой специальности, на какую специальность осуществляется переподготовка, или название специальности, по которой повышается квалификация кадров, или подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров по рабочим профессиям, или название дополнительной образовательной услуги, место и сроки предоставления образовательной услуги . Под местом предоставления образовательной услуги, по нашему мнению, следует понимать, в частности, учебное заведение или его подразделение, а не только их местонахождение.

Для договора о предоставлении образовательных услуг вне государственного заказа существенным условием является также плата за предоставление образовательной услуги и порядок расчетов. При этом следует учитывать, что размер платы устанавливается за весь срок предоставления образовательной услуги и не может изменяться (общая стоимость). Для заказчиков - юридических лиц Типовой договор предусматривает необходимость установления размера неустойки за несвоевременное внесение платы за предоставление образовательных услуг. Однако, по нашему мнению, обязательность данного условия является сомнительной.

Договор о предоставлении образовательных услуг в сфере профессионально-технического образования между заказчиком рабочих кадров, физическим лицом и профессионально-техническим учебным заведением, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 27 августа 2010 г. № 784, дополнительно предусматривает необходимость согласования срока отработки по направлению у заказчика .

Ознакомившись с положениями типовых договоров, необходимо проанализировать правовое положение сторон договора и третьих лиц (их взаимные права и обязанности), которые могут выступать выгодоприобретателями по таким договорам (например, в случае заключения договора между учебным заведением и организацией с целью подготовки/переподготовки своих работников, или с родителями). Стоит уделить внимание возможным способам обеспечения исполнения обязательств, которые порождаются договорами о предоставлении образовательных услуг (неустойка, штраф, пеня).

Договорные отношения между сторонами могут прекращаться вследствие истечения срока договора или вследствие его расторжения. Следует отдельно рассмотреть порядок расторжения договора по инициативе лица, которое учится, по инициативе родителей или заказчиков образовательной услуги, порядок и правовые последствия расторжения договора по инициативе учебного заведения, по соглашению сторон и по другим основаниям. Одним из наиболее принципиальных вопросов в случае досрочного прекращения договора возврат уплаченных средств. Стоит обратить внимание на случаи, при каких условиях они возвращаются, а при каких нет.

Следует проанализировать основания изменения условий договора об обучении, подготовке, переподготовке, повышении квалификации или о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями. При этом необходимо обратить особое внимание на основания изменения платежных условий. Размер платы за весь срок обучения или за предоставление дополнительных образовательных услуг устанавливается в договоре, заключаемом между высшим учебным заведением и лицом, которое будет обучаться, или юридическим лицом, которое будет оплачивать обучение или предоставление дополнительных образовательных услуг, и не может меняться в течение всего срока обучения.

Следует помнить, что обязательным условием существования высшего учебного заведения является осуществление таким заведением научной и научно-технической деятельности. Научные исследования могут проводиться за счет средств государственного бюджета. В то же время научная и научно-техническая деятельность в высшем учебном заведении может также осуществляться на основании договора. Следовательно, необходимо проанализировать правовую природу договора на выполнение научно-исследовательских или опытно-конструкторских и технологических работ, который урегулирован гл. 62 ГК Украины. По такому договору подрядчик (исполнитель) обязуется провести по заданию заказчика научные исследования, разработать образец нового изделия и конструкторскую документацию на него, новую технологию и тому подобное, а заказчик обязуется принять выполненную работу и оплатить ее. Договор может охватывать весь цикл проведения научных исследований, разработки и изготовления образцов или его отдельные этапы. Правовом (в частности договорном) регулированию инновационной деятельности ВУЗА уделено внимание, в частности, в учебном пособии "Образовательное право" под ред. В. В. Астахова .

договоре на выполнение научно-исследовательских или других научно-технических работ предметом договора является творческий поиск, результат которого заранее предсказать невозможно. Стороны в указанных договорах могут и обязаны четко формулировать основные требования, которым должна отвечать научная разработка, образцы или технология, которые создаются в соответствии с заключенными договорами. Однако исполнители указанных работ не могут гарантировать достижение ожидаемых результатов. Получение в результате осуществления оговоренных договором работ не того результата, который был запрограммирован, не является нарушением договора. Этот отрицательный результат должен рассматриваться как один из возможных вариантов исполнения договора. Приведенные факторы обусловливают различное содержание прав и обязанностей этих двух типов договоров, а также различную ответственность сторон. В договорах на выполнение научно-исследовательских работ за риск невозможности получить ожидаемый результат отвечает заказчик. В подрядных договорах риск случайной невозможности за передачу заказчику готового результата работы несет подрядчик .

Существенными и иными условиями договора на выполнение научно-технических работ являются предмет, стороны, цена и сроки. Стороны могут предусматривать и другие условия, но они не должны противоречить действующему законодательству, они главным образом обусловлены характером научно-технических работ. Предметом договора является результат выполненных научно-исследовательских или опытно-конструкторских и технологических работ, что может выражаться в научном исследовании, образце нового изделия и конструкторской документации на него или новой технологии и тому подобное. Специфика предмета данного договора заключается не только в творческом характере результата, который должен быть достигнут исполнителем, но и в невозможности заранее определить его конкретные параметры. Поэтому при заключении договора стороны лишь определяют общие научно-технические, экономические, экологические и другие требования, которым должен соответствовать результат.

Сторонами договора является исполнитель и заказчик которыми могут быть как физические, так и юридические лица. Как правило, исполнителями являются научно-исследовательские, конструкторские и технологические организации, научные центры, учебные заведения, академические научные учреждения. Согласно ст. 893 ГК Украины, исполнитель обязан провести научные исследования лично, если другое не установлено договором на выполнение научно-исследовательских или опытно-конструкторских и технологических работ .

Выражением непредусмотрительности научно-исследовательских или опытно-конструкторских и технологических работ является возложение на заказчика риска случайной невозможности достижения результата. Так, если в ходе научно-исследовательских работ обнаруживается невозможность достижения результата вследствие обстоятельств, не зависящих от исполнителя, то заказчик обязан оплатить работы, проведенные к выявлению невозможности получить предусмотренные договором результаты, но не выше соответствующей части цены работ, определенной договором . А если в ходе выполнения опытно-конструкторских и технологических работ обнаруживается невозможность достижения результата вследствие обстоятельств, возникших не по вине исполнителя, то заказчик обязан возместить расходы исполнителя (ст. 899 ГК Украины). Согласно ст. 900 ГК Украины, исполнитель отвечает перед заказчиком за нарушение договора лишь если не докажет, что нарушение договора произошло не по его вине .

Учебное заведение - это сложный хозяйственный механизм, в процессе работы которого возникают определенные потребности, без удовлетворения которых он не сможет полноценно предоставлять свои услуги ученикам и студентам. Поэтому целесообразно кратко указать на роль договоров в организации материально-технического снабжения учебных заведений (договоры поставки, купли-продажи, аренды и тому подобное). Для этого достаточно ознакомиться с соответствующими нормами ГК Украины (гл. 54, 58) и ГК Украины (гл. 30). Стоит остановиться на специфике закупок для обеспечения нужд учебных заведений государственной и коммунальной формы собственности. С этой целью необходимо ознакомиться с Законом Украины "Об осуществлении государственных закупок" от 1 июня 2010 г. № 2289-УИ . Этот Закон применяется ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных средств, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тыс. грн. (в строительстве - 300 тыс. грн.), а работ - 1 млн. грн. Однако, согласно ч. 3 ст. 2 этого закона его действие не распространяется на случаи, если предметом закупки являются товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями за счет собственных поступлений . Закупка может осуществляться путем применения одной из таких процедур: открытые торги; двухступенчатые торги; запрос ценовых предложений; предварительная квалификация участников; закупка у одного участника.

Договоры в деятельности образовательного учреждения используются также для оформления трудовых отношений с наемными работниками, однако эти договорные отношения являются довольно специфическими, им посвящено отдельную тему учебного пособия.

Какие установлены требования к договору об образовании?

Статьей 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрены основные требования к договору об образовании.

Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" на дату заключения договора.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее - поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

Договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося. Основания расторжения указываются в договоре.

Примерные формы договоров об образовании утверждены Приказами Минобрнауки России:

От 13.01.2014 № 8 "Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования";

От 09.12.2013 № 1315 "Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

От 21.11.2013 № 1267 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования";

От 25.10.2013 № 1185 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам".

материал предоставлен

прокуратурой Нижегородской области

1. Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании.

2. В случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании.

3. В случае приема на целевое обучение в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора о целевом обучении.

4. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в распорядительном акте о приеме лица на обучение или в договоре об образовании, заключенном с индивидуальным предпринимателем.

1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

3. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

4. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" на дату заключения договора.

5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

6. Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее - поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

7. Наряду с установленными статьей 61 настоящего Федерального закона основаниями прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке этой организацией в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося.

8. Основания расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре.

9. Правила оказания платных образовательных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.

10. Примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

1. Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

2. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. При проведении приема на конкурсной основе поступающему предоставляется также информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведения.

3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

4. Прием на обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на конкурсной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

5. Прием на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Условиями приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц.

7. При приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующим должности, профессии или специальности.

8. Порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования (в том числе порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства, предельное количество образовательных организаций высшего образования, в которые поступающий на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета вправе подать заявления одновременно, и количество специальностей и направлений подготовки, по которым он вправе участвовать в конкурсе), перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам каждого уровня, особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования и перечень категорий граждан, которые поступают на обучение по образовательным программам высшего образования по результатам вступительных испытаний, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, и не подлежат изменению в части приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета после 1 сентября года, предшествующего приему на обучение по указанным программам.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 306-ФЗ)

9. Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

10. Прием на обучение по образовательным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, проводится в соответствии с законодательством об образовании с особенностями, предусмотренными указанными программами и проектами.

(часть 10 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 337-ФЗ)

1. Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - заказчик целевого обучения).

2. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:

1) обязательства заказчика целевого обучения:

а) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;

б) по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией;

2) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении:

а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения);

б) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.

3. Сторонами договора о целевом обучении наряду с гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, и заказчиком целевого обучения могут также являться организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

4. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучается гражданин, заключивший договор о целевом обучении, учитывает предложения заказчика целевого обучения при организации прохождения указанным гражданином практики, а также по запросу заказчика целевого обучения предоставляет ему сведения о результатах освоения им образовательной программы.

5. В случае неисполнения заказчиком целевого обучения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, заказчик целевого обучения выплачивает ему компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого он должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении, на дату отчисления его из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения).

6. В случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.

7. Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения, и типовая форма договора о целевом обучении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления и который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы или муниципальной службы после завершения обучения, определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы или законодательством о муниципальной службе.

1. Образовательные отношения изменяются в случае изменения условий получения обучающимся образования по конкретной основной или дополнительной образовательной программе, повлекшего за собой изменение взаимных прав и обязанностей обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2. Образовательные отношения могут быть изменены как по инициативе обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) по его заявлению в письменной форме, так и по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность.

3. Основанием для изменения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, изданный руководителем этой организации или уполномоченным им лицом. Если с обучающимся (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося) заключен договор об образовании, распорядительный акт издается на основании внесения соответствующих изменений в такой договор.

4. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, изменяются с даты издания распорядительного акта или с иной указанной в нем даты.

1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.

7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.

8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.

9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

11. Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

1. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.

2. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.

3. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

4. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.

5. Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), а также сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

(в ред. Федерального закона от 19.02.2018 N 25-ФЗ)

6. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

7. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

8. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации.

9. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования создаются:

1) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации на территориях субъектов Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации за пределами территории Российской Федерации.

10. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования создаются в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам.

11. При проведении государственной итоговой аттестации, если иное не предусмотрено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах, в сети "Интернет") устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

12. Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации осуществляется:

1) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, в том числе совместно с учредителями образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации;

3) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при проведении государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по соответствующим образовательным программам.

13. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (далее - единый государственный экзамен), а также в иных формах, которые могут устанавливаться:

1) для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

2) для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и выбравших экзамен по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации для прохождения государственной итоговой аттестации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, в порядке, установленном указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

14. Методическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, организация разработки контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов, обеспечения этими контрольными измерительными материалами государственных экзаменационных комиссий, а также организация централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, определение минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

15. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предоставляется право присутствовать при проведении государственной итоговой аттестации и направлять информацию о нарушениях, выявленных при проведении государственной итоговой аттестации, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей осуществляют:

1) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования на территориях субъектов Российской Федерации;

2) учредители образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющие в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации.

16. К проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам привлекаются представители работодателей или их объединений.

17. Обучающимся по основным профессиональным образовательным программам после прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей основной образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования.

КонсультантПлюс: примечание.

О признании на территориях Республики Крым и г. Севастополя образования, полученного на территории Украины, см. ст. 12 ФКЗ от 21.03.2014 N 6-ФКЗ и ст. 6 ФЗ от 05.05.2014 N 84-ФЗ.

1. В Российской Федерации выдаются:

1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;

2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

2. Документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Документы об образовании и (или) о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

3. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

4. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Образец диплома об окончании ординатуры, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Образец диплома об окончании ассистентуры-стажировки, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

5. По решению коллегиального органа управления образовательной организации, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете", лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.

6. Документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня:

1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);

2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).

7. Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании);

2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);

3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста);

4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра);

5) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).

8. Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.

9. Лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдается диплом кандидата наук.

10. Документ о квалификации подтверждает:

1) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);

2) присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

11. Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

12. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

13. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

14. Лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

15. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

16. За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.

1. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:

1) в связи с получением образования (завершением обучения);

2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи.

2. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;

3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.

3. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося не влечет за собой возникновение каких-либо дополнительных, в том числе материальных, обязательств указанного обучающегося перед организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Если с обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося заключен договор об оказании платных образовательных услуг, при досрочном прекращении образовательных отношений такой договор расторгается на основании распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, прекращаются с даты его отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. При досрочном прекращении образовательных отношений организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении в соответствии с частью 12 статьи 60 настоящего Федерального закона.

1. Лицо, отчисленное из организации, осуществляющей образовательную деятельность, по инициативе обучающегося до завершения освоения основной профессиональной образовательной программы, имеет право на восстановление для обучения в этой организации в течение пяти лет после отчисления из нее при наличии в ней свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором указанное лицо было отчислено.

2. Порядок и условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации, определяются локальным нормативным актом этой организации.

Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. Автор неизвестен

Статья 54. Договор об образовании

1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

3. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее – договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

4. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» на дату заключения договора.

5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

6. Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее – поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

7. Наряду с установленными статьей 61 настоящего Федерального закона основаниями прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке этой организацией в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося.

8. Основания расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре.

9. Правила оказания платных образовательных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.

10. Примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 20. 19. Нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) Нарушение установленного законом особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) –влечет наложение административного штрафа в размере от

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 20.19. Нарушение особого режима в закрытом административно – территориальном образовании (ЗАТО) Нарушение установленного законом особого режима в закрытом административно – территориальном образовании (ЗАТО) – влечет наложение административного штрафа в

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 27. Документы об образовании 1. Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 20.19. Нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) Нарушение установленного законом особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) -влечет наложение административного штрафа в размере от

Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

56. Полномочия представительных органов по принятию решении об образовании целевых внебюджетных фондов Представительные органы вправе принимать решение об образовании целевых внебюджетных фондов, в которые включаются: 1) добровольные взносы и пожертвования граждан,

Из книги Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. автора Автор неизвестен

Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 г Уважаемые читатели! Если у вас в руках оказался бракованный экземпляр либо возникли иные претензии к издателю, просим вас обращаться на горячую линию 411-68-99 к ответственному

Из книги Лицензирование образовательной деятельности. С комментариями специалистов автора Шибелева Валентина Васильевна

Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении 1. В Российской Федерации выдаются:1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о

Из книги Крым: право и политика автора Вишняков Виктор Григорьевич

Статья 72. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании 1. Целями интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании являются кадровое обеспечение научных

Из книги Экзамен на адвоката автора

Статья 106. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации 1. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации, выданных российскими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, осуществляется в целях обеспечения

Из книги автора

Лицензирование образовательной деятельности Закон РФ «Об образовании» Положение о лицензировании образовательной деятельности Формы представления сведений C комментариями В. В. Шибелевой Валентина Васильевна Шибелева – заместитель директора Московского центра

Из книги автора

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 № 12-ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.06.2002 № 71-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 10.01.2003 № 11-ФЗ, от 07.07.2003 № 123-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ,

Из книги автора

§ 1. Договор об образовании СССР 1922 года как орудие разрушения СССР и правовая база «суверенизации» и «возрождения» государственности наций, национальностей и национальных меньшинств С конца 80-х годов Украина в одностороннем порядке стала стремиться расширить и

Из книги автора

Вопрос 98. Публичный договор. Предварительный договор. Договор присоединения. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая

Из книги автора

Вопрос 105. Договор займа. Кредитный договор. Товарный и коммерческий кредит. Договор финансирования под уступку денежного требования. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные

Из книги автора

Вопрос 108. Договор поручения. Договор комиссии. Агентский договор. По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным,

Комментарий к статье 54


В случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем и приема обучающихся за счет средств физических и (или) юридических лиц основанием возникновения образовательных отношений является договор об образовании.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 Закона № 273-ФЗ договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

Договор об образовании имеет гражданско-правовую природу, являясь договором оказания возмездных услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке акцепта, выразившегося в совершении лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (уплата соответствующей суммы и т. п.), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Закона № 273-ФЗ в договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

Более подробное правовое регулирование порядок заключения договоров об образовании получил в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» .

Согласно п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг

а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя – юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя – индивидуального предпринимателя;

б) место нахождения или место жительства исполнителя;

в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;

г) место нахождения или место жительства заказчика;

д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;

е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);

ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;

и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);

л) форма обучения;

м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

о) порядок изменения и расторжения договора;

п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

Договор заключатся по общим правилам гражданского законодательства. До 14 лет его заключают родители (законные представители) обучающегося, в период с 14 до 18 лет формально договор заключается сами несовершеннолетним, но обязательно с письменного согласия родителей, старше же 18 лет (либо эмансипированный, вступивший в брак ранее этого возраста) договор подписывает непосредственно обучающийся.

Часто встречаются конфликтные ситуации, когда договор требует изменения в связи с тем, что изменилось законодательное регулирование того или иного вопроса. Обучающийся же (либо его законные представители) отказывается вносить изменения в договор. Такой конфликт может быть разрешен только в судебном порядке.

Зачастую также обучающийся отказывается заключать договор, когда образовательная организация настаивает на этом. Вопрос также решается в судебном порядке, однако в целом последствия будут различаться в зависимости от того, является ли заключение договора обязательным на основании ч. 2 ст. 53 Закона № 273-ФЗ. Если предполагается наличие такого договора (например, дошкольное образование или платные образовательные услуги), то до заключения договора зачисление обучающегося просто не состоится, нельзя будет издать приказ о зачислении, т.к. для его издания не будет оснований.

В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица, указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

Согласно ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочием по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. Таким образом, органы местного самоуправления обладают правом устанавливать тарифы на платные образовательные услуги по дополнительным общеразвивающим программам, оказываемые муниципальными общеобразовательными учреждениями. Следует отметить, что аналогичного полномочия в отношении государственных образовательных учреждений у органов государственной власти нет.

Как отмечается в Письме Минобрнауки России от 15 янвря 2015 г. № АП-58/18 «Об оказании платных образовательных услуг» , увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

Необходимо также отметить, что согласно части 4 комментируемой статьи сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, которая размещена на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет на дату заключения договора.

При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного оказания образовательных услуг;

б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:

Назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;

Поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

Потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;

Расторгнуть договор.

Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.

Кроме того, включение в договор об образовании условий, ущемляющих права потребителей, влечет административную ответственность.

Так, Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 № 17АП-8002/2013-АКУ по делу № А50-6183/2013 в удовлетворении требования об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, было отказано, поскольку подтверждены наличие в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения и отсутствие нарушений порядка привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч. 7 ст. 54 Закона № 273-ФЗ договор об образовании прекращает свое действие в связи с получением образования (завершением обучения), а также досрочно по следующим основаниям:

а) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

б) по инициативе образовательной организации в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;

в) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и образовательной организации, в том числе в случае ликвидации образовательной организации.

В соответствии с п. 21 Правил оказания платных образовательных услуг по инициативе образовательной организации договор об образовании может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующем случае:

а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;

в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;

г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.

Примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В настоящее время утверждены следующие формы договоров:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2014 № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования» ;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2013 № 1315 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» ;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.11.2013 № 1267 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» ;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» .

После введения договора об образовании между обучающимися и образовательными организациями дошкольного образования возник вопрос о необходимости заключения договор о присмотре и уходе.

Положения Закон № 273-ФЗ не требуют заключения отдельного договора на обучение по программам дошкольного образования и на оказание услуг по присмотру и уходу. Также это не предусмотрено и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки России от 30.08.2013 № 1014 .

Ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливает только обязательные условия договора об образовании. Исходя из общих принципов гражданского законодательства допускается заключение договора, в котором содержатся элементы различных договоров (ч. 3 ст. 421 ГК РФ). Следовательно, включение в такой договор регламентации вопросов присмотра и ухода не противоречит законодательству.

При этом необходимо подчеркнуть, что плата за присмотр и уход ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться как стоимость образовательных услуг. В случае, если реализация программ дошкольного образования финансируются за счет соответствующего бюджета, то данный договор не будет относиться к договору оказания платных образовательных услуг, несмотря на наличие платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми.


Собрание законодательства РФ. 2013. № 34. Ст. 4437.


Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.


Официальные документы в образовании. № 22. 2015.


Доступ из СПС «КонсультантПлюс».