Мoдный низ

Конспект логопедического занятия «Дикие животные. Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему «Дикие животные Животные лесов конспект логопедического занятия

В конспект включены: программное содержание, оборудование и ход занятия. Занятие проводится с использованием здоровьесберегающих технологий. В альбоме "Логопедическое занятие "Как звери зимуют" содержатся фотографии, отражающие ход занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие на тему

«Дикие животные наших лесов. Как звери зимуют»

для детей с ФФНР

(подготовительная группа)

Программное содержание:

  1. расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий диких животных наших лесов.
  2. развитие мышления детей на материале описательных загадок
  3. автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей
  4. развитие связной речи детей.
  5. закрепление умения составлять предложения с заданными словами по предложенной схеме.
  6. совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов. Составление схемы слов из фишек.
  7. закрепление умения делить слова на слоги.
  8. закрепление умения из выделенных первых звуков составлять новое слово.
  9. развитие навыков чтения путем составления слов из слогов.
  10. развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
  11. развитие памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия
  12. воспитание умения взаимодействовать друг с другом
  13. воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к диким животным наших лесов

Оборудование и материалы:

  1. предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением лесных зверей
  2. картинки лесных зверей, подвешенные под потолком
  3. магнитная доска
  4. фишки для составления схемы слова
  5. пазлы «составь слово»
  6. картинки для дидактических игр "Где чей дом?", "Чьи это следы?"
  7. картинки для игры "Составь новое слово"
  8. ребусы
  9. простые карандаши и шариковые ручки на каждого ребенка

Лексический материал: медведь, лиса, заяц, еж, белка, волк, лось, кабан, барсук, берлога, логово, нора, дупло, дикие животные, лесные звери и т.д.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться.

Упражнение «Думающая шапочка»

(способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи).

Логопед. Чтобы на занятии слышать все внимательно, надо делать массаж ушей старательно.

Улыбнулись.

Взяли наши ушки,

Тянем до макушки, (Тянуть указательным и большим

Тянем их старательно, пальцем верхние края ушей вверх)

Слушаем внимательно.

Тянем, тянем наши ушки,

Но уже не до макушки, (Тянуть боковые края ушей в стороны)

Тянем ушки в стороны,

Чтобы все запомнить здорово.

Тянем наши ушки снова, (Мочки ушей – вниз)

Четко произносим каждое слово.

Дыхательная гимнастика. Наращивание слов в предложении.

Логопед. Какое сейчас время года? Верно, зима! (Дети за логопедом повторяют глубокий вдох через нос и на выдохе произносят следующие фразы)

Падает снег.

Тихо падает снег.

Тихо падает белый снег.

Тихо падает белый, пушистый снег.

Тихо падает белый, пушистый снег за окном.

Речевая гимнастика.

(Дети за логопедом произносят чистоговорки)

Су-су-су – мы увидели лису

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Ла-ла-ла – в лесу белка жила.

Ся-ся-ся – в чаще видели лося.

Олк-олк-олк – в логове зимует волк.

Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.

Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь.

Гимнастика для глаз "Найди названного зверя".

(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением лесного зверя)

Логопед. Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

2. Обобщение материала по теме "Дикие животные наших лесов". Развитие фонематического восприятия.

Логопед. Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.

(Ответы детей.)

Правильно, о диких животных наших лесов.

Назовите известных вам диких животных наших лесов (дети называют лесных зверей, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – медведь, лиса, волк, барсук, лось, заяц, еж, белка).

Логопед. Какие это животные? (Лесные, дикие) Где живут эти животные? (В лесу) Правильно. Все эти животные – лесные жители.

А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях этих животных. (дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах хлопками)

Слова: барсук, волк, лисенок, кабан, еж, медведица, белка.

Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о лесных жителях (дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

(Еж)

Кто зимой холодной

Бродит серый, злой, голодный?

(Волк)

Зимой – беленький.

Летом – серенький.

Никого не обижает,

А сам всех боится

(Заяц)

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко.

(Лось)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом.

(Белка)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса!

А зовут ее …

(Лиса)

Логопед. А теперь еще отгадайте загадки. Предлагаю сыграть вам в игру «Составь слово»

(дети выделяют первые звуки из слов, изображения которых представлены на картинках на магнитной доске и составляют из них новое слово)

Проводится звуко-слоговой анализ полученных слов (лиса, волк, кабан, лоси) и составляются их схемы с помощью разноцветных фишек (один ребенок выполняет задание на доске, другие – на своих рабочих местах)

3. Физминутка.

Логопед. А теперь мы отдохнем – в зимний лес гулять пойдем. (дети становятся в круг)

а) Массаж биологически активных зон.

Да-да-да

Наступили холода (потереть ладонями друг о друга)

Да-да-да (провести большими пальцами рук

Превратилась в лед вода по шее сверху вниз)

Ду-ду-ду

Я по снегу иду (растереть ладонями уши)

Ды-ды-ды (растереть лоб движениями в стороны

На снегу есть следы от середины лба)

б) «Зимний лес» (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

В зимний лес мы все пришли

И следы зверей нашли

Вот зайчишка в шубке белой

По полянке проскакал

И за кустик забежал

Ну а вот лиса-плутовка,

Не найдя пока еды

Тихо-тихо по снежочку

Ходит у норы

По сугробам серый волк

Пробежал и был таков

Из дупла, как из окошка

Выглянула белочка

Распушила серый хвост

Белочка-умелочка

Логопед раздает каждому ребенку по одной картинке из пары «след»-«жилище животного» из дидактических игр «Где чей дом? Чьи это следы?»

А теперь - не зевай

Где чей след?

И где чей дом?

Быстро угадай!

Дети должны найти парную картинку к своей у другого ребенка и образовать с ним пару (взять его за руку)

Пары картинок: лисьи следы - нора; волчьи следы - логово; медвежьи следы - берлога; беличьи следы – дупло; заячьи следы – заросли.

Логопед. Молодцы. Садитесь на свои места.

4. Развитие речи.

Логопед. Где чей след и где чей дом вы угадали. А сможете ли вы составить названия лесных животных из предложенных слогов? (Дети составляют названия животных из слогов-пазлов, лежащих у них на подносах. Затем каждый читает вслух свое слово)

А сейчас я предлагаю вам придумать предложения о своем животном в соответствии со схемой на доске. (Логопед выкладывает на доске схемы предложений)

|_____ _____ _ _____.

|_____ _____ _____ _ _____.

Логопед. А сейчас, ребята, давайте вспомним и прочтем стихи, в которых говорится о том, как лесные звери зимуют. (Дети читают стихи) .

Спать зимой ложатся

Ежик и барсук.

В дереве трухлявом

Спит усатый жук.

Спит медведь в берлоге,

Спит в норе сурок.

Ну а зайка белый

Спать зимой не лег.

Не зарылся в листья,

Не залез в нору –

Бегает по лесу

Да грызет кору.

К.Робик.

Мишка, мишка,

Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

Потому что снег и лед

Не малина и не мед!

В.Орлов.

Спит зимой в берлоге бурый мишка,

Под кустом дрожит зайчишка,

Лисичка рыжая – в норе,

Ежик спит в сухой траве.

Волчица в логове сидит,

А белка из дупла глядит.

Где ты, белочка, живешь,

Что ты, белочка, грызешь?

На сосне в дупле пустом

У меня уютный дом.

А мороз трескучий, злой

Не страшит тебя зимой?

Нет! Мороз трескучий, злой

Не страшит меня зимой.

Греет сильно серый мех,

Эта шубка лучше всех!

Логопед. Молодцы! Стихи о лесных жителях вы знаете.

А сейчас посмотрите на силуэтные изображения лесных зверей на листочках, лежащих у вас на столах. Я предлагаю вам заштриховать синей ручкой силуэты тех зверей, которые впадают в зимнюю спячку, а простым карандашом тех, кто не спит зимой. Но чтобы ваши пальцы лучше вас слушались, давайте погреем их.

Пальчиковая гимнастика "Сидит белка на тележке"

Сидит белка на тележке. (Сжимание и разжимание пальцев обеих рук)

Продает она орешки: (Делают кружок указательным и большим пальцами)

Заиньке усатому, (Пальчиковое упражнение "Заяц")

Мишке толстопятому, (Стучат ребром ладони по столу)

Серому волчонку, (Пальчиковое упражнение "Волк")

Колючему ежонку. (Пальчиковое упражнение "Ёж")

5. Закрепление материала

Логопед. Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру "Четвертый лишний".

Волк, собака, лиса, заяц

Лиса, кабан, кошка, белка

Корова, заяц, лось, волк

Барсук, лошадь, белка, еж

Лось, кабан, лиса, собака

Медведь, барсук, лиса, еж.

Логопед. А теперь давайте решим ребусы и попробуем угадать, названия каких животных здесь зашифрованы.

Слова: волк, лиса, кабан, зайка

Логопед . Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями.

6. Итог занятия.

Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.


Название: Конспект логопедического занятия для старшего дошкольного возраста «Дикие животные наших лесов»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, занятия логопеда, Старший дошкольный возраст

Должность: учитель-логопед
Место работы: МАДОУ №96
Месторасположение: г. Томск

Конспект логопедического занятия по теме «Дикие животные наших лесов»

Вид нарушения: ОНР III уровня

Возраст: старший дошкольный возраст

Вид занятия: тренировочное

Цели:

Коррекционно-образовательные:

1.Уточнение и расширение словаря по теме.

2.Уточнение обобщающего слова.

3.Упражнение в составлении простых предложений с существительным в предложном падеже.

4.Упражнение в образовании родственных слов.

5.Развивать умение образовывать существительные единственного и множественного числа.

6.Упражнение в образовании притяжательных прилагательных.

7.Упражнение в составлении описательных загадок.

Коррекционно-развивающие

1.Развитие мышления, общей и мелкой моторики.

2.Развитие дыхания.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитание чувства любви к диким животным и бережного отношения к ним.

Оборудование: картинки – дикие животные (медведь, волк, лиса, заяц, ёж), картина, на которой изображены «домики» животных, картинки детенышей животных, аудиозапись голосов животных, звуков леса, разрезная картинка – животное и хвост, наклеенный на прищепку.

Ход занятия:

1.Создание мотивационного поля.

Дети стоят в кругу.

Логопед. Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Внятно, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

2.Актуализация знаний

Логопед. Дети закройте глаза и послушайте тишину.

(Логопед тихо включает аудиозапись — звуки леса. Дети слушают и называют, какие звуки услышали)

Логопед. Куда мы попали с вами? Какие звуки вы услышали?

Дыхательная гимнастика

По лесу ходим тише, тише.

И легко, легко подышим.

Логопед. Угадайте, кто живет в лесу?

Игра «Угадай, кто это?»

Цель: подобрать существительные к прилагательным.

Логопед называет прилагательные, а дети в соответствии с описанием подбирают картинку с животным.

Бурый, косолапый, неуклюжий ….

Серый, зубастый, страшный…

Хитрая, пушистая, рыжая…

Маленький, длинноухий, пугливый…

Маленький, серенький, колючий…

Логопед. Как назвать этих животных одним словом? Почему?

Логопед. Мы с вами живем в домах, а животные где живут?

Логопед предлагает игру «Помоги зверятам найти свой домик».

Цель: Упражнение в составлении простых предложений с существительным в предложном падеже.

Логопед показывает картину, на которой звери находятся в чужих домиках. Пример: лиса в дупле, белка в берлоге, медведь в норе и т.д.

Логопед. Звери перепутали свои домики. Помогите им найти свой домик. Где живет медведь?

Ответ ребенка. Медведь живет в берлоге. Таким образом, составляем предложения о лисе, белке, еже, зайце.

Логопед. У вас есть семья?

Логопед. У животных тоже есть семья: мама, папа и сам детеныш.

Игра «Кто с кем?»

Цель: Упражнение в образовании родственных слов.

Дети рассматривают картинки и распределяют кто с кем. Затем называют всех членов семьи.

Логопед. Посмотрите, все звери перепутались. Помогите им найти друг друга.

Логопед. Теперь назовем каждого члена звериной семьи.

Логопед. Послушайте, и скажите, кто так подает голос?

Дети. Ёж пыхтит, фыркает.

Физкультминутка

Логопед. Вы любите прыгать?

Попрыгаем вместе с белкой и зайцем.

Я как белка в колесе прыгаю на месте.

Чтобы было веселей поскакали вместе.

1,2,3.4.5 – начал заинька скакать.

Прыгать серенький горазд, он подпрыгнул десять раз.

Игра «Чей хвост?»

Цель: Упражнение в образовании притяжательных прилагательных.

Логопед предлагает детям собрать разрезную картинку (животное и хвост)

Логопед. Звери играли и потеряли свои хвостики. Помогите зверям найти свои хвостики?

Дети находят нужные хвосты и рассказывают — чей хвост.

Дети. Это лисий хвост. Это волчий хвост. Это беличий хвост. И т.д.

Загадай загадку сам, расскажи её друзьям.

Логопед раздает картинки так, чтобы дети не видели их друг у друга. Просит придумать загадку примерно по следующему плану.

План:

Какого размера зверь?

Какая у него шерсть?

Какой характер?

Чем питается?

Как называется жилище этого зверя?

Логопед. Наше путешествие по лесу окончилось. Закройте глаза и послушайте тишину. Какие звуки вы услышали. Куда вы вернулись?

Конспект подгруппового логопедического занятия

по развитию лексико-грамматического строя речи

«Дикие животные наших лесов»

для детей подготовительной группы

с общим недоразвитием речи 3 уровня

(С использованием игровых, здоровьесберегающих, ИКТ технологий)

Цель: способствовать расширению, активизации и обобщению словаря детей (названиями диких животных наших лесов и их детенышей, их жилищ; названиями способов передвижения; повадками и внешним видом; образе жизни).

Задачи:

Закреплять и совершенствовать навыки образования имен существительных с помощью суффиксов -онок-, -енок-, -ат-, -ят-;

Упражнять в образовании и практическом употреблении имён существительных в творительном падеже;

Закреплять и совершенствовать навыки образования притяжательных прилагательных;

Упражнять в составлении предложений с предлогом «В»;

Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, правильно строя фразу;

Развивать мышление детей на материале описательных загадок;

Совершенствовать общую (сочетание речи с движением) и мелкую (элементы самомассажа рук) моторику;

Развивать речевое дыхание (силу и длительность речевого выдоха);

Совершенствовать зрительно-пространственное восприятие;

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к диким животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

по развитию лексико-грамматического строя речи

«Дикие животные наших лесов»

для детей подготовительной группы

с общим недоразвитием речи 3 уровня

(С использованием игровых, здоровьесберегающих, ИКТ технологий)

Цель: способствовать расширению, активизации и обобщению словаря детей (названиями диких животных наших лесов и их детенышей, их жилищ; названиями способов передвижения; повадками и внешним видом; образе жизни).

Задачи:

Закреплять и совершенствовать навыки образования имен существительных с помощью суффиксов -онок-, -енок-, -ат-, -ят-;

Упражнять в образовании и практическом употреблении имён существительных в творительном падеже;

Закреплять и совершенствовать навыки образования притяжательных прилагательных;

Упражнять в составлении предложений с предлогом «В»;

Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, правильно строя фразу;

Развивать мышление детей на материале описательных загадок;

Совершенствовать общую (сочетание речи с движением) и мелкую (элементы самомассажа рук) моторику;

Развивать речевое дыхание (силу и длительность речевого выдоха);

Совершенствовать зрительно-пространственное восприятие;

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к диким животным.

Материал: конверт с диском, презентация, картинка с наложенными изображениями, картинки с изображением диких животных, их детенышей, массажные мячики, лабиринты, медали, разрезные картинки по количеству детей.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход занятия

Садитесь, пожалуйста, на свои места. Садитесь красиво, спинку прямо, ножки поставьте на пол, ручки положите на парту.

Посмотрите друг на друга. Подарите друг другу свои улыбки. Какое у вас сейчас настроение? А если настроение хорошее, то мы можем начать наше занятие.

К нам в школу пришел конверт. Как вы думаете, откуда он пришел? (на конверте нарисован лес)

Конверт пришел из леса. Давайте посмотрим, что в нем?

В конверте письмо, но не простое, а электронное! Как же нам его прочитать? (нужно вставить диск в компьютер). Верно, вставим диск и узнаем, кто нам его прислал.

Посмотрите внимательно на картинку. Кого вы на ней увидели (на экране картинка с наложенными изображениями диких животных). Верно - это волк, лиса, заяц, белка, ёж, лось.

Как мы назовём их одним словом (дикие животные). От кого же пришло письмо? (от диких животных). Мы с вами сегодня поговорим о диких животных.

Давайте же прочитаем их письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Мы узнали, что вы скоро пойдете в школу. Значит, вы уже многое знаете и умеете? Расскажите, что вы знаете о нас, диких животных. Если вы выполните все наши задания, то получите интересные призы! Вы готовы?» (да)

Чтобы узнать от кого первое задание вам нужно отгадать загадку:

Этот зверь живет в бору,

У стволов грызет кору.

Летом в шубке серенькой,

А зимою - в беленькой. (Заяц)

А как вы догадались, что это заяц? (он живёт в бору, питается корой, зимой меняет цвет шубки).

Задание от зайца такое: «Ребята, почему нас так называют «Дикие животные»?

Упражнение «Почему так называются»

(Дикими мы называем их потому, что они живут самостоятельно и обходятся без помощи человека. Они сами добывают себе пищу, воспитывают детенышей, строят жилища).

Молодцы!

А вас ждет следующая загадка и задание.

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит молчком,

Уши серые торчком. (Волк)

Как вы догадались? (серый, ходит и ищет добычу)

А вот и задание от волка: «Ребята, вы знаете, что я очень люблю выть на луну. Покажите, как я это делаю».

Дыхательное упражнение «Волк»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч.

На вдохе - голову поднять вверх, слегка прижать полусогнутые руки в груди.

На выдохе - долго тянут звук «у – у – у – у…», сложив губы трубочкой, напрягая мышцы шеи.

Умнички. Слушайте следующую загадку

С ветки на ветку могу я летать.

Рыженький хвост никому не поймать.

Некогда летом в лесу мне играть –

Надо грибы для зимы собирать. (белка)

Как вы догадались (прыгает с ветки на ветку, рыжая, собирает на зиму грибы) Еще белка меняет на зиму шубку с рыжей, на серую.

Слушайте внимательно задание от белки: «Ребята, у каждого из взрослых зверей есть детеныши. Скажите, как они называются».

Игра «У кого кто?» (Детям раздаются картинки с изображением животного и его детенышей).

Кто у лисы? А если их много? (У лисы – лисенок, а если много – лисята; у волка – волчонок, а если много – лисята; у зайца – зайчонок, а если много – зайчата; у ёжа – ёжонок, а если много – ежата; у белки – бельчонок, а если много – бельчата, у лося – лосёнок, а если много - лосята).

Очень хорошо! А впереди следующее задание! От кого же оно?

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

Как вы догадались? (пушистый хвост, золотистый (рыжий) мех, крадет и ест кур)

Задание от лисы: «Мои лисята очень любят играть. Покажите, пожалуйста, веселую игру для моих детёнышей».

Логоритмическое упражнение «На водопой»

(Дети выполняют движения согласно тексту, делая шаги на каждый ударный слог).

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой (Идут по кругу друг за другом).

За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая).

За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках).

За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются на присядках).

За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку).

За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками).

За мамой зайчихой – косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней).

Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами).

Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются лицом в круг, делают «лакательные» движения).

Молодцы ребята! Лисе и лисятам очень поправилась игра.

Следующая загадка:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Как вы догадались? (Зимой спит, а весной просыпается)

Вот задание от медведя: «Ответьте, пожалуйста, чем питаются дикие животные?»

Упражнение «Чем питаются дикие животные»

Волк питается мясом (зайцами, овцами, лосями).

Медведь питается малиной (медом, рыбой, насекомыми, корешками).

Белка питается орехами (грибами, ягодами, молодыми побегали).

Лиса питается мышами (рыбой).

Еж питается жуками (червяками, грибами, ягодами).

Заяц питается морковкой (капустой, травой, веточками).

Лось питается травой (веточками, корой, грибами).

Хорошо! Вы уже почти все рассказали о диких животных. Осталось совсем немного. Следующая загадка!

Всю зиму между елками

Проспал мешок с иголками.

«Ф-ф.ф - хватит спать,

Пора вставать!» (Еж)

Как вы догадались? (у ежа есть иголки, зимой он спит под листвой и снегом)

Ёжик приготовил задание для ваших пальчиков.

Игра с массажными мячиками «Ежики».

Ежик, спрячь свои иголки – мы же дети а не волки!

(Сжимаем мяч в руке, перекладываем из руки в руку)

Мы хотим тебя погладить, мы хотим с тобой поладить.

(Катаем мяч по столу левой, затем правой рукой)

Ёж иголки отряхнул, завернулся и заснул.

(Катаем и сжимаем мяч в обеих руках)

А вот и самая последняя загадка

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко. (Лось)

Как вы догадались? (у лося есть копыта и рога, он лесной красавец)

Лось предлагает вам очень непростое задание. «Назовите, как называются жилища у диких животных?»

Игра «Где живет, чей дом»

Для этого, нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.

Где живет белка? (Белка живёт в дупле). Значит это чье дупло? (Это беличье дупло).

Где живет волк? (Волк живёт в логове). Это чье логово? (Это волчье логово).

Где живет лиса? (Лиса живёт в норе). Это чья нора? (Это лисья нора).

Где живет медведь? (Медведь живёт в берлоге). Это чья берлога (Это медвежья берлога).

Пройдите лабиринт, помогите животному найди дорогу к своему жилищу.

Молодцы, ребята! Вы пополнили все задания диких животных!

Вы очень порадовали их и меня своими ответами. (Похвалить каждого ребенка за что-то своё, сделанное хорошо).

А вам понравилось сегодняшнее занятие?

Задание: «Ребята, почему нас называют - Дикими животными»? Этот зверь живет в бору, У стволов грызет кору. Летом в шубке серенькой, А зимою - в беленькой.

«Ребята, вы знаете, что я очень люблю выть на луну. Покажите, как я это делаю». День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет. Ходит-бродит молчком, Уши серые торчком.

«Ребята, у каждого из взрослых зверей есть детеныши. Скажите, как они называются». С ветки на ветку могу я летать. Рыженький хвост никому не поймать. Некогда летом в лесу мне играть – Надо грибы для зимы собирать.

«Мои лисята очень любят играть. Покажите, пожалуйста, веселую игру для моих детёнышей». Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет.

«Ответьте, пожалуйста, чем питаются дикие животные?» Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой.

Ёжик приготовил задание для ваших пальчиков. Всю зиму между елками Проспал мешок с иголками. « Ф-ф.ф - хватит спать, Пора вставать!»

«Скажите, как называются жилища у диких животных?» Трав копытами касаясь Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко Рога раскинув широко.

Спасибо вам, ребята!


Группе (ОНР) на тему:

«Обитатели наших лесов»

(по лексической теме «Дикие животные»)

Провела логопед:

МБДОУ № 24

Альметьевск, РТ

Задачи занятия

1. Расширение и активизация номинативного и глагольного словаря детей, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детенышей, частей тела, жилищ.

2. Закрепление умений правильно употреблять предлоги «в», «с», «у», «от» при составлении предложений.

3. развитие мышления на материале описательных загадок.

4. Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

5. Развитие зрительного и слухового восприятия тактильных ощущений.

6. Закрепление умения составлять рассказ по опорным картинкам.

7. Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук.

Для занятия потребуются:

Панно «Лес»;

Фланелеграф;

Наборное полотно;

Силуэтные и предметные картинки с изображением диких животных;

Макет жилищ диких животных;

Дидактические игры: «Чей хвост, чья голова», «Лесная поляна», «Чудесный мешочек».

Вступительная часть

Раздается стук в дверь.

Логопед: Кто там?

Появляется почтальон Печкин с письмом.

Печкин: Это я, почтальон Печкин, принес вам письмо от кота Матроскина и Шарика.

Логопед: Спасибо тебе, Печкин!

Отгадывание загадок

На наборном полотне выложены силуэтные фотографии животных. Логопед предлагает детям расположиться на ковре и раскрывает конверт, в котором находятся загадки и отгадки в виде уже цветных изображений. Ребенок, отгадавший загадку, получает это изображение и выставляет его на наборное полотно, совмещая с соответствующим силуэтом.


Логопед: Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

(Белка.)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый – краса.

Кто же это? (Лиса.)

Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой

(Медведь.)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц.)

Кто зимой холодной

В лесу ходит серый, злой,

голодный? (Волк.)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёжик.)

Составление предложений с предлогом «в»

Логопед: Какие это животные? (Лесные, дикие.) Где живут эти животные?(В лесу.) Правильно, все эти животные живут в лесу, но у каждого из них есть свой дом, как и у людей. Давайте сейчас поиграем.

Игра «Кто где живет»

На столах у детей предметные картинки. На столе логопеда – пособие с изображением жилищ животных.

Логопед: Где живет медведь» (В берлоге.) Где живет волк? (В логове.) Где живет белка? (В дупле.) Где живут лиса, ёж? (В норах.) Где живет заяц? (Под кустом.)

Отвечая на вопрос, ребенок должен взять картинку с изображением животного и поместить ее на изображение жилища, в котором оно живет. Логопед хвалит детей за правильные ответы.

Образование притяжательных прилагательных от существительных: дидактическая игра «Чей хвост, чья голова?»

На фланелеграфе за елочками спрятаны рисунки частей тела диких животных (хвосты, уши, лапы). На втором фланелеграфе – изображение диких животных, у которых этих частей не достает. Дети должны взять изображение частей части тела и присоединить его к рисунку животного, у которого она отсутствует. Выполняя задание, дети отвечают на вопросы.

Логопед: Чей это хвост у тебя? (Лисий хвост, беличий хвост.) Чье ухо у тебя? (Медвежье ухо, заячье ухо.) Молодцы, вы правильно назвали части тела животных.

Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики

Дети выполняют движения под музыку и стихи, которые читает логопед.

Логопед: А теперь поиграем в «Теремок».

Дети открывают теремок: разводят руки в стороны.

Стоит в поле теремок, теремок,

Поднимают руки над головой.

Он не низок, не высок.

Приседают и поднимаются на мысочки.

На двери висит замок.

Пальцы рук складывают в замок.

Кто его открыть бы смог?

Делают движения запястьями вперед-назад.

Слева – зайка, справа – мишка –

Поворачивают голову.

Отодвиньте-ка задвижку!

Пробуют потянуть замок в стороны.

Слева – ёжик, справа – волк –

Делают повороты головой.

Нажимайте на замок!

Сжимают, разжимают запястья.

Зайка, мишка, ёжик, волк

Открывают теремок.

Разводят руки в стороны.

Составление предложений с предлогом «у»:

дидактическая игра «Помоги детенышам найти свою маму»

Дети должны запомнить названия животных и их детенышей.

Логопед: Животные со своими детенышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Ребята, помогите детенышам найти своих мам и назовите их!

Лисенок (лисята) – у лисицы;

Зайчонок (зайчата) – у зайчихи;

Бельчонок (бельчата) – у белки;

Ежонок (ежата) – у ежихи;

Волчонок (волчата) – у волчицы;

Медвежонок (медвежата) – у медведицы.

Молодцы, помогли детенышам найти своих мам!

Составление рассказа по опорным картинкам на фланелеграфе

Логопед предлагает детям послушать рассказ «Охотник» и пересказать его по опорным картинкам, которые он вывешивает на фланелеграфе.

Логопед: Однажды охотник пошел в лес. Взял с собой ружье. Идет, идет, вдруг видит медвежью берлогу. В ней медведица с медвежатами спит. А рядом на дереве беличье дупло. Там живет белка с бельчатами. Идет охотник дальше. Увидел волчье логово. Там живет волчица с волчатами. Еще немного пошел и увидел лисью нору. В ней живет лисица с лисятами. Только у зайца нет жилища. Заячий дом – под кустом. Никого не потревожил охотник, потому что в руках у него было не охотничье ружьё, а фоторужьё. Это он делал снимки зверей на память.

Дети пересказывают рассказ по цепочке и целиком.

Развитие тактильных ощущений:

дидактическая игра «Подарки от зверей»

Логопед предлагает детям найти под елкой чудесный мешочек, в котором звери оставили подарки. Дети должны на ощупь отгадать, что лежит в мешочке, и сказать, от кого этот подарок. Например, орехи от белочки. В чудесном мешочке лежат орехи, морковь, капуста, бочонок меда, яблоки, ягоды.

В конце подводится итог занятия.

Елена Никишова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дикие животные наших лесов»

Тема : «Дикие животные наших лесов » (1 зан-е) .

Цель : систематизировать знания детей по изучаемой теме, активизировать и расширить словарь по теме, упражнять в подборе прилагательных к слову «животные » , в усвоение категории творительного падежа, закрепление названий детёнышей диких животных , упражнять в усвоении притяжательных прилагательных, в употреблении конструкции с предлогами «за» , «с» , развитие внимания и памяти.

Оборудование : предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Садится тот, кто назовёт домашнее животное со своим детёнышем . «У кого кто?» (У коровы -телёнок, у свиньи- поросёнок, у кошки- котёнок, у собаки- щенок и т. д.)

2. Постановка цели занятия .

Логопед загадывает детям загадки.

Посмотри-ка, какая :

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой,

На увёртки мастерица,

А зовут её(лисица) .

Сама мала, шубка пышна,

В дупле живёт, орехи грызёт (Белка)

Удивительный портной.

Нитки нету ни одной,

И машинки швейной нет,

И утюг не разогрет.

Но зато иголки есть.

Сколько их? Не перечесть. (Ёж)

О ком были эти загадки? (О лисе, о белке, о еже)

Где живут эти животные ? (В лесу)

Сегодня на занятии мы поговорим о диких животных , которые живут в наших лесах . Вывешиваются картинки с дикими животными .

3. Знакомство с новым материалом.

А). Игра «Какие?»

Логопед выставляет картинки с изображением диких животных и спрашивает у детей : «Какие животные (Травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные ит. д.)

Б). Игра «Кто кем был?»

Медведь был (медвежонком) . Ёжик был (ежонком) . Лиса была (лисёнком) . Лось был (лосёнком) . Волк был (волчонком) . Заяц был (зайчонком) . Кабан был (поросёнком) .

В). Игра «Чья семья?»

Волк, волчица и волчонок- это волчья семья.

Лис, лисица и лисёнок- это лисья семья.

Медведь, медведица и медвежонок- это медвежья семья.

Заяц, зайчиха и зайчонок- это заячья семья.

- Ёж, ежиха и ежонок- это ежиная семья.

Г)Игра «О чём думают животные

Медведь в берлоге думает о (мёде) .

Ёж в норе думает о (яблочке) .

Белка в дупле думает о (грибе) .

Лиса в норе думает о (курочке) .

Волк в логове думает о (козлёнке) .

Заяц под кустом думает о (морковке) .

Лось под деревом думает о (травке) .

Физкультминутка.

Речевая подвижная игра. (На каждую строчку- четыре однотипных движения) .

Медвежонок- топ-топ,

А ежонок- хлоп-хлоп,

А волчонок- щёлк, щёлк,

А зайчонок- скок-скок,

А лисёнок- шмыг- шмыг,

И бельчонок- прыг- прыг,

И лосёнок- брык-брык.

Д). Игра «Чей детёныш?»

Лисёнок- это лисий детёныш.

Зайчонок- это заячий детёныш.

Бельчонок- это беличий детёныш.

Волчонок- это волчий детёныш.

Ежонок- это ежиный детёныш.

Медвежонок- это медвежий детёныш.

Е). Игра «Кто с кем живёт?»

Волк живёт с волчицей и волчатами.

Лис живёт с лисицей и лисятами.

Медведь живёт с медведицей и медвежатами.

Ё). Игра «Кто за кем бегает?»

Волчонок бегает за (волком)

Лисёнок бегает за (лисой)

Зайчонок бегает за (зайцем)

Медвежонок бегает за (медведем)

Бельчонок бегает за (белкой) . И т. д.

Ж). Игра «Кто с кем играет?»

Лиса играет с (лисёнком) .

Волк играет с (волчонком) .

Белка играет с (бельчонком) .

Заяц играет с (зайчонком) .

Медведь играет с (медвежонком) .

З). Игра «Кто кого кормит?»

Волк кормит (волчонка, волчат) .

Лиса кормит (лисёнка, лисят) .

Заяц кормит (зайчонка, зайчат) .

Белка кормит (бельчонка, бельчат) .

Медведь кормит (медвежонка, медвежат) .

4. Подведение итогов занятия .

О чём сегодня говорили на занятии ? диких животных наших лесов )

Назовите диких животных с их детёнышами .

Публикации по теме:

Итоговое занятие в подготовительной группе «Лесное путешествие» Цель: Обобщение знаний детей о диких животных наших лесов. Задачи: 1. Закреплять.

Конспект НОД «Животные наших лесов» Тема: «Животные наших лесов» Цель: Обобщение представлений о диких животных. Задачи: 1. Закрепить представление о внешнем виде, повадках.

Конспект открытого показа непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Дикие животные наших лесов» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 1929 ЮОУО ГОРОДА МОСКВЫ ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 2 КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПОКАЗА.

Конспект занятия «Дикие животные наших лесов» Тема: Дикие животные наших лесов Цели: Формировать умения, узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа диких животных.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №2 «РОМАШКА» ДАНКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО.