Брюки

Летальный исход группа. Летальный исход

На днях группа Rocco, одна из самых активных и основательных на красноярской рок-сцене (мало кто из местных коллективов может похвастаться не только регулярными мощными концертами, но и тремя качественными студийными альбомами), огорошила своих поклонников новостью о распаде. Любителям красноярской музыки, впрочем, не привыкать прощаться с хорошими проектами. Культурный журналист Сергей Мезенов на «Проспекте Мира» поминает всех распустившихся.

Багамамама

Задолго до того, как судьба затянула его в группу «Яхонт», популярный радиоведущий Александр Попов пел в составе собственной группы зажигательные песни на русском о том, как это классно - пить, курить и целоваться. «Багамамама» играла энергичный, бодрый и неплохо сочинённый фанк-рок, самую малость срисованный с Red Hot Chili Peppers. Выпустила один альбом, песни с которого - видимо, благодаря радийным связям Попова - можно было запросто поймать в эфире красноярских радиостанций, и приказала долго жить.

Когда на красноярской рок-сцене загарцевал в своих красных штанах фронтмен только народившейся тогда на наши головы группы Rocco Алекс Нурсултан, многим его голос показался подозрительно знакомым – и, в общем, неспроста. За много лет до Rocco была группа Mayday – или Made_a, как они были подписаны на обложке своего прощального альбома «Special Thanx» , сделанного по принципу краудфандинга задолго до того, как слово вошло в культурный обиход; сейчас уже, наверное, не разобраться, как правильно. В самом начале нулевых «Мэйдэй» со своим изобретательным гитарным роком и эмоциональным накалом навзрыд были весьма популярны у красноярских слушателей. Помнится, один красноярский музыкант убеждал меня, что они лучший российский рок-коллектив после группы Tequilajazzz. Добиться известности и любви, сопоставимой с этим питерскими героями, «Мэйдэй», понятное дело, не удалось. Но о серьёзности их тогдашних намерений и безусловных музыкальных талантах можно судить уже по тому, что даже пятнадцать лет спустя бывшие участники группы продолжают заниматься музыкой - пусть в разных проектах и разных городах.

Второе внимание

Удивительный проект на стыке фолк-рока, акустической импровизации, нью-эйджа, свободной поэзии и чёрт знает чего ещё (одним из ключевых аттракционов на концертах группы было, например, поющее бревно), «Второе внимание» под управлением гитариста и композитора Сергея Бозина давало сносящие голову концерты ещё с конца 90-х годов - но к широкой известности группа не стремилась и всегда оставалось чем-то вроде любимого секрета посвященных. Впрочем, история группы закончилась довольно трагически – Сергей Бозин скончался несколько лет назад. «Второе внимание» продолжило без него, ударилось в чистую этнику, но чего-то уже не хватало, мозаика не складывалась.

Сметана

Коллектив, плотно ассоциирующийся с целой эпохой в красноярской тусовке, сложившейся вокруг кафе «Сопка» - и закончившейся трагедией. «Сметана» была из тех немногочисленных местных групп, что бесстрашно раздвигали рамки. Для них невозможного не было в принципе - можно было выходить на сцену в костюмах и женских платьях, играть в одном концерте фанк-рок и индустриальную импровизацию с применением электродрели и поющей пилы, выпускать домашние кассеты с ручным оформлением, на которых осколочный панк-рок по полминуты соседствовал с сорокапятиминутной импровизацией на баяне. Этакой по-хорошему дурной энергии на красноярской сцене всегда немного не хватало – и, в общем, не хватает и сейчас.

Sound Dab

Гитаристка группы Sound Dab Маша Теряева последние пару лет играет в московской группе «Наадя», а также пилотирует собственный сольный проект с симпатичным названием Dub i Prosto Derevo, с помощью которого она недавно выиграла стипендию в проекте Red Bull Music Academy. Можно сказать, что из числа наших красноярских потерь она устроилась интересней всего – ну, и по сравнению с симпатичным англоязычным поп-роком Sound Dab явно пошла на повышение в творческом плане.

Крапива

«Крапиву», пожалуй, лучше всего помнят за сильный и красивый голос вокалистки Анны Борецкой - хотя их магистральный курс на поиск удовлетворяющей всех нейтральной территории между гитарной тяжестью рок-звучания и мелодичной доступностью песни тоже заслуживал уважения. Как и многие другие коллективы, добившиеся известности локального значения, «Крапива» в какой-то момент отправилась искать славы на большую землю - да там и сгинула.

Хорги

Ещё одна группа, работавшая в стиле «ничего невозможно нет» (носителем ДНК упомянутой выше «Сметаны» в ней выступал их общий барабанщик Денис Андреев), «Хорги» в определённый момент были одной из лучших концертных групп Красноярска. Каждое их выступление превращалось в непредсказуемое действо с гитарными шумами, шаманскими плясками, свободной импровизацией и прочими прелестями. После распада «Хорги» рикошетом разлетелись на целую россыпь разнонаправленных и индивидуально сумасшедших проектов, от абсурдисткого панк-коллектива «Гулливер, брось Икарус» до свободной артели импровизаторов «Атанорэ», выступавшей в самых непредсказуемых местах - от подземных переходов до сцены на Дне города.

Безразницы

Коллектив, который умудрился держаться в стороне от каких бы то ни было около-музыкальных тусовок Красноярска, и тем не менее, почти сумевший проложить свой собственный яркий маршрут – пока не закончился по той же причине, что и большинство местных историй (в связи с отъездом основных творческих сил, брата и сестры Рязанцевых, в Санкт-Петербург). «Безразницы» выгодно отличались от многих красноярских коллективов тем, что совершенно не стеснялись лирических красот своих мелодий и песен – за свою короткую творческую жизнь они умудрились сочинить несколько совершенно полнокровных и отличных хитов (кто слышал песни про пакет и автопилот - в этом месте согласно кивнёт), но, увы, не смогли развить это во что-то более яркое и долговечное. Впрочем, несколько их концертов, думаю, навсегда останутся в памяти тех, кому посчастливилось на них побывать - а это уже немало.

Fuzzwords

У Fuzzwords было несколько периодов активности. Поначалу, если не ошибаюсь, они играли что-то вроде эйсид-джаза с живыми ударными и бас-гитарой. Потом состав сократился, и группу снесло в более электронное звучание. Они тоже были из коллективов, склонным к непредсказуемым вывертам и хулиганскому чувству юмора - благодаря этим качествам каждое их выступление превращалось в увлекательное и странное действо.

Пикапика Теарт

«Пикапика теарт» были довольно необычным коллективом по красноярским меркам – пока остальные музыканты заглядывались на Запад и сочиняли песни на английском, участники этой группы, называвшей себя «камерным пост-модернистским оркестром», изучали импровизацию и минимализм, штудировали философов и историю искусства, и находили всему этому применение в своём довольно оригинальном творчестве. В активе «Пикапики» и такой курьёз, как альбом, выпущенный на итальянском лейбле, специализирующемся на прог-роке – что их строгой, хитро устроенной инструментальной музыке вполне подходило.

Эхолов

Ещё один коллектив, пошедший по пути постепенного сокращения состава пополам с изменением курса, «Эхолов» начинал с тёплой аналоговой электроники, в звучании которой участвовали живые барабаны и саксофон - но постепенно сдвинулся в сторону более электронного звучания. «Эхоловы» также могут похвастаться парой довольно эффектных пластинок, «Шуга» и «Shagonar» - и, в общем, из последних потерь красноярской сцены их особенно жалко; казалось, что вот у них-то точно впереди великие дела. Но нет.

Летальный исход

Ладно, признаюсь честно – у автора этих строк к группе «Летальный исход» что-то вроде слабости, потому что их уличное выступление у стен кинотеатра «Солнечный» в далёком 1995-м (!) году стало первым живым рок-концертом в его жизни. Но всё же, всё же – в конце 90-х «Летальный исход» были одной из ярчайших групп красноярской рок-тусовки: непредсказуемой, дурной, смешной, гораздой до вольных экспериментов с имиджем и источниками вдохновения (мало кто из суровых рокеров тогдашнего времени, мог не то чтобы сделать песню по мотивам творчества Аллы Пугачевой, а просто открыто признаться в симпатии к оному) и просто очень, очень весёлой. Впрочем, ладно – если мы начнём забуреваться в 90-е, то придётся растягивать этот материал уже не на пару недель, а на месяц-полтора. Эх, где же вы сейчас, наши Splinters и Cromlech, Speed Kings и «Крада», «Подстрахуй» и «Волосатые яйца», Goregod и Itsari! Что же стало и с вами, и с нами.

Источник: Молоток, 1-7.11.04

Настоящих панков почти не осталось - они либо умерли, либо ударились в поп, что почти одно и тоже. Егор Летов еще в строю, несмотря на ежедневный угар. Он отвечает «Молотку» на вопросы заданные когда-то The Clash и Sex Pistols. Есть возможность сравнить, все ли панки думают одинаково.

Твои песни могут воспринимать буквально. Ты чувствуешь ответственность?
- Я ответственен за то, что я делаю объекты и посылаю их в мир. И делаю их настолько точно и совершенно по отношению к тому, что чувствую и осознаю - или не осознаю. Все, что происходит дальше - это все из области «мартышка и очки». Меня это крайне занимает и забавляет. Лопатой можно что-нибудь откопать или, наоборот, зарыть, а можно и родственника зарубить. Ответственен ли Вернер Херцог за то, что Ян Кертис (лидер Joy Division, если кто не знает) посмотрел его фильм, пошел и повесился?

Своими песнями ты просто комментируешь происходящее или хочешь что-то изменить?
- Самим фактом какого-либо действия - сочинения и, тем более, распространения этого, ты уже бесповоротно изменяешь весь мир, хочешь ты этого или нет. Комментировать что-нибудь можно только внутри себя, как бы «про себя», в тряпочку.

Ирокез – это обязательная фишка для настоящего панка?
- Для меня имидж панка и ирокез - это такое одиночное хождение в каком-нибудь Урюпинске, а не в центре Москвы или на тусовке. В моем понимании это подобно прогулке в заштатном Техасе без шляпы или хождение женщины на футбольный матч без паранджи где-нибудь в ядреной мусульманской стране.

Что ты думаешь о «коммерческой музыке»?
- Вся музыка - коммерческая вообще. Все, что ты делаешь, ты делаешь для кого-то, и получаешь за это чем-то, например, ощущением самоуверенности, энергией, чувством чего-то понимания и так далее. А проявление максимальной «некоммерченности» - это тупое сидение в темной яме, никогда ничего не делание и непоказывание, тем более что и нечего. Просто есть в мире вещи красивые и некрасивые, полезные и неполезные. Все, что красивое и умелое, имеет свойство нравится. Хорошую музыку слушают, не смотря на то, закрученная она или совсем примитивная. А плохую - нет. Я, например, слушаю хорошую музыку, и меня не волнует, кто ее делал и с какими целями, за деньги или нет.

Что слушает Летов?
- Первыми записями, которые произвели на меня впечатление были The Who «My Generation», Rolling Stones «Satisfaction». Впоследствии переслушал множество всякого дерьма и полудерьма вроде Sex Pistols, Ramones, но все равно такого животного и злого крутняка, как у Seeds или Stooges не встречал поныне. Из современного могу много чего назвать, но все равно изначально я родом оттуда, из диких, первобытных 60-х.

Сразу предупредим — представленный здесь список отражает скорее персональные симпатии его составителя, нежели попытку создать хоть сколько-то исчерпывающую и объективную картину красноярской музыкальной сцены. Для всех прекрасных безумцев, когда-либо пускавшихся в безнадёжное дело исполнения собственной музыки в Красноярске, от «Ху-хи» и «Усиленной жестикуляции ртом» до «О.З.У.» и «7/8», у нас попросту не хватит места в материале — поэтому дополняйте и рассказывайте о своих героях в комментариях к тексту.

Летальный исход

Задорный панк-коллектив, царивший на красноярской сцене во второй половине 90-х, выгодно отличался от коллег и земляков сразу несколькими вещами — безумным чувством юмора, приятно безбашенной энергетикой и готовностью к задорному эпатажу и экспериментами со внешностью. Вокалист группы Лёня Орешников мог выйти на сцену в юбке, или лысым, или в чём мать родила — не бог весть какие изобретательные трюки по меркам мировой рок-музыки, но в Красноярске отчего-то не находилось большого количества готовых на такие подвиги героев.

К началу нулевых «Исход» перегорёл — в 2010-м году Орешников, вернувшийся из Санкт-Петербурга, пробовал возродить группу и даже дал концерт в «Эре», но полноценного второго дыхания у группы так и не случилось.

Группа «Летальный исход» - Кожа (клуб «Эра», 2010)

Видео: youtube.com

Багамамама

Александр Попов был на виду у красноярских тусовщиков и любителей музыки практически постоянно — то как вокалист задорного коллектива Splinters, начинавшего в середине 90-х с каверов на классику рока, то как популярнейший радиоведущий, то как новый голос группы «Яхонт». Но самый его, пожалуй, занимательный проект — группа «Багамамама», которая во второй половине 90-х отважилась на эксперимент редкой по тем временам смелости: запеть на русском языке под аккомпанемент не посконного русского рока, протестного панка или подпольной экспериментальной психоделии, а под звуки вполне прозападного поп-рока с отчётливыми фанковыми нотками.

У «Багамамамы» вышел один альбом, довольно занятный, но дальше дело отчего-то не пошло — возможно, в связи с какими-то личными проблемами внутри группы.

Группа «Багамамама»

Видео: youtube.com

Второе внимание

Кто-то экспериментировал с поп-роком на русском языке, а кто-то — с причудливым сплетением гитарного и звукового шаманства, этнических мелодий и прочих необычных вещей. «Второе внимание» существовало в каком-то сугубо индивидуальном пространстве между акустической бардовской песней, фолк-роком, нью-эйджем, экспериментальной музыкой, свободной поэзией и чёрт знает чем ещё — и давало совершенно сумасшедшие концерты в этой своей ипостаси.

Limebridge

Группа, появившаяся на красноярской сцене более десяти лет назад, Limebridge со временем превратились в полноценных красноярских звёзд, коллектив, регулярно побеждавший в различных музыкальных конкурсах, выступавший на разогреве у звёзд, да и в целом прекрасно известный и любимый всеми. Текущее их состояние, впрочем — как минимум вторая (а то и третья) ипостась группы; если помните, несколько лет назад они торжественно попрощались со слушателями масштабным концертом , а потом, где-то через год, возродились в облегчённом составе и звуке.

Limebridge - Reeperbahn. Live @ ERA club, Krasnoyarsk 2013

Видео: youtube.com

Хорги

При внимательном изучении архивов выяснилось, что про последний концерт группы «Хорги» я даже успел написать в тогда ещё довольно новом блоге — а вообще именно эта группа всегда мне казалась одной из самых трагических потерь красноярской рок-сцены.

Экспериментальное трио Антона «Сухаря», Севы и Джима было группой дикой, на себе замкнутой, по-хорошему непредсказуемой, когда каждый концерт мог в любую секунду превратиться непонятно во что, в акустическое камлание под импровизированную поэзию, или в групповой сеанс шумового экзорцизма, в котором инструменты отдавались на откуп публике, или в спиритический сеанс по вызову духов старого аналогового синтезатора.

После «Хоргов» осталась получасовая запись, сделанная ими на сцене «Че Гевары», которая использовалась ими в качестве студии, но эта запись, конечно, совсем не передаёт их фирменного концертного величия — равно как с трудом передают это те живые записи, которые можно найти в сети.

Хорги - Жилище Стрекоз - Моя Голова (05.11.2007 @ Che Gevara)

Видео: youtube.com

Rocco

А вот у группы Rocco, слава богу, всё в порядке с фиксацией впечатлений — все три их альбома благополучно доступны всем желающим. Ну, и Rocco подошли к вопросам собственной раскрутки, пожалуй, серьёзней всех своих земляков — что, правда, привело всё к тому же исходу: группа недавно разбежалась.

ROCCO - White Dragon (official video)

Видео: youtube.com

Эхолов

Не гитарами едиными живёт красноярская молодая музыка — группа «Эхолов», например, практиковалась в симпатичном трип-хопе с романтичной атмосферой и тонким чувством звуковой детали. Как водится, группа в конце концов распалась — но оставила нам две отличные пластинки.

Eholow - Dubkladbishe (studio session) / Эхолов - Дабкладбище (живой звук)

Видео: youtube.com

Deafknife

Какая радость, чёрт возьми — говорить о группе не только живой, но и явно ещё только выходящей на свои полные мощности. Пост-блэк-металлической группе Deafknife в этом году исполняется пять лет, и к этому времени они успели обзавестись весьма приличной пластинкой и заработать отличную концертную репутацию. Скоро у группы выйдет второй альбом, так что за тем, как развивается эта история, можно будет следить ещё и в дальнейшем, ура.

Deafknife - Nyarlathotep

Видео: youtube.com

А напоследок посмотрите, как душевно в 90-х в Красноярске умели проводить рок-фестивали — тут и легендарный Эд Лобода-Старый, и толстый панк с ирокезом на газоне, и крушащие «Родину» пьяные рокеры и терпкий дух наивной и такой прекрасной музыки тех времён...