Обувь

Конспект занятия с ребенком ффн. Конспект логопедического занятия-развлечения «Путешествие Колобка» для детей с фонетико–фонематическим недоразвитием речи

Тема. Звук Ч

Цель: закрепление правильного произношения звука Ч. Анализ и синтез односложных слов типа "кот" (повторение) и двусложных слов типа "ручка". Составление предложений с разделительным союзом "или". Чтение слогов и односложных слов,

Оборудование: предметные картинки на Ч, карточки-схемы слов, тетради, ручки.

1. Организационный этап.

Садятся на свои места дети, которых логопед назовет ласковыми именами: Сенечка, Леночка, Санечка, Томочка, Людочка, затем садятся все остальные.

Детям раздаются картинки, на которых изображены различные предметы (чайник, ключ, мяч, кирпич и т. д). Они четко проговаривают слова, выделяют звук, который встречается во всех этих словах, определяют его позицию.

2. Воспроизведение слоговых рядов:

а) ач - уч - ач - ыч яч - еч - ич - юч уч - оч - ач -ыч юч - яч -ич - еч ыч -оч -уч - ач яч -юч -ич -еч

б) - Произнесите столько раз слог АЧ, сколько услышите хлопков.

3. а) - Прослушайте слова и назовите те из них, которые обозначают:

родственные отношения (дочь, дочка, внучка);

профессии (врач, учитель, почтальон);

растения (ячмень, гречиха, черника);

птиц (рябчик, грач);

б) - какие новые слова образовал звук У? у дача дочка

в) детям раздаются картинки. Задание: измените слова так, чтобы слышался звук Ч:

река - (речка) рука - (ручка) лиса - (лисичка) паук - (паучок)

г) запишите отгадки в клетках схемы:

Течет, течет, не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит. (Речка)

Упадет - подскочит,

Ударишь - не плачет.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка в реке.

д) - правильно произнесите чистоговорку:

Чу-чу-чу - чу-чу-чу -я сейчас зажгу свечу,

Ча-ча-ча - ча-ча-ча -Торит яркая свеча.

Чи-чи-чи - чи-чи-чи -Сели мы вокруг свечи,

Че-че-че - че-че-че -Почитаем при свече!

Ча-ча-ча - ча-ча-ча -Догорела вся свеча.

4. Игра -"Веселая викторина".

На циферблате нарисованы картинки: бочка, удочка, чулочки, кот, мак, лампочка, веточка, ручка.

Логопед предлагает рассмотреть картинки и назвать слова, состоящие из трех слогов. Оставшиеся слова (кот, мак, бочка, ручка) используют для звуко-слого-вого анализа. Далее детям раздаются карточки со слогами. Они читают их, добавляют буквы, чтобы получились слова (ма-к, ко-т, ра-ма и т. д).

5. Игра "Расскажи, что ты хочешь делать?"

На столе у детей лежат конверты с предметными картинками (книга, качели, чемодан, карандаш, печенье). Дети должны самостоятельно придумать действия, которые можно выполнить с этими предметами (в названии действий обязательно должен быть звук Ч) и рассказать, что они хотят делать. Например: "я хочу читать книгу; качаться на качелях; чинить чемодан; точить черный карандаш; печь печенье".

Затем организуется диалог, когда дети, обращаясь друг к другу, задают вопросы типа: "Ты хочешь читать книгу или качаться на качелях?", "Ты хочешь чинить чемодан или точить черный карандаш?"

6. Итог занятия.

Дети рассказывают, чем они занимались на занятии, какие виды работ им больше всего понравились, затем четко произносят звук, который изучали на занятии. В заключение каждый ребенок выбирает себе предмет, который он называет с уменьшительным значением. Обязательным является наличие в слове звука Ч: (платочек, кувшинчик, тетрадочка, шкафчик, шкату-лочка).

Дифференцированная оценка работы детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Детский сад «Солнышко»

Конспект

индивидуального логопедического занятия

для ребёнка старшего дошкольного возраста с ФФН

Тема: «Поможем звукам [C] и [ Ш ]» (дифференциация [С] - [Ш] в словах)

Составила:

учитель – логопед

О. А. Кустова

Тамбовская область, р. п. Мордово

Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [С] - [Ш] в словах.

Задачи :

- коррекционно - образовательная : закрепить знания о звуках [С] - [Ш], их правильной артикуляции;

- коррекционно - развивающие: развивать фонематического слуха, мелкую моторику, внимания и мышления; развивать умение заменять существительные местоимениями, указывающими на род предметов;

- коррекционно - воспитательная: формировать контроля за собственной речью.

Оборудование: 6 разрезных картинок (свеча, стул, скакалка, шапка, шарф, шарик), палочка с кругом; счётные палочки; плоскостная фигура поезда, картинки с пассажирами, в названиях которых звуки С и Ш; игра «Он – она – оно – они»; магнитная доска с изображением двух домов (на крыше одного картинка – суслик, а на крыше другого картинка – змея), картинки на магнитах с изображением жильцов, в названиях которых есть звуки С и Ш; три домика из блочного конструктора; раскраски с изображением букв С и Ш.

Ход занятия .

1. Организационный момент .

Учитель - логопед и ребёнок располагаются за столом.

В стране звуков сегодня что – то произошло. В беду попали два звука. Ты хочешь узнать, каким звукам нужно помочь? (ответ ребёнка) Для того чтобы это узнать нужно выполнить задание.

Игра «Найди половинку». Ребёнок складывает картинки, называет получившиеся предметы (шапка, шарф, шарик, свеча, стул, скакалка)

2. Введение в тему занятия .

Молодец, назови какие первые звуки в этих словах (С и Ш) . Да, верно, как ты уже догадался в беду попали звуки С и Ш. Я предлагаю отправится на помощь этим звукам, согласен? (ответ ребёнка) . Но для того чтобы помочь этим звукам, сначала надо вспомнить, что ты о них знаешь.

3. Анализ артикуляции звуков [С] - [Ш].

Твой ротик – это домик где живут разные звуки. В нём два этажа, первый этаж – это нижние зубы, второй этаж – верхние зубы. Скажи, за какими зубками, на каком этаже живёт звук [C] (ответ ребёнка). За какими зубками живёт звук [ Ш] ? (За верхними). Значит звук [Ш] живёт на каком этаже?(На втором этаже).

4. Основная часть

Давай, мы потренируем твой язычок. Смотри, какая у меня палочка, как дирижер управляет с помощью палочки оркестром, так и я с помощью этой палочки буду управлять твоим язычком. Как только я покажу палочку кружочком вверх, ты будешь произносить, какой звук? (Звук Ш) . Если я опушу кружок вниз, то ты произносишь, какой звук? (Звук С) . Итак, будь внимательным. Игра проводится 20 – 30 секунд .

Твой язычок стал послушным? (Ответ ребёнка) . Внимательно меня послушай и повтори: чок - чок – чок, стал послушным язычок (ребёнок повторяет чистоговорку) . Вот теперь мы смело можем отправиться на помощь попавшим в беду звукам.

Учитель - логопед и ребёнок встают из – за стола.

Страна звуков волшебная и попасть в неё нам тоже поможет волшебство. Давай закроём глаза. Вокруг себя ты повернись и в стране звуков окажись.

Логопед и ребёнок подходят к столу .

В стране звуков от одной станции к другой движется волшебный поезд. Едет он по железной дороге. Но посмотри, что, же здесь произошло? (Сломаны рельсы). Давай отремонтируем испорченный участок железной дороги.

Ребёнок из счётных палочек выкладывает железную дорогу.

- Молодец, теперь дорога в порядке. Только, смотри, вагоны поезда пусты, а пассажиры стоят на станции и не знают, в какой вагон им нужно сесть. Помоги им выбрать нужный вагон. В первом и во втором вагонах поедут пассажиры, в названиях которых есть звук [C], а в третьем и четвёртом, те, в названиях которых слышится звук [Ш] (ребёнок выполняет задание, логопед контролирует и при необходимости помогает) .

Пассажиры разместились по местам, на станции остался, только один медведь, его зовут Саша. В его имени слышится и звук [С] и звук [Ш] Как, ты думаешь, куда его нужно поместить, кем он будет? (Он будет машинистом) . Мы помогли пассажиром на этом станции, отправимся на следующую, там тоже нужна помощь. Поезд увёз пассажиров, а мы отправимся пешком.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем весело шагать,

Будем весело шагать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Руки вверх, руки вниз,

И станции мы добрались.

Движения в соответствии с текстом.

Логопед обращает внимание ребёнка на вторую станцию.

Пассажиры на этой станции просят помочь им разместиться по домикам. В первом домике должны быть те жильцы и предметы, про которые мы можем сказать «она», во втором – те, которые можем назвать словом «он», в третьем, те о чём можем сказать - «они», а в последнем домике размести, то о чём можно сказать «оно». Ребёнок размещает картинки по домикам.

Молодец. Смотри, эти пассажиры вышли на своей станции, но тоже не могут понять, кто в каком из этих домов будет жить. Смотри на крыше этого домика кто? (Змея) . Что она умеет делать? (Змея умеет шипеть) . Да, змея шипит, [Ш] её любимый звук, значит в этом домике будут жить те жильцы, в названиях которых есть звук [Ш]. На крыше этого дома изображён кто? (C услик) . Какой любимый звук у него? (Ответ ребёнка ). Суслик у нас дружит со звуком [С], значит, кого мы поселим в его домик? (Жильцов в названиях, которых есть звук [С]). Ребёнок называет жильцов, определяет, какой звук есть в название, и помещает картинки в нужный домик.

Молодец, вот мы и помогли навести порядок в стране звуков. Нам пора возвращаться в детский сад. Давай закроем глаза. Вокруг себя мы повернулись, и в детский садик свой вернулись.

5. Итог занятия .

Мы сегодня с тобой в стране звуков побывали, скажи каким же звукам мы помогали? (ответы ребенка) Что тебе больше всего понравилось делать? (ответы ребёнка) Ты сегодня большой молодец, помог звукам [С] - [Ш] и по настоящему с ними подружился. Звуки благодарят тебя за помощь и приготовили для тебя сюрприз - свои портреты. (Раскраски с изображением букв С и Ш).

Оксана Коновалова
Конспект группового занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей

Тема : «Место звука в слове» . «В гости к нам пришёл Мишка»

Цель : формирование фонематического слуха и восприятия у детей на занятии по закреплению звука [ш];

Задачи : Образовательно-коррекционные :

1) закрепить слуховой и моторный образ звука [ш];

2)уточнить позицию звука [ш] в слове (начала, середина, конец) ;

3)автоматизировать [ш] в слогах и словах.

Воспитательные : 1) воспитывать желание говорить правильно и красиво;

2)воспитывать умение слушать речь другого;

3) воспитывать у детей активность на занятии .

Оборудование : посылка, конверт с письмом, игрушки : мишка мягкий; игрушки на звук [ш]: машинка, петушок, груша, ракушка, мышка, шишка, шарик, лягушка, карандаш, кошка; картинки для артикуляционной гимнастики, волшебный мешочек.

Ход занятия Коррекционная задача Общеразвивающие задачи по ФГОС ДО

1. Орг момент.

Ребята, давайте начнём нашу встречу с добрых слов. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте доброго утра.

Ой, кто-то стучит в дверь. Давайте посмотрим (посылка появляется) .

Посмотрите, нам пришла посылка, а что там?

Ребята, смотрите вот и письмо. Открываем письмо, читаем, что написано.

Ребята в письме загадка. Слушаем.

Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Кто это? (Медведь)

Правильно угадали, молодцы!

Ребята только настоящий медведь сейчас спит в берлоге. Это его любимая игрушка : плюшевый Мишка (Мишутка) .

Мишутка пришёл к нам в гости, хочет послушать, как вы хорошо произносите и слышите трудный звук? Какой?

-Слушайте : Мишка, плюшевый, мишутка.

Сегодня мы будем стараться хорошо произносить и слушать звук [ш].

А Мишутка нам будет помогать.

Чтобы правильно говорить, надо потренироваться!

Настроить детей на совместную работу

Развивать связную речь Настроить на положительное отношение к окружающему миру, на взаимодействие со сверстниками.

Развивать способность выражать свои мысли, грамотно строить речевое высказывание

2. Артикуляционная гимнастика

Смотрим на картинки. Делаем гимнастику для язычка. Накажем непослушный язычок

На губу язык клади,

«Пя-пя-пя» произнеси,

Мышцы расслабляются…

Лопатка получается…

Ты под счёт её держи

До пяти…до десяти

На качелях я качаюсь :

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Язык широкий положи,

Его края приподними,

Получилась чашечка.

Подержи её немножко.

Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру Развивать способность контролировать и управлять своими движениями. Развивать воображение.

3. Артикуляция звука [ш].

Молодцы хорошо работали. А теперь назовите звук, который произносится вот так :

Губы округлены

Язык приподнимаем в форме чашечки

Струя идёт тёплая

Это звук [ш].

Давайте произнесём этот звук.

Укрепить дыхательную мускулатуру

Уточнить правильный артикуляционный образ звука. Формировать правильное речевое дыхание. Закреплять уверенность в себе

4. Правильно! Что вам этот звук напоминает? (шипение змеи, гусь шипит, сковорода жарится)

А Мишке что напоминает звук? В лесу осенью под ногами что у нас? (шуршание листвы) .

Развивать связную и диалогическую речь Закреплять уверенность в себе, положительное отношение к окружающему миру, развивать любознательность и интерес.

5. Игра «Поймай звук»

Ребята поиграем с Мишкой в игру, слушаем звук [ш].

Когда услышим звук [ш] хлопнем в ладоши и назовём это слово во множественном числе. Будьте внимательны!

Шум, дом, рот, шаг, кошка, лапки, машина, цветы, лапша, ноги

Мишке очень понравилось с вами играть.

Развивать слуховое внимание, расширять тематический словарь. Повышать активность, накапливать знания об окружающем мире. Развивать способность принимать собственные решения

6. Мишка приглашает на физминутку

Встаём все, делаем физминутку и повторяем за мной.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, (шагают)

Раз, два, раз, раз, два.

По камешкам, по камешкам, (прыгают)

По камешкам, по камешкам

В ямку бух! (сели)

Вышли из ямки (встали)

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке шагают наши ножки.

Совершенствовать координацию речи с движениями Развивать крупную моторику, двигательную активность детей . Повышать интерес к занятиям .

7. Молодцы. Хорошо отдохнули! Миша тоже наш отдохнул.

Миша хочет поиграть в игру «Волшебный мешочек» .

Смотрите Мишка принёс волшебный мешочек. Он хочет поиграть с нами.

Подходим ко мне, кладём руку в мешочек и достаём игрушку. Называем её правильно, выговариваем наш звук [ш].

(машинка, петушок, груша, ракушка, мышка, шишка, шарик, лягушка, карандаш, кошка).

Называем игрушки и берём их с собой за стол.

Развитие связной речи Закреплять уверенность в себе, положительное отношение к окружающему миру, развивать любознательность и интерес.

8. На доске появляется поезд.

Ребята посмотрите, что это? Поезд. Правильно

Сейчас мы поиграем в игру «Весёлый поезд» . Ваши игрушки мы будем усаживать в поезд. В голове поезда поедут те пассажиры, в названиях которых звук [ш] будет в начале слова; в конце - будут те пассажиры у которых наш звук будет в конце слова; а в середине поезда – где наш звук будет в середине.

Ребята подходит называем игрушку и усаживаем в вагон. А Мишка будет наблюдать за вами!

Формировать навыки фонематического анализа и синтеза . Закрепить зрительный образ буквы Содвигаем ребёнка к проявлению самостоятельности, положительному настрою к окружающему миру. Способствовать выделять звук в слове.

9. Развитие мелкой моторики

За то что, вы хорошо играли Миша вам принёс раскраски.

Ребята, давайте назовём что нарисовано на картинках, правильно произносим наш звук.

Давайте раскрасим наши картинки!

Развивать графо –моторные навыки, ориентировку в пространстве. Развивать мелкую моторику, самостоятельность, уверенность в собственных силах

10. Итог занятия !

Что нового узнали, что вам особенно запомнилось?

Наш Мишутка что-то хочет сказать. Он говорит, что в посылке что-то ещё есть. Смотрите! За то что вы хорошо работали, Мишка угощает вас витаминами Развивать связную и диалогическую речь Закреплять уверенность в себе, положительное отношение к окружающему миру, развивать любознательность и интерес к занятиям .

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» I. Вступление Тема моего выступления: «Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного.

«Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи». Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что количество.

Игра "Угадай где звук" развивает фонематический слух, учит слышать звуки в слове, слоге. Игра "Украсим ёлочку" автоматизация и дифференциация.

Конспект группового логопедического занятия для детей 4–5 лет с ОНР «8 марта мамин день. Женские профессии» Цель: Дать детям представление,.

Конспект группового логопедического занятия для детей 4–5 лет с ОНР «Мамин праздник. Профессии» Конспект группового логопедического занятия для детей 4-5 лет с ОНР. Тема занятия:Мамин праздник. Профессии. Цель занятия:Формирование.

Конспект группового логопедического занятия для детей 4–5 лет «Профессия - почтальон» Конспект группового логопедического занятия для детей 4-5 лет с ОНР. Тема занятия: Профессии. Почтальон. Цель занятия: Формирование представлений.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей логопедической группы Тема: Развитие слухового внимания и восприятия на не речевых звуках. Задачи: Коррекционно-образовательная: формировать слуховое внимание.

Тема: В поисках золотого ключика. Программное содержание: закрепить знание детей о звуках; дифференцировать гласные и согласные звуки. Выполнять.

Консультация для родителей (законных представителей) «Причины недоразвития речи у детей с нарушением зрения» Речь ребенка с нарушениями зрения имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона.

Самоанализ интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи Самоанализ интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели:

  • сравнение, различение и правильное произношение звуков "р"-"л" на материале слов;
  • понимание предложно-падежных конструкций;
  • употребление слов-антонимов;
  • звуковой анализ и синтез двусложных и трехсложных слов с опорой на звукослоговую схему слов;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие пространственной ориентации;
  • воспитание настойчивости.

Оборудование: компьютеры с обучающей игрой “Азбука”, мольберт с картой путешествия (рисунок 1), кораблик из плотной бумаги, магниты, дидактическая игра “Собери цветы”, коробочка-ларец с конфетами, игрушка Врунгель, индивидуальные зеркала, карточки с изображением букв Р и Л, наборы для составления звуко-слоговых схем.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Л.: Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал известный капитан Врунгель. Он хочет позвать нас в опасное путешествие. Дело в том, что в кратере вулкана пираты спрятали сокровища и капитану Врунгелю необходимо на своем корабле добраться к сокровищам. Но ему нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе с капитаном?

Л.: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. (Кораблик крепится у истока р. Гимнастики (рисунок 2).

Л. Итак, первое испытание: артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

II. Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

III. Введение в тему. (Кораблик у Протока Звуков).

Л: Какой звук вы чаще всего слышите в произносимых предложениях?

Лопата копала, копала, копала. Потом улеглась видно очень устала.

Л.: На горе Арарат зреет красный виноград.

а) характеристика звуков;
б) нахождение сходства;
в) нахождение различий.

Л.: Сегодня мы будем учиться различать звуки Р и Л.

IV. Основная часть. (По мере выполнения детьми заданий, корабль продвигается по карте)

Л.: Итак мы у озера Перемен.

1. Игра “Измени слово”.

Л: Я буду говорить слово со звуком Л, а вы назовите слово, заменив “Л” на “ Р”.

Лак-рак бал- дал- мил- пил- стал-

Л.: Ребята, сейчас мы выйдем на Равнину Цветов.

2. Игра “Собери цветы”.

Группа делится на две команды. Одна собирает цветок с лепестками -картинками, в названии которых имеется звук Л, другая- цветок с лепестками -картинками, в названии которых имеется звук Р.

Л.: Молодцы, вы успешно успешно справились с этим заданием и мы можем плыть дальше.

Л.: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Неприятелей.

3. Закончить предложение и назвать слова-неприятели.

Пушинка легкая, а камень- (тяжелый)

Зимой погода холодная, а летом - … (жаркая)

Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)

Суп горячий, а компот - … (холодный)

Лев смелый, а заяц - …(трусливый)

Внук молодой, а дедушка - ...(старый)

4. Остров Физминутки

Игра “Умей найти свое место” (закрепление предложно-падежных конструкций)

Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом. Затем просит каждого ребенка уточнить свое место по отношению к соседям. При этом логопед использует слова за, перед,между. Затем логопед просит перестроиться и ответить каждому ребенку на вопрос: “За кем ты стоишь?” (перед кем?)

5. Залив Азбуки. Компьютерная развивающая игра "Азбука".

Логопед просит детей подойти к компьютерам. На экранах изображены 4 предмета, справа на экране изображение буквы. Задача: указать рамкой предмет на заданную букву. (в данном занятии используются буквы Л и Р и соответствующие картинки)

6. Пещера Сокровищ

Л: Ребята, последнее испытание. Игра “Доскажи словечко”. Необходимо досказать словечко, а потом составить схемы к двум словам.

А возле этой елки бродили злые…(волки)

Среди жирных голубей

Прыгал тощий…(воробей)

Елочка, елка, колкая…(иголка)

Солнце светит очень- ярко бегемоту стало…(жарко)

Заг, давай играть в футбол

Забивай скорее…(гол)

Дедушку зовут Лука. У него болит …(рука)

Дети вместе составляют звуко-слоговые схемы слов “иголка” и “рука”, при этом анализируя количество слогов, последовательность звуков, их характеристики.

V. Итог.

Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к пещере с сокровищами. Давайте посмотрим, что спрятано в ларце.

(Дети раскрывают ларец, находят там конфеты.)

Врунгель благодарит детей за помощь. Дети, попрощавшись, уходят в группу, чтобы угостить своих товарищей.

с.п. ГБОУ СОШ п. Масленниково

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушен фонематический слух, то есть процессы восприятия, анализа и синтеза фонем (звуков). От этого страдает и звукопроизношение, что чаще всего проявляется в заменах одного звука другим, например звука [С] на [Ш] (произносит сапка, вместо шапка) либо в смешении звуков, когда одно слово ребенок произносит то правильно, то неправильно (то шамолет, то самолет).

Но проблема не только в нарушении звукопроизношения, в дальнейшем нарушение фонематического слуха может привести к трудностям усвоения письма, и чтения. Эта же проблема относится к детям с ОНР.

Поэтому очень важно, прежде чем заниматься постановкой звуков, развивать и тренировать фонематический слух. На подготовительном этапе требуется развить у ребенка достаточный уровень слухового внимания, памяти, восприятия, представлений. Летний период - лучшее время для развития фонематического слуха. Занимайтесь с ребенком, чтобы осенью в логогруппу он пришел подготовленным, тогда работа по постановке и автоматизации звуков будет идти намного быстрее и эффективнее.

Предлагаю вам играть с детьми в следующие игры по развитию фонематический процессов:

«Угадай что звучит»

Цель: развитие слухового восприятия, памяти, представлений.

Начинаем с неречевых звуков. Возьмите любой предмет, который издает звук. Предложите ребенку закрыть глаза и угадать чем вы сейчас издаете звук, щелкаете ли ножницами, гремите кастрюлей, машите стопкой листов. Делайте это постоянно: во время готовки, уборки, купания ребенка. Это развивает слуховое внимание, формирует представления ребенка о звучании различных предметов.

В такую игру можно играть и с музыкальными инструментами (то, что может оказаться и у вас дома: бубны, погремушки, ложки, трещотки, колокольчики, свистки, гудки, звучащие/пищащие игрушки).
Также показывайте ребенку, как звучат предметы из различных материалов (стекло, пластик, дерево, металл).

«Жмурки»

Цель: развитие слухового внимания, различения направления звука.
Ребенок с закрытыми глазами пытается поймать участников игры. Участники звенят в колокольчик/хлопают в ладоши. Можно упростить задачу, и не позволять участникам передвигаться, а только стоять на месте и издавать звук.

«Постучим»

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, воспроизведение ритма.

Попробуйте сыграть в это с ребенком с ФФН и вы поймете, как ему это сложно. У детей с ФФНР неразвит навык восприятия и воспроизведения, различения ритма. А ведь в словах, в речи тоже есть свой ритмический рисунок. Отсюда «проглатывание» окончаний, неправильное произношение слов, замены слогов.

Задание: простучать любой ритм (стук. Пауза. Стук, стук), попросить ребенка повторить. Когда начнет хорошо получаться, задание усложняем - повторить ритм нужно уже с закрытыми глазами.

«Правильный банан»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, представлений.

От неречевых звуков переходим к речевым.

Развиваем у ребенка внимание к правильному произношению слов. Показываем ребенку какой-либо предмет/картинку и спрашиваем, правильно ли вы назвали слово. Слово нужно «исковеркать» и назвать неправильно: «Это баран? Это вабан? Это набан? Это ваван? Это банан!».
Можно произносить слово так, как характерно для ребенка. Обычно ребенок знает, что произносит слово неправильно и может различить верный вариант. Здесь главное знать, что малыш не обидится и не расстроится. Правильного варианта произношения от ребенка, у которого не поставлен звук, не требуем!

«Исправь меня»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, умения различать слова, отличающиеся одной фонемой.

Читаем любые детские стихи. В одном из слов заменяем/пропускаем/добавляем лишнюю букву. Ребенок должен услышать ошибку. Например:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лампочки погреть.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери..

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама... осы.

Аналогично:

«Съедобное - несъедобное»

Даем ребенку ряд слов, близких по звучанию. Ребенок повторяет только те, что обозначают съедобные предметы. Например:

Картошка. Ложка. Окрошка.

Апельсин. Блин. Мандарин.

Конфета. Котлета. Ракета.

«Саймон говорит»

Цель: различение голоса по силе, тембру, высоте.
Совершаем действие и озвучиваем его в повелительной форме. Ребенок должен за вами повторить действие только в том случае, если вы произнести его громко (или тихо, высоким голосом/низким, быстро/медленно).

Например: «Подними руку! Попрыгай! ПРИСЯДЬ!»

«Глухой телефон»


Помните эту старую игру еще из детства. Для детей с ФФНР она актуальна всегда. Прошепчите на ушко ребенку любое слово/словосочетание и попросите повторить. Такая форма игры заставляет ребенка максимально сосредотачивать слух. Начинать игру лучше вдвоем с ребенком и добиваться максимально точного повторения, а позже играть можно группой, чтобы повеселиться над необычными ответами. Кроме слов можно просить повторить ряды слогов, например СА-са-сы, ра-ру-ра и т.п. Внимание! Не давайте ребенку слоги и слова, со звуками, которые ребенок еще не произносит!

Игры из серии «запомни слова». Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, памяти.

«Попугайчики»

Предлагаем ребенку послушать цепочку слов и повторить их. Затем прибавляем еще одно слово к цепочке. Цель игры: запомнить как можно больше слов подряд. Ошибся - игра окончена. На первых этапах, возможно играть с опорой на картинки. Картинки после демонстрации закрываем. Но позже нужно исключать картинный материал и делать упор на слуховую память.

Пример: стол, зонт, суп. Стол, зонт, суп, нос. Стол, зонт, суп, нос, стул. И т.п.

Слова могут быть случайными или одной семантической группы (животные, фрукты, игрушки).

Не забываем об игровом сюжете. Запоминать можно покупки для магазина, шифры для шпионов. Можно запомнить ряд слов у мамы добежать в соседнюю комнату и повторить их папе, у него же получить новое слово и вернуться к маме. Фантазируйте.

Еще лучше играть в группе. Тогда каждый участник повторяет слово за предыдущим и называет свое новое слово. Так игра идет по кругу пока на ком-то не прервется. Начинаем заново.

Также можно повторить ряд слов, пропустив одно или заменив на другое. Ребенку нужно будет найти ошибку.

«Пары слов»

Теперь даем пару слов. Например: «собака - кость», «машина-колесо», «стул-сиденье». Затем называем одно слово из пары, ребенок должен вспомнить второе. Усложняем задание, увеличивая количество пар слов. Так же можно давать пары имеющие смысловую связь (суп-тарелка), либо без нее (карандаш-небо).

Игра «Поймай ошибку»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания.
Взрослый произносит ряды слогов «та-та-да», «ка-ка-га» и др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.

И еще - Учите стихи ! Возьмите в привычку заучивать с ребенком по одному стиху в неделю. Это так же могут быть считалки, песенки. Выбирайте веселые и смешные, так ребенку будет интересно их запомнить.
Только после такой подготовительной работы можно переходить к «продвинутым» заданиям и играм по формирования процессов фонематического анализа, синтеза на материале слов.
Все эти игры просты и не требуют особенного дополнительного оборудования. Играть можно во время поездки в машине, на прогулке, в очереди в поликлинике и т.п. Главное систематическое повторение, тогда обязательно появятся результаты. И не забывайте что это игры, а не учебные задания, ребенку должно быть интересно и весело. Покажите свою заинтересованность в процессе игры, и тогда вашему ребенку она никогда не надоест.