Обувь

«Штука» в работе — бомбы и сирены. «Штука» в работе — бомбы и сирены Упоминание в литературе

Большинство бомбардировщиков давало своим пилотам ощущение вертикального пикирования, но только «Штука» пикировала точно, как по отвесу, под углом 90° к поверхности земли. Разметка на правом боку фонаря, нанесенная от 0 до 90°, позволяла пилоту правильно оценить угол.

Из режима горизонтального полета на скорости 410 км/ч бомбардировщик разгонялся до 540 км/ч с потерей около 1370 м высоты при пикировании. Максимальная разрешенная скорость самолета составляла 600 км/ч.

Разгонялся бомбардировщик постепенно, скорость ограничивалась неубирающимися стойками шасси, создававшим дополнительное сопротивление и работавшим подобно воздушным тормозам. Менее угловатые пикирующие бомбардировщики, такие как «Даунтлес» фирмы «Дуглас», разгонялись как ракета при пикировании с полной бомбовой нагрузкой.

Такая особенность Юнкерс «Штука» давала ей возможность сбрасывать тяжелые бомбы с огромной точностью, недоступной другим самолетам той войны.

Сирены

Самолет Юнкерс «Штука» издавал зловещий вой при пикировании самолета на цель благодаря «Иерихонским трубам» — сиренам , действующим от набегающего потока и прикрепленным к основным стойкам шасси.

Механизм пикирования самолета Юнкерс 87

При пикировании пилот держал свой взгляд на шкале контактного высотомера. У высотомера был индикатор, загоравшийся на высоте начала безопасного автоматического выхода из пикирования. Бомбардировщик выходил в горизонтальный полет с шестикратной перегрузкой, опускаясь еще на 450 м за время выхода из пикирования.

Ручка управления самолетом имела механизм безопасности, ограничивающий ее отклонение 5° от нейтрального положения, не давая возможности пилоту вывести самолет на еще большие перегрузки во время выхода из пикирования.

Этот механизм мог быть отключен в аварийных случаях, сильный рывок рычага управления выводил самолет из пикирования. Минимальная разрешенная высота для входа в пикирование для бомбовой атаки была 800 м. Высота нижней кромки облаков могла вынудить самолет Ju-87 совершать атаку с режима горизонтального полета самолета.

Техника бомбометания с пикирования

Операции перед пикированием:

1. Установка закрылков

в крейсерское положение

2. Установка триммеров рулей высоты в крейсерское положение

3. Установка руля направления в крейсерское положение

4. Шаг винта установлен в крейсерское положение

5. Контактный высотомер включен

6. В контактном высотомере выставлена высота снижения

7. Загрузочный механизм включен

8. Дроссель открыт

9. Охлаждающие щитки крыты

10. Воздушные тормоза открыты

Воздушные тормоза выпущены

Эти устройства автоматически направляли самолет в пикирование. Красные ярлычки, высовывающиеся из верхней поверхности крыла, служили визуальным индикатором для пилота, в это же время задействовалась автоматическая система перевода самолета в пикирование. Рука пилота наводила самолет на цель с помощью простого прицела типа пулеметного. Максимальная скорость пикирования была около 600 км/ч.

Отцепка бомб

Индикаторная лампочка на контактном высотомере загоралось при приближении точки бомбометания — обычно на минимальной высоте 450 м. Нажатие круглой гашетки на ручке управление приводило к отцепке снаряжения и началу работы автоматического механизма вывода самолета из пикирования.

Механизм выхода из пикирования

Автоматически выдерживал перегрузку в 6 джи, возвращая поверхности триммеров рулей высоты в нормальное положение. Механизм мог быть пересилен летчиком в аварийной ситуации. Как только капот самолета выходил в горизонт, аэродинамические тормоза втягивались, дроссели открывались, и винт устанавливался на набор высоты.

Бомбовая нагрузка самолета

К близким целям «Штукас» могла нести грозную бомбовую нагрузку, достигавшую 1800 кг. Это боевая нагрузка сравнима с той, которую брали на борт двухмоторные самолеты времен Второй мировой войны, и немного меньшая, чем у американского стратегического четырехмоторного бомбардировщика, бомбившего Германию.

Опыт боевого применения Ju-87 в России показал, что поражение танка тяжелой бомбой практически невозможно, даже для «Штукас». На Восточном фронте стандартным противотанковым оружием был комплект из 4-кг бомб SD-4-YH1 с кумулятивным зарядом. Семьдесят восемь таких бомб размешались в 500-кг кассете.

Такой заряд мог поразить тонкую верхнюю броню любого танка союзников - даже массивного танка ИС-2, использованного Красной Армией в 1945 году.

Менее сложная, но чреватая опасностями для экипажей самолетов - одна из последних моделей JU-87G-1. Представленная в 1943 году, эта модификация оснащалась парой 37-мм пушек, снаряды которых пробивали верхнюю броню танков, но возросшие при этом вес и аэродинамическое сопротивление снизили эффективность этой последней версии «Штука».

9430 м Размеры Длина: 10,8 м Высота: 3,9 м Размах крыла: 13,8 м Площадь крыла: 31,90 м² Масса Пустой: 2273 кг Снаряжённый: 3324 кг Силовая установка Двигатели: Junkers Jumo 210D Тяга (мощность): 720 Вооружение Стрелково-пушечное вооружение: 1х7.92 мм MG 17, 1х7.92 мм MG 15 (оборонительный) Кол-во точек подвески: 1 Масса подвесных элементов: 250 кг

Юнкерс Ю-87 (нем. название «штука », рус. прозвище "лаптёжник ") (нем. Stu rzka mpfflugzeug - пикирующий боевой самолёт) - одномоторный двухместный (пилот и задний стрелок) пикирующий бомбардировщик и штурмовик времён Второй мировой войны . Конструктор машины - Герман Польман (Hermann Pohlmann) . Первый полёт - в 1935 году, боевое применение - в 1936 году в составе легиона Кондор в Испании. Наиболее известным пилотом Ю-87 был Ганс Ульрих Рудель , получивший самые высокие награды среди пилотов люфтваффе . Несмотря на низкую скорость и посредственную аэродинамику (стойки шасси были неубирающиеся), был одним из самых эффективных видов оружия люфтваффе благодаря способности к бомбометанию с пикирования. Ю-87 - один из самых известных символов блицкрига . У советских лётчиков имел прозвища «лаптёжник» (за обтекатели шасси) и «певун» (за включавшуюся на пикировании для психологического эффекта сирену).

Описание

Конструкция «Штуки» содержала несколько инновационных идей, например автоматические воздушные тормоза под обоими крыльями для обеспечения вывода самолета из пикирования , даже если пилот потеряет сознание от перегрузок, и сирены , называемой «Трубы Иерихона», которая приводилась в действие потоком набегавшего воздуха , и производила вой во время пикирования, оказывая психологическое воздействие на врага.

На Ju 87 была одержана первая воздушная победа стран оси во время Второй мировой войны - 1 сентября 1939 года пилот люфтваффе лейтенант Ф.Нюберт сбил польский истребитель PZL P.11c пилотируемый капитаном Мечиславом Медвецким.

Несмотря на прочность, точность и высокую эффективность «Штука» обладала низкой скоростью и недостаточной манёвренностью . Слабое оборонительное вооружение делали её легкой целью для вражеских истребителей . Во время Битвы за Британию немцы узнали, что превосходство в воздухе должно быть достигнуто прежде чем могут быть использованы штурмующие самолёты. После Битвы за Британию Ju 87 мало использовались в западной Европе, но оставались достаточно эффективны на юге, где истребители союзников имели плохое снабжение, особенно в Битве за Крит и Мальту .

Хорошим примером большой уязвимости Ju 87 для вражеских истребителей будет то, что 5 декабря 1941 года над Ливией австралийский ас Клайв Колдуэл (Clive Caldwell) сбил пять Ju 87 в течение нескольких минут на своем P-40 «Tomahawk» .

А самый результативный бой всех времен провел 6 июня 1943 года Александр Константинович Горовец (ст.лейт. 88ИАП). Атакуя большую группу немецких пикировщиков, он на Ла-5 сбил девять Ju 87 и заставил остальных отступить, сбросив бомбы мимо цели. Когда его атаковали четыре FW 190 , у него уже закончились боеприпасы, и герой погиб. Данные подтверждены наземными войсками.

В больших количествах «Штуки» применялись на восточном фронте, но с ростом мощи советских ВВС , подразделения, оснащённые этим самолётом, стали нести тяжёлые потери на финальных стадиях войны.

Процедура пикирования

Находясь на 4600 метрах, пилот отыскивает цель бомбометания через наблюдательное окно в полу кабины. После выпуска воздушных тормозов и сбавления газа он переворачивал самолет на 180 градусов и переходит в пикирование под углом 60-90 градусов. Для контроля угла пикирования относительно горизонта на остеклении фонаря кабины была нанесена градусная сетка.

Когда самолёт приближался к земле, загоралась лампочка на контактном альтиметре , обычно, на высоте 450 метров. Пилот сбрасывал бомбы нажатием кнопки на ручке управления, тут же включался механизм автоматического выхода из пикирования. Захват, находившийся под фюзеляжем , отводил бомбу от плоскости вращения воздушного винта и самолёт начинал выравниваться с перегрузкой до 6 g.

Когда нос «Штуки» оказывался выше горизонта воздушные тормоза убирались, дроссель открывался и шаг винта устанавливался на набор высоты. Пилот брал управление и возвращался к нормальному полёту. Оставшиеся бомбы под крыльями могли быть использованы на другие цели.

Ju 87G - истребитель танков

В варианте G Ju 87 получил новую жизнь как охотник за танками (Kanonenvogel ). Начал применяться в начале года на восточном фронте. Вооружён двумя 37 мм пушками BK 37 установленными в гондолах под крыльями. Питание осуществлялось из шестизарядных магазинов снарядами с вольфрамовыми сердечниками. Возможность полёта с невысокой скоростью, стабильное положение в воздухе и возможность атаковать бронированную цель с наименее защищённой стороны способствовали успеху при атаке танков. Именно на Ju 87G летал известный немецкий ас Ганс-Ульрих Рудель , который по данным люфтваффе уничтожил с июля 1943 по май 1945 свыше 500 советских танков.

Модификации

Производство

Вариант Юнкерс WFG Всего Производство
A 192 70 262 Июль 1937 - сентябрь 1938
B-1 311 386 697 Сентябрь 1938 - май 1940
B-2 56 169 225 Февраль 1940 - октябрь 1940
R-1 105 105 Январь 1940 - май 1940
R-2 616 616 Июнь 1940 - июль 1941
R-4 несколько Май 1941 - октябрь 1941
D-1 592 592 Август 1941 - июль 1942
D-3 1559 1559 Май 1942 - ноябрь 1943
D-5 1488 1488 Май 1943 - сентябрь 1944
G-2 208 208 Декабрь 1943 - июль 1944
Всего 559 5193 5752

ТТХ

Ju 87A Ju 87B Ju 87D Ju 87G
Производился 1936-1938 1938-1941 1941-1944 1941-1944
Класс пикирующий бомбардировщик пикирующий бомбардировщик пикирующий бомбардировщик штурмовик
Длина 10,8 м 11,1 м 11,1 м 11,1 м
Размах крыльев 13,8 м 13,8 м 13,8 м 13,8 м
Высота 3,9 м 3,9 м 3,9 м 3,9 м
Площадь крыла 31,90 м² 31,90 м² 31,90 м² 31,90 м²
Вес пустого 2273 кг 2760 кг 2810 кг 3600 кг
Максимальный вес 3324 кг 4400 кг 5720 кг 5100 кг
Двигатель Junkers Jumo 210D Junkers Jumo 211Da Junkers Jumo 211J Junkers Jumo 211J
Максимальная мощность 720 л.с. 1200 л.с. 1410 л.с. 1410 л.с.
Максимальная мощность 530 кВт 883 кВт 1037 кВт 1037 кВт
Максимальная скорость 310 км/ч 383 км/ч 408 км/ч 375 км/ч
Скорость пикирования 550 км/ч 600 км/ч 600 км/ч
Дальность 800 км 600 км 1165 км 1000 км
Потолок 9430 м 8100 м 9000 м 7500 м
Скороподъемность 3000 м за 8.8 мин 3000 м за 14 мин 3000 м за 13.6 мин
Курсовое вооружение 1x×7.92 мм MG 17 2x7.92 мм MG 17 2x7.92 мм MG 17
или 2x20 мм MG 151
2x7.92 мм MG 17
и 2x37 мм BK 37
Оборонительное вооружение 1x7.92 мм MG 15 1x7.92 мм MG 15 1x7.92 мм MG 81Z
(спареный MG 81)
1x7.92 мм MG 81Z
(спареный MG 81)
500 кг (без стрелка) 1000 кг (без стрелка) 1800 кг (без стрелка) нет
1x250 кг (под фюзеляж) 1x250/500 кг (под фюзеляж)
+ 4x50 кг (под крылья)
1x500 кг (под фюзеляж)
+ 4x50 кг (под крылья)
или 1x1000 кг(под фюзеляж)
нет

Состоял на вооружении

Фото- и кинохроника

  • Кинохроника: Юнкерс 87 серия D-3

Примечания

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Юнкерс Ю 87" в других словарях:

    Юнкерс Ю 52 Назначение: бомбардировщик, транспортный самолёт. Первый полёт: 1931 Принят на вооружение … Википедия

    Назначение: бомбардировщик, транспортный самолёт. Первый полёт: 1931 Принят на вооружение … Википедия

    Флюгцойг унд моторенверке А. Г. (Junkers Flugzeug und Motorenwerke A. G.), одна из старейших в ФРГ самолетостроительных компаний. Основана конструктором Гуго Юнкерсом, учредившим в Дессау предприятия газовой аппаратуры (1895), экспериментальных … Советская историческая энциклопедия

Среди всех боевых немецких самолетов периода Второй мировой войны, пожалуй самым примечательным и известным стал Юнкерс Ju-87, который является символом блицкрига и во многих странах мира все еще ассоциируется со словом «агрессия». Данный самолет снискал себе печальную известность в небе Испании и Польши, во Франции и в Англии, на Балканах и в Советском Союзе, став символом страха, разрушения и горя. Ни один другой самолет прошедшей войны не вызывал столько дискуссий и не пробуждал столько противоречивых мнений.

Ju-87 - этот с виду неказистый, угловатый пикировщик стал, по сути, самым узнаваемым самолетом люфтваффе. За его неубирающиеся шасси советские солдаты прозвали его «лаптёжником» или «лапотником». Также данный самолет получил прозвище «Штука» - от немецкого Sturzkampfflugzeug - обозначения всех пикирующих бомбардировщиков. Поначалу данный самолет вызывал жаркие споры в руководстве люфтваффе, но после польской и французской кампаний пикировщик стал практически легендой, а сторонники «Штуки» создали вокруг машины ореол превосходного и непревзойденного оружия.

Пикирующий бомбардировщик Ju-87 имел некоторое сходство с хищной птицей, а в его угловатых контурах просматривалось что-то дьявольское - радиатор пикировщика напоминал широко разинутую пасть, а неубирающееся стойки шасси с объемными обтекателями напоминали выпущенные когти. Все эти особенности машины производили сильный психологический эффект на тех, на кого пикирующий бомбардировщик с неумолимой точностью сбрасывал свои бомбы. Юнкерс Ju-87 был очень прочной машиной, которая обладала относительно хорошей для самолета данного класса управляемостью, отличной надежностью, с довольно хорошим обзором. Самолет предоставлял своему экипажу прекрасную возможность для поражения любых целей с пикирования, обеспечивая отклонение бомб от цели в радиусе не более 30 метров. При этом главным недостатком машины была ее тихоходность. Использовать данный пикирующий бомбардировщик можно было лишь при условии полного превосходства в воздухе. Машина была очень уязвима и представляла собой идеальную цель для истребителей, что показали уже воздушные бои во время «битвы за Англию».

Не зря именно этот самолет считался одним из символов «блицкрига» - он был предназначен для использования в условиях недостаточно активной ПВО противника. В противном случае все достоинства слабо защищенного и медлительного «Юнкерса» достаточно быстро сводились к минимуму. Где-то к середине войны использование данной машины в дневных условиях стало в первую очередь опасным для самих пилотов. Рост количества советских истребителей и уровня подготовки советских пилотов привел к тому, что потери пикировщиков Ju-87 катастрофически выросли. Это вынуждало немцев производить бомбометание с больших высот, что отрицательно сказывалось на его точности, а также выделять для сопровождения большие группы истребителей сопровождения.

После сражения под Курском Ju-87 все чаще применялись как тренировочные машины, а оставшиеся в войсках пикировщики оборудовались пламегасителями и переводились в подразделения ночных бомбардировщиков. К осени 1944 года к дневным вылетам привлекались только бомбардировщики модификации Ju-87G, оснащенные двумя 37-мм орудиями (по 12 снарядов на ствол). Их основной целью была борьба с советскими танками. Постепенно они заменялись в войсках на более совершенные самолеты FW 190F и G. Всего до конца войны произвели около 6500 самолетов Ju-87 различных модификаций.

Процедура пикирования

Находясь на высоте около 4 600 метров, пилот пикировщика искал цель для бомбометания через специальное наблюдательное окно, расположенное в полу кабины. После нахождения цели он выпускал воздушные тормоза и убавлял газ, переворачивая самолёт на 180 градусов и переходя в режим пикирования под углом 60-90 градусов. Для того чтобы летчику было легче контролировать угол пикирования относительно горизонта, на остеклении фонаря кабины наносилась специальная градусная сетка.

В момент приближения самолета к земле на контактном альтиметре загоралась лампочка, обычно, на высоте в 450 метров. После этого пилот нажимал кнопки на ручке управления, которые отвечали за сброс бомб, одновременно с этим включался механизм автоматического выхода самолета из пикирования и самолет начинал процедуру выравнивания, при этом летчик испытывал перегрузки до 6g.

В тот момент, когда нос «Штуки» оказывался выше уровня горизонта, воздушные тормоза убирались в свое стандартное положение, дроссель открывался, шаг винта устанавливался в режиме набора высоты. Летчик брал управление машиной на себя и возвращался к нормальному полету. Оставшиеся под крыльями бомбы он мог использовать для пикирования на другие обнаруженные цели.

Следует признать, что точность бомбометания у Ju-87 была несколько выше, чем у советского пикирующего бомбардировщика «Пе-2», так как «Юнкерс» осуществлял сброс бомб с высоты менее 600 метров, в то время как Пе-2, сбрасывал бомбы минимум с километровой высоты. При таких условиях пилот «Штуки» имел возможность произвести прицеливание практически «в упор», исходя из погодных сводок и взяв поправки «на глаз». К тому же Ju-87 пикировал на относительно небольшой скорости (около 600 км/ч), что давало летчику достаточно времени на проведение некоторых корректировок траектории полета.

Конструкция самолета

Ведущим конструктором пикировщика была Герман Польман, который еще в 1933 году приступил к работам по созданию данного самолета. В тот момент, когда министерство авиации опубликовало требования к новому пикирующему бомбардировщику, они практически идеально подошли под готовую машину. Свой первый полет Ju-87 совершил уже в 1935 году. В своем самолете Польман удачно совместила такие важные для пикировщика качества, как отличный обзор, хорошую управляемость, достаточную прочность конструкции, что позволяло машине выполнять маневры с большими перегрузками. Не желая ослаблять крыло машины, делая в нем вырезы под ниши для уборки шасси (что было характерно для новейших самолетов того времени) Герман Польман выполнил его неубирающимся. Для уменьшения аэродинамического сопротивления он использовал большие обтекатели, которые советские солдаты прозвали впоследствии лаптями.

Ju-87 - это двухместный одномоторный цельнометаллический низкоплан, имеющий неубирающееся шасси. Фюзеляж машины цельнометаллический овальный состоит из 3-х частей: передней, где находится мотор и его системы, средней - кабина экипажа и задней, к которой крепится хвостовое оперение самолета. Хвостовое оперение машины однокилевое цельнометаллическое с подкосным стабилизатором. На каждом руле высоты располагается по 2 триммера. Наружные триммеры имели связь с автоматом пикирования Abfanggerat, а также тормозными щитками, внутренние триммеры облегчали летчику управление машиной. Характерным штрихом внешнего вида стабилизатора, да и всего самолета в целом можно считать весовые компенсаторы, имеющие вид полукруглых сегментов на концах руля высоты.

Крыло самолета также было очень запоминающимся и было выполнено по схеме «обратная чайка», имело характерную W-образную форму. W-образность крыла самолета позволила уменьшить массу и размеры неубирающихся стоек шасси. В центроплане машины располагались объемные топливные баки, лючки их заливных горловин располагались сверху на центроплане по обеим сторонам фюзеляжа. Трапециевидные консоли с изломом по задней кромке прикреплялись к центроплану в 4-х точках к заднему и переднему лонжеронам. Два щелевых элерона и четыре щелевых закрылка обеспечивали пикировщику сохранение хороших летных данных на всех этапах полета машины. Данная конструкция была типичной для фирмы Юнкерс и называлась Doppelflugel - двойное крыло. Элероны были оборудованы триммерами и имели внешнюю весовую компенсацию. Также на переднем лонжероне были расположены тормозные щитки, которые представляли собой профилированные пластины размером 2300x160 мм с продольной щелью. Тормозные щитки и закрылки имели гидравлическую механизацию. При бомбометании с пикирования управление тормозными щитками производилось с помощью автомата пикирования Ahfanggerat.

Шасси самолета было неубирающимся и имело классическую конструкцию. Основные стойки шасси были прикрыты съемными обтекателями и были взаимозаменяемы для обеих стоек. Размеры основных колес - 840x300 мм. Был также предусмотрен вариант установки пикировщика на лыжное шасси.

Кабина Ju-87 находилась в средней части фюзеляжа между 2-м и 5-м шпангоутами, при этом на 3-м усиленном шпангоуте монтировалась силовая противокапотажная рама. Фонарь кабины включал в себя 4 части: передний козырек, сдвижную часть фонаря летчика, неподвижную часть кабины между пилотом и стрелком-радистом и сдвижную часть с шаровой установкой пулемета MG 15 стрелка-радиста. В фюзеляже пикировщика перед передним лонжероном располагался сквозной короб-визир, который на нижней поверхности фюзеляжа прикрывался застекленным люком, а изнутри из кабины - специальной подвижной усиленной дюралюминиевой заслонкой. С помощью него летчик мог точно определять момент для начала пикирования на цель. Между пилотом и стрелком-радистом размещалась коротковолновая радиостанция FuG VIIa.

Винтомоторная группа состояла из 12-цилиндрового мотор жидкостного охлаждения Jumo211. Его мощность в зависимости от модели составляла от 1200 до 1500 л.с. Винт самолета был деревянным, широколопастным диаметром 3,40 м и обладал изменяемым шагом. Автомат перекоса лопастей винта и управление мотором объединялись вместе с автоматом пикирования в один механизм, который осуществлял управление поворотом лопастей винта, подачей топлива в двигатель, работой створок масляного и водяного радиаторов, системой механизации оперения и крыла.

Вооружение пикировщика состояло из двух неподвижных 7,92-мм пулеметов MG 17 (боезапас по 1000 патронов на ствол), которые размещались в консолях крыла, а также подвижного пулемета MG 15 в шаровой установке. Боезапас к данному пулемету размещался в дисках, которые находились на правом борту кабины стрелка-радиста. Бомбовая нагрузка Ju-87 достигала 1000 кг и размещалась на 3-х узлах подвески. С помощью специальной Н-образной вилки-трапеции бомба с центрального бомбодержателя во время проведения бомбометания с пикирования отводилась на безопасное расстояние от самолета, чтобы не попасть в пределы площади его винта. Состав вооружения мог меняться в зависимости от модификации. Так, к примеру противотанковый вариант пикировщика Ju-87 G-2 оснащался 2-мя 37-мм пушками Flak 18.

Тактико-технические характеристики Ju-87B2:

Размеры: размах крыла - 13,6 м, длина - 11,1 м, высота - 4,01 м.
Площадь крыла - 31,9 кв. м.
Масса самолета, кг
- пустого - 2 750
- нормальная взлетная - 4 090
Тип двигателя - 12 - цилиндровый Junkers Jumo-211Da мощность 1 200 л.с.
Максимальная скорость - 380 км/ч
Максимальная скорость пикирования - 650 км/ч
Практическая дальность нормальная - 790 км.
Максимальная скороподъемность - 333 м/мин
Практический потолок - 8 000 м
Экипаж - 2 человека.
Полезная нагрузка: до 1000 кг бомб, два крыльевых 7,92-мм пулемета МG-17 и один 7,92-мм пулемет МG-15 на подвижной установке стрелка-радиста.

Использованы источники:
www.airpages.ru/lw/ju87a.shtml
www.base13.glasnet.ru/wol/ju/87.htm
www.airwar.ru/enc/bww2/ju87b.html
www.popmech.ru/blogs/post/242-hroniki-pi kiruyuschih-bombardirovschikov/
www.vspomniv.ru/Ju_87.htm

Regia Aeronautica
Военновъздушни сили на България
Forţele Aeriene Regale ale României
Slovenské vzdušné zbrane
Magyar Légierő

Отличительными чертами самолёта стали крыло типа «перевёрнутая чайка», фиксированное неубирающееся шасси и рёв сирены при пикировании. Ju 87 можно увидеть во многих исторических военных фильмах - как олицетворение мощи Германии и символ немецких побед времён блицкрига 1939-1942 годов. В советских войсках имел прозвища «лаптёжник» (за неубирающиеся специфического вида шасси) и «певун» или «шарманщик » (за вой сирены, «иерихонской трубы» или «шарманки», во время пикирования).

Несмотря на низкую скорость и посредственную аэродинамику (стойки шасси были неубирающиеся), был одним из самых эффективных боевых самолётов Люфтваффе благодаря способности к бомбометанию из крутого пикирования .

Ju 87 в начале второй мировой войны применялся с большим успехом для непосредственной авиационной поддержки войск и для борьбы с кораблями. Эти самолёты составили основу воздушных рейдов во время вторжения в Польшу в сентябре 1939 года и во вторжении в Норвегию в 1940 году. В мае 1940 года Ju 87 сыграл важную роль в блицкриге против Нидерландов, Бельгии и Франции. Прочные, точные и весьма эффективные против наземных целей, самолёты Ju 87, подобно многим другим пикировщикам, были уязвимы для современных истребителей. Во время битвы за Британию сказался недостаток манёвренности, скорости и оборонительного вооружения, рейды Ju 87 требовали сильного истребительного прикрытия.

Ju 87 продолжали с успехом применяться и после битвы за Британию. Его возможности очень точного бомбометания пригодились немецким войскам во время Балканской кампании, операциях в Африке и Средиземном море, а также на ранних этапах Великой Отечественной войны, когда «лаптёжников» применяли для непосредственной авиационной поддержки, борьбы с кораблями и танками.

Когда люфтваффе потеряло превосходство в воздухе, Ju 87 снова стал лёгкой мишенью для истребителей. Поскольку самолёту не было замены, эту модель продолжали производить вплоть до 1944 года. К концу войны «юнкерсы» большей частью заменили штурмовые модификации истребителей Фокке-Вульф FW-190 , но пикировщики применялись до последних дней войны. Производство Ju 87 всех версий с 1936 по август 1944 года оценивается в 6500 штук.

Наиболее известным пилотом Ю-87 был Ганс Ульрих Рудель , получивший самые высокие награды среди пилотов Люфтваффе и в целом военнослужащих вермахта и СС во Второй мировой войне.

История создания

В апреле 1934 года отдел лётной техники управления вооружений сухопутных войск объявил конкурс на создание пикирующего бомбардировщика (SturzKampfFlugzeug). В конкурсе участвовали компании Heinkel c He 118 , Arado c Ar 81 , Blohm + Voss c На-137 и Junkers c Ju 87. После проведения сравнительных испытаний в испытательном центре Люфтваффе в Рехлине Ju 87 был объявлен победителем.

Конструктором машины был Герман Польман (Hermann Pohlmann) . Первый полёт в 1935 году. Первое боевое применение - в 1936 году в составе легиона Кондор в Испании. Всего было построено более 6500 Ju 87.

Конструкция

Конструкция «Штуки» содержала несколько инновационных идей. Например, автоматические воздушные тормоза под обеими консолями крыла для обеспечения вывода самолёта из пикирования , даже если пилот потеряет сознание от перегрузок , и сирены , называемой «иерихонской трубой » (применялась до 1943 года), которая приводилась в действие потоком набегавшего воздуха и производила вой во время пикирования, помогая пилоту оценивать скорость пикирования без взгляда на приборы (тональная высота звука увеличивалась с ростом скорости), а также оказывая психологическое воздействие на противника. Хвостовое оперение представляло собой однокилевое цельнометаллическое оперение с подкосным стабилизатором. На каждом руле высоты было по два триммера . Внутренние триммеры служили лётчику для облегчения управления самолётом, а наружные триммеры были связаны с автоматом пикирования Abfanggerat и тормозными щитками. Характерным штрихом внешнего вида стабилизатора и, в целом, всего самолёта были весовые компенсаторы в виде полукруглых сегментов на концах рулей высоты .

Перед началом войны в Германии была принята программа, рассчитанная до 1945 года, по постройке серии авианосцев из 4 однотипных кораблей. Первый корабль Flugzeugträger A (в дальнейшем «Граф Цеппелин») был заложен в 1936 году, второй корабль Flugzeugträger B (так и не получивший собственного имени) был заложен в 1938 году. Планируемая авиагруппа на борту корабля должна была состоять из 42 машин различного назначения.

Главное командование Кригсмарине сформировало морское подразделение 4.(Stuka) der Trägergruppe 186 (4-я эскадрилья (Stuka) палубной авиагруппы 186, или, сокращенно, 4./Tr.Gr. 186). На вооружении авиагруппы были самолёты Ju 87А, которые использовались в учебных целях. Весной 1939 года из двух новых серийных машин Ju 87В-1 переделаны в палубные прототипы Ju 87.V10 и Ju 87.V11 соответственно, затем построены 10 предсерийных Ju 87С-0. Последние были оборудованы приспособлениями для катапультного старта, тормозным гаком, складывающимся назад на стоянке крылом, усиленным шасси, надувными баллонами и спасательной лодкой. При аварийной посадке на воду неубирающиеся стойки шасси могли отстреливаться. Для повышения плавучести проведена дополнительная герметизация фюзеляжа.

Первый авианосец был спущен на воду в 1938 году, и к началу Второй Мировой войны корабль имел 85 % готовности, но в апреле 1940 года работы по достройке обоих кораблей были прекращены и возобновлены снова только по первому авианосцу в 1942 году. Однако в связи с неопределённости сроков готовности специальных корабельных авиационных систем и оборудования все работы были снова прекращены 30 января 1943 года и больше не возобновлялись. Судно использовалось в качестве плавучей казармы, затем было затоплено немецким экипажем, поднято советскими специалистами и продолжало использоваться уже в советском ВМФ также в качестве плавказармы. В соответствии с договоренности между государствами-членами антигитлеровской коалиции о разделе флота авианосец подлежал уничтожению, и в 1947 году, в ходе учений на Балтике, он был использован в качестве экспериментальной мишени для советской морской авиации и потоплен бомбовым ударом недалеко от побережья Польши.

4.(St.)/Tr.Gr. 186 принимала участие в нападению на Польшу, действуя с сухопутных аэродромов, после чего опытные палубные самолёты были выведены из эксплуатации. В дальнейшем Главное командование Кригсмарине заказало 170 машин Ju 87С-1, разработанные на базе Ju 87В-2, но построили только пять экземпляров. Эти самолёты были оборудованы крылом, складывающимся с помощью электропривода, дополнительными топливными баками в крыле и подфюзеляжным держателем для торпеды. Из-за неопределённости дальнейшей программы авианосцев самолёты снова были доведены до стандарта Ju 87В-2 и использовались до 1944 года для испытаний различных систем посадки на воду и катапультного взлета с военных кораблей. На них испытывалось также специальное вооружение, разрабатывавшееся для флота, в частности, подвешиваемое под фюзеляжем 80-мм гладкоствольное безоткатное орудие.

Ju 87R (Рихард)

Самолёт увеличенного радиуса действия, сменил в производстве Ju 87В-2. На вооружении с 1940 года.

Практически не отличаясь по конструкции от Ju 87В-2, обладал дополнительными баками в крыльях (два по 150 л) и возможностью подвески двух 300-литровых подвесных топливных баков, что практически удваивало дальность полёта, доводя до 1470 км. Платой стало снижение боевой нагрузки до 250 кг (при подвеске баков), а также снижение максимальной скорости и ухудшению манёвренности потяжелевшей машины. Ревуны не устанавливались.

Выпускался в 4 модификациях от R-1 до R-4, в основном различающиеся комплектностью бортовой радиоаппаратуры, и в дополнительном тропическом варианте R-2/Trop. Широко применялся на морских театрах военных действий.

Ju 87R-3 был оборудован крюком под килем и применялся в роли буксировщика десантных и транспортных планеров.

Ju 87D (Дора)

После первого года войны высшее командование люфтваффе осознало, что, несмотря на первоначальный огромный успех, в текущих условиях Junkers Ju-87B больше не соответствовал предъявляемым требованиям. Оборонительное вооружение не могло на равных бороться с вражескими истребителями, а броневые плиты не выдерживали возросший зенитный огонь. Характеристики двигателя мощностью всего в 1200 лошадиных сил также были недостаточны.

Была проведена тотальная модернизация машины - новая версия получила обозначение Ju87D-1.

Предполагалась установка нового мощного двигателя Jumo 211F, но он так и не был доведён до требуемого состояния, поэтому установили мотор Ju 211J-1 мощностью 1410 л. с. с винтом VS 1 1. Также этот двигатель установили на прототипы Ju 87.V21, V22, V23, V24 и V25. Машина V22 использовалась для испытаний повышенного до 1800 кг бомбового вооружения, на V23 испытывали новое шасси повышенной прочности, на V24 и V25 - тропическое оборудование. Носовая часть с новым двигателем несколько удлинилась, маслорадиатор перенесли под двигатель в нижнюю часть капота, а два жидкостных радиатора разместили под центропланом.

Переделаны и усилены стойки шасси, появился новый более обтекаемый фонарь кабины экипажа. Пилот и стрелок-радист были защищены бронеплитами толщиной 4-10 мм, расположенными в полу, по бокам кабины, спереди и на сиденьях. Спереди устанавливалось бронестекло толщиной 50 мм.

Для обороны была установлена блистерная установка GSL-k 81 Z из бронестекла со спаренными 7,9-мм пулеметами MG 81 Z (первые опытные экземпляры вооружались двумя MG 17.

Подфюзеляжные бомбодержатели и трапеция были полностью переделаны, что позволило расширить номенклатуру бомбового вооружения. Теперь самолёт мог нести 1000-кг осколочную или 1400-кг бронебойную бомбу (хотя данных о подвеске на «Дору» в боевой обстановке 1800-кг бомб не найдено: обычно SD1000 + 4 × SC50 под крыльями). Переделке подверглись и крыльевые бомбодержатели, на которые можно было подвесить четыре бомбы по 50 кг или по две 250 кг и 100 кг. Также были варианты вооружения, включающие: контейнеры с зажигательными или противопехотными бомбами; или 2 контейнера Waffenbehдlter, каждый с тремя спаренными 7,9-мм пулеметами MG 81Z, стреляющими под углом вниз; дымовые приборы, и др. Возможна подвеска дополнительных топливных баков.

Проблемы с новым двигателем Jumo 211J (двенадцатицилиндровый двигатель с объёмом в 35 литров и взлётной мощностью в 1420 л. с.) привели к длительной задержке производства - производство этой модели было начато в сентябре 1941 года. Первые Ju 87D были переданы 1 группе 2-й эскадры непосредственной поддержки войск , сражающейся в CCCP, в январе 1942 года. Вскоре под Ленинградом произошло первое боевое крещение новой машины.

Тяжёлые условия эксплуатации очень холодной зимой 1941-1942 года выявили у самолёта массу проблем. Первые винты, производства Heine с изменяемым шагом и деревянными лопастями, растрескивались из-за слишком низкой температуры и были вскоре заменены на винты Junkers VS 11, также с изменяемым шагом, но выполненными из металла. Шасси модели D также было признано неудовлетворительным. По этой причине на первых серийных самолётах этой модели использовалось шасси от модели В, что в результате уменьшения размера колёс привело к очень сильному снижению максимальной взлётной массы до 5009 кг. Новое нормальное шасси Ju-87D было внедрено значительно позже.

Всего за 1942 год было построено 592 машины Ju 87D-1, и почти все они были потеряны в СССР и Северной Африке.

В новой модификации D-2 несколько переработали планер и фонарь, усилили бронирование. Самолёт получил новый стрелковый прицел Revi C/12C. Ju-87 D-2 внешне похож на D-1 - основным отличием стало приспособление для буксировки планёра, усиленная хвостовая часть и изменённый костыль.

К 1943 году стало ясно, что Ju-87 не может больше использоваться исключительно в качестве пикирующего бомбардировщика. Более того, стало очевидно что Ju-87 должен был быть переоборудован для полётов на малой высоте для поддержки сухопутных войск (Schlachtflugzeug). Для этого в Берлине и Бремене в середине 1943 года была разработана модель Ju-87 D-3. Она отличалась усиленной броневой защитой двигателей и кабины лётчика. Пропеллеры сирен на опорах шасси либо удалили, либо закрыли кожухом. Наступательным вооружением самолёта в большинстве случаев были деревянные контейнеры (кассеты), снаряженные 92 2-кг противопехотными бомбами SC2 (каждый).

На базе Ju-87 D-3 было построено несколько летающих лабораторий, в частности Ju 87D-3Ag (агентурный самолёт, предназначен для перевозки и сброса на парашютах двух гондол с людьми внутри); Ju 87 D-4 (опытный торпедоносец - носитель торпеды LT F5b). По результатам испытаний было решено вернуть самолёты к исходной комплектации.

Всего было построено 1559 самолётов этой модели.

Чуть позже начался процесс замены D-3 новой моделью D-5. Она имела более длинное крыло, дополнительное бронирование кабины, отстреливаемые в случае аварийной посадки с помощью пиропатронов стойки шасси и новое крыльевое оружие - (пулемёты MG-17 были заменены на пушки MG 151/20). Бронезащита общим весом 200кг (по данным НИИ ВВС РККА) включала: бронезаголовник летчика - 10-мм, его бронеспинку - 8 мм, его сиденье (а также с боков, снизу и спереди, защита водорадиаторов сверху-снизу и их бронестворки спереди-сзади, маслорадиатора - плитой в нижней крышке капота) - 4 мм; бока фюзеляжа, водопроводы, центропланные бензобаки, пол стрелка, боковины бронеплиты стрелка, верхнюю плиту колпака турели стрелка - 5 мм; вертикальную спинку стрелка и боковые плиты бронеколпака стрелка - 8 мм. Козырек фонаря кабины - из бронестекла 60 мм. Бомбовая нагрузка ограничена 500 кг на внешней подвеске. После начала серийного производства было решено не устанавливать воздушный тормоз, так как тактика ударов с пикирования сошла на нет.

Впервые Ju-87 D-5 появились на русском фронте летом 1943 года. 5 октября этого года командование Люфтваффе окончательно отказалось от применения Ju-87 с пикирования и решило использовать самолёт только для непосредственной поддержки сухопутных войск и борьбы с танками. Пикировочные эскадры были переименованы в штурмовые (Schlachtgeschwadern).

Всего построено 1178 самолётов модели D-5. Её упрощенный вариант D-6 в серию не пошёл.

Заказ на предварительное проектирование и переоборудование опытного образца в ночной бомбардировщик поступил в сентябре 1943 года. В конце 1943 - начале 1944 года около 300 машин D-3 и D-5 были возвращены на заводы фирмы MENIBUM для переделки и модернизации в ночные штурмовики. Штатные двигатели заменялись на Jumo 211Р мощностью 1500 л. с.

Модификация D-7 (в основе которой лежала модель D-3) стала первой ночной моделью серии D. На ней устанавливались пламегасители на выхлопных патрубках и комплект радиооборудования FuG 16Z, дополняющий старую радиостанцию FuG 25. Также существовала длиннокрылая ночная версия D-8, переделываемая из D-5.

Точное число переоборудованных для ночных полётов самолётов не известно.

Ju 87E (Эмиль)

Палубный вариант Ju 87D (торпедоносец), предназначенный для базирования на авианосце «Граф Цеппелин» .

Ju 87E-1 имел складное крыло, усиленное шасси и посадочный гак. Предполагался старт самолёта с катапульты и с возможностью использования пороховых ускорителей. В качестве ударного вооружения предполагалось нести торпеду LTF 5b или 800 кг бомб.

На базе одного взятого со сборочной линии самолёта Ju 87D-1 был построен опытный палубный торпедоносец Ju 87D-1 /То.

Планировалось к заказу 115 машин Ju 87E-1

Ju 87G (Густав)

Противотанковый штурмовик. Вооружался двумя 37-мм пушками BK 37 .

С течением войны Ju-87 всё менее использовался в качестве пикирующего бомбардировщика. Новой главной задачей самолёта стало нанесение ударов с малых и сверхмалых высот по бронетанковой технике, являющейся наибольшей угрозой для наземных войск, и по частям снабжения. Учитывая то, что новые советские танки Т-34 получили очень действенную броневую защиту, бомбовая нагрузка Ju-87 совсем не подходила для их уничтожения.

Решением стало использование 37-мм авиационной пушки BK 37 , созданной на базе 3,7 cm FlaK 18 . Летом 1942 года две пушки закрепили под консолями крыла Ju-87.

Магазин орудий вмещал шесть подкалиберных снарядов с сердечником из карбида вольфрама весом в 1.46 кг. Весной 1943 года началось переоборудование имеющихся Ju 87 D-3 и D-5 в охотники за танками (модели G-1 и G-2). Первым подразделением получившее новые Ju 87 G стала 4-я группа 2-я эскадра «Иммельман» под командованием полковника Ганса-Ульриха Руделя . В то время как другие группы пересели с Ju-87 на Fw 190 , 4-я группа продолжала летать на Ju-87 - на её счету 519 советских танков. 7 марта 1944 года эту группу переименовали в десятую группу по борьбе с танками и перебросили в Якобстад и Лиепаю для оказания поддержки 18-й армии во время прибалтийской операции .

Вариант Ju 87 G стал известен как «охотник за танками » (Kanonenvogel - Птичка с пушкой ). Невысокая скорость полёта, хорошая устойчивость и возможность атаковать бронированную цель с наименее защищённой стороны способствовали успеху при атаке танков. Именно на Ju 87G летал немецкий ас Ганс-Ульрих Рудель .

Ju 87H (Ханс)

Учебно-тренировочный вариант, всё оружие демонтировано, заднее рабочее место предназначено для инструктора. Перестраивался из боевых машин. Обозначался соответственно в зависимости от переоборудованного варианта: Ju 87 Н-1 (из D-l), Ju 87 Н-2 (из D-2), Ju 87 Н-3 (из D-3), Ju 87 Н-5 (из D-5), Ju 87 Н-7 (из D-7) и Ju 87 Н-8 (из D-8)

Ju 87K (Карл)

Экспортный вариант. В Венгрию поставлялись Ju 87К-2 (Ju 87А-1) и Ju 87К-4 (Ju 87B-1). Ju 87К-1 представлял собой серийный Ju 87 А-1, предназначенный для экспорта в Японию (но не экспортировался).

Ju-87F («Фридрих»)/187

Фактически новый самолёт, разработанный на базе Ju-87 D5 по заданию RLM от 1940 г.: консоли крыла простой в плане формы (без изломов по кромкам), но большей площади и размаха, колеса большего диаметра, убираемое шасси, фюзеляж из гнутых бронелистов 3-12 мм (по концепции Ил-2: мотор, кабина экипажа, масло- и бензобаки, радиаторы - в прочной несущей бронекоробке), боковые бронестекла 30 мм, у стрелка - 20-мм пушка MG151/20 с 250 снарядами и 13-мм пулемет MG131 с 400 патронами вместо спарки 7.92 мм и новый двигатель Jumo213 взлетной мощностью 1776 л. с. и 1480 л. с. на высоте 5700 м. Техническое управление люфтваффе этот проект отвергло, считая летные данные новой машины неудовлетворительными.

Боевое применение

Первой войной для Ju 87 Stuka стала Гражданская война в Испании . В 1936-1937 годах в Испании испытывался прототип Ju 87. В 1938 году в страну перебросили три Ju 87 A. Они вошли в состав легиона «Кондор» . В реальных боевых условиях проходила финальная обкатка машины и новой тактики применения пикирующих бомбардировщиков. В конце 1938 года лётчики «Кондора» пересели на Ju 87 B.. Слабое оборонительное вооружение делало её лёгкой добычей вражеских. На Средиземном море самолёт успешно использовался против кораблей. Ju 87 также использовался в восточном фронте , но с ростом мощи советских ВВС подразделения, оснащённые этим самолётом, стали нести тяжёлые потери на завершающих стадиях войны. Так, старший лейтенант Горовец в одном бою сбил девять бомбардировщиков.

В последние месяцы войны Ju 87 был заменён на штурмовые варианты Fw-190A .

Процедура пикирования

Итальянские пилоты при атаке английских кораблей на Средиземном море выработали другой метод: пикирование проводилось под умеренными углами - 40-50 градусов - но без использования воздушных тормозов, вследствие чего скорость постоянно росла, что затрудняло ведение зенитного огня. Высота

или 1×1000 кг (под фюзеляж)

Стоял на вооружении

Упоминание в литературе

Враг был близко. Чуть ниже их в любимом немцами строю - двойным гусем - шли одномоторные пикировщики Ю-87. Они имели неубирающиеся шасси. Шасси эти в полёте висели под брюхом. Колеса были защищены продолговатыми обтекателями. Было похоже, что из брюха машины торчат ноги, обутые в лапти. Поэтому лётная молва на всех фронтах и окрестила их «лаптёжниками».

Головной бомбардировщик, нацелившись в землю неубирающимся шасси, похожим на лапы коршуна, взревев сиренами, круто пошёл в пике.
- А, шарманку завёл! - погрозил ему кулаком старшина. - Шарманщики! Пугают… Бомб маловато.

…американец повернул голову в направлении вытянутой руки Мэллори. И тотчас обнаружил самолёты.
- Пикировщики?! - недоверчиво вымолвил он. - Целая эскадрилья, будь они неладны! Не может быть, шеф!
- Как видишь, - угрюмо отозвался капитан. - По словам Дженсена, фрицы сняли их с итальянского фронта. За последние недели перегнали больше двухсот машин. - Прищурив глаза, новозеландец взглянул на эскадрилью, которая была уже меньше чем в полумиле. - И направили этих гнусных птеродактилей в район Эгейского моря.
- Но не нас же они ищут, - возразил Миллер.
- Боюсь, что нас, - невесело ответил капитан. - Оба эшелона бомбардировщиков перестроились в одну линию. Пожалуй, Панаис был прав.
- Но… но… Но ведь они летят мимо…
- Нет, не мимо, - бесстрастно сказал Мэллори. - И улетят не скоро. Посмотри на головную машину.
В этот момент первый в эскадрилье Ю-87 упал на левое крыло и, сделав полуразворот, с воем устремился с небес прямо на рощу.