Обувь

Звук л в словах словосочетаниях. Речевой материал для автоматизации звука «Л


Автоматизация звука Л

Автоматизация звука Л в слогах

а)Автоматизация звука [Л] в открытом слоге

Открытыми называются слоги типа "согласный+гласный".
Произносить (читать) слоги.
ла - ло - лу
лы - лэ - ла
ло - лу - ла
лу - лы - ла
лу - ло - ла
лэ - лы - ло

Б)Автоматизация звука [Л] в закрытом слоге

Закрытыми называются слоги типа "гласный+согласный".
ал - ол - ул
ыл - эл - ал
ол - ул - ал
ул - ыл - ал
ул - ол - ал
эл - ыл - ол

В) в слогах (ала, ало, алу, алы) и слоговых рядах:

Ала-ала-ала ала-ало-алу-алы
ало-ало-ало ало-алу-ало-алы
алу-алу-алу алы-ала-ало-алу
алы-алы-алы алу-ало-ала-алы
алэ-элу-ула алы-ыло-улы-алу

Г)в слогах со стечениями (сла, кла, фла, дла, бла, гла) и слоговых рядах:

Сла-сло-слу-слы кла-кло-клу-клы
фла-фло-флу-флы дла-дло-длу-длы
бла-бло-блу-блы гла-гло-глу-глы

Автоматизация звука Л в словах

1. Проговаривать слова с «Л» в начале
лабиринт, лапша, ложка, лото, лукошко,лампа,
лаванда, ласка, лоза, лоток, луна,
лазейка, ласты, локон, лотос, лунка,
лайка, латка, локоть, лошадка, луноход, лодка,
лак, лоб, лом, лужа, луч, лоск, лук,
лакей, ловец, ломоть, лужайка, лыжник,
лама, ловушка, лопата, лужок,

2. Проговаривать слова с «Л» в середине
Пи-ла, мы-ла, бы-ла, са-ло, мы-ло, е-ла, се-ла, спа-ла,сня-ла, сда-ла, упа-ла, успе-ла,
би-ла, пе-ла, де-ла,ве-ла,са-лат, ха-лат, пи-лот,ко-лос,мо-лот,ко-лоть
мо-локо, хо-лодец, мо-лодец, мо-лоток, ко-лобок,зо-лото, во-лосы, по-лосы, во-локно, ко-лотить, мо-лотить.
юла, зола, жила, мала, пила, кулак, калач,палатка, булавка, скала, болото, калоши, колодец, пилот, Володя, чулок, холодный, голодный, поломка, столы, колы, голы, волы, полынь, малыш, улыбка, булыжник, школа, Мила, ела, дуло, бегала, ходила, водила, возила, носила, одела, читала, обидела, голубь, желудь, палуба, получать, белый, смелый, алый, целый, вилы, спелый, пчелы, бокалы, пеналы, каналы, вокзалы, каникулы, малыши,шалун.

3. Проговаривать слова с «Л» в конце
Пи-л, бы-л, мы-л, е-л, се-л, спа-л, сня-л, сда-л, упа-л,
успе-л, би-л, пе-л, да-л,вё-л, купи-л, ушё-л, уеха-л, ме-л.
бал, козёл, пыл, стул,вол, кол, пол, стол

4. Проговаривать «Л» в словах со стечением согласных
благо, плот, зло, блуза, колпак, полка, плот, слуги, шалфей,
глаза, плут, злодей, клубок, солдат, галстук, колбаса, ползунки, слух,
класс, плуг, слон, клумба, блок, вилка, злак, слава, хлам,
платок, блокада, слово, глыба, глубина, младенец, салфетка, флот,
флаг, блокнот, клок, слух, глоток, метла, послы, флакон,
сладость, клоп, заслуга, влага, платье, хлопок, палка, балкон, вилка, бутылка,
шлак, флоксы, клоун, глупый, волна, клочок, белка, булка, иголка,
слон, клуб, клад, клоун, хлопает, волки,халва, долго, мелко
клоп, клумба, Клава, главный, сладкий, слово

5. Проговаривать слова с двумя звуками «Л»
Мо-ло-ла, по-ло-ла, ко-ло-ла, пла-ка-ла, пла-ва-ла,де-ла-ла, гла-ди-ла, сло-жи-ла, лоп-ну-ла, ла-ка-ла

Автоматизация звука Л в словосочетаниях

Повтори словосочетания, чётко проговаривая звук Л.
весёлый малыш, луч солнца, платье с воланами, гладкий лоб, лыжная палка,
плывущая лодка, глубокая лужа, метла под столом, плыть к плоту,глупая улыбка,
молочная лапша, полная луна, голубые волны, нейлоновый плащ,
оловянная ложка, холодное молоко, кислое молоко,луч солнца, лыжная палка, платье с воланами, сломанная вилка,
полосатое платье,палуба теплохода, гладкие полозья,осколок стекла,светлая голова,гнилое яблоко,милая улыбка,тёплый халат,белые клавиши,голубое платье,плохая лодка,тяжёлый молоток,белое полотенце,голубой платок,золотой кулон,голубые глаза,светлая луна,тёплый платок,глубокий колодец,светлые волосы,голубое одеяло,спелое яблоко

Белый голубь,спелая голубика,голубой халат,смелый малыш,гладкие полы,белый халат,сладкое повидло,сломанная пила,спелая клубника,белое облако,голубые флажки,тёплое одеяло,глубокий котлован,тёплая ладонь,глубокая лунка,пластмассовая кукла,глубокая тарелка,колкая иголка,холодный подвал,толстая палка,жёлтый подсолнух,жёлтое одеяло,шёлковый платок,подсолнечное масло,белый мел,глупая галка,полный котёл, золотая вилка,весёлый новосёл,полосатый галстук,голубая иволга

Автоматизация звука Л в предложениях

Мила ела салат. Луша взяла лопатку. Ласточка свила гнездо. Мама сделала молочную лапшу. Мила вымыла ладони, причесала волосы. Около палаток лопухи и полынь. Луша полола лук и свеклу. Мила видела слона. Слава идет в кладовую за веслами. В глубоком колодце вода холодная. В лавке спелые и сладкие яблоки. Володя - смелый пловец. Клава надела на голову белый платок.

Алла пила молоко.
В кладовой лук и салат.
Володя удил плотву с плота.
Врач надел белый халат.
Дедушка поехал на вокзал.
Дятел стучал клювом и долбил кору.
клава поставила бутылку на полку.
Клубок упал с лавки.
Лара купила куклу.
Лопата стояла у стола.
Мама купила голубое платье.
На ёлке сидела белка.
На клубме растут гладиолусы.
На лужайке много лопухов.
Не клади в салат много лука.
Павел сел за стол.
Папа повязал шёлковый галстук.
Тётя Алла мыла пол.
У Милы гладкие волосы.
Мила ела салат.
Мила надела халат.
Лампа упала.
Мила подняла лампу.
Лайка лает на котёнка.
У котёнка одна лапка белая.
Ласточка поймала бабочку.
Луша взяла лопатку.
Мила вымыла ладони.
У Володи было лото.
Мила пила молоко.
Надя мылась мылом.
Лайка выследила лося.
С яблони упало спелое яблоко.
Около болота утки.
Володя будет пилотом.
Надя каталась на лодке.
Таня скакала на лошади.
В комнате светло и тепло.
Около палаток лопухи и полынь.

На небе луна.
Володя ловкий и смелый.
Володя идёт по лыжне на лыжах.
У халата полы до полу.
Мила вымыла полы.
Холодно. Дядя Лука в тулупе.
Вова и Мила - малыши.
Луша полола лук и свёклу.
Мила видела слона.
Слава идёт в кладовую за вёслами.
В глубоком колодце вода холодная.
В лавке спелые и сладкие яблоки.
Володя - смелый пловец и не боится глубины.
Клава надела на голову белый платок.
Из белого облака выплыла луна.
Спелое яблоко со стола упало.
Дядя Лука копает клумбу лопатой.
Володя и Слава плывут на лодке.
Клава мыла ладони мылом.
Собака унесла в чулан куклу.

Таня надела белое платье.
Над окном плакат.
У Тани на голове платок.
Мила плавает плохо.
По небу плывут облака.
У Милы новый блокнот.
Около дома клумба.
Клава посадила флоксы.
У Глаши голубые глаза.
Мила видела весёлого клоуна.
Клава купила яблоки.
Алла купила белое платье.
Мила несла голубой флаг.
Клава захлопала в ладоши.
У слона белые клыки.
Клава купила молоко и свёклу.
Мила сидела на лавке.
Лада купила ландыши.
Лана пила молоко.
Володя нёс холодную воду.

Лыжники идут по лыжне.
Мама готовила голубцы.
Лошадь увязла в болоте.
Клава ушибла локоть.
На халате вышиты ласточки.
У лайки белая лапка.
Володя кладёт в лодку вёсла.
Слава везёт салазки.
Алла шила платье.
Мила несла флаг.
Милу укусила пчела.
Клава захлопала в ладоши.
Клава купила молоко, масло, лук и свёклу.
Дядя Михаил коня напоил.
Павел поймал галку.
Павел уехал на футбол.
Михаил поставил бутылку на полку.
Папа купил ёлку.
Стул упал на пол, и я испугался.

Дятел долбил ёлку.
На ёлке Павел увидел белку.
Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
Павел поехал на вокзал.
Павел сел за стол.
У дома лаял пёс.
Малыш упал и плачет.
На пол упал клубок ниток.
Мила повесила на стул Клавину блузку.
Петя мыл пол.
Мила отодвинула стул.
Пилот надел пилотку.
На скакалке узел.
У Вовы упал пенал.
Около стола стул.
По волнам плыл плот.
Котёнок лакал молоко.
Павел получил письмо от Михаила.
Павел служил на флоте и плавал на подводной лодке.
Солдат доложил, что выполнил задание.
Петя сломал, а потом починил велосипед.
Володя забыл, куда положил пенал.
Во дворе полаял и замолк пёс.
Кот ловил мышку, но не поймал - мышка убежала.
Вот весёлый колобок покатился, как клубок.
Павел ловил голубя.
Клава вышла на балкон.
Волк увидел белку.
Михаил вымыл бокал.
Павел починил стул.
На балконе - фиалки.
Михаил подмёл пол метёлкой.
Нил налил воду в поилку.
Павел положил халву на стол.
В углу сложен хлопок.
Луша подмела пол.
Слава пошёл в школу.
Около слона стоял слонёнок.
Белка сидела на ёлке.
Папа купил лопату, лом и пилу.

Измени предложения:
Я сломал палку об стол.(я..., ты..., он..., мы...,вы..., они...).
Я положил лопату на лавку.
Я ловил на лужайке ласточку.

Мила ела лук. Лада резала салат. Алла надела халат. Николай пел песню. Михаил плыл на лодке. Мила купала куклу. Алла собирала алычу.

Она споткнулась и упала на пол. Луна закатилась, и стало темно.
Лыжня огибала болото и уходила к селу.
Лошадь скакала галопом. Голубь напился из лужи.
Солнечный луч осветил лужайку. Холодна колодезная вода.
У Володи Холопова волосы цвета спелой соломы. Столовая ложка и половник сделаны из желтого металла.
Палуба качалась и уходила из-под ног.
Смола стекала по стволу и вспыхивала под лучами солнца.
Павел уехал на вокзал. Зал опустел около полудня.
Молниеносно зазвучал сигнал, и теплоход отошёл от причала.
Взошёл молодой месяц и осветил посёлок.
Посол подписал условие сделки. В углу палаты стоял стул.
На лугу было холодно. Толпа шумела, смеялась, пятилась назад.
Долго ходил он в волненье по комнате.
Лукин взял книгу, согнулся над нею и начал читать.
Стояла глубокая осень, целыми днями шёл холодный мелкий дождь.
Небо вызвездилось, изогнулось над умолкшим селом, месяц выплыл из-за холма и сиял весело, с молодым блеском.

Закрепление звука Л в конце слов:
Дядя Михаил коня напоил. Дедушка Нил поймал рой пчел. Павел поймал галку. Брат уехал на футбол. Вова поставил бутылку на пол. Папа купил елку. Стул упал на пол, и я испугался. Дятел долбил кору и искал жуков. На елке Павел увидел белку. Михаил играл в футбол и забил в ворота гол. Дядя Нил повязал галстук и вышел. Отец поехал на вокзал.

Распространение предложений.
Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука Л.

Володя плавал.
Володя долго плавал.
Володя долго плавал на лодке.
Володя долго плавал на лодке и на плоту.

Измените фразы по образцам.
Я нашла золотой кулон. Ты нашёл золотой кулон. Мы нашли золотой кулон. Он нашёл золотой кулон. Она нашла золотой кулон. Они нашли золотой кулон.
Я ушла надолго на службу.
Я опустила глаза долу.
Я плохо понимала малыша.
Я вынесла одеяло на балкон.
Я надела голубой халат.
Я улыбнулась шалуну.
Я стояла у глубокого колодца.

Измените слова по образцу, при произнесении слов будьте внимательны и четко произносите звук л.
Образец: ловить - ловил.
Ласкать, кланяться, волноваться, полоть, плавать, слушать, толкать, молчать.

На балконе лопнуло стекло.
Клава полола гладиолусы на клумбе.
Элла сломала лыжную палку.
Алла ела булку с маслом.
Мила гладила платье для куклы.
Долго куковала кукушка.
В лесу за болотом плакала иволга.
Клава плавала с аквалангом.
Володя занимался скалолазанием.
Мила гладила полосатый халат.
Светлана слушала звон колоколов.
Павел заблудился в глухом лесу.
Павел ловил плотву с лодки.
Володя склонил голову над столом.
Котенок лакал молоко.
Володя укололся булавкой.
Элла полоскала глотку календулой.
Вулкан ожил, клокотал и дымился.
Светлана улыбнулась веселому солнечному лучу.
Володя запивал клубнику холодным молоком.
Мила гладила и складывала халаты на полку.
Клава слушала, как весело заливался соловей.
Стеклянная бутылка лопнула от холода.
Алла заколола волосы золотой заколкой.

Замени рифмы по смыслу, исправь неправильные рифмы или переставь их.

Старушка смотрела в окно на закат
И резала внучке на ужин … халат
Иголки очень колки
У новогодней … полки
Достал я сегодня билет на... омлет,
Мечтал я сходить на омлет много лет.
Под кроватью пыли слой,
Вымету его пилой.

Автоматизация звука Л в чистоговорках

Ла-ла-ла - лопата и пила.
Ла-ла-ла - лавка и юла.
Ла-ла-ла - ландыш и пчела.
Ла-ла-ла - лапа и смола.
Ла-ла-ла - лама и скала.
Ло-ло-ло - ложка и стекло.
Ло-ло-ло - лошадь и седло.
Ло-ло-ло - в комнате тепло.
Ло-ло-ло - вот у белочки дупло.
Ло-ло-ло - в лодке весло.
Лу-лу-лу - шкаф стоит в углу.
Лу-лу-лу - кукла на полу.
Лы-лы-лы - вилы и голы.
Лы-лы-лы - шпалы и полы.
Лы-лы-лы - у нас чистые полы.

Ла-ла-ла - у меня юла.
Ла-ла-ла - на цветке пчела.
Ла-ла-ла - Мила маме помогла.
Ла-ла-ла - Мила в лодочке плыла.
Ло-ло-ло - ловко вымыла стекло.
Ло-ло-ло - светит солнышко светло.
Лу-лу-лу - Алла купила пилу.
Лу-лу-лу - наточили мы пилу.
Лу-лу-лу - Милочка полола лук.
Лы-лы-лы - у нас новые столы.
Лы-лы-лы - у Аллы белые полы.
Лы-лы-лы - Мила вымыла полы.

Ла-ла-ла- Ла-ла-ла - наша Милочка мала
Ла-ла-ла- Ла-ла-ла- Мила молоко пила
Ло-ло-ло- Ло-ло-ло – Алла вымыла стекло
Ло-ло-ло- Ло-ло-ло- стало в комнате тепло
Лу-лу-лу- Лу-лу-лу – лежит веник на полу
Лу-лу-лу- Лу-лу-лу- должен он стоять в углу
Лы-лы-лы- Лы-лы-лы – накрывали мы столы

Ал-ал-ал - Павел днём не спал.
Ал-ал-ал - в углу тёмный подвал.
Ол-ол-ол - пенал упал на пол.
Ол-ол-ол - садимся мы за стол.
Ул-ул-ул - Петя губы надул.
Ул-ул-ул - ветерок подул.
Ыл-ыл-ыл - суп давно остыл.
Ял-ял-ял - книгу Петя взял.
Ил-ил-ил - я котёнка напоил.
Ил-ил-ил - Лёня воду пил.
Ел-ел-ел - Вова кашу ел.
Ел-ел-ел - дятел прилетел.
Алка-алка-алка - у Аллы белая палка.
Олка-олка-олка - у меня иголка.

Ал-ал-ал - пенал на пол упал.
Ол-ол-ол - вымыли пол.
Ол-ол-ол - Павел видел футбол.
Ул-ул-ул - ломаный стул.
Ул-ул-ул - пенал упал на стул.
Ул-ул-ул - Павел сел на стул.
Ёл-ёл-ёл - съел капусту наш козёл.

Ол-ол-ол- Ол-ол-ол - Николай наш в лес пошёл.
Ол-ол-ол- Ол-ол-ол - Николай грибы нашёл.
Ал-ал-ал- Ал-ал-ал- Николай грибы сорвал.
Ал-ал-ал- Ал-ал-ал- Николай грибы продал.
Ил-ил-ил- Ил-ил-ил –много я грибов купил.
Ил-ил-ил- Ил-ил-ил- всех друзей я угостил.

Ла-ла-ла - лампа, ласточка, зола.
Ла-ла-ла - лужа, лунка, лук, пилу.
Лы-лы-лы - малыши, полнынь, столы.
Ло-ло-ло - лодка, ложка, лоб, село.

Ал-ал-ал - скалка, палка, зал, пенал.
Ол-ол-ол - полдень, гол, укол, чехол.
Ул-ул-ул - ущипнул, качнул, зевнул.
Ил-ил-ил - пилка, жилка, Михаил.

Лу-лу-лу - я купила пастилу.
Ла-ла-ла - ну и где же пастила?

Ла-ла-ла - есть у Золушки метла.
Лу-лу-лу - Золушка возьмёт метлу.
Лу-лу-лу - много пыли на полу.
Ла-ла-ла - Золушка полы мела.
Лы-лы-лы - дел немало у метлы.
Лы-лы-лы - снова чистые полы.

Ал-ал-ал - стал Володе галстук мал.
Ол-ол-ол - положил его на стол.
Ил-ил-ил - папа новенький купил.
Ел-ел-ел - галстук Вовочка надел.

Ло-ло-ло - в нашей комнате тепло.
Лу-лу-лу - белый стол стоит в углу.

Автоматизация звука Л в пословицах

В долгах - как в шелках.
Мал да удал.
Молчание - знак согласия.
Остатки сладки.
Положить зубы на полку.
С волками жить - по-волчьи выть.
Одна ласточка весны не делает.
Век долог - всем полон.
На небе светила луна, да не осветила валуна.
Голова седая, да душа молодая.
Умение - половина дела.
Тот ничего не сделал, кто ничего не начал.
Кто смел, тот и съел.
Кабы куст не был мил, соловей гнезда б не вил.
Кабы знал да ведал, все бы отведал.
Ел не ел, а за столом сидел.
Однажды солгал - навек лгуном стал.
Сказал - что узлом завязал.
Снявши голову, по волосам не плачут.
Ловит волк, ловят и волка.
Где много слов, там мало дел.
Тот не глуп, кто на слово скуп.
Что лживо, то гнило.
И волки сыты, и овцы целы.
Умелого по словам, неумелого по глазам видать.
Слово сказал - стрелу послал, письмо написал - в западню попал.
Толк-то есть, да не втолкан весь.
Либо сена клок, либо вилы в бок.

Автоматизация звука Л в стихах

Выучи стихотворения и покажи движениями

Позвала я Клавочку
(согнуть руки в локтях ладонями к себе)
Посидеть на лавочке.
(Погладить ноги ладонями, сесть ровно, напрячь верхнюю часть туловища)
Прилетела галочка,
(скрестить руки на груди, махи кистями)
Села возле Клавочки.
(Расслабить верхнюю часть туловища: плечи опущены, руки висят вдоль туловища.)

От волнения у Влады
(вытянуться в струнку, напрячь все тело, руки опустить вдоль туловища.)
Заболела голова.
(Обхватить голову руками, плавные наклоны влево-вправо.)
От волнения забыла
(Повторить движения первой строчки)
Влада в песне все слова.
(Наклониться вперед, выбросить руки вперед, вниз)

*****
Завизжала пила
Зажужжала, как пчела,
Пропилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и стала,
Начинай сначала.

*****
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал
Что из листика сирени
Сделал зонтик он от тени,
И гулял, и гулял!
Что, надувши одуванчик,
Заказал себе диванчик,
Тут и спал, тут и спал.
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что наткать себе холстины
Пауку из паутины. Заказал, заказал.

Яблоко
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только конь сказал,
Что низко,
А мышонок -
Высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
А улитка - далеко.
А телёнок озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А цыплёнок - тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно.
- Кислое, зачем оно?
- Что вы? –
шепчет червячок. –
Сладкий у него бочок.
(Г. Сапгир)

*****
Заяц белый, заяц белый!
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
- Я не бегал, я скакал!

Зима
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце,
А теперь пора настала –
В поле вьюга загуляла.
Разбежались с песней звонкой,
Все укрыла как пеленкой,
Запушила снежным пухом,
Стало всюду пусто, глухо.
Не звенит река волною
Под одеждой ледяною.
Лес притих, глядит тоскливо.
Птиц не слышно хлопотливых.
(Я. Купала)

*****
Лампа упала
И сразу разбилась.
Мышь испугалась
И в угол забилась.
Кот убежал
И забыл про дела.
Мила осколки
Метлой подмела.

*****
Я ловил на лавочке
Мотыльков и бабочек.
Всё ловил, ловил, ловил...
Пожалел и отпустил.

*****
На полу уселся клоп.
Лапкой гладит
Плоский лоб.
Что случилось здесь
С клопом?
Бился клоп
О стенку лбом!

*****
На лужайке под луной
Колокольчик голубой
Летней ночью сладко спал,
Головой во сне качал.

*****
- Где ты был,
Лесной олень?
- Бегал по лесу весь день.
- Ты кого видал в лесу?
- Белку, дятла и лису.

*****
Лось лоскут в лесу нашёл,
И к лосихе подошёл:
- Сшей, лосиха,
Мне для лоска
Галстук в жёлтую полоску.

*****
Клоун публику смешил,
Он в больших калошах был.
Клоуну в калошах
Хлопали в ладоши.

*****
Сел за стол голодный слон,
Заказал себе бульон.
Вот несут бульон в лохани
И холодный сок в стакане,
Хлеба белого буханку
И салатика лоханку.

*****
Мила сено ворошила,
Поломала вилы Мила.
Вилы Мила починила
Сено всё проворошила.

*****
Плачет Клава у колодца:
Уронила вниз ведёрце.
Мы платочек Клаве дали
И ведёрочко достали.

*****
Дятел ель долбил, долбил.
Ствол у ели толстый был.
Дятел выдолбил дупло.
Дятлу в том дупле тепло.

*****
Положил Алёшка
Жёлуди в лукошко.
Жёлуди со шляпками
Для белочки с бельчатками.

*****
Молоко пролил Антошка.
Молоко лакала кошка.
Всё лакала и лакала,
Пока лужа не пропала.

*****
Делим булку пополам:
Половину - голубям.
Половину - уткам.
Крошечки - голубкам.

*****
Мне неполных восемь лет,
Я чиню велосипед:
Вот колёса, вот педали,
Смазал маслом я детали.

*****
Дубовый столб
Стоит столбом.
В него баран
Упёрся лбом.
Хотя не жаль
Барану лба.
Но лбом не сбить
Ему столба.

*****
Глядят подсолнушки
На солнушко,
А солнышко -
На подсолнушки.

Галка
Задумала Галка
Иголку купить,
Чтоб голым галчатам
Штанишек нашить.
Купила иголку
И жёлтого шёлку.
Очки нацепила
И шила, и шила...
Летела синица
И вниз поглядела:
- эй, Галка,
Ты нитку в иголку не вдела!
(по А. Костецкому)

*****
Свёкла у Фёклы
Мокла и сохла.
Сохла и мокла,
Пока не поблёкла.

*****
Дятел на дубу сидит.
Дятел клювом дуб долбит.
День долбил, два долбил -
В небо носом угодил.

Незаметная фиалка
В гладиолусах фиалка
Незаметно зацвела.
«Мне фиалку очень жалко»,-
Тихо молвила пчела.

Хозяйственный дятел
Дятел выдолбил дупло.
Было дятлу в нём тепло.
Жил он вместе с папой
Под еловой лапой.
Долго бил еловый ствол,
Сделал стены, сделал пол,
Лампочку повесил,
Окна занавесил.
И соседок звал на бал
И со всеми танцевал.
Белок угощал он
Шишками и салом.

Влюблённый слон
Был весёлый толстый слон
В белку юную влюблён.
Белка с ёлки соскочила
И скакать слона учила.
Слон пытался, да не смог,
Лоб ушиб и толстый бок.
Дал шалунье он в ответ
Белых ландышей букет.

Мечта цапли
Жили лягушки в болоте зелёном,
Цапля на них загляделась влюблённо:
«Квакайте, милые, пойте, галдите
И лягушаток побольше плодите».

Туча-корова
Вот был однажды случай-
Куда-то далеко
Плыла по небу туча
И стая облаков.
Но туча плыть устала,
На землю прилегла -
И вдруг коровой стала,
И выросли рога.
И в память этой тучи
И белых облаков
Корова стала тучной
И белым - молоко.

Трудолюбивый колобок
На поляне колобок
Нитки сматывал в клубок.
Ниток белых, жёлтых, алых
Намотал клубков немало
И пошёл домой устало,
И залез под одеяло.
Отлежал себе бока!
Ох, и жалко колобка!

Весеннее тепло
На дворе белым-бело,
В доме спряталось тепло.
Отогрелося оно
И весною к нам пришло.

*****
Белый снег, белый мел
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
*****
Ёлка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала
Задышала, ожила.

*****
Илона искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

*****
Всё бело, бело, бело!
Много снегу намело.
Вот весёлые деньки:
Все - на лыжи и коньки!

*****
Жил-был Забыл.
- Где жил?
- Забыл.
- Где был?
- Забыл.
- Что ел?
- Забыл.
- Что пил?
- Забыл.

*****
По болотам ехал лыжник,
И по склонам ехал лыжник,
Очень долго ехал лыжник
и наткнулся на булыжник!

*****
Речка луну
Завернула в волну.
И покатила луну
К валуну.
Стукнулась звонко
Волна о валун.
И раскололась
На тысячу лун!

*****
Володя сделал лодочку,
А к лодке два весла.
Пустил Володя лодочку
И лодка поплыла!

*****
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала.
Мышка ела хлеб и сало,
Но все мышке было мало.

*****
Веник пол подметал,
Веник очень устал.
Он чихнул, он зевнул
И тихонько лег под стул.

*****
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.

*****
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила,
Миле в глаз попало мыло.
- Что ты плачешь, наша Мила?
- Я выплакиваю мыло!

*****
В пыли валялась палка,
Ее мне стало жалко.
Взял я палку, и она
Превратилась в скакуна.

*****
Как у нас-то козёл,
Что за умный был:
Сам по воду ходил,
Сам и кашу варил,
Деда с бабой кормил.

*****
Я сама метлу взяла,
За водой потом пошла,
И, чтоб мама не устала,
Убирать ей помогала.

*****
Голубке голубь угодил:
Ей платье, платок и панаму купил.
В платье над лугом голубка летала -
Не только меня она напугала.

*****
Мила вымыла ладони,
Мила сделала салат.
Маме помогала Мила,
Мама Милу похвалила.

*****
Плыла на лодке лайка,
У лайки балалайка.
Долго пела лайка мне
О погоде, о луне.

*****
В полнолуние под ёлкой
Волк завоет на луну.
Нет оленя, белки, тёлки,
Плохо, голодно ему.

*****
Как взялась пила за дело,
Завизжала и запела.
Ела-ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.

*****
Вот со звуком "Л" считалка:
Лужа, ласточка, скакалка,
Колобок, кулак, халат,
Мыло, ложка, шоколад.
Флаг, салфетка, холодец -
Вот такой я молодец!
(И.Мартин)

*****
Лось лосёнку покупал
Лодку, лыжи и пенал.
А лосиха-мама –
Ласты и панаму.
(Т.Перегудова)

*****
Убежало молоко,
С печки на пол,
Под окном собралось в лужу,
Будет кошке славный ужин.
(Г.Османова)

*****
Колосок стоял, стоял,
Опустил головку.
Мышка лапкой подхватила,
Унесла в кладовку.
(Т.Перегудова)

*****
Приснился сладкий сон Степану:
Он видел свежую сметану
В знакомой миске голубой…
Но ложки не было с собой!
Он с ложкой спать улёгся рано –
Не снилась вкусная сметана!
(Г.Бойко)

*****
Жёлтые подсолнухи,
Жёлтые платочки.
Жёлтая лопатка в кулачке у дочки.
Жёлтый зайчик скачет
По лесной опушке.
Освещает солнышко
Жёлтые волнушки.
(Т.Перегудова)

*****
Метлу взяла
И двор подмела.
Всюду нос метла совала,
Но и я не отставала,
От сарая до крыльца
Подметала без конца.
Приходите, поглядите,
Хоть сориночку найдите.
(Е.Благинина)

*****
Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко.
Зиму целую проспал.
И на ёлку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Всё бы мишеньке храпеть.
Эх ты, мишенька-медведь.
(В.Берестов)

*****
Из окна увидел я:
Кот напал на воробья.
Чуть он бедного не съел.
Я на помощь подоспел.
Жаль, что не было кнута, -
Наказал бы я кота,
Чтоб он птичек не губил,
А мышей и крыс ловил.
(П.Федотов)

Скакалка
Очень любит Галка весёлую скакалку,
Скок да скок! Галке не жалко ног.
А бывает жалко веселую скакалку.
– Отдохни, скакалка! – еле шепчет Галка.

*****
Заяц белый, заяц белый,
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый зашептал:
– Я не бегал, я скакал!

*****
Слоны умны, слоны сильны,
слоны спокойны, веселы.

*****
Головой кивает слон – он слонихе шлет поклон.

*****
Спит в углу моя слониха,
двое маленьких слонят
спать давным-давно хотят.

*****
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его, наконец-то, отмыло!

*****
Не жалела мама мыла, мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила. Миле в глаз попало мыло.
– Что ты плачешь, наша Мила?
– Я выплакиваю мыло.

*****
Веник пол подметал, веник очень устал.
Он чихнул, он зевнул и тихонько лёг на стул.

*****
Запилила пила, отпилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и стала – начинай сначала.

*****
Мышка весело жила, на пуху в углу спала.
Ела мышка хлеб и сало, но всё мышке было мало.

*****
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И как волчата галчата молчат.

*****
Козёл-мукомол, кому муку молол,
А кому не молол.
От того, кому молол –
Получал ватрушки.
От того, кому не молол –
Получал по макушке.

*****
Чтоб кормили лапы волка
И зимой не мёрзли долгой,
Волк у волка шерсть чесал –
Волчьи варежки вязал.

*****
Пилит толстый ствол пила,
Накалилась добела.

*****
Плясала, плясала по дому метла.
Полы подмела от угла до угла.

*****
Лопата копала, копала, копала,
Потом улеглась, видно очень устала.

*****
Молоток стучал, стучал, стучал,
Гвозди в доску загонял.
Колотил он с толком –
Получилась полка.

*****
Лом ломает толстый лёд,
Лом ломать не устаёт.

*****
Убежало, убежало, убежало молоко.
Я с трудом его поймала, быть хозяйкой нелегко.

*****
Мама мыла Милу мылом,
Только мыла не хватило,
Мама в лавочку сходила,
Только мыла не купила.
– Ладно, мой меня без мыла,
– улыбнулась маме Мила.
Это было б очень мило –
Вымыть Милочку без мыла,
Только кончилась вода.
Вот беда!

Автоматизация звука Л в тексте

Кукла Мила (пересказ текста)

Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась: голубые глаза, светлые волосы, голубое платье, голубые башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала ее и обувала. Мыла ей голову и расчесывала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала. Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила ее. Поплакала Луша, но куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.

Голубой платок (пересказ текста)

Мила купила голубой платок. Он был гладкий, шелковый, с кистями - загляденье! Мила хотела надеть платок в школу. Когда Мила достала платок с полки, он оказался мятым. Стала Мила гладить платок. Но тут зазвонил телефон. Мила выбежала из комнаты, а утюг оставила на платке. Когда Мила вошла в комнату, она поняла, что голубого платка у нее не стало!

Кот (пересказ текста)

Наш кот любит поспать. Вот он вошел в дом и пошел под лавку. Растянулся. укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот, зевнул и потянулся. А потом стал умываться.

За ягодами (пересказ текста)

Михаил взял кузовок и пошел за ягодами. Долго Михаил был в бору. Набрал ягод и устал. Сел Михаил под елку. Где-то дятел долбил кору. Он искал жуков. Потом Михаил увидел зайца. Заяц от страха присел, а потом поскакал. Отдохнул Михаил, встал, взял кузовок и пошел. По дороге увидел на елке белку. Взял шишку и кинул в белку. Белка убежала.

Рыболов (пересказ текста)

Захотел Володя половить рыбу. Он знал места, где водится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Остановился около омута. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась всякая: и мелкая, и крупная. Наловив много плотвы, Володя смотал удочку, толкнул лодку и поплыл домой.

Пропавшие продукты (пересказ текста)

Это было летом. Мама Володи уехала из дома по делам. Сыну она оставила деньги и велела сходить в магазин. Володя должен был купить два пакета молока, две пачки масла и упаковку сметаны. Володя взял сумку и пошел в магазин. Он купил масло, сметану и молоко. Когда Володя заходил в подъезд, его окликнули знакомые мальчишки: "Володька, выходи, в футбол поиграем!" Володя вбежал в кухню, кинул сумку на пол и тут же выскочил на улицу. Через полчаса в тепле, без холодильника молоко скисло, масло потекло, а сметана стала жидкая и невкусная. А жалко!

Белка (пересказ текста)

Клава гуляла в лесу и увидела белку. Белка сидела на елке и лукаво поглядывала на Клаву. Клава вынула из сумки конфету и показала белке. Та ловко спустилась с елки и уселась на ладонь Клавы. Клава погладила белку. Белка схватила конфету и унесла ее в дупло. Дома Клава глядела на ладонь и вспоминала, какие лукавые были у белки глазки.

Автоматизация звука Л в скороговорках

Алла Николаевна пила, пила молоко, да не допила молока подумала: «Дам-ка я молока моей Лакомке». Лакомка молоко лакала, лакала, да все и вылакала.

Около кола колокола.

Наш Полкан попал в капкан. У ёлки иголки колки. Ёлка, ёлка, ёлочка, колкая иголочка.

Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, болтала, болтала, да все и выболтала.

Милая Мила намылилась мылом, мылась, смыла - так мылась Мила.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Вакула бабу обул, да и Вакулу баба обула.

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.
Вылит колокол, да не по-колоколовски.

В голубятне голуби, а на дубе желуди.

У ежа и у ёлки иголки колки.

Наменял старик мочал, а лапти не вылапотничал.

Ты, молодец, скажи молодцу:
Пусть молодец молодцу скажет,
Пусть молодец теленка привяжет.

Плавал Павел на плоту
И ловил с плота плотву.

Съел Филимон
С улыбкой лимон.

Подошёл к лотку Лука,
Лук Лука купил с лотка.

Глядят подсолнушки
На солнышко,
А солнышко -
На подсолнушки.

Болтунья молоко
Болтала, болтала,
Да не выболтала.

Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

Загадки "Звук Л"

Светит ночью нам она,
Ярко-жёлтая... (луна)

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а... (лук)

Снег идёт. Зима всё ближе.
Покупай коньки и (лыжи)

В огород пришли ребята
Будет им нужна... (лопата)

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»

Цель: автоматизация звука Л в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закреплять знание артикуляционного уклада при произнесении звука Л, закреплять умение образовывать множественное число имени существительного, закреплять умение подбирать предметы по аналогии, совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, голос, зрительное восприятие, мышление, мелкую моторику,

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать усидчивость, интерес к дальнейшей работе на фоне успешно выполненных заданий.

Оборудование: карточка с яблоней со слогами, ромашка, карандаш, мяч, карточка с окошками, для автоматизации звука Л в середине слова, карточка для автоматизации звука Л во фразе.

Ход работы:

    Организационный момент.

Л : Здравствуй, Игорь! Я очень рада тебя сегодня видеть таким бодрым, красивым и веселым.

    Массаж лицевой мускулатуры и мимическая гимнастика.

Л: Давай немного разомнемся

"Удивилки" - поднять брови.
"Поразилки" - поднять брови, открыть рот.
"Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом.
"Хмурилки" - нахмурить брови.
"Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки.
"Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз

    Работа над дыханием .

    Упражнение «Ежик». Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик). Выдох мягкий, непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз.

    Губы «трубкой». Полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные мышцы. Губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до отказа. Сделать глотательное движение. Пауза в течение 2-3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.

    Артикуляционная гимнастика.

Л: Чтобы произносить звуки правильно и красиво, начнём занятие с артикуляционной гимнастики.

    Улыбочка. Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5 -10. Затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза

    Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Ниж няя челюсть при этом неподвижна.

    Маляр . Улыбнуться, открыть рот. Широким кон чиком языка погладить нёбо от зубов к гор лу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

    Чистим верхние зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончи ком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

    «Пароход гудит». Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

    «Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

    «Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

    Сообщение темы занятия.

Л: Давай вспомним, с каким звуком мы работали на прошлом занятии?

И: Со звуком Л.

Л: Правильно. Сегодня мы продолжим работать со звуком Л, но будем учиться произносить его не только в словах, но и предложениях.

    Уточнение артикуляции звука. Изолированное произношение и последующая характеристика.

Л: А давай вспомним, какую характеристику мы давали этому звуку?

И: Звук Л согласный, твердый, звонкий.

Л: Когда мы произносим звук Л губы открыты - Зубы разомкнуты - Кончик языка поднят за верхние зубы. Воздушная струя идет по бокам языка - Голос звенит (рука на горле) Повтори Л-л-л-л-л.

И: Л-л-л-л-л

    Введение звука в слоги, слова.

Л: Я хочу угостить тебя вкусными и спелыми яблоками. Но на яблоне есть спелые и неспелые яблоки. Чтобы ты не ошибся, собрал только спелые яблоки, я подписала их. Читай слоги на яблоках. Неспелые яблоки те, на которых написан слог АЛ. Их обведи зеленым карандашом и пририсуй к ним листики, пусть они дозревают. Обведи желтым карандашом спелые яблоки (с остальными слогами) и нарисуй от них стрелки в лукошко.

    Автоматизация звука Л в начале слова.

Л: Молодец, ты собрал все спелые яблоки. А теперь посмотри на стол перед тобой лежит ромашка. Тебе нужно сорвать лепестки с изображением предметов, в названии которых есть звук Л.

(Картинки на ромашке: Ласточка, ваза, карандаш, лопата, лук, варежки, часы, ландыш)

    Автоматизация звука Л в конце слова. Игра с мячом.

Л: А теперь, предлагаю поиграть в мяч. Я буду кидать тебе мяч и называть слово во множественном числе, а ты должен будешь сказать в единственном числе. Например, конфеты-конфета.

Л: Столы-

И: Стол.

Л: Уколы-

И: Укол.

Л: Полы-

И: Пол.

Л: Залы-

И: Зал.

Л: Пеналы-

И: Пенал.

Л: Голы-

И: Гол.

Л: Бокалы-

И: Бокал.

    Физминутка.

Мы с тобой хорошо поработали, давай немного отдохнем и разомнемся.

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

    Автоматизация звука Л в середине слова.

Л: А теперь давай поиграем. Тебе нужно назвать картинки, нарисованные в окошках, а затем подобрать недостающую картинку по аналогии и провести от нее стрелочку в пустое окошко.


    Автоматизация звука Л во фразах.

Л: Следующее упражнение называется «Загадки». Твоя задача узнать, о чем я говорю. Я буду называть первое слово, а ты должен подобрать второе подходящее, а затем назвать все словосочетание полностью.

Л: Полный..

И: Флакон. Полный флакон.

Л: Веселый..

И: Солдат. Веселый солдат.

Л: Сломанный..

И: Самосвал. Сломанный самосвал.

Л: Шелковая..

И: Блузка. Шелковая блузка.

Л: Теплый..

И: Тулуп. Теплый тулуп.

Л: Спелая..

И : Клубника. Спелая клубника.


    Автоматизация звука Л в предложениях.

Л: Молодец, ты очень ловко справился с заданием, но впереди еще одно, последнее. Я решила тебя повеселить и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Л: Салат ел Милу.

И: Мила ела салат.

Л: Пол упал на стул.

И: Стул упал на стол.

Л: Футбол уехал на папу.

И: Папа уехал на футбол.

Л: Ладони вымыли Клаву.

И: Клава вымыла ладони.

Л: Лук полол Милу.

И: Мила полола лук.

    Подведение итогов занятия.

Л: Наше занятие подошло к концу. Я хочу тебя похвалить, ты сегодня очень хорошо поработал. Скажи, пожалуйста, какой звук сегодня мы закрепляли?

И: Звук Л.

Л : А какое задание тебе понравилось больше всего?

И : (отвечает)

Л : Всего хорошего, можешь идти.

Произносите предложения:

Мила ела салат. Луша взяла лопатку. Ласточка свила гнездо. Мама сделала молочную лапшу. Мила вымыла ладони, причесала волосы. Около палаток лопухи и полынь. Луша полола лук и свеклу. Мила видела слона. Слава идет в кладовую за веслами. В глубоком колодце вода холодная. В лавке спелые и сладкие яблоки. Володя — смелый пловец. Клава надела на голову белый платок.

Кукла Мила (пересказ текста)

Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась: голубые глаза, светлые волосы, голубое платье, голубые башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала ее и обувала. Мыла ей голову и расчесывала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала.
Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила ее. Поплакала Луша, но куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.

Голубой платок (пересказ текста)

Мила купила голубой платок. Он был гладкий, шелковый, с кистями — загляденье! Мила хотела надеть платок в школу. Когда Мила достала платок с полки, он оказался мятым. Стала Мила гладить платок. Но тут зазвонил телефон. Мила выбежала из комнаты, а утюг оставила на платке. Когда Мила вошла в комнату, она поняла, что голубого платка у нее не стало!

Закрепление твердого звука Л в обратных слогах

Произносите предложения:

Дядя Михаил коня напоил. Дедушка Нил поймал рой пчел. Павел поймал галку. Брат уехал на футбол. Вова поставил бутылку на пол. Папа купил елку. Стул упал на пол, и я испугался. Дятел долбил кору и искал жуков. На елке Павел увидел белку. Михаил играл в футбол и забил в ворота гол. Дядя Нил повязал галстук и вышел. Отец поехал на вокзал.

Кот (пересказ текста)

Наш кот любит поспать. Вот он вошел в дом и пошел под лавку. Растянулся. укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот, зевнул и потянулся. А потом стал умываться.

За ягодами (пересказ текста)

Михаил взял кузовок и пошел за ягодами. Долго Михаил был в бору. Набрал ягод и устал. Сел Михаил под елку. Где-то дятел долбил кору. Он искал жуков. Потом Михаил увидел зайца. Заяц от страха присел, а потом поскакал. Отдохнул Михаил, встал, взял кузовок и пошел. По дороге увидел на елке белку. Взял шишку и кинул в белку. Белка убежала.

Закрепление твердого звука Л в прямых и обратных слогах

Произносите предложения:

Во дворе лаял пес. По реке плыл плот. Котенок лакал молоко. Павел пригладил волосы. Нил получил письмо от Михаила. Павел сам выгладил полотенца и платки. Летом я молотил зерно и работал на веялке. Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке. Солдат доложил, что выполнил задание. Петя сломал, а потом наладил велосипед. Володя забыл, куда положил пенал. Кот ловил мышку, но не поймал — мышка убежала. Кол около стола, стол около кола. Вот веселый колобок покатился, как клубок.

Рыболов (пересказ текста)

Захотел Володя половить рыбу. Он знал места, где водится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Остановился около омута. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась всякая: и мелкая, и крупная. Наловив много плотвы, Володя смотал удочку, толкнул лодку и поплыл домой.

Пропавшие продукты (пересказ текста)

Это было летом. Мама Володи уехала из дома по делам. Сыну она оставила деньги и велела сходить в магазин. Володя должен был купить два пакета молока, две пачки масла и упаковку сметаны. Володя взял сумку и пошел в магазин. Он купил масло, сметану и молоко. Когда Володя заходил в подъезд, его окликнули знакомые мальчишки: «Володька, выходи, в футбол поиграем!» Володя вбежал в кухню, кинул сумку на пол и тут же выскочил на улицу. Через полчаса в тепле, без холодильника молоко скисло, масло потекло, а сметана стала жидкая и невкусная. А жалко!

Белка (пересказ текста)

Клава гуляла в лесу и увидела белку. Белка сидела на елке и лукаво поглядывала на Клаву. Клава вынула из сумки конфету и показала белке. Та ловко спустилась с елки и уселась на ладонь Клавы. Клава погладила белку. Белка схватила конфету и унесла ее в дупло.
Дома Клава глядела на ладонь и вспоминала, какие лукавые были у белки глазки.

– звук позднего онтогенеза. Его появление в норме возможно к 6-6,5 годам.

Но по данным наших наблюдений своевременное появление звука Л значительно отсрочено, и не всегда полноценно формируется без специальной помощи.

Нарушение звука Л бывают разнообразные:

  • Как полное отсутствие звука «Л»,
  • Так и его искажение (межзубный, носовой, двугубный) — ламбдацизм,
  • Встречаются и замены звука Л на другие звуки – Р «рак» — «лак», Л (мягкий) «лак»-«ляк», В «лодка» — «водка» такие замены характеризуют нарушение параламбдацизм .

Основными причинами нарушения звука Л называют:

  • короткая подъязычная связка;
  • слабость мышц языка;
  • нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи.

Методика постановки звука Л

В методике постановке звука Л необходимо придерживаться следующей схемы работы:

Логопату объясняют характерные особенности артикуляции звука Л , и подкрепляют зрительно:

«Когда мы правильно говорим звук Л: кончик языка поднимается к верхним передним зубам, прижимается к передним зубам, толкает зубки, губы улыбаются и видны все зубы».

Закрепляем в упражнение «Силач»: кончик языка поднимаем к верхним зубам, упираемся в верхние зубы и с силой толкаем со звуком [Л-Л-Л].

Закрепляем в упражнении «Звук Л путешествует по дорожкам»: логопед пишет 3 буквы Л и от них дорожки.

С ребенком придумываем, куда придет звук Л по каждой дорожке. Ребенок ставит пальчик на дорожку, а язык на место правильной артикуляции звука Л. Даем инструкцию: «Сколько пальчик бежит по дорожке, столько мы поем «Л-Л-Л».

Наклеиваем ребенку в тетрадь 3 картинки со звуком Л:

Примечание: если звук дается легко, ребенок сразу правильно принял положение (это характерно для дислалии), то автоматизировать можно в прямых слогах и словах сразу.

ла ал ала
ло ол оло
лу ул улу
лы ыл ылы

Объясняем, сначала рот широко открывается на «А», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

ал – ал – ал

Объясняем, сначала рот открываем на «О», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

Объясняем, сначала губы вытягиваем в трубочку на «У», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

Объясняем, сначала губы растягиваем на «Ы», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

Бал, вал, дал, жал, зал, мал, стал, спал, упал, устал, бокал, стучал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, металл, вол, гол, кол, пол, стол, укол, чехол, щегол, футбол, гул, дул, стул, аул, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, ныл. Был, выл, мыл, забыл, завыл, мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, вел, шел, ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил и т.д.

Примечание: не мене 80 слов, которые отрабатываться на занятии и записываются для повторения дома. Родителям показывают, что в конце каждого слова ребенок поднимает кончик языка за верхние зубы.

Этап автоматизации Л в словах с обратным слогом в середине слова:

Галка, палка, скалка, фиалка, холм, булка гулко, обулся, тянулся, мылся т.д.

Следующий этап автоматизации – словосочетания в которых есть слова со звуком «Л» в конце слов:

Музейный зал
Канатный узел
Вымыть пол
Стоит осел
Галка птица
Новая полка
Рыжая белка и т.д.

Требования к словосочетаниям: звук Л встречается только в одном слове, стоит только в обратном слоге, порядок слов значения не имеет.

Когда материал с словосочетаниями в обратном слоге усвоен, следующим этапом становиться автоматизация прямого слога с звуком «Л» :

Ла-ла-ла
Ло-ло-ло
Лу-лу-лу
Лы-лы-лы

А также по слоговой таблице в определенной последовательности:

Ла ал ала
Ло ол оло
Лу ул улу
Лы ыл ылы

Слова со звуком Л в начале слова:

Лапа, лама, лаз, лопат, лак, ласточка, ландыш, лоб, лом, лось, лодка, локоть, лошадь и т.д.

Эффективность автоматизации звука Л напрямую зависит не только от качественно подобранных слов, но также от количества базового материала. Рекомендуем использовать не менее 80 слов каждой автоматизируемой группы.

Слова в интервокальной позиции:

Юла, зола, вела, дела, жила, пила, кулак, калач, салат и т.д.

Повторяем так же, количественно соблюдая нормы.

Автоматизации в словах со стечениями согласных:

кла кло клу клы
пла пло плу плы
тла тло тлу тлы
шла шло шлу шлы
склад
склон
клубок
сплав
стлать
сплутовать

Автоматизация в словосочетаниях (40-45 словосочетаний):

Лоб лошади
Лоцман в лодке
Локоны у Лоры
Ломтик в ложке
Ловкий лодочник

Автоматизация в предложениях: 20-25 предложения.

Мила долго мыла полы.
На лошадь надели седло
Стул упал.

Автоматизация в рифмовках, пословицах и поговорках (не мене 10-15 для повторения и заучивания):

Павел мал — с лавки упал.
Полная луна на небе одна.
Данила боиться мыла.
Где много слов, там мало дела.
Кто не глуп, тот на слова скуп.

Автоматизация в стихотворениях (3-4 для заучивания и проговаривания):

Все бело, бело, бело,
Много снега намело.
Вот веселые деньки,
Все на лыжи и коньки.

Автоматизация в коротких рассказах и сказках (3-4 произведения):

Например:

«Лев и мышь» Л. Толстой
«Лиса и козел» сказка
«Косточка» Л. Толстой

Автоматизация как работа считается оконченной, и мы рекомендуем родителям поправлять ребенка в словах с полученным звуком в обиходной речи еще от 3-6 мес., так как это период, в который звук «приживается» окончательно. А также разучивать рифмовки, чистоговорки.

В среднем курс коррекции звука с неотягощенным диагнозом составляет – 5 занятий, в осложненных случаях 10-12 занятий – по 30 минут.

Маленькие хитрости:

  • Если у ребенка «в» вместо «л» на этапе «слоги-слова», иногда и первые словосочетания — марлевой стерильной салфеткой захватить нижнюю губу и весь материал проговаривать, акцентируя внимание на подъеме кончика языка за верхние зубы. Пальцами оттягивая нижнюю губу вниз. Тем самым «разрывая» рефлекс «губной», заменяя на верхний подъем языка. Ребенок быстро переключается и привыкает.
  • Если у ребенка слабая мотивация на подъем кончика языка за верхние зубы: укладываем ребенка на кушетку, захватываем марлевой салфеткой и верхнюю и нижнюю губу — «оголяем зубы», повторяем с ребенком речевой материал, следим за четким подъемом кончика языка за верхние зубы.
  • Если «Л» всегда мягкий:

А) Просим ребенка повторять речевой материал с сильно высунутым языком, зубы соприкасаются почти со спинкой языка. В тоже время ведется фонематическая работа. Далее кончик языка постепенно заводится за верхние зубы.

Б) Второй способ: прикусывать острый кончик языка на звук «Л» в автоматизируемом материале.

Примерная структура логопедического занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика – 5-7 минут.
  2. Поэтапная постановочная и автоматизированная работа – 15 минут от занятия. На этапе автоматизации включает 5 минут повторения заданий прошлого урока, 10 минут новый материал.
  3. Фонематическая работа – 10 минут.

Домашнее задание

Правильное положения органов артикуляции при произношении звука Л

    Губы улыбаются

    Язычок в форме лопаточки упирается передние зубы или находится между передними зубами

    Повтори слоги. (взрослый произносит, ребенок повторяет)

ЛА-ЛА-ЛА АЛ-АЛ-АЛ

ЛУ-ЛУ-ЛУ УЛ-УЛ-УЛ

ЛО-ЛО-ЛО ОЛ-ОЛ-ОЛ

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ

    Где в словах прячется звук Л, если звук Л прячется в начале слова, то раскрась синим цветом первый квадратик, если звук Л прячется в середине слова, то раскрась синим цветом второй квадратик, а если звук Л прячется на конце слова, то раскрась синим цветом последний квадратик. Раскрась картинки. (взрослый в случаи необходимости оказывает помощь ребенку, произнося вслух слова, выделяя голосом, звук Л. Следите за правильным произношением звука Л.

Домашнее задание

    Найди и вклей только те картинки в названии которых есть звук Л. Определи места звука Л в слове. Если звук Л стоит в начале слова то раскрась синим цветом первый квадратик, если в середине слова то раскрась синим цветом второй квадратик, если на конце слова, то раскрась синим цветом третий квадратик. (взрослый оказывает ребенку в случаи необходимости помощь, но не выполняет задание за него)

Образец: (стул)

В слове стул звук Л стоит в конце слова, значит, раскрашиваем последний квадратик синим цветом.


Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика (упражнения для органов участвующих в образовании звуков) Выполнять ежедневно в течении 5 минут перед зеркалом. Упражнения на стр. 1 Особое внимание уделить упражнениям: «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Маляр»

    Массаж кончиков пальцев рук. Кончик каждого пальца хорошенько растереть (выполнять каждый день)

    Где в слове прячется звук Л? Если звук Л прячется в начале слова, то раскрась, синим цветом первый квадратик, если в середине, раскрась синим цветом синий квадратик, если в конце раскрась синим цветом последний квадратик. (Если необходима, то оказать ребенку помощь, но не выполнять задание за него)

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика (упражнения для органов участвующих в образовании звуков) Выполнять ежедневно в течении 5 минут перед зеркалом. Упражнения на стр. 1 Особое внимание уделить упражнениям: «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Маляр»

    Массаж кончиков пальцев рук. Кончик каждого пальца хорошенько растереть (выполнять каждый день)

    Назови и раскрась только те предметы, в названии которых есть звук Л

Следить за тем, чтобы ребенок правильно произносил звук Л и не пропускал его в произношении слова.)

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика (упражнения для органов участвующих в образовании звуков) Выполнять ежедневно в течении 5 минут перед зеркалом. Упражнения на стр. 1 Особое внимание уделить упражнениям: «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Маляр»

    Массаж кончиков пальцев рук. Кончик каждого пальца хорошенько растереть (выполнять каждый день)

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Л в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    Скажи на оборот. (ребенок произносит а взрослый записывает)

Пьеро печальный, а Буратино … ______________________ (веселый)

Дедушка старый, а парень … _________________________ (молодой)

Кощей худой, а царь …______________________________(толстый)

Чай тёплый, а мороженное …_________________________(холодное)

Перец горький, а торт … ____________________________(сладкий)

    Составь предложение о Ларисе по образцу. (ребенок составляет предложение взрослый записывает)

Образец: Лариса…ландыш – Лариса сорвала ландыш

    _____________________________________________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание

Учимся слышать выделять и произносить звук Л

    Артикуляционная гимнастика на стр.1 в тетради

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги.

ЛА-ЛА-ЛА АЛ-АЛ-АЛ

ЛУ-ЛУ-ЛУ УЛ-УЛ-УЛ

ЛО-ЛО-ЛО ОЛ-ОЛ-ОЛ

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ

    Сделай звуковую схему слов. Раскрась картинки. Придумай с каждым из этих слов предложения (взрослый в случаи необходимости оказывает помощь. Ребенок составляет предложение, а взрослый записывает его в тетрадь.)

СЛЕДИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗА РЕЧЬЮ РЕБЕНКА, ИСПРАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА, ЕСЛИ ОН В СЛОВАХ НЕ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТ ЗВУК Л

Домашнее задание

Учимся слышать выделять и произносить звук Л

    Артикуляционная гимнастика на стр.1 в тетради

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги и слова. (следить за правильным произношением звука Л)

ЛА-ЛА-ЛА АЛ-АЛ-АЛ ЛУ-ЖА

ЛУ-ЛУ-ЛУ УЛ-УЛ-УЛ ЛОБ

ЛО-ЛО-ЛО ОЛ-ОЛ-ОЛ МЕЛ

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ ЛЫ-ЖИ

    Назови ласково

ЛОБ –

ЛУК –

ЛОДКА –

ЛАМПА-

ЛОЖКА –

МЕЛ –

ВИЛКА –

    С тремя словами составь предложение (ребенок составляет, а взрослый записывает)

    Выучи чистоговорку (следить за правильным произношением слов со звуком Л)

Ла-ла-ла – осень к нам пришла

Ул-ул-ул – ветерок подул

Ло-ло-ло – на улице еще тепло