Юбки

Учреждение государственной думы 20 февраля 1906. Социально-экономическое и политическое развитие Российской империи в конце XIX - начале XX века

БОЖИЕЙ МИЛОСТЬЮ,

МЫ, HИКОЛАЙ ВТОРОЙ,

ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ

ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ,

и прочая, и прочая, и прочая.

Объявляем всем Нашим верным подданным:

Манифестом 6 Августа 1905 года Мы возвестили о созыве Государственной Думы из выборных от населения, утвердив того же числа ее учреждение. Манифестом 17 Октября минувшего года Мы предоставили Государственной Думе новые в делах законодательства полномочия. С тем вместе Нами одобрено предположение о переустройстве Государственного Совета на началах видного участия в нем выборных от населения.

Исполняя таковое намерение Наше, Мы повелели выработать необходимые вследствие того в учреждение Государственного Совета изменения, а также подвергнуть пересмотру учреждение Государственной Думы для согласования его с началами, 17 Октября прошлого года Нами провозглашенными. Труд сей ныне исполнен.

К участию в законодательной деятельности Государственного Совета - призываются, в равном числе членами, присутствующими в нем по назначению Нашему, выборные члены от духовенства господствующей в России Православной Церкви, от дворянства и земства, а также представители науки, торговли и промышленности.

В сем обновленном составе Государственному Совету предоставляются в делах законодательства равные с Государственною Думою права. Сохраняя незыблемым коренное положение Основных Государственных Законов, на основании коего никакой закон не может иметь своего совершения без Нашего утверждения.

Мы постановляем впредь общим правилом, что, со времени созыва Государственного Совета и Государственной Думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы. Но во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совете Министров представляет о ней Нам непосредственно.

Мера эта не может, однако, вносить изменения ни в Основные Государственные Законы, ни в учреждении Государственного Совета или Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим Министром или Главноуправляющим отдельною частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы Соответствующей принятой мере законопроект или его не примут Государственная Дума или Государственный Совет.

Предстоящую совместную сих высших государственных учреждений деятельность Мы устанавливаем на следующих главных основаниях:

Государственный Совет и Государственная Дума ежегодно созываются и распускаются указами Нашими.

Государственный Совет проверяет полномочия своих членов по выборам. Равным образом Государственная Дума проверяет полномочия своих членов. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом Государственного Совета и членом Государственной Думы.

Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенному предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издание новых законов, за исключением Основных Государственных Законов, почин пересмотра коих Мы сохраняет за Собою.

Законодательные предположения рассматриваются в Государственной Думе и, по одобрению ею, поступают в Государственный Совет. Законодательные предположения, предначертанный по почину Государственного Совета, рассматриваются в Coвете и, по одобрению им, поступают в Думу.

Законодательные предположения, одобренные Государственным Советом и Государственною Думою, представляются на Наше усмотрение. Законодательные предположения, не принятия Государственною Думою, признаются отклоненными.

Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными.

В развитии сих главных оснований предначертаны и Нами утверждены постановления об изменении учреждения Государственного Совета, а также пересмотренное, по указаниям Нашим, учреждение Государственной Думы. Узаконения сии Мы повелели Правительствующему Сенату обнародовать во всеобщее сведение.

О порядке обсуждения законопроектов, общих Империй и Великого Княжества Финляндского, Нами в свое время будут преподаны надлежащие указания.

Призывая благословение Божие на предпринимаемое Нами великое преобразование в государственном строе дорогого Отечества, Мы уповаем, что открываемые Нашим верным подданным пути к участию, через выборных, в единении с Нами, в делах законодательства приведут к возрождению духовных и материальных сил России и к утверждение в ней порядка, спокойствия и благосостояния, а с тем вместе к упрочению единства и величия Государства.

Дан в Царском Селе, в 20-й день Февраля, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот шестое, Царствование же Нашего в двенадцатое.

На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано: "НИКОЛАЙ" .

Первый вариант Учреждения Государственной думы (т.е. положения о ней) был составлен весной – летом 1905 г. для законосовещательной ("Булыгинской") думы. Он был написан под руководством министра внутренних дел А.Г.Булыгина помощником начальника главного управления по делам местного хозяйства С.Е.Крыжановским. На этом этапе были отклонены предложения многих сановников и консервативных публицистов о включении выборных в Государственный совет, т.к это вело либо к низкой представительности, либо к растворению назначаемых членов в сотнях выборных. Было признано неудобным созвать Земский собор из опасения его выхода из-под контроля правительства, а также некомпетентности его членов.

Затем проект Булыгина-Крыжановского был одобрен Советом министров под председательством гр. Д.М.Сольского (с поправками о запрете Думе инициировать пересмотр Основных законов, праве императора на досрочный роспуск палаты и др.) и Петергофским особым совещанием под председательством императора (также с поправками об отмене утверждения императором председателя Думы и др.) и 6.8.1905 утвержден Николаем II.

Учреждение предусматривало, что Дума создается "для предварительной разработки законодательных предположений, восходящих по силе Основных законов через Государственный совет к верховной самодержавной власти". Дума наделялась совещательными полномочиями: ее заключение по законопроектам и мнения по ним, высказанные в Государственном совете, подлежали докладу императору, который должен был принимать окончательное решение. Законопроекты, признанные неприемлемыми обеими палатами большинством 2/3 голосов, должны были считаться отклоненными.

После издания Манифеста об усовершенствовании государственного порядка 1905 г. (см.) Учреждение было переработано Крыжановским, без существенных поправок одобрено совещанием гр. Сольского (из министров и нескольких членов Государственного совета) и II Царскосельским особым совещанием под председательством Николая II и утверждено им 20.2.1906. Закон действовал до 1917 г. В 1908 в него были внесены поправки, указанные в примечаниях. Текст приводится полностью.

Глава I. О составе и устройстве Государственной думы

1. Государственная дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к верховной самодержавной власти по силе Основных государственных законов и в порядке, установленном в сем Учреждении и в Учреждении Государственного совета .

2. Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в Положении о выборах в Думу .

3. Государственная дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий её членов распущена указом императорского величества. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время её созыва .

4. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки их перерыва в течение года определяются указами Императорского Величества .

5. Государственная Дума может для предварительной разработки подлежащих её рассмотрению дел образовывать из своей среды отделы и комиссии.

6. Число отделов и комиссий, их состав, а также предметы их ведомства устанавливаются Государственною Думою .

7. Для законного состава заседаний Государственной думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава членов Думы.

8. Расходы по содержанию Государственной Думы относятся на счет государственного казначейства.

Глава II. О председателях Государственной Думы, её отделов и комиссий

9. Председатель Государственной думы и два его товарища избираются Думою из числа её членов на год, по истечении коего те же лица могут быть вновь избираемы. Председатель, кроме указанного в статье 3 случая, исполняет свои обязанности впредь до нового выбора председателя. Избранный на последний год на пятилетия (ст. 2) Председатель исполняет свои обязанности до окончания пятилетия. В случае отсутствия председателя его обязанности исполняет один из его товарищей, постановлением Думы к тому назначенный .

10. Председатель Государственной думы всеподданнейше повергает на высочайшее благовоззрение о занятиях Думы .

11. Председатели отделов и комиссий (ст. 3) избираются ими из своей среды.

12. Для соображений общих возникающих относительно деятельности Государственной думы вопросов под председательством ее председателя состоит Совещание, в состав коего входят товарищи председателя Думы, а равно секретарь Думы и один из его товарищей, постановлением Думы к тому назначенный .

Глава III. О членах Государственной думы

13. Члены Государственной думы при вступлении в Думу дают торжественное обещание по прилагаемой при сем форме (прил. 1).

14. Члены Государственной думы пользуются полною свободою суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями.

15. Член Государственной думы может быть подвергнут лишению или ограничению свободы не иначе как по распоряжению судебной власти , а равно не подлежит личному задержанию за долги.

16. Для лишения свободы члена Государственной думы во время её сессии должно быть испрошено предварительное разрешение Думы, кроме случая привлечения члена Думы к ответственности в порядке, указанном в статье 22, равно как случая задержания при самом совершении преступного деяния или на следующий день .

17. Член Государственной думы может отказаться от сего звания, заявив о сем письменно председателю Думы. Член Думы, отказавшийся дать торжественное обещание при вступлении в Думу (ст. 13), почитается сложившим с себя свое звание .

18. Член Государственной думы выбывает из её состава в случае: а) утраты русского подданства; б) утраты ценза, дающего право на участие в выборах ; в) поступления на действительную военную службу ; г) назначения по гражданской государственной службе на должность, соединенную с определенным окладом содержания, за исключением должностей министров и главноуправляющих отдельными частями .

19. Сверх указанных в предшедшей (18) статье случаев член Государственной думы выбывает из её состава в случае наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1, 2, 5. 6 и 7 статьи 7 Положения о выборах в Думу .

20. Член Государственной Думы временно устраняется от участия в её собраниях в случае: а) привлечения к следствию или суду по обвинению в преступных деяниях, означенных в пункте а статьи 7 Положения о выборах в Думу или влекущих за собою отрешение от должности, и б) объявления несостоятельным должником впредь до определения свойства несостоятельности.

21. Член Государственной думы признается выбывшим из её состава (ст. 18 и 19), равно как временно устраняется от участия в её собраниях (ст. 20) по постановлению Думы.

22. Члены Государственной думы за преступные деяния, совершенные при исполнении или по поводу исполнения обязанностей, лежащих на них по сему званию, привлекаются к ответственности в порядке и на основаниях, установленных для привлечения к ответственности высших чинов государственного управления (Учр. Гос. Сов., ст. 86-95) .

23. Членам Государственной думы в течение ее сессии производится суточное из казны довольствие в размере десяти рублей в день каждому. Сверх того, членам Думы возмещаются из казны раз в год путевые издержки по расчету пяти копеек на версту от места их жительства до С.-Петербурга и обратно. Члены Думы, занимающие вместе с тем должности министров или главноуправляющих отдельными частями, не получают упомянутого суточного довольствия .

Глава IV. О секретарях Государственной думы, ее отделов и комиссий, о канцелярии Думы и состоящих при ней лицах.

24. Секретарь Государственной Думы и его товарищи избираются Думою из числа её членов на пять лет (ст. 2) и исполняют свои обязанности впредь до выбора секретаря и его товарищей новым составом Думы .

25. Секретари отделов и комиссий (ст. 5) избираются ими из своей среды .

26. Для производства дел по Государственной думе состоит при ней канцелярия.

27. Управление Канцелярией Государственной Думы возлагается на секретаря Государственной Думы. Труды его разделяют товарищи секретаря Думы . В случае, указанном в статье 3, управление канцелярией Думы возлагается, впредь до избрания секретаря новым составом Думы, на государственного секретаря .

28. Исполнение последовавших со стороны председателя Государственной думы распоряжений в видах поддержания порядка в её помещениях возлагается на пристава Думы и его помощников, которые исполняют также распоряжения председателей Думы, её отделов и комиссий для охранения порядка в их заседаниях .

29. Пристав Государственной думы и его помощники в числе, определенном штатом, назначаются председателем Думы .

30. Правила о порядке назначения и увольнения служащих в канцелярии Государственной Думы и состоящих при ней лиц, а равно о прохождении ими службы при сем прилагаются.

Глава V. О предметах ведения Государственной Думы

31. Ведению Государственной Думы подлежат:

1) предметы, требующие издания законов и штатов , а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

2) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, на основании установленных правил ;

3) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи ;

4) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующем Высочайшего соизволения;

5) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за eе счет ;

6) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов ;

7) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям .

Примечание. Ведению Государственной Думы подлежат также сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского или городского обложения против размера, определенного Земскими Собраниями и Городскими Думами (Пол. Зем. Учр., ст. 94, по Прод. 1906 г.; Гор. Пол., ст. 88, по Прод. 1906 г.; прил. I к ст. 1, прим. 3: ст. 6 и 78, по Прод. 1906 г.) .

32. Государственная Дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов (ст. 36–37), за исключением Основных государственных законов.

33. Государственная Дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными (ст. 58–60).

Глава VI. О порядке производства дел в Государственной Думе

34. Законопроекты или вносятся в Государственную Думу министрами либо главноуправляющими отдельными частями либо комиссиями, образованными из членов Думы (ст. б7), или же поступают в Думу из Государственного Совета (ст. 49).

35. Заседания общего собрания Государственной Думы, а также ее отделов и комиссий (ст. 3) назначаются, открываются и закрываются их председателями.

36. Суждения Государственной Думы по делу прекращаются, если оно постановлением Думы признано достаточно выясненным .

37. Председатель останавливает того из членов Государственной думы, который уклоняется от соблюдения порядка или уважения к закону. От председателя зависит объявить перерыв заседания или его закрыть.

38. В случае нарушения порядка членом Государственной думы он может быть удален из заседания или устранен на определенный срок от участия в собраниях Думы. Член Думы удаляется из заседания по постановлению общего собрания Думы, либо ее отдела или комиссии по принадлежности, а устраняется от участия в собраниях Думы на определенный срок не иначе как по постановлению общего ее собрания .

39. Во всех собраниях Государственной Думы могут присутствовать министры и главноуправляющие отдельными частями, но участвовать в голосовании они имеют право только в том случае, если состоят членами Думы.

40. Государственная Дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями за разъяснениями, непосредственно касающимися рассматриваемых ею дел. Министры и главноуправляющие имеют право отказаться от сообщения Думе разъяснений по таким предметам, кои по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению. Равным образом министры и главноуправляющие должны быть выслушаны в заседаниях Думы каждый раз, когда они о том заявят.

41. Разъяснения сообщаются в указанном предшедшею (40) статьею порядке министрами и главноуправляющими отдельными частями как лично, так и через их товарищей или начальников отдельных частей центрального управления. Сведения же по специальным предметам могут быть предъявляемы ими при содействии других должностных лиц, заведывающих делами по означенным предметам.

42. В заседания отделов и комиссий (ст. 3) ни посторонние лица, ни представители печати не допускаются .

43. Председателю Государственной Думы предоставляется разрешать присутствие в заседаниях общего ее собрания, кроме заседаний закрытых, посторонним лицам в числе, не превышающем количества отведенных для них мест с соблюдением установленных правил . От председателя Думы зависит разрешать с соблюдением тех же правил присутствовать в заседаниях общего её собрания, кроме заседаний закрытых, представителям выходящих в свет изданий повременной печати в числе не превышающем количества отведенных для них мест, но не более одного от отдельного издания. В заседаниях общего собрания Государственной Думы, кроме заседаний закрытых, имеют право присутствовать члены Государственного совета, сенаторы и особы дипломатического корпуса. В случае нарушения лицами, допущенными в заседание, правильности его хода они удаляются из заседания по распоряжению Председателя Думы.

44. Закрытые заседания общего собрания Государственной думы назначаются по постановлению общего её собрания или по распоряжению председателя Думы. По распоряжению председателя Думы закрытые заседания общего её собрания назначаются и в том случае, когда министр или главноуправляющий отдельною частью, предметов ведомства коих касается дело, подлежащее рассмотрению Думы, заявят, что оно по соображениям государственного порядка не должно подлежать оглашению.

45. Отчеты о всех заседаниях общего собрания Государственной думы составляются присяжными стенографами и по одобрении председателем Думы допускаются к оглашению в печати, кроме отчетов о закрытых заседаниях.

46. Из отчета о закрытом заседании общего собрания Государственной думы могут подлежать оглашению в печати те части, опубликование которых сочтет возможным либо председатель Думы, если заседание было объявлено закрытым по постановлению Думы или по распоряжению ее председателя, либо министр или главноуправляющий отдельною частью, если заседание было объявлено закрытым вследствие их о том заявления.

47. Законопроект, внесенный в Государственную Думу министром или главноуправляющим отдельною частью, может быть взят им обратно, доколе законопроекты не одобрен Думою. Законопроект, предначертанный по почину Думы, может быть взят обратно внесшим его министром или главноуправляющим не иначе, как с согласия на то Думы. Законопроект, предначертанный по почину Государственного совета и по его одобрении поступивший в Думу, не может быть взят обратно министром или главноуправляющим, внесшим такой законопроект в Совет.

48. Постановлением Государственной думы по рассмотренным ею делам почитается мнение, принятое в общем её собрании большинством голосов. В случае разделения голосов поровну производится новое голосование. Если и затем не получится большинства голосов, то голос председателя Думы дает перевес. Постановление Думы об отмене выборов в Думу по неправильности их получает силу в том случае, если принято большинством двух третей наличных членов Думы.

49. Законопроекты, поступившие в Государственную думу и ею одобренные, передаются в Государственный совет. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета и им одобренные, поступают в Государственную думу.

50. Законопроекты, не принятые Государственною думою или Государственным советом, признаются отклоненными.

51. В тех случаях, когда Государственная дума, не отклоняя предначертанного по почину Государственного совета и им одобренного законопроекта, признает необходимым ввести в него изменения, дело для нового его рассмотрения может быть по постановлению Думы либо возвращено в Государственный Совет, либо передано в особую комиссию, образуемую из равного числа членов от Государственного совета и Государственной думы по выбору Совета и Думы по принадлежности. В комиссии председательствует один из ее членов по выбору самой комиссии. Из комиссии дело с её заключением вносится в Государственный совет и получает дальнейшее движение в установленном порядке .

52. Законопроекты, поступившие в Государственную думу и одобренные как ею, так и Государственным советом, равно как законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета и одобренные как им, так и Государственною думою представляются императорскому величеству председателем Государственного совета .

53. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и не удостоившиеся высочайшего утверждения, не могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и отклоненные одним из сих установлений, могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии, если последует высочайшее на то повеление.

54. В том случае, когда заседание Государственной Думы не состоится по неприбытию положенного числа членов (ст. 7), подлежавшее рассмотрению дело, если оно признается внесшим его министром или главноуправляющим отдельною частью неотложным, назначается к новому слушанию не позднее двух после несостоявшегося заседания недель. При таком слушании дело рассматривается, каково бы ни было число прибывших в заседание членов Думы.

55. Об отмене или изменении действующего или издании нового закона члены Государственной думы подают письменное заявление ее председателю. К заявлению об изменении действующего или издании нового закона должен быть приложен проект основных положений предлагаемого изменения в законе или нового закона с объяснительною к проекту запискою. Если заявление это подписано не менее чем тридцатью членами, то председатель вносит его на рассмотрение Думы.

56. О дне слушания в Государственной думе заявления об отмене или изменении действующего или издании нового закона извещаются министры и главноуправляющие отдельными частями, к предметам ведомства которых заявление относится, с сообщением им копии с заявления и относящихся к нему приложений не позднее как за месяц до дня слушания.

57. Если Государственная дума разделяет изложенные в заявлении соображения о желательности отмены или изменения действующего или издания нового закона, то соответствующий законопроект вырабатывается и вносится в Думу подлежащим министром либо главноуправляющим отдельною частью. В случае отказа министра или главноуправляющего от составления такого законопроекта Думою может быть образована для его выработки комиссия из своей среды .

58. В сообщении сведений и разъяснений по поводу таких, последовавших со стороны министров или главноуправляющих отдельными частями, а равно подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными, члены Думы подают письменное заявление председателю Думы. Если заявление подписано не менее чем тридцатью членами, то председатель вносит его на обсуждение Думы.

59. Принятое большинством членов Государственной думы заявление (ст. 58) сообщается подлежащему министру или главноуправляющему отдельною частью, которые не далее одного месяца со дня передачи им заявления либо сообщают Думе надлежащие сведения и разъяснения, либо извещают Думу о причинах, по коим они лишены возможности сообщить требуемые сведения и разъяснения.

60. Если Государственная Дума большинством двух третей её членов не признает возможным удовлетвориться сообщением министра или главноуправляющего отдельною частью (ст. 59), то дело представляется председателем Государственного совета на высочайшее благовоззрение .

61. В Государственную Думу воспрещается являться депутатам, а также представлять словесные и письменные заявления и просьбы.

Глава VII. О внутреннем распорядке в Государственной думе

62. Подробности внутреннего распорядка в Государственной думе, предметы ведомства и порядок действия указанного в статье 12 Совещания, а также обязанности канцелярии Думы, её пристава и подведомственных ему лиц определяются Наказом, издаваемым Думою в развитие правил сего учреждения. Наказ сей публикуется во всеобщее сведение через Правительствующий сенат .

63. Правила о допущении в заседания Государственной думы посторонних лиц и об охранении в помещениях Думы должного порядка составляются по соглашению председателя Государственной думы с председателем Совета министров и утверждаются высочайшею властью.

Приложение к статье 13

Торжественное обещание членов Государственной думы.

«Мы, нижепоименованные, обещаем пред всемогущим Богом исполнять возложенные на нас обязанности членов Государственной думы по крайнему нашему разумению и силам, храня верность его императорскому величеству государю императору и самодержцу всероссийскому и памятуя лишь о благе и пользе России, в удостоверение чего своеручно подписуемся».

Приложение к статье 30

Правила о порядке назначения и увольнения служащих в канцелярии Государственной думы и состоящих при ней лиц, а равно о прохождении ими службы.

1. Канцелярия Государственной Думы состоит из делопроизводителей и их помощников, казначея, присяжных стенографов и писцов. Число служащих в канцелярии и оклады их содержания, а равно суммы на вознаграждение писцов и на канцелярские расходы определяются штатом.

2. Назначение и увольнение служащих в канцелярии принадлежит секретарю Государственной думы.

3. Не могут быть принимаемы на службу в канцелярию и состоять в ней на службе: а) не достигшие гражданского совершеннолетия; б) обучающиеся в учебных заведениях; в) иностранные подданные и г) лица, не допускаемые к выборам в Государственную думу на основании статьи 7 Положения о выборах в Государственную думу.

4. Лица женского пола могут быть допускаемы к занятиям в канцелярии только по письмоводству и счетоводству.

5. Делопроизводители канцелярии и их помощники назначаются из лиц, окончивших курс в одном из высших учебных заведений и пробывших на службе государственной или по выборам дворянским, земским и городским не менее трех лет.

6. Лица, поступающие на службу, приносят присягу на верность службы, если эта присяга не была ими принесена ранее.

7. Состоящим на службе в канцелярии воспрещается участие в учреждении всяких торгово-промышленных и кредитных установлений или в управлении ими, а также все вообще частные занятия, которые Совещание, указанное в статье 12 Учреждения Государственной думы, признает несовместимыми со службою в канцелярии Думы.

8. Из числа служащих в канцелярии доступ в заседания Государственной думы имеют сверх присяжных стенографов делопроизводители и их помощники.

9. Служащим в канцелярии воспрещается разглашать сведения, которые стали им известны по служебному их положению, если сведения эти оглашению не подлежат.

10. За нарушение служебных обязанностей служащие в канцелярии подлежат ответственности на основаниях, установленных для должностных лиц, состоящих на действительной гражданской государственной службе. Права и обязанности начальства сих должностных лиц принадлежат в отношении служащих в канцелярии Совещанию, указанному в статье 12 Учреждения Государственной думы.

11. Служащие в канцелярии и их семьи пользуются пенсиями и единовременными пособиями из казны применительно к постановлениям Общего Устава о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам.

12. Правила, изложенные в статьях 3, 6, 7 и 9-11имеют соответственное применение к приставу Государственной думы и его помощникам .

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. Т. 26. СПб., 1909. № 27424. Отделение 1. С. 150-154. Отделение 2. С. 58-59.

Манифестом 20 февраля 1906 года Николай II ограничил законодательные права Государственной думы. Законопроекты Думы должны были утверждаться Государственным советом и царем.

В марте 1906 г. были проведены выборы в I Государственную думу, в которую было избрано 179 кадетов. Вместе с близкими к ним партиями они стали самой крупной фракцией в Думе. Остальные депутаты распределялись между фракц

иями таким образом: 17 октябристов, 94 трудовика, 18 социал-демократов (меньшевиков), 100 беспартийных. Большевики бойкотировали выборы в Думу.

I Государственная дума открылась 27 апреля 1906 года. Председателем Думы был избран кадет профессор С.А. Муромцев. Кадеты поднимали вопросы о некотором расширении избирательных прав и свобод населения, о создании министерства, ответственного перед Думой, об амнистии политических заключенных. Крестьянские депутаты настаивали на немедленном обсуждении аграрного вопроса.

В мае министр внутренних дел И.Л. Горемыкин огласил в Думе декларацию с отказом на все пожелания депутатов.

По настоянию крестьянских депутатов в Думе началось обсуждение аграрного вопроса, Были представлены проекты его разрешения. Трудовики выступали за конфискацию у помещиков земли и передачу ее крестьянам. Кадеты предлагали отчуждение части помещичьей и государственной земли и передачу ее крестьянам за выкуп. Помещики стали требовать разгона Думы.20 июня было опубликовано сообщение царского правительства, подтверждающее неприкосновенность помещичьих земель.8 июля Указом Николая II Государственная дума была распущена. Горемыкин получил отставку. Главой правительства был назначен П.А. Столыпин.

В январе - феврале 1907 г. прошли выборы во II Думу. Было избрано 44 октябриста, 99 кадетов, 157 трудовиков и эсеров, 65 социал-демократов, 50 беспартийных.20 февраля 1907 года II Дума начала свою работу. Центральное место вновь занимал аграрный вопрос. Кадеты отказались от проекта аграрной реформы, предложенного в Первой Думе, и предлагали отдать крестьянам в собственность за выкуп часть помещичьих земель. Правые партии поддерживали политику правительства, выраженную в Указе от 9 ноября 1906 г. На основании этого Указа крестьянам предлагалось отказаться от общинного владения землей и перейти к частновладельческому, а помещичья собственность оставалась неприкосновенной. Большевики требовали конфискации всех помещичьих земель. Правительство Столыпина не желало идти ни на какие уступки в аграрном вопросе и прекратило обсуждение.

Воспользовавшись спадом революционной борьбы, царское правительство перешло в наступление.3 июня 1907 г. Дума была распущена. Был издан царский Указ о новых выборах в Государственную думу, который шел вразрез с Манифестом 17 октября 1905 г. События Зиюня 1907 г. были по существу государственным переворотом. В стране победу одержали правые силы. Первая революция в России потерпела поражение.

В стране разразилась реакция. Было объявлено чрезвычайное положение в более 70 губерниях. В стране происходили массовые аресты, действовали военно-полевые суды для расправы с участниками революционных событий. За 1906-1909 гг. царские суды вынесли более 5 тыс. смертных приговоров. В годы реакции было закрыто свыше 450 профсоюзов, запрещен выпуск 100 демократических газет и журналов.

Выборы в III Государственную думу производились на основе нового избирательного закона, утвержденного 3 июня 1907 г. Правительство увеличило число выборщиков от помещиков и буржуазии, урезав избирательные права рабочих и крестьян. Ограничивались права национальных окраин. Губернии и области Средней Азии, Сибири были лишены права выбора депутатов.

Выборы в III Думу начались в сентябре 1907 г. В результате было избрано: дворян - 201 чел., духовенства - 45 чел., купцов - 54 чел., крестьян - 98 чел., мещан и представителей других сословий - 48. Партийный состав был следующим: монархистов - 137, октябристов - 132, кадетов - 118, трудовиков - 14, социал-демократов - 18, беспартийных - 27. Заседание Думы открылось 1 ноября 1907 г. Председателем был избран октябрист Н.А. Хомяков. За время своего существования Дума рассмотрела 2500 правительственных законопроектов и одобрила 2200. III Дума полностью поддерживала правительство в вопросах внутренней и внешней политики.

7. Реформы П.А. Столыпина

После третьеиюньского переворота в России правительство П.А. Столыпина искало новые пути выхода из сложившегося кризиса.

Свою деятельность П.А. Столыпин, будучи сторонником либеральных реформ, начал с борьбы против революции. Он ввел военно-полевые суды. Появились специальные «столыпинские вагоны», перевозившие в Сибирь арестантов. Столыпин хорошо понимал, что революционное движение вызвано объективными причинами, которые можно устранить только путем реформ. На заседании Государственной думы, обращаясь к представителям левых партий, он заявил: «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия». Столыпин хотел модернизировать Россию, вывести ее на уровень европейских стран преимущественно за счет внутренних ресурсов, а не только иностранной помощи. Петр Аркадьевич разработал план реформы управления Российской империей, рассчитанный на 1910-1920 годы, включающий предоставление автономии национальным окраинам. Многие преобразования он успел осуществить.

Ядро столыпинской политики составила аграрная реформа.

Основные положения реформы были изложены в царском Указе от 9 ноября 1906 года. По новому закону каждый крестьянин имел право выйти из общины и закрепить свой надел в личную собственность. Выйдя из общины, крестьянин имел право на сведение разрозненных полос земли в один участок - отруб. Крестьянин мог переселиться за пределы села, на хутор. По мнению Столыпина, в деревне важно было создать широкий слой богатых крестьян-фермеров, которые наряду с помещиками стали бы социальной. базой конституционного самодержавия. Крестьянам предоставлялось право продавать свои наделы.

В целях создания большого числа хуторов и отрубов правительство предоставило право крестьянам покупать земли через крестьянский банк. Всего за 1907-1915 гг. из фонда было продано 3 млн.736 тыс. десятин, разделенных на 270 340 хуторских и отрубных участков.

Продажа крестьянам земли оказывалась возможной только при предоставлении им банком ссуды в размере 90-95% цены приобретаемого участка. Предоставляя эту ссуду, банк требовал оплаты остающейся суммы. Правительство в принудительном порядке начало разрушать общинное крестьянское землевладение. В 1906-1916 гг. с общинного владения в частное удалось перевести около 2,5 млн. дворов.

Крестьяне сопротивлялись аграрной политике правительства. Большинство из них не умело действовать единолично и боялось лишиться помощи общины.

Аграрная реформа способствовала еще большей дифференциации крестьянства. Выйдя из общины, многие крестьяне окончательно разорились и потеряли землю. В 1908-1910 гг. около 1 млн. крестьянских дворов распродали свою землю. Покупали землю, как правило, зажиточные крестьяне. С целью ослабления крестьянского движения царское правительство разрешило свободное переселение крестьян в Сибирь, на Кавказ, в Среднюю Азию. За 1906-1908 гг. число переселенцев достигло более 1 млн. человек. Не устроившись на новых местах, переселенцы сотнями тысяч возвращались обратно. Фактически столыпинская реформа успешно прошла там, где уровень интенсивного товарного сельскохозяйственного производства был высок: в Украине, в отдельных губерниях Поволжья, в Прибалтике, где хуторская система уже существовала.

В начале XX в. в России имелись элементы буржуазной государственности, конституционализма: выборные органы местного самоуправления, общероссийские партии, развивался процесс самоорганизации населения. Под влиянием революции правительство начало обновлять монархию. Царский Манифест 17 октября 1905 г. даровал России общественные свободы - неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов; объявил о выборах в Государственную думу и их демократизации; придал Государственной думе характер законодательного учреждения, провозгласив принцип деления власти и перехода к конституционному строю.

Была проведена реформа Государственного совета, существовавшего с 1810 г. В высочайшем манифесте от 20 февраля 1906 г. “Об изменении учреждения Государственного совета и пересмотре учреждения Государственной думы” расширялись права законодательной деятельности названных государственных учреждений. Государственный совет, как и Государственная дума, наделялись уже не законовещательными, а законодательными полномочиями. Положения закона о том, что “законодательные предположения рассматриваются в Государственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный совет” и др., а также практика работы названных учреждений позволяют сделать вывод, что Государственный совет превратился во вторую палату российского парламента, Дума стала первой палатой парламента.

Согласно Указу “О переустройстве учреждения Государственного Совета” от 20 февраля 1906 г. были радикально изменены принципы формирования Госсовета. Ранее его члены назначались царем. По новому же закону преобразованный Госсовет состоял из двух категорий членов: назначаемых монархом и выборных. Названный указ содержит перечень пяти категорий выборных членов Госсовета: избираемые Синодом от православного духовенства (6 членов), избираемые от Академии наук и университетов (6 членов); выборные от промышленности и торговли (12 членов); выборные от каждого губернского земского собрания (по одному члену); выборные от дворянских обществ (18 членов).

Был принят новый демократический избирательный Закон от 11 декабря 1905 г. “Об изменении Положения о выборах в Государственную думу”. Он содержал нововведение: к существовавшим ранее трем избирательным куриям (земледельческой, городской и крестьянской) добавилась еще одна - рабочая курия. Закон, однако, закреплял неравные представительства от каждой из четырех курий. Предусматривались многостепенные выборы, причем для каждой курии устанавливалось разное количество ступеней: двухстепенные выборы для крупных землевладельцев и буржуа, четырехстепенные - для крестьян и трехстепенные - для рабочих. Крестьянству России, насчитывавшему 100 млн. человек, обеспечивалось значительное представительство в Государственной думе (45% мест). Авторы избирательного закона надеялись на консервативные и монархические установки крестьян, но ошиблись. В I и II Государственных думах крестьяне требовали ликвидации помещичьего землевладения.

23 апреля 1906 г. были опубликованы “Основные государственные законы Российской Империи” в новой редакции (из них было изъято определение “неограниченное” самодержавие). В них устанавливалось, что император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой. Прерогативами императора объявлялись: пересмотр основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооруженными силами; объявление войны и заключение мира, объявление местности на военном и исключительном положении, право чеканки монеты, увольнение и назначение министров, помилование осужденных и общая амнистия.

1. Государственный Совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам: а) от духовенства православной Российской церкви ; б) от губернских земских собраний [по одному от каждого губернского земского собрания- ред.]; в) от дворянских обществ ; г) от императорской Академии наук и императорских Российских университетов ; д) от совета торговли и мануфактур, Московского его отделения, местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ .

2. Общее число членов Государственного совета, призываемых высочайшей властью... не должно превышать общего числа членов Совета по выборам. ... Состав членов Совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих членов (ст. 9) по указу императорского величества, коим назначаются и новые выборы членов Совета. Состав тех и других членов Совета ежегодно публикуется во всеобщее сведение.

18. Члены Государственного совета по выборам не обязаны отчетом перед своими избирателями...

Из высочайшего указа от 20 февраля 1906 года о составе и устройстве Государственной Думы

III. О членах Государственной Думы.

14. Члены Государственной думы пользуются полной свободой суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями. ...

23. Членам Государственной думы в течение ее сессии производится суточное из казны довольствие в размере десяти рублей в день каждому. Сверх того, членам Думы возмещаются из казны раз в год путевые издержки по расчету пяти копеек на версту от места их жительства до С Петербурга и обратно. Члены Думы, занимающие, вместе с тем, должности министров или главноуправляющих отдельными частями, не получают упомянутого суточного довольствия.

V. О предметах ведения Государственной думы.

31. Ведению Государственной думы подлежат:

а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

б) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные на основании установленных правил;

в) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи;

г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующие высочайшего соизволения;

д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет; ...

32. Государственная дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных государственных законов.

33. Государственная дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненными по закону правительствующему сенату, с запросами таких последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, кои представляются незакономерными. ...