Стильный верх

Был ли вицин на войне. Актер георгий вицин, биография

Георгий Вицин – советский актер театра и кино. Народный артист СССР. Известен участием в комедийных кинолентах.

Георгий Михайлович Вицин, знаменитый советский актер театра и кино, родился в 1917 году в городке Териоки (ныне - Зеленогорск). Когда мальчику исполнилось 8 месяцев, семья переехала в Москву. По официальной информации, актер родился в 1918 году, но дату поменяла мама, чтобы сына взяли в оздоровительный лагерь. Мария Матвеевна решилась на такой шаг, поскольку Георгий не проходил по возрасту, а места оставались только в младшей группе. Маму будущего актера знали как трудолюбивую женщину, которая самостоятельно вырастила сына. Муж Марии Матвеевны вернулся с войны и тяжело заболел, поэтому прожил недолго.

В детстве Георгий был застенчивым мальчиком, поэтому никто даже не представлял, что он выберет актерскую профессию. Но в школьные годы парень решил навсегда оставить стеснительность в прошлом, начав ходить в местную театральную студию. Тогда юноша твердо решил, что хочет стать актером.


После школы Георгий поступает в училище Малого театра, где проучился мало времени, так как руководство отчислило студента с весьма забавной формулировкой - «за легкомысленное отношение к учебе». Это настолько раззадорило будущую знаменитость, что осенью он решил поступать сразу в 3 театральные студии. После прохождения вступительных испытаний талантливого юношу приглашают в студию Дикого (московский театральный коллектив, организованный актером Алексеем Диким) и в театр Революции, а также училище имени Вахтангова. Вицин выбрал последний вариант. Актер не задержался и в этом престижном образовательном учреждении, а через год перевелся в театральную студию МХАТ-2, которую успешно закончил.

Театр

С 1936 года Вицин работает в театре имени Ермоловой. Театральная карьера артиста развивалась стремительно, зритель быстро полюбил молодого артиста. Можно с уверенностью сказать, что Вицин в это время популярен и востребован, ведь на спектакли с участием начинающего актера ходили регулярно толпы поклонников. Работники театрального учреждения вспоминали, что, если играл не Вицин, посетитель попросту сдавал билет в кассу и уходил. Даже суровые театральные критики признавали талант артиста и писали исключительно положительные рецензии.


В общей сложности Георгий Михайлович проработал на сцене театра Ермоловой 33 года. Вицин сыграл много ролей, но главной постановкой, в которой участвовал актер, стала комедийная пьеса «Укрощение укротителя». Образ старичка-импотента, которого играл артист, настолько понравился зрителю, что залы всегда заполнялись до отказа. Сценическая карьера была в самом разгаре, когда актер решил сменить театр на кино. Это было неожиданно, но вскоре станет понятно, что подобное решение позитивно повлияет на творческую биографию, ведь в будущем актер станет легендой советского кино.

Фильмы

Кинематографический дебют актера состоялся в 1951 году. Артист сыграл эпизодическую роль в картине « ». Позже его утвердили на главную роль в фильме «Белинский». На пробы пришло много известных актеров, но ассистентка режиссера утвердила кандидатуру Вицина, разглядев в претенденте на роль гоголевские черты. Примечательно, что за свою кинокарьеру Георгий Михайлович играл Гоголя трижды, настолько естественной и реалистичной выглядело исполнение персонажа.


Вицин – разноплановый актер, которому удавались любые образы. Но популярность пришла после комедийных ролей. Первой известной комедией, в которой Георгий сыграл молодого футболиста Веснушкина, стал фильм «Запасной игрок». Интересно, что на пробы он попал случайно. Вицин пробовался на роль в кинокартине Файнциммера, но попытка оказалось неудачной. Актер уже хотел возвращаться в Москву, но его заметил ассистент режиссера. После удачных проб Георгия утвердили на главную роль Васи Веснушкина, молодого перспективного спортсмена.


Вицин всегда очень основательно подготавливался передать новый образ на экране. До начала съемок актер много времени уделял спортивной подготовке, выполняя физические упражнения на стадионе, чтобы соответствовать герою киноленты. Когда артисту предложили роль Веснушкина, ему было не 25, как думал режиссер, а 37. В этом плане актер был феноменальным человеком, возраст Вицина для окружающих оставался загадкой. Актер выглядел очень молодо, и в свои 40 мог с легкостью сыграть молодого парня 17 лет. Все потому, что Георгий Михайлович вел здоровый образ жизни: не курил, не пил, а также не забывал и о занятиях йогой. Актер ответственно и скрупулезно относился к здоровью, не любил застолья и игнорировал шумные посиделки. При этом роли пьяниц исполнял достоверно и реалистично.


После блистательной роли Васи Веснушкина актера пригласили в фильм «Она вас любит!». Вицин отлично играл, выполняя сложные трюки. Эпизод с водными лыжами предполагалось снять с дублером, но режиссер решил задействовать Георгия. Трюк с водными лыжами актер выполнил идеально.

В 1955 году его приглашают в картину «Женитьба Бальзаминова». Режиссер долго уговаривал артиста, который никак не соглашался, ведь досталась роль 25-летнего парня, а на тот момент артисту исполнилось 48.


Настоящее признание пришло к актеру после участия в картине «Пес Барбос и необычный кросс», ведь в этом фильме зритель впервые увидел культовую троицу - Труса, Балбеса и Бывалого. После этого , и Георгий Вицин стали всенародными любимцами. Эта легендарная троица появлялась еще не раз в фильмах : «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница или новые приключения Шурика».

Вскоре предстал на экране в фильмах «Деловые люди», «Двенадцатая ночь», «Старая, старая сказка» и других. В 1990 году актер много гастролировал по стране вместе с двумя коллегами, а его фото все больше узнают обычные советские граждане, вовсе не интересующиеся кино. Также старался выделить время и театральной работе, играл в Театре киноактера.


Георгий Вицин - еще и прекрасный декламатор, ведь кроме актерства он озвучивал мультфильмы. На счету артиста десятки мультипликаций: «Конек-Горбунок», «Высокая гора», «Снеговик-почтовик» и многие другие.

Фильмы с участием Вицина полюбились советскому зрителю. Люди помнят знаменитые работы, которые создал Леонид Гайдай, и спустя десятилетия продолжают смотреть увлекательные картины. Тем не менее в творческой биографии актера имеются художественные фильмы, где Георгий Михайлович как всегда проявил себя просто блестяще, феноменально сыграв смешные персонажи, но широкая аудитория обошла такие киноленты стороной. Речь идет о фильме «Неисправимый лгун», который незаслуженно оказался в тени других творений, где отметился Вицин.


В картине Виллена Азарова актер сыграл мастера-парикмахера Алексея Иванович Тютюрина, человека с очень добрым и мягким характером. По сюжету герой Вицина постоянно попадает в непредсказуемые ситуации, влияющие на его жизнь. Оказавшись в очередной передряге по дороге на работу, парикмахер опаздывает, а начальство не верит в невероятные рассказы сотрудника, отказываясь подписать характеристику, которая поспособствует в повышении на должность заведующего залом.

Блестящее исполнение роли, а также песен, которые полюбились взрослым и детям, – яркий пример профессионализма актера. Георгий Вицин сумел передать суть жизненных ситуаций, а иногда и несправедливое восприятие правды со стороны людей.


Кинокомедию «Неисправимый лгун» смело можно записать в список лучших работ Георгия Вицина, а картину отнести к смысловым фильмам комедийного жанра, которые отчетливо демонстрируют, как тяжело выжить добру в современном мире.

Личная жизнь

Надежда Тополева – первая гражданская жена актера, с которой Вицин прожил много лет. Пара так и не оформила отношения официально. По словам дочери актера, Надежда этого и не хотела, а отец не настаивал. Примечательно, что любимая женщина была значительно старше артиста. После расставания Вицин не бросил Тополеву, приносил продукты и лекарства, старался всегда помочь.


С Тамарой Федоровной, официальной женой, актер прожил до последних дней, именно супруга и ухаживала за ним. У пары родилась дочь Наташа, которую Вицин очень любил.

Наталья Вицина часто вспоминает отца. Однажды в интервью дочь легенды советского кино рассказала, что знаменитому актеру нравилось рисовать. По словам женщины, Георгию Михайловичу больше подходила иная профессия – художника и скульптора.


Известно, что в перерыве между съемками актер мог быстро сделать наброски портрета коллег. Партнерам Георгия Вицина по фильму «Кавказская пленница» вспоминается шарж на Юрия Никулина, сделанный артистом на съемках киноленты.

Смерть

На старости лет великий артист переехал в маленькую «хрущевку», отдав дочери просторную квартиру в центре столицы. В конце 90-х Вицин мало с кем общался, старался не давать интервью. Выходил только, чтобы покормить голубей.


Актер умер 21 октября 2001 года. Причина смерти – хронические заболевания печени и сердца. В родном городе артиста установили памятник в его честь.

25 октября 2001 года состоялась гражданская панихида в Центральном доме кинематографистов в Москве. В тот же день народного артиста похоронили на Ваганьковском кладбище.

Тысячи москвичей пришли проститься с легендой советского кино. Церемонию прощания посетили и видные деятели киноискусства: , и другие.

Траурная церемония была скромной, ведь сам актер вовсе не любил суету вокруг своей личности. Лишь после смерти стало известно, что Георгий Михайлович до последнего работал, чтобы обеспечить семью.


Советский артист очень любил животных и птиц. Узнав об этом, двое москвичей с одобрения родственников Вицина принесли на панихиду клетку с 12 голубями, выпустив птиц в момент выноса тела актера.

Председатель Союза кинематографистов Никита Михалков выступил с прощальной речью, которая отчетливо характеризует профессионализм и достижения актера.

«Комедийного артиста подобного масштаба в России не было и никогда не будет. Только услышав его фамилию, люди светлели, на лицах всегда появлялась улыбка. У него был дар смотреть на своих персонажей как бы со стороны, и поэтому даже отрицательных его героев всегда обожали зрители», – сказал Никита Михалков.

Фильмография

  • За спичками
  • Комедия давно минувших дней
  • Руки вверх
  • Опасно для жизни!
  • Операция «Ы» и другие приключения Шурика
  • Соперницы
  • Путешествие пана Кляксы
  • Двенадцать стульев
  • Солнце, снова солнце
  • Бравые парни
  • Несколько любовных историй
  • Неисправимый лгун
  • Кавказская пленница
  • Формула радуги
  • Джентльмены удачи

весь топ

Вечно молодой, вечно глупый: «Женитьбе Бальзаминова» - 55!

Кто бы мог подумать, что по мотивам трилогии русского драматурга Александра Островского о жизни замосковрецких мещан спустя сто лет снимут одну из самых ярких советских комедий? Речь идет, конечно, о картине «Женитьба Бальзаминова » режиссера Константина Воинова , в которой снялась плеяда знаменитых советских актеров: Георгий Вицин , Нонна Мордюкова , Ролан Быков , Лидия Смирнова , Екатерина Савинова , Людмила Гурченко и другие. В этом году комедия отмечает 55-летний юбилей, и в связи с этой датой мы хотели бы вспомнить, как создавалась эта замечательная картина. В основу фильма легли три пьесы Островского: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «Женитьба Бальзаминова (За чем пойдешь, то и найдешь)». Сюжет сосредоточен на мелком московском чиновнике Мише Бальзаминове и его маме, которые мечтают вырваться из бедности. Мечты - единственная радость главного героя, и предается он им все время, а когда мама его обрывает, с сожалением говорит ей: «Вы не знаете, какое это удовольствие - мечтать! ». Главная мечта его, как и любого бедного человека, - разбогатеть. Своим умом достичь этого у Миши вряд ли получится, он это прекрасно понимает, а потому Бальзаминовы решают воспользоваться услугами знакомой свахи Акулины Гавриловны, которая готова устроить немолодому Мише личную жизнь, а главное - выгодный брак... Режиссер Воинов сам написал сценарий к фильму. На главную роль он пригласил Георгия Вицина, своего друга детства, с которым они когда-то мечтали снять фильм. И вот, в 1964 году у этой мечты наконец появился шанс. Однако исполнителю роли двадцатипятилетнего Бальзаминова на тот момент было уже 46, и гримерам ежедневно приходилось омолаживать Вицина. Но не только гримеры активно работали над уменьшением возраста актера. Сам Вицин перед съемками поехал в Сухуми, где играл в футбол целыми днями, чтобы сбросить лишний вес. Кроме того, он начал заниматься йогой. Надо сказать, что актриса Людмила Шагалова , сыгравшая мать главного героя, была моложе своего кинематографического сына на шесть лет. Над ее образом художникам по гриму тоже пришлось потрудиться. Вспоминая о съемках, Георгий Вицин шутил над названием картины, называя ее «Женитьбой забальзамированного». Съемки проходили преимущественно в Суздале, а некоторые сцены были сняты во Владимире. Локации, выбранные режиссером, как нельзя лучше передают атмосферу Москвы XIX века. Эти места можно найти и сейчас, правда, многие из них изменились до неузнаваемости. В фильме можно хорошо разглядеть Суздальский кремль, Торговую площадь и Архиерейские палаты. После выхода фильма в прокат по местам съемок фильма стали водить туристов: главная достопримечательность - это, конечно, дом Бальзаминовых, расположенный по адресу Старая улица, 13. В этом же доме, но с другой стороны, снимали сцены с сестрами Пеженовыми - Анфисой и Раисой в исполнении Инны Макаровой и Надежды Румянцевой . В то время Суздаль был глубоко провинциальным городком, и всей съемочной группе приходилось жить в одной на весь город гостинице, по несколько человек в номере. Готовили они себе сами, продукты покупали на рынке у местных жителей. Вот что пишет в своих воспоминаниях о тех днях актриса Лидия Смирнова, исполнительница роли свахи Акулины Гавриловны: «Надо сказать, что сам город, эти заброшенные церкви, в которых хранились бочки с селедкой или были какие-то склады, эти дома, косые, поваленные, и бесконечное количество старух - все создавало атмосферу фильма. Нигде я не видела столько старух, сколько в Суздале. Там не было никаких производств, только молочная фабрика: делали сгущенное молоко, творог, сметану, масло. Были монастыри, где находились малолетние преступницы, они там работали ». На съемочной площадке царила атмосфера доверия и дружбы, об этом вспоминали потом все участники съемок. Во многих сценах режиссер задействовал местных жителей, которые отлично справились с задачей. Некоторые эпизоды приходилось снимать дубль за дублем - Воинов не терпел халтуры и требовал от актеров полной отдачи. Так, в сцене, где Мордюкова целует замученного Вицина, он замучен ею на самом деле: окончательный вариант был снят лишь с 29-го раза! Также беспощадно он требовал натуральности от Смирновой в сцене поедания пирога с повидлом - было снято 15 дублей. Результатом режиссер остался доволен, а несчастную актрису стошнило. Во всей это истории видно влияние русских сказок, где главный герой - Иванушка-дурачок, несмотря на свои незавидные данные, в конце получает и богатство, и жену и счастье. Саму пьесу Островского подвергали цензуре и даже запрещали к постановке, хотя сам Ф. М.Достоевский высказывался о ней очень тепло. Что касается фильма, то благодаря актерской игре, самим артистам он стал прекрасным бриллиантом в сокровищнице советского киноискусства и даже, в каком-то смысле, пророческим: в одном из снов Бальзаминова награждают разными звездами и орденами и целуют при этом многократно. Пройдет совсем немного времени, и советские зрители увидят такую же картину, но уже на самом деле: с генсеком Брежневым , у которого только орденов было 19 штук, из них четыре - Героя Советского Союза. Надо ли говорить, что зрителям фильм запомнился по смешным цитатам, многие из которых давно ушли в народ: «Если бы я был царем, то издал бы такой закон: бедный женится на богатой, богатый - на бедной ». «Он мне нравится!.. Чтобы его… Чтобы каждый день ко мне! » - И давно вы меня любите? - В четверг, после обеда. На прошлой неделе. - Так это недолго. - Могу больше. «Не надо огня! В потемках, маменька, мечтать веселее ». «Анфиска, Раиска! Кончай сидроль! » «Удавить Матрену мало! » А в заключении, во время свадьбы, мама говорит ошалевшему от счастья сыну, как бы подводя итог: «Ничего, Миша, с деньгами-то мы и дураками проживем!.. ». Как известно, счастье и погоня за ним - понятия разные, но одно можно сказать с уверенностью: комедия «Женитьба Бальзаминова» сделает вас счастливыми на полтора часа, а это не так уж и мало!...

К 90-летию Юрия Владимировича Никулина

Эпиграфом к своей книге воспоминаний «Почти серьезно» Юрий Никулин взял слова Станислава Ежи Леца: «Жизнь у людей отнимает страшно много времени» . За внешней ироничной точностью афоризма польского писателя проглядывает глубокий внутренний смысл - житейская мудрость, которой обладал Человек, называющий себя грустным клоуном и с удовольствием смеявшийся вместе с публикой над собой. Юмор Юрия Владимировича Никулина понятен каждому - добрый, искренний, умный. За право считать Никулина «своим» боролись и кинематографисты, и цирковые. А редкий талант жизнелюбия оставил в зрительской памяти отзывчивого и веселого человека, опровергнувшего расхожее мнение, что клоуны в жизни - меланхолики и мизантропы. Жизнь отнимала у Никулина действительно страшно много времени. И он заполнил ее доверху Смыслом. Судьба будущего циркового артиста и киноактера не отличалась от многих судеб его сверстников. Со школьной скамьи Юрий отправился в армию, прошел две войны - Финскую и Великую Отечественную, отдав полям сражений в общей сложности 7 лет. Вернуться домой ему удалось лишь в 1946 году. Сержант Никулин защищал Ленинград, воевал в Прибалтике, горел в танке, был контужен… О годах войны он позже вспоминал: «Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как тот страх проявляется. С одними случались истерики - они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне спокойно... Но первого убитого при мне человека невозможно забыть. Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком оторвало голову. Сидит человек с ложкой в руках, пар идет из котелка, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто...» Многое из пережитого на войнах Юрий Никулин потом воплотит в кино. Однако к серьезным ролям путь окажется долгим. Поскольку дружный смех однополчан, которые восклицали: «Ты, Юра, настоящий комик…» , - убедили Никулина , что в кино обязательно оценят его таланты. После войны Юрий пробует свои силы на вступительных экзаменах во ВГИК , затем во все театральные училища и институты. Вердикт один: у вас нет актерского таланта; посмотрите на себя в зеркало - ну, какой Вы артист? На помощь приходит детская мечта Никулина стать клоуном. Его отец, Владимир Андреевич , в свое время организовал передвижной театр революционного юмора «Теревьюм» , на сцене которого ставил небольшие пьесы. А перебравшись в Москву, всерьез увлекся цирком - писал интермедии и номера. Он же и привел в цирк сына Юру , когда тому исполнилось пять лет. Атмосфера ярких представлений (и особенно клоуны!) настолько понравилась мальчику, что он тут же попросил маму сшить ему «такой же костюм, как у них». Правда первое представление, которое Никулин дал в этом костюме в доме у знакомой девочки, оказалось не совсем удачным. Падать было больно, никто не смеялся, и вывод маленький Юра сделал правильный: «Первый раз я на собственном опыте понял - быть клоуном непросто» . И тут фортуна улыбнулась будущему артисту. Он поступает в студию разговорных жанров при Московском цирке. А затем попадает в группу знаменитого Карандаша . Первый номер с его участием под названием «Натурщик и халтурщик» был написан его отцом… Линия судьбы замыкается в круг арены – цирк становится для Юрия Владимировича вторым домом. Спустя много лет цирк на Цветном называют просто: цирк Юрия Никулина . А его бронзовый герой в полосатых коротких брюках и огромных ботинках встречает зрителей у входа. Однако кинематограф притаился за углом в ожидании подходящего случая, который наступил в 1958 году. Первая роль Юрия Никулина в кино - роль пиротехника, показывающего отборочной комиссии свой номер «Фейерверк» . Комический эпизод, в котором персонаж Никулина произносит всего одну реплику: «Ничего, сейчас вжикнет!» - становится украшением картины «Девушка с гитарой ». Режиссеры видят в Никулине комика, и он охотно с ними соглашается. Так из серьезного рассказа о перевоспитании трудной молодежи получилась комедия «Неподдающиеся ». Но настоящая народная слава приходит к актеру вместе с появлением на экране знаменитого трио комических антигероев - Труса (

Георгий Михайлович Вицин (урожденный Вицын). Родился 5 (18) апреля 1917 года в Териоки - умер 22 октября 2001 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1990).

Георгий Вицин родился 5 (18) апреля 1917 года в Териоки (ныне Зеленогорск в составе Санкт-Петербурга).

В церковной книге Крестовоздвиженской церкви на Большой Посадской улице есть запись о том, что там крестили Георгия.

В более поздних официальных документах датой рождения стало значиться 23 апреля 1918 года, а местом рождения - Петроград. Это произошло из-за того, что мать Вицина в 1920-х годах, устраивая сына в оздоровительную лесную школу, сделала его «моложе» и исправила год рождения на 1918-й. 23 апреля (6 мая) являлось днём его именин.

Первоначальная фамилия будущего актёра также выглядела иначе - «Вицын», но позже из-за ошибки паспортистки буква «ы» сменилась на «и».

Когда Георгию было восемь месяцев, родители переехали в Москву.

В 1926-1933 годах учился в Московской школе-семилетке № 26.

В 1933-1934 обучался в Театральном училище при Малом театре (ныне Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина), откуда был отчислен с формулировкой «за легкомысленное отношение к учебному процессу».

В 1934 году поступил Театральное училище при Театре имени Е. Вахтангова (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина). В 1935 году перешёл в театральную студию МХАТа 2-го, где учился у С. Г. Бирман, А. И. Благонравова, В. Н. Татаринова (все в Москве).

С 1936 года - актёр театра-студии под руководством Н. П. Хмелёва, в 1937-1969 - Московского драматического театра им. М. Н. Ермоловой, куда вошла театр-студия.

Роли Георгия Вицина в театре им. М. Н. Ермоловой:

1940 - «Как вам это понравится» У. Шекспира - Уильям;
1943 - «Ночь ошибок» О. Голдсмита - Тони;
1945 - «Укрощение укротителя» Дж. Флетчера - Морозо;
1946 - «Старые друзья» Л. А. Малюгина;
1947 - «Люди с чистой совестью» П. П. Вершигоры - Воличка;
1948 - «Счастье» по П. А. Павленко - Поднебеско;
1951 - «Ксения» А. А. Волкова (режиссёр А. А. Гончаров) - Дед Семён;
1955 - «В добрый час» В. С. Розова;
1956 - «Чудак» Н. Хикмета - Абдурахман;
1958 - «Дикари» С. В. Михалкова - Любешкин;
1964 - «Лес» А. Н. Островского (режиссёр Л. П. Галлис) - Аркашка Счастливцев;
1966 - «Гвозди» С. Л. Лунгина, И. И. Нусинова;
«Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского (постановка Н. П. Хмелёва);
«Не сотвори себе кумира» А. М. Файко - Молоканов;
«Двадцать лет спустя» по М. А. Светлову;
«Гость из ночи» Л. Ашкенази - официант;
«Нахлебник» И. С. Тургенева;
«Два упрямца» Н. Хикмета.

С 1969-го по 2001-й служил в Театре-студии киноактёра в Москве.

Кинодебют актёра состоялся, как считалось, в эпизодической роли опричника в фильме «Иван Грозный» С. М. Эйзенштейна (1944). Однако, по словам В. Цукермана, скрупулёзно собиравшего все факты жизни Г. Вицина, актёр как-то признался ему, что С. М. Эйзенштейна он «в глаза не видел», а дебютировал в 1945 году в фильме С. И. Юткевича «Здравствуй, Москва!».

Известность пришла к актёру после фильма «Запасной игрок», в котором он исполнил роль Васи Веснушкина. Вслед за этим снялся в фильме «Она вас любит!». Несмотря на то, что в этих картинах Г. Вицин исполнял роли юных пареньков, актёру было уже далеко за тридцать. Застенчивые и отзывчивые герои Г. Вицина приглянулись зрителю. В то же время он снимался в лентах исторических: «Композитор Глинка» и «Белинский».

Георгий Вицин в фильме "Запасной игрок"

Однако наиболее широкую известность актёру принёс образ Труса, воплощённый им в комедиях - «Пёс Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» и «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

Стоит отметить, что Вицину часто приходилось играть персонажей-пьяниц, и в этих ролях он был очень убедителен, так как обладал специфическими голосом и внешностью. При том что в реальной жизни актёр не пил и не курил, вёл здоровый образ жизни, увлекался дыхательной гимнастикой йогов. И лишь в «Кавказской пленнице» актёру всё-таки пришлось выпить настоящего пива, поскольку шиповник, который потребовал Г. Вицин, в кадре выглядел неубедительно.

Георгий Вицин в фильме "Кавказская пленница"

Также запомнился своими ролями: авантюрист Сэм в комедии «Деловые люди» («Вождь краснокожих»), Бальзаминов в ленте «Женитьба Бальзаминова», сэр Эндрю в «Двенадцатой ночи», Волшебник в «Старой, старой сказке».

Актёр обладал талантом к декламации и много работал над озвучиванием мультфильмов. Был неплохим художником - рисовал карикатуры на актёров, пробовал себя в скульптуре, графике, живописи.

Георгий Вицин в фильме "Женитьба Бальзаминова"

С наступлением 1990-х годов Г. Вицин, совместно с другими участниками знаменитой троицы, начал много гастролировать по стране. До последних своих дней играл в Театре киноактёра. Последние годы жил очень скромно. Отдав свою большую квартиру в центре Москвы дочери Наталье, перебрался в «хрущёвку» в Староконюшенном переулке.

Он крайне ограничивал общение со сторонними людьми, избегал встреч с журналистами. Практически постоянно находился в квартире, выходя на улицу только покормить голубей. От помощи отказывался, говоря: «Не могу взять, ведь люди последнее отдают!».

Стоит отметить, что Георгий Вицин до преклонных лет выглядел очень молодо. В тридцать семь лет он сыграл восемнадцатилетнего Васю Веснушкина в фильме «Запасной игрок». В сорок шесть - двадцатипятилетнего Мишу Бальзаминова («Женитьба Бальзаминова»). При этом талант позволял ему играть и возрастные роли: в частности, в тридцать восемь лет актёр изобразил деда Мусия в картине «Максим Перепелица».

Георгий Вицин скончался 22 октября 2001 года (по другим источникам - 23 октября) в одной из московских больниц. Причиной смерти актёра стали хронические заболевания печени и сердца. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.

26 июля 2008 года к 460-летнему юбилею города и 90-летию актёра в парке культуры и отдыха Зеленогорска был открыт памятник Г. Вицину. Скульптура изображает актёра в роли Бальзаминова из фильма «Женитьба Бальзаминова».

В 2012 году в Иркутске около здания цирка появился памятник Л. И. Гайдаю и «Гайдаевской троице».

Памятник Балбесу, Бывалому и Трусу есть в Перми а также в Хабаровске.

Рост Георгия Вицина: 174 сантиметра.

Личная жизнь Георгия Вицина:

Состоял в отношениях с актрисой Надеждой (Диной) Тополевой, бывшей тогда женой режиссёра Н. П. Хмелёва. Она была намного старше его.

Отношения у них начались, когда 18-летний Вицин поступил в Театр Ермоловой. Он горячо влюбился в Дину Тополеву - жену худрука театра Николая Хмелева, которого Вицин считал своим учителем. Дина ответила на его чувство. Отметим, что Хмелев не изменил отношения к Вицину и продолжал давать ему роли.

Они прожили вместе 20 лет. После расставания продолжал о ней заботиться, приносил ей лекарства и продукты.

Дина Тополева - гражданская жена Георгия Вицина

Жена - Тамара Фёдоровна (1925-2009), костюмер, племянница биолога и селекционера И. В. Мичурина.

В браке родилась дочь Наталья, художник-график.

Тамара Фёдоровна - жена Георгия Вицина

Дочь Наталья рассказывала о Георгие Михайловиче: "Из отца сделали отшельника. Это совершенно не так! Если ему звонили девочки и задавали наивные вопросы, он не любил отвечать. Но если, например, у телефона Вульф - мог беседовать часами. В детстве я даже ревновала отца к поклонникам. Идем по улице - все здороваются. "Иди, девочка, домой", - говорил папа и продолжал беседу. По натуре папе больше подходила его первая профессия - художника, скульптора, наблюдающего, созерцающего. Рисовал он везде - в поездках, между действиями в спектаклях, между съемочными часами. Мама порой страдала от того, что с ним серьезно и не поговоришь. Смех с утра до ночи. Даже в самой ужасной ситуации он умел снять напряжение мудрым юмором. Папа был ответственным человеком. Поддерживал и нас с мамой, и первую жену, актрису Дину Тополеву".

Фильмография Георгия Вицина:

1944 - Иван Грозный опричник (нет в титрах)
1945 - Здравствуй, Москва! - железнодорожник на станции «Дольск»
1946 - Глинка - зритель на премьере (нет в титрах)
1947 - Весна - актер, репетирующий Н. В. Гоголя
1951 - Белинский - Николай Гоголь
1952 - Композитор - Глинка Николай Гоголь
1954 - Запасной игрок - Вася Веснушкин
1954 - Мы с вами где-то встречались - отдыхающий на балконе дома отдыха (нет в титрах)
1955 - Мексиканец - Билл Карти
1955 - Максим Перепелица - дед Мусий
1955 - Двенадцатая ночь - сэр Эндрю
1956 - Она вас любит! - Константин Петрович Канарейкин
1956 - Поэт - антрепренёр вечера поэзии (нет в титрах)
1956 - Убийство на улице Данте - Питу
1957 - Борец и клоун - Энрико
1957 - Дон Кихот - Самсон Карраско
1957 - Новый аттракцион - Семён Ильич, администратор цирка
1958 - Коловращение жизни - парикмахер (нет в титрах)
1958 - Отцы и дети - Ситников
1958 - Жених с того света - Фикусов, управделами
1958 - Девушка с гитарой - покупатель
1958 - «Чудотворец» из Бирюлёва - алкаш
1959 - Василий Суриков - Илья Ефимович Репин
1959 - Я был спутником Солнца - учёный, коллега Андрея
1959 - Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем - Николай Гоголь
1960 - Конец старой Берёзовки - учитель геометрии
1960 - Месть - Фёдор Фёдорович Дегтярёв
1961 - Дрессировщики - дедушка
1961 - Совершенно серьёзно (новелла «Пёс Барбос и необычный кросс») - Трус
1961 - Самогонщики - Трус
1961 - Артист из Кохановки - дед Кузьма
1962 - Как рождаются тосты - счетовод Плющ
1962 - Путь к причалу - Великанкин, интеллигент в вытрезвителе
1962 - Деловые люди (новелла «Вождь краснокожих») - Сэм
1962 - Молчат только статуи - Жак Мелье
1963 - Короткие истории (музыкальный фильм) (миниатюра «Поучительный случай» муж
1963 - Каин XVIII - палач
1963 - Мамочка и два трутня - посетитель котлетной
1963 - Первый троллейбус - пьяный
1963 - Слепая птица - пассажир поезда
1964 - Эстрадная фантазия (музыкальный фильм)
1964 - Женитьба Бальзаминова - Миша Бальзаминов
1964 - Зайчик - помощник режиссёра Фёдор Михайлович
1964 - Сказка о потерянном времени - злой волшебник Андрей Андреевич
1964 - Что такое теория относительности? - актёр (камео)
1964 - Весенние хлопоты - дядя Пудя
1965 - Бывает и так (киноальманах) (новелла «Скелет Аполлона») - Назлиев
1965 - В первый час - гость «Голубого огонька»
1965 - Дайте жалобную книгу - заведующий отделом в магазине одежды
1965 - Новогодний календарь
1965 - Операция «Ы» и другие приключения Шурика - Трус
1965 - Дорога к морю - бригадир лесосплавщиков Александр Терентьевич
1966 - Коллекция Капы - Гранаткин
1966 - Красное, синее, зелёное - директор музея
1966 - Кто придумал колесо? - дядя Коля
1966 - Сказки русского леса - Трус
1966 - Формула радуги - директор фабрики игрушек
1966 - Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика - Трус
1966 - Фитиль (фильм №47 «Карусель») - эпизод
1967 - Спасите утопающего - майор милиции / старик в панамке
1967 - Татьянин день - предложивший новое летоисчисление
1968 - Гольфстрим - отец Игоря
1968 - Семь стариков и одна девушка - грабитель («Трус»)
1968-1981 - Кабачок «13 стульев» (фильм-спектакль) - критик пан Цыпа
1968 - Старая, старая сказка - добрый волшебник
1968 - В тринадцатом часу ночи - водяной
1969 - Вчера, сегодня и всегда - тётушка Берри
1969 - Похищение - камео
1970 - Шаг с крыши - англичанин
1970 - Как мы искали Тишку - старшина милиции Степанов
1970 - Опекун алкоголик и тунеядец - Тебеньков
1971 - Весенняя сказка - царь Берендей
1971 - 12 стульев - монтёр Мечников
1971 - Пожара не будет! - шофёр Пётр
1971 - Тень - доктор
1971 - Смертный враг - Егор
1971 - - «Хмырь» (Гаврила Петрович Шереметьев)
1972 - Табачный капитан - повар Мутон
1972 - Масштабные ребята - прораб Афанасьев
1972 - Фитиль (фильм №121 «Покупка») - покупатель
1973 - Чиполлино - адвокат Горошек
1973 - А вы любили когда-нибудь? - мама Нины Дмитриевны, Олин папа Яков Иванович Никольский
1973 - Земля Санникова - Игнатий
1973 - Моя судьба - пьяный
1973 - Неисправимый лгун - парикмахер Алексей Иванович Тютюрин
1974 - Дорогой мальчик - Макинтош
1974 - Северная рапсодия - продавец Кузьма Петрович
1974 - Царевич Проша - король Каторз IX
1974 - Фитиль (фильм №147 «Найди себя»)
1974 - Автомобиль, скрипка и собака Клякса - музыкант с банджо/гитарой
1974 - Мой «жигулёнок» - дядя Женя
1974 - Большой аттракцион - Галкин, режиссёр телевидения
1975 - Финист - Ясный Сокол - Агафон
1975 - Шаг навстречу (новелла «Дочь капитана») - человек в буфете
1975 - Не может быть! (новелла «Свадебное происшествие») - отец невесты
1975 - Пузырьки - водитель «Запорожца»
1975 - Ау-у! (новелла «И подъехали к избе сваты...») - дед, учёный-этнограф
1975 - Где ты, Арина Родионовна? - Родионыч
1976 - Пастух Янка - принц Кукимор
1976 - Весёлое сновидение, или Смех и слёзы - министр Кривелло
1976 - Пока бьют часы - дедушка Маши, Великий садовник
1976 - Синяя птица - Сахар
1976 - 12 стульев - гробовщик Безенчук
1976 - Солнце, снова солнце - дед
1976 - Ералаш (в сюжете «Чудное мгновенье») - Николай Васильевич Гоголь
1977 - Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика (фильм-спектакль) - камео
1978 - История с метранпажем - администратор гостиницы Семён Николаевич Калошин
1980 - За спичками - портной Тахво Кенонен
1980 - Комедия давно минувших дней - Трус
1981 - Руки вверх! - агент ЫХ-000, он же Фонди-Монди-Дунди-Пек
1985 - Соперницы - дедушка Иван Степанович
1985 - Опасно для жизни! - Александр Петрович Чоколов
1986 - Путешествие пана Кляксы - король Аполлинарий Бай
1992 - Выстрел в гробу - полковник Закусняк
1992 - Господа артисты - парикмахер Нил Палыч
1993 - Бравые парни - майор Грибоедов
1994 - Несколько любовных историй - аптекарь Форнари
1994 - Хаги-Траггер - кукольный мастер Генрих Янович

Озвучивание Георгия Вицина:

1936 - Бесприданница (в восстановленной редакции 1970 года)
1937 - Богатая невеста - младший счетовод
1937 - 1938 - Пётр Первый (в реставрации 1965 года) - чтец
1939 - Золотой ключик (в реставрации 1959 года) - Буратино (роль О. А. Шагановой-Образцовой), Джузеппе (роль М. Н. Дагмарова)
1950 - Казимир - Поль-Андре (роль Б. Ла Жаррижа)
1953 - Великий воин Албании Скандербег - муж Мамицы
1954 - Верные друзья - дед на барже (роль А. И. Жукова)
1954 - Цирк будет - Viewer (роль В. Трегла)
1954 - Папа, мама, служанка и я - Робер Ланглуа (роль Р. Ламурё)
1955 - Лурджа Магданы - дед Гиго (роль А. А. Омиадзе)
1955 - Крушение эмирата - Урзуф, посол эмира (роль С. Табибуллаева / комендант)
1955 - Девушка-джигит - Мурат (роль С. П. Тельгараева)
1956 - Драгоценный подарок - заведующий аптекой (роль Э. С. Геллера)
1956 - Вокруг света за 80 дней - кондуктор поезда (роль К. Бастера)
1956 - Баши-Ачук
1957 - 12 разгневанных мужчин - Присяжный № 2 (роль Дж. Фидлера / Присяжный № 9 (роль Дж. Суини)
1958 - Мой дядюшка
1958 - Мистер Питкин в тылу врага - Норманн Питкин / генерал Шрейбер (роль Н. Уиздома)
1959 - Бабетта идёт на войну - капитан Гюстав Фремон (роль Н. Роквера)
1959 - Так держать, медсестра! - санитар Мик (роль Г. Лока)
1959 - Двенадцать девушек и один мужчина - Йозеф (роль Э. Вальдбрунна)
1959 - Улица Прэри - санитар Мик (роль Г. Ги Декомбля)
1961 - Рассказ нищего - Пепиа (роль А. А. Омиадзе)
1961 - Трудная жизнь - эпизод (роль А. Блазетти)
1961 - Развод по-итальянски - Кармело Патане (роль Л. Триесте)
1962 - Стук почтальона - Гарольд Мопс (роль С. Миллигана)
1963 - Приключения Питкина в больнице - Норманн Питкин (роль Н. Уиздома)
1963 - Путь на арену - агент Госстраха
1963 - Вчера, сегодня, завтра - дедушка (роль Д. ди Грегорио)
1964 - Хотите - верьте, хотите - нет... - лектор (роль А. М. Матковского)
1964 - Вперед, Франция! - Le supporter avec le bonnet tricolore (роль Р. Ролли)
1964 - Фантомас - ответственный секретарь союза ювелиров (роль Ж. Берже)
1965 - Первый учитель - Картынбай (роль Кирей Жаркимбаев) / роль М. Кыштобаева)
1966 - Как украсть миллион - страховой агент (роль Э. Малина)
1966 - Удивительная история, похожая на сказку - читает текст
1967 - Треугольник - фотограф
1968 - Бриллиантовая рука - алкоголик, которого увозит милиция (роль Л. И. Гайдая) (в титрах не указан)
1968 - Маленький купальщик - министр (роль П. Дака)
1969 - Приключения канонира Доласа, или Как я развязал Вторую мировую войну - капитан Ральф Пикок (роль К. Рудзкого)
1970 - Украли Старого Тоомаса - Старый Тоомас (роль К. К. Кийска)
1971 - Вилли Вонка и шоколадная фабрика
1972 - Секрет великого рассказчика - граф
1974 - Торговцы смертью - дядя Кьокки (роль А. Кутоло)
1975 - Уважаемые люди - Profumo (роль Д. Паньяни)
1976 - Знакомство по брачному объявлению - официант (роль Р. Риффара) / таксист (роль П. Реппа)
1976 - Регентруда - злой колдун-карлик Фойербарт
1977 - Гариб в стране Джиннов - Асра (роль А. Мамедоглу)
1977 - Фантазии Веснухина - дядя Гоша, фотограф (роль Г. М. Ронинсона)
1977 - Мачеха Саманишвили - священник Михаил (в титрах не указан)
1978 - Кто есть кто - инспектор автошколы (роль Ф. Кастелли)
1979 - Д’Артаньян и три мушкетёра - второй судейский чиновник (роль В. А. Долинского)
1979 - Ритмы песен - Tushar Бабу Гхош / Чаттерджи (роль К. Мукхерджи)
1980 - Укрощение строптивого - священник Чирилло (роль П. Сантонастазо)
1981 - Дедушка дедушки нашего дедушки - дед Азиз (роль Г. Садыхов)
1981 - Мария, Мирабела - Король гусениц, отец Омиде (роль Д. Рэдулеску)
1982 - Влюблён по собственному желанию - ухажёр-художник (роль И. В. Уфимцева)
1982 - Покровские ворота - дедушка Савельич (роль Э. С. Геллера)
1982 - Чародеи - говорящий кот (в титрах не указан)
1986 - Я - вожатый форпоста - отец Коли Гудкова (роль А. А. Кожевникова)

Озвучивание мультфильмов Георгия Вицина:

1946 - Павлиний хвост - доктор Айболит
1947 - Конёк-Горбунок - Спальник
1951 - Высокая горка - воробей Чик
1953 - Волшебный магазин - Маг-завмаг
1954 - Оранжевое горлышко - петух Подковкин
1954 - Стрела улетает в сказку - Старик-лесовик
1954 - Козёл-музыкант - Первый ёж
1954 - На лесной эстраде - Заяц
1954 - Танюша, Тявка, Топ и Нюша - Тявка
1955 - Ореховый прутик - ведьма Клоанца / ворон (в титрах как «Г. Вицын»)
1955 - Снеговик-почтовик - Снеговик
1955 - Храбрый заяц - Храбрый заяц
1955 - Заколдованный мальчик - Деревянная статуя старого моряка Розенбома
1955 - Это что за птица? - Гусь (в титрах не указан)
1955 - Четыре монеты - дед Ахмед
1956 - Маленький Шего - Попугай (в титрах не указан)
1956 - Гадкий утёнок - Оба петуха / Гусь / Индюк / Кот (в титрах не указан)
1956 - Кораблик - Муравей / Лягушонок
1956 - Лесная история - Журавль-врач (в титрах не указан)
1956 - Шакалёнок и верблюд - шакалёнок
1956 - Приключения Мурзилки - Скворец / дворник дядя Егор
1956 - 12 месяцев - Ворон / Глашатай / Попугай / братец Февраль
1956 - Аист Аджар-бай (в титрах не указан)
1957 - Верлиока - Селезень (в титрах не указан)
1957 - Волк и семеро козлят - Дятел (в титрах не указан)
1957 - В некотором царстве... - Заморский принц / дьяк
1957 - Привет друзьям! - Фанфан-репортер
1957 - Чудесница - Петух
1957 - Сказка о Снегурочке - Дед (в титрах не указан)
1958 - Кошкин дом - Козёл / ворон-пожарный
1958 - Краса ненаглядная - Разбойник Труха / Сорока / Воронёнок
1958 - Мы за солнышком идём - Ёжик
1958 - Сказка о Мальчише-Кибальчише - Дед / буржуйский генерал англичанин / буржуйский генерал японец
1958 - Мальчик из Неаполя - Маленький Синьор
1958 - Спортландия - Хоттабыч из книги
1959 - Приключения Буратино - Джузеппе / клоун / дирижёр (в титрах как «И. Вицин»)
1959 - Ровно в три пятнадцать... - Карандаш; Петрушка (в титрах не указан)
1959 - Три дровосека - Пузырь
1960 - Разные колёса - Петух
1960 - Винтик и Шпунтик - весёлые мастера - Пилюлькин (в титрах не указан)
1960 - Человечка нарисовал я - Кондитер
1960 - Тринадцатый рейс - Заяц, козёл
1960 - Конец Чёрной топи - Леший
1960 - Мультипликационный Крокодил № 2 - патефон / нож
1960 - Непьющий воробей - Непьющий воробей
1960 - Три зятя - Старик (в титрах не указан)
1961 - Дорогая копейка - Пятак-сторож
1961 - Дракон - Сборщик податей
1961 - Ключ - Николай Захаров, папа мальчика
1961 - Муравьишка-хвастунишка - Кузнечик
1961 - Чиполлино - садовник Кактус
1961 - Незнайка учится - Доктор Пилюлькин
1961 - Заокеанский репортёр - Репортёр Боб Скетч
1962 - Две сказки - Заяц
1962 - Только не сейчас - волшебник «Сейчас»
1962 - Королева Зубная Щётка - Дедушка Мыло (в титрах не указан)
1962 - Фитиль, сюжет «Современная сказка») - Дабран-ага
1963 - Сказка о старом кедре - Гриб / Колобок
1963 - Следопыт - состарившийся второгодник Вася Петров
1963 - Бабушкин козлик - 3-й волк
1963 - Светлячок № 3 - Светлячок
1963 - Три толстяка - Продавец воздушных шаров (в титрах не указан)
1964 - Жизнь и страдания Ивана Семёнова - врач
1964 - Кто поедет на выставку? - Бракованный человечек
1964 - Храбрый портняжка - Министр / трубач
1964 - Петух и краски - Петух
1964 - Дюймовочка - Кузнечик-музыкант / один из трёх солидных кротов (в титрах не указан)
1964 - Кто виноват? - Коробок со спичками
1965 - Ваше здоровье - Xвороба / Микроб
1965 - Ни богу, ни чёрту - плотник Кузьма (в титрах не указан)
1965 - Рикки-Тикки-Тави - старый мангуст
1965 - Светлячок № 6, сюжет Подсолнух - Индюк
1965 - Где я его видел? - Карандаш, председатель «Клуба весёлых человечков» (в титрах не указан)
1966 - Про бегемота, который боялся прививок - Волк / Жираф / Крокодил
1966 - Поди туда, не знаю куда - Текст от автора / худой скоморох
1966 - Сегодня День рождения - Диспетчер на вокзале / Кот
1966 - Хвосты - Заяц
1967 - Зеркальце - Заяц
1967 - Межа - Старик (в титрах не указан)
1967 - Паровозик из Ромашкова - Папа
1967 - Заяц-симулянт - Заяц
1967 - Сказки для больших и маленьких - Заяц
1967 - Слонёнок - Павиан
1967 - Машинка времени - Болельщик «Спартака»
1967 - Раз, два - дружно! - Заяц / одноухий волк
1967 - Сказка о золотом петушке - Мудрец-звездочёт; пушкарь
1967 - Честное крокодильское - Паровоз (в титрах не указан)
1967 - Как стать большим - Гриб
1968 - Козлёнок, который считал до десяти - Конь
1968 - Комедиант - Стражник в Бомбижу (в титрах не указан)
1968 - Хочу бодаться! (новелла «Услужливый») - Заяц
1968 - Фильм, фильм, фильм - сценарист
1969 - Фитиль (короткометражный) (фильм №80 «Есть ли жизнь на Марсе?») - профессор-лектор
1969 - Фитиль (короткометражный) (фильм №177 «Счастливый конец») - мотоциклист
1969 - Украденный месяц - Месяц
1969 - Кот в сапогах 1-я часть - кот Перро
1969 - Рассеянный Джованни (Весёлая карусель № 1) - Почтальон (в титрах не указан)
1970 - Бобры идут по следу - Бобр-учитель
1971 - Петрушка - Петрушка
1971 - Терем-теремок - Петушок
1972 - Весёлый старичок (Весёлая карусель № 4) - Старичок
1972 - Рассказы старого моряка: Антарктида - Пингвин-воспитатель
1972 - Утёнок, который не умел играть в футбол - утёнок-хулиган (в титрах не указан)
1973 - Как это случилось - Игрушка-Клоун
1973 - Небылицы в лицах (Весёлая карусель № 5) - Егор
1974 - Мешок яблок - Папа Заяц
1974 - Сами виноваты - Папа Заяц
1975 - Наследство волшебника Бахрама - Волшебник Бахрам
1975 - Конёк-Горбунок - Спальник / эпизодические персонажи
1975 - В гостях у гномов - Гном (в титрах не указан)
1976 - Зайка-зазнайка - Зайка-Зазнайка
1976 - Все непонятливые - Червяк-интеллигент
1977 - Как грибы с горохом воевали - Стручок (в титрах не указан)
1977 - Зайчонок и муха - Воробей
1977 - Квартет «Ква-ква» - Жук (в титрах не указан)
1978 - Дед Мороз и серый волк - Папа Заяц (в титрах как «Г. Вицын»)
1978 - Робинзон Кузя - Кот-дикарь
1978 - Как утёнок-музыкант стал футболистом - Утёнок-хулиган (в титрах как «Г. Вицын»)
1979 - Как лиса зайца догоняла - Заяц
1979 - С кого брать пример? - Пёстрый Петух
1980 - Первый автограф - Бобёр (исполнение песни)
1980 - Каникулы в Простоквашино - Бобёр
1981 - Мария, Мирабела - Царь гусениц, отец Омиде
1981 - Зимняя сказка - Снегирь
1982 - Приключения волшебного глобуса или проделки ведьмы - Маленький Синьор / колдунья Клоанца / Мудрый ворон
1982 - День рождения - Гном
1982 - Сладкий родник - Петух / Бычок
1982 - Бюро находок - попугай Степаныч
1983 - Ловись, рыбка! - Дед
1983 - Жил у бабушки козёл - Зайка
1983 - Самый маленький гном (4-ый выпуск) - Петушок
1983 - Следствие ведут Колобки (2-ой выпуск «Ограбление века») - продавец мороженого
1984 - Подземный переход - Уж
1984 - Хочу Луну - Лорд-канцлер
1984 - Не хочу и не буду - Кот
1984 - Слонёнок пошёл учиться - Кот
1984 - Как щенок учился плавать - Лебедь
1984-1990 - КОАПП - Гепард
1984 - Домовёнок Кузя. Дом для Кузьки - домовёнок Кузя / гость / грузчик
1985 - Домовёнок Кузя. Приключения домовёнка - домовёнок Кузя / кот
1986 - Домовёнок Кузя. Сказка для Наташи - домовёнок Кузя
1986 - Снегурята - Пугало
1987 - Домовёнок Кузя. Возвращение домовёнка - домовёнок Кузя
1990 - Курица - Старый петух
1990 - Сладкая репа - рассказчик
1991 - Николай Угодник и охотники - все персонажи
1991 - Гостья - раёшник
1992 - Простой мужик - раёшник
1992 - Бабья работа - раёшник
1993 - Два жулика - раёшник
1993 - Родня - раёшник
1993 - Чуффык - Заяц
1994 - Фантазёры из деревни Угоры - Кощей Бессмертный
1994 - Шарман, шарман!-2 - Черепаха
1995 - Шарман, шарман!-3 - Черепаха

Радиоспектакли Георгия Вицина:

1961 - «Аптека "Голубые шары"» - Лекарь-Аптекарь
1962 - «Звёздные дневники Ийона Тихого» - от редакции
1965 - «Верный робот» - странный тип
1972 - «Остров сокровищ» - Пью
1981 - «Дети капитана Гранта» - Паганель

Музыкальные сказки Георгия Вицина:

1965 - «Волшебник Изумрудного Города» - Гудвин
1981 - «Происшествие в стране Мульти-Пульти» - Трус
1984 - «Приключения Кузнечика Кузи» - кузнечик Кузя
1984 - «Новые приключения Кузнечика Кузи» - кузнечик Кузя
1989 - «Разыскивается Кузнечик Кузя» - кузнечик Кузя
1989 - «Кузнечик Кузя на планете Туами» - кузнечик Кузя


Заслуженный артист РСФСР (1959)
Народный артист РСФСР (1977)


Георгий Вицин родился в Петрограде 23 апреля 1918 года. Когда Георгию исполнилось восемь месяцев, родители перевезли его в Москву.

Однако, согласно записи в Метрической книге Петроградской Крестовоздвиженской церкви за 1917 год, Вицин был крещён 23 апреля, в день Святого Великомученика Георгия, а в графе «день рождения» указано 5 апреля (18 апреля по новому стилю)1917 года. Год с 1917-го на 1918-й в метрике его мама Мария Матвеевна исправила, чтобы болезненного Георгия отправить в оздоровительную лесную школу, где было место только в младшей группе.

Мария Матвеевна одна несла на себе все заботы по дому, так как муж вернулся с войны тяжелобольным человеком - он был отравлен газом и прожил недолго. Когда Мария Матвеевна, сменив множество профессий, поступила на работу билетерши в Колонном зале Дома Союзов, то часто брала с собой на работу сына.

Георгий Вицин с детствабыл очень застенчивым мальчиком. Чтобы преодолеть свою закомплексованность, Георгий принял твердое решение стать актером. По-настоящему Георгий Вицин увлекся театром в 12 лет, когда стал играть в спектаклях школьной самодеятельности.

Вот что он вспоминал об этом: «Я рос очень застенчивым ребенком. И чтобы избавиться от этого комплекса, решил научиться выступать. Пошел в четвертом классе в театральный кружок. Кстати, очень хорошее лечебное средство, об этом даже психолог Владимир Леви писал. Я с ним знаком, он так лечит заик, людей со всякими комплексами - устраивает дома театр, распределяет роли, и они импровизируют. Вот и я вылечился…»

В школьном театре в качестве терапии от застенчивости, в одном из спектаклей Вицин исполнял танец шамана так неистово и эмоционально, что получил от преподавателей совет всерьез заняться балетом. Но после окончания школы Вицин решил всерьез заняться театром.

После окончания школы Георгий Вицин поступил в училище Малого театра. Но вскоре его отчислили с формулировкой "За легкомысленное отношение к учебному процессу". Осенью Вицин вновь решил испытать свои силы. Он прошел испытания сразу в трех студиях - Алексея Дикого, театра Революции и МХАТа-2 - и был принят сразу во все. Свой выбор остановил на Театральном училище им. Е.Вахтангова студии МХАТ-2, где проучился с 1934 по 1935 годы, где учился у С.Г. Бирман, А.И. Благонравова и В.Н. Татаринова.

В 1936 году секретарь ЦК Компартии Украины Постышев в личной беседе со Сталиным посетовал на то, что в Москве есть два МХАТа, а на Украине — ни одного. Сталин тут же подарил братской республике МХАТ-2 со всей труппой. Актерам предложили паковать вещи и отправляться в Киев, а когда те отказались покидать столицу, театр расформировали, припомнив в газетах, что организовал его когда-то «эмигрант-отщепенец» Михаил Чехов. С Михаилом Чеховым сравнивала Вицина актриса Серафима Бирман, один из самых строгих театральных педагогов.

Вицин с 1936 года служил в Театре Ермоловой и с блеском играл сексуально озабоченного старичка-импотента в пьесе Флетчера «Укрощение укротителя». На эту постановку публика валила валом, причем специально «на Вицина», узнавая в кассах, играет ли он, и только тогда покупая билеты. Правда, были и недовольные. Однажды за кулисы явился разгневанный генерал, смотревший спектакль с 16-летней дочерью, и потребовал сократить «неприличный текст».

Сам Вицин всегда относился к театру с огромным пиететом. Даже после того, как окончательно распрощался со сценой и ушел в кинематограф. Нет такого понятия «киноактер», считал он. Есть АКТЕР, и рождается он на сцене, в живом общении со зрителем.

В своем театральном опыте Вицин находил заготовки для многих киноролей. Сексуальный старичок, смутивший генеральскую дочку, превратился в сэра Эндрю из фильма Яна Фрида «Двенадцатая ночь». Британская пресса, всегда ревниво следящая за любыми экранизациями Шекспира, эту картину обласкала, а о роли «русского актера Выпина, точно ухватившего специфику английского юмора», хоть и с ошибкой в фамилии, но упомянули в передаче Би-би-си.

О Вицине с удовольствием писали театральные критики, и никто тогда представить себе не мог, что актер с такой блистательной сценической карьерой может навсегда покинуть театр ради кинематографа.

Кинематографическая карьера Георгия Вицина началась с эпизодической роли опричника в фильме "Иван Грозный", и продолжилась ролью Гоголя в картине Козинцева "Белинский" в 1951 году.

Ассистентка режиссера, приехавшая с «Ленфильма» в Москву, отобрала из массы столичных актеров сразу нескольких, среди которых были известные актеры Владимир Кенигсон, Борис Смирнов и ряд других. Однако именно в Вицине ассистентка разглядела черты гоголевской натуры.

Вицин сыграл эту роль настолько достоверно, что спустя несколько месяцев после съемок в этом фильме его пригласили для работы еще в одной картине, и вновь на роль Гоголя - в фильм Григория Александрова «Композитор Глинка».

Георгий Вицин снимался в разножанровых фильмах, но широкую известность Георгию Вицину принесли роли в комедиях.

Первой такой ролью стал обаятельный футболист Вася Веснушкин в фильме Семена Тимошенко «Запасный игрок», снятой в 1954 году. На эту роль Вицин попал совершенно случайно. Картина снималась на «Ленфильме», куда Вицин был приглашен для проб на роль Овода в картине режиссера Александра Файнциммера. Пробы оказались неудачными, на роль был утвержден Олег Стриженов, и Вицин собирался возвращаться в Москву, когда в одном из ленфильмовских коридоров его случайно нашел ассистент Семена Тимошенко. На этот раз проба молодого актера была удачной, и Вицина сразу утвердили на роль.

Правда, позже режиссер сильно удивился, узнав, что «молодому актеру» не 25 лет, как казалось на глаз, а почти 37. «Вневозрастной феномен» Вицина заслуживает отдельного разговора. Ему было под 40, когда он с одинаковой убедительностью играл 70-летнего старика в фильме «Максим Перепелица» и 17-летнего героя пьесы Розова «В добрый час!»

Перед съемками «Запасного игрока» Вицин месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы быть в спортивной форме. А на репетиции боксерского поединка всерьез атаковал Павла Кадочникова, профессионально занимавшегося боксом. В результате у Вицин оказалась трещина в ребре, но Вицин не ушел с площадки, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.

В 1956 году с участием Вицина был снят фильм «Она вас любит». В картине по сценарию предполагался сложный трюковой эпизод на водных лыжах. Сниматься должен был дублер, но режиссер решил снять Вицина. Вместе со сценаристом они сфабриковали письмо от некой поклонницы: «Уважаемый товарищ Вицин! Вы мой идеал, я мечтаю познакомиться с Вами! Слышала, завтра Вы снимаетесь на акваплане? Какой Вы смелый! Я обязательно посмотрю и после съёмок подойду к Вам. Поверьте, Вы не разочаруетесь. Клава».

Догадливый Вицин письмо прочел, сниматься согласился, весь эпизод отработал блестяще, но после съемки сказал режиссеру: «А вот имя девушке могли бы поинтереснее придумать».

Герои Вицина неизменно вызвали симпатию у зрителей в любых картинах, в которых снимался актер - в детективных, исторических и лирических.

В картине «Женитьба Бальзаминова», планировавшейся к запуску в производство в 1955 году, единственным кандидатом на роль недоросля Миши Бальзаминова был Вицин, давний друг режиссера Воинова по совместной работе в театре-студии Хмелёва. Но что-то не сложилось, и запуск фильма был отложен. Через 10 лет у режиссера появилась возможность вернуться к проекту, и Воинов предложил главную роль опять Вицину. А Георгию Михайловичу тогда исполнилось 48 лет. Он наотрез отказался, но Воинов настаивал: «Это тебе по паспорту 48, а на вид нет и 30. Гримом еще лет пять уберем, а потом светом и т. д. и т. п».

Это перевоплощение было возможно потому, что Вицин к своему здоровью относился ответственно и трепетно. Он не курил, так как в восемь лет затянулся бычком под лестницей и на всю жизнь получил антиникотиновый рефлекс. И не пил, после того, как однажды в Новый год решил выпить и понял — если наутро хочется удавиться, лучше не пить.

Но самое главное - он занимался йогой, когда никто толком не знал, что это такое. Вицин проводил обязательное очищение организма, правильно питался, вырабатывая высокую устойчивость к стрессовым нагрузкам, проводил ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от обстоятельств. Многие режиссеры злились, когда после команды «Мотор!» Вицин смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: «Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса». Не обращая внимания на накаленную атмосферу, отходил в сторонку, отрабатывал свою норму и спокойно возвращался к работе.

Савелий Крамаров вспоминал, как в одной из командировок жил вместе с Вициным и тот поражал его своими ежедневными занятиями йогой. «Если бы я не занимался йогой, то многие мои роли в кино не были столь успешными, — объяснял Георгий Михайлович. — Ведь процесс съёмок — очень тяжёлая муторная вещь. В ожидании, когда тебя снимут, можно просидеть целый день, притом утомиться так, что весь юмор из тебя сам собой выдохнется. Как тогда играть? Но я во время съёмок, несмотря на шум, крик, часто засыпал ровно на десять-пятнадцать минут, тем самым давая организму отдохнуть, расслабиться».

К такой зацикленности на здоровом образе жизни партнеры относились по-разному. Одни равнодушно, другие скептически, а некоторые высказывались довольно резко. Например, Нонна Мордюкова, которая после эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым заявила Вицину: «Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!»

«При всем этом за долгие годы работы в кино Георгий Михайлович мастерски научился играть алкашей, — рассказывал Владимир Цукерман. — Однако в реальной жизни он так и не научился пить. И курил первый и последний раз в семилетнем возрасте. Поэтому Вицин и не любил всевозможные актерские посиделки, юбилеи и творческие встречи в ресторанах. «Самое страшное, что придумало человечество, — это застолье», — говорил он. В киношной среде даже ходила такая байка. Один актер говорит другому: «Был вчера на презентации. Стол был шикарный. Все были, все пили. Леонов, Папанов, Миронов, Никулин, Моргунов, Вицин…» — «Стой, — прервал второй, — не ври». — «Ну все были, и все пили. Кроме Вицина, конечно…»

За 10 лет, прошедших между замыслом и выходом «Женитьбы Бальзаминова», в судьбе Вицина произошло многое. Но главная событие состоялась в 1957 году, когда Леонид Гайдай пригласил его в свою первую комедию «Жених с того света». Особого успеха картина не имела, тем более что цензура обошлась с «Женихом…» довольно круто, превратив фильм в кургузую короткометражку с периферийным прокатом. Зато следующая совместная работа, с самого начала ориентированная на короткий метр, стала культовой и судьбоносной. В фильме «Пес Барбос и необычный кросс» родилась самая знаменитая кинотроица советского кино — Трус, Балбес и Бывалый.

Григорий Козинцев, планировавший снять Вицина в роли Гамлета, увидев артиста в короткометражках Гайдая, был в шоке. Никто не мог предположить, что из драматического актера получится столь ярко комедийный.

Сначала Гайдай прочитал в «Правде» стихотворный фельетон про браконьеров, потом придумал три характера-маски и стал искать актеров. На Труса сразу выбрал Вицина, Трус нашел Балбеса, увидев в цирке Юрия Никулина. Бывалого, в лице Евгения Моргунова, Гайдаю сосватал директор «Мосфильма» Иван Пырьев. Четвертого героя — Барбоса — изображал пес Брех, который попортил артистам немало крови, упорно не желая исполнять в кадре задумки Гайдая.

«Пес Барбос» был лишь одной из пяти новелл юмористического альманаха «Совершенно серьезно», на который студия «Мосфильм» особых надежд не возлагала. Но эксцентрическая короткометражка Гайдая имела у публики оглушительный успех. Зрителю понравилось все - трюки, музыка, бешеный ритм и филигранный монтаж. Новые герои мгновенно стали персонажами народного фольклора, баек и анекдотов. Сделанные вдогонку «Самогонщики» усугубили ситуацию всеобщей любви и популярности. Со всей страны шли мешки писем, в которых от Гайдая в ультимативной форме требовали снимать новое кино про Труса, Балбеса и Бывалого. Тем временем, тройка в полном составе временно перекочевала в фильм Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу», где запомнилась дракой в ресторане и концептуальной фразой Вицина: «Начальство надо знать в лицо!»

Феноменальный успех фильмов Гайдая оказал влияние даже на незыблемые законы советской плановой экономики. Легкая промышленность среагировала на потенциальный спрос и быстро наладила выпуск продукции с «тройной» символикой: майки, маски, игрушки, календари. Трус, Балбес и Бывалый перевоплотились в страшных лесных разбойников из мультика «Бременские музыканты».

Зрители воспринимали их как единое существо, и даже придумали ему имя — ВиНиМор (по первым буквам фамилий). Но какие же разные люди составляли это трио! Клоун от Бога, человек-праздник Юрий Никулин (для него фильмы Гайдая стали началом кинокарьеры), спокойный, тихий, созерцательно замкнутый Вицин — артист с отличной театральной выучкой и солидным киноопытом, и шумный, во все вмешивающийся, часто развязный в общении Евгений Моргунов, который ни до, ни после роли Бывалого ничего равноценного, к сожалению, не сыграл.

Во время работы над «Операцией «Ы…» Гайдай планировал завершение приключений своих героев. У режиссера сложились непростые отношения с Моргуновым, который капризничал еще на «Самогонщиках», и многое позволял как на съемочной площадке, так и вне ее. В свою картину «Деловые люди» по рассказам О. Генри Гайдай Бывалого не взял, хотя и Никулин, и Вицин там сыграли отличные роли. Однако вскоре нашелся подходящий сценарий.

Когда Никулин прочитал сценарий «Кавказской пленницы», то наотрез отказался сниматься в «этой ерунде». Но Гайдай убедил и его, и остальных, что сценарий будет лишь основной канвой, на которую каждый вправе нанизать столько выдумок, трюков и гэгов, сколько сможет выдумать. А чтобы стимулировать фантазию своих «соавторов», за каждую идею режиссер обещал выставлять придумщику пару бутылок шампанского.

Согласно устным преданиям киношников, Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов — 18, а Вицин — 1, потому что не любил шампанское. На самом деле Георгий Михайлович был не менее плодовит, чем его коллеги. Именно ему мы обязаны криком «Поберегись!» вылетающего из дверей Труса, трюком с огурцом и рогаткой, платком Варлей, которого пугается Трус, и знаменитой сценой под девизом «Стоять насмерть!», когда герои строят живую стену перед несущейся машиной. Вообще трюки придумывались настолько спонтанно, что потом трудно было точно определить — кто что изобрел. Например, огромный шприц, остающийся после укола в заду у Бывалого, придумал Никулин, а вот то, что шприц будет качаться, — находка Вицина.

Актера с трудом уговорили выпить кружку пива на съемках «Кавказской пленницы». Сначала он категорически отказывался: «Пиво не буду, налейте шиповник». Один дубль, второй, третий… Выпил уже пять кружек с настоем шиповника, как кто-то из съемочной группы заметил: «Не пойдет! Пены-то нет!» Никулин предложил подложить в кружку ваты, но Вицин не выдержал: «Да в меня уже не влезет шестая кружка. Хоть с ватой, хоть без!» «Как желаете, Георгий Михайлович, — вмешался режиссер картины Леонид Гайдай. — А снять еще один дубль все равно придется. Причем с настоящим пивом». И трезвеннику Вицину пришлось через силу осушить целую кружку.

Петр Вайль писал о «ВиНиМоре»:

«Герои великой гайдаевской тройки носили говорящие имена, обозначающие те качества, без которых нет и быть не может достойного человека. По шутовским законам комедии это были имена-перевертыши, что никого, разумеется, не сбивало с толку. Понятно, что вечно садящийся в лужу Бывалый - Евгений Моргунов - есть олицетворение честной незащищенности: неизбежный удел личности в социуме. Что Балбес - Юрий Никулин - воплощенный здравый смысл. Что Трус - Георгий Вицин - мужество и стойкость, неподвластные ни обществу, ни государству. С этих троих можно было делать жизнь нагляднее и убедительнее, чем с Павлика Морозова и Павки Корчагина. Их слова и фразы расходились квантами житейской мудрости не хуже цитат из Ильфа и Петрова. Если вдуматься реплика: "Жить хорошо, а хорошо жить еще лучше", - стала ключевой для народа огромной страны. Именно эта внятная философия увела страну от туманного лозунга к повседневной заботе, вывела из идеологии к жизни. Еще у них всех троих было одно общее имя. Это имя - свобода. Они появились на экране в начале 60-х, когда в стране впервые приоткрылась многое из того, что потом открылось настежь через четверть века. Эксцентрика гайдаевского кино напоминала движения внезапно освободившегося человека, который оказавшись на воле беспорядочно размахивает руками, вертит головой, подпрыгивает на месте, порывается бежать. Рефлекторная свобода той оттепели запечатлелась во многом - молодежной прозе, театре на Таганке, интимной лирике и отчетливее всего - в комедиях Гайдая, где тройка Никулин-Вицин-Моргунов обладала тем, чего прежде не видали: пластикой свободного человека. Достоевский писал о том, что именно смех - вернейшая проба души, и правильно, что наша свобода начиналась со смеха».

«Кавказская пленница» — фаворит отечественного кино с 1967 года и до нынешних дней. В год выпуска фильм занял 1-е место в прокате, собрав у экранов 76,5 миллиона зрителей.

Актриса Наталья Варлей вспоминала о Георгии Вицине:


«Я могу начать вспоминать, анализировать или придумывать, но у меня не было такого ощущения, что отдельно Георгий Михайлович, отдельно Юрий Владимирович, отдельно Евгений Александрович. Для меня это была группа очень сильных актеров, замечательных людей. Мой страх дебютантки, конечно, мне поначалу не позволял ориентироваться даже в том, что происходит Мне было страшно. Страшно, радостно, интересно, а потом я уже начала наблюдать, анализировать, сколь разные характеры, почему Леонид Иович соединил таких непохожих, казалось бы, людей и создал из них три маски: Трус, Бывалый, Балбес. На самом деле и Юрий Владимирович, и Евгений Александрович, и Георгий Михайлович были интеллигентными, умнейшими людьми. Георгий Михайлович был глубоко начитанным человеком, прекрасным театральным актером. Как театрального актера его знают, конечно, меньше. Знают в основном его комедийные роли, но я видела его и в качестве актера Театра имени Ермоловой, еще до того, как начала сниматься в «Кавказской пленнице». Я училась в цирковом училище и бегала на все спектакли Ермоловского театра, потому что там работала тетя моего сокурсника. И я видела Георгия Михайловича в его театральных работах. Он был из другого поколения, с другими ценностями и критериями. Мне кажется, что Георгию Михайловичу Вицину не пришло бы в голову торговаться из-за гонорара за роль, особенно, если роль ему нравилась, если ему хотелось эту роль сыграть. А сегодня я понимаю, что очень не хватает этой старой, интеллигентной актерской школы. Когда сегодня говорят, «как же так, он умер в одиночестве, в нищете», хочется возразить. Во-первых, не в одиночестве, у него была любимая жена, любимая дочка, любимая собака. Да, он был старым человеком, беззубым, который отказывался уже выезжать с концертами, потому что прислушивался к собственному здоровью. Сердце пошаливало, он еще такой мнительный. Ему было вполне достаточно выйти в своем костюмчике Труса, сказать монолог, который принимали на «ура». Но жил он какой-то такой своей, тихой, жизнью. Думаю, он жил так, как ему уже хотелось - соответствовать своему возрасту, не молодиться, не вставлять зубы, потому что мясо есть уже не нужно, нужно есть кашу. Кормил кошек и собак. Еще был Смоленский гастроном и ему оставляли для бродячих кошек и собак обрезки костей, мяса. Он ходил по дворам и кормил их. Просто он любил животных и очень за них переживал. Был очень добрым и мягким человеком. Несмотря на то, что он любил скабрезные шуточки, у меня ощущение такой нежной глубины души. Вот такой человек - с очень нежной душой, очень ранимый, никогда, как мне кажется, ничего для себя не просящий, никогда не выдвигающий никаких требований к другим по отношению к себе, никаких материальных благ в жизни он никогда не добивался. Сама память о Георгии Михайловиче очень светлая. Грустно, потому что его нет и грустно, потому что он не может сейчас дать урок скромности, интеллигентности, вежливости и трепетного отношения к актерской профессии».

Апофеоз тройки стал ее концом. Гайдай пришел к выводу, что эксплуатировать эти типажи без самоповторов уже невозможно. Кроме того, на съемках «Пленницы» у него произошел крупный скандал с Моргуновым. Евгений Александрович явился на площадку в окружении поклонниц и принялся делать замечания режиссеру, вызывая восторженную реакцию у окружения. Гайдай резко приказал директору убрать всех посторонних с площадки, Моргунов обиделся, Гайдай тоже, и на глазах актера вырвал из режиссерского сценария все оставшиеся с ним эпизоды.

Вицин, Никулин и Моргунов еще только раз встретились на экране, но уже не у Гайдая, а в фильме Карелова «Семь стариков и одна девушка».

В 1980 году режиссер Юрий Кушнерев попытался возродить легендарную тройку в картине «Комедия давно минувших дней», соединив ее с не менее известной гайдаевской двойкой - Арчилом Гомиашвили и Сергеем Филипповым.Несмотря на то, что за сценарий взялись авторы «Операции «Ы», «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки» Яков Костюковский и Морис Слободский результат получился не очень. Никулин от проекта отказался сразу, а оставшаяся четверка напрягалась изо всех сил, но сделать «из ничего хоть что-нибудь» так и не смогла.

В нашей стране популярность киноартиста часто определяется количеством «крылатых фраз», пущенных им с экрана в народ. «Утром деньги — вечером стулья!» («12 стульев»), «Романтизьму нету, выпить не с кем» («Не может быть»), «А ну быстро все по пещерам!» («Земля Санникова»), «Йес, йес… ОБХСС!» («Джентльмены удачи») — это все Вицин. И как апогей популярности — приглашение стать гостем телекабачка «13 стульев» поэтом Одиссеем Цыпой.

Вицин вместе с другими популярными артистами часто гастролировал по стране с программами «Товарищ КИНО» и сборными концертами. На одном из таких, выходя со сцены, столкнулся с молодой певицей, стоявшей за кулисами: «А я за вами наблюдаю, Георгий Михайлович, учусь у профессионала чувствовать сцену и публику», — сказала артисту Алла Пугачева. В 1990 году они вновь оказались рядом — в «последнем списке» на звание народного артиста СССР, который успел подписать Горбачев перед Беловежской Пущей.

Георгий Вицин говорил о cебе: «Я вообще очень покладистый, терпеливый и неагрессивный. Всегда подставлю другую щёку и драться не буду… Просто потому, что это христианское мудрое правило. Меня порой кусают мои собаки, а я им прощаю — они ведь все такие несчастные, дворняжки… Я не взрывной. Нервы могут сдать, но я всё же стараюсь этого не допускать. Температура у меня не такая, чтобы играли страсти. Да я их и боюсь…»