Стильный верх

Георгий Журавлев – русский иконописец без рук и ног.



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Наши дни
  • Примечания
  • 4 Интернет ссылки

Введение

Григо́рий Никола́евич Журавлёв родился в селе Утёвка Бузулукского уезда Самарской губернии, в семье местного крестьянина, владельца столярной мастерской, и был инвалидом с детства - имел атрофированные ноги и руки.


1. Биография

Первоначально большую роль в воспитании и образовании Григория Журавлёва принимал его дед - отец его матери - Пётр Васильевич Трайкин. В 9 лет Григорий стал ходить в школу, куда его отвозил и откуда забирал дед. Таким образом, он посещал школу два года до смерти деда. Григорий научился писать, держа карандаш в зубах, таким же образом в дальнейшем он писал и свои картины.

После смерти деда Григорий стал учиться на дому самостоятельно, в этом ему большую помощь оказывал учитель земской школы из Утёвки Троицкий. В период обучения на дому Григорий много читал и занимался самообразованием.

В пятнадцать лет Григорий Журавлёв отправился в Самару учиться художественному мастерству. Здесь он брал уроки художественного мастерства у самарского художника Травкина Во время учёбы в Самаре он самостоятельно изучал черчение и анатомию.

Через пять лет упорного труда он стал уверенно писать иконы, держа кисти, зажатыми в зубах. Вернувшись через некоторое время после учёбы в Самаре в Утёвку, Григорий начал писать иконы дома в своей мастерской. Когда он трудился над иконами, то в его работе ему помогали его отец Николай Журавлёв и родной брат Афанасий.

Несколько лет Григорий Журавлёв расписывал храм и прославил своими фресками церковь на всю губернию. Были у Григория Журавлёва и другие ответственные заказы. В 1892 г. в Самаре был освящён кафедральный соборный храм Христа Спасителя, в котором находилась икона свт. Алексия, митрополита Московского работы Григория Журавлёва.

К 1885 году, в царствование императора Александра III, в селе Утевке начали строить соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. В с.Утевка его строительство напрямую связано с именем Григория Журавлева. Проект церкви вызвал у него какие-то возражения, и односельчане доверили художнику исправить недочеты. По усовершенствованным им чертежам и была сооружена утевская церковь. Что же касается живописного убранства храма, то Григория пригласили расписывать стены. Целые дни проводил он на специально созданных для него "подмостках". Страшно тяжело было расписывать купол храма. Только молитвенный вопль ко Христу и Божией Матери вливал в него силы и упорство на этот подвиг. Журавлеву приходилось лежать на спине, страдать от усталости и боли, но он все-таки сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы. От напряжённой работы и постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Постоянно трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы.

После того, как подарил несколько своих работ высокопоставленным чиновникам из Самары стал получать заказы на свои работы. Вскоре Губернское Земское собрание, как писали «Самарские губернские ведомости» в январе 1885 года, приняв во внимание его материальное положение и «его личные труды по части самоусовершенствовании в искусстве живописи, назначило ему ежегодную пенсию в размере 60 рублей.»

Известно, что он состоял в переписке в Самарским губернатором Александром Дмитриевичем Свербеевым, писал неоднократно по его заказу иконы, а также посылал в дар будущему императору Николаю II свои работы и писал сопроводительные письма в адрес императора. В 1888 году Журавлёву самарскими дворянами и в первую очередь по инициативе губернатора Самары Александра Дмитриевича Свербеева была заказана икона для поднесения императорской семье в память их чудесного спасения в крушении поезда 17 октября 1888 года. По неподтверждённым документально сведениям, он и ездил лично на приём в Санкт-Петербург и встречался с будущим императором Николаем II и членами его семьи.

Храм Святой Троицы в селе Утёвка

Во время строительства в Утёвке в 90-е годы XIX века нового храма Святой Троицы он лично расписал свод храма, а также создал для храма иконы.

В 1892 г. в Самаре был освящён кафедральный соборный храм Христа Спасителя, в котором находилась икона свт. Алексия, митрополита Московского, работы Григория Журавлёва.

Вскоре слух о необычном мастере дошёл до Царствующего Дома. Журавлёв был приглашён в Санкт-Петербург и там всех удивил своим искусством. Пробыл он в столице три года. Для последней царствовавшей в России семьи Журавлев написал портрет царской фамилии, которым Николай II остался доволен. Вернулся он на родину с назначенной от Царя пенсией в размере 25 рублей золотом ежемесячно. А самарскому губернатору было приказано выдать иконописцу иноходца с зимним и летним выездом.

Хотя у Григория были средства, но иконописную мастерскую он не заводил, по-прежнему писал образа сам. Ученики помогали ему растирать краски, готовить иконные доски, грунтовали. За иконами Григория Журавлёва приезжали с далёких окраин России. В жизни он всегда был в ровном мирном расположении духа, ничто не колебало и не омрачало его души. Всегда весёлый, жизнерадостный, как огонёк светил он людям, поддерживал их, как мог, в трудные времена. На людей он не производил впечатления человека, обделённого судьбой. Наоборот, отличался он необыкновенной силой духа, все его уважали и любили. Один из современных биографов Журавлева, В.Лялин пишет: "Год за годом шёл по реке ледоход, унося в Вечность времена и сроки. И вот, наступил новый двадцатый век, век, в котором человечество познало ужас неслыханных кровавых войн, чудовищных злодеяний самоуничтожения, порожденных наглым и гордым богоборчеством. В 1916 году, когда шла тяжёлая кровопролитная война с Германией, Григорий заскучал, стал часто болеть. Во время одной особенно тяжелой болезни ему было откровение: что скоро наступят лихие времена, когда и он сам, и его иконы никому не будут нужны. А через три года так и случилось. И слава Богу, что Григорий этого не видел, потому что уже лежал в могиле. Умер он в конце 1916 года, перед самой революцией. Похоронили его в церковной ограде Утевского Троицкого храма. На могиле поставили простой крест".

В советские времена о чудесном изографе совсем забыли. Но в 1963 году, в самый разгар очередной антирелигиозной кампании, в краеведческий школьный кружок села Утёвка пришло письмо из Боснии, от историка живописи и реставратора Здравко Каймаковича. «Проводя учет памятников в нашей республике, - писал он, - в сербской православной церкви в селе Пурачиц возле Тузлы я обнаружил икону, которую сделал ваш земляк Григорий Журавлев. Икона средних размеров, исполнена масляными красками на доске и изображает славянских первоучителей святых Кирилла и Мефодия. Святые изображены стоя со свитками в руках. И представляют собой тщательную и тонкую работу, так что в первый момент я подумал, что это произведение работы иконописца с академическим образованием, и что подпись с текстом автора - это мистификация...»

А текст был такой: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утёвка Самарской губернии безрукий и безногий года 1885, 2 июля». Как икона преодолела путь от заволжских степей к берегам Адриатического моря, до сих пор остается загадкой. Возможно, ее привез один из сербских паломников или кто-то из русских эмигрантов, переселившихся туда после революции. Сколько икон написал Григорий Журавлёв, неизвестно. Жизнь и творчество этого удивительного человека вышли далеко за пределы Самарского края.

В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в музее Церковноархеологического кабинета бережно хранится икона свт. Льва, папы римского, кисти Григория Журавлёва. Эта работа Григория Журавлева является образцом иконописных школ XIX века. Это типичная классическая традиция реалистической манеры письма.


2. Наши дни

Жители села Утёвка Самарской области хотят канонизировать своего земляка. Художник Григорий Журавлёв прославился удивительным иконописным даром. Школьников из Утевки учат рисовать по-журавлевски. Но этого, как говорят, недостаточно для причисления к лику святых.

Отец Анатолий, настоятель храма Святой Троицы: Мы были бы рады, если Григория Журавлева причислили хотя бы к местным почитаемым.

Без разрешения «свыше» портрет художника уже стоит на почетном месте в сельской церкви. Иконописец расписал этот храм. Правда, не собственноручно. Библейские сюжеты рисовал, держа кисть в зубах. Под самый купол художника поднимали в люльке.

Любовь Трегубова, преподаватель истории: Для меня этот человек он фактически уже святой. Потому что он совершил такое, это не может, наверное, миллион человек.

Чтобы церковь причислила художника к святым, нужно одобрение, так называемой комиссии по чудесам. Совершенные иконописцем они должны быть подтверждены документально. В селе теперь собирают подписи о канонизации земляка. Свои автографы уже поставил половины села.Но вот с главным – чудесами, которые совершил Григорий Журавлев пока неважно. Работники утевского музея ищут их доказательства по всей деревне.Религиозное чудо утевцы нашли все-таки. Отыскали историю парализованной больной. После знакомства с иконами Журавлева, женщина якобы встала и пошла.


Примечания

  1. Среди части поклонников выдающегося художника-самоучки бытует мнение, что в Самаре он учился в гимназии, однако, это версия не подтверждается документально.
  2. Храм был освящён 7 января 1892 года.

4. Интернет ссылки

  • Жители села Утёвка предлагают канонизировать своего земляка - www.5-tv.ru/news/details.php?newsId=4044
  • Иконы письма Григория Журавлёва - www.uer.varvar.ru/1858-1916.htm
  • В. Н. Лялин «Утеевский иконописец Григорий Журавлёв». - archiv.kiev1.org/page-1369.html
  • Проект «Победившие судьбу». «Утеевский иконописец Григорий Журавлёв» - www.pobedivshie.ru/oglavlenie/zhuravlev.php
  • Литсовет. Иллюстрации к «Саге о безруком иконописце» - www.litsovet.ru/index.php/gallery.view?gallery_id=795
  • «Духовный вестник», Брест. УТЕВСКИЙ ИКОНОПИСЕЦ ГРИГОРИЙ ЖУРАВЛЁВ - www.pravpiter.ru/sovs/n035/ta006.htm
  • Святая Русь. Село Утёвка. - www.palomnik.volga.ru/6_utevka.htm
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 17.07.11 18:31:16
Похожие рефераты:

Имя Григория Журавлёва стало широко известно в России и за границей после того, как в 1963 году в Югославии историк живописи Здравко Кайманович, проводя учёт памятников культуры Сербской Православной Церкви, обнаружил в селе Пурачин икону, на которой было написано по-русски: "Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утёвской волости того же села зубами крестьянина Григория Журавлёва, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля". Госархив позднее подтвердил эти сведения: был такой иконописец.

Родился Григорий Журавлёв в большой крестьянской семье в богатом селе Утевка, недалеко от Самары в 1858 году. Родители испытали глубокое потрясение, когда увидели, что младенчик – калека. У него не было ручек и ножек. Мать плакала, отец ходил смурной, соседки шушукались: "Богом обижен". По воспоминаниям, мать Григория хотела от великого горя наложить на себя руки (утопиться), вместе с собой умертвив и младенца, но дед – Пётр Васильевич Трайкин этому воспрепятствовал, "доказав вредность замысла своей дочери". Он сказал, что Гришу будет растить сам.

Время шло, а мальчонка, несмотря на свое увечье, рос жизнерадостным и пытливым. "Бог призрел на раба Своего" – такое суждение высказали жители Утевки. Ребёнок-калека вызывал не столько жалость, сколько удивление: ползая по двору, брал в зубы прутик и подолгу рисовал на песке людей, дома, животных. Да так ловко у него выходило – загляденье одно.
Оказалось, что Гриша не обижен Богом, а особо отмечен талантом. Когда мальчик подрос, дед стал возить его в школу. Зимой на салазках, а летом на тележке. После смерти Петра Васильевича школу пришлось оставить, но с умным ребёнком на дому занимался учитель земской школы Троицкий.

Мальчик учился писать, держа перо в зубах. И почерк у него был очень хорош. В дом Григория потянулись односельчане с просьбой написать письмо родным или прошение чиновнику. Природные способности позволили инвалиду в 22 года закончить (экстерном и с отличием) Самарскую мужскую гимназию. В учении ему помогал Бог, а в обыденной жизни – старший брат Афанасий. После смерти матери, он стал для него нянькой, а вернее, его руками и ногами: носил, кормил, мыл. Любил Григорий посещать храм, куда на службы приносил его брат. У художника вместо ног чуть-чуть пониже колен были обрубки, и он все же мог ходить на коленях. Он привязывал ремнями к коленям кожаные ходульки и передвигался, согласно газете "Самарские ведомости" в 1880 году: атрофированы были от кисти до плеча руки и от ступни до колена – ноги, но всё же на коленях он ходить мог. Так его либо носили, либо он потихоньку перемещался сам.

Вернувшись домой, Григорий стал самостоятельно изучать черчение, анатомию человека, живопись, иконографию. А позже стал писать иконы. В 1885 году газета "Самарские губернские ведомости" писала: "Журавлёв задумал во что бы то ни стало выучиться писать масляными красками "настоящие образа". И вот в 15 лет он, никуда доселе не выезжавший из родного села, прибыл в губернский город и обратился к проживающему здесь живописцу Травкину с просьбой показать ему, как пишутся образа. Тот ласково принял необычного ученика, оставил на несколько дней в своей квартире и познакомил с первыми приёмами живописи. Этого для Журавлёва было достаточно. Закупив в Самаре красок, кистей и прочего, он вернулся в родную Утевку и, заказав себе стол с особыми приспособлениями, принялся учиться живописи".

Через 5 лет юный иконописец решил подарить несколько икон высокопоставленным лицам Самары. На его "живые" иконы обратили внимание – стали поступать заказы. А вскоре Губернское земское собрание, приняв во внимание бедственное положение семьи Журавлёвых, назначило ему ежегодную пенсию в 60 рублей.

В работе Григорию помогала вся семья. Брат Афанасий мастерил деревянные заготовки для икон, готовил краски, бабушка подбирала кисти, а отец доставлял иконы в Самару. Позднее у Журавлёва появились ученики – Михаил Хмелёв и Василий Попов.
Григорий любил учиться, много читал, благо, в доме была большая библиотека.

В 1884 году Журавлёв обратился к Самарскому губернатору, всегда принимавшему участие в его жизни, с просьбой представить написанную икону Святителя Николая Чудотворца Царевичу Николаю, будущему Императору.
В личном архиве генерал-губернатора А. Д. Свербеева сохранилось письмо, адресованное Журавлёвым Царевичу: "Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Царевичу. Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно прошу Ваше Императорское Высочество, что я, крестьянин Самарской губернии Бузулукского уезда с. Утевка Григорий Журавлёв, от всего моего сердца желаю поднести Вашему Императорскому Высочеству икону – Святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками по той причине, что от своей природы не имею силы и движения в руках и ногах своих. Ваше Императорское Высочество, покорно прошу Вашего Высочайшего имени принять сию икону, которую я подношу к Вашему Императорскому Высочеству от всей моей души и любви. Ваше Императорское Высочество! Покорнейше прошу Вас допустить препровождаемую сию икону до Вашего Высочайшего имени потому, что я не имею у себя рук и ног. И написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на Свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю свое мастерство по повелению Божию". Царевич икону милостиво принял. Вскоре Император Александр III пригласил Журавлёва во дворец. Здесь крестьянин живописец написал портрет семьи Романовых.

Бытует легенда, что на обратном пути Григорий помимо своей воли попал в бродячий цирк на колёсах. Полгода возили его по России – показывали публике как диковинку. С большим трудом удалось вернуться на родину.

Есть ещё и такая версия истории: в начале XX века молва о крестьянском богомазе дошла до царя Николая II. Царь призвал к себе Григория и заказал ему портрет всей царской семьи. Целый год утевский иконописец жил в Петербурге. Работу выполнил, и царь остался доволен. Хотя портрет не найден, достоверно известно, что государь пожаловал самарскому крестьянину пожизненную ежемесячную пенсию в 25 рублей золотом. По тем временам это были огромные деньги. А Самарскому губернатору велено было "выдать Журавлёву иноходца с летним и зимним выездом".

В память о чудесном спасении Императорской семьи при крушении поезда от бомбы террористов в октябре 1888 года самарские дворяне заказали Григорию Журавлёву икону для поднесения Александру III, о чём свидетельствуют документы, хранящиеся в Госархиве Самарской области.
Образ покровителя Самары святителя Алексия, митрополита Московского, Самарский губернатор А. Д. Свербеев также поручил написать Журавлёву.
По сохранившимся воспоминаниям жителей Утевки, Григорий был весёлого нрава, очень доступный, любил ядрено, по-крестьянски пошутить. Очень энергичный, любил рыбалку, задорно пел частушки. Чтобы позабавить детей, брал в зубы пастушеский кнут, размахивал и хлопал им с оглушительным свистом.

В 1885 году в Утевке началось строительство нового каменного храма. Церковь в честь Святой Троицы строилась по чертежам и под непосредственным руководством Григория Журавлёва (таким образом можно сказать, что он обладал и архитектурным талантом!). По его эскизам были написаны все фрески. И церковь у него получилась приземистая, широко раскинувшаяся, как будто крепко держащаяся за землю. Как говорят земляки художника, чем-то похожая на самого Григория. И десятиметровый в диаметре купол храма художник расписывал сам. Он укладывался в специальную люльку и лежа работал. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. И так день за днем, месяц за месяцем, год за годом. От этой работы на лопатках и затылке художника образовались кровоточащие язвы. Кожаные ремни впивались в его тело... От постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Трескались и кровоточили губы, стерлись передние зубы. Наконец в 1892 году работа была закончена. Это был подвиг…

Эти образа сохранились до сего дня: на куполе изображены Святая Троица и семь Архангелов. На фресках – апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, митрополиты Московские Пётр и Алексий. Совсем недавно стал проявляться лик св. Симеона Верхотурского.
В храме великолепная акустика, в стены строителями были встроены специальные горшки (голосники). Освящена церковь в 1892 году. При ней была школа и небольшая библиотека.

В 1934 году советские власти начали разрушать колокольню. Разожгли костры под деревянными опорами. Иконы со стен срывали баграми. Наиболее ценные отправили в Самару, остальные ночью привезли на колхозную пасеку – для изготовления пчелиных ульев. Но пчеловод Дмитрий Лобачёв тайно раздал иконы жителям села. Взамен ему принесли необходимое количество досок.
К разрушению самого храма власти приступали ни один раз. Но неожиданные обстоятельства вынуждали богоборцев то и дело откладывать задуманное. Так Промыслом Божиим церковь сохранилась до наших дней.
Вернули её верующим в 1989 году. Через два года храм освятили. Администрация Нефтегорского района выделила 100 тысяч рублей на строительство разрушенной колокольни. Из Воронежа привезли 8 колоколов. На самом большом из них в честь утевского художника сделана надпись "Григорий".
В 2006 году в церкви поставили новый резной иконостас. Теплится в храме неугасимая лампада…
А нерукотворные образа Журавлёва нашлись почти в каждой утевской избе и в соседних селах. Дешёвую икону купить крестьянам было по силам, поэтому художник писал для них образа на дереве и без позолоты. Но после поездки в Санкт-Петербург, когда в семье появился достаток, он всё чаще писал образа на золоте и собственноручно подписывает на тыльной стороне: "Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлёв села Утевка Самарской губернии, безрукий и безногий".

…В последние годы местные жители вернули в храм иконы письма Журавлёва "Господь Саваоф", "Жены-Мироносицы", "Спаситель Благословляющий", "Царь Давид", "Крещение Господне", "Воскресение Христово". Из Казахстана привезли икону "Святые Кирилл и Мефодий". Из Москвы пришло сообщение, что образ Журавлёва "Святой Лев – папа римский" находится в церковно-историческом кабинете Троице-Сергиевой лавры вместе с работами Виктора Васнецова, Василия Сурикова и Михаила Нестерова. Ещё одну журавлёвскую икону недавно обнаружили на Урале.

Самарская епархия совместно с властями губернии многое делает для возрождения памяти об удивительном иконописце. В епархиальном церковно-историческом музее и в Самарском областном историко-краеведческом музее имени П. В. Алабина уже несколько лет экспонируются его нерукотворные образа…
– Слава Богу, что в наше время восстанавливается историческая справедливость и воздается должное таким талантам, как живописец Григорий Журавлёв, – сказал архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. – Рождённый с недугом, но имея глубокую веру и силу духа, он творил во имя Бога и для людей. Его иконы несут Божественный свет, помогают людям.

Умер Григорий Журавлёв 15 февраля (по новому стилю) 1916 года. По благословению правящего архиерея его похоронили в ограде сельского храма. После революции могилу сравняли с землей, и долгие годы никто даже и не вспоминал о художнике-самоучке, поразившем своим талантом царя. Удалось определить место захоронения Журавлёва, в ограде утевского храма, указанное жительницей села Марией Емельяновной Пестимениной – внучкой попечителя храма Иона Тимофеевича Богомолова. На месте упокоения иконописца по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия установили православный крест – так обозначилась его могила. Сохранился дом мастера-иконописца.

Сколько икон написал Григорий Журавлёв, неизвестно. Надеемся, что судьбы многих из них будут открываться для нас со временем.

Особо выделяется одна работа Журавлёва – "Утевская Мадонна”. Это не каноническая икона. На ней изображена простая крестьянка. Работа долгие годы хранилась в доме утевской жительницы. А когда та умерла в конце 90-х годов, её племянники отказались вернуть икону в храм. По словам настоятеля храма отца Анатолия, они решили продать ценную реликвию и отправили её в Самару. Дальше судьба Утевской Мадонны неизвестна. В своей книге профессор Александр Малиновский, вплотную изучавший творчество и жизнь Журавлёва, пишет: " «На иконе небольшого формата изображена крестьянка в белом платке с младенцем на руках, - пишет Малиновский в своей книге «Радостная встреча», посвящённой художнику. – Лицо простое, типично заволжское. Большие тёмные глаза. На губах чуть наметившаяся улыбка. Нет ни тени церковности. Но всё же она воспринимается как икона. Насколько я понимаю, на Руси иконы не придумывались иконописцами. Они являлись миру. Эта икона Григорию Журавлёву явилась, это чувствуется».
Есть легенда о том, что Журавлёв написал свою возлюбленную, соседку Екатерину Грачёву с ребёнком на руках.

Земляки живописца – доктор технических наук, профессор, Александр Малиновский и учитель-краевед, член Союза писателей России, Кузьма Данилов собрали большой исторический материал о художнике-самородке. В тех школах Самарской области, где преподаются "Основы Православной культуры", учителя рассказывают детям и об иконописце-крестьянине Григории Журавлёве.

Написанные им иконы ценили в народе, потому что от них исходили особые благодать и чистота, их считали нерукотворными: без помощи Господней не может так сработать человек без рук и без ног, держа кисточку в зубах. Больше половины выполненных Григорием икон были на золоте и многие – собственноручно подписаны им на тыльной стороне.

В наше время один художник выполнил красками с фотографии Григория Журавлёва его портрет.
Есть даже люди которые хотели бы канонизировать Григория Журавлева. Но для канонизации нужны чудеса по молитвам к подвижнику. Или чудеса от икон Журавлёва. Таких фактов известно не много, но они есть.

Кроме икон сохранились карандашный портрет молодого человека работы Григория Журавлёва, он хранится в утевском музее. По словам бывшей владелицы портрета, на нём изображён Иван Соловьёв, прибывший в поселок Кряж вместе со своей супругой из села Кинель-Черкассы. Известно, что Журавлёвым были написаны ещё два портрета. Но найти их пока не удалось.

Четыре иконы находятся в Самарском церковно-историческом Епархиальном музее. Это иконы Божией Матери "Млекопитательница", Смоленская, святые Кирилл и Мефодий, Жёны-Мироносицы. Последняя икона без подписи Журавлёва, поэтому нельзя утверждать, что это его работа, но приписывается ему. Есть также эскиз головы ребёнка письма Журавлёва. Икона "Святой Лев – папа Римский" находится в церковно-археологическом кабинете Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Известная многим икона Спасителя хранится в утевском Свято-Троицком храме. Там же иконы "Иисус Христос с Предстоящими", "Усекновение главы Иоанна Предтечи", "Взыскание погибших", "Скоропослушница" и другие. Также есть икона "Святой Георгий Победоносец” в Пюхтицкой обители (Эстония).

Этого человека зовут Ник Вуйчич

Имя
иконописца Григория Журавлёва стало широко известно в России и за границей после
того, как в 1963 году в Югославии историк живописи Здравко Кайманович, проводя
учёт памятников культуры Сербской Православной Церкви, обнаружил в селе Пурачин
икону, на которой было написано по-русски:
"Сия икона
писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости того же села
зубами крестьянина Григория Журавлёва, безруким и безногим, 1885 года, 2
июля".

Госархив
позднее подтвердил эти сведения: был такой иконописец.

Родился Григорий
Журавлёв в большой крестьянской семье в богатом селе Утевка, недалеко от Самары
в 1858 году. Родители испытали шок, когда увидели, что младенчик – калека. У
него не было ручек и ножек. Мать плакала, отец ходил смурной, соседки
шушукались: "Богом обижен".


Божья Матерь

По воспоминаниям, мать Григория хотела от
великого горя наложить на себя руки (утопиться), вместе с собой умертвив и
младенца, но дед – Петр Васильевич Трайкин этому воспрепятствовал, "доказав
вредность замысла своей дочери". Он сказал, что Гришу будет растить
сам.

Святые
Косьма и Дамиан - целители. Икона написана в 1885 году

Время шло, а
мальчонка, несмотря на свое увечье, рос жизнерадостным и пытливым. "Бог призрел
на раба Своего" – такое суждение высказали жители Утевки. Ребенок-калека вызывал
не столько жалость, сколько удивление: ползая по двору, брал в зубы прутик и
подолгу рисовал на песке людей, дома, животных. Да так ловко у него выходило –
загляденье одно.


Икона, приписываемая Григорию Журавлёву

Из дома Григорий
Журавлев выкатывался: ложился на бок и по зеленой травке перекатывался до храма.
Мама Григория очень стеснялась, когда сын ее вот так отправлялся в церковь -
катился по травушке.

Оказалось, что Гриша не обижен Богом, а особо
отмечен талантом. Когда мальчик подрос, дед стал возить его в школу. Зимой на
салазках, а летом на тележке. После смерти Петра Васильевича школу пришлось
оставить, но с умным ребенком на дому занимался учитель земской школы
Троицкий.


Николай Чудотворец (фрагмент иконы "Семь Святых")

Как-то
летом сельская ребятня отправилась с мальцом-калекой на речку. Все пошли
купаться, а Гришу оставили на бугре. Тут-то на него и спикировал орел, да
необычный – двуглавый. На глазах у растерявшейся детворы птица подняла
тело-обрубок в небо. Пронзительный детский крик, видимо, испугал орла, – он
выпустил добычу. "Никак, Ангелы подстелили соломку", – рассудили в селе, когда
подняли с земли Гришу невредимым!

Мальчик учился писать,
держа перо в зубах. И почерк у него был очень хорош. В дом Григория потянулись
односельчане с просьбой написать письмо родным или прошение чиновнику. Природные
способности позволили инвалиду в 22 года закончить (экстерном и с отличием)
Самарскую мужскую гимназию. В учении ему помогал Бог, а в обыденной жизни –
старший брат Афанасий.


Поясная икона Александра Невского

После смерти матери,
он стал для него нянькой, а вернее, его руками и ногами: носил, кормил, мыл.
Любил Григорий посещать храм, куда на службы приносил его брат. У художника
вместо ног чуть-чуть пониже колен были обрубки, и он все же мог ходить на
коленях. Он привязывал ремнями к коленям кожаные ходульки и
передвигался


Евангелист

Григорий стал самостоятельно изучать
черчение, анатомию человека, живопись, иконографию. А позже стал писать
иконы.

На его "живые" иконы обратили внимание – стали поступать заказы. А
вскоре Губернское земское собрание, приняв во внимание бедственное положение
семьи Журавлевых, назначило ему ежегодную пенсию в 60 рублей.


Оборотная сторона иконы с авторской надписью Журавлёва

В
1884 году Журавлев обратился к Самарскому губернатору, всегда принимавшему
участие в его жизни, с просьбой представить написанную икону Святителя Николая
Чудотворца Цесаревичу Николаю, будущему Императору. В личном архиве
генерал-губернатора А. Д. Свербеева сохранилось письмо, адресованное Журавлевым
Цесаревичу:


Оклад иконы "Вседержитель-1886"

“Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику
Цесаревичу.

Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно прошу
Ваше Императорское Высочество, что я, крестьянин Самарской губернии Бузулукского
уезда с. Утевка Григорий Журавлев, от всего моего сердца желаю поднести Вашему
Императорскому Высочеству икону – Святителя и Чудотворца Николая, которую я
написал ртом, а не руками по той причине, что от своей природы не имею силы и
движения в руках и ногах своих.

Ваше Императорское Высочество, покорно
прошу Вашего Высочайшего имени принять сию икону, которую я подношу к Вашему
Императорскому Высочеству от всей моей души и любви.

Ваше Императорское
Высочество! Покорнейше прошу Вас допустить препровождаемую сию икону до Вашего
Высочайшего имени потому, что я не имею у себя рук и ног. И написал сию икону по
вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на Свет Божий. И даровал мне
дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю свое мастерство по
повелению Божию".


Икона
Журавлёва "Избранные святые". Хранится в Петербурге

Цесаревич икону
милостиво принял. Вскоре Император Александр III пригласил Журавлева во дворец.
Здесь крестьянин живописец написал портрет семьи Романовых. Бытует легенда, что
на обратном пути Григорий помимо своей воли попал в бродячий цирк на колесах.
Полгода возили его по России – показывали публике как диковинку. С большим
трудом удалось вернуться на родину.

Есть
еще и такая версия истории: в начале XX века молва о крестьянском богомазе дошла
до царя Николая Второго. Царь призвал к себе Григория и заказал ему портрет всей
царской семьи. Целый год утевский иконописец жил в Петербурге. Работу выполнил,
и царь остался доволен. Хотя портрет не найден, достоверно известно, что
государь пожаловал самарскому крестьянину пожизненную ежемесячную пенсию в 25
рублей золотом. По тем временам это были огромные деньги. А Самарскому
губернатору велено было "выдать Журавлеву иноходца с летним и зимним
выездом".


Божья
Матерь "Милующая"

В память о чудесном спасении Императорской семьи при
крушении поезда от бомбы террористов в октябре 1888 года самарские дворяне
заказали Григорию Журавлеву икону для поднесения Александру III, о чем
свидетельствуют документы, хранящиеся в Госархиве Самарской области.
Образ
покровителя Самары святителя Алексия, митрополита Московского, Самарский
губернатор А. Д. Свербеев также поручил написать Журавлеву.


Вседержитель (10 июля 1886)

B сохранившимся
воспоминаниям жителей Утевки, Григорий был веселого нрава, очень доступный,
любил ядрено, по-крестьянски пошутить. Очень энергичный, любил рыбалку, задорно
пел частушки. Чтобы позабавить детей, брал в зубы пастушеский кнут, размахивал и
хлопал им с оглушительным свистом.


Церковь
села Утёвка, где Журавлёв расписывал стены, писал иконы. Здесь он и похоронен у
церкви.

В 1885 году в Утевке началось строительство нового каменного
храма. Церковь в честь Святой Троицы строилась по чертежам и под
непосредственным руководством Григория Журавлева (таким образом можно сказать,
что он обладал и архитектурным талантом!). По его эскизам были написаны все
фрески. И церковь у него получилась приземистая, широко раскинувшаяся, как будто
крепко держащаяся за землю. Как говорят земляки художника, чем-то похожая на
самого Григория.


Богоматерь
«Млекопитательница». Написана в 1910 году

И десятиметровый в диаметре
купол храма художник расписывал сам. Он укладывался в специальную люльку и лежа
работал. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так,
что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только
после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. И так день за
днем, месяц за месяцем, год за годом. От этой работы на лопатках и затылке
художника образовались кровоточащие язвы. Кожаные ремни впивались в его тело...
От постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение.
Трескались и кровоточили губы, стерлись передние зубы. Наконец в 1892 году
работа была закончена. Это был подвиг…

В
1934 году советские власти начали разрушать колокольню. Разожгли костры под
деревянными опорами. Иконы со стен срывали баграми. Наиболее ценные отправили в
Самару, остальные ночью привезли на колхозную пасеку – для изготовления пчелиных
ульев. Но пчеловод Дмитрий Лобачев тайно раздал иконы жителям села. Взамен ему
принесли необходимое количество досок.


Святой
благоверный князь Александр Невский.

К разрушению самого храма власти
приступали не один раз. Но неожиданные обстоятельства вынуждали богоборцев то и
дело откладывать задуманное. Так Промыслом Божиим церковь сохранилась до наших
дней.


"Утёвская мадонна"

Вернули ее верующим в 1989 году.
Через два года храм освятили. Администрация Нефтегорского района выделила 100
тысяч рублей на строительство разрушенной колокольни. Из Воронежа привезли
восемь колоколов. На самом большом из них в честь утевского художника сделана
надпись "Григорий".


Икона
Журавлёва "Господь Вседержитель", написанная в1886

В 2006 году в
церкви поставили новый резной иконостас. Теплится в храме неугасимая
лампада…
А нерукотворные образа Журавлева нашлись почти в каждой утевской
избе и в соседних селах. Дешевую икону купить крестьянам было по силам, поэтому
художник писал для них образа на дереве и без позолоты. Но после поездки в
Санкт-Петербург, когда в семье появился достаток, он все чаще писал образа на
золоте и собственноручно подписывает на тыльной стороне: "Сию икону писал зубами
крестьянин Григорий Журавлев села Утевка Самарской губернии, безрукий и
безногий".

Григорий
ведь и грешить-то не мог - ни рук ни ног, никуда не ходил. Он жил в чистоте,
поэтому и иконы его сияют чистотой. Монах должен поститься и молиться, чтобы
написать икону, так и Григорий, видимо, все время был в таком состоянии, и иконы
его отличаются духовностью, детской радостью.

Григорий
Журавлев похоронен на почетном месте у храма, в который он столько сил вложил,
за алтарем, на кресте надпись:
«Здесь похоронен художник-иконописец Журавлев
Григорий Николаевич, 1858-1916 гг.»

БЕЗРУКИЙ И БЕЗНОГИЙ РУССКИЙ ИКОНОПИСЕЦ ГРИГОРИЙ ЖУРАВЛЕВ. ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЁСТРЫ ВО ХРИСТЕ, СМОТРИТЕ ФИЛЬМ О ПОДВИГЕ ГРИГОРИЯ ЖУРАВЛЁВА. Сегодня весь мир знает имя Ника Вуйчича - проповедника, который родился без руки и без ног. Но мало кто знает, что в 19 веке на Руси жил известный иконописец Григорий Журавлев, который тоже родился без рук и без ног, но стал великолепным иконописцем! Вот рассказ о его удивительной жизни! Его имя стало широко известно в России и за границей после того, как в 1963 году в Югославии историк живописи Здравко Кайманович, проводя учёт памятников культуры Сербской Православной Церкви, обнаружил в селе Пурачин икону, на которой было написано по-русски: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости того же села зубами крестьянина Григория Журавлёва, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля». Госархив позднее подтвердил эти сведения. Родился Григорий Журавлёв в 1858 году калекой. «Бог призрел на раба Своего» - такое суждение высказали жители Утевки. Но поначалу не так думали в семье Журавлёвых. По воспоминаниям, мать Григория плакала и хотела от великого горя наложить на себя руки, вместе с собой умертвив и младенца, но дед - Пётр Васильевич Трайкин этому воспрепятствовал, «доказав вредность замысла своей дочери». Он сказал, что Гришу будет растить сам. Ребёнок-калека вызывал не столько жалость, сколько удивление: ползая по двору, брал в зубы прутик и подолгу рисовал на песке людей, дома, животных. Когда Гриша подрос, дед стал возить его в школу. Зимой на салазках, а летом на тележке. После смерти Петра Васильевича школу пришлось оставить, но с умным ребёнком на дому занимался учитель земской школы. Как-то летом сельская ребятня отправилась с мальцом-калекой на речку. Все пошли купаться, а Гришу оставили на бугре. Тут-то на него и спикировал орёл, да необычный - двуглавый. На глазах у растерявшейся детворы птица подняла тело-обрубок в небо. Пронзительный детский крик, видимо, испугал орла, - он выпустил добычу. «Никак, Ангелы подстелили соломку», - рассудили в селе, когда подняли с земли Гришу невредимым. В 1885 году газета «Самарские губернские ведомости» писала: «Журавлёв задумал во что бы то ни стало выучиться писать масляными красками «настоящие образа». И вот в 15 лет он, никуда доселе не выезжавший из родного села, прибыл в губернский город и обратился к проживающему здесь живописцу Травкину с просьбой показать ему, как пишутся образа. Тот ласково принял необычного ученика, оставил на несколько дней в своей квартире и познакомил с первыми приёмами живописи. Этого для Журавлёва было достаточно. Закупив в Самаре красок, кистей и прочего, он вернулся в родную Утевку и, заказав себе стол с особыми приспособлениями, принялся учиться живописи». Через пять лет юный иконописец решил подарить несколько икон высокопоставленным лицам Самары. На его «живые» иконы обратили внимание - стали поступать заказы. А вскоре Губернское земское собрание, приняв во внимание бедственное положение семьи Журавлёвых, назначило ему ежегодную пенсию в 60 рублей. В работе Григорию помогала вся семья. Брат Афанасий мастерил деревянные заготовки для икон, готовил краски, бабушка подбирала кисти, а отец доставлял иконы в Самару. Позднее у Журавлёва появились ученики - Михаил Хмелёв и Василий Попов.

Григорий любил учиться, много читал, благо в доме была большая библиотека. Уже взрослым он вместе с братом Афанасием экстерном с отличием закончил Самарскую мужскую гимназию. Самостоятельно изучил черчение, анатомию. В 1884 году Журавлёв обратился к Самарскому губернатору, всегда принимавшему участие в жизни калеки-живописца, с просьбой представить написанную икону Святителя Николая Чудотворца Цесаревичу Николаю, будущему Императору. В личном архиве генерал-губернатора А. Д. Свербеева сохранилось письмо, адресованное Журавлёвым Цесаревичу: «… Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно… желаю поднести Вам икону Святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками, по той причине, что от своей природы не имею силы движения в руках и ногах своих. Написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю своё мастерство по повелению Божию». Цесаревич икону милостиво принял. Вскоре Император Александр III пригласил Журавлёва во дворец. Здесь крестьянин-живописец написал портрет семьи Романовых. Бытует легенда, что на обратном пути Григорий помимо своей воли попал в бродячий цирк на колёсах. Полгода возили его по России - показывали публике как диковинку. С большим трудом удалось вернуться на родину. Царь тогда же назначил ему пожизненную ежемесячную пенсию в 25 золотых рублей, а Самарскому губернатору велено было «выдать Журавлёву иноходца с летним и зимним выездом». По сохранившимся воспоминаниям жителей Утевки, Григорий был весёлого нрава, любил шутить. Чтобы позабавить детей, брал в зубы пастушеский кнут, размахивал и хлопал им с оглушительным свистом. Утевская каменная церковь в честь Святой Троицы строилась по чертежам и под непосредственным руководством Григория Журавлёва. По его эскизам были написаны все фрески.

Григорий Журавлёв. Икона Божией матери "Взыскание погибших". Для храма Журавлёв писал не только иконы, но и огромные фрески, - рассказывает настоятель храма священник Анатолий Копач. - Когда он расписывал церковь, особенно купол, кожаные ремни впивались в его тело, выщербливались зубы, опухали губы. Это был подвиг… На куполе изображены Святая Троица и семь Архангелов. На фресках - апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, митрополиты Московские Петр и Алексий. Совсем недавно стал проявляться лик святого Симеона Верхотурского. В храме великолепная акустика, в стены строителями были встроены специальные горшки. Освящена церковь в 1892 году. При ней была школа и небольшая библиотека. В 1934 году власти начали разрушать колокольню. Разожгли костры под деревянными опорами. Иконы со стен срывали баграми. Наиболее ценные отправили в Самару, остальные под покровом ночи привезли на колхозную пасеку - для изготовления пчелиных ульев. Но пчеловод Дмитрий Лобачёв тайно раздал иконы жителям села. Взамен ему принесли необходимое количество досок. К разрушению самого храма власти приступали не один раз. Но неожиданные обстоятельства вынуждали богоборцев то и дело откладывать задуманное. Так Промыслом Божиим церковь сохранилась до наших дней. Вернули её верующим в 1989 году. Через два года храм освятили. Администрация Нефтегорского района выделила 100 тысяч рублей на строительство разрушенной колокольни. Из Воронежа привезли восемь колоколов. На самом большом из них в честь утевского художника сделана надпись «Григорий». Свв. равноап. Кирилл и Мефодий. «Сия икона писана зубами в Самарской губернии Бузулукского уезда Утевской волости того же села крестьянином Григорием Журавлевым безруким и безногим 1885 год 2 сентября» Свв. равноап. Кирилл и Мефодий. «Сия икона писана зубами в Самарской губернии Бузулукского уезда Утевской волости того же села крестьянином Григорием Журавлевым безруким и безногим 1885 год 2 сентября»В Троицком храме находится много святынь: частица камня Гроба Господня, частица камня от Гроба Божией Матери, частицы мощей Вифлеемских младенцев-мучеников, Оптинских старцев, преподобного Серафима Саровского… В 2006 году в церкви поставили новый резной иконостас. Теплится в храме неугасимая лампада… А нерукотворные образа Журавлёва нашлись почти в каждой утевской избе и в соседних сёлах. Дешёвую икону купить крестьянам было по силам, поэтому художник писал для них образа на дереве и без позолоты. Но после поездки в Санкт-Петербург, когда в семье появился достаток, он всё чаще пишет образа на золоте и собственноручно подписывает на тыльной стороне: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлёв села Утевка Самарской губернии, безрукий и безногий».

Свв. равноап. Кирилл и Мефодий. «Сия икона писана зубами в Самарской губернии Бузулукского уезда Утевской волости того же села крестьянином Григорием Журавлевым безруким и безногим 1885 год год 2 сентября»

Икона Спаса Нерукотворного.

Икона Архангела Михаила.

Икона Спасителя. Григорий Журавлёв. Образ покровителя Самары святителя Алексия, митрополита Московского, Самарский губернатор А. Д. Свербеев также поручил написать Журавлёву. …В последние годы местные жители вернули в храм иконы письма Журавлёва «Господь Саваоф», «Жены-Мироносицы», «Спаситель Благословляющий», «Царь Давид», «Крещение Господне», «Воскресение Христово». Из Казахстана привезли икону «Святые Кирилл и Мефодий». Из Москвы пришло сообщение, что образ Журавлёва «Святой Лев - папа римский» находится в церковно-историческом кабинете Троице-Сергиевой лавры вместе с работами Виктора Васнецова, Василия Сурикова и Михаила Нестерова. Ещё одну журавлёвскую икону недавно обнаружили на Урале. Самарская епархия совместно с властями губернии многое делает для возрождения памяти об удивительном иконописце. В епархиальном церковно-историческом музее и в Самарском областном историко-краеведческом музее имени П. В. Алабина уже несколько лет экспонируются его нерукотворные образа… - Слава Богу, что в наше время восстанавливается историческая справедливость и воздаётся должное таким талантам, как живописец Григорий Журавлёв, - сказал архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. - Рождённый с недугом, но имея глубокую веру и силу духа, он творил во имя Бога и для людей. Его иконы несут Божественный свет, помогают людям. Умер Григорий Журавлёв в 1916 году. По благословению правящего архиерея его похоронили в ограде сельского храма. Земляки живописца - доктор технических наук Александр Малиновский и учитель-краевед Кузьма Данилов собрали большой исторический материал о художнике-самородке. В тех школах Самарской области, где преподаются «Основы Православной культуры», учителя рассказывают детям и об иконописце-крестьянине Григории Журавлёве. Настенная живопись в храме, роспись купола, выполненные безруким художником Григорием Журавлёвым, требуют безотлагательной реставрации. Но у храма нет средств. Настоятель прихода протоиерей Анатолий Копач надеется, что найдутся доброхоты, которые помогут сохранить национальное достояние России. Это был 19 век...с неразвитыми технологиями и несильно развитой медициной. И потому подвиг Григория Журавлева еще более поражает умы и сердца! Истинны слова: СИЛА БОЖИЯ В НЕМОЩИ СОВЕРШАЕТСЯ!

Исполнилось 150 лет со дня рождения замечательного иконописца Григория Журавлёва - безрукого и безногого художника из села Утевка Самарской губернии.

Его имя стало широко известно в России и за границей после того, как в 1963 году в Югославии историк живописи Здравко Кайманович, проводя учёт памятников культуры Сербской Православной Церкви, обнаружил в селе Пурачин икону, на которой было написано по-русски: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости того же села зубами крестьянина Григория Журавлёва, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля». Госархив позднее подтвердил эти сведения.

Родился Григорий Журавлёв в 1858 году калекой. «Бог призрел на раба Своего» — такое суждение высказали жители Утевки. Но поначалу не так думали в семье Журавлёвых. По воспоминаниям, мать Григория плакала и хотела от великого горя наложить на себя руки, вместе с собой умертвив и младенца, но дед — Пётр Васильевич Трайкин этому воспрепятствовал, «доказав вредность замысла своей дочери». Он сказал, что Гришу будет растить сам.

Ребёнок-калека вызывал не столько жалость, сколько удивление: ползая по двору, брал в зубы прутик и подолгу рисовал на песке людей, дома, животных. Когда Гриша подрос, дед стал возить его в школу. Зимой на салазках, а летом на тележке. После смерти Петра Васильевича школу пришлось оставить, но с умным ребёнком на дому занимался учитель земской школы.

Как-то летом сельская ребятня отправилась с мальцом-калекой на речку. Все пошли купаться, а Гришу оставили на бугре. Тут-то на него и спикировал орёл, да необычный — двуглавый. На глазах у растерявшейся детворы птица подняла тело-обрубок в небо. Пронзительный детский крик, видимо, испугал орла, — он выпустил добычу. «Никак, Ангелы подстелили соломку», — рассудили в селе, когда подняли с земли Гришу невредимым.

В 1885 году газета «Самарские губернские ведомости» писала: «Журавлёв задумал во что бы то ни стало выучиться писать масляными красками «настоящие образа». И вот в 15 лет он, никуда доселе не выезжавший из родного села, прибыл в губернский город и обратился к проживающему здесь живописцу Травкину с просьбой показать ему, как пишутся образа. Тот ласково принял необычного ученика, оставил на несколько дней в своей квартире и познакомил с первыми приёмами живописи. Этого для Журавлёва было достаточно. Закупив в Самаре красок, кистей и прочего, он вернулся в родную Утевку и, заказав себе стол с особыми приспособлениями, принялся учиться живописи».

Через пять лет юный иконописец решил подарить несколько икон высокопоставленным лицам Самары. На его «живые» иконы обратили внимание — стали поступать заказы. А вскоре Губернское земское собрание, приняв во внимание бедственное положение семьи Журавлёвых, назначило ему ежегодную пенсию в 60 рублей.

В работе Григорию помогала вся семья. Брат Афанасий мастерил деревянные заготовки для икон, готовил краски, бабушка подбирала кисти, а отец доставлял иконы в Самару. Позднее у Журавлёва появились ученики — Михаил Хмелёв и Василий Попов.

Григорий любил учиться, много читал, благо в доме была большая библиотека. Уже взрослым он вместе с братом Афанасием экстерном с отличием закончил Самарскую мужскую гимназию. Самостоятельно изучил черчение, анатомию. В 1884 году Журавлёв обратился к Самарскому губернатору, всегда принимавшему участие в жизни калеки-живописца, с просьбой представить написанную икону Святителя Николая Чудотворца Цесаревичу Николаю, будущему Императору. В личном архиве генерал-губернатора А. Д. Свербеева сохранилось письмо, адресованное Журавлёвым Цесаревичу: «… Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно… желаю поднести Вам икону Святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками, по той причине, что от своей природы не имею силы движения в руках и ногах своих. Написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю своё мастерство по повелению Божию».

Цесаревич икону милостиво принял. Вскоре Император Александр III пригласил Журавлёва во дворец. Здесь крестьянин-живописец написал портрет семьи Романовых. Бытует легенда, что на обратном пути Григорий помимо своей воли попал в бродячий цирк на колёсах. Полгода возили его по России — показывали публике как диковинку. С большим трудом удалось вернуться на родину.

Царь тогда же назначил ему пожизненную ежемесячную пенсию в 25 золотых рублей, а Самарскому губернатору велено было «выдать Журавлёву иноходца с летним и зимним выездом».

По сохранившимся воспоминаниям жителей Утевки, Григорий был весёлого нрава, любил шутить. Чтобы позабавить детей, брал в зубы пастушеский кнут, размахивал и хлопал им с оглушительным свистом.

Утевская каменная церковь в честь Святой Троицы строилась по чертежам и под непосредственным руководством Григория Журавлёва. По его эскизам были написаны все фрески.

Для храма Журавлёв писал не только иконы, но и огромные фрески, — рассказывает настоятель храма священник Анатолий Копач. — Когда он расписывал церковь, особенно купол, кожаные ремни впивались в его тело, выщербливались зубы, опухали губы. Это был подвиг…

На куполе изображены Святая Троица и семь Архангелов. На фресках — апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, митрополиты Московские Петр и Алексий. Совсем недавно стал проявляться лик святого Симеона Верхотурского.

В храме великолепная акустика, в стены строителями были встроены специальные горшки. Освящена церковь в 1892 году. При ней была школа и небольшая библиотека.

В 1934 году власти начали разрушать колокольню. Разожгли костры под деревянными опорами. Иконы со стен срывали баграми. Наиболее ценные отправили в Самару, остальные под покровом ночи привезли на колхозную пасеку — для изготовления пчелиных ульев. Но пчеловод Дмитрий Лобачёв тайно раздал иконы жителям села. Взамен ему принесли необходимое количество досок.

К разрушению самого храма власти приступали не один раз. Но неожиданные обстоятельства вынуждали богоборцев то и дело откладывать задуманное. Так Промыслом Божиим церковь сохранилась до наших дней.

Вернули её верующим в 1989 году. Через два года храм освятили. Администрация Нефтегорского района выделила 100 тысяч рублей на строительство разрушенной колокольни. Из Воронежа привезли восемь колоколов. На самом большом из них в честь утевского художника сделана надпись «Григорий».

В Троицком храме находится много святынь: частица камня Гроба Господня, частица камня от Гроба Божией Матери, частицы мощей Вифлеемских младенцев-мучеников, Оптинских старцев, преподобного Серафима Саровского…

В 2006 году в церкви поставили новый резной иконостас. Теплится в храме неугасимая лампада…

А нерукотворные образа Журавлёва нашлись почти в каждой утевской избе и в соседних сёлах. Дешёвую икону купить крестьянам было по силам, поэтому художник писал для них образа на дереве и без позолоты. Но после поездки в Санкт-Петербург, когда в семье появился достаток, он всё чаще пишет образа на золоте и собственноручно подписывает на тыльной стороне: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлёв села Утевка Самарской губернии, безрукий и безногий».

В память о чудесном спасении Императорской семьи при крушении поезда от бомбы террористов в октябре 1888 года самарские дворяне заказали Григорию Журавлёву икону для поднесения Александру III, о чём свидетельствуют документы, хранящиеся в Госархиве Самарской области.

Образ покровителя Самары святителя Алексия, митрополита Московского, Самарский губернатор А. Д. Свербеев также поручил написать Журавлёву.

…В последние годы местные жители вернули в храм иконы письма Журавлёва «Господь Саваоф», «Жены-Мироносицы», «Спаситель Благословляющий», «Царь Давид», «Крещение Господне», «Воскресение Христово». Из Казахстана привезли икону «Святые Кирилл и Мефодий». Из Москвы пришло сообщение, что образ Журавлёва «Святой Лев — папа римский» находится в церковно-историческом кабинете Троице-Сергиевой лавры вместе с работами Виктора Васнецова, Василия Сурикова и Михаила Нестерова. Ещё одну журавлёвскую икону недавно обнаружили на Урале.

Самарская епархия совместно с властями губернии многое делает для возрождения памяти об удивительном иконописце. В епархиальном церковно-историческом музее и в Самарском областном историко-краеведческом музее имени П. В. Алабина уже несколько лет экспонируются его нерукотворные образа…

— Слава Богу, что в наше время восстанавливается историческая справедливость и воздаётся должное таким талантам, как живописец Григорий Журавлёв, — сказал архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. — Рождённый с недугом, но имея глубокую веру и силу духа, он творил во имя Бога и для людей. Его иконы несут Божественный свет, помогают людям.

Умер Григорий Журавлёв в 1916 году. По благословению правящего архиерея его похоронили в ограде сельского храма.

Земляки живописца — доктор технических наук Александр Малиновский и учитель-краевед Кузьма Данилов собрали большой исторический материал о художнике-самородке. В тех школах Самарской области, где преподаются «Основы Православной культуры», учителя рассказывают детям и об иконописце-крестьянине Григории Журавлёве.

Настенная живопись в храме, роспись купола, выполненные безруким художником Григорием Журавлёвым, требуют безотлагательной реставрации. Но у храма нет средств. Настоятель прихода протоиерей Анатолий Копач надеется, что найдутся доброхоты, которые помогут сохранить национальное достояние России.

Адрес: 446 251, Самарская область, Нефтегорский район, село Утевка. Храм Святой Троицы.
Священнику Копачу Анатолию Павловичу.
Олег Иванович ИВАНОВ

Реквизиты храма в честь Святой
Троицы села Утевка:
ИНН 6 377 003 165
КПП 637 701 001
Православный приход церкви
«Во имя Святой Троицы»
В Нефтегорском отд. ОСБ РФ № 7 914
р/с 40 703 810 454 070 101 042
Поволжский банк СБ РФ г. Самара
БИК 043 601 607
к/с 30 101 810 200 000 000 607