Гласные в русском языке немногочисленны, однако орфографических правил, касающихся их, достаточно много. Эти буквы встречаются в различных частях слова и в сочетании с различными согласными. Особые затруднение вызывают гласные после шипящих. Правил здесь достаточно много, постараемся их систематизировать и привести конкретные примеры. Также много споров вызывает йотированная гласная. После гласной такого рода, как правило, пишется разделительный Обычно орфограммой считается та буква, которая стоит в слабой позиции (т.е. под ударением), однако в сочетании с шипящими и сильная позиция может вызвать много вопросов. Поэтому разбирать правила будем для гласных как в сильной, так и в слабой позиции.
Йотированные гласные
Для начала разберем, что такое йотированная гласная. После гласной, в начале слова или перед твердым либо мягким знаком подобные буквы произносятся со звуком [й] в начале: [йо]ж (еж), вран’[йо] (вранье), пле[йа]да (плеяда).
Это е, ё, ю, я , а также и . Последняя гласная после гласной имеет йотированное оформление, а также в начале слова, а вот или после мягкого и твердого знаков - нет. Например, Зина[йи]да (Зинаида), но [и]горь.
Е после гласной дает также йотированный звук: по[йэ]хал, во[йэ]нный.
Буквы а, у после шипящих
Употребление термина «шипящие согласные» довольно распространено. Что же он обозначает? Это те звуки, которые при артикулировании сопровождаются характерным шипящим оформлением. Это ж, ш, щ, ч, ц .
Следует сказать, что изначально они имели пару по мягкости либо были всегда твердыми, однако с развитием языка утратили либо пару (например, [ж], [ш]) либо из исконно твердых стали мягкими ([ч]).
Этим и объясняется стоящая после них гласная. После гласной стоящий шипящий, как правило, ни на что не влияет. Так, после шипящих всегда пишется только а или у (употребление я или ю считается грубой ошибкой). Например: Жаклин, жасмин, жуткий, шуруп, шаль, щавель, щука, чаща, чайка, цапля, цунами.
Это правило не касается слов иноязычного происхождения, некоторых фамилий и топонимов: брошюра, Жюль, Цяньцзянь, парашют, жюри, Коцюбинский, Степонавичюс.
Правописание и, ы после шипящих
Следует помнить, что после всех шипящих, кроме ц , пишется только буква и . После гласной может идти любой согласный или другой
Например: жирный, животное, жизнь, широкий, фашист, малыши, щит, плащи, лещи, чистка, мечи, читать.
Есть в правиле и исключения, они касаются имен собственных, в них может писаться ы . Например, вьетнамское имя Чыонг.
И или ы в сочетании с ц
Разберем, какие следует писать гласные после ц . Буква ы пишется в следующих случаях:
- Если она стоит в окончании существительного либо прилагательного. Например: три столицы, молодцы-удальцы, куцый мех, узколицый человек, соленые огурцы.
- В именах собственных и нарицательных, имеющих суффикс -ын либо -цын-: Царицыно, Голицын, лисицын хвост, куницын мех.
- В некоторых словах-исключениях: цыган (и все его производные), цыпленок, цыкнуть, на цыпочках.
В фамилиях и либо ы после ц не регламентируется правилом, только правоустанавливающими документами, в которых и указано корректное написание. Допустим, в фамилиях Куницын, Старицын пишется ы , а Ельцин или Вицин необходимо писать через и .
Теперь разберем случаи, когда после ц требуется употреблять и . Это все те, которые не попадают под перечисленные выше правила.
- Корни слов (кроме исключений, перечисленных в пункте 3 предыдущего правила). Например: цифра, цирк, цигейка, специфический, цилиндр, Циолковский, вакцина.
- Суффиксы иноязычного происхождения: конституция, революция, организация, интерпретация, медицина, маршрутизация, кальцит.
- В качестве связки между частями сложного слова и в аббревиатурах также пишется и : ВЦИК, специнтервью, блицинформ.
Ударное положение о, е в сочетании с шипящим
В сильной позиции для передачи звука [э] после шипящих следует писать е . Например: жемчуг, жесть, шепчет, шелест, щель, щебень, цель, центнер, челюсть, честь.
Гласные о/е после шипящих подчиняются своим правилам.
Для начала разберем, когда следует писать о .
- Если она является частью окончания имен существительных или прилагательных (баржой, межой, плечо, ружьецо, чужой, большой), а также суффиксом наречий: горячо, свежо.
- Если является суффиксом имени существительного. Перечислим варианты таких морфем: -ок- (дружок, кружок, пирожок, прыжок); -онк- (книжонка, бумажонка, деньжонка, девчонки, мальчонки, бочонки); -онок-/-чонок- (бочонок, галчонок, зайчонок, барсучонок); -оныш (как правило, это просторечные слова: ужоныш, малышоныш); -овк- (плащовка, бойцовка, мелочовка); -об- (трущоба, чащоба); -отк- (трещотка) и последний суффикс -овщин- требует при себе окончания а : поножовщина.
- Если является -ов-: грошовый, моржовый, парчовый. Сюда же относятся существительные, произошедшие от этих слов, оканчивающиеся она -овка-/-овник-: циновник, парчовка, грошовка, грушовка, речовка. также суффикс -ов- часто встречается и в фамилиях. Здесь стоит ориентироваться на документы, данные при рождении. Так, может писаться Борщов и Борщев, Хрущов и Хрущев, Кумачов или Кумачев.
- Если является наречием или прилагательным с суффинксом -охоньк-: малехонький (малехонько), свежохонький (свежохонько). Эти слова являются просторечными.
- Если является беглым в существительных и наречиях: жор (жрать); ожог (жгу); рожон (рожна); кишки (кишок - родительный падеж).
- Если слово является заимствованным и гласные после шипящих у него в корне: джокер, шорты, анчоус, мажор, Джойс (имена собственные также подчиняются этому правилу).
Когда под ударением следует писать е?
Перечислим случаи, когда в корне после шипящей следует писать е :
О и е в безударном положении
Что касается правописания о или е в безударном положении, то необходимо запомнить, что в слабой позиции следует писать ту букву, которая слышится в сильной. Это касается как корней: жестянка - жесть; шерстянка - шерсть; желтеть - желтый; так и суффиксов: ключевой, плащевой, бичевой; и окончаний: мужем, сторожем, рыжему.
Следует запомнить иноязычные слова, в которых в безударной позиции пишется о : мажордом, шоссе, шокировать, лечо, Шопен, пончо, банджо и другие. Их написание следует сверять с орфографическим словарем.
О и е в сочетании с ц
После буквы ц стоящие в слабой позиции о и е проверяются сильной позицией: цедить - цедит, цензура - цензор, цеховой - цех. Также: перцовый, бойцовый, пыльцовый.
Слова иноязычного происхождения могут содержать безударную о после ц : меццо, скерцо, герцог.
Цокотать пишется через о (цокот).
1. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука , ,, в следующих случаях: а) в начале слова: ель,ёмкость, юнга, ярмарка; б) после гласного: военный,маёвка, каюта, ваяние; в) после разделительных [ъ] и [ь]: въедливый, серьёзный, вьюга, рьяный, межъярусный.
После разделительного мягкого знака буква и также обозначает сочетание двух звуков : соловьи, воробьи,ничьи.
2. В положении после согласных букв, обозначающих парные по твердости-мягкости согласные звуки, буквы е, ё, ю. я обозначают один звук [э], [о], [у],[а] и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: день, лён, люди, пять.
§ 19. Обозначение [j] ва письме
Среди согласных русского языка имеется мягкий согласный [j]. При его произнесении средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, образуя щель, через которую проходит воздух, поэтому он является среднеязычным звуком.
В начале слова, в середине после гласного, а также после разделительных ъ и ь [j] обозначается, как правило, вместе с последующим гласным звуком буквами я, е, ё, ю: яблоко, ехать, ёлка, юркий; обаяние, поездка,заём, каюта; въявь, съезд, съёмка, адъюнкт, рьяный,пьеса, льёт. вьюга.
В немногих заимствованных словах в начале слова [j] обозначается буквой и; йог, йод, йот, йоркширский.
После гласных перед согласным и в конце слова среднеязычный звук произносится с меньшим шумом(спинка языка менее высоко поднята к среднему нёбу) и выступает как неслоговой гласный, который на письме обозначается буквой и; байдарка, бойница, прийти,струйка, планетарий, мавзолей.
Произношение букв Е, Ё, Ю, Я
В русском языке есть несколько гласных букв, кторые не имеют собственных звуков. Это буквы е, ё, ю, я. Они обозначаются либо сочетанием двух звуков, с помощью смягчающей й (и краткая), либо звучат как [э], [о], [у], [а] соответственно.
1. Они обозначают два звука [й’э] [й’о], [й’у], [й’а] в следующих случаях:
В начале слова.
Юла, ель, ёж, яблоко.
После гласного.
Таяние, каюта, маёвка, поединок.
После разделительных ъ и ь.
Подъёмник, серьёзный, вьюга, пьяный.
Примечание. Если буква И стоит после мягкого знака, то она также произносится как сочетание звуков [й’и].
Муравьи, воробьи, ничьи.
2. Они обозначают звуки [э], [о], [у], [а] в случае, если стоят после согласной буквы, которая является частью звуковой пары по твердости-мягкости. Тогда буква е передает смягчение предшествующей согласной, а сама звучит как э.
В зависимости от того, какой ваш родной язык, вам может быть сложно произносить слова с буквами е, ё, ю, я. Когда й смягчает звуки э, о, у, а, не у всех получается передать этот эффект, и выходит «лублу» вместо «люблю».
Чтобы научиться произносить эти звуки, хорошо для начала практиковать мягкость-твердость согласных.
Бук — бег, дань — день, заяц — земля, нос — нёс, топор — тяжба, тулуп — тюлень, рысь — рис.
После того, как у вас станет получаться смягчение согласных, вам станет легче произносить буквы е, ё, ю, я.
www.ruspeach.com
В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
учитель Харьковская школа №170
Учитель начальных классов ГБОУ Школа 1374
учитель МБОУ «СШ №39№
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 51»
учитель Мбоу сош
учитель начальных классов МБОУ «Дульдургинская СОШ»
учитель начальных клвссов общеобразовательная школа І_ІІІ ступеней
учитель начальных классов ГУО «Гимназия №5 г.Витебска»
Учитель начальных классов Республика Карелия Петрозаводск «Ломоносовская Гимназия»
учитель начальных классов МБОУ СОШ ст. Павлодольской
onlinerepetitor.net
ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Я, Ю, Е, Ё.
Некоторые буквы могут обозначать как один, так и два звука.
Буквы е, ё, ю, я после согласных в слове обозначают один звук: [э], [о], [у], [а] и указывают на мягкость этого согласного: семя - [с’э’м’а].
В остальных случаях (в начале слова, после гласных и после разделительных ъ и ь ) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа] - судья [суд’йа]. Поэтому количество букв и звуков в словах не всегда одинаковое.
В истории русского языка сочетание звуков [йо] на письме передавалось по-разному: йо, ьо, ио .
А известный русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) для этого звукосочетания придумал букву ё.
Сравните!
1. Сравните сочетания букв в левой и правой колонках. Есть ли специальные буквы для обозначения таких сочетаний? Если есть,
напишите эти буквы.
[ай] - . [йа] - .
[ой] - . [йо] - .
[уй] - . [йу] - .
[эй] - . [йэ] - .
2. Проговаривая слова медленно, скажите, в каких из них буква я передаёт два звука [йа], а в каких - один [а].
Месяц, пять, январь, память, имя, время, скамья, семья,сентябрь, яблоко.
3. Выпишите выделенные слова. Подчеркните буквы е, ё и укажите, сколько звуков они обозначают.
Споёмте
, друзья, ведь
завтра в поход
Уйдём в предрассветный
туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой
капитан.
(А. Чуркин
)
4. Знаете ли вы русские имена, начинающиеся на буквы е, ю, я ? Запишите их. Сколько звуков обозначают эти начальные буквы?
5. Медленно произнесите слова. Посчитайте, сколько букв и сколько звуков в них. Обоснуйте свой вывод.
Лёт, льёт; сел, съел; яд, ад; Коля, колья; полю, полью; семя, семья; обедать, объедать.
Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Весь русский язык онлайн, список тем по предметам, сборник конспектов по русскому языку, домашняя работа, вопросы и ответы, сочинения по русскому языку, планы уроков
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.
Что обозначают буквы е, ё, ю, я
На этом уроке мы узнаем, в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука, а в каких – один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука. Выполним множество интересных заданий.
Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука
Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.
Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук – твёрдый, во втором – мягкий.
Запомните : буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.
Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес – звук [э], мёд – звук [о], брюки – звук [у], мяч – звук [а].
Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.
Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука
Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.
Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.
Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:
буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа]. Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука – [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.
Следующее задание поможет нам понять, что будут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я после гласной.
В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].
Рис. 10. Красное яблоко (Источник)
В слове красное буква Е стоит после гласной О и обозначает два звука [йэ].
Запомните:
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:
- В начале слова (юг, яма)
- После гласных (заявка, поют)
- После Ъ и Ь (въезд, вьюнок).
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.
Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот .
Закрепление знаний на практике
Закрепим полученные знания, выполнив задания.
Разделим слова на два столбика: первый столбик – где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй столбик – 2 звука.
Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.
Проверим правильность выполнения задания:
В этом задании в 1 столбик отнесём слова, где буква Я указывает на мягкость согласного звука, во 2 столбик – где Я обозначает два звука.
Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.
Прочтём стихотворение и подчеркнём буквы, которые обозначают два звука.
Мы едем, едем, едем
Проверьте правильность выполнения задания:
Мы е дем, е дем, е дем
В далёки е кра я ,
Хороши е соседи,
Счастливы е друзь я .
На следующем уроке мы узнаем, что мягкий знак – это буква, которая не произносится, но означает мягкость согласного, после которого стоит. Поговорим о правилах переноса слов с мягким знаком.
Тема: Знакомство с буквами Е, е в начале слова и после согласной.
Цель:
- познакомить с новой буквой е и её ролью в слове;
- формировать чёткое представление о том, что буква Е в начале слова и после гласной буквы даёт два звука [ й,э] , а после согласных букв даёт один звук [э] смягчает его;
Способствовать развитию сознательного выразительного чтения слогов, слов, речи, фонематического слуха и культуры звукопроизношения;
Воспитывать такие качества, как любознательность, интерес к чтению, трудолюбие и дисциплинированность.
Оборудование: мультимедийная презентация;
таблица гласных букв;
словарь Ожегова;
картинки лес, ветер, ели;
схемы;
фильм про букву Е;
Ход урока
I . Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинаем мы урок.
II . Психологический настрой. СЛАЙД 1
Человеческая улыбка - это одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Вижу, что настроение у вас радостное, деловое! Тогда за работу!
III . Актуализация опорных знаний.
Прочитайте буквы. А О И У Ы Э
Что объединяет их в группу? (гласные)
Назовите три признака гласных. (1. Поются
2. При произношении воздух не встречает преград.
3. Образуют слоги.)
Какие гласные указывают на твёрдость согласного звука? (А О У Ы Э)
Чтение слогов.
А на мягкость? (И)
Чтение слогов.
IY . Постановка проблемы.
1.- Посмотрите, куда мы попали? СЛАЙД 2 (лес)
А что такое лес? (словарь Ожегова )
Разделим слово на слоги. Сколько слогов? (1)
Какие звуки мы слышим, произнося слово ЛЕС?
(1 зв. - [л`] -согл., мяг., обозначаем буквой Л)
2 зв. - [э] - гласн.)
Какой буквой обозначим звук? (э)
Но с [э]- мы читаем твёрдо. Что делать?
Если после мягкой согласной слышится звук [э], то на письме обозначают буквой Е.
(Показ буквы) Вот какая особенная буква. Ещё её называют хитрой.
3 звук - [с] - согл., тв.
Какой буквой обозначим? (С)
Вывод: После мягкой согласной слышится звук [э], а пишется Е.
Азбука- фильм - Выделите звук [э]
В какой ряд поставим Е?
Чтение слогов.
Буква Е особенная, хитрая.
На что похожа буква Е? СЛАЙД 3
2. - Отгадайте, что за дерево растёт в лесу.
Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель )
Ель - это типичный лесной житель.
Как мы говорим, когда деревьев несколько? (Ели)
Посмотрите на доску и соотнесите рисунки со звуковыми схемами.
ЛЕС ЕЛИ
Почему ответы разные? Давайте разберёмся кто прав.
Y . Открытие новых знаний.
Разделите слово ЕЛИ на слоги.
Сколько слогов?
Произнесите 1 слог протяжно, чтобы услышать сколько звуков в первом слоге.
Какие звуки слышим?
([й э] , слияние, в котором 2 звука, мягкого согласного с гласным)
- Произнесите 2 слог. Из чего он состоит? (мягкого согласного с гласным)
Поставьте слоги под схемами. Что мы поставим под первый слог?
(дети не могут)
- Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой е . Мы слышим 2 звука [й’э], а пишем одну букву е . Где стоит буква е ? (в начале слова)
Почему это особенная буква? (обозначает 2 зв., когда стоит в начале слова)
А второй слог какими буквами обозначим? (л и)
Сколько звуков и букв в слове ЕЛИ? (3 б., 4 зв.)
Вывод: В начале слова буква Е обозначает два звука.
(Чтение слов) СЛАЙД 4
ЕЛ ЕМ енот Егор
Посмотрите на деревья. Что делает ветер? (дует)
А как по другому можно сказать? (веет, воет)
Разделите на слоги.
1 слог? (во)
Какими буквами обозначим?
2 слог?
Из каких звуков он состоит?
Какими буквами обозначим?
Вывод: После гласной буква Е обозначает два звука.
YI . Постановка темы урока.
Какая буква именинница? (Буква Е.(вывесить на доску Ее)) СЛАЙД 5
ФИЛЬМ ПРО Е.
YIII . Закрепление изученного.
Наша ёлочка приготовила задание.
1. Работа с текстом.
Азбука 4 картинка.
2. Работа в парах.
Подчеркните одной чертой те слова, когда буква Е обозначает 2 звука, а двумя чертами те слова, когда буква Е обозначает 1 звук.
Проверка. СЛАЙД 6
IX . Повторение.
Игра «Наряди ель».
Ребята, а какое сейчас время года?
Назовите ваш самый любимый зимний праздник.
Без чего встреча Нового года будет неинтересной?
Нарядим нашу ель.
- Давайте подарим нашей ели шар с буквой М.
Выходит ребёнок и прикрепляет букву
Что случилось?
- Была ель, получилась (мель.)
е ?
Д. Указывает на мягкость предшествующего согласного.
Какой звук мы теперь слышим на месте буквы е ?
Д. Звук [э].
Почему так получилось?
Д. Потому что буква встала за согласным.
Кто из вас знает, что такое мель ?
Д. Мелкое место на реке.
Следующий шар. (Слоги кап-, -ник,)
А если мы подарим шар с буквой Ц, то получим слово…
- Получим слово цель.
Что такое цель?
- Это то, к чему мы стремимся, идём.
Какая была цель нашего урока? К чему мы стремились?
( Научиться читать слова с новой буквой, правильно делать звукобуквенный анализ слов с новой буквой и определить, какую работу выполняет буква е .)
X . Итог урока.
Наш урок подходит к концу.
Почему букву Е называют «хитрой»?
Скажите, какую работу выполняет буква е, когда она стоит в начале слова и после гласной?
( Обозначает два звука.)
Какую работу выполняет буква е, когда она стоит после согласного?
( Показывает на мягкость предшествующего согласного и обозначает 1 звук.)
XI . Рефлексия. СЛАЙД5
Давайте дадим оценку нашему уроку. Как мы работали? (Дружно)
Кто был именинник на нашем уроке? (Буква Е.)
Продолжите фразу:
Меня удивило, что…
Сегодня на уроке я научился…
Дома я расскажу…
букв гласных»
ОНУ
Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, повернитесь к ним
лицом и поздоровайтесь. Теперь каждый вспомнит своё имя. Сядьте на свои места те,
чьё имя начинается с гласного звука, сядьте ребята, чьё имя начинается с согласного
звука. Всем хватило места?
Актуализация опорных знаний.
А чем гласные звуки отличаются от согласных?
Сколько гласных звуков вы знаете? Назовите их.
Сколько букв гласных звуков вы знаете? Назовите их.
Хоровые ответы. Буква А и буква Я нам нужны для звука ….
Какую «работу» выполняют буквы А О У Э Ы?
Какую работу выполняют буквы Я Ю Ё Е И?
Целеполагание
Откройте учебники на 98 странице. Посмотрите на схемы, расскажите, о каких
буквах мы будем сегодня говорить. Как догадались?
Работа по теме урока
Когда буквы Я Ё Ю Е обозначают два звука?
Обратите внимание на условный знак, который подскажет нам, как надо
отвечать на вопрос…как художник или как учёный.
В начале урока я попросила вас вспомнить своё имя. К сожалению, сегодня с
нами нет Юли, она уехала на соревнования. С ней вместе поехали её подруги Ева и
Яна. Я попросила девочек выбрать схемы для своих имён. Правильный ли выбор они
сделали? Что не учла Юля?
Почитаем слова с этими буквами. Перед вами три столбика слов. Первый ряд
хором прочитает первый столбик и ответит, какой схеме из предложенных он
относится. Второй ряд хором читает второй столбик и ответит, к какой схеме относится
этот столбик. С третьим столбиком аналогично будет работать третий ряд.
Почему в первом столбике все слова с большой буквы? Сколько букв в каждом
слове? А сколько звуков?
Что такое каюта? А что такое маяк? Зачем он нужен
Фрагмент мультфильма
«Старый маяк».
(Союзмультфильм 1976 г. Режиссёр Витольд Бордзиловский.)
Давайте составим схему слова «маяк». Сколько в нём звуков? А сколько букв?
Почему звуков больше?
Физкультминутка
Встаньте, немного отдохнём. Маяк находится рядом с морем.
А над морем - мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками , словно крыльями.)
Мы теперь плывѐм по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Ребята, давным-давно, более 70 лет назад на нашу землю напали фашисты. Они
захватили один из таких маяков.
Фрагмент мультфильма.
Наши солдаты не могли освободить город, т. к. берег моря опасен, а маяк
потушен. Поможем ребятам зажечь маяк? До него надо добраться так , чтобы нас не
заметил враг. В этом нам поможет карта. Получить её мы сможем, если найдём в
каждой строчке лишнее слово.
лежит лист со словами. Найдите и зачеркните лишнее слово, постарайтесь убедить
товарища в своей правоте (вычёркивание лишних слов на доске). По ходу работа над
значением слов: ёжится, ябеда, клюшка, юнга.
Фрагмент мультфильма.
Глядя на нашу карту можно понять, что в пути нас ожидает много опасных мест.
А какие опасные места могут нам встречаться при письме?
В паре выделите в словах опасные места. Это поможет нам беспрепятственно
добраться до маяка. Не пропустите ни одного слова…иначе не зажечь нам маяк…не
помочь советским солдатам…(Работа на доске )
Физкультминутка
Встаньте. Мы отправляемся в путь! Если вы увидите слова, в которых буквы Е, Ё,
Ю, Я обозначают 2 звука, покажите их при помощи движений, а если нет… замрите на
месте. (Слова прыгаю , выгля ну, подбирае м, люблю , ё жится, спря чусь, выглядываю ,
поё
м
)
Фрагмент мультфильма.
Вот мы уже у маяка. Его охраняют немцы. Мы можем победить их только своим
интеллектом. Они предлагают нам сыграть в слова.
какую? Конечно, это буква Я. В нем. языке тоже есть слово ja, звучит как наше слово
«я», а означает «да»
Первый ряд придумывает слова на букву Ё, второй на букву Е, а третий на букву
Ю. Раз, два, три, начало игры…
Фрагмент мультфильма.
Итог
Сегодня при помощи своих знаний мы помогли ребятам зажечь маяк и
освободить город. Конечно, ВОВ была завершена ценой жизни огромного количества
людей. Хотелось бы, чтобы в настоящем и будущем все конфликты решались только
при помощи интеллекта. Пусть никогда не звучит голос оружия!
Какие знания и умения нам сегодня пригодились?
Какие задания были сложными? Действительно наше знакомство с
удивительной «работой» букв Е Ё Ю Я только началась. Есть ёще один случай, когда