Стильный верх

Жизнь преподобного александра свирского карта где находится. Кто такой александр свирский и о чем его просят верующие


ПРЕСС-СЛУЖБА АЛЕКСАНДРО-СВИРСКОГО МОНАСТЫРЯ:

Подкожная ткань преподобного Александра резко отличается от той, что мы увидели, и по цвету, и по структуре: эта ткань поражала своей белизной, рыхлостью и воздушностью".

Инокиня Леонида (Сафонова), принимавшая участие в поиске мощей, в миру кандидат биологических наук, гистолог:

"Так вот чем объясняется сохранность прижизненной конфигурации тела святого Александра, его губ, носа, кистей и стоп, так поразившая экспертов. Высыхающие в процессе мумификации мышечная и соединительные ткани, находящиеся под слоем эпидермиса, сохранили свой остов. Свою пространственную решетку: вместо испаряющейся жидкости промежутки между тканевыми волокнами заполнялись воздухом, не давая тканям уплотняться. Таким образом, ткань плоти становилась воздушной и ячеисто-волокнистой, что давало возможность органам сохранять свой первичный объем. Подобного результата не достичь никакими способами искусственного бальзамирования. При бальзамировании ткани уплотняются и темнеют, а тут - разрыхленность, белоснежность, да еще внутри под поверхностным слоем эпидермиса - таким дифференцированным искусством бальзамирования человеческие умы и руки не владеют".

При обсуждении со специалистами (гистологами, патанатомами) выяснилось, что они оценивают это как неординарное явление. Можно сказать, что состояние плоти прп. Александра - его святых мощей находится вне известных закономерностей развития и дегенерации (распада) тканей человеческого организма, описанных в трудах таких ученых с мировым именем, как Максимов, Заварзин, Хлопин и другие. Им было известно многое: различные пути гибели клеток и тканей человеческого организма, лизис, расщепление, аутолиз тканевых волокон, нарушение законов клеточной корреляции, возможности клеточной трансформации и т.п.; но то, что произошло с мощами преподобного Александра, не может быть описано обычными процессами на уровне клетки и ткани.

Ниже приведены свидетельства лиц, принимавших участие в освидетельствовании мощей святого Александра Свирского. Они важны тем, что представляют доказательства произошедшей уникальной мумификации тела святого. Приведем выписки из исследования антрополога Бениволенской Ю. Д.: "Тело исследуемого монолитное, целое, не подвержено тлению, цвет тела - восковой. Поражает сохранность тела".

Старейший сотрудник ВМА, анатом, кандидат медицинских наук, М.В. Твардовская высказалась следующим образом по поводу необычайно хорошей сохранности тела: "Я ничего подобного за все годы своей работы не видела". Рентгенолог Е.Р.Борисов (сотрудник СМЭС, участвовал в исследовании мощей св. Иоасафа (Белгородского) также оценивает сохранность тела, как совсем особенную, полагая, что этот случай "представляет интерес для науки". Необходимо признать, что подобная степень сохранности просто уникальна даже по отношению к другим нетленным мощам, например, святого Иоасафа Белгородского. По свидетельству Е. Р. Борисова, у святого Иоасафа, по сравнению со святым Александром, мягкие ткани лица более хрупкие, не эластичные, значительно высохшие, с шероховато - блеклой поверхностью и бурого цвета. У святого Александра, напротив, лицо сохранилось почти как живое. Сохранилась не только пожизненная внешность, но и кожа лица - не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком, не удивительно в этой связи, что мощи святого Александра (и только они) в ходе "Кампании по изъятию мощей" в 1919 г. были названы - "восковой куклой". Эта негативная, ложная, по сути своей, аттестация, является вместе с тем невольной характеристикой очень хорошей сохранности мягких тканей лица (и, кстати, одним из косвенных подтверждений идентичности мощей святого с исследуемым ныне телом).

Из заключения главного стоматолога Министерства Обороны РФ, начальника кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, профессора и полковника медицинской службы В.Н.Балина, на кафедре которого мощи святого Александра Свирского тоже проходили экспертизу: "Совершенно уникальна сохранность мягких тканей лица и околозубных тканей: лоб, нос, щеки, десна, что вписывается в известные свидетельства об исключительно хорошей сохранности мощей некоторых святых в сравнении с мумифицированными телами мирских людей".

Вот эта-то уникальная сохранность и дала возможность провести иконографическое исследование, подобно тому, как в 1641 году, в момент первого обретения мощей святого, это сделали наши предки. Примечательно, что освидетельствование мощей тогда происходило только на основе сличения лика преподобного с ликом на иконе XVI века. В основу нашего исследования были положены прорисовки с тринадцати икон, находящихся в различных музеях и храмах страны, две репродукции икон ХVI века и напрестольный крест с медальоном, в котором имеется чеканный образ преподобного. Выявлено: сходство с изображением святого Александра на ранних иконах XVI века и на напрестольном кресте 1574 г. (Этот подарок Ивана Грозного по его указу сделан в монастыре Александра Свирского) не только по антропологическому типу в целом, но и по сочетанию индивидуальных особенностей лика мощей святого Александра и его образа в иконографическом исполнении.

Надо заметить, что участок белой плоти был виден с самого начала исследования и виден сейчас на открытой стопе преподобного на месте отшелушившейся надкожицы. Из стопы преподобного исходит миро, запах которого со дня обретения мощей все время присутствует в храме, на этот запах слетались пчелы. "Визиты" пчел к мироточащим мощам преподобного зафиксированы на видео, это также видели многочисленные паломники.

Пресс-служба Александро-Свирского монастыря

Ссылки

В благочестивом народном сознании преподобный Александр Свирский почитается «новозаветным Авраамом», ибо удостоился явления Святой Троицы в виде Трех Ангелов. Он был канонизирован уже спустя 14 лет после своей праведной кончины, и житие его было написано, что называется, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью.

Преподобный Александр Свирский родился 15 июня 1448 года в семье небогатых крестьян приладожского села Мандеры на реке Оять (притоке реки Свирь) Стефана и Василиссы (Вассы). Престарелые родители уже имели двух взрослых детей, но они молились даровании им еще одного ребенка, так как чадородие их надолго прекратилось. В одну ночь небесный голос возвестил им о рождении сына. День рождения святого совпал с днем памяти пророка Амоса, имя которого и нарекли мальчику при крещении.

Когда отрок подрос, его отдали учиться, но учился он «косно и не скоро». Тяжело переживая это, Амос часто молил Бога о помощи. Однажды во время молитвы перед иконой Божией Матери отрок услышал голос: «Восстани, не бойся; а еже просил еси, имаши восприяти». С тех пор Амос стал преуспевать в учении и вскоре опередил своих сверстников. После этого он начал ежедневно посещать храм, ел один хлеб, и то не досыта, спал мало.

Когда Амос возмужал, родители хотели женить его, но его аскетические наклонности настолько окрепли, что он решился совсем оставить мир. Юноша стремился в Валаамскую обитель, рассказы о которой ему доводилось слышать. Однажды он встретил иноков, прибывших с Валаама в его родное селение по монастырским делам. Одному из них - уже старцу - поведал он о своем желании достичь Валаама и получил совет не медлить с исполнением духовной потребности, «пока сеятель злый не посеял плевела в сердце…».

Тайно покинув родительский дом, он отправился в дальний путь. Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, Преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель. И свет великий осенил его. Возблагодарив Бога, юноша собрался идти дальше, но дороги в обитель он не знал, и Господь послал ему ангела в образе случайного путника до самых монастырских ворот.

Семь лет пребывал Амос послушником в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре, изумляя суровостью своего жития самых строгих Валаамских иноков. Днем он носил воду и дрова из леса, работал в пекарне, а ночью молился, предавая свое тело комарам. Утром первым являлся в церковь. Питался хлебом и водой. Его одежда, худая и обветшавшая, едва ли оберегала от зимних и осенних холодов. Когда родители узнали о местонахождении сына, отец приехал в обитель. Амос не хотел выйти к нему, сказав, что умер для мира. И только по просьбе игумена побеседовал с отцом, который хотел уговорить сына вернуться домой, однако после отказа сына покинул обитель в гневе. Уединившись в своей келлии, Амос стал усердно молиться о родителях, и по его молитве благодать Божия сошла на Стефана. Вернувшись домой, он принял постриг в Введенском монастыре с именем Сергий, а мать Амоса постриглась с именем Варвара.

26 августа 1474 года Амос принял иноческий постриг с именем Александр и удалился на уединенный остров, впоследствии названный Святым, и провел там 10 лет. На Святом острове теперь находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, где показывают сырую пещеру, в которой с трудом может поместиться только один человек, и вырытую руками святого собственную могилу. Далеко разнеслась слава о его подвигах. Желая избегнуть людской молвы, преподобный Александр решил удалиться в неведомые леса, но по просьбе игумена остался. Однажды во время ночной молитвы блаженный услышал небесный голос, повелевающий ему направиться на место, которое было указано прежде. Открыв оконце, увидел Александр великий свет, изливавшийся с юго-востока у берега реки Свирь. Узнав о видении, игумен благословил преподобного Александра в путь.

Александр пришел на озеро Рощинское и поселился в пустыне, неподалеку от реки Свири. В глубине непроходимого бора он поставил небольшую хижину и предался уединенным подвигам. Здесь прожил семь лет, не видя человеческого лица, не вкушая хлеба и питаясь лишь плодами леса, претерпевая немало лишений от холода, голода, болезней и диавольских искушений. Но Господь не оставлял подвижника. Однажды, когда преподобный был тяжело болен и не мог даже приподнять голову с земли, он лежа напевал псалмы. Вдруг предстал пред ним «преславный муж», положил руку на больное место, осенил его крестным знамением и исцелил праведника. В другой раз, когда преподобный шел за водой и громко пел молитвы, он услышал голос, предрекавший приход к нему множества людей, которых надлежало принять и наставить.

В 1493 году на жилище отшельника во время охоты на оленя набрел боярин Андрей Завалишин. Он очень обрадовался этой встрече, так как давно хотел посетить место, над которым неоднократно видел светлый столп. С того времени Андрей Завалишин стал часто посещать святого отшельника, а затем по его совету принял постриг на Валааме с именем Адриан. Впоследствии он основал на восточном берегу Ладожского озера Ондрусовский монастырь и прославился обращением на путь покаяния многих разбойников. От разбойников же преподобный Адриан Ондрусовский принял мученическую кончину.

Молва о пустыннике распространилась в окрестностях и дошла до брата Александра - Иоанна. С радостью прибег он в пустынь, чтобы разделить тяготы отшельничества. Смирившись, блаженный принял родного гостя, вспомнив, что при начале его пустынножительства было ему внушение свыше: не чуждаться жаждущих спасения и руководить ими. Иоанн же смирения не усвоил и много огорчений доставлял брату, то дерзко поучая, то отказываясь строить келии для приходящих.

Слезными ночными молитвами побеждал Александр в себе раздражение и досаду и стяжал, наконец, всепобеждающую любовь к ближнему и великий мир в душе. В скором времени Иоанн скончался, и брат похоронил его в пустыни, к Александру же начали собираться жаждущие обитать под сенью его молитвы. Иноки расчищали лес, благоустраивали пашню, сеяли хлеб, которым кормились сами и подавали просящим. Преподобный Александр из любви к безмолвию уединился от братии и устроил себе «отходную пустынь» в 130-ти саженях от прежнего места, у озера Рощинского. Там ему встретилось множество искушений. Бесы принимали звериный облик, свистели по-змеиному, понуждая преподобного бежать. Но молитва святого, словно огненный пламень, палила и разгоняла бесов.

В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного в заповеданном месте, ему было божественное явление такой силы, что нельзя было сравнить его ни с какими другими восхищениями его духа — явление Живоначальной Троицы.

Преподобный ночью молился в отходной пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и преподобный увидел вшедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой, ярче солнца. Каждый из них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а, придя в себя, поклонился до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: «Уповай, блаженне, и не бойся». Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь восставил его и повелел исполнить указанное. Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе». И тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим. В истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение известно как единственное. На месте явления Бога-Троицы впоследствии была построена часовня, и до наших дней на этом месте содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим.

После явления Святой Троицы преподобный стал думать, где строить церковь. Ему явился Ангел Божий в мантии и куколе и указал место. В том же году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы (в 1526 году на ее месте воздвигнута каменная).

Вскоре братия умолила преподобного принять священство, а затем и игуменство. Став игуменом, преподобный сделался еще смиреннее, чем прежде. Одежда его была вся в заплатах, спал он на голом полу. Сам готовил пищу, месил тесто, пек хлеб. Однажды не хватило дров и эконом просил игумена послать из иноков тех, кто празден, за дровами. «Я празден», — сказал преподобный и стал рубить дрова. В другой раз так же начал носить воду. А ночью, когда все спали, преподобный часто молол за других хлеб ручными жерновами. Ночью же преподобный обходил келлии и, если слышал где суетные разговоры, легонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию, налагая епитимию на виновных.

Много людей притекало к нему за духовным советом, и в общении являл он необычайную прозорливость: от некоего Григория не принял дары, обличив его в оскорблении матери; богатому поселянину Симеону дал важный совет, не последовав ему, тот скончался в определенный день; боярина Тимофея Апрелева наставлял, ради рождения сына, подражать странноприимству Авраама и Сарры, и через год Тимофей получил просимое. Для своих духовных чад блаженный Александр был истинным целителем душ и врачевателем недугов. По молитве преподобного рыбак умножал свой улов, а купец - свое имение.

Посетители делали пожертвования на прокормление братии и на строение обители. Великий князь Василий Иванович знал о преподобном и прислал искусных мастеров и множество материала на строительство келий для братьев и каменной Троицкой церкви.

Келия преп. Александра Свирского в Покровской церкви. 1909 год

В конце жизни преподобный пожелал построить каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, опять же не без царского участия и помощи Небесной. Великий князь Василий Иванович снова оказал действенную помощь, послал архитектора, мастеров и необходимые материалы, которых нельзя было достать в Олонецком крае. Когда заложили основание храма, то на месте алтаря преподобному явилась Божия Матерь с Младенцем в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала исполнить молитвы праведника об учениках и обители. Пал пред Нею ниц преподобный и услышал утешительное обещание, что не оскудеет покров Ее над созданной обителью и после его преставления. При этом преподобный узрел множество иноков, которые впоследствии подвизались в его обители. Ученик Афанасий лежал при этом как мертвый от чудного видения.

В глубокой старости, когда уже приблизился Александр ко Господу по духовной лестнице своих добродетелей, преподобный собрал братию, поручил их предстательству Божией Матери и назначил четырех иеромонахов, чтобы святитель Макарий выбрал из них игумена. До самой минуты своего отшествия он непрестанно поучал братию хранить смиренномудрие и нищелюбие.

Перед кончиной преподобный Александр Свирский сказал братии: «Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, затопчите своими ногами». Но братия не согласились. Тогда он просил, чтобы его тело погребли не в обители, а в «отходной пустыни» у церкви Преображения Господня. Преставился преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-летнем старцем.

В 1545 году его ученик Иродион (Кочнев) по указанию архиепископа Новгородского Феодосия составил житие преподобного Александра.

Общероссийское почитание святого началось вскоре после его смерти, в 1547 году, в правление Ивана Грозного, вероятно, по инициативе лично знавшего его митрополита Макария. По указанию царя памяти святого был посвящён один из приделов храма Покрова-на-Рву (собор Василия Блаженного). Объясняют это тем, что в день памяти святого Александра Свирского русские войска одержали в 1552 году важную победу над казанским царевичем Епанчой. Его изображение на знаменитой чудотворной иконе со 128 клеймами, повествующими о его житии, и написанной по велению Московского митрополита Макария в связи с канонизацией святого, находится в Успенском соборе Кремля.

Местно память его празднуется и в день открытия мощей, и в праздник Пятидесятницы, в воспоминание «Трисолнечного сияния» - Святой Троицы.

Известно до 15 учеников преп. Александра Свирского, прославленных Русской Православной Церковью.

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь

Александро-Свирский монастырь стал одной из наиболее значительных обителей на севере Руси наряду с Валаамским и Соловецким монастырями. Большую помощь оказал монастырь в 1703 году при основании Санкт-Петербурга. Обитель, основанная преподобным Александром Свирским, имела исключительно важное значение для сохранения целостности Русской державы и неприкосновенности ее границ на севере. Во время нашествия Литвы, в период Северной войны со шведами, во время Отечественной войны 1812 года обитель вносила огромные денежные средства и продовольственные припасы «на ратных людей» и вообще «на государево дело». В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края.

История обретения мощей

Немощное естество человеческое св. Александра Свирского укреплялось силою Божией, и, как писал его ученик, игумен Иродион в житии, “тело его закалилось так, что не боялось даже каменного ударения”. Вот эта-то плоть святого избранника Божьего сохранилась в небывалом нетленном виде. Мощи святого были обретены 17 апреля 1641 года . Их положили в серебряную позолоченную раку в церкви Спаса Преображения, где они и почивали до 1918 года, подавая множество исцелений всем, к ним «с верою притекающим». Дальнейшая судьба св. мощей столь необычна, что стоит подробного повествования.

Рака преп. Александра Свирского. Подарок царя Михаила Феодоровича

С падением царской власти в России началась страшная смута. Мощи прп. Александра Свирского были первыми в печальной цепи поруганных большевиками святынь. Не случайно после захвата власти на севере (5 января 1918 г.) безбожники уже на следующий день (6 января) были у мощей преподобного. Однако шесть(!) раз большевики подходили к св. мощам и не могли вынести святыню - видно, сковывал их страх перед ней.

Как сообщала советская пропаганда, 22 октября 1918 г. при приеме «на учет» (т. е. конфискации) имущества Александро-Свирского монастыря «в литой раке, весящей более 20-ти пудов серебра, вместо нетленных мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла». Настоятель монастыря, архимандрит Евгений, который присутствовал во время вскрытия раки, мужественно свидетельствовал против официальной версии властей, утверждая, что в раке находятся подлинные останки святого. Это стоило о. Евгению жизни - через несколько дней он был расстрелян большевиками. Мученическую кончину приняла и вся братия монастыря.

21 декабря 1918 г. таки смогли вывезти мощи: они были изъяты и находились под пристальным наблюдением самого Зиновьева. Именно с его подачи была создана специальная комиссия, которая установила, что мощи - это не «восковая кукла» и не «скелет в тапочках», а подлинная нетленная святая плоть. Тогда большевики начали кампанию по сокрытию мощей преподобного и тайно отправили их в Военно-медицинскую Академию Санкт-Петербурга, где они хранились под биркой «безымянного экспоната», не зарегистрированного в скрупулезно составляемых каталогах анатомического музея. Для того чтобы сокрыть мощи, было сделано все. В нем было более 10000 анатомических препаратов, так что мощи туда спокойно бы влились, не привлекая ничьего внимания. Вероятно, тут действовала не только злая воля Центра, но и добрая воля зав. кафедрой Владимира Николаевича Тонкова, который по своим убеждениям не был «воинствующим безбожником», и он мог постараться сделать так, чтобы про мощи просто забыли. И что удивительно, на этой кафедре не был арестован ни один сотрудник, тогда как аресты в то время были обыденным явлением.

В 1997 году начался поиск мощей преподобного. После тщательного изучения всевозможных архивов организатор поиска инокиня Леонида вышла на ВМА – Военно-медицинскую академию, музей при кафедре нормальной анатомии – самый старый из медицинских музеев (ему около 150 лет). Открылись удивительные подробности. Случайно стало известно, что в ВМА не один раз приходили чекисты из НКВД забрать мощи, и тогда прятали “экспонат” между шкафом и стеной, чтобы чекисты его не взяли. Их прятал сам Владимир Николаевич Тонков с санитаркой, которая тоже знала, кого нужно было спрятать.

19 августа 1997 г., произошла официальная передача их монашеской братии Александро-Свирской обители. Историко-архивные и судебно-медицинские исследования, завершившиеся в Санкт-Петербурге, установили, что находившиеся с 1919 г. в анатомическом музее Военно-медицинской Академии «мумифицированные останки неизвестного человека» принадлежат основателю Александро-Свирского монастыря. Останки идентифицированы специалистами Судебно-медицинской экспертной службы Санкт-Петербурга, при этом отмечено, что «естественная мумификация такой высокой сохранности современной наукой необъяснима».

Сразу после получения заключения в рентгенологическом кабинете был отслужен молебен святому. Присутствовавшие «стали свидетелями начавшегося мироточения мощей, сопровождавшегося сильным благоуханием». Особенно мощи преподобного Александра мироточили при положении во храм после длительного заточения, в дни первых для святого Божественных литургий. Мироточение и благоухание было настолько сильным, что на этот запах цветочного меда слетались невесть откуда взявшиеся пчелы, они роились вокруг ступней Преподобного, ползали по подоконнику, находящемуся рядом с ракой. Этот факт вызвал большое удивление у операторов телевидения, которыми был заснят данный сюжет для канала НТВ. Аромат миро стоял в алтаре, и три пчелы даже попали в Чашу с Причастием - их пришлось спасать.

Мощи прп. Александра Свирского уникальны: тело полностью неистлевшее(!), что случается чрезвычайно редко. А, возможно, это и единственный случай, когда не тронуты тлением даже те части лица, которые у обычных людей подвергаются тлению в первую очередь, - мягкие ткани губ, носа и ушей. Исследователи смогли сделать вывод: «Выявлено было сходство лица исследуемого с ранними иконографическими изображениями прп. Александра». «Сохранилась не только прижизненная моделировка, но и кожа лица - не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком». Так почтил Господь мощи Своего свидетеля и тайнозрителя.

Тропарь, глас 4
От юности богомудре, желанием духовным в пустыню вселився, единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити. Темже и ангельстии чини зрящее тя удивишася, како с плотию к невидимым кознем подвизався премудре, победил еси полки страстей воздержанием, и явился еси равноангелен на земли, Александре преподобне. Моли Христа Бога, да спасет душы наша.

Кондак, глас 8
Яко многосветлая звезда днесь в странах российских возсиял еси отче, вселився в пустыню Христовым стопам последовати усердно возжелел еси, и того святое иго на Рамо твое взем честный крест, умертвил еси труды подвиг твоих телесная взыграния. Темже вопием ти: спаси стадо твое, еже собрал еси мудрее, да зовем ти: радуйся преподобне Александре, отче наш.

«Александр Свирский» (2006)

Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору - первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз - на русской земле святому преподобному Александру Свирскому… Что значило это явление новозаветному святому — не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого «новозаветного Авраама» - преподобного отца нашего и чудотворца Александра. Преподобный Александр - один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины - а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называеться, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью, в нем нет «благочестивых схем», оно отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра». У святых мощей Преподобного Александра Свирского совершается множество чудес и исцелений. Его тело благоухает, из стопы преподобного исходит миро, запах которого все время присутствует в храме.


Документальный фильм «Александр Свирский»
Год: 2006
Производство: Карельская телекомпания Ника
Режиссер: Илона Румянцева, Леонид Шиловский
Текст читает: Владимир Мойковский

Д важды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору — первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз — на русской земле святому преподобному Александру Свирскому. Что значило это явление новозаветному святому - не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого "новозаветного Авраама" — преподобного отца нашего и чудотворца Александра.

Преподобный Александр — один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины — а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называеться, "по горячим следам" и отличается особой достоверностью, в нем нет "благочестивых схем", оно отражает неповторимый лик святости "всея России чудотворца Александра".

Необыкновенное состояние мощей преподобного Александра Свирского

«О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре... Испроси нам вся благопотребная к житию сему временному, и нужная к вечному спасению нашему. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, пред Господем на враги видимыя и невидимыя...»

(Из молитвы к преподобному Александру Свирскому)

С тех пор как мощи преподобного Александра Свирского вернулись в родную обитель, там получили много писем от иерархов различных епархий России, Белоруссии и Украины, сообщающих о желании обрести частичку мощей святого. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, частицы мощей вынимал игумен монастыря о. Лукиан (Куценко). Уже при изъятии первой частицы о. Лукиан был поражен увиденным. И было чему удивляться. «Я ожидал увидеть плотную спрессованную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копием, я увидел, что под слоем кожи воскового цвета находится белоснежная пористая и мягкая ткань, - сказал отец игумен, и, продолжая, добавил, - в музее анатомии Военно-медицинской академии мне показали, как выглядит на разломе высохшая человеческая плоть, предложив для обозрения человеческую голень. Было видно, что кость со всех сторон окружена плотной слоистой тканью - похожей на спрессованный картон. Связки и крупные сосудистые пучки сохранились в виде плотных тяжей, напоминающих обрывки веревок. Цвет высохшей ткани голени был желтый и с поверхности и изнутри. Подкожная ткань преподобного Александра резко отличается от той, что мы увидели, и по цвету, и по структуре: эта ткань поражала своей белизной, рыхлостью и воздушностью».

Инокиня Леонида (Сафонова), принимавшая участие в поиске мощей, в миру кандидат биологических наук, гистолог:

«Так вот чем объясняется сохранность прижизненной конфигурации тела святого Александра, его губ, носа, кистей и стоп, так поразившая экспертов. Высыхающие в процессе мумификации мышечная и соединительные ткани, находящиеся под слоем эпидермиса, сохранили свой остов.

Свою пространственную решетку: вместо испаряющейся жидкости промежутки между тканевыми волокнами заполнялись воздухом, не давая тканям уплотняться. Таким образом, ткань плоти становилась воздушной и ячеисто-волокнистой, что давало возможность органам сохранять свой первичный объем. Подобного результата не достичь никакими способами искусственного бальзамирования. При бальзамировании ткани уплотняются и темнеют, а тут - разрыхленность, белоснежность, да еще внутри под поверхностным слоем эпидермиса - таким дифференцированным искусством бальзамирования человеческие умы и руки не владеют». При обсуждении со специалистами (гистологами, патанатомами) выяснилось, что они оценивают это как неординарное явление. Можно сказать, что состояние плоти прп. Александра - его святых мощей - находится вне известных закономерностей развития и дегенерации (распада) тканей человеческого организма. Старейший сотрудник Военно-медицинской академии, анатом, кандидат медицинских наук М. В. Твардовская высказалась следующим образом по поводу необычайно хорошей сохранности тела: «Я ничего подобного за все годы своей работы не видела». Рентгенолог Е. Р. Борисов (сотрудник СМЭС, участвовал в исследовании мощей св. Иоасафа (Белгородского) также оценивает сохранность тела, как совсем особенную, полагая, что этот случай «представляет интерес для науки». Сохранилась не только пожизненная внешность, но и кожа лица - не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком, не удивительно в этой связи, что мощи святого Александра (и только они) в ходе «кампании по изъятию мощей» в 1919 г. были названы - «восковой куклой». Эта негативная, ложная, по сути своей, аттестация, является вместе с тем невольной характеристикой очень хорошей сохранности мягких тканей лица.

Из заключения главного стоматолога Министерства обороны РФ, начальника кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, профессора и полковника медицинской службы В. Н. Балина, на кафедре которого мощи святого Александра Свирского тоже проходили экспертизу: «Совершенно уникальна сохранность мягких тканей лица и околозубных тканей: лоб, нос, щеки, десна, что вписывается в известные свидетельства об исключительно хорошей сохранности мощей некоторых святых в сравнении с мумифицированными телами мирских людей». Вот эта-то уникальная сохранность и дала возможность провести иконографическое исследование, подобно тому, как в 1641 году, в момент первого обретения мощей святого, это сделали наши предки. Надо заметить, что участок белой плоти был виден с самого начала исследования и виден сейчас на открытой стопе преподобного на месте отшелушившейся надкожицы. Из стопы преподобного исходит миро, запах которого со дня обретения мощей все время присутствует в храме, на этот запах слетались пчелы. «Визиты» пчел к мироточащим мощам преподобного зафиксированы на видео, это также видели многочисленные паломники.

Обретение мощей преподобного Александра Свирского

Летом 1998 года в Петербурге произошло настоящее чудо. 28 июля пропавшие в 1918 году святые мощи преподобного Александра Свирского были обретены. Событие это знаменательно тем, что именно с вскрытия раки Александра Свирского началась в 1918 году затеянная большевиками сатанинская кампания по ликвидации и дискредитации русских православных святынь. В ходе ее были вывезены из церквей и монастырей шестьдесят три раки со святыми мощами. Милостью Божией все они сегодня, спустя восемьдесят лет, обретены. Не означает ли это, что соборными молитвами Русской Православной Церкви Благодать Господня возвращается в многострадальную Россию? Когда в рентгенологическом кабинете судебно-медицинской экспертизы слушали молебен после завершения исследований по поводу идентификации мощей, началось мироточение, сопровождающееся сильным благоуханием. "Все присутствующие были свидетелями этого чудесного проявления", - говорится в рапорте игумена Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря отца Лукиана, поданном митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру. В Северо-восточном углу Валаамского архипелага расположен открытый всем ладожским ветрам Святой остров. Здесь, в пещерке, вырубленной в скале, полтысячелетия назад подвизался в молитвенных подвигах преподобный Александр Свирский. Пещерка невелика. Когда проходишь в нее, плечи задевают каменные стены. Крохотного света лампады, горящей перед образами, достаточно, чтобы осветить пространство кельи. Несколько лет провел здесь преподобный Александр. Как сказано в Житии, "от великих трудов кожа на теле его сделалась такой жесткою, что не боялась и каменного ударения". В пещерке на Святом острове молился святой, когда в ответ на его молитвы раздался Голос Богородицы: "Александре! Изыди отсюду и иди на преждепоказанное тебе место, в нем же возможеши спастися!" И светло стало...

Преподобный Александр выбрался из пещеры и за стволами сосен, вставших на отвесной скале, увидел тихие воды Ладоги. Великий небесный свет сиял в той стороне, где текла Свирь... В тот же день преподобный Александр покинул Валаам, поплыл к Свири. Здесь и обосновался, на том самом месте, где десять лет назад ночевал на пути в Валаамский монастырь. Спустя время молитвенное уединение святого было прервано заблудившимся во время охоты боярином Андреем Завалишиным, Завалишин долго расспрашивал преподобного, как он жил здесь. "Вот уже семь лет обитаю тут, - ответил святой. - И до твоего прихода не видел ни одного человека. Питаюсь растущею здесь травою и хлеба не вкушал". Когда был прерван его затвор, начали стекаться сюда люди. Монашеские кельи строили на берегу Святого озера, а сам преподобный жил в прежней хижине, вкруг которой было устроено братское кладбище - Отходная пустынь. Многие ученики Александра Свирского сами стали святыми, основателями новых монастырей. Это и Андрей Завалишин, принявший в постриге имя Андриана Андрусовского, Геннадий и Никифор Важеозерские, Корнилий Паданский, Ферапонт Вознесенский, Кассиан Соломенский... Все пространство между Онегой и Ладогой осветилось основанными ими обителями. Сила молитвы святого Александра Свирского была необычайной. Известен такой случай. Строили мельницу на протоке между двумя озерами, раскопали перешеек, и вода из верхнего Святого озера устремилась вниз. Напор был столь сильным, что в опасности оказались монастырские постройки; казалось, их уже не спасти, но преподобный призвал имя Христа, начертал Крестное знамение на быстрине вод - и вот оно, чудо! - течение остановилось. Столь же велика была и прозорливость преподобного. Однажды богомольцы делали пожертвования в монастырь, был среди них и Григорий, приехавший из Пидьмозера. Он протянул руку, чтобы положить свой вклад, но святой оттолкнул ее. Григорий спросил Александра Свирского, почему он не принял приношения. "Ведь ты меня не знаешь!" - сказал он. "Верно! - ответил святой. - Я тебя не знаю и лица твоего не видел, но рука твоя так осквернена, что от нее идет смрад. Зачем ты мать свою старую бьешь?" Великий страх обуял тогда Григория, тщательно скрывавшего свой грех. Он попросил наставления, как ему исправиться. Преподобный посоветовал просить прощения у матери. Не менее дивной была и скромность преподобного. Рассказывают, что однажды, когда он был уже игуменом основанного им монастыря, слава о котором распространялась по всей Руси, пришел к нему монастырский эконом и сказал, дескать, кончаются дрова, надо бы послать в лес какого-нибудь праздного монаха. "Я празден..." - ответил преподобный, взял топор и отправился в лес. На двадцать третьем году пребывания на Святом озере Александр Свирский во время ночной молитвы увидел трех мужей в белых одеждах, сияющих "невыразимым светом". Это Сам Господь почтил святого Своим Троическим посещением. "Александр Свирский, - пишет в "Истории русской церкви" архимандрит Макарий (Веретенников), - пожалуй, единственный православный святой, которому так же, как и праотцу Аврааму, явилась Святая Троица". Неведомо, знали ли об этом факте жития преподобного Александра Свирского люди, захватившие в 1917 году власть в России, но достоверно известно, что свою сатанинскую кампанию они начали именно с Александро-Свирского монастыря. Осенью 1918 года Олонецкая ЧК направила в монастырь отряд под командованием Августа Вагнера. Братия пыталась противодействовать надругательству над святыми мощами, но чекисты не церемонились. "Элементы злого пошиба" были арестованы, монастырь ограблен, а рака со святыми мощами преподобного Александра Свирского вскрыта. Сохранность тела преподобного, закончившего земной путь четыре столетия назад, была настолько непостижимой для Вагнера, что вопреки очевидности он назвал в своем отчете мощи святого "восковой куклой". Не решившись выставить их, как полагалось по инструкции, "для разоблачения поповского обмана", мощи тайно, с соблюдением всех мер секретности перевезли в Лодейное поле и под строжайшей охраной поместили в больничной часовне. На пятое ноября 1918 года, когда расстреливали во дворе Олонецкой тюрьмы монахов Александро-Свирского монастыря, назначена была ликвидация мощей... И ровно восемьдесят лет православная Россия жила с мыслью, что святые мощи русского святого уничтожены сатанинской властью. Господь, однако, не попустил этого. Скажем попутно, что поход на Александро-Свирский монастырь завершился для товарища Августа Вагнера весьма печально. Осквернение мощей преподобного и ограбление монастыря вызвало сильнейший резонанс по всей России. Святитель патриарх Тихон обратился в Совнарком и ВЦИК с протестом. От Олонецкой ЧК затребовали разъяснения. Начальник ЧК ответил, что считает все свои действия и распоряжения "верными в смысле беспощадной борьбы с врагами коммунистических идей и социалистической мысли". Подобное разъяснение вполне удовлетворило бы большевистское руководство в Москве, если бы в ходе переписки не выяснилась пикантная подробность: Август Вагнер, борец за коммунистические идеи и социалистическую мысль, оказался весьма нечист на руку. Он изъял из монастыря сорок пудов серебряных изделий, а в Москву сдал только девять. Остальное серебро - тридцать один пуд! - было якобы передано им "в комитет бедноты Александро-Свирской слободы для распространения между нуждающимися". Провести кремлевскую верхушку таким разъяснением, разумеется, не удалось. Было начато специальное расследование, со всеми вытекающими для Вагнера последствиями. История поиска святых мощей преподобного Александра Свирского, предпринятого инокиней Леонидой по благословению отца Лукиана, игумена возрожденного в 1997 году Александро-Свирского монастыря, заслуживает отдельного повествования. Основная часть документов была уничтожена, и собирать необходимые сведения приходилось по крохам. - Наш поиск, - рассказывает матушка Леонида, - был основан на вере в то, что мощи святого, лицезревшего Святую Троицу, не могли быть уничтожены никакими адскими силами и находятся под особым покровительством Господа... В ходе архивных изысканий удалось выяснить, что 31 января 1919 года мощи были увезены из Лодейного поля в Петроград и помещены в закрытый анатомический музей Военно-медицинской академии. По свидетельству сотрудников, в годы революции в кафедральном музее появился экспонат, который так и остался незафиксированным в скрупулезно составленных каталогах. На основе антропологических, иконографических и рентгенологических исследований было сделано заключение, что таинственный "экспонат" представляет собою полностью сохранившуюся мумию мужчины, которая по возрасту, этнической принадлежности, внешним особенностям соответствует описанию, сделанному при первом обретении мощей преподобного Александра Свирского в 1614 году. Подтверждали принадлежность "экспоната" к канонизированным святым и повреждения на правой, благословляющей руке. Характер их не оставлял сомнений, что нанесены эти повреждения от изъятия частичек плоти для мощевиков. Необычное положение правой ноги: "ноги же лежали, как у недавно скончавшегося, правая ступнею вверх, а левая обращена ступнею в сторону..." - также полностью соответствовало сделанному в 1614 году описанию. Когда всматриваешься в дни земной жизни русских святых, ясно видишь, что они были лучшими среди людей своего времени. И по уму, и по талантам, и по мужеству своему. Но все эти столь высоко почитаемые в миру свойства и дарования были для святых несущественными и незначащими. Главными для них были смиренномудрие, молитвенность, покорность воле Божьей, служение Господу. И Церковь наша, когда прославляет святых, руководствуется не их земными заслугами, а заслугами перед Богом. И тут уж не возникает ошибок, связанных с политическими симпатиями или антипатиями, с сиюминутной конъюнктурой. Не истлевают тела угодников Божиих, нетленными обретает Церковь их святые мощи. Не кончается вместе с погребением и жизнь святых - после кончины продолжают они участвовать в земной истории, являясь на помощь всем, кто сердцем к ним обращается... Чудо, великое чудо свершилось в июльские дни в Санкт-Петербурге. 465 лет спустя после кончины снова вернулся к нам, грешным, великий святой. И возвращение его подобно свету, рассеивающему злые, сгустившиеся над нашей Родиной тучи.


Преподобный Александр Свирский

Преподобный Александр родился 15 июня 1448 г., в день памяти пророка Амоса, и был назван в его честь. Родители его, Стефан и Васса, были крестьянами приладожского села Мандеры, что на берегу Ояти, притока Свири. С детских лет Амос, поздний, вымоленный ребенок, отличался от своих сверстников: избегал игр, смеха и сквернословия, не беспокоил мать. В 19 лет, узнав о намерении родителей женить его, Амос тайно ушел на Валаам.

Семь лет жил Амос в монастыре послушником, дни проводил в трудах, ночи в бдении и молитве. Не раз, обнаженный по пояс, облепленный комарами, он молился в лесу до наступления зари. В 1474 г. Амос принял постриг с именем Александр. Узнав от путников о месте пребывания сына, ушли в монастырь и его родители. После их смерти по благословению игумена преп. Александр устроил себе келью на уединенном острове и продолжал свои духовные подвиги. Когда же слава о нем стала ему в тягость, подвижник удалился с Валаама и построил себе хижину в лесу, где в одиночестве, не имея припасов, прожил семь лет в непрестанной молитве. В 1493 г. место нахождения преподобного случайно обнаружил во время охоты соседний владелец Андрей Завалишин, видевший ранее над тем местом чудесный свет. Он умолил преподобного рассказать ему о своей жизни и, сделавшись его духовным сыном, по его наставлению сам ушел на Валаам, а позднее основал Ондрусовский монастырь и прославился святой жизнью. Прослышав от Андрея о праведнике, к преподобному стали собираться иноки, но преп. Александр устроил себе скит на расстоянии от общего жилища.

В 1508 г. преп. Александру было явление Живоначальной Троицы — Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды, осиянных Небесной славой.

Преподобный получил повеление построить церковь и основать обитель, а когда он спросил, во имя кого должна быть церковь, Господь ответил:

«Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир подам тебе». В истории Русской Православной Церкви это Божественное снисхождение Троицы известно как единственное.

Место для церкви преподобному было указано Ангелом, три раза перекрестившим место и подтвердившим явленное ему в видении. В том же году была построена деревянная, а в 1526 г. каменная церковь Живоначальной Троицы. По настоянию братии преподобный получил священнический сан и стал игуменом. Приняв игуменство, преп. Александр сделался еще смиреннее — ходил в рубище, спал на голом полу, трудился вместе со всеми: Когда однажды не хватило дров и эконом попросил игумена послать кого-нибудь из иноков, кто празден, за дровами, преподобный ответил: «Я празден» — и отправился рубить дрова.

В конце жизни преп. Александр задумал построить храм Покрова Пресвятой Богородицы. Однажды вечером, после совершения акафиста Богородице, преподобный сел отдохнуть в келии и вдруг сказал келейнику Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение». В предсении келий, куда поспешил старец, его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем, и преподобный увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтарном месте, как на престоле. Пречистую Богородицу с Младенцем, и множество Ангельских чинов, предстоящих Ей. Преподобный пал, не вынесши света, но Богородица ободрила его и благословила обитель.

Перед своей кончиной преп. Александр позвал братию и повелел ей: «Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, затопчите своими ногами». Но поскольку братия не соглашалась, преподобный указал не хоронить его в обители, но в его пустыньке у церкви Преображения Господня. Преп. Александр преставился 85 лет 30 августа 1533 г. В 1641 при перестройке церкви Преображения были обретены нетленными его мощи. Известно до пятнадцати учеников преп. Александра Свирского, прославленных Русской Православной Церковью.

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ АЛЕКСАНДРО-СВИРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В мире нашем есть места сверхбытийные, говорящие о вечности. Вечна Палестина - святая земля. Здесь Богородица родила Христа, Он ходил по этой земле, питался от Нее, молился - и Она принимала Его слезы, Он преобразился на Фаворе - и мир вокруг преобразился, Он умер - и Она приняла Его тело.

Земля Русская тоже святынями богата, угодники Божии прославили ее своими подвигами, преобразили собственным преображением, так что, посещая те или иные святые места, богомольцы получают исцеления, помощь душевную и телесную, просто красотой какой-то дивятся. "Это не то! Там Сам Господь по земле ходил!" - скажете вы. А и у нас есть место такое, связанное с которым событие велико и одним разумом невместимо.

Где-то далеко, в северном лесу явился простому иноку Сам Господь, Вся Святая Троица на нашей земле Своими стопами стоявшая. Так случилось единожды со времен пришествия Христа. Но обо всем по порядку.

Пять веков назад спасался на святом острове Валаам инок Александр. Вырубил он себе в скале малую пещерку, где молился и трудился для Бога. Говорят, что от таких подвигов тело его стало твердым и жестким, что ему ничего бы не сделалось и от каменного удара. Так, распростершись на каменьях, молился он однажды и в ответ услышал дивный голос Божьей Матери, повелевшей идти на новое место спасения. Выйдя из пещерки, он оглянулся на Ладогу, такую тихую сегодня, вдалеке, за волнами, сиял небесный свет, Божья Матерь освещала место, где текла Свирь-река...

Благословившись у игумена, в тот же день Александр уплыл с острова. Он поселился на берегу Рощинского озера, в малой избушке, и жил там, не видя человека, в безмолвии, плача о грехах семь лет. Питался же он одной травою, что росла рядом, а хлеба даже не видел. Однажды уединение его было нарушено - боярин Андрей Завалишин, охотившийся в лесу, вышел на Александрову избушку и, помня, что видел свет над этим местом, умолял подвижника поведать о своем житии. Так об Александре Свирском узнали люди.

И уже стучат топоры, строят кельи, тихо поют на братском правиле первые ученики, среди них и Андрей Завалишин, будущий преподобный Адриан Андрусовский.

Это был 1507 год. Двадцать три года провел Александр в Пустыни. И вот была ночь, темно, пламя от лампадки чуть освещает лик Пречистой, наверно пахнет деревом и воском, медовый такой запах, тишина, иногда только стук поклона, и снова поднимается лоб, весь в морщинках, уже совсем белые кудри и глаза небесные так кротко-кротко глядят. Вдруг замерло все... Величайший свет, невиданный миру с Авраама заблистал, и драгоценнейшим дворцом стала малая избушка. Вошли три мужа как три солнца прекрасные, в одеждах белоснежных, они держали посохи. "Как на Троице" - подумал Александр, затрепетал и поклонился Им до земли.

Уповай, блаженне, и не бойся. - Услышал Александр и почувствовал Его руку ласково поднявшую его с колен. Его голос говорил, что ради чистоты Дух Святой в нем, в Александре, живет. Что надо собрать братию, поставить церковь, монастырь устроить и что многие через него спасутся... Александр не мог стоять, он опять лежал на земле и, обливаясь слезами, думал, как он, худший всех человек, пришедший плакать о грехах своих, будет спасать других. И опять Господь взял его за руку и поднял с колен.

Как назвать церковь, Господи? - И был ответ, как видит он Говорящего в трех лицах, так и церковь будет во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единосущныя Троицы. И пройдя по земле, Господь стал невидим...

Но еще был свет и та тишина. В его морщинках еще блестели слезы, он сжимал руку, которую только держал Господь, и лик земного ангела, так по-детски, счастливо улыбался.

А житие его продолжалось, и он исполнил все повеления, став игуменом великого монастыря. Однажды к нему пришел эконом и посетовал, что кончаются в монастыре дрова, послать бы какого-нибудь праздного монаха нарубить их. "Я празден..." - ответил Александр, взял топор и пошел в лес. Бывало ночами, приходил преподобный к молотящим жито, застав их спящими, сам садился за работу, а закончив, тихо уходил в свою келью, не тревожа братию.

Помните, обитель располагалась на берегу озера, весьма глубокого, другое же озеро находилось на возвышенности на расстоянии полета двух стрел. Как-то братия монастыря вместе с игуменом, помолясь, решили сделать проход для воды, из верхнего озера в нижнее, чтобы поставить водяную мельницу. Как стали копать, вода со страшным шумом хлынула вниз, образуя громадный ров под стенами монастыря. Все уже думали, что обитель вот-вот рухнет, но Александр, преклонив колена, стал молиться. Громогласное имя Христово пересилило шум воды, потом он перекрестил поток, и вода остановилась. Мельницу же соорудили, и она еще долго облегчала монашеский труд.

Когда же настало время отшествия ко Господу, Александр собрал братию и, наставив их к пользе душевной, просил после смерти связать его тело веревками и утопить в болоте, потоптав ногами. Так думал о себе преподобный старец, видевший Бога.

Когда Александра хоронили, не верилось, что он умер, лицо его светилось и тоже хотелось умереть, чтобы быть с ним. Сразу стали происходить многие чудеса, исцеления: излечивались бесноватые, слепые прозревали, расслабленные начинали ходить. Через двенадцать лет было составлено житие, а еще через два года Собор русских архиереев причислил преподобного Александра Свирского к лику святых. Посвятили ему и храм, северо-восточный придел Василия Блаженного.

В 1641 году были обретены мощи преподобного Александра, их узнали сличая черты лица с иконой XVI века, его тело как прежде было мягким и совсем целым с дивным благоуханием нежных цветов от исходившего мира.

В 1918 году братия Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря была арестована и расстреляна, монастырь ограблен, а рака с мощами вскрыта... Сохранность тела преподобного изумила большевиков, они растерянно обозвали его "восковой куклой". В 1998 году мощи преподобного были обретены вторично, и были освидетельствованы научной экспертизой. Святейший Патриарх, иерархи, священники, монахи, тысячи верующих преклоняли колена перед ракой угодника Божьего, как и раньше, даровавшего исцеления и обильное мироточение.

И вот преподобный Александр опять в своем монастыре. Сейчас немного паломников, далековато: от станции Лодейное поле еще на автобусе. А дорога прекрасна: через сосновые боры солнечно-желтые - дух такой смоляной; по земле, где будто бусы брусничные рассыпаны, не ступить, все в ягодах. Свирь-река могучая, северная, воды свои гонит к морю, чайки ее перекричать хотят, и небо над ними быстрое-быстрое. Хорошо встать рано-рано, до солнца, поеживаясь, по росе прийти в храм к преподобному, вдохнуть ладана и, тихонько встав на колени, потянуть по-монашески: "Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче". Потом откроют мощи, снимут стеклянную крышку, и, не зная, как глядеть на это чудо, в благоговейном ужасе приложиться к его руке и, затаив дыхание, отойти в сторонку, боясь потревожить такую важную мысль, что мы живем вечно.

Святые мощи преподобного Александра Свирского чудотворца

П оучению нашей веры, тело человеческое имеет великое назначение. Оно было взято от земли, но сотворено не для земли. Оно было сотворено Богом для вечности вечным, по сотворении было оживлено бессмертною душою и с нею восхищено с земли в светлый рай. Не свойственны были телу этому недуги, не имело оно нужды ограждаться от влияния стихий. Для души оно было чудною, вечно новою одеждою.

Впоследствии, по грехопадении, тело подверглось расстройству, болезням и смерти. Посеянное в могилу тело — "в тление", восстанет "в нетлении", "в силе". Через Святые Таинства, установленные в Церкви, тело наше соделывается храмом Святаго Духа. Посредством таинства Евхаристии тело соединяется с Телом Самого Христа, наша кровь с Божественной Кровью. Одновременно человек постоянно принимает и яд греха, первоначально душою, а в дальнейшем действием своим яд отравляет и тело. Чтобы исцелить поврежденное грехом естество человеческое, Сам Бог снизошел для восстановления падшего человека. Через обновление духа самой плоти человеческой открывается путь восхождения к нетлению. Читая историю святых мучеников, мы видим, что тела их выносили самые смертельные раны. Дальнейшие века процветания монашества наполнены образцами дивного подвижничества. Тела этих святых от постоянных и длительных пощений, непрестанных молитвенных подвигов до того утончались, что казались одухотворенными, так что в иных возбуждали сомнения в действительности плоти. Они имели способность ходить по водам, при молитве возвышались от земли, уживались со зверями и змеями.

Все эти вышеестественные силы, действовавшие разнообразно в телах истинных служителей Божиих, суть отпечатки и следы внутренних благодатных движений в душах их, и за пределами земного бытия они не перестают действовать в этих телах. Источая исцеления, мощи, очевидно, являют присутствующую в них животворную силу, которая, сохраняя их в нетлении, через соприкосновение сообщается всем, с верою приходящим.

Какое дивное воздаяние получают святые Божий за свое благочестие! Не только души их возводятся в благодатное общение со Христом, но и самые тела их, которыми они совершали подвиги... в этой кратковременной жизни, соделываются причастными благодатной силы Христовой. Когда же, по смотрению Божию, особыми случаями открываются они, то... издают благоухание.

Христианская церковь утверждает, что преподобный Александр стал единственным человеком Нового завета, видевшим Всевышнего в трех Его лицах. Святой долгое время проживал в дремучих лесах и ревностно служил во имя всего целого.

Икона Александра Свирского имеет огромное значение для православных людей, к ней прибегают в самые трудные жизненные минуты. Чудесные свершения приписываются и его мощам (останкам), которые до настоящего момента сохранились в хорошем состоянии.

История святого образа

Самый первый образ написали после обретения останков. Здесь преподобный изображен в горизонтальном положении. На иконе, созданной в середине XVI в., святой старец показан поясно, в облачении монаха. Правая рука Александра Свирского благословляет, а в левой находится христианский свиток. Вокруг иконы располагаются клейма, на которых можно рассмотреть сцены из бытия преподобного.

О святом:

Иконография имела тенденцию к развитию, и сегодня верующие наблюдают достаточное количество вариантов исполнения этого образа.

  • На одной из икон Александр Свирский показан в момент чудесного пришествия Святой Троицы. Крылатые ангелы в белых одеяниях благочестиво смотрят прямо на смиренного старца. Он протягивает правую руку к небесным посланникам, а левую прижимает к собственной груди. Старец окутан в темные одежды, что символизирует тленность человеческого тела.
  • В другом варианте Александр Свирский изображен в мантии схимника. Несколько вьющиеся волосы старца полностью седые, форма бороды - округлая. В левой его руке находится свернутый свиток с молитвенными словами, а правая - протянута в сторону верующих.
  • Еще одна вариация: святой изображен стоя и опирающимся на посох, в руке располагается икона Святой Троицы , написанная Андреем Рублевым. Голова старца покрыта капюшоном, глубокий взгляд устремлен прямо, будто созерцает что-то недоступное обычному мирянину.

Икона Святого Александра Свирского

Значение и божественная сила лика

Икона Александра Свирского чрезвычайно важна для православной традиции. В Санкт-Петербурге изображение находится в Свято-Троицкой обители . В Москве икона располагается в одноименном храме.

Читайте о храмах Москвы:

Миряне должны помнить, чтобы помощь приходит в случае искреннего моления.

  • Святой лик призван избавлять от множества проблем.
  • К иконе обращаются в часы душевных потрясений и сомнений.
  • Молитвы перед святым ликом разрушают подозрения о том, что Господь разлюбил человечество.
  • Миряне и священнослужители молят старца об укреплении веры, а также об указании истинного жизненного пути.
  • Бесплодные пары приходят в православную церковь и просят преподобного Александра о будущем потомстве.
  • Молитвы перед образом избавляют от тяжелых недугов. Из истории известно большое количество случаев божественного исцеления после искреннего прошения.
  • Преподобный Александр оказывает поддержку людям, которым тяжело определиться с выбором, а также защищает от нашествия греховных помыслов.
Совет! Когда послушник собирается принять постриг и отказаться от семейной жизни, родителям сложно смириться с этим поступком. Они должны молить изображение святого старца. Это поможет успокоить бушующие эмоции, так как сам Александр в юном возрасте ушел из семьи и начал беззаветно отдаваться во власть Господа.

Свидетельства божественной силы

Чудеса, происходящие от иконы Александра Свирского, наблюдало множество людей, а монахи скрупулезно записывали показания верующих.

  • Святой образ избавлял прихожан от раковых опухолей, некоторые люди прозревали после слепоты и обретали подвижность конечностей после парализации. Немощные, смиренно прося у божественного лика, получали силу и здоровую нервную систему, а спустя время приходили в храм самостоятельно и благодарили за чудесное избавление.
  • Часто преподобный являлся во сне людям, желающим принять монашеский постриг, и направлял по совершенно другому пути.
  • Изображения святого, находящиеся в иконостасах некоторых людей, начинали мироточить.
  • Чудеса происходили еще при жизни старца. В начале XVI века его келья озарилась ярким светом, и перед очами Александра предстали три ангела в белоснежных одеяниях. Через некоторое время здесь воздвигли храм Святой Троицы.
  • Однажды к нему явилась Божья матерь, и в честь этого события было решено построить монастырь, который в настоящее время полностью разрушен. Дева Мария пообещала помочь в создании храма и всем живущим в нем.
  • Несмотря на большое количество встреч с божественными созданиями, преподобный Александр оставался смиренным слугой Бога и стремился помочь каждому просящему защиты.
  • За день до кончины святой старец собрал вокруг себя преданную братию, благословил пришедших и объявил, что покидает бренный мир ради вечной жизни в обители Всевышнего.

Явление Троицы Александру Свирскому

Биография Александра Свирского

Появился на свет в семье рабочих крестьян. Он получил необычное имя Амоса в честь библейского пророка. Его родители продолжительное время не могли иметь ребенка и зачали только в преклонных годах. Мать и отец возлагали на сына огромные надежды: желали ему качественного обучения, женитьбы и отцовства. Однако с юных лет Амос стремился к покаянию и изучению Священных Писаний , поэтому обыкновенная школа ему была неинтересна.

Преподобный окончил обучение только из уважения к родителям и Господу, а в возрасте 19 лет объявил о намерении принять монастырский постриг. Престарелые родители протестовали против решения своего сына, но не смогли удержать юношу от путешествия в Валаам (остров на Ладожском озере). Этот праведный человек надеялся, что мать и отец простят его и успокоятся.

Амос не знал правильной дороги, пока перед его взором не предстали ангелы, посланные Верховным правителем.

Небесные существа даровали юноше спутника, который привел его к монастырю. Прибыв в Валаам, Амос принял сан послушника и семь лет исполнял свои нелегкие обязанности. Здесь он снискал большую любовь братьев за смиренный характер, ум, несокрушимую целеустремленность и богобоязненность.

На заметку! Во время путешествия ангелы общались с молодым человеком и показали место, где вскоре будет возведен прекрасный храм во имя Господа.

Мощи Александра Свирского

Монастырская жизнь

В 26 лет Амос принял постриг и получил второе имя - Александр. Он целенаправленно и тяжело трудился ради спасения своей души и многих других. Вскоре к нему прибыл недовольный отец, но преподобный монах сумел успокоить его и уговорил принять своих родителей монашеский постриг. Последние согласились на предложение, и сегодня их мощи почитаются в Введено-Оятском монастыре.

Александр Свирский продолжал творить чудеса на Валааме и подавал пример жесткого аскетизма и преданности Создателю.

Через 30 лет он, по настоянию Господа, отправился к Рощинскому озеру. На маленьком островке преподобный соорудил простое жилье и вручную вырыл пещеру. Здесь он провел долгие семь лет, постоянно трудясь, совершая молитвы и пост. Питался старец ягодами и кореньями. Святой монах решился открыть место своего проживания одному знатному боярину, что привлекло сюда большое количество людей.

В обители старца происходили исцеления от страшных недугов и всевозможные пророчества. Слава Александра Свирского достигла колоссальных высот еще при его жизни. После кончины Александра этот остров окрестили святым, а на месте его жилища построили скит.

В 1533 году преподобный покинул эту грешную землю в возрасте 86 лет. Летописи утверждают, что на месте захоронения стали происходить необычайные происшествия.

На заметку! После смерти тело преподобного озаряло и благословляло окружение светом и невообразимой аурой. В XVII веке стало понятно, что его тело не поддается тлению. Свидетели созерцали, как земля над усыпальницей взошла в форме свода, и мощи решили транспортировать в Преображенский собор.

Через 14 лет святого старца канонизировали. В 1633 г. было решено вскрыть могилу: находящийся внутри монах не поддавался тлению , было ощущение, что он спит. Останки отправили в монастырь, куда в большом количестве стекались паломники с просьбами и молитвами.

Интересно! Проживая на острове, преподобный старец соорудил могилу, предназначенную для собственного тела. Именно здесь он услышал голос, который наказывал уйти с этого места и возвратится в родные края.

Преподобный Александр Свирский был необыкновенным человеком, отличался кротким нравом, стремлением служить Господу и всем живым существам. С юных лет он возжелал пойти по пути жесткого аскетизма и трудолюбия. Мощи и иконы с изображением этого святого старца избавляют от множества трудностей и способны исцелять тяжелые болезни. В христианстве это имя навсегда канонизировалось, ему отдаются большие почести.

Посмотрите видео о святом Александре Свирском

Будущий святой родился в семье простых крестьян в середине XVI века. Родители Александра Свирского долго были бездетны и просили Бога о наследнике, поэтому назвали Амосом долгожданного сына, в честь одного из библейских пророков. С самого детства Амос проявлял интерес к молитвам и изучению богословия. В двенадцать лет юноша заявил, что хочет посвятить свою жизнь служению Богу и принять монашеский постриг. Это весть очень огорчила его родителей: единственный сын лишил их счастья понянчить внуков. И вот, в двенадцать лет, наперекор престарелым отцу и матери, Амос принял монашеский постриг, получив православное имя Александр, и тайком отправился в Валаам. Дороги до города юноше не знал, просто брел из отчего дома прочь. Но ангелы, явившиеся ему, указали юному Амосу дорогу.

Семь лет провел он в смиренном служении Богу. По истечению этого времени святому явился лик Троицы. До этого только Аврааму доводилось увидеть Бога во всех его трех лицах. Беседа Александра с Богом была о том, как собрать братию и о строительстве храма. Много лет святой посвятил строительству и украшению храма, воздвигнутом на том месте, которое Троица указала ему. Речь идет о Троицком монастыре, красивейшем соборе на Руси. На постройку этого храма были выделены колоссальные средства и силы, много людей: от обученных строителей до священнослужителей и простых верующих – трудились над постройкой храма, приносили пожертвования.

Икона и мощи святого

Дни памяти:

  • 30 апреля
  • 12 сентября

Первая икона лика была написана уже после смерти святого, в конце XIX века. Умер Александр в почтенном возрасте, преподобному было около 85 лет. Последние годы провел святой, проводя ночи на камне, тем самым отдавая дань уважения Пресвятой Богородице. С оригинальной иконы быстро были написаны копии, и также быстро они распространились по всей России.

Многие, увидевшие икону, утверждают, что старец смотрим им прямо в душу. На иконе святой с нимбом над головой и посохом в руке, как будто молится за души всех на этой земле.

Интересно то, что икона была написана с мощей преподобного Александра, они не только прекрасно сохранились спустя десятки лет, но и черты были не затронуты временем.

Когда открыли гроб Александра Свирского, мощи его стали источать миро, да так сильно, что иногда к ним слетаются пчелы. Служители церкви заметили, что аромат миро и его количество напрямую зависит от числа прихожан, просто ли пришедших посмотреть на мощи или же просить о чём-то святого. Чудодейственное масло, источаемое мощами, поднимает на ноги даже безнадежно больных, о чём есть немало свидетельств. Спустя века мощи святого не истлели, не пострадали от руки времени. Мощи Александра Свирского — настоящая реликвия всего православного мира.

В чем помогает икона Александра Свирского?

К иконе обращаются в самых разных случаях, считается, что она поможет во всех делах. Даже монахи и священнослужители зачастую обращаются к Александру Свирскому. Во времена душевных терзаний и смятения молитва святому укрепит веру и направит на путь истинный.

Помогает этот святой с выбором жизненных приоритетов, от которых зависят наши деяния

Обрести и укрепить веру в себя, найти своё предназначение – вот о чём просят святого.

Но не только для укрепления веры обращаются к иконе Александра Свирского. Бездетная пара просит святого о заветном первенце, семья с дочерьми – о желанном наследнике. Ответом на просьбы и мольбу пред иконой преподобного Александра Свирского будет перевязанный синей лентой сверток. Поэтому просьбы о сыне прилетают святому со всех концом мира. Случаются и такие чудеса, что святой прячет дитя и от матери, чтобы сохранить его целым и невредимым. Так как родители святого не хотели отпускать сына, он дает утешение тем, чьи дети избрали путь служения Богу. Молятся родители Александра Свирского с просьбами помочь их ребенку в учении, найти увлечение по душе и свой путь в жизни.

Просят верующие и о здоровье. По словам очевидцев, слепые становились зрячими рядом с иконой и мощами святого, больные раком излечивались, проходили недуги как физические, так и душевные. И при высоком давлении молятся святому, и в самых, казалось бы, безнадежных случаях люди находят единственное спасение в молитве святому.

Молитва Александру Свирскому

К святому нужно обращаться с честным и открытым сердцем, тогда он отведет дурные, греховные мысли, направит по истинному пути, поможет обрести внутренний покой, исцелит душевные раны. Не теряющие надежду на лучшее могут увидеть святого в сновидениях, как наставник он направит их на путь исцеления и веры.

В церкви икона Александра Свирского находится в северном иконостасе. Но всё это, конечно, копии с первой иконы. Оригинал находится в Свято-Троицком Александро-Свирском мужском монастыре, там же хранятся и мощи святого.

Молитва Александру Свирскому:

«О, священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, многия милости живущим во святей обители твоей и всем, с верою и любовию притекающим к тебе, являяй. Испроси нам вся к житию сему временному благопотребная, паче же к вечному спасению нашему нужная. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, правителем страны нашея России. И да в мире глубоце пребудет святая православная Церковь Христова. Буди всем нам, чудотворче святый, во всякой скорби и обстоянии скорый помощниче. Наипаче же в час кончины нашея явися нам, заступниче благосердый, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренных молений наших, но присно о нас пред Престолом Живоначальныя Троицы предстательствуй, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, аще и недостойны есмы, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».