Лето

Заочная дуэль. Заочная дуэль Самоходная установка зсу 57 2

История создания

В 1947 году в НИИ-58 под руководством В.Г.Грабина приступили к проектированию спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68 на базе С-60 , предназначавшейся как для установки на гусеничное шасси, так и на колесную повозку.

Опытный ее образец с электроприодом ЭСП-76 был установлен на повозке С-79А и прошел испытания, но в серию не пошел. Гусеничное же шасси создали на базе агрегатов среднего танка Т-54. В самоходном варианте машина получила заводское наименование - изделие 500 , а армейское - ЗСУ-57-2 .

Комплексные испытания ЗСУ-57- 2 проходили в 1950-54 годах. В 1955 году ЗСУ-57-2 была принята на вооружение Советской армии. По данным музея бронетанковых войск в Кубинке, ее серийное производство осуществлялось на заводе № 174 в Омке с 1955 по 1960 год (по данным книги "История... ПВО сухопутных войск" серийное производство ЗСУ-57-2 происходило на заводе №1001 с сентярбря 1958 г.). Но по другим данным выпуск пушек С-68 для этой машины начался на заводе № 946 лишь в 1957 году.

Конструкция

ЗСУ-57-2 представляла собой легобронированную гусеничную машину с вращающейся башней, обеспечивающей круговую зенитную стрельбу из автоматических пушек. Основые части машины - броневой корпус, башня, вооружение, силовая установка, силовая передача, ходоваячасть, электрооборудование, средства связи и противопожарное оборудование.

Броневой корпус делился на три отделения: управления, боевое и силовое. Первое размещалось слева в носовой части корпуса, в нем находилось сиденье механика-водителя; второе - в средней части корпуса и в башне; третье - в кормовой части машины и отделялось от боевого перегородкой. Корпус сваривался из броневых листов толщиной 8-13 мм.

Открытая сверху башня сварной конструкции располагалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса. Для установки пушки в передней ее части имелась амбразура. Задняя стенка
башни с окном для выхода гильз была сделана съемной, что создавало удобства при монтаже пушки. В походном положении верхний вырез башни закрывался складным брезентовым тентом с 13 смотровыми окнами из плексигласа. Для сбора стреляных гильз и обойм, подаваемых транспортером пушки через окно в задней стенке, снаружи кормовой части башни был установлен гильзосборник.

Спаренная автоматическая пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60, имевших одинаковое устройство, при этом детали правого автомата являлись зеркальным отражением деталей левого. Принцип работы автоматики - использование энергии отдачи при коротком откате ствола.

Масса спаренной пушки С-68 составляла 4500 кг.

Прицел пушки-автоматический, зенитный, построительного типа; предназначался для решения задачи по определению места встречи снаряда с целью при стрельбе. Для этого предварительно определялись и устанавливались на прицеле следующие исходные (входные) данные: скорость цели, курсовой угол и наклонная дальность. Скорость цели определялась по типу самолета, курсовой угол - по видимому направлению движения цели, дальность до цели - на глаз или с помощью дальномера.

Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, расположенных в специальных боеукладках в башне и корпусе. Основная часть боекомплекта (248 выстрелов) перед загрузкой в машину снаряжалась в обоймы и размещалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Часть боекомплекта (52 выстрела) в обоймы не снаряжалась и укладывалась в специальные отсеки под вращающимся полом. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами размещались в кормовой части башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм осуществлялась заряжающим вручную.

Двигатель В-54 представлял собой 12-цилиндровый, V-образный, четырехтактный, быстроходный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения. Он устанавливался перпендикулярно продольной оси машины на постаменте, приваренном к днищу корпуса. Рабочий объем двигателя - 38,88 л, масса - 895 кг.

Три топливных бака общей емкостью 640 л размещались в корпусе ЗСУ. Наружные баки устанавлиались справа по ходу машины, на надгусеничной полке. Емкость кажого - 95 л. Механическая силовая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел размещалась в кормовой части корпуса. Она состояла из гитары, главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач, двух планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач, привода вентилятора и привода компрессора.

Внешняя связь ЗСУ-57-2 обеспечивалась портативной радиостанцией 10РТ-26Э, а внутренняя -танковым переговорным устройством ТПУ-47. Радиостанция обеспечивала надежную телефонную связь при движении на дистанции от 7 до 15 км, а при остановке - от 9 до 20 км.

Боевое применение

Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею ЗСУ из 4 установок. Там, где не хватало ЗСУ-57-2, использовались 14,5-мм спаренные зенитные пулеметные установки ЗТПУ-2 на шасси БТР-40 и БТР-152.

Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. Начиная с 60-х годов некоторое число ЗСУ-57-2 было продано или передано Венгрии, ГДР, Польше, Финляндии, Анголе, Сирии, Египту, Кубе, КНР, КНДР и Ирану. Иранские ЗСУ-57-2 участвовали в войне с Ираком. В КНР была создана и запущена в серийное производство зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка «59».

Сравнение

ЗСУ-57-2 обладала целым рядом недостатков - низким темпом стрельбы, ручным обойменным заряжанием, невозможностью ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9, а затем - от радиолокационного приборного комплекса РПК-1 «Ваза». Ведь при стрельбе по реактивным самолетам на низких и сверхнизких высотах и определении скорости цели «по типу самолета», а дальности до цели - «на глаз или с помощью дальномера» вероятность попадания крайне низка. В ходе войны 1967 года на Синайском полуострове было сделано весьма характерное фото: над израильскими позициями на сверхмалой высоте проносится самолет МиГ-17, а солдаты не успели среагировать на него - никто даже не повернул голову в сторону самолета. Понятно,что для ЗСУ нужны были по крайней мере на порядок более скорострельные пушки, угловая скорость наведения не 20-30 град/с, а 50-100 град/с и полностью автоматизированная радиолокационная система управления огнем.

Разумеется, эта оценка ЗСУ-57-2 дается задним числом, с позиций 90-х годов. Справедливости ради заметим, что ЗСУ наших потенциальных противников не превосходили по своей огневой мощи ЗСУ-57-2. В 50-х годах на вооружении армии США состояли ЗСУ М19 на шасси легкого танка М24 «Чаффи», разработанные в 1945 году, и М42 на шасси легкого танка М41, поступавшие в войска с 1954 года. А на вооружении Британской армии находились ЗСУ на базе танка «Крусейдер», созданные в 1943 году. Все эти машины были вооружены 40-мм пушками «Бофорс» (американские ЗСУ - спаренными, а английские - одинарными). Вес их снаряда составлял 0,934 кг, начальная скорость 875 м/с, темп стрельбы 120 выстр/мин на ствол. Прицелы у всех - ручные оптические. Однако в 1956 году ЗСУ М42 прошла модернизацию и, получив индекс М42А1, была оснащена радиолокационной системой обнаружения и сопровождения целей Т50. Таким образом еще до запуска в серийное производство ЗСУ-57-2 стала существенно проигрывать своему основному противнику в системе управления огнем.

Проекции

Тактико-технические данные

Калибр, мм
Число автоматов
Индекс артчасти
Тип автомата
Вес снаряда, кг
Начальная скорость снаряда, м/с
Боекомплект, выстр.
Общий вес автоматов, кг


ЗСУ-57- 2 появилась в ноябре 1957 года. Это была первая советская послевоенная зенитная самоходная установка в больших масштабах принятая на вооружение. Название ЗСУ 57 2 означает, что данная боевая машина является зенитной самоходной установкой, калибр каждой из двух ее пушек составляет 57 мм.
Шасси ЗСУ-57-2 является вариантом, который используется на танке Т-54, с более тонкой броней и меньшим (на одно с каждой стороны) количеством колес, хотя длина гусениц оставлена прежней. Корпус - стальной, полностью сварной. Место механика-водителя расположено слева в передней части корпуса, места остальных членов расчета находятся в открытой башне. Двигатель и трансмиссия - в задней части корпуса. Подвеска торсионного типа с ведущим колесом в задней части и направляющим - в передней, с четырьмя дорожными катками, поддерживающие катки не устанавливаются. Так как ЗСУ 57-2 легче, чем Т-54, с таким же шасси, она имеет более высокое отношение мощность/масса (18,56 л.с. на тонну) и более низкое давление на грунт. Для того чтобы увеличить запас хода до 595 км, могут быть установлены дополнительные топливные баки.
Установка использует те же боеприпасы, что и широко распространенная 57-мм буксируемая пушка С-60. Угол вертикального наведения –от -5 до +85°, башня вращается на 360°, скорость вращения башни составляет 30° в секунду, в случае неисправности возможно ручное управление пушкой.

Каждая пушка имеет темп стрельбы от 106 до 120 выстрелов в минуту, боевая скорострельность составляет 70 выстрелов в минуту. Боеприпасы подаются раздельно в каждую пушку обоймами по 4 снаряда. Отработанные гильзы и обоймы попадают на ленту конвейерного типа, расположенную под пушкой, которая выбрасывает их в специальную проволочную корзину, размещенную снаружи в задней части башни.
Применяются следующие типы боеприпасов: осколочные трассирующие и бронебойные трассирующие Осколочные трассирующие используются в основном при ведении огня по воздушным целям; бронебойные, способные пробить 96-мм броню на дальности до 1000 м, используются для поражения бронированной техники, такой как танки и бронетранспортеры. По воздушным целям установка может вести эффективный огонь на дальности до 4000 м, при максимальной высоте цели 8800 м. Максимальная горизонтальная дальность составляет 12000 м, однако на такой дальности управление огнем проблематично. Установка была широко распространена в СССР, впоследствии на смену ей пришла ЗСУ 23-4. ЗСУ 57-2 использовалась также вооруженными силами Анголы, Алжира, Болгарии, Кубы, ГДР, Египта, Эфиопии, Финляндии, Венгрии, Ирана, Ирака, Северной Кореи, Польши, Румынии, Сирии и Югославии. В 1982 г. сирийская армия активно использовала ее в качестве средства огневой поддержки во время войны в Ливане.


Необходимость прикрытия наземными средствами ПВО танковых и механизированных частей в наступлении и на марше от ударов с воздуха стала очевидной в годы Второй мировой войны. Практически во всех воюющих странах были созданы различные образцы зенитных самоходных установок (ЗСУ). С сожалением приходится признать, что в этой области Советский Союз не оказался в числе лидеров. В годы Великой Отечественной войны в СССР не удалось создать эффективных зенитных самоходных установок. Самой же массовой ЗСУ Красной Армии стала американская М17, поставлявшаяся в СССР по ленд-лизу.

Наиболее же удачной отечественной установкой стала ЗСУ-37, разработанная в 1944 году на базе самоходной установки СУ-76М. 37-мм автоматическая пушка 61-К, смонтированная в неподвижной открытой сверху рубке этой ЗСУ, была оснащена зенитным прицепом по-строительного типа. В прицел входил стереоскопический дальномер с базой 1 м для определения наклонной дальности до цепи. Угол вертикального наведения пушки колебался в пределах от -3° до +85°. Приводы наведения - ручные. Боекомплект состоял из 320 выстрелов, из которых 130 - в обоймах по пять штук, а остальные 190 - без обойм. В 1945 году было изготовлено 75 самоходок ЗСУ-37.

В то же время американская ЗСУ М19, созданная на базе легкого танка М24 и выпускавшаяся с августа 1944 года, имела две автоматические 40-мм пушки «Бофорс» М2, установленные во вращающейся на 360° открытой сверху башне.

Управление вращением башни и качающейся частью пушек осуществлялось с помощью электрогидравлического привода. В остальном американская и советская машины были близки. До конца Второй мировой войны заводы США выпустили 285 ЗСУ М19, которые, как и советские ЗСУ-37, в боевых действиях участия не принимали. Единственной ареной боевого применения М19 стала Корея, где эти ЗСУ использовались для ведения огня по наземным целям.

Понимая, что отставание в оснащении войск этим видом вооружения недопустимо, советские специалисты уже в конце Великой Отечественной войны начали проектирование новых артсистем на перспективу. Так, в 1944 году в ЦКБ под руководством В.Г.Грабина приступили к разработке новой 57-мм автоматической зенитной пушки С-60. На вооружение ее приняли в январе 1950-го и в том же году запустили в серийное производство. С-60 стала первой отечественной полевой зениткой, наведение которой осуществлялось с помощью радиолокационной станции орудийной наводки. Однако для ПВО танковых и моторизованных войск буксируемая пушка не годилась. Поэтому в 1947 году в НИИ-58 под руководством все того же В.Г.Грабина приступили к проектированию спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68, предназначавшейся для установки на гусеничное шасси, созданное на базе агрегатов среднего танка Т-54. В самоходном варианте машина получила заводское наименование - изделие 500, а армейское - ЗСУ-57-2. Комплексные испытания ЗСУ-57-2 провели в 1950 году, а приняли на вооружение в 1955-м. Ее серийное производство осуществлялось на Омском заводе им. Октябрьской революции с 1955 по 1960 год.

1 - 40-мм спаренная автоматическая пушка М2А1; 2 - орудийный шит; 3 - труба для отвода пороховых газов из казенной части орудия: 4 - орудийный барбет; 5 - кронштейн крепления пулемета М60; 6 - сиденье наводчика; 7 - воздушный фильтр; 8 - двигатель: 9 - трансмиссия; 10 - сиденье механика-водителя; 11 - штурвал; 12 - сиденье командира

ЗСУ-57-2 представляла собой легкобронированную (максимальная толщина брони не превышала 13 мм) гусеничную машину с вращающейся открытой сверху башней, обеспечивающей круговую зенитную стрельбу из автоматических пушек. Для их установки в передней ее части имелась амбразура. Задняя стенка башни была сделана съемной, что создавало удобство при монтаже пушки. В походном положении верхний вырез башни закрывался складным брезентовым тентом с 13 смотровыми окнами из плексигласа. Для сбора стреляных гильз и обойм, подаваемых транспортером пушки через окно в задней стенке, снаружи кормовой части башни был установлен гильзосборник. В башне находилось пять сидений: впереди - заряжающего левого автомата; за ним (посередине) - наводчика; сзади, справа от сиденья наводчика - установщика прицела; справа от пушки впереди - заряжающего правого автомата; сзади, симметрично с сиденьем наводчика, - командира машины. При стрельбе сиденья заряжающих снимались, укладывались на подвесном полу и крепились клипсами. Спаренная 57-мм автоматическая пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60, имевших одинаковое устройство, при этом детали правого автомата являлись зеркальным отражением деталей левого. Автоматы соединялись между собой в единый блок люльками. Она уравновешивалась грузами, прикрепленными к люлькам, и крепилась в станке с помощью двух цапф. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осуществлялось электрогидравлическим приводом. Станок пушки был установлен на днище башни. Он состоял из корпуса с кронштейном, механизма крепления пушки по-походному и транспортера. Подъемный механизм располагался на левой стороне станка и имел два привода: электрогидравлический (с плавной регулировкой скорости наведения) и ручной. Прицел пушки - автоматический, зенитный, построительного типа; предназначался для решения задачи по определению места встречи снаряда с целью при стрельбе. Для этого предварительно определялись и устанавливались на прицеле следующие исходные данные: скорость цели, курсовой угол и наклонная дальность. Скорость цели определялась по типу самолета, курсовой угол - по видимому направлению движения цели, дальность до цели - на глаз или с помощью дальномера.

При пользовании электрогидроприводом с прицелом работали два члена экипажа: наводчик наводил пушку по азимуту и углу места цели; установщик прицела устанавливал исходные данные прицела - скорость, курсовой угол и дальность, а если была необходимость - угол пикирования или кабрирования. При пользовании ручным приводом наведения с прицелом работали три члена экипажа: командир машины наводил пушку по азимуту, наводчик - по углу места цели, установщик прицела устанавливал исходные данные прицела.

Суммарный темп стрельбы составлял 200 - 240 выстр./мин, начальная скорость снаряда - 1000 м/с. Максимальная дальность стрельбы: вертикальная - 8800 м, горизонтальная - 12 000 м. Углы наведения колебались в пределах от -5° до +85°. Скорость вертикального наведения - 20 град./с, горизонтального - 30 град./с.

Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, расположенных в специальных боеукладках в башне и корпусе. Основная часть боекомплекта (248 выстрелов) перед загрузкой в машину снаряжалась в обоймы и размещалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Часть боекомплекта (52 выстрела) в обоймы не снаряжалась и укладывалась в специальные отсеки под вращающимся полом. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами размещались в кормовой части башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм осуществлялась заряжающим вручную.

1 - дульный тормоз (правый и левый); 2 - ствол пушки С-68 (правый и левый); 3 - люлька (правая и левая); 4 - башня; 5 - тент башни; 6 - гильзосборник; 7 - выхлопной патрубок; 8 - люк механика-водителя; 9 - люк запасного выхода; 10 - антенный ввод; 11,12.13 - наружные топливные баки; 14 - заливная горловина переднего топливного бака

Силовая установка и трансмиссия были заимствованы у среднего танка Т-54 и состояли из 12-цилиндрового V-образного четырехтактного дизеля жидкостного охлаждения мощностью 520 л.с., гитары, главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач, двух планетарных механизмов поворота и двух бортовых передач. Все агрегаты ходовой части также были заимствованы у танка Т-54, но число опорных катков на борт было сокращено с пяти до четырех. Боевая масса машины составляла 28 т. Максимальная скорость движения - 50 км/ч.

Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею из четырех ЗСУ. Там, где не хватило ЗСУ-57-2, использовались 14,5-мм спаренные зенитные пулеметные установки ЗТПУ-2 на шасси БТР-40 и БТР-152. ЗСУ-57-2 обладала целым рядом недостатков - низким темпом стрельбы, ручным обойменным заряжанием, невозможностью ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9, а затем - от радиолокационного приборного комплекса РПК-1 «Ваза». Ведь при стрельбе по реактивным самолетам на низких и сверхнизких высотах и определении скорости цели «по типу самолета», а дальности до цели - «на глаз или с помощью дальномера» вероятность попадания крайне низка. Видимо, по причине этих недостатков Советская Армия с начала 1960-х годов начала постепенно избавляться от не слишком удачных боевых машин. В разное время их продавали или передавали в порядке военной помощи армиям дружественных стран: ГДР, Польши, Венгрии, Югославии, Кубы, Египта, ДРВ, КНДР, Анголы, Сирии, Египта, Финляндии, Ирака и Ирана.

Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. ЗСУ-57-2 принимали участие в боевых действиях на Ближнем Востоке, а также в ирано-иракской войне. По-видимому, в последний раз ЗСУ этого типа использовались в бою в марте 1999 года в ходе отражения авианалетов НАТО на территорию Югославии.

Ну а что же за океаном? К началу 1950-х годов установку М19 признали устаревшей и, хотя она еще некоторое время продолжала состоять на вооружении армии США, полным ходом начались работы по созданию новой боевой машины. После принятия на вооружение в 1953 году ЗСУ получила обозначение М42 «Дастер». Базой для нее послужило шасси легкого танка М41. При этом носовая и средняя части корпуса были спроектированы заново. В носовой части корпуса располагалось отделение управления, увеличенного по сравнению с танком объема, в котором находились рабочие места механика-водителя и командира. Лобовой лист корпуса устанавливался под меньшим углом к вертикали, чем у танка М41. В крыше над отделением управления имелись два посадочных овальных люка, а в лобовом листе - большой прямоугольный люк для загрузки боекомплекта, с крышкой, откидывавшейся в сторону. Над средней частью корпуса установлена цилиндрическая башня кругового вращения, заимствованная у ЗСУ М19. Вооружение - две 40-мм автоматические пушки «Бо-форс» М2А1 и 7,62-мм пулемет «Браунинг» для самообороны. В передней части башни имелись корытообразный щит и перемещавшийся вместе с орудиями в вертикальной плоскости бронещиток. Для ведения огня из ЗСУ использовались автоматический зенитный прицел с коллиматором и кольцевой прицел. Наведение пушек осуществлялось с помощью электрогидравлического привода или вручную. В башне размещались сиденья еще четырех членов экипажа. Заряжались пушки вручную кассетами по четыре снаряда в каждой. Основная часть боекомплекта, включавшего 400 выстрелов, находилась в специальных ящиках по бортам машины. В бортовом контейнере хранились и запасные стволы орудий.

Темп стрельбы обеих пушек составлял 240 выстр./мин, начальная скорость снаряда - 875 м/с. Вертикальная дальность стрельбы - 4650 м, горизонтальная - 9857 м. Углы наведения колебались в пределах от -5° до +85°.

Заимствованный у танка М41 карбюраторный двигатель «Континенталь» AOS-895-3 мощностью 500 л.с. позволял машине массой 22,7 т развивать максимальную скорость 64 км/ч. В 1956 году ЗСУ подверглась модернизации, которая, правда, свелась в основном к установке нового двигателя AOS-895-5 с непосредственным впрыском топлива. Модернизированная машина получила обозначение М42А1. Предпринимались неоднократные попытки оснащения М42 РЛС обнаружения и наведения, но ни один из опытных образцов на вооружение не принимался.

ЗСУ «Дастер» находилась в серийном производстве до конца 1950-х годов. За это время было выпущено 3700 боевых машин, которые поступили на вооружение частей ПВО армии США и ряда стран НАТО (только в ФРГ, например, поступило 496 установок). В конце 1960-х годов М42 признали устаревшей и начали активно продавать в страны «третьего мира». В это же время три батальона армии США, вооруженные этими установками, отправили во Вьетнам. Здесь они, правда, использовались не для стрельбы по воздушным целям, а для обороны периметров военных баз и аэродромов. После вывода американских войск из Вьетнама М42 достались южновьетнамским войскам, которые использовали их в боевых действиях вплоть до 1975 года. Иорданские М42 применялись против израильской авиации во время войны 1967 года. В Ливане ЗСУ этого типа воевали во время гражданской войны в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Что же касается США, то последние М42 были изъяты из резерва Национальной гвардии в 1990 году.

Самоходной зенитной установке М42 были свойственны такие же недостатки, что и ее советскому аналогу - ЗСУ-57-2. Она имела несколько меньшую дальность стрельбы, хотя скорости вертикального и горизонтального наведения были несколько выше (по-видимому, в силу меньшей массы артсистемы). Однако эффективно бороться со скоростными реактивными самолетами она тоже не могла. Для этого нужны были, по крайней мере, на порядок более скорострельные пушки, угловая скорость наведения 50 - 100 град./с и полностью автоматизированная радиопокационная система управления огнем. Первой в мире машиной, отвечавшей этим требованиям. стала советская зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка», но это тема для отдельной статьи.

М. БАРЯТИНСКИЙ

В 1944 году в ЦКБ под руководством В. Г. Грабина началось проектирование новой 57-мм автоматической зенитной пушки С-60. На вооружение ее приняли в январе 1950-го и в том же году запустили в серийное производство. С-60 стала первой отечественной полевой зенитной пушкой, наведение которой осуществлялось дистанционно, с помощью следящих приводов, работавших от ПУАЗО-6 или ПУАЗО-6-60. В свою очередь ПУАЗО получал данные от радиолокационной станции орудийной наводки СОН-9. Установленная на четырехколесной базе, эта пушка могла более или менее удовлетворительно прикрывать войсковые тылы и пехоту в обороне. Однако для ПВО танковых и моторизованных войск в наступлении и на марше буксируемая пушка не годилась.

Поэтому в 1947 году в НИИ-58 под руководством В.Г. Грабина приступили к проектированию спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68 на базе С-60, предназначавшейся как для установки на гусеничное шасси, так и на колесную базу. Опытный ее образец с электроприводом ЭСП-76 был установлен на базе С-79А и прошел испытания, но в серию не пошел. Гусеничное же шасси создали на базе агрегатов среднего танка Т-54. В самоходном варианте машина получила заводское наименование - изделие 500, и армейское - ЗСУ-57-2.

Комплексные испытания ЗСУ-57-2 провели в 1950 году. Её серийное производство осуществлялось на заводе № 174 в Омске с 1955 по 1960 год. Но по другим данным, выпуск пушек С-66 для этой машины начался на заводе № 946 лишь в 1957 году (в тот год их изготовили 249 штук).

ЗСУ-57-2 представляла собой легкобронированную гусеничную машину с вращающейся башней, обеспечивающей круговую зенитную стрельбу из автоматических пушек. Основные части машины - броневой корпус, башня, вооружение, силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электрооборудование, средства связи и противопожарное оборудование.

Броневой корпус делился на три отделения управления, боевое и силовое. Первое размещалось слева в носовой части корпуса, в нем находилось сиденье механика-водитвпя, второе - в средней части корпуса и в башне: третье - в кормовой части машины и отделялось от боевого перегородкой. Корпус сваривался из броневых листов толщиной 8-13 мм.

Открытая сверху башня сварной конструкции располагалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса. Для установки пушки в передней ее части имелась амбразура. Задняя стенка башни с окном для выхода гильз была сделана съемной, что создавало удобства при монтаже пушки. В походном положении верхний вырез башни закрывался складным брезентовым тентом с 13 смотровыми окнами из плексигласа. Чтобы открыть тент, достаточно было отстегнуть ремни и отбросить его назад. Для сбора стреляных гильз и обойм, подаваемых транспортером пушки через окно в задней стенке, снаружи кормовой части башни был установлен гильзосборник.

В башне находилось 5 сидений, впереди - заряжающего левого автомата; за ним (посередине) - наводчика, сзади, справа от сиденья наводчика - установщика прицела: справа от пушки впереди - заряжаюшего правого автомата, сзади, симметрично с сиденьем навоачика - командира машины. При стрельбе сиденья заряжающих снимались, укладывались на подвесном попу и крепились клипсами.

Спаренная автоматическая пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60, имевших одинаковое устройство, при этом детали правого автомата являлись зеркальным отражением деталей левого. Принцип работы автоматики - использование энергии отдачи при коротком откате ствола. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осушествлялось электрогидравлическим приводом, работавшим от электродвигателя постоянного тока через гидравлические универсальные регуляторы скорости (УГС).

Станок пушки был установлен на днищe башни. Он состоял из корпуса с кронштейном, механизма крепления пушки по-походному и транспортера. Подъемный механизм располагался на левой стороне станка и имел два привода электрогидравлический (с плавной регулировкой скорости наведения) и ручной. Масса спаренной пушки С-68 составляла 4500 кг.

Прицел пушки - автоматический, зенитный, построительного типа: предназначался для решения задачи по определению места встречи снаряда с целью при стрельбе. Для этого предварительно определялись и устанавливались на прицеле следующие исходные (входные) данные: скорость цели, курсовой угол и наклонная дальность. Скорость цели определялась по типу самолета, курсовой угол - по видимому направлению движения цели, дальность до цели - на глаз или с помощью дальномера.

При пользовании электрогидроприводом с прицелом работали два члена экипажа, наводчик наводил пушку по азимуту и углу места цели, установщик прицела устанавливал исходные данные прицела - скорость, курсовой угол и дальность, а если была необходимость - угол пикирования или кабрирования. При пользовании ручным приводом наведения с прицелом работали три члена экипажа: командир машины наводил пушку по азимуту, наводчик - по углу места цели, установщик прицела устанавливал исходные данные прицела.

Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, расположенных в специальных боеукладках в башне и корпусе. Основная часть боекомплекта (248 выстрелов) перед загрузкой в машину снаряжалась в обоймы и размещалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Часть боекомплекта (52 выстрела) в обоймы не снаряжалась и укладывалась в специальные отсеки под вращающимся полом. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами размещались в кормовой части башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм осуществлялась заряжающим вручную.

Заряд для всех снарядов одинаков - 1,2 кг пироксилинового пороха марки 11/7, масса патрона 6,6 кг, длина гильзы 348 мм. Начальная скорость снаряда составляет 1000 м/с. Баллистическая дальность стрельбы достигалат 12 км, но осколочные снаряды были снабжены самоликвидатором со временем срабатывания 12-16 с. что обеспечивало наклонную дальность 6,5-7 км.

Двигатель В-54 представлял собой 12-цилиндровый, V-обраэный, четырехтактный, быстроходный бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения. Он устанавливался перпендикулярно продольной оси машины на постаменте, приваренном к днищу корпуса. Рабочий обьем двигателя - 38,88 л, масса - 895 кг.

Три топливных бака общей ёмкостью 640 л размещались в корпусе ЗСУ. Наружные баки устанавливались справа по ходу машины, на надгусеничной полке. Емкость каждого - 95 л.

Механическая силовая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел размещалась в кормовой частм корпуса. Она состояла из гитары, главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач, двух планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач. привода вентилятора и привода компрессора.

Гусеничный движитель состоял из двух гусениц шириной 580 мм, двух ведущих колес, двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц и восьми опорных катков. Литые ведущие колеса со сьемными зубчатыми венцами располагались сзади. В ходовой части имелось четыре гидравлических амортизатора, соединенных с балансирами передних и задних опорных катков.

Основным источником энергии служил генератор постояннопэ тока Г-74 мощностью 3 кВт (108 А при 27-29 В) при скорости вращения свыше 2100 об/мин (то есть при скорости вращения коленчатого вала двигателя 1200 об/мин и выше). Для запуска двигателя и для питания бортовой сети при неработающем генераторе на машине устанавливались шесть аккумуляторных батарей типа 6-СПЭН-140М или 6-МСТ-140. Напряжение 6 батарей составляло 24 В, общая емкость их - 420 А ч.

Внешняя связь ЗСУ-57-2 обеспечивалась портативной радиостандиеи 10РТ-26Э, а внутренняя - танковым переговорным устройством ТПУ-47. Радиостанция обеспечивала надежную телефонную связь при движении на дистанции от 7 до 15 км, а при остановке - от 9 до 20 км.

Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею ЗСУ из 4 установок. Там, где не хватало ЗСУ-57-2, использовались 14,5-мм спаренные зенитные пулеметные установки ЗТПУ-2 на шасси БТР-40 и БТР-152.

Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. Начиная с 60-х годов некоторое число ЗСУ-57-2 поступило в армии ГДР, Польши, Финляндии, Ирана, Анголы, Сирии, Египта, Кубы, Венгрии и КНДР. Иранские ЗСУ-57-2 участвовали в войне с Ираком. В КНР была создана и запущена в серийное производство зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка Type 59. После модернизации основной боевой танк Type 59 получил обозначение Type 69 и, в свою очередь, стал базой для совершенно анапогичной с ЗСУ-57-2 зенитной самоходной установки Type 80.

ЗСУ-57-2 обладала целым рядом недостатков - низким темпом стрельбы, ручным обойменным заряжанием, невозможностью ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9, а затем от радиолокационного приборного комплекса РПК-1 "Ваза". В этом нет ничего удивительного при стрельбе по реактивным самолетам, летящим на низких и сверхнизких высотах, и определении скорости цели "по типу самолета", а дальности до цели - "на глаз" или с помощью дальномера - вероятность попадания в цель крайне низка. Справедливости ради следует заметить, что ЗСУ основных потенциальных противников не превосходили по своей огневой мощи ЗСУ-57-2.

В 50-х годах на вооружении армии США состояли ЗСУ M19 на шасси легкого ганка M24 "Чаффи", разработанные в 1945 году, и M42 на шасси легхого танка M41, поступавшие в войска с 1954 года. А на вооружении английской армии находились ЗСУ на базе крейсерского танка "Крусейдер", созданные в 1943 году. Все эти машины были вооружены 40-мм пушками "Бофорс" (американские ЗСУ - спаренными, а английские - одинарными). Вес их снаряда составлял 0.934 кг, начальная скорость 875 м/с. темп стрельбы 120 выстрелов в минуту на ствол. Прицелы у всех - ручные оптические. Однако в 1956 году ЗСУ М42 прошла модернизацию, была оснащена радиолокационной системой обнаружения и сопровождения целей Т50 и получила индекс M42A1. Таким образом, еще до запуска в серийное производство ЗСУ-57-2 стала существенно проигрывать своему основному противнику в системе управления огнем.

Производство ЗСУ-57-2 завершено. Боевые машины этого типа до сих пор остаются на вооружении сухопутных войск Алжира, Китая, Кубы, Египта, Ирана. Ирака, КНДР, Мозамбика, Румынии, Сирии, Вьетнама и бывшей Югославии.

Боевая масса, т 28
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 6
Длина корпуса, мм 6220
Длина с пушкой вперёд, мм 8480
Ширина корпуса, мм 3270
Высота, мм 2750
Клиренс, мм 425
Тип брони стальная гомогенная
Лоб корпуса, мм/град. 8-13
Вооружение
Калибр и марка пушки 2 ? 57-мм С-68
Тип пушки нарезная автоматическая
Длина ствола, калибров 76,6
Боекомплект пушки 150 на ствол
Углы ВН, град. -5…+85
Прицелы автоматический зенитный, построительного типа
Тип двигателя V-образный
12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 50
Скорость по пересечённой местности, км/ч 25-30
Запас хода по шоссе, км 400-420
Запас хода по пересечённой местности, км 300-320
Удельная мощность, л. с./т 18,6
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Преодолеваемый ров, м 2,7
Преодолеваемый брод, м 1,4

Основные характеристики

Кратко

Подробно

7.7 / 7.7 / 7.7 БР

6 человек Экипаж

103 % Заметность

лоб / борт / корма Бронирование

13 / 15 / 10 корпуса

15 / 13 / 13 башни

Подвижность

28,0 тонн Масса

992 л/с 520 л/с Мощность двигателя

35 л.с/т 19 л.с/т удельная

54 км/ч вперёд
8 км/ч назад 50 км/ч вперёд
7 км/ч назад
Скорость

Вооружение

296 снарядов боезапас

2,0 / 2,6 сек перезарядка

4 снарядов размер обоймы

120 выстрелов/мин скорострельность

5° / 85° УВН

Экономика

Описание


Напишите введение к статье в 2-3 небольших абзаца. Кратко расскажите об истории создания и боевого применения машины, а также о её ярких особенностях и применении в игре. Вставьте скриншоты машины в разных камуфляжах. Если начинающий игрок плохо помнит технику по названиям, он сразу поймёт, о чём речь.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Расскажите о бронезащите. Отметьте самые защищённые и самые уязвимые зоны. Оцените компоновку узлов и агрегатов, а также численность и расположение членов экипажа. Адекватен ли уровень бронезащиты, способствует ли компоновка выживаемости в бою?

При необходимости используйте наглядный шаблон для указания наиболее защищённых и уязвимых зон брони.

Подвижность

Вооружение

Основное орудие

Дайте читателю информацию о характеристиках основного орудия. Оцените его эффективность в бою исходя из скорости перезарядки, баллистики и потенциального урона. Не забудьте о скорострельности по распределённым целям: как быстро орудие может навестись на одну цель, произвести по ней выстрел и навестись на следующую цель. Добавьте ссылку на основную статью по орудию: {{main|Название орудия}}

Опишите доступные для основного орудия боеприпасы. Дайте рекомендации по их использованию и по наполнению боеукладки.

Дополнительное орудие

Некоторые танки вооружены несколькими орудиями, расположенными в одной или нескольких башнях. Оцените вспомогательное орудие и дайте советы по его применению. Если дополнительных орудий нет, уберите этот подраздел.

Опишите доступные для дополнительного орудия боеприпасы. Дайте рекомендации по их использованию и по наполнению боеукладки.

Пулемётное вооружение

Курсовые и зенитные пулеметы не только позволяют сражаться с самолётами, они также эффективны и против легкобронированной техники. Оцените пулемётное вооружение и дайте рекомендации по его использованию.

Применение в бою

Опишите приемы игры на машине, особенности использования в команде и советы по тактике. Воздержитесь от создания "гайда" - не навязывайте единственную точку зрения, но дайте читателю пищу для размышлений. Расскажите о самых опасных противниках и дайте рекомендации по борьбе с ними. При необходимости отметьте специфику игры в разных режимах (АБ, РБ, СБ).

Достоинства и недостатки

Достоинства:

Недостатки:

Историческая справка

Расскажите об истории создания и боевого применения машины. Если историческая справка получится большой, вынесите её в отдельную статью и добавьте сюда ссылку на неё при помощи шаблона main . В конце обязательно укажите ссылки на источники.

Медиа

Прекрасным дополнением к статье станут видеогайды, а также скриншоты из игры и фотографии.

См. также

  • ссылка на семейство техники;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.