Свитера

Рогатая гадюка — описание, где обитает, особенности. Рогатая гадюка - maryikina каморка — жж Природоохранный статус персидской рогатой гадюки

Плоская голова, пара острых рожек над почти кошачьими глазами, необычная манера передвижения – обладательница столь запоминающейся внешности не могла не оставить свой след в истории. И действительно, рогатая гадюка (лат.Cerastes cerastes ) давно и хорошо известна на своей родине – в засушливых саваннах и предгорьях Северной Африки, в зыбучих песках пустыни Сахары и на Аравийском полуострове.

По свидетельствам греческого историка Геродота, древние египтяне относились к рогатым гадюкам с большим почтением и даже бальзамировали тела погибших змей. Их мумии были обнаружены при раскопках в Фивах, что наводит на мысль о важной и даже мистической роли рогатых змей в жизни древних жителей Египта. Именно эта рептилия послужила египтянам основой для одной из букв алфавита – иероглифа «фи». Считается, что причиной тому было умение рогатых гадюк издавать шипящие звуки при помощи боковых чешуек.

Вообще роль, которую играют эти похожие на заостренные лопасти чешуйки в жизни рогатых змей, трудно переоценить. Они намного мельче спинных чешуек, проходят вдоль всей боковой поверхности туловища и направлены под углом вниз, образуя нечто вроде длинной острой пилы.

Когда рептилии необходимо зарыться в песок, она раздвигает ребра в стороны, тем самым сплющивая туловище, и быстрыми вибрирующими движениями, используя пилообразные чешуйки как роющий механизм, в считанные секунды утопает в песке. Увидеть след от спрятавшейся в песок гадюки вряд ли получится: первое же дуновение ветерка уносит за собой еле заметные песчаные бугорки, оставшиеся от погружения.

Всю светлую часть дня рогатая гадюка проводит в покинутых норах грызунов или зарывшись в песок, оставляя на поверхности только глаза. Заметить ее в таком положении почти невозможно: песочно-желтая окраска туловища, разбавленная бурыми пятнами, отлично справляется с ролью камуфляжа. Под покровом ночи рогатые хищницы выходят на охоту: бесшумно передвигаясь по ночной пустыне, они ловят мелких грызунов, птиц и ящериц.

Если маскировочной окраски оказывается недостаточно, и нужно отпугнуть незваного гостя, рогатая змея становится на хвост в форме буквы «С» и начинает энергично тереться одной частью тела о другую. И здесь снова приходят на помощь боковые чешуйки: цепляясь друг за друга, они производят громкий шипящий звук, который может непрерывно длиться почти две минуты.

И, конечно, самым убедительным аргументом в деле защиты является яд. Говорят, что после укуса рогатой гадюки появляется ощущение, что сердце сжимает невидимый кулак. Но в общем, яд этой змеи не смертелен, и те же египтяне научились обезвреживать его более двух тысяч лет назад.

Еще одна интересная черта этой рептилии – ее манера передвигаться. Перемещается по песку рогатая гадюка так называемым «боковым ходом». Она поочередно забрасывает вперед и в сторону заднюю часть туловища, и только потом подтягивает переднюю. Поскольку при движении гадюка не касается песка средней частью тела, то ее след представляет собой не непрерывную линию, а ряд косых параллельных полосок, расположенных под углом примерно 60 градусов к направлению движения.

А пока рогатая гадюка ползет, ее выступающие по бокам чешуйки собирают утреннюю росу, запасая бесценную влагу, чтобы пережить еще один долгий жаркий день.


ГАДЮКА РОГАТАЯ (Cerastes cerastes) змея длиной 60-80 см, с толстым туловищем и резко суженным коротким хвостом. Над глазами торчит по одной острой вертикальной чешуйке. Длина этих чешуек бывает очень различна. Чешуи по бокам туловища мельче спинных, сильно килеватые и направлены косо вниз, образуя подобие пилы, проходящей вдоль каждого бока. Окраска рогатой гадюки песчано-желтая с темно-бурыми пятнами вдоль спины и по обеим сторонам туловища. Эта змея населяет всю пустыню Сахару и прилежащие к ней предгорья и сухие саванны, а также Аравийский полуостров. Днем змея зарывается в песок или прячется в норы грызунов, а с наступлением темноты выходит на охоту за мелкими грызунами и птицами. Молодые особи питаются саранчовыми и ящерицами. Рогатая гадюка яйцекладуща, в кладке ее бывает 10-20 яиц. Из кладки яиц, инкубированной при 28-29°, детеныши вывелись через 48 дней. Движется рогатая гадюка «боковым ходом», забрасывая вперед и вбок заднюю половину туловища и подтягивая к ней переднюю часть. При этом на песке остается не единый след, а отдельные косые полоски под углом 40-60° к направлению движения, поскольку при «забрасывании» вперед змея не касается грунта серединой тела, опираясь только на передний и задний концы туловища. В процессе движения змея периодически меняет «рабочую сторону» тела, двигаясь вперед то левым, то правым боком.

ГРЕМУЧНИК РОГАТЫЙ (Crotalus cerastes) отличается от своих сородичей наличием пары коротких рожков над глазами. Эти рожки образованы торчащими вертикально надглазничными чешуйками. Рогатый гремучник - одна из самых мелких змей этого рода; длина взрослых особей достигает лишь 60 см. Окраска его туловища буровато-песочная, с цепочкой чередующихся темных и белых пятен вдоль хребта. На боках разбросаны более мелкие темные пятнышки. Общий фон расцветки рогатого гремучника прекрасно гармонирует с серовато-желтым песчаным субстратом. Эта змея населяет сухие и жаркие пустыни Северо-Западной Мексики, Западной Аризоны, Восточной Калифорнии и Южной Невады.

ГАДЮКА-НОСОРОГ (Bitis nasicornis) Эта змея заметно меньше габонской гадюки, длина ее не превышает 1,2 м. Кончик морды украшен двумя-тремя длинными заостренными чешуями, которые вертикально торчат над ноздрями. Толстое, кургузое туловище покрыто эффективным узором. Черный стреловидный рисунок на голове оторочен светло-желтой полоской, а бока головы ярко-голубые. Вдоль спины идут двойные голубые трапеции, обведенные желтым и соединенные черными ромбами. По бокам черные треугольники чередуются с крупными зелеными ромбами, окаймленными узкой красной полоской. Обитает она во влажных тропических лесах Экваториальной Африки, от Западной Кении до Камеруна. Держится в сырых, болотистых местах по берегам лесных рек и ручьев, охотно заходит в воду. Пестрая окраска хорошо скрывает эту змею среди яркой зелени сочной растительности на фоне красно-бурой почвы и опавших листьев.

Итак, у североамериканских (равно как и южноамериканских) индейцев драконов практически не было. Что подтверждает "цивилизационную" теорию возникновения оных существ: дескать, образ такой рептилии тесно связан с достаточно поздним этапом в развитии общества, требующим не только сильной политической организации и больших человеческих ресурсов, но и высокой степени абстрактного мышления. Именно последнее на фоне ирригационного земледелия, т.е. организованной практики соединения двух стихий: плодоносящей земли и оплодотворяющей воды, - способно в божественной или териоморфной сущности соединить столь противоречивые стихии как огонь и вода, земля и воздух.
.
Вместе с тем, подобные драконам существа у индейцев конечно были. С точки зрения сюжетных перепитий (ну или функционала персонажа) неким подобием европейских драконов, - которые "запирают" воду и сражаются с небесными громовержцами, соблазняют человеческих женщин и являются редкими волшебными существами, - можно представить рогатых змеев. С различными вариациями (иногда очень существенными) эти персонажи известны практически всем индейцами Северной Америки: от ирокезов до апачей и от тлинкитов до криков.
.

Карта расселения индейских племен.

.

.
В вот у эскимосов, кстати, совсем другие дракономонстры были, совсем другие... Но это совсем отдельная "веточка".
.
Зато Европа, между тем, тоже знала рогатых змеев, но они совсем не считались драконами. Вот, скажем, кельтские варианты:
.

.


Котёл из Гундеструпа: Цернунн в левой руке держит змею с бараньими рогами

.

В Древнем Риме был известен змей с бараньей головой. Звали его Гликон .
.

.
Его образ был весьма популярен во II-III веках нашей эры в Римской империи.
.

Он почитался как воплощения бога Асклепия. Согласно некоторым мифам, именно этот Гликон был настоящим отцом Александра Македонского.
.
Средневековая Европа тоже знала рогатых змеев. Тогда их звали керастами - от др.гр. κεράστης, что и значит "рогатые". Вот что и о них писал товарищ Исидор Севильский (560 - 636 г. н.э.):
.

«Змея, называемая кераст, у которой на голове рога как у барана, ведь kerata греки называют «рога». У неё при этом четыре маленьких рога, которые показывая [над поверхностью], как будто это еда, и так привлечённых животных убивают. Всё её тело покрыто песком, чтобы никому не дать себя обнаружить, кроме той части, которой она завлекает птиц, либо животных и так их ловит. Она более гибкая чем другие змеи и как кажется не имеет хребта»

Исидор Севильский «Этимологии» (XII. IV. 18).

.
А вот описание кераста из Азбуковника XVII века:
.

«Керасты, змеи большие. Так, змея родится из яйца, а яйцо, что гусиное и бывает длиной 16 аршин, а кожа на ней как у ящера. Не берёт его никакое оружие железное, а языка у него нет. Живёт в реке и с берега человека и скотину хватает и пожирает»

.
Изображались европейские рогатые змеи часто без особых изысков. Понятно, с учетом наличия костяных вырастов на голове.

Изображение змеи-кераста манускрипта Hortus Sanitalis 1491 г.

.
Хотя бывали и эксклюзивные варианты:
.

Змея-кераст. Иллюстрация из фландрской рукописи, около 1350 г.

Впрочем, вернемся в Америку.
.
.
Индейские рогатые змеи были не столь натуралистичны, по крайней мере, по своим повадкам.
.

Рогатая змея. Рисунок Норваля Морисо.

.
В первую очередь они ассоциировались с силами воды, дождя, молнии или грома , а так же с радугой (здесь можно найти многие параллели с драконами Европы [например, с белорусским цмоком] и Африки [дагомейская Айдо-Хведо]). Они населяли и охраняли "скрытые" пространства - подводный мир, пещеры под холмами или просто подземный мир - и постоянно враждовали с громовыми птицами.
.

Люди в этом их противостоянии занимали промежуточное место, потому с рогатыми змеями люди и воюют, и дружат.
.
Соответственно, змеи могут выступать и в качестве врагов (воруют детей, женщин; могут превращаться в людей и "входить к женам человеческим"), и как друзья (перевозят людей через водные преграды, попросив при этом предепредить, если будут приближаться Громовые птицы; обучают ритуалам и прочим скрытым знаниям).
.

З ародился о браз рогатых змеев, видимо, в среде алгонкинских племен.
.



Территория расселения племен, говоривших на алгонкинских языках.

.
Именно здесь, среди племен кри и оджибва, можно найти развернутые легенды о змеях c оленьими рогами, которые сторожат подземные пространства, воюют с Громовыми птицами, перевозят меж своих рогов на "большую землю" человека (оказавшегося из-за козней родственников на необитаемом острове) , безуспешно просят человека предупреждать о появлении Громовых птиц.
.


Рогатый змей. Современная стиллизация

.
Сроки его возникновения скорее всего можно отнести к древнейшим временам (интересные азиатские параллели этому образу приводит Березкин - мотив I13A), п
ричем еще до того, как они расположились севернее и вокруг группы Великих озер Северной Америки.
.


Изображение Рогатого змея, петроглифы в стиле Барьер-каньона, регион Вестерн-Сан-Рафаэль-Свелл, штат Юта .

.
О древности этого образа говорит его точечная известность среди некоторых племен как Плато и Северо-западного побережья Америки (якима, уматилла, кликитат, киттитас, венатчи, кёрдален, толова и др.), так и Великих равнин (арапахо и кайова), отделенных от основного ареала образа оленерогого змея и пустыми в этом смысле территориями, и альтернативными версиями рогатого змея.
.

.

Наскальное изображение (Pony Hills and Cook’s Peak, Нью-Мексико)

У разных алгонкинских племен бытовали следующие имена для рогатых змеев, переводившиеся обычно как "великий змей", про них - в следующих статьях. Пока же отметим, что п ро рогатых змеев о т алгонкинов узнали их кровные враги - ирокезы (воинственные ирокезы пришли с юга и оттяпали добрый кусок алгонкинской земли).

У североамериканских индейцев племени гурон существовала легенда об огромном змее по имени Онионт. У этого змея был рог, которым можно было пронзить камень. Тот, кому повезло найти хоть малейший кусочек этого рога, мог с его помощью вылечить любые болезни.

Рогатые змеи часто появляются в кельтском искусстве. Чаще всего их изображают с двумя бараньими рогами, а не с одним. На котле из Гундреструпа выгравирован Цернунн (Повелитель животных), держащий за шею змею с бараньими рогами. Рогатый змей был очень важным элементом кельтских верований. Иногда его изображали не только с бараньими рогами, но и с бараньей головой.

На нескольких вавилонских картинах нарисован змей-дракон с телом и головой змеи, львиными передними и птичьими задними лапами и рогом, расположенным в центре носа. Этого змея-дракона называли «мушуссу» (свирепая змея). Вавилоняне выделяли ещё три вида рогатых змей, называя их «мусмахху», «усумгаллу» и «басму».

Тот, кто научился работать с энергией чакр.

Магические свойства: лечит любой недуг.

Ламия

В древних текстах ламия упоминается как вид существ, подобных сиренам. Эти существа предпочитают сухие места и живут в разрушенных городах, пещерах и удалённых заброшенных местностях. У ламии было тело и голова женщины и нижняя часть змеи. Они расчёсывали волосы золотым гребнем и любили питаться мясом детей. Ламия была стремительна, могущественна и заманивала жертву в свои сети с помощью заклинаний.

В древних греческих мифах ламией называли нескольких существ. В одном предании этим именем называли смертную деву, родившую Зевсу нескольких детей. В другой легенде это существо с лицом горгоны, питавшееся детьми. Ещё одна легенда повествует о том, как Гермес превратил змею с малиновыми, золотыми, зелёными и синими пятнами в прекрасную девушку. Счастье этой девушки разрушил философ Аполоний, она закричала и исчезла.

Католический епископ Мартин Брагский писал, что ламии обитали в реках и лесах и были дьяволами. Йоханн Вайр посвятил этим существам целую книгу «De Lamiis Liber» («О жизни ламий»), опубликованную в 1577 году.

К началу XVII века ламия изменила свой облик и стала чешуйчатым четвероногим существом. На её задних ногах были копыта, а на передних когти. У неё было женское лицо и грудь и мужской пенис.

Психологические характеристики: тот, кто намеренно заманивает жертв и обретает над ними полный контроль.

Наги

Индийские наги , пожалуй, являются наиболее удивительными магическими змеями. Они были по своей природе полубогами, детьми богини Кадру, и обычно появлялись в облике полузмеи-получеловека (кобры). Однако они могли принимать человеческий облик, и женские особи делали это гораздо чаще, чем мужские. Наги были и водными и земными духами.


Судя по всему, существовало несколько видов нагов, и у каждого из них свои характерные внешние особенности и окраска. Тело нагов, живущих в развалинах, местах с угнетающей атмосферой или под землей, покрыто чёрной чешуей с малиновыми полосами. Их лица похожи на человеческие, у них те же цвета кожи, глаз и волос. Однако этот вид нагов враждебно настроен по отношению к людям. Они могут зачаровать любого, кто встретится с ними взглядом; они могут плеваться ядом, ядовитым является и их укус. От этих нагов не стоит ждать помощи.

Другие земные наги мудры, дружелюбны и охраняют священные места или сокровища, а также контролируют своих чёрных собратьев. Эти люди-кобры также могут плевать ядом, хотя делают это только в целях самозащиты. У них золотые глаза и зелёно-золотая чешуя с серебристыми треугольниками вдоль спины.

Жилища нагов, предпочитающих обитать в различных водоёмах, находятся глубоко под чистой, свежей водой прудов, озер или рек. Они обычно не вмешиваются в дела людей, хотя искренняя просьба может помочь заручиться их помощью. Им любопытно всё, что происходит у людей. Водяные наги - самые красочные из всех видов. Цвет их чешуи варьируется от изумрудно-зелёного до бирюзового, а узор, который часто встречается у них, может быть от глубокого коричневого цвета в сочетании с бледно-нефритовым до тёмно-серого с оливковым. Оттенок их глаз может быть различным: от бледно-зелёного до яркого янтарного. Даже несмотря на то, что их укус и слюна ядовиты, эти наги предпочитают прибегать к магическим заклинаниям.

Наги могли вызывать или предотвращать дождь, они обладали огромным могуществом и богатством, а также властью над всей водой, в том числе над реками и морями. Мифы утверждают, что наги получили свой полубожественный статус, когда боги и демоны вспенивали моря, чтобы приготовить сому - божественный напиток. Пока боги и демоны боролись за сому, несколько капель этого напитка упало на землю. Наги жадно выпили их, но этого было недостаточно для того, чтобы получить силу, достаточную для богов.

Считается, что наги обитают в стране, находящейся либо под водой, либо под землёй. Столица их государства и главное место обитания находится в подземном царстве Бхагавати («богатая сокровищами»), которое, вероятно, располагается глубоко под горной системой Гималаев. Согласно легендам, там они живут в красивых домах, украшенных драгоценными камнями и металлами. Улицы их городов вымощены мозаикой из изумрудов, рубинов, сапфиров и других ярких драгоценных камней. Наги также хранят книги великого мистического знания. В горле или во лбу у каждого нага сверкает драгоценный камень неизмеримой ценности, который даёт им их сверхъестественные силы.

Женских особей нагов называют нагини . Эти женщины-змеи очень красивы и мудры. Существует множество преданий о том, как они влюблялись и выходили замуж за смертных принцев. Согласно камбоджийской легенде, эта страна была образована благодаря союзу нагини и принца. В древнем городе Ангкор изображения нагов находятся повсюду - в скульптуре и предметах убранства домов. Пары нагов охраняли входы в храмы, дворцы и гробницы, и их семиголовые изваяния склонялись над всеми входящими.

На землях, прилегающих к дворцу, ещё в XIII веке возвышалась золотая башня. Наверху её была особая комната, где, как считалось, король проводил каждую ночь. Народ Камбоджи верил, что там жила девятиголовая нагини, управлявшая страной с помощью короля. Если нагини не придёт, король умрёт, а если он хотя бы одну ночь проведёт не в башне, на страну обрушится несчастье.

В Индии и по сей день поклоняются нагини - это Нага Канья, богиня трёх царств. Она является хранительницей подводных сокровищ и духовных достижений. У неё верхняя часть тела женская, а нижняя водной змеи. Над её головой возвышается купол в форме пятиголовой кобры, символизирующий духовные силы Каньи. За спиной над лопатками у неё крылья, а во лбу сверкает драгоценный камень. В руках Нага Канья держит раковину моллюска, символизирующую её желание пролить благословения на тех, кто ищет её мудрости.

Хотя большинство нагов могут сочетать в себе и хорошие и плохие качества, некоторые их них совершили великие дела и достигли просветления. Нага Сеша вёл такую праведную жизнь, что бог Брахма даровал ему бессмертие. Считается, что сейчас Сеша поддерживает вселенную, а на кольцах его свернутого хвоста спит бог Вишну в тени своих семи голов.

Когда родился Будда, наги окропили его душистой Нага Канья водой. После того как Будда достиг просветления, он несколько недель пребывал в состоянии медитации. Его огромная набожность привлекла Нага Мучалинду (которого иногда называют Мусилинда), многоголовую кобру. Мучалинда окружил Будду кольцами своего тела и укрыл его от бурь своим огромным капюшоном так, чтобы Будда мог спокойно медитировать и ничто его не тревожило.

После смерти Будды одна из гробниц, построенных, чтобы почтить его память, оказалась в стране нагов.

По меньшей мере один из видов нагов не благожелателен по отношению к людям. Демон Нага-Санния вызывает ночные кошмары, связанные со змеями.

Некоторые племена, живущие в Индии, считают себя потомками нагов и оказывают почтение своим предкам, оставляя жертвоприношения на берегу определённых прудов и рек. В индийской мифологии змеи связаны с элементом Воды и морями. Считается также, что людям, которые им понравятся, они могут даровать способность становиться невидимым, когда они входят в любую воду.

Кроме того, наги защищали двери и пороги, а также охраняли сокровища, как физические, так и духовные. Двери, пороги и физические и духовные сокровища считаются вещами, опасными для неподготовленных людей. Наги открывают эти места и позволяют войти туда только тем, кого они считают достойными и готовыми к этому.

Психологические характеристики: положительные - тот, кто искренне стремится обрести духовное сокровище. Отрицательные - человек, который может с помощью чар заставить других сделать все, что угодно, но при этом у него есть дурная привычка извергать ядовитые сплетни и слухи.

Магические свойства: обретение духовных богатств; скрытое сокровище духовного поиска, открывающееся только искренним людям. Если вы столкнетесь с бедой или сложными проблемами, попросите нагов помочь вам понять, где именно вы сбились с духовного пути. Услужливые наги иногда могут помочь вам найти скрытые сокровища, выиграть в конкурсах и лотереях или неожиданно получить деньги, но их помощи можно добиться только искренностью.

Рогатая гадюка (лат. Cerastes cerastes) – самая опасная обитательница африканских пустынь из семейства Гадюковых (лат. Viperidae). Угрожающий вид придают ей торчащие над глазами небольшие рожки. В яде этой змеи содержатся гемолитические токсины, которые увеличивают скорость разложения тканей.

Укус этой гадюки смертельно опасен для человека, поэтому ее обожают любители острых ощущений и экзотических животных. Рептилию можно содержать в неволе, а при создании надлежащих условий она легко размножается в террариумах.

Распространение

Ареал обитания распространяется на Северную Африку и часть Аравийского полуострова. В жарких пустынях и на песчаных дюнах рогатая гадюка чувствует себя прекрасно.

Передвигается она боковым ходом, при этом забрасывая заднюю часть своего туловища одновременно вбок и вперед.

Рептилия хорошо переносит резкие перепады суточной температуры и безводную среду. Для выведения потомства она находит места с минимальным количеством воды.

Поведение

Гадюка рогатая предпочитает вести одинокий образ жизни. Большую часть дня она спит, зарывшись в песок или спрятавшись среди скал. Но охоту выходит ночью, хотя может поймать добычу и среди дня.

Зарывшись в песок по самые глаза, змея терпеливо поджидает жертву. Как только вблизи появляется птица, грызун или мелкое пресмыкающееся она мгновенно атакует их, широко раскрыв свою пасть. Ядовитые клыки выдвигаются вперед и становятся вертикально.

Сомкнув пасть на теле животного, она прокусывает кожу и впрыскивает яд. Затем она отпускает его и ждет, пока яд начнет действовать. Через несколько минут, гадюка пробует жертву своим языком, и если она не шевелится, то заглатывает ее целиком.

Для того чтобы погреться на солнышке, рептилия располагается так, чтобы максимальное количество ее тела смогло принять солнечные ванны.

В случае опасности змея старается напугать своего противника. Она сворачивается в полукольцо и трется одним боком о другой, а боковые чешуйки при этом трутся друг о друга и издают неприятный звук.

Размножение

Рогатые гадюки относится к яйцекладущим змеям. В апреле-июне у них начинается брачный сезон. Самцы и самки устремляются на поиски партнеров. После спаривания они расстаются навсегда.

Оплодотворенная самка отправляется на поиски подходящего участка для откладывания яиц. Найдя участок с влажным грунтом, рептилия вырывает ямку и кладет в нее около 20 яиц. Затем она зарывает их и отправляется прочь.

Через 8 недель на свет появляются маленькие змейки уже готовые к самостоятельной жизни. С первых минут они начинают заглатывать саранчу, а со временем употреблять пищу более крупного размера.

Половой зрелости рогатые гадюки достигают в возрасте двух лет.

Описание

Длина тела достигает 70 см. Треугольная голова четко ограничена от туловища шейным перехватом. Большие глаза имеют вертикальные зрачки. Торчащие над глазами острые вертикальные чешуйки напоминают маленькие рожки.

Туловище короткое толстое и массивное. Короткий хвост резко сужается к концу. Чешуйки, покрывающие тело направлены под углом вниз образуя подобие пилы. Спинка окрашена в желтый цвет с оливковыми пятнами вдоль боков и спины.

Продолжительность жизни рогатой гадюки в неволе составляет около 18 лет, а в дикой природе не превышает 15 лет.