Мoдныe детки

Диктант как медведь сам себя напугал. Обучающее изложение «Как медведь сам себя напугал

Страница 6 из 15

Послушный малыш
Смотрю, впереди бежит жёлтенький куличок-зуёк. За ним торопятся четыре зуйчонка величиной с напёрсток, на высоких ножках.
Путь зуйкам пересекла узкая лужица. Зуйчиха на крылья - и перелетела воду. А у зуйчат ещё и крыльев нет - один пух! А всё равно и они не остановились: мах-мах ножками по воде, как по песку! Такие лёгкие, что и вода их держит. Я даже вскрикнул от удивления.
Зуйчиха-мама оглянулась на меня с того берега лужи и негромко сказала своим зуйчатам: «пи-у!» («ложись»).
Трое зуйчат были уже на том берегу лужи. Услыхав команду, они разом припали к земле и пропали из глаз: их серо-жёлтые спинки слились с жёлтым песком и серой галькой.
А четвёртый зуйчонок не успел перебежать лужу - и плюхнулся прямо в воду. Только головка его была на песке, а всё тельце - в воде; он лёг там, где его застала команда «пи-у!».

Я перешагнул лужу, сел на камень рядом с послушным птенчиком.
«Дай, - думаю себе, - дождусь, что он дальше будет делать».
Птенчик лежал не шевелясь. Было ему плохо: вода холодная, пушок намок, пальчики упирались в камешки на дне лужи, - но он не шелохнулся. Даже чёрные бусинки-глазки не моргали. Мама велела лечь, и он послушно лежал.
Я сидел долго, так долго, что у меня нога затекла. Я шаркнул ею около самого носа зуйчонка, но он не шевельнулся.
Комары одолели. Один комар сел зуйчонку на голову, проткнул ему носом кожу и стал толстеть, наливаться кровью. На крошечной головке птенчика он казался чудовищем и всё рос, рос на глазах, наполняя брюхо алой кровью зуйчонка.
Зуйчонок терпел, чуть прижмурив от боли глаза, и не трогался с места.
А моё терпение лопнуло. Я наклонился и щелчком сшиб комара с бедного птенчика. Потом взял птенчика двумя пальцами поперёк тельца и поднял к своим губам.
- Полно тебе в прятки играть! - сказал ему. - Беги, догоняй маму.
Но он не ворохнулся, не моргнул. И остался всё так же неподвижен, когда я положил его на песок - подальше от воды.
«Уж не умер ли он?» - с тревогой подумал я. И вскочил с камня.
Это моё движение испугало зуйчиху-маму, скрывавшуюся где-то в камнях дальше на берегу.
«Кру-кру!» («выскакивай») - крикнула она оттуда.
В один миг вскочили на ножки все четыре зуйчонка и - чик-чик-чик! - стремглав понеслись к маме.
Чур-чура!
«Ну-ну! - сказал я себе. - Если бы я так свою маму слушал в детстве, так, верно, из меня бы вышел толк. Куда уж мне учить таких…»
И пошёл домой через большое лесное болото.


Шагаю да шагаю. Вдруг вижу: далеко впереди поднялся с кочки большой журавль и, как-то смешно пригнувшись, убежал в кусты.
Я сразу сообразил, что это не журавль, а журавлиха и что на той кочке у неё гнездо.
Подошёл к кочке - верно: в кочке - углубление и в нём на подстилочке из травы лежат два здоровых пятнистых яйца, каждое с мою ладонь. Одно целое, а другое с дыркой наверху. И рядом лежала толстая скорлупка: птенец, видно, сию минуту только сделал себе в яйце окошко.
Я так и замер на месте: что дальше будет?
Вдруг из окошка высунулась взъерошенная голова на тонкой шее и покрутила носом.
Мир, в котором журавлёнок собирался родиться, был полон солнца и яркой зелени.
- Привет тебе, привет! - громко поздравил я его. - Ну, как тебе здесь у нас, нравится?
Журавлёнок беспокойно заёрзал, но, видно, не понял, что я стою рядом и разговариваю с ним.
Тогда я наклонился к нему. Моя тень накрыла гнездо. И вдруг - нырк! - журавлёнок исчез в яйце. В гнезде по-прежнему лежали два очень крупных яйца: одно - целое, другое - с дыркой в скорлупе.
«Вот это здорово! - удивился я. - Не успел ещё на свет родиться, а уж в прятки играет! Чур-чура, я дома!»
Вспомнились мне тут говорящие яички серой куропатки, и я подумал: «А может, они тогда не со страха пикали, а между собой сговаривались, как от меня ловчее удрать? И ведь удрали! Видно, птичата, ещё не родясь из яйца на свет, мастера в прятки играть. А я их уму-разуму учить собрался!»
Размахнулся я корзиночкой, что была у меня приготовлена для будущих моих воспитанников-птенчиков, и закинул её далеко в траву.
А сам пошёл в деревню - щеночка себе доставать.
Щенок ни прятаться не умеет, ни плавать. И непослушный. Вот и буду его учить.

Как медведь сам себя напугал


Вошёл в тёмный лес медведь - хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке - выронила из лапок шишку.
Упала шишка - угодила зайцу в лоб.
Сорвался заяц с лёжки - помчался в гущину.
На тетеревиный выводок наскочил - переполошил всех до смерти. Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался - та крик подняла на весь лес.
У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе, охотников видит. Пошли лоси по лесу кусты ломать!
Журавлей на болоте вспугнули - те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.
Остановился медведь, насторожил уши.
Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!
Не уйти ли подобру-поздорову?
Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!
Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила.
Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

Учитель раздает ученикам текст и читает его вслух.

Как медведь сам себя напугал

Вошел в темный лес медведь - хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке, выронила из лапок шишку. Упала шишка - угодила зайцу в лоб.

Сорвался заяц с лежки и помчался в гущу леса. Наскочил на сойку, из-под кустов ее выпугнул. Сойка крик подняла на весь лес.

Услышали этот крик лоси. Подумали они, что сойка охотников увидела, и помчались сквозь заросли, с треском ломая кусты.

Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе в лесу творится, все боятся да прячутся. Не уйти ли подобру-поздорову? Рявкнул медведь, уши прижал, да как даст стрекача!

Так медведь сам себя напугал, сам себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

(По Н. Сладкову)

Проводится беседа для выяснения последствий каждого описанного в рассказе действия. Во время обсуждения учитель размещает на доске в одну линию картинки, изображающие медведя, (медвежью лапу), белку, (шишку), зайца, сойку, (кусты), лосей, медведя. В скобках указаны картинки, которые включать не обязательно, но желательно использовать при работе с очень слабыми учениками. Картинки служат своеобразным планом пересказа, позволяя разгрузить память учеников и снимая излишнее напряжение.

С чего вся история началась? (Медведь пришел в темный лес.)

Здесь надо обратить внимание учеников на одну почти незаметную, но важную деталь: автор пишет о том, что медведь вошел не просто в лес, а в темный лес. В конце рассказа это словосочетание повторяется: «сам себя из темного леса выгнал». Медведь живет именно в лесу и ниоткуда в него войти не может, да и уйти ему из него некуда. Значит, слово темный в этом словосочетании очень важное, его нельзя потерять при пересказе. Медведь из более светлой и редкой части леса вошел в более темный его утолок, где деревья растут гуще, где растут, возможно, уже не лиственные, а хвойные деревья. Обсуждая таким образом малозаметные детали, дети учатся наиболее полно извлекать из текста информацию и точно ее передавать.

  • - Почему хрустнула валежина? (Медведь наступил на нее лапой.)
  • - Как вы думаете, медведь хотел, чтобы это произошло? (Нет, он наступил случайно.)

Последний вопрос очень важен. Известно, что дети часто оправдывают свои поступки тем, что они не хотели этого делать, что все получилось случайно. Поэтому одной из задач работы с подобными текстами является наглядная демонстрация того, что любой поступок, вольный или невольный, имеет определенные последствия, которые всегда надо предвидеть. Сначала ученики под руководством учителя только констатируют случайность изначального события, далее эта мысль будет повторяться неоднократно.

  • - Что же случилось из-за того, что хрустнула валежина? (Шишка упала и тоже случайно угодила зайцу в лоб.)
  • - Какие последствия были у этого события? И т.д.

По мере того как ученики отвечают на вопросы, учитель выясняет, как они понимают то или иное слово или выражение, например: валежина, гущина, выпугнул и т.п.

Постепенно выстраивается причинно-следственная цепочка событий, подкрепленная выставленными на доске картинками. Учитель подводит учеников к обобщающему суждению: у каждого поступка, у каждого действия, даже совершенно случайного обязательно бывают последствия.

После этого он предлагает ученикам объединиться парами или небольшими группами из трех-четырех человек и проследить всю цепочку, но уже от конца к началу, устанавливая причину каждого события:

  • - Почему медведь поспешил убраться из темного леса? (Он испугался шума и того чувства опасности, которое возникло в лесу.)
  • - Почему лоси кинулись напролом через кусты? И т.д.

Ученики обсуждают это между собой, а учитель, не вмешиваясь, но прислушиваясь к их суждениям, контролирует ход обсуждения. Чтобы оно не затягивалось, можно поместить на виду у детей песочные часы или как-то по-другому ограничить время работы.

После истечения определенного срока учитель подводит учеников к определению главной идеи рассказа, его скрытого смысла:

Так чего же в конце концов испугался медведь?

В ходе поиска ответа на этот вопрос внимание учеников привлекается к заключительной фразе: Так медведь сам себя напугал... Если медведь испугался шума и гама в лесу, то почему же автор говорит, что он сам себя напугал? Да потому, что именно его неловкое движение послужило причиной всего переполоха.

В заключение учитель еще раз подчеркнет мысль о том, что каждый поступок имеет последствия, поэтому, когда что-то делаешь, надо всегда думать: а что же будет, если я это сделаю?

В рассказе про медведя причинно-следственные связи прослеживаются отчетливо. Но обычно они выражены не так явно, например, как в рассказе «Бежал ежик по дорожке». Работа с этим сюжетом позволяет помочь детям понимать скрытые, глубинные причины поступков.

Бежал ежик по дорожке - только пяточки мелькали. Бежал и думал, что он, такой ловкий да быстрый, шутя в лесу проживет.

Увидел улитку и предложил ей бежать наперегонки. Глупая улитка согласилась. Побежали они. Улиткина скорость известно какая - семь шагов в неделю. А ежик быстро ножками перебирает. Догнал улитку, съел и дальше побежал.

Повстречал лягушку-квакушку. И ей предложил наперегонки бежать: кто кого догонит, тот того и съест. Лягушка прыг-дрыг, а ежик туп-туп-туп ножками. Догнал лягушку, за лапку схватил и съел.

Побежал дальше. Видит - на пне филин сидит, с лапы на лапу переминается и клюви- щем щелкает. Почесал храбрый еж сытенькое брюшко лапкой и этак небрежно предложил филину наперегонки бежать. Филин глазищи прищурил и согласился.

Не успел еж пяточкой мелькнуть, какфилин налетел на него, забил широкими крыльями, закричал дурным голосом. Испугался еж, но не растерялся: съежился, да под корягу закатился. Там и просидел до утра.

Нет, не прожить в лесу шутя. Шути, шути, да поглядывай!

(По Н. Сладкову)

Прочитав детям текст, учитель проводит словарную работу, уточняет смысл тех слов и выражений, о которых спросят ученики, и тех, которые в данном тексте обозначены курсивом (в тексте, предложенном ученикам, их выделять не следует). Затем начинается определение причинно-следственных связей:

Почему ежик подумал, что в лесу проживет шутя, без особых забот и усилий? (Потому что он ловкий, быстрый, может легко добывать себе пропитание. У зверей в лесу это главная забота.)

Высказанное детьми мнение подтверждается в ситуации с улиткой и лягушкой. Почему ежик легко их съел? Потому что они передвигаются медленно, они меньше и слабее ежика.

Но вот ежик встретился с филином. Давайте посмотрим, как автор описывает первые минуты их встречи.

Учитель обращает внимание детей на то, что филин не подпрыгивает, как, например, легкий воробышек, а грузно переминается, что говорит о его крупном размере и увесистости. Это впечатление усилено словами клювище, глазищи. Но ежик всего этого не заметил, не насторожился, он ведет себя с филином так же, как со слабой улиткой и неуклюжей лягушкой.

Так в чем же причина того, что филин победил ежика?

Ученики легко указывают на причину, которая явно лежит на поверхности, - филин крупнее и сильнее ежика.

А сам ежик виноват в своем поражении или нет?

Учитель выслушивает предположения учеников и подводит их к пониманию причины поражения, которая кроется в поведении ежика: он не увидел разницы между улиткой с лягушкой и филином, он не сравнил свои силы и силы филина, не подумал о последствиях своего поступка. Значит, здесь две причины: с одной стороны - сила и величина филина; с другой - недальновидность и самонадеянность ежика. И последнее - главная причина того, что ежик попал в неприятную ситуацию: если бы он повел себя по-другому, филин не побил бы его.

В заключение беседы учитель просит учеников сказать, как они понимают смысл последней фразы текста: Шути , шути, да поглядывай! При этом важно не навязывать им подводящую итог мораль, а позволить высказать самостоятельные суждения. Детские высказывания как раз и показывают, насколько эффективно прошел урок.

МДОУ « Детский сад №2 « Колосок»

Пересказ рассказа

(по Н. Сладкову)

Старшая группа

Воспитатель: Семенова О. В.

2014год

Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Основные задачи:

  1. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.
  2. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
  3. Активизация и обогащение словарного запаса.
  4. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.

Оборудование: Предметные картинки: ветка, медведь, белка, заяц, сорока, лоси; набор схем для графического плана.

1 . Организационный момент .

В: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Д: Здравствуйте!

В: А как ещё можно поздороваться?

Д: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

Ребята, рассмотрите картинки: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.

2. Подготовка к восприятию текста.

В: Узнайте, о ком или о чем я говорю. Косолапый (медведь) , трусливый (заяц) , болтливая (сорока) , ловкая (белка) , зеленая (ветка) , рогатые (лоси) .

(Дети называют слова-предметы, изображенные на картинках, подходящие по смыслу.)

3. Чтение рассказа . Развитие слухового внимания и памяти.

Ребята, все эти животные и предметы герои рассказа Николая Сладкова «Как медведь сам себя напугал», с которым мы сейчас с вами познакомимся

Внимательно послушайте рассказ, а потом мы будем его с вами пересказывать.

Чтение адаптированного рассказа.

Вошел медведь в темный лес. / Хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке, выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик во весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.

Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе творится в лесу! Не уйти ли подобру-поздорову? /

Рявкнул медведь, да как даст стрекоча!

Так медведь сам себя напугал, себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

По мере чтения педагог указывает предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.

Вам понравился рассказ? О ком этот рассказ? Как вы думаете, это серьезный или шутливый рассказ? В чем же здесь вы видите юмор?

Все ли слова в рассказе для вас понятны?

В рассказе встречается много трудных слов. Давайте поговорим о том, что эти слова обозначают (разбор авторских слов и выражений)

Хрустнула под тяжелой лапой валёжина. Знаете ли вы, что такое валёжина?

(упавшая сухая ветка)

Уйти подобру-поздорову. Это как? (пока ничего не случилось, уйти пока цел)

Как даст стрекоча. Как вы понимаете выражение «дать стрекача»? (убежать быстро, стремительно)

4.Беседа по содержанию . Развитые диалогической речи. Дети дают полные ответы.

А теперь мы узнаем как вы внимательно слушали рассказ. Дайте полные ответы на вопросы.

Куда вошел медведь? (Медведь вошел в темный лес.)

Что хрустнуло под его лапой? (Под лапой хрустнула ветка.)

Что сделала белка? (Белка испугалась и выронила шишку.)

На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца.)

Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу.)

Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.)

Что решили лоси? Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.)

Как повел себя медведь? (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)

Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал.)

Коллективное составление предложений по опорному слову.

Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.

Педагог называет первое слово. Дети предлагают свои варианты предложений.

Вошел... Хрустнула... Испугалась... Упала... Затопал... Увидела... Подняла... Решили... Пошли... Услышал... Испугался... Убежал... Так медведь...

По мере составления предложений педагог вместе с детьми выстраивает графический план рассказа из схем.


6. Физкультминутка. Импровизация движений в такт стихотворению.

Зайки

Зайки встали на лужок

Собираемся в кружок.

Прыг-скок, прыг-скок,

(Прыжки на месте, руки перед грудью,ладошки вниз, как лапки)

Сели зайки на лужок,

(Присесть на корточки)

Роют зайки корешок.

Вот какие зайки

Зайки-попрыгайки.

(Изобразить соответствующие движения)

7. Пересказ рассказа воспитателем Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

Я расскажу вам рассказ, вы меня внимательно слушайте. А поможет мне в этом схема рассказа.

8. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти.

Все дети пересказывают рассказ по цепочке. Затем один ребенок повторяет рассказ целиком.

9. Итог . Оценка работы детей.

С каким рассказом познакомились?

Как медведь сам себя напугал

Вошел в темный лес медведь - хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке - выронила из лапок шишку.

Упала шишка - угодила зайцу в лоб. Сорвался заяц с лежки - помчался, в гущину.

На тетеревиный выводок наскочил - переполошил всех до смерти.

Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался - та крик подняла на весь лес.

У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе - охотников видит.

Пошли лоси по лесу кусты ломать!

Журавлей на болоте вспугнули - те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.

Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!

Не уйти ли подобру-поздорову?

Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб yгодила.

Так сам себя медведь напугал, сам себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

Н. Сладков

Пересказ рассказа

«Как медведь сам себя напугал»

(по Н. Сладкову)

Старшая группа

Воспитатель: Семенова О. В.

Елена Краюхина
Пересказ рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал» по опорным схемам

Пересказ рассказа .

«Как медведь сам себя напугал » (по Н. Сладкову ) по опорным схемам

Цель : формировать навыки связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы , активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь, воспитывать интерес и любовь к животным.

План занятия.

1 ч. Организационный момент.

Воспитатель предлагает узнать, о ком или о чем он будет говорить.

Трусливый (заяц)

Хитрая (лиса)

Болтливая (сорока)

Ловкая (белка)

Зеленая (ветка)

Сильные (лоси)

Косолапый (медведь )

2 ч. Чтение рассказа .

Сегодня я вам прочитаю рассказ «Как медведь сам себя напугал » .

Чтение адаптированного рассказа .

«Вошел медведь в темный лес . Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать. Услышал медведь шум , испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напугал ».

3 ч. Беседа по содержанию.

Куда вошел медведь ?

Что хрустнуло под лапой?

Что сделала белка?

На кого упала шишка?

Что сделал заяц? Сорока? Лоси?

Кто же напугал медведя ?

4 ч. Повторное чтение рассказа с выставлением опорных графических схем и установка на пересказ рассказа детьми .

5 ч. Физминутка «Медвежата »

Медвежата в чаще жили

Головой своей кружили

Вот так, вот так

Головой своей кружили.

Медвежата мед искали

Дружно дерево качали,

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

А потом они плясали

Выше лапы поднимали.

Выше лапы поднимали.

6 ч. Пересказ рассказа детьми с опорой на графические схемы .

7 ч. Игровое упражнение «Подбери слово к действию» (медведь что сделал ?- вошел, наступил, остановился, услышал, испугался, убежал).

8 ч. Итог занятия.

Чем занимались?

Что запомнили?

Публикации по теме:

Как хорошо, что есть театр! Он был и будет с нами вечно. Всегда готовый утверждать Все, что на свете человечно. Здесь все прекрасно – жесты,.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Как Миша варежку потерял» Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял" Программные задачи: 1. Учить.

Конспект занятия по развитию речи (старшая группа) «Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам» Программное содержание: 1. Учить детей составлять текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок, изображающих последовательность.

Мастер-класс для педагогов «Изучи себя сам» Цель: Систематизировать знания педагогов по формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, привычки к ЗОЖ. Задачи:.

Задачи: - обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту; - развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание; - активизировать.

ООД Речевое развитие. Пересказ рассказа «Как заяц зимует» Пересказ с опорой на символические изображения Занятие Подготовительная к школе группа Цель. Продолжать учить пересказывать литературное.

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Про зайчат» Пересказ рассказа Е. Чарушина «Про зайчат». Программное содержание: Закреплять умение пересказывать небольшие рассказы, используя приемы.

Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания». Цель: Образовательные: Учить детей пересказывать текст последовательно и точно,.

Летел-летел, глядит, – среди леса дремучего болото топучее. Никого на болоте нет, только мох кругом, а во мху малая Травинка растёт.

Спустился Комар на болото, сел на Травинку.

Спрашивает Травинку:

– Уж не ты ли Росянка – Комариная Смерть?

– Погляди, Комар, на мои цветочки.

Поглядел Комар на цветочки. Белые цветочки в зелёных колокольчиках. Солнце за тучку, – цветочки в колокольчики. Солнце из тучки, – и цветочки выглянут.

Говорит Комар Травинке:

– Хороши у тебя цветочки! А не видала ты Росянки – Комариной Смерти?

– Погляди, Комар, на мой колосок…

Поглядел Комар на колосок.

Колосок прямой, зелёный, стройненький.

Говорит Комар Травинке:

– Ничего себе колосок. А не слыхала ты про Росянку – Комариную Смерть?

– Погляди, Комар, на мои листочки!

Поглядел Комар на листочки. Круглые листочки лежат на земле, по краям их частые булавочки, на булавочках медвяная роса капельками.



Как увидел Комар те капельки, – сразу пить захотел. Слетел на листок, опустил в каплю носок, стал росу медвяную пить. Летела мимо Стрекоза, увидала Комара на листке и говорит:

– Попался Комар Росянке!

Хотел Комар крыльями взмахнуть, – крылья к листку пристали; хотел ногами шагнуть, – ноги увязли; хотел нос вытащить, – нос прилип!

Изогнулись гибкие булавочки, вонзились в комариное тело, прижали Комара к листку, – и выпила Росянка комариную кровь, как пил Комар кровь звериную, птичью и человечью.

Тут Комару и смерть пришла.

А Росянка и по сей день на болоте живёт и других комаров к себе ждёт.

Н. Сладков
Как медведь сам себя напугал


Вошёл в тёмный лес медведь – хрустнула под лапой валежина. Испугалась белка на ёлке – выронила из лапок шишку.

Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Сорвался заяц с лёжки – помчался в гущину.

На тетеревиный выводок наскочил – переполошил всех до смерти.

Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался – та крик подняла на весь лес.

У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе – охотников видит. Пошли лоси по лесу кусты ломать!

Журавлей на болоте вспугнули – те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.

Остановился медведь, насторожил уши.

Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!

Не уйти ли подобру-поздорову? Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила.

Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.


С. Михалков

Мошка


Обидел большой Медведь малого Зайца: поймал и ни за что ни про что отодрал за уши. Одно ухо совсем набок свернул.

Выплакался Заяц, отошли у него уши, слезы высохли, а обида не прошла. За что пострадал? Не ровен час, опять на Косолапого налетишь! Этак ушей не напасёшься! А кому жаловаться, когда Медведь сильней всех в лесу? Волк с Лисой ему первые дружки-приятели, водой не разольёшь!



– У кого защиты искать? – вздохнул Заяц.

– У меня! – пропищал вдруг чей-то тонкий голосок. Скосил Заяц левый глаз и увидел Комара.

– Какой из тебя защитник! – сказал Заяц. – Что ты Медведю сделать можешь? Он зверь, а ты мошка! Какая в тебе сила?

– А вот увидишь! – ответил Комар.

Намотался Медведь жарким днём по лесу. Разморило его. Устал Косолапый, прилёг в малиннике отдохнуть. Только глаза закрыл, слышит – над самым ухом: «Дзю-ю-ю!.. Дзю-ю-ю!.. Дзю-ю-ю!..»

Узнал Медведь комариную песню. Приготовился, стал ждать, когда Комар ему на нос сядет. Кружился, кружился Комар вокруг да около и наконец сел Медведю на кончик носа. Медведь, не долго думая, развернулся с левой лапы – хвать себя изо всех сил по носу! Будет Комар знать, как Медведю на нос садиться!..