Нижнее белье

Церковь тату эскиз. Как Православная Церковь относится к татуировкам? Что говорит Библия

Ответ священника:

В качестве ответа предлагаю статью:

Мода на татуировки: печать прогресса или символ первобытной дикости?

Сегодня трудно найти человека, который не видел татуировки. Но о том, что означает это слово, как оно появилось в нашем обиходе и какой несло и несёт в себе смысл знают немногие. Попытаемся и мы разобраться в этих вопросах. Итак, слово «tatoo» является производным от таитянского слова «tatau» и маркезанского «ta-tu» что в переводе означает «знак», «рана», «отметка». По одной и самых распространённых версий татуировки появились случайно. Заметив, что если под повреждённую кожу (раны, порезы) попадало красящее вещество, например сажа, то на её поверхности образовывались причудливые, несмываемые рисунки, люди стали наносить повреждения намеренно.

Первые образцы татуировок были найдены при раскопках египетских пирамид. На обнаруженных там мумиях, которым насчитывается по оценкам экспертов не менее 4 тысяч лет, отчётливо видны татуировки.

Считается, что, нательные знаки у древних людей выполняли больше информативную (указывали знак племени, рода, социальный статус обладателя), охранительную (против болезней, бед, несчастий) и магическую функции, чем декоративную. Место расположения, узор, и размеры татуировки определялись обычаями и традициями племени. Татуировки наносили и также древние славяне, греки, галлы и германцы – но только для того чтобы совершать магические ритуалы древнего культа. На страницах Ветхого Завета татуировки однозначно соотносятся с языческими культами, их нанесение на тело осуждается, считается грехом. Об этом, в частности, ясно говорят библейские тексты: «Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Левит19:28), «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими» (Второзаконие 14:1).

Тема «начертаний на теле» было продолжена и в Новом Завете. Так, в Откровении Иоанна Богослова говорится: «Не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Библия, Откровение 14:11). Очевидно, неприятие татуировок в христианской культуре было связано не только с их «языческим» генезисом, но и концепция человека как «образа и подобия Божия», который оскверняется нанесением на тело каких-либо знаков.

«Украшение» осужденных на галеры

После того, в Европе утвердилась христианская религия, татуировки практически исчезли – если не считать традиции клеймить преступников. К примеру, шулерам ставили на тело знак в виде шестигранника, осуждённым на галеры делали надпись «GAL», порочным женщинам накалывали лилию на плечо. Последний эпизод, к примеру, стал одним из элементов интриги романа Алексадра Дюма «Три Мушкетера», где подобный знак доставлял множество проблем главной антигероине – леди Винтер.

О декоративных татуировках в Европе вновь вспомнили много веков спустя, когда мореплаватель Джеймс Кук открыл неизвестные прежде жителям Старого Света острова в Полинезии и Меланезии. Побывав в 1773 году на Таити, он с удивлением обнаружил, что жители острова используют татуировки, чтобы украсить свой внешний вид.

Однако никто не мог предположить, что когда-нибудь они станут элементом молодежной моды. В XIX веке известнейший итальянский врач и один из основателей криминалистической науки Чезаре Ламброзо рассматривал нанесение татуировки как проявление атавизма и как признак нравственной неполноценности их носителей. Ламброзо считал, что татуировки чаще всего встречаются у прирождённых преступников проституток.

Тема татуировок была затронута и в знаменитом романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта», когда герои, путешествуя по Новой Зеландии, услышали о воинственных маори, растатуированными с ног до головы. Напомним, что маори постоянно вели между собой войны. Победители отрезали побежденным головы и складывали черепа на полку в свои жилищах, а также практиковали каннибализм. Считалось, что, человек, съевший сердце поверженного врага, унаследует часть его жизненной силой.

Демонстрация превосходства или комплекс неполноценности?

Реальность, казалось, подтверждала его слова: татуировка длительное время была важнейшим атрибутом криминальной субкультуры. И в наше время на юридических факультетах и в школах милиции студенты и курсанты могут изучить целые атласы, посвященные значению того или иного рисунка у представителей преступного мира. Так, например, татуировка «Парусник» говорит о том, что ее владелец гастролирующий вор, а нанесённые на груди «череп», «деньги» или «ветка розы» означают, что человек длительное время занимался кражами, грабежами, разбоями, неоднократно судим, или является «вором в законе».

С начала 1960-х годов татуировка вошла в обиход молодежных группировок, действующих на грани закона, а часто ее и переходящих. Широкое распространение она получила среди байкеров, в среде которых в США часто имели хождение неонацистские идеи. В Россию мода на татуировки пришла лишь в середине 1990-х годов. Этот период стал временем романтизации и героизации всего, что когда-то называли антиобщественным поведением. Именно тогда сам процесс нанесения татуировки приобрёл особую значимость, как показатель приобщения человека к групповым ценностям нетрадиционной культуры. Решающим фактором, побуждающим к нанесению татуировки, стало воздействие социальной среды. В новых условиях татуировка стала играть декоративную и демонстративную функцию. Их носители считали и считают, что демонстрируют своё превосходство, силу, незаурядность, уникальность. Однако психологи считают, что татуировка часто скрывает присущий человеку комплекс неполноценности или агрессии.

Чем опасны татуировки: вред для здоровья и духовные риски

Сегодня стимулом к нанесению татуировки у законопослушных граждан может служить дань моде, либо же это результат давления, традиции, подражания, психического заражения или же следствие необдуманного поступка. Впрочем, есть закрытые статистические исследования, согласно которым доля татуированной молодёжи из неблагополучных семей выше, чем из благополучных.

Неудивительно, что, накалывая татуировку, они даже не задумываются над тем, что это может быть просто опасно. Как в физическом, так и в духовном смысле.

Начнем с рисков для физического здоровья. Многие не знают, что в результате многочисленных исследований было установлено, что некоторые краски для татуировок содержат краситель, являющийся очень сильным аллергеном. Его попадание в организм человека провоцирует развитие пожизненной аллергии на солнцезащитные кремы, болеутоляющие таблетки, a также на одежду и тени для век, в составе которых имеется данное вещество. Этот краситель может привести к развитию ряда дерматологических заболеваний. Опасность таят в себе и биотатуировки, выполняемые хной. Химический ингредиент парафенилендиамин, который нередко используют при нанесении узоров для получения на коже более темных рисунков, может спровоцировать кожные заболевания (дерматиты).

Теперь о рисках духовного плана. Многие люди, особенно молодые, будучи незнакомы со значением того или иного символа, наносят его на кожу просто потому, что он понравился. При этом большинство любителей татуировок не подозревает, что символы имеют духовный смысл. Так, например, существуют так называемые рунические татуировки, которыми современные неоязычники приписывают магические силы. Можно не верить в магию, но человеку, знакомому с историей, сразу становится понятно: тот, кто наносит такие символы на свое тело, «посвящает» его темным стихиям древности, соотносит себя с далеко не безобидными кровавыми ритуалами, которыми сопровождалось отправление языческих культов. Весьма двусмысленный характер имеют и татуировки-иероглифы, смысловая нагрузка которых также далеко не всегда бывает безобидна.

Любопытно, что у некоторых африканских племен, придерживающихся языческих верований, до настоящего времени отсутствие татуировки является признаком неполноценности. Считается, что мужчина без нательного знака не станет удачливым охотником, а женщина не сможет создать семью. Наши предки расстались с подобными мировоззренческими установками больше тысячи лет назад, с тех пор, как была крещена Русь. Стоит ли нам теперь возвращаться в мир агрессивной языческой архаики, превращая свое тело в разукрашенный амулет?

Человек, по замыслу Господа, – двухсоставное существо. У него есть духовная нематериальная субстанция – душа и материальное тело. Тело также является сонаследником души в Царствии Божьем – в новом горнем граде Иерусалиме (см. Откровение святого Иоанна Богослова, 21-я гл.).

Ведь нынешняя смерть, которая разлучает душу и тело, – еще не конец. На Страшном Суде, когда Господь наш Иисус Христос вместе с ангелами и святыми угодниками будет судить каждого из нас, мы явимся пред Богом во всей полноте своего естества, то есть не только духовно – душой, но и телесно. Мертвые, например, воскреснут таким образом, что составы и члены их соберутся, в них войдет душа, и человек в полной своей природе предстанет перед Судом Божьим (см. Книгу пророка Иезекииля, 37:1–14). И также душевно-телесно он после окончательного над ним Страшного Суда войдет на веки вечные либо в ад, либо в рай.

Потому Церковь очень тщательно и благоговейно всегда относилась к телу как сонаследнику души в вечной будущей жизни восьмого дня. Отсюда такое трепетное отношение к телесам покойников в православном чине погребения усопших. Потому Церковь столь негативно относится к кремации.

Нежелательны также противоестественные украшения тела: татуировки, пирсинг, покрытие ногтей лаком, макияж и покраска волос. Ведь человек – образ и подобие Божье. Господь изначально создал его прекрасным самодостаточным микрокосмом – целой Вселенной. Потому излишне «моифицировать» свое тело – это, конечно же, сомнительная практика. Мы будто бы не доверяем Богу и строим в гордыне собственную вавилонскую башню, пытаясь исправить Создателя. Подобное поведение ни к чему хорошему не может привести.

Это не исключает естественного ухода за своим телом и лечения болезней, например инвалидности.

Кроме того, зачастую молодой парень или девушка не понимают истинного смысла татуировок – их исторического значения. В древнем языческом мире, где полиграфических технологий не было, татуировки могли в том числе быть чем-то вроде печати или паспорта. Они несли информацию о человеке: принадлежность к определенному племени, клану, роду, социальному положению.

Здесь есть и еще один подтекст. Современный молодой человек иногда воображает, что татуировка – своеобразный символ его личной свободы. Но в языческом мире (откуда ее истоки) – это символ прямо противоположный. Там татуировка – это зачастую символ подчинения, знак принадлежности кому-то или чему-то. Так, например, и сейчас происходит в замкнутых субкультурах типа армейских подразделений или бандитских формирований.

Порой человек, нанося татуировку, даже не задумывается о том, какой информационный смысл несет тот или иной символ. Ведь татуировка – не просто украшение, она зачастую имеет философскую или религиозную подоплеку. И человек, бегущий от реальности в вымышленный мечтательный мир (куда он зачастую пытается «втащить» и свое тело, в том числе и с помощью татуировок), может, сам того не понимая, возрождать и неоязычество, а вслед за ним (если назвать вещи своими именами) идолопоклонство и служение бесам.

Тем более это страшно для православного христианина. Так как святой первоверховный апостол Павел сказал о нас, православных христианах: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3:16). То есть мы – живая церковь, храм. Каждый из нас.

У православного христианина есть одна принадлежность – ко Христу. И символом этого издавна является нательный крестик на шее. Такого человека и Бог благословляет, и святой ангел оберегает. А у татуированного все может быть диаметрально противоположно. Тем же, кто нанес на тело откровенно языческие татуировки, конечно же, стоит исповедоваться в этом грехе, и Господь обязательно простит их и восстановит утраченную духовно-телесную гармонию.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Можно ли делать татуировки на теле?

Вопрос:

В Ветхом Завете встречается место, где говорится о запрете нанесения на тело изображений и надписей (в книге Левит). Можно ли этот отрывок соотнести с нынешней татуировкой? То есть, является ли она грехом? И есть ли еще места в Библии, где об этом говорилось бы?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

«Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев.19:28). Запрет этот повторяется еще дважды: Лев.21:5; Вт.14:1. В приведенном стихе, действительно, воспрещается наносить на тело изображения накалыванием или втиранием красок, как это было распространено у языческих народов. Отношение к телу в богодухновенной ветхозаветной религии принципиально отличается от язычества. Чудесная связь тела, души и духа образует единого человека, сотворенного по образу Божию.

Добродетели приносят благо не только душе, но и телу: «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей» (Притч.14:30). Человеческое тело свидетельствует о премудрости и всемогуществе Творца. Библия говорит о поврежденности человеческого естества грехом, но о теле, как создании Божиим, не высказывает ни одного пренебрежительного слова. Платон называл тело «темницей души», а св. апостол Павел говорит о «искупления тела нашего» (Рим.8:23). Поэтому Моисеев закон запрещал перенимать языческие обычаи. Специальное уродование тела, созданного Богом, является оскорблением Господа. «Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:20).

Православие.Ru

Просмотрено (18817) раз

Татуировку, на которой изображена церковь с большими куполами, редко попадается на глаза рядовому обывателю. Разве что на пляже можно встретить обладателя столь необычного рисунка. В чем причина такой редкости, когда слово «купола» на слуху у миллионов? Дело в том, что данный рисунок накалывают исключительно в тюрьмах. Наличие куполов говорит о числе лет, проведенных за решеткой, либо о количестве ходок. Категорически исключено накалывание тату в виде церкви с куполами ради красоты или удовольствия, поскольку этот знак относится только к тюремным наколкам.

Что означает тату купола

Около ста лет назад на Соловецкие острова («Соловки») были отправлены уголовники, а также лица, представляющие угрозу для большевистского строя. К ним относилась и группа священников, не пожелавших иметь общих дел с вновь пришедшей властью. Именно они создали в тюрьме свое собственное движение, пропагандирующее борьбу против атеизма.

Власть в то время запрещала носить на теле церковные символы вроде крестиков. Именно поэтому священникам пришла в голову мысль делать тату в виде церкви с куполами. Заручившись поддержкой уголовных авторитетов, они успешно начали воплощать свою идею в реальность.

Современная трактовка символа

В XXI веке наколотые на спину или грудь купола имеют то же значение, что и сотней лет ранее . Соборы наносятся на ранее упомянутые части тела, а церкви - еще и на ноги. Взглянув на татуировку, можно получить следующие сведения про ее обладателя:

  • количество куполов - срок наказания (в годах);
  • число крестов - сколько имеется судимостей;
  • иногда о сроке заключения повествует количество окон на изображенном здании;
  • имеющаяся церковь с куполами может дополняться по мере осуждения за новые злодеяния;
  • храм на ладонях рук, закованных в кандалы, означает протест.

Кстати, церкви с куполами имеют разное значения для мужчин и женщин. У первых можно получить исчерпывающую информацию о человеке; с женщинами все проще. Храмы с куполами встречаются иногда у лиц женского пола; в их случае наколка обычно означает наличие судимостей за кражи в мелком либо крупном размере.

Если человек не имеет отношения к преступности или криминальному миру, ему стоит воздержаться от нанесения подобных эскизов на свои части тела. Конечно, наличие тату в виде церквей - лишь стереотип, прочно закрепившийся в понимании обывателя, однако из-за него к обладателю тату может сложиться негативное отношение без каких-либо иных причин.

Итак, в книге Левит мы находим слова: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев. 19: 28). Приведенная цитата более чем очевидна. Бог говорит «нет» подобному обычаю. Но почему осуждается такое деяние? Чтобы понять эту заповедь, надо вникнуть в культуру того времени.

Большинство культур той эпохи были варварскими по своей природе, народ же Израиля образовал новую нацию. Закон, данный Богом Моисею, был фундаментом, на котором держалась эта нация. Народ Израиля был призван жить в совершенно иной системе ценностей, отличной от культуры насилия, разбоя и смерти, свойственной другим, соседним народам. Татуируя свои тела, иудеи ничем бы не отличались от язычников, совершавших ритуальные убийства, «священное» насилие, массовую резню и обожествлявших страсти, разрушительные для души человеческой. Это, возможно, является одной из причин, по которым Бог дает заповедь против татуировок.

В нашей культуре татуировки уже не несут того смысла, что во времена Моисея. В эре благодати тело является храмом Духа Святого, в нем пребывает Христос в силу . Если мы посмотрим на мотивы, по которым люди наносят себе татуировки, то увидим, что по большей части им хочется просто отличиться от других. Но нонконформизм, следование модным трендам, желание шокировать – всё это чуждо закону любви Христа, Распятого и Воскресшего из мертвых.

Некоторые полагают, что . Это говорит об их желании улучшить то, что сделано было Богом (ср.: Пс. 138: 14) . Или указывает на комплекс неполноценности и на то, что они не удовлетворены своим телом, а также свидетельствует о потребности в новой идентичности, поиске своего иного, более интересного «я», что характерно для переживающей кризис личности; не имея достоинств, которые можно было бы продемонстрировать, они пытаются таким образом поразить других (и в первоначальном значении этого слова тоже). Между тем новизна может вызвать удивление не более чем на секунду, чтобы потом утонуть в потоке банальностей, уже не раз виденных.


В мусульманском мире христиане накалывают себе крест на руку для того, чтобы в случае смерти быть похороненными по-христиански. Однако это говорит также и об их желании умереть за Христа и исповедовать Его до самой смерти, если они будут захвачены радикальными исламистами, для которых христианство – постоянная мишень. В этом случае татуировка может означать призвание к мученичеству, стремление к исповедничеству до самой смерти и несокрушимую любовь к Распятому.

Таким образом, когда татуировки не свидетельствуют о вере, они являются неудачной подменой личности, культуры, эрудиции, чувства юмора, жизнерадостности, открытости, веры, творческой уникальности. Они служат только показателем отчаянных поисков собственного «я», все более кричащего, поисков в тех местах, где его не было и не будет никогда.

Татуировки религиозного характера достаточно неоднозначно воспринимаются Священным писанием, а также верующими людьми. Однако часто можно встретить образы, имеющие прямое отношение к Христианству. Например, лик Иисуса Христа , крестики , молитвы , отсылки к Библии. Причем не всегда такого рода татуировки делают религиозно настроенные люди. Зачастую их можно встретить на коже заключенных, причем, не всегда они наколоты в дань уважения.

Христианство как мировая религия

Христианство по праву относится к одной из самых распространенных религий. Основана она на учениях Иисуса Христа, которые записаны в Священном писании. Причем личность автора Библии считается историчной. По области распространения и количеству верующих христианство считается крупнейшей мировой религией. Существует три ветви: протестантизм, католицизм и православие . Своему рождению христианство обязано Палестине. Однако в первый раз государственной религией его официально приняли в Великой Армении.

Лик Иисуса в груди - христианская татуировка

Христианство – монотеистическая религия. В ней встречается образ единого Создателя. При этом упоминается, что существует три ипостаси Бога: Бог отец, Бог сын и Святой дух. Христианские татуировки, фото которых есть в свободном доступе, могут изображать Иисуса Христа. Его образ достаточно популярен в среде христиан, желающих сделать татуировку.

Христианская татуировка: крест надписью на предплечье

Отношение духовенства к татуировкам

Многие религии крайне негативно относятся к любым татуировкам. По ряду причин духовенство не приемлет разукрашивание своего тела. Следует отметить, что в Библии не так много упоминаний о татуировках. Это связано с тем, что украшением тела с помощью росписи занимались в основном язычники . Это и является основным аргументом духовенства.

Христианская татуировка молящегося на плече

А вы знали? Мусульманство также крайне негативно относится к появлению татуировок у верующих. Одно из объяснений основано на том, что образ Аллаха нельзя упоминать в уборных. Поэтому при наличии на теле украшений с именем Всевышнего необходимо их снять. Понятно, что рисунок с тела смыть сложнее. Христианские татуировки, значение которых каждый выбирает сам, также не особо поощряются церковью.

Христианская татуировка: крест и руки молящегося

Почему церковь не приветствует татуировки?

Существует несколько вариантов, почему согласно Библии, запрещены христианские татуировки. Эскизы можно найти в интернете, но сначала лучше ознакомиться с мнением духовенства:

  • Отсылка к книге Левит. Перефразируя ее, можно сказать, что Бог был против украшения своего тела в знак скорби по погибшим. Причиной этого запрета может служить время, в которое и писались Священные книги. К примеру, многие племена язычников не стеснялись в украшении тела краской, татуировками. Иногда, в знак горя, варвары могли наносить себе вред, делать порезы, раны. Чтобы не уподобляться им в прочем, нельзя следовать за ними и в этой традиции;
  • Украшение себя также противно истинному христианину. Все-таки Бог создал человека именно таким, по образу и подобию своему. Поэтому попытки внести изменения, которые сложно обратить вспять – это кощунство. При этом, большинство делает татуировку именно по причине недовольства своей внешностью. Или же владелец изображения желает привлечь к себе чье-то внимание, что также противоречит самим основам христианства.

Узорный крест - христианская татуировка

Варианты татуировок

Выше перечисленные причины не указывают на то, что человек, который решил сделать татуировку в знак своего искреннего отношения к вере, грешник. Прямых запретов на украшение себя рисунками нет. Поэтому христианские татуировки достаточно популярны. Всевозможные вариации крестиков считаются одной из самых распространенных татуировок на религиозную тематику. При этом она может нести ряд значений:

  • Обозначение отношения к конкретной религии;
  • Желание всегда иметь при себе крестик;
  • Символ добра и альтруизма;
  • Защита от злых сил. Ранее считалось, что место, на котором находится крест, оберегается от ран противника.

Другие варианты, не относящиеся к христианству достаточно разнообразны. К примеру, крест может обозначать крах надежд, или служить напоминанием о законченном деле. Но основной символ креста – честь, доблесть, сила . Человек, выбирающий из многообразия эскизов тот, в котором присутствует крест, либо обладает этими качествами, или же хочет их развить в себе.

Распятый Иисус Христос - христианская татуировка

В знак веры у меня есть небольшая татуировка в виде православного крестика на запястье . Я знаю, что я не совсем эталон религиозности, частенько грешу, да и к татуировкам Бог вряд ли относится положительно. Но мне так легче. Татуировка маленькая, не вычурная, очень скромная.

Мария, Нижний Новгород.

Христианская татуировка руками молящегося и крестом

Места нанесения татуировок

Такого рода татуировки лучше всего наносить на область, выше талии. Также не рекомендуется набивать изображение в интимной зоне . Образ Иисуса, цитаты из Библии, сценки из Писаний могут занимать много места, поэтом их предпочитают наносить на спину , область груди, предплечье. Небольшие татуировки можно легко расположить практически везде. К примеру, многие девушки любят делать татуировку на запястье или шее.

А вы знали? Татуировку с изображением Иисуса, крестов очень любят заключенные. В ряде случаев это отсылка к тому, что они действительно встали на путь исправления, раскаиваются в прошлом, хотят вернуться в мир новыми людьми. Однако есть еще категория оскорбительных татуировок. В них божественные образы выступают тем, что заключенный высмеивает. Это обозначает, что власть Бога для него ничего не значит.

Монашка с крестом в руках - христианская татуировка

Такого рода татуировки предполагают особую манеру зарисовки. К примеру, их делают черно-белыми , или в нескольких неярких цветах. Также подбирают лаконичные эскизы.

На моей татуировке изображен крест. Большой, массивный, выполненный под старину. Находится он прямо под левой грудью Средний рейтинг: 5 из 5 .