Нижнее белье

Воздушная одежда земли состав и значение атмосферы. Атмосфера - воздушная одежда земли

Цель:

  • Обучающая. (Знать состав воздуха, типы облаков, закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водой.)
  • Развивающая. (Развить у учащихся навыки выделять главное и делать выводы, обогащение специальной речи учащихся.)
  • Воспитательная. (Формирование умений учащихся самостоятельно искать ответы на поставленные задачи, умение слушать товарищей, работать с различными источниками знаний.)

Ход урока

  1. Организационный.
  1. Объявление темы урока.
  2. Задачи урока.
  3. На протяжении урока дети ставят себе плюсы за каждый свой правильный
    ответ.
  4. Работаем с сигнальными карточками.
  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
  1. Что это такое?

Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, и все же.
Без него мы жить не можем? (воздух)

  1. О каких свойствах воздуха идет речь в загадке? (Невидимый, прозрачный, необходим для дыхания).
  2. Демонстрация опытов (учащиеся сами называют свойства воздуха)
  • Удар мяча о пол. (Сжимаем и упруг.)
  • Опускаю пустой стакан в чашку с водой. (Воздух занимает место.)
  • Колба и вставленная в нее стеклянная трубка, в трубочке закрашенная капелька воды, нагреваю руками колбу, капелька поднимается к верху, прекращаю нагревать, капелька устремляется вниз. (При нагревании воздух нагревается, при охлаждении сжимается).
  1. Что еще можно сказать о теплом воздухе?? Теплый воздух поднимается вверх (записываю это на доске)
  2. Имеет ли воздух вес? Решите практически. (опыт с шариком) Да. (надувной шарик - ненадутый имеет меньший вес, чем надутый)

Учащиеся называют еще раз все свойства воздуха и записывают в тетрадь.

  1. Основной этап.
  1. Почему так названа тема «Воздушная одежда Земли»

Предположения, высказывания ребят (вспоминают о температуре на Луне и сравнивают с температурой на Земле).

Вывод: 3емля покрыта воздушной оболочкой, толща воздуха днем рассеивает солнечные лучи, и Земля нагревается слабо, а ночью воздух не дает Земле быстро охлаждаться и, словно под невидимым одеялом, сохраняет тепло до утра. Отсюда и такое название темы.

  1. Воздушная оболочка Земли называется атмосферой (запись в тетрадь)
  2. Обращаю внимание на проблемный вопрос, записанный на доске.

Состав воздуха в классе перед началом занятий и после разный. В чем заключается это отличие? Предложите способ улучшения воздуха в классе.

  1. Работа с учебником (А.А Плешаков, Н. И Сонин « Природоведение».) стр. 74., Читают 1 и 2 абзац (Самостоятельно)
  • Первая группа ребят - ученые
  • Вторая группа ребят - журналисты
  • Двое ребят- аналитики

Первая группа рассказывает о составе воздуха, используя диаграмму.

Вторая группа задает вопросы 1 группе.

Аналитики делают выводы, которые дети записывают в тетрадь.

  1. Один из подготовленных ребят демонстрирует опыт.

Зажигает две свечи, одну закрывает стаканом, другую нет. Закрытая свеча гаснет.

Опять проблема: « Почему так происходит?»

Дети предлагают решение этой задачи и делают вывод:

Кислород поддерживает горение. Углекислый газ не поддерживает горение.

Ребята рассказывают еще о свойствах этих газов.

  1. Человеку ежедневно требуется 20 г азота.
  • А как он попадает в организм человека? (вопрос на дом желающим эрудитам - найти ответ)
  1. Работа с учебником. (Стр. 74, 3-4 абзац.)

К тексту составить вопросы репродуктивные и творческие. После чтения учащиеся сначала задают вопросы непосредственно к тексту и отвечают, а затем творческие, на которые нет ответа, но они побуждают ребят искать их в других источниках, потому - что это интересно.

Делают вывод: Облака бывают: слоистые, перистые, кучевые. Со слоистыми и кучевыми облаками связаны осадки (дождь, снег). С высотой температура понижается на 6 градусов на каждый километр.

  1. Чтение стихотворения (см. приложение 1).
  • О чем идет речь? (О ветре.)
  1. Индивидуальные сообщения ребят

1ученик - нагревание охлаждение воздуха над сушей и водой (использование
схемы, таблицы)

2 ученик - ветер, типы ветров.

  1. Закрепление.
  1. Сказка (смотри приложение 2)
  2. Биологические задачи на стрелках, показывающие направление ветра. Сначала дети говорят- какой ветер, затем снимают стрелку и на обратной стороне читают задачу и свои варианты решения (смотри приложение 3).
  3. Отвечают на проблемный вопрос, записанный на доске. Ответы ребят развернутые, правильные, ошибочные, неожиданные, особенно при обсуждении второй части.
  4. Тест (1 вариант - четные вопросы, 2 вариант- нечетные вопросы, некоторые учащиеся получают карточки.) (смотри Приложение 4.) После выполнения, ответы дают дети, которые имеют возможность увидеть, где они ошиблись, какой правильный ответ.
  1. Итог урока, (рефлексия)
  1. Красные- 6 плюсов и больше «5»

Синие-4-5 плюсов «4»

Желтые- 2-3 «3»

  1. Поднять сигнальные карточки (проверка теста)

Красные - нет ошибок «5»

Синие- 1 ошибка «4»

Желтые- 2-3 ошибки «3»

Белые- 4 ошибки (еще надо поработать).

  1. Подводим предварительный итог, выставляем оценки.
  2. Поднять сигнальные карточки.

Красные- все понятно, могу пересказать.

Синие- все понятно, пересказать затрудняюсь.

Желтые- не все понятно, требуется дополнительное объяснение.

  1. Домашнее задание:
  1. Написать прогноз погоды.
  2. По желанию - Найти ответ на вопрос, «Какие слои различают в атмосфере? Где формируется климат?»
  3. По желанию - Как в живой организм проникает азот?
  4. Спросить у родных о народных приметах, по которым можно предсказать погоду.

Воздух окружает нас со всех сторон, он всюду. Земной шар окутан слоем воздуха толщиной в несколько километров.

Воздушную оболочку Земли называют .

Атмосфера представляет собой смесь газов, в которой 78% составляет азот, около 21% - кислород, а 1% приходится на другие газы, в том числе углекислый газ и пары воды. Кроме того, в ней содержатся капельки воды, кристаллики льда, частички различных примесей (пыли, сажи, вулканического пепла, морской соли), пыльца растений, споры бактерий.

Из всех газов, входящих в состав воздуха, наиболее важным для большинства живых организмов является кислород.

Особую роль для всего живого на Земле имеет озоновый слой, который защищает живые организмы от вредного ультрафиолетового излучения Солнца. Атмосфера постепенно, без резкой границы переходит в космическое пространство.

Движение воздуха

Солнце неравномерно нагревает Землю, температура тех или иных её участков может сильно различаться (сравните, например, полярные и экваториальные районы). Да и сама поверхность Земли неоднородна и по-разному нагревается и удерживает тепло. Море нагревается медленнее и дольше отдаёт тепло, а суша, наоборот, нагревается и отдаёт тепло быстрее. В результате воздух находится в постоянном движении: нагретый воздух поднимается вверх, его место занимает более холодный.

Явления в атмосфере

Нередко в атмосфере можно наблюдать интереснейшее явление - грозу. Она происходит, когда между мощными дождевыми облаками или между облаками и землёй возникают многократные электрические разряды - молнии. Электрические искры, пробивая воздух, мгновенно разогревают его, он резко расширяется, производя сильный шум, и мы слышим удар грома.

Погода

Люди с давних пор ведут наблюдения за состоянием атмосферы, чтобы предсказывать погоду. Это необходимо людям различных профессий (лётчикам, морякам, водителям транспорта).

Да и каждый из нас интересуется, какая погода будет завтра.

Погода - это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент.

Погода характеризуется температурой, влажностью, облачностью, направлением и скоростью ветра, осадками. В настоящее время за следят метеорологические службы различных стран. Они составляют прогнозы погоды на ближайшие дни и на более длительный срок.

Климат

Для каждой местности характерны определённые типы погоды и их смена, т. е. режим погоды.

Многолетний режим погоды называют климатом .

На климат любой территории оказывает влияние распределение суши и моря, рельеф. Климат зависит от высоты местности над уровнем моря. На Земле есть районы с холодным, умеренным и жарким климатом. Различают также климат влажный и сухой.

Климат, так же как и погода, включает важнейшие характеристики состояния атмосферы: температуру, влажность, облачность, осадки, ветры.

Климат влияет на состояние водоёмов, жизнь растений и животных, здоровье людей. Знания о позволяют правильно вести хозяйство, например избегать ошибок при строительстве зданий, дорог, плотин. Особенно важны эти знания для сельского хозяйства. Ведь подбор культурных растений, сроки их выращивания и особенности ухода - всё это зависит от климата.

Беспокойная атмосфера

В атмосфере часто возникают грозные явления природы - и смерчи .

Ураганы (их ещё называют тайфунами, от китайского слова «тай фын» - большой ) - это гигантские атмосферные вихри. Они возникают над тропическими морями, когда поднимающийся тёплый воздух начинает стремительно вращаться, захватывая обширные области. Диаметр таких вращающихся зон может достигать 500 и даже 1000 км, а скорость вращения по краю доходит до 400 км/ч.

Обычно ураганы сопровождаются проливными дождями, приводящими к наводнениям. Всё это приносит большие разрушения, приводит к человеческим жертвам. Наиболее часто ураганы наблюдаются на Филиппинах, в Китае, Японии, в южных районах США, в северной части Австралии.

Смерч - это тоже вихрь, но не такой, как ураган. Он представляет собой крутящийся столб воздуха до 500 м шириной. Как пылесос, он засасывает всё, что встречается на его пути. А движется он обычно со скоростью 50-60 км/ч. Смерч может поднять в воздух людей, скот, автомобили, постройки. Бывали случаи, когда смерч, пройдя через болота, озёра, засасывал их содержимое и затем, угаснув, высыпал на головы изумлённых людей «дожди» из рыб и лягушек.

Особенно часто опасные смерчи возникают в США. Там их называют торнадо (от испанского слова «торнадос» - вращающийся). А слово «смерч» - русское, оно происходит от слова «сумрак», поскольку смерч возникает в мрачной грозовой обстановке.

  1. Каково значение атмосферы в жизни нашей планеты?
  2. Из каких газов состоит воздух?
  3. За какими облаками вы можете наблюдать?
  4. Что такое ветер?
  5. Почему происходит гроза?
  6. Что такое погода? О каких показателях состояния атмосферы со общают в прогнозах погоды, передаваемых по радио и телевидению?
  7. Что такое климат? Чем он отличается от погоды?
  8. Какой климат характерен для вашей местности: холодный, уме ренный или жаркий; сухой или влажный?
  9. Возникают ли в вашей местности ураганы? Чем они опасны?
  10. Опишите погоду сегодняшнего дня.

Атмосфера - это воздушная оболочка Земли. Атмосфера представляет собой смесь газов. Воздух находится в постоянном движении. Движение воздуха вдоль поверхности Земли называют ветром. В атмосфере образуются облака, выпадают осадки. Погода - это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент. Климат - это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

В атмосфере часто возникают грозные явления - ураганы и смерчи.

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Поиск по сайту.

Когда мы читаем об освоении человеком Луны и планет, мы часто сталкиваемся с вопросами, ка­сающимися атмосферы. Есть ли атмосфера и на других планетах?
Насколько известно ученым, ни одна планета или звезда не имеет атмосферы, похожей на на­шу.
На уроках природоведения мы узнали о химическом составе, физических свойствах, о явлениях, происходящих в атмосфере Земли.
А вот некоторые интересные факты об атмосфере, которые удивят не только детей, но и наших родителей.

  • Атмосфера земного шара весит 5 300 000 000 000 000 тонн. Если бы, например, потребовалось перевезти груз, равный весу земной атмосферы, из Москвы в Ленинград и если бы каждый поезд имел 100 вагонов и проходил весь путь за 10 часов, то надо затратить на перевозку этого груза почти 4 млрд. лет
  • Воздух давит на нас со всех сторон. Давление воздуха на наш организм составляет 1 тонну. Мы не ощущаем этого давления, потому что наш ор­ганизм привык к нему.
  • Земля и воздух неотделимы. Если бы земная атмосфера не перемещалась вместе с Землей, то многие путешествия было бы весьма просто совершить. Достаточно было бы подняться над земной поверхностью на воздушном шаре и опуститься тогда, когда нужный участок Земли будет под воздушным шаром.
  • На Северном полюсе теплее, чем на Южном. Северный полюс находится на уровне моря, Южный - на высоте свыше 3 километров от уровня моря. Северный полюс окружен со всех сторон материками, которые летом дают немало тепла; к Северному полюсу подходит ветвь теплого течения Гольфстрим; Северный полюс освещается солнцем почти на наделю дольше, чем Южный.
  • В пустыне Атакама на Тихоокеанском побережье Америки ежегодно выпадает не более 8 миллиметров осадков; из-за сухости трупы павших животных там высыхают и лет по тридцать не сгнивают.
  • Преодолевая силу тяжести, мощная тепловая "машина", приводимая в движение энергией Солнца, ежегодно поднимает с поверхности всего земного шара в атмосферу 511 тысяч кубических километров воды. 411 тысяч кубических километров поднимается с одной только поверхности океана.
  • Гроза в Египте бывает всего один раз в 200 лет.
  • Молнии приносят пользу. В своем "молниеносном" полете они успевают выхватить из воздуха миллионы тонн азота, "связать" его и направить в землю. Это бесплатное удобрение обогащает почву, на которой растут злаки.
  • Флюгер, как предполагают, - один из наиболее древних метеорологических приборов. Еще около двух тысяч лет назад идея устройства "ветроуказателя" была занесена с Востока в Европу, В древней Японии и Китае флюгер имел, вид дракона. В средневековых европейских Городах стало обычаем украшать шпили высоких зданий флюгером, изображающим петуха. Приборы эти получили название "петухов погоды", так как за переменой ветра часто следовала перемена погоды.
  • Старинной кладки колодец, "предсказывающий" погоду, имеется на плато Устюрт, в Казахстане. Перед дождем, туманом или снегопадом он втягивает в себя воздух, а в погожий, сухой солнечный день, наоборот, выталкивает его наружу. Если в этот момент кинуть в колодец шапку, она, не достигнув воды, вылетит обратно. Колодец-феномен, выложенный долбленными известковыми плитами, служит гурьевским чабанам природным барометром. Он исправно оповещает их о приближающемся ненастье.

На этом уроке мы узнаем, что такое атмосфера, познакомимся с ее свойствами и характеристиками. А также узнаем, как она взаимодействует с другими частями планеты.

Тема: Земля

Урок: Воздушный океан Земли

Атмосфера — газовая оболочка небесного тела, удерживаемая около него гравитацией. Атмосфера определяет погоду на поверхности Земли, изучением погоды занимается метеорология, а длительными вариациями климата — климатология. Атмосфера Земли возникла в результате выделения газов при вулканических извержениях. С появлением океанов и биосферы она формировалась и за счёт газообмена с водой, растениями, животными и продуктами их разложения в почвах и болотах.

Воздух — естественная смесь газов, образующая земную атмосферу. Воздух необходим для нормального существования подавляющего числа наземных живых организмов.

В настоящее время атмосфера Земли состоит, в основном, из газов и различных примесей (пыль, капли воды, кристаллы льда, морские соли, продукты горения).

Концентрация газов, составляющих атмосферу, практически постоянна, за исключением воды и углекислого газа.

Рис. 1. Состав атмосферы Земли ()

Воздушным океаном атмосферу можно назвать из-за огромных размеров, циркуляции и схожих с гидросферой процессов.

Загрязнение воздуха является изменчивым процессом; множество различных загрязнителей участвует в этом. После выброса загрязняющих веществ в воздух они взаимодействуют друг с другом и окружающей средой, вступая в сложные реакции в зависимости от температуры, влажности и прочих условий внешней среды. Загрязняющие вещества можно разбить на две группы:

Первичные загрязняющие вещества - вещества, образующиеся в ходе деятельности человека;

Вторичные загрязняющие вещества - вещества, образующиеся в результате взаимодействия первичных загрязняющих веществ с атмосферой. Воздух загрязняют машины, заводы.

Рис. 2. Загрязнение воздуха ()

Толщина атмосферы — примерно 120 км от поверхности Земли.

Атмосфера имеет следующее строение:

Рис. 3. Строение атмосферы ()

Чем выше от поверхности Земли, тем ниже становится температура.

Облака - скопления взвешенных в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. Облака образуются главным образом в тропосфере.

Облака бывают трех типов:

Рис. 4. Перистые облака ()

Рис. 5. Кучевые облака ()

Рис. 6. Слоистые облака ()

Кучевые и слоистые облака участвуют в выпадении осадков.

К характеристикам атмосферы относятся: температура, давление, скорость ветра.

Погода - это состояние нижнего слоя атмосферы, в определенном месте и в определенное время.

Климат - многолетний режим погоды. На формирование климата оказывают влияние ряд причин, которые называются климатообразующими факторами: количество солнечной энергии, рельеф, Мировой океан, географическое положение, морские течения.

Основной характеристикой погоды является температура воздуха.

В атмосфере происходит постоянная циркуляция воздуха: холодный опускается вниз, а горячий поднимается вверх. Таким образом, происходит вертикальное перемещение воздуха.

Ветер - это горизонтальный поток воздуха. Основными его характеристиками являются скорость и направление.

Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим её громом. Молнии также были зафиксированы на Венере, Юпитере, Сатурне и Уране и др. Ток в разряде молнии достигает 10—100 тысяч ампер, напряжение — миллионов вольт (иногда достигает 50 млн. вольт), тем не менее, погибает после удара молнией лишь 47,3 % людей.

Гроза атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветром.

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.: ил.

2. Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К. и др. Природоведение 5. - М.: Учебная литература.

3. Еськов К.Ю. и др. Природоведение 5 / Под ред. Вахрушева А.А. - М.: Баласс.

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - с. 173, задания и вопрос. 1, 2, 5.

2. Какие бывают облака?

3. Что такое погода и климат?

4. * Подготовьте небольшое сообщение о крупной грозе. Какой ущерб она нанесла?