Теплые вещи

Никитины. В оке ушла из жизни народная учительница аюшеева александра шарлаевна С литературой на войне и в жизни

Никитины

Неуважение к предкам есть

первый признак дикости и

безнравственности.

А. С. Пушкин.

Нравственность - это, то, что отличает человека от других живых существ. Человек способен в законы своей совести вносить коррективы, но именно эти изменения и ведут к тому, что человек становится безнравственным. Пушкин считал неуважение к памяти своих предков - первым таким симптомом, первым признаком. Вот, оказывается, с чего начинается нравственное падение человечества, людей - с потери уважения к предкам, их делам, достижениям. Недаром таких людей называют «Иванами, не помнящими родства».

Свою работу я посвятила изучению биографии моих дедушки и бабушки, Никитиных Петра Осиповича и Валентины Александровны, которые оставили заметный след в истории не только села, но и нашего района, республики. Я думаю, этот материал будет интересен как для школьного музея, так и районного.

Материал был собран в ходе бесед с ними, воспоминаний современников, газетных статей тех времен.

1.1. ДАЛЕКОЕ ДЕТСТВО.

Мой дедушка, Петр Осипович родился 5 ноября 1934 года в большой и дружной семье в селе Верхние Тальцы. Его родители, Осип Капитонович и Августа Ефремовна воспитали 9 детей. Все дети получили образование

(1 -высшее, 2- среднее специальное). Из воспоминаний дедушки: «... В 1941 году пошел в первый класс, школа тогда была семилетняя. С первого класса работал на плантации табака - пололи, поливали. С 5 класса работал в бригаде на сенокосе. После окончания 7 класса работал на трелевке леса, а с 14 лет стал работать учетчиком в полеводческой тракторной бригаде. Восьмой класс закончил в селе Унэгэтэй в 1949 году. Еще проработав год, закончил 9,10 класс к тому времени в селе Верхние Тальцы открылась 10-летка.

Был призван в армию в 1954 году. Служил на севере, порт Тикси. После службы, в 1957 году поступил в БСХИ на агрономический факультет».

Бабушка, Валентина Александровна родилась 30 марта 1937 года в селе Баянгол МНР, в многодетной семье, где тоже воспитывалось 9 детей. Как вспоминает бабушка: « Семья была большая, ютились в маленькой избушке, спать приходилось на полу, часто болела. Помню, как провожали моих старших братьев в 1943 г на фронт. Ехали они на телеге, а мы все шли пешком за ними. Братья служили один в Белоруссии, другой в Корее.

Отец Зимирев Александр Александрович был председателем, дома его практически не видели. Время было очень тяжелое, все работали для фронта -сдавали хлеб, зерно, табак, вязали варежки, носки, шили кисеты.

Табак выращивали целыми плантациями, листья собирали и нанизывали на длинные нити, затем сушили, из стеблей делали махорку и всё отправляли на фронт. Мне очень хотелось в школу, в 1945 году я пошла в первый класс. В семье я была восьмым ребенком, учились по одному букварю, и мне он

достался изрядно потрепанным, но все страницы были на месте. С 1 по 4 класс училась в селе Шамор, а потом семья переехала на станцию Зун Хаара, где я закончила 10 классов.

1.2. СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ

После окончания школы поступила в сельхозинститут в г. Улан-Баторе на агрономический факультет, где проучилась 3 года и затем переехала в г. Улан-Удэ и продолжила учебу. Как вспоминает бабушка «.. .это была самая лучшая пора моей жизни. Жили только на стипендию, которая составляла 30 руб.

Здесь она познакомилась с Никитиным Петром Осиповичем, и на последнем курсе они поженились. Вместе занимались научно-исследовательской работой «Влияние микроэлементов на урожайность с/х культур и сроки посева» По этой теме писали дипломную работу. Им предлагали остаться работать в НИИ.Но это было не в характере молодых людей, им хотелось живого дела.

1.3. НАЧАЛО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В 1962 году молодая семья уезжает по направлению в Кяхтинское территориальное производственное колхозно-совхозное управление, где Петр Осипович занимает должность старшего агронома. В 1963 году переведен главным агрономом в колхоз им.Ленина Джидинского района. Валентина Александровна устроилась работать в Петропавловскую сред, школу учителем биологии и поступила в 1964 г на заочное отделение в БГПИ им. Д. Банзарова на биолого-химический факультет, который закончила в 1968 году.

1.4. «НЕТ, НЕ ГЕРОЙ ОН, НЕ ЗВЕЗДА - ПРОСТОЙ КРЕСТЬЯНИН ОН»

С чего начать, как поднять валовый сбор зерна, без чего немыслим подъем экономики колхоза? Эти заботы безраздельно заняли воображение молодого агронома с первых дней его работы.

Вот что писала тогда районная газета Джидинского района: «Идя, по пути интенсификации П.Никитин главный упор сделал на улучшение агротехники; на полив и орошение, и внесение удобрений. Хлеборобы колхоза сразу подметили в молодом специалисте смелую хватку и страсть к земле, оценили его знания и, главное, поиски, дерзания».

А в одном из осенних номеров районная газета писала: «Отгремела страда, золотым потоком и зеленым конвейером ушли колхозные нивы в закрома и на тока, в бурты и траншеи. И хлеборобы аймака собрались на свой традиционный праздник «Урожай», чтобы подвести итоги сделанному и наметить новые рубежи...

Многолюдно было днем на сельскохозяйственной выставке. Центром внимания был стенд колхоза им.Ленина. Даже бывалые полеводы - передовики производства с удивлением качали головами, комментируя показатели этого хозяйства.

Здорово дали. По 31 центнеру с гектара. И по сену вверх взяли - по 13 центнеров с га. А кукуруза более 500 центнеров зеленой массы с га.

Молодец Никитин, молодой, да видать, ранний. Ведь надо же: все призы забрали.

А вечером на совещании передовиков района колхозу им. Ленина присудили первое место по производству зерна. Отличился он и по продаже его - два годовых плана...»

Казалось, что все пошло, как он задумал, но зов родной земли не давал покоя. И вот весной 1965 года Петр Осипович с семьей переезжает в родное село, где был назначен главным агрономом совхоза «Заиграевский». Через год хозяйство переименовывается в совхоз «Верхне-Талецкий», в состав которого входили села Санномысск, Тарбагатай и Верхние Тальцы.

В декабре 1967 года назначен директором этого хозяйства.

«.. .У него были цели - сделать для родной земли все возможное, чтобы его односельчане жили лучше, богаче. Он был патриотом родной земли, вложил

всю свою энергию, порыв души, знания в развитие экономики родного края... И не ошибся Петр Осипович. Он добился своей цели: совхоз «Верхне-Талецкий стал одним из передовых хозяйств Хоринского района, не раз коллектив хозяйства заносили на республиканскую «Доску Почета».» (газета «Удинская новь» от 29 октября 2004 года)

Директором он проработал с декабря 1967 года надо мая 1987 года. За это время были построены молочнотоварные фермы в селах Верхние Тальцы и Додоголе на 200-400 голов с механизацией всех трудоемких процессов -дойка, раздача корма, уборка навоза. « Высокая механизация производства на Верхне-Талецком молочном комплексе всегда обеспечивала поступление на маслозавод молока с высокой жирностью и наименьшей загрязненностью». (Удинская новь» 1984 год)

Были обновлены почти все животноводческие помещения - кошары, телятники. Построен зерноток с необходимыми складскими помещениями, ремонтные мастерские, гаражи, типовой детский сад на 90 мест, типовая средняя школа на 500 учащихся; а также построены дома для рабочих совхоза и улучшены жилищные условия животноводов на гуртах и отарах.

Для создания прочной кормовой базы в хозяйстве было освоено более 3000 га целинных земель. Создана специальная отрасль - цех по кормопроизводству, внедрен коллективный подряд, сооружались оросительные системы, проводилась работа по организации полива лугов.

Как специалист он не останавливался на достигнутом, он все время совершенствовал организацию труда. Неслучайно хлеборобы совхоза одними из первых в районе внедрили ипатовский метод уборки хлебов, позволяющий снизить потери урожая до минимума и максимально сократить уборку. В животноводстве была внедрена поточно-цеховая система содержания коров, приема и выращивания телят.

Кроме внедрения полной механизации на фермах хозяйства был построен на Верхне-Талецкой МТФ Дом животноводов. В двухэтажном кирпичном

здание разместились просторный красный уголок, столовая, кухня, комната быта, магазин, кабинеты для специалистов, баня с раздевалкой. В округе не было подобного, и сюда приезжали со всех концов республики перенимать опыт.

В 1985 г начали строить -мост через р. Уду, который имеет большое значение для окрестных сел.

Естественно, такие результаты не приходили сами собой. Прежде всего, это заслуга руководителя хозяйства — результат правильно выстроенной хозяйственной и кадровой политики.

«.. .С ним работать было и трудно, и легко. Трудно, потому что он вспыльчив, иногда мог взорваться. Всегда высказывался открыто, прямо и безапелляционно, не взирая на лица. Зла не таил. Легко было с ним решать любые вопросы, потому что он был бесхитростным, честным, выделялся среди своих коллег исполнительностью и огромным трудолюбием. Раньше всех вставал, позже всех ложился спать, был порядочным и ответственным человеком», так о нем пишет Поликарп Васильевич Бахаев, бывший первый секретарь Хоринского райкома порти, проработавший на этом посту более 15 лет.

Справедливо в то время считалось, что совхоз «Верхне-Талецкий» - кузница кадров в районе. Петр Осипович воспитал целую плеяду руководителей хозяйств: Дубинин Петр Кириллович, Кузьмин Василий Яковлевич, Ильков Владимир Данилович, Помуран Павел Петрович.

Вклад Петра Осиповича в развитие сельского хозяйства района, республики высоко оценен. Он кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции, награжден 5 медалями «За доблестный труд», «За освоение целинных земель», имеет множество Почетных грамот Президиума Верховного Совета Бурятской АССР. Он заслуженный агроном Бурятской АССР.

В мае 1987 года был переведен в Байкальское объединение «Рыбакколхозсоюз» на должность председателя, где проработал 6 лет. Приходилось много разъезжать по командировкам в рыболовецкие колхозы. Не смотря на специфику данного производства, быстро вошел в курс дела, за что снискал уважение у председателей рыболовецких колхозов.

В апреле 1993 года он вновь возвращается в родное село в качестве главы Верхнеталецкой сельской администрации. С прежней активностью он решает проблемы жителей села.

На этом посту он проработал до 1999 года и в возрасте 65 лет ушел на заслуженный отдых.

1.5. ЕЁ ПРИЗВАНИЕ - УЧИТЕЛЬ.

И все это время рядом находилась добрая, понимающая жена. Ведь не зря говорят в народе: «Хорошая жена - половина успеха». Вместе они воспитали троих детей, дали им высшее образование.

Но Валентина Александровна была не только хорошей женой, хозяйкой, но и прекрасным педагогом. Учитель это было её призвание.

Она проработала в Верхне-Талецкой школе 22 года учителем биологии и трудового обучения, заведовала пришкольным участком, была заведующей по производственному обучению, руководителем школьного лесничества.

«... в 1964-65 год в 2 км от села на огороде, выращивали капусту и томаты.

В 1966-67 годах выращивали на пришкольном участке в парниках рассаду куузики для совхоза, участвовали в посадке, обработке и уборке урожая. За что школа была премирована трактором, а затем автомашиной». Вспоминает бабушка.

Большое внимание уделялось озеленению школы. В 1977 году переехали в новое здание школы, которая была построена на пустыре. Руководством района было дано задание «чтобы через год школа утопала в зелени». Под

руководством Валентины Александровны был разбит пришкольный участок, в соответствии с требованиями, здесь были и опытнический отдел, дендрарий, цветник, тепличное хозяйство, посажены саженцы плодово-ягодных культур.

И не случайно на районных выставках пришкольных участков и выставке цветов учащиеся всегда занимали призовые места.

«Большую природоохранную работу проводит учительница биологии Верхне-Талецкой средней школы Валентина Александровна Никитина. В течении уже многих лет она руководит школьным лесничеством.

Её кропотливая и плодотворная работа дает свои результаты - все члены школьного лесничества работают с удовольствием, знают, что охрана природы имеет большое государственное значение.

Членами общества и юными друзьями природы школы под руководством Валентины Александровны проведена значительная работа по озеленению села, территории школы. Школа является постоянной участницей районной выставки цветов». («Удинская новь» 1985г)

Под руководством Валентины Александровны члены школьного лесничества занимались посадкой сосновых саженцев, лесополос, охраной зеленых насаждений, привлечением птиц, сбором семян и почек сосны, лекарственных растений (бадан, боярышник, шиповник). Учащиеся являлись неоднократно призерами в районных слетах. Не случайно на базе Верхне-Талецкого лесхоза и Верхне-Талецкого школьного лесничества в июне 1981 года проходил 6 районный, а затем республиканский слеты школьных лесничеств и юных друзей природы.

В 20 км от села в местности Барун собрались делегации школьных лесничеств из 18 районов республики. В работе слета принимали участие министр просвещения бурятской АССР П.Ф. Бадарханов, министр лесного хозяйства Н.Е. Шелковников, зав.районо Б.С. Шойнжонов, директора Хоринского и Верхне-Талецкого лесхозов П.П. Романов, Н.М. Филиппов.

Учащиеся того времени до сих пор вспоминают кабинет биологии, который был гордостью школы. За помощь лесхозу была выделена премия в размере 1000 руб для кабинета биологии. На эту сумму были приобретены чучела и силами учащихся под руководством Валентины Александровны, был организован музей природы.

В кабинете был собран богатый материал по природоохранительной работе, оформлены планшеты, стенды.

Как отмечают её ученики: «... Валентина Александровна была спокойной, доброжелательной, ни когда не повышала голоса, умела привлечь, заинтересовать». Она умела шить, вязать, готовить, чему и учила девочек на уроках труда. У неё богатая фантазия, хорошо рисовала, изготавливала поделки из природного материала, умела делать чучела птиц, рыб. За годы работы собран богатый гербарный материал, коллекции.

1987 году переехала вместе с мужем в г.Улан-Удэ. Устроилась в СПТУ-16 мастером по производственному обучению, а в 1989 году в школу №49 учителем биологии, организатором ОПТ и зав. теплицей, где проработала до 1992 года и ушла на заслуженный отдых.

За свою работу она удостоена звания «Отличник народного просвещения РСФСР», за достигнутые успехи в области образования и воспитания подрастающего поколения имеет грамоты от Министерства лесного хозяйства, Министерства просвещения Бур. ССР, от районного совета ВООП и др.

1.6. МЫ ТОЛЬКО С ВИДУ СТАРЫЕ.

Счастливым быть и в возрасте возможно,

По сердцу дело, если ты найдешь,

И, если рядом друг надежный

Не заскучаешь с ним, не пропадешь

Сейчас бабушка и дедушка, не смотря на свой возраст, оптимисты. Они занимаются хозяйством, все лето работают на огороде. Дед не сидит на месте,

старается больше двигаться, хлопочет во дворе. В свободное время читают, бабушка вяжет, размышляя о прожитом, пишет стихи. Хочу закончить её стихами:

Не искали мы легкой жизни

И судьбою довольны вполне

Пред людьми наша совесть чиста

Этим счастливы мы вдвойне.

Чтобы не мучила совесть

Что-то, чего-то не смог

Всё успевали мы делать

Порою хотя и валились с ног.

«Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности» (А.С.Пушкин) Нравственность - это, то, что отличает человека от других живых существ. Нравственное падение человечества начинается с потери уважения к предкам, их делам, достижениям. Свою работу я посвятила изучению биографии своих дедушки и бабушки, Никитиных Петра Осиповича и Валентины Александровны. Материал был собран в ходе бесед с ними, из воспоминаний современников, газетных статей того времени.

Мой дедушка, Петр Осипович, родился 5 ноября 1934г. в с. Верхние-Талыды. Его родители Осип Капитонович и Августа Ефремовна воспитали 9 детей. В 1941 дедушка пошел в школу. С первого класса работал на выращивании табака, с 5 в бригаде на сенокосе, после окончания 7 работал на трелевке леса, с 14 лет стал учетчиком в полеводческой тракторной бригаде. 9,10 классы закончил в с. Верхние-Тальцы. Был призван в армию в 1954г. служил на Севере, порт Тикси. После армии, в 1957г. поступил в БСХИ на агрономический факультет.

Бабушка Валентина Александровна родилась 30 марта 1937г. в с. Баянгол в МНР. Родители Зимиревы Александр Александрович и Мария Васильевна тоже воспитали 9 детей. В 1945г. пошла в первый класс. После окончания школы поступила в сельхоз институт в г. Улан-Батор на агрономический факультет, где проучилась 3 года, затем переехала в Улан-Удэ и продолжила учебу. Здесь они познакомились с Петром Осиповичем и на последнем курсе поженились. Вместе занимались научно-исследовательской работой «Влияние микроэлементов на урожайность с/х культур и сроки посева».

В 1963г П.О. переведен главным агрономом в колхоз им. Ленина Джидинского района. В.А. устроилась работать в Петропавловскую среднюю школу учителем биологии и поступила в 1964г. на заочное отделение в БГПИ на биолого-химический факультет, который закончила в 1968г.

Весной 1965г. П.О. с семьей переезжает в родное село, где был назначен главным агрономом совхоза «Верхнеталецкий» в состав которого входили села: Санномыск, Тарбагатай, Верхние-Тальцы. В декабре 1967 назначен директором этого совхоза, в котором проработал до мая 1987г. За это время были построены молочнотоварные фермы в с. В-Т, Додоголе. В В-Т построен зерноток с складскими помещениями, ремонтные мастерские, гаражи, детский сад, средняя школа. Было освоено более 3000га. целинных земель. Совхоз «Верхнеталецкий» был одним из передовых хозяйств в Хоринском районе.

П.О воспитал целую плеяду руководителей хозяйств: Дубинин Петр Кириллович(бывший дирекор с-за курбинский) Кузьмин Василий Яковлевич, Ильков Владимир Даниловин (пред=ль СПК Кульский). Прмуран Павел Петрович_(предс-ль СПК Верхнеталецкий)

В 1985г. был избран депутатом Верховного совета Бурятской АССР.

В мае 1987г был переведен в Байкальское объединение «Рыбакколхозсоюз» на должность председателя, где проработал 6 лет.

В апреле 1993 он возвращается в Верхние-Тальцы в качестве главы сельской администрации. На этом посту проработал до 1999г и ушел на заслуженный отдых.

Вклад П.О. в развитие с/х хозяйства высоко оценен. Он кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции, награжден медалями «За доблестный труд», «За освоение целинных земель». Он заслуженный агроном Бурятской АССР.

И все это время рядом находилась добрая понимающая жена. Валентина Александровна была не только хорошей женой и хозяйкой, но и прекрасным педагогом. Она проработала в Верхнеталецкой школе 22года учителем биологии и трудового обучения, заведовала пришкольным участком, была руководителем школьного лесничества.

В 1977г переехали в новое здание школы расположенного на пустыре. Под руководством Валентины Александровны был разбит пришкольный участок и произведено озеленение школы. Члены школьного лесничества занимались посадкой сосновых саженцев, лесополос, сбором семян и почек сосны, лекарственных трав. На базе Верхнее-Талецкого лесхоза и лесничества в июне 1981 проходил 6районный, а затем республиканский слеты школьных лесничеств. За помощь лесхозу была выделена премия для кабинета биологии, на которую были приобретены чучела животных и учащиеся под руководством В.А. организовали музей природы.

За свою работу она удостоена звания «Отличник народного просвещения «РСФСР», имеет грамоты от Министерства лесного хозяйства, Министерства просвещения, от районного совета

Сейчас бабушка и дедушка, не смотря на свой возраст, оптимисты. Они занимаются хозяйством, все лето работают в огороде.

В процессе работы над биографией я познакомилась только с одним звеном цепи и в дальнейшем хочу продолжить изучение своего рода. Работа по изучению рода требует скрупулезности. К сожалению, традиция изучения родословной на Руси почти утеряна.

Не первый ты. Но крайний ты. (С.Викулов)

Тебе досталось жить сегодня - ты крайний в роду, и ты не можешь перед своим родом сказать: «Моя хата с краю», потому что так устроена жизнь, что крайнему передается все, что накоплено прежде. И все это ты должен донести до следующего поколения, сохранить память рода. У тебя нет права проигнорировать эту задачу поставленную историей. А что если и к тебе так же отнесутся потомки - с пренебрежением, равнодушием и забудут тебя. Человек, оторвавшийся от корней, разорвавший связь времен, посягнувший на то, что вечно - ничтожен, смешон. (Мартышин B.C. «Твоя родословная»)

Никитина Валентина Александровна, пенсионерка

Никитина Елена Петровна, студентка БГУ

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в 1971 - 1980 годах осуществлены крупные мероприятия по комплексному развитию производительных сил Бурятской АССР, предусмотренные в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 мая 1972 г. N 368.

За этот период объем промышленного производства в автономной республике возрос в 1,8 раза, введены в действие Холбольджинский угольный разрез, Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат, завод металлических мостовых конструкций, первая очередь Гусиноозерской ГРЭС. Высокими темпами осуществляется строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, проходящей по территории Бурятской АССР. Значительно укреплена материально-техническая база колхозов и совхозов.

Осуществлены мероприятия по повышению материального и культурного уровня жизни трудящихся республики. За 1971 - 1980 годы в Бурятской АССР введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 3 млн. кв. метров, расширилась и укрепилась материальная база просвещения, здравоохранения, культуры, коммунального хозяйства, улучшилось торговое и бытовое обслуживание населения.

В целях дальнейшего комплексного развития производительных сил Бурятской АССР, более полного использования природных ресурсов, повышения эффективности общественного производства и дальнейшего повышения жизненного уровня населения автономной республики Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

1. Министерствам и ведомствам СССР, Совету Министров РСФСР, Бурятскому обкому КПСС и Совету Министров Бурятской АССР обеспечить в 1981 - 1985 годах в Бурятской АССР:

дальнейшее комплексное развитие всех отраслей народного хозяйства, освоение новых производственных мощностей, повышение эффективности общественного производства и качества работы, внедрение в производство достижений науки, современной техники и технологии, механизацию тяжелых и трудоемких работ, автоматизацию производственных процессов;

увеличение к 1985 году по сравнению с 1980 годом производства промышленной продукции в 1,3 раза;

доведение к 1985 году производства зерна до 570 тыс. тонн, картофеля до 250 тыс. тонн, овощей до 43 тыс. тонн, мяса скота и птицы (живой вес) до 115 тыс. тонн, молока до 263 тыс. тонн, яиц до 243 млн. штук и шерсти до 6865 тонн.

2. Министерству энергетики и электрификации СССР, Министерству угольной промышленности СССР, Министерству цветной металлургии СССР, Министерству химической промышленности, Министерству лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Министерству электротехнической промышленности, Министерству легкой промышленности СССР, Министерству пищевой промышленности СССР, Министерству мясной и молочной промышленности СССР, Министерству заготовок СССР, Госснабу СССР и Совету Министров РСФСР обеспечить в 1981 - 1990 годах строительство, расширение и реконструкцию промышленных предприятий и других объектов в Бурятской АССР согласно приложению N 1 (приложения не приводятся).

3. Министерству строительства в районах Дальнего Востока и Забайкалья, Министерству промышленности строительных материалов СССР, Министерству сельского строительства СССР и Совету Министров РСФСР обеспечить в 1981 - 1987 годах строительство, расширение и реконструкцию предприятий, объектов строительной индустрии и промышленности строительных материалов в Бурятской АССР согласно приложению N 2.

4. Госстрою СССР совместно с Министерством по производству минеральных удобрений, Министерством черной металлургии СССР, Министерством цветной металлургии СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами СССР и Советом Министров РСФСР обеспечить в 1983 - 1984 годах разработку схемы генерального плана Еравнинского промышленного узла в составе Озерного горно-обогатительного комбината, заводов и цехов по производству минеральных удобрений, серной кислоты, железорудных окатышей.

По вопросам, требующим решения Правительства СССР, представить в 1984 году предложения в Совет Министров СССР.

5. Министерству цветной металлургии СССР:

обеспечить в 1981 - 1984 годах проведение дополнительных технологических исследований на обогатимость руд Озерного свинцово-цинкового месторождения, корректировку технического проекта на строительство Озерного горно-обогатительного комбината и представление в Совет Министров СССР комплексного технического проекта на строительство этого комбината;

осуществить в 1982 - 1987 годах строительство железнодорожной линии от ст. Могзон Забайкальской железной дороги до промышленной площадки Озерного горно-обогатительного комбината, линии электропередачи напряжением 110 киловольт Сосновка - Озерная, а также создание производственной базы строительной индустрии для строительства указанного комбината;

приступить в 1984 году к разработке технико-экономического обоснования строительства Холоднинского горно-обогатительного комбината;

начать в 1983 году строительство кварцитового карьера на Черемшанском месторождении кварцитовых песчаников, разработать в 1984 году с участием Министерства черной металлургии СССР и Министерства промышленности строительных материалов СССР технико-экономическое обоснование расширения указанного кварцитового карьера с учетом удовлетворения потребности в кварцитовых материалах предприятий цветной и черной металлургии и промышленности строительных материалов.

6. Министерству угольной промышленности СССР обеспечить в 1982 году разработку и утверждение проектно-сметной документации на строительство Тугнуйского угольного разреза мощностью 9 млн. тонн добычи угля в год.

7. Министерству геологии СССР обеспечить:

расширение в 1981 - 1985 годах геологопоисковых и разведочных работ на золото, уголь, плавиковый шпат и молибден на территории Бурятской АССР;

завершение к 1985 году детальной разведки второй очереди Холоднинского месторождения полиметаллических руд и представить на утверждение в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР отчет о запасах руд на этом месторождении.

8. Министерствам и ведомствам СССР и Совету Министров РСФСР обеспечить в 1981 - 1985 годах строительство и ввод в эксплуатацию в Бурятской АССР жилых домов, детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, больниц, поликлиник и профессионально-технических училищ согласно приложению N 3.

9. Для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства в Бурятской АССР Совету Министров РСФСР обеспечить в 1981 - 1985 годах:

установление для совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории республики, лимита государственных капитальных вложений в объеме 490 млн. рублей на строительство объектов производственного и непроизводственного назначения и на приобретение для них сельскохозяйственных машин и другой техники;

доведение к 1985 году поставок минеральных удобрений колхозам, совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям до 242 тыс. тонн условных единиц;

строительство и расширение производственных объектов сельскохозяйственного назначения согласно приложению N 4;

ввод в эксплуатацию 20 тыс. гектаров орошаемых земель, 12 тыс. гектаров осушенных земель, переустройство действующих оросительных систем на площади 15 тыс. гектаров, обводнение пастбищ на площади 100 тыс. гектаров, реконструкцию водохозяйственных сооружений на ранее обводненных пастбищах на площади 300 тыс. гектаров, увеличение площади полива богарных земель с применением передвижных насосных станций, разборных трубопроводов и поливных машин до 30 тыс. гектаров;

осуществление мероприятий по повышению водообеспечения существующих оросительных систем, в том числе за счет строительства регулирующих водохранилищ на малых реках;

выделение ежегодно колхозам и совхозам автономной республики деревянных домов заводского изготовления общей площадью 9 тыс. кв. метров;

строительство и реконструкцию 467 километров автомобильных дорог общего пользования;

строительство и расширение в городах и районных центрах автоматических телефонных станций с увеличением емкости на 22 тыс. номеров;

увеличение в 1985 году по сравнению с 1980 годом объема бытовых услуг населению в 1,5 раза, в том числе в сельской местности в 1,6 раза.

10. Совету Министров РСФСР, Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР и Министерству заготовок СССР обеспечить в 1981 - 1985 годах поставку колхозам, совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям Бурятской АССР сельскохозяйственной техники согласно приложению N 5.

11. Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР и Совету Министров РСФСР завершить в 1982 году разработку технического проекта на строительство Курумканской оросительно-осушительной системы и технико-экономического обоснования строительства Куйтунской оросительной системы.

12. Совету Министров РСФСР и Госкомсельхозтехнике СССР обеспечить в 1981 - 1985 годах разработку и осуществление мероприятий по созданию базы для обслуживания и проведения ремонта высокопроизводительных колесных тракторов, комбайнов и поливной техники и развитию производственной базы районных объединений Госкомсельхозтехники в Бурятской АССР.

13. Государственному комитету СССР по лесному хозяйству и Совету Министров РСФСР обеспечить в 1981 - 1985 годах производство для нужд сельского хозяйства Бурятской АССР хвойно-витаминных и других кормовых добавок в объеме 14,9 тыс. тонн, в том числе в 1981 году - 1,5 тыс. тонн, в 1982 году - 2,3 тыс. тонн, в 1983 и последующие годы - по 3,7 тыс. тонн ежегодно.

Развивают техническое творчество среди школьников республики, оказывают помощь школе и семье в воспитании подрастающего поколения.

Приказы, распоряжения Министерства просвещения Бурятской АССР, горисполкома, гороно по итогам республиканских выставок детского изобразительного и прикладного творчества, деятельности Дома пионеров и станции юных техников.

Устав Дворца детско-юношеского творчества (1991 г.). Положение о Республиканской станции юных техников (1960 г.), о заочном клубе юных техников (Ф. Р-1612). Положение о городском Доме пионеров (1952 г.) (Ф. Р-1588).

Протоколы заседаний жюри по выставкам технических кружков, отчетным концертам художественных кружков, смотрам, конкурсам, протоколы производственных совещаний. Сметы и штатные расписания. Планы работ станции юных техников и Дома пионеров.

Материалы республиканских научно-практических конференций учителей труда, руководителей технических кружков школ республики. Справки по результатам проверки состояния технического творчества в школах республики. Докладные инструкторов станции о работе технических кружков в аймаках.

Сведения о проведении республиканских выставок юных фотолюбителей, соревнований по радиоспорту , военно-техническим видам спорта. Описания и схемы рационализаторских предложений. Сведения об участии детей на ВДНХ. Списки награжденных медалями ВДНХ.

Справка об истории Дома пионеров (1966 г.), тематико-экспозиционный план «История Улан-Удэнского Дворца пионеров им. Постышева» (1989 г.). Информационная карта Дворца пионеров. Справки по проверке работы Дома пионеров, станции юных техников. Программы, сценарии проведения праздников, отчетных концертов, тексты радиопередач. Книги отзывов.


Эколого-биологический центр учащихся Министерства образования Республики Бурятия , г. Улан-Удэ

1954 г . –

Республиканская станция юных натуралистов Министерства образования Бурятской АССР, г. Улан-Удэ

Эколого-биологический центр учащихся Министерства образования Бурятской ССР (с 1992 г. – Республики Бурятия), г. Улан-Удэ

Ф. Р-2013, 43 д., гг.

Методический и координирующий центр природоисследовательской, опытнической и природоохранной деятельности подростков.

Республиканская станция юных натуралистов была образована в 1954 г. (со слов директора, так как документы за период гг. не сохранились).

Структура - директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по инструктивно-методической и организационно-массовой работе, заведующий сельскохозяйственным и производственным отделом, методисты по исследовательской и экспедиционной работе, экологии, охране природы и школьным лесничествам, юннатской работе и учебно-опытным участкам в школах, внешкольным учреждениям, лаборатория.

Функции - формирование экологической культуры, привитие навыков природоохранной деятельности, совершенствование методической и опытнической работы в школах и внешкольных учреждениях.

Станция реорганизована 17 мая 1991 г. в Эколого-биологический центр учащихся на основании решения коллегии Министерства образования Бурятской АССР № 18.

Приказы и решения Министерства просвещения, протоколы заседаний педагогического совета, годовые планы, статистические отчеты, справки о работе ученических производственных бригад республики, школьных лесничеств, учебно-опытных участков.

Центр детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования Республики Бурятия, г. Улан-Удэ

1956 г . –

Республиканская детская экскурсионно-туристическая станция Министерства образования Бурятской АССР, г. Улан-Удэ

Республиканская станция юных туристов Министерства народного образования Бурятской АССР (с 1990 г. – Бурятской ССР) г. Улан-Удэ

Центр детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования Бурятской ССР (с 1992 г. – Республики Бурятия), г. Улан-Удэ

Ф. Р-2019, 86 д., гг.

Методический и координирующий центр в организации туристско-краеведческой и экскурсионной работы в школьных и внешкольных учреждениях.

Образован постановлением Министерства просвещения РСФСР от 01.01.01 г. №

Структура - организационно-массовый отдел, инструктивно-методический отдел.

Функции - пропаганда туризма среди учителей и учащихся, проведение массовых туристско-краеведческих мероприятий в школах, домах пионеров, обобщение опыта работы, оказание методической помощи центрам, станциям и базам юных туристов, внешкольным учреждениям, учебным заведениям в организации туристско-краеведческой и экскурсионной работы.

Приказом Министерства образования Бурятской ССР от 7 июля 1991 г. № 000 Республиканская станция юных туристов была переименована в Центр детско-юношеского туризма и краеведения.

Приказы Министерства просвещения Бурятской АССР, протоколы заседаний педагогических, методических советов, годовые планы, годовые текстовые отчеты, документы о проведении республиканских конференций, семинаров турорганизаторов, соревнований школьников по туристской технике на приз «Золотая осень», справки и информации о состоянии туристско-краеведческой и экскурсионной работы в школах республики.


Бурятское республиканское управление профессионально-технического образования Государственного комитета профессионально-технического образования при Совмине РСФСР, г. Улан-Удэ Бурятской АССР

1940 г . –

Управление трудовых резервов Наркомата (с 1946 г. – Министерства) трудовых резервов СССР, г. Улан-Удэ БМАССР (с 1958 г. – Бурятской АССР)

Функции – повышение педагогической квалификации учителей, улучшение и совершенствование методической работы в школах республики, пропаганда и внедрение передового педагогического опыта.

Постановления, приказы Совмина Бурятской АССР Министерства просвещения Бурятской АССР, гороно, директора института по основной деятельности. Циркуляры, инструктивные письма Министерства просвещения РСФСР по методическим вопросам, подготовке и переподготовке кадров. Протоколы производственных совещаний, заседаний совета института, месткома.

Сметы расходов, штатные расписания. Планы и отчеты института и кабинетов. Учебно-методические планы и программы курсов переподготовки и повышения квалификации работников народного образования.

Материалы педагогических чтений, обобщения опыта передовых учителей республики. Методические разработки для бурятских школ.

Справки о состоянии учебно-воспитательной работы в школах районов, итогах проведения пробных экзаменов в общеобразовательных школах республики, работе отделов народного образования, роли опорной школы в совершенствовании методического мастерства учителей школ.

Доклады на республиканских съездах, совещаниях учителей. Сводные анализы контрольных работ по предметам. Итоги социалистического соревнования коллектива института. Статьи передовых учителей школ республики. Обзоры деятельности кустовых методических объединений.

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия Департамента кадровой политики и образования Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, г. Улан-Удэ Республики Бурятия

Бурят-Монгольский зооветеринарный институт, г. Верхнеудинск БМАССР

Бурят-Монгольский государственный сельскохозяйственный институт, г. Улан-Удэ БМАССР

1934 г. – август 1935 г.

Бурят-Монгольский зоотехнический институт, г. Улан-Удэ БМАССР

сентябрь 1935 г. – 1941 г.

Бурят-Монгольский (с 1958 г. – Бурятский) зооветеринарный институт, г. Улан-Удэ Бурятской АССР

Бурятский сельскохозяйственный институт Министерства сельского хозяйства СССР, г. Улан-Удэ Бурятской АССР (с 1990 г. – Бурятской ССР, с 1992 г. - Республики Бурятия)

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия Департамента кадровой политики и образования Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, г. Улан-Удэ Республики Бурятия

Ф. Р-474, 2054 д., гг.

Институт был организован в 1932 г. Имел два факультета: зоотехнический и ветеринарный . С 1941 г. по 1944 г. был закрыт. В 1952 г. создан агрономический факультет. В 1955 г. открыт технологический факультет со специальностями: технология кожи и меха, технология молока и мяса, строительство сельскохозяйственных сооружений. В 1961 г. открыт факультет механизации сельского хозяйства, 1962 г. – факультет экономики сельского хозяйства.

На основании постановления Совмина СССР от 01.01.01 г. на базе технологического и строительного факультетов Бурятского сельскохозяйственного института был образован Восточно-Сибирский технологический институт.

Структура в 1977 г. – канцелярия, учебная часть, отдел науки, бухгалтерия, факультеты: агрономический, ветеринарный, зоотехнический, механизации сельского хозяйства, экономический, заочный, отдел кадров.

Готовит специалистов для сельского хозяйства.

Постановления, распоряжения Совминов РСФСР, Бурятской АССР, Министерства сельского хозяйства СССР, РСФСР, Бурятской АССР, приказы Министерства высшего и среднего специального образования СССР по организации и реорганизации института, состоянию научно-исследовательских опытных станций.

Книга приказов по производственной деятельности. Устав Бурят-Монгольского зоотехнического института (1939 г.). Протоколы заседаний ученого совета, ГЭК. Сметы и штатные расписания. Тематические планы научно-исследовательских работ , учебные планы кафедр, планы персонального распределения молодых специалистов.

С 1979 г. начал функционировать факультет начальных классов .

В 1980 г. насчитывалось 34 кафедры на 8 факультетах.

Структура института в 1988 г. - канцелярия, ученый совет, научный отдел, сектор производственной практики, отдел кадров, бухгалтерия, учебная часть, деканаты: историко-филологического факультета , физико-математического факультета , биолого-химического факультета , факультета иностранных языков , факультета физического воспитания, заочное отделение, подготовительное отделение.

Функция – подготовка учителей для общеобразовательных школ.

Приказы и инструкции Министерства высшего и среднего образования СССР, ректора института.

Протоколы заседаний ученого совета, методического объединения, научно-практических конференций.

Сметы и штатные расписания. Годовые планы-отчеты факультетов, кафедр института, планы изданий научных трудов, пятилетние планы развития института. Годовые отчеты Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), кафедр о научно-исследовательских работах, бухгалтерские.

Сводные отчеты о выполнении учебной нагрузки профессорско-преподавательским составом, об итогах производственной практики студентов, о движении студентов, сведения о состоянии Бурят-Монгольского института и агропединститута (1932 г.).

Книги приказов по личному составу. Штатные формуляры профессорско-преподавательского состава.

Личные дела профессорско-преподавательского состава.

Кяхтинский учительский институт Наркомата просвещения БМАССР, г. Кяхта

Ф. Р-506, 70 д., гг.

Постановление СНК СССР об учреждении премии и стипендии им. Сталина (1940 г.).

Приказы по Кяхтинскому учительскому институту. Протоколы приемной комиссии о зачислении в институт. Рапорты о выполнении учебных планов. Учебные планы кафедр. Расписания занятий, зачетов, экзаменов.

Списки преподавателей и студентов, заведующих кафедр (1939 г.). Заявки на учебники и учебные пособия . Личные дела студентов.

Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств (ВСГАКИ), г. Улан-Удэ Республики Бурятия

Восточно-Сибирский библиотечный институт, г. Улан-Удэ Бурятской АССР

Восточно-Сибирский государственный институт культуры (ВСГИК), г. Улан-Удэ Бурятской АССР (с 1992 г. – Республики Бурятия)

Ф. Р-882, 178 д., гг.

Ф. Р-2011, 313 д., гг.

Верхнеудинский техникум мясного скотоводства Всесоюзного государственного объединения мясных совхозов «Скотовод» Наркомата земледелия РСФСР, г. Верхнеудинск БМАССР

Ф. Р-1769, 1 д., гг.

Осуществляли подготовку квалифицированных специалистов со средним специальным образованием.

Постановления, приказы, распоряжения Совмина СССР, Бурятской АССР, Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР, Министерства культуры Бурятской АССР, Министерства здравоохранения Бурятской АССР, Буркоопсоюза по основной деятельности.

Протоколы заседаний педсоветов, квалификационных комиссий, методических объединений, учебного совета, производственных совещаний, общих студенческих собраний, местных комитетов.

Сметы расходов и штатные расписания. Планы учебно-производственные, персонального распределения молодых специалистов, пятилетние планы о приеме и выпуске специалистов, перспективные планы развития средних специальных заведений, учебные планы и программы.

Паспорта Бурятского сельскохозяйственного техникума по подготовке руководящих кадров колхозов и совхозов (гг.) (Ф. Р-2011), Улан-Удэнского филиала рабфака НИВИТ (Ф. Р-1118).

Годовые отчеты и сводные текстовые отчеты о состоянии учебно-воспитательной работы, годовые статистические отчеты о распределении учащихся по курсам и специальностям, текстовые отчеты государственных квалификационных комиссий по экзаменам, статистические отчеты по кадрам, текстовые отчеты о работе цикловой комиссии по общемедицинским дисциплинам (Ф. Р-892).

Информация по истории Улан-Удэнского медицинского училища (1976 г.) (Ф. Р-892), Улан-Удэнского педагогического училища (Ф. Р-882). Сведения о преподавателях и административно-хозяйственных персоналах, успеваемости и движении студентов. Семестровые ведомости учета успеваемости, сводные экзаменационные ведомости. Свидетельства об окончании Кабанского педтехникума (Ф. Р-420). Списки преподавателей с анкетными данными (Ф. Р-882), списки студентов.

Книги регистрации выдачи дипломов. Книги Почета (гг.) (Ф. Р-2011).

Фотоальбом выпускников совпартшколы и Бурятского сельскохозяйственного техникума по подготовке руководящих кадров колхозов и совхозов (гг.). Фотоальбомы на агрономические, зоотехнические темы (Ф. Р-2011).

Приказы по личному составу. Ведомости на выдачу зарплаты, стипендии, премии студентам, служащим и рабочим.

Улан-Удэнское музыкальное училище им. Министерства культуры Республики Бурятия, г. Улан-Удэ

Верхнеудинское театрально-музыкальное училище Управления по делам искусств при Совнаркоме БМАССР, г. Верхнеудинск (с 1934 г. – г. Улан-Удэ)

Улан-Удэнское театрально-музыкальное училище Управления культурно-просветительных учреждений Совмина БМАССР (с 1958 г. – Бурятской АССР), г. Улан-Удэ

Улан-Удэнское музыкальное училище Министерства культуры Бурятской АССР (с 1990 г. – Бурятской ССР, с 1992 г. – Республики Бурятия), г. Улан-Удэ

Ф. Р-1512, 298 д., гг.

Центр музыкального образования в республике. В 1931 г. создан Бурят-Монгольский техникум, в 1936 г. преобразован в театрально-музыкальное училище. В 1940 г. присвоено имя великого русского композитора. В 1949 г. музыкальное отделение Бурят-Монгольского театрально-музыкального училища стало самостоятельным.

Училище имеет отделения - дирижерско-хоровое, теоретико-композиторское, бурятских народных инструментов, вокальное, фортепианное, оркестровое.

Функция - осуществляет подготовку специалистов музыкального образования.

Приказы Министерства культуры Бурятской АССР, протоколы заседаний педагогического совета, паспорт училища (1947 г.).

Резолюция и решения I и III методических конференций преподавателей музыкальных училищ Сибири (1965 г.).

Устав и общие положения музыкального училища (1969 г.).

Годовые и семестровые планы учебно-воспитательной работы, план мероприятий по подготовке к 50-летию образования СССР, планы персонального распределения молодых специалистов; сводные годовые текстовые отчеты училища о состоянии учебно-воспитательной работы; годовые статистические отчеты училища о распределении учащихся по курсам и специальностям, о движении учащихся. Текстовые отчеты заведующих отделений и председателей методических объединений о выполнении учебных планов; социалистические обязательства коллектива преподавателей, технических работников; справки о состоянии работы в училище.

Сметы и штатные расписания, годовые бухгалтерские отчеты.

Доклады о 25-летии, 40-летии училища.

Фонды научно-исследовательских и культурно-просветительных учреждений

Бурят-Монгольское научное общество им. Доржи Банзарова (БМНО), г. Верхнеудинск БМАССР

Ф. Р-246, 77 д., гг.

Организующий центр краеведческой работы в Бурятии. Образовано 19 апреля 1924 г. на первом организационном собрании.

На первом собрании были определены задачи, приняты устав, план, избрано правление общества, присвоено ему имя известного бурятского ученого Доржи Банзарова1.

Председателем был избран, секретарем – Воскобойников.

Структура – 3 секции: физико-географическая, экономическая, историко-этнологическая.

Комиссии: библиотечная, музейная, редакционно-издательская.

При обществе имелись библиотека, Верхнеудинский краевой музей.

Функции – всестороннее изучение Бурятии и сопредельных ей местностей в естественно-географическом, экономическом, культурно-социальном и историко-этнологическом отношениях; использование результатов этого изучения для содействия хозяйственному и культурно-социальному строительству БМАССР.

Подчинялось Центральному бюро краеведения при Главнауке Наркомпроса РСФСР.

Закрыто в 1930 г. в связи с реорганизацией системы краеведческих обществ, и на основании решения Совнаркома БМАССР вошло в состав Бурят-Монгольского института культуры.

Постановления, циркуляры ВЦИК, СНК РСФСР, Центрального бюро краеведения об учреждении секции национальностей, созыве III геологического съезда; протокол заседания ЦИК БМАССР об организации Бурят-Монгольского музея (1924 г.)

Протоколы заседаний правления, секций БМНО, собраний членов общества, о созыве I Восточно-Сибирского краеведческого съезда (1924 г.); проведении промышленной выставки в г. Верхнеудинске (1930 г.)

Доклады, отчеты о деятельности БМНО, работе секций, научных исследованиях. Сведения об экспедициях по изучению оз. Байкал, фауны, хозяйства и быта бурят. Планы БМНО, районных бюро краеведения. Списки научных обществ, музеев, краеведческих организаций, статей для журнала «Бурятиеведение». Анкеты членов общества.

Примечание: за гг. документы комиссии по организации БМНО.

9 июня ушла из жизни Аюшеева Александра Шарлаевна (1930-2018), Почётный гражданин Окинского района, отличник народного просвещения РСФРФ, заслуженный учитель школ Бурятской АССР, ветеран тыла в Великой Отечественной войне, кавалер государственных трудовых наград.

Аюшеева Александра Шарлаевна родилась в 1930 году в улусе Хурга Окинского хошуна Тункинского аймака Бурят-Монгольской АССР в семье легендарного окинца, кавалера именного оружия СНК Советской республики, орденов Боевого Красного Знамени и Знака Почета, медалей «За трудовое отличие» и «За Победу над Германией», члена Центрального исполнительного комитета БМАССР, депутата Верховного Совета БМАССР первого созыва, инициатора образования, и первого руководителя исполнительной власти Окинского аймака в составе БМАССР Шарлая Убушеевича Аюшеева (1985-1974).

Аюшеева Александра Шардаевна в 1955 году окончила Бурятский государственный педагогический институт имени Доржи Банзарова и более 55 лет проработала в Орликской средней школе Окинского района Республики Бурятия.

В некрологе, опубликованном педагогическим коллективом Орликской средней школы, отмечается: «На протяжении более 55 лет Аюшеева Александра Шарлаевна отдавала свои знания, силы и энергию своей родной Орликской школе. Педагогическая деятельность Аюшеевой А.Ш. оставила большой след в становлении многих поколений окинцев. Для учеников и выпускников благородный и светлый образ Александры Шарлаевны всегда будет рядом. Талантливый учитель, мудрый наставник, она относилась к числу тех, кто составлял ядро педагогического коллектива, его золотой фонд. Для учителей Александра Шарлаевна всегда была примером обладания большого опыта, огромной эрудиции и педагогического мастерства.

Принципиальность, любовь и преданность Александры Шарлаевны своему делу, требовательность к себе и другим, ответственность, аккуратность всегда будут служить нравственным ориентиром для всех поколений её учеников.

За годы педагогический деятельности Александра Шарлаевна сумела реализовать неиссякаемый личностный педагогический потенциал, внести большой вклад в дело развития образования в Окинском районе. Она награждена Почетными грамотами и благодарностями министерства просвещения Бурятской АССР, государственными трудовыми наградами СССР и России.

В 1957 году была избрана делегатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, в 1978 году - VII съезда учителей Бурятской АССР.

Александра Шарлаевна Аюшеева - заслуженный учитель школ Бурятской АССР, отличник народного просвещения РСФСР, Почётный гражданин Окинского района, ветеран тыла в Великой Отечественной войне. Умная, эрудированная, добрая - она была уважаема и любима всеми: учениками, коллегами, друзьями.

Мы скорбим о невосполнимой утрате и выражаем искренние соболезнования родным и близким. Светлая память об Александре Шарлаевне Аюшеевой навсегда останется в наших сердцах».

Сын Александры Шарлаевны Аюшеевой, известный предприниматель и управленец Зоригто Саханов оставил краткую запись с фотографией матери на своей странице в социальной сети, которая собирает многочисленные соболезнования и слова поддержки: «88. Бесконечная бесконечность. Мама моя».

Министр здравоохранения Бурятской АССР В далеком декабре 1931 года в селе Агинское тогда еще Бурят-Монгольской АССР в семье Гыргеновых Данцарана Шагдаровича и Янживан Дашеевны родилась дочь. Назвали ее Любой. Летом 1933 года отца перевели работать в Верхнеудинск инспектором Буркоопсоюза. В мае 1934 года отец добровольно ушел служить в Красную армию. Полученное в детстве знание монгольского языка определило на многие годы род его службы. Начиная с Орловского бронетанкового училища, он служил переводчиком в военных учебных заведениях Калинина, Улан-Батора, Евпатории, Киева, Москвы, в которых велась подготовка командных кадров для армии МНР. Таким образом, Любе Гыргеновой довелось жить и учиться в разных городах СССР, в МНР, а в годы войны, с сентября 1941 года, и в Бурятии, селе Зун-Мурино, где жила с матерью у деда Шагдара. Здесь Янживан Дашеевна работала в Торском сельсовете сборщиком налогов с населения села Зун-Мурино, а десятилетняя Люба вела всю учетно-отчетную документацию. Их труд в годы войны был отмечен медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (в 1946 и 1993 гг.). В декабре 1942 года Янживан Дашеевна с дочерью переехали в Улан-Батор, к очередному месту службы мужа. Читать Люба научилась в 5 лет. Несмотря на частые переезды семьи, все годы она училась на «отлично» и активно участвовала в общественной жизни школ. Среднюю школу окончила в 1949 году в г. Киеве с золотой медалью. Отец в это время уже служил в Москве в Военно-юридической академии. Люба поступила на лечебный факультет I-го Московского медицинского института и в 1955 году с отличием его окончила. К этому времени родители проживали в Бурятии. По ходатайству минздрава республики Л. Гыргеновой была предоставлена возможность сразу после окончания института поступить в клиническую ординатуру по терапии к знаменитому академику В.Н. Виноградову. После окончания ординатуры в 1957 году минздрав РСФСР направил ее на работу в Бурятию, в новую республиканскую больницу. Так, с осени 1957 года, началась трудовая и общественная деятельность Любови Данцарановны в республике. За годы работы в больнице она проявила себя как высококвалифицированный клиницист, смело внедрявшая в практику новые методы диагностики и лечения, а с 1958 года после окончания первых в СССР курсов по иглоукалыванию в Москве первой в республике начала заниматься иглотерапией. С того времени этот метод лечения стал применяться в практике. В 1963 году ее назначают главным терапевтом минздрава республики, а в декабре 1965 года – министром здравоохранения Бурятской АССР. В этой должности Л.Д. Мадыева проработала до марта 1987 года. Свыше двадцати лет министерство здравоохранения республики под ее руководством направляло усилия на развитие и укрепление материально-технической базы, совершенствование медицинской помощи труженикам промышленных предприятий и сельского хозяйства, на охрану материнства и детства, развитие специализированных видов медицинской помощи, профилактические мероприятия по снижению заболеваемости населения, на подготовку и повышение квалификации медицинских кадров. В г. Улан-Удэ были построены три крупные поликлиники и больница скорой медицинской помощи, республиканские санэпидемстанция, станция переливания крови, стоматологическая поликлиника со стационаром, первые корпуса психиатрической больницы, в десяти районных центрах – типовые больничные комплексы и корпуса. Было начато строительство Кижингинской ЦРБ, хирургического корпуса Баргузинской ЦРБ, родильных домов в Октябрьском районе г. Улан-Удэ и Сосново-Озерске, подготовлена проектно-сметная документация для строительства республиканского противотуберкулезного диспансера, детской многопрофильной больницы, автогаража, Дома санитарного просвещения с научно-медицинской библиотекой. За счет привлечения средств промышленных предприятий, колхозов и совхозов, районных, городских и республиканского бюджетов было построено, расширено, реконструировано значительное число медицинских объектов, в том числе 193 двухквартирных дома для сельских медработников. За годы ее работы министром почти в 3 раза увеличилась численность врачей и в 2,3 раза – средних медицинских работников. В трех медицинских училищах республики был увеличен прием обучающихся, в том числе за счет открытия новых специальностей: санитарный фельдшер, зубной врач, зубной техник; организован центр по переподготовке среднего медперсонала на базе республиканской больницы. Ежегодно минздравом проводились выездные циклы усовершенствования врачей по различным специальностям сотрудниками центральных институтов страны, много врачей направлялось на курсы. только в клинической ординатуре и аспирантуре было подготовлено около 400 врачей, что способствовало созданию в республике в конце 80-х и в 90-е годы научно-исследовательских и учебных учреждений: филиала Благовещенского НИИ патологии и физиологии органов дыхания, лаборатории по вопросам охраны здоровья детей от Иркутского НИИ педиатрии Восточно-Сибирского научного центра СО АМН СССР, филиала Иркутского института усовершенствования врачей и, наконец, медицинского факультета в Бурятском государственном университете. Вопрос об открытии медицинского института в республике Л.Д. Мадыева на протяжении своей работы министром неоднократно ставила перед руководством республики. По этому поводу она выступала и на региональных совещаниях по развитию производительных сил Бурятии, но из-за недостаточной тогда материально-технической и кадровой баз этот вопрос не был решен. Но ее вклад в наращивание технических и кадровых ресурсов позволил позднее воплотить в реальность подготовку в республике специалистов с высшим медицинским образованием. В начале 1966 года молодой министр Л.Д. Мадыева подготовила одну из первых докладных записок в ОК КПСС, где в перечне проблем, которые надо было решать в республике для улучшения охраны здоровья населения, она предлагала заняться более глубоким изучением древних рукописей тибетской медицины «Чжуд-ши», хранившихся в библиотеке Бурятского филиала СО АН СССР, создать научное подразделение для завершения перевода и изучения древних рецептов с целью их внедрения в современную медицинскую практику. Через два года по решению Президиума БФ СО АН СССР при Бурятском институте общественных наук (БИОН) был создан музей восточных культур, позднее переросший в самостоятельный отдел биологически активных веществ (отдел тибетской медицины), куда было направлено немало врачей из практического здравоохранения. Таким образом, минздравом республики была поддержана инициатива ученых БИОН о создании научного направления по изучению наследия тибетской медицины. Хотелось бы отметить значимый этап в деятельности минздрава республики в период строительства бурятского участка БАМ. В Северо-Байкальском районе с территорией, равной территории Литвы, только за первые 6 лет строительства магистрали (1974-1980 гг.) население возросло от 6 до 53 тыс. человек. Минздраву республики во главе с Л.Д. Мадыевой приходилось принимать оперативные меры. При Нижнеангарской районной больнице было открыто отделение переливания крови и филиал отделения санавиации республиканской больницы; за счет строительства пристроев и отдельных корпусов увеличен ее коечный фонд, усилено материальное и кадровое обеспечение. Становление врачебно-санитарной службы БАМ запаздывало, и потому нагрузка на местные учреждения была огромной. Руководители минздрава часто летали в район, хорошо знали положение дел и регулярно отчитывались в руководящих органах республики, минздравах РСФСР и СССР. Поэтому предоставленное почетное право первого пассажира поезда Даван – Северобайкальск и награждение медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» Л.Д. Мадыевой было вполне заслуженным. Из контекста большой, многогранной государственной и общественной деятельности Л.Д. Мадыевой заслуживает внимания ее поездка летом 1964 года на Цейлон и в Индию в составе делегации общества советско-цейлонской дружбы, коллективным членом которого был в то время минздрав республики. Советский врач на Цейлоне впервые был представлен в лице Любови Данцарановны, женщины-бурятки с берегов озера Байкал. Там она принимала участие в нескольких встречах с разными группами населения. За активную пропаганду достижений советской страны и, в частности, Бурятии, была награждена Почетной грамотой Советского Комитета дружбы между народами. Осенью 1976 года Л.Д. Мадыева и председатель ОК профсоюза медработников В.П. Балданова принимали гостившего в СССР президента Национального профсоюза работников здравоохранения США Леона Дэвиса с супругой. Встречи проходили в сердечной атмосфере, насыщенной плодотворной программой пребывания, что было отмечено в благодарственном письме председателя ЦК профсоюза медицинских работников Л. Новак в личной переписке. Минздрав Бурятии постоянно поддерживал деловые и дружественные связи с медработниками Селенгинского аймака МНР. В 1970 году Л.Д. Мадыева лично участвовала в праздновании 50-летия МНР в г. Сухэ-Батор. В 1983 году принимала участие в приеме генерального секретаря ЦК МНРП Ю. Цеденбала с супругой в дни празднования 50-летия Бурятской АССР в г. Улан-Удэ. Министерство здравоохранения России весьма положительно оценивало показатели деятельности минздрава Бурятии, потому на базе некоторых республиканских учреждений проводило межрегиональные семинары и совещания. Накопленный опыт работы позволил министру решать сложные вопросы сельского здравоохранения в условиях территорий с малой плотностью населения и животноводческим направлением сельского хозяйства. Это послужило поводом для проведения совместно с НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения МЗ СССР научного исследования, которое вылилось в диссертационную работу соискателя Л.Д. Мадыевой по теме «Социально-гигиенические и организационные основы развития терапевтической помощи сельскому населению Восточной Сибири», защищенную в феврале 1986 года. С 1985 года начинается совместно с Бурятским научным центром СО АН СССР сотрудничество с НИИ экспериментальной медицины АМН СССР с целью возможного создания в республике филиала этого института, возглавляемого академиком Н.П. Бехтеревой. В июле 1987 года Л.Д. Мадыева была избрана по конкурсу в лабораторию эпидемиологии атеросклероза этого НИИ старшим научным сотрудником и возглавила небольшую научно-исследовательскую группу врачей в г. Улан-Удэ по изучению региональных особенностей развития гипертонической болезни и состояния липидного обмена у взрослых и подростков. Идея создания филиала НИИ экспериментальной медицины в г. Улан-Удэ, к сожалению, не была поддержана Президиумом АН СССР, но научно-исследовательская работа шла и закончилась защитой трех кандидатских диссертаций. В 1991 году Л.Д. Мадыева перешла в практическое здравоохранение – ТМО-3, где возглавила организационно-методический отдел, а с января 2000 года ушла на заслуженный отдых. Самоотверженный труд Л.Д. Мадыевой отмечен правительственными наградами: орден Трудового Красного Знамени и два ордена «Знак Почета», семь медалей, а также медаль Всебурятской ассоциации развития культуры «За заслуги перед бурятским народом», почетные звания «Заслуженный врач Бурятской АССР» и «Заслуженный врач Российской Федерации». Она являлась членом Бурятского ОК КПСС (1968-1987 гг.), депутатом Верховного Совета Бурятской АССР пяти созывов, членом президиума Бурятского областного Совета профсоюзов, членом правления Всесоюзного общества советско-индийской дружбы, председателем комиссии «Врачи против ядерной войны», членом Бурятского филиала советского Комитета защиты мира, членом научного общества историков медицины. Ею опубликовано более 130 статей научного, организационного и исторического характеров. Супруг Мадыев Петр Бизьяевич более 20 лет работал преподавателем, доцентом ВСТИ (ВСГУТУ), их сын Алексей после окончания Московского высшего технического училища им. Н.Э. Баумана работает преподавателем ВСГУТУ, невестка Лариса – врач, внук Саян – выпускник Томского политехнического университета, внучка Дарима – школьница. Семья Мадыевых богата семейными традициями и бережно сохраняет историю, запечатленную в документах и фотографиях. Из книги "Моя малая родина - Тунка"