Свитера

Последствия воспитания ребенка без отца. Проблемы детей, воспитывающихся в семьях без отца

Татьяна Оникова, директор , детский игровой терапевт

Очень трудно однозначно сказать, что все девочки, выросшие без отца, столкнутся с психологическими проблемами в своих будущих семьях. Каждая семья, как сказал классик, несчастна по-своему.

Однако есть некоторые наиболее вероятные последствия детства, проведенного в неполной семье. При этом очень важно разделить ситуации на те, где мать и отец просто перестали жить вместе, но оба принимали участие в воспитании дочери, и те, где отец исчез из поля зрения и никак не проявлял себя в качестве родителя. В первом случае прогноз более благоприятный. Но поговорим о втором, более болезненном.

Какие комплексы могут появиться у девочек, выросших без пап

Дети часто принимают вину за развод родителей на себя. Обычно мальчики в какой-то момент на бессознательном уровне начинают заглаживать эту «вину» : они становятся на место ушедшего отца и как бы его заменяют, берут на себя роль главы семьи. А вот девочка, скорее всего, укоренит в себе убеждение, что папа ушел, потому что она сама недостойна его любви. Чаще всего это рождает в девочке следующие комплексы:

Неуверенность в себе. Девочке, выросшей без отца, будет сложно доверять мужчине не потому, что мужчина ненадежен, а потому, что ей будет казаться, что она недостойна его любви. Это она недостаточно хороша - причем настолько, что даже самый главный мужчина в ее жизни не смог остаться с ней.

Стремление найти мужа-«отца». Всю жизнь девочка будет пытаться заслужить любовь отца и матери, стремясь стать «хорошей», чтобы больше ее никогда не бросили, чтобы никогда больше не испытать эту боль . Возможно, она будет ожидать от мужа, что тот заменит ей отца, удовлетворит ее потребности, не удовлетворенные в детстве. Эти проекции будут мешать ей строить полноценные отношения.

Излишняя самостоятельность. Воспитанная матерью, вынужденной взять на себя мужские функции, эта девушка будет стараться решать все свои проблемы сама. Она может стремиться к самостоятельности , чтобы не зависеть ни от кого, в том числе и от своего мужа. А это подсознательно может отталкивать от нее партнера.

Нередко такое поведение приводит к повторению судьбы матери, потому что не каждый мужчина сможет увидеть истинные причины такого отвержения его значимости. Мужчины часто не понимают, что нужно просто помочь своей избраннице поверить в себя и в его любовь, а не воспринимать ее рвение решать вопросы как вызов «Ты не справишься! Лучше за это возьмусь я!».

Как помочь девочке создать идеальную семью

Когда на одинокую мать наваливаются и женские, и мужские обязанности и ей приходится думать о том, как выжить без поддержки, то вряд ли ей самой придет в голову бороться с «какими-то возможными проблемами» маленькой дочери в «каком-то ее очень отдаленном будущем». В итоге уже повзрослевшая девочка переносит все свои детские комплексы в свою семью. Как мама может уберечь ее от этого?

Не всем доступно посещение специалиста, который во время психотерапии поможет ребенку достроить в его психической реальности «хороший образ» отца. Но все могут позволить себе дружеское общение с другими семьями, где присутствуют оба родителя - это могут быть друзья, родственники, бабушки и дедушки.

Это не залечит боль потери и не исцелит травму полностью, но девочка по крайней мере сможет увидеть правильную модель семьи, в которой существуют теплые отношения между партнерами. Благодаря этому она сможет успешнее выстроить ориентиры своей будущей жизни и создать свою идеальную семью.

Статистика неумолима и она свидетельствует о том, что количество разводов неуклонно растет. Люди встречаются-влюбляются, женятся, рожают детей, и... расходятся. Это реальность нашей современной жизни. Является ли развод выходом, наверное, каждый решает сам, в своем конкретном случае. Но вот вопросы, которые ставит перед собой любая любящая мама в основном типичны: как воспитывать ребенка в неполной семье? как скажется на ребенке, если он будет расти без отца? как отразится на психологии мальчика жизнь без примера отца? важно ли для дочки и ее полноценной будущей семейной жизни, чтобы папа жил в семье? Эти вопросы, зачастую, терзают нас, матерей-одиночек многие годы и каждая проблема в жизни ребенка больно отзывается в душе "был бы отец, может и не случилось бы этого". Так какова же роль отца в воспитании детей на самом деле. Без преувеличений и без преуменьшений. Давайте разбираться через системно-векторное мышление.

  • Воспитание ребенка без отца: что это - тяжелый крест или возможность вырастить здорового ребенка?
  • В каких случаях, лучше, чтобы ребенок рос без отца, чем с оным?
  • Воспитание ребенка без отца - есть ли разница в воспитании мальчиков и девочек без отца?

Женщина, почувствовав под сердцем биение новой жизни, в один момент понимает, что теперь она не одна и на свете скоро появится новый человечек, жизнь которого во много сложится так, как она задаст своим воспитанием. Огромная ответственность, которая ложится на ее плечи, теперь будет бессменно нестись ею лет 18, а может и всю жизнь. Что делать если придется жить без отца, как скажется это на ребенке? Конечно, никто не хочет такого сценария для себя и малыша, ну а если вдруг сама жизнь распоряжается именно таким образом?

У одних жизнь складывается счастливо, а у других - не очень. Бывает так, что мужчина бросает женщину одну еще беременной, бывает и так, что развод оформляется по обоюдному согласию, когда ребенок уже взрослый. Иногда случается, что женщина сама первой начинает подумывать о разрыве, потому, что очень многое ее не устраивает. Случаются и несчастья - и ребенок в один миг остается сиротой без отца.

Стереотип, что ребенок без отца, особенно мальчик, не сможет вырасти полноценным, существует давно. С детства нам, девочкам внушали, что ребенок должен жить в полной семье, а иначе - может недоразвиться, не получить те навыки, которые позволят ему создать свою полноценную семью в будущем. Ведь в жизни много таких примеров: сколько у матерей-одиночек дочки тоже в будущем становятся матерями-одиночками? Много.

Раздумывая на тему воспитания ребенка без отца, нам то и дело прямо под руку попадаются рассказы, которые словно бы свидетельствуют о том, что это плохо отразится на психологии ребенка. Что же делать?

Не стоит поддаваться панике. Раз на раз не приходится, как говорится. На самом деле предвидеть, как будет развиваться ребенок без отца, можно и сделать это довольно просто. Обладая системными знаниями мы проще сможем разобраться с этой проблемой.

Как дети воспринимают развод?

Современные дети живут в других реалиях, нежели жили мы или наши родители. Если еще 20-30 лет назад в классе на 30 человек было всего 1-2 ученика, воспитывающихся в неполной семье, то сегодня все наоборот. Количество детей, которые живут в семьях без отца или с "воскресным папой", увеличивается, как снежный ком. И в целом они уже по-другому воспринимают известие о разводе родителей. Однако всегда надо делать поправку на вектора ребенка, его психотип.

Большим ударом развод родителей может стать для ребенка с анальным вектором . Для анальных людей семья, где все чинно и благородно, где мама - красивая и светлая, а папа - строгий и уважаемый человек - это идеальная жизнь. Это тот стереотип, который всегда будет им поддерживаться. И родители, собственные мама и папа задают ему жизнь в собственной взрослой жизни. Он так же тяжело переносит перемены, именно ему в детстве больше других требуется чувство защищенности. Иногда, анальный малыш чувствует, что с разводом родителей эту защищенность он частично потеряет. Поэтому именно ребенка с анальным вектором вводить в информацию о том, что планируется разрыв семьи необходимо очень аккуратно и обстоятельно, постепенно.

Остальные дети к разводу относятся проще. Конечно, когда рушится семья любым ребенком это воспринимается, как угроза его безопасности, но все же нельзя говорить, что жизнь и воспитание ребенка без отца станет для них калечащей проблемой на всю жизнь. Ребенок с кожным вектором легко воспринимает любые перемены и поэтому быстро приспособится к новым обстоятельствам. Ребенок со зрительным вектором страдает от эмоционального разрыва с папой, может тосковать и печалиться, скучать по родному человеку.

Но все эти негативные последствия развода на самом деле можно легко искоренить и для этого есть много возможностей: одно из них - не препятствовать общению детей и отца, хотя бы изредка, а лучше - чаще, буквально наравне с мамой. Другое правило, при всех обидах и неприязни на своего бывшего мужа, нельзя "опускать" его в глазах детей, настраивать их против него, рассказывать им свои обиды, вызывая негативные чувства.
Лучше уж без отца, чем с таким

Важно понимать, что бывают случаи, когда при внешнем благополучии в семье, некоторым детям в каком-то смысле даже лучше воспитываться в неполной семье, только с мамой. Потому что, вырастая в семье полной, но с негативом, им задается плохой сценарий жизни.

Нормальный отец действительно важный и нужный пример для ребенка, но плохой отец - это ведь тоже пример для ребенка. И часто, стараясь, во что бы то ни стало воспитывать ребенка именно в полной семье, мы забываем, что на самом деле наносим ему непоправимый вред. Семья, где постоянно слышны ругань и ссоры, - не то, что должен видеть ребенок каждый день.

Так, отец с анальным вектором может психически искалечить кожно-зрительного сына , постоянно пережимая ценность мужественности: "будь, как мужик, а не как баба", он пугает мальчика, останавливает его в развитии.

Побои, которые переносят кожные дети от слишком рьяного анального отца, например, за мелкое детское воровство, тоже ни к чему хорошему не приведут. Кожа, такая нежная и отзывчивая у кожных детей, быстро воспринимает побои и гибко прогибается под них. Мазохизм, сценарий на неудачу, патологическое воровство - все это может ожидать детей с кожным вектором, которых избивали в детстве.

Есть и другой негативный сценарий, задается он ребенку со звуковым вектором . Когда родители кричат друг на друга, обзывают плохими словами, маленький звуковичок живет в невыносимом для себя мире и начинает постепенно, как бы отключатся от него, все больше и больше уходя в себя, вплоть до аутизма .

В зрительном ребенке важно формировать ощущение доброты, милосердия с самого раннего возраста. Если отец запугивает ребенка, относится к нему с черствостью, это ранит зрительный вектор.

Надо понимать, что любое насилие в семье, которое видит ребенок - это всегда психологическая травма. Нет ничего хуже для ребенка, чем видеть избиение, физическую расправу с собственной матерью. Дети, с рождения, ощущают мать, как гаранта своей безопасности и защищенности. И если этого гаранта у них на глазах кто-то бьет, то рушится основа его жизни.

Развод не смертельно, а воспитание в неполной семье - тяжело, но нормально

Вообще же, при нормальном подходе, все дети способны понять, что развод - это не смертельно и не плохо. Это просто жизнь и так она сложилась в их семье. А кожно-зрительные дети с радостью могут поддержать развод родителей. Очень открытые, эмоциональные, при правильном подходе и разъяснениях, они даже во дворе могут с гордостью заявлять "мама нашла любовь всей своей жизни, и теперь мы будем жить в другой семье".

Матерей-одиночек с каждым годом становится все больше. Воспитывать ребенка без отца сложно, но нет ничего невозможного. Становясь одинокой мамой, женщина осознает, что вся ответственность возлагается именно на нее. Рассмотрим типичные ошибки и трудности матерей-одиночек, а также советы, которые помогут женщинам в воспитании детей без отца.

Воспитание ребенка без отца: трудности, ошибки, последствия

Специалисты рекомендуют внимательно относиться к воспитанию детей, лишенных общения с отцом. Как правило, воспитывать мальчика, не имя рядом мужчины, намного сложнее, нежели девочку. Однако трудности могут возникнуть в любом случае.

Если все свое внимание сосредоточить на ребенке, забыв про себя, то можно вырастить эгоистичную и требовательную личность, поэтому следует внести некий баланс. Малыш не должен чувствовать себя одиноким, но и чрезмерная забота ему ни к чему.

Основная сложность в том, что одинокой маме предстоит заменить ребенку и второго родителя – папу, а это означает двойную нагрузку. В данной ситуации очень поможет, если у мамы есть брат, отец, друг или другие достойные знакомые представители мужского пола, которые не только смогут объяснить ребенку «чисто мужские» моменты, но и станут неким примером.

Психологи выделяют следующие основные проблемы воспитания ребенка без отца :

  • гиперзабота , то есть, чрезмерное опека чада, не позволяющая ему обрести самостоятельность;
  • недостаток заботы , вызванный нехваткой времени из-за большого количества обязанностей;
  • комплексы , развивающиеся у матери из-за ее одиночества и невозможности обеспечения ребенку полной семьи;
  • формирование у ребенка комплекса неполноценности и ощущения собственной ненужности;
  • излишняя строгость матери , связанная с повышенными нагрузками и, как следствием, стрессами;
  • отсутствие у мальчиков примера для подражания, а у девочек – образа любящего мужчины;
  • отсутствие стремления к достижениям , которые, как правило, формируются под воздействием отца;
  • искаженное представления о семье ;
  • мальчики не имеют представления об отцовских обязанностях , в будущем это отражается на их семейной жизни;
  • дети привыкают к тому, что семья – это он (она) и мама, поэтому мужчина, появляющийся в жизни женщины, вызывает негатив и агрессию.

Не следует рассказывать малышу небылицы, когда начнутся вопросы относительно того, где его или ее папа. Рано или поздно ребенок узнает правду, и лучше изначально преподнести ему историю, близкую к действительности и доступную для понимания. Негатив относительно отца внушать тоже не нужно, поскольку это может вызвать агрессию, особенно, если растет дочь. С годами свою ненависть к папе она может подсознательно изливать на всех мужчин, ожидая от них подлости, предательства, что может существенно усложнить ее личную жизнь.

Педагог Семенова О.А.:

Несмотря на драму одиночества, часто справедливые претензии и ясно осознанное желание оставаться в стороне от него или несмотря на более или менее полное безразличие к нему, мать должна приложить усилия к тому, чтобы у ребенка сложился и сохранился вполне приемлемый образ отца. Создавая же и поддерживая в нем непримиримую ненависть к отсутствующему отцу, мать может оказаться в затруднительном положении. Аналогичную ситуацию порождает и полное молчание вокруг отца, отсутствие каких-либо упоминаний о нем. Ведь желание найти отца может возникнуть у ребенка очень рано и преследовать его на протяжении всей жизни, особенно если вопросы, которые он по-разному задает себе на каждом этапе своего развития, останутся без ответа.

Если в ответах на свои вопросы ребенок почувствует ненависть к отцу или подавленность матери, у него может возникнуть и укрепиться, преломляясь сквозь призму личности воображаемого отца, отвращение или боязнь мужчин вообще. В глазах ребенка и его собственная ценность может снизиться; он может также опасаться плохой наследственности.

В результате у ребенка может сложиться неверное представление о взаимоотношениях мужчины и женщины, что скажется впоследствии в эмоциональной и сексуальной сфере юноши и девушки. Следовательно, мать должна (насколько это возможно) сохранять приемлемый образ отца ребенка. Разумеется, не следует скрывать от ребенка существующие трудности и приукрашивать реальность, но надо преподносить их ему таким образом, чтобы он не чувствовал себя ответственным за них и они не затрудняли бы его жизнь и отношения с другими людьми. Иначе говоря, ребенок имеет право знать, что его отец не был безукоризненным, но сам он тут ни при чем; это не должно мешать в его повседневной жизни и влиять на его будущее.

Педагог-психолог, нейропсихолог, семейный консультант Т. Егорова:

Если отца нет - как быть? Не паниковать. Вот пример из истории. В годы войны миллионы отцов ушли на фронт, кто-то погиб в первые минуты боя, кто-то пропал без вести, а кто-то пришел домой полным инвалидом. Дети без отцов росли, учась на образах героев, ушедших на фронт. Это помогало матерям и бабушкам воспитать отзывчивых и настоящих мужчин. Т.е. вырастить ребенка без отца - хоть и трудно, но реально, особенно, когда есть положительный Образ любящего отца. Если его нет, его нужно создать (можно еще поискать среди др. родственников). Это будет примером.

Далее предпринимаем конкретные шаги. Во всех них вам нужно будет учиться работать с самой собой в первую очередь. Вы - прекрасная женщина и мама, хранительница семейного очага, а не измученная, усталая женщина, которая в каждом дне видит одни разочарования. Для начала создайте мысленно этот Образ, на который будете ориентироваться сами для себя - это будет визуальное программирование сознания и он вам придаст силы.

Вырастить девочку без отца намного проще, хотя бы потому, что всем женским секретам ее научит мама.

К сожалению, иногда некоторые матери заранее начинает беспокоиться о личной жизни ребенка, не желая ей повторения своей судьбы. Одни поощряют косметику и встречи с мальчиками, другие наоборот, всячески пытаются сделать из дочери незаметное существо. И то, и другое – способы защиты, но оба они не являются правильными.

Советы специалистов:

  • Девочка ни в коем случае не должна чувствовать себя хуже других . С ней необходимо общаться, обсуждать проблемы. Дочка должна знать, что хоть папы и нет рядом, зато мама всегда ее защитит, будет на ее стороне.
  • Девочки отождествляют себя с мамой, поэтому женщине предстоит стать примером для подражания. Никаких слез, жалоб при ребенке быть не должно. Дочь должна видеть маму оптимистичной и бодрой, добивающейся всего самой.
  • Проблемы могут появиться в подростковом возрасте. Дело в том, что девочки, лишенные отцовской любви, часто связывают свою жизнь с недостойными мужчинами. Они радуются вниманию любого представителя мужского пола. Комплексы, возникшие из-за того, что отец ее не любит, настигают девочку и могут создать множество проблем. Поэтому важно, чтобы в ее жизни еще с раннего детства был мужчина, который действительно любил ее . Пусть это будет дядя, старший брат, дедушка или кто-то другой, достойный.
  • Очень важно, чтобы у дочери была адекватная самооценка. Это убережет ее в будущем от нежелательных контактов.

Консультант-психолог А.А. Ершова:

Мама, воспитывая ребенка одна, может сформировать полноценную гармоничную личность, создать все условия для комплексного развития ребенка, не забывая и об обучении навыкам эффективного социального взаимодействия.

Прежде всего, мама, принявшая решение, по каким-либо причинам, растить ребенка без отца, должна настроиться на то, что будет нелегко поднимать ребенка на ноги одной. И, несмотря на это, постараться, хотя это может быть очень трудно, перестать негативно относиться к мужчинам, простить отца ребенка за то, что он не смог быть рядом. Очень важно почувствовать, что, как бы ни поступил с вами отец ребенка, это не означает, что «все мужчины такие». Все мы совершаем ошибки из-за своих страхов и ограничений. Прощение обидчика принесет гармонию вам самим и поможет простить в том числе и себя за свои ошибки, и ребенка за ошибки, которые он может в будущем совершить.

Осознание своей обиды и прощение поможет исключить возможные слова ребенку о том, что его отец был негодяем, плохим человеком. Поверьте, рисуя негативный образ родителя, вы только больше будете разрушать хрупкое неустойчивое представление об отце и формировать негативный пример для идентификации. Ведь все равно как бы вы не старались, вы не сможете заменить ребенку отца. «Мама может, мама может быть кем угодно, только папой, только папой не может быть»,- поется в бесхитростной детской песенке, и дети тоже очень хорошо понимают это.

Как писал Э. Фромм, мать — пример, демонстрирующий ребенку безусловную любовь и принятие, а взаимоотношения ребенка с отцом строятся совсем по-другому. Отец для ребенка представляет собой мир закона и порядка, дисциплины, условной любви. Именно отец учит ребенка и показывает ему дорогу в мир. Любовь отца требует выполнения определенных условий. Его принцип: «Я люблю тебя, потому, что ты оправдал мои ожидания, что ты выполняешь свой долг, что ты похож на меня». При этом отцовскую любовь надо заслужить. Функция отца — учить и направлять ребенка, помогая справляться с возникающими проблемами.

И помня о том, что ребенку необходим пример для подражания, объект для идентификации, постарайтесь обеспечить ему образец мужского поведения, общение с дедушкой, дядей, другом семьи. Это взаимодействие важно не только для мальчиков, но и для девочек.

Как правильно воспитать сына без отца: мнения специалистов

Сына одинокой матери растить намного сложнее. Некоторые чисто мужские занятия (рыбалка, игра в футбол, походы) далеки от женщин. При желании, конечно, с этим можно справиться, но лучше, если рядом будет пусть не отец, но другой мужчина, который сможет подать пример.

  • Мальчику важно чувствовать свою значимость и силу. Не стоит переживать от отсутствия мужа – ведь есть сын, который, хоть и маленький, но на уровне подсознания уже готов защищать и поддерживать свою маму. В подобных проявлениях ребенка нужно всячески поддерживать. Он должен понимать, как матери приятно его внимание, как он ей помогает.
  • Излишняя опека может иметь крайне нежелательный результат – формирование личности женоподобного мужчины. Если в детстве это еще не сильно бросается в глаза, то во взрослой жизни чревато многими проблемами, в том числе, с социализацией и личной жизнью.
  • Нужно поощрять желание сына заниматься спортом и , мастерить поделки, заниматься физическим трудом.
  • Ребенку полезно общаться с взрослыми мужчинами, особенно в период переходного возраста.
  • У мальчика должен быть пример для подражания. Если подходящих мужчин нет в окружении, можно найти для ребенка литературного персонажа, который станет для него примером для подражания. Здесь очень важно выделить положительные черты героя, какой он умный, сильный, отважный и т.п., и проводить аналогию с ребенком, говоря, как он похож на кумира. Это сможет отчасти заменить наглядный пример. Наш список поможет найти нужное произведение.
  • Не стоит ограничивать общение ребенка, особенно, если с ним захочет наладить контакт отец.
  • Нельзя навязывать сыну свои взгляды на жизнь и восприятие мира, нужно приучать его к самостоятельности, способствовать развитию личности.
  • Не следует слишком сурово общаться с ребенком, но и не нужно сюсюкать, искажая слова.

Таким образом, воспитать ребенка без отца не так уж и просто, но при желании это вполне осуществимо. Главное – не уходить в депрессию, не искать в себе недостатки, а постараться воспитать малыша достойным членом общества, готовым к взрослой жизни. Отсутствие мужчины не должно портить дальнейшую жизнь ребенка.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 5 минут

А А

Во все времена воспитание ребенка без отца было сложной задачей. А если – сложнее вдвойне. Конечно, хочется, чтобы кроха стал настоящим мужчиной.

Но как это сделать, если ты – мама? Каких ошибок нельзя допускать? Что нужно помнить?

Главный пример для сына – это всегда отец. Именно он, собственным поведением , показывает мальчугану, что обижать женщин нельзя, что слабые нуждаются в защите, что мужчина – это добытчик и кормилец в семье, что смелость и силу воли нужно воспитывать в себе с пеленок.

Личный пример отца – это та модель поведения, которую копирует ребенок. И сын, растущий только лишь с мамой, этого примера лишен.

С какими проблемами может столкнуться мальчик без отца и его мама?

Вначале следует рассмотреть отношение самой мамы к сыну, ее роль в воспитании, ведь от гармоничности воспитания зависит будущий характер сына.

Мама, воспитывающая мальчика без отца, может быть…

  • Тревожно-активная
    Постоянное беспокойство за ребенка, напряжение, непоследовательность наказаний/поощрений. Атмосфера для сына будет неспокойной.
    Как следствие – тревожность, плаксивость, капризность и пр. Естественно, на пользу психике ребенка это не пойдет.
  • Собственница
    Шаблонные «девизы» таких мам – «Мой ребенок!», «Я родила для себя», «Я дам ему то, чего у меня не было». Данная установка ведет к поглощению индивидуальности ребенка. Самостоятельной жизни он может просто не увидеть, потому что мама сама его накормит, оденет, выберет друзей, девушку и ВУЗ, игнорируя собственные желания ребенка. Такой маме не избежать разочарования – ребенок в любом случае ее надежды не оправдает и вырвется из-под крыла. Либо она вовсе загубит его психику, вырастив сына, который не способен жить самостоятельно и нести ответственность за кого-либо.
  • Властно-авторитарная
    Мама, свято верящая в свою правоту и в свои действия исключительно во благо ребенка. Любой каприз малыша – это «бунт на корабле», который жестко подавляется. Спать и есть малыш будет тогда, когда скажет мама, несмотря ни на что. Плач испуганного ребенка, оставшегося в комнате в одиночестве, для такой мамы не повод – броситься к нему с поцелуями. Авторитарная мама создает атмосферу, близкую к казарменной.
    Последствия? Малыш растет замкнутым, эмоционально подавленным, с безразмерным багажом агрессии, которая во взрослой жизни легко может трансформироваться в женоненавистничество.
  • Пассивно-депрессивная
    Такая мама все время уставшая и подавленная. Улыбается редко, на ребенка сил не хватает, общения с ним мама избегает и воспринимает воспитание чада, как каторгу и ношу, которую пришлось взвалить на себя. Лишенный тепла и любви ребенок вырастает замкнутым, психическое развитие запаздывает, чувству любви к матери формироваться просто не на чем.
    Перспектива не радостная.
  • Идеальная
    Каков ее портрет? Наверное, каждый знает ответ: это жизнерадостная, внимательная и заботливая мама, которая не давит на ребенка своим авторитетом, не перекидывает на него свои проблемы неудавшейся личной жизни, воспринимает таким, каков он есть. Она сводит к минимуму требования, запреты и наказания, потому что уважение, доверие, поощрение – важнее. Основа воспитания – признать самостоятельность и индивидуальность малыша с пеленок.


Роль отца в воспитании мальчика и проблемы, возникающие в жизни мальчика без отца

Помимо отношения, воспитания и атмосферы в неполной семье, мальчик сталкивается и с другими проблемами:

  • Математические способности мужчин всегда выше, чем у женщин. Они более расположены к размышлению и анализу, к раскладыванию по полочкам, к конструированию и пр. Они менее эмоциональны, а работа ума направлена не на людей, а на вещи. Отсутствие папы существенно сказывается на развитии данных способностей у сына. И «математическая» проблема связана не с материальными трудностями и атмосферой «безотцовщины», а с отсутствием интеллектуальной атмосферы, которую обычно создает мужчина в семье.
  • Стремление к учебе, к образованию, формирование интересов также отсутствуют или снижаются у таких детей. Деловой активный папа обычно подстегивает малыша, нацеливая его на успех, на соответствие образу успешного мужчины. Если папы нет – брать пример не с кого. Это не значит, что ребенок обречен вырасти слабым, трусливым, неактивным. При правильном мамином подходе есть все шансы вырастить достойного мужчину.
  • Нарушение половой идентичности – еще одна проблема. Конечно, речь не о том, что сын вместо невесты обязательно приведет домой жениха. Но модели поведения «мужчина+женщина» ребенок не наблюдает. Вследствие чего не формируются правильные навыки поведения, теряется свое «я», происходят нарушения в естественной системе ценностей и отношений с противоположным полом. Кризис в половой идентичности наступает у ребенка в 3-5 лет и в подростковом возрасте. Главное – не упустить этот момент.
  • Отец – это своеобразный мост для ребенка во внешний мир. Мама более склонна максимально сужать сам мир, доступный чаду, круг общения, практический опыт. Отец стирает для ребенка эти рамки – так заведено природой. Отец позволяет, отпускает, провоцирует, не сюсюкает, не пытается подстроиться под детскую психику, речь и восприятие – общается на равных, тем самым прокладывая сыну дорогу к самостоятельности и зрелости.
  • Воспитываемый только мамой, ребенок нередко «впадает в крайность», развивая в себе либо женские черты характера, либо отличаясь избытком «мужественности».
  • Одна из проблем мальчиков из неполных семей – отсутствие понимания отцовских обязанностей. И как следствие – отрицательное влияние на личностное взросление уже своих детей.
  • Появившийся у мамы мужчина встречается ребенком в штыки. Потому что семья для него – это только мама. А посторонний мужчина рядом с ней никак не вписывается в привычную картину.

Есть мамы, которые начинают «лепить» из сыновей настоящих мужчин, не заботясь об их собственном мнении. В ход идут все инструменты – языки, танцы, музыка и пр. Результат всегда один – нервный срыв у ребенка и мамины неоправдавшиеся надежды…

Необходимо помнить — даже, если мама у малыша идеальная, самая лучшая на свете, отсутствие отца все равно сказывается на ребенке, который всегда будет чувствовать себя обделенным отцовской любовью . Чтобы воспитать мальчика без отца настоящим мужчиной, маме необходимо приложить максимум усилий для правильного формирования роли будущего мужчины , а также опираться на мужскую поддержку в воспитании сына среди близких людей.

Из-за внебрачных рождений, разводов и преждевременного вдовства каждый четвертый среди детей до 18 лет в нашей стране живет в неполной семье, где нет одного из родителей. В девяти случаях из десяти в таких семьях нет отцов .

В социологической и психологической литературе высказываются разные мнения об этой проблеме.

Например, Т.А. Гурко в 1994-1995 и 2010-2011 годах провела два социологических исследования (объем каждой выборки — около 1000 человек) старшеклассников из трех групп семей:

  1. «Нормативные» семьи с обоими родными родителями.
  2. «Сводные» семьи с матерью и отчимом
  3. «Материнские» неполные семьи без отца.

В статье, основанной на данных этого опроса, которая была написана Т.А. Гурко в соавторстве с Н.А. Орловой, утверждается, что:

«Семья с одним родителем, в отличие от данных 1995 г., не является неблагополучной с точки зрения юношей ни по одному из измеряемых показателей. В этом типе семей лишь девушки ниже оценивают свое здоровье...

В целом же, вопреки стереотипу, различия между нормативными семьями и с одним родителем, с точки зрения развития личности подростков, статистически значимы лишь по 2 из 25 измеряемых переменных.

Западные ученые отмечают сильные стороны семей с одним родителем: четкость, непротиворечивость требований к детям, более открытое и близкое общение с ними.

Одинокие родители способны сочетать стили материнского и отцовского поведения и часто мобилизуются в связи с принятием полной ответственности за детей. Кроме того, очевидно, не все полные семьи являются благополучными» .

Эта точка зрения характерна не только для Н.А. Орловой и Т.А. Гурко. Число неполных семей в наше время настолько велико, что некоторые социологи, психологи и демографы уже рассматривают данный тип семьи не как социально-педагогическую девиацию (отклонение от нормы), а как один из приемлемых вариантов нормальной семьи.

Но сколь угодно широкая распространенность каких-либо социальных феноменов вовсе не означает, что сами эти феномены являются нормальными и не создают для общества никаких проблем.

Например, число малообеспеченных семей, доходы которых не обеспечивают прожиточного минимума, тоже очень велико, однако почти никто среди экономистов, социологов, психологов, политологов, журналистов, да и простых граждан не признает массовую бедность нормальным явлением.

Эти два негативных феномена тесно связаны друг с другом: среднедушевые доходы в расчете на одного человека в неполных семьях заметно ниже, чем в полных семьях. Неполные семьи составляют заметно больший процент среди семей с доходами ниже прожиточного минимума, чем среди всех семей вообще.

Тот факт, что большинство неполных семей бедны, признают даже Т.А. Гурко и Н.А. Орлова, хотя они убеждены в том, что с точки зрения интересов детей, семьи, в которых нет отцов, не хуже семей, в которых отцы есть.

Выводы Т.А. Гурко и Н.А. Орловой основаны на анализе массивов анкет, заполненных подростками старшего школьного возраста. Анкетирование, проведенное среди родителей, показывает совершенно другую картину.

На основе изучения данных социологического исследования «Семья и общество в России: эволюция оценок и ценностей в общественном мнении населения» (СиО-2006), проведенного в 2006 г.

Институтом семьи и воспитания РАО (около 1300 респондентов (то есть, участников опроса) в 13 регионах Российской Федерации), О.В. Кучмаева и ее соавторы делают вывод, что:

«Негативные моменты, например, недостаток времени, уделяемого семье и детям, нехватка педагогических способностей при воспитании, невозможность контролировать детей, матери из неполных семей в отличие от полных отмечали почти в два раза чаще.

Социальные девиации в поведении детей более характерны для неполных семей. Судя по ответам матерей, дети в них чаще плохо учатся. Их матерей значительно чаще вызывают в школу из-за поведения детей (43% матерей из неполных семей и 25,7% замужних).

...О влиянии „плохой компании“ упомянули 5,2% замужних и 14,7% незамужних матерей. Соответственно, риск попасть в плохую компанию и совершения различных правонарушений и даже преступлений у детей из неполных семей в 2,8 раза (т.е. почти втрое) выше, чем в семьях, где есть оба родителя.

Это подтверждается и данными официальной статистики: в 2007 г. среди состоящих на учете в органах внутренних дел несовершеннолетних 47,3% не имели одного или обоих родителей (по данным переписи 2002 г., в семьях, где дети воспитываются без участия одного или обоих родителей, проживало 23,3% детей)» .

Пытаясь занять объективную позицию в споре о влиянии отсутствия отца в семье на воспитание детей (хотя полный объективизм тут вряд ли возможен), Т.А. Гурко описывает аргументы, приводимые обеими сторонами. Среди аргументов тех авторов, которые утверждают, что отсутствие отцов не сказывается негативно на воспитании детей, она выделяет следующие:

  • отсутствие конфликтов между родителями, которые травмируют психику ребенка;
  • непротиворечивость родительских требований к детям (во многих полных семьях мнения отцов по вопросу о воспитании детей расходятся с мнением матерей, что вызывает конфликты между родителями и затрудняет процесс воспитания);
  • незначительное участие отцов в воспитании детей во многих полных семьях и довольно низкий авторитет отцов в глазах детей .

Сторонники концепции «кризиса семьи» утверждают, что отсутствие отцов в семьях негативно влияет на детей.

Приверженцы теории «второго демографического перехода», иначе называемой концепцией «прогрессивного развития семьи», а также феминистки с этим не согласны.

Классическая теория первого демографического перехода описывала лишь историческую смену режима воспроизводства населения при высокой рождаемости и высокой смертности на режим воспроизводства с низкой рождаемостью и низкой смертностью, и почти не обращала внимания на проблемы браков, разводов и внутрисемейных отношений.

При этом предполагалось, что при завершении демографического перехода рождаемость и смертность «уравновесят друг друга» и численность населения стабилизируется. Но этого не произошло. В России, на Украине, в Белоруссии, в государствах Балтии, а также в Германии и некоторых других европейских странах уровень рождаемости опустился ниже уровня смертности и началась естественная убыль населения - депопуляция.

Несоответствие классической теории демографического перехода реалиям рубежа XX и XXI веков, заставило ее сторонников Рона Лестеже (Ron Lesthaeghe) . и Дирка ван де Каа (Dirk J. van de Kaa) разработать «теорию второго демографического перехода».

В России наиболее активными последователями этой теории являются А.Г. Вишневский и С.В. Захаров. Дирк ван де Каа сформулировал перечень важнейших перемен в состоянии семьи, характерных для второго демографического перехода. Самым важным пунктом в этом перечне является «переход от однородного хозяйства к плюралистическим типам семьи и домашнего хозяйства» .

До начала «второго перехода» однородным (нормативным) домохозяйством, в Западной Европе считалась супружеская пара с детьми, а бездетные супруги или одинокие матери с детьми (неполные семьи) рассматривались как отклонения от нормы. С наступлением «второго перехода» воцарился «плюрализм» (разнообразие и равноправие) всех типов домохозяйств.

Иначе говоря, супружеские пары, не имеющие детей, в том числе и добровольно бездетные, в глазах общества якобы ничем не хуже супругов с несколькими детьми. Соответственно, неполные семьи с одним родителем нисколько не уступают полным семьям с обоими родителями.

Гомосексуальные и лесбийские пары должны быть равноправны с гетеросексуальными парами, следовательно, однополые союзы можно регистрировать, как законные браки, что уже и происходит в некоторых европейских странах и отдельных штатах США. Домохозяйства, состоящие из одного человека, следует приравнять к традиционным семьям, которые уже не считаются нормативными.

Согласно теории второго демографического перехода, свобода выбора между браком, разводом и безбрачием, между рождением детей и добровольной бездетностью, между одиночным и семейным образом жизни - это одна из демократических ценностей.

Для многих сторонников этой теории такая свобода сама по себе более важна, чем ее последствия, то есть, вымирание прогрессивного общества, признающего право на выбор любых линий брачного, бракоразводного, репродуктивного и сексуального поведения. Они рассматривают эту свободу выбора как результат прогрессивного развития общества.

Название теории второго демографического перехода не дает никакого представления об ее основополагающей идее:

«прогресс и плюрализм в обществе» = «прогресс и плюрализм в семье».

Поскольку ее сторонники убеждены, что семья, как и общество в целом, находится в процессе «прогрессивного развития», то есть эволюции в позитивную сторону, представляется, что наиболее подходящим названием для нее будет «концепция прогрессивного развития семьи».

Она является альтернативой по отношению к концепции кризиса семьи, согласно которой семья, как социальный институт, на котором основано общество, разрушается, что угрожает нормальному функционированию общества и самому его существованию.

Сторонники «концепция прогрессивного развития семьи» считают, что единого нормативного типа семьи (в том числе и семьи с детьми) в наше время вообще не существует.

По их мнению, семья без отца воспитывает детей, не хуже чем семья, в которой отец есть. Сам термин «нормативная семья» у Т.А. Гурко и Н.А. Орловой носит весьма условный характер.

В прошлом Т.А. Гурко предпочитала называть такие семьи «первобрачными», хотя «нормативная семья» может быть основана и на браке, повторном для одного либо даже для обоих супругов. Важно только то, чтобы все дети в такой семье были рождены от данного брака, а не от предыдущих.

Почти все сторонники концепции «прогрессивного развития семьи» отказываются использовать термин «неполная семья», поскольку это ассоциируется с понятием «неполноценная семья». Как правило, они называют такие семьи «семьями с одним родителем» (калька с английского one-parent family). Этот термин воспринимается как нейтральный. Однако Т.А. Гурко предпочитает название «материнская семья», которое вызывает позитивные ассоциации, прежде всего с понятием «материнская любовь» .

Почти во всех этих случаях сам спор идет главным образом о детях, которые еще не достигли совершеннолетия и продолжают жить с родителями.

Вопрос о влиянии воспитания в семье без отца на последующую жизнь детей, когда они становятся взрослыми и создают собственные семьи, поднимается значительно реже.

Ответ на этот вопрос можно получить, анализируя базу данных международного Европейского социального исследования (European Social Survey - ESS), которое началось в 2002 г. и повторяется каждые два года.

ESS - это масштабный академический проект. Цель этого проекта состоит в описании и объяснении взаимосвязей между изменениями, которые сегодня происходят в социальных институтах Европы, и установками, верованиями и ценностями, а также поведением различных групп населения.

Инфраструктура проекта финансируется Европейским научным фондом, а конкретная реализация обеспечивается научными фондами и институтами в каждой из стран, принимающих участие в проекте. Анкеты ESS заполнялись в процессе интервью с респондентами.

Российская Федерация приняла участие в исследовании в 2006 г. (3-й раунд проекта), в 2008 г. (4-й раунд) и в 2010 г. (5-й раунд). Подробная информация об этом исследовании на английском языке находится на сайте: www.europeansocialsurvey.org.

В нашей стране исследование проводилось Институтом сравнительных социальных исследований (www.cessi.ru). С анкетой на русском языке можно ознакомиться на сайте www.ess-ru.ru. Координатор проекта от российской стороны - А.В. Андреенкова.

База данных ESS на английском языке размещена в открытом доступе на сайте: nesstar.ess.nsd.uib.no/webview с возможностью построения таблиц и анализа данных в режиме онлайн для всех желающих.

В анкете ESS есть вопрос: «Когда Вам было 14 лет, Ваш отец работал как наемный работник (на кого-то), работал на себя или вообще не работал?». Один из вариантов ответа: «Отец умер/ отец не жил с респондентом, когда ему было 14 лет».

Согласно суммарным данным 3-го, 4-го и 5-го раундов ESS из 7172 российских респондентов, ответивших на этот вопрос, а также указавших свой возраст и брачный статус (что важно для дальнейшего анализа), у 21% опрошенных к тому времени, когда они достигли 14 лет, отцы умерли, или развелись с матерями, либо ушли из семьи без оформления развода, либо вообще никогда не жили с матерями (последнее относится главным образом к детям, рожденным вне брака, хотя некоторые из них росли в фактических полных семьях с обоими родителями, не состоящими в законном браке друг с другом).

Рисунок 1.

Доля респондентов, которые в возрасте 14 лет не жили вместе со своими отцами.

Этот показатель весьма близок к данным переписи 2002 г. о доле детей до 18 лет, живущих в семьях без одного или обоих родителей. (Соответствующие материалы переписи 2010 г. на момент написания этой статьи, к сожалению, еще не были опубликованы). Небольшая разница (в 2%) отчасти объясняется тем, что в число неполных семей входят также и те семьи, в которых есть отец, но нет матери, отчасти тем, что семьи распадаются и после того, как детям исполнилось 14 лет.

Как при разработке данных переписей населения, так и при анализе данных ESS, семьи с отчимом включаются в категорию полных семей. Нет возможности выделить их в особую группу, поскольку в переписном листе не указывается такая степень родства как «отчим» (можно указать только «отец», без уточнения - родной или не родной).

В анкете ESS для указания степени родства с респондентом тоже можно было отметить лишь вариант ответа «отец» (родной или приемный). Однако отчимы далеко не всегда хотят или могут заменить для детей родных отцов .

Поэтому масштабы безотцовщины, как по данным ESS, так и по данным переписей населения, могут быть несколько преуменьшенными.

Самая высокая доля тех, кто вырос в семье без отца (32,5%), наблюдается у респондентов старше 60 лет. Столь высокий показатель, скорее всего, объясняется тем, что многие отцы этого поколения респондентов погибли во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В 2006 г. в возрасте 60 лет и старше находились люди, родившиеся не позднее 1946 г., в 2008 г. - не позднее 1948 г., в 2010 г. - не позднее 1950 г. Анкеты ESS заполнялись не только на 60-летних, но и на 70-летних и даже на 80-летних и старше, то есть на тех, кто родился еще до войны. Для этих поколений было более характерно биологическое, чем социальное сиротство.

Респонденты в возрасте от 45 до 59 лет (а также еще более молодые) родились уже в послевоенный период, когда масштабы биологического сиротства резко уменьшились, и на первое место вышла проблема социального сиротства, то есть безотцовщины при живых отцах.

В данном поколении лишь 14,7% детей выросли в семьях, в которых не было отцов. Однако в следующем поколении, которому на момент опроса было от 30 до 44 лет, данный показатель достиг 16,2%. В самом молодом поколении (15-29 лет) уровень безотцовщины вновь увеличился и составил 19,1%.

Это на 2,9% больше, чем в 30-44 года (t = 2,3) и на 4,4% выше, чем в 45-59 лет (t = 3,5). Оба различия статистически вполне достоверны. Это означает, что в течение всего длительного послевоенного периода в стране постоянно растет доля детей, которые выросли в семьях без отца.

При заполнении анкеты ESS, так же, как и при переписи населения, составлялся список членов домохозяйства, постоянно или большую часть времени проживающих вместе с респондентом.

Для каждого из них отмечалась степень родственной (или иной) связи с ним:

А - муж/жена/партнер;

Б - сын/дочь (включая приемных);

В - родители родные или приемные, родители Вашего мужа/ жены/ партнера;

Г - брат/сестра (в т.ч. сводные);

Д - другой родственник;

Е - другой человек, не являющийся родственником.

По этим данным можно установить, сколько респондентов живут вместе с супругами или «гражданскими партнерами», то есть, состоят в зарегистрированном либо в «гражданском» браке.

Среди мужчин в возрасте от 15 до 29 лет, которые выросли в семьях, где были отцы, состоят в законном или в так называемом «гражданском» браке 32,4%, а среди их ровесников, у которых отца в семье не было - 22,6%. Разница составляет 9,6%, оно статистически достоверно на уровне значимости 0,015. (t-критерий достоверности различий = 2,44). То есть, вероятность того, что это различие между двумя группами в составе выборки является случайным, составляет лишь 1,5%.

Это означает, что с гарантией достоверности 98,5% можно быть уверенным в том, что и в генеральной совокупности (то есть, во всем населении, которое не может быть целиком охвачено выборочным социологическим исследованием), доля состоящих в браке среди мужчин этого возраста, выросших в семьях с отцом, так же, как и в выборочной совокупности респондентов ESS, должна быть выше, чем среди их ровесников, которые выросли в неполных семьях без отца.

Гарантия достоверности различий - это дополнение уровня значимости различий до 100%. Если уровень значимости различий между группой A и группой B равен 0,05 или 5%, это означает, что вероятность ошибки не превышает 5%. Иначе говоря, мы можем быть с гарантией на 95% уверены, в том что различие между группами А и Б (с учетом абсолютной численности респондентов в обеих группах и разницы относительных показателей между ними) не является случайным.

Среди мужчин в возрасте от 30 до 44 лет, которые выросли в семьях с отцами, состоят в браке 73,6%, а среди их сверстников, у которых отцов не было - 66,7%. Разница составляет 6,9%, уровень значимости 0,15, гарантия достоверности этого различия - 85% (t = 1,44).

Среди мужчин в возрасте от 45 до 59 лет, которые выросли в семьях с отцами, живут с супругами или «гражданскими партнершами» 75,3%, а среди мужчин того же возраста, у которых отца в семье не было - 67%, т.е. на 8,3% меньше. Уровень значимости этого различия 0,085, то есть, оно статистически достоверно с гарантией 91,5% (t = 1,72).

Среди мужчин в возрастах от 60 лет и старше, которые выросли в семьях с отцами, живут с супругами или «гражданскими партнершами» 66%, а среди мужчин того же возраста, у которых отца в семье не было - 56,9%, т.е. на 9,1% меньше. Уровень значимости 0,032, то есть, это различие статистически достоверно с гарантией 96,8% (t = 2,16).

В социологии принято считать статистически значимыми различия, когда t ? 2, а гарантия достоверности составляет не менее 95%. Такие различия имеют место в возрастах до 30 и старше 60 лет. В возрастах от 30 до 59 лет различия несколько меньше. Критерий t составляет от 1,44 до 1,72, гарантия достоверности различий - от 85% до 91,5%.

Рисунок 2.

Доля живущих вместе с супругами (партнершами) среди мужчин разных возрастов,

Рассчитано по базе данных ESS за 2006-2010 гг. по Российской Федерации

Однако такие различия, скорее всего, не являются случайными, поскольку во всех случаях гарантия их достоверности составляет не менее 85%, и, самое главное, во всех без исключения возрастах различия однонаправлены: доля женатых среди мужчин, которые выросли в семьях без отцов, заметно меньше, чем среди мужчин, которые провели свое детство вместе с отцами.

У женщин различия между долями состоящих в браке не столь велики, как у мужчин. В возрасте до 30 лет разница составляет 2,9%, в возрасте 30-44 года - 3,8%, в 45-59 лет - 2,6%, в 60 лет и старше - 3,6%. Ни в одном возрасте эти различия не являются статистически достоверными.

Рисунок 3.

Доля живущих вместе с супругами (партнерами) среди женщин разных возрастов,

которые выросли вместе с отцами или без отцов.

Рассчитано по базе данных ESS за 2006-2010 гг. по Российской Федерации

(http://nesstar.ess.nsd.uib.no/webview)

Однако у женщин, так же как и у мужчин, во всех без исключения возрастных группах доля состоящих в браке меньше (хотя и не намного) среди тех, которые выросли в семьях без отца, чем среди тех, у которых отцы были. Маловероятно, чтобы такие однонаправленные различия во всех восьми половозрастных группах (четырех мужских и четырех женских) носили случайный характер, хотя только в двух группах критерий t > 2.

Пониженные шансы на создание и(или) сохранение семьи могут объясняться тем, что в детском и подростковом возрасте мальчики не видели в своем доме взрослого мужчину - ни в роли супруга своей матери, ни в качестве своего отца. Поэтому, когда они становятся взрослыми, им труднее выполнять обе эти семейные роли, чем тем, кто вырос в полной семье с обоими родителями.

С другой стороны, девочки из неполных семей не видели своих матерей в роли супруг, но все же видели их в роли матерей. Значит, к одной из двух семейных ролей они все-таки подготовлены. Поэтому происхождение из неполной семьи без отца влияет на дальнейшую взрослую личную и семейную жизнь у женщин не так сильно, как у мужчин.

Тем не менее, это влияние негативно для обоих полов и ощущается в любом возрасте - и после 30 лет, и после 45 лет и даже после 60 лет, то есть, в течение всей жизни.

Среди феминисток и сторонников концепции «прогрессивного развития семьи», а также среди семейных психологов и психотерапевтов весьма популярно мнение о том, что для ребенка лучше жить в семье без отца, чем в семье, где отец и мать конфликтуют друг с другом, что травмирует психику детей.

Но в реальной жизни не так много семейных пар, которые мирно живут вместе без каких-либо конфликтов. Неужели все остальные супруги должны развестись, чтобы их детям жилось спокойнее? А если они, несмотря на конфликты, не хотят разводиться, следует ли против их воли расторгать брак в судебном порядке?

Ведь если ради интересов детей некоторых родителей по решению суда лишают родительских прав, то почему бы не лишать их также и супружеских прав, то есть, обязывать к разводу тех супругов, ссоры между которыми негативно влияют на детей?

Очевидно, что сама постановка такого вопроса совершенно абсурдна. Поэтому рассуждения о том, что если отец и мать ребенка не ладят друг с другом, то им лучше разойтись, чтобы ребенку жилось спокойнее, представляются чрезвычайно спорными.

В семьях с обоими родителями дети видят, как отец и мать ссорятся, но они же замечают и то, как родители потом мирятся - ведь в большинстве случаев конфликт все же не приводит к разводу.

В совместной жизни родители постоянно вынуждены договариваться друг с другом, идти на компромиссы, учитывать мнения друг друга, приходить к общему консенсусу. Это помогает ребенку приобрести навык взаимодействия.

В полных семьях существуют границы между детской и родительской подсистемами, что помогает сохранить иерархию в семье. Наличие таких границ помогает ребенку формировать свои личные границы. А дети, выросшие в семье без отца, совершенно не представляют себе, как достигать компромисса и добиваться мирного выхода из конфликта.

Дети, воспитывающиеся в полных семьях, всегда видят различие женской и мужской роли. В будущем им легче воспроизводить ролевое поведение в супружеских и родительских отношениях. Мужчины и женщины часто по-разному смотрят на одну и ту же проблему и, поэтому, предлагают разные варианты ее решения. Это помогает ребенку увидеть различие «мужского» и «женского» и понять, как супруги между собой договариваются и решают общую задачу.

В каждом последующем поколении все больше становится людей, воспитанных в детстве одними матерями, не состоящими или даже никогда не состоявшими в браке.

У таких матерей остается нереализованной потребность во взаимности и на бессознательном уровне мама пытается реализовать эту потребность в отношениях с ребенком.

У ребенка отсутствует ресурс для такой поддержки маме. Возникает тревожность, которая мешает ему развиваться. У ребенка нет наглядного примера для подражания, мама вынуждена давать ребенку прямые указания как действовать. Ребенок становиться исполнителем воли матери. Это мешает ему накапливать свой жизненный опыт. Ребенок вырастает неловким, неумелым, не уверенным в себе, инфантильным.

В связи с отсутствием у мамы эмоционального и деятельного контакта с мужем, ей сложно установить такой контакт с ребенком. Она либо втягивает ребенка в эмоциональную зависимость, либо отвергает, отрицает, обесценивает ребенка.

При отсутствии контакта родителя с ребенком, ребенок либо попадает на трон и начинает всеми манипулировать, либо уходит в депрессию, а в последствии это выливается в девиантное поведение. В будущем такому ребенку будет сложно создать свою семью.

И это безбрачие нередко наследуется, причем главным образом - от матери к сыну, реже - к дочери.

Однако девушки, выросшие в так называемых «материнских» семьях, также сталкиваются с немалыми трудностями в отношениях с противоположным полом. Это либо мешает им выйти замуж, либо, если они все-таки вступают в брак, приводит к разводу.

У таких девушек существует сильная симбиотическая связь с матерями. Матери «не отпускают» дочерей от себя, да и сами дочери во многих случаях просто неспособны освободиться от этой психологической зависимости ради устройства личной жизни и создания собственной семьи. Они могут быть умными, образованными, начитанными, но при этом страдают от комплекса неполноценности.

В некоторых семьях безбрачие наследуется даже в трех поколениях. Такая наследственность носит не биологический, а социально-психологический характер.

Типичная ситуация: в первом поколении семьи бабушка разошлась с мужем и одна воспитала свою дочь, почти без помощи бывшего супруга. Во втором поколении, когда дочь стала взрослой, у нее не складывались отношения с мужчинами. Не сумев выйти замуж, она решает родить «для себя», и вступает в случайную связь с мужчиной, от которого даже не ожидает никакой помощи и участия в воспитании ребенка. Рождается девочка, то есть, в семье появляется третье поколение. Эта девочка (дочь одинокой матери и внучка одинокой бабушки) получает еще более односторонне женское воспитание, чем ее мать, которая иногда все-таки общалась со своим отцом. Ей будет очень трудно выйти замуж. Если она, подобно своей матери, решится родить вне брака, то неполная семья воспроизведет себя в том же качестве уже в четвертом поколении. В противном случае ее ждет полное одиночество, а эта родословная по женской линии может вообще прекратиться.

Что же касается сыновей, выросших без отца, то для них, по-видимому, более вероятно не остаться в старых холостяках, а развестись с женами.

Ухаживать за девушками они, как правило, умеют, но для налаживания отношений с супругами требуются такие психологические черты, которые трудно приобрести, если в детстве ребенок не видел, как его родители налаживают отношения друг с другом.

Как для дочерей, так и для сыновей из неполных семей часто характерна очень сильная привязанность к своим матерям. Как правило, это не нравится их потенциальным партнерам и партнершам в период ухаживания и может привести к разрыву отношений.

Если же эти отношения все-таки приведут к браку, то мать, воспитавшая ребенка без отца, психологически ревнует сына к невестке или дочь к зятю, и поэтому вмешивается в семейную жизнь детей, что нередко приводит к разводу.

У замужних матерей эта ревность, как правило, выражена слабее. После вступления детей в брак они не остаются одни и не страдают от чувства одиночества.

Чем больше в первом поколении незамужних и разведенных матерей, тем больше во втором поколении их сыновей, которые выросли в семьях без отцов, оказались совершенно не подготовленными к семейной жизни и поэтому не смогли создать или сохранить собственные семьи.

Из-за этого растет численность и доля холостых и разведенных мужчин, что, в свою очередь повышает процент незамужних и разведенных среди женщин - им не хватает подходящих для нормальной семейной жизни женихов и супругов. Этот замкнутый цикл повторяется от поколения к поколению.

Некоторые авторы считают, что традиционный законный брак с одним супругом в течение всей жизни устарел, что смена спутников жизни и воспитание детей в семьях без отца или с отчимом в наше время - чуть ли не норма семейного и демографического поведения, а периоды одиночества, в том числе и одинокого материнства, между прекращением одного зарегистрированного или не зарегистрированного «партнерского союза» (этим выражением подменяется понятие «брак») и началом другого - один из этапов нормального жизненного цикла личности.

Разумеется, если поставить на первое место критерий прав личности на свободный выбор того, в какой семье жить (полной или неполной) и иметь ли семью вообще, то можно не увидеть ничего плохого в том, что все больше становится неполных семей, а также совершенно одиноких мужчин и женщин.

Но анализ вышеприведенных данных показывает, что это - самовоспроизводящийся процесс, масштабы которого будут усиливаться в каждом последующем поколении и усугублять кризис семьи через суженное, неполное воспроизводство поколений и однобокое «женское» воспитание детей в семьях без отца.

В анкете исследования «Религия, семья, дети», проведенного кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ в 2003-2006 гг., респондентам задавались вопросы:

  • В какой мере семейный образ жизни ассоциируется у Вас с наличием законного супруга?
  • В какой мере семейный образ жизни ассоциируется у Вас с наличием хотя бы одного ребенка?
  • В какой мере семейный образ жизни ассоциируется у Вас с наличием двух детей?
  • В какой мере семейный образ жизни ассоциируется у Вас с наличием трех-четырех детей?
  • В какой мере семейный образ жизни ассоциируется у Вас с наличием пяти и более детей?
  • В какой мере семейный образ жизни ассоциируется у Вас с наличием родителей и других родственников?

Варианты ответа на каждый из этих вопросов:

  1. В очень большой степени;
  2. В большой степени;
  3. В незначительной степени;
  4. Ни в какой степени

Наиболее сильной оказалась ассоциация между семейным образом жизни и наличием законного супруга - 93% респондентов, ответивших на данный вопрос, указали «в большой степени» или «в очень большой степени». Второе место заняла ассоциация с наличием хотя бы одного ребенка - 83%.

По этим параметрам не было значительных различий между респондентами разных вероисповеданий (православные и неправославные христиане, мусульмане, иудеи). Как весьма религиозные, так и не слишком религиозные и вообще не верующие люди практически всегда в большой и очень большой степени ассоциируют семейный образ жизни в первую очередь с наличием законного супруга.

Однако только 29% респондентов считают совершенно недопустимым поведение тех людей, которые вообще отказываются вступать в брак. Остальные, то есть, подавляющее большинство либо признали это поведение допустимым в любом случае (25%) либо дали уклончивые ответы на этот вопрос (46%), что указывает на их терпимость к добровольному отказу других людей от брака, во всяком случае, если иметь в виду зарегистрированный брак.

Та или иная линия демографического поведения может стать массовой лишь тогда, когда общественное мнение одобряет, или, по крайней мере, не осуждает это поведение.

По данным исследования «Религия, семья, дети» уровень терпимости к отказу от вступления в брак (суммарная доля одобряющих либо не осуждающих) составляет 71%, к сожительству - 75%, к рождению детей вне брака - 76%, к разводу в случае, если один из супругов разлюбил другого, и, несмотря на наличие детей, хочет расторгнуть брак - 77% .

Объяснить эту, на первый взгляд, парадоксальную противоречивость в ответах можно лишь тем, что почти все респонденты увязывают семейный образ жизни с наличием законного супруга, но далеко не все отдают предпочтение семейному образу жизни перед одиноким материнством или полным одиночеством.

Часто приходится слышать, что брак устарел. Но никакой другой основы для семьи, по мнению подавляющего большинства, просто не существует. Нормальная семья не может быть создана иначе, как путем вступления в брак.

Неполная семья, возникшая в результате рождения внебрачного ребенка у одинокой матери или распада полной семьи с детьми - это промежуточная форма между нормальной семейной жизнью и полным одиночеством.

Ребенок частично состоит из матери и частично из отца. Таким образом, если ребенок не принимает одного из родителей или обоих, он отказывается от себя или от части себя. В этом случаи ему очень сложно сформировать свою идентичность, разобраться с семейными ролями и создать свою полную семью.

В неполной семье нет супружеских функций, а выполнение родительских функций крайне затруднено из-за отсутствия одного из родителей, как правило, отца. Полная семья, в которой муж и жена не разводятся, существует от вступления в брак до смерти того из супругов, кто уходит из жизни первым. В большинстве случаев это происходит в пожилом возрасте.

А у неполной семьи (особенно если она возникла в результате развода) и век неполный, то есть, не очень долгий: от распада прежней полной семьи и до того времени, когда дети вырастают, создают свои семьи и отделяются от матерей. После этого одинокая мать превращается просто в одинокую женщину. Ей очень трудно вновь выйти замуж.

По данным переписи 2010 г., в возрастах от 40 до 49 лет на 1000 женщин приходится 915 мужчин. На первый взгляд, эта диспропорция, вызванная повышенной смертностью мужчин, представляется не очень большой. Однако на 1000 женщин, не состоящих в браке, приходится лишь 620 «свободных» мужчин в этом же возрасте. Соответственно, в возрастах от 50 до 59 лет пропорция составляет 806 на 1000 для всего населения и 389 на 1000 для не состоящих в браке, а возрастах от 60 лет и старше 524:1000 и 187:1000.

Рисунок 4.

Число мужчин в расчете на 1000 женщин в возрастах от 40 лет и старше.

(Рассчитано по данным Всероссийской переписи населения 2010 года).

К тому же, в этих возрастах мужчины, как правило, ищут себе жен моложе себя. Поэтому у женщин, которые пытаются вновь создать семью после того, как их дети выросли и отделились, шансы на вступление в брак очень невелики.

Для того чтобы рассматривать, как позитивную тенденцию, увеличение той части населения, которая не состоит ни в законном, ни даже в «гражданском» браке, равно как и массовую малодетность семей, а также увеличение масштабов безотцовщины, надо исходить из недемографических критериев, например, из критерия свободы личности, который означает право выбора между семейным и одиночным образом жизни, между супружеской жизнью и разводом, между рождением детей в браке или вне брака либо добровольной бездетностью, между законным или «гражданским» браком либо отказом от любых форм брака вообще .

С демографической же точки зрения эти тенденции могут оцениваться только негативно. При современном отношении в обществе к браку, который является единственно возможным фундаментом для семьи, как социального института, невозможно добиться ни повышения рождаемости хотя бы до уровня простого замещения поколений, ни нормального воспитания детей и их подготовки к будущей семейной жизни - этому препятствуют высокая разводимость и массовая безотцовщина.

1. Рассчитано по: Семья в России. 2008: Стат.сб. / Росстат - M., 2008. Таблица 1.5.

2. Гурко Т.А., Орлова Н.А. Развитие личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. № 10. 2011. C. 107.

3. Кучмаева О.В., Марыганова Е.А., Петрякова О.Л., Синельников А.Б. О современной семье и ее воспитательном потенциале // Социологические исследования. № 7. 2010. C. 51.

4. Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003.

5. R. Lesthaeghe & K. Neels: «From the First to the Second Demographic Transition - An Interpretation of the Spatial Continuity of Demographic Innovation in France, Belgium and Switzerland», European Journal of Population, 2002. vol. 18(4): 225-260.

6. Van de Kaa, D. J. Europe’s Second Demographic Transition. Population Bulletin, 42 (1), Washington, The Population Reference Bureau. 1987; Kaa, D. van de (2003). Second demographic transition. In: P. Demeny & G. McNicoll (eds.), Encyclopedia of population. New York etc.: McMillan Reference USA.

7. Митрикас А. Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы // Социс. 2004. № 5. http://www.isras.ru/files/File/Socis/2004-05/mitrikas.pdf

8. Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003.

9. Шевченко И.О. Отчим в структуре современной российской семьи // Социология. № 2. 2011. С. 186-192.

10. Захаров С.В. Новейшие тенденции формирования семьи в России. Статья первая. Расширяющиеся границы брака // Демоскоп Weekly. Электронная версия бюллетеня «Население и общество». № 237 - 238. 6 - 19 марта 2006. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0237/tema02.php (дата обращения 10.07.2012)

11. Рассчитано по: Синельников А.Б., Антонов А.И., Медков В.М. Семья и вера в социологическом измерении (результаты межрегионального и межконфессионального исследования). М.: КДУ, 2009. С. 53-59, 66, 68, 95.

12. Рассчитано по: Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Том 2. Возрастно-половой состав и состояние в браке. М., 2012. С. 294-295.

13. Синельников А.Б. Трансформация семьи и развитие общества. М.: КДУ. 2009. С. 22.