Аксессуары

Чинопоследования церкви. Молебные пения

8. Деятельность Освященного Собора, его участие в работе земских соборов

Особая страница в истории созидания российской государственности открывается в 1613 г., когда от лица Освященного Собора, т.е. епископата Русской Церкви и ведущих представителей ее клира, исходит инициатива созыва Земского Собора для избрания главы Государства Российского. Этот Собор, на котором были представлены сословия Русской Земли, являет собой самобытную форму народного представительства, неизвестную в остальной Европе. Ведь представители сословий собирались на Земский Собор не ради политической игры, чтобы отвоевывать у верховной власти привилегии, но затем, чтобы ответить на ее вопрошания, как обустроить Государство Российское. Тогда выбор первого царя Михаила из династии Романовых был обусловлен тем, что его отец, авторитетный боярин Федор Романов, насильно постриженный в монахи в свое время Борисом Годуновым, а затем ставший митрополитом Ростовским и Ярославским Филаретом (в 1619-1633 гг. патриарх всея Руси) виделся как духовный руководитель строительства возрождаемой российской государственности. Не случайно затем в течение всего царствования Михаила Федоровича Земские Соборы созывались верховной властью практически ежегодно, с тем чтобы ее начинания могли опереться на авторитет Церкви и быть выражением народных чаяний.

Особое значение в деле государственного строительства имел Земский Собор 1649 г., выработавший Соборное Уложение, которое заложило основу свода российских законов.

9. Значение принятия патриаршества, его роль в борьбе с самозванцами и польско-шведскими интервентами

В 80-е гг. XVI в. сложная внутриполитическая обстановка заставила правительство царя Федора Ивановича (1584-1598гг.) искать в церковных верхах более активной поддержки. Вместе с тем фактический глава этого правительства боярин Борис Годунов понимал, что для снятия социального напряжения нужны эффектные, радостные события, которые могут отвлечь народ от смут и мятежей. Таким событием должно было стать учреждение на Руси патриаршества. Осуществление этой давней мечты российского духовенства позволило бы наглядно подтвердить религиозно-политическую теорию «Москва-Третий Рим».

Используя все возможные средства, московские правители заставили Иеремию, патриарха Константинопольского, в январе 1589 г. поставить митрополита Московского Иова в сан патриарха. Вслед за этим несколько епископов стали архиепископами, а четыре архиепископа – Новгородский, Ростовский, Казанский и Крутицкий – были возведены в достоинство митрополитов.

Столь высокое положение главы русской церкви давало патриарху возможность попытаться вновь занять независимую позицию по отношению к царской власти. И такие попытки предпринимались, как только складывались благоприятные обстоятельства, а на патриаршем престоле оказывался энергичный и властный человек. Фактически правителем России был патриарх Филарет (1619-1633гг.), отец царя Михаила Романова (1613-1645гг.). Впоследствии ту же роль пытался сыграть патриарх Никон (1652-1658гг.), однако после долгой тяжбы он был низложен и сослан в отдаленный Ферапонтов монастырь. Стремясь уменьшить экономическое могущество отдельных иерархов, правительство царя Алексея Михайловича (1645-1676гг.), и его ближайших преемников добивались увеличения числа епархий и соответственно сокращения их размеров. Если в середине XVII в.в составе Русской Православной церкви насчитывалось 13 епархий, то к концу столетия – уже 23.

Особенно важным оказался XVII в. Смута, происшедшая вслед за ознаменованным рядом бедствии, и прежде всего жестоким голодом, царствованием Бориса Годунова, вновь выдвигает Православную Церковь как важнейший фактор национального самосознания, без которого было бы невозможно новое государственное строительство в России. Так, церковное благословение привело в движение Нижегородское ополчение, что позволило сохранить в 1612 г. Российскую государственность. И здесь мы, прежде всего, видим духовных вождей России - патриарха Ермогена, собственной жизнью заплатившего за восстановление Российской государственности. Троицкого келаря Авраамия Палицина, вдохновлявшего русских воинов на их подвиг по освобождению страны от интервентов, нижегородского протопопа Савву Ефимьева, благословившего русское ополчение в поход на Москву.


Заключение

По результатам проведенной работы мы пришли к следующим выводам:

Роль Русской православной церкви в истории Московской Руси огромна.

С тех пор как население Руси приняло христианство в его восточной, православной форме, церковь играла важнейшую роль в истории России. Религией была пронизана вся русская культура. Монастыри России показывали пример как благочестия, так и рачительного, образцового хозяйствования. Митрополит, а позднее – патриарх всея Руси, был вторым человеком в стране после самого государя и в отсутствие монарха или при его малолетстве порою оказывал решающее влияние на дела управления. На протяжении многих веков в России было два главных центра притяжения экономической деятельности – государство и церковь, причем церковь умела в большинстве случаев более разумно распорядиться своим богатством, чем государство.

Однако ситуация, в которой находилась Православная Церковь в Российском государстве, не оставалась неизменной.

По пришествии монголов на Русь, особенно при хане Золотой Орды Менгли-Гирее, церковь получила значительные привилегии и окрепла. Руководимая греческими митрополитами, посвященными в сан в Византии, защищенная ханской грамотой, церковь на Руси тогда меньше зависела от княжеской власти, чем в какой-либо период русской истории. Фактически, митрополит не раз служил арбитром в разногласиях между князьями.

Это время было также периодом, когда русская церковь имела возможность создать большую материальную базу для своей деятельности. Поскольку церковные земли были ограждены от вмешательства государственных властей, как монгольских, так и русских, они привлекали все больше крестьян и доля их производства в общем сельскохозяйственном продукте постоянно росла. Это особенно справедливо в отношении монастырских владений.

В период упадка в Золотой Орде и падения монгольского ига церковь, предвидя усиление Москвы, поддержала стремление русского народа вернуть себе свободу.

В первых же годах своего правления Иван Калита дал Москве нравственное значение переводом кафедры митрополита из Владимира в Москву.

Ещё в 1299 году киевский митрополит Максим уехал из Киева во Владимир-на-Клязьме. Митрополит должен был из Владимира время от времени посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на перепутье в Москве.

Преемником митрополита Максима стал Петр (1308). Завязалась тесная дружба митрополита Петра с Иваном Калитой. Вместе они заложили каменный собор Успения в Москве. Бывая в Москве митрополит Петр жил в своём епархиальном городке на старинном дворе князя Юрия Долгорукого, откуда потом перешёл на то место, где вскоре был заложен Успенский собор. В этом городке он и умер в 1326 г.

Преемник Петра Феогност уже не хотел жить во Владимире и поселился на новом митрополичьем подворье в Москве.

В 1440-е гг. отказ Русской Церкви от Флорентийской унии 1439 сделал невозможным принятие митрополита, имеющего традиционное благословение Константинополя, где уния была поддержана как патриархом, так и императором. Митрополит всея Руси Исидор, принявший во Флоренции унию, по возвращении в Москву в 1441 был взят под стражу и замещен, по решению Русского архиерейского собора 1441, рязанским епископом Ионой. 15 декабря 1448 собор русских епископов, созванный великим князем Василием II, провозгласил автокефалию (самостоятельность) Русской Церкви и поставил Иону в митрополиты всея Руси.

Набирая силу, государственная власть постепенно все более сужала церковную юрисдикцию равно как ее влияние на сферу внутрицерковной жизни постоянно возрастало. При этом, хотя и нечасто, возникали конфликты между предстоятелями Русской Церкви и высшей государственной властью, когда поведение последней представлялось вызовом христианским основам российской государственности или же вмешательство в церковную жизнь могло послужить ее подрыву, а следовательно, и подрыву самих основ народной жизни.

По вопросу церковных имуществ в Церкви произошло разделение на нестяжателей (сторонников Нила Сорского) и иосифлян (последователей Иосифа Волоцкого, который настаивал на необходимости монастырских владений для церковного строительства и участия Церкви в общественной жизни), которому соответствовала различная монашеская практика: живший прежде на Афоне Нил Сорский был приверженцем «умной молитвы» и созерцательной жизни в скиту, идеалом Иосифа Волоцкого был общежительный монастырь со множеством трудовых послушаний. В то же время Иосиф Волоцкий высоко ценил духовный опыт Нила Сорского, направляя к нему своих учеников для обучения созерцанию и молитве.

Самым драматическим было столкновение в 1561 г. митрополита московского Филиппа с царем Иваном Грозным после введения тем террористического режима опричнины, которое стоило мужественному первосвятителю не только митрополичьей кафедры, но и жизни.

Другими примерами подвижничества является подвиг патриарха Ермогена во время противостояния польским интервентам во время Смутного времени.


Список литературы

1. Древняя Русь и Московское государство. У истоков российской цивилизации. Учеб. пособ./ отв.ред. А.В. Лубский., Ростов н/Д.,1998.

2. Ключевский В.О., "Курс Русской истории, часть 1, "Москва", 1987г.

3. Ключевский В.О. Исторические портреты, Москва, «Правда»,1991г. 622стр.

4. Кобрин В.Б, Юрганов А.Л. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси. // История СССР. 1991.№4.

5. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1988.

6. Русская Православная Церковь 988-1988. Издание Московской Патриархии 1988 г.

7. Соловьев С.М. "Сочинения", кн. 1 "Мысль", 1988г.

8. Татищев В.Н., "История Российская", "Москва, 1962 г.

9. Русско-славянская цивилизация. /Сост.Е. Троицкий. М., 1998.

10. Скрынников Р.Г. История Российская IX - ХVII вв., М.,1997. и др.


Архиерейский Собор, состоявшийся в Москве 29 ноября ― 2 декабря 2017 года, обратился с посланием к клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Освященный Архиерейский Собор, проходивший с 29 ноября по 2 декабря 2017 года во граде Москве, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, обращается ко всем вам словами апостольского приветствия: «Бог <…> терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15:5-6).

Воздавая хвалу Творцу, Промыслителю и Подателю всяческих благ, мы молитвенно воспоминаем важнейшие события в истории нашей Церкви, столетие которых отмечается в этом году. Это открытие Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов и восстановление на нем Патриаршества.

Одно из главных деяний Собора ― избрание святителя Тихона на Московский Патриарший престол ― совпало с началом жестоких гонений на Церковь Божию. Невинной кровью первых мучеников нового времени обагрилась наша земля. Вскоре беззаконие и произвол по отношению к Церкви стали повсеместными. В этих преследованиях и страданиях за имя Христово множество верных чад церковных явили высочайший подвиг веры и мужества, приняли смерть и неувядающие венцы славы (1 Пет. 5:4). То была эпоха грозных испытаний для всех народов Отечества. В результате страна оказалась на грани уничтожения. Но по молитвам святителя Тихона, сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской Господь приклонил милость Свою к людям и не попустил злу восторжествовать окончательно. Ныне мы с благодарностью Богу вместе с псалмопевцем восклицаем: «Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя» (Пс. 117:18).

Памятуя о трагических событиях ХХ века и размышляя об их причинах, мы должны с глубоким смирением и искренним убеждением свидетельствовать пред ближними и дальними о главном уроке минувшего столетия: без Бога никакое государственное или общественное строительство не приведет к благополучию. История показала, что пагубными для государств и гибельными для людей являются революционные настроения, порожденные политическими провокациями, в том числе использующими запрос на социальную справедливость. Представители всех слоев общества должны приложить усилия, чтобы избежать повторения ошибок, приведших в прошлом веке к страданиям и смерти множества людей, к разрушению государственности.

Мы свидетельствуем о неизменности миссии Церкви, которую стяжал Спаситель честною Своею Кровию (см. Деян. 20:28) ради приведения людей к единству с Богом. Всем труженикам в Винограднике Христовом надобно помнить о том, что краеугольным камнем церковной проповеди от святых апостолов и до скончания времен является радостная весть о спасении, дарованном через Крест и Воскресение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Главное же служение, к которому призван каждый пастырь, ― это совершение Божественной литургии, поскольку принесение Бескровной Жертвы благодарения о всех и за вся есть величайшее и важнейшее из всех возможных на земле дел.

Единеми усты и единем сердцем славяще Небесного Отца и Господа нашего Иисуса Христа, мы, члены Освященного Собора, свидетельствуем о том, что молитвенным предстательством перед Престолом Вседержителя новомучеников и исповедников Церкви Русской, трудами множества архиереев, клириков, монашествующих и мирян дело церковного строительства продолжает развиваться. Восстанавливаются порушенные святыни, созидаются новые храмы, совершают иноческий подвиг многочисленные насельники православных обителей, умножается количество церковных благотворительных начинаний, усиливается церковная работа по поддержке семьи, материнства и детства. Особую радость вызывают успехи в области работы с молодежью, в том числе развитие добровольчества в епархиях и на приходах, а также в приобщении детей к вере через воскресные школы и иные церковные образовательные проекты.

Дни Архиерейского Собора доставили нам радость общения с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей, прибывшими в Москву для участия в торжествах по случаю столетия Патриаршей интронизации святителя Тихона. Это зримое выражение православного единства имеет особое значение сегодня, когда многие христиане, подвергаясь гонениям за веру, нуждаются в нашей усердной молитве и действенном заступничестве. Мы дорожим христианской солидарностью, потому что знаем, насколько она важна и нужна тем, кому сейчас приходится претерпевать невзгоды и испытания, подобно тому как важна для нас была поддержка всех людей доброй воли во время притеснений веры и Церкви в нашем Отечестве. Да, по милости Божией мы вновь возвели величественные соборы, наши храмы благоукрашаются и благоустрояются. Однако нельзя забывать о тех, кого изгоняют из храмов, кого взрывают и убивают террористы. Мы призваны мужественно и твердо отстаивать христианские ценности, вытесняемые сегодня из жизни многих народов. Пример основанных апостолами первохристианских общин, более обеспеченные из которых направляли материальную помощь менее обеспеченным, призывает нас заботиться о тех православных христианах, бедствующих и страдающих от войны или от терроризма.

В дни работы Собора мы ознакомились с предварительными результатами исследований, проводимых с целью идентификации «екатеринбургских останков». Мы выражаем надежду, что по завершении этих исследований будет явлена истина относительно принадлежности упомянутых останков.

С благодарностью ко благому Божию смотрению Собор свидетельствует о явлении целого сонма святых для общецерковного почитания.

Памятуя о пережитых нашими отцами и о переживаемых ныне многими христианами испытаниях, будем хранить единство Церкви, молясь за каждым богослужением о благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, как и Христос молился о единстве христиан и о соблюдении их в мире.

Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами! (2 Фес. 3:16). Аминь.

Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, состоявшимся 29 ноября – 2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве.

Постановления
Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

1. Освященный Архиерейский Собор возносит благодарственную молитву ко Господу Богу Вседержителю, во Святой Троице славимому Отцу и Сыну и Святому Духу о всех благодеяниях, ниспосылаемых Русской Православной Церкви.

2. Основная задача Церкви в мире – это приведение людей ко Христу через распространение Евангельского слова. Члены Собора поддерживают призыв Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ко всем, возвещающим слово Божие, помнить о том, что краеугольным камнем церковной проповеди со времен святых апостолов и до скончания века является радостная весть о спасении человека, совершенном Господом Иисусом Христом через Его страдания, крестную смерть и славное Воскресение. С проповедью Евангелия неразрывно соединено главное делание, к которому призван каждый священнослужитель, – это благоговейное совершение великого Таинства Тела и Крови Христовых.

3. Прошедшее столетие явило миру непреложность истины, засвидетельствованной еще в Ветхом Завете, что без верности Богу не может быть построено подлинное благополучие общества, а отступление людей от Господа влечет за собой беды, последствия которых могут быть преодолены действием Промысла Божия в ответ на искреннюю веру и ее мужественное исповедание, а также на молитву.

Члены Освященного Собора воздают хвалу сонму новомучеников и исповедников Церкви Русской, чьим предстательством стало возможно церковное возрождение в конце ХХ века и начале XXI века.

С сонмом новомучеников и исповедников Церковь прославляет Царственных страстотерпцев. Церковной комиссией совместно с государственными следственными органами по сей день ведется кропотливая работа по идентификации «екатеринбургских останков». Заслушав подробный доклад по этой теме, Собор выражает надежду, что во благовремении будет поставлена точка в упомянутых исследованиях. Сохраняет свою силу постановление Архиерейского Собора 2016 года: «Решение о признании или непризнании "екатеринбургских останков" святыми мощами Царственных страстотерпцев может быть принято Архиерейским Собором по представлению Священного Синода, исходя из оценок итоговых материалов комплексной экспертизы, которые должны быть предварительно опубликованы для общественной дискуссии» (пункт 10 Постановлений Архиерейского Собора 2016).

4. В год столетия открытия Священного Собора 1917-1918 годов, восстановившего Патриаршество, вся полнота Русской Православной Церкви с благодарностью вспоминает его труды и возносит особые молитвы к возглавлявшему его святителю Тихону, который, будучи по Промыслу Божию избранным на патриарший престол, делал все возможное для сохранения единства Русской Церкви в первые годы гонений. Архиерейский Собор приветствует работу по полному изданию материалов Поместного Собора 1917-1918 гг., требующих всестороннего и вдумчивого исследования.

Общие вопросы церковного управления

5. Освященный Архиерейский Собор одобряет деятельность Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода и утверждает решения, принятые Священным Синодом в межсоборный период. Также одобряется деятельность в этот период Высшего Церковного Совета, синодальных учреждений и комиссий.

6. Архиерейский Собор утверждает решения Священного Синода об образовании Калининградской, Костромской и Марийской митрополий, а также об учреждении следующих епархий: Бирской, Ванинской, Волжской, Воркутинской, Галичской, Златоустовской, Плесецкой, Рославльской, Сызранской, Черняховской.

7. Собор внес изменения в Устав Русской Православной Церкви, подчеркнув особый статус Украинской Православной Церкви, руководящий центр которой находится в Киеве.

8. Собор утверждает следующие документы:

а) Положение о монастырях и монашествующих Русской Православной Церкви, разрабатывавшееся на протяжении нескольких лет Межсоборным Присутствием. Епархиальным архиереям надлежит обеспечить ознакомление с этим документом монашествующих вверенных им епархий и, во взаимодействии с Синодальным отделом по монастырям и монашеству, озаботиться выполнением содержащихся в нем указаний.

б) документ «О канонических аспектах церковного брака», также разработанный Межсоборным Присутствием. Епархиальным архиереям поручается издать необходимые указы для обеспечения выполнения норм этого документа во вверенных им епархиях.

в) новую редакцию Положения о наградах Русской Православной Церкви.

9. Констатируя в целом благополучное становление организации епархий, находящихся в одном регионе, в митрополии, Архиерейский Собор призывает архиереев митрополий к дальнейшему активному и тесному взаимодействию при соблюдении как канонических прерогатив каждого архиерея, так и особой начальственной и координационной роли глав митрополий. Священному Синоду поручается изучить возможную необходимость внесения уточнений в Положение о митрополиях и, при соответствующем заключении, сформулировать и утвердить таковые.

10. Процесс введения в благочиниях и крупных приходах должностей помощников благочинных и настоятелей по миссии, по религиозному образованию, по работе с молодежью, по благотворительности, а также создание системы обучения профильных сотрудников в целом развивается успешно, и соответствующие должности в большинстве своем замещены. При этом Собор обращает внимание на то, что работа помощников благочинных не должна рассматриваться как нечто второстепенное, даже при ее совмещении с исполнением других обязанностей. Помощникам благочинных следует иметь соответствующее образование – очное или заочное, которое может быть, в частности, получено в центрах подготовки церковных специалистов, открывающихся ныне во многих епархиях. Учебному комитету совместно с профильными учреждениями надлежит продолжить работу по становлению этой системы образования.

Синодальным учреждениям поручается озаботиться обучением руководителей епархиальных отделов как профильным знаниям, так и организационным навыкам, в том числе для координации работы помощников благочинных. Такое обучение должно носить кратковременный практический характер и осуществляться преимущественно дистанционно, с учетом занятости упомянутых руководителей. Кроме того, признается полезным проведение председателями синодальных учреждений регулярных онлайн-совещаний с руководителями соответствующих епархиальных учреждений.

11. Освященный Собор считает необходимыми дальнейшие усилия епархиальных архиереев по осуществлению в епархиях Русской Православной Церкви мер, предусмотренных Положением о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей, утвержденным Архиерейским Собором 2013 года, в том числе через создание и реальную деятельность епархиальных попечительских комиссий. Кроме того, при определении места служения священнослужителя и его материального содержания важно по возможности принимать во внимание состав и численность его семьи.

12. Вызывает удовлетворение развитие церковной жизни в храмах и монастырях Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье. В год десятилетия восстановления единства с Русской Зарубежной Церковью, вознося благодарение Господу об этой дарованной милости, члены Освященного Собора считают необходимым, чтобы были предприняты дополнительные усилия по упорядочению канонического положения епархий и приходов русского зарубежья.

13. Члены Собора считают необходимым продолжение работы по выстраиванию взаимодействия Художественно-производственного предприятия «Софрино» с епархиями с учетом ранее принимавшихся решений.

Миссия Церкви в современном мире

14. Собор относит обращение к молодежи с Евангельским посланием и церковную работу с молодежью к первоочередным задачам, стоящим сегодня перед архиереями и клириками. Достижения в сфере миссии среди молодежи, произошедшие в последние годы, требуют развития. Следует продолжить поиск плодотворных форм миссии среди молодых людей и их деятельности в Церкви с учетом разнородности молодежи, по разному соотносящей себя с Церковью, обладающей разным образованием и воспитанием, принадлежащей к различным социальным слоям и группам. Используя те или иные методы работы с молодежью, не исключая и заимствованных из светской практики, важно не упускать из виду главную цель, стоящую перед пастырем или любым церковным тружеником в общении с юношами и девушками: их приобщение к числу учеников Христовых. Среди приоритетных задач – забота о студенческой молодежи.

С удовлетворением отметив, что молодежные советы учреждены во многих епархиях, Собор считает целесообразным развить эту практику, при понимании, что, сообразно местным условиям, могут учреждаться молодежные советы, общие для всех епархий одной митрополии. Полезным является также проведение ежегодных молодежных съездов на уровне епархий или митрополий, а в перспективе – регулярный созыв общецерковных молодежных съездов.

Члены Собора обращают внимание на важность достаточного финансового обеспечения молодежных проектов с учетом возможностей каждой епархии и прихода.

15. Сохраняется выраженная Архиерейским Собором 2016 года озабоченность относительно организации миссионерской деятельности (см. пункт 15 Постановления Собора 2016 года). Освященный Собор напоминает, что главная цель миссии – это привлечение людей ко Христу. Для этого необходимо быть всем для всех (1 Кор. 9:22), то есть использовать для каждой аудитории понятный ей язык проповеди слова Божия, а также открываться миру, не переходя пределов допустимого.

Основными направлениями миссионерской деятельности, требующими наибольшего внимания, являются предкрещальная и послекрещальная катехизация, просвещение тех, кто, будучи крещены, при этом не в полной мере приобщились к церковной жизни, а также тех, кто, не будучи крещены, принадлежат к народам, исторически исповедующим Православие. Кроме того, к миссионерской работе относится противодействие сектантской и неоязыческой угрозам. Наконец, в отдельных регионах миссионерская деятельность епархий также может быть направлена на пастырское окормление коренных малочисленных народов. Священному Синоду поручается принять действенные меры по активизации миссии на общецерковном, епархиальном и приходском уровнях.

16. Собор одобряет, в том числе духовно-просветительскую работу с казачеством, проводимую на общецерковном уровне и в епархиях.

17. Особым видом миссионерского служения является свидетельство миру о Евангелии и о жизни Церкви через средства массовой информации. Члены Собора отмечают положительные результаты в исполнении указания Архиерейского Собора 2013 года о наполнении информационного пространства «достоверными сведениями о церковном служении, в центре которого находятся проповедь о Христе и пастырский ответ на вызовы современности» (пункт 43 Постановлений Собора 2013 года). Продолжая развивать организационную и техническую основу медийной работы, необходимо сосредоточить основные усилия на содержательной стороне информационной деятельности.

Выражая удовлетворение качественным освещением церковной благотворительной деятельности, Собор считает важным, чтобы информация и об иных формах служения людям, осуществляемого в епархиях и на приходах, получала распространение как в соответствующих регионах, так и на общенациональном уровне.

Все большее распространение получают такие формы личного общения и распространения информации как социальные сети и иные средства интернет-коммуникации. Эти инструменты и их использование для сообщения людям церковной проповеди требуют особого внимания и подхода, который, в частности, нередко предполагает личное общение с собеседниками. Поставленная прежними Соборами задача обеспечения содержательной миссии в социальных сетях (см. пункт 44 Постановлений Архиерейского Собора 2013 года, пункт 20 Постановлений Архиерейского Собора 2016 года) все еще требует выполнения.

Собор призывает пастырей и мирян, действующих в медийном пространстве, быть более внимательными к своим словам, проявлять доброжелательность и чуткость как в традиционных медиа, так и, особенно, в социальных сетях, остерегаться как агрессивной риторики, так и фамильярности, направлять свои усилия на убедительное свидетельство о Христе.

18. Члены Собора выражают благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, при непрестанном попечении которого в церковном социальном и благотворительном служении в последние годы произошли успешные изменения. Собор благодарит и всех церковных социальных тружеников. Важно и в дальнейшем сохранить высокий уровень общецерковной, епархиальной, приходской и монастырской благотворительности.

Дела милосердия, не подменяя собой благую часть (Лк. 10:42) молитвенного делания христианина, должны совершаться каждым заботящимся о своем спасении верным, желающим услышать слова Господа: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34).

Духовное и религиозное образование, богословие

19. Удовлетворение вызывают глубокие изменения в сфере духовного образования, открывшие возможность для перехода духовных академий и семинарий на качественно новый уровень.

Освященный Собор поддерживает предложенный Святейшим Патриархом Кириллом перечень приоритетных задач в сфере духовного образования. К таковым относятся: завершение перехода семинарий на единый учебный план бакалавриата и развитие магистерских программ; создание системы дистанционного образования; продолжение работы по написанию современных учебников для семинарий; внедрение нового стандарта обучения регентов. Поэтапный переход к формированию преподавательских корпораций всех академий и семинарий по штатно-окладной системе, предполагающей многообразие форм деятельности каждого преподавателя, призван обеспечить качественно иной уровень работы со студентами. Этому также будет способствовать развитие профессиональных сообществ преподавателей академий и семинарий. Наконец, Учебному комитету надлежит продолжить труды по поддержанию единства образовательного пространства Русской Православной Церкви.

Следует стремиться к постепенному получению духовными учебными заведениями государственной аккредитации в тех странах, где законодательство предусматривает такую возможность. Собор одобряет преобразование духовных училищ в центры, готовящие церковных специалистов в сфере катехизации, социальной работы, миссии, молодежной работы, с сокращенной богословской программой, открывающей выпускникам возможность рукоположения в диаконский сан, при отсутствии к тому канонических препятствий, или поступления в семинарию, окончание которой является условием для иерейской хиротонии.

Неукоснительного выполнения требуют утвержденные Священным Синодом документы, направленные на обеспечение соблюдения ранее установленных Соборами норм, касающихся образовательного ценза и повышения квалификации духовенства.

20. Заслушав информацию о работе над Современным катехизисом Русской Православной Церкви, начатой по решению Архиерейского Собора 2008 года (Определение от 27 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»), члены Собора выражают благодарность Синодальной библейско-богословской комиссии за многолетний труд, в который были вовлечены ведущие богословы Русской Православной Церкви. Ввиду значительного объема подготовленного материала Собор одобрил предложение издать его в виде трех самостоятельных документов: 1) Основы православного вероучения; 2) Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви; 3) Основы православного нравственного учения. Издание следует осуществить от имени Синодальной библейско-богословской комиссии после внесения всех необходимых поправок.

21. Архиерейский Собор высоко оценивает положения российского и украинского законодательства, предоставляющие возможность присуждения в области теологии ученых степеней, признаваемых государством.

В создавшихся благоприятных условиях надлежит консолидировать усилия по развитию богословской науки, организуя и координируя исследовательскую деятельность в учебных заведениях и научных центрах Русской Православной Церкви. Следует также интенсифицировать взаимодействие с теологическими подразделениями светских высших учебных заведений.

22. Собор обращает внимание на то, что взаимодействие митрополий, а где это возможно – и епархий, со светскими высшими образовательными заведениями предполагает активный диалог с профессорско-преподавательскими корпорациями вузов.

23. Обсудив особенности деятельности воскресных школ, научения детей основам веры и приобщения их к жизни в Боге, члены Собора поддерживают суждение Высшего Церковного Совета о необходимости поиска таких форм этого научения, которые будут соответствовать современному детскому восприятию. Это суждение должно быть учтено при составлении современных учебных материалов для воскресных школ. Отдельный подход требуется в работе с подростками.

Полезным является создание епархиями или приходами учреждений дошкольного образования (детских садов) там, где это в полной мере возможно по местным условиям с учетом требуемого кадрового и материального обеспечения.

24. Освященный Собор выражает озабоченность тем, что базовые богословские курсы для монашествующих Русской Православной Церкви еще не организованы на систематической основе (см. пункт 26 Постановлений Архиерейского Собора 2013 года). Синодальному отделу по монастырям и монашеству надлежит в кратчайшие сроки предпринять шаги по исправлению ситуации.

Церковь, государство и общество

25. Вызывает удовлетворение высокий уровень церковно-государственного взаимодействия в большинстве стран, находящихся в пределах канонической территории Русской Православной Церкви. Собор считает важным поддержание или установление во всех этих странах полноценного общественного диалога с участием религиозных организаций Русской Православной Церкви, направленного на достижение мира, взаимопонимания и согласия между людьми и народами.

26. Члены Собора отмечают результативность диалога государства и традиционных религий России и их совместных усилий, направленных на решение вопросов о включении религиозных образовательных учреждений в систему образования в статусе высших учебных заведений, осуществление реставрации памятников истории и архитектуры, находящихся в собственности религиозных общин, защиты прав, чувств и интересов верующих от любых посягательств.

Собор положительно оценивает работу по организации в Российской Федерации штатного служения духовенства в воинских подразделениях, а также в системе исполнения наказаний.

Положительно оценивая усилия властей Российской Федерации в сфере защиты материнства и детства, Освященный Собор выражает обеспокоенность тем, что позиция Церкви, направленная на предотвращение и профилактику абортов, выведение их из системы обязательного медицинского страхования не находит полного понимания в органах власти, к компетенции которых относится принятие соответствующих решений. Дальнейшее обсуждение Церковью и государством общественно значимых законодательных инициатив, направленных на решение вопроса абортов, имеет принципиальное значение и обладает большим потенциалом в деле укрепления института семьи, общественной нравственности и государства в целом.

27. Освященный Собор выражает глубокую озабоченность фактами захватов храмов Украинской Православной Церкви, а также попытками ее законодательной и административной дискриминации. Собор призывает церковную полноту к усердной молитве о народе Украины и духовном укреплении всех верных чад канонической Православной Церкви Украины.

Архиерейский Собор призывает мировое сообщество содействовать восстановлению прочного и справедливого мира на земле Украины. Собор одобряет усилия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия по освобождению военнопленных и призывает к молитве об избавлении плененных.

Собор выражает благодарность Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию, епископату, духовенству и верующим Украинской Православной Церкви за труды по восстановлению общественного единства в стране, преодолению тяжких последствий братоубийственной розни, а также за миротворческие усилия и благотворительную помощь мирному населению на территории регионов, пострадавших от вооружённого конфликта.

28. Архиерейский Собор с удовлетворением отмечает неизменно высокий уровень церковно-государственного взаимодействия в Беларуси, Азербайджане, Таджикистане и Узбекистане, а также положительные изменения, произошедшие в этой сфере со времени Архиерейского Собора 2013 года в Кыргызской Республике и в Туркменистане.

29. Собор разделяет опасения православных верующих Молдовы усиливающейся тенденцией развития и расширения сферы применения отдельных положений принятого в 2012 году закона «Об обеспечении равенства». Члены Собора призывают власти Молдовы прислушаться к обоснованной позиции Православной Церкви Молдовы и мнению значительной части общества в этом вопросе и предпринять все возможные усилия для отмены или пересмотра положений этого нормативно-правового акта. Вызывает обеспокоенность усиливающаяся тенденция навязывания молдавскому обществу идей и обычаев, чуждых традиционно православному мироощущению народа Молдовы.

30. Члены Собора выражают надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество Церкви и государства в Республике Казахстан.

31. Констатируя в целом доброжелательные церковно-государственные отношения в Латвии, Литве и Эстонии, члены Архиерейского Собора выражают опасения в связи с продолжающимися попытками законодателей Латвии и Эстонии пересмотреть традиционные ценности, в том числе в сфере семьи и нравственности.

32. Члены Освященного Собора с благодарностью Господу отмечают устойчивое развитие Японской Автономной Православной Церкви и ее успехи в продолжении трудов святого равноапостольного Николая Японского.

33. Освященный Собор подчеркивает, что многообразие языков, культур и традиций народов в странах канонического присутствия Русской Церкви всегда служило к их взаимному культурному и духовному обогащению. Церковь призывает государственные власти разных стран на основе накопленного за века опыта гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений сообща выступать против негативных тенденций, способных вызвать разделения и посеять вражду между народами.

Предпринятые во многих государствах законодательные инициативы, направленные на расширение возможности преподавания основ и истории религиозных традиций в светских учебных заведениях, способны положительно повлиять на общественную жизнь и стать одним из решающих факторов в предотвращении религиозного радикализма и экстремизма.

34. Члены Собора подтверждают актуальность выраженной Архиерейским Собором 2013 года позиции Церкви по вопросам электронной идентификации личности, учета и обработки персональных данных. Собор призывает власти придерживаться принципа добровольности при присвоении любых идентификаторов, предполагающего возможность выбора традиционных методов удостоверения личности, и не допускать поражения в правах тех, кто отказывается от использования соответствующих электронных средств.

35. Собор считает своевременной дискуссию об отношении к искусству, организованную в рамках работы Межсоборного Присутствия. Принимая во внимание, что природа творчества предполагает, в том числе свободу восприятия художественного произведения, и приветствуя творчество, вдохновленное религиозной тематикой, Архиерейский Собор вместе с тем подчеркивает: то, что свято для многих людей, не должно становиться объектом для насмешек и провокаций.

Члены Архиерейского Собора приглашают деятелей культуры к открытому и взаимоуважительному диалогу с представителями Церкви.

36. Архиерейский Собор одобряет меры, предпринятые Священным Синодом, по обеспечению сохранности памятников архитектуры и произведений церковного искусства, находящихся в пользовании или собственности Церкви. Архиереям, настоятелям, игуменам и игумениям следует помнить об ответственности, которые они несут за таковые памятники как перед государством, так и перед Церковью. Также одобряются решения Священного Синода, направленные на обеспечение качества храмостроительства.

Внешние церковные связи

37. Архиерейский Собор одобряет внешнюю деятельность Русской Православной Церкви, осуществляемую Святейшим Патриархом и Священным Синодом при содействии Синодального отдела внешних церковных связей и направленную, прежде всего, на укрепление единства Святой Церкви, развитие братских отношений с Поместными Православными Церквами, а также совместную с другими христианскими конфессиями защиту ценностей христианской нравственности и борьбу с социально опасными пороками, противодействие дискриминации и преследованию христиан, диалог с представителями иных религиозных традиций, способствующий противодействию экстремизму, терроризму, диффамации религии, ксенофобии и иным социально опасным порокам, проявлениям нетерпимости, защите святынь и мест религиозного поклонения, поддержанию мира и согласия в обществе.

38. Архиерейский Собор одобряет оценку состоявшегося на острове Крит 18-26 июня 2016 года Собора Предстоятелей и иерархов десяти Поместных Православных Церквей, содержащуюся в определении Священного Синода от 15 июля 2016 года (журнал № 48). Данный Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем решения – как обязательные для всей православной полноты, поскольку в отсутствии согласия ряда Поместных автокефальных Церквей на проведение Собора в ранее согласованные сроки был нарушен принцип консенсуса. Вместе с тем следует признать Собор на Крите значительным событием в истории Православной Церкви.

39. Анализ документов Критского Собора, проведенный по поручению Священного Синода Синодальной библейско-богословской комиссией, показал, что некоторые из них содержат неясные и неоднозначные формулировки, что не позволяет считать их образцовыми выражениями истин православной веры и Предания Церкви. Это особенно относится к документу «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», который не был подписан 2/3 членов делегации Сербской Православной Церкви, а также отдельными архипастырями ряда других Поместных Церквей, принимавших участие в работе Собора на Крите, что свидетельствует о значительном разномыслии в отношении этого документа даже среди участников Критского Собора.

40. Члены Собора констатируют неоднозначное отношение к состоявшемуся на Крите Собору в семье Поместных Православных Церквей, отмечая, в том числе, комментарии Священных Синодов Антиохийского (от 27 июня 2016 года), Болгарского (от 15 ноября 2016 года) и Грузинского (от 22 декабря 2016 года) Патриархатов, выражающие критическое отношение к Критскому Собору. С содержательными замечаниями в отношении документов Критского Собора и порядка принятия решений на нем выступали также иерархи ряда других Поместных Церквей, Священный Кинот и монастыри Святой горы Афон.

41. Освященный Собор выражает уверенность в том, что сохранение и укрепление единства Святой Православной Церкви, независимо от отношения к состоявшемуся на Крите Собору, является общей задачей всех Поместных автокефальных Церквей, как участвовавших в работе Собора на Крите, так и воздержавшихся от участия в нем. В связи с этим особую важность приобретает упрочение межправославного взаимодействия.

42. Признавая исторический характер состоявшейся в Гаване встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска, Архиерейский Собор отмечает ее важность в деле объединения усилий по защите христиан, подвергающихся преследованиям на Ближнем Востоке и в Африке. Эти труды соответствуют призыву Архиерейского Собора 2016 года «сделать все возможное, чтобы геноцид, развязанный против христиан экстремистами... прекратился», а «2016 год стал годом особых усилий, предпринимаемых в данном направлении» (см. пункт 9 Постановлений Архиерейского Собора 2016 года). Совместное заявление Патриарха Кирилла и Папы Франциска внесло свой вклад в достижение перемирия на земле Сирии и тем самым помогло спасти тысячи жизней. Собор выражает удовлетворение в связи с тем, что прозвучавший из Гаваны призыв к международному сообществу предпринять усилия в защиту ближневосточных христиан был услышан в широких общественных и политических кругах.

43. Собор отмечает важность положений Гаванской декларации, касающихся продолжающегося конфликта на земле Украины, и актуальность содержащегося в ней призыва, обращенного ко всем общественным силам Украины, «трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта». Члены Архиерейского Собора выражают надежду на то, что этот призыв будет услышан всеми сторонами гражданского противостояния на земле Украины.

44. Архиерейский Собор признает особую важность положений Совместного заявления о том, что уния не является средством для достижения единства между Церквами и что в православно-католических отношениях недопустим прозелитизм в любых его проявлениях. Члены Собора, выражая надежду на практическое осуществление этого заявления, одновременно свидетельствуют о продолжающихся агрессивных действиях греко-католиков по отношению к православным.

45. Освященный Собор высоко оценивает достигнутую в Гаване договоренность о принесении в Россию мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского, почивающих в Бари. Пребывание святых мощей в Москве и Санкт-Петербурге в мае-июле 2017 года стало событием огромного духовного значения для верующих Русской Православной Церкви.

46. Члены Освященного Архиерейского Собора, собравшись в Москве с 29 ноября по 2 декабря 2017 года, благодарят Бога за дарованную радость общения и свидетельствуют о единстве Русской Православной Церкви, призывают всех верных к хранению мира о Христе, братолюбию и умножению трудов во славу имени Господня.

В XV в. церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе власти она заняла соответствующее место. Сложилась система органов церковного управления: епископаты, епархии, приходы. С 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания церкви на политическую власть. Они вылились в конфликты патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а на более широком уровне - в расколе, столкновении старых и новых политических позиций церкви.

Высший церковный орган ("Освященный Собор") в полном составе входил в "верхнюю палату" Земского собора. Духовенство, как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей.

Церковь в лице своих организаций являлось субъектом земельной собственности, вокруг которой уже с XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой собственностью было связано большое число людей: управляющих, крестьян, холопов, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей. До принятия Соборного Уложения 1649г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.

Власть патриарха опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей церкви в сословно-представительных органах власти и управления. Церковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти.

Церковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве (сборнике постановлений церковного Собора 1551 г.).

Семейное право в XV - XVI вв. в значительной мере основывалось на нормах обычного права и подвергалось сильному воздействию канонического (церковного) права. Юридические последствия мог иметь только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных согласие их хозяев. Стоглав определял брачный возраст: для мужчин - 15 лет, а для женщин 12 лет. "Домострой" (свод этических правил и обычаев) и Стоглав закрепляли власть мужа над женой и отца над детьми. Устанавливалась общность имущества супругов, но закон запрещал мужу распоряжаться приданым жены без ее согласия. Влияние обычая сказывалось на такой особенности имущественных отношений супругов, как семейная общность имущества. При этом общее право супругов распространялось на имущество, предназначенное на общие цели семьи, а также на имущество, совместно приобретенное супругами в браке. Независимо от источника (принесенное супругами в семью или совместно нажитое в браке) семейное имущество подлежало сохранению и последующей передаче детям-наследникам. Имущество, ранее принадлежавшее одному из супругов, будучи включенным в комплекс семейного имущества, меняло свой характер и становилось общим. В интересах общего семейного бюджета, чтобы гарантировать сохранность приданого, принесенного женой, муж вносил своеобразный залог - "вено", обеспечивая его третьей частью своего имущества. После смерти мужа вдова владела вековым имуществом до тех пор, пока наследники мужа не выплачивали ей стоимость приданого.

После XV в. актом, обеспечивающим сохранность приданого, становится завещание, которое составлялось мужем сразу же после заключения брака. Имущество, записанное в завещании, переходило к пережившей супруге, чем и компенсировалась принесенная ею сумма приданого. В случае смерти жены к ее родственникам переходило право на восстановление приданого. При отсутствии завещания переживший супруг пожизненно или вплоть до вступления во второй брак пользовался недвижимостью, принадлежавшей покойному супругу.

В течение брака приданое оставалось в общем распоряжении супругов. Общность имущества подтверждал также установленный порядок распоряжения им, при котором все заключавшиеся с этим имуществом сделки подписывались одновременно обоими супругами.

Преступления против церкви до середины XVII в. составляли сферу церковной юрисдикции. Наиболее тяжкие религиозные преступления подвергались двойной каре: со стороны государственных и церковных инстанций. Еретиков стегали по постановлению церковных органов, но силами государственной исполнительной власти (разбойный, сыскной приказы).

С середины XVI в. церковные органы своими предписаниями запрещают светские развлечения, скоморошество, азартные игры, волхование, чернокнижие и т.п. Церковное право предусматривало собственную систему наказаний: отлучение от церкви, наложение покаяния (епитимья), заточение в монастырь и др. Внутрицерковная деятельность регулировалась собственными правилами и нормами, круг субъектов, им подчиненных, был достаточно широким. Идея о "двух властях" (духовной и светской) делало церковную организацию сильным конкурентом для государственных органов: в церковном расколе особенно очевидно проявились стремления церкви встать над государством. Эта борьба продолжалась вплоть до начала 18 века.

Публикуем архивный материал из старообрядческого журнала «Слово Церкви » №24 от 11 июня 1917 года. Мы намеренно сохранили оригинальное правописание.

31-го мая открылись заседания Освященнаго Собора старообрядческой Христовой Церкви . Перед началом Собора в Покровском храме Рогожскаго кладбища соборне был совершен канон-молебен Живоначальной Троице.

Первое заседание Собора начинается в половину второго часа дня. Заседания происходят в Христорождественском храме. Присутствуют: архиепископ московский Мелетий , епископы: Антоний пермско-тобольский, Кирилл одесско-балтовский и всея Бессарабии, Феодосий кавказский, Иоасаф томский, Александр рязанский и егорьевский, Геннадий донской и новочеркасский, Ипатий ярославско-архангельский, Иосиф иркутский и всея восточный Сибири, Геронтий петроградский и тверской, Флавиан новозыбковский и временно киевский, в лице еп. Павла калужского - диакон Маркелл Кузнецов, Филарет казанско-вятский, Амфилохий уральско-оренбургский и все представители-священнослужители и миряне, прибывшие с уполномочиями от общин и приходов на всероссийский съезд и Освященный Собор. В председатели Освященнаго Собора избирается архиепископ Мелетий, в помощники ему епископ Геронтий петроградско-тверской, и секретарями: священники о. Феодор Гусляков и о. Георгий Макаров и из мирян - Д.С. Варакин и И.И. Захаров . Епископ Геронтий произносит пространную речь, в которой отмечает тяжелое положение России.

Несмотря на наступившую свободу, - говорит он, - нет полной радости среди народа: везде беспорядки и ужасы. Со свободой русские люди не умеют справляться. Свобода понята как свобода ругаться, нарушать заповеди: «не убей» и «не пожелай» что принадлежит другому. Все ещё продолжается тяжелая жестокая война. Что будет дальше - известно одному Богу. Приводя далее пророков и святых отец, епископ Геронтий доказывает, что мы у преддверия «исполнения времени» и всему этому надлежит быть. Что делать? Ответ даёт пророк Даниил: только «люди знающие своего Бога» уразумеют это. Мы теперь как спящие. Нужно встать и объединиться на защиту дорогого отечества.

Заслушивается доклад соборной комиссии по ходатайствам, что ею сделано со времени прошлаго Освященнаго Собора. На заседаниях комиссии рассмотрен «проект правил о монастырях » и поручено епископу Геронтию представить его в министерство внутренних дел и членам Государственной Думы. Проект этот был передан гг. Маклакову и Каптереву . Постановлено возбудить ходатайства:

  1. Пред верховным главнокомандующим, пред начальником главного штаба и пред военным министром по поводу незаконного требования от старообрядцев, при поступлении в школу прапорщиков в город Чистополь - принятия именуемого православия;
  2. Пред начальником главного штаба верховного главнокомандующего о допущении при каждом старообрядческом военном священнике по одному псаломщику и денщику из воинов старообрядцев по указанию самих священников;
  3. Пред военным министром об освобождении от призыва старообрядческих священнослужителей, рукоположенных во время войны и о предоставлении права старообрядческим приходам и общинам избирать достойных в священнослужители и для исполнения обязанностей псаломщиков из числа ратников ополчения, освобождая их от мобилизации;
  4. Пред министром юстиции о циркулярном разъяснении, что под отрешением от должности старообрядческих священников разумеется не воспрещение им совершать богослужение, а отстранение от исполнения обязанностей, предоставляемых регистрацией их при общинах. Вместе с чем постановлено просить также членов Государственной Думы о внесении в установленном порядке собственнаго законопроекта. Все это было исполнено.

Обсуждалось «Положение о старообрядческих общинах » в редакции, одобреной Государственной Думой, и выражены пожелания о внесении указанных комиссией поправок. Поручено членам комиссии епископам Геронтию и Иннокентию входить лично, в случае надобности, с соответствующими ходатайствами в подлежащие учреждения. На возбужденные ходатайства последовало следующее: о незаконном требовании в г. Чистополь в школе прапорщиков от генерального штаба по мобилизационному отделу, от 24-го ноября, прислано обширное объяснение, что в данном случае произошла-де ошибка: штаб казанского военного округа ошибочного причислил старообрядцев поморского согласия к разряду сектантов, и по получении штабов казанского военного округа разъяснения главного штаба, что старообрядцы всех согласий могут приниматься в школы подготовки прапорщиков, независимо от перехода в православие, были тогда же приняты меры к исправлению допущенной ошибки и отдано приказание о зачислении (уволенных) в 1-ю казанскую школу подготовки прапорщиков. 2) На ходатайство об открытии штатов псаломщиков и денщиков при военных священниках из ставки верховного главнокомандующего последовала 29-го октября телеграмма следующего содержания: «1045 причетники добавлены, денщики назначены 13015. Дежурный генерал Кондзеровский». Но, как выяснилось из присланной о. Д. Смирновым копии распоряжение было сделано такое (тоже от 29-го октября): «Назначить денщиков по одному на двух священников». Затем от 7-го февраля было сообщено от начальника мобилизационного отдела генерального штаба, что «вопрос о прислуге для исполнения церковных треб разрешён благоприятном смысле». 3) Об освобождении от призыва старообрядческих священнослужителей, рукоположенных во время войны и о праве общины и приходов избирать кандидатов в священнослужители и для исполнения обязанностей псаломщиков из числа ратников, ответа не последовало. Был только запрос из московского градоначальства: «Сообщить подробно список взятых в войска священнослужителей». На это было отвечено, что таковых сейчас нет, а взятые ранее освобождены. 4) На ходатайство об отмене наказания священников устранением от должности и о разъяснении: что подразумевается под удалением от должности, министерство юстиции от 16-го января, за № 2184 (но получено только 1-го мая), разъяснило, что удаление от должности значит - «воспрещение занимать равную или высшую должность». «Таким образом, - говорится далее в ответе, - старообрядческое духовное лицо, при удалении от должности, не теряя присвоенных их духовному сану и вытекающих из таинства рукоположения прав, лишаются всех тех прав, которые связаны с занимаемой ими должностью духовного лица общины и которое указаны в ст. 21-58 Им. Выс. Ук. 17-го октября 1916г., как-то: отправлять в общину духовного требы, вести книги, заведовать делами общины и т.п. Что же касается исключения из уголовных законов удаления от должности в качестве наказания применяется к духовным лицам всех христианских вероисповеданий, как предусмотренное высоч. утвержд. 22-го марта 1903г. Угол. Улож.». 5) Кроме этих общих ходатайств, были возбуждаемы членами ещё частные ходатайства: а) епископом Геронтием об освобождении от призыва псаломщиков по одному штатному на приход. На это последовал из мобилизационного отдела главного управления генерального штаба отказ, с указанием, что «низшие члены окончания курса в одном из поименованных в 98 ст. Устава о воинской повинности заведений»; б) архиепископом Мелетием и епископом Александром пред военным министром о не принуждении старообрядческих воинов брить бороды. Ответ на это последовал благоприятный: от наказного атамана Войска Донского, что «в войске Донском не только не принуждаются к бритью бород казаки-старообрядцы, а наоборот ношение бороды всеми вообще казаками поощряется». И от протопресвитера военнаго и морского духовенства (на такое же прошение епископа Геронтия), с указанием на ст. 855 кн. VII свода военных постановлений 1869г., изд. 2-е: «нижним чинам не возбраняется ношение бороды»; в) так как румынский фронт выделился из юго-западного фронта и отсюда наших священников не отпускали на румынский фронт, архиепископом Мелетием военному министру Гучкову была подана телеграмма о зачислении в штат ещё двух священников при канцелярии снабжений армий румынского фронта, с определением к ним, по штату, псаломщиков и денщиков. Ответа до сих пор не последовало.

Подавались прошения по частным случаям: архиепископом Мелетием - об освобождении от мобилизации диакона Игнатия Бирюкова , которого тульское губернское правление отказало зарегистрировать в общину и диаконов: Георгия Карлина и Романа Сальникова . Ответа не получено. Выдавались свидетельства и удостоверения священнослужителям, не зарегистрированным - о их рукоположении и праве освобождения от призыва, на основании ответа главного штаба, за № 9943 и о допущении приходских священников в тылу исправлять солдат. Последнее удовлетворялось. Епископом Геронтием были возбуждены ходатайства: а) об освобождении взятаго на военную службу диакона Безчитинова, ст. Елизаветинской. Диакон этот был освобожден; б) об освобождении воинов-старообрядцев в воскресные и праздничные дни на молитву там, где имеются старообрядческие храмы. Список таковых в городах и местах на фронте и близ фронта был сообщен; в) в свободном выпуске военных священников исполнять требы среди старообрядцев и о свободном исполнении воинами исповеди и причащения у свои священников; и много других честных переписок было с начальниками и командирами отдельных частей.

Таким образом, как видится, из представленнаго доклада комиссии по ходатайствам, не все, о чем просили, было удовлетворено старым правительством: много разных ограничений остались в своей силе и поныне, несмотря на достигнутую свободу. Хотя и были отменены многия ограничения, но они большею частью касались иноверных и инославных исповеданий - католиков, евреев и других. Вследствие сего заключение доклада высказывается о необходимости заблаговременно возбудить целый ряд ходатайств, чтобы основные законы нашего отечества, а не временныя правила и циркуляры охраняли наши церковно-религиозные права, права нашей христопреданной иерархии, имущество наших приходов, церквей и монастырей, созданных нашими трудами и усердием наших христиан православных.

Военный священник о. Гамаюнов предлагает войти с ходатайством перед Временным Правительством о допущении по одному старообрядческому священнику в каждую армию, так как находящихся священников на фронте недостаточно, и они не могут удовлетворить духовных нужд всех воинов-старообрядцев.

Протоиерей А. Стариков говорит о необходимости ходатайствовать о старообрядческих школах и вообще о старообрядческих просветительных учреждениях.

Еп. Геронтий находит нужным ходатайствовать о назначении старообрядческих священников в портовые города: Владивосток, Ревель и др., где много воинов-старообрядцев; об отмене всех религиозных ограничений для старообрядцев.

Священник Ф. Гусляков вносит предложение ходатайствовать об изменении для старообрядцев, в духе их исповедания, всех существующих форм присяги, как-то: для свидетеля, на должность судьи и т.п.

Постановлено

Для возбуждения по всем таким вопросам ходатайств избрать комиссию от Освященнаго Собора и поручить ей возбуждать соответствующия ходатайства совместно с комиссией, избранной для сего всероссийским съездом. В сказанную комиссию от Освященнаго Собора избираются: епископы: Александр рязанский и егорьевский, Геронтий петроградский и тверской, Иннокентий нижегородский и костромской и Геннадий донской и новочеркасский, священники: о. А. Калягин , о. Н. Швецов , о. В. Щиголин и о. Ф. Гусляков и протодиакон Л. Овсянников . Вне программы архиепископ Мелетий заявляет, что поступило предложение от Совета всероссийскаго единоверческаго съезда - принять его представителей во главе с еп. Андреем уфимским для выслушивания их заявления по вопросу о соединении. Решено принять представителей Совета единоверческаго съезда честным образом, в помещении конторы Рогожского кладбища, в шесть часов вечера сего 31-го мая, допустить присутствовать при этом всех желающих из числа участников Освященнаго Собора.

Заслушивается доклад епископа Амфилохия уральско-оренбурскаго о прославлении старообрядческих мучеников: епископа Павла Коломенскаго , протопопа Аввакума , диакона Феодора , княгини Урусовой , боярыни Морозовой и других пострадавших от последователей Никона за древнее благочестие. Все участники Освященнаго Собора высказываются единогласно за необходимость прославления всех этих страдальцев за святую веру и древния св. предания; но относительно совершения им службы одни высказываются за то, чтобы совершать ее по Общей Минее, а другие - чтобы составить каждому в отдельности свою особую службу. Те, которые высказываются за совершение службы по Общей Минее, выражают опасение, как бы составленные новых служб не вызвало среди темных масс смущения. Те же, которые говорят о составлении особых служб, доказывают, что таким образом совершится более яркое прославление святых страдальцев, ибо в стихирах и прочих песнопениях могут быть соответственно выражены подвиги страдания и то, за что эти св. страдальцы приняли мучения. В Общей Минее содержатся общие выражения, не в полной мере подходящия для данного случая. Опасаться смущения в настоящем деле не должно, ибо, - указывал свящ. о. И. Кудрин , - св. Злотоуст в одном их писем к диаконисе Олимпиаде, писал, что бояться соблазнов в таких делах не следует.

Свящ. о. А. Стариков указывает, что в древнее время некоторые службы составлялись иногда не только святыми, но и не православными. Однако св. Церковь принимала эти службы и входила их в свой церковный круг богослужений.

Постановляется : Старообрядческих мучеников прославить. Вопрос - совершать ли им службу по Общей Минее или составить особыя службы - решить посредством подачи записок. Участвовать в голосовании имеют право все, имеющие право присутствовать на Освященном Соборе. Голосование это отнести на следующий день.

Обсуждался вопрос о замещении вдовствующей самарской епархии. Епископ Александр оглашает постановления предыдущаго Освященнаго Собора по этому вопросу. Постановление это гласит:

Просить архиепископа Мелетия, совместно с представителями самарской епархии, принять меры к убеждению о. Исидора астраханского принять сан епископа на самарскую епархию. В случае же, если о. Исидор не согласится, побудить христиан самарской епархии созвать экстренный епархиальный съезд, на котором непременно избрать из числа рекомендованных Освященным Собором кандидатов себе епископа.

Представители самарской епархии заявляют, что они обращались с убедительной просьбой к о. Исидору, но он сначала давал неопределенные ответы: то соглашается, то откладывает свое решение. Но, наконец, решительно отказался.

Постановлено : Уполномочить от Освященнаго Собора московского архиепископа Мелетия и казанско-вятскаго епископа Филарета, совместно с представителями самарской епархии, поехать к избранному этой епархии о. Исидору астраханскому и еще раз предложить эту принять сан епископа на вдовствующую самарскую епархию. И если о. Исидор даст свое согласие, то немедленно же рукоположить его в епископа на эту епархию. А если о. Исидор не подчинится воле Божией, то самарская епархия должна на первом же своем епархиальном съезде, не далее сентября месяца сего 1917 года, избрать новаго кандидата и убедить его принять сан епископа на их епархию. И этот новый кандидат также немедленно должен быть рукоположен во епископа на самарскую епархию.

Обсуждался вопрос о замещении вдовствующей саратовской епархии. Саратовская епархия, в лице своего епархиальнаго съезда избрала кандидатом во епископы себе священника о. Константина Александровича Базанова . Освященный Собор соизволяет на это избрание.

Присутствовавший на Соборе о. Константин упорно отказывается от принятия на себя такого великого сана. Он словно умоляет Освященный Собор освободить его от этого непосильного бремени. Но Освященный Собор многими убеждениями достиг того, что о. Константин, подчиняясь воле Божией, изъявляет свое согласие принять сан епископа на саратовскую епархию. Освященный Собор совершает молитву (15-ть поклонов) о здравии и спасении новоизбраннаго во епископа на саратовскую епархию-священно-иерея Константина и постановляет: не далее, как через три месяца рукоположить его во епископа саратовскаго.

Представители киевской и новообразуемой харьковской епархии заявляли, что между ними состоялось следующее соглашение: киевская епархия, временно находящаяся ныне в ведении епископа Флавиана новозыбковскаго, желает соединиться с новой харьковской епархией. Кроме того, некоторые общины и приходы одесско-балтовской епархии изъявили также согласие на присоединение к новой харьковской епархии. Освященный Собор постановляет: объединить киевскую епархию с вновь учреждаемой епархией харьковской. Относительно же присоединения к этой епархии приходов одесско-балтовской епархии вопрос оставить открытым.

Старообрядческий церковно-общественный журнал
«Слово Церкви » №24
1917 год