Аксессуары

Почему пикируя бомбардировщик юнкерс 87 воет. «Штука» в работе — бомбы и сирены

И штурмовик времён Второй мировой войны .

Отличительными чертами самолёта стали крыло типа «перевёрнутая чайка», фиксированное неубирающиеся шасси и рёв сирены при пикировании. Ju 87 можно увидеть во многих исторических военных фильмах - как олицетворение мощи Германии и символ немецких побед времён блицкрига 1939-1942 годов. В советских войсках имел прозвища «лаптёжник» (за неубирающиеся специфического вида шасси) и «певун» или «шарманщик » (за вой сирены, «иерихонской трубы» или «шарманки», во время пикирования).

Несмотря на низкую скорость и посредственную аэродинамику (стойки шасси были неубирающиеся), был одним из самых эффективных боевых самолётов Люфтваффе благодаря способности к бомбометанию с крутого пикирования .

Ju 87 в начале второй мировой войны применялся с большим успехом для непосредственной авиационной поддержки войск и для борьбы с кораблями. Эти самолёты составили основу воздушных рейдов во время вторжения в Польшу в сентябре 1939 года и во вторжении в Норвегию в 1940 году. В мае 1940 года Ju 87 сыграл важную роль в блицкриге против Нидерландов, Бельгии и Франции. Прочные, точные и весьма эффективные против наземных целей, самолёты Ju 87, подобно многим другим пикировщикам, были уязвимы для современных истребителей. Во время битвы за Британию сказался недостаток манёвренности, скорости и оборонительного вооружения, рейды Ju 87 требовали сильного истребительного прикрытия.

Ju 87 продолжали с успехом применяться и после битвы за Британию. Его возможности очень точного бомбометания пригодились немецким войскам во время Балканской кампании, операциях в Африке и Средиземном море, а также на ранних этапах Великой Отечественной войны, когда «лаптёжников» применяли для непосредственной авиационной поддержки, борьбы с кораблями и для борьбы с танками.

Когда люфтваффе потеряло превосходство в воздухе, Ju 87 снова стал лёгкой мишенью для вражеских истребителей. Поскольку самолёту не было замены, эту модель продолжали производить вплоть до 1944 года. К концу войны «юнкерсов» большей частью заменили штурмовые модификации истребителей Фокке-Вульф FW-190 , но пикировщики применялись до последних дней войны. Производство Ju 87 всех версий с 1936 по август 1944 года оценивается в 6500 штук.

Наиболее известным пилотом Ю-87 был Ганс Ульрих Рудель , получивший самые высокие награды среди пилотов Люфтваффе.

История создания

В апреле 1934 года отдел лётной техники управления вооружений сухопутных войск объявил конкурс на создание пикирующего бомбардировщика (SturzKampfFlugzeug). В конкурсе участвовали компании Heinkel c He 118 , Arado c Ar 81 , Blohm + Voss c На-137 и Junkers c Ju 87. После проведения сравнительных испытаний в испытательном центре Люфтваффе в Рехлине Ju 87 был объявлен победителем.

Конструктором машины был Герман Польман (Hermann Pohlmann) . Первый полёт в 1935 году. Первое боевое применение - в 1936 году в составе легиона Кондор в Испании. Всего было построено более 6500 Ju 87.

Конструкция

Конструкция «Штуки» содержала несколько инновационных идей. Например автоматические воздушные тормоза под обеими консолями крыла для обеспечения вывода самолёта из пикирования , даже если пилот потеряет сознание от перегрузок , и сирены , называемой «иерихонской трубой» (применялась до 1943 года), которая приводилась в действие потоком набегавшего воздуха , и производила вой во время пикирования, помогая пилоту оценивать скорость пикирования без взгляда на приборы (тональная высота звука увеличивалась с ростом скорости), а также оказывая психологическое воздействие на противника. Хвостовое оперение представляло собой однокилевое цельнометаллическое оперение с подкосным стабилизатором. На каждом руле высоты было по два триммера . Внутренние триммеры служили лётчику для облегчения управления самолётом, а наружные триммеры были связаны с автоматом пикирования Abfanggerat и тормозными щитками. Характерным штрихом внешнего вида стабилизатора и, в целом, всего самолёта были весовые компенсаторы в виде полукруглых сегментов на концах рулей высоты .

С течением войны Ju-87 всё менее использовался в качестве пикирующего бомбардировщика. Новой главной задачей самолёта стало нанесение ударов с малых и сверхмалых высот по бронетанковой технике, являющейся наибольшей угрозой для наземных войск, и по частям снабжения. Учитывая то, что новые русские танки Т-34 получили очень действенную броневую защиту, бомбовая нагрузка Ju-87 совсем не подходила для их уничтожения.

Решением стало использование 37-мм. авиационной пушки BK 37 , созданной на базе 3,7 cm FlaK 18 . Летом 1942 года две пушки закрепили под консолями крыла Ju-87.

Магазин орудий вмещал шесть подкалиберных снарядов с сердечником из карбида вольфрама весом в 1,46 кг. Весной 1944 года началось переоборудование имеющихся Ju 87 D-3 и D-5 в охотники за танками (модели G-1 и G-2). Первым подразделением получившее новые Ju 87 G стала 4-я группа 2-я эскадра «Иммельман» под командованием полковника Ганс-Ульриха Руделя . В то время как другие группы пересели с Ju-87 на Fw 190 , 4 группа продолжала летать на Ju-87 - на её счету 519 русских танков. 7 марта 1944 года эту группу переименовали в десятую группу по борьбе с танками и перебросили в Якобстад и Лиепаю для оказания поддержки 18-й армии во время прибалтийской операции .

Вариант Ju 87 G стал известен как «охотник за танками » (Kanonenvogel - Птичка с пушкой ). Невысокая скорость полёта, стабильное положение в воздухе и возможность атаковать бронированную цель с наименее защищённой стороны способствовали успеху при атаке танков. Именно на Ju 87G летал известный немецкий ас Ганс-Ульрих Рудель .

Ju 87R

Ju 87B увеличенного радиуса действия, сменил его в производстве. Обладал дополнительными баками в крыльях (два по 150 л) и возможностью подвески двух 300-литровых подвесных топливных баков, что практически удваивало дальность полёта, доводя до 1470 км. Платой стало снижение боевой нагрузки до 250 кг (при подвеске баков), а также снижение максимальной скорости потяжелевшей машины.

Ju 87H

Тренировочный вариант, всё оружие демонтировано.

Ju 87K

Экспортный вариант.

Боевое применение

Первой войной для Ju 87 Stuka стала Гражданская война в Испании . В 1936-1937 годах в Испании испытывался прототип Ju 87. В 1938 году в страну перебросили три Ju 87 A. Они вошли в состав легиона «Кондор» . В реальных боевых условиях проходила финальная обкатка машины и новой тактики применения пикирующих бомбардировщиков. В конце 1938 года лётчики «Кондора» пересели на Ju 87 B.

Stuka использовалась в авангарде немецкого вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года, являясь ключевым элементом немецкого блицкрига. На Ju 87 была одержана первая воздушная победа стран оси во время Второй мировой войны - 1 сентября 1939 года пилот люфтваффе лейтенант Ф. Нойберт сбил польский истребитель PZL P.11 , пилотируемый капитаном Мечиславом Медвецким. После этого Ju 87 успешно применялся во время вторжения в Норвегию, Голландию и Францию.

Несмотря на прочность, точность и высокую эффективность, «Штука» обладала низкой скоростью и недостаточной манёвренностью . Слабое оборонительное вооружение делало её лёгкой добычей вражеских истребителей . Во время Битвы за Британию немцы узнали, что прежде, чем могут быть использованы штурмующие самолёты, должно быть достигнуто превосходство в воздухе . Из-за слишком больших потерь применение этих самолётов в битве за Британию было приостановлено.

После Битвы за Британию Ju 87 мало использовались в западной Европе, но оставались достаточно эффективны на юге, где истребители союзников имели плохое снабжение, особенно в Битве за Крит и Мальту . В средиземноморье самолёт успешно использовался против кораблей. Ju 87 также использовался в югославской операции и греческой операции . Кроме того бомбардировщики Ju 87 поддерживали танковые удары африканского корпуса в северной Африке.

Ярким примером большой уязвимости Ju 87 для вражеских истребителей является случай, когда 5 декабря 1941 года над Ливией австралийский ас Клайв Колдуэл (Clive Caldwell) сбил пять Ju 87 в течение нескольких минут на своём P-40 «Tomahawk» .

В больших количествах «Штуки» применялись на восточном фронте , но с ростом мощи советских ВВС , подразделения, оснащённые этим самолётом, стали нести тяжёлые потери на завершающих стадиях войны. Так, старший лейтенант Горовец в одном бою сбил девять бомбардировщиков.

В последние месяцы войны Ju 87 был заменён на штурмовые варианты Fw-190A .

Процедура пикирования

  • Болгария
  • Хорватия
  • Чехословакия (после войны, захваченные)
  • Германия
  • Венгрия
  • Италия
  • Япония
  • Румыния
  • Словакия (Словацкие воздушные силы)
  • Югославия (захваченные)

Упоминание в литературе

Враг был близко. Чуть ниже их в любимом немцами строю - двойным гусем - шли одномоторные пикировщики Ю-87. Они имели неубирающиеся шасси. Шасси эти в полёте висели под брюхом. Колеса были защищены продолговатыми обтекателями. Было похоже, что из брюха машины торчат ноги, обутые в лапти. Поэтому лётная молва на всех фронтах и окрестила их «лаптёжниками».

Головной бомбардировщик, нацелившись в землю неубирающимся шасси, похожим на лапы коршуна, взревев сиренами, круто пошёл в пике.
- А, шарманку завёл! - погрозил ему кулаком старшина. - Шарманщики! Пугают… Бомб маловато.

…американец повернул голову в направлении вытянутой руки Мэллори. И тотчас обнаружил самолёты.
- Пикировщики?! - недоверчиво вымолвил он. - Целая эскадрилья, будь они неладны! Не может быть, шеф!
- Как видишь, - угрюмо отозвался капитан. - По словам Дженсена, фрицы сняли их с итальянского фронта. За последние недели перегнали больше двухсот машин. - Прищурив глаза, новозеландец взглянул на эскадрилью, которая была уже меньше чем в полумиле. - И направили этих гнусных птеродактилей в район Эгейского моря.
- Но не нас же они ищут, - возразил Миллер.
- Боюсь, что нас, - невесело ответил капитан. - Оба эшелона бомбардировщиков перестроились в одну линию. Пожалуй, Панаис был прав.
- Но… но… Но ведь они летят мимо…
- Нет, не мимо, - бесстрастно сказал Мэллори. - И улетят не скоро. Посмотри на головную машину.
В этот момент первый в эскадрилье Ю-87 упал на левое крыло и, сделав полуразворот, с воем устремился с небес прямо на рощу.

Изображения


Напишите отзыв о статье "Junkers Ju 87"

Литература

  • Fritz X. Zobel Deutsche Sturzkampfbomber Ju 87 in Einsatz // Waffen-Arsenal. - 1995. - № 1995 .
  • Deutsche Sturzkampfflugzeuge Ju 87, Ju 88 // Waffen-Arsenal. - № 133 .
  • Shigeru Nohara, Masatsugo Shiwaku. Junkers Ju87D/G Stuka. - Dai Nippon Kaiga Co. Ltd, 1994. - (Aero Detail). - ISBN 4499226341 .
  • Ju87 Stuka. - Squadron/Signal publications, 1986. - (Aircraft In Action).
  • Heinz J. Nowarra & Edward T.Maloney. Junkers Ju-87 Stuka. - Aero Publishers, 1966. - (Aero Series).
  • Matthew Willis. JUNKERS JU 87 STUKA. - MMPBooks, 2008. - (MMP: Yellow). - ISBN 978-8389450494 .
  • Nick Beale. Ghost Bombers. The Moonlight War of NSG 9. - Classic Publications, 2001. - ISBN 1903223156 .
  • John Weal. Junkers Ju87 Over The Mediterranean. - del Prado, 1999. - (Aircraft Of The Aces). - ISBN 8483722089 .
  • Bily M., Velek M. Junkers Ju87A Stuka. - MBI, 1991. - (Letadla). - ISBN 8483722089 .
  • Warpaint Junkers Ju 87 Stuka. - Hall Park Books, 2000. - (Warpaint Series).

См. также

Примечания

Отрывок, характеризующий Junkers Ju 87

Окончив свой второй стакан пунша, Наполеон пошел отдохнуть пред серьезным делом, которое, как ему казалось, предстояло ему назавтра.
Он так интересовался этим предстоящим ему делом, что не мог спать и, несмотря на усилившийся от вечерней сырости насморк, в три часа ночи, громко сморкаясь, вышел в большое отделение палатки. Он спросил о том, не ушли ли русские? Ему отвечали, что неприятельские огни всё на тех же местах. Он одобрительно кивнул головой.
Дежурный адъютант вошел в палатку.
– Eh bien, Rapp, croyez vous, que nous ferons do bonnes affaires aujourd"hui? [Ну, Рапп, как вы думаете: хороши ли будут нынче наши дела?] – обратился он к нему.
– Sans aucun doute, Sire, [Без всякого сомнения, государь,] – отвечал Рапп.
Наполеон посмотрел на него.
– Vous rappelez vous, Sire, ce que vous m"avez fait l"honneur de dire a Smolensk, – сказал Рапп, – le vin est tire, il faut le boire. [Вы помните ли, сударь, те слова, которые вы изволили сказать мне в Смоленске, вино откупорено, надо его пить.]
Наполеон нахмурился и долго молча сидел, опустив голову на руку.
– Cette pauvre armee, – сказал он вдруг, – elle a bien diminue depuis Smolensk. La fortune est une franche courtisane, Rapp; je le disais toujours, et je commence a l"eprouver. Mais la garde, Rapp, la garde est intacte? [Бедная армия! она очень уменьшилась от Смоленска. Фортуна настоящая распутница, Рапп. Я всегда это говорил и начинаю испытывать. Но гвардия, Рапп, гвардия цела?] – вопросительно сказал он.
– Oui, Sire, [Да, государь.] – отвечал Рапп.
Наполеон взял пастильку, положил ее в рот и посмотрел на часы. Спать ему не хотелось, до утра было еще далеко; а чтобы убить время, распоряжений никаких нельзя уже было делать, потому что все были сделаны и приводились теперь в исполнение.
– A t on distribue les biscuits et le riz aux regiments de la garde? [Роздали ли сухари и рис гвардейцам?] – строго спросил Наполеон.
– Oui, Sire. [Да, государь.]
– Mais le riz? [Но рис?]
Рапп отвечал, что он передал приказанья государя о рисе, но Наполеон недовольно покачал головой, как будто он не верил, чтобы приказание его было исполнено. Слуга вошел с пуншем. Наполеон велел подать другой стакан Раппу и молча отпивал глотки из своего.
– У меня нет ни вкуса, ни обоняния, – сказал он, принюхиваясь к стакану. – Этот насморк надоел мне. Они толкуют про медицину. Какая медицина, когда они не могут вылечить насморка? Корвизар дал мне эти пастильки, но они ничего не помогают. Что они могут лечить? Лечить нельзя. Notre corps est une machine a vivre. Il est organise pour cela, c"est sa nature; laissez y la vie a son aise, qu"elle s"y defende elle meme: elle fera plus que si vous la paralysiez en l"encombrant de remedes. Notre corps est comme une montre parfaite qui doit aller un certain temps; l"horloger n"a pas la faculte de l"ouvrir, il ne peut la manier qu"a tatons et les yeux bandes. Notre corps est une machine a vivre, voila tout. [Наше тело есть машина для жизни. Оно для этого устроено. Оставьте в нем жизнь в покое, пускай она сама защищается, она больше сделает одна, чем когда вы ей будете мешать лекарствами. Наше тело подобно часам, которые должны идти известное время; часовщик не может открыть их и только ощупью и с завязанными глазами может управлять ими. Наше тело есть машина для жизни. Вот и все.] – И как будто вступив на путь определений, definitions, которые любил Наполеон, он неожиданно сделал новое определение. – Вы знаете ли, Рапп, что такое военное искусство? – спросил он. – Искусство быть сильнее неприятеля в известный момент. Voila tout. [Вот и все.]
Рапп ничего не ответил.
– Demainnous allons avoir affaire a Koutouzoff! [Завтра мы будем иметь дело с Кутузовым!] – сказал Наполеон. – Посмотрим! Помните, в Браунау он командовал армией и ни разу в три недели не сел на лошадь, чтобы осмотреть укрепления. Посмотрим!
Он поглядел на часы. Было еще только четыре часа. Спать не хотелось, пунш был допит, и делать все таки было нечего. Он встал, прошелся взад и вперед, надел теплый сюртук и шляпу и вышел из палатки. Ночь была темная и сырая; чуть слышная сырость падала сверху. Костры не ярко горели вблизи, во французской гвардии, и далеко сквозь дым блестели по русской линии. Везде было тихо, и ясно слышались шорох и топот начавшегося уже движения французских войск для занятия позиции.
Наполеон прошелся перед палаткой, посмотрел на огни, прислушался к топоту и, проходя мимо высокого гвардейца в мохнатой шапке, стоявшего часовым у его палатки и, как черный столб, вытянувшегося при появлении императора, остановился против него.
– С которого года в службе? – спросил он с той привычной аффектацией грубой и ласковой воинственности, с которой он всегда обращался с солдатами. Солдат отвечал ему.
– Ah! un des vieux! [А! из стариков!] Получили рис в полк?
– Получили, ваше величество.
Наполеон кивнул головой и отошел от него.

В половине шестого Наполеон верхом ехал к деревне Шевардину.
Начинало светать, небо расчистило, только одна туча лежала на востоке. Покинутые костры догорали в слабом свете утра.
Вправо раздался густой одинокий пушечный выстрел, пронесся и замер среди общей тишины. Прошло несколько минут. Раздался второй, третий выстрел, заколебался воздух; четвертый, пятый раздались близко и торжественно где то справа.
Еще не отзвучали первые выстрелы, как раздались еще другие, еще и еще, сливаясь и перебивая один другой.
Наполеон подъехал со свитой к Шевардинскому редуту и слез с лошади. Игра началась.

Вернувшись от князя Андрея в Горки, Пьер, приказав берейтору приготовить лошадей и рано утром разбудить его, тотчас же заснул за перегородкой, в уголке, который Борис уступил ему.
Когда Пьер совсем очнулся на другое утро, в избе уже никого не было. Стекла дребезжали в маленьких окнах. Берейтор стоял, расталкивая его.
– Ваше сиятельство, ваше сиятельство, ваше сиятельство… – упорно, не глядя на Пьера и, видимо, потеряв надежду разбудить его, раскачивая его за плечо, приговаривал берейтор.
– Что? Началось? Пора? – заговорил Пьер, проснувшись.
– Изволите слышать пальбу, – сказал берейтор, отставной солдат, – уже все господа повышли, сами светлейшие давно проехали.
Пьер поспешно оделся и выбежал на крыльцо. На дворе было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшись из за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов, на окна забора и на лошадей Пьера, стоявших у избы. Гул пушек яснее слышался на дворе. По улице прорысил адъютант с казаком.
– Пора, граф, пора! – прокричал адъютант.
Приказав вести за собой лошадь, Пьер пошел по улице к кургану, с которого он вчера смотрел на поле сражения. На кургане этом была толпа военных, и слышался французский говор штабных, и виднелась седая голова Кутузова с его белой с красным околышем фуражкой и седым затылком, утонувшим в плечи. Кутузов смотрел в трубу вперед по большой дороге.
Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья перед красотою зрелища. Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого то драгоценного желто зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде – спереди, справа и слева – виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, – это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам ее.
Над Колочею, в Бородине и по обеим сторонам его, особенно влево, там, где в болотистых берегах Во йна впадает в Колочу, стоял тот туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает все виднеющееся сквозь него. К этому туману присоединялся дым выстрелов, и по этому туману и дыму везде блестели молнии утреннего света – то по воде, то по росе, то по штыкам войск, толпившихся по берегам и в Бородине. Сквозь туман этот виднелась белая церковь, кое где крыши изб Бородина, кое где сплошные массы солдат, кое где зеленые ящики, пушки. И все это двигалось или казалось движущимся, потому что туман и дым тянулись по всему этому пространству. Как в этой местности низов около Бородина, покрытых туманом, так и вне его, выше и особенно левее по всей линии, по лесам, по полям, в низах, на вершинах возвышений, зарождались беспрестанно сами собой, из ничего, пушечные, то одинокие, то гуртовые, то редкие, то частые клубы дымов, которые, распухая, разрастаясь, клубясь, сливаясь, виднелись по всему этому пространству.
Эти дымы выстрелов и, странно сказать, звуки их производили главную красоту зрелища.
Пуфф! – вдруг виднелся круглый, плотный, играющий лиловым, серым и молочно белым цветами дым, и бумм! – раздавался через секунду звук этого дыма.
«Пуф пуф» – поднимались два дыма, толкаясь и сливаясь; и «бум бум» – подтверждали звуки то, что видел глаз.
Пьер оглядывался на первый дым, который он оставил округлым плотным мячиком, и уже на месте его были шары дыма, тянущегося в сторону, и пуф… (с остановкой) пуф пуф – зарождались еще три, еще четыре, и на каждый, с теми же расстановками, бум… бум бум бум – отвечали красивые, твердые, верные звуки. Казалось то, что дымы эти бежали, то, что они стояли, и мимо них бежали леса, поля и блестящие штыки. С левой стороны, по полям и кустам, беспрестанно зарождались эти большие дымы с своими торжественными отголосками, и ближе еще, по низам и лесам, вспыхивали маленькие, не успевавшие округляться дымки ружей и точно так же давали свои маленькие отголоски. Трах та та тах – трещали ружья хотя и часто, но неправильно и бедно в сравнении с орудийными выстрелами.
Пьеру захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки. Он оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота (chaleur latente) чувства, которое Пьер замечал вчера и которое он понял совершенно после своего разговора с князем Андреем.
– Поезжай, голубчик, поезжай, Христос с тобой, – говорил Кутузов, не спуская глаз с поля сражения, генералу, стоявшему подле него.
Выслушав приказание, генерал этот прошел мимо Пьера, к сходу с кургана.
– К переправе! – холодно и строго сказал генерал в ответ на вопрос одного из штабных, куда он едет. «И я, и я», – подумал Пьер и пошел по направлению за генералом.
Генерал садился на лошадь, которую подал ему казак. Пьер подошел к своему берейтору, державшему лошадей. Спросив, которая посмирнее, Пьер взлез на лошадь, схватился за гриву, прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, чувствуя, что очки его спадают и что он не в силах отвести рук от гривы и поводьев, поскакал за генералом, возбуждая улыбки штабных, с кургана смотревших на него.

Генерал, за которым скакал Пьер, спустившись под гору, круто повернул влево, и Пьер, потеряв его из вида, вскакал в ряды пехотных солдат, шедших впереди его. Он пытался выехать из них то вправо, то влево; но везде были солдаты, с одинаково озабоченными лицами, занятыми каким то невидным, но, очевидно, важным делом. Все с одинаково недовольно вопросительным взглядом смотрели на этого толстого человека в белой шляпе, неизвестно для чего топчущего их своею лошадью.
– Чего ездит посерёд батальона! – крикнул на него один. Другой толконул прикладом его лошадь, и Пьер, прижавшись к луке и едва удерживая шарахнувшуюся лошадь, выскакал вперед солдат, где было просторнее.
Впереди его был мост, а у моста, стреляя, стояли другие солдаты. Пьер подъехал к ним. Сам того не зная, Пьер заехал к мосту через Колочу, который был между Горками и Бородиным и который в первом действии сражения (заняв Бородино) атаковали французы. Пьер видел, что впереди его был мост и что с обеих сторон моста и на лугу, в тех рядах лежащего сена, которые он заметил вчера, в дыму что то делали солдаты; но, несмотря на неумолкающую стрельбу, происходившую в этом месте, он никак не думал, что тут то и было поле сражения. Он не слыхал звуков пуль, визжавших со всех сторон, и снарядов, перелетавших через него, не видал неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видал убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него. С улыбкой, не сходившей с его лица, он оглядывался вокруг себя.
– Что ездит этот перед линией? – опять крикнул на него кто то.
– Влево, вправо возьми, – кричали ему. Пьер взял вправо и неожиданно съехался с знакомым ему адъютантом генерала Раевского. Адъютант этот сердито взглянул на Пьера, очевидно, сбираясь тоже крикнуть на него, но, узнав его, кивнул ему головой.
– Вы как тут? – проговорил он и поскакал дальше.
Пьер, чувствуя себя не на своем месте и без дела, боясь опять помешать кому нибудь, поскакал за адъютантом.
– Это здесь, что же? Можно мне с вами? – спрашивал он.
– Сейчас, сейчас, – отвечал адъютант и, подскакав к толстому полковнику, стоявшему на лугу, что то передал ему и тогда уже обратился к Пьеру.
– Вы зачем сюда попали, граф? – сказал он ему с улыбкой. – Все любопытствуете?
– Да, да, – сказал Пьер. Но адъютант, повернув лошадь, ехал дальше.
– Здесь то слава богу, – сказал адъютант, – но на левом фланге у Багратиона ужасная жарня идет.
– Неужели? – спросил Пьер. – Это где же?
– Да вот поедемте со мной на курган, от нас видно. А у нас на батарее еще сносно, – сказал адъютант. – Что ж, едете?
– Да, я с вами, – сказал Пьер, глядя вокруг себя и отыскивая глазами своего берейтора. Тут только в первый раз Пьер увидал раненых, бредущих пешком и несомых на носилках. На том самом лужке с пахучими рядами сена, по которому он проезжал вчера, поперек рядов, неловко подвернув голову, неподвижно лежал один солдат с свалившимся кивером. – А этого отчего не подняли? – начал было Пьер; но, увидав строгое лицо адъютанта, оглянувшегося в ту же сторону, он замолчал.
Пьер не нашел своего берейтора и вместе с адъютантом низом поехал по лощине к кургану Раевского. Лошадь Пьера отставала от адъютанта и равномерно встряхивала его.
– Вы, видно, не привыкли верхом ездить, граф? – спросил адъютант.
– Нет, ничего, но что то она прыгает очень, – с недоуменьем сказал Пьер.
– Ээ!.. да она ранена, – сказал адъютант, – правая передняя, выше колена. Пуля, должно быть. Поздравляю, граф, – сказал он, – le bapteme de feu [крещение огнем].
Проехав в дыму по шестому корпусу, позади артиллерии, которая, выдвинутая вперед, стреляла, оглушая своими выстрелами, они приехали к небольшому лесу. В лесу было прохладно, тихо и пахло осенью. Пьер и адъютант слезли с лошадей и пешком вошли на гору.
– Здесь генерал? – спросил адъютант, подходя к кургану.
– Сейчас были, поехали сюда, – указывая вправо, отвечали ему.
Адъютант оглянулся на Пьера, как бы не зная, что ему теперь с ним делать.
– Не беспокойтесь, – сказал Пьер. – Я пойду на курган, можно?
– Да пойдите, оттуда все видно и не так опасно. А я заеду за вами.
Пьер пошел на батарею, и адъютант поехал дальше. Больше они не видались, и уже гораздо после Пьер узнал, что этому адъютанту в этот день оторвало руку.
Курган, на который вошел Пьер, был то знаменитое (потом известное у русских под именем курганной батареи, или батареи Раевского, а у французов под именем la grande redoute, la fatale redoute, la redoute du centre [большого редута, рокового редута, центрального редута] место, вокруг которого положены десятки тысяч людей и которое французы считали важнейшим пунктом позиции.
Редут этот состоял из кургана, на котором с трех сторон были выкопаны канавы. В окопанном канавами место стояли десять стрелявших пушек, высунутых в отверстие валов.
В линию с курганом стояли с обеих сторон пушки, тоже беспрестанно стрелявшие. Немного позади пушек стояли пехотные войска. Входя на этот курган, Пьер никак не думал, что это окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении.
Пьеру, напротив, казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых незначительных мест сражения.
Войдя на курган, Пьер сел в конце канавы, окружающей батарею, и с бессознательно радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него. Изредка Пьер все с той же улыбкой вставал и, стараясь не помешать солдатам, заряжавшим и накатывавшим орудия, беспрестанно пробегавшим мимо него с сумками и зарядами, прохаживался по батарее. Пушки с этой батареи беспрестанно одна за другой стреляли, оглушая своими звуками и застилая всю окрестность пороховым дымом.
В противность той жуткости, которая чувствовалась между пехотными солдатами прикрытия, здесь, на батарее, где небольшое количество людей, занятых делом, бело ограничено, отделено от других канавой, – здесь чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление.
Появление невоенной фигуры Пьера в белой шляпе сначала неприятно поразило этих людей. Солдаты, проходя мимо его, удивленно и даже испуганно косились на его фигуру. Старший артиллерийский офицер, высокий, с длинными ногами, рябой человек, как будто для того, чтобы посмотреть на действие крайнего орудия, подошел к Пьеру и любопытно посмотрел на него.
Молоденький круглолицый офицерик, еще совершенный ребенок, очевидно, только что выпущенный из корпуса, распоряжаясь весьма старательно порученными ему двумя пушками, строго обратился к Пьеру.
– Господин, позвольте вас попросить с дороги, – сказал он ему, – здесь нельзя.
Солдаты неодобрительно покачивали головами, глядя на Пьера. Но когда все убедились, что этот человек в белой шляпе не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару, тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие, подобное тому, которое солдаты имеют к своим животным: собакам, петухам, козлам и вообще животным, живущим при воинских командах. Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. «Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой.
Одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера. Он, обчищая взбрызнутую ядром землю с платья, с улыбкой оглянулся вокруг себя.
– И как это вы не боитесь, барин, право! – обратился к Пьеру краснорожий широкий солдат, оскаливая крепкие белые зубы.
– А ты разве боишься? – спросил Пьер.
– А то как же? – отвечал солдат. – Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться, – сказал он, смеясь.
Несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами остановились подле Пьера. Они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их.
– Наше дело солдатское. А вот барин, так удивительно. Вот так барин!
– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.

Я вырос из 72-ого масштаба. И, к сожалению, говорю это не в переносном смысле, а в самом прямом. Руки-крюки не позволяют работать со столь мелкими деталями, а глаза не всегда готовы уловить те дефекты, которые потом обязательно пролезут при макросъемке. Недавно я "избавился" от всех моделей в 72-ом и стараюсь больше не смотреть в их сторону. Однако, при выходе Ju-87 от фирмы "Звезда" в этом масштабе, я не смог удержаться.

Почему-то часто не стесняются заявить, что этот самолет "сложно назвать красивым", однако, с тех пор как еще в школе я разглядывал на уроке под партой чертежи этого крайне необычного самолета Ju-87А , мне показался он очень гармоничным и стильным: его уникальные огромные лапы, изгиб крыла, ниспадающий силуэт фонаря с двумя антеннами...

Не могу сказать, что модель собирается легко. Не сказал бы, что ребенок или начинающий соберет все эти мелкие детали, с таким скрипом садящиеся на свои места, и при этом не покроет разработчиков тонким слоем крепких выражений. Иногда детали еще не до конца встают на свои места, разобрать их было бы уже не возможно, но они уже начинают изгибаться под усилием. Пока боялся переусердствовать, и остались небольшие щели, но я планирую модель все же разобрать, чтобы собрать "по-нормальному". Кстати, несколько деталей "Звезда" предлагает именно "приклеить", чем, с одной стороны, мне кажется, несколько сводит на нет саму идею, а с другой, именно эти детали стоило бы сделать "на защелке". Ну да ладно. Мы-то с вами найдем решение, как их закрепить понадежнее.

Кстати, видимо в угоду технологии сборки без клея, пластик чуть-чуть "гибковат", я бы сказал. Хотелось бы чуть большей твердости от него.

Почти все детали потребовали обработки: (Удаления следов пресс-форм, иногда даже "развальцовки" посадочного места.

Само членение модели, а точнее способы реализации бесклеевой сборки очень удивляли. Так крыло крепится к фюзеляжу с одной стороны логичными штырьками "папа-мама", а с другой, небольшим "крючком", цепляющимся одновременно за обе половинки фюзеляжа. Но это пустяки по сравнению со способом крепления фонаря! Если я правильно понял разработчиков, то пулемет одновременно держит ту самую поворотную часть колпака и фиксирует сам колпак к тем же двум половинкам фюзеляжа. При этом, ажурность пулемета вполне копийна. Просто не могу себе представить, как кто-то, собирающий эту модель "для удовольствия", соберет все 4 детали в один узел, ничего не сломав. У меня за несколько минут возни (в видео) это не получилось. Впрочем, как только запись кончилась, потребовалось буквально еще минут 5 как фонарь встал на свое место (но, я бы сказал, "на соплях").



Сборка предполагает несколько вариантов. С пилотами и без, с выпущенными и убранными тормозными щитками, с бомбами или топливными баками на крыльях.


ОЦЕНКА ГЕОМЕТРИИ

Модель прежде всего принято оценивать с точки зрения ее копийности. И прежде всего геометрии. С наибольшим волнением и я не стал упускать этот момент . Вообще, я вполне доверяю специалистам "Звезды", ведь кроме каких-то небольших упущений они не позволяют себе халтурной работы. Так и здесь, основные геометрические размеры оказались в пределах точности моих измерений. Ради любопытства я решил модель "вложить в чертежи". Чертежей нашлось много. У меня накопилось много разных бумажных изданий и я отобрал пару из интернета. Бумажные не выдержали критики, буквально не вписываясь в размеры, приведенные (простигосподи) Википедией:
Длина 11,1 м
Размах крыла 13,8 м

И я выбрал несколько фотографий, где самолет был снят с наименьшими искажениями. Несколько чертежей неплохо повторяли силуэт самолета, и я сделал сравнение модели с ними. Различия, на мой взгляд, опять же лежат в пределах погрешности, и, при наложении снимка модели на снимок самолета, совпадают неплохо. Только радиатор мне показался значительно больше, чем на фотографиях прототипа.

Впрочем, я бы хотел оставить оценочные рассуждения по этому поводу специалистам, которые наверняка (и я надеюсь!) не упустят возможности указать мне на неточности обзора и самой модели в комментариях;)

ВЫВОДЫ

Не хочется делать никаких выводов! Писать, что модель мне понравилась или нет. Уж очень двоякое впечатление создала она. С одной стороны, "четкая" и тонкая работа "Звезды", с другой стороны, хорошо собрать прямо из коробки, думаю, будет непросто начинающим. Дефекты литья, такие как утяжины на крыле и оперении, сводят на нет радость от тонких законцовок (я бы лучше сошлифовал поверхность у двух половинок изнутри, чем шпаклевать утяжину и бороться со стыком посреди крыла). Деталь, которую уже начал устанавливать, уже не снять, не сломав, а не сняв, не поправить место для ее установки.

Если рассматривать новинку не только как пластик, со стороны моделиста (ведь можно посрезать все эти штырьки, рассверлить отверстия, посадить на клей все, что держится "на честном слове"), но вообще как продукт, который фирма позиционирует как "моя первая модель", то я бы поставил ей невысокую оценку. В инструкции есть явные недоработки. Так, на схеме окраски и нанесении декалей вообще не указано, куда наносить техничку! Есть элементы крестов для тормозных щитков, но это никак не отражено в инструкции. Дана плоская приборка, но нет приборов на нее в декали. Кок винта обозначен то белым, то цветом камуфляжа. Порядок установки деталей не указан. Я, конечно, понимаю, что это только моя поспешность вынуждала снимать капот, чтобы установить фильтр

Среди довольно обширного авиапарка гитлеровской Германии периода Второй мировой войны пикирующий бомбардировщик Junkers Ju-87 является, пожалуй, самым известным и примечательным. Этот самолет давно уже стал таким же символом той великой войны, как и танк Т-34, штурмовик Ил-2 или американский тяжелый бомбардировщик В-17.

Пикирующий бомбардировщик Ю-87 прочно ассоциируется с первыми годами и месяцами Второй мировой войны, он тесно связан с победами Германии в 1939-1942 гг., с реализацией немецкой концепции блицкрига. Но для сотен тысяч граждан Испании, Польши, Франции, Балкан и Советского Союза этот самолет стал символом горя, страха и разрушений.

Леденящий душу вой сирены Ю-87 – это одно из самых ярких воспоминаний людей, переживших ту страшную войну. Кто хотя бы раз слышал его, вряд ли сможет забыть до самой смерти. За неубирающееся в полете шасси советские солдаты называли пикировщик Ю-87 «лаптежником» или «лапотником». В Германии этот самолет получил обозначение Ju-87 Stuka (от немецкого слова Sturzkampfflugzeug, что означает пикирующий бомбардировщик).

Несмотря на весьма посредственные летно-технические характеристики, этот самолет был одной из самых эффективных боевых машин Люфтваффе. В самом облике бомбардировщика было что-то зловещее, напоминающее хищную птицу: неубирающиеся стойки шасси были похожи на выпущенные когти, а широкий радиатор машины – на разинутую пасть. Все это вместе со знаменитым воем сирены производило сильнейший психологический эффект солдат противника, на головы которых Ю-87 с убийственной точностью сбрасывал свои бомбы.

Первый полет Ю-87 «Штука» совершил в сентябре 1935 года, самолет был принят в эксплуатацию в 1936 году, его серийное производство продолжалось практически до самого конца войны. Всего было изготовлено около 6,5 тыс. единиц этого самолета.

Боевой дебют Ю-87 состоялся во время гражданской войны в Испании, этот самолет участвовал во всех сражениях Второй мировой войны, происходивших на европейском театре военных действий. Однако эффективность применения пикировщиков на завершающем этапе войны резко упала: немцы потеряли господство в воздухе и тихоходный Ju-87 Stuka становился легкой добычей истребителей союзников. В конце войны немцы стали заменять «Штуки» штурмовыми модификациями истребителя Fw-190A.

Ю-87 постоянно совершенствовался: за годы серийного производства было создано около десяти модификаций этого пикировщика. На основе пикировщика Ju-87 было разработано несколько вариантов самолетов-штурмовиков. Кроме Германии, эта машина стояла на вооружении ВВС Италии, Болгарии, Венгрии, Хорватии, Румынии, Японии и Югославии (после войны).

История создания

Гитлеровцы практически сразу после своего прихода к власти занялись созданием полноценных вооруженных сил, и возрождение ВВС стало одним из главных их приоритетов. Проблема была в том, что после Первой мировой войны на Германию было наложены серьезные ограничения.

Нацистские лидеры поначалу опасались открыто нарушать их, поэтому до 1935 года разработки новых боевых самолетов держались в секрете. После официального объявления о создании ВВС Германия стала стремительно наращивать мощь своего воздушного флота.

Перед военным руководством Третьего Рейха встал вопрос, как сделать фронтовую авиацию наиболее эффективной. Непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск на поле боя играла весьма важную роль в реализации концепции блицкрига, поэтому этому вопросу уделялось много внимания. В СССР еще с начала 30-х годов для этих целей разрабатывали бронированный штурмовик, что привело впоследствии к созданию знаменитого «летающего танка» Ил-2. В Германии и США пошли несколько иным путем, они занялись созданием пикирующих бомбардировщиков.

Еще с момента своего зарождения основной проблемой бомбардировочной авиации была точность бомбометания. Даже создание тяжелых машин типа «Илья Муромец » не слишком изменило ситуацию: из-за невысокой точности бомбардировщики нередко наносили противнику лишь моральный урон. Однако летчиками было подмечено, что бомбовые удары с пикирования обеспечивают гораздо большую точность, чем обычное горизонтальное бомбометание. После войны на этот тактический прием обратили внимание военные теоретики ведущих авиационных держав того времени.

Однако создание эффективного пикирующего бомбардировщика было весьма непростой задачей. Во время выхода из пикирования конструкция самолета подвергалась значительным перегрузкам (до 5g), выдержать которые могла только очень прочная машина. Для выполнения своих функций пикировщик должен быть оснащен мощной механизацией крыла и воздушными тормозами. Также конструкторам необходимо было подумать об автоматической системе вывода бомбардировщика из пике и устройствах, которые бы отклоняли бомбы от плоскости винта самолета на больших углах пикирования. Так как пикировщик чаще всего действует на малых высотах, его экипаж нуждался в надежной броневой защите.

Важнейшую роль в создании немецкой пикирующей авиации сыграл летчик-ас (62 победы) Первой мировой войны Эрнст Удет. Он был командиром эскадрильи в полку легендарного Манфреда фон Рихтгофена и закадычным другом министра авиации Третьего Рейха Германа Геринга. Именно последнее обстоятельство позволило Удету активно влиять на развитие немецкой авиационной промышленности в 30-40-е годы.

Удет познакомился в США с новейшим пикирующим бомбардировщиком и в частном порядке купил две машины. Позже он лично продемонстрировал руководству люфтваффе возможности бомбометания с пикирования. У новой тактики было много противников, самым ярым из которых был Вольфрам фон Рихтгофен – племянник знаменитого аса и будущий главнокомандующий немецкого воздушного флота.

Удет был приглашен на службу в Люфтваффе, получил чин полковника и практически сразу занялся продвижением проекта пикирующего бомбардировщика для немецкой армии.

Еще в 1932 году немецкое министерство авиации объявило конкурс на создание пикирующего бомбардировщика, который должен был проходить в два этапа. На первом из них (так называемая немедленная программа) немецкие производители должны были разработать биплан-пикировщик, который бы сменил устаревший самолет Не-50. От нового самолета не требовали выдающихся характеристик, но от конструкторов ожидали быстрых результатов. На следующем этапе конкурса (он начался в январе 1935 года) его участники должны были предложить заказчику современный самолет-пикировщик, с высокими характеристиками, оснащенные воздушными тормозами.

В основном конкурсе участвовали наиболее именитые немецкие авиационные производители: «Арадо», «Хенкель», «Блом и Фос» и «Юнкерс». Среди претендентов в наиболее выигрышном положении находилась компания «Юнкерс», которая начала разрабатывать штурмовик еще в 1933 году. Некоторые историки даже считают, что конкурс был обычной формальностью, так как задание практически было разработано под будущий Ju-87.

Работы над будущим Ю-87 велись группой конструкторов под руководством Германа Польмана. Пикировщик впервые поднялся в небо уже в сентябре 1935 года.

Прототип Ю-87 в целом не слишком отличался от машины, которая позже была запущена в серию: это был цельнометаллический двухместный моноплан, оснащенный крылом с характерным изломом типа «перевернутая чайка». Чтобы не ослаблять его конструкцию Польман решил отказаться от вырезов для уборки шасси и сделал его неубирающимся. А для улучшения аэродинамики машины шасси были заключены в обтекатели.

У конструкторов «Юнкерса» получился очень неплохой самолет: крепкий, надежный, с хорошей управляемостью и отличным обзором из кабины. Пикировщик имел мощную механизацию крыла, чтобы избежать попадания бомб в винт самолет на него была установлена простая и надежная рамная конструкция, отводящая бомбы на безопасное расстояние от машины.

Первый самолет был оснащен двухкилевым оперением и на нем был установлен британский двигатель «Роллс-Ройс» Кестрел. Но следующие прототипы уже были оснащены гораздо более мощными немецкими моторами Jumo 210А. Во время одного из первых полетов при выходе из пике хвостовое оперение бомбардировщика не выдержало нагрузок и разрушилось, в результате катастрофы экипаж погиб.

В марте 1936 года на аэродроме Рехлине начались сравнительные испытания пикирующих бомбардировщиков, представленных компаниями-участницами конкурса. В их финальную часть вышли самолеты, разработанные «Юнкерсом» и «Хенкелем».

Победителем был признан Ju-87, хотя по основным параметрам он уступал Не-118. Начальник технического управления фон Рихтгофен приказал прекратить работы над Ju-87, но буквально на следующий день был отстранен от должности и на его место был назначен Эрнст Удет. Но и это не стало завершением этой интригующей истории. Через несколько дней Удет (уже начальник технического управления Люфтваффе) сам поднял в небо Не-118. Во время пикирования началась сильнейшая вибрация, которая полностью разрушила хвостовую часть самолета. Удет чудом остался жив, он спасся, выпрыгнув с парашютом. Естественно, что этот эпизод поставил крест на многообещающей карьере Не-118 и стал началом головокружительного взлета Ju-87.

Летные испытания Ju-87 продолжались до конца 1936 года. В том же году с конвейера сошел первые предсерийный пикировщик, а в начале 1937 года компания «Юнкерс» наконец-то получила долгожданный заказ на первую партия серийных самолетов.

Описание конструкции

Пикирующий бомбардировщик Ju-87 – это цельнометаллический одномоторный низкоплан с неубирающимся шасси. Фюзеляж Ju-87 типа полумонокок овального сечения. Экипаж самолета состоял из двух человек: пилота и стрелка-радиста.

Кабины пилотов находились в центральной части самолета, они были закрыты общим фонарем, который мог быть сброшен аварийно. В задней части кабины находилась пулеметная установка (MG 15). В фюзеляже пикировщика находился застекленный люк, сверху закрытый металлической крышкой. Через него пилот мог выбирать цели и точно определять момент начала пикирования. Между кабинами пилота и стрелка-радиста располагалась коротковолновая радиостанция.

Ju-87 имел трапециевидное крыло с закругленными краями, состоящее из центроплана и двух консолей. Его силовой каркас состоял из нервюр, лонжеронов и работающей обшивки. Крыло Ju-87 было выполнено по схеме «обратная чайка», что позволило уменьшить массу и размеры неубирающегося шасси.

Механизация крыла состояла из щелевых элеронов и закрылков. Под каждой из консолей крыла устанавливался аэродинамический тормоз, который использовался для уменьшения скорости пикирования самолета. Он представлял собой металлическую пластину со щелью посередине. Управление тормозными щитками происходило с помощью автомата пикирования Ahfanggerat. Управление тормозными щитками и закрылками осуществлялось с помощью гидравлической системы.

В центроплане крыла также располагались весьма объемные топливные баки.

Пикировщик Ju-87 был оснащен двигателем водяного охлаждения Jumo 211, который в зависимости от модификации машины имел разную мощность. Самолет имел деревянный трехлопастный винт с изменяемым шагом (на поздних модификациях установили металлический). Автомат управлением шагом винта и управления мотором были объединены в одну систему с автоматом пикирования, который также управлял подачей топлива, открытием и закрытием створок радиаторов. Автомат пикирования стал важнейшим новшеством Ju-87, во многом обеспечившей ее эффективность. Он значительно упрощал работу пилотов, позволяя полностью сосредоточиться на бомбометании. Позже в схему был включен высокомер, поэтому «штука» выводилась из пикирования, независимо от того, была ли сброшена бомба.

Ю-87 имел одинарное цельнометаллическое хвостовое оперение с подкостным стабилизатором. Каждый руль высоты имел по два триммера, которые соединялись с автоматом пикирования. Регулировка стабилизаторов была возможна только вместе с закрылками.

Бомбардировщик имел трехопорное неубирающееся шасси с масляно-пневматической амортизацией. Его конструкция позволяла пикировщику использовать аэродромы с грунтовым покрытием, находящиеся рядом с линией фронта. На Ju-87 можно было установить лыжи.

Топливная система состояла из двух протектированных баков, расположенных в центроплане крыла, емкостью по 250 литров.

Радиатор водяного охлаждения располагался в носовой части машины, в туннеле под двигателем.

Пикирующий бомбардировщик Ju-87 был вооружен тремя 7,92-мм пулеметами: два неподвижных MG-17 размещались в консолях крыла, еще один MG-17 устанавливался в кабине стрелка и использовался для защиты задней полусферы и обстрела земли во время выхода из пикирования.

Бомбовая нагрузка пикировщика составляла 1 тыс. кг, машина имела три точки подвески: под фюзеляжем и под консолями крыла. Во время пикирования специальная вилка Н-образной формы отводила центральную бомбу от винта самолета.

Состав вооружения Ju-87 несколько изменялся у разных модификаций. Так, например, штурмовик Ю-87 (модификация Ju-87G) имел на вооружении две 37-мм пушки.

Модификации

За период серийного производства было разработано более десяти модификаций пикировщика Ju-87. Обычно в исторической литературе к первому поколению пикировщиков относят модификации от А до B и R. Второе представлено самолетами серий D и F, а к третьему причисляют Ю-87 модификаций G.

Ju-87A. Это первая модификация самолета, оснащенная двигателем Jumo-210 (680 л. с.). Подобная мощность двигателя была явно недостаточной, самолет мог принимать на борт только одну 500-килограммовую бомбу и то только в случае отсутствия в кабине стрелка-радиста. Дальность полета с полной боевой нагрузкой была минимальной. Пикировщики серии А принимали участие в гражданской войне в Испании, эти самолеты стояли на вооружении легиона «Кондор». Производство Ю-87 серии А было прекращено уже в начале 1938 года.

Ju-87B. Эта модификация самолета была оснащена двигателем Jumo-211 (1140 л. с.). Пикировщик мог брать на борт бомбу калибром 1 тыс. кг, но без стрелка-радиста и на небольшие дистанции. На самолете было улучшено радиооборудование, установлен третий пулемет в левую консоль крыла. Данная модификация считается основной для начального периода войны.

Ju-87C. Палубная модификация пикировщика, разрабатывалась для немецкого авианосца «Граф Цеппелин», который так и не был построен. Самолеты этой серии имели складывающееся крыло, тормозной гак, водило для катапульты и спасательную лодку. На случай аварийной посадки на воду их шасси могло отстреливаться. Всего было построено 10 машин этой серии. После начала польской кампании все они были переоборудованы в модификацию В и отправлены на Восточный фронт.

Ju-87D. Данная модификация самолета появилась уже после года войны, в ее конструкции был учтен опыт, полученные немецкими пилотами в Польше, Франции, во время битвы за Британию и в первые месяцы войны с Советским Союзом. Производство самолетов серии D началось в сентябре 1941 года. Руководство Люфтваффе поняло, что установленное на Ю-87 оборонительное вооружение недостаточно для защиты самолета от истребителей, а существующее бронирование не может эффективно противостоять зенитному огню. Не соответствовала требованиям времени и мощность силовой установки.

Поэтому пикирующий бомбардировщик подвергся значительной модернизации. На машину был установлен новый двигатель с мощностью 1420 л. с., бронирование самолета было значительно усилено. Пулемет MG-15 в задней турельной установке был заменен на двухствольный MG-81. Позже самолеты серии D получили новое, более совершенное шасси.

Деревянный винт плохо подходил для условий русской зимы, от мороза он растрескивался. Поэтому его заменили на металлический, также на самолет был установлен новый прицел Revi C/12C, переделана конструкция фонаря кабины, увеличены запасы топлива.

Модификация пикировщика Ju-87D является самой многочисленной. Боевое крещение этой машины произошло в начале 1942 года под Ленинградом, ее производство продолжалось до конца 1944 года. Обычно ее делят на несколько серий: D-1, D-3, D-4 и D-5, D-6 и D-7.

Уже к 1943 году стало понятно, что для поддержки сухопутных войск необходим штурмовик. Он был создан на базе модификации Ju-87D. Для этого была усилена броневая защита кабины и двигателя, с самолета были сняты знаменитые сирены. На ночной вариант самолета были установлены пламегасители и оборудование для полетов в темное время суток.

Довольно интересной является серия Ju-87D-4, это был самолет-торпедоносец берегового базирования. Машина так и не нашла своего применения, была переоборудована в штурмовик и отправлена на Восточный фронт.

Ju 87D-5 – это еще одна «штурмовая» модификация, созданная в начале 1943 года. Самолеты этой серии имели больший размах крыла и более мощное стрелковое вооружение: в консолях крыла вместо пулеметов были установлены пушки MG 151/20. Серия D-5 была довольно массовой, до сентября 1944 года было выпущено почти 1,5 тыс. машин.

Также существовали две специализированные «ночные» версии модификации Ju 87 — D-7 и D-8. В их основе лежала «штурмовая» серия D-3. На эти самолеты устанавливался пламегаситель, а также дополнительное радиооборудование.

Ju-87E. Это палубная модификация пикировщика, она так и не пошла в серию.

Ju-87G. «Штурмовая» модификация самолета, созданная специально для борьбы с бронетехникой противника.

Со временем ситуация на Восточном фронте сильно изменилась и немецкое командование уже не могло так эффективно использовать Ju 87, как это было в первые годы войны. Начиная с 1942 года для немцев наибольшую проблему стали составлять советские танки, количество которых постоянно увеличивалось. Поэтому на базе пикировщика был создан штурмовик, основной задачей которого стало уничтожение советской бронетехники.

Бомбы были малоэффективны против советских средних и тяжелых танков (Т-34 и КВ), поэтому на самолет были установлены мощные авиационные пушки BK 37 (37 мм). Они были установлены под консолями крыла. Магазин каждой пушки вмещал шесть бронебойных снарядов с сердечником из карбида вольфрама.

Массовое переоборудование самолетов модификаций D-3 и D-5 в противотанковый штурмовик началось в конце 1943 года. Самолеты серии G были весьма эффективным средством борьбы против танков: мощное вооружение, хорошая управляемость самолета и его невысокая скорость позволяли немецким летчикам атаковать бронированные машины с наименее защищенной стороны. На счету 4-й авиагруппы под командованием знаменитого немецкого аса Ганса-Ульриха Руделя числилось более пятисот уничтоженных советских танков. 37-мм пушка также позволяла Ju-87G успешно бороться с советскими бронированными штурмовиками Ил-2.

Ju-87R. Модификация с увеличенным радиусом действия. На эти самолеты были установлены дополнительные баки по 150 литров каждый. Они располагались в крыльях. Также была предусмотрена возможность использования подвесных баков. Увеличенный запас топлива уменьшил боевую нагрузку самолета до 250 кг. Пикировщики модификации R планировали использовать в качестве дальнего противокорабельного самолета.

Ju-87H. Учебно-тренировочная модификация пикирующего бомбардировщика, она не имела вооружения.

Как пикировала «Штука»

Пикирование на цель начиналось на высоте 4600 метров. Пилот выбирал цель, используя для этого наблюдательный застекленный люк, находящийся в полу кабины. Затем он убавлял газ, выпускал аэродинамические тормоза и, переворачивая машину на 180 градусов, отправлял ее в пике под углом 60-90 градусов. С помощью специальной шкалы, нанесенной на фонарь кабины, пилот мог контролировать угол пикирования.

На высоте 400-450 метров происходил сброс бомб, после чего в действие вступал автомат пикирования, выводивший самолет в нормальный горизонтальный полет. Во время бомбометания летчик мог испытывать перегрузки до 6g.

Затем убирались воздушные тормоза, шаг винта приводился в режим горизонтального полета, дроссель открывался и пилот принимал управление на себя. В точности бомбометания с пикирования Ju-87 превосходил советский пикировщик Пе-2 . Немецкий самолет сбрасывал бомбы с меньшей высоты (менее 600 метров), Пе-2 обычно производил бомбометание примерно на километровой отметке. Кроме того, Ju-87, обладая меньшей скоростью, давал пилоту больше времени на прицеливание. Хотя, главной причиной высокой эффективности «штуки» был отличный уровень подготовки немецких пилотов.

Итальянские пилоты Ju-87 для нанесения ударов по кораблям противника использовали несколько другую тактику: они пикировали под меньшими углами (40-50 градусов), но при этом не использовали воздушные тормоза. В этом случае машина постоянно набирала скорость, что усложняло работу вражеских зенитчиков.

Эффективность и боевое применение

Мало какой самолет периода Второй мировой войны вызывал столько ожесточенных дискуссий, как немецкий бомбардировщик Ju-87 Stuka. Этот пикировщик нередко называют самым эффективным оружием Люфтваффе, другие же авторы нещадно критикуют его за тихоходность и высокую уязвимость для истребителей противника.

В советской историографии чаще всего придерживались последнего мнения: Ю-87 нещадно ругали, зато всячески превозносили достоинства советского «летающего танка» Ил-2. Немецкую машину обычно описывали, как самолет чистого неба, эффективный только там, где нет зенитного огня. Подчеркивался тот факт, что «лаптежники» быстро растеряли весь свой смертоносный шарм, после того как в Красной армии появилось достаточно средств ПВО и истребителей.

Действительно, потери Ju-87 во второй половине войны значительно возросли, однако они не были так катастрофичны, как описывают советские учебники. Вот, например, данные о потерях 2-й и 77-й пикировочных эскадр во время операции «Цитадель» (битва на Курской дуге). Источник информации – отчет о потерях службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе.

За первый день операции (5 июля), совершив 1071 вылетов, оба подразделения потеряли всего лишь четыре самолета. 7 июля немецкими пилотами было сделано 746 вылетов, что привело к потере одного бомбардировщика. Правда, затем потери стали выше: на один сбитый самолет приходилось 116-117, а потом и 74-75 вылетов.

В среднем же во время операции «Цитадель» на один потерянный пикировщик Ju-87 приходилось примерно 153 боевых вылетов. Тогда как на один сбитый советский штурмовик Ил-2 из состава 2-й воздушной армии, которая находилась на этом же участке фронта, приходилось всего лишь 16-17 вылетов. Получается, что уровень потерь советских самолетов был почти на порядок выше. Следует отметить, что части Воронежского фронта, против которых действовали немецкие подразделения, были достаточно насыщены зенитными орудиями и прикрыты истребительной авиацией.

Ju-87 блистал в начальный период войны: он показал себя как суперэффективное оружие во время вторжения гитлеровцев в Польшу, Францию и Норвегию. Во время польской кампании немцы потеряли всего лишь 31 самолет. Битва за Британию впервые показала немцам уязвимость этой машины для истребителей противника: из-за слишком больших потерь использование пикировщиков в этой операции было приостановлено.

В южной части европейского ТВД в сражениях с теми же англичанами за Крит и Мальту «штука» оказалась куда более эффективна, потому что здесь ей не противостояло такое количество истребителей.

Ju-87 прекрасно показал себя на Восточном фронте в первые годы войны. В этот период применение пикировщиков часто решало исход тех или иных операций. «Лаптежники» сыграли решающую роль в окружении советской группировки под Вязьмой и ее последующем разгроме. Огромный вклад Ju-87 внесли в катастрофический для Красной армии исход Харьковской операции в 1942 году. Непрерывные удары пикировщиков срывали атаки советских войск под Ленинградом и Ржевом.

Пикировщик Ju-87 был довольно эффективным противотанковым средством. Самым результативным пилотом «штуки» в годы Второй мировой войны был Ганс-Ульрих Рудель. На его счету около 2 тыс. единиц уничтоженной бронетехники противника (в основном советской), в том числе и более пятисот танков (правда, много историков сомневается в этих цифрах). Кроме того, Рудель уничтожил несколько кораблей, включая и линкор «Марат» на рейде Кронштадта.

Однако с ростом мощи советских ВВС он стал нести слишком большие потери и, в конце концов, был заменен штурмовиком Fw-190A.

Характеристики

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Модификация Ju-87А
Размах крыла, м 13,6
Длина, м 10,78
Высота, м 3,89
Площадь крыла, м2 31,9
Масса, кг
пустого самолета 2300
нормальная взлетная 3402
Тип двигателя Junkers Jumo-210D
Мощность, л.с. 680
Макс. скорость, км/ч 320
Крейсерская скорость, км/ч 275
Макс. скорость пикирования, км/ч 450
Практическая дальность, км 1000
Практический потолок, м
9430 м Размеры Длина: 10,8 м Высота: 3,9 м Размах крыла: 13,8 м Площадь крыла: 31,90 м² Масса Пустой: 2273 кг Снаряжённый: 3324 кг Силовая установка Двигатели: Junkers Jumo 210D Тяга (мощность): 720 Вооружение Стрелково-пушечное вооружение: 1х7.92 мм MG 17, 1х7.92 мм MG 15 (оборонительный) Кол-во точек подвески: 1 Масса подвесных элементов: 250 кг

Юнкерс Ю-87 (нем. название «штука », рус. прозвище "лаптёжник ") (нем. Stu rzka mpfflugzeug - пикирующий боевой самолёт) - одномоторный двухместный (пилот и задний стрелок) пикирующий бомбардировщик и штурмовик времён Второй мировой войны . Конструктор машины - Герман Польман (Hermann Pohlmann) . Первый полёт - в 1935 году, боевое применение - в 1936 году в составе легиона Кондор в Испании. Наиболее известным пилотом Ю-87 был Ганс Ульрих Рудель , получивший самые высокие награды среди пилотов люфтваффе . Несмотря на низкую скорость и посредственную аэродинамику (стойки шасси были неубирающиеся), был одним из самых эффективных видов оружия люфтваффе благодаря способности к бомбометанию с пикирования. Ю-87 - один из самых известных символов блицкрига . У советских лётчиков имел прозвища «лаптёжник» (за обтекатели шасси) и «певун» (за включавшуюся на пикировании для психологического эффекта сирену).

Описание

Конструкция «Штуки» содержала несколько инновационных идей, например автоматические воздушные тормоза под обоими крыльями для обеспечения вывода самолета из пикирования , даже если пилот потеряет сознание от перегрузок, и сирены , называемой «Трубы Иерихона», которая приводилась в действие потоком набегавшего воздуха , и производила вой во время пикирования, оказывая психологическое воздействие на врага.

На Ju 87 была одержана первая воздушная победа стран оси во время Второй мировой войны - 1 сентября 1939 года пилот люфтваффе лейтенант Ф.Нюберт сбил польский истребитель PZL P.11c пилотируемый капитаном Мечиславом Медвецким.

Несмотря на прочность, точность и высокую эффективность «Штука» обладала низкой скоростью и недостаточной манёвренностью . Слабое оборонительное вооружение делали её легкой целью для вражеских истребителей . Во время Битвы за Британию немцы узнали, что превосходство в воздухе должно быть достигнуто прежде чем могут быть использованы штурмующие самолёты. После Битвы за Британию Ju 87 мало использовались в западной Европе, но оставались достаточно эффективны на юге, где истребители союзников имели плохое снабжение, особенно в Битве за Крит и Мальту .

Хорошим примером большой уязвимости Ju 87 для вражеских истребителей будет то, что 5 декабря 1941 года над Ливией австралийский ас Клайв Колдуэл (Clive Caldwell) сбил пять Ju 87 в течение нескольких минут на своем P-40 «Tomahawk» .

А самый результативный бой всех времен провел 6 июня 1943 года Александр Константинович Горовец (ст.лейт. 88ИАП). Атакуя большую группу немецких пикировщиков, он на Ла-5 сбил девять Ju 87 и заставил остальных отступить, сбросив бомбы мимо цели. Когда его атаковали четыре FW 190 , у него уже закончились боеприпасы, и герой погиб. Данные подтверждены наземными войсками.

В больших количествах «Штуки» применялись на восточном фронте, но с ростом мощи советских ВВС , подразделения, оснащённые этим самолётом, стали нести тяжёлые потери на финальных стадиях войны.

Процедура пикирования

Находясь на 4600 метрах, пилот отыскивает цель бомбометания через наблюдательное окно в полу кабины. После выпуска воздушных тормозов и сбавления газа он переворачивал самолет на 180 градусов и переходит в пикирование под углом 60-90 градусов. Для контроля угла пикирования относительно горизонта на остеклении фонаря кабины была нанесена градусная сетка.

Когда самолёт приближался к земле, загоралась лампочка на контактном альтиметре , обычно, на высоте 450 метров. Пилот сбрасывал бомбы нажатием кнопки на ручке управления, тут же включался механизм автоматического выхода из пикирования. Захват, находившийся под фюзеляжем , отводил бомбу от плоскости вращения воздушного винта и самолёт начинал выравниваться с перегрузкой до 6 g.

Когда нос «Штуки» оказывался выше горизонта воздушные тормоза убирались, дроссель открывался и шаг винта устанавливался на набор высоты. Пилот брал управление и возвращался к нормальному полёту. Оставшиеся бомбы под крыльями могли быть использованы на другие цели.

Ju 87G - истребитель танков

В варианте G Ju 87 получил новую жизнь как охотник за танками (Kanonenvogel ). Начал применяться в начале года на восточном фронте. Вооружён двумя 37 мм пушками BK 37 установленными в гондолах под крыльями. Питание осуществлялось из шестизарядных магазинов снарядами с вольфрамовыми сердечниками. Возможность полёта с невысокой скоростью, стабильное положение в воздухе и возможность атаковать бронированную цель с наименее защищённой стороны способствовали успеху при атаке танков. Именно на Ju 87G летал известный немецкий ас Ганс-Ульрих Рудель , который по данным люфтваффе уничтожил с июля 1943 по май 1945 свыше 500 советских танков.

Модификации

Производство

Вариант Юнкерс WFG Всего Производство
A 192 70 262 Июль 1937 - сентябрь 1938
B-1 311 386 697 Сентябрь 1938 - май 1940
B-2 56 169 225 Февраль 1940 - октябрь 1940
R-1 105 105 Январь 1940 - май 1940
R-2 616 616 Июнь 1940 - июль 1941
R-4 несколько Май 1941 - октябрь 1941
D-1 592 592 Август 1941 - июль 1942
D-3 1559 1559 Май 1942 - ноябрь 1943
D-5 1488 1488 Май 1943 - сентябрь 1944
G-2 208 208 Декабрь 1943 - июль 1944
Всего 559 5193 5752

ТТХ

Ju 87A Ju 87B Ju 87D Ju 87G
Производился 1936-1938 1938-1941 1941-1944 1941-1944
Класс пикирующий бомбардировщик пикирующий бомбардировщик пикирующий бомбардировщик штурмовик
Длина 10,8 м 11,1 м 11,1 м 11,1 м
Размах крыльев 13,8 м 13,8 м 13,8 м 13,8 м
Высота 3,9 м 3,9 м 3,9 м 3,9 м
Площадь крыла 31,90 м² 31,90 м² 31,90 м² 31,90 м²
Вес пустого 2273 кг 2760 кг 2810 кг 3600 кг
Максимальный вес 3324 кг 4400 кг 5720 кг 5100 кг
Двигатель Junkers Jumo 210D Junkers Jumo 211Da Junkers Jumo 211J Junkers Jumo 211J
Максимальная мощность 720 л.с. 1200 л.с. 1410 л.с. 1410 л.с.
Максимальная мощность 530 кВт 883 кВт 1037 кВт 1037 кВт
Максимальная скорость 310 км/ч 383 км/ч 408 км/ч 375 км/ч
Скорость пикирования 550 км/ч 600 км/ч 600 км/ч
Дальность 800 км 600 км 1165 км 1000 км
Потолок 9430 м 8100 м 9000 м 7500 м
Скороподъемность 3000 м за 8.8 мин 3000 м за 14 мин 3000 м за 13.6 мин
Курсовое вооружение 1x×7.92 мм MG 17 2x7.92 мм MG 17 2x7.92 мм MG 17
или 2x20 мм MG 151
2x7.92 мм MG 17
и 2x37 мм BK 37
Оборонительное вооружение 1x7.92 мм MG 15 1x7.92 мм MG 15 1x7.92 мм MG 81Z
(спареный MG 81)
1x7.92 мм MG 81Z
(спареный MG 81)
500 кг (без стрелка) 1000 кг (без стрелка) 1800 кг (без стрелка) нет
1x250 кг (под фюзеляж) 1x250/500 кг (под фюзеляж)
+ 4x50 кг (под крылья)
1x500 кг (под фюзеляж)
+ 4x50 кг (под крылья)
или 1x1000 кг(под фюзеляж)
нет

Состоял на вооружении

Фото- и кинохроника

  • Кинохроника: Юнкерс 87 серия D-3

Примечания

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Юнкерс Ю 87" в других словарях:

    Юнкерс Ю 52 Назначение: бомбардировщик, транспортный самолёт. Первый полёт: 1931 Принят на вооружение … Википедия

    Назначение: бомбардировщик, транспортный самолёт. Первый полёт: 1931 Принят на вооружение … Википедия

    Флюгцойг унд моторенверке А. Г. (Junkers Flugzeug und Motorenwerke A. G.), одна из старейших в ФРГ самолетостроительных компаний. Основана конструктором Гуго Юнкерсом, учредившим в Дессау предприятия газовой аппаратуры (1895), экспериментальных … Советская историческая энциклопедия

Junkers

В 1942 году командование "Люфтваффе" осознало недостаточную эффективность стандартных бомб против постоянно усиливающейся танковои брони. И если в начале войны эффективность обычных бомб была вполне приемлемой, то к началу 1943 года против возрастающего количества средних танков Т-34 они оказались практически бесполезны. Необходимо было прямое попадание бомбы в танк. Но пикировать на каждый отдельный танк с 250-кг бомбой не представлялось возможным. И бомб не хватит, и попасть трудно. Требовалось противопоставить возникшей угрозе какое-то новое более совершенное оружие. Было предложено использовать в этом качестве модернизированную зенитную 37-мм пушку Flak 18. Переделка орудия свелась к смене дульного тормоза, сокращению длины ствола и изменению механизмов отката и затвора. Всю эту конструкцию поместили в обтекаемый контейнер. Так на свет появилась авиационная пушка ВК 3,7 sm. Боекомплект орудия составлял 12 снарядов (как правило, бронебойных) в узких коробчатых магазинах.

Это противотанковое оружие получили только две модификации «Штуки» - Ju 87G-1, переделанные из D-3 (всего выпущено около 100 экземпляров) и Ju 87G-2, созданной на базе D-5 (174 машины). На некоторых «Густавах» сохранили обычное наступательное вооружение, которое использовалось для пристрелки.

Новую версию в декабре 1942 года испытали на полигоне в Рехлине и... остались довольны. Никто особо не озаботился ответом на вопрос, как пилоту «Густава» воевать на машине, под крылом которой торчат громоздкие «железяки», каждая из которых весила более 300 кг. Новый штурмовик имел настолько низкую скорость, что едва обгонял старенький самолет-разведчик Hs 126 презрительно именуемый в Красной армии - «костыль», новый Ju 87 тоже заслужил немало прозвищ: «Пушечная птичка» (Kanonenvogel) или «Штука с длинными палками» (Stuka mil den Langen Stangen).

Характеристики Ju-87
Ju-87H-1 Ju-87R-2
Экипаж, чел. 2 2 2
Геометрия
Длина самолета, м 11,50 11,50 11,10
Высота, м 3,88 3,88 4,01
Размах крыла, м 15,00 15,00 13,80
Площадь крыла, м² 33.68 33.68 31.90
195 156,1 177,2
Массы, кг
Вес пустого 3930 2750
Взлетный вес 5960 5000 4350
Силовая установка
Мотор Jumo 210J-1 Jumo 211J-1 Jumo 211Da
Мощность, л.с./kW 1420/1044 1420/1044 1200/883
Лётные данные
Максимальная скорость км/ч 380 380 410
на высоте, м 4090 4090 4100
Время набора высоты мин 12 13.4 19
м 4000 3000 5000
Практический потолок, м 8000 8000 7285
Дальность полета, max км 790 1160 1535
Вооружение
Число пулеметов 3 3 3
500