Аксессуары

Японские дипломаты покидают Лигу наций - история в фотографиях — LiveJournal. События, предшествовавшие вов Япония в лиге наций

В сентябре 1933 г. вновь стали звучать требования Германии на конференции по разоружению в Женеве о необходимости признания равноправия Германии. Французская делегация предложила утвердить вооружения на достигнутом уровне и отказаться в течение четырех-пяти лет, как от разоружения, так и от дово-оружения. При этом французы настаивали на принятии системы санкций в отношении нарушителей предлагаемого постанов-ления.

Англия и Италия отказались поддержать французское предложение. Но американский представитель Норман Дэвис выступил на его защиту. Соглашение, наконец, было достигнуто. 24 сентября 1933 г., на собрании Лиги наций, германскому представителю, барону фон Нейрату от имени четырех держав - Англии, Франции, Италии и США - был предложен проект нового договора. Он устанавливал два этапа разоружения: первый - период стабилизации от трех до четырех лет, в течение которого Германия должна была заменить свою систему долгосрочной службы на краткосрочную; второй этап - тоже от трех до четырех лет, в течение которого должно быть проведено фактическое разоружение.

Германия отказалась принять этот проект, заявив, что не желает больше играть роль парии; если ей отказывают в равноправии, она не будет впредь участвовать в международных конференциях.

6 октября 1933 г. германское правительство обратилось к английскому и итальянскому правительствам с нотой, в которой заявляло, что принятие предложений четырех держав означало бы дискриминацию, на которую Германия не может согласиться. 13 октября Гитлер собрал кабинет, вызвал в Берлин президента Гинденбурга и поставил вопрос о выходе Германии из Лиги наций. На следующий день, 14 октября германское правительство заявило о выходе Германии из Лиги наций и об ее уходе с конференции по разоружению. В связи с этим Гитлер президентским указом Гинденбурга распустил рейхстаг и назначил всеобщие выборы на 14 ноября.

19 октября 1933 г. генеральный секретарь Лиги наций получил короткую телеграмму от германского министра иностранных дел: “От имени германского правительства имею честь настоящим сообщить вам, что Германия заявляет о своем выходе из Лиги наций, согласно пункту 3 статьи 1 Устава”.

Уход Германии с конференции по разоружению и ей заявление о выходе из Лиги наций означали новый этап не только в политике Германии, но и в дальнейшем развитии международных отношений. Период пацифистских конференций, переговоров и соглашений закончился. Фашистская Германия создавала очаг войны в Европе.

Вступление СССР в Лигу наций и заключение договоров о взаимопомощи

18 сентября 1934 г. Ассамблея Лиги наций по инициативе французской дипломатии постановила принять Советский Союз в Лигу и предоставить ему постоянное место в Совете Лиги. Три государства - Нидерланды, Португалия и Швейцария проголосовали против этого решения.

После того как гитлеровцы в марте 1935 г. объявили о введении в Германии всеобщей воинской повинности, стремление к сближению с Советским Союзом стало во Франции преобладающим. Даже часть традиционно антисоветских кругов, патриотически настроенная, начала требовать соглашения с СССР.

2 мая 1935 г. в Париже состоялось подписание договора о взаимной помощи между СССР и Францией. Участники договора обязались в случае нападения со стороны какого-либо европейского государства немедленно оказать друг другу помощь и поддержку. В протоколе, подписанном одновременно с договором, подчеркивалось стремление обеих сторон и в дальнейшем добиваться заключения европейского соглашения по вопросам безопасности. В протоколе отмечалось также, что помощь, предусмотренная договором, должна быть оказана в соответствии с рекомендациями Лиги наций, однако если такой рекомендации не будет, то “обязательство помощи, тем не менее, будет выполнено”.

Вслед за договором с Францией Советский Союз 16 мая 1935 г. подписал сходный по содержанию договор о взаимной помощи с Чехословакией. По этому договору СССР обязан был прийти на помощь Чехословакии, если Франция выполнит свои обязательства по отношению к этой стране и придет ей на помощь. Был подписан соответствующий чехословацко-французский пакт. Однако позиция Франции не была последовательной. Во многом она продолжала следовать линии британской политики, рассчитанной на сохранение европейского мира путем уступок агрессорам. Это была политика “умиротворения” фашистской Германии. Из-за нежелания французской стороны военная конвенция Франции с Советским Союзом не была подписана.

В начале 1934 г. Соединенные Штаты Америки вышли за пределы “Вашингтонско-лондонской” пропорции морских вооружений. Ф. Рузвельт заявил о намерении США вернуться с учетом новых условий к вильсоновской концепции военно-морского строительства. В свою очередь, Япония в 1936 г. объявила о денонсации Вашингтонского и Лондонского морских договоров.

В конце 1935 г. в Лондоне была созвана новая конференция пяти держав по военно-морским вооружениям. На ней Япония, воодушевленная подписанием в мае 1935 г. англо-германского морского соглашения, потребовала равенства в морских вооружениях с Великобританией и США и покинула конференцию после того, как эти требования были отклонены. Ее примеру последовала фашистская Италия.

Новый военно-морской договор, подписанный в марте 1936 г. США, Великобританией и Францией, в основном сохраняя прежнюю пропорцию, не предусматривал количественных ограничений в строительстве военных флотов. В мире начиналась новая гонка морских вооружений.

Под давлением общественного мнения правительства Англии и Франции согласились с необходимостью созвать международную конференцию по мерам борьбы с пиратством на море. 14 сентября 1937 г. в Нионе (Швейцария) девять государств – СССР, Англия, Франция, Турция, Греция, Югославия, Румыния, Болгария и Египет – подписали соглашение, в соответствии с которым каждая подводная лодка и самолет, напавшие на торговые корабли, должны быть немедленно атакованы и уничтожены военными кораблями Англии и Франции. Заинтересованные правительства распределили между собой охрану моря по отдельным зонам. Италия и Германия отказались участвовать в конференции. Нионская конференция и ее решения продемонстрировали возможность успешной защиты интересов государств, – пиратские действия на море были почти полностью прекращены.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939-1945 ГОДЫ)

Начало войны

Вторая мировая война, принадлежащая к числу крупнейших исторических событий, длилась 6 лет, охватив почти все континенты и все океаны. В войне участвовало 61 государство, в том числе все великие державы, более 80 % населения земного шара, мобилизовано до 110 млн. чел. Ее масштабы далеко превзошли масштабы первой мировой войны.

Фашистские и милитаристские государства, возглавляемые Германией, Италией и Японией, считали себя обделенными договорами Версальско-Вашингтонской системы и требовали “жизненного пространства” за счет других государств, стремились к новому переделу мира, к захвату колоний, источников сырья и рынков сбыта, которые тогда находились по преимуществу под контролем Англии, Франции, США и связанных с ними стран.

Самые крупные фашистско-милитаристские государства –Германия и Япония – добивались мирового господства. Гитлеровцы хотели установить безраздельное господство в Европе, поработить славянские народы, захватить европейскую территорию СССР вплоть до Урала, овладеть Ближним и Средним Востоком, воссоздать колониальную империю в Африке.

Италия стремилась к завоеванию Алжира, Туниса, Египта, Судана и др. стран, превратить Средиземное море в “Итальянское озеро”, подчинить себе страны Балканского полуострова.

Япония намеревалась захватить Китай и часть Советского Союза, а также Бирму, Малайю, Индонезию, Филиппины и другие “страны южных морей”. Военные планы гитлеровской Германии, сохранялись втайне даже от ближайших союзников – Италии и Японии. Предусматривалось в первую очередь нападение на Польшу.

1 сентября 1939 г. нападением Германии на Польшу началась вторая мировая война. Англия и Франция, будучи связанными обещанием оказать помощь Польше, 3 сентября 1939 г. объявили войну Германии. Примеру Великобритании последовали ее крупнейшая колония Индия и все английские доминионы: Канада, Южно-Африканский Союз, Австралия и Новая Зеландия. Фашистская Италия, не успевшая закончить подготовку к войне, заняла позицию “невоюющего союзника” Германии. Американское правительство провозгласило нейтралитет.

Немецкий план ведения войны исходил из того, что Великобритания и Франция не начнут активных военных действий против Германии. Поэтому на Западном фронте Германия оставила лишь слабый заслон, бросив основные силы против Польши. Овладев 28 сентября 1939 г. Варшавой и подавив последние очаги сопротивления польской армии, военные действия прекратились. Польша потерпела поражение.


Похожая информация.


В начале 1930-х гг. внутреннее развитие Японии стало фактором дестабилизации Вашингтонской системы. Трансформация государственности и политического устройства Японии вследствие мирового экономического кризиса привела к тому, что в сложных условиях сформировалась фашистская идеология национальной исключительности японцев. Ее называют милитаристской, поскольку наиболее восприимчивыми к этим идеям оказались представители вооруженных сил. Выход из кризиса правящие круги видели во внешней экспансии, войне, нацеленной на завоевание региональной и мировой гегемонии. В первую очередь, для этого необходимо было завоевать Манчжурию: «Манчжурия – это первая линия государственной обороны Японии». Для этого она имела хорошо обученную Квантунскую армию, а местом ее дислокации была арендованная территория Гуандун (по-японски Квантун).

В ночь с 18 на 19 сентября 1931 г. японские войска вторглись в Маньчжурию недалеко от Мукдена и при поддержке морской авиации повели наступление на китайские гарнизоны и города северо-восточного Китая. Правитель Маньчжурии Чжан Сюэлян, располагавший 100-тысячной армией против 14-тысячной японской, не смог оказать сопротивление. Через несколько месяцев оккупация Северной Маньчжурии была завершена. На Дальнем Востоке в результате японской агрессии в Китае образовался опасный очаг войны .

Державы – участницы договора о Китае заняли осторожную позицию, долгое время рассматривая происходящее как локальный инцидент, не преследующий далеко идущих политических целей.

Президент США Г. Гувер в октябре 1931 г. признал за Японией право «восстановить порядок в Китае». Однако разрастание конфликта заставило Соединенные Штаты заявить об экспансии Японии и впервые пойти на тесное сотрудничество с Лигой наций. 7 января 1932 г. госсекретарь Дж. Стимсон обратился к Японии и Китаю с идентичными нотами (доктрина Стимсона), где сформулировал позицию США в отношении захватов Японии: непризнание никаких действий, нарушающих суверенитет и целостность Китая, и принцип «открытых дверей»; любых соглашений, легализующих аннексию Маньчжурии. Но многие государства-участники договора о Китае уклонились от коллективного демарша.

Китай сделал ставку исключительно на политико-дипломатические методы противодействия агрессии. Рассчитывая на поддержку западных государств, он обратился в Совет Лиги наций с жалобой на Японию, потребовал восстановить статус-кво и компенсации за причиненный ущерб.

Япония всячески стремилась избежать столкновения с СССР. Со своей стороны, Советский Союз официально заявил о своем нейтралитете и невмешательстве в конфликт. В самый разгар конфликта СССР поставил вопрос о заключении советско-японского пакта о ненападении. СССР соотносил этот конфликт с ходом гражданской войны в Китае и стремился использовать его против Гоминьдана. Дипломатические маневры СССР и Японии создали многозначную политическую ситуацию, в которой западные державы оказались разобщены. Тем временем в Японии определилось отношение к действиям Квантунской армии. Удивительная легкость военных успехов предопределила исход борьбы между умеренными и фашистскими элементами в японском руководстве. В декабре 1931 г. правительство Р. Вакацуки-К. Сидэхары ушло в отставку, к власти пришел новый промилитаристский кабинет К. Инукаи.

Комиссия Литтона и выход Японии из Лиги наций

В сентябре-декабре 1931 г. Совет Лиги наций, неоднократно обсуждая маньчжурский вопрос, осудил Японию и постановил создать комиссию для изучения обстановки на месте. Она состояла из авторитетных представителей США, Британии, Франции, Германии и Италии во главе с английским лордом Виктором Литтоном (Комиссия Литтона).

В условиях бездействия международного сообщества Япония в январе 1932 г. попыталась захватить Шанхай, но решительная демонстрация американского и английского флотов, вынудили ее отступить (Шанхайский инцидент) . Чтобы закрепить аннексию Маньчжурии японцы 1 марта 1932 г. создали марионеточное государство - Манчжоу-го. Во главе был поставлен бывший император Китая Пу И, свергнутый Синхайской революцией 1911 г. Столицей стал город Чанчунь. Государство полностью контролировала Квантунская армия. Военный союз 1932 г. между Японией и Манчжоу-го предусматривал право Японии содержать на его территории свои войска.

Совет Лиги по предложению правительства США принял 11 марта 1932 г. резолюцию о непризнании японских захватов. Комиссия Литтона, посетившая США, Японию, Китай, Маньчжоу-го представила в октябре 1932 г. подробный доклад, содержавший факты об агрессии Японии, нарушении ею Устава Лиги, Договора девяти держав, Пакта Бриана-Келлога. Указав на то, что регион является неотъемлемой частью Китая, Литтон предложил определить новый статус Маньчжурии в качестве автономной единицы Китая. На чрезвычайной сессии Ассамблеи Лиги наций (декабрь 1932 г.) по докладу были вынесены половинчатые решения. Признав Японию агрессором, Лига наций уклонилась от введения экономических и военных санкций против Японии.

Осуждение японской агрессии мировым сообществом было во многом обесценено неэффективностью международно-правового принуждения. При этом вновь выявилась разность в позициях держав к агрессии. СШАсосредоточили усилия своей дипломатии на закреплении принципа «открытых дверей» в Китае, разъяснив, что США не намерены вмешиваться в «законные договорные права» Японии в Маньчжурии. Английский министр иностранных дел Дж. Саймон заявил, что его правительство не намерено предпринимать какие-либо шаги против Японии. Советское правительство заявило, что оно с самого начала японо-китайского конфликта стояло на пути строгого нейтралитета, и сообщало, что не находит возможным присоединиться к постановлениям Лиги наций.

Япония решительно отвергла выводы комиссии Литтона и резолюцию Лиги наций. 27 марта 1933 г. Япония объявила о своем выходе из Лиги наций. Тем самым завершился кардинальный поворот в ее внешней политике к курсу на ревизию Версальско-Вашингтонской системы.

Политика держав на Дальнем Востоке и в Тихоокеанском регионе

Выход Японии из Лиги наций и бездействие великих держав вынудили Китай пойти на перемирие с Японией 31 мая 1933 г. в г. Тангу. В соответствии с ним Япония получала ряд военных и политических привилегий в захваченных областях. Весь обширный район к югу от Великой стены был превращен в «демилитаризованную» зону, куда был закрыт доступ китайским войскам. Тем самым был зафиксирован отказ правительства Чан Кайши от Маньчжурии и областей к югу от нее, оккупированных Японией.

Особенность Маньчжурской политики Япониизаключалась в том, что вместо традиционного колониализма в форме вывоза минеральных и иных ресурсов приоритет был отдан развитию тяжелой промышленности и инфраструктуры региона за счет крупных инвестиций японского капитала. В результате в 30-е гг. Маньчжурия стала одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира. К 1937 г. дислоцированная в Маньчжурии Квантунская армия заметно превзошла по боевой мощи вооруженные силы, размещенные на Японских островах. Материковая военно-экономическая база экспансии была в основном создана. Таким образом, Япония сумела захватить политическую инициативу на Дальнем Востоке. На новом этапе в Токио считали необходимым закрепить достигнутый результат, направив усилия на освоение Маньчжурии и дальнейшее проникновение в Китай.

В бассейне Тихого океана Япония в результате активно проводимого внешнеполитического курса расширила свои территориальные владения и влияние и значительно приблизилась к Юго-Восточной Азии, Новой Зеландии и Австралии. Под угрозу были поставлены коммуникации США и Англии, особенно военно-морские базы США стратегического значения – Филиппины и Гавайи (Сандвичевы острова), расположенные неподалеку от Японии.

Телеграмма японского министра иностранных дел Ушида

(извлечение)

Японское правительство 27 марта 1933 г. заявило о выходе Японии из Лиги наций. Тем самым Япония открыто встала на путь развязывания второй мировой войны.

генеральному секретарю Лиги наций

Японское правительство много раз обращало внимание на то обстоятельство и настаивало на том, что Китай не является организованным государством, что его внутреннее положение и внешние сношения характеризуются чрезвычайной неясностью и сложностью, а также многочисленными ненормальными и исключительными признаками и что вследствие этого общие принципы и обычаи международного права, регулирующие обычные отношения между нациями, должны быть значительно изменены при их применении к Китаю, что и объясняет международную политику, совершенно ненормальную и единственную в своем роде, действующую в этой стране.

Однако большинство членов Лиги показало себя неспособным в течение обсуждений, имевших место за последние 7 месяцев, либо понять эту действительность, либо предусмотреть се и должным образом с ней считаться. Более того, эти обсуждения часто показывали, что существуют серьезные расхождения во мнениях между Японией и державами, о которых идет речь, по вопросу о применении и даже о толковании различных обязанностей и обязательств международного порядка, включая Статут Лиги и принципы международного права. Именно поэтому доклад, принятый Собранием на его Чрезвычайной сессии 24 минувшего февраля, совершенно игнорирующий исходные положения Японии, исключительно воодушевленной желанием сохранить мир на Востоке, содержит серьезные ошибки, как в констатировании фактов, так и в выводах, которые из этих фактов делаются. Утверждая, что образ действий японской армии во время инцидента 18 сентября и позднее не может считаться необходимой обороной, доклад никак не мотивировал это утверждение и пришел к произвольному заключению; равным образом не признавая состояние натянутых отношений, которое предшествовало инциденту, о котором идет речь, а также различные осложнения, которые ему сопутствовали и в которых Китай полностью ответственен, доклад создает новый источник для конфликта на политической арене Востока. Отказываясь признать действительные обстоятельства, которые привели к созданию Манчжоу-Го и, стремясь оспорить позицию, занятую Японией путем признания нового государства, доклад препятствует стабилизации положения на Дальнем Востоке. Равным образом, постановления, содержащиеся в предложениях, никогда не могут, как то подробно поясняет меморандум японского правительства от 25 минувшего февраля, каким бы то ни было образом способствовать установлению в этих областях длительного мира.



Следовательно, надо сделать вывод, что большинство членов Лиги, ища разрешения вопроса, придало больше значения неприменимым формулам, чем действительному долгу обеспечить мир, и постаралось в большей степени обеспечить триумф академическим тезисам, чем уничтожить зародыши будущих конфликтов. Именно поэтому и вследствие глубоких расхождений во мнениях, которые существуют между Японией и большинством членов Лиги по поводу толкования Пакта и других трактатов, японское правительство оказалось перед необходимостью отдать себе отчет в том, что непримиримое различие во взглядах разделяет Японию и Лигу в области политики мира, специально же в области основных принципов, коим надлежит следовать для того, чтобы установить прочный мир на Дальнем Востоке. Японское правительство, будучи убеждено в невозможности в этих обстоятельствах продолжать сотрудничество, настоящим делает предварительное уведомление, предусмотренное пунктом 3 статьи 1 Статута, о намерении Японии выйти из Лиги наций.

«Сборник документов по международной политике и по международному праву», М., 1934, стр. 226 - 227.

Японские дипломаты покидают Лигу наций после объявления о выходе Японии из этой организации. 1933 г.

Ранее японская делегация демонстративно покинула зал заседаний Лиги.

Кинозапись этого момента ниже.

Выход Японии из Лиги наций стал результатом японской интервенции в Маньчжурию и последующего её осуждения со стороны Лиги наций.

Обстоятельства интервенции стали предметом расследования комиссией Лиги наций, возглавляемой Виктором Бульвер-Литтоном, которая в своем заключении объявила Японию страной-агрессором.

"В итоговом заключении комиссии было зафиксировано, что все японские действия были спланированной агрессией, а Маньчжурия признавалась территорией Китая. К тому же японское заявление о том, что Китай - это дезорганизованное государство, не было признано. В докладе также отмечалось, что государство Маньчжоу-го создано по воле самой Японии, но без воли народа, проживающего на данной территории. Япония признавалась нарушительницей международных договоров и Устава Лиги наций.

В заключение комиссия описывала условия, которым, по её мнению, должно соответствовать любое приемлемое решение возникших вопросов, и предлагала различные варианты соглашений. Так, проблему Маньчжурии предлагалось интернационализировать, решать этот вопрос в рамках доктрины «открытых дверей», при этом учитывая интересы Японии, СССР и Китая.

В итоге, в ноябре 1932 г. данный доклад Литтона был представлен на рассмотрение Совета Лиги наций в Женеве. В ходе чего, доклад не был одобрен японской стороной и было решено по инициативе Великобритании передать доклад на обсуждение в «комитет 19-ти» по наблюдению за развитием маньчжурского вопроса.

Однако доклад так и не назвал прямо виновника произошедших в Маньчжурии событий. Несмотря на то, что члены комиссии были единодушны в том, что вина лежит на японской стороне, по настоянию французского представителя Япония не была названа агрессором. Чтобы соблюсти баланс между противоречащими друг другу подходами сторон, отчёт, хотя и повторил японскую точку зрения об ответственности китайской стороны, но в то же время заявил, что действия японской Императорской армии нельзя рассматривать как законную самооборону. Касательно Маньчжоу-го отчёт указал, что государство не могло бы быть создано вне присутствия японских войск, что оно не поддерживается китайцами, и что его создание не было результатом естественного волеизъявления народных масс.

Официальное оглашение Отчёта Литтона было назначено на 2 октября 1932 года, но ещё в сентябре Япония заявила о дипломатическом признании Маньчжоу-го. После оглашения отчёта Литтона на заседании Генеральной Ассамблеи Лиги Наций, когда общее мнение стало склоняться к объявлению Японии агрессором, японская делегация, возглавляемая послом Ёсукэ Мацуока, в феврале 1933 года покинула её заседания. 27 марта 1933 года Япония официально заявила о выходе из Лиги Наций."

К началу XX века человеческое общество достигло высокого уровня развития практически во всех областях, за исключением политики, особенно международной. Глобализация жизни общества требовала интернациональной политики, а в ней доминировал национализм.

Первостепенной стала задача организации эффективного управления системой международных отношений. Но политика и право оказались к этому не готовы.

Все это не могло не вызвать соответствующую реакцию. Возникли широкие общественные движения, требовавшие внести коренные перемены в механизм управления международными отношениями.

Они сыграли немаловажную роль в том, что в 1919 году державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее учредительный акт - Статут. Была учреждена первая всеобщая политическая организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами.

В 1919 году была образована Лига Наций, главной целью которой являлись обеспечение всеобщего мира и содействие международному сотрудничеству государств.

Лига Наций содержала в себе значительные возможности для координации усилий государств в целях обеспечения мира. Но восторжествовал примитивный национализм. Пострадали национальные интересы всех государств. Все это не смогло не сказаться и на международном праве. Были сделаны шаги в направлении определения общих целей и основных принципов международного права. Развивалось регулирование сотрудничества в специальных областях. Упрочивалось международно-правовое сознание. Но в целом государства не проявили заинтересованности в совершенствовании международного права.

Лига Наций не смогла справиться со своей основной уставной задачей, связанной с мирным урегулированием международных конфликтов. Она не смогла предотвратить Вторую мировую войну, а также нападение Японии на Китай, Италии - на Эфиопию, Германии - на Австрию и Чехословакию, Италии на Испанию и т.п.

Лига Наций была, по сути, внешним выразителем послевоенных отношений капиталистического мира. Однако подлинным победителем, промышленным гегемоном и кредитором всей Европы оказались США, не пожелавшие вступить в Лигу Наций. Таким образом, в капиталистическом мире возникли две группы: Лига Наций, возглавлявшая англо-французский контроль над побежденными, и Соединенные Штаты Америки, не связанные этими соглашениями.

Экспансия Японии на материк началась еще в 90-х годах XIX века. По Симоносекскому договору 1895 года Япония получила Формозу и Пескадорские острова. По Портсмутскому договору 1905 года Япония получила Квантунский полуостров с Порт-Артуром, Южно-Маньчжурскую дорогу с полосой отчуждения на 35 лет, признание свободы действий в Корее, формальное присоединение которой состоялось в 1910 году.

Подписание Портсмутского мирного договора. Слева направо: с русской стороны (дальняя часть стола) — Г. А. Плансон, К. Д. Набоков, С. Ю. Витте, Р. Р. Розен, И. Я. Коростовец; с японской стороны (ближняя часть стола) — Адати (нем.), Отиай, Комура (англ.), Такахира (англ.), Сато (яп.).

Япония шла к индустриализации. Но главным препятствием «развития японской промышленности» служила ее зависимость от внешних рынков в отношении промышленного сырья и продовольствия. Отсутствие железа, угля, нефти, недостаток хлопка, риса Япония стремилась восполнить экспансией на материк и захватом естественных богатств Маньчжурии и собственно Китая. Она все более укрепляется в Южной Маньчжурии и Китае, овладевает каменноугольными и рудными богатствами в провинциях Шаньдун, Хубей, Хенань, Шанси, строит железные дороги, заводы и верфи, вызывая опасения других индустриально развитых стран.

В ходе Мировой войны (8 января 1915 года) Япония предъявила Китаю «21 требование» - ультиматум, состоящий из 5 разделов. В первом требовалась передача Японии всех германских концессий, во втором - навязывалась программа экономического подчинения Маньчжурии, в третьем - исключительные права и привилегии Японии в управлении Ханьепинским комбинатом, в четвертом - требование не уступать и не сдавать в аренду третьей державе гаваней, бухт, островов у берегов Китая, в пятом - приглашение Китаем японских советников в области политического, финансового и военного управления, передача полицейских учреждений в важнейших пунктах Китая в совместное управление японцев и китайцев, учреждение в Китае японо-китайского арсенала, а также оговаривалось проникновение Японии в бассейн р.Янцзы.

Несмотря на то, что в 1917 году Китай вступил в Мировую войну на стороне Антанты, страны-участницы были вынуждены примириться с успехами Японии, заключив с ней в 1917 году ряд тайных договоров; даже США признали наличие у Японии «специальных» интересов в областях, «примыкающих» к Японии. Однако уже тогда американский посланник в Пекине заявил: «Хотя державы и были вынуждены предоставить Японии свободу действий в Китае, несомненно, день расплаты наступит».

Таким образом, Мировая война дала Японии Шаньдун с Киао-Чао, острова Тихого океана, принадлежавшие раньше Германии (Маршальские, Марианские, Каролинские и Пелей), расширение и укрепление экономических позиций в Южной Маньчжурии, Монголии, областях Южного Китая и в районах южных морей.

Целью Японии в Маньчжурии было стремление превратить последнюю в объект монопольного японского господства. Маньчжурский вопрос - это еще и в целом китайский вопрос, который, в свою очередь, занимает центральное место в тихоокеанской проблеме. Овладение Маньчжурией - ключ к овладению прилегающим Северным Китаем, промышленные центры которого находятся в непосредственной близости к границам Маньчжурии, а следовательно, - ключ к господству над всем Китаем.

Борьба Гоминьдана (буржуазная партия) с коммунистической партией Китая отвлекает внимание китайских властей от надвигавшейся внешней опасности. Слухи о готовившейся японской военной операции в Маньчжурии стали распространяться в японском правительстве с начала лета 1931 года. В сентябре Квантунская армия чаще стала совершать маневры и переписываться посредством телеграфа и курьеров с японским правительством. Вдоль всей ЮМЖД (Южно-Маньчжурская железная дорога) создалась тревожная обстановка.

18 сентября к северу от Мукдена на одной из веток ЮМЖД прогремел «взрыв». Японское военное командование свалило все вину за «взрыв» на китайских пехотинцев, трупы которых на следующий день японские военные переодели в саперную форму. Вызывал подозрения сам факт повреждения железнодорожных путей. Никто, кроме японских солдат, место «взрыва» не осмотрел.

К моменту возникновения инцидента японские войска в Маньчжурии насчитывали 10400 человек, после инцидента в Маньчжурию прибыла японская военная бригада из Кореи численностью в 3500 человек. Японские войска отличались хорошими офицерами и дисциплинированностью. Несмотря на мирные заявления японского посла в СССР К. Хирота, 18 сентября 1931 года японские войска без объявления войны напали на Маньчжурию (Северо-восточный Китай).

В первые же дни японцами был оккупирован весь район, прилегающий к Южно-Маньчжурской, Мукден-Аньдунской и Гирин-Чанчуньской железным дорогам с городами Мукденом, Чанчунем, Гирином, Аньдуном и Инкоу (Ньючванг).

В момент захвата японцами Мукдена в Женеве заседал Совет Лиги Наций, в котором были представители Японии и Китая. Китай сразу же обратился к Лиге Наций на основании статьи 11-й ее Устава. Совет Лиги Наций постановил, что японские войска должны быть уведены из Маньчжурии не позже 16 ноября. На этот жест Лиги Наций Япония не обратила никакого внимания.

8 октября произошла первая воздушная бомбардировка города Цзиньчжоу (на границе Маньчжурии и собственно Китая), куда в это время эвакуировалось Мукденское правительство. В течение октября - ноября японское командование развернуло операции против командующего китайскими войсками в Цицикарском районе генерала Ма с целью расширить сферу японской оккупации в северном направлении. Эта операция завершилась захватом японскими войсками Цицикара 18 ноября 1931 года (на линии КВЖД).

Со второй половины ноября главный театр военных действий переместился в южную Маньчжурию. Японские войска начали продвижение вдоль Мукден-Шанхайгуаньской железной дороги с целью вытеснить за пределы Маньчжурии расположенные здесь военные силы Чжан Сюэляна и вместе с тем разгромить возникшее движение китайских партизан.

В то же время успешная борьба партизан сорвала японский план захвата провинции Жэхэ и заставила японское командование перераспределить заново силы для обороны ЮМЖД и важнейших районов, повести упорную длительную борьбу с партизанами. Лишь к концу января японцам удалось очистить ЮМЖД от партизан, оттеснив их в горные районы, и тем освободить главные силы армии для операции против Харбина, служившего, помимо своего крупного экономического значения, центром антияпонского движения.

Несмотря на огромный размах партизанского движения, отсутствие единого руководства и твердой организации мешало достигнуть решительных успехов в борьбе с японцами.

2 января 1932 года японские войска заняли Цзиньчжоу и тем самым прекратили существование Мукденского правительства на маньчжурской территории. Разгромленные отряды китайских войск, запертые в северной Маньчжурии, в дальнейшем либо стали партизанами, либо перешли на сторону Японии.

5 января японцами был занят порт Холудао в Ляодунском заливе, а 7 января японские войска подошли к Великой стене у Шанхай-Гуаня и овладели главными воротами, ведущими из Маньчжурии в собственно Китай.

В течение января 1932 года началась подготовка к захвату японскими войсками Харбинского района. Как и перед захватом Цицикарского района, японское командование сначала использовало военные силы своих ставленников, китайских генералов, а когда этих сил оказалось недостаточно, двинуло свои войска. Продвигаясь вдоль КВЖД, японские силы, насчитывавшие 100 000 человек, в феврале достигли Харбина и распространялись на восток и запад по линии КВЖД. В дальнейшем Харбин превратился в одну из главных баз японских оккупационных сил, откуда в течение всего года совершались во всех направлениях экспедиции для борьбы с китайскими партизанами и остатками китайских войск.

С занятием Харбина в японских руках оказались все крупные торговые и политические центры Маньчжурии и вся система железных дорог. Японские военные власти захватили арсеналы, склады оружия, авиацию, конфисковали денежные средства транспортных, промышленных предприятий и банки.

В конце февраля в Мукдене была созвана конференция новых местных правительственных органов, и 1 марта 1932 года было официально объявлено об образовании «независимого» Маньчжурского государства - «Маньчжоу-Го».

В этом новом государстве в каждом ведомстве имелись японские советники, и его военной силой была японская армия. Свергнутый император маньчжурской династии Пу И, в течение многих лет живший под охраной японцев, сделан был главой этого нового государства.

10 марта 1932 года Маньчжоу-Го разослало державам извещение с предложением признания. Признание Маньчжоу-Го японскими хозяевами последовало не сразу - японской дипломатии надо было прощупать международную обстановку. Только 15 сентября 1932 года это признание было оформлено в виде японо-маньчжурского протокола, по которому Маньчжоу-Го подтверждало все права и интересы Японии на территории Маньчжурии и санкционировало пребывание на ней японских войск.

Захватом Маньчжурии Япония нарушила Вашингтонский договор девяти держав и пакт Бриана - Келлога и тем самым нарушила Устав Лиги Наций, членом которого она состояла.

В соответствии с резолюцией Лиги Наций от 10 декабря 1931 года Лига послала комиссию во главе с лордом Литтоном для исследования положения на Дальнем Востоке. Доклад комиссии был опубликован 1 октября 1932 года, когда Маньчжоу-Го было официально признано Японией.

В противовес японским притязаниям на Маньчжурию комиссия Литтона выдвинула свой план, в основу которого был положен международный контроль над Маньчжурией, и важнейшим пунктом плана был увод из Маньчжурии всех как японских, так и китайских вооруженных сил.

Вышеуказанная попытка разрешения маньчжурской проблемы была выдвинута комиссией Литтона, главным образом, под влиянием Америки и хотя нанесла некоторый удар замыслам японского империализма, но не имела никаких шансов на осуществление.

На доклад Литтона японские военные круги и вся японская печать заявили, что Япония будет продолжать свою твердо установленную политику в Маньчжурии независимо от выводов комиссии Литтона и что, каково бы ни было отношение Лиги Наций и других держав к маньчжурскому вопросу, политика Японии не может быть поколеблена или изменена.

Официальная дискуссия по докладу Литтона началась в ноябре 1932 года и закончилась только в марте 1933 года, когда японцами уже была захвачена провинция Жэхэ, следующими «рекомендациями» Лиги Наций по маньчжурскому вопросу:

1. Урегулирование этого вопроса должно происходить на основе Устава Лиги Наций, пакта Келлога и Вашингтонского договора девяти держав.

2. Японские войска, расположенные вне зоны ЮМЖД, должны быть эвакуированы, ибо суверенитет над этой территорией принадлежит Китаю.

3. В Маньчжурии должна быть создана правительственная организация с широкой автономией, признающая суверенитет Китая, причем должны быть приняты во внимание специальные права и интересы Японии.

4. Китай и Япония должны начать переговоры об урегулировании этого вопроса специальным комитетом в составе представителей членов Лиги и с участием США и СССР.

5. Члены Лиги Наций должны и впредь отказываться от признания Маньчжоу-Го.

Советское правительство отказалось присоединиться к постановлению Лиги и принять участие в Совещательном Комитете, указав в своем ответе 7 марта 1933 года на то, что большинство государств, представители которых войдут в Совещательный комитет, не поддерживают никаких отношений с СССР и, следовательно, настроены к нему враждебно — поэтому такой Комитет вряд ли в состоянии будет выполнить задачу координирования действий с Советским Союзом.

США согласились сотрудничать с Комитетом, но нашли невозможным назначить своего представителя с функциями члена Комитета, а поручили своему посланнику в Швейцарии следить за ходом дела.

Что касается Японии, то она, понимая, что США всячески избегают прямого столкновения с Японией, а другие державы не поддержат Японию ради сохранения престижа Лиги Наций, вышла из Лиги Наций в 1933 году, уверенная, что ее выход не повлечет применения каких-либо санкций экономического или военного характера.

Таким образом, решение Лиги Наций ничего не изменило в положении на Дальнем Востоке и не остановило японского наступления, развернувшегося тотчас после принятия резолюции Лиги Наций.