Пaльтo

Задания для игр по станциям на карте. Игра по станциям «Позитив

Материал из Летний лагеря

Кратко :

Игры по станциям (станционки) организуются следующим образом. Ставят несколько пунктов (станций) по лагерю. На каждом этапе есть человек, который будет давать задания и отмечать результаты в путевом листе. Формируются несколько команд. У каждой команды - свой маршрут, своя последовательность следования (это для того, чтобы очередь не скапливалась) например на 1 станции- циркачи- надо пройти типа по бревну. Условие - пройти должны все члены команды. На 2 станции- Угадайка,- вс вместе должны разгадать десяток загадок. На 3 станции - Рисовалка - Какой-то коллективный рисунок. И так далее... У каждой команды в путевом листе отмечаются результаты. Подведение итогов- по окончанию. Обычно на последнем этапе все команды собираются в одной точке. В одном месте.

Подготовка :

  1. Для этого мероприятия необходимо придумать конкурсы-этапы, которые можно провести на улице, привлекая по возможности, как можно больше народу (отряд.
  2. Количество конкурсов должно быть равно количеству отрядов плюс один (не менее). Все этапы раскиданы по территории лагеря, а некоторые и за ней (в пределах досягаемости). На каждом этапе стоит один вожатый, чётко знающий правила данного конкурса.
  3. Для всех отрядов готовится маршрутный лист (красиво оформленный).
  4. На нём указаны этапы пути, старт и последовательность прохождения. Для каждого отряда старт сдвигается на один этап, чтобы, по возможности, избежать скопления нескольких отрядов в одном месте.

Проведение игры :

  1. Все отряды собираются к назначенному времени. Детям рассказывается предыстория.
  2. После передачи карт командирам отрядов и после объявления старта все пускаются в путь. Дети бегают не по одиночке, а всем отрядом плюс один вожатый (это обязательно, т.к. некоторые пункты находятся за территорией лагеря). На каждом этапе ребят ждёт ведущий-вожатый, который проводит конкурс, следит за правильностью выполнения задания и оценивает результат. Оценка (по 5-балльной шкале) ставится прямо в маршрутный лист. Или за каждый выигранный конкурс можно выдавать что-то вещественное, например, составную часть зелья или карты, или ключик.
  3. Смысл соревнований прост - какой отряд быстрее пройдёт маршрут и наберёт большее количество баллов, тот и победил.
  4. Для "подогревания атмосферы" во время игры хорошо бы комментировать происходящее по громкой связи.
  5. После игры подводятся итоги, и на ближайшем общелагерном мероприятии (по возможности в тот же день) объявляется и награждается отряд-победитель.
  6. Это мероприятие проводится по элементарной и универсальной схеме: кто быстрее и лучше пройдёт все конкурсы-этапы. В зависимости от места, времени года, погоды, каких-либо праздников эту игру можно проводить в совершенно разных вариантах, меняя название и предысторию. Например:
  7. Поиски Деда Мороза (Елки, подарков, снеговиков и пр.) (зимой), путешествие по сказкам Пушкина, и пр. Игра может использоваться как составная часть тематического дня (День Нептуна, индейцев, сказок, того же Пушкина и т.д.) А уж придумать конкурсы - тут открывается полный простор для фантазии. Главное, чтобы задания были выполнимы для детей

На настоящий момент известны следующие игры по станциям, принципиально отличающие друг от друга :

  1. Кругосветка. Команда идет с маршрутным листком по строго определенному маршруту. Места расположения станций заранее известны. Команда должна пройти все стации за определенное время (равное для всех). Разновидности: информационная, веревочка.
  2. Ажиотаж . Команда заранее не знает маршрута движения. В ходе игры команда определяет очередность посещения станций самостоятельно. Команда может пройти за отведенное время определенное число станций. Команда в случае невыполнения задания может пройти его повторно в порядке очередности. Разновидности: детерминированный, индивидуальный.
  3. Гонка на выживание . Команда получает у ведущего маршрутный листок со списком станций. За отведенное время нужно пройти как можно больше станций. Если задание на станции не выполнено с первого раза, то маршрутный листок рвется. Команда начинает игру с начала. Разновидности: командная, индивидуальная.
  4. Будь готов . Имеется игровое табло, на котором расписаны месторасположения и название игровых станций. Команды проходят станции при наличии отрывного талона с игрового табло в порядке очереди. Игра проводится либо до первой команды выполнившей все задания, либо последней команды.
  5. Стратегия . На игровом табло обозначены месторасположение, наименование и время проведения игровых станций. Команда вырабатывает маршрут и заявляет его. Если такой маршрут уже заявлен, то команда определяет новый маршрут. Некоторые игровые станции могут проводиться сразу для нескольких команд. Предлагаем описание этой формы - Команды ранее знакомятся со всеми конкурсами и их правилами, которые будут работать в игровое время. На игровом табло-заявке обозначены неизменяемые пункты: месторасположение конкурса, наименование, время прохождения, стоимость выигрыша в конкурсе, количество команд участниц в данном конкурсе и количество человек, представляющих команду в конкурсе. Перед выходом на старт, командам предлагается заполнить графу о прохождении конкурса в то или иное время. Количество временных интервалов ограничено и зависит от времени выполнения конкурса и количества команд участниц. Время начала каждого конкурса расписано. Команды выстраиваются и в порядке очереди, совещаясь, им остается только проставить свои заявки на участие в определенный промежуток времени. Далее команда точно совещается и решает, кто из участников команды и в какое время будет проходить конкурсы. Каждый участник команды имеет право проходить несколько конкурсов. Побеждает команда, набравшая больше всех баллов.
  6. Гандикап (гонка за лидером). Команды стартуют по определенному маршруту. Старт команд осуществляется через определенное время. Побеждает команда с наилучшим чистым временем. В игровых станциях могут принимать участие разное количество членов команд.
  7. Экстрем . Команда делится на интеллектуалов и спортсменов. Интеллектуалы выполняют задание и ведущий сообщает спортсменам наименование и месторасположение следующей игровой станции. Спортивные и интеллектуальные станции чередуются. Если спортсмены или интеллектуалы не справляются с заданием, то они должны выполнить штрафное задание. Побеждает команда с наименьшим чистым временм.
  8. Лабиринт . Команда идет с маршрутным листом по определенному маршруту. В случае невыполнения задания на игровой станции команде предлагается выполнить штрафное задание. Разновидности: на выбывание игроков.
  9. Карусель . Команды - участницы делятся поровну. Между ними устраивается противоборство (пары команд заранее известны). Побеждает команда, одержавшая наибольшее количество побед. Если команд нечетное количество, то с одной командой проводит конкурс ведущий.
  10. Фестиваль . Команды в ходе игры находят себе спарринг - команду и сообща выполняют конкурсное задание. В качестве дополнительного правила игры можно поставить условие, чтобы при прохождении очередного конкурсного задания спарринг-команды образовывали новую пару.
  11. Бюрократ . Команда делится пополам. Одна половина обеспечивает проведение игровой станции, а вторая половина должна пройти определенное число станций. Разновидности: путешествия по миру, регистрация какого-либо права. Рекомендация: Конкурсные задания на станциях должны быть выполнимы за конечное время.
  12. Эстафета Команде предлагается пройти определенное количество этапов по определенному маршруту. Побеждает команда выполнившая быстрее всех предложенные задания.
  13. Олимпиада Среди команд происходит жеребьевка. Команды попавшие в одну пару соревнуются между собой на вылет. Побеждает команда с наименьшим числом поражений.
  14. Ротация Команда делится на несколько частей и выполняет задания. Суть задания одной части команды сводится к подготовительной работе для другой части. Пример. - написать сценарий - сделать постановку - подвести рейтинг и …
  15. Экспресс Команда находится в фиксированном месте. Бегунок доставляет определенное задание, которое необходимо выполнить за строго отведенное время. Затем бегунок относит выполненное задание и получает новое.
  16. Упраленец Лидеру команды объясняются правила выполнения задания. Затем он передает правила всем остальным участникам команды. Участники команды выполняют задания (все задания в разных местах). По итогам выполнения задания лидер получает новую порцию информации.
  17. Школа радости Командам предлагается проити несколько игровых станций, на которых им предлагается получить определенные знания или выполнить определенные конкурсы. Причем за отведенное время участники могут посетить 2-3 класса школы.
  18. Квест Некоторые относят их к станционным играм, но, скорее всего, они уже давно выделились в самостоятельную группу (игрокам предстоит найти какую-то вещь, получить которую они могут только выменяв у другого персонажа. Соответственно приходится распутывать цепочку - бобику принести кость, получить за кость сосиску, отнести сосиску котенку, за это получить зернышко и отнести его курочке... ну это так, утрировано).

Примеры игр по станциям

Пояснительная записка.

Термин “профессия” происходит от латинского корня, означающего: говорить, объявлять, заявлять. Сегодня мы поговорим с вами о профессиях. Что такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями. В документе “Единый тарифно-квалификационный справочник”, насчитывается более 7000 названий профессий, имеющихся в России, хотя спросом пользуется несколько сот. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии. Выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Молодежь сегодня в числе главных целей своей жизни определяет выбор профессии. И сегодня у вас реальная возможность продемонстрировать знания о разных профессиях, свое творчество, находчивость и талант.

Игра рассчитана на детей 11-12 лет. Состоит из четырёх станций. Принимают участие четыре команды.

1 “Чрезвычайная”;

2 “Чему учат в школе”;

3 “Красота - страшная сила”;

4 “Народная”.

Девиз игры: “Истинное сокровище для людей – найти себя в труде”.

Цель: развитие творческого потенциала у учащихся для выбора профессии, приложение творческих способностей к той или иной деятельности.

Задача: познакомить учащихся с профессиями: учителя, пожарного, парикмахера и мастера прикладного творчества.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости! Молодежь сегодня в числе главных целей своей жизни определяет выбор профессии. И сегодня у вас реальная возможность продемонстрировать знания о разных профессиях, свое творчество, находчивость и талант.

Сегодня мы по традиции, проводим игру по станциям “Фейерверк профессий”.

В жизни каждого человека бывают моменты, когда ему приходится делать выбор. Выбор, от которого в дальнейшем зависит его судьба! Какой она будет? Как важно не ошибиться! Успешно ли сложится судьба личная и профессиональная карьера? Как не ошибиться и найти свою, только свою дорогу в профессии? Как выбрать? Вопросов тысячи! Ответ должен быть только один! Давайте вместе попробуем заглянуть в мир профессий. Как знать, может быть эти профессии, станут вашей жизнью, вашим призванием.

Ведущий: Сегодня в нашей игре принимают участие четыре команды.

  • Команда “Смелые ребята”;
  • Команда “Парус надежды”;
  • Команда “ Мы вместе”;
  • Команда “Неукротимые”.

Каждая команда получила карту прохождения по станциям. На каждой станции им продеться проявить смелость, находчивость, талант, вспомнить всё, что они знают и умеют, сплотиться в единую команду и тогда, их ждёт победа.

На каждой станции их встретят, приветят, расспросят и поставят оценку. Оценивается работа команд по 10 бальной системе. Кто наберет наибольшее количество очков, тот и победитель.

Вам даётся 15 минут на каждой станции, по музыкальному сигналу команды переходят на другую станцию, указанную в их карте. Переход должен занимать не более двух минут. В конце игры, когда будут пройдены все станции, жюри подведет итоги, а команды покажут домашнее задание. Инсценировка одной из профессий. Приложение 1,2,3,4.

1. Станция “Чрезвычайная”.

На станции команду встречает ведущий, одетый в форму МЧС.

Он следит за правильностью выполнения заданий и выставляет балы команде в паспорт.

Как расшифровать МЧС? (Министерство чрезвычайных ситуаций).

В каких ситуациях необходима помощь сотрудников МЧС?

Экипировать пожарного для тушения пожара. (Предлагается набор карточек с названиями инструментов, элементов одежды пожарного. Правильные и неправильные ответы. Необходимо собрать только нужные карточки.

Ваши действия если в школе объявлена пожарная тревога…

Пожарные.

В игре принимает участие вся команда. На игровой площадке чертят линию старта (он же и финиш). К верхней перекладине шведской стенки крепятся колокольчики. По сигналу ведущего игроки добегают до стенки, забираются вверх и звонят в колокольчик. Ведущий засекает время, команда, должна выполнить задание как можно быстрей.

2. Станция “Чему учат в школе” . Команду встречает ведущий в костюме мудрой Совы. Он проводит все конкурсы и выставляет оценки в паспорт.

Конкурс “Скажи правильно” Литературные загадки (О.Л. Емичерива)

Команды должны ответить правильный вариант загадки.

  • Шурочка ряба. (Курочка Ряба)
  • Шар-птица (Жар-птица)
  • Гусли-лебеди (Гуси-лебеди)
  • Полк и семеро козлят. (Волк и семеро козлят)
  • Кособок (Колобок)
  • Кепка. (Репка)
  • Кошечка-Хаврошечка (Крошечка-Хаврошечка)
  • Киса и журавель (Лиса и журавель)
  • Крот в сапогах (Кот в сапогах)

Конкурс: “Собери портфель” (Дети должны на ощупь из сундука доставать школьные принадлежности, угадывать, что это такое и складывать в портфель).

Игра. Классики.

На игровой площадке чертятся классики. Каждый член команды должен, прыгая на 1 ноге и толкая биту перед собой, пропрыгать с 1-го по 10-й класс. Если бита вылетает за пределы классиков, игрок уступает место следующему. Выигрывает тот игрок, который первым пропрыгает все классы.

3. Станция “Красота, страшная сила”. Команды встречает и проводит все конкурсы ведущий в костюме цырюльникка, от же выставляет оценки в паспорт.

“Оборудуем парикмахерскую” - необходимо оборудовать парикмахерскую из предложенных вещей.

Делаем причёску. (Каждой команде даётся название причёски, им необходимо причесать одного из членов команды). “Абажур”, “Эверест”, “Ракета”, “Роза”.

4. Станция “Народная”. Ведущий встречает команды в русском народном костюме. Он же следит за выполнением заданий и выставляет оценки в паспорт.

Хохломская роспись, что это? Хохломам - старинный русский народный промысел , родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода . Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели , выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом, по золотистому фону. На дерево, при выполнении росписи, наносится не золотой , а серебристый оловянный порошок . После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде , эффект массивности .

Сыграть всей командой на деревянных ложках.

После творческого выступления команд подводятся итоги игры и награждение победителей.

Карта для прохождения по станциям.

Команда №1

Сценарий развлекательно-игровой программы для школьников среднего звена

Сценарий игры по станциям для 6-7 классов «Сильные, смелые, ловкие»

Автор: Кузьмина Мила Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе МКОУ "Медвежьегорская СОШ №1" Республики Карелия

Цель: организация и проведение досуга школьников 6-7 классов
Задачи:
- развивать кругозор и творческие способности учащихся;
- привлекать учащихся к активному образу жизни;
- воспитывать в школьниках чувство товарищества, сплоченности команды
Описание: сценарий игры будет интересен для заместителя директора по воспитательной работе, классного руководителя. Родители также могут использовать идеи игры для проведения дня рождения своих детей - школьников.
Смысл игры заключается в поисках сокровища, а сокровища находятся на затонувшем корабле. Выполняя задания, ребята получают фрагменты корабля, из которых должны сложить картинку по окончанию игры.
Идея проведения игры по станциям принадлежит ребятам.
Разрабатывая сценарий, учитывала возрастные особенности школьников 6-7 классов. Нам, взрослым, всегда надо помнить о том, что будет ребятам интересно и полезно, как могут они реализовать свои творческие способности и любая игра должна в себе нести сплоченность и взаимовыручку команды.
Судьями на станциях игры были ученики 8 классов, которые самостоятельно провели конкурсы и подвели итоги.
Длительность проведения: 1 час 30 минут
В игре должен соблюдаться временной интервал между конкурсами (на переходы и выполнение задания - 7 мин)
Через каждые 7 минут звенел звонок и команды перемещались из одной станции на другую

Подготовительная работа:
- разработать положение тематического вечера и обсудить его с классными руководителями и учителями физкультуры;
- нарисовать красочное объявление и донести информацию до ребят;
- учащиеся готовят концертный номер по теме и элементы костюма;
- подготовить грамоты и « сокровища» - конфеты;
- подготовить станции для проведения конкурсов;
- нарисовать карту - маршрутный лист;
(вспомнила, как в пионерском лагере делали карту с эффектом старины: скомкать лист бумаги, залить крепким холодным чаем, высушить и разгладить утюгом, края карты можно обработать огнем)
- картинку корабля разрезать на столько частей, сколько будет станций;
- изготовить сундук (можно обклеить обоями коробку и наклеить из бумаги замок или использовать старый чемодан);
- подготовить звуковой ряд музыкальных файлов морской тематики

Ход игры:

Ведущий: Здравствуйте, дорогие мальчишки и девчонки! Добрый вечер, самые отважные люди нашей школы. Мы очень рады, что вы не испугались и пришли к нам, чтобы отправиться на поиски пиратских сокровищ.
Вы готовы отправиться в дальнее путешествие на встречу опасностям и приключениям? Нет ни одного человека, кто бы не зачитывался в детстве романами о пиратах, кто бы не мечтал найти зарытые пиратами сокровища. Сегодня мы отправляемся за пиратскими сокровищами. Но в отличии от многих кладоискателей прошлого нам сегодня обязательно повезет. Нам непременно улыбнется удача. Иначе и быть не может, ведь вы такие храбрые, умные, дружные.
Звучит музыка «Робинзон» в исполнении А, Пугачевой. Под музыку выходит и танцует пиратка Мэри. Ее танец подхватывают ребята.



Мэри:
Вы - ребята то, что надо?
Ребята: Да!
Мэри:
Все готовы к поиску клада.
Ребята: Да!
Мери:
Но прежде чем вам клад искать,
ПИРАТОМ НАСТОЯЩИМ НАДО СТАТЬ!!!
Ведущий:
Знаете вы, из какого языка пришло слово «пират» и что оно означает?
Каких известных пиратов вы знаете?
Кто из известных писателей писал о пиратах?
А как называется пиратский флаг?
Мэри: Настоящий пират еще должен знать морские термины:
Морское судно или иначе… (корабль)
Главный после капитана человек на корабле (боцман)
Помещение для матросов (кубрик)
Доска для спуска с корабля (трап)
Дежурство на корабле (вахта)
Рыба-людоед (акула)
Самое крупное морское млекопитающее (кит)
Руль корабля (штурвал)
Высокая деревянная опора для паруса (мачта)
Бок корабля (борт)
Помещение для капитана или пассажиров (каюта)
Передняя часть корабля (нос)
Ведущий: А настоящие ли вы пираты нам покажет игра «Сильные! Смелые! Ловкие!»
Мери: В декабре, когда еще Онежское озеро не было заковано льдом, сильной волной была выброшена вот эта старинная бутылка. Пират Федор, помоги мне открыть ее
(Пират открывает бутылку и достает карты - маршрутные листы по количеству команд)


Мери знакомит ребят с условиями игры и конкурсами.
Мери: Прежде чем дать старт игре мы должны произнести клятву настоящего пирата. Все готовы?
Клянемся быть настоящим пиратом!
Клянемся сегодня гулять до упаду!
Клянемся перед всеми морскими стихиями
Участвовать в конкурсах будем активно мы!
Клянемся всегда мы дружными быть
Петь, веселиться и про ЧАЙ не забыть!
Клянемся! Клянемся! Клянемся
!

(Под музыку ребята разбегаются по станциям: )

1.«Морской бой»

Приветствие. Разминка.
Все моряки должны уметь слушать капитана и выполнять приказы:
Лево руля! - все бегут к левому борту (левому краю тротуара).
Право руля! - все бегут к правому борту (правому краю тротуара).
Нос! - все бегут вперед.
Корма! - все бегут назад.
Поднять паруса! - все останавливаются и поднимают руки вверх.
Драить палубу! - все делают вид, что моют пол.
Пушечное ядро! - все приседают.
Адмирал на борту! - все замирают, встают по стойке "смирно" и отдают честь
Эстафета на меткость
Кегли - это вражеские корабли и их нужно разбить одним ударом мяча.
Каждый должен попробовать сбить все корабли. По звонку команда получает фрагмент корабля и передвигается на следующую станцию)

2.«В гостях у Дикобраза»

3.«Бермудский треугольник»


4.«Хитрая рыбалка»


Сложить из ключей слово "Пират"

5.«Бухта выносливости»

В спортивном зале подготовлены эстафеты, в которых участвуют все ребята класса.


Пройдя все станции, команды собирают корабль в отведенном месте и готовятся к выступлению.


Во время выступления судьи подписывают грамоты и незаметно на сцене появляется сундук с сокровищем

Подведение итогов.Награждение.

В каждой номинации был свой победитель.
Грамота, которую можно сохранить и использовать для награждения

Фотографирование.



Ведущий: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы еще раз убедились, что когда мы все вместе, когда один за всех и все за одного, то никакие опасности нам не страшны и мы всегда добьемся победы. Сегодня вам повезло, карта привела вас к сокровищам. И нам хочется надеется, что вам и дальше будет везти. А знаете, какие наши с вами главные сокровища? Это наши знания, это наша дружба. Сейчас мы предлагаем вам всем встать, взяться за плечи и вместе спеть песню.

Цель игры : ознакомить учащихся со своей страной, ее историей, культурой, растительным и животным миром, обычаями и традициями.

Правила игры : игра начинается со вступительного слова ведущего. Он объясняет правила игры: участвуют представители команд, которые рассказывают о стране в соответствии с указанной темой и отвечают на вопросы другой команды по их темам. Если участник не может ответить на вопрос(ы), за него отвечает вся команда - «все за одного».

Ведущий бросает кубик, и все видят на верхней грани, например, цифру 4. Представитель команды, начавший игру, находясь в ближнем к ведущему круге, делает 4 шага по часовой стрелке, поочередно проходя по четырем кругам (один круг - один шаг). И раз! И два! И три! И четыре! Стоп! Играющий останавливается, например, на станции «Историческая», ведущий задает ему вопрос по истории России. Участник, стоящий в круге, отвечает, его команда помогает ему. После этого эстафета переходит к другой команде, представитель команды начинает двигаться уже со станции «Историческая».

Побеждает команда, давшая больше правильных ответов.

Оформление : посреди зала на полу 8 кругов, начерченных мелом, образован большой круг. Внутри кругов буквы ИС (историческая), Т (традиции и обычаи), Г (географическая), Б (ботаническая), М (музыкальная), X (художественная), ИГ (игровая), И (память о соотечественниках «Никто не забыт, ничто не забыто»), К (космическая).

Вопросы и задания

Память о соотечественниках «Никто не забыт, ничто не забыто»

На этой станции участники знакомятся с музеями страны, увековечивающими память о погибших в войнах соотечественниках.

Назовите музеи России, которые увековечили память о погибших в войнах соотечественниках.

Ответы:

1. Центральный музей вооруженных сил СССР (Москва).

2. Центральный дом авиации и космонавтики (Москва).

3. Центральный военно-морской музей (Санкт-Петербург).

4. Куликово поле (Тульская область).

5. Музей оружия (Тула).

6. Музей-панорама «Бородинская битва».

7. Музей-панорама «Оборона Севастополя».

8. Музей-панорама в Волгограде (Великая Отечественная война 1941-1945 гг.).

9. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

10. Музей 28 панфиловцев (Великая Отечественная война) (с. Немедово Московской области).

11. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

12. Новороссийский городской историко-краеведческий музей.

Художественная

Назовите известных русских художников и перечислите их произведения.

Ответы:

1. Андрей Рублев - «Троица», украшает Благовещенский собор в Московском Кремле.

2. Брюллов Карл Павлович - «Всадница», «Последний день Помпеи», автопортрет.

3. Перов Василий Георгиевич - «Сельский крестный ход на Пасху», «Проводы покойника», «Тройка», «Портрет Достоевского Ф. М.».

4. Айвазовский И. К. - «Девятый вал», «Бриг "Меркурий"», «Лунная ночь в Гурзуфе», «Морской берег», «Буря ночью», «Буря на Северном море».

5. Шишкин Иван Иванович (Вятская губерния) - «Рожь», «Грачи прилетели», «Среди долины ровныя».

6. Репин Иван Ефимович - «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван Грозный и его сын Иван», «Крестный ход в Курской губернии», «Портрет Л. Н. Толстого», «Портрет композитора М. П. Мусоргского», «Портрет актрисы П. А. Стрепетовой».

7. Суриков Василий Иванович - «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Юродивый».

8. Васнецов Виктор Михайлович - «Аленушка», «Богатыри».

9. Левитан И. И. - «Золотая осень», «Плес».

10. Серов Валентин Александрович - «Портрет М. Н. Ермоловой», «Портрет А. М. Горького», «Девочка с персиками».

11. Врубель Михаил Александрович - «Царевна-лебедь», «Демон».

Музыкальная

1. Перечислите виды русских народных песен (весенние, жатвенные, семейные, обрядовые, колыбельные, плясовые, частушки, хороводные, игровые).

2. Что составляет музыкальное наследие этих композиторов?

Алябьев Александр Александрович (1782, Тобольск) - оперы «Лунная ночь», «Аммалат Бек», балет, музыка к 20 водевилям.

Бородин Александр Григорьевич (1833, Петербург) - оперы «Князь Игорь», «Млада», 16 романсов.

Дунаевский Исаак Осипович (1900, Полтавская губерния) - оперетты «И нашим, и вашим», «Женихи», «Ночи полярной страсти», «Миллион терзаний».

Кабалевский Дмитрий Борисович (1904, Петербург) - оперы «Кола Брюньон», «В огне», «Семья Тараса», «Сестра»; оперетта «Весна поет».

Мусоргский Модест Петрович (1839, Псковская губерния) - оперы «Женитьба», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка».

Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844, Новгородская губерния) - оперы «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка»; опера-балет «Млада», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери».

Рахманинов Сергей Васильевич (1973, Новгородская область) - оперы «Алеко», «Скупой рыцарь», 3 симфонии, 4 концерта, 2 сонаты.

Скрябин Александр Николаевич (1872, Москва) - 222 сочинения, 3 симфонии.

Стравинский Игорь Федорович (1882, близ Петербурга)- оперы «Соловей», «Мавра».

Рубинштейн Анатолий Григорьевич (1829, Польская губерния) - оперы «Дмитрий Донской», «Демон», «Нерон», «Купец Калашников».

Игровая

«Найди прищепку».

Вызываются играющие. Одному из них ведущий завязывает повязкой глаза, другому дает 5 обычных бельевых прищепок,

которые тот цепляет на себя. Задачи игрока с повязкой на глазах - найти на ощупь прищепки. Участвовать в игре могут несколько пар, игрок с прищепками не должен оказывать сопротивление. Выигрывает тот, кто быстрее найдет все пять прищепок.

«Улитки».

Играющие встают в линию. По команде ведущего под музыку ребята начинают двигаться к финишу. Выигрывает игрок, пришедший последним. Стоять на месте нельзя, надо двигаться вперед, хоть муравьиными шажками, но вперед.

«Скомкай газету».

Перед участниками на полу кладется развернутая газета. Правую руку игрок заводит за спину, а левой, по сигналу ведущего, нагнувшись, начинает комкать газету, стараясь собрать весь лист в кулак. Побеждает тот, кто быстрее скомкает газету.

Географическая

1. Какой архипелаг нашей страны омывается морями, расположенными в разных частях света? (Новая Земля. С запада она омывается Баренцевым морем, относящимся к Европе, с востока - Карским, находящимся в Азии.)

2. Какой горный хребет и река, находящиеся на территории России, носят одно и то же название? (Урал.)

3. Один из известных полярных исследователей так описывает этот район земного шара: «На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии из снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов». О каком районе идет речь? (Речь идет об Антарктиде.)

4. Назовите самый ценный на земле минерал. (Вода, без которой невозможна жизнь.)

5. Какой полуостров нашей страны одновременно омывается водами двух океанов? (Чукотский, водами Северного Ледовитого и Тихого океанов.)

6. К некоторым географическим названиям нашей страны можно добавить такие прилагательные, как «самый», «самая», «самое»:

Самая северная точка - ... (мыс Челюскин);

Самое глубокое озеро - ... (озеро Байкал);

Самая восточная точка - ... (мыс Дежнева);

Самая крупная ГЭС в России и в мире -... (Красноярская ГЭС).

Традиции и обычаи

Какие обычаи существовали на Руси?

Существовало много праздников, связанных с различными временами года.

В марте встречали весну, прогоняли зиму - это праздник Масленица. Пекли блины, катились с горок, разъезжали на тройках. В субботу строили городки из снега с башнями и воротами. Ребята и взрослые делились на 2 команды. Одна из команд защищала городок, а другая, вооружившись палками, атаковала его. После долгой и упорной обороны нападавшие врывались в ворота и разрушали укрепления. В воскресенье, во время проводов Масленицы, чучело зимы сжигали с радостными криками и песнями.

Ранним летом, когда земля покрывается свежей зеленью, праздновали Троицу. В этот день звонили в колокола, а дома украшали ветками березы. Молодежь и дети заплетали венки, пели песни и водили в лугах хороводы. В старину на Троицу прекращались войны и наступал мир. И сегодня на Троицу принято мириться, забывать обиды и говорить друг другу добрые слова.

Историческая

1. Откуда произошло название города Киев? (На Днепре поселился славянин со своим родом по имени Кий, который пере возил желающих через реку, вследствие чего стал богат. От него и назвали город Киев.)

2. Назовите крупные города, где жили славяне. (Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Месток.)

3. Как раньше называлось Балтийское море? (Варяжским, за этим морем жил народ, его называли варягами.)

4. Когда была Куликовская битва? (В 1380 г., командовал воинами в этой битве князь Дмитрий Донской.)

5. Начало и конец татаро-монгольского ига на Руси. (1224 г. - началось нашествие, а свержение татаро-монгольского ига произошло в 1480 г.)

6. Кем была покорена Сибирь? (Ермаком, 1582 г.)

7. В какие годы был бунт Степана Разина? (1670-1670 гг.)

8. Кем, в каком году был основан Петербург? (Петром 1, в 1703 г.)

9. Перечислить правителей России, царствовавших после Петра I.

Софья (1682-1689 гг.);

Екатерина I (1725-1727 гг.);

Павел (1727-1730 гг.);

Анна (1730-1740 гг.);

Иоанн 111(1740-1741 гг.);

Елизавета (1741-1761 гг.);

Петр III (1761-1762 гг.);

Екатерина II (1762-1796 гг.);

Император Павел (1796-1801 гг.);

Император Александр I (1801-1825 гг.);

Император Николай I (1825-1855 гг.);

Император Александр 111 (1881-1894 гг.);

Император Николай II (1894—1917 гг.).

Ботаническая

1. Назвать представителей животного мира полупустыни.

2. Рассказать о растительном мире тайги.

3. Назвать хищных животных, обитающих в России.

4. Назвать лекарственные растения своей области.

5. Назвать животных, которые относятся к классу кошачьих.

6. Назвать лиственные породы деревьев.

7. Рассказать о строении травянистого растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).

8. Перечислить ценные виды рыб.

9. Перечислить морских животных.

10. Перечислить животных, которые относятся к классу земноводных.

11. Перечислить растения, которые имеют плод «ягода».

12. Перечислить животных, занесенных в Красную книгу.

13. Какие съедобные грибы вы знаете?

Космическая

1. Что такое Вселенная? (Вселенная - это весь существующий мир и все, что его заполняет: звезды, планеты, газ, пыль, все живые организмы и т. д.)

2. Что такое звезды? (Звезды - это огромные газовые шары.)

3. Почему звезды имеют разный цвет? (Цвет звезд зависит от температуры. Самые горячие звезды - голубые, они имеют температуру 20-50 тысяч градусов; бело-голубые звезды имеют температуру 10-20 тысяч градусов; белые - 8-10 тысяч градусов; желтые — 5,5-8 тысяч градусов; красные - всего 4 тысячи градусов.)

4. В какой звездной системе находится наша Галактика? (В звездной системе Млечный Путь.)

5. Каждая галактика имеет разную форму: спираль, эллипс, вытянутая спираль, неправильная галактика. Какую форму имеет наша галактика? (Форму спирали. Наша Солнечная система

находится в одном из спиральных рукавов, примерно на половине расстояния от центра спирали до края.)

6. Что такое «черная дыра»? (Согласно мнению ученых, «черные дыры» - заключительный этап развития звезд, масса которых больше десяти солнечных масс.)

7. Почему «черные дыры» невидимы? (Сила гравитации на поверхности «черных дыр» бесконечно велика и не выпускает из них никакого излучения.)

8. Как называется самая ближайшая к Солнцу звезда? (Про- ксима Центавра.)

9. Сколько планет Солнечной системы можно увидеть невооруженным глазом? (Пять: Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн.)

10. Сколько лет планете Земля? (Примерно 4,6 миллиарда лет.)

11. Какая наука изучает небесные тела: звезды, планеты, кометы, метеориты и т. д.? (Астрономия.)

12. Почему людям с Земли кажется, будто звезды «восходят» и «заходят»? (Потому что Земля вращается вокруг своей оси.)

13. Какая из планет Солнечной системы является самой яркой на ночном небе? (Венера.)

14. Какая из планет Солнечной системы самая маленькая? (Плутон.)

15. Какую планету Солнечной системы называют красной? (Марс, так как песчано-каменистая поверхность планеты богата окислами железа и имеет красноватый цвет.)

16. На какой планете Солнечной системы обнаружены русла высохших рек? (На Марсе.)

17. В каком месяце года Земля находится ближе всего к Солнцу? (Зимой, в январе.)

18. Какая планета Солнечной системы самая большая? (Юпитер.)

19. Какие народы впервые выделили на небе знаки зодиака? (Ассирийцы и вавилоняне.)

20. Кто из ученых первым предположил, что Земля не покоится на китах и слонах, а висит в пространстве и без поддержки? (Пифагор.)

21. Кто из ученых создал первую модель мира? (Аристотель, IV-III вв. до нашей эры.)

22. Кто и когда изобрел телескоп? (Телескопы появились в Европе в начале XVII в. Изобретатель неизвестен. Первым же ученым, использовавшим телескоп для изучения звездного неба, был Галилео Галилей.)

23. Кто из ученых стал создателем гелиоцентрической системы мира? (НиколайКоперник.)

24. Кто из ученых XVI века был не только сторонником учения Коперника, но и дополнил его, утверждая, что Вселенная бесконечна и в ней существует бесчисленное множество миров? (Джордано Бруно.)

25. Кто из ученых доказал, что орбиты планет представляют собой не круг, а эллипс? (Иоганн Кеплер.)

26. Кто из русских ученых доказал наличие атмосферы на планете Венера? (Михаил Ломоносов.)

27. Какое событие явилось началом космической эры в истории человечества? (4 октября 1957 года в Советском Союзе на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, который так и назывался - «Спутник».)

28. Первым космонавтом был, как известно, Ю. А. Гагарин. Какой город России, по словам Гагарина, дал ему путевку в небо? (Саратов. В 1954 году Ю. Гагарин одновременно с учебой в Саратовском индустриальном техникуме стал курсантом Саратовского аэроклуба.)

29. Сколько длился полет Ю. Гагарина в космосе? (108 минут.)

30. Ю. Гагарин поддерживал непрерывную радиосвязь с Центром управления полетами. Какой позывной был у космонавта? («Кедр».)

31. Какое отношение к Саратовской земле имеет космонавт-2 Г. С. Титов? (6 августа 1961 г. Г. Титов совершил суточный полет вокруг Земли. Местом приземления космонавта-2 и космонавта-1 стала Саратовская область.)

32. Когда был совершен первый в мире групповой полет космонавтов в космос? (11-12 августа 1962 года совершили суточный полет вокруг Земли в космос А. Г. Николаев и П. Р. Попович на кораблях-спутниках «Восток-3» и «Восток-4».)

33. Сколько времени длился полет вокруг Земли первой в мире женщины-космонавта В. В. Терешковой? (2 суток 22 часа 50 минут. Старт корабля-спутника «Восток-б» был произведен 16 июня 1963 г.)

34. Кто и когда совершил первый в мире выход в открытый космос? (А. А. Леонов, 18 марта 1965 г.)

35. Кто из землян первым побывал на Луне? Когда это произошло? (Первая посадка на Луну пилотируемого корабля «Апполон-П» (США) произошла 20-21 июля 1969 года. Астронавты П. Армстронг и Э. Олдрин пробыли на Луне 21 час 36 мин.)

36. Когда состоялся первый международный совместный космический полет советского корабля «Союз-19» и американского корабля «Апполон»? (15 июля 1975 г. Экипажи: СССР - А. А. Леонов, В. Н. Кубасов; США - Т. Стаффорд, В. Бранд, Д. Слейтон.)

Примечание : вопросы, приведенные в данной сценарной разработке, можно использовать для викторин и интеллектуальных марафонов.

Что может быть интереснее, чем открывать новые горизонты знаний самостоятельно? Только делать это в игровой форме! Но чем старше становятся дети, тем сложнее их увлечь. Поэтому перед взрослыми стоит непростая задача: найти подходящие задания и выбрать интересную форму их выполнения. Абсолютно беспроигрышным вариантом для старшеклассников является игра «По станциям».

Суть и цели игры

Игра «По станциям» - это удобная педагогическая находка, позволяющая в динамичном ритме проверить знания детей и уровень их общего физического и умственного развития. Участники работают в командах с выбранным капитаном, их задача - ответить на поставленный вопрос, получить отметку в маршрутном листе об успешном завершении этапа от ответственного за станцию лица и двигаться к следующему пункту назначения. Учитель или воспитатель (если речь идёт о летнем или пришкольном лагере) должен следить за тем, как команды работают и все ли участники соблюдают дисциплину (особенно когда соревнуется больше 3 команд).

Игра «По станциям» заставляет детей критически осмысливать как уже известную, так и новую информацию

Цели игры, как и всего образовательного процесса, составляют триединую комбинацию:

  • учебные (ребята пробуют на практике применять свои знания, повторяют в занимательной форме уже изученное);
  • развивающие (школьники учатся быстро реагировать в нестандартных ситуациях, критически осмысливать полученную информацию, задействовать наглядно-образное мышление, а также применять физическую силу);
  • воспитательные (дети привыкают работать в коллективе, стараются поддерживать друг друга в сложных ситуациях, развивают в себе толерантность к многообразной действительности).

Как правило, в игре участвует минимум 3 команды. В противном случае тот самый соревновательный дух не будет сильным настолько, чтобы заинтересовать учеников старших классов.

Варианты мероприятия

Соревнование можно проводить в любом детском коллективе. Но если речь идёт об организации состязания среди учащихся 9–11 классах, то наиболее интересны и оправданы (с точки зрения достижения поставленных целей) такие типы игры «По станциям»:


Все эти типы игры можно проводить не только в школе, но и в оздоровительном лагере . Мы рассмотрим пример организации соревнования для старшеклассников «По станциям» на тему здорового образа жизни.

Организация соревнования старшеклассников «По станциям»

Подготовительный этап

Французский философ ХХ века Жан Франсуа Лиотар говорил: «Если нет правил, то нет и игры».

Подготовительный этап - довольно кропотливое дело, так как необходимо не только направить подростков и помочь им, но и проконтролировать действия взрослых, отвечающих за станции. Складывается он из нескольких частей:

  • Формирование команды. В каждом классе или отряде участники выбирают лидера. Обязательными атрибутами являются девиз, название, выбранная символика и спортивная форма.
  • Подача заявок (они нужны для того, чтобы организаторам было легче, например, рассчитать количество подарков). Командам необходимо указать номер класса (или отряда), количество детей, участвующих в соревновании, название коллектива, фамилию и имя капитана, а также руководителя класса (или отряда) и девиз. Обычно команда формируется из 10 человек, но можно задействовать и меньше участников.
  • Инструктаж старшеклассников по вопросам конкурсов и регламента. Необходимо предупредить детей, что на выполнение заданий каждой станции отводится до 5 минут. Что касается конкурсов, то они будут включать как подготовленные участниками заранее выступления (например, приветствие), так и составленные взрослыми задания, о которых обучающиеся узнают уже непосредственно в день проведения соревнования.
  • Оформление. Обычно в качестве декораций используются плакаты. Например, в зале общего сбора или на пунктах назначения могут быть развешены постеры с цитатами известных людей («Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье» (Генрих Гейне), «Здоровый нищий счастливее больного короля» (А. Шопенгауэр)).

Кроме того, от учителя требуется:

  • подготовить конкурсы (они могут быть представлены в форме загадок, шарад, задач);
  • составить порядок прохождения станций (например, для мероприятия, посвящённого ЗОЖ, в рамках празднования Дня здоровья, можно предложить такие станции: «Азбука здоровья», «Зарница», «Страна здоровых», «Станция «Спортивная», «ОБЖ», «Наш путь к здоровью»);
  • разработать маршрутные листы для каждой команды с указанием перечня всех станций, графы для подписи ответственного за пункт назначения лица, а также свободного поля для примечаний.

Таблица: Пример маршрутного листа

Название команды _____________________________Класс ___________

Капитан_______________________________________________________

Девиз команды_________________________________________________

Название станций Баллы Примечание Подпись ответственного за станцию
Азбука здоровья
Зарница
Страна здоровья
Спортивная
ОБЖ
Путь к здоровью (домашнее задание)

Проведение состязания

Организатору важно перед началом мероприятия проинструктировать не только школьников, но и коллег

Чтобы игра «По станциям» прошла успешно, нужно строго соблюдать последовательность её этапов:

  • Инструктаж. Его проводит руководитель проекта. Сначала ведётся обсуждение правил с лицами, которые будут встречать детей на станциях. Объясняется принцип оценивания выполнения заданий - за 5–7 минут дети должны ответить на вопросы, за которые можно получить по 10 баллов (на этапе «Станция «Спортивная» ребята получают сумму очков, заработанных каждым участником отдельно в индивидуальных соревнованиях), оговариваются условия штрафов - на каждом пункте баллы могут сниматься за отсутствие эмблемы, нарушение дисциплины, задержки, незнание рапорта или девиза. После прохождения командами всех станций ответственные лица отдают протоколы организатору игры для подведения итогов. Также руководителю мероприятия необходимо провести совещание с лидерами команд. На нём выдаются правила игры (после обсуждения со взрослыми), а также образец рапорта («Команда … учащихся … класса в количестве 6 человек готова к игре «По станциям» на тему: «Мы выбираем ЗОЖ»! Наш девиз: … . Рапортовал капитан команды … »)
  • Выполнение заданий. На каждом пункте дети рапортуют, на скорость справляются с испытаниями, получают заполненный лист маршрута и идут к следующему пункту. После прохождения всего пути сдают листы руководителю и ожидают в актовом зале после завершения всех этапов.
  • Подведение итогов. Руководитель объявляет результаты, награждает победителей и самых активных участников и даёт слово взрослым, проверявшим старшеклассников на станциях и участвовавших в организации мероприятия.

Примеры заданий на станциях

Как уже было сказано, задания должны быть разными не только по содержанию, но и по форме:

  • «Азбука здоровья». На первом этапе игры в качестве разминки можно использовать задание на продолжение пословиц. Например, таких: «Береги платье снову, а …», «В здоровом теле - …», «Здоров будешь - …», «Здоровье не свечка, сгорит…», «Курить - …», «Богатство - на месяц, здоровье …».
  • «Зарница». На этой станции ребята показывают свои знания правил оказания первой помощи. Например, даётся описание какой-либо травмы (ранение, сопровождающееся болью и кровотечением, вывих или перелом кости с невозможностью продолжения движения и деформацией конечности) и предлагается участникам рассказать, как нужно действовать в этой ситуации.
  • «Страна здоровья». Этот рубеж предполагает ответы на вопросы викторины: «Что такое ЗОЖ?» (активные действия людей, направленные на сохранение и укрепление физического и духовного здоровья), «Какие аспекты ЗОЖ вы знаете?» (режим дня, правильное питание, гигиена, закаливание, прогулки, гармония в отношениях между людьми), «Что представляет собой гиподинамия?» (недостаток движений), «Каковы принципы закаливания?» (постепенность, систематичность, разнообразие) и так далее.
  • «Станция «Спортивная». На этом этапе задания носят практический характер: прыжки на скакалке за 2–3 минуты, отжимания за 3–5 минут, стрельба по мишени.
  • «ОБЖ». Прохождение этой станции вновь включает ответы на вопросы, которые могут быть связаны с правилами дорожного движения или поведением в нестандартных ситуациях.
  • «Путь к здоровью». Ребята показывают заранее подготовленное выступление (домашнее задание). Старшеклассникам лучше планировать юмористические номера. Например, в стиле любимой команды КВН или резидентов «Камеди клаб».

Если ответственные за рубежи педагоги готовят задания для своих пунктов самостоятельно, то они должны за сутки до начала игры предоставить их на согласование руководителю.

Файлы: Варианты сценариев для старших классов

Игра «По станциям» для старшеклассников не должна включать исключительно сложные вопросы. Они должны комбинироваться с простыми заданиями, которые поддержат дух участников и усилят здоровую атмосферу соперничества. Если такие мероприятия проводить в школе или оздоровительном лагере регулярно, а также привлекать ребят для составления сценария, то это повысит интерес к предмету или рассматриваемой проблеме. Что, в свою очередь, имеет огромное значение для дальнейшего развития подрастающего поколения.