Шyбы

Юрий Никулин – некоронованный король комедии. Советские клоуны: список, биография, творческий путь, фото Никулин и попов конфликт

На днях в Киеве завершились гастроли Театра кошек Юрия Куклачева

В 1988 году артист «Союзгосцирка» Юрий Куклачев заключил с Израилем контракт на проведение своих гастролей. Тогда за поездку в сионистскую страну клоуна пытались исключить из рядов КПСС, но ему удалось отстоять свой партбилет. А вот увольнения Юрий Дмитриевич избежать не смог -- ему дали понять, что советский цирк обойдется без Куклачева.

Как говорится, нет худа без добра. Вскоре после развода с «Союзгосцирком» вы открыли первый в мире частный Театр кошек…

Да, времечко было еще то, -- улыбается кавалер ордена «Надежда нации» Юрий Куклачев. -- Начало 90-х! Я вынужден был выходить в зрительный зал и говорить: «Товарищи, вы заплатили за билет пять рублей. Столько стоил килограмм мяса вчера, а сегодня оно стоит 100! (Мы же билеты продавали за месяц вперед.) Поймите, за эти деньги мясо не купишь». Люди открывали свои кошельки и несли деньги в «кассу взаимопомощи», складывая их кучкой возле сцены.

Я рассуждал так: если я нужен народу, не уеду в Лаг-Вегас, куда меня приглашали. И вы знаете, на наших представлениях всегда аншлаг. Правительству, конечно, я безразличен, а народ меня не отпустил.

А вот мой коллега Олег Попов не выдержал перестроечных веяний. В былые времена он, как и большинство выездных артистов, привозил из-за рубежа натуральные шубы, японские магнитофоны, другой дефицит… Копил всю жизнь и собрал на сберкнижке 300 тысяч рублей, которые со временем превратились в три рубля. Можете себе представить, сколько Олег Константинович потерял, если тогда «Жигули» стоили пять тысяч! Народный артист СССР обиделся и уехал лет 15 назад на ПМЖ в Германию.

Как ваши подопечные доехали в Киев? Бытует мнение, что эти животные привыкают к дому и переезды у них вызывают стресс.

Это домашние кошки, когда их везут на дачу, волнуются и переживают, а наши-то профессионалы! Спят себе спокойно всю дорогу. Я сам люблю поезд -- ура! -- наконец-то можно отоспаться… Даю проводникам свою фотографию и прошу: «Ребята, Куклачева не будите!» И нет проблем. А на эти гастроли в Украину мы приехали автобусом. Правда, на границе нас продержали восемь часов -- выясняли, почему на документах не хватает какой-то голограммы. А мы откуда знаем? Нам в Министерстве сельского хозяйства России выдали такое разрешение…

На Украину из-за этого не обиделись?

Нет, что вы! В Украине я нашел своего первого котенка. В 1971 году мы работали в черкасском шапито. После выступления я шел по парку и услышал в кустах жалобный писк. Маленький рыжий котенок пищал от голода. Принес его в гостиницу, постирал в умывальнике, промыл чаем глаза, накормил… Кутька у меня прижился. Но когда я таким же образом подобрал Стрелку, Кутька, не выдержав моего «предательства», исчез.

В 1981 году мы с женой (Елена и их старший сын Дмитрий сегодня работают в Театре кошек. Младший Владимир -- танцовщик, звезда израильского балета, дочь Екатерина -- студентка Московского текстильного университета. -- Авт.) были в Израиле. Во время одной из экскурсий вдруг словил на себе внимательный взгляд такого же рыженького и худого, как мой Кутька, кота. Вижу, знакомое лицо: «Кутя?» -- «Мя-яу… » Я дал звук, который мы знаем, кот подошел. Я его погладил: «Поехали домой?» «Мя-яу, -- ответил Кутька. -- Здесь останусь».

«Защищая свое потомство, кошка загнала медведя на башенный кран»

А в Харькове у меня был вообще уникальный случай, -- продолжает Юрий Дмитриевич. -- Ночью цирковой медведь Гоша вышел из клетки. Это очень внимательные животные, вот Гоша и заметил, что клетка закрывается ключом. Взял и открыл замочек своим коготком. Прогуливаясь по цирку, медведь услышал в моей гримерке попискивание. Отломал дверную ручку, зашел в комнату и добродушно засунул морду в коробку, откуда раздавался интересовавший его звук. А там как раз окотилась моя кошка Белка…

Защищая свое потомство, Белка с воем вцепилась Гоше в физиономию. Не поняв, в чем дело, медведь (между прочим, ростом 3,5 метра и весом около полутонны) только глаза зажмурил. Когда же кошка разорвала ему нос, рванул из комнаты, проломил выходные двери, цирковые ворота и выскочил на улицу. А кошка -- за ним, да еще завывает и кусает за задние лапы.

Гоша забежал на соседнюю стройку, на которой стоял башенный кран. Забрался по лестнице наверх и сидит. Собрались люди, милиция у них спрашивает: «В чем дело?» -- «Да кошка медведя загнала на кран». Только дрессировщику, которого тут же вызвали, удалось снять Гошу.

Кстати, с этим же Гошей интересная история приключилась в Японии. Увидев, как медведь ездит по арене на мотоцикле, представители «Хонды» решили сделать рекламный трюк и привезли на следующее выступление свой мотоцикл: «Садитесь!»

Гошка сел и поехал -- медведи хорошо рулят, но останавливаться не умеют. Японский оператор, ведущий съемку в цирке, попросил ассистентов дрессировщика: «Отойдите немного, а то в кадр попадаете!» Ребята отошли от прохода, а медведь, откатав положенные три круга, мимо них и проехал. А дальше через открытые ворота -- как раз в цирк мороженое завозили -- выехал на улицу. Гуляющие в парке обмерли: огромный медведь едет на мотицикле. Кто на своем велосипеде заехал в воду, кто -- забрался на дерево.

Гоша, не обращая внимания на переполох, въехал против движения на хайвэй -- скоростную трассу. Обалдевшие японцы тормозят, а медведь их, как горнолыжник, объезжает. Вот была умора! Рядом ехали киношники и все это снимали. До тех пор, пока у «Хонды» бензин не кончился. До Йокогамы доехал, между прочим, а это 50 километров…

Значит, кошка даже перед медведем не спасует. А вас защитить может?

Когда у меня были «Жигули», кошка Стрелка ездила в них и никого, кроме домашних, в машину не пускала. И вот однажды на даче перепутала чужую машину с нашей, залезла в нее и сидит. Хозяева собрались ехать, а кошка на них бросается: «Мя-яу! Жулики пришли воровать!» Люди привели дога: «Фас!» А Стрелка как бросится!.. Кошки собак не очень-то боятся… В общем, до моего прихода владельцы так и не смогли сесть в свою машину.

«Мне кажется, Юрий Никулин не любил клоунов»

Об особой энергетике кошек ходят легенды…

Одна моя кошка терпеть не могла моего друга, -- отвечает Юрий Куклачев. -- Когда он приходил, шипела, а однажды даже пописала ему в ботинок… Потом жизнь показала, что этот человек действительно бессердечный. У него вместо сердца мышца, качающая кровь.

Почему кошку первой пускают в новую квартиру? Потому что она все обнюхает и поглотит энергетический негатив. Не зря, по православной религии, жилье надо освятить -- пройти по нему со свечой и кадилом. Ладан-то имеет полезную силу. И кошка тоже безошибочно определит неблагоприятные точки…

Между прочим, кошки чувствуют энергетику церкви. Они никогда не нагадят в храме. Не то что собака -- забежала и сразу лапу подняла. Оскверненный храм надо переосвящать. Кошка такого никогда не сделает. Мне рассказывал один батюшка: «Представляешь, сплю и в три часа ночи слышу кошачий крик -- я случайно закрыл кошку в церкви. Выхожу, открываю. Животное выбежало, ямку выкопало, присело и успокоилось».

Один из мусульманских священников настолько обожал кошек, что однажды во время богослужения, когда кошка заснула на его мантии, попросил отрезать кусок ткани, чтобы ее не беспокоить.

Почему у фотомодели, с которой все фотографируются, совсем не кошачья кличка Банан?

Кот бананы обожает. Кошка Морковка морковки жрет, хрумает прямо… Кот Шнурок -- со шнурками играет. Простокваша так любит простоквашу, что отличит ее от кефира. Кота, который любит катать монетки, мы назвали Бакс.

А чем примечателен Наполеон?

Расцветкой. Как у шапки Бонапарта. К тому же он очистил один французский ресторан от крыс. Когда директор этого заведения узнал, что наш кот -- крысолов, попросил оставить его на ночь: «Что мы ни делаем, на нашем складе просто катастрофа!» Утром в ресторане показал нам четыре тушки, уложенные крысоловом в ряд.

С крысами вообще бороться очень сложно. Сейчас в Москве появились устройства, отпугивающие крыс ультразвуком. И все стали их покупать. В нашем районе старые брежневские дома. Когда хозяева включили эти приборы, все крысы побежали к нам в театр. Конец света! Прямо по зрительному залу бегали. Мы выпустили своих кошек, но они разбежались -- большинство из них боятся крыс. Только одна Дуська отчаянно дралась с ними и всех уложила. Теперь у нас в театре крысы не появляются, потому что их племя передает друг другу информацию о ждущей здесь опасности.

Вы долгое время работали со знаменитым Карандашом. Говорят, он был большим занудой?

Михаил Николаевич Румянцев был огромной души человек! Мы с ним сначала на ножах были -- он молодежи не очень-то доверял. Вам про Карандаша что-то говорили? -- обращается Юрий Куклачев к группе учащихся Киевского циркового училища, пришедших на его выступление. -- И про меня тоже скажут: за-ну-да! Уж если Михаил Николаевич начинал говорить, все думали: «Когда же он прекратит?» А я понял болезнь старых творческих людей, которые волнуются, переживают, что, по их мнению, молодежь делает все не так.

Однажды Карандаш мне сказал: «Смотри, ты делаешь репризу (за шариком я лез. Этого я сейчас уже не сделаю!), но ты врешь, обманываешь» -- и сделал по моей работе 24 замечания. Когда я их учел, после обновленного номера зрители не отпускали меня с манежа в течение 15 минут.

С Юрием Никулиным встречаться не приходилось?

Будучи очень добрым человеком, Юрий Владимирович всем помогал. Придешь к нему, попросишь -- он и тебе поможет. Пенсионерам всегда большие пенсии пробивал, о старичках заботился, всех обеспечивал квартирами. Но мне кажется, Никулин не любил клоунов. Когда Юрий Владимирович стал директором, только два клоуна работали в его цирке или программа шла вообще без клоунов. Толик Марчевский, Юрий Куклачев никогда не работали в цирке Никулина. Даже если бы Леня Енгибаров был жив, тоже, наверное, не работал бы. А с Олегом Поповым вообще получился конфликт.

Олег Попов и Юрий Никулин вместе сидели в ресторане, вместе пришли к министру выбивать 12 миллионов рублей на новый цирк. Юрий Владимирович пообещал коллеге: «Ты у меня открываешь цирк». Когда здание построили, Никулин сказал: «Олег, у меня сейчас другие планы… » Это тоже сыграло определенную роль в отъезде Олега Попова.

Юрий Владимирович Никулин (1921 – 1997) - великий советский клоун и актер. Его не приняли во ВГИК, заявив, что в нем «что-то есть», но играть в кино он не сможет. Никулин не верил ни в какие приметы, но не любил, когда в его присутствии свистели. Не обладая красивой внешностью и будучи ленивым от природы (так он сам о себе говорил), Никулин многого добился в жизни. Возможно, потому, что он был фантастически обязательный человек. В автобиографической книге «Почти серьезно» он сказал: «В действительности все выглядит иначе, чем на самом деле» .

Родился великий клоун в городке Димитрове. Его мама была актрисой в драматическом театре, куда после демобилизации из Красной Армии устроился работать отец, Владимир Андреевич. Который вскоре организовал передвижной театр революционного юмора и был в нем главным постановщиком и артистом.

В 1921 году родился Юрий, и вскоре Никулины перебралась в Москву. Юрий уже с детских лет оказался в центре театральной жизни столицы. Его отец занимался кипучей деятельностью: писал интермедии, конферансы и репризы для эстрады, цирка, вел театральный кружок в школе, где учился сын. Несмотря на то, что мать нигде не работала, родители постоянно обсуждали спектакли и игру актеров.

Под руководством Владимира Андреевича Юра принимал участие в школьных постановках, но вот учился средне. В престижной школе его продержали до 8 класса, а потом перевели в обычную школу. Чему он был несказанно рад, так как в ней учились ребята из его двора, и теперь можно было перелезать через забор, сокращая путь от дома.

В 1939 году, сразу после 9-го класса Юрий был призван в армию, в войска зенитной артиллерии. Он вспоминал: «Когда я маршировал отдельно, все со смеху покатывались. На моей нескладной фигуре шинель висела нелепо, сапоги смешно болтались на тонких ногах…». Его дразнили – «Глиста в стакане». Но у Никулина-младшего было хорошее чувство юмора, и он не обижался, а смеялся вместе со всеми.

Когда началась война с Финляндией, Юрий Никулин написал заявление: «Хочу идти в бой комсомольцем». Бои шли совсем рядом, но зенитная батарея Никулина стояла в обороне Ленинграда, поэтому ему не удалось участвовать в боевых столкновениях. Как говорится, всю финскую войну «из-под пушек выгонял лягушек». Возможно, именно поэтому он не любил вспоминать годы войны, которую начал сержантом и закончил старшим сержантом. В апреле 1941 года его должны были демобилизовать, но 22 июня 1941 года началась война с немцами…

Никулин воевал в составе зенитной батарей, был контужен. Несмотря на то, что ему иногда было страшно, он переносил это внешне спокойно, но один случай долго не мог забыть. Это был первый убитый при нем человек. «Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком оторвало голову. Сидит человек с ложкой в руках, пар идет из котелка, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто...». Победу Никулин встретил в Прибалтике, но был демобилизован лишь в мае 1946 года.

Служа в армии, он был незаменимым участником художественной самодеятельности и однополчане считали, что у него - талант комика. Летом 1946 года он подал документы во ВГИК, но экзаменационная комиссия вынесла вердикт, что Никулин не пригоден для кино, но, может быть, сгодится в театре. Тогда Юрий решил попытать счастье сразу в двух театральных заведениях: ГИТИСе и училище им. Щепкина при Малом театре, но его не приняли.

Помыкавшись по творческим училищам и студиям, Никулин в отчаянье пришел в студию при Ногинском театре, куда его приняли, но учиться в ней ему пришлось недолго. В сентябре 1946 года Никулин узнал, что производится набор в студию клоунады при Московском государственном цирке на Цветном бульваре. Его там приняли с распростертыми объятьями, отобрав из нескольких сот человек. В 1948 году он уже выступал на манеже.

В 1949 году Юрий Никулин познакомился с Татьяной Покровской, которая училась в Тимирязевской академии и увлекалась конным спортом. Однажды ей пришлось помогать клоуну Карандашу осваивать езду на смешном жеребенке-карлике по кличке Лапоть. Тогда в цирке она познакомилась с Никулиным. Однажды Юрий пригласил ее прийти на спектакль. Играли очень смешную сценку: Карандаш вызывал из зала зрителя и учил его ездить на лошади. Случайного зрителя играл Никулин. В тот день случилось непредвиденное - Никулин попал под лошадь и его увезли на «Скорой» в Склифосовского. Татьяна чувствовала себя виноватой и стала его навещать. А через полгода они поженились, в 1956 году родился из сын- Максим.

А в 1958 году Юрий Никулин впервые снялся в музыкальной комедии «Девушка с гитарой». Сценки с его участием были самыми смешными. Затем последовала роль в фильме «Неподдающиеся», который задумывался как серьезный рассказ о перевоспитании трудной молодежи. Но в процессе съемок Никулин создал столько комических эпизодов, что фильм превратился в комедию.

В начале 60-х Леонид Гайдай задумал комедию «Пес Барбос и необычный кросс». При первой же встрече, внимательно оглядев актера со всех сторон, Гайдай сказал: «В картине три роли. Все главные. Это Трус, Бывалый и Балбес. Балбеса хотим предложить вам». Каждое утро Никулин приезжал на съемки фильма, а вечером выступал в цирке. Весь фильм был построен на веселых трюках и снимался, как говорится, «на одном дыхании». Никулина практически не гримировали, так как, по словам Гайдая, у него и так было смешное лицо. Актеру лишь приклеили большие ресницы. Короткометражка принеся настоящую славу и Леониду Гайдаю, и трем актерам: Никулину, Вицину и Моргунову. После фильма «Самогонщики» троица превратилась в культовый символ советского кинематографа.

В том же 1961 году Юрий Никулин снялся в первой своей драматической роли опустившегося Иорданова в фильме «Когда деревья были большими». Юрий Никулин вспоминал, что режиссер Кулиджанов просил его: «Умоляю вас, не играйте. Только не играйте! Будьте сами собой. Считайте, что ваша фамилия не Никулин, а Иорданов». Чтобы вжиться в роль, Никулин действительно ходил около пивных, мебельных магазинов, смотрел, примеривался... Однажды он приехал на съемочную площадку в гриме и хотел войти в магазин, где должен был сниматься эпизод фильма. Директор магазина не хотел пускать его. «Знаем мы таких артистов! С утра глаза зальют и ходят, «спектакли» разыгрывают! Иди прочь, пока я милицию не позвал!». Лишь заступничество режиссера помогло попасть на площадку.

Лучшей в творческой биографии Никулина стали драматическая роль в фильме «20 дней без войны» (1977 год), в которой он снялся с Людмилой Гурченко. Съемки проходили очень тяжело. Режиссер Алексей Герман порой доводил актеров до отчаяния, так как постоянно психовал и нервничал. Никулин несколько раз говорил с режиссером на повышенных тонах. Несмотря на то, что фильм стал настоящим шедевром, чиновники сделали все возможное, чтобы его посмотрело как можно меньше зрителей. Фильм прокатывали малым экраном.

По словам биографа Шахназарова, Гурченко во время съемок влюбилась в Юрия Никулина. Она смотрела на него с обожанием. Несмотря на то, что Никулин преклонялся перед Гурченко - артисткой, он не хотел оставаться с горячей женщиной наедине и попросил Шахназарова пожить с ним в номере.

Единственный человек, с которым у Никулина были отношения «не очень», был клоун Олег Попов. Они никогда не были врагами, но, как считает Шахназаров, Попов иногда завидовал Никулину и другим клоунам. Кроме того, некоторые пытались их стравить, передавая нечаянные фразы. Как в театре говорят: «Против кого дружите».

Однажды на 50-летие Попова, которое отмечалось в ресторане «Узбекистан», Агаджанов решил сблизить Попова и Никулина. Никулин согласился пойти на примирение и поехал на юбилей. Бывшие недруги пили, произносили здравицы и в конце концов остались вместе. Потом, увидев, что все разъехались, взяли такси и поехали в Попову. Утром, проснувшись на огромной кровати Попова, Никулин даже не сразу понял, почему рядом с ним мирно похрапывает Олег. Встав кое-как, они позавтракали яичницей и разъехались по делам.

Сам Никулин также иногда мирил людей. Долгие годы Никулин жил в уникальном доме, который сейчас весь увешан досками. Однажды Борис Ровенских, режиссер Валентин Плучек, актер Андрей Гончаров, которые друг друга терпеть не могли, ехали в одном лифте с Шахназаровым и Никулиным. Вдруг – стоп: погас свет! Вначале все напряженно молчали, и тогда Никулин стал рассказывать анекдоты и смешные истории. Все стали хохотать и вышли из лифта друзьями.

Немало о личной жизни комика поведала книга Владимира Шахназарова, которую он написал практически под диктовку артиста. Эта книга далась нелегко. Вначале пришлось долго уговаривать Никулина, потом - больше 2 лет работы над главами, потом - издание.

Шахназаров возмущался, когда редакторы пытались исправить отдельные фразы и главы, искажая действительность и здравый смысл. В первой главе была такая фраза – «Я сажусь в свою машину и еду к своим теткам». Редактор исправил – «Сажусь в старенький «Москвич» и еду к своим тетушкам». Никулин возмутился: «Какой к черту старенький «Москвич», у меня - «Волга»! «Никакого исправления», - заявил Никулин, увидев, что Шахназаров снял очки. Это по их договору означало: на правки не соглашаться.

Первый раз книжка вышла в издательстве «Молодая гвардия» и несколько раз переиздавалась. После каждого издания Шахназаров с Никулиным пили по рюмочке коньяка из заветной бутылки, купленной при первом издании. Когда Юрия Владимировича не стало, то на дне бутылки оставалась еще коньяка на одну рюмку...

Никулина хоронили несколько дней. Тысячи людей хотели прийти попрощаться с любимым клоуном. В Москве стояли огромные очереди, как когда-то в Мавзолей. Практически это был уникальный случай,до этого такого прощания были удостоены лишь два человека - Ленин и Сталин.

…Цирк погружается в полумрак. Прожектор, как луч солнца, пробивается сквозь темноту к центру манежа и ложится на ковер ярким кружком света. К нему подходит Олег Попов. Он греет солнечным теплом свои руки, лицо. Блаженно улыбаясь, явно представляя себе, что он оказался на теплой полянке, клоун усаживается в середину светлого кружка и не спеша достает из принесенной с собой корзинки батон белого хлеба и бутылку кефира.

Неожиданно солнечный луч отползает в сторону, оставляя клоуна в темноте. Попов идет за ним и силой возвращает его на прежнее место. Но солнечный круг вновь убегает, не желая подчиняться клоуну. Тогда клоун добром просит лучик оставаться на месте: он нежно гладит солнечный кружок, и тот, под действием ласкового обращения, позволяет клоуну вернуть его туда, где он лежал вначале. Клоун, обхватив двумя руками луч света, аккуратно несет его в центр манежа и опускает на ковер. И снова клоун греется и нежится в тепле лучика, но внезапно идиллическая картинка взрывается резкой трелью свистка милиционера. Оказывается, здесь нельзя сидеть. Клоун послушно складывает свои вещички и направляется к выходу, но, спохватившись, возвращается и, осторожно прикасаясь к яркому кругу, собирает его в небольшой солнечный зайчик, а затем прячет в свою плетеную корзинку. В корзинке вспыхивал огонек, и бережно неся его, Попов потихоньку уходил с манежа. В полумраке, окутывавшем цирк, были видны силуэт клоунской фигуры и солнечный блик, мерцающий в корзинке. Эта сценка всегда очень нравилась зрителям.

С Олегом Поповым Никулин познакомился у Карандаша. Они дружили, выступали в одном спектакле: Никулин с Шуйдиным вели коверными первое отделение, Попов - второе. Но внезапно в их отношениях появился холод, между ними словно кошка пробежала. Олег Попов в своих интервью за последние несколько десятков лет довольно резко высказывался в адрес Никулина. Он критиковал его за то, что Юрий Владимирович был коммунистом. За то, что тот якобы незаслуженно получил звание Героя Социалистического Труда. За то, что не умел жонглировать и ходить по проволоке. За то, что обещал отпраздновать юбилей Попова в цирке на Цветном бульваре и не сделал этого . За то, что… всех претензий Олега Константиновича, видимо, и не перечислить, он был чем-то здорово обижен. Никулин же никогда не говорил о Попове плохо. Но у Юрия Владимировича была одна черта в характере: он был очень доверчив, доверчив безоглядно. Такое бывает с людьми, которые сами предельно честны и которым не свойственно замышлять против другого человека ничего дурного. Если кто-нибудь обманывал Юрия Владимировича, пользуясь его доверчивостью, он никогда не поднимал скандала, не выяснял отношения, не высказывал обиды публично. Он просто вычеркивал этого человека из своей жизни. Из интервью Максима Юрьевича Никулина: «Помню, я принес ему один цирковой проект. Он посмотрел и спросил: "А этот что здесь делает?" - "Он тоже участвует". - "Если он участвует, то я не буду". - "Погоди, тебе водку с ним пить не надо, даже разговаривать необязательно". - "Нет-нет, если он в этом проекте, меня там не будет"».

Вычеркнул ли Никулин из своей жизни и Олега Попова? Трудно сказать. Во всяком случае, известно, что, когда еще на заре своей карьеры Никулин с Шуйдиным поехали на гастроли в Ленинград, на следующий после их выступления день в газете писали: «Интересно показали себя молодые клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, жаль только, что они полностью повторили репертуар Олега Попова». Олег Константинович гастролировал в Ленинграде чуть раньше. Вернувшись в Москву, Никулин с Шуйдиным сразу пошли к Попову: как же так, мы придумали репризы первыми! Не стыдно красть? На что Попов ответил: «А мне все равно, главное, чтобы меня публика любила».

Правда, родные Юрия Владимировича считают, что не этот случай был причиной разрыва его отношений с Олегом Поповым. Сказалась принципиальная разность этих двух людей - по характеру, по отношению к жизни, по отношению к людям.

В этом смысле очень характерной является концовка сценки «Луч света». Если Олег Попов в конце пантомимы собирал лучик солнца в ладошку, прятал в свою корзинку и куда-то уносил, то у Юрия Никулина и Михаила Шуйдина, собравших тот же самый лучик так же в ладони, реприза заканчивалась словами: «А это - вам!» И мгновенно клоуны бросали луч света зрителям, и в зале вспыхивал свет. Таким образом, сценка принимала совершенно иное звучание…

…И КИНО ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Одно время (было это в перестройку) режиссер Андрей Кончаловский в различных интервью, которые он давал на телевидении и в печати, вовсю эксплуатировал свою же максиму: «Счастье, когда ты занят любимым делом и за твою работу тебе еще и платят. Выходит, что за полученное тобой от работы удовольствие ты еще и получаешь деньги!» У Юрия Никулина в 1960-е годы (впрочем, как и раньше, и позже) всё складывалось именно так. Он работал в цирке, который всегда считал своим родным домом, и в кино, которое было для него любимым делом. Это совмещение труда клоуна и киноартиста дало интересный результат: Никулин смог достичь взаимопроникновения искусств кино и цирка друг в друга. Нередко в цирке, на манеже, у него рождались идеи, которые потом он воплощал в кино. И наоборот, на съемочной площадке появлялись замыслы будущих цирковых реприз . К тому же работа в кинематографе как бы раскрывала, разворачивала в Никулине те многочисленные грани человеческой натуры, которые в «конспективном» виде были заложены в его цирковой маске.

Одной работы на манеже было бы достаточно для того, чтобы имя Юрия Никулина вошло в историю нашего искусства. Но талант его был настолько многогранен, он так любил творить и имел такой вкус к жизни, что всё это вместе постоянно подвигало клоуна Никулина искать выход своей творческой энергии и в других жанрах. Он рисовал, он снимался в кино, он писал книги, любил петь - всё было ему интересно и всего было мало! Такое нечасто встречается.

Сниматься в кино Никулину особенно нравилось. Он сыграл более чем в сорока фильмах, играя как ярко комедийные, так и драматические, и поистине трагические роли. Если следовать линии его жизни, то в 1960-е его приглашали уже часто, но обычно на маленькие или даже эпизодические роли: Александр Митта позвал его в 1961 году в свою дипломную работу «Друг мой, Колька!», а годом позже в картину «Без страха и упрека», режиссер Елена Скачко - в фильм-спектакль «Иван Рыбаков». Были и «Маленький беглец», и «Новенькая», и «Семь стариков и одна девушка», но среди этого обилия небольших работ было и несколько таких, о которых интересно говорить, потому что они были знаковыми в жизни Юрия Владимировича. Одной из таких важных вех для «никулинских» 1960-х стало предложение Леонида Гайдая снова поработать у него в картине.

В этот раз Гайдай снимал фильм по произведениям О. Генри. Он выбрал три новеллы, объединив их в фильм под названием «Деловые люди». Никулину предложили играть жулика в новелле «Родственные души». На роль владельца особняка, который грабит этот жулик, утвердили Ростислава Плятта. В одной из сцен грабитель и хозяин, уже сдружившиеся на почве артрита, радикулита и прочих болезней, сидят на кровати в доме, который жулик-Никулин только что ограбил, и вспоминают какой-то старый анекдот. По роли они должны были от души смеяться, а ничего не получалось. Оператор нервничал, Гайдай сердился, грозил, что расходы за испорченные дубли вычтут из их актерских гонораров. Все равно никак смех у Никулина и Плятта не получался. Из воспоминаний Юрия Никулина: «В это время в павильон вошел директор картины и спросил режиссера:

Ну как, отсмеялись они?

Автор Иван соколов задал вопрос в разделе Общество, Политика, СМИ

А почему Олег Попов уехал в Германию? и получил лучший ответ

Ответ от Кислый[гуру]
Потому что его там приняли как своего! Корни еврейские у него наверное!
Уже 18 лет Олег Попов живет в Германии. Он, пожалуй, единственный из русских артистов-эмигрантов смог стать звездой европейского масштаба. Хотя, 78 летний артист уже не делает свои коронные номера: головокружительные трюки на проволоке, жонглование обеденным сервизом на 12 персон и т. д. . Из старых номеров осталось неизменное «солнце в авоське» . Но, в Германии Попова знает каждый, немцы считают его своим национальным достоянием. Когда Попов выходит на арену, зрительный зал неизменно встает.
Традиционно - осенью, зимой и весной цирк Попова гастролирует по Европе, с апреля по октябрь артист отдыхает. И уже очень-очень много лет подряд, каждое 31 декабря, в Новогоднюю ночь Попов выступает в Амстердаме. И жители Голландской столицы идут смотреть цирк Попова. Это уже Голландская традиция.
В каждом немецком городе Олега Попова лично встречает бургомистр. В этом фоторепортаже – встреча Попова и бургомистра города Фельберт, господина Фрайтага.
В своей речи Фрайтаг сказал: - Мы рады приветствовать человека, фотография которого украшала обложку журнала «Шпигель» , человека, о котором бывший канцлер Шредер сказал: « В своей жизни я встречался с двумя великими артистами – Чарли Чаплиным и Олегом Поповым» .
Попова в Германии называют «Счастливый Ганс» . В России звали Солнечный клоун. Он уехал в 1991 году и с тех пор ни разу не бывал в Москве, на своей Родине. Уехал, когда, по словам Олега Константиновича, сгорели все его сбережения, а Никулин выжил его из цирка.
Так ли иначе, но давно нет Никулина, а Попова помнят, ему пишут и звонят, он один из двух последних ныне живущих артистов цирка, народных артистов СССР (второй – дрессировщик Мстислав Запашный) .
На вопрос – приедет когда-либо Попов в Россию, он ответил:
- Никому я в России не нужен, хотя… никогда не говори «Никогда» .
Заговаривая с кем-то о Олеге Попове, обычно натыкаешься на вопрос: «А он что, еще жив?» . Жив, сегодня Олегу Попову, Солнечному клоуну, идет 78-ой год. Живет он в Германии, в небольшой деревушке, немного севернее Нюрнберга. Свой дом построил сам, счастлив в браке с женой Габриэллой и в Россию возвращаться совсем не хочет.

Ответ от Secret [гуру]
трудно было в России, а там ему женщина помогла с выступлениями, поддержала морально Живет он сейчас в в небольшой "деревушке, " немного севернее Нюрнберга. Свой дом построил сам, счастлив в браке с женой Габриэллой

История взаимоотношений двух великих советских клоунов переполнена ревностью, завистью и взаимными обвинениями. Юрий Никулин и ОлегПопов - часть детства всех, кто родился в СССР. Скажи тогда кто-нибудь юным пионерам, что дядя Олег и дядя Юра могут ненавидеть друг друга, это было бы воспринято как святотатство.

Два пути к славе

«Клоун Олег Попов» -так он единственный раз упоминается в книге мемуаров Никулина «Почти серьезно», где автор много и доброжелательно пишет о других своих коллегах. Сухая констатация, которая говорит о многом.

А Попов, будучи уже десять лет «Счастливым Гансом» Германии, на вопрос журналиста, дружен ли он был с Никулиным, холодно ответил: «Не комментирую». «До меня дошло: я спросил что-то категорически не то», - пишет журналист.

Разоткровенничался Олег Константинович позже. В 2015 году, в его 85-летний юбилей, об артисте вспомнили на родине: пригласили выступать, брали много интервью. Когда в одном из них Попова спросили об отношениях с Никулиным, он долго перечислял свои обиды, в конце оговорившись, что все-таки человека больше нет и не хотелось бы, вообще-то, плохо о нем говорить, но...

И тут старый клоун не справился с лицом: при словах «человека нет» на нем промелькнула улыбка...

Никулин «белый», Попов - «рыжий». Они могли бы составить великолепный дуэт. Этого не случилось, но путь в профессии у них был похожим. Путевку в большую клоунаду им выписал великий Карандаш - Михаил Румянцев, у которого оба были ассистентами.

Попов пришел на место Никулина, который незадолго до этого ушел из-за конфликта с маэстро.

В последующие годы Никулин покорял арену в дуэте с Михаилом Шуйдиным, а Попов предпочитал соло. Причем прославился он раньше Никулина, который по сравнению с ним долго воспринимался как рядовой коверный.

К Юрию Владимировичу слава пришла позже - в кино, в роли Балбеса в комедиях Гайдая ; создал он и мощные драматические образы у Тарковского, Бондарчука, Германа-старшего. Попов тоже иногда снимался, однако его домом была арена. Похоже, он ревновал к киноподвигам Никулина, но вместе с тем и гордился тем, что сам исключительно цирковой артист:

Никулин популярность получил только благодаря кино. Я не говорю, что это плохо. Все, что он сделал в кинематографе, прекрасно. Но он не такой цирковой, как я. По проволоке не ходил, не жонглировал, на руках не стоял, не прыгал... Только ля-ля-ля и анекдоты.

Бренды советского цирка

У Юрия Владимировича тоже были причины завидовать Олегу Константиновичу. Популярность Никулина ограничивалась пределами СССР, а Попова знал весь мир.

Началось все в 1958 году, когда труппа советского цирка поехала на гастроли в Западную Европу. Говорят, после выступления в Бельгии вдовствующая королева Елизавета прямо на арене поцеловала Попову руку и воскликнула: «Ой, солнышко из России прилетело!»

Иллюзионист Игорь Кио тоже вспоминал в связи с этим прозвищем Елизавету:

Бельгийская королева... устроила в честь труппы Московского цирка прием в королевском дворце... Когда в конце вечера подали блюдечки с лимонной водой, чтобы помыть руки после жирной пищи, Попов, не зная предназначения этих блюдечек, выпил из своего воду. Королеве это показалось самой смешной шуткой в ее жизни. И вот тут она сказала: «Нет, это что-то умопомрачительное - это солнечный клоун».

Возможно, старенькое величество действительно учудило нечто подобное, однако сам Попов происхождение своего прозвища объясняет более прозаично:

В самой первой рецензии (на гастроли.) было написано, что в такую туманную погоду приехал клоун, который солнцем осветил арену, отчего всем стало теплей, и с легкой руки того рецензента меня теперь всегда называют «солнечным клоуном».

Попов стал брендом советского цирка. В Мюнхене и Брюсселе есть улицы его имени, он внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый популярный клоун планеты. Никулину о таком и мечтать не приходилось, поэтому, очевидно, его высказывания о международном успехе коллеги содержали скрытую иронию:

Олег Попов - это явление в цирке Запада. Там в клоунаде застой: пожилые клоуны в дедовских костюмах, а он показал нового клоуна.

Но в СССР они гремели на равных. С их изображениями даже выпускалась сувенирная продукция -неслыханное новаторство для советской легкой промышленности. И тот, и другой народные артисты СССР (Попов стал им на четыре года раньше), и оба более чем успешны в плане материальном. Никулин получал у Гайдая за съемочный день 50 рублей - треть месячной зарплаты инженера. У Попова было два «Фольксвагена» - большая редкость в те времена.

Кажется, поначалу их отношения были вполне дружелюбными.

В 1960-х годах молодые Олег Попов и Юрий Никулин даже выступали в одном спектакле... И отношения у них были просто прекрасные. Что произошло потом, я не знаю, - говорит Татьяна Николаевна, вдова Никулина.

Поговаривают, что Попов брал у Никулина репризы.

Отец с Шуйдиным на заре своей карьеры поехали на гастроли в Ленинград, - рассказывает сын артиста Максим Никулин. -На следующий после их выступления день в газете написали: «Интересно показали себя молодые клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, жаль только, что они полностью повторили репертуар Олега Попова». Олег Константинович гастролировал в Ленинграде накануне, и, конечно, у зрителей была возможность сравнить. Отец с Шуйдиным, приехав в Москву, тут же пошли к цирковому начальству: «Как же так, мы придумали репризы первыми, и про нас же гадости пишут?!

Что нам делать?!» А начальство в ответ: «Ну, набейте Попову морду!»

Однако перехват номеров вряд ли был главной причиной вражды - такая практика в цирковой среде распространена. Да и Попов потом жаловался, что это у него воровали репризы. Татьяна Никулина это опровергает:

Был такой автор - Михаил Татарский. Он опубликовал сборник придуманных им реприз, замечу, не предназначавшихся никому из клоунов конкретно, в том числе ставшую потом знаменитой репризу «Луч света», которую поставили и Олег, и Юра с Шуйдиным. Но если Олег Попов в концовке забирал этот лучик для себя и уносил, то у Никулина и Шуйдина реприза заканчивалась словами: «А это - вам!» Луч света выбрасывался в зал, и в зале вспыхивал свет. Таким образом, она принимала совершенно другое звучание.

Кстати, по поводу этой действительно замечательной репризы рассказывают, что она была сначала отрепетирована очень известным в те годы, а ныне забытым клоуном Валерием Мусиным. Но накануне заграничных гастролей он серьезно заболел, и номер срочно переделали под Попова. Говорят, после оглушительного успеха Попова Мусин запил и вскоре вышел в тираж.

Корень неприязни двух великих клоунов - в амбициях не только артистических, но и административных. В 1981 году, когда Никулин стал главным режиссером, а позже директором цирка на Цветном бульваре, ныне носящем его имя, оказалось, что на то же место метил и Попов. Еще более горько обиделся Олег Константинович в 1990 году, когда подошел его бО-летний юбилей. Он до сих пор уверен, что Юрий Владимирович нарочно не позволил ему отмечать день рождения на Цветном. Татьяна Никулина же утверждает, что все было совсем не так:

У нас в цирке упал потолок, и цирк вообще был закрыт. Поэтому мы просто не имели физической возможности проводить его юбилей...

Попова с помпой поздравили в Большом московском цирке. Гайдаевская троица - Евгений Моргунов , Георгий Вицин и Юрий Никулин - с арены приветствовала юбиляра: «Будь здоров, Олег Попов!»

Было ли это лицемерием Никулина? Некоторые именно так и считают.

Юрий Владимирович оказался к своим друзьям очень жестким и жестоким человеком, - говорит клоун Юрий Куклачев.

А Евгений Моргунов сказал как-то про Никулина:

Мы были в одной упряжке и вместе делали смех, но только он один получил Государственную премию, которую выклянчил в Министерстве культуры.

Это вызвало резкий публичный ответ Юрия Владимировича, а после одного из грубых розыгрышей он велел не пускать Моргунова в свой цирк («У нас своих клоунов хватает»), Георгий Вицин запрещал своей дочери просить у Никулина контрамарки. И все же настоящими врагами члены трио так и не стали.

Похоже, не считал Никулин врагом и Попова, несмотря на то что тот утверждает обратное:

Никулин очень сильно меня ревновал. Я имел большой успех на Западе, а он нет. Другого объяснения, почему он не подпускал меня к московскому цирку на пушечный выстрел, я не нахожу.

Юрий Владимирович всегда говорил об Олеге только положительное, ни одного высказывания против я не слышала за все годы, - возражает Татьяна Никулина. - Да и делить им было нечего. Олег был первым? И ради Бога. Юрий Владимирович никогда не претендовал на позицию первого клоуна.

Они просто разные люди - по характеру, по отношению к жизни, к людям... Олег Попов работал тогда, когда отец уже ушел на пенсию. Попов был обласкан страной и партией, получил народного будучи молодым. Под него подбирались коллективы. Он ездил за границу без ограничений. Потом, женившись, остался в Германии, а сейчас изображает из себя жертву режима, - вторит ей Максим Никулин.

У Попова мнение другое: он уверен, что причина его неудач как раз в том, что он, в отличие от Никулина, никогда не состоял в КПСС. Говорил: «Мне кажется, что понятие клоун-коммунист само по себе смешно».

Однако после 1991 года членство в компартии было уже не актуально. Попов эмигрировал - утверждает, что вынужденно: пока он был на очередных гастролях, денежная реформа в одночасье лишила его всех немалых накоплений, а в Германии его труппу бросил импресарио, оставив в чужой стране без денег Вскоре умерла его жена, и больше его в России ничего не держало. Наверное, все это, действительно, повлияло на его решение, но было бы оно иным при более благоприятных обстоятельствах?..

Мне кажется, что все хорошие и находчивые артисты разбежались и теперь находятся за рубежом, -обронил он в 2005 году.

Олег Константинович продолжал работать в Европе, а тем временем его антагонист скончался в России в 1997 году в почете и славе. Почему-то Попов обижается и на то, что сын Никулина стал после него директором цирка:

Он же к цирку никакого отношения не имеет! Из ныне живущих у меня самый большой стаж работы на манеже.

Неужели Попов всерьез полагал, что российское правительство пригласит на эту знаковую должность пожилого коверного из шапито немецкой коммуны Эглофштайн, хоть и не отказавшегося от российского гражданства?..

Да, Олег Попов был великим артистом, которого до сих пор помнят и любят на родине - он даже удивился этому, впервые посетив ее после отъезда. И продолжает работать. Другой вопрос, насколько успешен может быть действующий клоун в его возрасте. Выступает он и в России - в этом году, например, приезжал в Санкт-Петербург Попов богат, знаменит, счастлив в браке с немецкой циркачкой Габи, которая моложе его на 30 лет. А бронзовый Никулин устало курит вечную сигарету на Новодевичьем кладбище...