Платья

Политические процессы. Тема: Политический процесс

Политические события в современном обществе происходят довольно часто, так как меняются курсы внутренней политики, увеличиваются взаимосвязи между государствами. Цепь регулярных политических событий называют политическим процессом. Изучим кратко сущность, типы политических процессов и факторы, влияющие на их развитие.

Развитие политического процесса

Рассматривая историю человечества, можно выделить два этапа в развитии политического процесса.

  • 1 этап. Традиционное общество;

Политический процесс еще не приобрел организованного и четкого характера, он развивается стихийно, «снизу»: инициатива исходит от всех людей, которые начинают нуждаться во власти, в налаживании отношений с другими племенами (государствами).

  • 2 этап. Индустриальное и постиндустриальное общество;

Политический процесс становится более определенным, целенаправленным, развивается теперь «сверху»: формируется слой людей, для которых политика - основное занятие. Политические действия планируются, появляются тактически разработанные программы.

В результате прохождения человечеством двух указанных этапов формируется государственная власть, которая распределяется между гражданами и политическими силами (правителями, партиями, государственными органами).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Классификация

Все виды политических режимов принято подразделять на несколько групп:

  • по значимости для общества: частные и базовые;
  • по масштабам: внутриполитические и международные.

Говоря о политическом процессе, необходимо понимать, что он появляется и регулируется его участниками.

В структуре субъектов (участников) политического процесса главные позиции занимают:

  • инициаторы;
  • исполнители.

Целью политического процесса является проблема. Для ее решения выстраивается следующая последовательность действий:

1. инициаторы заявляют политическую проблему;

2. происходит поиск исполнителей, которые могут решить проблему (органы, должностные лица);

3. выбираются методы и средства, а также ресурсы для решения проблемы;

4. активные действия, решение проблемы.

Стадии

Любой политический процесс проходит несколько стадий:

  • формирование политической системы (политические силы создают свою программу, ведут борьбу за власть, проводят в жизнь свой курс);

В России существует многопартийная система, и разные политические силы предлагают свои решения политических проблем, например, решение жилищной проблемы некоторые партии видят в оказании материальной помощи, другие - в снижении процентных ставок на кредит для покупки недвижимости и так далее.

  • повторение, обновление установленных и действующих механизмов политики (регулярные выборы, увеличение или уменьшение функций государственных органов и так далее);
  • принятие решений по насущным проблемам, реализация власти;
  • осуществление контроля над действиями власти, оценка ее деятельности (специальные органы, средства массовой информации, референдумы).

Что мы узнали?

С момента своего зарождения человеческое общество начало формировать политическую систему, которая в современном обществе приобрела наиболее разработанную структуру. Политические процессы регулируются обществом, в особенности его представителями (органами, партиями), которым предоставлены функции управления, решения внутренних проблем и внешнеполитических задач.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    реферат , добавлен 11.03.2013

    Политический процесс как процесс функционирования политических систем. Участники политического процесса (властвующая элита, заинтересованные группы, массовые социальные движения). Типология форм политического взаимодействия. Виды политических конфликтов.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2016

    Сущность, структура, типология политического процесса. Особенности политического процесса в России. Формы политического протеста: митинги, демонстрации, пикетирование, забастовки. Деятельность участников предвыборных кампаний, политических активистов.

    реферат , добавлен 02.02.2015

    Понятие "политический процесс", его сущность, формы, виды и этапы. Режимы протекания политического процесса. Понятие субъектов политического процесса. Социально-этнические общности как субъекты политики. Личность как субъект политического процесса.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2010

    курсовая работа , добавлен 27.08.2013

    Сущность политических процессов. Формирование политических проблем и выдвижение их на авансцену. Принятие решений и структура политического процесса. Формирование в Беларуси представительной демократии. Формы рациональных политических действий.

    реферат , добавлен 22.12.2010

    Структура политического процесса, виды социально-политических взаимодействий. Технологии политического манипулирования. Значение СМИ в политическом процессе. Политический кризис, его источники, фазы развития. Политические конфликты и пути их разрешения.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2017

Политика по своей сути является деятельностью, поэтому не может не быть процессом. Анализ политического процесса-одна из важнейших проблем политической науки. Понятие "процесс" (от лат. processus - продвижение, прохождение) может определять: 1) последовательную смену явлений, состояний, событий, ситуаций, стадий и т. д.; 2) совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов и целей. Кроме того, это понятие знакомо студентам благодаря изучению таких предметов, как уголовный процесс, гражданский процесс и других, где процесс является порядком осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов, рассмотрения конкретных судебных дел.

Понятие "политический процесс" - важная специфическая категория политической науки, чаще всего его трактуют как совокупную деятельность всех субъектов, связанных с формированием, изменениями, преобразованием и функционированием политической системы. Некоторые ученые других стран связывают его с политикой в целом (Р. Доуз) или со всей совокупностью поведения акций субъектов власти, изменением их статусов и воздействия (Ч. Мерриам). Сторонники институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и трансформацией института власти (С. Хантингтон). Т. Парсонс видел специфику политического процесса в последствиях функционирования политической системы. Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на окружающую среду. Г. Дарендорф делает акцент на соперничестве групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Дело трактуют политический процесс как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов и их влияние на общество.

В пределах этих различных подходов политический процесс открывает свои более важные источники, состояние и элементы; он отображает реальное взаимодействие субъектов политики под влиянием разнообразных внешних и внутренних факторов. Политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты власти взаимодействуют друг с другом и государством через специфические роли и функции. А в связи с тем, что ситуации, стимулы и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо заданность в развитии событий и явлений.

Таким образом, политический процесс-это функциональная характеристика политической системы, содержание которой определяется выполнением субъектами власти своих специфических ролей и функций, это также форма функционирования политической системы, которая постоянно меняется в пространстве и времени.

Под таким углом зрения политический процесс можно представить как некоторую последовательность событий политической жизни. На базе этого подхода универсальную концепцию политического процесса предложил Д. Истон. Согласно теории систем и системного изучения политической жизни политический процесс выступает одновременно и как воспроизводство целостной структуры, и как цикличное функционирование политической системы во взаимодействии с социальной и позасоціальним средой, включающий воздействие на политическую жизнь экономических, экологических, культурных и других факторов.

В рамках системного подхода целостный политический процесс проходит четыре стадии (или четыре режима):

1) конституирование - становление политической системы;

2) функционирование существующей политической системы;

3) развитие политической системы;

4) разложение (распад) политической системы.

Разделение на эти стадии условно, но в целостном политическом процессе они взаимодействуют друг с другом, выполняют свою роль и осуществляются своими специфическими методами политического действия.

Восстановления - становление политической системы - начальная стадия политического процесса. Она происходит одновременно и постоянно. Одновременно - в момент возникновения той или иной политической системы. Эта стадия, как правило, совпадает с переломным периодом в развитии общества, когда теряют легитимность существующие политические силы и господствующее положение занимают другие силы. Эти новые силы создают согласно своих нужд новую политическую систему, в которой их волю проводят качественно новые органы власти и другие политические институты. Одновременно происходит замена прежних правовых норм на новые, в которых закреплены новые, созданы институты власти, другие элементы политической системы. Центральный момент этой стадии - полный пересмотр конституции, потому что принятие новой конституции является легальным и демократическим средством легитимации политической власти. Однако легитимация власти не заканчивается принятием новой конституции - это длительный постоянный процесс. С этой точки зрения конституирования политической системы не является одновременным актом: система постоянно обновляется, идет непрерывный процесс легитимации власти, т.е. признание новой системы, ее одобрение и поддержка со стороны членов общества.

Стадия функционирования политической системы совпадает со стабильным периодом общественного развития, когда господствующие социальные слои занимают более устойчивое положение, чем другие социальные классы. На этой стадии политического процесса осуществляются процедуры воспроизведения и поддержки деятельности уже конституированных органов государства, политических партий, общественных организаций. В демократических обществах такими процедурами являются выборы и перевыборы представительных органов власти, их заседания, назначение, ротация исполнительных органов, съезды, конференции политических партий, общественных организаций и др. Важную роль в этом процессе играют уточнение, пересмотр, расширение и обновление действующего законодательства, в процессе которого ценности и нормы политической системы переносятся (воспроизводятся) по традиции. На стадии функционирования политической системы воспроизводятся и сами участники политического процесса, как представители определенных политических позиций и интересов, носители определенных взглядов и убеждений, стереотипов политического поведения.

Стадия развития политической системы наступает во время определенного перегруппировки и новой расстановки политических сил. На этом этапе политического процесса происходит частичное изменение в системе органов государства, реформирования деятельности политических партий и общественных организаций согласно изменениям в социальной структуре общества и изменений соотношения политических сил в государстве и на международной арене. Изменения в структурах и механизмах власти выводят политику правящей элиты на новый уровень. Стадия развития политической системы сопровождается противоборством различных течений и тенденций, которое в конечном итоге должно привести к адаптации системы, соответствия действующих властных структур внешним социальным условиям. Однако на определенном этапе развития возникают новые силы, интересы которых не совпадают с целями существующей политической систем ы.

Новая стадия - стадия упадка и распада. Наступления стадии упадка совпадает с ростом новых социальных сил, которые продвигают другие виды организации политической жизни. На этой стадии происходит изменение направления развития политического процесса. Эта динамика имеет отрицательный относительно существующих институтов власти характер. Разрушительные тенденции здесь превышают конструктивные и образовательные. В результате те решения, которые принимает правящая элита, теряют руководящие способности, а сама правящая элита и ее институты власти теряют легитимность. Таким образом, стадия упадка политической системы связана с окончательной делегитимацией власти. Так завершается цикл политического процесса.

Однако политический процесс не исчезает, а продолжается. Начало следующего цикла в политическом процессе связан с изменением субъекта политической власти, политических институтов и полным расписанием предыдущей политической системы. Следует отметить, что циклический путь по этих четырех стадиях не является раз и навсегда определенным. Начало и продолжительность каждой стадии во времени обусловлены множеством конкретно-исторических обстоятельств.

Таким образом, политический процесс следует рассматривать как совокупность действий институционализированных и неінституціоналізованих субъектов по осуществлению своих властных функций или политических дисфункций, которые в конце концов приводят к развитию или упадку политической системы общества.

Воспроизведения политической системы - сложное, диалектически противоречивое явление. Это и повторное восстановление всех устоявшихся элементов и параметров системы, и момент их изменения и обновления. Эта составляющая политического процесса закрепляет и одновременно обновляет исторический тип политической системы, ее социальную природу и специфические черты. Следует понимать, что не существует единой общей формы или общего ритма воспроизводства политической системы, универсальных для всех формаций. Однако, например, в демократических обществах уже устоявшимся и определенным средством воспроизводства институтов представительной власти стали периодические, свободные, тайные и прямые выборы (перевыборы) на альтернативных началах. Преемственность - главная черта воспроизведения. Вместе с тем содержание наследственного связи является не механическим копированием существующих форм политических отношений, но и моментом рождения новых черт и качеств, развитие политической системы.

Политическая преемственность - одна из необходимых характеристик и составляющих политического процесса. Политическая система, разумеется, не конституирует сам себя из своего же "материала", ее порождает и постоянно воспроизводит государственно организованное общество. Политическое преемственность является условием и принципом процесса воспроизводства, оно определяет характер процесса восстановления элементов политической системы. Человечество и его политические общности издавна наследуют политическую деятельность предыдущих поколений и одновременно превращают политические реалии в новых условиях; следовательно, в актах воспроизведения политической системы всегда присутствуют моменты рождения каких-то новых черт и свойств. Политические нормы и ценности, обычаи и ритуалы, как правило, переходят в следующий цикл политического процесса благодаря общественно-политической традиции. Содержанием политического преемства является не только механическое копирование политических институтов и форм, которые когда-то сложились; прежде всего это упорядоченные преемственные связи в политике, что имеют свое содержание и особенности.

Так, во-первых, политическое преемство непосредственно связано с характером и механизмами власти, поэтому современная кратологія требует рассматривать его в условиях конкретного политического режима и с учетом исторического типа лидера, правящего в стране (партии, политической группе). Во-вторых, политическое преемство неизбежно испытывает влияние координирующих факторов: объективных-экономическая ситуация, социальное положение, национальный вопрос, духовно-культурная традиция; и субъективных - роль политического лидера, наличие политической элиты, позиция гражданского общества и т.д. В-третьих, наследственность власти в современных политических системах непосредственно признается действующим законодательством, что свидетельствует о ее легальный (или нелегальный характер, а в сочетании с оценкой общественности - о легитимности (или нелегитимности) политической преемственности. В-четвертых, тот или иной вид преемственности в политике напрямую связан с определенным типом политического процесса (западного или "незападного"; технократического, ідеократичного. харизматичного и т.п.).

Наконец, исходя из этих и других черт и условий, можно выделить следующие виды политической преемственности:

а) династическая, когда власть передается по наследству члену династической семьи, довольно часто благодаря обычной норме, традиции или политической ритуала;

б) корпоративная, когда власть как ресурс управления переходит из рук господствующей элиты контреліті ("обмен элит"), или в пределах одной правящей элиты передается наиболее достойным лицам;

в) демократическая, что осуществляется благодаря общепризнанным механизмам представительной или плебисцитарной демократии (выборы, референдум и т.п.).

совокупность действий субъектов политики, их взаимодействие по использованию политической власти для реализации своих политических идей, интересов и концепций.

Отличное определение

Неполное определение

ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ

совокупность видов деятельности политических субъектов, гарантированных законом и включенных в динамику практически-политических отношений, которые охватывают все стадии развития и функционирования политической системы общества. Политический процесс непрерывен и сложен. Он может развиваться в разных направлениях, накладывать одну деятельность на другую, стадию на стадию, быть единством многообразия и многообразием единства.

Политический процесс имеет следующие стадии: выявление и согласование интересов, формирование цели и программы деятельности; обсуждение и принятие политической программы; осуществление программы в деятельности социально-политических общностей, личности; контроль за ее реализацией; оценка результата, определение видов ответственности за ее реализацию, успех или провал.

Политический процесс имеет также ряд собственных характеристик. Во-первых, основное значение в определении политического процесса имеет анализ субъектов политической деятельности, выяснение того, кто именно выступает инициатором этого процесса, в чьих интересах он осуществляется, кто в состоянии обеспечить его последовательное развитие. Во-вторых, реально происходящий политический процесс всегда испытывает влияние различных политических усилий. "Правые" и "левые", консерваторы и радикалы, реакционеры и либералы - все они, каждый по-своему, влияют на конкретный ход политических событий. От верной оценки расстановки действующих сил в политическом процессе зависит очень многое в понимании происходящих перемен. Анализ расстановки политических сил в процессе не следует, однако, замыкать лишь на характеристике собственно политических партий или движений. Они сами во многом являются лишь отражением более глубоких явлений, наблюдающихся в обществе. В конечном итоге от того, какой социальный слой стоит в центре событий, какая группа или класс общества объективно доминирует в них, зависит общий вид и направленность происходящих изменений. В-третьих, важное значение имеет учет особенностей внешнего воздействия на ход событий в политическом процессе. Если речь идет о процессе политического развития в масштабе общества, то здесь уместно говорить об особенностях международной обстановки. Однако во всех случаях, не следует нарушать живые связи исследуемого процесса с политической средой.

Основные характеристики политического процесса можно отнести к внешним и внутренним. К первым будут относиться временные характеристики (т. е. время возникновения и развития политических систем, партий, организаций, движений; степень постоянства или периодичности их функционирования; затяжной или быстротечный характер существования), а также пространственные (центральные или периферийные; общегосударственные, общенациональные или местные; в отдельных сферах жизнедеятельности общества или в отдельных политических организациях). Внутренние характеристики будут касаться качества связи участников политического процесса (сотрудничество или противоборство); направленности развития политического процесса (прогрессивное, регрессивное); роли объективных условий и субъективного фактора; стихийности или сознательности происходящих событий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

1. Понятие, структура, режимы существования политического процесса.

2. Стадии политического процесса.

3. Классификация политических процессов.

4. СМИ в политических процессах.

1.Понятие, структура, режимы существования политического процесса.

Политология изучает не только политические институты, например, государство, партии, сущность политики и политической власти, но и процессы выработки и принятия политических решений, взаимодействия правительства, парламентов, партий и других политических сил. Исследуются причины возникновения той или иной политической проблемы, как эта проблема попадает в повестку дня общества, как на нее реагируют институты управления, какие решения по ней принимаются. Иными словами, речь идет о политической практике, организационной и контрольной деятельности, конкретном управлении, подборе и расстановке кадров, обсуждении и принятии решений, обмене информацией между субъектами политического процесса и многом другом. Это и есть политический процесс, который формируется и направляется, прежде всего, силами, находящимися у власти, принимающими основные политические решения.

Политический процесс отражает политическую реальность, которая складывается не по желанию лидеров и предписаниям ученых, а является результатом переплетения, борьбы интересов различных политических сил, социальных групп, поведения этих групп и граждан, их представлений о том, что бы они хотели получить от правительства и государства. В политическом процессе действуют живые люди со своими надеждами, ожиданиями, предрассудками, уровнем культуры, образования.

Политический процесс стимулирует социальные перемены. В процессе своей деятельности люди влияют на политическую систему общества, воспроизводят одни ее элементы и разрушают другие, поддерживают определенные политические силы и приводят их к власти, отказывая в доверии другим. Тем самым формируется курс государственной политики, отражающий требования тех или иных социальных групп.

Таким образом, политический процесс выступает как результат взаимовлияния групп, как действия правительства и их влияние на состояние общества. Политический процесс - это последовательная смена состояния социально-политической действительности, в первую очередь политической системы общества, происходящую в результате совокупной деятельности социально-политических субъектов (политических сил), направленной на завоевание, удержание и использование политической власти.

Структура политического процесса

По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов:

Субъекта, носителя власти;

Объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

Средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса.

Ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.

Организация политического процесса начинается с замысла, идеи, разработки плана, концепции, теории. Субъектам процесса необходимо выбрать цель, обосновать ее. В соответствии с целью намечаются задачи, выбираются средства, ресурсы, методы, определяются исполнители, темпы, сроки исполнения, число участников, их состав. Исполнители должны отвечать поставленным перед ними задачам и владеть соответствующими средствами, знаниями, навыками. В процессе осуществления различных политических проектов формируется политическая жизнь страны, своего рода политический быт с его обычаями, традициями, общением, связями, настроениями, ожиданиями масс, их поддержкой власти или безразличием к ней, возмущением по поводу тех или иных решений. Несогласованность элементов политического процесса и отношений между ними разрушает процесс или приводит к непредвиденным результатам. Непродуманность концепции процесса, его стратегии и тактики привела к неудаче многие начинания, в том числе процесс перестройки в СССР, создания СНГ, многие преобразования в Восточной Европе.

Исход политического процесса зависит от совокупности факторов, как внутренних по отношению к нему, так и внешних. Речь идет о наличии ресурсов, благоприятных или неблагоприятных внешних условиях, об избранных средствах, методах, исполнителях. В проекте политического процесса должны учитываться как внутренние, так и внешние факторы, однако часто именно внутренние факторы способны нарушить процесс, изменяя число его активных сторонников и участников, сроки завершения и результаты.